Негативные факторы и воздействия техносферы на человека и окружающую среду. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Техносфера - это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако созданная руками человека техносфера не оправдала во многом надежды людей.

К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия жизнедеятельности . Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Соответственно изменяется соотношение между природными и техногенными опасностями, доля техногенных опасностей возрастает.

Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах.

Негативный фактор техносферы - способность какого-либо элемента техносферы причинять ущерб здоровью человека, материальным и культур­ным ценностям или природной среде.

Основными негативными факторами техносферы являются:

    Вредный, тяжелый, напряженный труд, связанный с дея­тельностью человека в производственной среде, обладающей опасными и вредными факторами (работы с химическими веще­ствами, работы с источниками шума, вибрации, электромагнит­ных и ионизирующих излучения, работа в горячих цехах, работы на высоте, в шахтах, перемещение грузов вручную, работы в замкнутых объемах, работа в неподвижной позе, оценка и пере­работка большого объема информации и т.п.).

    Загрязнение воздуха, воды, почвы и продуктов питания вредными и опасными химическими веществами, вызванное по­ступлением в окружающую среду токсичных выбросов и сбросов предприятий, а также промышленных и бытовых отходов.

    Воздействие на человека шума, вибрации, теплового, элек­тромагнитного и ионизирующего излучений, вызванное эксплуа­тацией промышленных объектов и технических систем.

    Высокий риск гибели или повреждения здоровья в резуль­тате техногенных аварий и катастроф на транспорте, на объектах энергетики и в промышленности.

    Социальная напряженность, конфликты и стрессы, причи­ной которых является высокая плотность и скученность населения.

С развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий.

Таких производств в России насчитывается около 45 тыс., а возможность возникновения аварий на них усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением своевременно соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

Отмечено, что в последнее время в мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций. В настоящее время они составляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

Большой ущерб стране наносят пожары . Максимальное количество пожаров в жилом секторе и на объектах экономики фиксируется в осенне-зимний период. Общее количество пожаров в этот период увеличивается на 5%, а количество крупных пожаров - на 40% по отношению к другим месяцам года. В 2008 г. пожаров в жилом секторе произошло 1605, погибло 3628 человек. Причиненный материальный ущерб составил миллиарды рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

Пожар на промышленном объекте - металлургическом заводе «Серп и молот». Площадь возгорания составила 5000 м 2 . Май 2005 г.

Радиационно опасные объекты . В России действуют 10 атомных электростанций (30 энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, работающих с ядерными материалами.

Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек. В отрасли ядерной энергетики в настоящее время существует система утилизации отработанного ядерного топлива.

Химически опасные объекты . Всего в Российской Федерации функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Суммарный запас АХОВ на предприятиях достигает 700 тыс. т. Такие предприятия часто располагаются в крупных городах (с населением свыше 100 тыс. человек) и вблизи них.

В стране имеется свыше 8 тыс. взрывопожароопасных объектов . Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок 12%.

Пригородный поезд столкнулся с автомобилем на переезде и врезался в жилое здание. Погибло 37 человек. Япония, провинция Хиого. 25 апреля 2005 г.

В настоящее время на территории России эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов.

Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая - на сетях водоснабжения и канализации.

Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

Это должен знать каждый

Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

  • ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду;
  • снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
  • человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

Человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

Внимание!

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности каждого отдельно взятого человека и населения страны не в полной мере соответствует общему уровню цивилизации нашего общества и государства. Все это отрицательно влияет на обеспечение национальной безопасности России.

Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности».

Вопросы

  1. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
  2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
  3. Что является основными источниками возникновения техногенных опасностей?
  4. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
  5. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?

Задание

Приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания. Перечислите основные мероприятия, которые были проведены для защиты населения.

Основы БЖД. Основные понятия, термины и определения. Критерии комфортности, безопасности и экологичности техносферы. Показатели ее негативности.

Основное условие безопасности в зоне пребывания человека име­ет вид

где П - показатель опасности; ПДП - предельно допустимое значе­ние показателя.

