Общая методика преподавания информатики. Образец, инструкции к выполнению задания

Учебное пособие предназначено студентам педагогических ВУЗов, изучающим систематический курс методики преподавания информатики. В пособии раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания информатики в средней общеобразовательной школе. Наряду с изложением общих вопросов теории и методики обучения информатике рассматриваются конкретные методические рекомендации по постановке базового и профильных курсов информатики.
Пособие будет полезно также практическим учителям общеобразовательных школ и преподавателям средних специальных учебных заведений как руководство при планировании и проведении занятий по информатике, а также аспирантам и всем тем, кто интересуется организацией и перспективами обучения информатике в школе.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ.
С введением в среднюю общеобразовательную школу факультативных занятий как новой формы учебной работы, нацеленной на углубление знаний и развитие разносторонних интересов и способностей учащихся (правительственное постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», 1966), началась работа и по организации факультативов по математике и ее приложениям. В их числе три специальных факультативных курса, постановка которых в той или иной степени предполагала использование ЭВМ: «Программирование», «Вычислительная математика», «Векторные пространства и линейное программирование».

С введением этих факультативных курсов и, прежде всего, курса «Программирование» связан протяженный и своеобразный этап поступательного внедрения элементов программирования в среднюю школу. Своеобразие этого процесса заключалось в том, что (в отличие от школ с математической специализацией) факультативные занятия по программированию чаще всего строились в условиях «безмашинного» обучения, что, кстати говоря, нередко приводило к поиску весьма методически оригинальных подходов, опиравшихся на выявлении общеобразовательной сути алгоритмизации и программирования.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 3
ЧАСТЬ 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ 7
ГЛАВА 1 ИСТОКИ: ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ЭВМ, 7ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ7

КИБЕРНЕТИКИ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ СССР И РОССИИ (СЕРЕДИНА 50-Х - СЕРЕДИНА 80-Х ГГ. XX ВЕКА) 7
1.1. НАЧАЛО 7
1.2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ 8НА БАЗЕ ШКОЛ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ УКЛОНОМ 8
1.3. ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ 9КИБЕРНЕТИКИ 9
1.4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ 12
1.5. СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА БАЗЕ УПК 13
1.6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА. АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ 14
1.7. ЭЛЕКТРОННЫЕ КАЛЬКУЛЯТОРЫ 19
1.8. ПОЯВЛЕНИЕ ЭВМ МАССОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ 20
1.9. ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛУ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ» 21
1.10. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 23
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2 ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ 27
2.1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ 27
2.2. ИНФОРМАТИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 36
2.3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК НОВЫЙ РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ 39
2.4. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 41
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 2 41
ГЛАВА 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВВЕДЕНИЯ В ШКОЛУ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ 44
3.1. О ЦЕЛЯХ ОБЩИХ И КОНКРЕТНЫХ 44
3.2. ИСХОДНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОИВТ. ПОНЯТИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 47
3.3. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ 50
3.4. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ: СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ 52
3.5. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 58
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 3 59
ГЛАВА 4 СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ 61
4.1. ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ 61
4.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОИВТ. УЧЕБНЫЙ АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК А. П. ЕРШОВА 63
4.3. МАШИННЫЙ ВАРИАНТ КУРСА ОИВТ 66
4.4. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 69
4.5. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ 73
4.6. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 76
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 4 76
ГЛАВА 5 БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ И МЕСТО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 78
5.1. ПРОБЛЕМА МЕСТА КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ 78
5.2. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1993 ГОДА (БУП-93) 81
5.3. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1998 ГОДА (БУП-98) 84
5.4. СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В 12-ЛЕТНЕМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ 88
5.5. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 90
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 5 91
ГЛАВА 6 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ 93
6.1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 93
6.2. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ: КАБИНЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 100
6.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 105
6.4. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 107
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 6 107
ЧАСТЬ 2 КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ БАЗОВЫЙ КУРС 109
ГЛАВА 7 ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 111

7.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 111
7.2. ПОДХОДЫ К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ 116
7.3. ПРОЦЕСС ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 125
7.4. ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 127
7.5. ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ 128
7.6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 132
7.7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 133
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 7 141
ГЛАВА 8 ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 143
8.1. РОЛЬ И МЕСТО ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА В ИНФОРМАТИКЕ 143
8.2. ФОРМАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 145
8.3. ЯЗЫКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 146
8.4. ЯЗЫК ЛОГИКИ И ЕГО МЕСТО В БАЗОВОМ КУРСЕ 154
8.5. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 162
8.6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 164
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 8 166
ГЛАВА 9 ЛИНИЯ КОМПЬЮТЕРА 168
9.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В КОМПЬЮТЕРЕ 168
9.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАСКРЫТИЮ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЭВМ 177
9.3. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭВМ 191
9.4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ КОМПЬЮТЕРА 201
9.5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 203
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 9 206
ГЛАВА 10 ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ 208
10.1. ПОДХОДЫ К РАСКРЫТИЮ ПОНЯТИЙ «ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ» 208
«ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 208
10.2. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 218
10.3. ЛИНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ И БАЗЫ ДАННЫХ 221
10.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ 227
10.5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 230
10.6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ ФОРМАЛИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ 232
10.7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 234
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 10 238
ГЛАВА 11 ЛИНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ 240
11.1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ 241
11.2. МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ ПОНЯТИЯ АЛГОРИТМА 247
11.3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ НА УЧЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЯХ, РАБОТАЮЩИХ «В ОБСТАНОВКЕ» 251
11.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛГОРИТМОВ РАБОТЫ С ВЕЛИЧИНАМИ 259
11.5. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 266
11.6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ 274
11.7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 277
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 11 280
ГЛАВА 12 ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 282
12.1. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 283
12.2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 291
12.3. СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 295
12.4. БАЗЫ ДАННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 307
12.5. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ 317
12.6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 330
12.7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 333
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 12 341
ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ
ГЛАВА 13 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ 343
ГЛАВА 14 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ 348

