Все вещества с которыми вариант 18. Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

1) 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

    Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

    На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

    Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Импрессионисты Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и

непосредственность восприятия жизни: они стали изображать мгновенные, как бы

случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

    Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Долгое время киты (1) наблюдать которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

    1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3 4) 1, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки

    хотя они уже были полны.

    1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют их агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,

    Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

    При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

    Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

    Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Вилъгелъм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

    Какие разные оценки одного человека - одним и тем же, дружеским, пером!

    Где истина? (5)В каком году?

    Однажды в невесёлый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному учёному и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет. (8)Родственник отвечал: «...жалею вместе с тобою

о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю:

    «Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. (Ю)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его. (11)Не плачь обо всём и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив.

    Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».

    Да Кюхельбекер и сам в другую минуту назовёт друзей «милыми и прекрасными».

    Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма. (16)Кюхля вызовет Пушкина стреляться; от насмешек над своей долговязой, нескладной фигурой придёт в отчаяние; однажды кинется топиться в Царскосельский пруд - его вытащат и будут любить, как и прежде любили, удивляясь сочетанию вдохновения, таланта и страшных несообразностей. (17)Любя, станут снова издеваться, мириться...

    И отчего не так?

    Важно ли, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? (23)Носят ли джинсы или камзолы, треуголки? (24)Конечно, разница веков нам небезразлична. (25)Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... (26)Но сколько здесь общего! (27)Разве они, юные прадеды, не любили, как правнуки, не мечтали, не умирали? (28)Разве мы, современники космических ракет и теперь уже цифрового телевидения, не нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить тех ребят, а они - нас?

    Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», через дела, мысли и документы давно ушедших людей, мы вдруг замечаем то, что вблизи, вплотную, было почти неразличимо...

(По Н.Я. Эйдельману*)

*Натан Яковлевич Эйдельман (1930-1989) - писатель, историк, литературовед.

Какое предложение должно быть на месте пропуска под цифрой 6?

    Нигде...

  1. Пушкин никогда в этом не признается...

    Свидетельства истинного отношения Пушкина к Кюхельбекеру утрачены...

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

    В предложениях 21-26 содержится рассуждение.

    В предложениях 11-13 представлено рассуждение.

    В предложениях 16-17 перечислены произошедшие события.

    Предложение 9 содержит описание.

Укажите синоним к слову ДОЛГОВЯЗЫЙ из предложения 16.

    высокопарный 2) высокий 3) низкорослый 4) низменный

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

    21 I Из предложений 12-13 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Из предложений 8-11 выпишите наречие в сравнительной степени.

Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

    I Среди предложений 9-18 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

    | Среди предложений 15-28 найдите предложения, в которых есть обособленное приложение. Напишите номера этих предложений.

20 | Среди предложений 7-16 найдите сложное предложение, в состав которого входят три однородных придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

27 Среди предложений 7-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-АЗО, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

«Талантливый пушкинист Н.Я. Эйдельман, посвятивший свою научную и литературную деятельность истории декабристского движения, сравнивает дружеские отношения современных молодых людей и лицеистов пушкинского

выпуска, используя такой приём, как (предложения 9-13), и

синтаксические средства: (например, в предложении 16) и

(предложения 27, 28). («дружба» - «насмешка»,

«дружба» - «эпиграмма» в предложении 15) подчёркивают своеобразие отношений между лицеистами».

Список терминов:

    риторические вопросы 6) метафоры

    контекстные антонимы 7) вопросно-ответная форма изложения

    эмоционально-оценочные слова 8) сравнительный оборот

    разговорные слова 9) цитирование

    ряды однородных членов

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов Л® 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 13

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Д 1 | В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    низвЕден 2) зАгодя 3) щАвель 4) облИлась

А2 | В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    Родители должны помнить о том, что хороший ЯЗЫКОВЫЙ детский лагерь может находиться не только в Лондоне.

    Работа с денежной НАЛИЧНОСТЬЮ - вопрос серьёзный для каждого предприятия.

    Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.

    ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.