Критерии комфортности. Зоны пребывания человека считаются безопасными, если в них не превышены нормативные требования по параметрам микроклимата, по освещению, предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ в компонентах среды обита­ния (воздух, вода, пищевые продукты), предельно допустимым интенсивностям энергетического излучения и т. д.

В качестве критериев комфортности по параметрам микроклима­та установлены значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности В качестве критериев комфортности по освещению установлены нормативные требования к естественному и искусственному освеще­нию помещений и территорийдля оценки качества атмосферного воздуха в насе­ленных пунктах регламентированы два вида допустимых концентра­ций: максимально разовая (ПДК мр) и среднесуточная (ПДКсс). Кон­центрация (С) каждого вредного вещества в приземном слое атмосферы не должна превышать максимально разовой предельно допус­тимой концентрации, т. е. С < ПДК мр при ее экспозиции не более 20 мин. Если время воздействия вредного вещества превышает 20 мин, то необходимо соблюдать С < ПДКс С негативное влияние загрязняющих воздух веществ оценивают индексом загрязнения атмо­сферы (ИЗА). Для каждого /-го вещества ИЗА, = k t (Q /ПДКс С/), где k t - коэффициент, равный 1,7, для веществ I класса; 1,3 - для веществ II класса; 1,0 - для веществ III класса и 0,9 - для IV класса; С, - теку­щая концентрация /-го вещества в атмосфере, ПДК/ - предельно до­пустимая среднесуточная концентрация /-го вещества.

При загрязнении среды обитания потоками энергии условие ком­фортности принимает вид 1<ПДУi

ПДУ, - предельно допус­тимый уровень интенсивности i-го потока энергии. Конкретные значения ПДУ устанавливаются государственными нормативными актами.

Критерии травмобезопасности. Риск - вероятность реализации негативного воздействия (воздей­ствие опасности) за определенный период времени (например, за год).

Риск рассчитывается по формуле R=(N 4 C /N 0); где R - риск; N 4 C - число чрезвычайных событий в год; N 0 - общее число событий в год

В БЖД риск реализации чрезвычайно опасных негативных воз­действий оценивают, используя следующие виды риска:

Индивидуальный риск (Д,) - объектом защиты является чело­век;

Социальный риск (Д) - объектом защиты является группа или сообщество людей.

Индивидуальный риск рассчитывается:

где Т си - численность пострадавших (погибших) от определенного фактора опасного воздействия за год или от их совокупности, напри­мер при работе шахтером, испытателем и т. п.; С - численность лю­дей, подверженных воздействию этих факторов за год. Социальный риск характеризует негативное воздействие чрезвы­чайных происшествий на группы людей.

В БЖД иногда используют понятие экологического риска (Кэ). Его оценивают как отношение численности разрушенных природных объектов к общей численности объектов на рассматриваемой территории в течение года.

Показатели негативного влияния опасностей на человека и обще­ство. Реализованные в среде обитания человека опасности неизбежно сопровождаются потерей здоровья и гибелью людей. Для оценки этих потерь на объектах экономики в условиях города, региона или в быту используют следующие абсолютные показатели:

1. численность Г с погибших от внешних факторов за год;

2. численность Т Тр пострадавших от воздействия травмирующих факторов за год;

3. численность Т 3 , получивших региональные или профессио­нальные заболевания от воздействия вредных факторов.

Для оценки травматизма в производственных условиях, кроме аб­солютных показателей, используют относительные показатели час­тоты и тяжести травматизма.

5. Основы бжд. Основные понятия, термины и опр-я. Бжд как наука. Аксиомы безопасности.

Бжд Жизнеде-ть Биосфера Техносфера Среда обитания Происшествие Авария Катастрофа Опасность Аксиомы безопасности : 1) техногенные опасн-ти сущ-ют, если повседневные потоки в-ва, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. 2) источниками техногенных опасностей явл элементы техносферы. 3) техногенные опасности действуют в простр-ве и во времени. 4) тех-ые оп-сти оказыв негатив воздейств на человека, природу и элементы техносферы одновременно . 5)тех-ые оп-сти ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материал потерям, деградации природ среды. 6) защита от тех-ых оп-стей достиг совершенств источника опасности, увелич расстоян между источн опасности и объектом защиты. 7) компетентность людей в мире опасн-и и способах защиты от них необходим условия достижения Бжд.

