Краткая история употребления алкоголя в россии. Из истории мяса и мясной пищи

Шесть тысячелетий назад в Годайн-Тепе, торговой фактории шумеров на территории современного Западного Ирана, люди пили пиво и вино. В 1992 г. химики определили, что осадок на дне глиняных кружек, найденных в развалинах древнего города, - следы вина или пива. Все кружки были обнаружены в одной комнате. Ученый добавил, что, «похоже, здесь выпивали очень серьезно». Жители Шумера одними из первых на земле придумали письменность, создали сложное общество, состоявшее из процветающих городов-государс тв, хозяйство которых опиралось на ирригацию, сельское хозяйство и развитую торговлю.

Производство пива началось в Месопотамии примерно за 8000 лет до нашей эры, почти одновременно (или даже раньше) с началом возделывания ячменя для изготовления хлеба.

Археологи уже давно не могут прийти к единому мнению, что было первой целью тех, кто одомашнил ячмень: хлеб или пиво?

Какова же история появления алкоголя?

Есть и другие свидетельства того, что человечество познакомилось с алкоголем уже во времена палеолита. Об этом говорит как этимология, так и изучение доживших до XX в. культур каменного века.

В распоряжении людей каменного века были, скорее всего, перебродивший фруктовый сок (вино), перебродившее зерно (пиво) и перебродивший мед (хмельной мед). Этимология позволяет предположить, что самым первым хмельным напитком был мед. Слово mead - от mede (средневековый английский) и meodu (англо-саксонски й) - происходит от древних слов языков индо-европейской группы, таких, как methy (греческий) и madhu (санскрит). В санскрите и в греческом это слово обозначало одновременно «мед» и «пьянящий напиток».

То, что именно мед, а не зерно или фрукты, связывается с опьянением, как раз и может свидетельствоват ь, что мед раньше начали использовать для производства спиртных напитков.

Большинство доживших до наших дней культур каменного века знакомы с алкоголем. Первые европейские исследователи Африки и Нового света часто сталкивались с тем, что алкоголь играет важную роль в туземных культурах. Индейцы с восточного побережья Северной Америки, например, изготовляли алкоголь, сбраживая сок березы или сахарного клена.

Страницы истории употребления алкоголя

Тысячелетиями алкоголь использовали для лечения и в религиозных церемониях, но также и для увеселения. Согласно Ветхому Завету, праотец Ной «выпил вина и опьянел».

Месопотамская цивилизация оставила нам одно из первых клинических описаний опьянения и один из первых рецептов средства от похмелья. Месопотамский врач рекомендует: «Если человек выпил крепкого вина, оно ударяет в голову, и он забывает слова, его речь делается сбивчивой, мысли - путаными, а глаза блуждающими. Чтобы исцелить его, возьми лакрицы, фасоли, олеандра... смешай с маслом и вином до прихода богини Гула (т.е. до захода солнца), а утром, прежде восхода солнца и утренней любви, дай ему этого, и он исцелится».

Один из немногих дошедших до нас памятников 17-й династии Египта, примерно во время правления Хаммурапи, представляет собой записанный иероглифами крик души придворной дамы. «Пришли мне восемнадцать чаш вина, - взывает она. - Знаешь ведь, я люблю пьянство!» Это было свойственно и другим египтянам той эпохи. Пьянство уже стало нередким явлением и встречалось во всех слоях общества - от скромных земледельцев до богов (или правящего класса). Празднества часто оканчивались тем, что гости, мужчины и женщины, напивались до блевотины, и это никого не шокировало.

В исторических документах мы находим не только описания пьянства, но и призывы к умеренности. В династическом Египте был создан явно первый в истории трактат о пользе воздержания от пьянства. Воздержание рекомендовал даже такой образец умеренности, как Чингисхан: «Воин не должен напиваться чаще чем раз в неделю. Было бы еще лучше, если бы он совсем не напивался, но не стоит рассчитывать на невозможное». Ветхий Завет осуждает пьянство, но не алкоголь. «Дайте сикеру погибающему, - требует книга Притчей

Соломоновых, - и вино огорченному душею; Пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании».

Библейское «сикера» (крепкое вино) - это, вероятнее всего, вино неразбавленное. Она «растворила вино свое», сообщает книга Притчей Соломоновых; обычным напитком евреев была смесь вина с водой.

Александр Великий занимает свое место в бесконечно длинной цепи злоупотреблявших вином военачальников. Согласно Плутарху, Александр в 330 г. до нашей эры, за семь лет до смерти, спьяну сжег царский дворец в Персеполе. Пьяный Александр с факелом в руке возглавлял процессию бражников, славивших Диониса, и первым запалил здание, о чем, протрезвевши наутро, горько сожалел. Последний год жизни Александра был отмечен пышными кутежами, и не исключено, что это и ускорило его кончину.

Плутарх описывает массовую оргию, организованную в 325 г. до нашей эры Александром и его македонским войском: «Ни один не имел при себе шлема, щита или копья, но каждый сжимал в руках чашу, кубок или рог Для вина, которыми они черпали из больших бочек, и одни пили не покидая шествия, а другие - развалившись на обочине». История войн полна подобными сценами.

Алкоголь был «источником опьянения» в иудео-христианск ой культуре. «Пьянство - это развлечение христиан, неизвестное туркам и персам», - триста лет назад написал Конгрейв. Нельзя сказать, что турки и персы были вовсе незнакомы с вином, но они и в самом деле предпочитали другие дурманящие вещества, прежде всего те, что получают из мака и конопли.

Уровень употребления алкоголя

Один из мифов нашего времени гласит, что именно напряженность жизни причина массового обращения к алкоголю как к источнику разрядки. Это неверно. Самый высокий уровень подушевого потребления алкоголя в США отмечен в начале XIX в., когда любимыми напитками населения были виски и сидр, - примерно шесть- семь галлонов на человека (27-30 литров). Причина в том, что виски и сидр проще было перевозить, Чем зерно и яблоки. До появления железных дорог транспортабельно сть была важным качеством, особенно для тех, кто в кочевых телегах двигался на Запад.

В Великобритании пик пьянства был достигнут в се-редине XVIII в., во время «эпидемии джина», когда пинта этого напитка продавалась за несколько пенни. В истории, возможно, не было другого периода, когда бы улицы города заполняло такое количество пьяных, как в Лондоне во времена Хогарта. Сегодня в Великобритании на душу населения пива потребляется меньше, чем 100 лет назад. Потребление вина уменьшилось, но потом опять начало расти в конце 1960-х гг., когда импортные пошлины снизились и начало сказываться влияние европейского Общего рынка.

На уровень потребления влияли доступность питьевой воды, падение цен на чай, кофе и какао, сделавшее их массовыми напитками, а также смягчение нравов под действием движения за отказ от спиртного.

В последние годы в США и в большинстве стран Запада потребление алкоголя постепенно снижается. Но ничего подобного мы не наблюдаем в России и в Польше. По статистике, в США годовое потребление чистого ал-коголя составляет чуть меньше трех галлонов (13,5 л) на человека (старше 14 лет). Оценка базируется на данных об уплате налогов. Сбыт алкоголя, не облагаемого налогом, как в сети снабжения военных баз, сюда не входит, поэтому вполне возможно, что уровень подушевого потребления здесь занижен. К тому же при расчете уровня потребления учитывается только население штата, так что, когда граждане другого штата приезжают к соседям за более дешевой выпивкой, у последних уровень подушевого потребления оказывается завышен. В таких местах, как столичный

Вашингтон, и в других туристических центрах все выпиваемое приезжими записывается на счет местных жителей, что также завышает оценки.

Потребление спиртного в США снижается, несмотря на то что люди стали пить меньше спиртных напитков, не облагаемых налогом. Число их тоже уменьшилось. В ряде отсталых районов страны прежнему процветанию самогоноварения пришел конец. Производство самопальных алкогольных напитков прежде было семейным бизнесом, но теперь в США все виды семейного бизнеса пребывают в упадке.

Любопытны изменения в структуре потребления спиртных напитков. Американцы стремятся похудеть, а потому стали пить больше «легкого» пива (меньшей калорийности), чем обычного. В области крепких спиртных напитков американцы теперь отдают предпочтение «беленьким» (водка и джин) и меньше пьют «темных» (виски и бренди). Причина этого неясна, разве что люди решили, будто бесцветная выпивка здоровее, что, весьма вероятно, совсем не так.

