Патриарху Иерусалимскому Иринею грозит смертельная опасность. Что именно замыслили экуменисты против исповедника Христова? Иерусалимский патриарх отказался принести себя в жертву

141-й Патриарх Иерусалимский с 22 августа 2005, предстоятель Иерусалимской Православной Церкви

Биография

С 1964 года - в Иерусалиме, в Святогробском братстве. Учился в патриаршей школе в Иерусалиме. 28 июня 1970 пострижен в монахи патриархом Иерусалимским Венедиктом I.

В 1975-1978 учился на богословском факультете Афинского университета, возведён в сан архимандрита. В 1981-1986 учился в Даремском университете (Англия). В 1986-1988 ведал внешними связями Иерусалимского Патриархата. Затем архимандрит Феофил представлял патриарха при ряде организаций, в частности, при Московской патриархии (2001-2003), но в Москве, по свидетельству прихожан Иерусалимского подворья в Москве, бывал нечасто. Был старшим хранителем Гроба Господня.

В епископы рукоположён всего за полгода до избрания в патриархи, 14 февраля 2005. Назначен архиепископом Фаворским. В мае того же года его предшественник Патриарх Ириней I , замешанный в ряде скандальных сделок с недвижимостью, был отрешён от должности сперва Синодом, а потом Всеправославным собором в Фанаре.

22 августа 2005 года был единогласно избран Священным Синодом и интронизован 22 ноября того же года. В течение 2-х лет не мог получить официального признания от правительства Израиля.

Израильская полиция в настоящий момент расследует дело по обвинению Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Феофила III в покупке признания своего титула за 13 млн долларов с помощью бывшего министра по делам пенсионеров Израиля Рафи Эйтана.

Взгляды и оценка

Некоторыми представителями Московского Патриархата, в частности диаконом Андреем Кураевым , совершившими паломничество в Иерусалим в начале апреля 2008 года по линии Фонда св. апостола Андрея Первозванного, высказывания Патриарха Феофила о исторических притязаниях России на Палестину и негативной роли архимандрита Порфирия Успенского (основателя Русской духовной миссии в Святой земле) были расценены как «русофобские».

Архиепископ Марк (Арндт) в июле 2008 года дал высказал следующую оценку: «Все прежние Иерусалимские Патриархи интересовались Россией, даже в какой-то мере говорили по-русски, любили русский народ и его благочестие, были благодарны за огромный вклад Русской Церкви в укрепление православия на Ближнем Востоке, ценили присутствие русских монашествующих в Святой Земле… Нынешняя политика для меня непонятна. Она резко отличается от политики всех предшественников нынешнего Патриарха Иеруcалимcкого.»

Во вторник главы и представители поместных православных церквей приняли решение о смещении патриарха Иерусалимского Иринея I. Причиной отставки главы одной из самых древних православных церквей стало обвинение Иринея I в продаже зданий, принадлежащих Иерусалимскому патриархату. Внутрицерковный конфликт обрел отчетливые политические черты.

Скандал, связанный с именем патриарха Иерусалимского Иринея I, разразился в середине марта, когда израильским СМИ стали известны подробности сделки, касающейся собственности Иерусалимского патриархата на Святой земле. Два отеля в старой части Иерусалима и земельные участки, на которых они расположены, были сданы в долгосрочную аренду (до 199 лет) еврейской компании. Большинство православных арабов Святой земли, которые являются паствой Иерусалимской церкви (при том что большинство иерархов - греки по происхождению), восприняли факт продажи земли в Восточном Иерусалиме, населенном преимущественно арабами, как "предательство". Суть дела в том, что Иерусалим является яблоком раздора между палестинцами и израильтянами: палестинцы считают, что он должен стать столицей независимого палестинского государства, израильтяне же считают своей столицей весь Иерусалим, включая его арабскую часть.

