Старт в науке. Электрический ток в повседневной жизни человека Роль электричества в современном мире для детей

Энергетика – это бескрайняя нива, обрабатываемая человечеством вот уже много лет. Но вот об электричестве стоит поговорить отдельно, ведь благодаря ему у нас ест те блага цивилизации, которые современный человек воспринимает, как должное. Стоит только задуматься, а ведь без электроэнергии у нас бы не было компьютера, мобильников, уютного света домашней лампы по вечерам. Бесспорно – электричество – это одно из главных достижений в жизни человечества.

Благодаря электричеству мы можем выполнять разнообразную работу, привлекая себе на помощь различные машины, технику и механизмы. Например, тали электрические – это незаменимый механизм при работе с различными грузами. Современный производитель дает возможность потребителю приобрести незаменимых помощников по очень выгодной цене, а узнать больше о электрических тальферах можно на сайте компании , которая производит качественное оборудование.

А как же раньше?
Если взглянуть в глубокое прошлое, то, пожалуй, найдутся скептики, которые укажут на то, что человечество очень долго обходилось без электричества. Это так! Однако используемые человеком в те лишенные прогресса времена источники энергии были затратными, объемными, малоэффективными. Сегодня же любой может приобрести кухонный комбайн, который будет выполнять 75% работы за вас во время приготовления завтрака, обеда или ужина, а также легко можно купить оборудование для работы на складах, строительных площадках и прочего http://www.rutelfer.ru , которое будет экономить человеческие ресурсы и обеспечит безопасность выполнения сложных работ.

Роль электричества в жизни человека
Электричество играет огромную роль, как в жизни каждого отдельно взятого индивидуума, так и человечества в целом. Ценность электроэнергии сложно недооценивать, ведь ежечасно и ежеминутно мы купаемся в благах цивилизации, доступных нам благодаря открытию электроэнергии.

Производства, современная бизнес-индустрия, освещение улиц и в домах, работа медицинского и бытового оборудования – все это зависит от наличия электричества.

Даже привычный для нас автотранспорт с каждым десятилетием становится все более электрическим, как качественная альтернатива загрязняющим воздух машинам.

Феномен
Хоть человек раскрыл много тайн природы – он сам остается её главной загадкой. Мир неоднократно слышал о людях, на которых не действует травматичность электричества. Например, не раз показывали передачи на телевидении про пуэрториканца Хосе Айяла, который не только не боится электрического тока, а и способен пальцем бумагу поджечь.

Китаец Ма Сянган – это ещё один человек-феномен, его не бьет током, когда он трогает оголенные провода. Этот мужчина может зажигать лампы своим прикосновением.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание

    Введение

    Цель работы.

    Что такое электричество?

    Почему электричество называется электричеством?

    Где применяют электричество?

    Электричество - двигатель науки.

    Где в природе есть электричество?

    Какое электричество было у древних людей?

    Проведение опыта.

    Заключение.

    Введение.

Почему я заинтересовалась этой темой?

Мне интересно, что такое электричество и можно ли его получить в походных условиях, там, где нет доступных, привычных нам источников электрического тока.

    Цель работы

    Изучить, что такое электричество.

    Рассказать ребятам, что такое электричество и где оно «живет».

    Провести эксперимент по извлечению электричества из овощей и фруктов, оказавшихся под рукой.

    Что такое электричество?

Сейчас трудно представить человеческую жизнь без использования электроэнергии. Оно вырабатывается, например, в батарейках, но главный его источник - электростанции, откуда оно поступает в наши дома по толстым проводам, или кабелям. Попробуйте представить себе, как течет вода в реке. Точно так же движется по проводам электричество. В реке течет вода, а в проводах проходят маленькие частицы, которые называются электронами. Вот почему электричество называется электрическим током. Электрический ток - это упорядоченное движение потока электронов внутри проводника, например, куска проволоки.

Электрически ток движется по проводам только в том случае, если они соединены в замкнутое кольцо - электрическую цепь. Возьмем, например, фонарик: провода, соединяющие батарейку, лампочку и выключатель, образуют замкнутую цепь. Пока по цепи идет ток, лампочка горит. Если цепь разомкнуть - скажем, отсоединить провод от батарейки, - лампочка погаснет.

  1. Почему электричество называется электричеством?

Древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью.

Но термин «электричество» появился без малого 500 лет назад. Английский физик Уильям Гильберт исследовал электрические явления и заметил, что многие предметы, подобно янтарю, после натирания притягивают к себе более мелкие частицы. Поэтому в честь ископаемой смолы он назвал это явление электричеством (от. лат. Electricus (электрикус) - янтарный).