14.1. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ 350
14.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ 354
14.3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ, ВХОДЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫЕ КУРСЫ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 356
14.4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 393
14.5. ВАРИАНТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ 396
14.6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 404
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 14 410
ГЛАВА 15 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ 412
15.1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРУКТУРНОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ 413
15.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 440
15.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ПАСКАЛЕ 443
15.4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ 445
15.5. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 452
15.6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 458
15.7. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ 459
15.8. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 466
15.9. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 470
15.10. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 474
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 15 478
ГЛАВА 16 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ 481
16.1. КУРС «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ ШКОЛ И КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 481
16.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 492
16.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 494
16.4. КУРСЫ, ОПИРАЮЩИЕСЯ НА ИЗУЧЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ 496
16.5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 502
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 16 504
ГЛАВА 17 ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 506
17.1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБРАБОТКЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 507
17.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 510
17.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ 512
17.4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБРАБОТКЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 514
17.5. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 517
17.6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ 518
17.7. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБРАБОТКЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 520
17.8. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 523
17.9. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ 524
17.10. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА, ПОСВЯЩЕННОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯМ 525
17.11. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 527
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 17 530
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 532
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 539.

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЛЕКЦИЙ ПО факультативу

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

031200 – «Педагогика и методика начального образования»

Основная литература

1. «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени»: концепция и опыт преподавания курса по выбору в педвузе // Образовательные технологии. 2005. № 1.

2. Методические подходы к пропедевтической подготовке школьников в области информатики и информационных технологий // Информатика и образование. 2005. № 3.

3.

4. Программа по информатике для I-VI классов // Информатика и образование. 2003. № 6-8.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Размышления о гуманной педагогике. I 1995, 496 с.

2. Мифический человеко-месяц, или Как создают программные системы. СПб.: Символ-Плюс, 1999.

3. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.

4. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.

5. "О человеческом и эстетическом факторах в программировании" из журнала "Кибернетика" № 5, 1972.

6. Программирование - вторая грамотность. Тезис III Всемирного конгресса IFIP "ЭВМ в образовании", 1981. Лозанн Швейцария.

7., Школьная И1 форматика: концепции, состояния, перспективы (ретроспективна публикация). Информатика и образование № 1, 1995.

8. Архив академика. Папка 66, Пакет прикладных программ автоматизации школьного учебного процесс "Школьница", Новосибирск, ВЦ СО АН СССР, http://ershov. iis. nsk. su archive /.

9. Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. издательский центр "Академия", 2006.

10. Педагогический анализ результата образовательного процесса: практико-ориентированная монография. Москва - Тольятти: ИНОРАО, 2003, 272 с.

11. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2000.

12. Диагностика творческого потенциала интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. М.: РИНО, 1999.

13.Леднев B . C . Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.

14. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

15.Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990, 383 с.

16.Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. -Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002, 528 с.

17. Могут ли младшие школьники учиться дистанционно? В сб. "Дистанционное обучение". Альманах "Вопросы информатизации образования" № 3, 2006. М.: НП "СТОиК", 2006.

18., Совместное дистанционное обучение детей и педагогов (опыт работы, концепции, проблемы). Тезисы докладов конференции "ИТО-2000", ч. III. M., 2000.

19. Информатика в школе и дома. Книга для учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

20. Дистанционное обучение в методике школьной информатики. Международная конференция "ИТО-2001", т. IV "Информационные технологии в открытом образовании. Информационные технологии в управляющих системах". М., 2001.

21. (под ред.). Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004, 411 стр.

22.Рубинштейн СП. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) (статья впервые опубликована в 1922 г.) // Вопросы психологии, 1986, № 4, с. 101-107.

23. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.

24. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005, 144 с.

25.Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: НФПК, 2001.

26. Педагогическая психология. М., 1998.

27. Информационная система "Журнал". Информатика и образование № 5, 2001.

28. Дистанционное обучение. В сб. "Дистанционное обучение". Альманах "Вопросы информатизации образования" № 3, 2006. М.: НП "СТОиК", 2006.

29., 1С: Школа. Вычислительная математика и программирование (10-11-е классы). Книга для учителя. Методические рекомендации. ООО "1С-Паблишинг", 358 с, 2006.

30., Моя провинция - Вселенная (развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах). М.: Проект Гармония, Программа межшкольных связей по Интернету, 1999.

СЕМЕСТР 1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 20

ЛЕКЦИЯ № 1 (2 ч)

Тема: Информатика как наука и учебный предмет в школе

Определение понятия "информатика"

3. Информационные технологии

3.1. Теоретические основы информационных тех­нологий

3.2. Базовые информационные технологии

3.3. Прикладные информационные технологии

4. Социальная информатика

4.1. Роль информации в развитии общества

4.2. Информационные ресурсы общества

4.3. Информационный потенциал общества

4.4. Информационное общество

4.5. Человек в информационном обществе.

В этом списке, как и в Национальном докладе, в основе структурирования лежат те же четыре раздела. Однако внутри каждого раздела отчетливо выражено предметное (дисциплинарное) структурирование содержания. В работе приводится более детальное описание содержания каждого из разделов.

Следует признать сложность задачи построения исчерпывающей структуры как предметной, так и образовательной областей информатики. Причина заключается прежде всего в динамичности, в быстром развитии предмета. Кроме того, существует множество дисциплин, пограничных между информатикой и другими науками. Всегда можно поспорить, куда их относить. Примерами являются исследование операций (в т. ч. математическое программирование); численные методы. Что это, разделы математики или информатики? Наверное, и то и другое. Такие вопросы будут постоянно возникать в силу обширности приложений информатики.

Структура общеобразовательного курса информатики

Чрезвычайно важной задачей для педагогической науки является поиск ответа на вопрос: как (какой своей частью) данная обширная образовательная область должна быть представлена в системе общего среднего образования ?

