Катакомбы рима как попасть доехать адрес. Катакомбы Рима (итал

Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более, чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).


Аппиева дорога / Артур Джон Стратт, 1858 год

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км — это около 750 000 захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) - «покои». Лишь одна из coemeteria — святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos - углубление).


Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.


Аппиева дорога. Гробница Цецилии Метеллы

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев.

Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».


Аппиева дорога. Гробница Илария Фуска

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи».

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь.

Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты. И хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, через означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий.

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.


На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и тому подобное. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений, в одних только катакомбах Святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.


Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: «bi-shalom», «bi-adonai».

Кстати, этот «труд» горгулий породил несколько забавных поговорок. По сей день во Франции о безнадежных пьяницах говорят, что «он пьет как горгулья», или же «он пьет столько, что, глядя на него, горгулья умрет от зависти».

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. В их обязанности также входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах являлись ниши — локулы, дословно «местечки». Они выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров. Под невысокими глухими арками в стене, называющимися аркосолиями, в гробницах помещали останки усопших. Надгробные плиты использовали как алтари при совершении литургии.

С IV века катакомбы начинают утрачивать своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.


Титулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, Италия

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

В конце IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекратились, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забыли.

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.


Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио, который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.


Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них считаются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.


Катакомбы Присциллы

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений. К другим распространённым в катакомбах символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, относятся:

  • якорь - образ надежды (является опорой корабля в море);
  • голубь - символ Святого Духа;
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты;
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии.

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря. Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах - Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие — острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

Столица Италии полна загадок. Одной из таких являются катакомбы Рима, которые представляют собой подземные лабиринты. С I века в них погребают усопших святых людей. Туристов подземные ходы привлекают таинственностью, оформлением и возможностью прикоснуться к истории популярного города.

История

Первых христиан погребали в катакомбах из туфа, так как считали данный вариант захоронения самым достойным. Так в Риме похоронили почти 750 000 человек. Но в V веке погребения утратили своё значение и были прекращены. Папа Мельхиад стал последним, чьи останки похоронили в подземных лабиринтах.

Какое-то время эти места привлекали паломников, желающих помолиться на могилах мучеников, однако из-за того, что мощи святых постепенно извлекались, интерес всё больше угасал. Изучением усыпальниц в XVI веке впервые занялся профессор-теолог Онуфрий Панвинио, его исследования продолжил Антонио Босио.

Полномасштабные исследовательские работы в подземелье начались в XIX веке. Управляет ими специально созданная Папская Комиссия по священной археологии.

Катакомбы Рима делятся на:

  • христианские;
  • синкретические;
  • иудейские

В общей сложности существует больше 60 известных усыпальниц, общей протяжённостью около 160 км. Значительная часть из них проходит под Аппиевой дорогой.

Катакомбы христианские

Римские катакомбы, созданные для первых христиан, считаются самыми старинными. Их достаточно много, но для туристов открыты только 5, о которых упоминается ниже. Посещение ведётся с гидом в составе полноценного экскурсионного тура. Остальные лабиринты не оснащены электрическим освещением и опасны, поэтому вход в них возможен только с разрешения Папской Комиссии.

Захоронения названы в честь мученика, жившего в раннехристианские годы. Примечательно, что изначально это были языческие усыпальницы, которые со временем стали христианскими. Переход вероисповедания просматривается на изображениях, где переплетаются языческие и христианские сюжеты.

Считается, что в III веке в катакомбах Рима покоились апостолы Павел и Петр. Из памяток об этом сохранилась только надпись: «Тут почивали святые Пётр и Павел». В IV веке над захоронениями построили одноимённый храм Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, куда были перенесены мощи Себастьяна.

Адрес: via Appia Antica 136.

Время работы: ежедневно, с 10:00 до 16:30, кроме воскресенья.

Цена: 5 евро для детей и льготников, 8 евро для взрослых.

Официальный сайт

Данные захоронения самые старые. Ранее этой территорией владел Акилий Глабрий, к роду которого принадлежала Присцилла. Считается, что её казнили за верность христианству. В катакомбах Присциллы воздвигнута капелла с греческими надписями и рисунками, изображающими героев Библии. Самым значимым рисунком является Дева Мария с младенцем.