Итак, слово «электричество » происходит от греческого названия янтаря - электрон.

  1. Где применяют электричество?

Сегодня нам трудно представить жизнь без электричества, но электричество постепенно раскрывало перед человечеством все свои тайны. Только в 19 веке люди научились использовать электричество в жизни.

Когда была создана первая лампочка, в жизнь людей вошло электрическое освещение. Потом человечество научилось при помощи электричества передавать на расстоянии звук и изображение, так появились телевизор, телефон, радио и так далее. В каждом современном доме имеется различная бытовая техника, и вся она работает за счет электричества.

Люди научились не только использовать, но и добывать электричество. Так появились электростанции, были созданы аккумуляторы и генераторы.

Ко всему прочему, электричество является двигателем науки . Многие приборы, которые используются учеными для изучения окружающего мира, тоже работают от него.

Постепенно электроэнергия завоевывает и космос. Мощные батареи стоят на космических кораблях, а на планете возводятся солнечные батареи и устанавливаются ветряки, которые получают энергию от природы.

Электричество в современном мире используют повсюду: в медицине, строительстве, промышленности и повседневной жизни. Поэтому электричество играет важную роль в жизни человека.

ВНИМАНИЕ! Электричество опасно для жизни. С электроприборами и розетками следует обращаться очень осторожно. Не лазайте по мачтам линии электропередачи, а еще лучше - не подходите к ним вообще!

  1. Где в природе есть электричество?

Электрические заряды есть также в природе, к примеру, молния — мощный разряд электричества.

Между прочим, нервная система человека функционирует за счет электрических импульсов, которые поступают от раздраженного участка в мозг. Внутри нейронов мозга сигналы передаются электрическим путем.

Но не только человек генерирует в себе электрические токи. Многие обитатели морей и океанов способны вырабатывать электричество. Например, электрический угорь способен создать напряжение до 500 вольт, а мощность заряда ската достигает 0,5 киловатт. К тому же отдельные виды рыб используют электрическое поле, которое создают вокруг себя, с помощью чего легко ориентируются в мутной воде и на глубине, куда не проникает солнечный свет.

    Какое электричество было у древних людей?

4000 лет назад у древних людей было электричество. Во время раскопок недалеко от Багдада нашли глиняный горшок времен месопотамского царства. Внутри были медный цилиндр и железный стержень. Зачем? Археологи терялись в догадках.

Горшок в шутку назвали багдадской батарейкой. Современные батарейки устроены похоже — два разных металла и электролит. В такой же горшок налили уксус в качестве электролита, опустили медный цилиндр и железный стержень — пошел электрический ток.

Такие же горшки с металлическими вставками нашли и в Египте. Получается, об электричестве знали много тысяч лет назад. Для того чтобы сделать простейшую батарейку, не нужен даже горшок. Сосуд с уксусом заменит обычный лимон. Роль железного стержня исполнит обычный шуруп. Вместо цилиндра — медная проволока. Если к устройству подключить вольтметр, батарейка заработает.Некоторые исследователи утверждают, что древние египтяне освещали подземные галереи с помощью электричества. На подземных стенах и потолках нет следов копоти, которые непременно остались бы, если мастера работали бы при свете, например, факела.

На барельефах египетских храмов можно разглядеть в руках жрецов продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри «лампы» вместо спирали извивается змея.

  1. Проведение опыта. Как я зажгла лампочку при помощи овощей и фруктов.

Для изготовления батарейки из овощей и фруктов мне понадобились:

    овощи, фрукты,

    оцинкованные гвозди,

    отрезки медной проволоки,

    провода с зажимами,

    светодиод,

    мультиметр.

В исследуемый плод необходимо воткнуть оцинкованный гвоздь и отрезок толстой медной проволоки (электроды).

Далее следует щупы устройства измерения (мультиметр) присоединить к концам электродов. Мультиметр покажет напряжение в Вольтах, возникающее на концах проводника.Данные измерений сгруппировала. Итак, подопытные овощи и фрукты дают следующее напряжение (В):

Фото

Овощ/фрукт

напряжение (В):

Солёный огурчик

Картошка

Свежий огурчик

В группе моих овощей (фруктов) лидером по полученному напряжению стало яблоко, а свекла очутилась в отстающих. Но напряжения в 1 В оказалось недостаточно, чтобы зажечь светодиодную лампочку. Стала экспериментировать, чтобы это исправить и все-таки получить свет. Я соединила последовательно несколько различных овощей (фруктов) при помощи электродов и проводов. Цепочка из трех яблок дала напряжение 2,93 В. Для примера - две пальчиковые батарейки дают напряжение 3,10 В (см. табл. ниже). Этого достаточно, чтобы засветился маленький светодиод.

