Презентация урока по окружающему миру "Формы земной поверхности" (2 класс). Презентация урока по окружающему миру "Формы земной поверхности" (2 класс) Окружающий мир 2 кл формы земной поверхности

Скажем "Здравствуйте!" - руками

Скажем "Здравствуйте!" - глазами

Облегченно все вздохнём, станет радостным наш дом.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть бодрыми, готовыми получать новые знания. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пожелайте удачи друг, другу!

Садитесь, ребята. Я вам открою секрет. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие и узнаем много нового и интересного.

Какие качества Вам сегодня особенно понадобятся, как вы думаете?

Да, действительно Вам понадобятся эти качества и в этом нам будет помогать и следить за каждым из нас Матрица достижений, в которой вы будите работать.

- Разделите предложенные слова на группы. Объясните, почему вы так считаете.

Слова: ориентирование, компас, формы поверхности земли, стороны горизонта, глобус.

Деление слов:

Ориентирование

Формы поверхности Земли

Стороны горизонта

Глобус

По какому принципу вы разделили слова?

Давайте дадим этим словам объяснения.

Какие слова остались без объяснения?

Назовите тему нашего урока и цели.

Проговорите их в паре и оцените себя на матрице.

Озвучте свои достижения.

Послушайте стихотворение:

Есть у нас в России прекрасные равнины,

Там чистейший воздух, там цветут люпины,

Кое - где с холмами, плоские другие

На равнине также мы живем с родными.

У моей России горы величавы,

Выросли грядами, гордые, как павы.

Вот седой Урал, он порос травою,

А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.

У моей России бескрайние просторы

Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.

Отправляйся в горы, отдохни в низине, -

Все, что ты увидишь - Родина, Россия!

Какие строки стихотворения вас больше всего поразили? Можете ли вы из стихотворения выбрать формы поверхности Земли.

Конечно, мы пока не знаем верны ли наши предположения, но надеюсь в ходе урока мы в этом разберёмся.

Путешествуя по предмету окружающий мир, у нас есть книжные друзья, кто это?

Ребята, наши герои Серёжа и Лена отправились в гости к своему знакомому художнику в мастерскую. Он показал им множество своих картин, на которых запечатлел пейзажи тех мест, где он побывал. Но одна из них заинтересовала их больше всего.

Как вы думаете, что это?

(карта)

Перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.)

Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым?

Коричневым и зеленым цветом?

Так выглядят равнины и горы на карте.

Используя слова: равнины и горы,употребите новый термин.

Основные формы земной поверхности нам покажет физическая карта.

Работа в паре.

Обратитесь к физической карте, исследуйте её, найдите основные названия форм поверхности земли нашей страны.

Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Уральские горы, горы Алтая

Какими цветами они обозначены? Равнина, почему так называется?

Работа по учебнику в паре.(Стр.78)

Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения).

Возвышения на равнине - это холмы.

Холм, а что это такое?

Сегодня на уроке толкователем слов будет Егор. Егор читает объяснения по словарю, а вы извлекаете из этого научную информацию.

Обратимся к словарю Ожегова холм, что это?

Какие части холма различают?

В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон . Он может быть пологим и крутым.

Мы закроем все глаза

Необъятная страна

Руки тянем мы друг к другу

Разве это ли не чудо!!!

Отгадайте загадку.

В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)

Посмотрите на физическую карту России Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте.

Какие горы вы нашли на карте?

(Алтайские, Уральские.)

Кто-нибудь из вас был в горах? Лучше представить вам горы помогут слайды.

Ребята, а как называется страна, в которой мы живём?

А в каком субъекте федерации мы живём?

А на нашей территории есть ли горы?

Да, вы правы- Это горы Алтая- величественные и прекрасные.

Формы земной Поверхности

Окружающий мир

2 класс

«Школа России»


1. Назовите основные стороны горизонта. 2. Начертите схему движения туристов (одна клетка – 1 день).

  • Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше;
  • 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С ). Утром отправился дальше;
  • 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D );
  • Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.

