Культура палеолита охватывает период. Становление и развитие человеческого общества

Культура каменного века

Культурную историю человека принято делить на две большие эпохи: культуру первобытного общества и культуру эпохи цивилизации . Эпоха первобытного общества охватывает большую часть истории человечества. Самые древние цивилизации возникли всœего 5 тысяч лет тому назад. Первобытная эпоха в основном приходится на каменный век – период, когда основные орудия труда изготавливались из камня. По этой причине историю культуры первобытного общества легче всœего разделить на периоды на основе анализа изменений в технике изготовления каменных орудий. Каменный век делится на:

палеолит (древнекаменный) – от 2 млн. лет до 10 тыс. лет до н. э.

мезолит (среднекаменный) – от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н. э.

неолит (новокаменный) – от 6 тыс. до 2 тыс. лет до н. э.

Во втором тысячелœетии до новой эры металлы вытеснили камень и положили конец каменному веку.

Первым периодом каменного века является палеолит, в рамках которого выделяют ранний, средний и поздний периоды.

Ранний палеолит (до рубежа в 100 тыс. лет до н. э.)- ϶ᴛᴏ эпоха архантропов. Материальная культура развивалась очень медленно. Более миллиона лет понужнобилось на то, чтобы от грубо оббитых галек перейти к рубилам, у которых края ровно обработаны с обеих сторон. Примерно 700 тыс. лет тому назад начат процесс овладения огнем: люди поддерживают огонь, полученный природным путем (в результате ударов молнии, пожаров). Главные виды деятельности – охота и собирательство, основной вид оружия – дубина, копье. Архантропы осваивают естественные укрытия (пещеры), строят хижины из прутьев, которыми перекрывают каменные валуны (юг Франции, 400 тыс. лет).

Средний палеолит – охватывает период от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. э. Это эпоха палеоантропа–неандертальца. Суровое время. Обледенение значительной части Европы, Северной Америки и Азии. Вымерли многие теплолюбивые животные. Трудности стимулировали культурный прогресс. Совершенствуются средства и приемы охоты (облавная охота͵ загоны). Создаются весьма разнообразные рубила, а также используются сколотые с ядрища и обработанные тонкие пластины – скребки. При помощи скребков человек стал изготавливать теплую одежду из шкур зверей. Научился добывать огонь путем сверления. К этой эпохе относятся намеренные захоронения. Часто умершего хоронили в виде спящего: руки согнуты в локте, у лица, ноги полусогнуты. В могилах появляются предметы быта. А это значит, что появились какие-то представления о жизни после смерти.

Поздний (верхний) палеолит – охватывает период от 40 тыс. до 10 тыс. лет до н. э. Это эпоха кроманьонца. Кроманьонцы жили большими группами. Выросла техника обработки камня: каменные пластины пилятся и сверлятся. Широко используются костяные наконечники. Появилась копьеметалка – доска с крючком, на которую клался дротик. Найдено много костяных иголок для шитья одежды. Дома представляют собой полуземлянки с каркасом из веток и даже из костей животных. Нормой стало погребение покойников, которым кладут запас пищи, одежды и орудия труда, что говорило о явных представлениях о загробной жизни. В период позднего палеолита возникают искусство и религия – две важные формы общественной жизни, тесно связанные между собой.

Мезолит , средний каменный век (10-е – 6-е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Периодизация мезолита условна, ибо в разных районах мира процессы развития идут с разной скоростью. Так, на Ближнем Востоке уже с 8 тыс. начитается переход к земледелию и скотоводству, что составляет суть нового этапа –неолита.

Неолит, новокаменный век (6–2 тыс. до н. э.). Происходит переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. В 4–3 тысячелœетиях в ряде районов мира возникают первые цивилизации.

Каменный век

· Хрон. рамки: 3 млн. лет назад 6-5 тыс. лет назад в Европе).

· Периодизация:

1. Палеолит

2. Мезолит

3. Неолит

первичного расщепления и последующей вторичной обработки камня .

Эпохи палеолита:

Кайнозойская эра:

1) Палеоген

Палеолит:

Основные оледенения:

1) Дунай (2-1 млн. лет назад)

· Каменный век соотносится с геологическими периодами:

o ПЛЕЙСТОЦЕН

o ГОЛОЦЕН


Орудия эпохи мустье (120 тыс. лет назад – 40 тыс. лет до н.э.) – средний палеолит

Наиболее распространенная техника – леваллуа (характеризуется сколом отщепов и пластин со специально подготовленного дисковидного нуклеуса). В качестве вторичной обработки использются оббивка и ретуширование.

Для эпохи характерно совершенствование техники расщепления камня, о чем свидетельствуют разнообразные формы мустьерских нуклеусов:

1) дисковидные

2) черепаховидные (леваллуазские)

3) аморфные

4) протопризматические (призматические появятся в верхнем палеолите)

Виды заготовок при расколе/расщепе нуклеусов: отщепы и пластины

Происходит расширение набора каменных изделий, и именно тогда начинается использование кости в качестве сырья для изготовки орудий труда

Основные типы орудий:

1) скребла

2) остроконечники

3) скребки

5) проколки

7) шилья

9) ретушеры

Остроконечник – массивное каменное изделие миндалевидной/треугольной формы с прямыми или слегка выпуклыми, обработанными ретушью краями. Использовались для составных орудий (в верхнем палеолите) и для прочих хозяйственных целей.

Скребло – крупное изделие с одним или несколькими рабочими краями. Предназначались для обработки кожи/шкур/дерева.

Орудия эпохи верхнего палеолита (40 тыс. лет до н.э. – 12-10 тыс. лет до н.э.)

Каменные орудия

Основные техники:

1) призматическая техника расщепления (заготовки с призматического нуклеуса), дающая заготовки более правильной формы – пластины (экономное расходование материала) – первичная заготовка

2) шлифование

3) полирование

4) пиление

5) микролитическая техника (в основном для вкладышей) (Вторичная обработка)

Более того, совершенствуется обработка кости бивня, а также расширяется набор орудий труда (всего около 200 типов).

Основные орудия из камня:

1) зубчато-выемчатые

2) проколки

3) резцы (массивное режущее остриё, образованное сходящимися под острым углом плоскостями сколов; таким резцом можно было легче резать дерево, кость и рог, пропиливать в них глубокие пазы и делать надрезы, последовательно снимая одну стружку за другой)

4) скребки (выпуклое лезвие, обработанное скребковой ретушью)

5) острия (группа, определяющаяся наличием остро ретушированного конца)

6) составные орудия (делались путем совмещения вкладышей и основной части орудия)

7) кинжалы; ножи с вогнутыми лезвиями

Костяные орудия

Основные приемы обработки: рубка/резание резцом или ножом/сверление

Орудия из кости:

2) гарпуны

3) проколки с выделенным жальцем

4) иглы/игольники

5) лук и стрелы

Род австралопитековых


АВСТРАЛОПИТЕКИ – это высокоразвитые двуногие существа, жившие в Восточной и Южной Африке от 5-6 до 1млн. лет назад.

Характеристика австралопитеков:

1. Выделяются грацильные (небольшие) и массивные формы А. Объём мозга – 435 – 600 куб.см. и 848 куб.см. соотв. Вес – 30-40 кг. Рост – 120 -130см.

2. Примечат. черта А. – бипедия , т.е. хождение на двух ногах (в отличие от совр. и ископ. приматов).

В Вост. Африке, неподалёку от Олдувайского ущелья, обнаружены отпечатки ступней 3-х австралопитеков, прошедших по склону более чем 3 млн. лет назад.

3. Являлись кочевниками . Собирали растения и их плоды. Охотились на насекомых и мелких животных (конкуренты – бабуины и дикие свиньи).

4. Не добывали огонь, не изготавливали орудий, НО использовали заостр. палки, камни и пр. для добывания и размельчения пищи.

5. Небольшой размер, небольшие клыки и когти, небольшая скорость передвиж. делали их лёгкой добычей для крупных хищников.



Виды австралопитековых:

1. Австралопитек африканский (A. Africanus).

Ø Находки: Южная Африка (Макапасгат, Штерфонтейн, Тонг), Восточная Африка (р. Омо, стоянка Кооби-Фора, Олдувайское ущелье).

Ø Жили около 3-2.5 млн. лет назад.