Адрес: via Salaria, 430.

Время работы: каждый день, с 09.00 до 17.00, кроме понедельника.

Цена: 8 евро – полный билет и 5 евро – льготный.

Официальный сайт

Подземелье названо в честь внучки римского императора Веспасиана - Домитиллы, которая приняла мученическую смерть за веру в Христа. Здесь схоронили так много людей, что ниши для тел располагаются в четыре этажа, каждый из которых не менее 5 метров в высоту.

Усыпальница интересна оформлением. На её стенах имеются росписи с уникальным изображением Иисуса Христа, а также раннехристианские символы с определёнными значениями. Это подземелье – настоящее искусство, открывающее дверь в античный мир.

Адрес: via delle Sette Chiese, 282.

График работы: ежедневно, с 9.00 до 17.00, кроме вторника.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро.

Официальный сайт

Агнесса Римская, в честь которой названа усыпальница, была причислена к лику святых за свою непоколебимую веру. На стенах здесь нет традиционных христианских рисунков, но в нескольких галереях имеются эпитафии.

Над лабиринтом в 342 году была воздвигнута базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, где с тех пор покоятся мощи святой Агнессы. Настояла на этом Констанция - дочь императора Константина Великого.

Адрес: via Nomentana 349.

Время работы: 9.00-15.30.

Цена: 8 евро – полный билет, 5 евро – для льготников и детей.

Официальный сайт

Данный подземный комплекс самый крупный в Риме. Его протяжённость – более 20 км, а в галереях насчитывается 170 000 могил на четырёх этажах. Названы захоронения в честь римского священнослужителя Каллиста, который при жизни организовывал похороны христиан.

Лабиринты ещё полностью не изучены, поэтому туристы могут посетить только их часть. Среди галерей выделяют три основных крипты, где покоятся скелеты:

  1. Пещера пап, названная в честь 6 пап, мощи которых хранятся в её стенах. Тут же погребено множество святых людей.
  2. Крипта святых таинств, где пространства хватает для захоронения всей семьи. Помещение украшено фресками с изображением таинства крещения, обряда будущего воскресения и причастия.
  3. Крипта святой Цецилии, являющейся местом захоронения Цецилии римской – мученицы, причисленной к лику святых. Она привела к Богу почти 400 римлян и была верна своей вере до последнего вздоха.

Каждая галерея по-своему удивительна и оформлена в уникальном стиле. По рисункам и надписям историки и ученые изучают настоящие события, легенды, культуру христианства.

Адрес : via Appia Antica 110/126.

График работы: с 9:00 до 15.30, каждый день, кроме среды.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро, детям до 6 лет вход свободный.

Официальный сайт

Иудейские катакомбы

Археологам известны иудейские катакомбы, находящиеся под Villa Torlonia и Vigna Randanini. Их обнаружили в 1859 году, но вход замуровали до конца XX века. Лишь тогда их всё же отреставрировали и разрешили посещать. Ученые определили возраст захоронений – приблизительно 50 год до нашей эры.

Архитектура иудейских и христианских катакомб практически одинаковая . Отличие заключается только в том, что иудейские усыпальницы сначала были созданы в виде отдельных склепов, а уже позднее соединены специальными ходами.

Оформление поражает красотой и величественностью, на рисунках изображены различные животные, птицы, символы и фигуры. Отсутствуют лишь изображения эпизодов из Ветхого Завета, что тоже является отличительной особенностью данных подземелий.

Синкретические катакомбы

Загадка римских катакомб кроется в вопросах о том, кто и когда именно их создал. К примеру, синкретические захоронения были сделаны под храмами, но в их оформлении сочетаются мотивы христианства, а также греческой и римской философии. Поэтому сложно точно определить год их образования.

Самыми известными синкретическими катакомбами является подземная церковь, обнаруженная в районе вокзала Термини в 1917 году. Её глубина – 12 метров, а на стенах красуется лепнина с изображениями мифологических персонажей.

Как добраться?