Международные сопоставления в лучшем случае непросты. Впрочем, представляется несомненным, что традиционные винодельческие страны (Франция и Италия) потребляют больше алкоголя в расчете на человека, чем страны, привычные к крепким спиртным напиткам. Самый низкий показатель потребления алкоголя в Израиле. В Ирландии, вопреки традиционному представлению, уровень потребления ниже, чем в Великобритании. По уровню потребления алкоголя США находятся в середине, а Россия (если верить ее статистике) - в нижней трети. (Однако статистике этой верить не стоит. Россия была и остается страной с одним из самых высоких уровней потребления алкоголя, может быть с самым высоким.)

Большинство взрослых в США пьют не много. Около 35% не пьют совсем, 55% - меньше трех порций в неделю, и только 11% потребляют в среднем более унции алкоголя в день. (Порция соответствует 12 унциям пива, 5 унциям вина и 1,5 унции 40-градусного напитка. Каждая порция содержит равное количество абсолютного спирта - одну унцию, или 28,3 грамма.)

Стиль и структура потребления зависят от возраста и пола. Мужчины и женщины больше всего пьют и реже всего полностью воздерживаются от алкоголя в возрасте от 21 до 34 лет. В любом возрасте мужчины пьют помногу в 4-5 раз чаще, чем женщины. В возрасте старше 65 лет среди мужчин и женщин больше тех, кто совершенно воздерживается от спиртного, чем тех, кто его потребляет, и только 7% мужчин и 2% женщин этого возраста являются тяжкими пьяницами.

Уровень потребления очень неоднороден. В США больше всего пьют в северо-восточных штатах и меньше всего - на юге страны. Больше всех пьют молодые белые мужчины.

С возрастом доля подростков, признающихся в том, что они уже знают вкус алкоголя, растет, и среди старшеклассников таких 80-90%. Доля познакомившихся со спиртным одинакова среди мальчиков и девочек.

Большую часть алкоголя пбтребляет относительно малый процент населения. 70% пьющих выпивают только 20% потребляемого в стране алкоголя, 30% пьющих - 80%, и всего 10% выпивают 50% спиртного, потребляемого страной.

Но пить еще не значит быть алкоголиком. Можно ли сказать, что алкоголизм растет?

Есть свидетельства, что он, пожалуй, падает. По оценке выдающегося американского врача Бенджамина Раша, в 1795 г. 4000 американцев ежегодно умирали от «чрезмерного пристрастия к крепким спиртным напиткам». Поскольку население в то время составляло около 4 миллионов, уровень смертности от пьянства равнялся 100 на 100 000. Сегодня в США официальный показатель смертности от алкоголизма равен 2 на 100 000. Даже если предположить, что оценки д-ра Раша неточны, все равно есть основания думать, что в настоящее время в США алкоголизм менее распространен, чем 200 лет назад.

Хотя, конечно, трудно сказать. Оценивая распространеннос ть алкоголизма, мы сталкиваемся с несколькими проблемами. Прежде всего - кого считать алкоголиком. К тому же, когда проводят опросы семей, алкоголики редко оказываются дома, а окрестные бары редко включают в программы таких обследований.

Третья причина скептицизма по отношению к существующим оценкам - заинтересованнос ть источников статистической информации. Американским чиновникам приходится немало потрудиться, чтобы выжать деньги из законодателей, и они часто оказываются перед дилеммой: с одной стороны, выгодно иметь низкий уровень алкоголизма - это показатель их хорошей работы, а с другой стороны, нужны устрашающие показатели, чтобы законодатели выделили побольше денег на решение проблемы.

В конце 1960-х, к примеру, правительство США объявило, что в Америке только пять миллионов алкоголиков. Сегодня утверждают, что их четырнадцать миллионов. Этот рост сопутствует усилению внимания правительства к изучению и разрешению проблемы. Связь, безусловно, чисто случайная, но, поскольку и цифры совершенно надуманные, это не имеет ровно никакого значения. Никто не сомневается в распространеннос ти алкоголизма.

Начнём сначала:

Самые ранние данные об употреблении наркотиков

Многие древние цивилизации использовали наркотики - Месопотамия, Египет, Древняя Греция, Индия, Китай, майя и ацтеки знали о том, что некоторые растения способны усыплять или опьянять человека, а определённые виды грибов – вызывать галлюцинации. Это считалось у наших предков проявлением таинственных сил, даром богов или порождением демонов. Наркотики употребляли в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.

Рассмотрим эти свидетельства подробнее.


Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества - наркотики: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Очевидно, процессы брожения были открыты случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-3 вв. до н.э.).

История употребления наркотических препаратов восходит к цивилизации шумеров, за 5 тысяч лет до нашей эры. Именно в раскопках тех времен были найдены первые письменные упоминания о приготовлении и употреблении опиума, который они называли «gil», что значит «радость».

Первое письменное свидетельство пьянства - рассказ о пьяном Ное из Книги Бытия.

Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. "злака радости" (по всей видимости, опиумного мака из которого делают наркотики).

К 2737 г. до н.э. позднейшая традиция относила лечебник китайского императора Шэнь-нуна о применении конопли (в виде настоя, как чай) как «лекарства от рассеяности, кашля и поноса».

Люди каменного века знали такие наркотики как опиум, гашиш и кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при подготовке к сражению.

Значительную древность имеют и погребальные комплексы южноамериканских индейцев. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры. Археологические исследования в Южной Америке показали, что и здесь использование наркотических средств известно с давних времен: уже во 2 тыс. до нашей эры жители современного Перу потребляли листья коки. Когда в 16 в. империю инков завоевали испанские конкистадоры, они обратили особое внимание на широкое распространение среди индейцев жевания коки, благодаря чему, например, курьеры с донесениями могли безостановочно бежать несколько дней, не ощущая голода и усталости.

В Индии конопля получила признание в качестве сакральной травы. О гашише упоминается в древнем индийском эпосе: более сотни гимнов "Ригведы" (1500 лет до н.э.) посвящено описанию свойств знаменитого напитка из конопли - indracarana (пиша богов), который заменил легендарную сому - ритуальное галлюциногенное снадобье, состав которого до сих пор не известен.

Античность и дурман

Наркотики, как вещества, изменяющие состояние человека, были известны и древним грекам, и древним римлянам. Кроме того, греческая культура дала название препарату, приготовляемому из млечного сока засохших головок мака - слово «οπος» («опиум») в переводе с греческого означает «сок». Конопля была хорошо известна в Античном мире. Вещество "Nepenthe", упоминающееся в Одиссее Гомера, как полагают ученые было варевом, в котором конопля была наиболее активным компонентом.

Хирург Доскорид, использовавший каннабис для анестезии, упоминает о его способности вызывать "доставляющие удовольствие миражи и образы" (для обезболивающего эффекта необходимы сверхвысокие дозы гашиша, при которых проявляются галлюциногенные свойства смол конопли).

Благодаря Геродоту, существует описание обрядов очищения у скифов, которые, укрывшись в шатрах, бросали на раскаленные камни семена конопли и вдыхали пары "вызывающие радость" (5-4 в. до н.э.). Интересно что он описывает скифское камлание с воскурением дымов конопли, при том, что конопля в то время не росла в самой Элладе, и ему приходится объяснять аудитории, что это за растение.

Римские врачи I века нашей эры очень хорошо относились к опиуму, применяя его для лечения различных заболеваний. "Опьянение" каннабисом описывали также Демокрит и Гален. С авторитетом римского врача Клавдия Галена (129-201 годы), восторженно относившегося к опиуму, некоторые историки связывают чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого тысячелетия. Гален писал: "Общепринято устраивать веселье и счастье на банкетах, давая гостям марихуану".

Любопытным историческим свидетельством можно считать записки римского военачальника Плиния (коменданта крепости Трир в западной Германии). В своем письме в Рим, он жаловался на употребление солдатами выварки горькой полыни - «абсинтум», после которого «ходят как в дурмане». По всей видимости речь идет о древнейшем прототипе напитка «Абсент», бывшего чрезвычайно модным во Франции XIX века.

Легенды о конопле и ее употреблении можно найти во многих религиях: в синтоизме (Япония) конопля использовалась для воссоединения женатых пар, для изгнания злых духов и для создания веселья и счастья в браке; в индуизме - конопля священное растение, которое Шива приказал принести с Гималаев для "наслаждения и просвещения человека", в буддизме конопля широко употребляется в качестве пищи и в ритуальных целях; последователи Зоратустры (Маги - Персия, 5-6 в. до н.э.) практиковали религиозное и медицинское использование конопли; эссены (Древний Египет - 1 в. до н.э.), исламские суфии, копты (первые египетские христиане) и многие другие религиозные общины хорошо знали о свойствах этого растения.