Ø Наиб. сходство с родом Homo: строение зубов и черепа.

2. Австралопитек аманский (A. Anamensis)и австралопитек афарский (A. Afarensis).

Ø Находки: Восточная Африка.

Ø Жили около 4 млн. лет назад

Ø Наиб. сходство с родом Homo: строение конечностей

Дунай 2-1 млн. лет назад

Поселения и города

Для всей эпохи характерна БОЛЬШАЯ ОСЕДЛОСТЬ населения, чем в мезолитическую эпоху. Открыт ряд жилищ, построенных из материалов, которые находились в ближайшем окружении:

1) Южные районы – строения из сырцового кирпича

2) Горы – жилища из камня

3) Лесная зона – землянки/полуземлянки

4) Степи/лесостепи – праобразы хат и мазанок

В эту эпоху появляются ПЕРВЫЕ УКРЕПЛЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ с целью накопления пищевых запасов и необходимостью их охранять. Если поселение занимало выгодное положение по отношению к другим, тогда оно могло стать важным административно-хозяйственным центром, а впоследствии стать протогородом (Иерихон, Чатал-Гуюк).

1) Иерихон (7 тыс. лет до н.э.) – окружен семиметровыми стенами и оборонительными башнями; в стенах – стрелы город был осажден и разрушен. Потом был заново отстроен и существует до сих пор.

2) Чатал-Гуюк (Анатолия, Турция) – поселок, состоявший из больших глинобитных зданий, украшенных росписью из орнаментальных и зооморфных мотивов. Есть здания общественного характера.

В Европе – поселения редки, в основном они известны в южных областях и на Балканах.

Керамика

Керамика - важнейшее изобретение неолита. Происхождение нельзя связать с одним каким-либо центром, вероятно это произошло независимо в ряде мест.

Местные глины + примеси-отощители(тальк/асбест/песок/толченая ракушка) = керамическое тесто.

2 способа изготовления сосуда:

1) Выбивание

2) Техника налепа – последовательное прикрепление кольцами или по спирали, наращивая высоту изделия.

Погребения

Для данной эпохи характерна «стандартизация» погребального обряда, т.е. появляются устойчивые формы трупоположения, погребальных сооружений, наборы погребального инвентаря устойчивая система мировоззрений . Естественно, что они отличались у обществ, которые вели разную хозяйственную жизнь.

Особенности Погребальный инвентарь Трупоположение Примеры
Днепро-донецкая культура Могильники мариупольского типа – длинные траншеи, в которых похоронены люди Украшения в виде бус из пластинок в виде перламутра, костяные украшения, шлифованные топорики и тесла Трупы лежат вытянуто на спине Мариупольский могильник (относится к энеолиту!)
Погребения земледельцев Приурочены к жилым объектам, известны у всех древних земледельцев, погребения не позволяют говорить о социальном расслоении (лишь в позднем неолите редко появляются погребения с «богатым» инвентарем. Керамические сосуды и украшения Трупы лежат под полами жилищ, позы напоминают спящего на боку человека. Никогда погребения не бывают массовыми Регионы погребений: Месопотамия, Анатолия, Балканы, Средняя Азия, Центральная и Юго-Восточная Европа
Погребения охотников-рыболовов-собирателей 2 типа погребений: 1) индивидуальные погребения на стоянках 2) могильники за пределами стоянок Немногочислен: 1) каменные/костяные орудия труда 2) охотничье вооружение 3) украшения из раковин или сверленых клыков зверей 4) мелкие зооморфные фигуры Трупоположение в грунтовых ямах; позы погребенных варьируются от выпрямленных до скорченных. Сахтыш, Тамула, Звийенки - в лесной зоне

Искусство неолита

Культ плодородия – появляется в южных областях, где племена уже перешли к производящему хозяйству. Генетически они связаны с материнско-родовым почитанием, но образ женщины становится более условным.

Солярный культ – связан с солярными знаками, изображениями солнечной ладьи, сюжетами о борьбе солнца с чудовищами. Важен для земледельцев, т.к.календарный цикл работ был приурочен к годовому циклу движения солнца.

Направления неолитического искусства

Палеолитическое искусство

Искусство малых форм Монументальное искусство Прикладное

Статуэтки Статуэтки

Ответы к коллоквиуму (часть 1)

Каменный век

Вопрос 1. Периодизация и хронология каменного века.

· Хрон. рамки: 3 млн. лет назад (время выделения человека из животного мира) – до появления металла (8-9 тыс. лет назад на Древнем Востоке и около 6-5 тыс. лет назад в Европе).

· Периодизация:

1. Палеолит – древний каменный век – (3 млн. лет донэ – 10 тыс. лет донэ).

2. Мезолит – средний – (10-9 тыс. – 7 тыс. лет донэ).

3. Неолит - новый – (6-5 тыс. – 3 тыс. лет донэ).

Такая периодизация связана с изменениями в каменной индустрии: каждый период хар-ся своеобразными приёмами первичного расщепления и последующей вторичной обработки камня .

Эпохи палеолита:

1) Нижний палеолит – олдувай (3 млн. – 800 тыс. лет назад) и ашель (800 – 120 тыс. лет назад)

2) Средний палеолит - мустье (120-40 тыс. лет назад)

3) Верхний (новый, поздний) палеолит (40 тыс. лет назад – 10 тыс. лет до н.э.).

Олдувай – ущелье в Африке, ашель и мустье – памятники во Франции.

Кайнозойская эра:

1) Палеоген

3) Антропоген или Четвертичный период (Плейстоцен и Голоцен)

Палеолит:

1) Финальный плиоцен (до 2 млн лет назад)

2) Эоплейстоцен (2 млн. – 800 тыс. лет назад)

3) Плейстоцен (800-700 – 10 тыс. лет до н.э.)

4) Голоцен (10 тыс. лет до н.э. – наши дни)

Основные оледенения:

1) Дунай (2-1 млн. лет назад)

2) Гюнц (1 млн. – 700 тыс. лет назад)

3) Миндель (Окское) (500 - 350 тыс. лет назад)

4) Рисс (Днепровское) – (200 – 120 тыс. лет назад)

5) Вюрм (Валдай) (80 – 11 тыс. лет назад)

· Каменный век соотносится с геологическими периодами:

o ПЛЕЙСТОЦЕН – 2,5 млн. лет до 10 тыс. лет донэ.

o ГОЛОЦЕН – 10 тыс лет донэ - по сей день

Каменный век

Каменный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит:
    • Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus .
    • Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.
    • Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.
  • Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Каменный век делится на:

● палеолит (древнекаменный) – от 2 млн. лет до 10 тыс. лет до н. э.

● мезолит (среднекаменный) – от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н. э.

● неолит (новокаменный) – от 6 тыс. до 2 тыс. лет до н. э.

Во втором тысячелетии до новой эры металлы вытеснили камень и положили конец каменному веку.

Общая характеристика каменного века

Первым периодом каменного века является палеолит, в рамках которого выделяют ранний, средний и поздний периоды.

Ранний палеолит (до рубежа в 100 тыс. лет до н. э.) – это эпоха архантропов. Материальная культура развивалась очень медленно. Более миллиона лет понадобилось на то, чтобы от грубо оббитых галек перейти к рубилам, у которых края ровно обработаны с обеих сторон. Примерно 700 тыс. лет тому назад начат процесс овладения огнем: люди поддерживают огонь, полученный природным путем (в результате ударов молнии, пожаров). Главные виды деятельности – охота и собирательство, основной вид оружия – дубина, копье. Архантропы осваивают естественные укрытия (пещеры), строят хижины из прутьев, которыми перекрывают каменные валуны (юг Франции, 400 тыс. лет).

Средний палеолит – охватывает период от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. э. Это эпоха палеоантропа–неандертальца. Суровое время. Обледенение значительной части Европы, Северной Америки и Азии. Вымерли многие теплолюбивые животные. Трудности стимулировали культурный прогресс. Совершенствуются средства и приемы охоты (облавная охота, загоны). Создаются весьма разнообразные рубила, а также используются сколотые с ядрища и обработанные тонкие пластины – скребки. При помощи скребков человек стал изготавливать теплую одежду из шкур зверей. Научился добывать огонь путем сверления. К этой эпохе относятся намеренные захоронения. Часто умершего хоронили в виде спящего: руки согнуты в локте, у лица, ноги полусогнуты. В могилах появляются предметы быта. А это значит, что появились какие-то представления о жизни после смерти.