В конце марта генеральный секретарь Иерусалимской патриархии архиепископ Аристарх призвал патриарха Иринея уйти в отставку. "После долгих раздумий и с чувством глубокой скорби я заявляю, что патриарх Иерусалимский должен оставить кафедру, чтобы патриархат мог вернуть себе авторитет и продолжать нести миссию в Святой земле", - заявил архиепископ Аристарх. Сам патриарх Ириней отрицает обвинения в свой адрес, перекладывая всю вину за случившееся на бывшего финансового менеджера патриархии Никоса Пападимаса.

6 мая синод Иерусалимской церкви большинством голосов низложил патриарха Иринея. "Достигнув предельно критической ситуации в нашей Иерусалимской патриархии, мы пришли к окончательному решению низложить патриарха Иринея и постановили считать его лишенным Иерусалимского патриаршего престола", - говорится в письме, адресованном главам всех поместных православных церквей. После низложения Иринея оперативное управление церковью взял на себя временный комитет в составе трех митрополитов: Кесарийского - Василия, Петрского - Корнилия и Капитолиадского - Исихия.

По правилам отставку Иерусалимского патриарха должны одобрить правительства Израиля, Иордании и Палестины. 11 мая палестинское руководство это сделало официально. На прошлой неделе соответствующий декрет издал и король Иордании Абдалла II. Израильское правительство, по сути дела, не стало бороться за низложенного главу Иерусалимской патриархии, заявив, что не станет вмешиваться во внутрицерковные дела.

После решения синода иерархи Иерусалимской церкви обратились за помощью к Вселенскому Константинопольскому патриарху Варфоломею, который на прошлой неделе призвал низложенного патриарха Иринея оставить свой пост "ради мира в церкви и его собственного достоинства". Но Ириней не согласился добровольно оставить патриаршую кафедру, поэтому для урегулирования ситуации 17 мая было принято решение созвать 24 мая Всеправославный собор в Стамбуле, который и должен был
решить судьбу патриарха. Русскую православную церковь на соборе представляли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Егорьевский Марк и протоиерей Николай Балашов.

Собравшись в кафедральном соборе Святого Георгия Победоносца в Фанаре, представители поместных православных церквей утвердили низложение патриарха Иринея. "Собор представителей православных церквей, собравшийся в Константинополе, обсудив положение в Иерусалимской церкви, призвал блаженнейшего патриарха Иринея ради церковного мира пожертвовать собой и уйти в добровольную отставку, - рассказал Ъ епископ Егорьевский Марк. - Но патриарх Ириней отказался, тогда Собор признал решение синода о низложении своего предстоятеля".

Почти все православные иерархи высказались за низложение патриарха Иринея. Поддержал его только представитель Грузинской церкви, а представители Антиохийского патриархата и Польской православной церкви воздержались. Теперь, по словам владыки Марка, начнется процесс избрания местоблюстителя патриаршего престола, а затем и патриарха. По мнению главного редактора православного журнала "К Единству!" Дениса Алексеева, наибольшие шансы стать новым первоиерархом Иерусалимской церкви имеет архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий, который станет компромиссной фигурой для греков, арабов и израильтян.

Правда, сам низложенный патриарх сдаваться не собирается и не признает решение Собора. Как сообщил его адвокат Францискос Рагуссис, патриарх Ириней намерен обратиться в международные судебные инстанции - Европейский суд по правам человека и даже ООН.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Жгучий коктейль из земельных, финансовых интересов и национализма стал причиной серьезного кризиса в Иерусалимском Патриархате, хранителе наиболее значимых православных святынь на Святой Земле.

В эксклюзивном интервью газете «Афинские новости» Патриарх Иерусалимский Феофил III заявил, что за решением аннулировать его признание, принятым правительством Иордании 12 мая этого года (правда, еще не утвержденным королем Абдаллой), стоят частные финансовые интересы. Этот шаг был сделан незадолго до того, как 21 мая этого года Верховный суд Израиля готовился рассмотреть петицию Патриарха о признании его государством Израиль.

