План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Правописание окончаний и суффиксов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Пособие «Правописание окончаний различных частей речи» предназначено для повышения орфографической грамотности и культуры речи.
Книга состоит из 5 разделов: теоретический блок, в котором представлены основные орфографические правила; практические упражнения - тренировка на уровне слов, предложений, текстов; «Обратная связь» - задания в форме тестов, ключи и небольшой словарь, в котором можно найти «трудные» слова по рассматриваемой орфографической теме.
Издание может быть использовано как учащимися, желающими повысить свою грамотность, так и учителями дтя углубленной работы по орфографии с учениками.

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?
В двух случаях мы можем задать себе этот вопрос, анализируя слова русского языка с точки зрения их состава.

Вопрос 1. Чем является -ть (-ти) в неопределённой форме глагола: суффиксом или окончанием? Одни учёные настаивают на том, что это окончание, другие считают -ть суффиксом.

Те языковеды, которые выделяют эту морфему как флексию (окончание), считают, что при образовании некоторых глагольных форм (прошедшего времени, действительного и страдательного причастий прошедшего времени) при помощи суффиксов эта часть слова отбрасывается, т.е. ведёт себя как стандартное окончание (смотреть - смотрю, смотришь, смотрел, смотрящий, смотря).

Иначе рассуждает другая часть лингвистов. Они считают, что инфинитив - неспрягаемая глагольная форма, следовательно, в ней не может быть окончания. Такой же неспрягаемой глагольной формой является, в частности, деепричастие, в котором окончание никто не пытается выделять. В современной лингвистике в большей степени распространена вторая из приведённых точек зрения: -ть (вариант -ти) - это суффикс.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Теоретические сведения. Основные блоки правил: правописание окончаний различных частей речи
Блок I. Правописание окончаний имён существительных (не после шипящих)
Блок II. Правописание окончаний имён прилагательных, причастий, порядковых числительных
Блок III. Правописание окончаний имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц
Блок IV. Правописание окончаний глаголов
Тренировочные упражнения
Упражнения на основе слов и словосочетаний
Тренировочные упражнения на основе предложений и текстов
Обратная связь: проверь себя
Тест 1. Правописание окончаний имён существительных
Тест 2. Правописание окончаний имён прилагательных, причастий, порядковых числительных
Тест 3. Правописание окончаний существительных и прилагательных после шипящей
Тест 4. Правописание окончаний глаголов
Ключи
Ключи к тренировочным упражнениям на основе слов и словосочетаний
Ключи к тренировочным упражнениям на основе
предложений и текстов
Ключи к тестам
Словарь.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правописание окончаний различных частей речи, 5-9 класс, Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.

1. Правописание суффиксов имён существительных

Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик - в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).

Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек - замочка, ключик - ключика).

Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:

  • в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).

Суффикс -иц- пишется:

  • в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).

Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица - луковичка, рукавица - рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц — (нянечка, лукошечко, Танечка).

Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк- . Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).

Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина - соломинка, рябина - рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня , у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна - блёсен - блесенка, башня - башен - башенка ), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.

2. Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит- . Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения : милостивый, юродивый.

Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов- , без ударения - суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).

Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).

Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий - резок, низкий - низок);
  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец - ненецкий, казак - казацкий, ткач- ткацкий). Исключения: узбек - узбекский, Углич - угличский).

Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега - онежский).

3. Правописание суффиксов глаголов

  1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть - видел, облегчить - облегчила, принять - приняло).
  2. В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- , если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую - рисовать).
  3. Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а , то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать - раздумываю, заканчивать - заканчиваю).

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи Урок русского языка в 10 классе Автор: Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»






















Тренировочные упражнения На станци.. юннатов, в рощ.., в неб.., на лекци.., в санатори.., в проект.., в жизн.., на конференц.., о Мари.., Марь..; подпис..ик, бакен..ик, литей..ик, перевоз..ич, газет..ик; рис..вал, раскраш..вает, расформиров..вают, подслуш..вает, рассчит..ваем, распроб..вал.


