Методика лири - описание и интерпретация. Тест Лири: опросник для диагностики межличностных отношений, методика ДМО

  • 2.5. Понятия «руководство» и «лидерство»; характеристика стилей управления.
  • 2.6. Конфликт: понятие, виды и стратегии поведения в конфликтной ситуации
  • 2.7. Понятие социально-психологического климата коллектива
  • 2.8. Организация социально-психологического исследования
  • 3. Методы социальной психологии
  • 3.1. Наблюдение
  • 3.2. Эксперимент
  • 3.3. Анализ документов
  • 3.4. Опросные методы
  • 3.4.1. Беседа
  • 3.4.2. Интервью
  • 3.4.3. Анкетный опрос
  • 3.4.4. Экспертный опрос
  • 3.5. Метод социометрических измерений
  • 3.6. Тесты в социально-психологическом исследовании
  • 3.7. Методы обработки данных
  • 4. Методики социально-психологического изучения
  • 4.1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «социометия» дж. Морено
  • 4.2. Анкета для изучения социально-психологического климата коллектива
  • 1. Нравится ли Вам Ваша работа?
  • 3. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у Вашего непосредственного руководителя:
  • 5. Предположим, что по каким-либо причинам Вы временно не работаете; вернулись ли бы вы на свое нынешнее место работы?
  • 6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
  • 7. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
  • 9. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива?
  • 10. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то, как бы Вы к этому отнеслись?
  • 11. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
  • 13. Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
  • 14. Укажите, пожалуйста, в какой степени вы удовлетворены различными условиями Вашей работы?
  • 15. На сколько хорошо, по Вашему мнению организована Ваша работа?
  • 16. Как вы считаете, пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
  • Протокол опроса
  • 4.3. Методика самооценки коллектива
  • 4.4. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по а.Ф.Фидлеру)
  • 4.5. Методика «определение индекса групповой сплоченности сишора»
  • 4.6. Тест общей оценки психологического климата
  • 4.7. Методика субъективной оценки межличностных отношений (с. В. Духновский)
  • 4.8. Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
  • I. Авторитарный
  • II. Эгоистичный
  • III. Агрессивный
  • IV. Подозрительный
  • V. Подчиняемый
  • VI. Зависимый
  • VII. Дружелюбный
  • VIII. Альтруистический
  • 4.9. Методика «q-сортировка» в. Стефансона. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • 4.10. Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (л.Г. Почебут)
  • 4.11. Методика определения стиля руководства трудовым коллетивом
  • 4.12. Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки
  • Характеристики индивидуального стиля управления
  • 4.13. Методика «самооценка стиля руководства»
  • 4.14. Методика «определение уровня лидерского потенциала»
  • 4.15. Методика «самооценка лидерства»
  • 4.16. Диагностика лидерских способностей
  • 4.17. Экспертная оценка психологических характеристик руководителя
  • Обобщенные экспертные оценки пхлр
  • 4.18. Тест описания стратегий поведения в конфликте к. Томаса (в адаптации н.В. Гришиной)
  • 4.8. Методика диагностики межличностных отношений т. Лири

    Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном Я, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям и самооценке во взаимооценке.

    Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на сектора. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: «доминирование – подчинение», «дружелюбие – враждебность». В свою очередь эти сектора разделены еще на 8 – соответственно более частных отношений. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используют октанты, определенным образом ориентированные относительно 2 главных осей. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее оказывается взаимосвязь этих 2 переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная («доминирование – подчинение») и горизонтальная («дружелюбие – враждебность») оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

    Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особенным образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

    Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, то есть поведения в оценке окружающих (со стороны), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответов.

    Разные направления диагностики позволяют определять тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам, например «социальное Я», «реальное Я», «мои партнеры» и т.д.

    Методика может быть представлена опрашиваемому либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается отметить те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

    Инструкция: Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую характеристику и подумать, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если «Да», то в регистрационном бланке перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру. Если «Нет», то не делайте никаких пометок в регистрационном бланке. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

    Примечание: Методика может быть использована для оценки наблюдаемого поведения (то есть поведения в оценке окружающих («взгляд со стороны»)). Тогда инструкция будет выглядеть таким образом:

    Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую характеристику и подумать, можете ли Вы отнести ее к N (обследуемому человеку). Если «Да», то в регистрационном бланке перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру. Если «Нет», то не делайте никаких пометок в регистрационном бланке. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

    Опросник

    1. Другие думают о нем благосклонно.