В работах академика B. C. Леднева определен принцип отражения образовательной области в содержании общего образования. Он назван принципом "бинарного вхождения базовых компонентов в структуру образования". Сущность его состоит в том, что каждая образовательная область включается в содержание общего образования двояко: во-первых, как отдельный учебный предмет и, во-вторых, имплицитно - в качестве "сквозных линий" в содержании школьного образования в целом. Применительно к информатике действие этого принципа заключается в том, что в школьной программе существует отдельный учебный предмет, посвященный информатике, и в то же время методы и средства информатики внедряются в учебный процесс вследствие информатизации всего школьного образования.

В отечественной общеобразовательной школе отдельный учебный предмет, посвященный изучению информатики, существует с 1985 года. За более чем 20-летний период изменялось его содержание вместе с изменением предметной области информатики. В этом процессе формировалась современная концепция общеобразовательного курса информатики, выделялись инвариантные составляющие его содержания.

Начиная с 1990-х годов в школах России складывается опыт трехэтапного изучения информатики: пропедевтического курса в начальной школе, базового курса в основной школе и профильного обучения информатике в старших классах полной средней школы . В 1992 году Законом РФ "Об образовании" в качестве основных нормативных документов, определяющих содержание обучения, провозглашены образовательные стандарты. В ходе работы над образовательным стандартом по информатике сформировалась концепция содержательных линий общеобразовательного курса. "Эти линии являются организующими идеями образовательной области или устойчивыми единицами содержания, образующими каркас курса, его архитектонику". Список основных содержательных линий:

1. Информация и информационные процессы

2. Представление информации

3. Компьютер

4. Моделирование и формализация

5. Алгоритмизация и программирование

6. Информационные технологии

7. Компьютерные телекоммуникации

8. Социальная информатика

Восемь содержательных линий уже в своих названиях несут ориентир на доминирующий предмет изучения. Такая структура соответствует дисциплинарной структуре системы научных знаний в области информатики. Устойчивость этих линий состоит в их сохраняемости в процессе развития информатики как основных ее направлений: развивается внутреннее содержание, но линии остаются.

Выделение основных содержательных линий имеет большое значение для систематизации содержания непрерывного курса информатики в школе (пропедевтический – базовый – профильный этапы). Линии являются своеобразными концентрами, вокруг которых выстраивается обучение с повышением уровня на каждом новом этапе.

В соответствии со списком содержательных линий информатики построена структура настоящей энциклопедии. Второй раздел включает в себя две первые содержательные линии из списка. Каждый последующий раздел (с 3-го по 8-й) посвящен отдельной содержательной линии. Внутри раздела статьи приведены в алфавитном порядке, следую традициям энциклопедии.

ЛЕКЦИЯ № 2 (1 ч.)

Тема: Диагностика процесса и результатов обучения информатике в пропедевтическом курсе. Метод проектов

План лекции

1. Диагностика процесса и результатов обучения

2. Дидактика

3. Дидактическая спираль

4. Дидактическое обоснование школьного курса информатики

5. Дистанционное обучение

6. Компетентность и операционный стиль мышления

7. Критерии отбора содержания

8. Принципы и законы обучения

9. Пропедевтический курс информатики

10. Стандарты, учебные планы и учебники

11. Структура обучения

12. Типизация методов обучения

13. Урок - основная форма организации обучения в школе

Наука об учении и обучении - дидактика - это теоретическая основа любой прикладной педагогической науки. В этом отношении школьная информатика, лицом обращенная к своей теоретической колыбели, может выглядеть равной в семье школьных дисциплин, подчиненных своей матери - дидактике. Вместе с тем тенденции развития современного информационного общества, которое и сформировалось-то главным образом как следствие бурного развития информатики, делают положение информатики особым.

Попытка переписать учебник дидактики в начале энциклопедии по школьной информатике ради установления этих родственных отношений была бы не только неэффективной, но и попросту неразумной. И вовсе не потому, что учебники дидактики в большинстве своем толсты. Дидактика - это самостоятельная (и, надо признать, более широкая, чем информатика) "наука и, более того, наука из не родственного информатике направления. Связанная со структурой и развитием общества, она черпает свои задачи из потребностей общества и ориентирует свои результаты на формирование личностей, составляющих общество: если школьная информатика в основе своей - естественно-научная дисциплина, - то дидак тика - наука общественная, социальная.

Дидактику принято считать если не консервативной, то уж, во всяком случае, одной из наименее динамичных научных дисциплин. И тем не менее в последнее время в этой науке все более заметны принципиальные обновления, отражающие изменения в обществе. Прежде всего это становление информационного общества, законы которого находятся в поле зрения информатики. Не случайно новые главы современной дидактики пишутся под влиянием феноменов, порождаемых информатикой и объясняемых ею.

Можно сказать, что информатика берет на себя смелость показать и объяснить те феномены, которые пополняют современную дидактику. И первый раздел "Энциклопедии учителя информатики" - это, конечно, не учебник дидактики, а, скорее, описание некоторого подмножества тех надежных штырей, которыми школьная информатика скрепляется со своим фундаментом - наукой об учении.

Смелой была бы даже попытка назвать здесь полный список скрепляющих дидактику и информатику сочленений. В тех нескольких статьях, которые составляют раздел дидактики нашей энциклопедии, предпринята попытка дать описания и толкования некоторых терминов, понятий, процессов, которые могут оказаться полезными (в качестве теоретической опоры) преподавателю информатики, не забывающему свою миссию - быть Учителем информатики.

В изложении общей науки, какой является дидактика, неизбежны примеры из конкретных прикладных областей. И хотя такие иллюстрации, вообще говоря, могли бы быть почерпнуты из любой школьной учебной дисциплины, здесь по понятным причинам примеры берутся из педагогической практики информатики.

В начале этой статьи есть слова об особой роли информатики в семье школьных предметных дисциплин. Учитель информатики, если он действительно - Учитель, по-видимому, уже осознал эту роль. Одна из статей раздела посвящена описанию такого положения, не случайно сложившемуся в педагогике. Учитель должен не только понять свое особое положение в школе как социальную миссию, но также объяснить ее своим коллегам и отстоять. Однако и любую другую статью - написанную, недописанную или еще не написанную - учитель информатики должен воспринимать, размышляя о том собственном видении школьной информатики и ее широких межпредметных связей, которое делает его ответственным за главнейшую из задач современного информационного общества - формирование и развитие личности, составляющей молодое поколение планеты.

