Понятие формы многообразие форм окружающей жизни. Общество и природа явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга

Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы – это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

Форма – это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

Например, если рассмотреть молекулу воды – H2O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H2) и кислорода (O2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это – единственно возможная форма существования молекулы воды.

Закон диалектики

Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

Например, форма государственного устройства – это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления – это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

Простые геометрические тела


Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

Сложные геометрические тела

В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета – его каркас, внутреннее устройство.


Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

Связь форм механизмов с формами предметов природы

Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.


Сравнение форм

Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

Форма в искусстве

Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, – архитектура, живопись и литература.


Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже – граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

  • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
  • Использует образ как средство выражения идеи.
  • Она экспрессивна.
  • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
  • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

Виды художественных форм

Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

  • Внутренняя форма произведения – это развитие его содержания.
  • Внешняя форма – это выражение художественного замысла различными средствами.

Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила учитель МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки уч-ся.

Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага карандаш, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организация урока.
  1. Приветствие.

Предлагаю вам послушать стихотворение:

Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М. Бородицкая

О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Общее понятие о форме.

Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

Форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).

  1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

Какую форму имеют ящики, книги?

Ученики. Форму параллелепипеда.

Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.

Что представляет собой конус?

Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.

Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.

Физкультминутка

Выполнение упражнения:

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз).
  2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить 6-8 раз).
  1. Актуализация знаний учащихся.

Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развёртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.

Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2 π R .

Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках . Показ разверток

Презентация: построение здания из простых геометрических тел.

  1. Практическая работа.

Задание. Сконструируйте эскиз вазы, состоящей из геометрических тел.

Во время практической работы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итог урока.
  1. Выставка работ.
  2. Заключительное слово.

Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.

МЫШЛЕНИЕ ФОРМОЙ (греч. metis - "мысль") - особенное мышление художника .

Мысль обладает огромной материализующей силой. Дух, сознание творит мыслью, которая последовательно воплощается в представления, образы , формы . Мышление человека есть внутреннее стремление овладеть собственными представлениями, побуждениями воли и чувств, воспоминаниями, ожиданиями, предчувствиями. Цель такого мышления - создать определенную ориентацию в пространстве и времени .

В философии выделяются "познающее " и "эмоциональное " мышление, однако то и другое "состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей ". Результат мыслительной деятельности, принимающий яснуюформу , называется мыслью.

В обычных условиях мысль принимает языковую форму , поэтому мышление именуют внутренней речью, а слово, образная речь являются носителями мысли. Конкретные формы мышления могут быть различными, они рассматриваются в качестве философских категорий (конкретное и абстрактное мышление, логическое, или дискурсивное, и интуитивное, или мышление по воспоминанию, априорное и апостериорное мышление...).

Художественное мышление занимает особое место. В изобразительном искусстве оно основывается на последовательном отвлечении и преображении непосредственных зрительных впечатлений. Этот процесс именуется формообразованием , его содержание заключается в изобретении форм и преображении свойств природного материала в новые эстетические и художественные качества. Один из создателей теорииформообразования - А. Хильдебранд - подчеркивал, что "истинное поэтическое воздействие " возникает в изобразительном искусстве "из способа видеть ". Однако наблюдаемое еще следует преобразить "самим способом изображения ", поэтому создание художественных форм есть "не что иное, как дальнейшее развитие способности восприятия ".

Способ художественного преображения формы , основанный на определенной системе материалов, средств и приемов, Хильдебранд назвал архитектоническим . Универсальность средств и приемов позволяет объединять термином "изобразительное искусство " архитектуру , живопись , скульптуру , графику и все разновидности декоративно-прикладного искусства . И напротив, отсутствие или слабость архитектонической организации формы , т. е. натурализм, отделяют искусство живописи , графики искульптуры от архитектурного пространства.

Без " внутреннего построения ", качеств архитектоничности любое произведение будет мертвой копией , чертежом , механическим слепком с натуры, но не художественным произведением. "Построение ", архитектоника зрительного образа и возникающие при этом профессиональные проблемы поднимают творческий изобразительный процесс на уровень художественного мышления . Поэтому художники используют определение: мышление формой .