Вверху - работы Китагава Утамаро, это портреты красавиц. Все японские девушки изображены курящими марихуану из трубки. Такая трубка называется кисэру. Японские трубки имеют гораздо меньший шар-вместилище на конце, чем западные трубки для табака. Средняя часть делалась обычно из бамбука или другого вида дерева, а концы изготовлялись из металла, чаще это серебро или бронза. Название трубки происходит от слова ksher из кхмерского языка Камбоджа, страны, где конопля издавна культивируется как наркотик, там такие трубки до сих пор продаются на рынке. Позднее трубки кисэру применялись не только для конопли, но и для табака.

Как утверждает немецкий этнограф Гюго Обермейер, курение конопли при помощи трубок было известно древним германцам и галло-романцам в первом веке до н. э.. По всей видимости, за официальной европейской историей скромного текстильного растения скрывается глубокая эзотерическая и медицинская традиция, связь с которой была потеряна в период "охоты на ведьм". Интересен тот факт, что впервые конопля (древнейшее и весьма распространенное растение) была введена в классификацию лишь в 1753 году (К. Линней), другая разновидность была описана Ламарком в 1783. По некоторым данным, ранние христианские общины поощряли употребление и исцеляющих трав, которые "мудрый человек не должен избегать" (Католическая Библия, Сирах 38:4). Видимо, тогда еще сохранялась атмосфера любви, открытости и терпимости, которым учил Иисус. За упрочение ветхозаветного табу церковь принялась гораздо позже. Конопля никогда не исчезала из поля зрения священников: помимо общеизвестных и используемых тогда лечебных свойств она обеспечивала бумагопроизводство и масло для светильников.

Средневековье и первые запреты

На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам. Например, в результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы вновь узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее путешествия европейцев (главным образом англичан, французов, португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия. Основные наркотики, привезенные в Европу из Америки - кокаин (из Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки) и табак (из Северной Америки).

Как показали исследования, между культурами происходил двусторонний обмен. Родина кофейного дерева - Эфиопия. Европейцы познакомились с кофейным напитком в 17 веке, моряки завезли кофейные зерна в Южную Америку, которая теперь является главным мировым производителем кофе. Добавим, что из Европы в Америку пришел алкоголь, полученный в результате перегонки, а в Чили в 1545 году появилась конопля.

Кстати, достоверная история конопли на Американском континенте начинается с XIV века, когда испанцы привезли "травку" в Перу и Чили, хотя некоторые исследователи предполагают, что это растение было известно коренным жителям Нового Света задолго до вторжения европейцев.

Законодательные гонения начались в XII столетия, когда церковь запретила употребление каннабиса в Испании, и в ХIII веке во Франции. В 1484 году Папа Иннокентий VIII официально отделил медицинские препараты из конопли, объявив каннабис неосвященным причастием сатанинской мессы. Хотя злые языки говорили что известный развращенностью натуры Папа и сам употреблял запрещенные им продукты.

Для жителей Западной Европы в то время были разрешены следующие медицинские средства: ношение маски птицы (для излечения язв), кровопускание пинтами и квартами (от пневмонии, простуды или лихорадки) и молитва с просьбой об исцелении. Запрет на медицинское использование конопли был снят только через 150 лет. Алкоголь, который к тому времени уже научились "укреплять", как известно, являлся законным опьяняющим зельем.

Начиная с эпохи Средневековья взаимоотношения западного человека с каннабисом неоднократно менялись, то становясь предметом нравственных спекуляций, то касаясь вопросов экономической выгоды. Пока церковь преследовала европейцев, употребляющих коноплю, испанские завоеватели выращивали ее по всему земному шару для производства парусов, веревок, одежды и других целей, о которых все помалкивали. Вблизи западных портовых городов часто разрастались целые поля конопли, так как волокна каннабиса наиболее прочны и водоустойчивы. Конечно, и сборщики урожая, и производители, и мореплаватели прекрасно знали о психоактивных свойствах этого растения...

В 70-х годах XVII в. английский моряк торгового флота Томас Бауэри (1649? – 1713) курсировал на своем корабле вдоль берегов индийского штата Бенгал. Команда видела, как местные жители веселились, выпив напиток «бханг» - высушенные и толченые листья индийской конопли, разведенные в свежей воде. Моряки решили попробовать эту смесь и восемь-десять человек за шесть пенсов купили на базаре по пинте напитка. Записки Бауэри, о том, что случилось затем, - это первое свидетельство очевидца-англичанина об использовании конопли для получения удовольствия. Хотя матросы обычно не слишком соблюдают правила приличия, землякам Бауэри не хотелось выглядеть глупо на публике, и поэтому пришлось соблюдать правила конспирации. Вероятно, в пуританскую эпоху не было принято веселиться открыто. Моряки наняли местного факира, чтобы тот следил за ними и за ходом эксперимента. После того, как каждый англичанин выпил свою долю, факир вышел и запер двери и окна, чтобы никто из моряков не смог выбежать на улицу, и никто из посторонних не смог войти и застать их врасплох. Как вспоминал Бауэри, большинству англичан понравились испытанные ощущения, хотя при этом пострадало их чувство собственного достоинства.

«Снадобье скоро возымело действие, и нам всем стало весело, кроме двоих, которые, полагаю, не будучи привыкшими к этой смеси, боялись, что она причинит им вред. Один уселся на пол и горько проплакал весь день. Другой, обуянный ужасом, спрятал голову в огромный кувшин и пробыл в этом положении часа четыре или больше. Четверо или пятеро из нас лежали на расстеленных в комнате коврах, восхваляя друг друга и представляя себя чуть ли не императорами. Один, в припадке вздорного настроения, дрался с деревянной колонной крыльца до тех пор, пока не содрал кожу на костяшках пальцев. Сам я и еще один моряк сидели и истекали потом, по крайней мере, на протяжении трех часов».

Тем временем их охранник, одурманившись на улице «бхангом», называл моряков королями и бравыми парнями, воображая, что находится перед воротами дворца в Агре и распевая по этому случаю на хинди. Бауэри знал, что сухие листья конопли можно курить с табаком – при этом наркотик действовал гораздо быстрее – или жевать, но самым приятным было пить его с водой. По словам Бауэри, действие конопли зависело от настроения и склонностей принимавшего его человека. Если в момент приема тот был весел, то продолжал веселиться, заливаясь необычно бурным смехом по поводу и без повода. Если же человек был грустен, то продолжал горевать и очень страдал.

Описание Бауэри процесса употребления «бханга» имело большее значение, чем он мог предположить. Английские моряки на индийском рынке олицетворяли собой международное признание наркотика, как товара с постоянно меняющимся объемом спроса, предложения и потребления. Бауэри поведал о первом случае приема наркотика европейцами, которым хотелось удовлетворить любопытство и испытать радостное забвение.

Просвещение и расцвет культуры... употребления наркотиков

Тем не менее, отношение к марихуане было осторожным вплоть до начала XIX в., когда Франция оккупировала Египет и Алжир, и Европа ближе познакомилась с этим наркотиком.

С 1611 года коноплю начинают возделывать в штате Виржиния. Текстильные и лекарственные свойства каннабиса были хорошо известны первым американским президентам (правительство выплачивало дотации фермерам, выращивающим коноплю).

Еще в 70-х годах XVII столетия пуританское самосознание превращало эксперименты с наркотиками в нечто противоправное. С середины XIX века под влиянием американского пуританизма и европейской индустриализации, наслаждение от употребления незаконных лекарственных средств и враждебное отношение к наркотическому гедонизму возрастали в геометрической пропорции.

После колонизации Индии и вторжения Наполеона в Египет в Европе вновь оживает интерес к продуктам конопли. В конце XVIII века лейб-медик императора Жан Николя Корвизар де Мар привозит в Париж целую коллекцию различных сортов гашиша, и благодаря светскому протеже французов, каннабис впервые оказывается в поле зрения официальной культуры.

Начиная с XIX века, люди стали значительно шире использовать возможности доступных лекарственных веществ, чтобы повысить настроение или снизить эмоциональность.

В 1839 году английский врач Уильямом О"Шонесси, член Королевской Академии Наук, опубликовал работу об успешном применении каннабиса в качестве анальгетика при лечении ревматизма, судорог и конвульсий.

Например ввел в европейскую фармакопею спиртовую настойку конопли - психотропное и антибактериальное средство для наружного и внутренного применения. Успешно употреблялась с середины 19 века по 1940-е гг. в качестве противосудорожного, антибактериального и болеутоляющего средства. Медицинские показания и дозировка препарата исследованы британским терапевтом Джоном Расселом Рейнольдсом, опубликовавшим свои наблюдения в конце 19 века.