Результаты измерений представлены в таблице ниже:

Думаю, если необходимо зажечь настоящую лампочку 220В в светильнике, то для этого понадобится большое количество фруктов, дешевле будет использовать картошку, но и тогда её потребуется целый мешок.

А вот наглядный пример положительного результата моего опыта:

  1. Заключение

В ходе исследования выяснилось, что от данного природного источника питания извлечь много электричества не получится, но для подзарядки батареи мобильного телефона или аккумулятора фотоаппарата и иных приборов, потребляющих небольшой ток, этого будет достаточно.

Источники информации:

    Детская энциклопедия «1001 вопрос и ответ».

    Бескрайний интернет.

    Любимые родители.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Электрический ток в повседневной жизни человека

ток миостимулятор организм

Электричество одно из величайших достижений человечества. Прирученный электрон доставляет в наши дома и квартиры свет и тепло, связывает нас с внешним миром посредством сети интернет и с помощью телефонной связи. Однако многие из нас даже не задумываются о том, что электрический ток безопасен только до тех пор, пока находиться под «замком» изоляции проводов и, вырвавшись оттуда, может стать безжалостным зверем готовым сжечь ваше жилье, а в некоторых случаях способным убить вас. Что же такое электрический ток и что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени?

Слово “ток” означает движение или течение чего-то. Электрическим током называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле. Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока. В настоящее время человечество использует четыре основные источника тока: статический, химический, механический и полупроводниковый (солнечные батареи), но во всяком из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Раздельные частицы накапливаются на полюсах источника тока, - так называют места, к которым с помощью клемм или зажимов подсоединяют проводники. Один полюс источника тока заряжается положительно, другой - отрицательно. Если полюсы соединить проводником, то под действием поля свободные заряженные частицы в проводнике будут двигаться, возникнет электрический ток. Электрический ток опасен тем, что человек не может определить своими органами чувств его наличие и зачастую поражение током для человека становиться полной неожиданностью.

Первое, что нужно знать об электричестве это то, что сила повреждения человеческого организма зависит не от напряжения, а именно от тока, примером тому могут служить, популярные сегодня, миостимуляторы для наращивания мышц и сжигания жировых клеток. Напряжение в данных приборах может достигать 1000 вольт, однако сила тока настолько мала, что человек получает только стимуляцию мышц. Электрический ток бывает двух видов постоянным и переменным. Встретить постоянный ток можно, например, в батарейках или аккумуляторе автомобиля. Четкое разделение на «плюс» и «минус» определяют постоянный ток. С переменным током все несколько сложнее. Дело в том, что полярность при переменном токе меняется с определенной частотой, то есть «плюс» и «минус» меняются местами. Например, стандартом для нашей электрической сети является частота в 50 герц, то есть «плюс» и «минус» поменяются местами 100 раз в секунду. Говорить, что один род тока вызовет более плачевные последствия, чем другой нельзя, они по-разному влияют на человеческий организм и последствия их воздействия зависят от окружающей среды и физического состояния организма человека. Как видите, что постоянный, что переменный ток одинаково опасен для человека и его воздействие может вызвать тяжелые последствия. Очень много известно случаев, когда по неосторожности, халатности и даже из-за, казалось бы, безобидной шалости люди погибали, получали увечья. Последствие удара электрическим током определяется сопротивлением человеческого тела в момент удара. Чем сопротивление меньше, тем тяжелее будут последствия воздействия тока на организм. Электрический ток облегчает и делает нашу жизнь лучше, но стоит нам проявить беспечность, недальновидность, позволить безответственности взять верх над здравым смыслом, даже самые привычные и, казалось бы, безопасные электроприборы начнут представлять смертельную опасность для нас.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Получение направленного движения зарядов. Признаки электрического тока. Движение заряженных частиц в проводнике. Электрический ток в металлах. Действие, сила, плотность тока. Постоянный и переменный ток. Определение природы носителей тока в металлах.

    презентация , добавлен 22.08.2015

    Номенклатура силовых трансформаторов. Устройство и принцип действия трансформаторов. Конструкции линий электропередач и их составляющие. Виды и применение счетчиков электроэнергии. Действие электрического тока на организм человека, оказание первой помощи.