Патриарх Феофил III утверждает, что назвавшие себя «представителями 70-и арабских православных общин», требующие отменить его признание Иорданией, в действительности представляют собой небольшую группу деятелей, большей частью из Назарета, преследующих свои собственные интересы. От одного из епископов газете «Афинские новости» известно, что эти же люди в течение многих лет требуют от Иерусалимского Патриархата предоставления им прав на часть церковных землевладений.

По заявлению ежедневной газеты «То Вима» от 15 мая этого года, племянник короля Абдаллы принц Гази ибн Мухаммад оказывал давление на Патриарха Феофила III в надежде получить права на значительный участок земли на берегу реки Иордан, где паломники совершают омовение, для его коммерческой эксплуатации. Подтверждая это, церковные источники сообщили «Афинским новостям», что принц также стремился добиться возведения в епископский сан архимандрита Христофора, араба по национальности.

Патриарх Феофил III отказался обсуждать поведение принца, но твердо заявил, что будет противиться любым попыткам со стороны министерств иностранных дел как Иордании, так и Греции давлением добиться поставления во епископы тех или иных лиц в надежде тем самым разрешить кризисную ситуацию.

Правительство Иордании и отступники обвиняют Патриарха в том, что он не сдержал обещаний, которые были им даны перед патриаршими выборами 2005 года, последовавшими после лишения сана патриарха Иринея, его предшественника, обвиненного в незаконной продаже части земель Восточного Иерусалима, являющихся греческой собственностью, Израильскому государству. Тогда шла речь о поставлении еще одного епископа из арабов, введении второго арабского клирика в Священный Синод и восстановлении особого Совета из клириков и мирян, дающего арабской пастве значительные права в управлении церковной собственностью (инициатива, которой особенно противится Израиль).

Патриарх напомнил, что им был рукоположен во епископы Феодосий (Аттала Анна), известный националист, теперь поддерживающий отмену признания Иорданией Патриарха Феофила III; второй же арабский епископ, ныне преставившийся, пока не замещен. Патриарх также заявил, что в его планы входит назначение второго арабского представителя в Священный Синод, но не под внешним давлением.

Патриарх заявил, что притязания на коммерческую эксплуатацию земель Иерусалимского Патриархата на берегу Иордана «имеет самую прямую и тесную связь» с попыткой правительства аннулировать его признание. «Вопрос не в том, что эти земли представляют некую материальную ценность. Собственность Патриархата неразрывно связана со святынями, и поэтому мы никогда не использовали и не будем использовать ее в коммерческих целях».

Говоря о попытках добиться заключения земельной сделки под угрозой аннулирования его признания, Патриарх отметил, что в свое время такое же давление на него пытался оказывать Израиль; теперь же эту израильскую модель отношений пытается применить Иордания.

«Патриархат подвергался давлению со стороны Израиля в связи с признанием меня патриархом. Мы всегда ясно давали понять израильским властям, что не поступимся интересами Патриархата, – сказал предстоятель Иерусалимской Церкви. – Патриархат должен почитаться как священный институт – духовный и религиозный. Нельзя обращаться с ним как с агентством недвижимости. Я подчеркиваю еще раз: я не бизнесмен, и если кого-то это не устраивает – это их проблема».

«К несчастью, теперь, когда власти Израиля стали уважительно относиться к Патриархату, возникли осложнения в отношениях с арабской стороной, на поддержку которой мы всегда опирались», – сказал Патриарх.

Патриарх Феофил III «не сомневается» в том, что Верховный суд Израиля примет наконец решение о его признании, при этом он не стал подробно объяснять причины своей убежденности в этом, будучи уверенным, что необходимое взаимопонимание между Православной Церковью и государством Израиль будет достигнуто.