Главный вопрос, волнующий туристов: «Как попасть к римским гробницам?». Подземные лабиринты располагаются в разных районах города, поэтому однозначного ответа на него нет. Чтобы построить маршрут, нужно выбрать определённую экскурсию. У большинства из катакомб имеются официальные сайты, где можно посмотреть схему проезда.

К примеру, самые посещаемые катакомбы Присциллы находятся недалеко от парка Villa Ada. В данном направлении ездят автобусы №№ 92 и 86, нужная остановка называется Piazza Crati.

Уже в I в. в Риме появляются катакомбы - подземные кладбища христиан.
Слово «катакомбы» произошло от греческих слов «ката кюмбэн» (около углубления) и вошло в употребление в III-IV вв.; император Максенций в начале IV в. построил цирк около понижения местности у Аппиевой дороги, на третьей, миле от Рима, недалеко от круглого мавзолея Цецилии Метеллы". Подземное кладбище христиан возникло здесь еще в III в., и на него перешло название местности (впоследствии наименование «катакомбы» распространилось на все подземные христианские кладбища).

Самыми древними являются катакомбы Присциллы на Салариевой дороге и Домициллы на Ардеатинской дороге. Они носят имена знатных римлянок-христианок I в. Согласно христианской традиции Присцилла, мать сенатора Пудента, в своем доме на Виминале принимала апостола Петра, первого главу римской христианской общины, казненного в 64 или 67 г.

Домицилла - женщина из императорского рода Флавиев (известны две Фла-вии Домициллы, причастные к христианству: жена Тита Флавия Клемента, консула 95 г., и дочь сестры этого консула, изгнанная из Рима за привержен-ность к новой вере; сам консул был убит по повелению Домициана, вероятно, по той же причине).
Для устройства подземных кладбищ христиане скачала использовали старые каменоломни в туфовой породе, находившиеся на расстоянии от одной до трех миль южнее Рима; туф - исключительно удобный камень, так как прорытые в нем коридоры не осыпаются и не требуют особых подпорок. Римские катакомбы, однако, как правило, являются не бывшими каменоломнями, а специально созданными подземными кладбищами в слоях зернистого туфа: сначала вырубали лестницу, а потом - коридоры с нишами в стенах и небольшие комнатки.
Катакомбы возникли на земельных участках, принадлежавших богатым римлянам, которые стали приверженцами христианства. Со временем протяженность подземных коридоров увеличивалась настолько, что достигала границ земельного участка, и тогда приходилось углубляться в землю и начинать рыть второй ярус; в некоторых катакомбах имеется по пять ярусов, причем верхний является самым древним, а низшие - более поздними. Верхний ярус обычно расположен на глубине от трех до восьми метров. Одно из самых глубоких мест в римских катакомбах - это нижний ярус катакомб Каллиста около Аппиевой дороги; он находится на глубине 25 м.
В катакомбах есть три основных вида помещений для погребений: локули, аркосолии и кубикули. Локули - это горизонтальные ниши в стенах, куда замуровывали трупы; аркосолии - небольшие своды в стенах, под которыми в каменных ящиках хоронили усопших; кубикули - маленькие комнатки с саркофагами. Бедноту хоронили в локулях, людей побогаче - в аркосолиях, а самых значительных - в каменных саркофагах в кубикулях. Катакомбы сделаны очень экономично: лестницы узкие с высокими ступенями, коридоры настолько тесные, что местами с трудом могут разойтись два человека, а в кубикулях едва могут уместиться стоя двадцать человек. Катакомбы предназначались только для погребения и не служили ни местом собраний, ни убежищем от преследований. Всего в Риме существует более семидесяти катакомб.
За период от 150 до 400 г. в них было погребено от 500 до 700 тысяч человек. Общая протяженность изученных подземных коридоров составляет около 900 км; часть катакомб не исследована.
С III в. в катакомбах появляются росписи; в художественном плане они не отличаются сколько-нибудь существенно от современного им языческого искусства; в них еще много чисто декоративных элементов. Христианское мироощущение проявляется главным образом в библейских сюжетах, а не в приемах живописи.
Христианство проповедовало равенство людей не реальное, а только духовное, то есть равенство пред богом единым. Свидетельства такого понимания равенства сохранились в катакомбах. Например, в катакомбах Домициллы есть надпись:
«...Флавии Сперанде, святейшей жене, несравненной матери всех, которая прожила со мной 28 лет и 8 месяцев без какой бы то ни было досады. Онесифор, муж светлейшей матроны, достойно заслужившей, сделал (надгробие)» .
Судя по имени, Онесифор - раб; он женился на женщине сенаторского сословия, на что указывает ее титул «светлейшая». Согласно императорским постановлениям II в. женщина теряла этот титул, если выходила замуж не за сенатора; если же она выходила замуж за вольноотпущенника или раба, то такой брак вообще не признавался действительным. Однако римский епископ Каллист I (217-222) объявил для христиан подобные браки законными. Данная надпись свидетельствует о том, что такие браки действительно существовали. Судя по языку подлинника (в нем много отступлений от норм литературной латыни), Онесифор был человеком малокультурным, но, как видно, это не послужило препятствием к его благополучному браку с римлянкой высшего сословия.


Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III-IV векам.


Катакомба Домициллы. 4 век.


Catacomba di Commodilla. Roma




Катакомбы святых Петра и Марцеллина.


Катакомбы святых Петра и Марцеллина
слева - Адам и Ева, справа - Оранта


Апостол Павел (фреска IV века)


Крещение Господне (фреска начала III века)


Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)


Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения. Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.


Древняя икона Христа


Адам и Ева


Иону выбрасывают в море
Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.
Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе, в которых он сравнил себя с Ионой (Мф.12:38-40).


Изображения четырех апостолов – Петра, Павла, Андрея и Иоанна в Риме в катакомбах усыпальницы Санта Текла. IV век.


Адам и Ева с сыновьями. Катакомбы на виа Латина

Последние изменения: Октябрь 13, 2018

Принято считать, что катакомбы Рима - это сеть подземных коридоров и туннелей, образовавшихся в результате работ старых каменоломен или заброшенные бомбоубежища. Однако, это не совсем так. На самом деле, понятие катакомбы появилось еще сотни лет назад: в древние времена так называли подземные галереи, которые использовались для погребения усопших, там же располагались и небольшие часовенки, где совершали религиозные обряды.

Первые римские катакомбы были обнаружены еще в XVI веке. На сегодняшний день их насчитывается не менее шестидесяти, общей протяженностью более полутора сотен километров, где находится около 750 000 древних захоронений.

Катакомбы Рима представляют собой сеть подземных коридоров, проделанных в туфе, на глубине нескольких десятков метров от поверхности земли, иногда располагающиеся в несколько уровней. По обе стороны основных ходов находятся так называемые кубикулы, небольшие помещения, вмещающие сразу несколько захоронений. Чаще всего такие крипты являлись фамильными склепами и, в основном, их могли позволить себе только состоятельные граждане. Обычных горожан и рабов хоронили непосредственно в проходах, в узких прямоугольных нишах, расположенных по бокам в несколько рядов.

Возникновение римских катакомб

Подземные захоронения в Древнем Риме возникли еще при язычестве. Первые погребальные галереи появлялись на территориях приватных земельных владений еще в 1 веке до нашей эры. Зажиточные семьи могли себе позволить соорудить отдельную усыпальницу, предназначенную для захоронений не только членов семьи, но и своей прислуги. Естественно, склепы последних располагались в отдельной камере, но они все же были соединены с основной узким проходом.

Одна из самых крупных подобных кубикул насчитывает более семидесяти могил, расположенных в несколько рядов.

С приходом христианства, обычай хоронить усопших в катакомбах не утратил свое значение, а наоборот. Именно подземные галереи стали практически единственным местом погребения первых великомучеников и жертв гонений при языческих императорах во II-IV веках н.э.

При Константине Великом, когда преследования по религиозным мотивам были прекращены и начали возводиться первые христианские храмы, в катакомбах получила свое распространение традиция совершения обряда литургии и поклонения мощам святых.

Помимо кубикул, в римских катакомбах найдены так называемые гипогеумы, предназначение которых до сих пор остается неизвестным, а также небольшие помещения для поминальных трапез и широкие залы для проведения всевозможных собраний.