ДЗ I Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    около пятиста фотографий

    поезжайте в город

    пара носков

    наиболее уместный

д^ | Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассматривая наскальные изображения эпохи каменного века,

    рисунки могут быть поняты людьми разных национальностей.

    видишь самые важные события жизни людей, сцены охоты и сражений.

    понимание таких рисунков может быть многозначно.

    видны реалии далёкого прошлого.

дд I Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

    Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

    Все, кто написал рецензию на «отлично*, дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

    В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

    Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.

    В конце XIX века имение приобрёл курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

    Мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т. Морозову.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)... (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели. (6)... адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    Существуют различные фармакологические препараты, которые способствуют адаптации.

    Рациональное питание обеспечивает нормальный обмен веществ, что повышает уровень адаптации.

    Приспособленность к определённым условиям внешней среды - важнейшее условие выживания живого организма.

    Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

    Сначала 3) Однако

    Следовательно, 4) Впрочем,

А9 I Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

    нарушения вызывают (предложение 2)

    организмы способны (предложение 3)

    они способны адаптироваться (предложение 3)

    изменение могло (предложение 5)

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

    Сложноподчинённое 3) простое осложнённое

    сложное бессоюзное 4) сложносочинённое

Укажите предложение, в котором есть личное местоимение.

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

Укажите значение слова СПОСОБНОСТЬ (предложение 5).

    условие 2) талант 3) умение 4) причина

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остыо, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.

    1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    налом..нание, словарный, выл..жить

    разрослась, орбитальный, полемический

    экзаменовать, асфальтированный, изд..вать

    консервировать, горизонтальный, к..рьерист

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    начислять, бе..компромиссный, несгибаемый

    отбрасывать, на..пись, по..черкнуть

    пр..забавный, соприкосновение, пр..школьный

    из..явить, обез..яна, меж..языковой

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

    ЕГЭ по русскому языку (23 марта 2012 года) Каждая сельская... сверху по центру написать Пробный ЕГЭ -2012 . Русский язык ВАРИАНТ - Все СОШ должны... комиссии по проверке пробного ЕГЭ по русскому языку должны прибыть в 12. ...

При изучении материала предыдущих параграфов, вы уже познакомились с некоторыми веществами. Так, например, молекула газа водорода, состоит из двух атомов химического элемента водорода –

Простые вещества – вещества, в состав которых входят атомы одного вида

К простым веществам, из числа известных вам веществ, относят: кислород, графит, серу, азот, все металлы: железо, медь, алюминий, золото и т.д. Сера состоит только из атомов химического элемента серы, а графит состоит из атомов химического элемента углерода. Нужно четко различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» .

Например, алмаз и углерод – не одно и тоже.

Углерод – химический элемент, а алмаз – простое вещество, образованное химическим элементов углеродом. В данном случае химический элемент (углерод) и простое вещество (алмаз) называются по-разному.

Часто химический элемент и отвечающее ему простое вещество называются одинаково. Например, элементу кислороду, соответствует простое вещество – кислород. Различать, где идет речь об элементе, а где о веществе, необходимо научиться! Например, когда говорят, что кислород входит в состав воды – речь идет об элементе кислороде. Когда говорят, что кислород – это газ, необходимый для дыхания – здесь идет речь о простом веществе кислороде. Простые вещества химических элементов подразделяют на две группы – металлы и неметаллы.

Металлы и неметаллы кардинально отличаются по своим физическим свойствам. Все металлы при нормальных условиях твердые вещества, исключение составляет ртуть – единственный жидкий металл .

Металлы непрозрачны, обладают характерным металлическим блеском. Металлы пластичны, хорошо проводят тепло и электрический ток.Неметаллы не похожи друг на друга по физическим свойствам. Так, водород, кислород, азот – газы, кремний, сера, фосфор – твердые вещества. Единственный жидкий неметалл – бром – жидкость коричнево-красного цвета.Если провести условную линию от химического элемента бора к химическому элементу астату, то в длинном варианте

Периодической Системы над линией расположены неметаллические элементы, а под ней – металлические . В коротком варианте Периодической Системы под этой линией расположены неметаллические элементы, а над ней – как металлические, так и неметаллические элементы. Значит, определять, является элемент металлическим или неметаллическим, удобнее по длинному варианту Периодической Системы.