Навыки подобного профессионального мышления вырабатываются постепенно, они требуют школы , огромного труда, многолетнего обучения, значительного "зрительного опыта ". Ведь в обыденной жизни люди пользуются понятийным мышлением , общаются с помощью слов и лишь в исключительных случаях прибегают к изобразительному языку, да и то в нехудожественной форме. Только преображенные формы могут выразить художественные идеи, здесь недостаточно наблюдательности и точности изображения .

Писатель Т. Манн в шутку говорил, что если бы наблюдательность и знание жизни были бы основными в формировании творческой личности художника, то самыми выдающимися писателями были бы врачи, адвокаты и проводники спальных вагонов. Однако этого не происходит. То же можно сказать и в отношении изобразительного искусства . Самодеятельный , не получивший специальных знаний и навыков рисовальщик может достаточно точно, особенно в деталях, изобразить что-либо, но, как правило, он не способен связать отдельные наблюдения и изобразительные элементы в целое. Этот факт подтверждает практика копиистов и фальсификаторов .

Скопировать художественное произведение, даже самое сложное, в сущности, не так трудно, это вопрос техники . Но чтобы придумать, сочинить и впервые создать некую целостность , которой до этого момента не существовало в природе, требуется художник.

Творческое начало художнику дается от Бога, но особенноепрофессиональное мышление формой воспитывается ежедневным трудом и может стать предметом специального обучения . Недостаточность, слабость профессиональной подготовки сказывается в "рыхлостиформы " (профессиональное определение художников), когдаархитектоничность , внутренняя целостность изображения подменяются внешней схожестью с объектом , случайным нагромождением деталей, тщательно списанных с натуры, отсутствием пластических связей между ними.

В произведениях примитивов (так именуют самодеятельных умельцев, не владеющих искусствомкомпозиции) подобная наивность не является недостатком, она компенсируется искренностью, простотой, свежестью восприятия и следованием традиции . Некоторые живописцы-дилетанты, вообще не подозревая о культуре мышления формой , сочиняют свои картины подобно тому, как дети строят дома из кубиков: исключительно по принципу формосложения на основе компиляции заимствованныхформ , игнорируя пространственные связи . Однако даже в творчестве многих выдающихся мастеров, часто имеющих академическое образование, в силу тех или иных причин и особенностей творческого метода наблюдаются изъяны формального мышления. Так, в картине Караваджо "Положение во гроб"ноги одной фигуры кажутся принадлежащими другой. Фигурам тесно в отведенном для них изобразительном пространстве, пластические связи между ними не выстроены, в результате возникает досадный курьез. В картине "Девочка с персиками" русского живописца В. А. Серова, увлеченного пленэрными , импрессионистическими задачами, списанные с натуры детали, такие как спинки стульев, "мешают " фигуре, поскольку не согласуются с ее силуэтом . "Касания" этих форм случайны и не осмыслены художником. В портрете О. К. Орловой того же мастера нога портретируемой "задевает" ножку стула, а угол картинной рамы "касается" ее шляпы, что противоречит изобразительному (концептуальному) пространству.

В отличие от дилетантов , не подозревающих о проблемах формальной организации картины , подобные издержки в работе мастеров не являются просчетом, поскольку вытекают из особенностей их творческого метода. Наивно было бы искать в картинах импрессионистов ясную организацию пластических связей, однако их оппонент П. Сезанн ставил перед собой именно такую задачу. Если Сезанн выстраивал на картине пластические связи в воображаемом трехмерном пространстве, то представители иного течения постимпрессионизма - неопластицисты - учитывали прежде всего организацию изобразительной плоскости.

В искусстве Классицизма и Романтизма существуют противоположные принципы мышления формой . И все же именно в таком мышлении заключается содержание изобразительного искусства . В соответствии с его спецификой подобное мышление "снимает" временное измерение, воплощая художественную идею в неповторимом пространственном решении.