Тогда же в Европе и Америке распространяется официальное медицинское использование конопли: настой из листьев и соцветий служил как антиспазматическое и снотворное средство, а легкое конопляное масло применялось для снятия воспалений.

Чай с опиумом

200 с небольшим лет назад опиум был самым обычным грузом в британских портах. Например, газета Times в феврале 1785 года, перечисляя товары, которые разгружают в лондонском порту, писала об опиуме из Смирны (Измира) в одном ряду с маслом из Ливорно и горохом из Гданьска.

"Есть притоны для курильщиков опиума, где можно купить забвение. Есть ужасные вертепы, где память о старых грехах можно утопить в безумии новых"
Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"

В начале XIX века путешественников в Норфолке предупреждали с осторожностью использовать кружки в пабах, так как местные добавляли в пиво опиум, полагая, что это убережет от опасности заразиться малярией на болотах Фенланда.

Опиум, получаемый из высушенного на солнце млечного сока опийного мака, обычно использовали как анестетик.

Приближенные британской королевы Виктории заказывали опиум у придворного аптекаря. Про саму королеву говорили, что она употребляла кокаин с молодым Уинстоном Черчиллем.

Другой британский премьер-министр Уильям Гладстоун якобы добавлял опиум в чай или кофе перед тем, как выступать с важными речами.

В 1857 американский писатель Ф. Ладлоу описывает личный опыт после приема настойки из индийской конопли, подтверждая сакральную силу этого растения. Психоактивными свойствами каннабиса восхищались Г. Торо, Г. Мелвилл, и другие известные американские писатели и философы.

Как известно, во второй половине 19 века в Париже на берегу Сены располагался "Клуб Хасгашишей" - небольшое общество литераторов и артистов, увлекавшихся экзотическим снадобьем. "Члены этого клуба регулярно встречались и употребляли гашиш в количествах, которые сегодня можно оценить как очень большие". Это были именитые литераторы: Ш.Бодлер, Т.Готье, П.Верлен, А.Рембо, О.Бальзак, А.Дюма и другие. Благодаря им гашиш стал широко известен в европейской культурной традиции.

Следует отметить, что эти люди, будучи почитателями психоактивных свойств культивированной конопли, не считали ее перспективной традицией. Тогда общество не могло правильно объяснить эффект воздействия психоделических растений на человека. Лишь в 20 веке широкий и часто непредсказуемый спектр проявлений человеческого бессознательного получил обоснование в трудах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, В. Райха, О. Ранка, А. Маслоу, С. Грофа и других известных ученых.

Ф. Ницше, по описанию его биографа Д. Галсви, будучи человеком слабым и болезненным, пользовался аптекарской настойкой из конопли, которая в периоды кризисов была для него единственным лекарством.

Между 1840 и 1900 годами в западной медицинской литературе было опубликовано более ста работ о целебных свойствах каннабиса. До 1937 конопля предписывалась как основной препарат для лечения более чем 100 различных заболеваний в американской фармакопее: как средство от астмы, мигрени, герпеса, артрита, ревматических болей, дизентерии, бессонницы и различных неврологических расстройств.

С 1850 по 1942 год марихуана была включена в Фармакопею США - официальный сборник документов по контролю за качеством используемых в медицине лекарственных препаратов. В британской Фармакопее марихуана продержалась вплоть до 1971 года.

В начале XX столетия в США курение "травки" было распространено в основном среди наемных мексиканских рабочих. От них же берет начало общеизвестное название марихуана (marijuana). К тому времени в Южной Америке и Карибских странах эта традиция была известна уже полвека. Среди белых американцев массовый интерес к каннабису возник лишь покате сухого закона 1920 года. Однако, по мере того, как определялась политика государств по отношению к опиатам и кокаину, это растение вес чаще попадало под пристальное наблюдение властей, и лишь в силу общеизвестных медицинских свойств конопля оставалась легальной.

Опиумные войны

Итак, Англия в 18 веке наладила массированную поставку наркотика на территорию Китая вывозя взамен материальные ценности, золото и мех.

Кроме того достигалась и побочная военная цель - разложение китайской армии, ибо курение опиума приняло в Китае поистине широкий размах.

С целью избавится от разлагающего влияния опиума китайский император в 1839 году в Кантоне начал массированную операцию по конфискации и уничтожению запасов опиума.

Колониальные суда с грузом наркотика топили в море. Это можно считать первой в истории человечества государственной антинаркотической программой. Однако такие действия китайских властей не встретили понимания у английских колонизаторов, и в ответ на такие действия Великобритания прислала колониальные войска для защиты своих судов.

Столкновения на этой почве известны в истории как опиумные войны. Китай, однако, потерпел в них поражение от колониальных войск и вынужден был подчиниться. По условиям Тиенсинского договора 1858 года Китай официально был вынужден согласиться импортировать опиум, но при этом мог устанавливать довольно большие таможенные пошлины.

Победа таким путём принесла колоссальные выгоды колонизаторам и, в частности, огромные прибыли получили члены Британской королевской семьи. Очень скоро китайцы начали переориентировать своё сельское хозяйство с выращивания чая и риса на маковые плантации.

Однако в реализации антинаркотической программы в 1905 году китайское правительство приняло программу поэтапного запрета опиума, которая была реализована в течение десяти последующих лет. Борьба с наркоманией и до сих пор остаётся одной из приоритетных задач государственной политики КНР - в настоящее время там одно из самых жёстких антинаркотических законодательств.

От опиумных войн - к полному запрету

Несанкционированное употребление наркотиков беспокоило в годы опиумных войн лишь священнослужителей и законодательно не преследовалось.

В 1798 Наполеон обнаруживает, что многие жители Египта из низших классов использует гашиш. Он полностью запрещает коноплю. Однако, солдаты, возвращающиеся во Францию привозят с собой традицию употребления конопли.

В 1864 году Египет стал первой страной нового времени, запретившей использование конопли.

Всё изменилось с подписанием Международной опиумной конвенции. Подписавшие договор страны, среди которых была и Россия, обязывались приложить все возможные усилия для того, чтобы остановить торговлю опиумом, морфием и кокаином.

Как и сейчас, 100 лет назад наиболее непримиримую позицию занимали Соединенные Штаты. А вот Британия в 1912 году подписала конвенцию без особого энтузиазма, говорит автор книги "Властители грёз: наркотики в XIX веке" (Emperors of Dreams: Drugs in the Nineteenth Century) Майк Джей.

Реальной проблемой для британских властей в то время был алкоголь, утверждает исследователь. "Вокруг проблемы повального пьянства XIX века шли ожесточенные дебаты", – говорит Джей.

Двоякость позиции британцев по отношению к опиуму была понятной: в XIX веке страна воевала за то, чтобы сохранить опиумную торговлю, положив конец попыткам Китая ограничить импорт наркотиков в страну.

Употребление опиума в середине XIX века воспринималось совершенно иначе, чем сейчас. Тогда можно было просто прийти в аптеку и свободно купить опиум или кокаин, впрочем, как, например, и мышьяк.

Формально в 1868 году Актом об аптеках в Англии были введены некоторые ограничения. В теории получить опиум стало сложнее: покупатель должен был назвать свое имя и адрес. В реальности изменилось немногое.

В 1890 - гашиш признается незаконным в Турции и Греции.

Но мода менялась: и на смену опиуму шел "бодрящий" кокаин. В результате герой книг Артура Конан Дойля прославленный сыщик Шерлок Холмс колет себе "семипроцентный кокаин" для прояснения сознания.

В кокаине видели некоторые минусы и недостатки, но на рубеже веков не было и намека на ту порочность, с которой он стал ассоциироваться позднее.

В отличие от Британии в США кокаин ассоциировался с уличной преступностью и часто упоминался в расистской пропаганде, как наркотик, который делает чернокожих безумными и заставляет нападать на белых женщин.

Внутриамериканская повестка дня повлияла на то, что Вашингтон настаивал на подписании международных соглашений, что в итоге было оформлено в Опиумную конвенцию 1912 года.

В неё вошли представители 13 государств, в том числе и России. Серьёзная вспышка наркомании в нашей стране случилась после Первой мировой войны. Практика применения наркотиков в армии была в то время обычной для многих стран. В полевых госпиталях раненые получали морфий и кокаин. В Англии даже существовал особый медицинский набор с названием «Полезный подарок для друга, едущего на фронт» со шприцем и ампулами с морфием и кокаином. Но больше всего наркомания распространилась в среде поэтов, писателей, людей искусства.

И как только кокаин и опиум были объявлены вне закона, полиция легко взяла ситуацию под контроль.

