История вегетарианства: путь развития системы здорового питания. Кто были первыми вегетарианцами? История возникновения вегетарианства

Вегетарианство впервые получило широкое распространение в Древней Индии, в эпоху зарождения буддизма. Принц Сиддхартха Гаутама, позже названный Буддой, в возрасте 29 лет покинул дворец родителей, чтобы стать отшельником и начать аскетический образ жизни. Именно тогда он решил отказаться от любого насилия, в том числе и над животными. Так начинался путь одной из ключевых фигур в истории вегетарианства.

Примерно в то же время вегетарианство начало зарождаться в Древней Греции. В этой стране отказ от мяса не был массовым явлением: его придерживались только члены религиозных общин и некоторые мыслители. Одним из первых греков-вегетарианцев был философ и математик Пифагор. Источники утверждают, что философ умер естественной смертью в возрасте около 80 лет (в то время почти никто не доживал до таких седин). Такое долгожительство подтверждает эффективность вегетарианства как вида здорового питания.

Некоторые древнегреческие историки (Тацит, Гекатей Милетский и другие) в своих трудах упоминают, что на территории Эллады и соседних государств было немало «вегетарианских» племен. Например, жители племени гипербориан, проживавшие в северной Греции, вообще не ели мяса (их называли «чистыми» людьми) и отличались крепким здоровьем и долгожительством.

Что касается истории вегетарианства в Римской империи, то о ней известно совсем немного. Стоит упомянуть, что государственный деятель и философ Сенека, проживавший в Древнем Риме в 1 веке н.э. решил отказаться от мясной пищи по этическим причинам. По его словам, уже через год после отказа он начал чувствовать не только оздоровление организма, но и приятную легкость в душе.

После христианизации Европы след вегетарианства надолго затерялся. Вновь к этой идеологии начали обращаться средневековые монахи, отказавшиеся от мяса по аскетическим соображениям. Однако эти люди не были настоящими вегетарианцами, ведь они по-прежнему продолжали есть рыбу. Можно считать их первыми пескетарианцами.

Новый этап развития вегетарианство получило уже в эпоху Просвещения, когда против насилия над живыми существами выступили такие известные европейские писатели и ученые, как Жан-Жак Руссо, Чарльз Дарвин, Жорж-Луи Леклерк де Бюффон и многие другие. Если обратиться к истории вегетарианства в США, то нельзя не упомянуть Бенджамина Франклина, одного из лидеров войны за независимость, который также был приверженцем безубойного питания.

Само слово «вегетарианство» люди начали употреблять в 1842 году, когда основатели «Британского вегетарианского общества» решили взять за основу латинское слово «vegetus», что в переводе на русский означает «здоровый, крепкий, бодрый». Новое слово стали использовать не просто для обозначения растительной диеты, а для названия целого образа жизни, включавшего в себя философские, нравственные и медицинские аспекты. В 1847 году возникло первое крупное общество в истории вегетарианства – «The Vegetarian Society», которое базировалось в Манчестере. В первый год своего существования оно насчитывало около 500 человек (сейчас в этой организации более 80 000 членов). Многие удивятся, когда узнают, что и Авраам Линкольн, шестнадцатый президент Соединенных Штатов, практиковал вегетарианство.

Современная история вегетарианства

На рубеже XIX и XX веков ряды вегетарианцев пополнил русский писатель Л. Н. Толстой. Среди интеллигенции Толстой был бесспорным авторитетом, что позволило ему склонить на свою сторону многих своих друзей и коллег. Вслед за автором «Войны и мира» вегетарианцами стали Лазарь Заменгоф (создатель языка эсперанто) и другой известный лингвист Лео Винер, который стал одним из основателей вегетарианских обществ в США и Германии.
История вегетарианства пошла на новый виток, когда 1908 году в Дрездене был создан Международный вегетарианский союз, основной целью которого стала популяризация безубойного питания. Позже в него вступили многие континентальные и региональные вегетарианские сообщества. Сейчас этой некоммерческой организацией руководит собственный Международный совет, избираемый на Мировом вегетарианском конгрессе.
В 1950 году аналогичный союз был создан в Штатах. Объединяя людей разных национальностей, он каждые 2 года организует конгрессы в разных государствах.

В Индии и в наши дни вегетарианство сохраняет стабильную популярность из-за того, что большинство жителей этой страны проповедуют буддизм. Между прочим, отказ от мяса – один из основополагающих принципов индийской философии йога.

История вегетарианства на этом не заканчивается, а, наоборот, переживает эпоху расцвета. В России с 2001 года действует Евразийское вегетарианское общество, которое является членом Международного Вегетарианского Союза и Европейского Вегетарианского Союза (был создан в 1988 году в Нидерландах) и объединяет последователей этой философии, проживающих на территории стран бывшего СССР.

Аргументы в пользу подобного образа жизни выдвигаются самые разные:

  • Этические - нельзя подвергать к страданию животных, необходимо избегать их бессмысленное эксплуатацию и уничтожение.
  • Гигиенические - трупы животных существ, категорически неприемлемы как пища.
  • Диетические - в этом случае полагают, что вегетарианская диета способна защитить организм от самых разных болезней и продлить жизнь человека.
  • Экологические- производство мясо в современных условиях и масштабах, видятся одной из причин угрожающего состояния окружающей среды.
  • Религиозно-философские - считается, что употребление животной плоти, служит препятствием для духовного роста человека.

Существует и собственное религиозное обоснование вегетарианства, они особо распространены в восточных религиях, буддизме, индуизме и джайнизме. Некоторые апологеты мясного неедения, ссылаются на религиозно-вегетарианское рвение христианства в соблюдение постов, но это несколько иная история.