Художественное мастерство заключается в качестве организации изобразительного материала - переосмыслении временных связей, существующих в окружающей действительности , и построении особых пространственно-временных отношений, действующих на плоскости холста , в массе мраморного блока или пространственном ритме

2.3 Общество и природа
Общество и природа - явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселен­ной. Природа представляет собой совокупность естественных ус­ловий существования всего живого. Она возникла задолго до по­явления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.

Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа - Homo sapiens. Тогда же зародилось человеческое общество. На протя­жении всего времени существования человечества общество и при­рода тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Однако в от­личие от других живых существ человек приспособился к тяже­лым условиям борьбы за выживание и начал использовать приро­ду в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термической обработки качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древ­ности были, видимо, не только природные явления (молнии, из­вержения вулканов и т.д.), но и неосторожное обращение челове­ка с огнем.

В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных клима­тических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников мог только коллектив лю­дей. Поэтому основой организации и источником власти в перво­бытном обществе стал род (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.

Первоначально семья была полигамной. Родство устанавлива­лось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец - нет. Женщина в этих условиях занимала главное положе­ние (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль стала играть мужская физическая сила. А с упорядочением отно­шений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.

Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общественной собственности и урав­нительном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.

Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями (потепление климата, отступление ледников) и мас­совым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выра­щивать съедобные растения. Так произошел переход от присваи­вающей экономики к производящей. В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от природы.

Увеличение количества населения привело к расширению по­севных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Че­ловек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.

С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200 - 300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным яв­лением было бесконтрольное использование природных ресурсов - лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства сли­вались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пус­тыню, а водоемы - в зловонные ямы. Массовым стало истребле­ние слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клы­ков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели унич­тожали целые лежбища морских котиков. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспосо­биться к измененной человеком среде обитания.

С развитием научно-технического прогресса воздействие обще­ства на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое про­изводство, человек научился использовать атомную энергию и на­чал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас участвует в этом процессе. Сегодня практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных горо­дах, становится сильно загрязненным. Это, в свою очередь, явля­ется причиной многих болезней.

В процессе жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скап­ливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живого представ­ляют ядерные отходы, период полураспада которых составляет тысячи лет.

Природа не смиряется с такими действиями человека. Она от­вечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с которы­ми мы пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпиде­мии приводили к массовой гибели людей. Сейчас неизлечимыми считаются некоторые формы рака, СПИД, атипичная пневмония.

XX век стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стало задумываться о том, как предотв­ратить пагубные последствия научно-технического развития. При­оритетное значение приобрели строительство и совершенствова­ние очистных сооружений при заводах и фабриках, создание без­отходных и энергосберегающих технологий, строительство пред­приятий по переработке бытовых отходов.

Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство таких машин пока не началось из-за предполагаемой большой цены на них.

Во многих странах созданы заповедники и национальные пар­ки, на территории которых запрещена активная деятельность че­ловека, а животные и растения существуют в естественных усло­виях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в нево­ле. Государства принимают законы, устанавливающие ответствен­ность за нанесение вреда природе.

Но силами одного государства невозможно решить все эколо­гические проблемы, так как они носят глобальный, общеплане­тарный характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоедини­лось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Ан­тарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной террито­рией, предназначенной только для научных исследований, и Кон­венция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.

Большую работу по охране природы проводят и международ­ные экологические организации. В 1948 г. был создан Междуна­родный союз охраны природы, в 1963 г. - Всемирный фонд дикой природы, а в 1971 г. - Гринпис («Зеленый мир»). Активисты Гринписа борются против истребления животных, организуют пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивают другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.

В нашей стране существует обширное экологическое законо­дательство. Конституция Российской Федерации объявляет зем­лю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим пра­вонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологического права служит Федеральный закон «Об охране окружающей сре­ды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, формулирующий общие поло­жения охраны природы. Его дополняют такие документы россий­ского природоохранного законодательства, как Федеральный за­кон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «Об ох­ране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (с изменениями и допол­нениями), Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и др. Нормы экологического права содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 и Кодексе РФ об административных правонару­шениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьерство, загрязнение водоемов и воз­духа, порча памятников природы, влекут за собой уголовную от­ветственность с лишением свободы на разные сроки.

Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны остав­лять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда вели­ка опасность возникновения пожара, собирать растения, занесен­ные в Красную книгу.

Защита природы - дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погиб­нет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы - нет. В фантастических рома­нах и фильмах уже рисуют последствия экологических катаст­роф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Че­рез столетия природа восстановит экологический баланс, но чело­веку места на Земле уже не останется. На смену ему придут дру­гие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.

Но люди в отличие от динозавров - все же разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.

    Проверка готовности к уроку

    Проверка присутствия учащихся

На экране идет показ слайдов 1,2

У: Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их различие?

(разная форма)

Тема нашего урока (форма).

Слайд 3

У: А что такое форма? (внешнее очертание предмета, наружный вид) слайд 4

Мы сейчас дали определение формы. Вывели понятие формы.

Давайте более четко определимся с темой урока. Слайд 5

У: Посмотрите на экран слайд 6

Посмотрите и скажите что вы видите?

Как эти иллюстрации относятся к теме урока?(они разной формы)

изображение гор и автомобиля различаются чем?(горы простая форма, автомобиль из нескольких форм - сложная)

Давайте дополним тему нашего урока. Слайд 7

Приведите примеры простой формы (яблоко, мяч, подушка и т.д) и сложной тело (человека, мороженное, кувшин).

Скажите, у вас не возникает вопроса для чего нам изучать эту тему? Что она нам даст?

Это вопрос мы оставим открытый и попробуем ответить на него в конце урока.

Мы сказали что формы бывают как простые так и сложные. У вас на столе лежат какие формы простые. Перечислите их.

Что можно сделать из простой формы (сложную).слайд 8

самостоятельная работа (идет построение предмета кувшина в технике аппликация) на столах у каждого 1 круг, 2 усеченных конуса, 2 треугольника

после того,как кувшины готовы и вырезаны по форме, предложить детям определиться в группы по цветам (простые формы 4 цветов). Образовывается четыре группы. Задание: как вы думаете, в каком из жанров изобразительного искусства встречаются изображение предметов? (натюрморт). Попробуйте из предложенных предметов построить натюрморт, соблюдая законы этого жанра. Вам нужно вспомнить предыдущий урок, где мы знакомились с натюрмортом и его построением.

(оценили свою работу самостоятельно и в группе).

Мини выставка натюрмортов анализ, что получилось, в чем затруднения.

Кривые кувшины ребята вам поможет каркас,костяк. Вспомните, что мы делаем, когда строим предметы ---- мы рисуем не видимые линии каркас – конструкцию слайд 9

Давайте вернемся к главному вопросу. Для чего мне нужны эти знания? (для того что бы строить сложные формы с помощью простых и использовать их при работе в разных жанрах). Слайд 10 ,11

Анализ работ художников, которые используют способ рисования геометрическими фигурами

Ребята сейчас для работы мы использовали формы, какие (геометрические, плоские ).

взять в руки и продемонстрировать плоскостность слайд 12

У: В чем разница между геометрическими фигурами и геометрическими телами (объем )

А как из плоского листа можно создать объемное геометрическое тело?

(скрутить, смять лист бумаги)

Как вы думаете, какая цель урока? (создать объемное тело из плоского листа)

Какие простые геометрические тела мы можем сделать (цилиндр, конус, шар)

Попробуйте в парах поработать над образом вашего простого геометрического тела, создать что-то интересное, в технике аппликация.

Ваша работа должна соответствовать следующим критериям слайд 13 озвучить

Ребята соответствуют ваши работы критериям оцените.(работа в оценочных листах)

Ребята ваши работы ничего вам не напоминают (новогодние игрушки) приклеивают петельки раздать петельки для игрушки

Есть игрушки, но нет чего (елки)

В класс выносится елка и наряжается ребятами. Звучит новогодняя музыка

Становятся все в круг, ребята поздравляют с новым годом, пожелания.