Поздний (верхний) палеолит – охватывает период от 40 тыс. до 10 тыс. лет до н. э. Это эпоха кроманьонца. Кроманьонцы жили большими группами. Выросла техника обработки камня: каменные пластины пилятся и сверлятся. Широко используются костяные наконечники. Появилась копьеметалка – доска с крючком, на которую клался дротик. Найдено много костяных иголок для шитья одежды. Дома представляют собой полуземлянки с каркасом из веток и даже из костей животных. Нормой стало погребение покойников, которым кладут запас пищи, одежды и орудия труда, что говорило о явных представлениях о загробной жизни. В период позднего палеолита возникают искусство и религия – две важные формы общественной жизни, тесно связанные между собой.

Мезолит , средний каменный век (10-е – 6-е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Периодизация мезолита условна, ибо в разных районах мира процессы развития идут с разной скоростью. Так, на Ближнем Востоке уже с 8 тыс. начитается переход к земледелию и скотоводству, что составляет суть нового этапа –неолита.

Неолит, новокаменный век (6–2 тыс. до н. э.). Происходит переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. В 4–3 тысячелетиях в ряде районов мира возникают первые цивилизации.

7. культура переода неолита

Неолит - эпоха появления земледелия и скотоводства. Неолитические памятники широко распространены на российском Дальнем Востоке. Они относятся к периоду 8000-4000 лет назад. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако, их производство доводится до совершенства. Для неолита характерен большой набор каменных орудий. Была широко распространена керамика (посуда из обожжённой глины). Неолитические обитатели Приморья научились изготавливать шлифованные каменные орудия, украшения и глиняную посуду.

Археологические культуры периода неолита в Приморье - бойсманская и руднинская. Представители этих культур жили в круглогодичных жилищах каркасного типа и эксплуатировали большинство доступных ресурсов окружающей среды: занимались охотой, рыболовством, собирательством. Населения бойсманской культуры, обитало на побережье в маленьких поселках (1-3 жилища), занимались летом рыболовством в море и вылавливали до 18 видов рыб, включая и таких крупных, как белая акула и скат. В тот же период практиковали и собирательство моллюсков (90% составляла устрица). Осенью занимались собирательством растений, зимой и весной охотой на оленей, косуль, кабанов, сивучей, тюленей, дельфинов, а иногда и серых китов.

На суше преобладала, вероятно, индивидуальная охота, а на море – коллективная. Рыболовством занимались мужчины и женщины, однако женщины и дети ловили рыбу на крючок, а мужчины острогой и гарпуном. Охотники-воины имели высокий социальный статус и захоранивались с особыми почестями. На многих поселениях сохранились раковинные кучи.

В результате резкого похолодания климата 5–4.5 тыс. лет назад и резкого падения уровня моря, средненеолитические культурные традиции исчезают и трансформируются в зайсановскую культурную традицию (5 - 3 тыс. лет назад), население которой имело широко специализированную систему жизнеобеспечения, которая на континентальных памятниках уже включала и земледелие. Это позволяло людям обитать как на побережье, так и в глубине континента.

Люди, принадлежавшие к зайсановской культурной традиции заселили более широкий ареал, чем их предшественники. В континентальной части они селились по благоприятным для земледелия средним течениям рек, впадающих в море, а на побережье – во всех потенциально продуктивных и удобных местах, используя все доступные экологические ниши. Представители зайсановской культуры безусловно достигли большего адаптивного успеха, чем их предшественники. Число их поселений значительно возрастает, они имеют гораздо большую площадь и количество жилищ, размеры которых также стали крупнее.

Зачатки земледелия в неолите зафиксированы и в Приморье, и в Приамурье, но наиболее полно процесс развития хозяйства неолитических культур исследован в бассейне Среднего Амура.

Древнейшая местная культура, названная новопетровской, относится к раннему неолиту и датируется V-IV тысячелетиями до н. э. Аналогичные изменения произошли и в хозяйстве населения Приморья.

Возникновение земледелия на Дальнем Востоке обусловило появление хозяйственной специализации между земледельцами Приморья и Среднего Приамурья и их соседями на Нижнем Амуре (и других северных территориях), оставшимися на уровне традиционного присваивающего хозяйства.

Последний период каменного века - неолит - характеризуется ком­плексом признаков, ни один из которых не является обязательным. В це­лом тенденции, сложившиеся в мезолите, продолжают развиваться.

Неолит характеризуется усовершенствованием техники изготовления каменных орудий, особенно их окончательной отделки - шлифовки, по­лирования. Освоена техника сверления и пиления камня. Неолитические украшения из цветного камня (особенно широко распространённые брас-леты), выпиленные из каменного диска, а затем отшлифованные и поли­рованные, имеют безупречно правильную форму.

Для лесных территорий характерны шлифованные орудия обработки дерева - топоры, долота, тесла. Наряду с кремнем начинают использо­ваться нефрит, жадеит, сердолик, яшма, сланцевый камень и другие мине­ралы. Вместе с тем, кремень продолжает преобладать, добыча его расши­ряется, появляются первые подземные выработки (шахты, штольни). Ору­дия на пластинах, вкладышевая микролитическая техника сохраняются, особенно многочисленны находки таких орудий в земледельческих райо­нах. Там обычны вкладышевые жатвенные ножи и серпы, а из макроли­тов - топоры, каменные мотыги и орудия обработки зерна: зернотёрки, ступы, песты. В районах преобладания охоты и^рыболовства - большое разнообразие орудий лова: гарпуны, использовавшиеся для добычи рыбы и наземных животных, наконечники стрел разных форм, крючки для пере­мётов, простые и составные, (в Сибири они использовались и для ловли птицы), разного рода ловушки для среднего и мелкого зверя. Часто ло­вушки делались на основе лука. В Сибири лук был усовершенствован на­кладками из кости - это делало его более упругим и дальнобойным. В рыбной ловле широко использовались сети, перемёты, каменные блёс­ны разных форм и размеров. В неолите обработка камня, кости, дерева, а затем и керамических предметов достигли такого совершенства, что по­явилась возможность эстетически подчеркнуть это умение мастера, укра­сив вещь орнаментом или придав ей особую форму. Эстетическая ценность вещи как бы усиливает ее утилитарную ценность (так, австралийские або­ригены считают, что не украшенный орнаментом бумеранг убивает хуже, чем украшенный). Эти две тенденции - усовершенствования функции вещи и ее украшения - приводят к расцвету в неолите прикладного искусства.

В неолите широко распространены керамические изделия (хотя в ряде племён они не были известны). Они представлены зооморфными и антро­поморфными фигурками и посудой. Ранние керамические сосуды выпол­нялись на основе, сплетённой из прутьев. После обжига оставался отпеча­ток плетения. Позже стали применять жгутовую и налепную технику: на­ложения жгута глины диаметром 3-4 см на форму по спирали. Чтобы глина при высыхании не трескалась, в неё добавляли отощители - рубленную солому, толчёные раковины, песок. Более древние сосуды имели округлое или острое дно - это указывает на то, что их ставили на открытый огонь. Посуда оседлых племён имеет плоское дно приспособленное к столу и поду печи. Керамическая посуда украшалась росписью или рельефным орна­ментом, которые становились всё богаче с развитием ремесла, но сохраня­ли основные традиционные элементы и приёмы украшения. Благодаря это­му, именно керамика стала использоваться для выделения территориаль­ных культур и для периодизации неолита. Наиболее распространённые приёмы украшения - это нарезной (по мокрой глине) орнамент, налеп-ные украшения, пальцевые или ногтевые защипы, ямчатый узор, гребен­чатый (с использованием штампа в форме гребёнки), рисунок нанесённый штампом "отступающая лопатка" - и другие.

Поражает изобретательность неолитического человека.

плавляемого на костре в глиняной плошке. Это единственный материал, который плавится при такой низкой температуре и при этом пригоден для получения глазури. Керамическая посуда часто делалась так искусно, что толщина стенки по отношения к величине сосуда составляла то же отно­шение, что толщина скорлупы яйца к его объему. К.Леви-Строс считает, что изобретательство первобытного человека принципиально другое, чем у современного человека. Он называет его термином "бриколаж" - бук­вальный перевод - "игра отскоком". Если современный инженер ставит и решает задачу, отбрасывая все постороннее, то бриколер собирает и ус­ваивает всю информацию, он должен быть готов к любой ситуации, и его решение бывает, как правило, связано со случайной целью.