    2. Производит впечатление на окружающих.

    3. Умеет распоряжаться, приказывать.

    4. Умеет настоять на своем.

    5. Обладает чувством собственного достоинства.

    6. Независимый.

    7. Способен сам позаботиться о себе.

    8. Может проявить безразличие.

    9. Способен быть суровым.

    10. Строгий, но справедливый.

    11. Может быть искренним.

    12. Критичен к другим.

    13. Любит поплакаться.

    14. Часто печален.

    15. Способен проявить недоверие.

    16. Часто разочаровывается.

    17. Способен быть критичным к себе.

    18. Способен признать свою неправоту.

    19. Охотно подчиняется.

    20. Уступчивый.

    21. Благородный.

    22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

    23. Уважительный.

    24. Ищущий одобрения.

    25. Способный к сотрудничеству.

    26. Стремиться ужиться с другими.

    27. Дружелюбный, доброжелательный.

    28. Внимательный и ласковый.

    29. Деликатный.

    30. Одобряющий.

    31. Отзывчивый к призывам о помощи.

    32. Бескорыстный.

    33. Способен вызывать восхищение.

    34. Пользуется уважением у других.

    35. Обладает талантом руководителя.

    36. Любит ответственность.

    37. Уверен в себе.

    38. Самоуверен и напорист.

    39. Деловит и практичен.

    40. Любит соревноваться.

    41. Строгий и крутой, где надо.

    42. Неумолимый, но беспристрастный.

    43. Раздражительный.

    44. Открытый и прямолинейный.

    45. Не терпит, чтобы им командовали.

    46. Скептичен.

    47. На него трудно произвести впечатление.

    48. Обидчивый, щепетильный.

    49. Легко смущается.

    50. Неуверен в себе.

    51. Уступчивый.

    52. Скромный.

    53. Часто прибегает к помощи других.

    55. Охотно принимает советы.

    56. Доверчив и стремится радовать других.

    57. Всегда любезен в обхождении.

    58. Дорожит мнением окружающих.

    59. Общительный и уживчивый.

    60. Добросердечный.

    61. Добрый, вселяющий уверенность.

    62. Нежный и мягкосердечный.

    63. Любит заботиться о других.

    64. Бескорыстный, щедрый.

    65. Любит давать советы.

    66. Производит впечатление значимости.

    67. Начальственно–повелительный.

    68. Властный.

    69. Хвастливый.

    70. Надменный и самодовольный.

    71. Думает только о себе.

    72. Хитрый и расчетливый.

    73. Нетерпим к ошибкам других.

    74. Своекорыстный.

    75. Откровенный.

    76. Часто недружелюбен.

    77. Озлобленный.

    78. Жалобщик.

    79. Ревнивый.

    80. Долго помнит обиды.

    81. Склонный к самобичеванию.

    82. Застенчивый.

    83. Безынициативный.

    84. Кроткий.

    85. Зависимый, несамостоятельный.

    86. Любит подчиняться.

    87. Предоставляет другим принимать решения.

    88. Легко попадает впросак.

    89. Легко попадает под влияние друзей.

    90. Готов довериться любому.

    91. Благорасположен ко всем без разбору.

    92. Всем симпатизирует.

    93. Прощает все.

    94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

    95. Великодушен и терпим к недостаткам.

    96. Стремится покровительствовать.

    97. Стремится к успеху.

    98. Ожидает восхищения от каждого.

    99. Распоряжается другими.

    100. Деспотичный.

    101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).

    102. Тщеславный.

    103. Эгоистичный.

    104. Холодный, черствый.

    105. Язвительный, насмешливый.

    106. Злобный, жестокий.

    107. Часто гневливый.

    108. Бесчувственный, равнодушный.

    109. Злопамятный.

    110. Проникнут духом противоречия.

    111. Упрямый.

    112. Недоверчивый и подозрительный.

    113. Робкий.