Это деление условное, поскольку все элементы так или иначе проявляют как металлические, так и неметаллические свойства, но в большинстве случаев такое распределение соответствует действительности.

Сложные вещества и их классификация

Если в состав простых веществ входят атомы только одного вида, несложно догадаться, что в состав сложных веществ будут входить несколько видов различных атомов, как минимум двух. Примером сложного вещества является вода, ее химическая формула вам известна – Н2О .

Молекулы воды состоят из двух видов атомов: водорода и кислорода.

Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных видов

Проведем следующий эксперимент. Смешаем порошки серы и цинка. Поместим смесь на металлический лист и подожжем при помощи деревянной лучины. Смесь загорается и быстро сгорает ярким пламенем. После завершения химической реакции образовалось новое вещество, в состав которого входят атомы серы и цинка. Свойства этого вещества совершенно другие, нежели свойства исходных веществ – серы и цинка.

Сложные вещества принято делить на две группы: неорганические вещества и их производные и органические вещества и их производные. Например, каменная соль – это неорганическое вещество, а крахмал, содержащийся в картофеле – органическое вещество.

Типы строения веществ

По типу частиц, входящих в состав веществ, вещества делят на вещества молекулярного и немолекулярного строения. В состав вещества могут входить различные структурные частицы, такие как атомы, молекулы, ионы. Следовательно, существует три типа веществ: вещества атомного, ионного и молекулярного строения. Вещества различного типа строения будут иметь различные свойства.

Вещества атомного строения

Примером веществ атомного строения могут быть вещества, образованные элементом углеродом: графит и алмаз . В состав этих веществ входят только атомы углерода, но свойства этих веществ очень сильно отличаются. Графит – хрупкое, легко расслаивающееся вещество серо-черного цвета. Алмаз – прозрачный, один из самых твердых на планете, минерал. Почему вещества, состоящие из одного типа атомов, имеют различные свойства? Все дело в строении этих веществ. Атомы углерода в графите и алмазе соединяются различным способом. Вещества атомного строения имеют высокие температуры кипения и плавления, как правило, нерастворимы в воде, нелетучи. Кристаллическая решетка – вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла

Вещества молекулярного строения – это практически все жидкости и большинство газообразных веществ. Существуют и кристаллические вещества, в состав кристаллической решетки которых входят молекулы. Вода – вещество молекулярного строения. Лед также имеет молекулярное строение, но в отличие от жидкой воды, имеет кристаллическую решетку, где все молекулы строго упорядочены. Вещества молекулярного строения имеют невысокие температуры кипения и плавления, как правило хрупкие, не проводят электрический ток.

Вещества ионного строения

Вещества ионного строения – это твердые кристаллические вещества. Примером вещества ионного соединения может быть поваренная соль. Ее химическая формула NaCl. Как видим, NaCl состоит из ионов Na+ и Cl⎺, чередующихся в определенных местах (узлах) кристаллической решетки. Вещества ионного строения имеют высокие температуры плавления и кипения, хрупкие, как правило, хорошо растворимы в воде, не проводят электрический ток. Понятия «атом», «химический элемент» и «простое вещество» не следует смешивать.

  • «Атом» – конкретное понятие, так как атомы существуют реально.
  • «Химический элемент» – это собирательное, абстрактное понятие; в природе химический элемент существует в виде свободных или химически связанных атомов, то есть простых и сложных веществ.

Названия химических элементов и соответствующих простых веществ совпадают в большинстве случаев. Когда мы говорим о материале или компоненте смеси – например, колба наполнена газообразным хлором, водный раствор брома, возьмём кусочек фосфора, – мы говорим о простом веществе. Если же мы говорим, что в атоме хлора содержится 17 электронов, вещество содержит фосфор, молекула состоит из двух атомов брома, то имеем в виду химический элемент.