фото: Бенджамин Франклин

Можно встретить и более прозаическую мотивацию... экономия денежных средств. Вегетарианская диета, может в той или иной мере способствовать денежной экономии за счет отказа дорогих мясных продуктов. У такого обоснования, есть и свой авторитет. Известно, что один из отцов основателей США, Бенджамин Франклин, стал вегетарианцем приняв во внимание по мимо диетических соображений, именно экономию денег. Сэкономленные таким образом средства он мог тратить на покупку книг. На первый взгляд апология вегетарианства выглядит достаточно убедительно, но давайте углубимся в историю.


фото: Упанишад - древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера.

Действительно вегетарианство имеет весьма глубокие корни, на протяжение тысячелетий оно практиковалось в тех странах где распространены такие религии как буддизм, индуизм и джайнизм. Уже ведическая религия ставшая основой индуизма, содержала многочисленные предписания вегетарианского толка. Подобного рода запреты встречаются в священных текстах «Упанишад» и «Яджурведы», относятся к VIII - VII в. до н.э.. Мотив вегетарианства здесь один, не насилие в отношение животных.


Джайнизм - религия появившаяся в Индии где-то в VI в. до н.э., еще более радикализировала вегетарианские установки ведической традиции. Хотя в основном как ни странно, джайнизм выступал оппонентом ведического культа. Так вот джайны добровольно принимают на себя обет «Ахимсы», не причинять вреда живому. Поэтому у последователей этой религии существует множество ограничений в пище; они не только не едят мясо, но и стараются не причинять вреда самым мелким насекомым. Джайны не хотят излишне вредить и растениям, поэтому не едят клубни и их корней, а также плодов с содержащих много семян. Наиболее ревностные джайны закрывают рот особыми повязками, что бы с воздухом не вдохнуть случайно мелкое насекомое.


фото:Махаянская триада, в том числе Бодхисаттва Майтрея, Будда и Бодхисаттва Авалокитешвара. II-III век, Гандхара.

Аналогичные запреты существуют и в буддизме, однако не во всем. Священные тексты одной из буддистских традиций «Махаяны», утверждают, что Будда и его ученики были строгими вегетарианцами, а снятие запрета на мясо появилось в буддисткой общине лишь позднее, в связи с упадком дисциплины.


фото: Гомер

Приближаясь к европейской традиции вегетарианства мы видим упоминание о неких «лотофагах», у Гомера и Геродота. В древнегреческой мифологии лотофаги(то есть поедатели лотоса), считались народом жившим на острове в Северной Африки. Этот самый лотос, поедатель из племя мужей хлебоядных, как называет их Гомер в Одиссеи, употребляли с одной целью - обрести забвение, «кто от плода его, меду по сладости равного вкусит, тот уж не хочет ни вести подать о себе, ни вернуться». В этом случае мотивы вегетарианства вполне понятны, закусил и забылся.


фото:Пифагорейцы, орфики. худ. Фёдор Андреевич Бронников

От поедания плоти животных, воздерживались члены мистической секты «орфиков», зародившиеся в начале VI века до нашей эры во Фракии, а также последователи Пифагора, знаменитого древнегреческого философа и загадочного религиозного учителя, того же времени. Сам Пифагор говорил, что мясо затемняет умственные способности; оно мешает предвидению будущего, портит чистоту души и ясность сновидений. И орфики и строгие пифагорийцы, так же не употребляли яиц и избегали приносить в жертву богам мясо, что считалось почти обязательном в ритуалах той поры.


фото:Эмпедокл

В V веке до нашей эры, ярым приверженцем вегетарианства провозгласил себя сицилийский философ и врач Эмпедокл. Философствовал он вполне в пифагорийском духе и проповедовал переселения душ. Именно по этой причине он предписывал воздержание от мясной пищи и кровавых жертв, в которых видел убийства ближних. Эмпедокл допускал только растительную пищу, за исключением бобов, запрещенными пифагорейскими правилами. Ведь каждый продукт питания по мнению Пифагора, порождает свойственные лишь этой пищи состояние души; по этому нельзя есть, во первых, чуждую богам пищу - мясо и вино, и во вторых, ту пищу которая считается священной - мальву и бобы. Кстати, почему согласно пифагорейским воззрениям нельзя есть бобы, так и до конца не понятно. Объяснение этому пытались найти еще древние авторы, однако мнения их разделились; одни древние комментаторы говорили, что пифагорийцы не ели бобов потому, что считали будто бы бобы возникли из того же перегноя, что и люди; другие придерживались более прозаического мнения - от них в животе сильный дух, ну и тому подобное.


фото: Пифагор

Эмпедокл также как его учитель Пифагор, верил во взаимообратимость всех живых организмов и в метемпсихоз(переселение душ). Действительно, в целом можно уловить четкую связь между вегетарианскими пристрастиями древностями и верой в реинкарнацию. Согласно этому учению душа человека после смерти периодически возвращается в этот мир в новых телесных воплощениях. Связь между вегетарианством и верой в реинкарнацию обнаруживается как в индийской религиозной философии, так и в пифагориизме. В последним случае, учения об этом психозе, то есть о переодушевление, предполагает посмертное переселение человеческой души, не только в тела людей, но и в духов, а также в животных, растения, минералы и т.д.. К примеру Эмпедокл утверждал, что помнит, что сам уже однажды был, юношей, девой, кустом, птицей и рыбой безгласной. Так, что в этом случае понятно, откуда происходит не насилие над животными существами и растениями, а так же их не едение.. съешь кого нибудь ненароком и прервешь его цикл перерождения, а вдруг это окажется ваш родственник в теле коровы или в обличье брюссельской капусты.