    114. Стыдливый.

    115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

    116. Мягкотелый.

    117. Почти никогда никому не возражает.

    118. Ненавязчивый.

    119. Любит, чтобы его опекали.

    120. Чрезмерно доверчив.

    121. Стремится снискать расположение каждого.

    122. Со всеми соглашается.

    123. Всегда дружелюбен.

    124. Всех любит.

    125. Слишком снисходителен к окружающим.

    126. Старается утешить каждого.

    127. Заботится о других в ущерб себе.

    128. Портит людей чрезмерной добротой.

    Регистрационный бланк

    Обработка результатов

    Производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью нижеприведенного ключа к опроснику. За каждый ответ «Да» (то есть вычеркнутый в регистрационном бланке) прибавляется 1 балл.

    Ключ

    I октанта – 1, 2, 3, 4, 33, 34, 35, 36, 65, 66, 67, 68, 97, 98, 99, 100.

    II октанта – 5, 6, 7, 8, 37, 38, 39, 40, 69, 70, 71, 72, 101, 102, 103, 104.

    III октанта – 9, 10, 11, 12, 41, 42, 43, 44, 73, 74, 75, 76, 105, 106, 107, 108.

    IV октанта - 13, 14, 15, 16, 45, 46, 47, 48, 77, 78, 79, 80, 109, 110, 111, 112.

    V октанта – 17, 18, 19, 20, 49, 50, 51, 52, 81, 82, 83, 84, 113, 114, 115, 116.

    VI октанта – 21, 22, 23, 24, 53, 54, 55, 56, 85, 86, 87, 88, 117, 118, 119, 120.

    VII октанта – 25, 26, 27, 28, 57, 58, 59, 60, 89, 90, 91, 92, 121, 122, 123, 124.

    VIII октанта – 29, 30, 31, 32, 61, 62, 63, 64, 93, 94, 95, 96, 125, 126, 127, 128.

    Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

    По формулам определяются показатели по основным факторам: «доминирование» и «дружелюбие» .

    Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

    Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

    Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей.

    Интерпретация

    Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на 4 степени выраженности отношения:

    Типы отношения к окружающим

    Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

    Межличностные отношения - характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.

    НАЗНАЧЕНИЕ

    Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

    ИНСТРУКЦИЯ:

    Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).