6. Основы бжд. Основные понятия, термины и опр-я. Место и роль знаний по бжд человека в современном мире.

Бжд - наука о сохранении здоровья и жизни человека в среде обитания, науч дисциплина изучающая опасности, закономерности их развития, способы и средства защиты от них. Жизнеде-ть - совокупность всех форм человеческой активности. Биосфера - обл распрост-ия жизни на земле, вкл нижний слой атмосферы, гидросф, верх слой литосф.не испытавшие техногенного воздействие. Техносфера - регион биосферы в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств целях улучшения материл и социал потребностей. Среда обитания - окруж человека среда обусловленная в данный момент совокупностью факторов,способн оказ-ть прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельн человека,здоровье,потомство. Происшествие - событие,сост из негативных воздействий с причин ущерба людским,природным или материал ресурсам. Авария - происшест в технич системе не сопровожд гибелью людей при котором восстанавл технич средств невозможно или экономич невыгодно. Катастрофа - происшествие в технич сфере сопровожд пропажей безвести людей или гибелью. Опасность - угроза,негативные св-ва живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям,природ среде, материал ценностям. Безопасность- такое сост объекта защиты при котором воздействие на него всех потоков в-ва, энергии и информации не превышает max допустим значений. Экология - наука о доме . В экологии главное изучение сост среды обитания и процессов взаимод-я существ со ОС. Объектами экологии явл биосфера, экосистемы, популяции организмов, биотоп.В 19 в. экологи изучали закономерности биологиче­ского взаимод-я в биосфере, роль человека считалась второстепенной. В конце 19-20 в. ситуация из­менилась: экологов стала беспокоить роль человека в изме­нении ОС. Биосфера утрачивала господствующее значение и в населен­ных людьми регионах стала превращаться в техносферу.В ОС возникли новые усл взаимод-я живой и неживой материи: взаимод-е человека с техносфе­рой, взаимод-е техносферы с биосферой (природой) и др. Сей­час можно говорить о возникн новой обл знаний - экологии техносферы, где главными явл человек и созданная им техносфера.Наука «экология» распад на 2 большие обл- экология биосферы и экология техно­сферы(наука о взаимодействии человека с техно­сферой.)Взаимовлияние знаний о БЖД и защита биосферы, их объединяет общность техносферных источников опасности, одновременно негативно дей­ствующих на человека и биосферу.

7. Опасности техносферы. Совокупность и классификация опасностей.

Опасность - св-во человека и компонент ОС, способные причинять ущерб живой и неживой материи. Классификация опасностей. По происхождению опасности делят на естественные, техногенные и антропогенные. Естественные опасности обусловлены климатическими и при­родными явл. Возникают при изменении погодных усл и естествосвещенности в биосфере, стихийных явл.Человек воздействует на ОС своей деятел-ю и продуктами деятел-и создавая в ОС техноген­ные и антропогенные опасности. Техн-ые оп-ти создают элементы техносферы - маши­ны, сооружения, в-ва. Производствен­ные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибра­ции, электромагн-е поля, ионизирующие изл-я, повыш-е или пониж-е параметры атм-го воздуха (темпер, влаж-и, подвижности воздуха, давления), недост-ое и не­прав-ое освещение, монотонность деятельности, тяжелый физ труд, а к травмирующим относ: эл ток, падающие предметы, высота, движущиеся ма­шины и механизмы, части разрушающихся конструкций. Антропогенные оп-ти возникают в рез-те ошибочных или несанкц-ых действий человека или групп людей. По видам потоков в жизненном прост-ве оп-ти делят на массовые, энерг-ие и инф-е, а по интенсивности на опасные и чрезвычайно опасные. По длительности воздействия оп-ти класс-ют на по­стоян, перемен и импульсные. Постоянные -действуют в течение рабочего дня, суток. Переменные оп-ти хар-ны для ус­л реализации циклических процессов: шум в зоне аэропорта или около транспортной магистрали. По видам зоны воздействия оп-ти делят на произв-ые, бытовые, городские зон ЧС. По размерам зоны воздействия оп-ти класют на локальные, региональ­ные, межрегиональные и глобальные. По степени завершенности воздействия опасности на объекты за­щиты делят на потенциальные, реальные и реализованные. Потенциальная опасность представ угрозу общего хар-ра, не связанную с прост-ом и временем воздействия. Например, в выражении «углеводородные топли­ва - пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опас­ности для человека шума и горючих в-в. Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздейст­вия на объект защиты (человека); она координирована в пр-ве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.