В позднем неолите было изобретено прядение и ткачество. Использо­валось волокно дикой крапивы, льна, лыка деревьев. О том, что люди ос­воили прядение свидетельствуют пряслица - каменные или керамические насадки, утяжеляющие веретено и способствующие более плавному его вращению. Ткань получали путём плетения, без станка.

Организация населения в неолите родовая и, пока сохраняется мотыж­ное земледелие, главой рода является женщина - матриархат. С началом пашенного земледелия, а оно связано с появлением упряжного скота и усо­вершенствованных орудий обработки почвы, установится патриархат. Внутри рода люди живут семьями, либо в общинных родовых домах, либо в отдельных домах, но тогда роду принадлежит целый посёлок.

В хозяйстве неолита представлены как производящие технологии, так и присваивающие формы. Территории производящего хозяйства расши­ряются по сравнению с мезолитом, но на большей части ойкумены либо сохраняется присваивающее хозяйство, либо оно имеет комплексный ха­рактер, - присваивающий, с элементами производящего. В такие комп­лексы обычно входило животноводство. Кочевое земледелие, использо­вавшее примитивные бороздовые пахотные орудия и не знавшее ороше­ния, могло развиваться только на территориях с мягкой почвой и естественным увлажнением - в поймах рек и на предгорных и межгорных равнинах. Такие условия сложились в 8-7 тысячелетиях до н. э. на трёх территориях, ставших самыми ранними центрами земледельческих куль­тур: иордано-палестинский, малоазиатский и месопотамский. С этих тер­риторий земледелие распространилось по югу Европы, в Закавказье и Тур­кмению (поселение Джейтун близ Ашгабада - считается границей земле­дельческой ойкумены). Первые автохтонные очаги земледелия в Северной и Восточной части Азии сформировались только к третьему тысячелетию до н. э. в бассейне среднего и нижнего Амура. В Западной Европе в 6-5 тысячелетиях сложилось три главных неолитических культуры: дунай­ская, нордическая и западно-европейская. Основные сельскохозяйствен­ные культуры, возделывавшиеся в переднеазиатском и среднеазиатском очагах - это пшеница, ячмень, чечевица, горох, на Дальнем Востоке - просо. В Западной Европе - к ячменю и пшенице добавлялись овёс, рожь, просо. К третьему тысячелетию до н. э. в Швейцарии уже были известны морковь, тмин, мак, лён, яблоки, в Греции и Македонии - яблоки, инжир, груши, виноград. Благодаря разнообразию специализаций хозяйства и большой потребности в камне для орудий в неолите начинается интенсив­ный межплеменной обмен.

Количество населения в неолите резко увеличилось, для Европы за предшествующие 8 тыс. лет - почти в 100 раз; плотность населения вы­росла от 0,04 человека до 1 человека на квадратный километр. Но смерт­ность оставалась высокой, особенно детская. Считают, что не более 40-45 % людей переживали тринадцатилетний возраст. В неолите начинает устанавливаться прочная оседлость, прежде всего, на основе земледелия. В лесных районах востока и севера Евразии - по побережьям крупных рек, озёр, моря, в местах благоприятных для промысла рыбы и зверя осед­лость формируется на базе рыболовства и охоты.

Неолитические постройки разнообразны, в зависимости от климата и местных условий в качестве строительного материала использовались ка­мень, дерево, глина. В земледельческих зонах дома строились из плетня, обмазанного глиной или сырцового кирпича, иногда на каменном фунда­менте. Форма их округлая, овальная, подпрямоугольная, одна или несколь­ко комнат, есть дворик огороженный глинобитным забором. Нередко сте­ны украшались росписью. В позднем неолите появляются обширные, по-видимому, культовые дома. Застраивались площади от 2 до 12 и более 20 гектаров, такие посёлки иногда объединялись в город, например Чатал-Хююк (7-6 тысячелетие до н. э., Турция) состоял из двадцати посёлков, центральный из которых занимал 13 га. Застройка была стихийной, ули­цы шириной порядка 2 м. Непрочные постройки легко разрушались, об­разуя телли - широкие холмы. Город продолжал строиться на этом хол­ме на протяжении тысячелетий, что указывает на высокий уровень сельс­кого хозяйства, обеспечивавшего такую длительную оседлость.

В Европе от Голландии до Дуная строили общинные дома со многими очагами и дома однокомнатной структуры площадью 9,5 х 5 м. В Швей­царии и Южной Германии были обычны постройки на сваях и встречают­ся дома из камней. Дома полуземляночного типа, широко распространён­ные в прежние эпохи, также встречаются, особенно на севере и в лесной зоне, но, как правило, они дополняются бревенчатым срубом.

Захоронения в неолите как одиночные, так и групповые, чаще в скор­ченном положении на боку, под полом дома, между домами или на клад­бище, вынесенном за пределы посёлка. В погребальном инвентаре обыч­ны украшения и оружие. Для Сибири характерно присутствие оружия не только в мужских, но и в женских захоронениях.

Г.В.Чайлд предложил термин "неолитическая революция", имея в виду глубокие социальные сдвиги (кризис присваивающего хозяйства и пере­ход к производящему, увеличение численности населения и накопление рационального опыта) и становление принципиально важных отраслей хозяйства - земледелия, гончарства, ткачества. На самом деле эти изме­нения произошли не внезапно, а на протяжении всего времени от начала мезолита до эпохи палеометалла и в разные периоды на разных террито­риях. Поэтому периодизация неолита существенно различается в разных

природных зонах.

Приведем в качестве примера периодизацию неолита для наиболее хорошо изученных территорий Греции и Кипра (по А.Л.Монгайту, 1973). Ранний неолит Греции представлен каменными орудиями (из которых спе­цифичны крупные пластины и скребки), костяными, часто полированны­ми (крючки, лопатки), керамикой - женские фигурки и посуда. Ранние женские изображения реалистичны, поздние - стилизованы. Сосуды мо­нохромные (темно-серые, коричневые или красные), на круглых - коль­цевые налепы вокруг дна. Жилища полуземляночные, четырехугольные, на деревянных столбах или со стенами из плетня, обмазанного глиной. Погребения индивидуальные, в простых ямах, в согнутом положении на боку.

Средний неолит Греции (по раскопкам в Пелопоннесе, Аттике, Эвбее, Фессалии и других местах) характеризуется жилищами из сырцового кир­пича на каменном фундаменте из одной - трех комнат. Характерны пост­ройки типа мегарон: квадратное внутреннее помещение с очагом посреди­не, выступающие концы двух стен образуют входной портик, отделенный от пространства двора столбами. В Фессалии (стоянка Сескло) были неук­репленные земледельческие поселки, образующие телли. Керамика тонкая, обожженная, с глазурью, много шаровидных сосудов. Встречается кера­мическая посуда: полированая серая, черная, трехцветная и матовая рас­писная. Много изящных глиняных фигурок.

Для позднего неолита Греции (4-3 тысячелетия до н. э.) характерно появление укрепленных поселков (поселок Демини в Фессалии) с "жили­щем вождя" в центре акрополя размером 6.5 х 5.5 м. (самым большим в поселке).

В неолите Кипра видны черты влияния культур Ближнего Востока. Ранний период датируется 5800-4500 гг. до н. э. Характеризуется округло-яйцевидной формой глинобитных домов диаметром до 10м., образующих поселки (типичный поселок - Хирокития). Жители занимались земледе­лием и держали свиней, овец, коз. Хоронили под полом в домах, на голову умершего клали камень. Орудия, типичные для неолита: серпы, зернотер­ки, топоры, мотыги, стрелы, наряду с ними ножи и чаши из обсидиана и стилизованные фигурки людей и животных из андезита. Керамика самых примитивных форм (к концу 4 тысячелетия появляется керамика с гребен­чатым орнаментом). Люди раннего неолита на Кипре искусственно изме­няли форму черепа.