Патриарх считает, что он пользуется полной поддержкой арабской паствы, которой Церковь оказывает весьма ощутимую социальную поддержку. «Паства чувствует нашу любовь. У меня нет проблем в отношениях с ней, потому что верующие знают меня лучше, чем я сам. Патриархат проявляет заботу об этих людях. С тех пор как я был избран патриархом, я много своих сил отдал и Иордании. Мы посетили множество общин, некоторые из которых не видели патриарха по 30 или даже 50 лет. В иорданском городе Зарка мы построили школу. Были восстановлены игуменские здания, а до этого здешний игумен был вынужден проживать в гостинице. Восстановлены и другие строения. На все это были потрачены значительные средства, хотя Патриархат и испытывал серьезные финансовые трудности из-за того, что Израиль тянул с утверждением меня как патриарха . В Фесе (Иордания) мы построили игуменский корпус и реорганизовали общину», – рассказал он.

По утверждению Феофила III, критикующие его православные из арабов – это защищающее свои интересы меньшинство, движимое поиском своей финансовой выгоды. «Это люди из Назарета, которые в свое время выступали против Иринея, а сейчас вдруг встали на его защиту. Они хотят отмены решения суда по вопросу церковной собственности, вынесенного в пользу Патриархата: речь идет о 100 акрах земли в Каср эль-Мутране в Назарете, на которые местная община хочет получить права».

Патриарх Феофил напомнил, что в тот день, когда иорданское правительство приняло решение аннулировать его признание патриархом, более 200 православных арабов собрались в Фесе и выступили с требованием отмены данного решения. «Слухи о том, что арабские общины могут продемонстрировать согласие с этим решением и отказать мне в приеме, просто ложь и злословие», – заявил он. Он напомнил о своих недавних визитах в арабские православные общины – Кану, Акру, Сачнин, Наблус и Рафидию, где ему был оказан «радушный прием».

Патриарх обратился ко всем правительствам с призывом уважать независимость Иерусалимского Патриархата. «Мы заявили генеральному секретарю греческого МИДа, встреча с которым состоялась за день до принятия Иорданией своего решения, что вне зависимости от обстоятельств мы не поддадимся никакому давлению, с какой бы стороны оно ни исходило. В любом случае никто не может диктовать нам, кого поставлять в тот или иной сан, определять на то или иное место. К сожалению, по этому вопросу мы имеем разные мнения», – добавил Патриарх, имея в виду послание Министерства иностранных дел Греции, в котором говорится о необходимости принятия Патриархом некоторых мер.

«Мы категорически отвергаем внешний инструктаж администрации Патриархата. Никто не может нам навязывать определенных лиц для рукоположения в епископы. Это должно быть понятно всем и каждому», – заявил он, подразумевая священника, которого принц Иордании хотел бы видеть епископом.

«До сих пор не прекращаются попытки вторгнутся во внутренние дела Патриархата, что совершенно неприемлемо. Это проявление неуважения к священному институту Патриархата и его независимости. Это вопиющее нарушение свободы Церкви. Частные лица, защищающие личные и иные интересы, не могут диктовать Патриархату, что делать», – подчеркнул он.

Отвечая на вопрос о рукоположении второго арабского епископа, патриарх Феофил сказал: «Мы исходим не из национальных или этнических критериев. Что значит арабский или неарабский? Мы уже рукоположили епископа из арабов. В то время среди епископов был и еще один, араб по национальности, но он позже преставился. Конечно же, мы изберем и еще одного архимандрита из арабов в Священный Синод. Но протежирование кого-либо для нас неприемлемо. Мы не можем подчинять церковные структуры служению чьим-то целям».

«В свое время подобные заслуживающие порицания действия предпринимало израильское правительство, и вот теперь точно так же действуют другие… Разве они не признают наше служение? Разве они не видят, что мы подвергались давлению со стороны Израиля и до сих пор не поддались? Выдвигаются бесстыдные и безосновательные претензии… Это спланированная кампания, не лично против меня, но против Патриархата», – заявил Патриарх.

Патриарх Феофил III отметил, что у него прекрасные отношения с королем Абдаллой, «который уважает Патриархат», и сказал, что приглашен посетить Международный экономический форум в Иордании. Патриарх указал и на то, что к вопросу независимости Иерусалимской Церкви проявили интерес и американские дипломаты.