Сейчас, когда в мире постоянно спорят об эффективности мер борьбы с наркоторговлей, кажется странным, что договор 1912 года оказался действительно эффективной мерой, но это действительно было так. Потребителей было чрезвычайно мало и в основном в "богемной" среде, поэтому никаких серьезных сил заинтересованных в поставках наркотиков не было.

Глобализация наркотиков

Благодаря тому, что появившиеся в прессе рассказы о марихуане и гашише были неприглядными и отталкивающими, распространение наркотика в Европе шло медленно. Широкую популярность в Европе конопля завоевала лишь к 1960-м годам, когда ее заново привезли путешественники из Соединенных Штатов. Лишь тогда произошли кардинальные изменения в отношении западного общества к наркотикам.

"Бейбибумеры" стали первым поколением в истории, которое стало действительно глобальным потребителем. Люди неожиданно стали ездить в Марокко курить гашиш, или прибиваться к гастарбайтерам, употреблявшим марихуану.

Плотину прорвало. Если некогда властям противостояли сравнительно небольшие группы нарушителей, живших в своей маленькой наркотической субкультуре, то теперь их проблема – миллионы потребителей и влиятельные международные наркокартели.

Синтетика - привыкание с первого раза!

Истории всех наркотических веществ похожи. В Древнем Китае, Греции и Риме алкоголь и индийскую коноплю использовали как обезболивающие средства. Наркотические вещества потребляли (жевали, курили) без специальной обработки, а потому их разрушительное влияние на организм было сравнительно слабым.

Человек научился переработкой превращать эти вещества в яды, несущие смерть.

Итак, в 19 веке европейские химики научились изготавливать из природного сырья более чистые и сильнодействующие препараты. В 1805 немецкий химик Ф.Зертюрнер выделил из опия алкалоид, названный морфином (в честь греческого бога сновидений Морфея), в 1832 французский химик П.-Ж.Робике – кодеин. Весовое содержание морфина и кодеина в опии составляет 10 и 0,5% соответственно. С 1870-х из морфина химическим путем стали получать героин (диацетилморфин) и другие сильнодействующие наркотики.

Определенной вехой в культуре употребления наркотиков стало изобретение шприца. Считается, что его в 1864 изобрел швейцарский ветеринарный врач Чарльз Правец, а в 1865 году англичанин Александр Вуд совместил шприц с изобретенной им полой иглой для инъекций. Как и другие лекарственные препараты, наркотики, прежде всего морфин, также стали вводиться инъекционным способом. Это позволяло добиваться необходимого эффекта при значительно меньшей дозе препарата, а при внутривенных инъекциях значительно усиливались эйфорические ощущения. С распространением инъекционной формы введения наркотика усилились медицинские проблемы наркозависимых, в виде абсцессов, флебитов, передозировок, инфекций, передающихся через кровь, самыми грозными из которых являются ВИЧ, и гепатиты.

Промышленное производство синтетических наркотиков началось только в 20 в. Вторая половина XX века принесла человечеству новые искусственные яды, в том числе ЛСД.

Ныне благодаря неисчерпаемому "спросу" постоянно появляются новые их разновидности.

Сейчас синтетически путем получены аналоги практически все природных наркотиков. Есть большая группа синтетических опиоидов, стимуляторов, галлюциногенов, многие из которых по своему действию намного сильнее своих природных предшественников.

Производство таких синтетических наркотиков вполне может быть налажено в небольших нелегальных лабораториях, чтo полностью устраняет привязку наркобизнеса к традиционным источникам сырья.

Россия

Шествие наркомании не обошло стороной и Россию. Вот только в советское время об этом мало кому было известно. В то время наркоманов отправляли в лечебно-трудовые профилактории.

Распад СССР, переход к рыночным отношениям стали причиной роста наркомании среди населения: с 1985 по 1995 год число только зарегистрированных наркоманов выросло в пять раз.

Ситуация осложняется тем, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, наркоманы переходят от лёгких наркотиков к тяжёлым.

Сейчас в стране на учёте официально состоят полмиллиона наркоманов. На самом деле их как минимум в десять раз больше – это едва ли не каждый 20-й россиянин. Число наркоманов растёт в геометрической прогрессии: каждый наркоман в год затягивает в смертельный водоворот ещё 10–20 человек!

Современность

Закон

Официальный запрет на культивирование, производство, продажу и владение наркотиками, а так же покупку и т.д. действует в большинстве стран мира. Однако, есть территории, на которых продажа и употребление его декриминализованы, и даже легализованы. К таким местам относятся Южная и Западная Австралия, Чехия, а так же Нидерланды, где марихуана запрещена, но взрослые (старше 18) не привлекаются к ответственности за марихуану, а кафе могут торговать ей на законных основаниях.

К чему это приводит

Передозировка вызывает отравление, анафилактический шок, летальный исход. Регулярное употребление приводит к привыканию к препарату, с последующим летальным исходом.

5 самых известных людей, погибших от наркотиков:

Мэрилин Монро

Элвис Пресли

Джими Хендрикс

Курт Кобейн

Майкл Джексон

Подумайте - оно вам надо?!

Вначале для приготовления снотворных и успокаивающих снадобий использовали коробочки мака, в дальнейшем же стали употреблять опий - засохший млечный сок из надрезанных коробочек мака.

Самые ранние сведения о начале истории опия относятся к V тысячелетию до н. э. В Персии сохранилось описание получения и употребления «сока из мака». В письменных источниках конца III тысячелетия до н. э. государства шумеров (территория южной части современного Ирана) упоминается о снотворном действии опия.

В Древнем Египте опиумный мак широко использовался 3,5 тысячи лет назад во времена бубастидских владетелей XXII династии. Немецкий ученый Георг Эберс в 1873 г. обнаружил древнеегипетский папирус, названный впоследствии «Папирус Эберса». В этом документе, написанном за 1500 лет до н. э., были собраны почти 700 рецептов, многие из которых основывались на опиуме. Описывается, например, способ приготовления препарата «спен» и употребление его при плаче младенцев для успокоения. По мнению специалистов, этот препарат не мог быть ничем другим, кроме опиата.

В Средиземноморье в XVI-XIII вв. до н. э. уже был известен опий. Во времена Гомера (условно между XII и VII вв. до н. э.) в медицинской практике он использовался для «закрепления желудка», с наркотической целью, а также в религиозных ритуалах. В своих произведениях Гомер упоминал о напитке, внимающем горе и дающем забвение печалей. В «Илиаде» (IX в. до н. э.) сообщается о разведении культуры мака для Получения опия. В «Одиссее» волшебница Цирцея, по-видимому, опоила Одиссея и его спутников настойкой опия, а прекрасная Елена, жена Менелая, напоила снадобьем из опия Телемаха: «Позаботилась о том, чтобы налить в подходящее вино снадобье, заглушающее скорбь, угоняющее тревогу и стирающее воспоминания о всех бедах». По мнению специалистов, в этот напиток, Несомненно, входил опиум.

В I тысячелетии до н. э. латофаги (народы, населявшие Побережье северной Африки), а также древние греки Использовали настойку опия. Как пишут летописцы, за 900 лет до н. э. «напиток забвения» непентес (препарат опия древних греков) был хорошо известен и широко применялся. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.) писал в своих произведениях о разведении мака в Меконе («Город мака»), находящемся в Коринфе (Греция).

С развитием медицины появилась потребность в эффективных обезболивающих средствах. Эта потребность дала истории опия дополнительные плюсы. «Отец медицины», древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) Положил начало научному подходу к медицине. Он первым нанес решительный удар тауматургии (медицине на основе магии). Изучая целебные свойства растений, Гиппократ совсем не отрицал необходимости применения наркотиков для лечения больных, более того, наоборот, он считал их важными лекарственными средствами. Он широко использовал в своей врачебной практике опиум в качестве болеутоляющего и снотворного препарата. Философ и естествоиспытатель Теофраст (372-287 гг. до н. э.), ученик Платона и Аристотеля, был одним из первых ботаников древнего мира. В своем труде «История растений» он описывает растения с наркотическим действием, упоминая об опии, его действии и разведении. Теофраст, можно сказать, был в числе первых в античном мире, кто научно изложил способы надреза коробочек мака для получения млечного сока и описал его лечебные свойства.

Древнегреческий врач и ученый Педаний Диоскорид (I в. н.э.) свои наблюдения за лечебным действием различных растений и исследования изложил в книге «О целительных средствах». В этой книге Диоскорид описывает наркотические растения и их свойства, упоминает об опии и даже различает опий, вытекающий из надреза маковых головок, и опий, получаемый при вываривании мака. Диоскорид называл сок мака «меконином». Из сока семенной коробочки опиумного мака он получал и исследовал вещество меконион, описал сироп на его основе, называя его «диакодумом». В некоторых странах до недавнего времени был в продаже такой же препарат под названием «диакод». Книги Диоскорида были переведены на арабский язык, их изучали известные врачи Ибн Сина, Ибн Рушд и др. Этот ученый был очень популярен на Востоке почти до XX в.