8. Опасности техносферы. Источники опасности. Естественные опасности.

Опасность - св-во человека и компонент ОС, способные причинять ущерб живой и неживой материи. Классификация опасностей. По происхождению опасности делят на естественные, техногенные и антропогенные. Естественные опасности обусловлены климатическими и при­родными явл. Возникают при изменении погодных усл и естествосвещенности в биосфере, стихийных явл.Человек воздействует на ОС своей деятел-ю и продуктами деятел-и создавая в ОС техноген­ные и антропогенные опасности. Техн-ые оп-ти создают элементы техносферы - маши­ны, сооружения, в-ва. Производствен­ные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибра­ции, электромагн-е поля, ионизирующие изл-я, повыш-е или пониж-е параметры атм-го воздуха (темпер, влаж-и, подвижности воздуха, давления), недост-ое и не­прав-ое освещение, монотонность деятельности, тяжелый физ труд, а к травмирующим относ: эл ток, падающие предметы, высота, движущиеся ма­шины и механизмы, части разрушающихся конструкций. Антропогенные оп-ти возникают в рез-те ошибочных или несанкц-ых действий человека или групп людей. Естест-е оп-и возникают при изменении абиотиче­ских факторов биосферы и при стихийных природных явл. К первым относятся: климатические (атмосферные) факторы (темпер и влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное дав­ление, газовый состав воздуха, осадки, прозрачность атмосферы, из­лучение Солнца); факторы водной среды (темпер воды, ее состав, кислотность и др.); почвенные факторы (состав, кислотность, темпер и др.) и топографические факторы (высота над уровнем моря, крутизна склона и др.). Стихийные природные явления лежат в основе возникновения природных ЧС. При землетрясениях в ОС набл-ся сейсмический удар, происходит деформация горных пород, извержение вулканов, цунами, смещение горных по­род, снежных масс, ледников. При извержениях вулканов набл-ся: деформация и сотрясения земной пов-ти; выброс и выпадение продуктов извержения; движение лавы, грязевых, каменных потоков; гравит-е смещение горных пород. В атмосферу вырывается большое кол-во паров и газов, приводящих к хим загряз-ю атмосферы. Раскаленная лава приводит к тепловому загряз-ю ОС с потенциальной опасностью образ-я крупно­масштабных пожаров. Сели - это внезапно возникающий в руслах горных рек времен­ный поток, хар-ся резким подъемом уровня воды и вы­соким содер-м продуктов разрушения горных пород. Оползень - скользящее под влиянием силы тяжести вниз по склону смещение горных пород. Селевые потоки и оползни способны вызвать крупные завалы и обрушения автомобильных и железных дорог, разрушение зданий и сооружений, населенных пунктов, затопление территорий, пораже­ние и гибель людей. Наводнения - затопление значительных территорий, возникаю­щее в рез-те разлива рек во время половодья и паводков, ливне­вых дождей, ледяных заторов рек, обильного таяния снегов. Грозовые разряды представляют значительную опасность для промышл, гражданских и военных объектов, т.к могут стать причиной пожаров, механ-х повреждений оборудования, нарушений на линиях связи и энергоснабжения и взрывов технологического обо­рудования.

