Любительские объединения. Объединение людей по интересам

Любительские объединения

Клубы и объединения по интересам в библиотеках - это добровольные объединения людей на основе общих ценностей, целей и увлечений. Благодаря участию в работе клубов и объединений, человек находит ту деятельность, в которой он сможет наилучшим образом удовлетворить свои интересы, расширяется зона социальных контактов. Библиотечные любительские объединения ставят перед собой задачу объединить досуг, читательский интерес и книгу в единое целое, содействовать реализации культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив участников.

В библиотечной системе работает 15 любительских объединений различной направленности. Они участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус и являются любимыми и популярными местами досуга и общения людей.

Если Вы любите творить и фантазировать, увлекаетесь музыкой и поэзией, желаете постичь секреты различных видов рукоделия и народной медицины, интересуетесь фольклором и историей родного края, просто хотите провести свободное время с пользой, в доброжелательной атмосфере, - приходите к нам. Мы всегда рады новым участникам.

Предлагаем Вашему вниманию обзор любительских объединений, действующих при библиотеках района .

Любительское объединение «Сяброўкі». Библиотека-филиал аг.Лаздуны I

Девиз: «Как здорово, что есть на свете дружба,

Что неподвластна ни ветрам, ни вьюгам…

Мы вместе - что еще нам нужно?

Быть рядом и поддерживать друг друга!»

М.Гаврина

Заседания любительского объединения - это дружеские встречи с чаепитием, вечера отдыха и песни, музыкальные гостиные. Здесь царят непринуждённые отношения, которых сегодня так не хватает в нашей жизни. Библиотека предлагает участникам объединения разнообразные мероприятия, которые соответствуют их интересам. Заседания проходят один раз в месяц.

План работы любительского объединения «Сяброўкі» на 2019 год:

Организационное заседание участниц любительского объединения «Сяброўкі»

I квартал

Поздравительный вечер «Поздравляем тебя, юбиляр»

Слайд-фотовыставка «По случаю юбилея»

I квартал
Вечер-посвящение «Я верю, что все женщины прекрасны...»

Книжная выставка «Женщина, воспетая в стихах»

I квартал

Праздник «Пасха - праздник весны и радости».

Выставка-инсталляция «Яйка - святы сімвал велікодны»
II квартал
Час полезных советов «Что посеешь, то пожнёшь»
Выставка-совет «Советы огородникам»
II квартал
Посиделки «Женских рук прекрасное творенье»
Выставка-хобби «Грани мастерства»
II квартал

Вечер отдыха «В ритме молодости»

Слайд-выставка о творчестве исполнителей любимых мелодий «С песней по жизни»
III квартал
Информационно-развлекательная программа «Спас - усяму час»

Выставка-дегустация «Спасовские лакомки»
III квартал

Литературно-музыкальная композиция «Низкий поклон, тебе, Женщина-мать!»
Выставка-поздравление «Тебе - любимая, родная»

(к Дню Матери)
IV квартал
День памяти - осенние Деды «Зажгите звезды памяти и надежд»
IV квартал
Рождественские посиделки «Рождественские колядки»
Выставка изделий участниц любительского объединения «Рождественские фантазии»
IV квартал


Любительское объединение «Лабиринт детства». Библиотека-филиал аг.Дайлиды

Девиз: «Хочу всё знать!»

Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей со школьного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно начинает складываться уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.

Любительское объединение «Лабиринт детства» создано в 2017 году. Направления деятельности: создание условий для развития интеллектуальных способностей и творческого мышления, формирование потребностей в книге и чтении, духовно-нравственное воспитание и организация полезного досуга детей.

В работе объединения принимают участие дети младшего и среднего школьного возраста, которые любят читать книги, участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.

Главной целью объединения является помощь ученикам в расширении своего кругозора, привлечение с помощью книги к целенаправленному, систематическому чтению, пропаганда лучших книг белорусских и зарубежных писателей. Любительское объединение «Лабиринт детства» - прекрасная возможность не только приятно отдохнуть, но и провести свое свободное время интересно и с пользой.

План работы любительского объединения «Лабиринт детства» на 2019 год:

I квартал
Экопутешествие «Лесные полянки» (к 125-летию со дня рождения В.Бианки)
I квартал
Минутка патриотического чтения «Пусть живые помнят - поколения знают»

I квартал
Игра-рассуждение «Книга и газета вместо сигареты»
II квартал
Игровая программа «Паровозик в детство»
Международному дню защиты детей)

II квартал
Информационный час «Могу. Хочу. Надо. Что важнее в выборе профессии?»
II квартал
Литературное путешествие «В волшебной Пушкинской стране»
(к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина)
II квартал
Экологические почемучки «Зелёные лекари»
III квартал
Громкое чтение «Тропами моего детства»

(к Году малой родины)

III квартал
Игровая программа «Мы выбираем дружбу»
IV квартал
Урок информационной культуры «Интернет - друг или враг?»
IV квартал
Урок мужества «Огненные годы на земле Ивьевской»

(к 75-летию освобождения Беларуси)

IV квартал

Любительское объединение «Театр книги». Ивьевская детская библиотека-филиал

Девиз: «Через театр - в мир книги - таков самый короткий, незабываемый путь к книге. Это залог успеха!»

«Чтение - это привычка, которой не учат, а которой заражаются» . Привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми - родители, учителя, библиотекари.

Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Сегодня библиотеки сталкиваются с сокращением читательской аудитории, вынуждены искать новые формы привлечения пользователей и расширять сотрудничество с учреждениями социально-культурной сферы. Читателю-зрителю предлагается новый формат встречи с книгой, соприкосновение двух неразделимых миров - литературы и театра.

С помощью театрализации можно в эмоциональной, наглядной, доходчивой форме познакомить ребенка с писателем, его творчеством, привлечь внимание к лучшим произведениям автора. Следуя выбранному направлению, на базе Ивьевской детской библиотеки в 2019 начало работу новое любительское объединение «Театр книги», ориентированное на детей младшего школьного возраста. Руководителем является Викторова Алена Вальдимировна, библиотекарь детской библиотеки. Цели объединения: привлечение подрастающего поколения к чтению средствами театрального искусства, эстетическое воспитание младших школьников , формирование творческой личности ребенка.

План работы любительского объединения «Театр книги» на 2019 год:

Организационное заседание. Составление плана мероприятий

по реализации совместного проекта с детьми и педагогами

I квартал

Театрализованная игра-драматизация по мотивам сказки «Заюшкина избушка»

I квартал

Кукольный спектакль по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом»

I квартал

Экологическая игра-театрализация по мотивам русской народной сказки «Репка»

ІІ квартал

Кукольный спектакль «Как меня зовут?» по мотивам произведения В.Сутеева «Котёнок по имени Гав»

IV квартал

Театрализованная игра-драматизация по мотивам произведения А.Иванова «Как Хома рыбу ловил»

IV квартал

Любительское объединение «Литературное кафе». Ивьевская детская библиотека-филиал

Девиз: «Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немного - разжевать и переварить!»

Ф. Бекон

Кафе в библиотеке? Разве это возможно? Возможно, если вспомнить, что книги - это тоже еда, пища для ума и для души. И тут, как нельзя кстати, на базе Ивьевской детской библиотеки в 2019 году создано новое любительское объединение «Литературное кафе».