Итак, мы выяснили что в восточных религиях индуизме, джайнизме и буддизме, а также в религиозно-философском учение пифагорийцев, присутствует ясная связь между вегетарианскими предписаниями и верой в посмертное переселение душ. Такая вера чужда в целом иудейским традициям и еще более жестко, противоречит она христианскому учению. Однако, в самом начале библии и в книге «Бытия», мы встречаем по сути вегетарианский завет который Бог дает первым людям Адаму и Еве.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу».

Действительно, не слово о поедание рыб морских, зверей и птиц небесных, над которыми человек был поставлен владычествовать.

После изгнания первой людской четы из рая, Бог опять говорит проклятому Адаму «и будешь питаться полевою травою», и вновь ни слова, о вкусной и здоровой мясной и рыбной пищи. Потомкам Адама видимо скоро прискучило питаться всякими травками и корешками и они решили, что уж в райские кущи нет возврата, то можно попробовать и мясца.

После вселенской катастрофы-«потопа», Бог заключил новый договор с праведником Ноем и его потомками. Через Ноя Бог подтвердил власть человека над всем живым на земле. Но вслед за этим, последовал запрет на поедание человеком плоти с душою, то есть с кровью. Этот запрет становиться основополагающим в иудаизме и определяет требования «кашрута» - целой системы ритуальных правил устанавливающих соответствие пищи предписание еврейского закона « галахи».

И так, в иудейской традиции мясо есть можно, но это должно быть мясо чистых животных... одновременно жвачных(строго травоядных) и парнокопытных(то есть, имеющих раздвоенные копыта), это такие травоядные животные как коровы, овцы и козы, лоси, газели, горные козлы и даже жирафы. А вот свинина, у евреев к примеру не кошерна, и вовсе не потому, что она грязнее прочих животных, а из-за того, что она не жует жвачку.


Появилась в иудаизме и понятие «поста». Пост заключался в полном воздержание от пищи и питья в течение суток или даже нескольких дней. Главная цель поста, выражение верующим своего смирение перед богом. Этим объясняется то, что иудеи часто прибегали к посту, что бы вымолить прекращение какого либо бедствия, и спросить исцеления или снискать прощения своей вины. Пост также служил выражением скорби и траура. Такую практику поста, как покаяние, приняло по наследству иудаизма и христианство.


Если, первоначально христиане воздерживались в течения определенного времени, от всякой пищи и питья, то с III века, распространяется другая форма поста - отказ лишь от некоторых видов пищи. Постепенно в зависимости от строгости постов, сложилась и определенная иерархия продуктов. На византийским Востоке, по мере убывания значимости для постного воздержания, продукты выстраивались в следующей последовательности:

  • Мясо теплокровных животных.
  • Яйца и молочные продукты.
  • Рыба и другие хладнокровные существа.
  • Икра.
  • Растительно масло.
  • Вино.

Такая градация пищи в постном воздержании была обусловлена не только степенью ее калорийности, но и чисто экономическими соображениями... отказывая себе в дорогостоящей мясной пищи, христианин мог потратить сэкономленные средства, на помощь своим братьям. Главными механизмами и основными движущими силами после практики, являлись усиленная молитва и дела милосердия, а ограничение в пищи создавали так сказать: экономическую базу этой благотворительности.


Пост в христианстве всегда рассматривался как аскетическая практика и правила поста были доведены до наибольшей степени жесткости, в монашестве. На ряду с другими ограничениями повседневной жизни, монашество и на Востоке и на Западе, практически отказалась от всех видов мясной пищи.


фото:Климент Александрийский. Иллюстрация из «Les vrais pourtraits...» Андре Теве (1584).

Но, хорошо скажите вы, все замечательно и даже поучительно, но какое отношение имеет вегетарианство к христианскому посту? С одной стороны вроде ни какого. Никаких общих установок на вегетарианском питание мы не видим в правилах христианской жизни, существует лишь требование временного воздержания от мясомолочной и рыбной пищи, в знак смирения и покаяния. Ничего похожего на религиозно-философское обоснование вегетарианства в восточных религиях в христианстве нет и в помине. Переселение душ и реинкарнация, все это нонсенс для христианства, с другой стороны мы все таки находим вегетарианство как элемент аскетической практики, прежде всего в монашеской среде.

Но и здесь конечно нет и мысли об очистки кармы и оптимизации цикла перерождения. Нет здесь как такового и призыва к ненасилию по отношению к животным. Хотя к примеру, Климент Александрийский учитель церкви, писал в конце второго в начале третьего века «лучше заботится о блаженстве нежели превращать свои тела в кладбища животных». Но в целом воздержание от дорогой калорийной и обильной пищи, для христианина это исключительно знак смирения и покорности божьей воли.


фото: Леонардо да Винчи

В Европе, вегетарианство в современном виде, появляется не раньше эпохи «Возрождения» и возникает она как философская доктрина, с явно этическим уклоном. Число адептов мясного неедения, принадлежали Леонардо да Винчи и французскому философу-математику XVI века Пьер Гассенди. Примечательно, что новое европейское вегетарианство утверждается на основе реанимированной пифагорейской теории питания. Томас Страйен один из первых пропагандистов вегетарианства в XVII столетии, основывался именно на пифагорейской диете.


фото:Пьер Гассенди

Однако, подлинный рассвет европейского вегетарианства наступает в XIX веке. В 1847 году, вегетарианское общество учреждается в Англии, а к 1853-у она насчитывает около 900 человек. Английские вегетарианцы верили в простую жизнь, чистую еду, гуманистические идеалы следовали четким нравственным принципам. Примечательно, что свои идеи английские последователи вегетарианства, в значительной степени заимствовали из древнеиндийской ведической религии.


