История написания библии ее состав и структура. Об истории Евангелия

Библия делится на две основные части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет повествует о древнейших временах, относящихся к периоду истории до Р. Х. (до Рождества Христова, до нашей эры). Новый Завет начинает свое повествование с первого века от Р. Х.

Ветхий Завет
до Р. Х.

Новый Завет
от Р. Х.

Библия довольно объемная книга. Обычно издания Библии содержат более 1000 страниц текста. Также Новый Завет часто издается отдельно, так как именно эта часть Библии относится к нашему времени, и именно на повествовании Нового Завета основано Христианство. Новый Завет по своему объему занимает приблизительно одну четвертую часть всей Библии.

Структура каждой из двух частей Библии, в свою очередь, подразделяется на книги. Новый Завет состоит из 27 книг, а Ветхий Завет из 39 книг. Таким образом, вся Библия состоит из 66 книг. Этим и объясняется значение слова Библия (по-гречески Книги). Хотя слово Библия начало использоваться несколько позже, и в самом тексте Библии оно даже не встречается.

Изначально Библия называлась словом Писания, или Священные Писания. Также, она часто называется Словом Божьим, потому что книги Библии были написаны людьми, которых Бог особым образом вдохновлял на их написание.

Структура Нового Завета.

Новый Завет был написан в течение 1 века нашей эры. Он начинается с четырех Евангелий, авторами которых являются Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Слово Евангелие происходит с греческого и оно означает благая весть или добрая весть. Это слово иногда также употребляют по отношению ко всему Новому Завету. Весь Новый Завет рассказывает о благой вести, состоящей в том, что Иисус Христос пострадал на кресте за наши грехи, чтобы таким образом дать нам возможность получить прощение грехов и спасение от вечного осуждения.

Каждое из четырех Евангелий описывает жизнь Иисуса Христа. Описания первых трех Евангелий во многом схожи между собой. Но Евангелие от Иоанна отличается от них, потому что Иоанн писал свое Евангелие позже всех, и он старался описать то, о чем не упоминают другие евангелисты.

Пятая книга Нового Завета - это Деяния Апостолов . В ней Лука продолжает свое Евангелие, и описывает жизнь Апостолов, учеников Иисуса, после того как земная жизнь Иисуса Христа завершилась. В книге Деяний описывается распространение вести о Христе и образование первых церквей.

Следующие книги Нового Завета - это Послания Апостолов , письма, которые они написали созданным ими церквям в разных городах. В своих посланиях Апостолы учат верующих тому, как жить христианской жизнью, согласно учению Иисуса Христа. Большая часть этих посланий написано Апостолом Павлом. Другими авторами были: Иаков, Петр, Иоанн, Иуда.

И последняя книга Нового Завета - это Откровение . Иногда ее еще называют Апокалипсис. В этой книге Иоанн записал видения, которые открыл ему Бог, о будующей судьбе человечества. Не все в этой книге можно легко понять. Но и то, что в ней изложено довольно ясно, имеет огромное значение для понимания настоящих и будующих событий мировой истории.

Несмотря на то, что Новый Завет был написан почти две тысячи лет назад, его слова чрезвычайно актуальны и для современных людей. Именно поэтому он является самой читаемой книгой в мире, с которым не сравнятся никакие бестселлеры.

Разделы книг Библии.

Каждая из книг Библии подразделяется на главы, а главы подразделяют на стихи. Это разделение было введено позже, и оно служит для удобства нахождения конкретных слов в Библии при их цитировании. Обычно ссылки на конкретные слова в тексте Библии пишутся в следующей форме Книга глава:стих . К примеру, при цитировании текста из Евангелия от Матфея, 7 глава, 12 стих ссылку сокращенно записывают так:

Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет. Количество книг в христианской Библии варьируется от 66 книг в протестантском каноне до 81 книги у Эфиопской православной церкви.

Перед нами большая, на тысяче трехстах страницах, книга под названием «Библия» и с подзаголовком «Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета». Подзаголовок раскрывает то обстоятельство, что это не цельная книга, а собрание книг. И действительно, их насчитывается немногим менее восьмидесяти. Прав да, не ко всем им в одинаковой мере подходит наименование книги, ибо некоторые насчитывают всего лишь по нескольку страниц, так что книгами их можно считать лишь условно.