«Мы абсолютно и полностью доверяем королю, имеющему первое и последнее слово в решении любых дел, и всегда заявляли, что Иордания была примером уважения независимости Церкви для всех общин. Эти действия исходят от других кругов», – такими словами завершил свое интервью Патриарх Иерусалимский Феофил III.

По израильским законам, патриарх не имеет доступа к банковским счетам Иерусалимской Церкви, пока не будет признан государством.

Джордж Гилсон

«Athens new», May 18, 2007
Перевел с англ. Василий Томачинский

Дата рождения: 1952 г. Страна: Израиль Биография:

Родился в 1952 году в селении Гаргалиани (область Мессиния в Греции).

В июле 1964 г. вступил в Святогробское братство. В том же году поступил в Иерусалимскую Патриаршую школу, которую закончил в июне 1970 года.

28 июня 1970 г. Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Венедиктом пострижен в монашество с именем Феофил.

1 июля 1970 года архиепископом Иорданским Василием рукоположен во иеродиакона. В 1975 году хиротонисан в сан иеромонаха архиепископом Иерапольским Диодором (впоследствии — Патриарх Иерусалимский). В том же году решением Священного Синода Иерусалимского Патриархата направлен для обучения на богословский факультет Афинского университета. По возвращении в Иерусалим нес послушания в Генеральном секретариате Священного Синода, Патриаршей школе и эпистасии монастыря святого Харлампия.

В 1978 году удостоен сана архимандрита. В 1981 году назначен членом редакционной коллегии журнала «Неа Сион». В декабре 1981 года направлен в Англию для обучения в аспирантуре Даремского университета. По окончании обучения, в 1986 г., назначен секретарем по внешним связям Священного Синода Иерусалимского Патриархата. В 1988 году утвержден представителем Иерусалимского Патриархата в Центральном комитете Всемирного Совета Церквей.

В 1991-1996 годах был игуменом монастыря святого Георгия Победоносца в Кане Галилейской. С 2001 по 2003 гг. являлся представителем Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси, возглавлял Иерусалимское подворье в Москве. В 2003 году назначен Патриаршим епитропом в Дохе (Катар).

В 2004 году назначен старшим скевофилаксом (хранителем Гроба Господня), избран членом Священного Синода Иерусалимского Патриархата. 14 февраля 2005 г. рукоположен в архиерейский сан и избран архиепископом Фаворским.

22 августа 2005 года избран 141-м Патриархом Иерусалимским, интронизация состоялась 22 ноября того же года.

Титул Предстоятеля: Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины .

Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, Патриаршим храмом является собор в честь Воскресения Христова (Иерусалим).

Место работы: Иерусалимская Православная Церковь (Предстоятель) Web-сайт:

Рассуждает о нынешней и будущей роли Греческой Православной Церкви в делах, связанных с Иерусалимом и мирным урегулированием, отвечает на критические выпады и делится личным мнением.

«Палестино-израильский журнал» (Анна Кулурис): Каково значение Греческой Православной Церкви для Иерусалима?

Патриарх Феофил III: Для нынешнего и будущего статуса Иерусалима роль Греческого Православного Иерусалимского Патриархата и Церкви исключительно важна. Ее историю невозможно отмежевать от политической и культурно-религиозной истории Иерусалима. Она присутствует здесь исторически непрерывно в течении двух тысяч лет, будучи единственным религиозным учреждением, пережившим на этом месте многие века. Ее назначение и призвание продолжает быть чистым и исключительно религиозным и духовным; никаких иных интересов она не преследует.

Многие люди затрудняются в понимании того, что значит название «римский», и это представляет собой проблему культурного самоопределения и его кризиса. Также и Запад привнес свою лепту в их недоумение по поводу самоидентичности, которое можно разрешить просвещением и пониманием истории. Ведь нужно знать о своих корнях. Нельзя игнорировать былое присутствие здесь . Камни об этом говорят – да и все об этом говорит. Я подготовил академическое исследование, в котором провел очень тщательный и полный анализ значения слова «Рум» и того, что значит быть членом этой Церкви.