Таким образом, необъятную тему отношений дидактики и информатики, по большому счету, можно считать открытой. И нынешнему поколению учителей информатики предстоит славная работа - своим повседневным педагогическим трудом создавать новые и новые главы вечной науки дидактики.

1. Диагностика процесса и результатов обучения

Прямая и обратная связь в учебном процессе

Связи между учителем и учеником в схеме общей структуры обучения (см. "Дидактика" Ш) наиболее значимы в учебном процессе. Канал связи от учителя к ученику наполняется информацией прямого воздействия на ученика - содержанием обучения в форме представляемого учебного материала, рекомендаций и установок, упражнений, тестов, эталонов.

Канал связи от ученика к учителю транспортирует информацию, которая в кибернетике - науке об управлении в технике, природе и обществе - называется обратной связью. Обратная связь является информационной реакцией ученика на сообщения, воспринимаемые им в ходе обучения. Поэтому именно информация этого канала позволяет диагностировать учебный процесс, оценивать его результаты, проектировать последующие этапы обучения, дифференцировать задания и методы с учетом индивидуального продвижения и развития учеников. Ученики тоже могут иметь доступ к формализованному, обработанному учителем представлению этой обратной связи - информации о своих успехах и ошибках. Такую информацию называют внутренней обратной связью.

Учитель использует обратную связь для того, что-бы осуществить ряд действий, входящих в состав диагностики учебного процесса, анализа и фиксации результатов обучения. Вот как дидактика определяет и классифицирует виды диагностической деятельности:

Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет - ■ фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития учеников.

Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количествен­ный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся

Выставление отметки - определение балла (количественно выраженной оценки) по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Информация, которой питаются педагоги, выполняющие разные виды диагностической деятельности, наблюдается, хранится, фиксируется, обрабатывается прежде всего в каналах обратной связи. Объем этой информации неуклонно возрастает, растет потребность в оперативности процессов ее хранения и обработки, растут требования к количественной оценке такой информации. Единственный видимый сегодня перспективный путь решения проблемы - информатизация системы, передача информационным системам и компьютерам значительной доли работы по формализуемым видам деятельности . Сегодня уже ясными представляются не только пути извлечения первичной информации из каналов обратной связи (от ученика к учителю) и фиксацией в классном журнале, но и построение далеко идущих выводов и рекомендаций на основе ее анализа, путем прослеживания индивидуальной траектории обучения и воспитания каждого ученика и ученического коллектива, в разрезах предмета, учителя, школы.

Обучаемость и обученность

Если говорить о важнейшем интегративном показателе диагностической деятельности, то им следует считать обучаемость, которая важна и как самостоятельная педагогическая категория, и в сравнении ее с обученностью. Педагогический энциклопедический словарь так определяет эти два фундаментальных понятия диагностики учебного процесса.

Обученность - это система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами.

Обучаемость представляет собой индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую обучаемость - как способность усвоения любого материала, и специальную обучаемость - как способность усвоения отдельных видов учебного материала, (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. Обучаемость определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем "рецептивного" познания, т. е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, в частности, учителя.

Цель курса

Задачи курса:

1. Молодая научная дисциплина

2. Новизна научной дисциплины

3.



ПРИНЦИП ПЕРЕХОДА ОТ ОБУЧЕНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ.

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешный выбор содержания, методов, средств, форм обучения информатике.



Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе

Они подразделяются на

1) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в качестве объекта изучения и

2) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в преподавании общеобразовательных дисциплин (в том числе и информатики).

Первая группа принципов.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ предполагает знание для чего, когда и где используются изучаемые системы.

ПРИНЦИП ОБЩНОСТИ требует доведения до сведения учащихся функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства данного типа.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ЛОГИКИ ДЕЙСТВИЙ В ДАННОМ ПРОГРАММНОМ СРЕДСТВЕ не учитывается в практической методике преподавания информатики, а между тем без понимания принципов организации данного средства невозможна грамотная работа

Вторая группа принципов.

ПРИНЦИП ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС. При использовании программных средств в обучении значительно экономится время учителя. Так организация опроса учащихся с помощью программных средств экономит время поскольку не надо проверять тетради, диагностику результатов опроса программа, как правило выдает сразу.

ПРИНЦИП ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ. А между тем сформулированные соответствующим образом задания способствуют развитию мышления учащихся, формируют исследовательские навыки. Например, можно при изучении графических редакторов предлагать учащимся задания, способствующие развитию логического мышления, пространственного воображения и пр.

ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГАММНЫХ СРЕДСТВ . Не существует универсального средства обучения, способного решить все учебные задачи, поэтому только оптимальное сочетание различных средств обучения в комплексе способствует эффективному протеканию учебного процесса.

Образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения информатике.

1. Образовательные цели :

1. формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

2. формирование представлений о современных методах научного познания – формализации, моделировании, компьютерном эксперименте;

3. формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовывать информационный процесс, оценить информационную безопасность);

4. подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности (освоение средств информатизации и информационных технологий).

2.Развивающие цели обучения информатике .

Развитие логико-алгоритмического стиля мышления.

3. Воспитательные цели обучения информатике . Говоря о воспитательных целях обучения информатике, имеют ввиду развитие следующих черт и качеств личности учащегося:

  1. объективное отношение к данным компьютерных вычислений, т.е. критичность и самокритичность мышления;
  2. бережное отношение как к технике, так и к информации, этическое, нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
  3. личная ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные ошибки;
  4. личная ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
  5. потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач бригадным методом;
  6. забота о пользователе продуктов своего труда.

Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики. Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии).