Основная идея «Литературного кафе» заключается в том, что молодые люди, имея свои читательские пристрастия, сами выбирают себе «книжное меню», отдавая предпочтение тем «продуктам» (литературным произведениям), которые на данном возрастном этапе пути будут наиболее полезными и интересными. Также в «кафе» отмечаются юбилеи писателей, книг, произведений и знаменательные даты в литературе и искусстве.

План работы любительского объединения «Литературное кафе» на 2019 год:

Беседа «Хто нам казку лепш раскажа»

(к 115-летию со дня рождения белорусского писателя А.Якимовича)

I квартал

Информационный час «БССР: вехи истории»

(к 100-летию со дня образования БССР)

I квартал

Интерактивная программа «Шумна рождественская ночь»

I квартал

Супер-шоу «Сказка приходит в гости»

(открытие Недели детской книги)

І квартал

Литературный праздник «День рождения домовёнка Кузи»

(к 90-летию со дня рождения Т.Александровой)

ІІ квартал

Литературная встреча «Я в гости к Пушкину спешу»

(к 220-летию со дня рождения великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина)

ІІ квартал

Сказочный юбилей «В гостях у Бабы-яги»

ІІ квартал

Литературная беседа «Калина красная грустит о Шукшине»

(к 90-летию со дня рождения рождения советского кинорежиссёра, актёра, сценариста и писателя В.Шукшина)

IV квартал

День рождения черепахи в детской библиотеке. Акция «Почитай черепахе Тортилле!»

IV квартал

Любительское объединение «Ивьевчанка». Ивьевская районная библиотека

Девиз: «Возраст... . Он для женщин - не помеха.
Кто сказал, что годы старят нас?
Наши души - солнышки в доспехах...
А морщинки - лучики у глаз...»

Людей разных возрастов, профессий, взглядов собрала «Ивьевчанка» - любительское объединение, созданное в 2009 году в Ивьевской районной библиотеке. Трепетное и неравнодушное отношение к жизни, стремление делиться с окружающими богатством своей творческой натуры - вот всё то, что объединяет активных, неравнодушных, целеустремленных женщин разных возрастов и профессий.

План работы любительского объединения «Ивьевчанка» на 2019 год:

Литературно-музыкальная композиция «Итак, она звалась Татьяной…»

I квартал

Ретро-вечер «Любимые песни моего поколения»

I квартал

Вечер отдыха «Счастья и радости вам, женщины!»

I квартал

Час духовности «Великий пост: традиции, укрепляющие нравственное здоровье»

ІІ квартал

Вечер-воспоминание «По страницам семейного альбома»

ІІ квартал

Правовой совет «Деловой блокнот: как правильно составить завещание»

(встреча с нотариусом)

ІІ квартал

Час полезного совета «Лето в тарелке»

III квартал

Тематический вечер «И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам...»

(к Году малой родины)

III квартал

Праздник чествования людей пожилого возраста «Разгладим морщинки, согреем ладошки»

(ко Дню пожилых людей)

III квартал

Час доброжелательности «Любовью материнской мы согреты»

(ко Дню матери)

IV квартал

Час здоровья «Окружающая среда и онкозаболевания»

IV квартал

Вечер отдыха «Снежная - нежная сказка зимы»

IV квартал

Любительское объединение «Надежда». Ивьевская районная библиотека

Девиз: «Надежда - мостик через горе,

Надежда - мостик через боль.

Обидам, страху нет конца.
Надежда будет лучшим другом!
Надежду чувствует душа...»

Любительское объединение начало свою работу в 2015 году в Ивьевской центральной районной библиотеке с целью содействия социальной реабилитации инвалидов по зрению через общение, книгу и чтение, создания условий для реализации творческих способностей инвалидов, содействия в адаптации к современным условиям жизни и, как следствие, повышение уровня их жизненной активности. Основные задачи заключаются в формировании позитивно заинтересованного отношения общества к инвалидам по зрению, совершенствование организации досуга, приобщение к книге и чтению литературы различной направленности участников клуба, обеспечение информационной поддержки развития творческих способностей и интересов инвалидов, повышение уровня жизненной активности людей с ограниченными возможностями, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Организаторы видят в работе любительского объединения раскрытие таланта и увлечения у каждого участника, повышение самооценки и чувства собственной значимости участников через демонстрацию любимого дела, увлечения: участие в выставках, концертах, поэтических композициях, ведение активного образа жизни, участие в различных культурно-массовых мероприятиях.

План работы любительского объединения «Надежда» на 2019 год:

Рождественские посиделки «Новый год и Рождество - волшебство и колдовство»

I квартал

Час полезного совета «Учимся управлять финансами сами»

I квартал

Встреча с фельдшером-валеологом «Ударим активным досугом по всем застарелым недугам»

I квартал

Час духовности «Свет воссиял великий» (о пасхальных праздниках)

ІІ квартал

Поэтическая мозаика «Живут в моём сердце стихи»

ІІ квартал

Краеведческий вечер «Моя милая малая родина»

(к Году малой родины)

ІІ квартал

Встреча-беседа с нотариусом «Правовой багаж инвалида»

III квартал

Литературный вечер «На мир смотрел он не глазами, но сердцем чувствовал его»

(путешествие по творчеству Э.Асадова)

III квартал

Час полезной информации «О кулинарии без секретов»

III квартал

Встреча с психологом «Как избежать одиночества, обрести душевный покой и гармонию чувств»

IV квартал

Круглый стол «Белая трость - символ незрячего человека»

IV квартал

Вечер-чествование «Глаза не видят красок мира, зато их чувствуют сердца»

(к Международному дню инвалидов)

IV квартал

Любительское объединение «Добрые люди». Библиотека-филиал аг.Центральная

Девиз: «Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.
Доброта - она от века
Украшенье человека…»

В 2019 году при библиотеке-филиале аг.Центральная организовано любительское объединение « Добрые люди » . Основная цель работы - организация культурного досуга людей старшего поколения. Познавательные беседы, фольклорные посиделки, вечера-встречи, вечера-советы, литературные композиции и другие формы заседаний способствуют получению пожилыми людьми полезных знаний и умений, обмену опытом (ведения домашнего хозяйства и т.д.), проявлению творческих способностей, созданию положительной эмоциональной атмосферы.

План работы любительского объединения «Добрые люди» на 2019 год:

Организационное заседание. Слайд-журнал «Долголетие в здравии»

I квартал

Час воспоминаний «В моем селе - моя судьба»

I квартал

Праздник семьи « Славная семейная традиция»

II квартал

Час размышления « Подснежники весны»

Видео-урок «Радуга рукодельных фантазий»

ІІІ квартал

Час духовности « Крест милосердия»

ІІІ квартал
Вечер доброты « Дерево нашей жизни»

IV квартал
Вечер-встреча « Золотой век серебряного возраста»
(ко Дню пожилых людей)

IV квартал

Любительское объединение «Мои года - мое богатство». Библиотека-филиал аг.Липнишки

Девиз: «И года не беда, коль душа молода!»

7 января 2016 года в библиотеке-филиале аг.Липнишки состоялось открытие любительского объединения «Мои года - мое богатство» для людей от 55 лет и старше, сохранивших молодость души, задор и стремление к активному образу жизни. Главной целью объединения является предоставление участникам возможности приятно и интересно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-информационных потребностей, а также пробуждение новых интересов, установление дружеских отношений. Сделать жизнь насыщенной и интересной можно в любом возрасте!