Содержание текста, составляющего Библию, многообразно и разнородно. Написаны отдельные части его в разное время, появлялись постепенно на протяжении целого тысячелетия. Что же их объединило в том под общим названием «Библия»? Установление, именуемое в христианской церкви словом «канон». Книги, входящие в состав Библии, составляют канон, утвержденный церковью комплект христианского «священного писания», содержащий вероучение этой религии и многие тексты, используемые в богослужении. Часть этого комплекта признается священной и иудаизмом - об этом мы более подробно расскажем в дальнейшем изложении. Добавим для точности, что около десятка из указанного выше количества библейских книг не входит в канон, а составляет что-то вроде приложения к нему.

Библия делится на две неравные по объему части - Ветхий завет и Новый завет; первый занимает примерно три четверти ее объема, второй - одну четверть. Ветхий завет считается священной книгой как в иудаизме, так и в христианстве, Новый завет - только в христианстве.

Состав и текст Ветхого завета не полностью совпадают в иудаизме и в христианстве. Мы говорили выше о тех библейских книгах, которые не входят в христианский канон. В иудейской Библии их вообще нет, в православной и католической они имеются, но в православной специально обозначаются как неканонические, а в католической - как девтероканонические, что значит канонические второго разряда. Протестант ские церкви в своих изданиях Библии эти книги не публикуют, к подзаголовку «Книги Священного Писания» добавляется эпитет «канонические». Помимо целых книг неканоническими считаются также некоторые отдельные главы и тексты из канонических книг.

Первые пять книг Ветхого завета составляют так называемое Пятикнижие Моисееве; церковно-синагогальная традиция приписывает их авторство мифическому Моисею, которому бог якобы открыл свой «закон» на горе Синай. В дальнейшем мы остановимся на вопросе, кто был действительным автором Пятикнижия, здесь же ограничимся указанием на то, что оно занимает первое и первенствующее по смыслу место в Ветхом завете.



За ним следуют три с лишним десятка других канонических книг. Они делятся обычно богословами на две группы: исторические книги и писания. В иудаизме это деление нашло свое выражение в том, что весь Ветхий завет именуется Танах,- три согласные в этом слове означают Тора (Пятикнижие), Небиим («пророки») и Хсубим или Ксубим («писания»). В христианской литературе книги пророков включаются в рубрику «исторических». Если подойти более точно к классификации ветхозаветных книг, то группу «исторических» надо отделить от пророческих, ибо, действительно, в Ветхом завете имеется ряд книг, имеющих"
значительно большее историографическое значение, чем другие. Это книга Судей, четыре книги Царств, две клиги Паралипоменон, или Хроник, книги Ездры и Неемйи. Что касается пророков, то по традиции они делятся на больших и малых. К первым относятся Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, ко вторым причисляют двенадцать, называемых по именам Осни, Иоиля, Амоса, Авдия и др.

Группа писаний включает в себя чрезвычайно разнородные по характеру произведения. Видимо, именно из-за того, что этой группе нельзя дать более точную общую характеристику, к ним применено такое неопределенное название, как «писания». В эту группу входят и своего рода философские трактаты (Екклезиаст, Иов), и сборник молитвенных песнопений - псалтирь, и лирико-эротическая поэма, не имеющая никакого отношения к религии и к богу, - Песнь Песней. К этой группе ветхозаветных произведений может быть применено обозначение, которое у нас обычно звучит как «и прочие» или «и другие», - то, что не
вошло в общую рубрикацию.

Не следует думать, что указанные выше группы библейских книг расположены в церковных и синагогальных изданиях Библии именно в указанном выше порядке. Наша группировка - в известной мере логическая, расположение же библейских книг подчиняется церковному и синагогальному канону. При этом несколько по-разному выглядит этот порядок в христианской и иудейской Библиях. В первой, например, после книг Царств непосредственно следуют Хроники, или Паралипоменон, во второй они отнесены к самому концу Ветхого завета. На других местах в иудейской Библии находятся и Псалтирь, и книга Даниила, и ряд других. Впрочем, существенного значения этот порядок не имеет ни в том, ни в другом вариантах, ибо в основе его не лежит какой-нибудь выдержанный" хронологический или логический принцип.

