Универсальная учебная деятельность на уроках физической культуры. Формирование ууд обучающихся на уроках физкультуры

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта нового (второго) поколения, основой которого является системно-деятельностный подход, коренным образом меняется как содержание образования по предмету «Физическая культура», направление на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося, так и основы преподавания данного предмета (Поздеева С. И. Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура» в свете нового ФГОС НОО // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12).

В качестве основного результата образования по предмету «Физическая культура» выступает формирование у обучающихся перечня УУД, позволяющих достигать решения важнейших жизненных и профессиональных задач.

Анализируя образовательный стандарт по предмету «Физическая культура» можно выделить ряд УУД формируемых у обучающихся средней школы посредством данной дисциплины, в частности личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

К перечню личностных УУД, относятся умения обеспечивать ценностно-смысловую направленность обучающихся и понимание ими социальных ролейх и межличностных отношений.

Регулятивные УУД заключаются в соотнесении известного и не известного знания, планировании действий и их оценке. Также к этой группе относится развитие способности школьников к волевому усилию.

Среди познавательных УУД в стандарте обозначены действия школьников по формулированию цели занятия; умение выделять и структурировать, анализировать, синтезировать и сравнивать необходимую информацию; делать выбор эффективных способов решения учебной задачи; осуществлять рефлексию учебных действий; выполнять классификацию учебной информации; осуществлять действия постановки и решения проблемы.

Не маловажная группа УУД, формируемая на занятиях по физической культуре - коммуникативные УУД. К этой группе относится умение строить продуктивную коммуникацию между сверстниками и педагогами; формулировать вопросы по изученному теоретическому материалу; умение разрешать межличностные конфликты.

В. И. Лях отмечает, что не смотря на высокую значимость работы педагога по формированию УУД, для данной методики разрабатывать новые средства физического воспитания ненужно (Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. М.: Просвещение,2012. С. 64). Приоритет отводиться самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не запоминали готовые материалы, а сами учились решать двигательную задачу. Однако, чтобы обучающиеся смогли это сделать задания должны соответствовать их возрасту.

Обучение школьников двигательным действиям происходит поэтапно. Овладение УУД происходит на всех этапах обучения. В частности, на этапе начального разучивания необходимо уделить пристальное внимание определению предполагаемого результата обучения. В связи с тем, что основной частной задачей обучения на данном этапе является формирование представления о двигательном действии, то учитель на пути формирования УУД должен работать не только с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии, но и способствовать нахождению обучающимися последующих способов выполнения действий, близких по технике к вновь изучаемому.

Н. Е. Дидковская отмечает, что отдельные разделы учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в овладении УУД (Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования. Пермь. 2015. С. 29).

Физическая культура имеет 4 основные формы:

  • - физическое воспитание и физическая подготовку к конкретной деятельности, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка;
  • - восстановление здоровья силами и средствами физической культуры - реабилитация;
  • - занятия физическими упражнениями в целях отдыха - рекреативная физическая культура;
  • - спорт высших достижений.

Понимание сути физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. В физическом воспитании в научной литературе различают две узко специфические «части»: во-первых, обучение движениям и воспитание физических кондиций. Обучение двигательным действиям в своем основном содержании имеет физическое образование, под которым понимается системное освоение человеком в процессе специального обучения наиболее выгодных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни арсенала двигательных умений, навыков и связанных с ними теоретических знаний (Гончаров С.Т. Российская система физического воспитания. СПб.: Кристалл, 1997. С.16).

Своим первостепенным значением ообразовательная сторона физического воспитания имеет рациональное применение человеком двигательных возможностей в практике жизни. Еще одна не менее важная и значимая сторона физического воспитания - целенаправленное влияние на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим кондициям человека. К ним можно отнести стимулирование и регулирование их развития посредством строго нормированных функциональных нагрузок, связанных с физическими упражнениями, а также путем оптимизации персонального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания в научной литературе обозначают воспитанием физических качеств или физическим воспитанием в узком смысле. Более того Л.И. Лубышева говорит не о процессе воспитания физических кондиций, а об управлении их развитием (Лубышева Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне: [сайт]. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot). С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом, как посредством физических упражнений, так и других средств физического воспитания можно в достаточно широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, вызывая прогрессивные адаптивные изменения в нем, например совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию и т. д.