План работы любительского объединения «Мои года - мое богатство» на 2019 год:

Посиделки «Раз в крещенский вечерок»

(к Году малой родины)

I квартал
Литературно-музыкальная композиция «Милая, любимая, самая красивая»


I квартал
Ретро-вечер «Шлюбны убор»
II квартал
Круиз «Мілыя сцежкі роднага краю»

II квартал
Познавательный час «Целительная сила растений»
ІІІ квартал
Фотовыставка «Счастливы вместе. Белорусская семья в фотографиях»

ІІІ квартал
Вечер-чествование «Согреет душу доброта»
(к Международному дню пожилых людей)
IV квартал
Литературно-музыкальный вечер «Все краски жизни для тебя»

(к Дню матери)
IV квартал
Гостиная «Слаўная абрадавая беларуская ежа»

IV квартал

Любительское объединение «Каласы». Библиотека-филиал аг. Морино

Девиз: «Не проста ў словы мы гуляем, на родной мове размаўляем!»

Любительское объединение «Каласы» работает при Моринской сельской библиотеке с 1997 года.

Основная задача объединения - дать представление о значении родного языка в жизни человека, приобщить учеников к истокам нашей культуры, к сокровищам народной мудрости, пробудить желание глубже заглянуть в ее тайны.

В рамках объединения проводятся различные по содержанию и характеру мероприятия, которые приобщают юных краеведов к страницам истории, культуре, знакомят с родным краем. Многие заседания проводятся в стенах краеведческого музея, созданного при библиотеке.

План работы любительского объединения «Каласы» на 2019 год:

Час вопросов и ответов «Зимние народные праздники»

I квартал

Путешествие в страну белорусских пословиц и поговорок «Мудрыя дарадцы»

(к Международному дню родного языка)

I квартал

Познавательно-игровая минутка «Вынаходлівая гаспадыня»

I квартал

Краеведческая викторина «Нашыя славутыя землякі»

(к Году малой родины)

II квартал

Акция милосердия «Ветераны рядом с нами»

II квартал

(к Году малой родины)

II квартал

Митинг-реквием «Не смолкнет слава, не померкнет подвиг!»

(к 75-летию освобождения Республики Беларусь)

ІІІ квартал

Краеведческое путешествие «Морына - гісторыя і сучаснасць»

(к Году малой родины)

ІІІ квартал

Профориентационная игра «Дороги, которые мы выбираем»

ІІІ квартал

Час краеведения «Наша гісторыя: падзеі і асобы»

(к 75-летию образования Гродненской области)

ІІІ квартал

Краеведческая викторина «Ці ведаеш ты сваю вёску?»

(к Году малой родины)

IV квартал

Экологический час «Тут льецца Нёман»

IV квартал

Любительское объединение «Краіна талентаў». Библиотека-филиал аг.Субботники

Девиз: «Мы никогда не скучаем, мы работаем, играем!!!»

В процессе общения с читателями было выявлено много талантливых детей, в связи с чем в 2003 возникла идея создания любительского объединения «Краіна талентаў» , в котором творческие способности читателей развиваются целенаправленно и ярко, плодотворно раскрываются их таланты.

Использование интеллектуальных и подвижных игр в помещении и на свежем воздухе позволяет в доступной форме донести до детей полезную информацию, популяризовать деятельность объединения. На конкурсы, выставки работ, встречи за круглым столом, знаменательные даты в жизни объединения приглашаются учителя, народные мастера, люди, которые делятся жизненным опытом, профессиональным мастерством.

Тесное сотрудничество со школой, с отделом культурно-массовой и просветительской работы, детским садом позволяет более эффективно организовывать заседания. Заседания объединения проводятся один раз в месяц.

Работает несколько секций:

  • пишем стихи;
  • работаем с природным материалом;
  • даём вторую жизнь ненужным вещам;
  • ремонтируем книги;
  • рисуем.

План работы любительского объединения «Краіна талентаў» на 2019 год:

Организационное заседание. Обсуждение плана работы на 2019 год

I квартал

День именинников зимы «Мы за чаем не скучаем»

I квартал

Праздничная игровая программа «Цветочное Поле чудес»

I квартал

Мастер-класс «Наши руки не для скуки»

II квартал

День именинников весны и лета.

Игровая программа «А ну-ка, девочки!»

II квартал

II квартал

Игровая программа «Девичьи посиделки»

ІІІ квартал

Презентация сайта для любителей рукоделия «Страна мастеров»

ІІІ квартал

Мастер класс «Осень - щедрая пора»

(изготовление поделок из природных материалов)

ІІІ квартал

Мастер-класс «Бюро творческих находок»

IV квартал

День именинников осени «День рождения - лучший праздник»

IV квартал

Вечер-чародей «Волшебный Новый год в сказку приглашает!»

IV квартал

Любительское объединение «Беседа» (до 2019 г. - «Добрыя сустрэчы»). Интегрированная библиотека-филиал аг.Трабы

Девиз: «Посидим мы вечерком, побеседуем ладком».

Любительское объединение «Добрыя сустрэчы» было организовано при интегрированной библиотеке-филиале аг.Трабы в 2017 году для женщин разных возрастов.

В его состав входит 14 человек, но количество участников постоянно меняется.

С 2019 года объединение продолжило свою деятельность под новым названием «Беседа». Организация содержательного культурного досуга, проведение просветительской работы, развитие творческих способностей - вот главные цели работы объединения. В работе используется литература по домоводству, рукоделию, кулинарии, ведению сельского домашнего хозяйства. На заседаниях, которые проходят в разных формах (беседы, встречи, праздники, посиделки и т.д.), участницы расширяют и углубляют круг своих интересов, делятся знаниями, помогают друг другу преодолевать непростые жизненные ситуации и просто отдыхают душой.

Говорят, что можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как работает мастер. Что же роднит человеческий труд со стихиями? Понаблюдай за мастером, и ты увидишь, как спокойны и уверены его движения, как оживает в его руках солома, дерево, глина, камень. Ведь истинное мастерство сродни волшебству, оно позволяет сохранить чувства мастера, его душу и любовь к своей работе.

Любительское объединение «Майстрыцы» работает при библиотеке с 2007 года. Создано с целью расширения, углубления и освоения знаний и умений участников в области декоративно-прикладного творчества. В состав объединения входят дети разных возрастов. При помощи разнообразных мероприятий, практических занятий любительское объединение призвано развивать у детей навыки творческой работы, воспитывать самостоятельность, инициативу и эстетический вкус.

Девиз: «Добры вечар Вам! Ці рады Вы нам? Калі Вы нам рады, і мы Вам да парады».

Любительское объединение создано в 1996 году по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и труда городского поселка Юратишки. Основная цель объединения состоит в том, чтобы помочь людям пожилого возраста использовать своё свободное время для интеллектуального, эстетического и культурного развития, общественной деятельности, общения и занятий по душе.

Участники объединения обсуждают прочитанные книги, слушают музыку, читают стихи, делятся воспоминаниями, учатся мыслить позитивно, предлагают темы для будущих встреч. В рамках заседаний проводятся тематические вечера , литературно-музыкальные композиции, праздники, информационные часы, беседы, мастер-классы. Заседания проходят 1 раз в месяц.