Во втором периоде от 3500 до 3150 лет до н. э. наряду с округлыми постройками появляются четырехугольные со скругленными углами. Ке­рамика с гребенчатым орнаментом становится обычной. Кладбища выно­сятся за пределы поселка. Период от 3000 до 2300 лет до н. э. на юге Кипра относится к энеолиту, медно-каменному веку, периоду, переходному к эпохе бронзы: наряду с преобладающими каменными орудиями появляются пер­вые медные изделия - украшения, иглы, булавки, сверла, маленькие ножи, долота. Медь была найдена в Малой Азии в 8-7 тысячелетии до н. э. На­ходки медных изделий на Кипре, по-видимому, результат обмена. С появ­лением металлических орудий, они все более вытесняют менее эффектив­ные каменные, зоны производящего хозяйства расширяются, начинается социальная дифференциация населения. Наиболее характерная для этого периода керамика - бело-красная с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом.

Последующие историко-культурные периоды характеризуются разло­жением родового строя, формированием раннего классового общества и древнейших государств, что составляет предмет изучения письменной ис­тории.

8. Искусство древнейшего населения ДВ

9 Язык, наука, образование в государстве БОХАЙ

Образование, наука и литература . В столице Бохайского государства Сангёне (современный Дунцзинчэн, КНР) были созданы учебные заведения, в которых преподавались математика, основы конфуцианства и китайская классическая литература. Многие отпрыски аристократических семей продолжали своё образование в Китае; это свидетельствует о широком распространении конфуцианской системы и китайской литературы. Обучение бохайских студентов в Танской империи способствовало закреплению буддизма и конфуцианства в бохайской среде. Получившие образование в Китае бохайцы делали на родине блестящую карьеру: на государственной службе прославились Ко Вонго* и О Кванчхан*, проведшие в танском Китае много лет.

В КНР найдены усыпальницы двух бохайских принцесс – Чон Хё* и Чон Хе (737 – 777 гг.), на могильных плитах которых высечены стихи на древнекитайском языке; они являются не только литературным памятником, но и блестящим образцом каллиграфического искусства. Известны имена нескольких бохайских литераторов, творивших на китайском языке, это Янтхэса*, Ванхёрём (? – 815 гг.), Инчон*, Чонсо*, некоторые из них побывали в Японии. Произведения Янтхэса «Млечный путь так чист », «Ночной звук отбивания белья » и «На инеем покрытом небе светится луна » отличает безупречный литературный стиль, и они высоко ценятся в современной Японии.

О достаточно высоком уровне развития бохайской науки, прежде всего астрономии и механики, свидетельствует тот факт, что в 859 г. ученый из Бохай О Хёсин* посетил Японию и подарил одному из правителей астрономический календарь «Сонмённок » / «Свод небесных светил», научив местных коллег методике пользоваться им. Данный календарь применялся в Японии до конца XVII в.

Культурное и этническое родство обеспечило прочные связи Бохай с Объединенным Силла, но бохайцы имели активные контакты также и с Японией. С начала VIII и по X в. в Японии побывало 35 бохайских посольств: первое было направлено на острова в 727 г., а последнее относится к 919 г. Бохайские послы везли с собой меха, лекарства, ткани, а увозили на материк ремесленные изделия и ткани японских мастеров. Достоверно известно о 14 японских посольствах в Бохай. По мере ухудшения японо-силланских связей островное государство стало направлять свои посольства в Китай через бохайскую территорию. Японские историки пришли к выводу о существовании тесных связей между Бохай и т. н. «охотской культурой» на восточном побережье о-ва Хоккайдо.

С начала VIII в. в Бохай широко распространяется буддизм, идёт оживленное строительство храмов и монастырей, фундаменты некоторых сооружений сохранились до нашего времени на территории Северо-Восточного Китая и Приморского края. Государство приблизило к себе буддийское духовенство, социальный статус священнослужителей неуклонно повышался не только в духовной сфере, но и среди господствующего класса. Некоторые из них становились важными государственными чиновниками, так, буддийские монахи Инчон и Чонсо, прославившиеся как талантливые поэты, направлялись в своё время в Японию с важными дипломатическими миссиями.

В российском Приморье активно изучаются городища и остатки буддийских храмов, относящихся к бохайскому периоду. В них найдены бронзовые и железные наконечники стрел и копий, костяные орнаментированные предметы, буддийские статуэтки и многие другие вещественные свидетельства высокоразвитой культуры Бохай.

Для составления официальных документов бохайцы, как это было принято во многих странах Восточной Азии того времени, пользовались китайской иероглифической письменностью. Была у них в употреблении и древнетюркская руническая, то есть буквенная, письменность.

10 Религиозные представление бохайцев

Наиболее распространенным видом религиозного мировоззрения у бохайцев был шаманизм. Среди бохайской знати и чиновничества получает распространение буддизм. В Приморье уже выявлены остатки пяти буддийских кумирен бохайского времени - на Краскинском городище в Хасанском районе, а также Копытинская, Абрикосовская, Борисовская и Корсаковская в Уссурийском районе. В процессе раскопок этих кумирен обнаружено немало целых или фрагментированных статуэток Будды и бодисатв из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины. Там же найдены и другие предметы буддийского культа.

11. Материальная культура чжурчженей

Чжурчжени-удигэ, составлявшие основу империи Цзинь, вели оседлый образ жизни, что нашло отражение в характере жилищ, которые представляли собой наземные деревянные сооружения каркасно-столбового типа с канами для обогрева. Каны сооружались в виде продольных вдоль стен (одного-трех каналов) дымоходов, которые сверху закрывались галечником, плитняком и тщательно обмазывались глиной.

Внутри жилища почти всегда имеется каменная ступа с деревянным пестом. Редко, но встречаются деревянная ступа и деревянный пест. Известны в некоторых жилищах плавильные горны, каменные подпятники гончарного стола.

Жилой дом вместе с рядом хозяйственных построек составлял усадьбу одной семьи. Здесь сооружали летние свайные амбары, в которых летом нередко жила семья.

В XII - начале XIII вв. у чжурчженей было многоотраслевое хозяйство: земледелие, скотоводство, охота* рыбная ловля.

Земледелие было обеспечено плодородными землями и разнообразными орудиями труда. В письменных источниках упоминаются арбуз, лук, рис, конопля, ячмень, просо, пшеница, бобы, порей, тыква, чеснок. Значит, широко известно было полеводство и огородничество. Повсеместно выращивались лен и конопля. Из льна изготавливали полотно для одежды, из крапивы - мешковину для разных технологических производств (черепицы в частности). Масштабы ткацких производств были велики, а значит и земляные площади для технических культур отводились в больших размерах (История Дальнего Востока СССР, с. 270- 275).

Но основой земледелия было производство зерновых культур: мягкой пшеницы, ячменя, чумизы, гаоляна, гречихи, гороха, сои, фасоли, вигны, риса. Обработка земли пашенная. Пахотные орудия - рала и плуги - тягловые. Но вспашка земли требовала более тщательной обработки, что производилось мотыгами, лопатами, пешнями, вилами. Для уборки зерновых использовали многообразные железные серпы. Интересны находки ножей соломорезок, что свидетельствует о высоком уровне заготовок кормов, то есть использовалась не только трава (сено), но и солома. Зерноводческое хозяйство чЖурчженей богато орудиями для обрушивания, толчения и помола злаковых: деревянные и каменные ступы, ножные крупорушки; в письменных документах упоминаются водяные крупорушки; а наряду с ними - ножные. Многочисленны ручные мельницы, а на Шайгинском городище найдена мельница, приводимая в работе тягловым скотом.

Животноводство было также важной отраслью хозяйства чжурчженей. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и собак. Рогатый скот чжурчженей хорошо известен многими достоинствами: крепость, продуктивность (и мясная, и молочная).

Коневодство составляло, пожалуй, важнейшую отрасль животноводства. Чжурчжени разводили три породы лошадей: мелкие, средние и очень мелкие по высоте, но все очень приспособленные к передвижению по горной тайге. Об уровне коневодства свидетельствует развитое производство конской упряжи. В целом можно заключить, что в эпоху империи Цзинь в Приморье сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев с развитыми земледелием и животноводством, для того времени высокопроизводительным, соответствующим классическим типам феодальных обществ аграрного типа.