Упадок и запустение катакомб

Начиная с V века практически все катакомбы Рима были закрыты для захоронений. Подземные галереи стали местом массового паломничества, здесь находились апостольские усыпальницы, могилы великомучеников и проповедников. Многие паломники оставляли на стенах катакомб записи и рисунки. Некоторые из таких надписей рассказывают о впечатлениях от посещения катакомб и, таким образом, являются ценнейшим источником информации для историков и археологов.

В середине VI века в римских катакомбах провели первое вскрытие гробниц. Мощи святых, изъятых из усыпальниц, были перенесены в городские храмы и базилики.

В IX веке, по распоряжению Папы Пасхалия I, из катакомб были извлечены и перенесены в базилику Санта Прасседе мощи двух тысяч трехсот святых, мучеников, епископов и тринадцати пап римских. Об этом свидетельствует мемориальная мраморная доска, установленная в то же время в крипте базилики.

В связи с такими перезахоронениями паломники вскоре утратили интерес к римским катакомбам. На протяжении последующих шесть столетий о древнейшем христианском некрополе забыли, многие подземные галереи подверглись разорению, а некоторые со временем были разрушены.

Исследования и раскопки в катакомбах

Интерес к катакомбам возник в начале XVI века. Тогда к изучению древних захоронений приступил библиотекарь Римской церкви, имевший возможность исследовать раннехристианские манускрипты.

В 1578 году, в результате строительных работ на виа Салария, были найдены мраморные плиты с античными надписями и изображениями из цеметерия Jordanorum ad S. Alexandrorum , хотя изначально предполагалось, что это были катакомбы Святой Присциллы. Последующие раскопки привели к обвалу помещений некрополя и работы решили приостановить.

Позже исследованиями древних захоронений занялся Антонио Босио, открывший более тридцати подземных погребальных галерей и написавший трехтомный труд о результатах своей работы. Именно он впервые спустился в катакомбы Святой Присциллы.

Масштабные работы по изучению и раскопкам римских некрополей проводились с начала с XIX века. Тогда интерес был прикован не только к истории образования катакомб и захоронениям, но и к обнаруженным фрескам.

Римские катакомбы сегодня

На сегодняшний день в Риме, а точней в его недрах, насчитывают более шестидесяти катакомб, однако для посещения открыты всего несколько из них, остальные же закрыты для дальнейшего исследования и проведения работ по реконструкции.

Одни из крупнейших раннехристианских захоронений, образующих сеть галерей, расположенных на четырех уровнях. Здесь находятся более 170 000 погребений II-IV веков. Особый интерес представляют собой хорошо сохранившиеся фрески, папская кубикула, крипта Святой Цецилии, а также пещера Святых Тайн.

Возможно Вас заинтересует:

Катакомбы Присциллы

Самые древние катакомбы Рима, находящиеся на глубине 35 метров и образующие три уровня захоронений, которых насчитывается порядка 40 000. Помимо христианских здесь находятся и языческие погребения, а также целая крипта, украшенная надписями на греческом языке.

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы образованы из нескольких языческих фамильных склепов, предположительно принадлежавших императорской династии Флавиев. К концу IV века подземные захоронения представляли собой уже крупнейший некрополь, состоящий из четырех уровней, каждый из которых имел высоту 5 метров. На сегодняшний день Катакомбы Домитиллы представляют собой самое крупное подземное кладбище в Риме.

Территория, на которой располагаются катакомбы, в античные времена принадлежал некой Флавии Домитилле, о чем свидетельствуют обнаруженные эпиграфии и античные документы. Женщин с таким именем в I веке существовало две: первая являлась супругой римского консула 95 года Тита Флавия Клемента (внучатого племянника императора Веспасиана), вторая же – сестрой императоров Тита и Домициана.

С античных времен катакомбы Домитиллы в Риме известны среди паломников как место поклонения святым Ахиллею и Нерею. Здесь же, согласно античным документальным источникам, покоятся останки Святой Петрониллы – дочери (вероятней всего духовной) Апостола Петра.