План работы любительского объединения «Еще не вечер» на 2019 год:

Информина «Деньги: история возникновения»
I квартал
Литературно-музыкальная композиция «Ах, какая женщина!»
(к Международному женскому дню)
I квартал
Круглый стол «Секреты нашей бодрости и здоровья»
(ко Дню здоровья)
II квартал
Музыкально-поэтическая гостиная «Жыве памяць»
(к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков)
II квартал
Литературные посиделки «Творы, што кранаюць душу»
(к 95-летию со дня рождения классика белорусской литературы В.Быкова)
II квартал
Литературные зарисовки «Живёт такой парень»

(к 90-летию со дня рождения В.Шукшина)
III квартал
Гостиная «Литературное созвездие Ивьевщины»
(к 75-летию с года основания районной газеты «Ивьевский край»)
III квартал
Вечер-воспоминание «Успехи и достижения нашей школы»
(45 лет новому зданию Юратишковской средней школы)
III квартал
Презентация «Сердцу милый уголок - Юратишки»
(ко Дню пожилых людей)
IV квартал
Вечер-рассуждение «Продиктовано жизнью, проверено временем»
IV квартал
Мастер-класс «Рукам работа - душе радость»
IV квартал

Выбор профессии является одним из наиболее важных вопросов, который стоит перед каждым молодым человеком .

С 2018 года при библиотеке-филиале г.п.Юратишки работает любительское объединение для детей и подростков «Ориентир» , основная цель которого - ведение профориентационной работы, оказание помощи школьникам в осознанном выборе будущей профессии.

На заседаниях объединения проводятся мероприятия по повышению информационной культуры и грамотности подрастающего поколения, детей учат пользоваться информацией, чтобы правильно ориентироваться в многообразии мира современных профессий.

План работы любительского объединения «Ориентир» на 2019 год:

Познавательная игра «Типы людей и типы профессий»
I квартал
Увлекательный урок «Карта профессий»
I квартал
Час размышлений «Профессия, специальность, должность»
I квартал
Урок-путешествие «Профессии на все времена»
II квартал
Познавательный час «Моё увлечение - моя профессия»
II квартал
Беседа-обсуждение «Кем ты будешь?»
II квартал
Час профессионального общения «Приятного аппетита!»
(о профессиях, которые связаны со сферой общественного питания)
III квартал
Путешествие «Профессия «Мама»
IV квартал
Беседа «Выбери работу по душе»
IV квартал
Информина «Новогодние игрушки, свечи и хлопушки»
(о работе Белорусской фабрики ёлочных игрушек)
IV квартал

Любительское объединение «Суседкі». Библиотека-филиал д.Старченята

Девиз: «Суседкі, суседачкі, запрашаем да бяседачкі»

Любительское объединение «Суседкі» организовано в 2014 году. Любительское объединение создано для женщин, которых интересуют такие вопросы, как сохранить любовь и семейные отношения, как правильно ухаживать за собой, как решать проблемы со здоровьем, как приготовить вкусную и полезную пищу, как сделать своими руками различные вещи, которые пригодились бы в домашнем хозяйстве.

В рамках объединения проводятся уроки доброты, часы размышления, часы обмена опытом, часы интересных сообщений, вечера, литературно-музыкальные композиции и другие мероприятия.

План работы любительского объединения «Суседкі» на 2019 год:

Беседа-диалог « Духовная книга - источник великой мудрости»
I квартал
Дискуссия « Что такое милосердие»
I квартал
Конкурс « У меня - лучшие заготовки»
II квартал
Презентация « Мой любимый раздел в журнале»
II квартал
Краеведческая экскурсия « Ткали, пряли и вязали»
IIІ квартал
Ретро-вечеринка « Альбом памяти»
III квартал
Краеведческие посиделки « Я ў гэтай вёсачцы жыву»
III квартал
Разговор « Делать добро - это хорошо»
IV квартал
Вечер фольклора « На земле мы прожили не зря»
IV квартал
Выставка-поздравление « Мир добрее стал»
(ко Дню матери)
IV квартал
День отдыха « Для тех, кто годы не считает»
(ко Дню пожилых людей)
IV квартал

Разные авторы по-своему трактуют такие понятия, как «любительские объединения», «клубы по интересам», «любитель­ское творчество», «любительская деятельность». Эти понятия исследуются с разных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «творчестве любителей» в самодеятельных формах его проявления. Вместе с тем в Положении о любительском объеди­нении и клубе по интересам принятом в 1986 году было сказано, что любительское объединение, клуб по интересам являются организованной формой общественной самодеятельности населения, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников, с целью удовлетворения многообразных духовных запро­сов и интересов людей в сфере свободного времени.

Под термином «любительство» сегодня мы понимаем такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способ­ность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного твор­чества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результа­те ими создаются материальные и духовные ценности. По наше­му мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессио­нальной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности чело­века, его профессией. Любитель - творец - «сам себе хозяин», «сам себе режиссер», создающий свой собственный мир, прояв­ляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.

Уже с XVIII века активно начинает развиваться любительское художественное творчество, в организованной деятельности которой отмечается активное участие интеллигенции. Вторая половина ХЕК века отмечается активизацией различных обществ любителей искусства, при которых создаются творческие мастер­ские, возникают литературные объединения, кружки, студии и т.д.

Широко распространенные сегодня термины «любительское творчество» и «художественная самодеятельность» впервые появились в конце XIX века и характеризовали значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различ­ными видами любительского искусства (театры, духовые орке­стры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные пред­ставления, частушки, народные пляски, народное инструмен­тальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направле­ний деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различ­ные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослуже­ния, обряды, «процессии дураков», «встречи поста и масленицы», ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно впле­талось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обо­собляет себя от повседневности».


Многие исследователи приходят к мнению, что именно фольклор является одной из начальных форм художественной культуры, существующей на профессиональном и любительском уровне творчества. Этой же точки зрения придерживается и Э.Е. Алексеев, который отмечает, что «самодеятельность в фор­ме фольклора и любительства выполняет важную культурно-творческую роль. В ее рамках рождаются новые художественные ценности, она вносит огромный вклад в социальную организа­цию общества: благодаря нормально развивающемуся художест­венному творчеству достигаются укрепление общественных свя­зей между людьми и упрочение целостности общества».

Любители - это те, кто «врастает» в сферу культурно-творческой деятельности, где существуют традиции народного художественного творчества. Усвоение культурных традиций и художественных форм деятельности, а именно любительских (пение, музицирование, занятие художественно-прикладным творчеством и т.д.) является ориентиром деятельности любителя. Самодеятельность в процессе познания преобразуется в эстетические убеждения, нормы и принципы поведения. Основным, неизменным ядром его является человеческая индивидуальность, побуждающая личность к движению, стремлению проявить себя в занятиях творчеством. Художественное творчество лю­бителей более всего тяготеет к индивидуальным формам куль-турно-досуговой деятельности, однако может включать и коллективные формы (самодеятельность). Чтобы «временное» любительство превратить в организованное любительское занятие, где состоявшиеся любители или желающие стать таковыми учатся управлять своей фантазией, необходима стабильная подготовительная работа всех социальных институтов, способствующих формированию самодеятельности. Так, в 60-70-е годы появляет­ся множество течений любительского творчества, среди которых можно отметить: «наивное творчество», спонтанную самодеятельность, оригинальную самодеятельность, традиционную, «подражательную» (культовое искусство), репродуктивное творчество, авторское и другие.