Нужно различать свойства (характеристики) простого вещества (совокупности частиц) и свойства (характеристики) химического элемента (изолированного атома определенного вида), см. таблицу ниже:

Сложные вещества необходимо отличать от смесей , которые тоже состоят из разных элементов. Количественное соотношение компонентов смеси может быть переменным, а химические соединения имеют постоянный состав. Например, в стакан чая вы можете внести одну ложку сахара, или несколько, а молекулы сахарозы С12Н22О11 содержит точно 12 атомов углерода, 22 атома водорода и 11 атомов кислорода.

Таким образом, состав соединений можно описать одной химической формулой, а состав смеси – нет. Компоненты смеси сохраняют свои физические и химические свойства. Например, если смешать железный порошок с серой, то образуется смесь двух веществ.

И сера, и железо в этой смеси сохраняют свои свойства: железо притягивается магнитом, а сера не смачивается водой и плавает по ее поверхности. Если же сера и железо прореагируют друг с другом, образуется новое соединение с формулой FeS , не имеющее свойств ни железа, ни серы, но обладающее набором собственных свойств. В соединении FeS железо и сера связаны друг с другом, и разделить их методами, которыми разделяют смеси, нельзя.

Выводы из статьи по теме Простые и сложные вещества

  • Простые вещества – вещества, в состав которых входят атомы одного вида
  • Простые вещества делят на металлы и неметаллы
  • Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных видов
  • Сложные вещества делят на органические и неорганические
  • Существуют вещества атомного, молекулярного и ионного строения, их свойства различны
  • Кристаллическая решетка – вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла

10–11-е классы

Информационная обработка текста
в старших классах

(ЗАДАНИЕ А27)

В экзаменационную работу по русскому языку в 11-м классе вошло изменение – внесено задание базового уровня, проверяющее умение учащихся адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Речь идет о задании А27.

Это задание состоит из небольшого текста учебно-научного стиля речи (3 предложения) и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Понимать информацию, содержащуюся в тексте, – значит, понимать и каждое слово в отдельности, и сочетание слов (связь понятий), и как движется мысль от темы к теме, и какая связь между двумя соседними предложениями, а также между микротемами в тексте. Таким образом, осмысление текста, его понимание, происходит сразу на нескольких уровнях и взаимосвязанно. Критерием осмысленности текста, по мнению А.А. Леонтьева, является способность выразить его содержание в сколь угодно сжатой форме.

Одно из заданий экзаменационной работы в 9-м классе (написание сжатого изложения) тоже предполагает проверку сформированности у учащихся аналогичных умений, и определенную работу в этом направлении учителя проводят. Но необходимо, на наш взгляд, продолжать целенаправленную работу по совершенствованию информационных умений учащихся и в 10–11-х классах. Упорядоченная информация, объединенная в смысловые блоки, представляет сведения из той или иной науки. Умение перерабатывать информацию, которую содержит текст, необходимо для создания связных высказываний в научном стиле с использованием особенностей этого стиля.

Мы провели работу в трех десятых классах (71 ученик), предложив им выполнить задания такого типа, и проанализировали результаты.

Работа состояла из:

А. контрольного задания 1;

Б. знакомства с алгоритмом работы и выполнения вместе с учителем задания к тексту 2;

В. контрольного задания 2.

Рассчитана работа на один урок.

А. Контрольное задание 1.

ТЕКСТ 1. Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний – жидком, твердом или газообразном – и обладает при этом определенными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют свое агрегатное состояние – жидкое, твердое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными.

(Правильный ответ: 2)

Б. Знакомство с алгоритмом работы, выполнение задания вместе с учителем .

Памятка для выполнения задания по информационной переработке текста (А27)

Шаг 1

Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП.

Шаг 2

Шаг 3

Отсекаем второстепенную информацию (она может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии и т.д.).

Шаг 4

Сокращаем текст за счет замены синонимами, обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций – отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Шаг 5

Ученики соотносят свой вариант текста (свое предложение) с вариантами ответов.

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.

2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.

3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.

4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Комментарий учителя:

Шаг 1

Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП.