Как было выше сказано, православные и католические издания Библии содержат помимо тех книг, которые считаются каноническими, и неканонические: Товит, Юдифь, Варух, Премудрости Иисуса сына Сирахова и др. Иногда в литературе эти книги именуются апокрифическими, что является ошибкой. Протестантские, в том числе баптистские, богословы и историки христианства не делают различия между не- каноническими и апокрифическими книгами Ветхого завета - для них и те и другие представляют собой просто документы, не имеющие никакого отношения к христианской вере. Православные же и католическая церкви проводят здесь очень строгое различие: неканонические книги они публикуют в своих изданиях Библии, о публикации же в церковных изданиях таких апокрифических книг, как Вознесение Моисея, Енох, Юбилеи, Завещание двенадцати патриархов и т. д., не может быть и речи. Само слово апокриф означает «сокровенный», «тайный». В этом названии, видимо, отразилось то обстоятельство, что апокрифические книги были в свое время запрещены для чтения христианам, так что пользоваться ими можно было только втайне.

С Новым заветом в этом отношении дело обстоит проще. Он состоит из 27 канонических книг, расположенных в принятом всеми церквами порядке: сначала идут четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), затем следует книга Деяний апостольских, 21 книга Посланий апостольских, в том числе 14, приписываемых апостолу Павлу, и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Неканонических новозаветных книг не существует, апокрифических же насчитывается несколько десятков. Раньше их было еще больше, но многие не сохранились до нашего времени; другие новозаветные апокрифы сохранились только частично. Книги Нового завета не расположены по хронологическому признаку, то есть по датам их появления.

В целом Библия представляет собой собрание разнородных по содержанию, по времени своего возникновения и по литературной форме отрывков, «книг», текстов. Тем не менее идеологи христианства и иудаизма отстаивают положение о единстве Библии, как якобы цельного произведения, проникнутого общими идеями. По этому поводу католический Словарь библейского богословия пишет: «Хотя Библия состоит из целого ряда отдельных книг, в библейской речи имеется некое глубокое единство» 1 . Это единство тут же объявляется «одним из основных данных веры». Чем же, однако, можно доказать явно противоречащее действительности утверждение о единстве того, что на самом деле является совершенно бесформенным конгломератом многообразнейших элементов? Авторы Словаря признают, что доказать это утверждение невозможно. «Единство Библии,- пишут они,- утверждается с полной достоверностью только верой, и она одна определяет его границы... Критерий дается здесь только верою» 2 .

Почему, однако, церковь (а в отношении ветхозаветной части - и синагога) настаивает на тезисе о единстве Библии, явно и очевидно противоречащем истине? Только потому, что она ищет в ней некую вероисповедную платформу, которую можно представлять верующим в виде источника высшей истины, в виде
опоры религии.

Первоначальный текст Ветхого завета был написан на древнееврейском языке (очень немногие фрагменты - на арамейском); первоначальный текст Нового завета - на древнегреческом. Есть, правда, мнение, что некоторые книги Нового завета, в частности Евангелие от Матфея, были первоначально написаны по арамейски и лишь потом переведены на греческий, но, во всяком случае, из этих гипотетических арамейских текстов до нас не дошла ни одна строчка.

Ветхий завет был очень рано переведен на греческий язык. Этот текст именуется переводом Семидесяти, или Септуагинтой, что по-латински означает семьдесят. Основание для такого наименования заключается в легенде о происхождении этого перевода. Узнав, якобы, о существовании в Иудее «закона Моисея», египетский царь Птолемей Филадельф поручил своему придворному, еврею Аристею, организовать перевод этого «закона» на греческий. Тот отправил письмо иерусалимскому первосвященнику Елиазару с просьбой о присылке переводчиков. Прибыли 72 человека-по 6 от каждого из 12 колен израильских. Их поселили на острове Фарос, где каждый в течение 72 дней перевел в одиночку весь текст Пятикнижия; и хотя переводчики были друг от друга изолированы, все 72 текста оказались дословно совпадающими. Подложность «письма Аристея» неопровержимо доказана. На самом деле история Септуагинты - совсем другая.