    1. Другие думают о нем благосклонно

    2. Производит впечатление на окружающих

    3. Умеет распоряжаться, приказывать

    4. Умеет настоять на своем

    5. Обладает чувством собственного достоинства

    6. Независимый

    7. Способен сам позаботиться о себе

    8. Может проявить безразличие

    9. Способен быть суровым

    10. Строгий, но справедливый

    11. Может быть искренним

    12. Критичен к другим

    13. Любит поплакаться

    14. Часто печален

    15. Способен проявить недоверие

    16. Часто разочаровывается

    17. Способен быть критичным к себе

    18. Способен признать свою неправоту

    19. Охотно подчиняется

    20. Уступчивый

    21. Благородный

    22. Восхищающийся и склонный к подражанию

    23. Уважительный

    24. Ищущий одобрения

    25. Способен к сотрудничеству

    26. Стремится ужиться с другими

    27. Дружелюбный, доброжелательный

    28. Внимательный и ласковый VIII

    29. Деликатный

    30. Одобряющий

    31. Отзывчивый к призывам о помощи

    32. Бескорыстный

    33. Способен вызвать восхищение

    34. Пользуется уважением у других

    35. Обладает талантом руководителя

    36. Любит ответственность

    37. Уверен в себе

    38. Самоуверен и напорист

    39. Деловит и практичен

    40. Любит соревноваться

    41. Строгий и крутой, где надо

    42. Неумолимый, но беспристрастный

    43. Раздражительный

    44. Открытый и прямолинейный

    45. Не терпит, чтобы им командовали

    46. Скептичен

    47. На него трудно произвести впечатление

    48. Обидчивый, щепетильный

    49. Легко смущается

    50. Неуверен в себе

    51. Уступчивый

    52. Скромный

    53. Часто прибегает к помощи других

    55. Охотно принимает советы

    56. Доверчив и стремится радовать других

    57. Всегда любезен в обхождении

    58. Дорожит мнением окружающих

    59. Общительный и уживчивый

    60. Добросердечный VIII

    61. Добрый, вселяющий уверенность

    62. Нежный и мягкосердечный

    63. Любит заботиться о других

    64. Бескорыстный, щедрый

    65. Любит давать советы

    66. Производит впечатление значимости

    67. Начальственно повелительный

    68. Властный

    69. Хвастливый

    70. Надменный и самодовольный

    71. Думает только о себе

    72. Хитрый и расчетливый

    73. Нетерпим к ошибкам других

    74. Своекорыстный

    75. Откровенный

    76. Часто недружелюбен

    77. Озлобленный

    78. Жалобщик

    79. Ревнивый

    80. Долго помнит обиды

    81. Склонный к самобичеванию

    82. Застенчивый

    83. Безынициативный

    84. Кроткий

    85. Зависимый, несамостоятельный

    86. Любит подчиняться

    87. Предоставляет другим право принимать решения

    88. Легко попадает впросак

    89. Легко попадает под влияние друзей

    90. Готов довериться любому

    91 Благорасположен ко всем без разбору

    92. Всем симпатизирует VIII

    93. Прощает все

    94. Переполнен чрезмерным сочувствием

    95. Великодушен и терпим к недостаткам

    96. Стремится покровительствовать

    97. Стремится к успеху

    98. Ожидает восхищения от каждого

    99. Распоряжается другими

    100. Деспотичный

    101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)

    102. Тщеславный

    103. Эгоистичный

    104. Холодный, черствый

    105. Язвительный, насмешливый

    106. Злобный, жестокий

    107. Часто гневливый

    108. Бесчувственный, равнодушный

    109. Злопамятный

    110. Проникнут духом противоречия

    111. Упрямый

    112. Недоверчивый и подозрительный

    113. Робкий

    114. Стыдливый

    115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться

    116. Мягкотелый

    117. Почти никогда и никому не возражает

    118. Ненавязчивый

    119. Любит, чтобы его опекали

    120. Чрезмерно доверчив

    121. Стремится снискать расположение каждого

    122. Со всеми соглашается

    123. Всегда дружелюбен

    124. Всех любит VIII

    125. Слишком снисходителен к окружающим

    126. Старается утешить каждого

    127. Заботится о других в ущерб себе

    128. Портит людей чрезмерной добротой

    Обработка и интерпретация результатов

    При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование - подчинение, дружелюбность - недружелюбность, эмоциональность - аналитичность.

    Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

    Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование - подчинение) и горизонтальная (дружелюбие - враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

    Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

    Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я» В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

    Максимальная оценка уровня 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

    0-4 балла - низкая

    адаптивное поведение

    5-8 баллов - умеренная

    9- 12 баллов - высокая

    экстремальное поведение до патологии

    13-16 баллов - экстремальная

    Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», мои «партнеры» и т. д.

    Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

    В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

    По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

    Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI) Дружелюбием (VII - III) - 0,7 х (VIII - II - IV+ VI)

    Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированное™ восприятия; степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

    9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

    0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

    II. Эгоистический

    13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный и заносчивый.

    0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

    III. Агрессивный

    13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

    9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

    0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

    IV. Подозрительный

    13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

    9-12 - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

    0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

    V. Подчиняемый

    13-16 - покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

    9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

    0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности,

    VI. Зависимый

    13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

    9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

    0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

    VII. Дружелюбный

    9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

    0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуаций. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

    МП. Альтруистический

    9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

    0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

    Шкалы: доминирование, дружелюбие, властность, уверенность в себе, требовательность, упрямство, уступчивость, доверчивость, конформизм, отзывчивость

    Назначение теста

    Установить преобладающие характерологические тенденции личности. Исследование характерологических тенденций состоит из двух методик. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на втором - методика взаимооценки. Поэтому в исследовательскую группу входят экспериментатор и два испытуемых, желательно таких, которые знают другу друга хотя бы 1,5-2 месяца.

    Инструкция к тесту

    Инструкция первому испытуемому для самооценки черт характера: перед вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые вы с полной уверенностью можете отнести к себе, и обведите соответствующий номер черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть искренним и по возможности объективным.