    отчет по практике , добавлен 20.11.2013

    Напряженность электростатического поля, его потенциал. Постоянный электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Гармонические колебания, электромагнитные волны. Элементы геометрической оптики.

    презентация , добавлен 28.06.2015

    Понятие электромагнитных волн, их сущность и особенности, история открытия и исследования, значение в жизни человека. Виды электромагнитных волн, их отличительные черты. Сферы применения электромагнитных волн в быту, их воздействие на организм человека.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Принцип действия и область применения электрических машин постоянного тока. Допустимые режимы работы двигателей при изменении напряжения, температуры входящего воздуха. Обслуживание двигателей, надзор и уход за ними, ремонт, правила по безопасности.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Химические источники тока как устройства, вырабатывающие электрический ток за счет энергии окислительно-восстановительных реакций химических реагентов, принцип их действия и оценка эффективности. Условия существования постоянного электрического тока.

    презентация , добавлен 28.01.2014

    Общие теоретические сведения о линейных и нелинейных электрических цепях постоянного тока. Сущность и возникновение переходных процессов в них. Методы проведения и алгоритм расчета линейных одно- и трехфазных электрических цепей переменного тока.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2012

    Причины электрического тока. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Закон Ома в дифференциальной форме. Работа и мощность. Закон Джоуля–Ленца. Плотность тока, уравнение непрерывности. КПД источника тока. Распределение напряженности и потенциала.

    презентация , добавлен 13.02.2016

    История создания и принцип работы электродвигателя. Способы возбуждения электрических двигателей постоянного тока. Основные типы двигателей и их разновидности. Конструкция двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Принцип работы зажигания двигателя.

    презентация , добавлен 05.05.2011

    История открытия и создания двигателей постоянного тока. Принцип действия современных электродвигателей. Преимущества и недостатки двигателей постоянного тока. Регулирование при помощи изменения напряжения. Основные линейные характеристики двигателя.

наталия ермакова
Конспект открытого занятия «Электричество в жизни людей»

Направление – Социально-личностное развитие.

Образовательная область – Социализация, безопасность.

Интеграция с другими направлениями – Познавательно-речевое;

Образовательная область –«Познание» , «Коммуникация» .

Цель : Формирование у детей элементарных представлений об электричестве , его значении в жизни человека .

Образовательные : Продолжать знакомить детей с электричеством , закрепить правила пользования электроприборами в быту , учить соблюдать меры безопасности.

Развивающие : развивать мыслительную и речевую активность, умение анализировать, делать выводы, умозаключения.

Воспитательные : Воспитывать умение работать в коллективе.

Материал к занятию : настольная лампа, таблицы «Правила пользования с электроприборами » , карточки к дидактическим играм «Найди электроприбор » , «Что было раньше» , мяч, мнемо-схема.

Предварительная работа : Рассматривание альбома «Бытовые приборы» , иллюстраций в книжках, чтение сказки «Федорино горе» , отгадывание загадок, чтение рассказов, стихов.

На столе воспитателя настольная лампа, не подключена в розетку.

В. Ребята посмотрите и скажите, что у меня на столе?

Д. Настольная лампа.

В. Зачем, для чего нужна настольная лампа?

Д. Чтобы было светло когда темно, включать ночью.

В. Как включить настольную лампу?

Д. Надо подключить ее к розетке.

В. Подключаю вилку к розетке, лампа загорается.

Почему загорелась настольная лампа и о чем мы будем говорить на занятии , вы узнаете если отгадаете загадку.

Что за зверь сидит в розетке

Из какой сбежал он клетки

Он бежит по проводам и охотно служит нам

По хозяйству помогает. Согревает, освещает.

Как на свет он появился и в розетке поселился. (Эл. ток) .

Д. Эл. ток.

В. Индивидуальные ответы. Что думает Яна, Артем, Уля?

Вы правильно ответили – это эл. ток, который бежит по проводам к каждому дому, в квартиру и живет в розетке, выключателе.

Кто придумал электричество ?

Д. Человек.

В. Как только человек изобрел электричество , изменилась и жизнь людей , появились различные бытовые предметы – Электроприборы . Назовите их.

Д. Холодильник, утюг, микроволновая печь, электоропечь , фен, торшер швейная машинка, миксер, мясорубка, блендер, соковыжималка, стиральная машинка, телевизор, плойка, пылесос.

В. Вы много назвали предметов. Они как добрые волшебники окружают нас и помогают нам.