Чжурчженская экономика существенно дополнялась высоко развитым ремесленным производством, в котором ведущее место занимали железоделательное (горная добыча руды и выплавка железа), кузнечное, плотничье и гончарное, где основным было производство черепицы. Ремесленное дело дополнялось ювелирным, оружейным, кожевенным и многими другими видами занятий. Особого высокого уровня развития достигло оружейное дело: производство луков со стрелами, копий, кинжалов, мечей, а также ряда защитных видов оружия

12. Духовная культура чжурчженей

Духовная жизнь, мировоззрение чжурчженей-удигэ представляли органичную слитную систему религиозных представлений архаичного общества и ряда новых буддийских компонентов. Такое сочетание архаики и нового в мировоззрении свойственно обществам слагающейся классовой структуры и государственности. Новая религия, буддизм, исповедывалась по преимуществу новой аристократией: государственной и военной

верхушкой.

Традиционные верования чжурчженей-удигэ включали в свой комплекс многие элементы: анимизм, магию, тотемизм; постепенно усиливаются антропоморфизированные культы предков. Многие из этих элементов слиты были в шаманизме. Антропоморфные фигурки, выражающие идеи культа предков, генетически связаны с каменными изваяниями евразийских степей, а также с культом духов-покровителей и культом огня. Культ огня имел широкое

распространение. Он иногда сопровождался и человеческими жертвоприношениями. Разумеется, жертвоприношения другого типа (животных, пшеницы и других продуктов) были широко известны. Одним из важнейших элементов культа огня было солнце, нашедшее выражение в ряде археологических памятников.

Исследователи неоднократно подчеркивали существенное воздействие на культуру чжурчженей Приамурья и Приморья культуры тюрков. Причем иногда речь идет не только о внедрении в среду чжурчженей каких-то элементов духовной жизци тюрков, но о глубинных этногенетических корнях подобных связей. Это позволяет видеть в культуре чжурчженей восточный регион единого и очень могучего мира кочевников степей, своеобразно оформившегося в условиях приморского и приамурского леса.

13. Письменность и образование чжурчженей

Письменность --- Чжурчжэньское письмо́ (чжур.: Jurchen script in Jurchen script.JPG dʒu ʃə bitxə) - письменность, использовавшаяся для записи чжурчжэньского языка в XII-XIII веках. Оно было создано Ваньянь Сиинем на основе киданьского письма, которое, в свою очередь, образовано от китайского, дешифровано частично. Входит в китайскую семью письменностей

В чжурчжэньской письменности было около 720 знаков, среди которых есть логограммы (обозначают только значение, не имея отношения к звучанию) и фонограммы. В чжурчжэньском письме также имеется система ключей, аналогичная китайской; знаки сортировали по ключам и и количеству черт.

Сначала чжурчжэни использовали киданьское письмо, но в 1119 г. Ваньянь Сиинь создал чжурчжэньскую письменность, которая позднее получила название «большое письмо», так как включало около трёх тысяч знаков. В 1138 г. было создано «малое письмо», обходившееся несколькими сотнями знаков. К концу XII в. малое письмо вытеснило большое. Чжурчжэньское письмо является нерасшифрованным, хотя учёным известно около 700 знаков из обоих писем.

Создание чжурчжэньской письменности – важное событие в жизни и культуре. Оно продемонстрировало зрелость чжурчжэньской культуры, позволило превратить чжурчжэньский язык в государственный язык империи, создать оригинальную литературу и систему образов. Чжурчжэньская письменность сохранилась плохо, в основном это различные каменные стелы, печатные и рукописные работы. Рукописных книг сохранилось очень мало, но в печатных книгах имеется немало ссылок на них. Активно использовался чжурчжэнями и китайский язык, произведений на котором сохранилось не мало.

Имеющийся материал позволяет говорить о самобытности этого языка. В XII-XIII веках язык достиг довольно высокого развития. После разгрома Золотой империи язык пришёл в упадок, но не исчез. Некоторые слова были заимствованы другими народами, в том числе монголами, через которых попали в русский язык. Это такие слова как «шаман», «узда», «удила», «ура». Чжурчжэньский боевой клич «ура!» означает зад. Как только противник разворачивался и начинал бежать с поля боя, передние воины кричали «ура!», давая остальным понять, что враг обернулся задом и его надо преследовать.

Образование ---В начале существования Золотой империи просвещение ещё не приобрело государственного значения. В ходе войны с киданями чжурчжэни пользовались любыми способами, чтобы заполучить киданьских и китайских учителей. Известный китайский просветитель Хун Хао, проведя в плену 19 лет, был воспитателем и учителем в знатной чжурчжэньской семье в Пятиградье. Потребность в грамотных чиновниках заставило правительство заниматься вопросами образования. На чиновничьих экзаменах сдавалась поэзия. К экзаменам допускались все желающие мужчины (даже сыновья рабов), кроме рабов, императорских ремесленников, актёров и музыкантов. Для увеличения числа чжурчжэней в администрациях, чжурчжэни сдавали менее сложный экзамен, чем китайцы.

В 1151 г. был открыт Государственный университет. Здесь работали два профессора, два преподавателя и четыре ассистента, позднее университет укрупнился. Высшие учебные заведения стали создаваться отдельно для китайцев и чжурчжэней. В 1164 г. начали создавать Государственный институт для чжурчжэней, расчитаный на три тысячи студентов. Уже в 1169 г. было выпущено первых сто студентов. К 1173 г. институт начал работать на полную мощность. В 1166 г. был открыт институт для китайцев, в котором обучалось 400 студентов. Обучение в университете и институтах носило гуманитарный уклон. Основное внимание уделялось изучению истории, философии и литературы.

Во время правления Улу в областных городах стали открываться училища, с 1173 г. – чжурчжэньские, всего 16, а с 1176 г. – китайские. В училище принимали после сдачи экзаменов по рекомендациям. Учащиеся жили на полном обеспечении. В каждом училище обучалось, в среднем, 120 человек. Имелось такое училище и в Сюйпине. Небольшие училища открывались в центрах округов, в них обучалось 20-30 человек.

Кроме высшего (университет, институт) и среднего (училища) существовало начальное образование, о котором известно мало. Во время правления Улу и Мадагэ развивались городские и сельские школы.

Большое количество учебников печатал университет. Известно даже пособие, служившее шпаргалками.

Система набора учеников была ступенчатой и сословной. На определённое количество мест сначала набирались знатные дети, затем менее знатные и т.д., если оставались места, могли набрать детей простолюдинов.

С 60-х годов XII в. образование становится важнейшей заботой государства. Когда в 1216 г., во время войны с монголами, чиновники предложили снять студентов с довольствия, император жёстко отверг эту идею. После войн в первую очередь восстанавливались школы.

Однозначно можно утверждать, что чжурчжэньская знать была грамотной. Надписи на керамической посуде позволяют говорить, что грамотность была распространена и среди простого народа.

22. Религиозные представления ДВ

Основой верований нанайцев, удэгейцев, орочей и отчасти тазов было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами. Религиозные представления тазов отличались от остальных тем, что в них был большой процент влияния буддизма, китайского культа предков и других элементов китайской культуры.

Удэгейцы, нанайцы и орочи представляли землю вначале в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Затем постепенно эти представления сменились на антропоморфный образ. И наконец, символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре нанайцев, удэгейцев и орочей можно отметить и некоторые особенные моменты. Так, удэгейцы считали, что хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи-хозяева отдельных участков местности, а также некоторые животные - тигр, медведь, лось, выдра, косатка. У орочей и нанайцев верховным правителем всех трех миров - подземного, земного и небесного был заимствованный из духовной культуры маньчжуров дух Эндури. Ему подчинялись духи-хозяева моря, огня, рыб и т.д. Духом хозяином тайги и всех зверей, кроме медведей, был мифический тигр Дуся. Наибольшим почитанием и в наше время для всех коренных народов Приморского края является дух-хозяин огня Пудзя, что несомненно связано с древностью и широким распространением этого культа. Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для коренных народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований. Однако, для разных народов края, и даже для разных территориальных групп одного этноса зрительный образ этого духа был совершенно разным по половому, возрастному, антропологическому и зооморфному признакам. Духи играли огромную роль в жизни традиционного общества коренных народов края. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Главным из последних являлся могущественный и вездесущий злой дух Амба.