Овладение учащимися УУД - залог успешного освоения не только физической культуры, но и любого предмета. Ведущая черта УУД - их метапредметность, то их сформированность - результат работы педагогического коллектива образовательного учреждения по всем предметам.

Ученые в области физической культуры и спорта отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи - оздоровительную и тренирующую (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.). В свою очередь согласно образовательному стандарту нового поколения современный урок физического воспитания решает более широкий спектр задач. Таких как развитие персональных способностей детей; создание условий для самосовершенствования детей средствами физической культуры; обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации по освоению новых двигательных действий путем переработки и переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих вариантов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

В практике образования учитель физической культуры в образовательном процессе сталкивается со многими трудностями. Большинство трудностей связаны с такими недостаточным развитием у обучающихся УУД, в частности: нежелание слушать задание; отсутствие понимания цели выполнения задания; отсутствие умения работать в группе; отсутствие фокусировки внимание на ключевых моментах изучаемого двигательного действия; неумение сравнивать изучаемое двигательное действие с уже изученным движением и др. В связи с наличием у школьников проблем в образовательном процессе освоение движения с последующим его выполнением происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к значительному снижению качества образования по предмету (Милованова Н. Г. От общих умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2008. 28 с.).

Таким образом, необходимость организации работы по овладению УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и ФГОС.

Рассмотрим пример отрывка урока в 6 классе по теме «Баскетбол» - ловля и передача мяча.

К предметным УУД осваиваемым школьниками на этом уроке относятся: совершенствование технико-тактических действий баскетбола ведение мяча, передачи - ловли баскетбольного мяча, как на месте, так и в движении.

Среди личностных УУД можно перечислить развитие таких физических способностей как скоростно-силовые качества, быстрота реакции, точность движений, меткость.

К метапредметным УУД относятся: регулятивные УУД, коммуникативные и познавательные.

Регулятивные УУД формируют потребности и умение школьников выполнять упражнения игровой деятельности в баскетболе.

Формирование собственного мнения и позиции, умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности развивают коммуникативные УУД

В свою очередь познавательные УУД формируют мыслительные операции по каждому из осваиваемых школьниками элементов баскетбола, например, выполнить перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет - корзина, бол - мяч).

Для основной части данного урока характерны такие этапы образовательного процесса как: жонглирование мячом, персональная работа с мячом и работа в тройках.

Выполняя жонглирование мячом школьники осуществляют такие упражнения как: передача мяча вокруг себя; подбрасывание мяча над собой; чередование подброса и ловли мяча; поочерёдное перебрасывание мяча через правое и левое плечо; повороты вокруг себя на 360 с подбрасыванием мяча; приседание, после подбрасывания мяча.

В разделе персональная работа с мячом школьникам предлагается к выполнению ведение мяча в движении и бросок с двух шагов.

Работа в тройках заключается в ведении мяча до кольца с последующим броском после двух шагов; в ведении мяча с выполнением остановки прыжком и броска в прыжке.

Согласно данным рабочей программы по физической культуре в основной части урока формируются специфические для раздела «Баскетбол» УУД (Рабочая программа по физической культуре. 3 класс. М.: ВАКО, 2014. - С. 12).

Среди личностных УУД на уроках баскетбола школьники определяют для себя влияние элементов баскетбола на результат (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину); место баскетбола в жизни человека. Определяет собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке, а также осознает необходимость выполнения домашнего задания по предмету.

Посредством регулятивных УУД школьники осваивают умения сравнивать усилия, затрачиваемые на обычные упражнения и упражнения с мячом и персональную работу с групповой (с мячом). Овладевают движениями рук при ловле мяча направленными на развитие координации. Определяют смысл поставленной на уроке учебной ззадачи. Постигают условия, необходимые для достижения поставленной цели.

К познавательным универсальным учебным действиям, формируемым на баскетболе относится формирование мыслительных операций по каждому из осваиваемых элементов баскетбола; определение эффективной модели броска мяча с двух шагов, а также формирование умения видеть ведущие признаки сопоставления выполнения учебной задачи.

На занятиях по баскетболу формируются и коммуникативные универсальные учебные действия. В частности, распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий; развитие умения выразить свою мысль по поводу освоения элементов баскетбола одноклассниками; обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей (Бальсевич, В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России. Теория и практика физической культуры. 2002. С. 33-35).