Катакомбы Святых Марчеллино и Пьетро

Римские катакомбы, посвященные мученикам Марчеллино и Пьетро, на протяжении долгого времени хранили гробницы христианских святых, чьи имена они носят. Святые были обезглавлены по приказу императора Диоклетиана в 304 году и погребены в ямах, которые Марчеллино и Пьетро вырыли собственноручно перед казнью.

Катакомбы Марчеллино и Пьетро, вместе с одноименной базиликой, мавзолеем Елены и остатками кладбища императорских конных телохранителей Equites singulares, составляют единый комплекс, известный с древних времен под названием «Ad duas lauros». Захоронения в данных катакомбах производили начиная со II века. На сегодняшний день подземное кладбище занимает площадь порядка 18 000 кв.м. и содержит огромнейшее число захоронений, точное число которых установить сложно. Ученые предполагают, что только в III веке на данном кладбище были погребены не менее 15 тысяч человек.

Катакомбы Святого Себастьяна

Здесь находятся как языческие, так и раннехристианские погребения. Хорошо сохранившие фрески и надписи раскрывают период перехода вероисповедания. Предполагается, что именно здесь были погребены апостолы Петр и Павел.

Катакомбы Святого Панкратия

Катакомбы Святого Панкратия, известные также под названием «Катакомбы Оттавилла», расположены на одноименной площади в Риме, в квартале Джаниколенсе и посвящены христианскому святому, пострадавшему за свои религиозные убеждения в 304 году нашей эры. Согласно легенде, Панкратий, прибывший в Рим из греческого города Фри́гия, отказавшись поклониться языческим богам, был обезглавлен. Его тело обнаружила в районе улицы Аурелия римская матрона по имени Оттавилла, которая похоронила мученика на небольшом кладбище, располагавшемся неподалеку.

Помимо Святого Панткратия, в катакомбах, носящих его имя, были захоронены Вера, Надежда, Любовь и их матерь София, почитаемые в христианской церкви в лике мучениц.

Катакомбы Понциано

Еще одни римские катакомбы, заслуживающие интерес, расположены по улице Портуензе, в подземельях холма Монтеверде. Они названы по имени человека, являвшегося владельцем данной территории в античные времена. Согласно предположениям исследователей, Понциано во времена правления императора Александра Севера (222-235) предоставил убежище Папе Каликсту I.

Катакомбы, состоявшие из нескольких уровней подземных галерей, имели также наземный некрополь. На сегодняшний день бóльшая часть катакомб Понициано в Риме не изучена и лишь один их уровень, датированный концом III-началом IV века, доступен и не представляет опасности.

Одним из самых любопытных помещений катакомб Понциано, является так называемый «подземный баптистерий», представляющий собой уникальный элемент гипогеального (т.е. подземного) римского кладбища.

Катакомбы Коммодилла

В квартале Остиензе, по улице Сэтте Кьезэ (via delle Sette Chiese), находятся катакомбы Коммодилла, обнаруженные в 1595 году археологом Антонио Бозио. Римское подземное кладбище, имеющее три уровня захоронений, использовалось по назначению в VI веке нашей эры. Наиболее интересным с археологической точки зрения является центральный уровень, представляющий собой античную шахту по добыче пуццола́на, переоборудованную под фунеральные нужды. Здесь же располагается и небольшая подземная базилика, посвященная мученикам Феликсу и Адавкту, пострадавшим при Диоклетиане. Высоким художественным интересом обладают фрески кубикула Леонэ (ит. cubicolo di Leone). Погребальная камера влиятельного римского военачальника второй половины IV века украшена росписями с библейскими сюжетами.

Катакомбы Святой Агнессы

Еще одни важные римские катакомбы расположены на территории комплекса Сант Аньезе Фуори ле Мура, в современном квартале Триесте. Катакомбы посвящены Святой Агнессе, единственной погребенной здесь христианской мученице, о которой сохранились документальные свидетельства. Большинство погребений датировано III-IV веком.


Адрес: Catacombs of St. Callixtus, Via Appia Antica, 110/126, 00179 Roma, Italy.
Время работы: ежедневно с 09:00 до12:00 и с 14:00 до 17:00.
Выходной день - среда.
Входная плата: 8 EUR.