Карточка №1


Карточка №2

Предохранитель

Корпус

Магнитная стрелка

Магнитная стрелка


Карточка №3


Формы

земной

поверхности


Р А В Н И Н А

РАВНИНА – это ровный или почти ровный участок земной поверхности.


Р А В Н И Н Ы

холмистая

плоская

холмистая


Возвышения на равнине – это холмы .


Определи части холма

ВЕРШИНА

СКЛОН

ВЕРШИНА СКЛОН ПОДОШВА (ПОДНОЖИЕ)

ПОДОШВА (ПОДНОЖИЕ )


Овраги – углубления с крутыми склонами, размытые дождевыми и снеговыми водами .



Работа по учебнику

  • Откройте учебник на странице 79.
  • Рассмотрите на схеме холм и гору и сравните их между собой.
  • В чём сходство, а в чём различие?

Гора и холм имеют одинаковые части.

Вершина

Склон

Подошва

Склон – это та часть горы или холма,

которая располагается между

подошвой и вершиной.

Склоны бывают крутые или пологие.

Подошва (подножие) – это место,

Вершина – самая высокая часть

где начинается гора или холм.

холма или горы.


Чем отличаются холм и гора?

Высота до 200 м

Высота более 200 м

В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.


Различие гор по высоте.

Высокие

(более 2 000 м)

Средние

(от 1 000

до 2 000 м)

Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров.

Низкие

(до 1 000 м)


Горы - великаны

Самая высокая в мире гора – Эверест, высота 8848 м.

Самая высокая гора в России – Эльбрус, высота 5642 м.

Самая высокая гора на Камчатке – Ключевской вулкан, высота 4850 м.



ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

РАВНИНЫ

ГОРЫ

ХОЛМИСТЫЕ

ПЛОСКИЕ

ОВРАГИ ХОЛМЫ

ХОЛМЫ

ОВРАГИ


«Верю – не верю»

Равнины, горы, холмы, овраги – это формы земной поверхности.

Равнины – это ровные или почти ровные участки земной поверхности.

Горы очень удобны для земледелия.

Чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами

Самая высокая часть горы – это подошва.

Между вершиной и подошвой расположены склоны.

В нашем крае гористая поверхность.

Высота горы более 200 м


Кроссворд «Формы земной поверхности»


Информационные источники

Шаблон Презентации

Физическая Карта России

Муравейник

Овраг Овраг

Мох На Дереве

Задание «Цепочка» Задание « Пазлы »

Берёза

Холмы Холмы Холм

Плоская равнина

Игровой кроссворд

Плакат «Формы земной поверхности» Восстанови текст

Равнина Равнина

Овраг видео

Кораблик на горизонте

Уральские горы

Горы

Золотые горы Алтая

Высочайшие горы в России Карта

Видео Музыка гор: Кавказ


Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22

города Старая Купавна

Клименкова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Тема: «Формы земной поверхности».

Цель урока:

  • Познакомить с видами земной поверхности

Задачи:

  • Формировать умение определять различные формы земной поверхности;
  • Познакомить со строением холмов и гор;
  • Формировать умение ориентироваться на местности.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день ребята. Мы начинаем урок окружающего мира. Поздоровайтесь с нашими гостями.

1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!

1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!

1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!

Окружающий нас мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать?! (Готовы!)

Присаживайтесь!

Сегодня на урок я принесла вам этот мешок. Как он называется?

Давайте мы посмотрим что в нем.

Зачем люди отправляются в путешествие?

За открытиями

А кто из вас сегодня готов отправиться в путешествие за новыми знаниями?

Я очень хочу, чтобы каждый из вас сегодня совершил открытие

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои.

А какими мы должны быть, чтобы получить открытия? А я какая должна быть?

2.Актуализация опорных знаний.

- Чему мы уже научились для того, чтобы смогли отправиться в путешествие?

Давайте с вами сыграем в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – топаете.

  • Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да)
  • Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да)
  • Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет)
  • Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет)
  • Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад? (нет)

Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.

Отправляемся в путь!

3.Формирование новых знаний, умений и навыков.

(слайд) Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины. Посмотрите на экран.