Общими в своей основе были обряды жизненного цикла коренных народов Приморского края. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Обычно к шаману обращались лишь тогда, когда сам человек уже использовал безуспешно все рациональные и магические способы. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир. Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось все новое. Согласно представлениям нанайцев, удэгейцев и орочей душа человека бессмертна и через некоторое время, она перевоплотившись в противоположный пол, возвращается в родное стойбище и вселяется в новорожденного. Представления тазов несколько отличаются и по ним, человек обладает не двумя-тремя душами, а девяносто девятью, которые поочередно умирают. Вид погребения у коренных народов Приморского края зависел в традиционном обществе от вида смерти человека, его возраста, пола, социального положения. Так, похоронный обряд, и оформление могилы близнецов и шаманов отличалось от погребения обычных людей.

Вообще шаманы играли огромную роль в жизни традиционного общества аборигенов региона. В зависимости от своего мастерства шаманы делились на слабых и сильных. В соответствии с этим они имели различные шаманские костюмы и многочисленные атрибуты: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам. Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов-помощников и духов-покровителей, а также для воспроизводства свой силы и авторитета перед сородичами сильные шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд, который был схож в своей основе у удэгейцев, орочей и нанайцев. Шаман со свитой и со всеми желающими объезжал свои «владения», где заходил в каждое жилище, благодарил добрых духов за помощь и изгонял злых. Обряд нередко приобретал значение народного общественного праздника и заканчивался обильным пиром на котором шаман мог полакомиться только маленькими кусочками из уха, носа, хвоста и печени жертвенной свиньи и петуха.

Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Для того, чтобы еще раз укрепить родственные отношения с таким могущественным существом, а также увеличить количество медведей в промысловых угодьях рода люди и устраивали торжество. Праздник проводился в двух вариантах - пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. Последний вариант у народов Приморья бытовал лишь у орочей и нанайцев. Приглашались многочисленные гости из соседних и дальних стойбищ. На празднике соблюдался ряд половозрастных запретов при еде священного мяса. Определенные части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее после пира захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и, следовательно, продолжения хороших отношений со сверхъестественным родственником. Подобными родственниками считались также тигр и косатка. К этим животным относились по особому, поклонялись им и никогда на них не охотились. После случайного убиения тигра ему устраивали похоронный обряд наподобие человеческого и затем охотники приходили к месту погребения и просили удачи.

Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи, чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копье или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром. Нанайские, удэгейские и орочские охотники сооружали для подобных ритуальных целей небольшие сооружения, а также приносили угощения для духов под особо выбранное дерево или на горный перевал. Тазы использовали для этой цели кумирни китайского типа. Однако влияние соседней китайской культуры испытывали на себе также нанайцы, и удэгейцы.

23. Мифология коренных малочисленных народов ДВ

Общее миросозерцание первобытных народов, их представление о мире выражается в различных обрядах, суевериях, формах культа и т.д., но главным образом в мифах. Мифология является главным источником познания внутреннего мира, психологии первобытного человека, его религиозных воззрений.

Примитивные люди в познании мира ставят себе определенный пределы. Все, что первобытный человек знает, он считает основанным на фактах действительных. Все «примитивные» люди по природе своей анимисты, по их представлению все в природе имеет душу: и человек, и камень. Именно поэтому управителями судеб человеческих и законов природы у них являются духи.

Наиболее древними ученые считают мифы о живот­ных, о небесных явлениях и светилах (солнце, луне, звез­дах), о потопе, мифы о происхождении вселенной (космо­гонические) и человека (антропогонические).

Животные - действующие лица почти всех перво­бытных мифов, в которых они говорят, мыслят, общаются друг с другом и с людьми, совершают поступки. Они вы­ступают то предками человека, то творцами земли, гор, рек.

По представлениям древних жителей Дальнего Вос­тока, Земля в стародавние времена имела не такой вид, как теперь: она сплошь была покрыта водой. До наших дней дошли мифы, в которых синица, утка или гагара достают кусочек земли со дна океана. Землю кладут на воду, она разрастается, и на ней поселяются люди.

Мифы народов Приамурья рассказывают об уча­стии в сотворении мира лебедя и орла.

Могущественным существом, преобразующим облик Земли, в дальневосточной мифологии выступает мамонт. Его представляли очень крупным (как пять-шесть ло­сей) животным, вызывающим страх, удивление и почте­ние. Иногда в мифах мамонт действует совместно с ги­гантским змеем. Мамонт достает со дна океана столько

земли, чтобы ее хватило на всех людей. Змей помогает ему ровнять землю. По извивающимся следам его длин­ного тела потекли реки, а там, где земля осталась нетро­нутой,- образовались горы, где нога ступала или лежало тело мамонта - остались глубокие впадины. Так древ­ние люди пытались объяснить особенности земного рельефа. Считалось, что мамонт боится солнечных лучей, поэтому живет под землей, а иногда на дне рек и озер. С ним связывали обвалы берегов в половодье, треск льда при ледоходе, даже землетрясения. Один из самых распространенных образов в дальнево­сточной мифологии - образ лося (оленя). Это и понятно. Лось - самое крупное и сильное животное тайги. Охота на него служила одним из основных источников суще­ствования древних охотничьих племен. Грозен и могуч этот зверь, второй (после медведя) хозяин тайги. По пред­ставлениям древних, сама Вселенная была живым суще­ством и отождествлялась с образами животных.

У эвенков, например, сохранился миф о космическом лосе, живущем на небе. Выбегая из небесной тайги, лось видит солнце, цепляет его на рога и уносит в чащу. На земле у людей наступает вечная ночь. Они напуганы, не знают, что делать. Но один смелый богатырь, надев кры­латые лыжи, пускается по следу зверя, настигает его и поражает стрелой. Богатырь возвращает людям солнце, но сам остается на небе хранителем светила. С тех пор будто бы и идет на земле смена дня и ночи. Каждый вечер лось уносит солнце, а охотник настигает его и воз­вращает людям день. С образом лося связывается со­звездие Большой Медведицы, а Млечный Путь считается следом крылатых лыж охотника. Связь образа лося с солнцем – одно из древнейших представлений жителей Дальнего Востока о космосе. Свидетельство тому – наскальные изображения Сикочи-Аляна.

Жители дальневосточной тайги возводили в ранг создательницы всего живого рогатую мать-лосиху (олениху). Находясь под землей, у корней мирового дерева, она рождает зверей и людей. Жителям прибрежных районов всеобщая прародительница виделась матерью-моржихой, одновременно и зверем и женщиной.

Древний человек не отделял себя от окружающего мира. Растения, животные, птицы были для него такими же существами, как и он сам. Не случайно, поэтому первобытные люди считали их своими предками и родичами.

В жизни и быте аборигенов большое место занимало народное декоративное искусство. В нем отразилось не только самобытное эстетическое мировоззрение народов, но и социальный быт, уровень развития хозяйства и межэтнические, межплеменные связи. Традиционное декоративное искусство народностей имеет глубокие корни на земле их предков.

Яркое свидетельство тому – памятник древнейшей культуры – петроглифы (рисунки-писанины) на скалах Сикачи-Аляна. Искусство тунгусов-маньчжу­ров и нивхов отображало окружающую среду, устремления, творческую фантазию охотников, рыболовов, собирателей трав и кореньев. Самобытное искусство народностей Амура и Сахалина всегда восхищало тех, кто впервые с ним соприкасался. Русского ученого Л. И. Шренка очень поразило умение нивхов (гиляков) изготовлять поделки из разных металлов, украшать свое оружие фигурами из красной меди, латуни, серебра.

Большое место в искусстве тунгусо-маньчжуров, нивхов занимала культовая скульптура, материалом для которой служили дерево, железо, серебро, трава, солома в сочетании с бисером, бусами, лентами, мехом. Исследователи отмечают, что только народности Амура и Сахалина умели делать удивительно красивые аппликации по рыбьей коже, расписывать бересту, дерево. В искусстве чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов нашла свое отражение жизнь охотника, морского зверобоя, тундрового оленевода. В течение многих веков они достигли совершенства в резьбе по моржовой кости, резьбе на костяных пластинках с изображением жилищ, лодок, животных, сценок охоты на морского зверя. Знаменитый русский исследователь Камчатки академик С. П. Крашенинников, восторгаясь мастерством древних народов, писал: «Из всей работы сих других народов, которую они каменными ножами и топорами весьма чисто делают, ничто мне так не было удивительно, как цепь из моржовой кости … Она состояла из колец, гладкостью подобных точеным, и из одного зуба была сделана; верхние кольца были у ней больше, нижние меньше, а длиною она была немного меньше полуаршинна. Я могу смело сказать, что по чистоте работы и по искусству никто б не почел иную за труды дикого чукчи и за деланную каменным инструментом».