В Древнем Риме было признано к употреблению около 350 видов растений, обладающих наркотическими свойствами. Римский литератор и государственный деятель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) и римский мыслитель-энциклопедист Марк Терренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) в своих творениях упоминали о различных наркотических растениях, в том числе о маке, который употреблялся в опийно-шафрановой настойке, сложной настойке сабура и др. Авл Корнелий Цельс (25 г. до н. э. - 50 г. н. э.), названный римским Гиппократом, в своем труде «О медицине» писал о наркотическом действии сока мака.

Римский ученый и государственный деятель Плиний Старший (1 в. н.э.), современник Диоскорида, хранил длинный список целебных растений, которые вылечивали от разных болезней или вызывали психические расстройства - галлюцинации, расстройства сознания. Плиний писал об употреблении мака в лечебных целях, а также описывал, как римляне вдыхали через стебель сахарного тростника растительный дым для лечения болезней или с целью улучшения настроения, избавления от печали. Римский писатель и агроном Луций Колумелла (I в. н. э.) в своих трудах писал о способе получения, о выращивании Культуры мака с целью изготовления лекарств или наркотиков. Но в это время - в I в. н. э. - предпочтение отдавалось Не исследованиям, а компиляциям энциклопедического типа. Так, например, Плиний Старший в своей «Естественной истории» использовал 2000 трудов 500 авторов. Придворный врач Императора Юлиана Орибазий в IV в. н. э. составил подробную медицинскую энциклопедию, в которой упоминал об опии при лечении различных заболеваний.

Как же происходило распространение опия в других регионах мира? Еще войска Александра Македонского (356- 323 гг. до н. э.) занесли опий, технику его извлечения и способ употребления в районы своих завоеваний - Малую Азию, Месопотамию. Таким образом, опий распространялся с запада на Восток - со Средиземноморья в Малую Азию, Персию, Индию и Китай. Однако существуют и другие Персии, согласно которым колыбелью опия являются Китай и Индия или Египет.

Персия, находясь на пике процветания, была торговым центром и крупным потребителем опия. В трудах Плиния Старшего описано употребление персами опия при лечении больных. Из творчества великого персидско-таджикского поэта Абулькасима Фирдоуси (ок. 940-1020 гг. или 1030 г.) можно сделать вывод, что первое кесарево сечение роженице было сделано под наркотическим обезболиванием опием.

Распространяясь на Восток, опий в X-XI вв. использовали такие арабские врачи, как Абу Бекр Разий, Ибн Сина, Ибн Рошд. Завоевания арабов способствовали дальнейшему распространению опия.

Если исходить из теории распространения опия с запада, то в Индию он мог быть занесен в VI в. до н. э. войсками персидского царя Дария Гистаспа, в IV в. до н. э. - Александром Македонским и другими завоевателями. Индия была первой страной, которая экспортировала в другие страны благовония и наркотические вещества.

В XVII в. опий активно применялся в Индии при лечении болотной лихорадки, кроме того, его использовали и как типичный наркотик. С 1600 г. Ост-Индская компания (1600-1858 гг.), субсидированная государством, начала прибирать к рукам всю англо-азиатскую торговлю, в том числе и торговлю опием. Однако после того как эта компания подчинила себе производство опия в Бенгалии, с последней четверти XVIII в. началась контрабандная торговля наркотиком. Большое распространение опий получил в Индии во времена колониального британского господства, когда большинство английских врачей поощряли умеренное курение опиума, превознося его за возбуждающее действие, появление под его действием общительности и другие свойства.

На международной конференции по опиуму в 1925 г. была Представлена резолюция с требованием ограничить торговлю Опием во всем мире только медицинскими и научными нуждами. Резолюция была подписана Рабиндранатом Тагором и Махатмой Ганди. На момент начала второй мировой войны в Индии производилось 12000 т опиума в год. Опиомания в Индии была распространена не тольео среди мужчин, но и среди Женщин - 20% поступающих на лечение зависимых от опия составляли женщины. Иногда госпитализировали семьи, даже вместе с детьми. Несмотря на то что Индия была крупным производителем опия, его употребляли в значительно меньших количествах, чем в Китае. При этом опиофагия (употребление пилюль или настоев опия) преобладала над опиокурением. Ограниченное употребление опия в Индии можно объяснить высокими ценами на него и большими прибылями колонизаторов от экспорта опия, чем от продажи внутри страны. В Индии опиокурение законодательно было запрещено в 1946 г.

В древней рукописной китайской книге «О целебных травах», написанной в годы царствия императора Схен-Нуна, указывается на большое количество трав с наркотическим действием азиатского происхождения, что можно объяснить тропическим и субтропическим климатом, который благоприятствует интенсивному росту растений. Предполагают, что мак стал известен в Китае в VI или VII в. н. э. Из рукописи, датированной 973 г., известно, что опий под названием «инг-тзу-шу» употреблялся как лечебное средство против дизентерии, боли и бессонницы. Впервые иностранный опий был завезен в Китай португальцами - первыми европейцами, прибывшими в Китай в 1516 г.

Около 1620 г. в Китай с Филиппинских островов проник табак, который приобрел среди населения большую популярность. Обычай подмешивать опиум к табаку был занесен, по всей вероятности, голландцами с Явы. С этого времени в Китае стало развиваться опиокурение, пришедшее на смену опиофагии. Уже с середины XVII в. курение опия получило широкое распространение, и опий стал использоваться преимущественно с наркотической целью.

К концу XVII в. (при последнем императоре династии Мин) в связи с запретом табакокурения употребление опия в Китае значительно увеличилось. Поэтому с начала XVIII в. в Китае стали усиленно культивировать опийный мак. В конечном счете опиокурение в Китае стало принимать такие масштабы, что в 1729 г. правительство было вынуждено издать первый эдикт, запрещающий курение опия. Однако этот запрет остался формальным. В последней четверти XVIII в. ввоз в Китай опия из Индии увеличился. Быстрое развитие торговли опиумом стало основной и наиболее доходной статьей англичан в Китае. Увидев эту прибыль, на китайский рынок также пришли торговцы опием из США и Португалии.

Ввоз опиума в Китай имел целью не только получение огромных прибылей на необъятном рынке этой страны но и преследовал распространение опиокурения для ослабления страны изнутри, что вело к превращению Китая в полуколонию западных стран. Опиокурение постепенно стало принимать бедственный характер. Правительство пыталось бороться с разведением опиумного мака но в постоянно завозилось большое количество контрабандного опия, преимущественно из Бенгалии. Форсированный ввоз опия привел к массовому распространению опиокурения в Китае и стал представлять угрозу для нации. Поэтому китайский император издал два закона: первый - запрещающий курение опия, и второй - запрещающий его ввоз. Однако данные законы не дали желаемого результата по причине коррупции государственного управления и чиновников на местах. Император издал еще один закон согласно которому смертной казнью карали контрабандистов наркотика. Это послужило в дальнейшем основной причиной так называемых опиумных войн.

В 30-х годах XIX в. в Китае начался курс на запрещение торговли опиумом и опиокурения, что привело к англо-китайской войне (1840-1842 гг.) - иак называемая первая «опиумная» война, а затем к англо-франко-китайской войне (1856-1860 гг.) - вторая «опиумная» война. Попытка силой защитить родину от ввоза наркотиков результатов не дала. После ряда поражений в этих войнах Китай был вынужден во имя «свободы торговли» подписать договор чающий право ввоза опия иностранным торговцам в некоторые порты. Таким образом, контрабандный ввоз опия с 1858 г. был заменен легальным. Это явилось важной вехой па пути превращения Китая в полуколонию. Опиокурение в стране получило еще более широкий размах.

Из Индии и Китая опий распространялся по всей Юго-Восточной Азии. В чисто колониальных странах политика европейских колонизаторов была еще более циничной, чем в Китае: они вместе с феодальной верхушкой колониальных и зависимых стран насаждали употребление наркотических веществ, имея от этого двойную выгоду - получая баснословные прибыли от продажи наркотиков, одновременно ослабляли физические и духовные силы народа, отвлекали его от национально-освободительной войны.

Употребление и производство опия в Турции не уступало Индии и Китаю. Французский естествоиспытатель и натуралист Пьер Белон во время путешествия в 1546-1549 гг. был потрясен размахом потребления опия в Малой Азии и Египте. В описании своего путешествия «Наблюдения и т. д.» Белон отмечал, что нет такого турка, который не истратил бы последнюю монету на покупку опиума. Турецкие завоевания способствовали распространению опиомании в Европе, Азии и Африке.