Компьютерные программные средства как дидактические инструменты можно классифицировать так:

учебные компьютерные программы;

учебно-ориентированные пакеты прикладных компьютерных программ;

компьютерные программно-методические системы.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в учебном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Классификация ЭОР:

по цели создания:

педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;

культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса;

по типу основной информации:

текстовые, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;

изобразительные, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы на языке программирования или в виде исполняемого кода;

мультимедийные, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных учебных образовательных задач;

по технологии распространения:

локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых;

по наличию печатного эквивалента:

представляющие собой электронный аналог печатного ресурса;

самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств;

по функции в учебном процессе:

предъявляющие учебную информацию, в том числе демонстрации объектов, явлений и процессов;

информационно-справочные;

моделирующие объекты, явления и процессы;

расширяющие сектор самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

осуществляющие тренировку навыков и умений различного характера, решение задач;

осуществляющие контроль и оценку знаний учащихся.

Мультимедийность ЭОР предполагает синтез различных видов информации - текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.

Интерактивность ЭОР может подразумевать:

манипулирование экранными объектами с помощью устройств ввода компьютера;

линейную навигацию;

иерархическую навигацию;

вызываемые или всплывающие автоматически справки;

обратную связь;

конструктивное взаимодействие;

рефлексивное взаимодействие;

имитационное моделирование;

поверхностный контекст;

углубленный контекст.

ЭОР могут обеспечивать:

получение информации, навыков и умений, аттестацию и контроль учебных достижений;

расширение сектора самостоятельной работы;

изменение роли преподавателя учащихся;

переход учащегося от пассивного восприятия информации к активному участию в образовательном процессе;

способность управлять учебным процессом (в том числе и со стороны учащегося) и ответственность за полученный результат;

реализацию новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуального обучения.

Анализ урока.

· специфика урока

· рационально ли выбрана структура

· на каком материале урока был сделан акцент

· степень активности учащихся на уроке

· средств и методы обучения на уроке

· характеристика учащихся

· выполнялись ли требования к организации занятий в классе информатики

· достигнуты ли поставленные цели (если нет, то перечислить причины и какие изменения нужно внести при подготовки и проведении урока)

Типология уроков.

В. А. Онищук предлагает типологию уроков в зависимости от дидактической цели. Эта типология на сегодняшний день является наиболее распространенной:

а) урок ознакомления с новым материалом;

б) урок закрепления изученного;

в) урок применения знаний и умений;

г) урок обобщения и систематизации знаний;

д) урок проверки и коррекции знаний и умений;

е) комбинированный урок.

Необходимо отметить, что приведенные выше типологии возникли в разное время, возможно, по этой причине они во многом эквивалентны по своему содержанию.

Организация предварительной подготовки учителя к уроку.

Основные формы дополнительного изучения информатики и её приложений в средней школе. Содержание внеклассной работы по информатике.

Внеклассные мероприятия повышают интерес учащихся к предмету, побуждают их к самостоятельной работе на уроке и постоянному поиску чего-то нового. Участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Можно выделить следующие задачи, которые решаются во внеклассной работе по информатике:

1. Выявление творческого потенциала и способностей любого ребенка, независимо от его оценок по предмету.

2. Повышение интереса школьников к предмету «Информатика», увлечение учащихся предметом, привитие им любви к информатике через совместную деятельность.

3. Стимуляция поисково-познавательной деятельности.

4. Популяризация знаний по информатике среди учащихся. Популяризация достижений в области информационных технологий.

5. Установление новых контактов общения (при изучении телекоммуникационных сетей).

6. Углубление знаний учащихся по информатике (на факультативах). Расширение кругозора учащихся.

7. Пропедевтика уроков информатики (на кружках для младших классов).

8. Реализация межпредметных связей.

9. Профессиональная ориентация учащихся.

Внеклассные занятия по информатике оказывают положительное влияние на занятия, проводимые в рамках основного расписания, так как учащиеся, вовлеченные во внеклассную работу по предмету, более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают работу с компьютером. Внеклассная работа по предмету стимулирует самостоятельное изучение информатики и информационных технологий.

Формы ВР по информатике

К настоящему времени накоплен огромный опыт внеклассной работы в школе по различным предметам, причем формы этой работы весьма разнообразны.

ВР можно классифицировать по разным признакам: систематичности, охвату учащихся, времени проведения, дидактическим целям и т.д.

По систематичности можно выделить два вида внеклассных занятий (ВЗ):

1) эпизодические ВМ :

– подготовка и проведение школьных олимпиад по информатике; участие в районных, городских олимпиадах;

– летние компьютерные лагеря;

– выпуск стенной газеты;

– проведение викторин, вечеров, КВН по информатике;

– проведение тематических конференций и семинаров по информатике;

2) постоянно действующие ВМ :

– кружки и факультативные занятия по информатике;

– школьные научные общества;

– различные формы заочного и дистанционного обучения учащихся.

По охвату учащихся можно выделить индивидуальную и массовую работу.

Индивидуальная работа есть во всех видах ВЗ, она может выражаться в подготовке реферата, материала для стенгазеты, вечера, конференции и т.д.

Массовая работа выражается в проведении вечеров, конкурсов, олимпиад.

Кружки по информатике имеют свою специфику. Они предназначены для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. На них рекомендуется давать учащимся задания для работы в графических редакторах, возможно ознакомление с одним из языков программирования. Исследования показали, что наиболее утомительными для детей 7-13 лет являются занятия компьютерными играми, на таких занятиях свыше 88% времени занимает работа с дисплеем, на других занятиях эта величина не превышает 66%.

Наименее утомительными для школьников 1-7 классов оказались занятия смешанного типа (программирование и игры).

Изучение влияния компьютерных занятий разного типа позволило установить оптимальную и допустимую их продолжительность для детей разного возраста. Так для детей 7-10 лет оптимальная продолжительность компьютерных игр составляет 30 минут, допустимая для игр и занятий смешанного типа – 60 минут. Для школьников 11-14 лет оптимальная продолжительность компьютерных игр составляет 30 минут, а допустимая – 60 минут, для занятий смешанного типа соответственно – 60 и 90 минут.