Самодеятельные организации, а именно любительские объединения и клубы по интересам, имеют более высокую форму внутри-клубных объединений. В их основе заложено удовлетворение нравственных, внутренних потребностей и способностей личности.

В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством в таких коллективах формирует новые способности, так как там собираются группы людей, имеющие много общего, независимо от уровня одаренности. Именно «интерес», «страсть» в художественном творчестве могут дать значимый результат, который будет неповторим, оригинален и непосредственен. Его итоговым проявлением являются различные формы представления творчества на суд зрителей, слушателей.

Таким образом, на основании различных подходов к проблеме любительского творчества мы предлагаем собственное определение любительских объединений и клубов по интересам. Любительское объединение - это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каж­дого индивида в свободном временном пространстве.

Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в круж­ках, студиях, клубах), при создании условий для духовного об­щения и побуждения к самодеятельному творчеству, где мо­гут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.

Очень часто работники учреждений культуры и досуга подменяют любительские объединения и клубы по интересам объединениями кружкового типа.

1. Алексеева Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры. М, 1998.

2. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и " современность. М., 1971.

3. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

4. Положение о любительских объединениях и клубе по интересам. М.: г - Политиздат, 1986.

Сложившаяся практика формирования и деятельности любительских объединений и клубов по интересам представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное времяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

Время «перестройки» внутри страны и его позитивные и негативные стороны неоднозначно воспринимаются народом. Значительное сокращение вложений государственных средств в развитие детско-юношеских, молодежных досуговых учреждений открыли путь прогрессирующему росту подростково-молодеж-ной преступности. В поисках различных средств повышения эффективности воспитания подрастающего поколения, возможности расширения сферы досуга, особое внимание отводится любительским объединениям, клубам по интересам, работе по месту жительства. Немаловажным фактором, отмеченным многими теоретиками и практиками в области социокультурной сферы, является включение населения в различные виды деятельности. Во многих регионах осуществляются поддержка и стимулирование творческих инициатив различных возрастных групп населения.

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развиваются новые организационнные формы клубов – детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учеб-ная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ – комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных центров и т.п.» . Действуют в настоящее время и отдельные типы клубов, которых еще очень мало, – клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

В городе Тамбове и ее области за 2000-2001 годы отмечается незначительное сокращение любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий. Заметное перепрофилирование многих Домов культуры в коммерческие структуры вылилось в сокращение деятельности многих клубных объединений, произошел отток профессиональных руководителей художественной самодеятельности, энтузиастов социокультурной сферы. Наряду с этим отмечается активная работа Домов творчества, станции юннатов, клубов по месту жительства, общественных организаций, студий и клубов по интересам при образовательных учреждениях города. Все они имеют различную направленность деятельности.



Рассмотрим основные виды любительских объединений и клубов по интересам, которые официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).

1. Общественно-политические (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просве-тительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-полити-ческие клубы, которые организуют встречи с ветеранами, создают поисковые отряды. При многих школах созданы музеи боевой славы. В Тамбове действует региональное общественно-политическое движение «Возрождение Тамбовщины». Большую работу в этом направлении проводит Комитет по делам молодежи при администрации области, на базе которого действует комплексная программа «Молодежь». Главным разделом программы является содействие гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. В рамках данного направления проходят крупные мероприятия – фестивали солдатской песни, встречи с ветеранами и другое. В современной России происходят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наряду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внимания стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится очевидным, что наиболее острой потребностью государства и общества является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в построении правового государства.

В настоящее время необходимо найти равновесие между потребностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное учреждение могут свободно выбирать свой собственный путь развития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания образования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи является формирование культуры мира, которая требует всесторонних действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические лидеры, деятели науки, культуры и образования.

Образование и воспитание молодежи, как целостный педагогический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конструктивное влияние на формируемую личность конкретного молодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры мира. Необходимо использовать все аспекты образования: содержание, формы, методы, организацию, отношения между администрацией, педагогами и учащимися, между учебными заведениями и семьями – для активного содействия развитию и укреплению в умах людей идей терпимости, добрососедства, равноправия. Воспитание молодежи в духе культуры мира является многоуровневой системой адаптации личности к условиям социума и способом активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации, под воздействием формирующих принципов культуры мира.

В связи с этим разработка программ формирования культуры мира учитывает специфику разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста, так как основы воспитания закладываются в раннем детстве. Отсутствие таких программ и методик для воспитания в духе мира с раннего возраста отрицательно сказывается на процессе формировании мировоззрения и поведения детей и в дальнейшем ведет к восприятию мира через призму воинствующих отношений, так как общество на данной ступени развития отличается агрессивностью. Руководящая роль в воспитании должна принадлежать высшим учебным заведениям, особенно занимающимся подготовкой преподавателей, психологов и социально-культурных работников.

Нами на протяжении трех лет проводилось экспериментальное научное исследование, посвященное изучению социально-педагогических проблем образования и воспитания молодежи в духе культуры мира. Разработанная и апробированная на практике программа учебного курса «Культура мира» позволила ознакомить студентов со следующими проблемами:

· историческим развитием проблемы мира и опыта международного сотрудничества в этом направлении;

· процессом развития концепций культуры мира за рубежом и в России;

· рассмотреть основные этапы распространения движения «На пути к культуре мира»;

· ознакомить с социально-педагогическими проблемами образования и воспитания молодежи в духе культуры мира;

· рассмотреть методы популяризации и распространения идеи культуры мира и ненасилия.

Помимо этого, в ТГУ был создан клуб ЮНЕСКО «Юнона», который явился центром духовной жизни студентов и аспирантов, вовлекающим молодежь в мир культуры и миротворчества.

Членами клуба были разработаны и внедрены культурно-досуговые программы для учреждений социально-культурной сферы, которые позволили познакомить работников различных социальных институтов с основными проблемами, возникающими на пути движения к культуре мира.

Основными направлениями работы клуба являются:

· Расширение содержания образовательных программ и учебных курсов.

· Взаимодействие и переписка с университетами – клубами ЮНЕСКО в России и за рубежом.

· Изучение различных культур народов мира.

· Проведение семинаров и научно-практических конференций.

· Участие в изучении, охране и использовании культурно-исторического наследия родного края.

· Организация праздников, концертов, фестивалей.

· Сбор фольклорного материала, предметов старины.

· Организация выставок, конкурсов художественного и декоративно-прикладного искусства.

· Взаимодействие с различными центрами детского и юношеского творчества.

· Организация семинаров, лекций, конференций для педагогов дополнительного образования и организаторов социально-культурной деятельности.

· Участие в проведении летнего оздоровительного отдыха детей.

Таким образом, четкое выявление социально-педагогического аспекта образования и воспитания молодежи в духе культуры мира как в образовательных учреждениях, так и социально-культурных институтах, а также комплексная разработка и внедрение программ учебных курсов, позволяют добиться понимания возможности развития человечества в соответствии с концепцией культуры мира, как альтернативы существующему направлению развития, что в свою очередь является определяющим фактором выхода человечества из сложившегося всестороннего кризиса.