В средние века при короле франков Карле Великом в Европе начинает развиваться наука о наркотиках. В это время растения, содержащие наркотики, выращивались для медицинских нужд. Более широкое введение опия в медицинскую практику можно отнести только к XVI в.

Это связано с именем швейцарского врача, философа и естествоиспытателя, профессора Базельского университета Парацельса (1453-1541), который своими трудами открыл новые пути для исследования наркотических веществ. Парацельс изготавливал и широко применял в своей практике настойку на основе опия «лауданум Парацельса» (от вещества лауданина, являющегося составной частью опия). Однако наличие наркотика в этой настойке оспаривалось некоторыми учеными. Поэтому английский врач Томас Сиденхэм (1624- 1689) составил рецепт похожего препарата, но с явным содержанием в нем опия, за которым впоследствии осталось название «лаудан», но уже без имени Парацельса. Сиденхэм был ярым пропагандистом лаудана, видя в нем «руку господню», и считал, что все лечение должно строиться на базе опиума. Вплоть до открытия и распространения алкалоидов опия (морфия, кодеина, героина) лаудан играл большую роль в медицинской практике. Его применяли при боли, возбуждении, бессоннице, кашле, слабости, истощении, кровотечениях, поносах и др. Хотя широкое применение лаудана не дало такого большого роста опиомании, как это было на Востоке от опиокурения, но все же наркомания стала постепенно появляться в Европе.

Культура опия привлекает всеобщее внимание и становится модной. Опиомания распространяется очень быстро, проникая в различные слои общества. В Англии употребление опиума в виде таблеток стало тормозом для работы текстильной промышленности, замедляло производительность труда. Это вынуждало британское правительство прибегать к некоторым ограничительным мерам. Многие английские наркоманы рекрутировались для прохождения службы в Индии. При возвращении на родину они привозили с собой наркотики, приобщая к ним окружающих. Наркотики настолько вошли в быт, что стали употребляться как обычные лекарственные средства. В лондонских трущобах проживало множество наркоманов, которые проводили время в специальных курильнях.

Проникновение опия во Францию было аналогичным проникновению в Англию. Во Франции классические наркоманы часто принадлежали к артистическим и литературным кругам. Здесь уместно вспомнить о пристрастии к наркотику Шарля Бодлера, Теофиля Готьс и др. Опиум также употребляли и моряки военно-морского флота Франции, что в свое время вынудило правительство принять специальные ограничительные меры. В конце XIX в. во Франции опиокурение входит в моду, появляются специальные дома, где опиум курят не только мужчины, но и женщины.

Увлечение опием не обошло Германию, Италию, Австрию и другие европейские страны. В это время наркомания еще не выходила за рамки медицины, социальные факторы ее не проявлялись и не были изучены. За последние сто лет с каждым десятилетием употребление опия в Европе все более распространялось. В некоторых социальных группах (богемная среда, определенные деклассированные элементы и т.п.) опиомания стала даже преобладать над традиционно привычным для европейской культуры употреблением алкоголя.

Первая мировая война послужила толчком для последующего распространения наркомании в Европе. Эпидемия употребления наркотических веществ охватила почти все воюющие страны. После Войны стало определяться общественное отношение к наркомании как к порочной болезни, поскольку она была наиболее распространена среди бродяг, преступников, «ночных бабочек» и других аморальных элементов.

Вторая мировая война также послужила фактором роста потребления наркотиков во всех воюющих странах. Этому способствовали сложнейшие условия военного времени, вынужденное резкoe увеличение использование различного рода наркотиков в медицине, большое переселение населения. Однако после второй мировой войны спада наркомании не отмечалось. Опиомания развивалась, но постепенно стала заменяться другими видами наркомании. До второй мировой войны наркотические препараты больным отпускались бесконтрольно. И только после войны их выдача была упорядочена.

Употребление опиатов получило особенно широкое распространение в США. Наркотики завозились в Америку многочисленными эмигрантами из регионов, где употребление наркотических веществ было традиционным. Китайские кули - чернорабочие, переселившиеся в США в середине XIX в., способствовали быстрому распространению опиокурения в Америке. В дореволюционной литературе часто прототипом отрицательного героя был китаец - содержатель притона, где курили опиум. Широкое применение опиум получил как лекарственное средство во время гражданской войны (1861-1865 гг.). К началу XX в. наркомания в США по своим масштабам стала серьезной социальной проблемой. Только в 1909 г. в США был запрещен импорт опия. В декабре 1911 г. в Гааге состоялась международная конференция, выработавшая меры по борьбе с распространением опиума. Но тем не менее наркомания в США набирала темп и после первой мировой войны достигла рекордного уровня. Согласно данным статистики, в 1921 г. употребление опия в Америке было в 12 раз выше, чем в любой другой стране мира. Запрет на продажу алкоголя в это время способствовал увеличению потребления опия.

Вторая мировая война послужила толчком к дальнейшему росту наркомании; наркотики были распространены и в армии США. Во время войны во Вьетнаме комиссия во главе с адмиралом Мэком вынуждена была признать следующее: «Министерство обороны США никогда в действительности не представляло себе, какое большое количество наркотиков употребляется в армии, авиации и флоте... Несколько расследованных дел являются не более, чем каплей в огромном океане наркоманий, захлестнувшем американскую армию». Однако следует отметить, что при общем развитии наркомании в последнее десятилетие потребление чистого опия в США несколько снизилось за счет увлечения более модными и более сильными наркотиками, о которых будет сказано далее.

В нашей стране мак был известен еще в древнеславянские времена. В основном это были масличные сорта мака, которые использовали в пищу. Из его семян получали жирное масло, мак употребляли при выпечке пряников. Кроме того, мак использовали и как лекарственное средство.

В дореволюционной России курение опия было очень широко распространено в Средней Азии, а также в наиболее крупных городах. В газетах того времени сообщалось, что в Москве существует салон, в котором проходят сборы любители покурить опий: «После нескольких затяжек, минут через 10-15, все общество погружается в сон или некоторого рода странное опьянение. Приятные грезы, сновидения охватывают всех... Но горько бывает, как рассказывает один из курильщиков, пробуждение хуже, чем после попойки, - говорит он. - Виски давит, как тисками, в глазах светящиеся пятна и круги, тошнота, отвращение к еде - словом, мерзость».

Однако каких-либо радивальных мер против этого порока не предпринималось. Только после революции 1917 г. развернулась борьба с наркоманией. За сравнительно короткий период опиомания была почти ликвидирована. Осталось только незначительное количество потребителей медицинских препаратов опия - настоек, пилюль, экстрактов (в настоящее время нашей фармацевтической промышленностью они не выпускаются).

Вместе с тем, в последнее время в России и Украине получили распространение самодельные препараты опия - ханка, муча, хочнар и другие суррогаты, получаемые при помощи примитивной технологии наркоманами и торговцами наркотическим ядом.

Дополнительно статьи на данную тему:

Меня зовут Миша. Я наркоман. Мне 26 лет. Начал употреблять наркотики я с 14-ти лет. Сейчас мне уже 26. Проупотреблял наркотики 11 лет.

Скажи, в каком возрасте ты попробовал первый раз наркотики?

В 14 лет. Это именно химические наркотики.

И как развивалось? Прошел очень длительный срок времени. Ты можешь рассказать, как развивалась эта болезнь? Что происходило в твоей жизни?

Сначала это было «розовое» употребление. Я употреблял наркотики, чтобы как-то лучше чувствовать себя, более раскрепощено, более комфортно как бы, находить общий язык с другими людьми. Мне давал наркотик какую-то свободу, как я тогда думал. В дальнейшем, когда это уже переросло в более зависимость такую, которая уже начала мне причинять ущерб, я и себе начал причинять ущерб, и семье, своим людям. Я обманывать начал, воровать, даже не воровать, а крысить деньги.

У родителей?

У родителей, да. Причем у меня была такая иллюзия, что во дворе среди друзей крысить - это как бы плохо, а у родителей это в порядке вещей. Только потому что я понимал, что родители мне ничего не сделают за это.

Крысить - это обманывать на доверии, да?

Да. Что я не понесу никаких последствий. Ну, и у меня, вообще, в жизни была такая как бы идея попробовать все наркотики в мире. Я пошел учиться в морское училище. Ходил в море два года. И везде, где я выходил в чужих странах, первым делом я искал какое-то вещество, чтобы попробовать.

Что самое тяжелое было за эти годы? Какие последствия тяжелые были у тебя? Потому что ты говорил, было «розовое» употребление. А потом?