Патриарх Иерусалимский Феофил

Несмотря на то, что Греческая Православная Церковь присутствовала в Иерусалиме с начала своего существования, в нынешней повестке дня возникают проблемы, связанные с позицией Израиля. Никто не станет отрицать, что израильские власти хотели бы получить собственность патриархата, особенно ту, что в районе Яффских ворот. Ощущает ли Церковь это давление?

Вы затронули весьма деликатную тему, самую суть значимости существования Патриархата и его роли в отношении Иерусалима и всего региона. В религиозном смысле она выражена в том, что многие святые места, находящиеся в ведении Патриархата, остались доступными для всех паломников и посетителей без каких бы то ни было ограничений. Это возможно благодаря наличию Братства .

И здесь, и в регионе, и в мире всем известно, что если бы не деятельность Патриархата, то большинство святых мест были бы разрушены или, в конце концов, превращены в музеи, археологические площадки и туристические достопримечательности. Но до сих пор святые места остаются местами благоговения и почитания.

Если говорить о культурном, и даже политическом аспектах проблемы, то значение Патриархата весьма существенно, в первую очередь, в том отношении, что он дает подтверждение легитимности исторических притязаний и Палестинской Автономии на святые места – поскольку обе эти стороны основывают свои требования на том факте, что мусульманский халиф Омар при захвате Иерусалима заключил мирный договор с тогдашним патриархом Софронием, известное как «пакт Омара». Этот базовый договор стал основой всех юридических сделок и соглашений, которые происходили между патриархатом и властями.

Второе важное обстоятельство – Патриархат имеет наследственные права на имущество, скажем, на храмы, монастыри и другие объекты, число которых с течением времени приумножалось. И это придает Патриархату вес в решении имущественных, естественных и демографических аспектов жизни Иерусалима.

Патриархат продолжает быть собственником имущества внутри и в окрестностях Старого Города – ключевого района для расчетов политической стратегии.

Не представляет ли сегодня что-либо из того, на чем основана сила Патриархата, источник напряженности в отношениях с правительством Израиля?

Источник: photosight.ru

Представляет собой средоточие происходящего в местной политике, и вполне естественно, что Патриархат – непременный участник политических конфликтов и интересов.

Но миссия Патриархата остается духовной и религиозной. В отличие от других Церквей, представленных здесь – а у них также много собственности – Греческий Православный Патриархат является единственным независимым, автономным и автокефальным церковным институтом. Это означает, что собственность Патриархата есть собственность, расположенная в этой стране, она остается здесь.

Что касается собственности других Церквей, например Римско-Католической или Русской, то это собственность государственная. Она принадлежит не местным общинам, но соответствующим государствам.

Некоторое время назад при визите в собор Нотр-Дам можно было обнаружить надпись «Собственность Ватикана». То же имело место недавно, когда русские потребовали, чтобы некоторые объекты собственности отреставрировали и вернули подлинным владельцам. Но кто ведет переговоры об этой собственности с властями Израиля или с Палестинской Автономией? Государство, не Церковь.

И еще: центральные органы других Церквей расположены вдалеке от Иерусалима. Полномочия глав других христианских Церквей и общин происходят из-за рубежа, извне – не изнутри. Потому понятной становится значимость Патриархата – это местное учреждение.

Каковы ныне взаимоотношения с Иорданией, и Израилем, государствами, земли которых охватывает каноническая территория Греческого Православного Иерусалимского Патриархата?

Сегодня отношения прекрасные. После кризиса, через который прошел Патриархат, после того, как я взял на себя ответственность в качестве главы Церкви, были, разумеется, разного рода проблемы и недопонимания. Но в итоге все осознали, что мое призвание в том, чтобы воздать Богу Богово, и кесарю – кесарево.

Сколь значительную роль исполняет Греческий Православный Патриархат в дискуссии о правах палестинцев, особенно с учетом его близкого соседства с территориями вроде Силуана (Силоама)? Ощущает ли Церковь необходимость высказать политическую позицию по этому вопросу?