В последние время стала возрождаться военно-спортивная игра «Зарница», которая успешно проходит во многих городах и районах Тамбовской области. Интересен опыт создания в 1991 году школы «демократической культуры», которая первоначально оформилась как движение юных парламентариев, а затем переросла в Ассоциацию. Это 24 организации, которые действуют в 41 регионе – Московской области, Кемерово, Оренбурге, Перми, Липецке, Челябинске, Краснодаре, Рязани, Екатеринбурге и ряде других городов России. Движение считает своей целью формирование гражданственности у подрастающего поколения, а конечным результатом должно стать самоопределение членов ассоциации посредством эффективной демократии. Данная Ассоциация объединяет старшеклассников государственных и частных школ, лицеев, гимназий, клубов. Здесь стремятся к углубленному изучению политологии, экономики, права; в ее рядах педагоги вышеуказанных учебных заведений, студенты-выпуск-ники Ассоциации, а также ученые, в первую очередь – специалисты в области педагогики, истории, права, политологии.

В последнее время заметно проявилась тенденция к интеграции, различных клубов и групп в решении каких-то общих задач. И здесь заметную роль играют экологические, историко-патриотические и национально-культурные объединения. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи всегда было первоочередным делом организаций, занимающихся работой с детьми и молодежью.

Не исключением являются и ныне действующие по всей России Комитеты по делам молодежи, которые проводят большую работу в этом направлении. Для того, чтобы полнее показать все многообразие досуговых ориентаций подрастающего поколения по общественно-политическому воспитанию, приведем в качестве иллюстрации лишь некоторые фрагменты из информации Комитета по делам молодежи администрации Тамбовской области об этой деятельности в 1997 году. Данные материалы свидетельствуют о том, что работа по общественно-поли-тическому и патриотическому воспитанию молодежи велась по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, работа областного поискового благотворительного центра «Искатель», сформированного из студентов и школьников города Тамбова, которые неоднократно выезжали в Брянскую, Калужскую и Смоленскую области с целью поиска захоронений останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, продолжалась работа военно-патриотического клуба десантного профиля «Рейд», в котором занимается свыше 50 курсантов военных училищ. Также был создан военно-патриотический клуб пограничного профиля. В-третьих, Комитет по делам молодежи совместно с поисковым центром «Искатель» организовали и провели IX Международный молодежный лагерь по уходу за военными могилами, в работе которого приняли участие более 40 молодых людей из Германии, Англии, России.

2. Производственно-технические (клубы технического творчества – радио, моделирование, автомототехника, картинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.

Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров (руководители, преподаватели, общественники). Сегодня мы уже не всегда можем говорить о развитии технического творчества детей и подростков, которое совсем недавно являлось частью общеобразовательного педагогического процесса многих учреждений культуры и досуга. Тем, не менее, в Академии детства города Тамбова 40 лет работает клуб радиолюбителей. В 1961 году их было создано сразу четыре по области. В настоящее время существует коллективная радиостанция Академии детства, которая является одной из лучших в России и ведущей в Тамбовской области. Действует и детская радиостанция коллективного пользования, которая своей задачей ставит профессиональное ориентирование школьников и учащихся по приобретению необходимых навыков радистов. Здесь осуществляется практическая работа по проведению радиосвязи, подготовке и участию в соревнованиях по радиоспорту. Участники детской радиостанции изучают основы радиотехники, электроники, приобретают практические навыки радиоконструирования, работы с электроизмерительными приборами. Они изучают телеграфную азбуку и иностранные языки для ведения радиолюбительской связи, приобретают навыки операторской работы в эфире. В существующем отделе технического творчества и спорта действуют детские объединения – телерадиомеханика, школа юных летчиков, обучение на компьютере, делопроизводство и программирование.

Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры, Академиях детства. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов – озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Хорошо поставлена работа по развитию научно-технического творчества в высших учебных заведениях и лицеях. Так, например, под руководством аспирантов и студентов технического университета (ТГТУ) в инновациях студенческого конструкторского бюро принимают участие и школьники. При ТГТУ существует совет ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Члены совета – организаторы городских, областных и зональных выставок-ярмарок изобретений и конкурсов инноваций учащихся, студентов и молодых ученых. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчества. К таким причинам можно отнести:

1) отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необходимыми материалами и инструментами;

2) отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;

3) малооплачиваемая должность руководителя.

Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собаководов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.

Серьезная озабоченность по поводу экологических проблем находится в центре внимания многих зарубежных и российских ученых. Последние 80 лет объявлены решением ЮНЕСКО годами экологического образования и воспитания. В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения предпринимаются различные меры учреждениями образования, социально-культурными институтами. Среди них наиболее важными являются:

· создание системы непрерывного экологического образования и воспитания;

· пересмотр учебных курсов по экологии и введение разделов «экологическая культура» и «экологическая этика»;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам эколого-валеологического образования.

Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объединения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России. Остановимся на работе экологических клубов для детей молодежи, которые работают по программе «Экология и дети». В ее основе лежит разработка системы деятельности детских и молодежных экологических объединений в регионе, способных выбирать посильные экологические проблемы и решать их. Назовем основные направления деятельности, которые пытаются решать участники этих клубов:

· общение с природой. На этом пути юным экологам и их руководителям предстоит вернуться к тому изначальному пониманию, что воробьи и одуванчики столь же интересны, как и люди;

· наблюдение за происходящим в природе;

· слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг;

· экологические игры, которые позволяют сделать более доступными для детей и молодежи экологические связи, законы, проблемы;

· деловые игры. Назначение этих игр – моделирование реальных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении экологических конфликтов;

· сбор и анализ экологической информации;

· экологические акции, которые могут включать операции «Ель», «Первоцвет», «Чистая вода» и многое другое.

При этом следует отметить, что основными задачами таких клубов является необходимость пробудить в молодом поколении стремление к изучению законов экологии. А для этого следует соблюдать правовые и этические нормы отношения к природе; углублять знания об окружающей среде родного края; способствовать формированию экологической чистой зоны по месту жительства.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Сфера свободного времени представляет огромные возможности выбора человеком направлений деятельности. Все они осуществляются по-разному – на отдыхе или в результате труда, которые объединяет понятие «досуг».

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозрастных групп населения, а особое внимание уделялось организационной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день – это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Начинать работу в этом направлении надо с семьи, детского сада – это закаливание, посещение спортивных секций и воспитание культуры самооздоровления. Примером физического самосовершенствования подростков и молодежи можно назвать действующие при городском Центре по работе с детьми и молодежью в городе Тамбове клубы «Атлет», «Серебряные спицы», «Феникс». Руководители-профессионалы, совместно с тренерами спортивных школ создают условия для занятий спортом, развивают физические возможности ребят через специальные упражнения и тренажеры. Новой формой оздоровления детей младшего возраста (с четырех лет) является разработанная специальная программа «Голиаф» (клуб «Феникс»), куда входят, помимо физподготовки, игры, участие в культурно-досуговой деятельности, знакомство с основами различных единоборств. В ребятах воспитывается мужество, любовь к своей Родине, своим близким, дружба и взаимовыручка. Здесь принимают всех слабых и не подготовленных к спорту, так как основной целью клуба является создание условий для интеллектуального и физического развития полноправного гражданина.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

Интересна творческая деятельность тамбовчанина, любителя-коллекционера, искусствоведа, доцента кафедры культурологии института «Культуры и искусства» ТГУ им Г.Р. Державина Ивана Ивановича Алпацкого. В его домашней коллекции открытки с репродукциями картин русских и зарубежных художников (около 20 тыс. экземпляров, среди них 3 тыс. дореволюционные). Он коллекционирует художественные медали, посвященные юбилеям знаменитых людей или памятным событиям (около 300). Среди его многочисленной коллекции около 10 тыс. книг – по искусствоведению, мемуары, краеведческая литература. Есть более 2 тыс. этикеток от спичечных коробков, коллекция экслибрисов и многое другое. С собранными коллекциями И.И. Алпацкий постоянно знакомит студентов вуза, школьников, устраивает выставки. Он на протяжении 20 лет являлся председателем городского клуба книголюбов.

Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик – кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различные формы организованного досуга, которые способствуют приобщению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Так, формы организации фольклорных коллективов привносят особую самостоятельность регионам, включают многообразие видов и жанров творчества. При наличии фольклорного певческого увлечения участники клубных объединений могут познать основы: игры на ложках, трещотках; танцевальных движений; пошива и украшения своего костюма; принять участие в массовых играх и забавах.

Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы. эти две группы объединений представлены на рис. 4.

Активизация личности в сфере свободного времени, развитие культурной самодеятельности масс усложняет функции клубных художественно-творческих коллективов. Культурная самодеятельность масс реализуется в культурно-досуговой деятельности и обеспечивается всей системой социально-культур-ных учреждений страны, для которых творческое развитие личности составляет одну из важнейших проблем.


Рис. 4. Виды объединений художественной направленности

Если в художественной самодеятельности преобладали прежде исполнительские виды, в которых творческое начало состояло лишь в интерпретации авторского замысла, то сегодня она включает в себя творческую деятельность личности по созданию оригинальных художественных ценностей. Сейчас все большее распространение получают авторские виды художественного творчества, такие, как сочинительство, музицирование, съемки фильма, рисование, изготовление изделий народных ремесел и т.д. Это обстоятельство, в свою очередь, видоизменяет художественную самодеятельность в учреждениях культуры и досуга по формам, требует от нее большей систематичности, ставит на повестку дня все более и более настойчиво вопрос о предварительной подготовке человека к художественному творчеству. Здесь раскрываются также вопросы о развитии задатков и способностей к тому или иному виду художественного творчества в детском возрасте, о создании единой системы художественного воспитания личности в школах и внешкольных учреждениях, в первую очередь – клубах.

Особое внимание необходимо уделять подготовке студентов отделения социально-культурной деятельности к работе с проблемными группами населения. Статистика последних лет свидетельствует, что среди нас живет множество людей с особенностями в интеллектуальном развитии, имеющих право на развитие и воплощение своих творческих возможностей. Вовлечение подобного контингента (умственно ограниченных) в сферу досуга способствует формированию индивидуальных творческих способностей, помогающих им самовыразиться в различных формах художественного творчества.

Благоприятное воздействие искусством помогает почувствовать удовлетворение тем, кто немногословен, имеет трудности в языковом выражении. «Проявляющаяся в художественном произведении изобразительная сила – есть выражение исключительной личности творящего, независимо, например, от показателя интеллекта. В этом все художники равны. Творческие способностидвижущая сила художественного процесса – не могут идентифицироваться с интеллектуальностью. Они и результаты, которые они приносят, не являются ни благоразумными, ни неблагоразумными, ни толковыми, ни глупыми – они соответствуют индивидуальным возможностям и средствам языка художника. Созидательная творческая сила существует независимо от интеллектуальных способностей или умственных ограничений. Индивидуально разно, в разных областях и разной мере человек развивает свои таланты. Обусловливается это лишь творческими задатками и общественными условиями, в которых работает художник» . Существует множество примеров, когда умственно ограниченный художник получает рецензию на свои произведения. Его работами восхищаются и критикуют. Этим создается благоприятная атмосфера доброжелательности, где уважительное отношение окружающих людей к умственно ограниченному человеку дает силу к новому творчеству, возможность почувствовать свое самоуважение и полезность существования. Необходимо содействовать различным проектам и их финансирование осуществлять из социальной сферы, сферы здравоохранения, бюджета культуры и местного бюджета.

Важно проводить выставки, где наравне с обычными художниками могли выставлять экспозиции и умственно ограниченные художники. Организовывать мастерские – как учреждения для включения умственно ограниченных людей в трудовую жизнь. Создавать условия для воплощения художественных идей умственно ограниченных людей (помещение, отдельные комнаты в общежитиях, домах, интернатах). Важным является создание в микрорайонах при подростковых клубах кружков, осуществляющих раз в неделю по два-три часа занятия художественной деятельностью. Можно создать центры, где одновременно с группами людей без умственных ограничений занимались бы и пять-десять человек, имеющих проблемы в умственном развитии. К этой работе можно привлечь Дома творчества районов. Формами организации могут быть: посещение публичных мастерских; сотрудничество с музыкальными школами (классы для занятий с умственно ограниченными людьми и совместные группы), театральными группами, музыкально-народными ансамблями; творческие недели и др.

Современная тенденция развития клубов по интересам и любительских объединений проявляется также в возрастании роли разнообразных выставок, смотров, конкурсов. Они являются ярким свидетельством глубоких социальных преобразований в нашем обществе. Однако выставки отражают лишь общую картину состояния художественного вида творчества, за которой не видны многие проблемы, существующие в организации любительского движения. Деятельность всех клубов по интересам и любительских объединений осуществляется по следующим основным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организаторская, что закреплено в положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год. В целом же, говоря о работе любительских объединений, можно отметить, что сегодня повсеместно действуют многофункциональные объединения – это клубы ветеранов войны и труда, подростков и молодежи, молодой семьи, кому за 30, психологической помощи, трезвости, семейного отдыха и т.п. Так, например, клубы, организующие досуг подростков и молодежи, – клубы по месту жительства, имеющие дополнительную направленность деятельности. Наряду с основными перечисленными нами направлениями, в них применяются самые разнообразные формы и методы деятельности, реализуются различные программы и проекты.

А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства, выделяют наравне с основными, дополнительные направления. Это:

1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, фриволите и т.п.).

2. Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции, шахматы, ГО).

3. Культурно-образовательное (литературный салон, краеведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуальные клубы и т.п.).

4. Психолого-коммуникативное направление (группы встреч и общения, тренинговые программы и семейные клубы и т.п.).

5. Военно-патриотическое .

6. Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кружок «Юный биолог», экология и т.п.).

7. Досуговое направление (игротека, празднично-тематиче-ские мероприятия и т.п.).

8. Социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с подростками, имеющими трудности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные летние лагеря и т.п.).

Эти виды деятельности реализуются в детских многопрофильных досуговых и семейных клубах, клубах общения .

Современным представлением типологии клубности по месту жительства выступают клубы встреч, клубы по интересам, клубы сообщества. Так, например, на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии города Тамбова действуют в настоящее время 28 подростковых клубов, где организуется интересный социально-полезный досуг детей. При Центре с 1998 года работает интеллектуальный игровой клуб для старшеклассников, ставящий следующие задачи: развитие эрудиции у детей, углубление познаний в различных областях знаний, развитие творческого потенциала ребенка в процессе игры, развитие коммуникативных способностей у детей, повышение статуса эрудированного человека. Команды клуба формируются на базе общеобразовательных учреждений, где они проходят несколько этапов, а результатом является формирование Лиг. Развитие в клубе получила новая форма сотрудничества детей и родителей – проведение совместных заседаний клуба интеллектуальных игр, вечеров отдыха, праздников и походов. При подростковых клубах действуют кружки, секции различной направленности, руководят ими грамотные специалисты. Есть и клубы по интересам, где руководители-энтузиасты сплачивают вокруг себя подростков и молодежь, вовлекают в деятельность клубов родителей, местное население.