1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей . 2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи. 3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

Шаг 2

Определяем смысловые отношения между предложениями (причина – следствие; формулировка закона – пример), анализируя союзы и союзные слова, вводные конструкции.

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере – газообразные и твердые примеси). Связь предложений за счет лексического повтора и однокоренных слов: развитая промышленность (1) – отрасли промышленности (2); загрязняющие вещества (2) – загрязнители воздуха (3). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении.

Шаг 3

Отсекаем второстепенную информацию, которая может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии.

Шаг 4

Сокращаем текст за счет обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций – отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию .

Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.

Шаг 5

Соотносим свой вариант с предложенными вариантами ответов.

(Правильный ответ: 2)

В. Контрольное задание 2.

ТЕКСТ 3. Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

(Ответ: 3)

Результаты выполнения работы

Если с первым заданием (в этой статье – текст 1) справились 38 человек из 71 (54%), то с заданием, предложенным после знакомства с алгоритмом работы по осуществлению информационной переработки текста, справились уже 56 человек (79%).

Анализируя проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении задания, ученики отмечали, что наибольшие сложности они испытывают при необходимости:

– определить смысловые отношения в тексте;

– выделить главную и второстепенную информацию;

– определить роль союзов и союзных слов;

– сократить текст, перестроить его.

Поэтому на последующих уроках мы продолжили работу по совершенствованию данных умений, выполняя аналогичные задания. Можно не указывать сразу варианты ответов-предложений, содержащих главную информацию текста: это побуждает учеников тщательнее подходить к этапу сокращения текста, представления его информации в одном предложении. Лишь после выполнения всех операций они сопоставляют свой результат с предложенными вариантами.

Другим вариантом продолжения работы может стать работа с текстами из учебников по химии, биологии, физике с усложнением задачи – передать основное содержание текста устно. Одна группа учащихся выполняет предварительные задания, а другая пересказывает текст после внимательного прочтения.

Задание.

1. Подчеркните главную информацию в предложенном тексте. В какой части предложений она заключена?

2. Какие средства связи использованы в тексте? (Союзы, союзные слова, вводные слова и конструкции.)

3. Передайте устно главную информацию этого текста наиболее полно. (Это задание вызывает у учеников трудность. Опорой, подсказкой для них в таком случае могут служить термины, выписанные из текста, план или структура текста.)

Текст для работы.

1) Из повседневного опыта известно, что, например, через какое-то время после введения в стакан с водой капли красителя вода равномерно окрасится. 2) Это явление получило название диффузии – взаимного проникновения веществ, обусловленного выравниванием плотностей (или концентраций) двух или более веществ при их соприкосновении. 3) Диффузия наблюдается также в газах (например, распространение запаха духов) и твердых телах (например, при длительном соприкосновении плотно прижатых друг к другу пластинок из разных металлов можно обнаружить их взаимное проникновение). 4) Диффузия является следствием хаотического движения частиц вещества (молекул, атомов и др.) и изменения их плотности вдоль какого-то направления. 5) Диффузия возрастает с повышением температуры (с одной стороны, например в жидкостях, вещества быстрее растворяются, с другой – увеличиваются скорости движения молекул вещества). 6) Таким образом, явление диффузии подтверждает существование непрерывного хаотического движения молекул.

Краткая характеристика текста:

Количество предложений – 6, из них простых – 3; осложнение простых предложений за счет уточнений, примеров, оформленных как вставные предложения.

Количество терминов и понятий – 18.

Приводим вариант выполнения заданий учениками первой группы.

1. Подчеркнем главную информацию:

1) Из повседневного опыта известно, что, например, через какое-то время после введения в стакан с водой капли красителя вода равномерно окрасится . 2) Это явление получило название диффузии взаимного проникновения веществ, обусловленного выравниванием плотностей (или концентрацией) двух или более веществ при их соприкосновении. 3) Диффузия наблюдается также в газах (например, распространение запаха духов) и твердых телах (например, при длительном соприкосновении плотно прижатых друг к другу пластинок из разных металлов можно обнаружить их взаимное проникновение). 4) Диффузия является следствием хаотического движения частиц вещества (молекул, атомов и др.) и изменения их плотности вдоль какого-то направления. 5) Диффузия возрастает с повышением температуры (с одной стороны, например в жидкостях, вещества быстрее растворяются, с другой – увеличиваются скорости движения молекул вещества). 6) Таким образом, явление диффузии подтверждает существование непрерывного хаотического движения молекул.

