Гештальт-терапия - основные положения, методы и техники, суть и упражнения. О гештальт-терапии своими словами

Основоположник гештальт-терапии, Фредерик Соломон Перлз был немецким врачом-психиатром и психотерапевтом. Получив профессиональное образование у многих знаменитых представителей психоанализа и психиатрии того времени, после работы психиатром в Германии, в конце тридцатых годов двадцатого века, разочаровавшись в психоанализе, он начал разрабатывать гештальттерапию. Уже в своей первой работе "Эго, голод и агрессия", опубликованной в 1942 году, в главе "Пересмотр теории Фрейда и его метода" – Перлз дистанцируется от традиционного психоанализа, и со временем эта дистанция будет всё больше возрастать.

Начиная с 1933 года, после пришествия к власти нацистов в Германии, Перлз, его жена и старшая дочь, были вынуждены эмигрировать, сначала в Голландию, затем южную Африку. В южной Африке Перлз работает штатным армейским психиатром, и в 1946 году, в звании капитана, он переезжает в США, Нью-Йорк.

В Нью-Йорке он активно разрабатывает своё направление психотерапии, назвав его гештальт-терапией, вероятно из-за большого вклада его жены Лоры в разработку. Лора Перлз занималась гештальт-психологией, изучающей вопросы восприятия. Так же, благодаря Лоре в гештальттерапию открылись пути экзистенциальным направлениям, например, философии Мартина Бубера или экзистенциализму Пауля Тиллиха.

Эта работа приводит к тому, что в 1951 году, при активной поддержке нью-йоркской группы, в которую входила Лора Перлз, американский психотерапевт и драматург Пол Гудмен, ученик Перлза, Ральф Хефферлин были разработаны и заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических концепций, феноменологии и экзистенциальной психологии. Венцом их совместных трудов стал фундаментальный труд Перлза, Хефферлина и Гудмена – "Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности", ставший основополагающим в гештальт-терапии. В этом же году к ним присоединяется Изидор Фром, а Перлз создаёт Институт гештальт-терапии.

В начале пути гештальт-подхода, на становление его теоретического и практического метода сильное влияние оказали ближайшие соратники Перлза: врач Курт Гольдштейн, написавший труд "Строение организма", известный своей настойчивостью и вниманию к целостности организма. Перлз некоторое время был его ассистентом. Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучается Перлз. Карен Хорни, Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер, психоаналитики, которые были его аналитиками или супервизорами. Вильгельм Райх, который своими работами, в частности о "мышечном щите" и характерологических структурах, вводил работу с телом и телесностью в гештальттерапию. Философ Ж. Смуте, так же способствовавший становлению целостного взгляда на человека, создатель термина "холизм". Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль, немецкий философ, основатель феноменологии. Который хоть и не был непосредственным соратником Перлза, но его идеи о феноменологии глубоко и мощно укоренились в гештальт-терапии.

Дальнейший расцвет гештальт-терапии сопровождался взлётами и падениями, и должен быть описан в отдельном материале. Стоит сказать, что благодаря невероятному творческому энтузиазму Перлза, гештальт-терапия смогла пройти, временами непростой путь, вроде "периода 68 года", и стать тем, чем она является сейчас.

После смерти Перлза в 1970 году, многие последователи перешли в другие направления психотерапии, либо стали искать научных и теоретических обоснований, считая те, что уже имели недостаточными. И лишь некоторые вернулись к истокам, и к тем, кто продолжал развивать гештальттерапию. Благодаря чему большую известность получили Лора Перлз, Изидор Фром и другие члены группы, основавшей гештальттерапию, что дало дали возможность сообществу гештальтистов вновь найти смысл гештальт-подхода вокруг теории "self", разрабатываемой Перлзом и Гудменом в 1951 году.

Гештальт-терапия сегодня

Сейчас гештальт-терапия это одно из трёх основных психотерапевтических направлений, признаваемых и используемых во всём мире. Сегодня в мире существует множество институтов и сообществ гештальтистов, занимающихся практикой и преподаванием гештальт-терапии. Большинство объединены в большие сообщества и организации мирового масштаба. Вот некоторые из них:

FORGE (Международная Федерация организаций, преподающих Гештальт (International Federation of Gestalt Training Organizations): проводит Конгрессы, на которые приглашается ведущий штат тренинговых гештальт-институтов (ректоры и проректоры, директора и их заместители). На Конгрессах обсуждаются темы, касающиеся теории, практики и исследований в поле обучения гештальт-терапии, а также приглашения обучающих гештальт-терапевтов для проведения воркшопов в Институтах, входящих в состав FORGE.

GATLA (Лос-Анжелесская ассоциация Гештальт-Терапевтов): это одна из старейших в мире учебных программ по Гештальт-терапии, сформированный ещё в начале 60х годов двадцатого века, когда Фриц Перлз вместе с Джимом Симкиным, в Лос-Анджелесе разрабатывают учебную программу. И сегодня GATLA объединяет терапевтов из более, чем 30 стран. Уже почти 50 лет проходят обучающие программы в Европе и Америке.

EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (The European Association for Gestalt Therapy): объединение европейских гештальт-терапевтов, тренинговых гештальт-институтов и национальных гештальтистских Ассоциаций для содействия распространению гештальт-терапии в Европе, обмена знаниями и ресурсами, установления высоких профессиональных стандартов в гештальт-терапии и поощрения исследований в этой области.