Электроприборов много .

Что же объединяет все эти предметы, что у них есть общее?

Чтобы правильно ответить на вопрос вам поможет схема.

Выйди к доске Максим покажи и расскажи.

У каждого прибора есть – шнур, вилка и розетка.

В. Ты ответил правильно. Иди, повтори Илья.

Подвожу итог – Электроприборов много , но у каждого есть вилка, шнур, розетка.

Предлагаю детям подойти к столу. На столе карточка с заданием. Соедините точки линией, вы узнаете, какой электроприбор у вас на карточке .

Дети выполняют задание. Спрашиваю, что получилось у Ильи, у Ярослава, у Лизы. К чему вы подключили электроприборы ?

Д. К розетке.

В. Вы хорошо справились с заданием, нашли спрятавшиеся эл. приборы.

Физ. минутка. А теперь пришло время отдохнуть.

Встают в круг взявшись за руки. Идут друг за другом проговаривая слова : «По тропинке я бегу, без тропинки не могу. Где меня ребята нет, не зажжется в доме свет. К дальним селам городам, я иду по проводам. Светлое величество – электричество .

Останавливаются. Проводится игра с мячом «Назови действия электроприборов » .

Утюг – гладит белье, холодильник – хранит продукты, стиральная машина – стирает белье, фен – сушит волосы, миксер – взбивает крем, соковыжималка – отжимает из овощей и фруктов сок, микроволновая печь – разогревает продукты, электровафельница – печет вафли , электрокамин – обогревает комнату, настольная лампа – освещает комнату, пылесос – чистит ковер.

В. Молодцы ребята, вы правильно назвали назначение каждого электроприбора . Садитесь.

Мы с вами живем в современном мире, пользуемся электроприборами , они наши помощники, сберегают наше время, облегчают наш труд. Когда-то очень давно, когда не было изобретено электричество , люди обходились без этих предметов,

заменяли их другими.

Проводится игра «Что есть – что было?»

Это картинки современных электроприборов , к ним надо подобрать предметы их заменяющие раньше. Подойдите к столу, возьмите картинку с предметом заменяющего тот или иной предмет раньше.

Например : стиральная машина (ребенок подбирает карточку с изображением – корыто) . Пылесос – веник. Лампочка – свеча.

Вентилятор – веер. Швейная машина – игла.

В. Как вы думаете, какие предметы удобнее в применении, те что были раньше или те, что есть сейчас.

Д. Мне нравятся современные электроприборы .

В. Я согласна с вами ребята. С изобретением электричества , человек усовершенствовал технику, мы радуемся как с ней удобно, легко. Электроприборы облегчают жизнь человеку . Может ли электричество при помощи которого работают приборы быть опасным?

Д. Может. Загорается. Пожар.

В. Предлагаю детям пройти в «Уголок безопасности» и поговорить об этом.

На мольберте выставлены карточки с правилами пользования электроприборами .

Электричество и электроприборы при неправильном обращении могут быть опасными. Поэтому при обращении сними надо помнить правила.

Ребята вспомните и назовите эти правила.

Уходя из дома вынуть вилки шнуров из розеток.

Нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них,

ударит током.

Нельзя протирать электроприборы влажной тряпкой .

Если нет дома взрослых, нельзя включать электроприборы , это опасно.

Засовывать в розетку посторонние предметы.

электроприборами .

Нельзя вытягивать вилку за шнур, может порваться.

Нельзя играть с розетками.

Не включать плиту без необходимости.

Нельзя включать много предметов в одну розетку.

Нельзя пользоваться неисправными электроприборами .

В. Ребята запомните еще одно важное правило.

Нельзя включать электроприборы без разрешения родителей.

Мы с вами повторили правила пользования электроприборами , запомните их. Электрический ток – опасен !

В. Ребята, есть еще электричество тихое неопасное .

Где же оно живет?

Д. В батарейках.

В. Назовите предметы работающие на батарейках.

Д. Часы настенные, будильник, пульт, фонарик, магнитофон, калькулятор, телефон, игрушки.

В. Люди научились сохранять электричество в батарейках , которое заставляет работать все что вы назвали, в том числе и ваши игрушки.

Итог. Наше занятие подошло к концу , подойдите ко мне. О чем мы с вами говорили.

Д. Об электричестве , электроприборах . Вы очень хорошо занимались, с вами интересно было беседовать.

Я предлагаю вам оценить наше занятие , свои знания.

Если вам было интересно, возьмите желтый электрончик .