2. Определяем средства связи, выясняем структуру текста:

Известно, что…

Это явление получило название…

Явление наблюдается, например, … и, например, …

Происходят изменения, с одной стороны, …. с другой стороны, …

Таким образом, …

3. Сокращаем текст:

1) Известно, что через какое-то время после введения в стакан с водой капли красителя вода равномерно окрасится. 2) Это явление получило название диффузии – взаимного проникновения веществ, обусловленного выравниванием плотностей веществ при их соприкосновении. 3) Она (диффузия) наблюдается также в газах и твердых телах. 4) Диффузия является следствием хаотического движения частиц вещества и изменения их плотности. 5) Диффузия возрастает с повышением температуры. 6) Таким образом, явление диффузии подтверждает существование непрерывного хаотического движения молекул.

С устным пересказом справились все ученики (речь была записана с помощью диктофона и затем расшифрована; фактических и логических ошибок не было).

Приведем варианты выполнения задания учениками второй группы (после внимательного прочтения текста, не выполняя предварительных заданий, ученики передавали информацию устно, без опоры на план или структуру текста; речь была также записана с помощью диктофона и затем расшифрована).

1-й ученик.

1) Известно, что, например, если капнуть каплю красителя в стакан воды, вода равномерно окрасится. 2) Этот эффект называется диффузией . 3) Диффузия происходит не только в жидких веществах , но и в газах и твердых телах . 4) Диффузия – это хаотичное движение молекул и атомов.

Количество предложений – 4, из них простых– 3.

Количество терминов и понятий – 8.

Ошибки: нет определения диффузии; неверный вывод в последнем предложении о том, что диффузия – хаотичное движение молекул и атомов.

2-й ученик.

1) Из повседневного опыта известно, что после введения в стакан с водой красителя происходит диффузия. 2) Это доказывает теорему непрерывного хаотичного движения молекул. 3) Также это явление наблюдается в газе и других телах.

Количество предложений – 3, из них простых – 2.

Ошибки: нет определения диффузии; непрерывное хаотичное движение молекул – физическое явление, а не теорема; неверное использование союза «также» в 3-м предложении: неясно, наблюдается движение или диффузия.

3-й ученик.

1) Известно всем из повседневного опыта, что при попадании капли красителя в стакан с водой вода равномерно окрашивается. 2) Это явление называется диффузией из-за взаимного проникновения веществ . 3) Это явление происходит в жидких веществах и твердых. 4) При нагревании диффузия происходит быстрее. 5) Таким образом, это доказывает хаотичное движение частиц.

Количество предложений – 5, из них простых – 4.

Количество терминов и понятий – 7.

Ошибки: логическая ошибка в определении сути явления: явление называется диффузией не из-за взаимного проникновения веществ, нет отношений причины – следствия.

4-й ученик.

1) Всем доподлинно известно, что, если опустить в стакан каплю красителя, вода равномерно окрасится. 2) Это явление называется диффузией . 3) Когда все частицы одного и другого вещества равномерно смешиваются друг с другом. 4) Так, например, диффузия происходит в газах , к примеру, при распылении духов, или в твердых веществах, к примеру, при соприкосновении двух металлических пластин друг с другом. 5) При повышении температуры диффузия увеличивается, и частицы начинают быстрее взаимодействовать друг с другом в хаотичном порядке.

Количество предложений – 5, из них простых – 2.

Количество терминов и понятий – 9.

Ошибки: нет определения диффузии; все остальные понятия и термины использованы без ошибок.

5-й ученик.

1) Известно, что если в стакан с водой капнуть немного красителя, вода вся окрасится, независимо от количества красителей. 2) Это явление получило название диффузии . 3) Диффузия – это явление, в результате которого происходит взаимное поглощение веществ . 4) Диффузия может наблюдаться как в газах , так и в твердых веществах . 5) Известно, что, если совместить два куска металла , через какое-то время с ними может произойти связь.