    Инструкция второму испытуемому для взаимооценки черт характера: перед вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые вы с полной уверенностью можете отнести к Н. (первому испытуемому) и обведите номер соответствующей черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть по возможности объективным.

    Тест

    1. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
    2. Уверен в себе.
    3. Пользуется уважением у других.
    4. Не терпит, чтобы им командовали.
    5. Откровенный.
    6. Жалобщик.
    7. Часто прибегает к помощи других.
    8. Ищущий одобрения.
    9. Доверчив и стремится радовать других.
    10. Любит ответственность.
    11. Производит впечатление значительности.
    12. Обладает чувством достоинства.
    13. Ободряющий.
    14. Благодарный.
    15. Злой, жестокий.
    16. Хвастливый.
    17. Своекорыстный.
    18. Способен признать свою неправоту.
    19. Деспотичный.
    20. Умеет настоять на своем.
    21. Великодушен, терпим к недостаткам.
    22. Начальственно-повелительный.
    23. Стремится покровительствовать.
    24. Способен вызвать восхищение.
    25. Предоставляет другим принимать решения.
    26. Прощает все.
    27. Кроткий.
    28. Может проявить безразличие.
    29. Бескорыстный.
    30. Любит давать советы.
    31. Зависимый, несамостоятельный.
    32. Самоуверен и напорист.
    33. Ожидает восхищения от каждого.
    34. Часто печален.
    35. На него трудно произвести впечатление.
    36. Общительный и уживчивый.
    37. Открытый и прямолинейный.
    38. Озлобленный.
    39. Любит подчиняться.
    40. Распоряжается другими.
    41. Способен быть критичным к себе.
    42. Щедрый.
    43. Всегда любезен в обращении.
    44. Уступчивый.
    45. Застенчивый.
    46. Любит заботиться о других.
    47. Думает только о себе.
    48. Покладистый.
    49. Отзывчивый к призывам о помощи.
    50. Умеет распоряжаться, приказывать.
    51. Часто разочаровывается.
    52. Неумолимый, но беспристрастный.
    53. Часто гневлив.
    54. Критичен к другим.
    55. Всегда дружелюбен.
    56. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).
    57. Способен проявлять недоверие.
    58. Очень почитает авторитеты.
    59. Ревнивый.
    60. Любит «поплакаться».
    61. Робкий.
    62. Обидчивый, щепетильный.
    63. Часто бывает недружелюбен.
    64. Властный.
    65. Безынициативный.
    66. Способен быть суровым.
    67. Деликатный.
    68. Всем симпатизирует.
    69. Деловитый, практичный.
    70. Переполнен чрезмерным сочувствием.
    71. Внимательный и ласковый.
    72. Хитрый и расчетливый.
    73. Дорожит мнением окружающих.
    74. Надменный и самодовольный.
    75. Чрезмерно доверчив.
    76. Готов довериться любому.
    77. Легко смущается.
    78. Независимый.
    79. Эгоистичный.
    80. Нежный, мягкосердечный.
    81. Легко поддается влиянию других.
    82. Уважительный.
    83. Производит впечатление на окружающих.
    84. Добросердечный.
    85. Охотно принимает советы.
    86. Обладает талантом руководителя.
    87. Легко попадает впросак.
    88. Долго помнит обиды.
    89. Легко поддается влиянию друзей.
    90. Проникнут духом противоречия.
    91. Портит людей чрезмерной добротой.
    92. Слишком снисходителен к окружающим.
    93. Тщеславный.
    94. Стремится снискать расположение каждого.
    95. Восхищающийся, склонный к подражанию.
    96. Охотно подчиняется.
    97. Со всеми соглашается.
    98. Заботится о других в ущерб себе.
    99. Раздражительный.
    100. Стыдливый.
    101. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
    102. Дружелюбный, доброжелательный.
    103. Холодный, вселяющий уверенность.
    104. Холодный, черствый.
    105. Стремящийся к успеху.
    106. Нетерпим к ошибкам других.
    107. Благорасположенный ко всем без разбора.
    108. Строгий, но справедливый.
    109. Всех любит.
    110. Любит, чтобы его опекали.
    111. Почти никогда и никому не возражает.
    112. Мягкотелый.
    113. Другие думают о нем благосклонно.
    114. Упрямый.
    115. Стойкий и крутой, где надо.
    116. Может быть искренним.
    117. Скромный.
    118. Способен сам позаботиться о себе.
    119. Скептичен.
    120. Язвительный, насмешливый.
    121. Навязчивый.
    122. Злопамятный.
    123. Любит соревноваться.
    124. Стремится ужиться с другими.
    125. Неуверенный в себе.
    126. Старается утешить каждого.
    127. Самобичующий.
    128. Бесчувственный, равнодушный.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Цель обработки результатов - получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций - доминирование и дружелюбие . Результаты исследования по методикам самооценки и взаимооценки обрабатываются по одному и тому же принципу: сначала подсчитывают в баллах индексы по каждой тенденции с помощью нижеприведенного ключа и результаты заносят в таблицу, а потом по специальной формуле определяют показатели доминирования и дружелюбия.