На какие группы можно разделить данные фотографии местности? (Слайд)

Попробуйте определить тему урока.

Тема урока: Формы земной поверхности. (Слайд)

А помогать мне в определении форм земной поверхности будут эксперты.

А кто видел горы?

Кто видел равнины? А в какой местности мы живем?

А все ли мы знаем?

Давайте поставим задачи на урок: Что бы вам хотелось узнать?

  • Узнаем, какие формы земной поверхности бывают,
  • научимся их сравнивать,
  • будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Посмотрите на экран. В течении нашего путешествия мы будем заполнять вот такую таблицу: формы земной поверхности. (Слайд)

(слайд) Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы Земной поверхности.

Какое открытие мы сделали?

На Земле есть горы и равнины

Дополняем нашу таблицу новыми терминами: горы, равнины. (Слайд)

А расскажет нам о равнинах эксперт. (слайд)

С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства равнин заняты пустынями и лесами.

А как вы думаете все равнины одинаковые?

Попробуйте дать определение равнины. (Слайд)

Давайте послушаем эксперта.

Равнины бывают разные. Плоские и холмистые.

Заполняем нашу таблицу - плоские и холмистые (Слайд)

Плоские – имеют ровную поверхность, на холмистых - есть возвышенности – холмы.

А) Работа с физической картой России.

А как вы думаете как на карте узнать какая местность равнинная или гористая? Найдем и покажем равнины нашей страны. Физическая карта России лежит у вас на партах.

Что можно встретить на равнине? (возвышение – холм) (Слайд)

Предлагаю послушать эксперта.

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

Вершина - самая высокая точка

Подошва - начало возвышения

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. (Слайд + макет )

Чтение по учебнику.стр.78

Найдите в учебнике определение, что такое овраг. (слайд)

Заполняем схему. (Слайд)

Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?

Физкультминутка .

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До горы сейчас дойдём.

Вот - подошва, вот – вершина,

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом!

Представьте, что вы – гора.

Покажите вершину, подошву, склоны.

Работа над темой урока.

Ну, конечно, чудо это!
Вот уже который век,
Даже самым жарким летом -
На её вершине снег!

Правильно, мы оказались в горах. (слайд) Посмотрите, как там красиво!

Послушайте, как описал красоту гор Николай Иванович Сладков.

Работа по учебнику . Стр.80-81

Читаем вслух.

Что можете рассказать о горах?

Кто сможет дать определение гор?

А что нам скажут эксперты?

Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. (Слайд)

Одиночную гору встретишь редко (Слайд), чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами. (Слайд)

Заполняем схему. Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты. (Слайд)

А теперь давайте рассмотрим холм и гору.

Найдите общее и различие. (Слайд)

Давайте найдем на карте нашей родины горы. Самые старые горы Уральские. Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад. Длина Уральского хребта - более 2000 километров.

А в Кавказских горах есть самая большая гора России.

Эльбрус - бесценная гордость и достояние России.

Работа в группах самостоятельная. (проговорить правила работы в группах)

Мы с вами изучили основные формы земной поверхности. И я предлагаю выполнить вам задания, у каждой группы они свои.

1 группа - кроссворд

2группа – соотнесите понятие с определением

3 группа- обозначьте части холма и горы

4 группа – восполни пропущенные понятия

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Где мы побывали?

Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.

Рефлексия.

Я хочу узнать как вам понравилось на уроке. Наше путешествие подошло к концу.

Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора»,

Те ребята, кто согласен с высказыванием:

-«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно, материал урока не понял», прикрепите стикер к «Равнине».

Те ученики, кто считают:

-«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», прикрепите стикер к «Холму».

Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите стикер к «Горе».

Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

Итог урока.

Что такое горы?

Как вы думаете, слово ГОРЫ употребляется только в этом географическом смысле - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью? (В жизни это многозначное слово. Горы - это высоты, препятствия, которые нужно преодолевать)

Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершины были по плечу.

Хотелось бы процитировать слова из песни Владимир Высоцкого

Лучше гор могут быть только горы

На которых ещё не бывал!

Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным!

ПРИЛОЖЕНИЕ (РАБОТА В ГРУППАХ)

1 ГРУППА – КРОССВОРД

Решение кроссворда «Формы земной поверхности»

По горизонтали:

2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины. (плоские)

4. Возвышенности на равнинах называются… (холмы)

6. Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (равнины)

8. Горы, расположенные рядами. (горные хребты)

По вертикали:

  1. Равнины, имеющие на поверхности возвышенности. (холмистые)

3. Эти чудо-великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой. (горы)

5.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (овраг)

2 ГРУППА – СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

3 ГРУППА – ОБОЗНАЧЬТЕ ЧАСТИ ХОЛМА И ГОРЫ

На Африканском материке депрессии мы находим в шоттах Алжира (до -32 м в шотте Мельрир), на севере Ливийской пустыни (от-30-50 м до-75 м в оазисе Арадж) и к востоку от Абиссинии, где депрессия Биркет-эль-Азаля на 174м ниже уровня океана.

Самая глубокая депрессия находится в долине реки Иордана, где расположены Тивериадское озеро и Мертвое море, поверхность которых на 208 м и 394 м ниже уровня океана.

В пределах СССР небольшие по площади депрессии известны в Средней Азии. Дно Сары-Камышской котловины, расположенной в северной части Кара-Кумов и к юго-западу от Аральского моря, лежит на 39 м ниже уровня океана. Южнее, на плато Ишек-Анкрен-кыр, имеются еще две замкнутые сухие впадины, опускающиеся на 60 м ниже уровня океана. Одна из этих впадин имеет до 30 км в длину при ширине 8-10 м. Бессточная впадина соленого озера Кашкар-Ата на южном Мангышлаке достигает - 20 м высоты при площади 50 кв. км. Еще больших горизонтальных размеров и глубины (до -60 м) достигает другая впадина Мангышлака - Карагие.

Депрессии встречаются даже среди или по соседству высоких гор. Так, в восточной части Тянь-Шаня, у его подножия, лежит Люкчунская впадина (до 130 м ниже уровня моря). В Америке имеется депрессия на продолжении Калифорнийского залива и в пустыне Колорадо.

Большинство депрессий в основе - тектонического происхождения, но в расширении и даже углублении их могут принимать участие и другие процессы (эрозия, эоловая дефляция). Существование сухих депрессий возможно лишь в условиях сухого пустынного климата. Во влажном климате многие депрессии замаскированы тем, что впадины, дно которых ниже уровня моря, заполнены водой. Это так называемые крипто-депрессии.

К ним относятся у нас в СССР озера Ладожское, Онежское, многие озера Фииляндии, Скандинавии, южного подножия Альп. Самой глубокой крипто-депрессией является Байкал. Его глубина достигает 1741 м, или на 1288 м ниже уровня океана.

III. Наибольшего внимания заслуживает классификация форм рельефа, основанная на генетическом принципе.

С этой точки зрения формы земной поверхности, которые мы предварительно разделяем на две группы: А. Страны пересеченные (гористые и холмистые) и Б. Равнины, представляют большое разнообразие.

Рассмотрим сначала, какие категории могут быть установлены в первой группе.

А. Отдельные горы, хребты и холмы, вообще все выступающие формы рельефа, могут возникать под влиянием троякого рода процессов, в связи с чем можно выделить:

1) Дислокационные, или тектонические, горы и холмы, вызванные тектоническими процессами (сбросами и складчатостью). К этой категории принадлежат наиболее значительные возвышенности земного шара.

2) Насыпные, или аккумуляционные, горы и холмы, образовавшиеся вследствие накопления или отложения твердого материала на поверхности. Среди них встречаются поднятия, иногда значительные по горизонтальным размерам и высоте.

К этой категории относятся: а) вулканические горы, образовавшиеся путем отложения вокруг кратера вулкана пепла и лав; б) холмы эолового происхождения, образовавшиеся из навеянного рыхлого материала - песка, снега (дюны, барханы, заструги); в) возвышенности из материала, отложенного непосредственно ледниками или их талыми водами (моренные холмы и гряды, друмлины, озы); г) холмы органогенного происхождения (например торфяные бугры в тундре); д) холмы, образованные отложениями источников (холмы из травертина, конусы гейзеров и т. д.).