Количество предложений – 5, из них простых – 3.

Количество терминов и понятий – 6.

Ошибки: не взаимное поглощение, а взаимное проникновение веществ; последнее предложение является вольным переложением иллюстрирующей информации; определения диффузии и ее свойств нет.

Рефлексия учеников после выполнения задания:

– Самым сложным было передавать текст устно. Когда пишешь текст, можно собраться и подумать, а устно не получается, так как мысли и отдельные предложения вспоминаются не в том порядке.

– Сложно передать смысл текста в виде связанных предложений.

– Сложно передавать текст устно, потому что в принципе мне легче передавать мысли письменно.

– Трудно устно формулировать мысли, труднее, чем письменно.

Очевидно, что даже ученики старших классов нуждаются в пошаговом решении такой несложной на первый взгляд задачи, как создание монологического ответа при пересказе небольшого по объему текста учебно-научного стиля речи. А ведь среди умений и навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности, важными являются навыки различных видов чтения учебно-научных текстов, в том числе по избранному профилю; написание рефератов, тезисов, докладов; умение создавать свой текст и представлять его в устной или письменной форме.

Предлагаемое пошаговое выполнение задания (с помощью алгоритма) акцентирует внимание учеников на таких характеристиках текста, как связность и композиционная целостность (что потребуется при выполнении заданий А6, А28), на средствах связи предложений в тексте (задание А7), побуждает подбирать синтаксические синонимы (например, замена придаточного предложения причастным оборотом – задание А26). Таким образом, комплексно формируется целый ряд умений, востребованность которых очевидна не только на уроках русского языка (и при выполнении на экзамене указанных заданий), но и в ситуациях учебно-научного и делового общения, наиболее важных для школьников 10–11-х классов.

И.Н. ДОБРОТИНА,
Московский культурологический лицей № 1310

Вариант № 3969297

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3)Своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное - многие вещества меняют в процессе охлаждения или нагревания, в результате чего приобретают совсем другие свойства.

4) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

5) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?Выпишите это слово.

Таким образом,

Вопреки этому

Наоборот,


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прозорлИва

вероисповЕдание

сОгнутый

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Родители должны помнить о том, что хороший ЯЗЫКОВЫЙ детский лагерь может находиться не только в Лондоне.

Работа с денежной НАЛИЧНОСТЬЮ - вопрос серьёзный для каждого предприятия.

Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.

ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

современных КУХОНЬ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками

все ДИРЕКТОРА гимназий

КРАТЧАЙШИЙ путь

путь ДЛИНЬШЕ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Замечательным русским поэтом, тонко чувствующий природу, является С. А.Есенин.

2) В рассказе «Рождение корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили морские суда.

3) Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе.

4) В журнале «Литературном наследии» можно найти новые интересные сведения о творчестве Л.Н.Толстого.

5) Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

6) Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде.

7) В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению.

8) Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому драматическому театру.

9) Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для абонентов сотовой связи специальную экоакцию.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..донепроницаемый

инкв..зиция

бл..стательный

пр..стоватый

прил..жение

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Об..греться, пр..питанный;

про..грать, с..змала;

ра..мешать, бе..численный;

пр..старелый, пр..открыть;

нед..варить, р..скраска.

Ответ:

влюбч..вый

подмиг..вавший

удоста..вавший

отча..ться

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расчерт..т

обиж..нный

немысл..мый

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ(НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Археологи Ростовской области обеспокоены застройкой (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫХ учёными территорий.

Отнюдь (НЕ)ПРАЗДНОЕ любопытство привело нас в этот город.

Сквозь (НЕ)ЗАДЁРНУТЫЕ шторы видно было большую ярко освещённую комнату.

Книга до сих пор (НЕ)ПРОЧИТАНА.

(НЕ)БОЛЕЕ трети учащихся дали верные ответы на задания повышенной сложности.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром.

Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.

Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим взаимопонимания.

Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас не(В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно.

Меня ТО(ЖЕ) в этом деле ЧТО(ТО) тревожило.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и сильным влиянием нового поэтического мышления.

2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.

3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.

4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.

5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.

Ответ:

Я сидел один в полутёмной комнате (1) погружённый в книгу (2) и вдруг (3) услышав какие-то звуки (4) увидел на пороге знакомую фигуру в распахнутой шубе и высокой бобровой шапке.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В ближайшие два года (1) может быть (2) осуществлено строительство платной автотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом. Ширина проезжей части дороги (3) по мнению инженеров (4) будет достаточной для самого большого транспортного потока.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Знаменитые бабушкины пироги (1) запах (2) которых (3) моментально распространился по квартире (4) собрали всю семью за столом.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Желание прославиться заставило десятки людей кинуться на помощь пострадавшему.

2) Нравственный долг -главный мотив поступков неравнодушных людей.

4) Нужно изучать, при каких условиях и при каком воспитании получаются люди с пониманием чувства долга, подобной отзывчивостью.

5) Для участников событий нравственный долг и подвиг -совершенно разные вещи.


(По Г.Н. Бочарову*)

*Геннадий Николаевич Бочаров

Источник не определён

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 9-12 представлено повествование.

2) В предложениях 17-19 представлено рассуждение.

3) 24 предложение текста содержит описательный фрагмент.

4) Предложение 30 поясняет содержание 29 предложения текста.

5) В предложениях 4-7 повествование.


(1)0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг - их главный мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое - в малом, великое - в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) - журналист, публицист, политический обозреватель.

Источник не определён

(3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал.


Ответ:

Из предложений 19-22 выпишите фразеологизм, который имеет значение «сначала»


(1)0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг - их главный мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое - в малом, великое - в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) - журналист, публицист, политический обозреватель.

Источник не определён

(19)Нравственный долг - их главный мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью.


Ответ:

Среди предложений 1-12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и слов одной тематической группы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг - их главный мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

«Г. Н. Бочаров часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как (А)_____ («атмосферу, обстановку» в предложении 21, «столкновения, конфликта» в предложении 28) и (Б)_____ («общественный» - «личный» в предложении 28). Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как (В)_____ (предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 9, 14)».

Список терминов:

1) риторический вопрос

2) антонимы

3) диалектизмы

5) олицетворение

6) противопоставление

7) ряды однородных членов

8) контекстные синонимы

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг - их главный мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое - в малом, великое - в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) - журналист, публицист, политический обозреватель.

Источник не определён

Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг - их главный мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое - в малом, великое - в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) - журналист, публицист, политический обозреватель.

Источник не определён

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)_____ состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2. При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3. Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4. Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

5. Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

5. Вопреки этому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -мн. -ы, -ов, м.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. ед.Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен(о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

5. ед. (предл.в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

6. (предл.на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке - голому рубашка (поел.).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

освЕдомиться

обзвонИт

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

2. Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников - юных футболистов - в матче с более опытным соперником.

3. Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

4. В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

5. Мастерство вырастает из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИНЖЕНЕРА

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

НАИБОЛЕЕ уместный

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экз..менатор

ав..нгард

утр..мбовать

возг..рание

фил..рмония

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие

ра..положиться, бе..действие

пр..образовать, пр..шить

под..грать, сверх..нтересный

пр..открыть, пр..следовать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перестра. .ваться

магни..вый

незатейл..вый

улыбч..вый

настойч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заброш..нный

потревож..нный

поджар..шь

подмеч..нный

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

2. Мне НЕ(О)ЧЕМ с вами говорить.

3. Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

4. Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь - две внутренне связанные темы пьесы.

5. Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе Перово.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

2. (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

3. Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

4. Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

5. (И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4. Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5. И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

16

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У нас иностранную литературу в подлинниках читают очень мало, и ещё менее знают биографии жизни западных авторов, приёмы их работы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит - рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня - наши истоки, наши корни. (4)Деревня - материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне.

(9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Советская армия.

(10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, её истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Это не идеализация деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.