Тренировочные упражнения 1. Спишите, обозначая условия выбора орфограммы завис..т, топ..т, окле..т, стро..т, паш..т, стел..т, усил..т, бор..тся, кат..т, се..т, пряч..т, посмотр..т, руб..т, та..т, хлопоч..т, дыш..т, кол..т, колыш..тся знаком..т, уч..тся, взбира..тся, кле..т, нос..тся, пен..тся, вид..т, воз..тся, ве..т


Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы 2. Завис..щий, кле..щий, помн..щий, леле..мый, кле..мый, слыш..мый, стро..щийся, паш..щий, навева..мые воспоминания, ненавид..щий ложь, крас..щий краской, бре..щегося, непромока..мый плащ, объясня..мое проавило, тяжело дыш..щий, пророч..щий успехи




Источники 1. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.Просвещение И.В.Золотарёва, Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И.Власенкова. 10 класс М. «ВАКО» Ю.А.Поташкина. Практическое руководство по русскому правописанию. Воронеж, Т.Я.Фролова. Русский язык в рисунках и схемах. Симферополь 2005

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,

социально-экономических дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комбинированного занятия

для преподавателя

Дисциплина: Русский язык

Раздел 2.

Тема

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело(базовый уровень обучения)

Курс I

Разработчик: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.

Мотивация изучения темы 4

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык» 5

ПРИМЕРНАЯХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ 6

Блок информации 7

План самостоятельной работы студентов 8

Приложение 1 9

Приложение 2 9

Приложение 3 10

Приложение 4 11

Эталоны ответов 12

Список использованных источников 14

Методический лист

Вид занятия : комбинированный.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй(воспроизведение).

Учебные цели: формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; формировать понятие пунктуационных норм современного литературного русского языка; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Воспитательные цели : способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней; развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Методы обучения – репродуктивный.

Время занятия : 90 минут.

Мотивация изучения темы

Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Именно в школе учащиеся изучают правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв. Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет, ошибается в расстановке знаков препинания. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. На данном занятии формируется и развивается способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 2.

Нормы современного русского литературного языка

84

Тема 2.8. Правописание окончаний разных частей речи

2

Правописание гласных. Правописание согласных. Употребление букв Ъ и Ь. Соблюдение в практике письма орфографических норм русского литературного языка.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектом лекции.

ПРИМЕРНАЯХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

Организационный этап

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

Мотивационный этап

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Цели занятия

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка занятия

Контроль исходных знаний студентов, проверка дом.задания

Выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя

Приложение 1, 2.

Изложение исходной информации

Способствовать развитию формирования умения соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.

Излагает новый материал

Слушают, читают материал в учебнике, записывают

Методическая разработка занятия

Выполнение заданий для закрепления знаний

Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, проверяют, вносят коррективы

Приложение 3 (задание 1, 2)

Конечный контроль новых знаний

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 4

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

Работа с учебником, выполнение упражнений ;

Работа с конспектом лекции.

Подведение итогов

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Журнал группы

Блок информации

Употребление ь

1. Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) буква ь пишется:

1) на конце слова (в том числе в неопределенной форме глагола и повелительном наклонении): восемь, лить, конь;

2) в середине слова – после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким): альбом, льстить, мальчик, однако между двумя л буква ь не пишется: иллюстрация, аллергия; после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (тесьма); после мягкого согласного, стоящего перед мягкими г, к, б, м, являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – серьга). В остальных случаях ь в середине слова для обозначения мягкости согласных не пишется (кустик).

Примечание: полезно запомнить, что буква ь не пишется в сочетаниях ч и щ с другими согласными: чк, чн, нч, нщ, щн, рч, рщ (нянчить) (хотя нянька), хищник); буква ь сохраняется перед суффиксом -ся в неопределенной форме глагола, перед окончанием -те в повелительном наклонении (встретить – встретиться.)