В политику мы стараемся не вмешиваться, становиться политиками не желаем, но в то же время это не значит, что мы не питаем сочувствия к страданиям и бедствиям, которые претерпевают жители тех мест.

По этой причине здешние церковные общины образовали своего рода совет для обсуждения вопросов общего ведения. Мы обращаем внимание на проблемы наподобие недавней стрельбы в Силуане и другие.

Наша цель, с нашей точки зрения, заключается в том, чтобы внести вклад в установление взаимного уважения и понимания, а также мирного существования и совместного жительства. В этом долг Церкви. Поэтому мы, как Церкви, и делаем неоднократные официальные утверждения и выражаем свою позицию по поводу статуса Иерусалима.

Наша позиция по Иерусалиму такова: мы хотим, чтобы он был открытым городом, доступным для всех, и Иерусалим может вместить в себя все религиозные общины.

Мы заявляем, что для нас достаточно разрешения посещать и почитать места, которые священны для иудеев, мусульман и христиан. Даже если мы не притязаем на само место, все же мы претендуем на святость этих мест.

Примером служит Святая Гора, а также могила царя Давида на горе Сион. Когда мы празднуем в монастыре и школе на горе Сион, то после службы мы отправляемся в литургических облачениях на крестный ход к погребению царя Давида, где расположена синагога. Туда мы идем ради молитвословия, и уходим оттуда. Вот чего мы хотим. Так мы понимаем присутствие на святых местах. Именно этот смысл я вкладываю в свои слова о том, что Иерусалим может вместить всех.

С политической точки зрения, все притязают на Иерусалим, и каждая сторона хочет, чтобы Иерусалим был ее столицей. Но по религиозным представлениям Иерусалим – столица Бога. Мое же понимание я выразил бы так: Иерусалим дышит тремя легкими, христианским, иудейским и мусульманским. И эти легкие дышат в гармонии. Так мы видим будущее Иерусалима.

Что вы скажете о проходящих переговорах по поводу договора о налогообложении между Израилем и Ватиканом, которые могут привести к тому, что церковные общины должны будут платить налоги: подоходный, на собственность, местный? Чувствует ли Православная Церковь себя оттесненной на второй план, зная, что если соглашение будет достигнуто, то это будет прецедент для других Церквей?

Ситуация с переговорами с Ватиканом куда более сложная. Греческая Православная Церковь не чувствует себя оттесненной поскольку ее юридический статус отличается от ватиканского. Она единственная Церковь, подчиняющаяся законам Иордании. Патриархат – местное учреждение, тогда как Ватикан представляет собой духовную и политическую цельность, поэтому его представители не могут говорить от имени местных христиан.

В Интернете появляется множество видеосюжетов о распрях между греками и в храме Гроба Господня. Это постыдно выглядит, и очень непросто понять, как такие стычки могут происходить в святых местах. Как бы вы объяснили эти силовые действия?

Истчоник: flickriver.com

Я понимаю ваш вопрос, но обычно стремятся свести тему религиозных конфликтов и противоборств к некоторым столкновениям, происходящим между францисканцами, греками и армянами, армянами и сирийцами, и эфиопами и так далее.

Но, на самом деле, мы можем взглянуть на дело глубже и спросить себя, в чем существо конфликта между палестинскими мусульманами и израильскими иудеями. Разве не на почве религии? Да.

Каково политическое значение Иерусалима? Важен ли он для военных или стратегических планов? Только религиозная ценность, ничего другого. Столкновения здесь только религиозные.

Когда вы наблюдаете рукопашную в Иерусалиме, особенно за Храмовую гору и аль-Харам аль-Шариф – для чего это? Разве не ради мест религиозного поклонения? Но сосредотачиваются на частном случае у Гроба Господня; это имеет основание, проблема действительно налицо. Но не берут при этом широкий обзор того, что делается здесь, на Святой Земле.

И еще мы не должны забывать о затруднениях человеческого свойства. В прошлом все битвы и стычки были во имя Божие. Крестовые походы с какой целью предпринимались? Разве не во имя Божие? И есть много иных примеров. Сегодня так не говорят – «во имя Божие», но в данных обстоятельствах, так или иначе, замешана религия.