Кружковая работа со старшеклассниками возможна при организации групп для работы в телекоммуникационных сетях.

Факультативы по информатике призваны обеспечить более углубленное изучение предмета по сравнению с общеобразовательным. Некоторыми учителями на факультативных занятиях практикуется решать задачи из вступительных экзаменов по информатике; готовить учащихся к выпускным экзаменам. На факультативах также можно преподавать отдельные разделы информатики более углубленно. Например:

1. Программа углубленного изучения информатики в классах с математическим уклоном предполагает изучение основ вычислительной техники и программирования (Паскаль), элементы логического программирования (Пролог), компьютерное моделирование, а также знакомство с прикладным программным обеспечением (ЭТ, редакторы, СУБД);

2. Программа спецкурса «Системы управления базами данных» включает изучение систем Access на уровне языка запросов, освоение языка программирования (например, Visual Basic), использование СУБД при решении практических задач.

3. Программа спецкурса «Компьютерное моделирование» включает следующие разделы:

Модели. Классификация моделей. Компьютерные модели.

Технология компьютерного моделирования.

Моделирование хаотичных движений.

Моделирование случайных процессов.

Детерминированные модели.

Дискретные модели.

Моделирование игр.

Шахматные и карточные игры.

Одним из центральных вопросов организации ВР по информатике является определение её содержания. В соответствии с принципом связи ВР с уроками информатики оно должно соотноситься с программным материалом по информатике . Наряду с этим на ВМ можно рассматривать вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по информатике, но интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора, т.е. дополнительный материал .

ОШИБКИ ОЦЕНИВАНИЯ.

  1. великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок;
  2. перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);
  3. оценка по настроению;
  4. отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);
  5. центральная тенденция (стремление не ставить крайних отметок, например, не ставить двоек и пятерок);
  6. близость оценки той, которая была выставлена ранее (после двойки трудно сразу поставить пять);
  7. ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно положительно, либо отрицательно);
  8. перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету, и др.

Отличительные особенности «Теории и методики обучения информатике». Цели и задачи курса «Теория и методика обучения информатике».

Цель курса – подготовить методически грамотного учителя информатики, способного:

Проводить уроки на высоком научно-методическом уровне;

Организовывать внеклассную работу по информатике в школе;

Оказать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении.

Задачи курса:

Определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его роль в учебном плане школы;

Подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике;

Сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени;

Обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике;

Развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Отличительные особенности «Теории и методики обучения информатики»

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» имеет ряд отличительных особенностей:

1. Молодая научная дисциплина (она вошла в планы педагогических вузов сравнительно недавно. Это произошло в середине 80-х годов прошлого века, практически одновременно с введением в школу предмета – основы информатики и вычислительной техники), отсюда:

Не разработанность методических подходов к преподаванию информатики;

Необработанность, недостаточность методической литературы;

Отсутствие налаженной системы подготовки и переподготовки кадров.

2. Новизна научной дисциплины «Информатика» и школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники», отсюда:

Постоянные изменения в содержании обучения.

3. Тесная связь школьной информатики с другими предметами , что позволяет использовать приемы методик других дисциплин, а также опираться на знания учащихся из других областей знания.

2. Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения информатике. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами .

По одной и той же теме: «Знакомство с ЭВМ» или «Изучение графического редактора» уроки будут проводиться совершенно по-разному в младших, средних и старших классах. Различными будут не только задания, но и формы проведения занятий, поведение учителя на уроке.

Являясь частью дидактики, ТМОИ использует методы исследования педагогики, подчиняется её законам и принципам. Так, при обучении информатике используются все известные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а именно, общедидактические методы обучения: репродуктивные, проблемного изложения, эвристические и т.д. Формы организации занятий – фронтальные, индивидуальные и групповые.

Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществознания (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).

Особенно усиливается связь с др. науками в связи с переходом системы общего среднего образования России на профильное обучение.

При обучении информатике необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии (изучение текстовых редакторов, системы искусственного интеллекта), математики и физики (компьютерное моделирование), живописи и графики (изучение графических редакторов, системы мультимедиа) и пр.

Таким образом, учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, причем постоянно пополняющим свои знания.

М.: 2008 - 592 с.

Излагаются цели, принципы отбора содержания и методы обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Наряду с общими вопросами теории и методики обучения информатике рассматриваются конкретные рекомендации по методике и технологии обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям в начальной, основной и старшей школе. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен учителям общеобразовательных школ и преподавателям средних профессиональных учебных заведений как руководство при планировании и проведении занятий по информатике.

Формат: pdf

Размер: 75,5 Мб

Смотреть, скачать: docs.google.com ;