Таким образом, при всем многообразии направлений самодеятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно-досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, происходят межличностные общения и все это подвергается воздействию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, побуждения к общественно-полезным видам деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды любительских объединений и клубов и клубов по интересам.

2. Дайте краткую характеристику каждому виду любительских объединений.

3. Охарактеризуйте социально-художественный (творческий) портрет художника, поэта на конкретном примере.

4. Назовите современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства.

1. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

2. Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура. Тамбов, 2000.

3. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии. Мн.: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 1999.

4. Кругликов Г.И., Симоненко А.Ф., Цырлин М.Д. Основы профессионального творчества. Курск, 1995.

5. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М., 1988.

6. Каргин А.С. Воспитательная работа в коллективе художественной самодеятельности. М., 1984.

7. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 175-194.

8. Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302.

9. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396 с.

10. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.

11. Организация и методика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. Л., 1981.

12. Творчество и педагогика. Т. 1, 2. М., 1998.

13. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 мес. М., 1995.

2.2.1 . Понятие «клуб по интересам», «любительское объединение».

Клуб по интересам или любительское объединение – одна из традиционных форм объединения людей, деятельность которых направлена посредством самодеятельности и самоуправления на реализацию своих культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив.

В «Положении о любительском объединении и клубе по интересам» дается следующее определение:

Любительским объединением, клубом по интересам является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.

Клуб – это добровольное общение людей. Клуб способствует совершенствованию знаний людей в той или иной отрасли науки, литературы, искусства, становления личности. Обязательным условием членства в клубе является активное участие во всех делах клуба, дружная коллективная работа и отдых.

Понятие «объединение» (любительское, творческое) означает тот же клуб, только с другой организационной и функциональной структурой. Объединение – это ряд людей, секций или клубов, объединившихся на базе общего интереса или цели, вошедших в него с кругом своих единичных или частных задач. Добавление слов «любительское», «по интересам» свидетельствуют о том, что в основе подобного типа клубов и объединений лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, заложенный в нем творческий потенциал. Все остальные названия – клубы «старшеклассников», молодежные клубы», «любителей поэзии» и т.д. являются свидетельством их дифференциации по определенным признакам или характеру деятельности. Дифференциация обеспечивает определенную однородность аудитории, позволяет активизировать взаимодействие людей. Она выступает главным функциональным признаком и механизмом развития клубов и объединений.

Любительское объединение отличается от клуба по интересам по своим характеристикам и назначению. В основе создания любительского объединения лежит тоже дифференциация, но уже не по ряду признаков, обеспечивающих однородность аудитории, а только по одному признаку – личному интересу. В остальном состав любительских объединений, как правило, самый разнообразный: в одном объединении можно встретить людей разного пола, возраста, с разным уровнем образования, представителей разных профессий, работающих и учащихся. В клубе по интересам членский состав может быстро обновляться. Любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу. Это контактная группа, в процессе общения которой вырабатывается определенная общность целей, интересов. Неотъемлемая черта любительских объединений – создание определенной морально-психологической атмосферы: взаимное уважение, симпатия, солидарность.

2.2.2 . Типы и виды любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам могут быть двух основных видов:

1) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности объединений и клубов, а также за счет средств организации-учредителя;

2) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников (членские взносы), средств, полученных от деятельности объединений и клубов.

По характеру деятельности клубы и объединения можно условно разделить на следующие профили: общественно-политические, научно-познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, мировоззренческие.

По направлению деятельности объединения и клубы могут быть:

    Общественно-политические. По тематике работы среди них выделяются клубы и объединения боевых и трудовых традиций, военно-патриотического воспитания, по изучению правовых знаний и др.

    Производственно-технические. К ним относятся клубы и объединения технического творчества: изобретателей, моделирования (авиа-, судо-, авто- и др.), проектирования и др.

    Естественнонаучные. Эти клубы привлекают к себе любителей путешествий, астрономии, огородников, садоводов, собаководов, цветоводов и др.

    Художественные. Являются самыми распространенными и вносят большой вклад в программу эстетического воспитания населения. К клубам этого направления относятся клубы любителей музыки, кино, литературы, живописи, танца, театра и др.

    Физкультурно-оздоровительные. К ним относятся клубы закаливания, любителей бега, туризма, шейпинга, аэробики и др.

    Коллекционно-собирательские. Такие клубы организуются для объединения собирателей марок (филателистов), монет (нумизматов), значков, орденов и медалей (фалеристов), открыток (филокартистов), звукозаписей (филофонистов), спичечных этикеток (филуменистов) и др.

Могут создаваться клубы, объединяющие определенную категорию людей: клубы женщин, знакомств, молодой семьи, подростков и др.


4.Любительские объединения и клубы по интересам: сущность, признаки и виды

В организации как технологическом процессе наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-культурной деятельности. Среди них В.З. Дуликов выделяет:

Ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимости ситуации, собст­венно организации и самоорганизации;


  • принцип партнерских отношений, проявляющийся в признании рав­ноправия участников социально-культурного процесса, основанных на субъектно-субьектных связях;

  • принцип постоянного действия организационного фактора, который выражается в степени участия организатора в социально-культурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участника или фаза наблюдателя).

2.Сущность управления в социально-культурной сфере

Организация социально-культурной деятельности неотделима от управления ею, но они имеют в своей основе как общие , так и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно отметить общие цели достижения позитивного результата, а различает их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношениях между специалистами, тог да как организация основана как на взаимодействии между специалистами-организаторами, так и рядо­выми участниками мероприятий. Как подчеркивает В.З. Дуликов, органи­зация представляем собой взгляд на проблему изнутри, тогда как управле­ние - это, как правило, взгляд сверху. Управление деятельностью пред­полагает определенных стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс ор­ганизации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели.

Понятие «управление» наиболее универсальное и применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество па основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социально-культурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго на­учных основах. Среди них краеугольными являются: систематичность, планомерность, целенаправленность взаимодействия субъектов различных уровней (от Министерства культуры до домов культуры, клубов и библио­тек) в целях обеспечения социально-культурного воздействия на население, группу жителей микрорайона или каждого конкретного посетителя меро­приятия.

Управление можно рассматривать в статике - как систему организаций , представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, координации и контроля за деятель­ностью социально-культурных учреждений на различных уровнях - феде­ральном, региональном или местном.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию государственных и негосударственных учреждений куль­туры, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды и развитие региональных учреждений культуры, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры этих учреждений, устанавли­вают порядок аттестации работников социально-культурной сферы и тре­бований к их квалификации.

Важной функцией органов государственного управления является осу­ществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений, исполнением государственного законодательства в области культуры, а также бюджетной и финансовой дисциплиной.

Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждением культуры - ломом культуры регионального или местного подчинения руководит директор, который нанимается, может быть назначен или избран на эту должность в соответствии с уставом учреждения. Общее руководство учреждения может осуществляться и представительным органом - советом учрежде­ния культуры, который формируется в соответствии с уставом данного учреждения.

Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения.


3.Управление в технологиях социально-культурной деятельности