На многих англичан, годами живших в колониальной Индии, огромное впечатление производили беспрепятственно бродившие по улицам индийских городов священные коровы, а также другие животные, павлины, фазаны, цесарки. Этих тварей никто и не пытался зарезать, изжарить и съесть, хотя голодных, нищих и обездоленных людей, в Индии всегда хватало. Так индуистское вегетарианство пришло в европейскую практику, но уже сильно в обмирщенном виде.


фото: Льв Николаевич Толстой

В России, вегетарианство начинает распространяться с конца 70-х годов XIX века, прежде всего в научных сочинениях, а в 1892-м году, в журнале «вопросы философии и психологии» появилась библия русского вегетарианства, статья Льва Николаевича Толстого «первая ступень». Что же я хочу сказать? Вопрошает в этой статье великий писатель, уже полностью ощутивший себя религиозным и нравственным учителем: то, что людям для того, что бы быть нравственными, надо перестать есть мясо? Совсем нет, но именно воздержание от животной пищи, будет первым делом поста и нравственной жизни, считал Толстой.

Его призыву последовали многие и в 1901 году, в Петербурге образовалась первое российское вегетарианское общество. С тех пор вегетарианское движение прочно обосновалась в отечественной истории, оно оправдывает свой образ жизни разными соображениями - этическими, религиозно-философскими, диетическими или экологическими. Конечно оно не задает тон в нашей повседневной жизни, но вегетарианство, каким бы оно ни было, это вызов людскому самодовольству и вопрошание о цели существования человека в этой жизни.

Сегодня вегетарианство в разных своих формах стало одним из модных направлений здорового образа жизни и питания. Кто-то смотрит на него как на диету, кто-то делает своей идеологией, а кто-то видит в нем панацею от всех хворей. Как говорится, каждому – по его вере!

В действительности же вегетарианство – древняя и богатая традиция, близкая как духу, так и телу человека как существа целостного. История вегетарианства значительно старше истории мясоедения, по самым приблизительным прикидкам, вегетарианство насчитывает порядка 7 тысяч лет.

До наступления ледникового периода, когда люди жили пусть и не в раю, но вполне в благословенном климате, основным занятием было собирательство. Охота и скотоводство младше собирательства и земледелия, как утверждают научные факты. А это означает, что наши предки не ели мяса. К несчастью, привычка есть мясо, приобретенная в период климатического кризиса, сохранилась и после отступления ледника. И мясоедение – всего лишь культурная привычка, пусть и обеспеченная необходимостью выживания в краткий (по сравнению с эволюцией) исторический период.

История культуры показывает, что вегетарианство в большой мере было связано с духовной традицией. Так было на древнем Востоке, где вера в реинкарнацию породила уважительное и бережное отношение к животным как к существам, обладающим душой; и на ближнем Востоке, – к примеру, в Древнем Египте, – жрецы не только не ели мяса, но и не прикасались к тушам животных. Древний Египет, как мы знаем, родина мощной и эффективной системы замледелия. Культуры Египта и Междуречья стали основой специфического «земледельческого» взгляда на мир , – в котором сезон сменяет сезон, солнце ходит по своему кругу, цикличность движения оказывается залогом стабильности и процветания. Плиний Старший (23-79 н. э., автор естественной истории в XXXVII книгах. 77 г. н. э.) так писал о древнеегипетской культуре: «Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала [как они верили] искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими». Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, - бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея».

В европейской культуре, которая выросла из «греческого чуда философии», на самом деле слышны отголоски этих культур древности – с их мифологией стабильности и процветания. Интересно, что египетский пантеон богов использовал образы животных для передачи духовного послания людям. Так богиней любви и красоты была Хатхор, являвшаяся в образе прекрасной коровы, а хищный шакал был одним из ликов Анубиса, бога смерти.

Греческий и римский пантеоны богов имеют лики и привычки чисто человеческие. Читая «Мифы Древней Греции», можно узнавать конфликты поколений и семей, видеть в богах и героях типичные людские черты. Но заметим – боги вкушали нектар и амброзию, никаких мясных блюд на их столе не было , в отличие от людей смертных, агресивных и недалеких. Так незаметно в европейской культуре сложился идеал – образ божественный, причем вегетарианский! «Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям, и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время? » – восклицал Плутарх.

Греки считали растительную пищу полезной для ума и тела. Тогда, впрочем, как и сейчас, на их столах было много овощей, сыра, хлеба, оливкового масла. Не случайно богиня Афина стала покровительницей Греции. Ударив копьем о скалу, она вырастила оливковое дерево, ставшее для Греции символом процветания. Много внимания уделяли системе правильного питания греческие жрецы, философы и спортсмены. Все они предпочитали растительную пищу. Точно известно, что убежденным вегетарианцем был философ и математик Пифагор, он был посвящен в древние тайные знания, в его школе преподавали не только науки, но также гимнастику. Ученики, как и сам Пифагор, ели хлеб, мед и оливы. А сам он прожил уникально долгую по тем временам жизнь и до преклонных лет оставался в прекрасной физической и умственной форме. Плутарх пишет в трактате «О мясоедении»: «Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило… Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения». Вегетарианцами были Сократ и его ученик Платон, Гиппократ, Овидий и Сенека.