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие редактора 3
ЧАСТЬ I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
Глава 1. Истоки: этапы введения ЭВМ, программирования и элементов кибернетики в среднюю школу СССР н России (середина 50-х - середина 80-х годов XX в.) 7
1.1. Начало 7
1.2. Специализация по программированию на базе школ с математическим уклоном 8
1.3. Первые опыты обучения школьников элементам кибернетики 10
1.4. Специальные факультативные курсы 13
1.5. Специализации на базе УПК 14
1.6. Развитие общеобразовательного подхода. Алгоритмическая грамотность учащихся 15
1.7. Введение в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники» 20
1.8. Рекомендации к проведению семинарского занятия 24
Список литературы 24
Глава 2. Предмет теории и методики обучения информатике 27
2.1. Информатика как наука: предмет и понятие 27
2.2. Информатика как учебный предмет в средней школе 38
2.3. Теория и методика обучения информатике как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики 42
2.4. Рекомендации к проведению семинарского занятия 46
Список литературы 46
Глава 3. Цели и задачи введения в школу предмета информатики 49
3.1. О целях общих и конкретных 49
3.2. Исходные цели и задачи школьного курса информатики. Понятие компьютерной грамотности учащихся 53
3.3. Компетентностный подход к формированию целей образования. ИКТ-компетентность учащихся 58
3.4. Информационная культура и медиа грамотность 65
3.5. Рекомендации к проведению семинарского занятия 67
Список литературы 68
Глава 4. Содержание школьного образования в области информатики 70
4.1. Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики 70
4.2. Структура и содержание первых отечественных программ учебного предмета ОИВТ 73
4.3. Формирование концепции и стандартизация содержания непрерывного обучения информатике в средней школе 78
4.4. Рекомендации к проведению семинарского занятия 87
Список литературы 88
Глава 5. Базисный учебный план школы н место курса информатики в системе учебных дисциплин 91
5.1. Проблема места курса информатики в школе. Базисный учебный план 1993 г. (БУП-93) 91
5.2. Базисный учебный план 1998 г. (БУП-98) 95
5.3. Структура обучения информатике в 12-летнем учебном плане школы (2000 г.) 100
5.4. Базисный учебный план 2004 г. (БУП-2004). Тенденции развития школьного информатического образования!05
5.5. Рекомендации к проведению семинарского занятия 114
Список литературы 114
Глава 6. Дидактические основы использования ИКТ в обучении информатике 116
6.1. Дидактические возможности ИКТ 116
6.2. Информзционно-деятельностные модели обучения информатике 117
6.3. Аудиовизуальные и компьютерные средств обучения информатике 127
6.4. Рекомендации к проведению семинарского занятия 132
Список литературы 132
Глава 7. Формы, методы н средства обучения информатике в школе 134
7.1. Формы к методы обучения информатике 134
7.2. Кабинет вычислительной техники и программное обеспечение 145
7.3. Информационная предметная среда обучения информатике 150
7.4. Формы и методы текущего и итогового контроля результатов обучении информатике 152
7.5. Рекомендации к проведению семинарского занятия 155
Список литературы 156
Глава 8. Фирмы дополнительно го образования учащихся в области информатики и ИКТ 160
8. I. Дополнительное образование. Основные понятия 160
8.2. Формы сотрудничества высшей школы с общеобразовательной школой и учреждениями дополнительного образования 162
8.3. Олимпиадное движение по информатике 164
8.4. Рекомендации к проведению семинарского занятия 171
Список литературы 171
ЧАСТЬ II КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Глава 9. Формирование представлений об информационной картине окружающего мира 173
9.1. Человек и информация 174
9.2. Действия с информацией 176
9.3. Объекты и модели 179
9.4. Игра «Презентация мира» 182
9.5. Лабораторный практикум 183
Список литературы 187
Глава 10. Алгоритмы и исполнители пропедевтическом курсе информатики 189
10.1. Задача формировании начального уровня алгоритмического мышления 189
10.2. Человек в мире алгоритмов 190
10.3. Работа с исполнителем как метод изучения информационных основ управления 194
10.4. Ребусы и кроссворды в обучении алгоритмизации 197
10.5. Лабораторный практикум 199
Список литературы 204
Глава 11. Формирование общеучебных умении использования информацией но-коммуникационных технологии 205
11.1. Средства информационных технологий 205
11.2. Текстовый редактор 208
11.3. Графический редактор 210
11.4. Музыкальный редактор 213
11.5. Игры со словами 214
11.6. Лабораторный практикум 216
Список литературы 220
Глава 12. Интсгративные связи информатики и математики в обучении младших школьников 222
12.1. Понятие множества 222
12.2. Элементы логики 224
12.3. Графы и схемы 226
12.4. Теория решения изобретательских задач и обучении информатике 228
12.5. Лабораторный практикум 230
Список литературы 234
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Глава 13. Пропедевтика базового курса информатики 236
13.1. Работа на компьютере 236
13.2. Развитие алгоритмического и логического мышления 239
13.3. Информационные технологии 241
13.4. Компьютерные коммуникации 245
13.5. Лабораторный практикум 248
Список литературы 253
Глава 14. Информация и информационные процессы 255
14.1. Методические проблемы определения информации 255
14.2. Подходы к измерению информации
14.3. Процесс хранения информации
14.4. Процесс обработки информации
14.5. Процесс передачи информации
14.6. Лабораторный практикум
Список литературы
Глава 15. Представление информации
15.1. Роль и место понятия языка в информатике
15.2. Языки представления чисел: системы счисления
15.3. Язык логики и его место в базовом курсе
15.4. Представление данных в компьютере
15.5. Лабораторный практикум
Список литературы
Глава 16. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
16.1. Методические подходы к изучению устройства компьютера
16.2. Развитие представлений учащихся о программном обеспечении ЭВМ
16.3 Лабораторный практикум
Список литературы
Глава 17. Формализация и моделирование
17.1. Подходы к раскрытию понятий «информационная модель», «информационное моделирование»
17.2. Элементы системного анализа в курсе информатики
17.3. Линия моделирования и базы данных
17.4. Математическое и имитационное моделирование
17.5. Лабораторный практикум
Список литературы
Глава 18. Алгоритмизация и программирование
18.1. Подходы к изучению алгоритмизации и программирования
18.2. Методика введения понятия алгоритма
18.3. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих «в обстановке*
18.4. Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами
18.5. Программирование в базовом курсе информатики
18.6. Лабораторный практикум 359
Список литературы 365
Глава 19. Технологии создания и обработки информационных объектов 367
19.1. Подходы к раскрытию темы в учебной литературе 367
19.2. Технология работы с текстовой информацией 371
19.3. Технология работы с графической информацией 373
19.4. Технология мультимедиа 376
19.5. Технология хранения и поиска данных 379
19.6. Технология обработки числовой информации 385
19.7. Лабораторный практикум 392
Список литературы 397
Глава 20. Телекоммуникационные технологии 399
20.1. Подходы к раскрытию темы в учебной литературе 399
20.2. Локальные сети 401
20.3. Глобальные сети 403
20.4. Лабораторный практикум 408
Список литературы 413
Глава 21. Информационные технологии в обществе 415
21.1. История информатики 415
21.2. Современные социальные аспекты информатики 420
21.3. Лабораторный практикум 422
Список литературы 427
СТАРШАЯ ШКОЛА
Глава 22. «Информатика н информационные технологии» как базовый общеобразовательный предмет в старшей школе 428
22.1. Введение в информатику 429
22.2. Информационные ресурсы компьютерных сетей 433
22.3. Информационное моделирование и системология 435
22.4. Социальная информатика 439
22.5. Информационные системы и базы данных 442
22.6. Математическое моделирование в планировании и управлении 446
22.7. Варианты тематического планирования курса
22.S. Лабораторный практикум
Список литературы
Глава 23. «Информатика н информационные технологии* как профильный учебный предмет
23.1. О содержании профильно го общеобразовательно го курса «Информатика и информационные технологии»
23.2. Раздел «Моделирование» в профильном курсе информатики
23.3. Раздел «Программирование» и профильном курсе информатики
23.4. Раздел «Технические и программные средства ИКТ» в профильном курсе информатики
23.5. Раздел «Создание и обработка текстовой информации* в профильном курсе информатики
23.6. Раздел «Создание и обработка графической информации» и профильном курсе информатики
23.7. Раздел «Мультимедиа-технологии» в профильном курсе информатики
23.8. Раздел «Создание и обработка числовой информации» в профильном курсе информатики
23.9. Раздел «Коммуникационные технологии» и профильном курсе информатики
23.10. Раздел «Информационные системы и базы данных» а профильном курсе информатики
23.11. Раздел «Социальная информатика* в профильном курсе информатики
23.12. Возможное планирование курса «Информатика и информационные технологии» на профильном уровне
23.13. Лабораторный практикум
Список литературы
Глава 24. Элективные курсы информатики и ИКТ
24.1. Курс «Информационные системы и модели»
24.2. Курс «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования И электронных таблиц»
24.3. Курс «Компьютерная графика»
24.4. Курс «Создаем школьный сайт»
24.5. Курс «Учимся проектировать на компьютере»
24.6. Курс «Анимация n Macromedia Flash MX»
24.7. Курс «Подготовка к единому государственному экзамену по информатике»
24.7. Лабораторный практикум 559
Список литературы 564
Приложение 1 566
Приложение 2 567
Приложение 3 568
Приложение 4 569
Приложение 5 570
Приложение 6 571
Приложение 7 572
Приложение 8 573
Приложение 9 574
Приложение 10 575
Приложение 11 576
Приложение 12 577