Таким образом, каждый школьный учебный предмет не зависимо от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся имеет определенные возможности для формирования УУД.

На уроках физической культуры так же, как и на других предметах, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Овладение УУД на уроках физической культуры ведет к формированию умения самостоятельно эффективно усваивать новые знания, двигательные действия и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Умение учиться необходимо для каждого человека, так как является залогом его успешной адаптации в обществе, а также его профессионального роста.

Реализуемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает требования к компетентности педагога и предполагает формирование универсальных учебных действий. Смысл формирования универсальных учебных действий у обучающихся заключается в развитии способности самореализации посредством самообразования. Выделяют четыре блока в составе универсальных учебных действиях: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Субъективными показателями эффективности формирования универсальных учебных действий является вербализация по поводу соответствующих умений: знаю/могу, хочу, делаю. В статье представлена попытка разработки схемы наблюдения сформированности универсальных учебных действий обучающихся четвертого класса на уроках физкультуры.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, схема наблюдения, компетентность педагога, урок физической культуры.

Преподавание физической культуры в школе, согласно ФГОС НОО, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемы стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся, подчеркивая при этом важность дея- тельностной составляющей образовательного процесса. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Смысл формирования универсальных учебных действий у обучающихся заключается в развитии способности самореализации посредством самообразования, что включает в себя: самостоятельное усвоение новых знаний; самостоятельную организацию как процесса, так и результата обучения; умение ставить и достигать цели; планировать, уметь осмысливать получаемую информацию, что в конечном итоге приводит к формированию ценностно-смысловой и операциональной сфер. То есть, формирование субъекта обучения влечет за собой изменения в самой учебной деятельности, освоение всех ее компонентов: мотивационный, постановка учебной цели и учебной задачи, такие учебные действия, как ориентировка в материале, преобразование его, контроль выполнения, оценивание по эталону. Названные умения способствуют эффективной социализации обучающегося не только на этапе начального образования, но и в будущей жизни, в том числе и профессиональной, что способствует конкурентноспособности личности в условиях рыночной экономики, самореализации и самоактуализации, что приводит к удовлетворенности и субъективному благополучию. За счет универсальных умений человек осваивает пространство бытия, строит субъективный образ мира и себя в нем. Все это способствует сохранению и упрочению психологического здоровья как важнейшей основы саморегуляции и самоосуществления.

Выделяют четыре блока в составе универсальных учебных действиях, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного; планирование; оценка; способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели; выделение необходимой информации; структурирование; выбор эффективных способов решения учебной задачи; рефлексия; анализ и синтез; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами; постановка вопросов; разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Таблица 1
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД





Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Субъективными показателями эффективности формирования УУД будет вербализация по поводу соответствующих умений: знаю/могу, хочу, делаю.

В образовательной практике многие трудности, с которыми преподаватель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся универсальных учебных действий: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе. Учащиеся не обращают внимания на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.

Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.

Формирование УУД средствами физической культуры.

В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения. Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено:

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей;

Предметные – через формирование основных элементов научного знания;

Метапредметные результаты – через УУД. Рассмотрим более подробно третью составляющую – УУД. УУД в широком смысле – «умение учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоение нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам. Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры? Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре. Специалисты по физической культуре отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умоляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадание» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается не результативности физической культуры в школе. Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы.

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные. В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнени, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках ФК обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и стандартом нового поколения. Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД. Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителе, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим.

1.Виды УУД, формируемые на уроках ФК – личностные, регулятивные, коммуникативные. СХЕМА.

Сложность заключатся в том, что урок ФК должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы ФК не выпала из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи ФК, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока ФК.

Рекомендации по разработке методики : Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словестного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание учловий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Формирование УУД на уроках ОБЖ.

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Основой внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой цели к двум новым целям: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ и ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование УУД возможно при обучении любому из учебных предметов. В рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных ФГОС: коммуникативных, регулятивных, познавательных. Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

Ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

Ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умения визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

Ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

Ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач.

Личностные УУД:

На личностное самоопределение;

На развитие Я-концепция;

На смыслообразование;

На мотивацию;

На нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

На учет позиции партнера;

На организацию и осуществление сотрудничества;

На передачу информации и отображение предметного содержания;

Тренинги коммуникативных навыков;

Ролевые игры, групповые игры.