Самые тяжелые последствия - наверное, это перед попаданием в реабилитационный центр. Это самое такое тяжелое, когда последние эти наркотики. Название можно говорить, нет?

Да, да.

Соль, спайс. Я уже помню, что, я понимал, что я схожу с ума. Я понимал, что что-то не то. У меня были и глюки, и все, короче.

А долго ты употреблял эти современные наркотики?

Да, я употреблял где-то месяцев 9, почти год. И последние 6 месяцев я употреблял вообще как бы без каких-то ремиссий, регулярно прямо. Я только отрубался, когда спал, я их не употреблял и все. Что и привело меня к постоянному чувству страха. Я не понимал, чего я боюсь, но что-то постоянно боюсь. И употребить уже больше я не мог, чтобы достичь какого-то результата эйфорического. Потому что я боялся, что я вообще сойду с ума, спрыгну с крыши или еще что-то. Ну, и как бы не употреблять тоже не мог, потому что психологически это было очень тяжело.

Что происходило с тобой в это период: друзья у тебя, девушка, с учебой с твоей, с работой? Как жизнь складывалась, когда ты употреблял? С твоими близкими, с мамой, с папой. Хотелось бы, знаешь, без приукраски, как оно есть.

Я понял. Ну, с родителями. С отцом я вообще не разговаривал, вообще не разговаривал. У меня вообще с ним никакого контакта не было, потому что он говорил мне, что я наркоман, что со мной все понятно. Мамой я манипулировал как бы. Но я помню, что моя мама плакала, я видел это. Я просто работал у нее на работе и поэтому как бы я и работал, что у меня была директором моя мама. Я приходил туда на работу уже в таком состоянии чисто ради того, чтобы выпросить денег на наркотики или обмануть, выдумать какую-то историю. Я помню, даже как-то я приехал домой, у меня замки поменяли дома, я домой не смог попасть. И жил уже непонятно где так, по квартирам, по друзьям, в машине. С девушкой, у меня была жена. Она меня пыталась положить в «ковалевку», еще куда-то там к наркологам. Но я ей сказал, что нет, я не буду. Я тогда верил, что я смогу сам, что еще не все так плохо. Она ушла от меня. Мы развелись и все. Я перестал общаться с друзьями, которые не употребляют наркотики, просто потому что мне было стыдно с ними общаться. Я вообще, помню, смотрел на себя в зеркало, смотрел и думал: в кого я превратился? Страшно было смотреть на себя в зеркало. Я общался только с людьми, которые употребляют наркотики. Нашел себе девушку такую. Хотя раньше я считал, что это ненормально - общаться с девушкой и давать ей наркотики. В общем, плавно в моей жизни наркотик занял первое место. Я переступил все свои ценности, какие-то убеждения, жизненные принципы. Ради наркотиков я в принципе был готов на все. Единственная цель была - это достать наркотик.

Мясо , как пища, было известно человечеству всегда, во все эпохи его развития, и часто служило основой для его выживания в древние времена. «Энергетический запас», который давала богатая белками мясная пища людям, возвел мясо в ранг одного из самых распространенных и почитаемых продуктов в мире. Сохранившиеся в античной литературе описания пиров у Гомера, Платона, Ксенофонта и многих других древних авторов упоминают об очень разнообразных видах мясных блюдах. Так, на афинских пирах подавали мясо домашних и диких животных, в качестве деликатеса - зайца, дроздов; из мяса, крупы и специй делали колбасы; солёное и копчёное мясо напоминало ветчину. У римлян любимыми мясными блюдами были свинина, баранина, говядина, ослятина; мясо диких животных, особенно кабана; сосиски из потрохов с пряностями и колбасы; домашняя птица и дичь.


Подготовка к императорскому пиру
Картина Франса Снейдерса (1579 - 1657) «Кухня»

Согласно Геродоту, у скифов было распространено «нагревание камнями». Оно состояло в том, что в яму, наполненную водой, бросали раскалённые камни до тех пор, пока вода не закипала. После этого в ней варили мясо. Нередко скифы пекли мясо в золе.

До принятия христианства на Руси убой скота носил характер жертвований, но с принятием христианства население стало соблюдать христианские посты и мясоеды. Появились ремесленники-мясники, кожевенники, костерезы. До эпохи Петра I скот убивали на рынках, в сенях домов, в специальных «мясных шалашах», на пустырях, на берегах рек или на открытом месте у оврагов. Пётр I повелел строить бойни и издал указы, регламентирующие торговлю мясом.

Простейшие способы консервирования мяса были известны ещё с древности. В частности, копчением в дыму заготавливали впрок мясо животных. В середине XIX в. в России увеличивается производство свинины для изготовления копчёностей. Из-за границы стали поступать аппараты и приборы, специи и пряности для выработки мясных копчёностей и колбасных изделий.

Религиозные традиции во все времена и у всех народов накладывали отпечаток на употребление мясной пищи. В иудаизме мясо некоторых животных признаётся «кошерным» (то есть подходящим для употребления), а некоторых - «некошерным». «Кошерный» - означает пригодный в пищу. Кашрут (кошрут, кошер) – часть традиций и норм иудаизма. Иными словами – это трёхтысячелетняя история правил и законов, с непрекращающимся углубленным изучением и комментариями по сложным вопросам. Кашрут (кошер) регламентирует рациональное, здоровое питание и высокие требования к качеству пищи. То есть знак «кошер» означает, что продукт проверенный, качественный и экологичный – полезный для здоровья. «Я – то, что я ем» и, если руководствоваться такой популярной формулировкой, то кошерные продукты также более чем подходят для такой концепции здорового питания. Как известно, мясо с кровью является некошерным и не пригодным к употреблению в пишу. Существуют способы кошерования мяса - просолка и жарка на огне.


В буддизме запрещено убийство животных для поедания, так как это отрицательно сказывается на карме. Тем не менее, буддист может употреблять мясо животного, но только в случае, если он уверен, что животное не было специально умерщвлено для поедания. В индуизме корова считается священным животным, поэтому индуистам, в целом употребляющим мясо, запрещено употребление говядины, которую в своём рационе они замещают буйволятиной.


В Индии коров нельзя есть, их нельзя обижать, ругать, кричать на них

В исламе мясная пища может быть допустимой (халяль) и недопустимой, в частности, запрещается употребление свинины и мяса животных, убитых неподобающим образом. Употребление мяса жертвенного животного (обычно барана) является важной составляющей исламского религиозного праздника Курбан-байрам.


Праздничный стол на Курбан-байрам

Китайцы и корейцы предпочитают мясу многих животных мясо молодых собак, находя его вкус пикантным и ароматным и ценя его столь же высоко, как, скажем, французы ценят деликатесные лапки лягушек.


Лягушачьи лапки – изысканный французский деликатес

На Руси христианство четко разграничило мясо на «чистое» и «нечистое». Нечистым мясом на долгие десятилетия были объявлены конина (не считавшаяся прежде недостойной пищей), медвежатина, зайчатина. Грехом полагалось, есть мясо бобра, белки, кошек, собак, тетеревов. Церковь решительно запрещала употреблять «давленину», то есть мясо животных и птиц, не забитых непосредственно человеком.

Существование некоторых северных народностей (например, чукчей, эскимосов) без мяса невозможно из-за скудной растительности и сурового климата. Среди племен аборигенов Австралии и Океании также распространено употребление мяса, которое они добывают путём охоты и каннибализма.


Представители многих северных народов мясо едят сырым

Некоторые группы людей отказываются от употребления мяса вообще, или только некоторых его видов, или только на протяжении некоторого времени (например, во время религиозного поста). Причины этого бывают часто этического, религиозного, а также диетологического характера. Приверженцывегетарианства исключают из своего рациона мясо и рыбу, а также зачастую отказываются от других животных продуктов, таких как молоко и яйца.

В мире в среднем на одного человека населения планеты приходится 33 кг мяса. В то же время в Дании на человека приходится 327 кг. В структуре мирового производства мяса всех видов свинина занимает первое место - 39,1 %, на втором месте мясо птицы - 29,3 %, далее идут говядина - 25,0 %, баранина - 4,8 %, другие виды мяса - 1,8 %. В мировой торговле говядиной и телятиной лидерами экспорта являются Австралия и Новая Зеландия (более 25 % объёма мировых поставок. Главным экспортёром свинины является Дания - 951 тыс. т (18,7 %), далее идут Нидерланды - 635 тыс. т (12,5 %). Россия практически не экспортирует свинину. Основные экспортёры баранины и ягнятины - опять-таки, Новая Зеландия и Австралия . По экспорту птицы выделяются страны ЕС и США .