Опасности техносферы. Источники опасности. ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ

Опасность - свойство человека и компонент окружающей среды, способные причинять ущерб живой и неживой материи. При оценке условий возникновения и реализации опасностей важно понимать, что опасное воздействие возможно лишь в системе «источник опас­ности - объект защиты», а признание потока воздействия опасным зависит не только от его параметров, но и от способности объекта за­щиты воспринимать тот или иной поток вещества, энергии или ин­формации. Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
2. окружающая среда;
3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
В БЖД существуют 2 понятия:
1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);
2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).
Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер

Элементы техносферы создают техногенные опасности, возни­кающие при загрязнении окружающей среды различными отходами и потоками энергий. Зоны действия техногенных опасностей распро­страняются на регионы техносферы и примыкающие к ним природ­ные зоны, на территории и помещения объектов экономики, на транспортные, городские и селитебные зоны. В отдельных случаях техногенные опасности проявляются на межрегиональном и глобаль­ном уровнях.

Современная техносфера многообразна:- её представителями являются города, в состав которых входят промышленные и селитебные зоны, - транспортные узлы и магистрали,- торговые и культурно-бытовые зоны и отдельные помещения,- ТЭС и ТЭЦ, - зоны отдыха и т.п.
Техногенные негативные факторы в техносфере формируются из-за наличия отходов производства и быта, из-за использования технических средств, из-за концентрации энергетических ресурсов и др. Наибольшую концентрацию негативные факторы техносферы имеют в сфере производства. Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере]. К ним относятся:

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды.

Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.

Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы.

Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.


Похожая информация.


При создании объектов ТС происходит форсирование естественных процессов, протекающих в объектах экологии. В качестве примера можно привести влияние на среду профиля города и рельефа литосферы

Коэффициент влияния на среду (объект экологии) - Т в определенный момент времени (t)

Влияние ТС на окружающую среду (прилож.2)

где или

Здесь γtT - коэффициент влияния на среду объекта техносферы соответствует γtL - коэффициенту влияния на среду объекта литосферы:

Это соответствие подтверждается законом коммутативности. Другими словами, человек воздействует на среду в копоткий промежуток времени в той степени, которую природа создает в течение многих столетий и даже тысячелетий

Научно-технический прогресс (создание новых объектов техносферы, новые технологии и т. п.) требует постоянного совершенствования принципов, форм и методов управления.

Вывод

Я считаю, что человек, создавая ТС, стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако, созданная руками человека ТС не оправдала во многом надежды людей

Очень важно, что возникает чрезвычайно острая проблема нарушения экологического равновесия из-за всего возрастающего количества отходов производства. Нарушается самоочищающая функция биосферы. Однако безводные, маловодные и замкнутые циклы, безотходные технологии с рециркуляцией сырья и материалов, техпроцессы, собирающие отходы и осуществляющие их утилизацию, нейтрализацию, консервацию и т. п., создают новые возможности для сохранения и восстановления природной среды.

И наконец,совместная эволюция (коэволюция) человека и машин ведёт к сближению и взаимному сиянию их. Если техника получит разум от людей и воспроизводиться научится сама, то человек перестанет быть царём природы. На этом этапе контроль и прогресс может полностью перейти к синтетическим разумным структурам, а человек будет ограничен во Вселенной своим заповедником – планетой Земля.

2. Долгосрочное планированное развитие техносферы на примере г. Волгоград

Волгоград – административный центр субъекта Российской Федерации Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от г. Москвы на изгибе нижнего течения р. Волги и протянулся вдоль волжского берега более чем на 70 км.

Основание города относится к середине XVI в., предположительно в 1555 году, и впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году – к середине XVI в.

В начале XIX в. в городе возникла мелкая промышленность, в 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс, развивалось судостроение. Наиболее активно развивался город после открытия в 1862 году Волго-Донской железной дороги.

В 1925 году был переименован в Сталинград. В период первых советских пятилеток начинается активное развитие мощного промышленного комплекса Сталинграда: построен крупнейший речной порт, Сталинградская ГРЭС, Сталинградский тракторный завод и другие крупные предприятия.

Долгосрочное планирование (ДП) -одна из форм перспективного планирования народного хозяйства с целью разработки и реализации стратегии социально-экономического развития страны на длительный (более чем пятилетний) период.

ДП обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. ДП вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспектив.