Познавательные УУД:

Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

Задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

Задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

Задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

Задачи на смысловое чтение.

Регулятивные УУД:

На планирование;

На рефлексию;

На ориентировку в ситуации;

На прогнозирование;

На целеполагание;

На оценивание;

На принятие решения;

На самоконтроль;

На коррекцию. Развитию регулятивных ьУУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формированию УУД на уроках будет составлена на основе материала по ОБЖ. Хочу показать формирование УУД на конкретном уроке ОБЖ по теме «Наводнение и порядок действий для сохранения жизни, здоровья и имущества в случае его возникновения». Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над тем или иным УУД в купе с работой по изучаемой теме. Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом совместной (групповой) работы учеников является я2готовый продукт», о котором всё чаще говорят современные педагоги, который будет использоваться на дальнейших уроках. Реализация всех этих особенностей урока возможна только через деятельностный подход, при котором во время урока прослеживается именно работа учащихся, когда они сами создают материал для дальнейшего использования.

ХОД УРОКА.

Работа с начальными представлениями об изучаемом явлении. На прошлом уроке мы закончили говорить о метеорологических природных явлениях и начали самостоятельно рассматривать наводнение. - (Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относится наводнение? (заслушиваются ответы учащихся). - А кто может своими словами сказать, что же такое наводнение? (выслушиваются версии (это познавательные УУД)).

Чем же опасны наводнения? (заслушиваются ответы, комментируются и дополняются учителем).

Выявление и формулировка цели. (познавательные УУД).

Постольку поскольку мы изучаем наводнение именно на уроках ОБЖ, то что будет целью изучения этого явления в рамках нашего урока?

Для чего именно на уроках ОБЖ мы его изучаем? (выслушиваются версии)

А для чего нам необходимо знать правила безопасного поведения при наводнении? (ответы учеников комментируются учителем и направляются на выявление того, что человек может и должен спасти и сохранить во время наводнения). Обучение элементам классификации (познавательные УУД).

На прошлом уроке вам предлагалось самостоятельно составить схему «Классификация наводнений», используя материалы учебника. Кто может объяснить, что такое классификация? (заслушиваются версии учащихся) Затем учитель дает правильное определение: «Классификация – это распределение на группы по каким-либо признакам». Классификацию какого-либо явления лучше отображать в виде схемы, на которой сначала отображены выделенные вами признаки явления, а под ними – названия, виды. Вашему вниманию представлены на слайде виды наводнений, но без признаков, по которым они распределены (ячейки с названиями признаков изначально пустые, заполняются по щелчку после ответов учащихся) Ваша задача – ответить, по каким признакам были разделены на группы представленные виды наводнений (заслушиваются версии по первым двум признакам (познавательные)). А вот третья группа признаков не была описпна в учебнике, поэтому подумайте, что может быть в третьей ячейке? 9заслушиваются версии, показываются ссылки на слайд) Затем показываются названия признаков. Выявление критериев изучения материала. Напомню, что основная задача изучения наводнения – это определение порядка действий в случае его возникновения.

Как вы думаете, что нам необходимо знать о наводнении, чтобы разработать порядок действий? (можно дать 2 мин. на обсуждение в группе). Выслушиваются ответы, обсуждаются. (регулятивные) Работа в группах по систематизации материала.(коммуникативные).

Рассмотрев ваши предложения, можно сделать вывод о том, что правила поведения при наводнении зависят от вида наводнения, от того, началось оно или нет, от того, что или кого необходимо спасти.. Теперь я предлагаю вам в группах создать плакат «Действия при наводнении», используя предложенные картинки (картинки распределяются поровну в четырех группах). Обратите внимание, что плакат составлять нужно согласно предложенным вам критериям, написанным на карточках с вашими фамилиями, но если вам не нравится предложенный вариант, то разрешается придумать свой. В качестве примера показываю вам плакат, на котором изображен порядок действий при техногенной ЧС. Распределение по ролям (коммуникативные): для эффективной работы в группе предлагаю распределить в группе роли: «мозговой центр», который подбирает материал, креативная группа, которая распределяет материал на плакате, а также художники, оформляющие плакат. (Согласно особенностям учащихся и определяется состав групп так, чтобы в каждую группу входил хотя бы один ученик, соответствующий вышеперечисленным ролям). Защита плакатов, обсуждение. (коммуникативные) От группы выходит один или несколько человек, рассказывают порядок действий при наводнении согласно оформленному плакату. Рефлексия. (регулятивные УУД). После ответов учащихся по действиям при наводнении, предлагается ответить на вопросы: какие качества необходимы человеку для того, чтобы реализовать эти действия и правильно вести себя при наводнении? Как можно развить у себя эти качества? С какого возраста необходимо работать над этими качествами?