    Формулы для подсчета показателей основных тенденций составляются из величин восьми характерологических тенденций, обозначенных римскими цифрами.

    Доминирование = I - V + 0,7 * (VIII +II - IV - VI).

    Дружелюбие = VII - III + 0,7 * (VIII - II - IV +VI).

    Ключ к тесту

    Номера тенденций Номера перечня черт
    I 3, 10, 11, 19, 20, 22, 24, 30, 33, 40, 50, 64, 83, 86, 105, 113
    II 2, 12, 16, 28, 32, 47, 56, 69, 72, 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123
    III 5, 15, 17, 37, 52, 53, 54, 63, 66, 99, 106, 108, 115, 116, 120, 128
    IV 4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122
    V 18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96, 100, 101, 112, 117, 125, 127
    VI 9, 7, 8, 14, 25, 31, 39, 58, 75, 82, 85, 87, 95, 110, 111, 121
    VII 1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124
    VIII 13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70, 80, 91, 92, 98, 103, 126

    Анализ результатов теста

    Вначале анализируются показатели каждой из восьми характерологических тенденций, устанавливаются наиболее и наименее выраженные тенденции в характере испытуемого по методике самооценки и взаимооценки. Минимальное значение тенденции - 0, максимальное - 16.

    Каждая характерологическая тенденция имеет три степени выраженности. Эти степени приведены в расшифровке последовательно и подчеркнуты.

    Первая степень при величинах индексов от 1 до 5 баллов представляет собой адаптивный вариант проявляющейся черты характера по отношению к другим людям.

    Вторая степень - промежуточный вариант при баллах от 6 до 10.

    Третья степень , если индекс более 10 баллов, свидетельствует о дезадаптивности тенденции характера.

    Номера тенденций расшифровываются следующим образом.

    Первая тенденция (I) - доминантность - властность - деспотичность - отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность.
    . Вторая тенденция (II) - уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность - отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении - эгоистичность и черствость.
    . Третья тенденция (III) - требовательность - непримиримость - жестокость - позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности.
    . Четвертая тенденция (IV) - скептицизм - упрямство - негативизм - характеризует недоверчивость, подозрительность, ревность, обидчивость и злопамятность.v
    . Пятая тенденция (V) - уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость - позволяет оценить критичность к себе, скромность, робость, стыдливость.
    . Шестая тенденция (VI) - доверчивость - послушность - зависимость - оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру.
    . Седьмая тенденция (VII) - добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм - характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность.
    . Восьмая тенденция (VIII) - отзывчивость - бескорыстие - жертвенность - отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать.

    Источники

    Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири) / Диагностика межличностных отношений ДМО Лири / Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. М., 1996. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири) / Диагностика межличностных отношений ДМО Лири / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.125-129. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири) / Диагностика межличностных отношений ДМО Лири / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.408-418.

    Описание методики

    Данная методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность(враждебность)".

    Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

    В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций - типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения - степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения (при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

    Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива) можно составить обобщенный "представленческий" портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

    Теоретические основы

    Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

    При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

    Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

    Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

    Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

    Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

    Процедура проведения

    Инструкция

    "Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

    Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак " – " против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте.