3) Эрозионные, или денудационные, горы и холмы, возникшие вследствие размыва первоначальной равнинной местности (плоскогорье, столовая страна) и уноса части материала, из которого была сложена местность. Сюда же должны быть отнесены и отдельные возвышенности упомянутого выше ландшафта островных гор.

В. Равнины тоже могут быть различны по происхождению. Среди них можно различать:

1) Первичные равнины, или морские плато, представляют часть выравненного отложением осадков морского дна, обнажившегося при регрессии моря. Если обнажение морского дна произошло вследствие поднятия прилегающей древней суши, то по окраине последней получается более или менее широкая полоса слегка наклоненной в сторону моря береговой равнины. Большая часть равнин СССР представляет морские плато разного возраста. Примером наиболеемолодого, почти не измененного последующими процессами, морского плато может служить Прикаспийская низменность.

2) Аккумуляционные, или насыпные, равнины, которые образовались вследствие засыпания рыхлыми отложениями (речными, флювио-гляциальными, эоловыми продуктами выветривания) какой-нибудь впадины или вообще пониженного пространства, имевшего, быть может, первоначально неровную поверхность. Сюда относятся:

а) Аллювиальные равнины, сложенные наносами больших рек (Ломбардская низменность, Месопотамия, Рионская и Куро-Араксинская низменности Закавказья). Большинство этих равнин образовалось на месте бывших здесь морских заливов, в которые впадали реки.

б) Флювиогляциальные (ледниковоречные) наклонные равнины прилегают к подошвам гор, подвергавшихся интенсивному оледенению в плейстоценовое время; они представляют большей частью галечпиковые конусы выноса ледниковых рек, слившиеся по окраине гор в сплошную кайму; примерами могут служить: Мюнхенская наклонная равнина у северного подножия Альп, Прикубанская, Кабардинская и Чеченская наклонные равнины Северного Кавказа и др.

в) Озерные равнины, образовавшиеся на месте спущенных или высохших озер: равнина плейстоценового озера Агассица в Северной Америке, днища некоторых котловин Армянского нагорья (Цалка и др.).

г) Равнины, образованные продуктами выветривания. Положим, мы имеем горы в условиях сухого пустынного климата. Вершины их подвержены в сильной степени физическому выветриванию. Продукты выветривания благодаря обвалам, оползням, медленному движению вниз, сносу временными дождевыми потоками и т. д. заполняют впадины, лежащие между горами. Таким образом вершины хребтов понижаются, впадины заполняются все больше и больше, так как при отсутствии стока продукты выветривания отсюда не выносятся водами. В результате поверхность страны превратится в равнину, снивелируется. Большее или меньшее приближение к этому наблюдается во внутренних частях Ирана, в Тибете, Гоби.

д) В некоторых случаях в нивелировании древнего рельефа играл главную роль вулканический пепел, разносившийся ветром и засыпавший окрестности центров вулканической деятельности. Таковы некоторые равнинные участки Армянского нагорья (Ленинаканское плато и др.). Здесь мы имеем переход к следующему типу равнин.

3) Вулканические, или лавовые, плато. Изливающиеся иногда в громадных массах жидкие и легко подвижные основные (базальтовые) лавы могут покрывать огромные пространства и, погребая под собой прежний рельеф, превращают местность в ровное лавовое плато. Таковы Колумбийские плато Северной Америки, область траппов Декана, некоторые плато Армянского нагорья и др.

4) Остаточные, или предельные, равнины. Они возникают в результате продолжительного воздействия деструкционных сил, в особенности речной эрозии и континентальной денудации, на местность, имевшую первоначально складчатое строение и резко выраженный печьеф. В результате такая местность оказывается снивелированной в волнистую равнину - пенеплен («почти равнина», или «предельная равнина»).

ГЛУБИННОЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА

Что значит выяснить глубинное строение Земли? Необходимо узнать характер изменения основных характеристик вещества литосферы с глубиной: изменения структуры, энергонасыщенности и химического состава. Изучать необходимо именно вещество, потому что им сложен земной шар, а не просто отвлеченные геофизические параметры в виде скоростей сейсмических волн, различий магнитных свойств, плотности. Эти данные нужны для решения разных конкретных практических задач: сейсмическом районировании и других.

До какой глубины от поверхности литосферы можно изучать глубинное строение земного шара? Хотелось бы до центра нашей планеты. Но ограничения вызваны тем, что предстоит изучать структуру, энергонасыщенность и химический состав вещества каменной оболочки. Без получения вещества для анализа определить его структуру, энергонасыщенность и химический состав невозможно.

Следовательно, познание глубинного строения Земли возможно лишь до глубин, с которых удастся получить образцы проб для анализа. Сделать это можно до глубин видимой части литосферы, или порядка 15 км. Самые глубокие скважины так и не достигли глубины 13 км. Почти до такой глубины пробурена Кольская сверхглубокая скважина. Это реалии нашего времени.

Все, что изучается глубже интервалов возможного отбора проб вещества косвенными геофизическими методами по скорости сейсмических волн, измерениям электропроводности, силы тяжести, магнитных свойств – иными словами, снимающими физические характеристики вещества, должно обязательно заверяться образцами вещества с изучаемых глубин, т. е. интерпретироваться геологически. Если провести геологическую интерпретацию результатов геофизических исследований невозможно, нет смысла проводить эти работы для выяснения глубинного строения земного шара. Можно и нужно изучать характер изменения скоростей сейсмических волн от поверхности до центра планеты, плотностных и других особенностей, но это не будет познание глубинного строения Земли по веществу. По результатам таких измерений нельзя говорить о перидотитовой мантии, базальтовом слое земной коры, как и о земной коре, мантии и ядре в их вещественном выражении.

Глубинное строение литосферы начинается ниже ее поверхности. Геологическая карта показывает геологическое строение района на дневной поверхности. Недаром на геологической карте показывается возраст горных пород (обычно коренных), выходящих на поверхность. Чтобы выяснить геологическое строение объемное или на глубину, строятся геологические разрезы.

Татьяна Норинская
«Формы земной поверхности». Конспект открытого урока по окружающему миру во 2-м классе (программа Школа России)

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2-м классе

(программа Школа России )

Учитель : Норинская Татьяна Александровна

Тема урока : Формы земной поверхности .

Тип урока : Изучение нового материала.

Цели урока :

1. Дидактические :

дать детям понятие основных форм земной поверхности ;

познакомить со строением холмов и гор;

познакомить учеников с видами водоемов;

научить различать части реки (исток, устье, русло, берега) ;

сравнить реку и озеро.

2. Развивающие :

способствовать развитию творческого, логического мышления на основе наблюдения и сравнения.

3. Воспитательные :

воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края; воспитывать экологическое отношение к окружающему миру .

Ход урока.

Организационный момент

Прозвенел звонок

Встали дети на урок

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости .

Давайте мы их поприветствуем.

Садитесь.

Проверка домашнего задания

Учитель выдает карточки для самостоятельной работы трем парам учеников на каждом ряду. Ученики готовят ответы, а затем отвечают.

КАРТОЧКА№1

ЗАДАНИЕ :

1. ОБЪЯСНИ, ЧТО ТАКОЕ ГОРИЗОНТ?

2. ЧТО ТАКОЕ ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА?

3. ДОПИШИ НА РИСУНКЕ-СХЕМЕ НАЗВАНИЯ СТОРОН ГОРИЗОНТА. ОБЪЯСНИ, КАК СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА РАСПОЛАГАЮТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГ ДРУГА.

КАРТОЧКА№2

ЗАДАНИЕ :

1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОРОН ГОРИЗОНТА?

2. НАЗОВИТЕ И ПОДПИШИТЕ, ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ ОН СОСТОИТ?