С приходом идей христианства вегетарианство стало частью философии воздержания и аскезы . Известно, что многие первые отцы церкви придерживались вегетарианской системы питания, среди них Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский и другие. Апостол Павел писал в «Послании к Римлянам»: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

В Средние века идея вегетарианства как правильного сообразного человеческой природе питания была утрачена. Она была сближена с идеей аскезы и поста, очищения как пути приближения к Богу, покаяния. Правда, большинство людей в эпоху средневековья мясо ели мало, а то и не ели вовсе. Как пишут историки, повседневный рацион большинства еврпейцев соствляли овощи и злаки, редко – молочные продукты. Зато в эпоху Ренессанса вегетарианство как идея вновь вошло в моду. Его придерживались многие художники и ученые, известно, что сторонниками растительной диеты были Ньютон и Спиноза, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а в Новое Время последователями вегетарианства были Жан-Жак Руссо и Вольфганг Гете, лорд Байрон и Шелли, Бернард Шоу и Генрих Ибсен.

Для всех «просвещенцев» вегетарианство было связано с идеей о природе человека, о том, что правильно и что ведет к хорошему функционированию организма и духовному совершенству. XVIII век вообще был одержим идеей «естественности» , и, разумеется, эта тендениция не могла не затронуть вопросы правильного питания. Кювье в трактате о питании размышлял: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений». С ним соглашался и Руссо, сам демонстративно не евший мяса (что для Франции с ее культурой гастрономии – редкость!).

С развитием индустриализации эти идеи были утрачены. Цивилизация почти окончательно победила природу, скотоводство приняло промышленные формы, мясо стало дешевым продуктом. Надо сказать, что именно тогда в Англии и возникло в Манчестере первое в мире «Британское Вегетарианское общество». Его появление датируется 1847 годом. Создатели общества с удовольствием играли смыслами слов «vegetus» – здоровый, бодрый, свежий, и «vegetable» – овощной. Так, английская клубная система дала толчок новому развитию вегетарианства, которое стало мощным общественным движением и развивается до сих пор.

В 1849 году вышел журнал вегетарианского общества – «Вегетарианский курьер». В «Курьере» обсуждались вопросы здоровья и образа жизни, публиковались рецепты и литературные рассказы «в тему». Печатался в этом журнале и Бернард Шоу, известный своим остроумием не менее, чем вегетарианскими пристрастиями. Шоу любил повторять: «Животные – мои друзья. А я не ем друзей». Ему же принадлежит один из самых известных про-вегетарианских афоризмов: «Когда человек убивает тигра – он называет это спортом; когда же тигр убивает человека, тот считает это кровожадностью». Англичане не были бы англичанами, не будь они помешаны на спорте. Вегетарианцы – не исключение. Вегетарианский союз учредил собственное спортивное общество Вегетарианский спортивный клуб, члены которого пропагандировали модный тогда велосипедный спорт и занимались легкой атлетикой. Члены клуба в период с 1887 по 1980 год установили 68 национальных и 77 местных рекордов на состязаниях, и завоевали две золотые медали на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году.

Немного позже, чем в Англии, вегетарианское движение стало обретать социальные формы на континенте. В Германии идеологии вегетарианства немало способствовало распространение теософии и антропософии, а изначально, как это было в XVIII веке, общества создавались в борьбе за здоровый образ жизни. Так, в 1867 году пастор Эдуард Бальцер основал в Нордгаузене «Союз друзей натурального образа жизни», а в 1868 году Густав фон Струве создал «Вегетарианское общество» в Штутгарте. Эти два общества объединились в 1892 году в «Немецкий вегетарианский союз». В начале ХХ века вегетарианство пропагандировали антропософы во главе с Рудольфом Штайнером. А фраза Франца Кафки, обращенная к аквариумным рыбкам: «Я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем», стала поистине крылатой и превратилась в девиз вегетарианцев всего мира.

История вегетарианства в Нидерландах связана с известными именем Фердинанда Домела Ньивенхейса. Видный общественный деятель второй половины XIX века стал первым защитником вегетарианства. Он утверждал, что цивилизованный человек в справедливом обществе не имеет права убивать животных. Домела был социалистом и анархистом, человеком идейным и страстно. Близких своих он к вегетарианству приобщить не сумел, а вот идею посеял. 30 сентября 1894 года был основан Нидерландский Союз Вегетарианцев по инициативе врача Антона Версхора, в Союз входило 33 человека. Общество встретило первых противников мяса враждебно. Газета «Амстердамец» опубликовала статью доктора Петера Теске: «Есть среди нас недоумки, полагающие, что яйца, бобы, чечевица и гигантские порции сырых овощей могут заменить отбивную, антрекот или куриную ножку. От людей с такими бредовыми идеями можно всего ожидать: не исключено, что они вскоре станут нагими разгуливать по улицам». Вегетарианство, не иначе как с легкой «руки» (вернее примера!) Домелы стали связывать с вольнодумством. Гаагская газета «Народ»порицала более всегоженщин-вегетарианок: «Это особый тип женщин: из тех, кто коротко стрижет волосы и даже претендует на участие в выборах!». Тем не менее, уже в 1898 году в Гааге был открыт первый вегетарианский ресторан, а через 10 лет после основания Союза Вегетарианцев количество его членов перевалило за 1000 человек!

После второй мировой войны споры вокруг вегетарианства утихли, а научные исследования доказывали необходимость есть животный белок. И лишь в 70-е годы ХХ века Голландия удивила всех новым подходом к вегетарианству – исследования биолога Верена Ван Путтена доказали, что животные умеют думать и чувствовать! Особенно ученый был потрясен умственными способностями свиней, который оказались ничуть не ниже, чем у собак. В 1972 году было основано общество защиты прав животных «Вкусный зверь», его члены выступали против ужасных условий содержания животных и их убийства. Их уже не считали чудаками – вегетарианство постепенно стало восприниматься как норма.