Основные области долгосрочного планирования:

    организационная структура

    производственные мощности

    капитальные вложения

    потребности в финансовых средствах

    исследования и разработки


Оглавление

1. Особенности труда педагога образовательного учреждения 3
2. Какими факторами обусловлена опасность развития техносферы для населения и окружающей среды? 8
3. Классификационная таблица «Средства защиты органов дыхания и кожи» 9
4. Терминологический словарь по разделу «Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций» 10
5. Схема состава Вооруженных Сил 12
Список литературы 13

1. Особенности труда педагога образовательного учреждения

Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа.
Специфика объекта деятельности учителя – учащиеся. Организация всей педагогической деятельности должна учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций.
Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учащимися и с учебным материалом. Настоящий учитель много сил и времени тратит на пополнение своих научных знаний, на целенаправленный отбор материала, на соотнесение его с возможностями учащихся. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опытом окружающей жизни и личными наблюдениями учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.
Педагогический труд – творческий труд. Он «требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи» . Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися у него способами мышления и поведения. Деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, на превращение их в движущие силы учебно-воспитательного процесса.
Труд учителя протекает всегда в коллективах учащихся, учителей, родителей, в тесном взаимодействии с общественностью. И высокой эффективности этот труд достигает в том случае, если все действия и поиски педагога направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.
Продуктивную деятельность учителя обеспечивает лишь мастерство. Оно состоит в умении педагога рациональными усилиями с помощью системы педагогических средств добиваться максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, затрачивая на это время, отведенное учебными планами и программами.
Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Труд преподавателей отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Работники педагогического труда «назначаются из числа лиц, имеющих специальное педагогическое образование, по состоянию здоровья могут выполнять соответствующий вид работы и прошли обучение и соответствующие инструктажи по вопросам охраны труда, безопасности жизнедеятельности» .
Перед допуском к работе начальник проводит с работником первичный инструктаж по охране труда, знакомит его с условиями труда. При выполнении работ, не предусмотренных трудовым соглашением или на которые не оформляются распоряжения или другие документы, педагогический работник должен получить целевой инструктаж на рабочем месте.
Педагогический работник должен знать правила пожарной безопасности и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). О выявленных неисправностях оборудования, оборудования, устройств, другие опасные проявления и случаи, произошедшие в помещении учебного заведения, педагогический работник должен сообщить директору или лицу, его заменяющему.
Педагогический работник перед началом работы должен:
1. Осмотреть свое рабочее место (спальную, игровую комнату или игровую площадку) с целью устранения выявленных опасных для жизни и здоровья детей факторов.
2. В случае выявления нарушений или неисправностей, принять меры по их устранению, а при необходимости − сообщить руководителю учебного заведения.
3. Перед пользованием электроприборами необходимо визуально проверить целостность электропроводов, электровилок.
4. Проверить, чтобы на рабочем места у электророзеток были сделаны трафаретные яркие надписи, указывающие на величину напряжения .
Педагогический работник не должен пользоваться поврежденными розетками и удлинителями, включателями и другими электроприборами, оставлять без присмотра свое рабочее место, когда оборудование подключено к электросети (компьютер, радиоприемники нагревательные электроприборы и т.д.).
При возникновении несчастного случая, который произошел во время учебно-воспитательного процесса с учеником или воспитанником, педагог обязан оказать первую доврачебную помощь, вызвать медработника и сообщить директору.
При этом педагог образовательного учреждения должен осмысленно относиться к вопросам безопасности, систематически проходить специальное обучение по использованию ценностей физического воспитания и здорового образа жизни в форме семинаров, курсов, специально организованных мероприятий. Осуществляя созн......

Список литературы

1. Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности / В.А. Алексеенко, И.Ю. Матасова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 320 с.
2. Безопасность жизнедеятельности / Сост. М.И. Басаков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 123 с.
3. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка / Е.Я. Гаткин. - М.: Лист, 2007. - 173 с.
4. Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 2009. - 218 с.
5. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности / О.Н. Русан. - СПб.: Лань, 2010. - 340 с.
6. Соколов, Э.М. Безопасность жизнедеятельности / Э.М. Соколов. - Тула: Гриф и К, 2009. - 357 с.
7. Сантаева, Т.С. Педагогическое и правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и работников ДОУ / Т.С. Сантаева. - Якутск: Оперативная полиграфия, 2008. - 118 с.