В последние столетия до нашей эры в г. Александрии существовала многочисленная колония евреев. Они забыли свой язык, и их языком стал греческий, так что древнееврейский текст Ветхого завета стал для них недоступен и возникла потребность в его греческом переводе. Постепенно один за другим появлялись поэтому переводы различных вехтозаветных книг, составившие Септуагинту. Вероятно, полностью перевод был закопчен лишь к началу нашей эры. Христианскими церквами Септуагинта считается столь же боговдохновенным документом, как и древнееврейский оригинал.

В конце IV в. нашей эры Библию перевел на латинский язык Иероним Блаженный. Этот перевод, получивший наименование Вульгаты («народный», «общедоступный»), постепенно завоевывал авторитет среди христианского духовенства и стал в конце концов официальным для римско-католической церкви текстом Библии, столь же «боговдохновенным», как и древнееврейский и Септуагинта. Это было подтверждено Тридентским собором католической церкви в XVI в., но в традиционный текст Иеронима при этом было внесено большое количество изменений и исправлений.

Как католическая, так и православная церкви всячески тормозили дело перевода Библии на народные языки. Тем не менее в IX в. появился славянский текст, выполненный Кириллом и Мефоднем, а в дальнейшем и ряд других. Дело перевода Библии на народные языки было широко поставлено протестантскими церквами. В XIX в. все христианские церкви развернули издание Библии на разных языках, был осуществлен и русский перевод, имеющий хождение до сих нор. В настоящее время Библия переведена практически на все языки мира.

Внутреннее разделение текста библейских книг - дело сравнительно позднее. В XIII в. кардинал Стефан Лэнгтон разделил их на главы, а деление глав на стихи с нумерацией последних произвел парижский печатник Робер Стефан лишь в 60-х годах XVI в. Это «усовершенствование» структуры Библии было в ее ветхозаветной части воспринято с некоторыми незначительными изменениями и иудаизмом.

Можно еще рассказать про апокрифы (неканонизированные рассказы на библейскую тематику).

21. ПРАВОСЛАВИЕ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА

буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») - направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя - Нового Рима.

Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит православная церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой - Иисус Христос.

Кроме того, в современном русском просторечии слово «православный» употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.

Практически любой человек, даже не являющийся религиозным, слышал слово «библия». Однако на деле немногие могут дать четкий ответ на вопрос о том, что такое Библия . Кто-то считает её особой книгой христиан, кто-то — основой всех авраамических религий, кто-то — сборником притч, а для кого-то она может представлять исключительно исторический интерес. Существует множество вариантов обозначения Библии, однако самым не предвзятым и понятным для простого обывателя будет разбор нескольких интерпретаций.

Библия: раскрытие понятия

Библией (βιβλίον в переводе с греческого «книга») называют собрание определенных текстов, которые являются священными для христиан и иудеев. При этом само слово «библия»в текстах не упоминается — оно является собирательным понятием — и впервые было задействовано в четвертом веке архиепископом Златоустом и отцом церкви Епифанием Кипрским. Предположительно два этих религиозных деятеля назвали библией (священной книгой) ту Библию, которая знакома нам сейчас.

В контексте религиозной литературы, Библия в качестве сакрального текста признается и используется во всех христианских конфессиях (католичестве, православии, протестантизме и т.д.) и в иудаизме. Иудеями признается та часть Библии, что именуется Танахом или Еврейской Библией. В него входят такие главы, как Пятикнижие, Пророки и Писания. Данные разделы мы встречаем и у христиан, где главы Танаха включены в состав Ветхого Завета.

Само слово «biblia», используемое чаще в качестве обозначения священных текстов, может быть задействовано и без связи с религией. В этом случае, особо подчеркивается особая важность документа в том или ином контексте. Например, библией музыканта называют учебники по музыкальной гармонии, а библией художника — учебники по свету и тени. Таким образом, понятие Библии обозначает собой важные тексты, настольную книгу, даже если оно используется в переносном значении.