Какое место отводит себе Греческая Православная Церковь во – полноценного члена или стороннего участника?

Православная Церковь и Иерусалимский Патриархат были среди пионеров, учредителей Всемирного Совета Церквей. Он был основан по инициативе Вселенского Константинопольского Патриархата, а впоследствии к нему присоединились все остальные Церкви. Совет играет важную роль в сведении к общению всех христианских деноминаций, и проделал огромную работу, в результате которой были развенчаны все предрассудки.

Но вот в чем проблема – в начальные годы Совет был сосредоточен на единстве христианских Церквей и деноминаций, однако затем, под влиянием протестантских Церквей, внимание перешло от богословских дискуссий к социальным вопросам. А еще позже, во многих случаях, он оказался втянут в политику. И сегодня Совет играет заметную роль, но не столь значимую, как прежде, в силу множества политических изменений и эволюции.

И все же Православная Церковь привержена миссии Всемирного Совета Церквей. Поэтому мы в нем участвуем. Сам я стал первым представителем Патриархата, ставшим членом Центрального Комитета Совета. У нас есть полномочный представитель, а недавно мы радушно приняли нового генерального секретаря Совета. Мы стараемся внести сколь можно больший вклад, так как сегодня это существенно, особенно для нашей религии. Это может способствовать мирному урегулированию и согласию, а также установить справедливость.

Недавно Вы встречались с премьер-министром Греции во время его визита в Израиль. Что ждет Патриархат от греческого правительства? Считаете ли Вы, что Георгиос Папандреу поспособствует лучшему политическому климату в регионе? Будете ли Вы с ним действовать как посредники в местных политических вопросах?

Визит Папандреу действительно был важен. Он заявил, что считает своей задачей поддерживать инициативу в мирном урегулировании. Хорошо известно, что его уважают и израильские, и палестинские власти. Известно, что его отец был сильным сторонником палестинцев во времена президента Ясира Арафата. А то, что он нанес визит в Патриархат, стало еще одним знаком общего понимания важности Патриархата, не только в религиозной, но и в политической сфере.

Поскольку, как я отмечал, конфликт происходит на религиозной почве, то все политические руководители постепенно начинают понимать, что без содействия и совета глав религиозных общин, не только христианских, но и иудейских и мусульманских, они не достигнут успеха в своих усилиях по установлению мира и согласия в регионе.

Ваша точка зрения весьма значима и очень требовательна, но сами вы человек скромный и живете простой жизнью. Откуда вы каждодневно берете силы?

Непростой вопрос. Полагаю, все силы дарованы свыше; от Церкви, от молитвы. Именно от этого.

Какой совет могли бы Вы дать людям в современном мире – борющимся с текущим положением дел в экономике и иными вызовами, которые делает современность и глобализация?

Людям я сказал бы, что выход и убежище от невзгод мира сего – вера в Бога.

СПРАВКА

Греческие православные христиане, или «православные Рума (Рима)», как их исторически называют, присутствовали в Иерусалиме на протяжении почти двух тысяч лет. Будучи наследником традиции, собственности и авторитета, Греческая Православная Церковь стремится к тому, чтобы играть значимую роль в определении политических судеб этого города. Юрисдикция Греческого Православного Патриархата, которая объединяет более 150000 христиан, простирается по территории Израиля, Палестинской автономии, включая также Иерусалим и Иорданское королевство. По своему положению патриарх выступает политическим руководителем, с голосом которого считаются при решении многих вопросов местного и международного значения. В качестве регионального учреждения Греческая Православная Церковь сотрудничает с правительством Израиля с целью исполнения многих из функций совместного ведения. В то же время каждый вновь избранный патриарх должен получить одобрение на свое поставление у трех сторон: Иордании, Израиля и Палестины. Члены собора должны иметь иорданское гражданство. Первейшая обязанность патриархата состоит в сохранении и защите святых христианских городов, как он делал от рождения христианства.