2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

1) в именах существительных ж. р. 3 склонения в форме ед. ч. (мелочь, но существительное м. р. богач без мягкого знака);

2) в следующих формах глаголов: в неопределенной форме (увлечь, увлечься); в повелительном наклонении (спрячь, спрячьте); во 2-ом лице ед. ч. настоящего (и будущего) времени (моешь, моешься).Кроме того, по традиции ь после шипящих пишется: в наречиях), кроме невтерпеж, уж, замуж (настежь, сплошь); в частицах (лишь, ишь).

3. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

Употребление ъ

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    после приставки, оканчивающейся на согласную (въезд, межъядерный);

2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), составная частица пан– (инъекция);

3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех– (двухъярусный).

Как показывает правило, буква ъ не пишется в указанных условиях перед гласными а, о, у, э (безоблачный, обузить).

Примечание: данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: иняз, детясли.

План самостоятельной работы студентов

Название этапа

Описание этапа

Выявление уровня подготовки

Контроль исходного уровня знаний

Выполнение заданий для контроля исходного уровня знаний. Приложение № 2

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе

Выполнение заданий для закрепления текущих теоретических и практических знаний

1. Выполнение заданий с различными случаями написания ь и ъ. Приложение № 3

Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе. Выработка умения правильно определять написание ь и ъ, а также использовать знания норм в своей письменной речи

Конечный контроль

Выполнение задания для конечного контроля. Приложение № 4

Выяснение степени достижения цели занятия


Приложение 1

Проверка домашнего задания

Приложение 2

Задание для контроля исходного уровня знаний студентов

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. А Шурка и плакать не мог. Он все см…трел на печь, на груду огненных ч…р…пков и почему-то думал о том, что все в ж…зни бьется к сч…стью,- так ск…зала тетя Настя, и ее сл…ва однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горш…к вдреб…зги. Где же сч…стье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» - надтреснуто зв…нел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лиц… рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою ш…н…ленку на одно плеч…, как-то удало-приятно тряхнул русым ч…бом, негромко х…х…тнул и стал прежним трепач…м-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девч…нки принялись тихонько отодвигаться, т…сниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно с.лдату незаметно переброситься тайным словц…м с другим служ…вым о сух…рях, холщ…вых к…томках и дальней д…роге. (Смирн.) 5. Когда-то ч…рную, может быть, даже ч…рнее грачиного крыла, косу время слегка завьюж…ло с…диной, а вот брови какими были в молодости см…листыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный г…рящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль ш…ссе. (Кож.) 7. Строитель насл…ждается видом р…стущих заводских корпусов, новых ж…лых зданий, в…кзалов, т…атров, воздвигаемых поего про…ктам. (Ов.)

Приложение 3

Задания для закрепления знаний

Задание 1. Прослушать предложения, выбрать и записать только те слова, в которых необходимо написание Ъ или Ь.

1. Вз...яренный, на заседание врываюсь лавиной (М.). 2. П...ер помнил, что при княжне всегда были компан...онки (Л. Т.). 3. Мне страшна главным образом обыден...щина (Ч.). 4. Долины ноч... еще об...емлет (П.). 5. Он стоит у бюста, опершись на п...едестал (Гот.). 6. И в...явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (П.). 7. Каштанка с...ела много, но не наелась, а только оп...янела от еды (Ч.). 8. Под...ем становился все круче и труднее (Закр.). 9. Жизнь устроена так д...явольски искус...но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Г.). 10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч...я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Т.). 11. С...емка прошла творчески малопродуктивно (Черк.). 12. И гул под...емлется кругом (Л.). 13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об...ехать своих гусар (Л. Т.). 14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матер…ю (Л. Т.). 15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред...ыдущего (И. П.). 16. Был сен...тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под...езжал к Дремову (М. Г.). 17. Долговязый суб...ект вздохнул и пожал плечами.

Задание 2 . Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами.