История человеческой жизни на планете началась, когда человек взял в руки орудие и применил свой разум для выживания. За время существования человечество прошло несколько крупных этапов развития своего общественного строя. Каждая эпоха характеризуется своим образом жизни, артефактами и орудиями труда.

История каменного века - самая долгая и древняя из известных нам страниц человечества, которая характеризуется кардинальными изменениями в мировоззрении и образе жизни людей.

Особенности каменного века:

  • человечество расселилось по всей планете;
  • все орудия труда создавались людьми из того, что предоставлял окружающий мир: дерева, камней, различных частей убитых животных (кости, шкура);
  • формирование первых социальных и экономических укладов общества;
  • начало одомашнивания животных.

Историческая хронология каменного века

Человеку в мире, где айфон устаревает за месяц, тяжело понять, как люди столетиями и тысячелетиями использовали одни примитивные орудия труда. Каменный век - самая длительная из известных нам эпох. Ее начало относят к возникновению первых людей около 3 млн. лет назад и длится она до изобретения людьми способов использовать металлы.

Рис. 1 - Хронология каменного века

Археологи разделяют историю каменного века на несколько основных этапов, которые стоит рассмотреть подробнее. Важно отметить, что даты каждого периода весьма примерны и спорны, потому могут разниться в разных источниках.

Палеолит

В этот период люди проживали вместе в небольших племенах и использовали каменные орудия. Источником пищи для них служило собирательство растений и охота на диких животных. Под конец Палеолита появились первые религиозные верования в силы природы (язычество). Также конец этого периода характеризуется появлением первых произведений искусства (танцы, песни и рисование). Скорее всего, первобытное искусство проистекало из религиозных обрядов.

Большое влияние на человечество того времени оказал климат, который характеризовался сменами температур: от ледникового периода к потеплению и наоборот. Неустойчивый климат успел поменяться несколько раз.

Мезолит

Начало того периода связывают с окончательным отступлением ледникового периода, что привело к адаптации к новым жизненным условиям. Сильно усовершенствовалось используемое оружие: от массивных инструментов к миниатюрным микролитам, которые облегчили повседневность. Сюда же относят приручение человеком собаки.

Неолит

Новый каменный век стал большим шагом в развитии человечества. За это время люди научились не только добывать, но и выращивать пищу, используя при этом усовершенствованные орудия для обработки земли, сбора урожая и разрезания мяса.

Впервые люди стали объединяться в крупные группы для создания значительных каменных построек, например, таких как Стоунхедж. Это свидетельствует о достаточном количестве ресурсов и способности договариваться. В пользу последнего свидетельствует и появление торговли между разными поселениями.

Каменный век - долгий и примитивный период существования человечества. Но именно этот период стал колыбелью, в котором человек научился мыслить и создавать.

Более подробно история каменного века рассмотрена в курсах лекций , приведенных ниже.

Каменный век — это самый древний период в развитии человечества. Догадываетесь, из чего изготовлялись основные орудия труда и оружие в это время? Сомнений быть не может — из камня. Однако древние люди не забывали и о древесине и кости, из которых тоже иногда делали орудия труда и оружия.

Из кремня и известняковых сланцев делали режущие инструменты и оружие, из базальта и песчаника изготовлялись рабочие инструменты, к примеру, камни для ручных мельниц. В конце каменного века впервые стали изготовляться предметы из металла, а также распространилось использование глиняной посуды.

Стоит отметить, что каменный век относится к доисторическому периоду человеческого развития. В это время люди еще не умели писать. Точные даты этого периода неопределенные, спорные и зависят от конкретного региона. Предположительно, этот период начался около 3-х миллионов лет назад. Первые гоминиды — семейство приматов, включающее и человека, догадались использовать каменные инструменты, чтобы решать ежедневные бытовые задачи. Судить о том, как жили древние люди , можно было только лишь на основании каменных орудий, которые сохранились и которые были найдены вследствие многочисленных археологических раскопок. Однако существуют и современные методы археологии. Благодаря ним нам становится известно, что оказывается на жизнь и развитие древних людей влияло и сельское хозяйство, и организованные поселения. А каменные орудия были лишь инструментами, по которым сейчас нельзя полностью судить о том, как жили древние люди, а также какие у них были верования и быт.

В каменном веке известно несколько периодов. Давайте рассмотрим каждый из них.

Палеолит

Этот период начался с того момента, когда появился человек и начал использовать каменные орудия труда в своей повседневной жизни. Во времена палеолита люди жили вместе в небольших общинах. Эти общины назывались племенами. Основным занятием древних людей было собирание растений и охота на диких животных. В конце палеолита, во время так называемого Среднего и Верхнего Палеолита люди начали создавать первые произведения искусства. У них появились религиозные и духовные обряды, например, захоронение мертвых и религиозные ритуалы. А какой же был климат во времена палеолита? Он включал ледниковые и межледниковые периоды. В этих периодах климат все время изменялся от теплых до холодных температур.

Нижний палеолит

Этот период начался с конца эпохи плиоцена, в котором предки современного человека стали использовать каменные орудия. Эти инструменты были очень простыми и назывались они колунами. Древние люди освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры. Именно в Олдувайском ущелье в Танзании и были найдены первые каменные инструменты. Люди, которые жили в эту эпоху, питались мясом умерших животных, потому что охота еще не была распространена. А также они собирали дикорастущие растения. Человек на протяжении всей своей истории тоже претерпевал изменения. Вскоре появился более развитый человеческий род, который научился использовать огонь и создавать более сложные инструменты из камня. Люди постепенно стали заселять Азию, а около 1-го миллиона лет назад человек освоил Европу и начал использовать каменные топоры.

Средний Палеолит

Этот период начался примерно 200 тысяч лет назад. В эту эпоху жили неандертальцы. Культура неандертальцев была довольно примитивная. Зато в этот период люди стали активно заселять еще неосвоенные территории, такие как Австралия и Океания. Когда неандертальцы вымерли, их заменили современные люди, которые впервые появились в Эфиопии около 100 тысяч лет назад.

Верхний Палеолит

Где-то 35-10 тысяч лет назад закончился последний ледниковый период, и современные люди расселились по всей Земле. Первые современные люди назывались кроманьонцами. После их появления в Европе начался быстрый рост их культур, самыми известными из которых являются Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская. Северная и Южная Америка были заселены через Берингов перешеек, который существовал в древности. Позже он превратился в Берингов пролив. Одним словом, на планете стало жить очень много охотников-собирателей, которые пользовались различными типами каменных инструментов в зависимости от региона.

Мезолит

Это период между палеолитом и неолитом. Он начался с того момента, как закончился последний ледниковый период и продолжался до повышения уровня мирового океана. В этом периоде появились микролиты — маленькие каменные инструменты. С их помощью охотиться стало значительно легче, кроме того их использовали и для рыбалки. Предположительно, именно в этой эпохе люди приручили собаку и использовали ее как помощника на охоте.

Неолит

Именно в этот период появилось сельское хозяйство и скотоводство, стало развиваться гончарное ремесло и появлялись первые крупные поселения людей. К таким поселениям относятся Чатал-Гуюк и Иерихон. Сельское хозяйство и культура распространились в Средиземноморье, долине Инда, Китае и странах Юго-Восточной Азии. Если появилось сельское хозяйство, то чем же тогда люди обрабатывали почву? Стали появляться каменные инструменты для обработки почвы, при сборе урожая использовались инструменты для жатвы. Начали строиться большие каменные сооружения, например, башни и стены Иерихона или Стоунхендж. Различные поселения стали торговать между собой, люди начали перевозить товары на большие расстояния. На Оркнейских островах, недалеко от Шотландии, было расположено поселение Скара Брай. В нем использовались каменные кровати, полки и даже были помещения для туалетов.

Примерно 2 миллиона лет назад люди стали строить жилища в Восточной Африке из камней и ветвей деревьев. Около 500 тысяч лет назад они начали использовать каменное колесо для того, чтобы возводить свои сооружения.