Можно бесконечно говорить о Риме , пережившем на своем веку множество ярких событий, прекрасных и трагических, но всякий раз, подобно птице Феникс, сумевшему возродиться из пепла, остаться таким же гордым и нерушимым. Существует и другой Рим, невидимый и неведомый многим, лежащий прямо под ногами, где в каждом слое отражается целая эпоха. Чтобы прикоснуться к его многовековой истории, спрятанной под тысячами акрами земли, следует проделать путь в подземное царство…

О чем "рассказали" подземелья

Римские катакомбы - наиболее удивительный памятник, передающий историю христиан трех веков с рождения Христа. На протяжении длительных столетий они пребывали в забвении. И лишь в середине XIX в. их случайно сумел открыть итальянец, археолог Джованни Баттиста де Росси.
Пытаясь отыскать предметы древних христиан, ему попался мраморный кусок плиты, имевший надпись "Корнелий-мученик". Находку тщательно исследовали. Она оказалась частью надгробного камня с могилы понтифика Корнелия, проживавшего в III ст. после рождения Христа. Замученного насмерть в 253 г. его похоронили в загородной пещере. Это и послужило началом поиска древних захоронений.
Сейчас удалось открыть подобных погребений порядка 60. Происхождение слова "катакомбы" приписывают названию той местности, на которой располагалось кладбище. Подтверждения этому нет, но все гробницы получили это название. Древний город буквально опоясан ими. Если вытянуть в единый ряд, их длина превысила бы 500 км. Первые появились еще в дохристианский период.
Римляне чаще сжигали покойников за городской чертой. Христиане, переняв иудейский обычай, предавали их земле. Так был погребен Лазарь, воскрешенный Господом, в пещеру возложили после Голгофы завернутого в плащаницу Христа. Мертвого укладывали в нишу, сверху ложилась плита. Некоторые могилы отличались установленными каменными саркофагами. Катакомбам давали имена великомучеников.
Проходило время, гроты занимали большую территорию, становясь замысловатыми глубокими лабиринтами, соединенными между собой узкими проходами. В период гонения христиан обиталища мертвых стали надежным укрытием живым. В глубоких земляных недрах образовались первые храмы, где древние верующие вкушали духовную пищу. Воскрешение Господнее подарило уверенность в отсутствии смерти и великую надежду о вечной безоблачной жизни. Места погребения людей, сделавших шаг в вечность, стали для живых дверью к царству небесному.

Смысловые настенные росписи

Разнообразными фресками разрисовывались стены в подземельях. Они являлись первыми шедеврами древнехристианского искусства. Не глядя на преследования, изображения не имеют сцен мученичества, а эпитафии лишены следов обиды, хотя большинство погибло от рук гонителей. Присутствуют лишь слова, взывающие к Всевышнему.
Переплетенные сюжеты Ветхого Завета с евангельскими многочисленными образами доносят до потомков понятие о добре и зле, показывают различие между правдой и ложью, жизнью и смертью. Изображенные Адам с Евой, совершившие первородный грех, располагаются рядышком с цветком белой лилии - символом чистоты. Душа, истинно познавшая Бога, символически изображалась в виде птички. Взглядом, полным любви, смотрит со стен Христос в облике пастыря, несущего на плечах овечку, символизирующую заблудшую человеческую душу. Сына Божьего нарисовали виноградной лозой, где ветви - уверовавшие в него. Его слова: "Я есть истинная виноградная лоза, а отец мой - виноградарь", - призывают следовать за ним. Символические изображения твердо закрепились в искусстве всех последующих столетий.
Император Константин Великий своим указом от 313 г. о признании христианской религии освободил верующих от угнетения. Молитвенное воспевание Господа перенеслось из подземелья под просторные своды наземных светлых храмов.

Наибольшие захоронения

Крупнейшими подземными усыпальницами столицы признаны по праву катакомбы Святого Каллиста, находящиеся на Аппиевой дороге, по которой когда-то шли за очередной победой римские легионеры, где апостолу Петру повстречался Христос. Здесь находится каменная гробница Ромула - римского Каина, убившего родного брата-близнеца. Протяженностью в 20 км, они вмещают 170 тыс. погребений. Посещаемыми на сегодняшний день являются четыре из них.
Когда гонения отошли в прошлое, отпала необходимость пробираться к усопшим тайком. Понтифик Дамасий обустроил лестницу, обеспечивающую доступ к гробницам. В нижней ее части прихожих встречает Добрый Пастырь, напоминающий о свободе выбора, данный каждому живущему на земле. Заблудшему человеку он готов протянуть руку помощи.