Интересно, что на традиционно католических землях, во Франции , Италии, Испании , вегетарианство развивалось медленнее и не становилось сколько-нибудь заметным социальным движением. Тем не менее, приверженцы «антимясного» питания были и там, хотя в большинстве своем споры вокруг пользы или вреда вегетарианства были связаны с физиологией и медициной – обсуждалось, насколько это полезно телу.

В Италии вегетарианство развивалось, если можно так сказать, естественным путем. Средиземноморская кухня в принципе употребляет мало мяса, основной акцент в питании делается на овощи и молочные продукты, в изготовлении которых итальянцы «впереди планеты всей». Делать из вегетарианства идеологию в регионе никто не пытался, и общественных антидвижений замечено тоже не было. А вот во Франции вегетарианство до сих пор практически не прижилось. Лишь в последние два десятилетия – то есть практически уже только в XXI веке! – стали появляться вегетарианские кафе и рестораны. А если вы попробуете попросить вегетарианское меню, скажем, в ресторане традиционной французской кухни, то вас не очень-то поймут. Традиции французской кухни – в получении удовольствия от приготовления разнообразной и вкусной, красиво поданной пищи. Причем – сезонной! А значит, как ни крути, временами точно мясной. Вегетарианство пришло во Францию вместе с модой на восточные практики, увлечение которыми постепенно возрастает. Однако традиции сильны, и потому Франция – самая «невегетарианская» из всех европейских стран.

В следующих очерках мы расскажем о вегетарианстве на Востоке, в Америке и в России, а также уделим внимание тем спорам, которые ведутся вокруг вегетарианства сегодня.

Это может удивить многих, но наши далекие предки жили на полувегетарианской диете в течение многих миллионов лет. Некоторые антропологи создали стереотип «человека- охотника», однако тщательное изучение современных племен «охотников-собирателей» позволило ученым сделать вывод о том, что наши далекие предки питались преимущественно растительной пищей, лишь с редким дополнением из мяса животных.

Изучение жизни племен австралийских аборигенов и некоторых южноафриканских племен, живущих в условиях, весьма сходных с условиями жизни наших прародителей, наглядно показывает, что пища животного происхождения составляет не более четверти их рациона. Орехи, семена, фрукты и овощи - вот основная их пища.

Как и большинство идей, существующих сейчас в западном мире, вегетарианство впервые развилось в древней Греции. Самыми известными вегетарианцами того времени были Пифагор и Порфирий, однако, список сторонников вегетарианства можно продолжить такими именами как Диоген, Платон, Плутарх. Древние греки тяготели к вегетарианству по множеству причин. Например, Пифагор и его последователи верили, что животные имеют душу наравне с человеком и после смерти душа животного может возродиться в человеке и наоборот. Это представление прямо перекликается с представлением о реинкарнации, принятой в индуизме, где большинство религиозных деятелей и многие простые люди, также придерживаются вегетарианства.

Платон в своей «Республике» описывает вегетарианство как наиболее подходящую диету для идеального общества. По мнению Платона, растительная пища предпочтительна, так как является пищей, более всего способствующей здоровью человека, а также потому, что для ее производства требуется меньшее количество земель, нежели для производства пищи животного происхождения.

Римляне, перенявшие большинство своих идей от греков, в том числе позаимствовали и вегетарианство. Наиболее известными вегетарианцами древнего Рима можно назвать Овидия и Сенеку.

Падение Римской империи и распространение христианства в Европе привело к «темным векам», в том числе, это коснулось и вегетарианства. В средние века такие христианские мыслители как, например, св. Августин, интеллектуально обосновывали убийство, поедание и, вообще, использование животных людьми. Они доказывали, что только человек имеет душу и свободную волю, в то время как животные созданы исключительно для использования их человеком для своих нужд. Такая точка зрения до сих пор является наиболее распространенной в современном мире.

Однако традиции вегетарианства продолжали жить и в средневековом мире. Многие монахи сторонились употребления мяса ради подавления «животных» страстей своего тела. Бенедиктинцы, Цистерцианцы и некоторые другие монашеские ордена средневековой Европы практиковали вегетарианство в течение некоторых периодов своей истории.

В XV веке Европа заново открыла для себя античную философию, искусство и науку. Однако вновь открыть для себя вегетарианство европейцы смогли не сразу. Леонардо да Винчи, будучи мечтателем, опередил свое время, придерживаясь твердого вегетарианства. Он писал в своем дневнике: «С ранних лет я испытывал отвращение к употреблению мяса и верю, что скоро настанут такие времена, когда люди, подобные мне, будут относиться к убийству животных так же, как сейчас относятся к убийству людей».

Настоящее возрождение вегетарианства можно отнести к XVIII - XIX векам. Именно в это время теория эволюции Дарвина разрушила представление о том, что животные фундаментально отличаются от людей, и тем самым свела на нет религиозные и философские оправдания убийства и поедания животных. Новый взгляд состоял в том, что животные отличаются от людей лишь уровнем интеллекта, но не своей природой.

Такой взгляд на животных как на наших далеких предков привел к новым гуманистическим реформам. Именно в это время появились первые серьезные исследования по вопросам вегетарианства. Тогда же появились и первые авторские работы, связанные с этим вопросом. Лев Толстой и Перси Шелли - вот примеры писателей XIX века, призывавших, среди прочего, к отказу от мясной пищи и от убийства животных. Какое-то время люди, которых мы сейчас называем вегетарианцами, называли себя последователями Пифагорейской диеты. Позднее появился термин «вегетарианство», произошедший от латинского слова «вегетус» (vegetus), что означает сильный, активный, энергичный.