КАРТОЧКА№3

ЗАДАНИЕ :

НАЗОВИТЕ ПО КАКИМ ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА?

Остальные дети выполняют задание учителя на листочках в клетку.

Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка – это путь, который путешественник проходит за 1 час :

«Путешественник вышел из точки А и 2часа шел на север, затем 2 часа-на запад, 2 часа- на север и 2 часа-на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше : 1 час шел на север, 1 час-на восток, 2часа – на юг и 3 часа-на восток. Здесь он переночевал (точка С) . Утром отправился дальше : 1 час шел на север, 1 час-на восток, 4 часа-на юг и 2 часа – на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка Д) . Затем он отправился дальше : 2 часа-на север, 1 час-на запад, 2 часа –на юг, 2 часа-на запад… И вернулся домой.

По окончании работы идет самопроверка, затем сидящие за партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка.

Кто себя оценил на высшую оценку?

Кто на среднюю?

Кто не доволен своей работой?

Ученики, которые готовились по карточкам отвечают.

Постановка проблемного вопроса

Откройте учебник на странице 90-91. Перед вами карта. Как она называется? (физическая карта России )

Что вы можете рассказать по этой карте? (синим – океаны, моря, реки, озера; зеленым-равнины; коричневым-горы) Найдите и назовите реки, моря, океаны.

Я вам буду называть объекты по карте, а вы внимательно просмотрите и подумаете, какая буде тема сегодняшнего урока . (Восточно-европейская равнина, Западно-сибирская равнина, Уральские горы)

Как вы думаете, какая будет тема урока ? (горы и равнины)

Да. Тема урока – формы земной поверхности . Слайд1

Работа по теме урока .

Отгадайте загадку : Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака. (гора) Слайд2

Попробуйте объяснить, что такое горы? (ответы детей) Слайд3

Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами и их называют горными хребтами. Слайд4

Как вы можете объяснить что такое равнины? Слайд5

Физкульминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

Продолжение работы по теме урока .

Равнины бывают плоские и холмистые.

Объясните почему равнины получили такое название? Слайд6

Возвышения на равнине – это холмы. Слайд7

Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги. Слайд8

Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью , можно ли сделать вывод, что это одно и тоже? (ответы детей) Слайд9

Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 79.

Рассмотрите схему и скажите в чем сходство горы и холма? Слайд10

Назовите части холма.

Назовите части горы.

Какой можно сделать вывод?

Давайте, рассмотрим подробнее : подошва – это место, где начинается холм или гора; вершина – самая высокая часть холма или горы; склон – это часть холма или горы, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые или пологие. Слайд 11

Чем отличаются холм и гора? Слайд12

Какие бывают горы? Слайд13

Откройте страницу 80-81 . Прочитаем вслух рассказ Николая Ивановича Сладкова «Красота гор» (читают)

Что вас поразило и удивило в этом рассказе? Слайд14

Работа в тетради.

Откройте тетради на странице 32. Подпишите части холма. Самопроверка. Взаимопроверка. (дети проверяют работы друг друга и выставляют отметки)

Кто не допустил ни одной ошибки?

Кто допустил 1-2 ошибки? Какие ошибки были допущены?

Кто допустил более 2-х ошибок?

Все справились достаточно хорошо с этим заданием. Кто допустил ошибки у них есть возможность внимательно ознакомиться дома с этой темой и на следующем уроке успешно выполнить тест.

Итог урока . Рефлексия.

С какими формами земной поверхности вы познакомились (горы и равнины)

Какие бывают равнины (плоские и холмистые) Слайд15

Какая форма земной поверхности называется холмом (возвышения на равнине)

Какая форма земной поверхности называется оврагом (углубления с крутыми склонами)

Кто свою работу на уроке оценил на высшую оценку?

Кто оценил себя на среднюю? Что не получилось?

Кто на низкую? Почему?

Что нового узнали?

На уроке вы все поработали хорошо и я очень довольна вашей работой.

Оценки за урок… .

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание

Учебник страница 78-81, тетрадь 32

Урок окончен . Спасибо за урок .