Что входит в состав Библии?

Для каждой конфессии существует свой определенный набор канонических текстов , что входят в состав Библии. Ровно 66 текстов выступают каноном для всех официальных христианских конфессий и течений. Библейский канон неизменен в своем составе и служит не только утвержденным первоисточником в изучении религии, но и представляет собой те книги, которые являются боговдохновенными, или созданными Богом, по мнению представителей христианских конфессий и церквей.

Например, протестантизм признает только эти 66 книг. В католицизме считается достоверными 73 книги Библии, переведенной на латынь, а в православии — 77, где основной библейский канон дополнен второканоническими книгами. Плюс, каждая конфессия располагает своим порядком в представлении текстов. Порядок изложения текстов Библии у католиков разнится с порядком у православных.

Ветхий завет

Открывает состав Библии Ветхий Завет, в который включен Танах — самая первая по своему созданию часть Библии. Иудеями традиционно насчитывается 22 или 24 текста, которые маркируются буквами алфавита еврейского или греческого. Сам по себе Танах имеет 39 книг, в которых входят Закон, Пророки, Писания. Каждый раздел делится на еще меньшие разделы и все они признаются канонами в христианстве.

Христианские конфессии приплюсовывают к Танаху еще несколько текстов. Основой для канонического Ветхого Завета выступила Септуагинта — переведенные на греческий язык тексты Ветхого Завета. Для католицизма каноническими являются 46 текстов, а православие приплюсовывает к имеющимся 39 еще одиннадцать неканонических. Как бы не менялся порядок ветхозаветных текстов и что бы к ним не прибавлялось, еврейский канон признан всеми конфессиями и является неизменным.

Тексты Ветхого Завета знакомят читателя с сотворением мира, грехопадением, историями об Адаме и Еве, а также о первых пророках и судьбе еврейского народа. Многие из нас слышали о Моисее или о Аврааме. Ветхий Завет включает в себя множество описаний традиций еврейского народа, летопись его судьбы с точки зрения религии. Именно в Ветхом Завете нас знакомят с заповедями не убей или не обмани. Азы христианской веры, которые впоследствии будут видоизменены в Завете Новом, берут свое начало с Танаха — Еврейской Библии.

Новый завет

Наряду с Ветхим Заветом, в христианстве таким же священным собранием книг является Новый Завет. В него по канону входит 27 книг: Евангелия, послания Апостолов и Апокалипсис Иоанна Богослова. Новый Завет имеет особую историческую преемственность, которая прослеживается в четырех откровениях от разных авторов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Также в Новый Завет вошли записи Петра, Иакова, Павла и Иуды.

Для Нового Завета существует свой порядок изложения текстов, отличный между конфессиями. Следует отметить, что один из важнейших текстов библии — Апокалипсис — не признается иудеями, в то время как для христианской веры он является основополагающим.

В целом, Новый Завет повествует читателю о непорочном зачатии и рождении Христа, а после — его жизнеописание. Христос, являющийся сыном Бога из Ветхого Завета, проповедует по миру, проверяет свою веру. Новый Завет рассказывает о том, как правильно молиться, об искушении Христа Дьяволом, о его учениках и предательстве Иуды. После казни Христа, Библия повествует о его Воскрешении. Отсюда же нам могут быть знакомы истории о превращении воды в вино, о чудесных исцелениях, хождении по воде и прочем.

Апокалипсис — самый поздний новозаветный текст — описывает Страшный Суд, борьбу Бога со злом или Зверем, а также о втором пришествии Христа, которое будет сопровождаться не только чудесами и явлениями ангелов, но и страшными катаклизмами. Откровение являет собой как бы подведенный итог всему, что было описано в Библии, при этом использованные в Апокалипсисе образы в равной степени заимствованы из более ранних частей. Это свидетельствует об установлении связи и преемственности между двумя данными собрания сакральных текстов, как бы связанными в один канон общим Откровением.