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Подготовила

учитель физической культуры

Дергаченко Е.А.

Актуальность

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебных действий

Это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Функции УУД

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний,
  • формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор

смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

коррекция

контроль

планирование

целеполагание

прогнозирование

Регулятивные УУД

саморегуляция

Познавательные универсальные учебные действия

Логические учебные действия

Анализ, синтез;

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации;

Подведение под понятие;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепочки рассуждения;

Доказательство, выдвижение гипотиз

Постановка и решение проблемы

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Общеучебные

Самостоятельное выделение, формулирование цели;

Поиск и выделение информации;

Структурирование знаний и др.

Знаково-символические действия

Преобразование моделей

Коммуникативные универсальные учебные действия

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

разрешение конфликтов

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

управление поведением партнёра

постановка вопросов - инициативное сотрудничество

Перечень УУД на уроках физкультуры Современные задачи

  • Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
  • Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры
  • Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся.
  • Задания должны соответствовать возрасту детей.
  • Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Ожидаемые результаты:

Обучающемуся

получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;

обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;

повысить интерес к предмету;

повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках;

повысить эффективность самостоятельной работы

Педагогу

реализовать принципиально новые формы и методы обучения;

повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке;

повысить эстетическую привлекательность урока;

привлечь учащихся к использованию ИКТ

Важнейшее задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. 1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; 2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; 3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; 4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией 5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Личностные 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, любить родителей. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя (в начальной школе). 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя и самостоятельно. 4. Использовать в своей деятельности приборы: линейку, треугольник, литературу, инструменты. Познавательные Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять план Коммуникативные 1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные 5.Уважать свой народ, свою Родину. 6. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 7. Проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов. 8. выбрать дальнейший образовательный маршрут. 5.Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 6. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 7.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, в словарях, в других источниках. 6. Наблюдать и делать самостоятельно выводы. 7.Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 8. Составлять сложный план текста. 9. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. 5.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 6.Читать тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 7. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 8. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Традиционное обучение Оздоровительная Тренирующая Развивающее обучение Оздоровительная Тренирующая Общеобразовательная Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет: - принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. - четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени; - целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.). Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные 1.Самоопределение 2.Смыслообразование 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификаци 9.Действия постановки и решения проблемы 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: -состояние здоровья детей; - успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -степень владения русским языком; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; - умение контролировать свои действия на уроке. Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся. Задания должны соответствовать возрасту детей. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ: Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. ДЛЯ УЧЕНИКА НЕОБХОДИМО: Создать атмосферу успеха Помогать ребёнку учиться легко Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. Не скупиться на поощрения и похвалу Требования к уроку Объявление темы урока Традиционный урок Учитель сообщает учащимся Урок современного типа (соответствующий ФГОС) Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает Формулируют сами учащиеся, учащимся, чему должны научиться определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую Планирование учащимися способов работу они должны выполнить, чтобы достижения намеченной цели достичь цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за Учащиеся осуществляют контроль выполнением учащимися (применяются формы самоконтроля, практической работы взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по Учащиеся формулируют затруднения и итогам выполненной работы осуществляют коррекцию учащимися осуществляет коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание Учащиеся дают оценку деятельности по учащихся за работу на уроке её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Домашнее задание Учитель выясняет у учащихся, что они Проводится рефлексия запомнили Учитель объявляет и комментирует Учащиеся могут выбирать задание из (чаще – задание одно для всех) предложенных учителем с учётом № уро ка Тема урока час ы Виды деятельности Планируемые результаты Контроль Дата проведения факт Коррект ировка (коммент арии) 9 10 план 1 ТРИМЕСТР - ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА - 11 ЧАСОВ ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ (2 ЧАСА) 1 1/1 2 Легкая атлетика Ходьба и бег 3 часа Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Правила безопасности и гигиенические требования 3 1 4 5 Правила Уметь правильно безопасности и выполнять движения в гигиенические беге; бегать с требования Инструктаж по ТБ максимальной Олимпийские игры скоростью до 40 м. древности. Применять беговые Возрождение упражнения для Олимпийских игр и развития физических олимпийского движения. качеств. Техника Выполнять и безопасности на показывать высокий уроках легкой старт атлетике. Называть основные Возрождение цели Олимпийских игр. Олимпийских игр Раскрывать их древности, их герои. гуманистическую Разновидности направленность ходьбы, бега. Ходьба Характеризовать по разметкам. Олимпийские игры Ходьба с древности как явление преодолением культуры Различать препятствий. упражнения по Высокий старт и воздействию на ускорение до 40 развитие основных метров физических качеств 6 Текущий 8 3.09 № Этапы урока Деятельность учителя под гот ови тел ьна я час ть 12 ми нут Построение, приветствие, прием рапорта, сообщение задач урока. Частная задача этапа Дозировка Организационнометодичсекие указания Деятельность учащихся Воспринимают задачи и активизируют учебную деятельность по поиску способов её решения. строевые упражнения: повороты направо, налево, кругом; - ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы, в полуприседе, приседе с различными положениями рук; - бег; бег правым (левым) боком, приставными шагами; бег спиной вперёд; - прыжковые упражнения: прыжки вверх – дотронуться до баскетбольного щита, сетки; - по сигналу остановка прыжком – имитация броска мяча; - по сигналу остановка прыжком – выполнение поворотов на месте; - ходьба с восстановлением дыхания; - проведение ОРУ в движении Мотивация деятельности учащихся. Профилактика осанки и плоскостопия. Развитие прыгучести. 1 минута 11 минут Построение в шеренгу, проверка готовности: наличие спортивной формы, бодрого настроения на работу. Построение в колонну по одному. Форма организации деятельности – фронтальная, способ выполнения – одновременный. Учитель располагается в центре зала. № Осн овн ая час ть уро ка 30 мин ут Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Развитие двигательных способностей. совершенствование техники ведения мяча левой, правой рукой в низкой, средней, высокой стойке баскетболиста (ведение мяча по залу: 3 круга левой, правой рукой, и с переводом с левой руки на правую); ведение мяча с различной высотой отскока и сопротивлением партнёра; выполнение штрафного броска; совершенствование техники ведения и броска в кольцо с двух шагов; совершенствование техники нападения быстрым прорывом 20 минут Форма организации фронтальная, способ выполнения поточный. Построение в колонну по одному. Форма организации фронтальная, способ выполнения – поточный, учитель располагается в центре зала. Построение в колонну по одному. Форма организации фронтальная, способ выполнения – поточный, учитель располагается в центре зала. Воспитание способности управлять своими эмоциями. Совершенствование технических и тактических действий в защите и нападении. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические навыки в 10 минут Двусторонняя игра проводится по всем правилам игры в баскетбол. Совершенствовать технику перемещения в сочетании с техникой передачи, ловли и ведения мяча в движении Восприятие и осознание учебных заданий, проектирование собственных действий, внесение корректив в собственную деятельность. ОМУ Совершенствование индивидуальных технических и тактических действий. Повышение надежности навыка и качества ведения мяча с различной высотой отскока. Работа с максимальной скоростью. 4. Двусторонняя игра в баскетбол. Проводит жеребьёвку, дает установку на игру. Осуществляет судейство. Бег в медленном темпе. Восстановление дыхания. Частная задача этапа Дозиров ка № Заклю читель ная часть 3 мин Деятельность учителя Деятельность учащихся 5. Подведение итогов урока. Частная задача этапа Дозировка 1 минута Построение в одну шеренгу. Форма организации – фронтальная. 2 минуты Построение в шеренгу, поворот направо, выход из зала. Сообщает о выставленных отметках. 6. Организованное завершение урока. Благодарность учащимся за Выполнение команд. совместную деятельность на уроке. ОМУ 1. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред.А.Г.Асмолова.2-е изд. – М.:Просвещение,2011; 2. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9классы:проект.-2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2010; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. 3. Физическая культура. Рабочие программы. А.П.Матвеев, М.:Просвещение, 2012; http://nsportal.ru http://www.valeo.akipkro.ru http://school-russia.prosv.ru Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.