Если кому-то что-то было непонятно – возьмите зеленый электрончик .

Поднимите вверх электрончики .

Теперь я вижу, что занятие вам понравилось . Вы молодцы.

Возьмите свои игрушки и поиграйте с ними.

Публикации по теме:

Анализ открытого показа поисково-познавательного занятия «Где живет электричество?» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация». Программные задачи: Образовательные: Обобщить и расширить знания.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Общение людей на расстоянии» МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» Тема: «Общение людей на расстоянии». (подготовительная группа) Подготовила и провела:.

Цель: расширять представления детей о правильном питании. Задачи: 1. учить детей различать витамино содержащие продукты; 2. помочь понять.

Конспект открытого занятия по приобщению к здоровому образу жизни детей старшей группы «Витамины и полезные продукты» Открытое занятие По формированию здорового образа жизни Тема: «Витамины и полезные продукты» Цель: 1. Формировать представления детей дошкольного.

ЛЕКЦИЯ 1

Электричество играет огромную роль в нашей жизни. Электроэнергия легко передается на расстояние, дробится на части и с высоким КПД преобразуется в другие виды энергии.

Электроэнергия получается из других видов энергии, но с меньшим КПД:

· на тепловых электростанциях (ТЭС) 35 … 40 %;

· на атомных электростанциях (АЭС) 30 … 33 %;

· на гидроэлектростанциях (ГЭС) 90 … 92 %.

Повышение КПД на электрических станциях наталкивается на значительные трудности.

В настоящее время на долю электроэнергии в России приходится немногим более 15 % суммарного потребления энергии.

Схема преобразования энергий из тепловой энергии на ТЭС или АЭС показана на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема преобразования тепловой энергии

Электрические линии представляют собой волноводы, которые оказываются относительно простым средством передачи больших количеств энергии при низких частотах (50 или 60 Гц).

Передача энергии возможна и целесообразна, если передаваемая мощность потребителю много больше мощности, выделяемой в проводниках ЛЭП, вследствие их нагревания (потерь мощности) P потр >> DP .

Энергия может также передаваться путем транспорта нефти, газа и угля. При решении вопроса о транспорте энергии различные способы сравниваются на основе технико-экономических расчетов. Стоимость транспортировки нефти и газа ниже остальных, но если они идут на производство электроэнергии, то стоимость передачи возрастает примерно в три раза.

При строительстве ЛЭП появляется полоса отчуждения в среднем на 1 км ЛЭП 3 га; если напряжение 500 кВ и выше, то в два раза больше. Сильные электромагнитные поля оказывают вредное биологическое влияние на живые организмы. Появляются акустические шумы, озонирование и образование окислов азота. Имеют место радиопомехи.

При передаче энергии другими способами имеются свои экологические проблемы (нефтяные пятна в море, утечка газа и др.).

Экологически важен вопрос о месте строительства ТЭС, АЭС и ГЭС и их мощности.

ТЭС рассеивают около 70 % энергии сжигаемого топлива в окружающей среде с дымовыми газами и подогретой водой. В воздух с дымовыми газами попадают твердые частицы, сернистый ангидрид, ртуть, окись азота, углекислота и окиси металлов. Сбросные воды ТЭС подогреты на 8…10 °С. Попадая в природные водоемы, они могут нарушать их тепловой баланс.

Современные АЭС обеспечивают безопасный уровень радиации внутри станции и в окружающей местности при нормальной ее работе. Однако совершенно ясны последствия аварий на АЭС и масштабы зон поражения радиоактивными выбросами. Поэтому вопрос о месте строительства АЭС на современном этапе требует тщательного исследования возможных последствий при авариях, а также разработки новых безопасных конструкций реакторов. Требует также пересмотра вопрос о захоронении отходов сгорания ядерного горючего.

Сооружение ГЭС, особенно на равнинных реках и хозяйственно освоенных районах, оказывает большое влияние на использование земель и водных ресурсов. В этих условиях остро стоит вопрос о мелководных зонах водохранилищ, которые в процессе эксплуатации ГЭС периодически потопляются и осушаются Ряд отрицательных экологических последствий создания крупных водохранилищ еще изучен недостаточно, однако следует отметить, что в США имеется 1220 ГЭС, их средняя мощность 70 МВт, а на территории бывшего СССР около 200 ГЭС, их средняя мощность 300 МВт. Среди них такие гиганты, как Саяно-Шушенская – 6400 МВт, Красноярская – 6000 МВт, Зейская – 1290 МВт и др.