В XX веке вегетарианское движение набирало все большую и большую популярность. Практически в каждой стране появлялись вегетарианские сообщества, издавались книги, газеты, проводились исследования, помогавшие лучше разобраться не только в этической, но и физиологической стороне этого вопроса, во влиянии вегетарианской диеты на физическое состояние человека.
В 1908 году сформировался Вегетарианский Союз (Vegetarian Union), основной функцией которого была организация конференций, на которых вегетарианцы со всего мира могли бы обмениваться информацией. Этот союз существует и работает в полной мере и по сей день.

60-е-70-е годы XX века были временем наибольшего подъема и рассвета вегетарианского движения во всем мире. Новые знания о необходимости диет для поддержания здоровья, увлечение восточными философиями, заинтересованность в улучшении качества и продолжительности человеческой жизни, борьба за мир и утопическая вера в идеальное сообщество - все эти социальные течения привели к появлению множества новых путей в вегетарианстве.

В наше время насчитываются сотни видов вегетарианских диет, которые можно условно объединить в несколько общих групп. Вот основные:

Веганство. Абсолютное вегетарианство. Последователи этой диеты не употребляют в пищу ни мяса, ни молока, ни рыбы, ни яиц. Они практикуют полный отказ от продуктов животного происхождения. Очень часто именно эта вегетарианская диета подвергается наибольшим нападкам со стороны официальной науки и медицины. И на самом деле, полный отказ от продуктов животного происхождения нередко ведет к авитаминозу, снижению уровня железа и других ценных минералов в крови, что приводит к серьезным проблемам со здоровьем и иммунитетом.

Лактовегетарианство. Этот вид вегетарианской диеты допускает, наряду с продуктами растительного происхождения, употребление молока и молочных продуктов. Именно к лактовегетарианцам относится большинство последователей восточных, особенно индийских, философских и религиозных течений.

Ововегетарианство. Диета, исключающая употребление молока, но допускающая употребление в пищу яиц. Этот вид вегетарианской диеты основывается, в основном, на соображениях этического характера, либо на личной непереносимости молочных продуктов.

Лактоововегетарианство. Как следует из названия, это вегетарианская диета, которая, кроме пищи растительного происхождения, допускает употребление яиц и молока. Современные научные исследования доказывают, что именно такая диета является наиболее подходящей с точки зрения здорового и сбалансированного питания.

Кроме вышеперечисленных четырех основных групп вегетарианских диет существует множество видов диет полувегетарианских. К ним относится, например, такая диета как семивегетарианство - диета, исключающая употребление красного мяса, но допускающая употребление любых других видов мяса и птицы. Также к полувегетарианским типам диет можно отнести флекситарианизм . Эта диета основана на употреблении в пищу продуктов растительного происхождения, но допускает редкое употребление мяса, птицы и рыбы.

Также с вегетарианством тесно связаны и другие типы диетических практик:

Это диета, которая допускает употребление в пищу фруктов, орехов, семян и других видов растительной пищи, но только при условии, что добыча этих продуктов не связана с причинением вреда растениям.

Су вегетарианство (в практике буддистов). Исключает все продукты животного происхождения, а также дурно пахнущие растительные продукты, такие как лук и чеснок.

Макробиотическая диета . Эта диета основана на употреблении в пищу продуктов из цельных зерен злаковых и бобовых культур. Впрочем, макробиотическая диета не может считаться в полной мере вегетарианской, так как допускает употребление рыбы.
Сыроедение. Эта диета допускает употребление любых видов продуктов растительного происхождения, но только в том случае, если они не подвергались тепловой обработке.

В любом случае, какой бы вегетарианской практики вы не решили придерживаться, вам следует помнить, что вегетарианство - это, все же, диета, связанная с ограничением употребления тех или иных видов продуктов, что может привести к потере или полному прекращению поступления в организм важных для здоровья питательных веществ, витаминов и минералов. А значит, прежде чем полностью или частично отказаться от употребления в пищу продуктов животного происхождения, следует проконсультироваться со своим лечащим врачом, чтобы быть уверенным в том, что ваши этические устремления не повредят вашему здоровью и благополучию.

Вегетарианство – это новое веяние моды, возникшее на рубеже 20 и 21 столетия, или исторически сложившийся факт? Когда появились первые вегетарианцы , и какими мотивами руководствовались они?

Обратимся к истокам и фактам. Столь популярное ныне слово «вегетарианец » впервые было произнесено в первой половине 19 столетия в «Британском вегетарианском обществе».

Пару столетий назад, человек, называвшийся вегетарианцем, заявлял не столько об отказе от мясной пищи, сколько говорил о своих философских взглядах на жизнь. И лишь спустя годы, этот общеизвестный термин – вегетарианство — стал явно указывать не только на образ жизни, но и на гастрономические пристрастия человека.

Само явление возникло не в 19 столетии, а намного раньше.

Давайте перенесемся в Древний Египет и приоткроем завесу тайны над взглядами египетских жрецов, хранителей древних священных традиций. Большинство из них были истинными вегетарианцами — они не только не ели мясо, но и не прикасались к тушам мертвых животных. Жрецы верили, что отказ от мяса является необходимым для успешного общения с богами, просветления духа и проведения таинственных ритуалов. Их примеру следовали многие египтяне. По свидетельствам историков Геродота и Плиния Старшего, египтяне, в большинстве своем, питались сырыми фруктами и овощами.

Олимп, могущественные боги, колыбель поэзии, математики, философии. Древняя Греция! В ней значительная часть населения была вегетарианцами. Один из основных элементов их рациона — фрукты. Не все знают, что знаменитые древнегреческие философы – Сократ, Пифагор и Платон – придерживались вегетарианских взглядов на жизнь! Пифагор верил в переселение душ, поэтому и отказывался от мясной пищи. Многие последователи Пифагора унаследовали вегетарианские традиции своего учителя.