Курс методики преподавания информатики был включен в учебные планы педагогических вузов в середине 1980-х годов - практически одновременно с введением в школе предмета «Основы информатики и вычислительной техники».
Начиная с версии Госстандарта по специальности 030100 «Информатика» (2000) курс имеет название «Теория и методика обучения информатике».
В Госстандарте 2005 г. программа этого курса существенно изменилась, вернее сказать, дополнилась: в нее введены новые разделы: «Аудиовизуальные технологии обучения информатике» и «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», посвященные общедидактическим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему образования.
Надо сказать, что в этом же аспекте модернизировалась и программа соответствующей учебной дисциплины «Технология и методика обучения информатике», предусмотренная Госстандартом подготовки бакалавров по направлению 540200 (кол ОКСО 050200) «Физико-математическое образование», профиль «Информатика». Продолжавшийся в те же годы процесс совершенствования нормативной базы, определяющей структуру и содержание школьного курса информатики, приблизил завершение протяженной работы по созданию Госстандарта по этому курсу, который теперь называется «Информатика и ИКТ» (федеральный компонент этого ГОС утвержден в 2004 г.).

Введение:

1. Роль и значение игры в учебном процессе.

2. виды и классификации игровых методик

3. требования к проведению игровых методик на уроках информатики в начальных классах

4. план-конспект урока с использование игровых методик.

Введение

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых. В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. “Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает “детское” в детях, она – их школа жизни и “практика развития”

В своей работе мы постарались показать всю важность обучающей игры

Цель исследования :

Задачи исследования :

1) рассмотреть роль игры на урок информатики в начальных классах

2) определить виды и классификации игровых методик

3) описать требования к проведению игровых методик на уроке информатике в начальных классах

4) составить план-конспект урока с использованием игровых методик

Объект исследования : влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.

Предмет исследования : дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесс

Роль и значение игры в учебномпроцессп

На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.

Крайне важно на самых ранних стадиях обучения зажигать в каждом ученике интерес к учебе. Интерес этот надо постоянно поддерживать. Давно замечено, что у человека остается в памяти, а соответственно и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны.

Необходима такая реализация внутри системы образования, которая бы позволила школьникам разного возраста с интересом выполнять поставленные задачи.

Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения благотворно сказывается на учебном процессе.

Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом

  • к отбору содержания учебного материала;
  • к сочетанию методов обучения;
  • к внешнему оформлению

Игра является методом обучения, ее основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Нередко педагог предпочитает проводить с детьми занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Для учителя урок-игра, с одной стороны - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Когда дети научатся играть, а педагог руководить, управляя игрой, он начнет чувствовать, как все в игре подчиняются ему, находится в его власти. Условия игры требуют от ребенка быстроты мысли, особого внимания эмоционального напряжения, он должен войти в игру. Главная задача педагога – поощрять подобные игры детей, учить в процессе игры поддерживать детскую инициативу в придумывании и организации различных игр, оказывать им необходимую помощь. Нельзя забывать о том, что дидактическая игра очень эмоционально насыщена. Участвуя в ней ребенок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи,огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает всех детей даже обычно пассивных.

Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

В современной школе на уроках информатики широко используются игровые технологии. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время.

Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. е. подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами и методами обучения. Использование дидактических игр должно быть направлено на достижение цели: дать ученику знания, соответствующие современному уровню развития любой науки, в частности информатики.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. . В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Для них она и есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся. Она есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
В игре дети свободно самораскрываются, саморазвиваются с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игра является главной сферой общения детей. В ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

2 Виды игровых методик

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются игровые методы, позволяющие эффективно построить учебный процесс.

Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.