Я присмотрелся попривык к окружающим. Вводные слова

404. В приводимых ниже предложениях найдите вводные слова и словосочетания, выражающие: а) чувства говорящего; б) степень уверенности в реальности сообщаемого; в) источник сообщения; г) связь мыслей, последовательность изложения; д) приемы и способы оформления высказывания; е) обращение к собеседнику или читателю. При чтении соблюдайте интонацию ввод-ности. I. 1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? (Л.). 2. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути (Гонч.). 3. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям или, вернее сказать, чудесам природы (Акс). 4. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку (Г.). 5. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.). 6. В письме Петрухиной матери было послано, во-первых, благословение, во-вторых, поклоны всех и, наконец, известие о том, что Аксинья пошла в люди (Л. Т.). 7. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок (М.-С). 8. Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском (Фад.). 9. Вот, например, ящики на чердаке {Домбр.). П. 1. Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурова (П.). 2. Ведь я, как вам известно, из рядовых (Г.). 3. Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Л.). 4. Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного (Т.). 5. Как бы, неровен час, чего не спалило? (Ч.). 6. Отец, по-видимому, находился в самом благодушном настроении (Кор.). 7. Действительно, в третьей комнате, окруженная толпой, Лабунская танцевала (Зайц.). 8. К своему полному разочарованию, мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого неба (Кат.). 9. После этого, по сути, и спрашивать об ее отношениях к Григорию было незачем (Шол.). 10. Впрочем, о тишине-то я, конечно, зря. Никогда здесь не было тихо (Домбр.). III. 1. Ты, сказывают, петь великий мастерище (Кр.). 2. Словом, они были то, что говорится счастливы (Г.). 3. Я вам расскажу всю истину, только, пожалуйста, не выдавайте меня (Л.). 4. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.). 5. Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Т.). 6. Да и, наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо (М. Г.). 7. Щенок, видать, из породистых (Н.-Пр.). 8. Таким образом, игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии (Кат.). 9. А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим (Те.). 10. С точки зрения артиллериста, Елютин говорил немыслимые вещи (Бакл.). Для справок. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых можно назвать следующие основные группы: 1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к прискорбию, к изумлению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, неровен час и др.; 2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность, возможность, предположение и др.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно, разумеется, безусловно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, полагаю, надо полагать, надеюсь и др.; 3) вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению..., по сведениям, по мнению, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.; 4) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, впрочем, далее, наконец, между прочим, в общем, кроме того, в частности, стало быть, например, к примеру, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.; 5) вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказывания: словом, одним словом, иными словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, вернее сказать, точнее сказать, собственно говоря, вообще говоря и др.; 6) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми (те), поверь (те), послушай (те), извини (те), прости (те), веришь (ли), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.
Вводные конструкции

Вводные конструкции - это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п.

Вводные слова не являются членами предложения и не связаны с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью. Семантически же вводные конструкции тесно связаны со всем предложением или с его частью, так как употребляются для более полного выражения того или другого смысла, который автор вкладывает в предложение.

В устной речи вводные конструкции выделяются особой интонацией, а на письме - запятыми.

По значению вводные конструкции делятся на несколько групп:

1) Вводные конструкции , выражающие уверенность или, наоборот, неуверенность говорящего в достоверности сообщаемого: конечно, безусловно, разумеется, несомненно, действительно и др. - уверенность; наверное (навер но), должно быть, может быть, кажется, пожалуй, видимо, по-видимому, вероятно и под. - неуверенность, предположение, сомнение: Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем (Ф. Достоевский); Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смыс­ла андерсеновских сказок (К. Паустовский); Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи (Л. Толстой); Может быть,мы не увидимся более (М. Горький).

2) Вводные конструкции , выражающие эмоциональное отношение к сообщаемым фактам (радость, удовольствие, удивление, сожаление, досаду и т. п.): к счастью, на моё счастье, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к несчастью, на беду, к удивлению, чего доброго и под.: К моему удовольствию, батюшка согласился на мою просьбу (М. Салтыков-Щедрин); Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего (М. Лермонтов).