Библия - сборник древних идеологических, исторических и литературных памятников, которые считаются "святым" письмом в многочисленных последователей течений христианства. Она состоит из двух основных частей - Ветхого и Нового заветов. Первая древнейшая часть Библии - ветхий завет - признается также в иудаизме.

Ветхий завет занимает 4/5 всего текста Библии и известный в двух вариантах. Мазоретский текст (Танах), принятый в иудаизме и написан на древнееврейском. Он состоит из 39 книг объединенных в 3 большие группы: Пятикнижие, Пророки, Писания. Главным является Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа и второзаконие). Здесь идет Речь о сотворении Богом мира и человека, грехопадение Адама и Єви, всемирный потоп, о завете, который якобы завещал Бог людям, и регламентации жизнедеятельности человека, изложенная в известных десяти заповедях. Ветхий завет, переведен на греческий язык (Септуагинта), содержит 50книт. К ним отношение христиан разное: протестанты признают около 39 книг, а православные - добавлены 11 книг считают неканоническими, католики - 11 книг признают другоканонічними.

В целом история создания ветхозаветной части Библии занимает период в несколько веков (с IX в. по 60-и рр. II в. до н.э.).

В Новый завет, сформировавшийся в течение i-II вв. нашей эры, богословы отобрали^ книг, текст которых абсолютно единый для всех христиан. Он состоит из четырех Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в которых рассказывается о приходе Спасителя (Мессии) Иисуса Христа, о его жизни, смерти и воскресения. В других книгах (Деяниях и посланиях апостолов, в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис)) описывается небесное жизни Христа, распространение христианства, толкуется вероучения, даются пророчества о страшный суд и конец света. Канонизация Нового завета проходила в сложной борьбе. Господствующие классы и церковь пытались нейтрализовать мятежный дух первоначального христианства, приспособили новозаветную литературу для проповедования среди трудящихся смирения и покорности.

Кроме канонических, православные и католические издания Библии включают произведения Ветхого завета, которые не вошли в канон. Вот их названия: 2 и 3 Ездры, Товит, Юдифь, Премудрость Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сірихова, Послание Єремії, Варух, 1-2 Ма-ковейські.

Анализ найденных рукописей Ветхого и Нового заветов показывает, что 66 книг, из которых состоит Библия, не были поделены на разделы, стихи, не было параллельных ссылок. И чтение, и понимание и перепись текста были усложнены, поэтому были целые группы профессиональных священников, которые занимались этой работой.

Если написание книг Библии завершилось во II ст., а утверждение канона - в конце IV в., то разделение на разделы начался значительно позже. Архиепископ кентерберийский Стефан Лэнгтон в 1205 г. упорядочил библейский текст по разделам - сначала латинский перевод Ветхого завета (Вульгату), который он разделил на 929 разделов, затем - новозаветные греческие рукописи, которые он разделил на 260 разделов. Таким образом, 66 библейских книг делятся на 1189 разделов.

Разделение.Біблії на стихи происходит лишь в XV ст. Сначала раввин Натан в 1448 г. разделил на стихи еврейский ветхий завет, а впоследствии французский печатник Робер Нтьєн (Стефанус) в 1551 г. в своей типографии в Париже выдал греческий Новый завет с разделением на стихи. Библия разделена на 31173 стихи. Лаким образом, только во второй половине XV в. Библия приобретает современный вид.

Известно, что все книги Библии разделяются на канонические и неканонические и апокрифы. Неканонические книги признают лишь как литературу так называемого "библейского круга", полезную для обучения. Апокрифы рассматривают как произведения, которые не имеют віровчительного авторитета.

Важнейшие из иудейских апокрифов такие: 4-и книга Мака-веїв, книга Єноха, книги Юбілеїв, Псалмы Соломона, Вознесение Моисея и т.д.

В новозаветных апокрифов относятся: Учение 12 Апостолов (Дидаха), Послание Варнавы, 1-е и 2-е Послания Климента к коринфянам, Пастор Герма, Апокалипсис Петра, Действия Павла, Послание Поликарпа к филиппийцам, Семь Посланий Игнатия, Евангелие от псевдо-Матфея, Протоєвангеліе от Иакова, Евангелие рождения Марии, Евангелие от Никодима, Евангелие Детства Спасителя, История теслы Иосифа.