Крипта пап

Она считается центром, который окружали, разрастаясь, другие. В III в. превратилась в усыпальницу епископов. Прямоугольной формы помещение, довольно просторное, подпирают колонны с красивыми резными капителями, удерживающими свод. Здесь нашли покой девять столичных понтификов и восемь иногородних. Сохраненными остались шесть имен: Понтиана, закончившего жизненный путь на рудниках, Антера - его приемника, умершего в стенах темницы, Фабиана, обезглавленного во время правления Деция, Луция и Евтихия. Все они были великомучениками. Их мощи перенесли в разные столичные церкви, где сохраняются и поныне.

Место упокоения мученицы Цецилии

Это достаточно просторное помещение, имеющее нишу с левой стороны, где был установлен ее саркофаг. Пасхалий I решил перенаправить ее мощи в столицу, но не мог отыскать. Изможденный он во сне обратился к ней за помощью, женщина указала точное расположение. Лишь одна стена отделяла его от гробницы. После этого останки благополучно были перенесены в базилику Санта-Чечилия-ин-Трастевере, посвященную Цецилии. Занимаясь переустройством церкви, саркофаг вскрыли. Глаза не верили увиденному чуду: тело сохранилось нетленным. Взглянув на тело, пораженный скульптор Стефано Мадерно сделал статую, изобразив Цецилию в положении, в котором она лежала в саркофаге. В крипте содержится копия.
За что замучена она до смерти? Уроженка благородной семьи с юных лет поверила в учение Христа. Обратила в веру мужа и привела к Богу много поверивших в него, за что и решили казнить женщину. Поместив в раскаленную баню, мучители хотели таким страшным способом убить ее, но спустя три дня обнаружили живой. Тогда приняли решение отрубить голову. Палач нанес несколько ударов, но сразу отсечь не сумел. Будучи смертельно раненой, полуживой, она продолжала проповедовать веру Христову, пытаясь обратить в нее присутствующих. Это ей удалось.
Над ее могилой возвышается крест, вокруг него замерли в прискорбии два ангела и три мученика: Поликам, Себастиан и Квирин. Здесь же присутствуют изображения Христа и папы-мученика Урбана I.

Кубикулы Таинств

Предназначены для одной семьи, состоящие из пяти отсеков. Здесь хорошо сохранились фрески, повествующие о таинстве крещения. Отображен этот же обряд, совершаемый Иоанном Крестителем в водах Иордана, поражая воображение силой веры. "Наблюдает" за пришедшими Иона, спасенный из чрева большущей рыбы. Здесь установлена лестница, по которой тайно приносили для упокоения убиенных епископов.

Секция блаженного Мильтиада

Она примыкает к кубикулам Таинств. Образованная во II в., стала соединительным мостиком, ведущим к крипте Луцины - места упокоения души папы-мученика Корнилия. Его редко упоминают источники по истории. Понтификом он пробыл слишком короткий срок, немного больше двух лет. На иконах он изображен с коровьим рогом, является покровителем животных, исцелял от многих болезней несчастных. Здесь можно увидеть сияние феникса, означающего смерть плоти и вечную жизнь во Христе, голубей, символизирующих Святой Дух, рыбу, попивающую из чашки птичку, которая олицетворяет душу, нашедшую утешение в Боге.
По-разному воспринимают люди эти священные места. Для холодного человека, посетившего темные, сырые своды они и останутся таковыми. На человека мыслящего и понимающего произведут совершенно иные впечатления. Многочисленные коридоры поведают о горсточке людей, горячо любивших жизнь, но умиравших за веру, благословляя Господа, молясь за своих врагов. Этой горстке судьба предназначила осуществить величайший переворот в мире - уничтожить язычество. Их победа - в пламенной любви и силе духа. А с верой в сердце и великой любовью человеку доступно все.