Платон, разделявший взгляды Пифагора, в труде «Диалоги» рассказал о своем представлении идеального общества. Каким же было оно? Прежде всего, таким, в котором нет места мясной пище. В понимании великого древнегреческого философа, именно пристрастие к мясу порождало конфликты и недоразумения, способствовало возникновению новых болезней – как физических, так и душевных.

У Плутарха, жившего в Древней Греции, были более философские взгляды на вегетарианство. Он не мог одобрить и понять то, как человек может решиться на убийство живого существа, у которого есть своя жизнь, которое наделено умственными способностями.

Исторические факты свидетельствуют о том, что в период с 6 по 2 тысячелетие до нашей эры в Древней Индии зародилась хатха-йога, система, которая позволяет человеку совершенствоваться духовно и физически. Но для этого нужно преложить усилия и отказаться от мяса животных. Мясная пища передает человеку все страдания и болезни убитого животного. В Древней Индии считали, что именно поедание мяса животных – причина агрессивности и злости людей. В то время как вегетарианцы становятся более здоровыми, сильными – духом, культурно развитыми людьми.

Огромное значения для развития вегетарианства сыграло появление буддизма в первом тысячелетии до нашей эры. Основателем этой религии стал Будда, который, вместе со своими последователями, пропагандировал отказ от вина и мяса и запрет на умерщвление любого живого существа. В наше время буддисты делятся на вегетарианцев и не вегетарианцев. К сожалению, не все буддисты, проживающие в Тибете или Монголии, могут придерживаться одной из основных заповедей буддизма в силу жестких климатических условий. Согласно заповедям Будды, есть три вида нечистого мяса: мясо животного, убитого специально для конкретного человека, мясо животного, убитого по распоряжению конкретного человека и мясо животного, убитого самим человеком. Буддисты считают, что главное, не употреблять нечистое мясо, если человек имеет к нему прямое отношение.

Древние инки, чьи тайны были сокрыты временем, и чья жизнь до сих пор интригует потомков, также были вегетарианцами. Их образ жизни разделяли древние римляне и спартанцы. Последние, как известно, жили в условиях полного аскетизма, но обладали огромной силой воли, были выносливыми, сильными и замечательными воинами. Кто знает, быть может тайна их превосходного здоровья и огромной силы воли скрыта именно в вегетарианстве?

Ранее средневековье — период, когда человечество забывает о вегетарианстве.

Среди великих людей Эпохи Возрождения были приверженцы вегетарианского образа жизни, например — Леонардо да Винчи. Он считал, что в будущем, к убийству животных будут относиться так же, как сейчас, относятся к убийству человека. Французский философ Гассенди считал, что употребление мяса человеком – противоестественное явление, и что человек обязан употреблять лишь пищу растительного происхождения. В качестве аргументов указывал на то, что зубы у человека не предназначены для пережевывания мяса.

Несмотря на эти не многочисленные, но существенные доводы, вегетарианства, как осознанного и добровольного явления, не существовало.

Известный английский ученый Дж. Рей, который внес огромный вклад в развитие зоологии, заявлял, что, не смотря на теории приверженцев употребления мясной пищи, еда животного происхождения не прибавляет человеку силу.

Английский писатель Томас Трайон в своей книге под названием «Путь к здоровью» заявлял, что мясная пища приводит к болезням. Животные болеют, существуют в тяжелых условиях, и их мясо несет в себе определенный отпечаток. Помимо этого писатель заявлял, что убийство любого живого существа ради еды – недопустимо.

К 50-м годам 19 столетия вегетарианство стало зарождаться как целостная и научная теория о пользе растительной пищи для хорошего самочувствия и душевной гармонии. Толчком для развития этой теории в Великобритании послужил ряд причин, одна из них -распространение в метрополии индийских верований. Свою лепту внес и экономический кризис, который привел к подорожанию значительной части продуктов питания. Шопенгауэр считал, что вегетарианец – человек с более высокими нравственными и моральными устоями, а Бернард Шоу заявлял, что он питается как порядочный человек, не употребляя трупы невинных существ.

В конце 19 – начале 20 века большой вклад в развитие вегетарианства сделал Лев Толстой. Он стал приверженцем этого образа жизни в 1885 году после встречи с англичанином Уильямом Фреем. Последний доказал, что организм человека просто не предназначен для того, что бы употреблять в пищу мясо. В пропаганде вегетарианского учения Льву Толстому помогали некоторые из его детей. Их взгляды нашли отклики в сердцах многих людей, и уже спустя годы, сын одного из его последователей – Ю.С. Николаев, читал лекции о пользе растительной диеты и активно общался с представителями западных вегетарианских организаций.

В конце 80-х годов 20 столетия в России прошла конференция, в которой участвовали представители Армении, Литвы, Украины и России. Они приняли решение о создании вегетарианской организации. Идею воплотили в жизнь в 1992 году. У образовавшегося «Вегетарианского общества» было несколько важных задач и целей. Участники общества пропагандировали растительную диету и стремились привить людям бережное отношение и любовь к природе.

В 21 веке у вегетарианства начинается новый этап развития. В Индии, по-прежнему, большая часть населения – убежденные вегетарианцы (их численность около 40%). В Китае абсолютное вегетарианство практически не развито. В Бельгии и Франции вегетарианство, как образ жизни — развивается, но небольшими темпами. Люди посещают рестораны для вегетарианцев, но лишь не многие решают отказаться от одежды из меха и кожи. На сегодняшний день в мире существует более одного миллиона вегетарианцев.

За тысячелетия существования, такой образ жизни, как вегетарианство, проделал длительный путь. От популярности и забвения — до возрождения.