Еврейский Палестинский Канон Ветхого завета красной линией отделил Святое Письмо от апокрифов и светской литературы.


Священное Писание - собрание книг, признаваемых Церковью богодухновенными, т.е. написанными избранными Богом людьми по вдохновению и Откровению Святого Духа. Таким образом, подразумевается, что автором Священного Писания является Бог, несмотря на то, что эти тексты были записаны разными людьми и в разное время. Церковь считает, что богодухновенность есть сверхъестественное действие, посредством которого Святой Дух оказывает воздействие на волю, ум и способности автора-человека, не лишая его, однако, свободы, присущей человеческой личности. О единстве Библии говорит и общая тема всех входящих в нее книг, которую можно охарактеризовать как историю человеческого спасения. В Библии повествуется преимущественно о действиях Бога, осуществляемых Им для спасения людей посредством договоров (заветов), заключенных между Ним и людьми; их смысл состоит в попечении Бога о человеке и в определении обязанностей человека по отношению к Богу. Поэтому две основные части Библии носят названия Ветхого Завета и Нового Завета.
Ветхий Завет - договор, заключенный между Богом и народом Израиля - формировался на протяжении почти одного тысячелетия (с XIII по IV века до н.э.) на основе древней мифологии Ближнего Востока, записи исторических фактов из жизни еврейского народа, описания их обычаев, нравов и древнего права, размышлений о смысле жизни и предназначении человека. Книги Ветхого Завета написаны на еврейском языке, так как Бог Яхве говорил только для палестинских евреев на их языке (отдельные фрагменты записаны на арамейском и халдейском языках). Перевод на греческий язык для евреев, живших в Греции и не говоривших на еврейском языке (так назыв. Септуагинта), был осуществлен в III веке до н.э.
П орядок следования книг Ветхого Завета в христианской Библии отличен от порядка следования этих же книг в еврейской Библии (Священного Писания иудаизма, возникшего в V века до н.э.); это отличие имеет богословское значение. Важнейшая тема еврейской Библии - история еврейского народа, избранного Богом, и средоточием ее является Пятикнижие (Тора, или Закон, который Бог дал израильтянам при посредстве Моисея). Вторую по значимости часть составляют книги пророков (Невиим) - первых и последующих. Третью по значимости часть еврейского канона составляют так называемые Писания (Ктувим). Поскольку средоточием христианской Библии является Новый Завет, Ветхий Завет рассматривается лишь как подготовка к нему. Поэтому в христианской Библии книги Ветхого Завета не выстроены вокруг Торы, а устремлены к Новому Завету. Они делятся на а) исторические (Пятикнижие переосмысливается как составная часть единой исторической картины мира); б) учительские (или книги Премудрости); в) пророческие, которые понимаются в первую очередь как предвозвещение о Христе и поэтому располагаются в конце Ветхого Завета, образуя своего рода переход к Новому Завету. Всего католическое и протестантское издания Ветхого Завета содержат 39 книг. Православное издание Ветхого Завета содержит кроме того еще 11 второканоничесих (апокрифических) книг, а также существенные добавления к каноническому тексту книг Есфирь, Даниила и Второй книге Паралипоменон.
Новый Завет создавался на протяжении I - IV веков христианами и для христиан, и потому получил такое название (как новый Договор между Богом и христианами). Католическое, протестантское и православное издания Нового Завета содержат одни и те же 27 книг. Это - 4 Евангелия (от греч. "благая весть"), Деяния Святых Апостолов (автор Лука), 21 Послание Апостолов и Св.Павла, а также Откровение Иоанна Богослова (или Апокалипсис). Новый Завет был записан на древнегреческом языке
М ногие тексты не были канонизированы и вообще не вошли в Библию как неясные по происхождению, слишком противоречивые и не совсем согласующиеся с общепринятыми канонами (так назыв. апокрифы). К ним относятся, например, около 50 различных Евангелий, несколько апокалипсисов, деяний, посланий, писем и разных фрагментов, включая Логии - 14 изречений Христа, обнаруженные на рубеже XIX-XX веков.