    После оценивания своего реального "Я" вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале".

    Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: "Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. "Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле"; 2. "Мой идеал начальника").

    Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

    Обработка результатов

    На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

    Ключ

      Согласно «ключу» определяются оценки первичные по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов, отражающих тот или иной вариант межличностных отношений:

      1. Властный-лидирующий;
      2. Независимый-доминирующий;
      3. Прямолинейный-агрессивный;
      4. Недоверчивый-скептический;
      5. Покорный-застенчивый;
      6. Зависимый-послушный;
      7. Сотрудничающий-конвенциальный;
      8. Ответственный-великодушный.

      После того как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы по каждому из 8 октантов психограммы методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня - 16 баллов.

    Интерпретация результатов

    Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

    Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

    Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

    В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени - на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.

    Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

    Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.

    Типы межличностных отношений

    I. Властный-лидирующий

    0-8 баллов. Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.

    9-12. Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.

    13-16. Властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.

    II. Независимый - доминирующий

    0-8 баллов. Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству тип.

    9-12. Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.

    13-16. Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относится отчужденно. Заносчивый, хвастливый.

    III. Прямолинейный-агрессивный

    0-8 баллов. Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.

    9-12. Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

    13-16. Чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.

    IV. Недоверчивый - скептический

    0-8 баллов. Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик, неконформный.

    9-12. Выраженная склонность к критицизму. Разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

    13-16. Отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, очень подозрительный, крайне обидчив, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

    V. Покорно-застенчивый

    0-8 баллов. Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

    9-12. Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

    13-16. Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

    VI. Зависимый-послушный

    0-8 баллов. Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый, нуждается в признании.

    9-12. Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

    13-16. Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.

    VII. Сотрудничающий-конвенциальный

    0-8 баллов. Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам хорошего тона в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

    9-16. Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, быть хорошим для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

    VIII. Ответственно-великодушный

    0-8 баллов. Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

    9-16. Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя маска, скрывающая личность противоположного типа).

    Литература

    1. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.Рабочая книга практического психолога. М., 2002.
    2. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод.Руководство. М., 1990.

    Описание

    В России широко распространен вариант теста Тимоти Лири, адаптированный Л.Н.Собчик - ДМО (методика диагностики межличностных отношений). Методика экономична и информативна. Представляет особый интерес и для оценки кандидатов и персонала организации. Тест позволяет четко структурировать сложившуюся картину межличностных отношений, выявить реального лидера группы, определить зону конфликта и понять причины его возникновения, распознать антагонистически и коллегиально настроенные подгруппы, определить степень сплоченности коллектива.

    Результаты и интерпретация. После заполнения анкеты Вы получите индивидуальную психограмму. Используя описание интерперсональных тенденций Вы сможете составить индивидуальную интерпретацию полученных данных.

    Инструкция для исследования самооценки. Перед Вами набор характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то отметьте соответствующую характеристику в сетке регистрационного листа (столбец «Актуальное»). Если «нет», то не делайте никаких пометок. Столбец «Желаемое» предназначен для выбора характеристик, которые Вы хотели бы видеть у себя - какими Вы хотели бы быть. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно, правдиво и быстро.

    Инструкция для изучения взаимооценки, оценки другого человека. Перед Вами набор характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению об оцениваемом человеке. Если «да», то отметьте соответствующую характеристику в сетке регистрационного листа (столбец «Актуальное»). Если «нет», то не делайте никаких пометок. Столбец «Желаемое» предназначен для выбора характеристик, которые Вы хотели бы видеть у оцениваемого человека (возможно у гипотетического, например, «идеального партнера»). Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно, правдиво и быстро.



    Характеристики
    • Сфера применения: общедиагностическая / управленческая / семейная
    • Содержание: межличностная, социально-психологическая
    • Структура методики: многомерная (комплексная)
    • Шкалы: восемь типологических интерперсональных тенденций (октантов); два комплексных индекса - доминирование и дружелюбие
    • Автор методики / адаптация: Тимоти Лири / Собчик Людмила Николаевна
    • Формат методики: онлайн / бланковый
    • Виды стимулов: вербальные
    • Количество вопросов (утверждений): 128 * 2
    • Время прохождения: 20
    • Информативность интерпретации: высокая