3) Вводные конструкции , указывающие на источник сообщения, источник определённого мнения, определённых сведений: по-моему, по-твоему, по сообщениям печати, по мнению директора, по их словам, по выражению Пушкина, дескать, говорят и т. д. (Косвенно подобные конструкции часто указывают на неполную уверенность говорящего в достоверности сообщаемого.) По-моему, такие зимы были лучшим временем в Ба­туми (К. Паустовский); По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью (А. Грибоедов).

4) Вводные конструкции , указывающие на логическую связь мыслей, их последовательность (с их помощью говорящий подчёркивает разного рода логические отношения между частями высказывания). Например, конструкции типа таким образом, словом, итак, следовательно, зна­чит сигнализируют о формулировке вывода; прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец и под. используются, когда есть потребность подчеркнуть количественный состав какого-либо перечня (чаще всего - перечня аргументов) и установить степень важности компонентов этого перечня; слова кстати, между прочим, кстати сказать свидетельству­ют о побочном характере высказывания в общей логике диалога или монологического изложения; слова например, в частности, кроме того и др. сигнализируют о введении примеров, иллюстрирующих общее положение; наоборот, напротив - о контрастности явлений и т. д. Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, уси­ливала его волнения (К. Паустовский); Итак, предложе­ние было принято (И. Тургенев).

5) Вводные конструкции , указывающие на приёмы и способы оформления мысли или на характер высказывания (на стиль и тон высказывания): короче (говоря), вернее, точнее, словом, одним словом, прямо скажем, грубо (мягко) выражаясь, по совести говоря и т. д. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явле­ниям, или, вернее сказать, чудесам природы (С. Акса­ков); Аркадий Павлыч, говоря собственными его слова­ми, строг, но справедлив... (И. Тургенев).

6) Вводные конструкции , выполняющие контактоус-танавливающую функцию. Они используются при непосредственном обращении к собеседнику с целью просто привлечь его внимание (слушайте, послушайте и под.), расположить к себе собеседника вежливым характером просьбы или вопроса (пожалуйста, будьте добры и др.), выразить доверительный характер отношения к собеседнику (видите ли, знаете, поверьте, понимаете и т. п.): Нельзя, видите ли, лечить какую-нибудь тяжёлую болезнь заочно, не видавши самого больного (А. Куприн); Вообразите, наши молодые люди уже скучают (И. Тургенев).

7) Вводные конструкции , оценивающие степень обычности явлений: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и под.: Бывало, он трунил забавно, умел морочить дурака и умного дурачить славно, иль явно, иль исподтишка... (А. Пушкин); Как это часто бывает, Елена Васильевна мгновенно всё поняла (Н. Погодин).

8) Вводные конструкции , указывающие оценку меры того, о чём говорится (указывают на ограничение или уточнение высказывания): самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.: ...Я, по крайней мере, не слишком охотно его посе­щаю... (И. Тургенев).

Вводные конструкции - это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п.

Вводные слова не являются членами предложения и не связаны с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью. Семантически же вводные конструкции тесно связаны со всем предложением или с его частью, так как употребляются для более полного выражения того или другого смысла, который автор вкладывает в предложение.

В устной речи вводные конструкции выделяются особой интонацией, а на письме - запятыми.

По значению вводные конструкции делятся на несколько групп:

1) Вводные конструкции , выражающие уверенность или, наоборот, неуверенность говорящего в достоверности сообщаемого: конечно, безусловно, разумеется, несомненно, действительно и др. - уверенность; наверное (наверно), должно быть, может быть, кажется, пожалуй, видимо, по-видимому, вероятно и под. - неуверенность, предположение, сомнение: Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем (Ф. Достоевский); Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок (К. Паустовский); Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи (Л. Толстой); Может быть,мы не увидимся более (М. Горький).

2) Вводные конструкции , выражающие эмоциональное отношение к сообщаемым фактам (радость, удовольствие, удивление, сожаление, досаду и т. п.): к счастью, на моё счастье, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к несчастью, на беду, к удивлению, чего доброго и под.: К моему удовольствию, батюшка согласился на мою просьбу (М. Салтыков-Щедрин); Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего (М. Лермонтов).

3) Вводные конструкции , указывающие на источник сообщения, источник определённого мнения, определённых сведений: по-моему, по-твоему, по сообщениям печати, по мнению директора, по их словам, по выражению Пушкина, дескать, говорят и т. д. (Косвенно подобные конструкции часто указывают на неполную уверенность говорящего в достоверности сообщаемого.) По-моему, такие зимы были лучшим временем в Батуми (К. Паустовский); По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью (А. Грибоедов).