1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)


Приложение 4

Задания для конечного контроля

Задание 1.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Задание 2.

1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш.... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.).

Эталоны ответов

Приложение 2

1. А Шурка и плакать не мог. Он все смо трел на печь, на груду огненных че ре пков и почему-то думал о том, что все в жи зни бьется к сча стью,- так ска зала тетя Настя, и ее сло ва однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горшо к вдребе зги. Где же сча стье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» - надтреснуто зве нел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лицо рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою ши неленку на одно плечо как-то удало-приятно тряхнул русым чу бом, негромко хо хо тнул и стал прежним трепачо м-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девчо нки принялись тихонько отодвигаться, те сниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно со лдату незаметно переброситься тайным словцо м с другим служи вым о суха рях, холщо вых ко томках и дальней до роге. (Смирн.) 5. Когда-то че рную, может быть, даже че рнее грачиного крыла, косу время слегка завьюжи ло се диной, а вот брови какими были в молодости смо листыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный го рящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль шо ссе. (Кож.) 7. Строитель насла ждается видом ра стущих заводских корпусов, новых жи лых зданий, во кзалов, те атров, воздвигаемых по его прое ктам. (Ов.)

Приложение 3

Задание 1.

Взъ яренный, Пь ер, компань онки, обыденщина, ночь объ емлет, пь едестал, въ явь, съ ела, опь янела, подъ ем, дь явольски, ручь я, съ емка, подъ емлется, объ ехать, матерь ю, предыдущего, сентябрь, подъ езжал, субъ ект.

Задание 2 .

Ь в конце слова для смягчения: Лагерь, занималась, брать, расступилась, ходить, дышать, дань, яблонь.

Ь в середине слова: только, зорька, невольную, Поверьте, фельдфебелем, Больному, декабрьский, шестьдесят.

Разделительный Ь: Васильевне, дочерью, деревьях, бульон.

Ь после шипящих: ложь, лишь.

Ться: стучаться, спускаться.

Разделительный Ъ: въезжать,к подъезду.

Приложение 4

Задание 1. Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в неволе (1, п.п), играть на рояле (2, п.п), слух о поражении (на -ие, п.п), стоять на площади (3, п.п), думать об осуществлении (на -ие, п.п) идеи (1, р.п), путешествовать по Средней Азии (1, р.п), в тихом уединении (2, п.п), приезд парламентария (2, р.п), идти по тропинке (1, д.п), играть роль в развитии (на -ие, п.п) сюжета, успокоиться при мысли (3, п.п), стреляться на дуэли (3, п.п), приехать к матери (3, д.п), побывать на строительстве (2, п.п), подготовиться к ревизии (на -ия, д.п), участвовать в экскурсии (на -ия, п.п).

Задание 2. Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного.

На рябине (п.п), стаей (т.п), иней (в.п), о пожаре (п.п), об истине (п.п), бедствия (р.п), по лестнице (д.п), при выпадении (п.п), при испарении (п.п), при забрызгивании (п.п), в середине (п.п), первого тысячелетия (р.п), славяне (и.п) на озими (п.п), края лужи (р.п), ветра (и.п), в ельнике (п.п), вдоль дороги (р.п), с Гришей (т.п) Копейкиным, туши (р.п), на лбу (п.п), без смеха (р.п), на солнце (п.п), в цистерне (п.п), до верху (р.п), в ненастье (п.п), песка (р.п), почтением (т.п), ощущения (р.п), с свидетелем (т.п), ко времени (д.п), в памяти (п.п).

Список использованных источников

    Греков, В.Ф.Пособие для занятий по русскому языку в старших
    классах [Текст]/ - М.: Просвещение, 2008. - 286с.

    Розенталь Д.Э. / Справочник [Электронный ресурс] / Режим доступа http://evartist.narod.ru/ .

    Диктанты / Сборник диктантов по орфографии и пунктуации [Электронный ресурс] / Режим доступа http://dictations.ru/