4) Вводные конструкции , указывающие на логическую связь мыслей, их последовательность (с их помощью говорящий подчёркивает разного рода логические отношения между частями высказывания). Например, конструкции типа таким образом, словом, итак, следовательно, значит сигнализируют о формулировке вывода; прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец и под. используются, когда есть потребность подчеркнуть количественный состав какого-либо перечня (чаще всего - перечня аргументов) и установить степень важности компонентов этого перечня; слова кстати, между прочим, кстати сказать свидетельствуют о побочном характере высказывания в общей логике диалога или монологического изложения; слова например, в частности, кроме того и др. сигнализируют о введении примеров, иллюстрирующих общее положение; наоборот, напротив - о контрастности явлений и т. д. Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнения (К. Паустовский); Итак, предложение было принято (И. Тургенев).

5) Вводные конструкции , указывающие на приёмы и способы оформления мысли или на характер высказывания (на стиль и тон высказывания): короче (говоря), вернее, точнее, словом, одним словом, прямо скажем, грубо (мягко) выражаясь, по совести говоря и т. д. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, или, вернее сказать, чудесам природы (С. Аксаков); Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив... (И. Тургенев).

6) Вводные конструкции , выполняющие контактоус-танавливающую функцию. Они используются при непосредственном обращении к собеседнику с целью просто привлечь его внимание (слушайте, послушайте и под.), расположить к себе собеседника вежливым характером просьбы или вопроса (пожалуйста, будьте добры и др.), выразить доверительный характер отношения к собеседнику (видите ли, знаете, поверьте, понимаете и т. п.): Нельзя, видите ли, лечить какую-нибудь тяжёлую болезнь заочно, не видавши самого больного (А. Куприн); Вообразите, наши молодые люди уже скучают (И. Тургенев).

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.

«Не спутай кармашки»

Старшие классы

Игра «Не спутай кармашки» проводится следующим образом. На карточках, которые лежат на столе, написано по одному примеру. На доске прикреплены кармашки с тем или иным определенным обозначением. В игре участвуют две команды. Участники игры по очереди от каждой команды выходят к столу, берут карточку, на которой написано слово, словосочетание или предложение. Ученик решает задачу и кладет карточку в соответствующий кармашек. Учитель ведет учет правильных ответов. Все внимательно слушают ответ товарища и делают вывод, правильно ли решена задача. Если допущена ошибка, право ответа передается другой команде. Темы для игры могут быть самыми разнообразными. Покажем это на конкретных примерах.

Тема: «Разряды вводных слов по значению»

Карточки с предложениями

Ученик находит вводные слова, определяет их значение, объясняет знаки препинания, затем вставляет карточку в соответствующий кармашек.

1) Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская. (В.Катаев)

2) Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша. (Л.Толстой)

3) Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям или, вернее сказать, чудесам природы. (С.Аксаков)

4) Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? (А.Пушкин)

5) Он краснеет – стало быть, ему стыдно.

6) По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. (И.Гончаров)

7) Честно говоря, устал после лекции. (К.Симонов)

8) Вам, на мой взгляд, такое поведение не к лицу.

9) Маша, как водится, была всем недовольна.

10) А Булычов, надо прямо сказать, в плохом виде! (М.Горький)

11) Так, к всеобщему удовольствию, все и получилось.

12) А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту. (М.Горький)

13) А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим. (А.Твардовский)

14) Вы, извините, о детях лучше бы подумали!

15) Между прочим, хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться – кажется, один и ваш мост взорвал. (К.Симонов)

16) Вообразите, наши молодые уже скучают. (И.Тургенев)

17) Яша, по воспоминаниям друзей, обожал охоту и рыбную ловлю.

18) Вчера светило солнце; сегодня, наоборот, с утра моросит дождь.

Тема: «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

На доске прикреплены 2 кармашка:

Карточки с предложениями

Предложения следует предъявлять ученикам без знаков препинания.

Учащийся в обязательном порядке обосновывает свой ответ.

1) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (А.Пушкин)

2) Одно было несомненно: назад он не вернется. (И.Тургенев)

3) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)

4) Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай. (Н.Гоголь)

5) Дуб держится – к земле тростиночка припала. (И.Крылов)

6) С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (А.Пушкин)

7) Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. (И.Тургенев)

8) Пашню пашут – руками не машут. (Пословица)

9) Я проснулся: заря уже занималась.* (И.Тургенев)

10) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А.Чехов)

11) Глубже пахать – больше хлеба видать. (Пословица)

12) Молвит слово – соловей поет. (М.Лермонтов)

13) Иногда мне думается – надо убежать.* (М.Горький)

14) Однако пора вставать: уже без четверти шесть. (А.Пушкин)

15) Приказ есть приказ – так его воспитали.

16) На стене ни одного образа – дурной знак. (М.Лермонтов)

17) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (И.Тургенев)

Тема: «Запятая и ее отсутствие в сложносочиненном предложении»

На доске прикреплены кармашки с названиями:

Карточки с предложениями

Предложения следует предъявлять ученикам без знаков препинания.

Учащийся объясняет свое решение.

1) Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса. (К.Паустовский)

2) Уймись, или худо будет. (А.Пушкин)

3) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (А.Пушкин)

4) Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. (И.Гончаров)

5) От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина. (А.Куприн)

6) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л.Толстой)

7) В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

8) Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль. (А.Куприн)

9) По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

10) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И.Тургенев)

11) Это кто такие и что им надобно? (А.Пушкин)

12) Пусть кончится холод и наступит тепло.

13) Как он смешон и как глупы его выходки!

14) Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. (Л.Толстой)

15) Оглянитесь вокруг, и увидите, как все здесь изменилось.

16) Хриплый стон и скрежет ярый. (А.Пушкин)

18) Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море. (В.Катаев)

Тема: «Удвоенные согласные»

На доске прикреплены такие кармашки:

Карточки со словами

1) Огромная те_итория, 2) резиновый ба_он, 3) водный ба_ейн, 4) остроумная ка_икатура, 5) воздушный де_ант, 6) картинная га_ерея, 7) стойкий и_унитет, 8) глубокая дра_а, 9) узкий ко_идор, 10) су_огат кофе, 11) свободная диску_ия, 12) а_юминиевая посуда, 13) криста_ьная форма, 14) интересная ба_ада, 15) а_истент кафедры, 16) подробный ко_ентарий, 17) и_итация кожи.

Вводные слова.
Вспомни, какие слова называются вводными (что, как правило, обозначают, являются ли членами предложениями, как выделяются на письме). Расставь недостающие знаки препинания.
К счастью никто меня не заметил.
Погода была ветреная, ветер однако не совсем был попутный.
Был помнится праздник и базарный день.
Ночь была темна, а в нашей повозке конечно еще темнее.
Собака моя по-видимому нашла в кустах вальдшнепа и там долго стояла.
Червяки жили долго и превращались иногда к великой нашей радости в куколки.
Тут к неописуемому восхищению Пети на старом кухонном столе была устроена целая слесарная мастерская.
Глазами кажется хотел бы всех он съесть.
Как видно и здесь Гаврик был свой человек.
Ты сказывают петь великий мастерище.
Здесь простите не три тетради, а четыре.
Почти каждому человеку очевидно знакомо ощущение неизбежного счастья.
Наше счастье очевидно.
Познакомился я раз с Полутыкиным, страстным охотником и следовательно отличным человеком.
Душа моя я помню с детских лет чудесного искала.
Завтра как сообщают газеты открывается художественная выставка.
Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей.
Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.
Ру
·ки мои к страшной моей досаде дрожали горло сохло.
По словам маменьки сынок ее был самый смирный и добрый человек.
По словам человека еще нельзя судить о его поведении.
Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям или вернее сказать чудам природы.
Командиры бросили книги, карты географические других на корабле не было разговоры и стремительно побежали на палубу.
Я не успел хорошенько заметить его лица коляска слишком быстро промчалась мимо но мне показалось, что он был глубоко тронут.
Со мной был очень холоден и странное дело я словно его боялся.
Вот у меня я думаю глаза получше.
В жаркое летнее утро это было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного.
Заподозрить Якова Лукича во вредительстве теперь уже казалось ему было нелепо.
И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.
Солдаты их было трое ели, не обращая внимания на Пьера.

Алексеева Н.С., школа №26.


Приложенные файлы