АРГИ (Ассоциация "Федерация Русскоязычных Гештальт Институтов"): основателями АРГИ выступили Нифонт Долгополов (МИГиП), Даниил Хломов (МГИ), Олег Немиринский (МИГТиК) и Наталья Лебедева (СПИГ). Основной целью АРГИ является поддержание в России эффективных сфер деятельности гештальт институтов и содействие повышению социального статуса гештальт-подхода.

В России существует много институтов, где проходят обучение гештальт-студенты, среди них четыре ведущих: Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП), Московский Институт Гештальта (МГИ), Санкт-Петербургский Институт Гештальта (СПИГ), Восточно-Европейский Гештальт Институт (ВЕГИ).

От года в год растёт число практиков, их компетентность углубляется и расширяется, а с появлением новейших технологий изучения человеческого мозга и психики, достижениями медицины и нейронаук, проводятся новые исследования, подтверждающие эффективность гештальт-терапии.

При этом 21 век отличающийся своим направлением к интеграции, вносит свой дух и в гештальттерапию: сейчас можно заметить постепенную ассимиляцию с другими методами и подходами, психоанализом, от которого когда-то дистанцировался Перлз, психодрамой, арт-терапией и даже, в некоторых аспектах, когнитивно-поведенческой психотерапией.

Метод гештальт-терапии

В Гештальт-терапии одним из важнейших принципов работы с клиентом является осознание того, что происходит в текущий момент на различных между собой и неразрывно связанных уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Этот важный опыт того, что происходит "здесь и теперь", затрагивает весь организм во всех его проявлениях, за счет того, что содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, мечты, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

В этом и заключается суть гештальт-терапии: не объяснять клиенту, но дать ему самому возможность быть целостным, неразрывным, присутствующим здесь и сейчас, понять и уважать себя. Первая часть названия, слово гештальт происходит от немецкого Gestalt, что означает "целостный образ".

То, что происходит в процессе гештальт терапии – это исследование опыта клиента контактирования с собой, другими людьми и со средой, окружающей его. Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того, как человек контактирует, как он может прервать этот опыт, замечать или игнорировать свои потребности и желания, регулярно повторять прошлый опыт и ситуации, останавливать творческое приспособление к окружающей среде. Осознание даёт возможность для человека заметить то, что с ним происходит, то, что раньше не было явным, осознать свои потребности, и вернуть себе возможность и способность совершать выбор.

Основные понятия гештальт-терапии

Поле "организм – окружающая среда"

Гештальт-терапия подразумевает, что организм не может существовать вне среды и без среды, (не существует организма без окружающей среды). Поэтому организм и окружающая его среда понимаются и рассматриваются как единое целое, неотделимое друг от друга. Такая неделимость поля лежит в основе теории метода гештальт-терапии. В свете такого взгляда среда предстаёт не как плохо очерченное пространство вокруг организма, но как конкретный мир, причем мир конкретного человека.

Контакт и граница контакта – это основные понятия гештальт-терапии. Контакт – это одновременно и осознавание поля, и физическое действие "контактирования" с ним. И в то же время это и принятие или отвержение того с чем случается контакт, того чем наполнена среда. И именно с помощью контакта организм чувствует своё отличие, а благодаря сохранению контакта – сохраняет и своё отличие.

Граница контакта – это место, точка, где организм соприкасается со средой его окружающей. Она всегда происходит изнутри, и продолжается уже в окружающем мире. "...Контактная граница, например, чувствительная кожа, – это не столько часть "организма", сколько орган особой связи организма и окружающей среды" (Перлз).

Осознание

Одним из важнейших терминов, постоянно использующимся в терапевтическом процессе, является "осознание". Это осознание происходит немедленно, здесь и сейчас, и отличается отрефлексии, растянутой во времени. В английском языке используется слово "awareness", означающее немедленное осознание всего, что происходит именно в моменте – чувств, мыслей, действий, проявлений телесности, других людей, среды. Такое осознание обладает, в том числе, интегрирующей функцией, как бы собирая в одно целое всё то, что происходит на разных уровнях восприятия.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться осознавать, делать это сознательно и в любой момент времени, выйти из фиксации, неподвижного состояния, чтобы достичь настоящего контакта с окружающей средой.

Здесь и сейчас

Принцип, говорящий о том, что наиболее актуальное для клиента происходи в настоящем, будь то чувства, мысли, действия, отношения и так далее. Благодаря принципу здесь и сейчас, или здесь и теперь, процесс осознания проходит более интенсивно и выраженно.

Ответственность – способность человека осознавать, принимать последствия собственных действий и выборов, как позитивные, так и негативные, продолжать жить с этими последствиями. Ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь – за свои желания, действия, опираться на себя.

Саморегуляция

Перлз (1973) говорит об этом так: "Организм старается поддержать баланс, который из-за его нужд постоянно нарушается и который затем восстанавливается, когда потребности удовлетворены или устранены". Саморегуляция не гарантирует хорошее здоровье, но обеспечивает уверенность в том, что организм делает то, что он может с тем, что он имеет в своем распоряжении. Если человеку чего-то не хватает, то он старается заполнить брешь; если чего-то много, то организм избавляется от излишка.

Творческое приспособление

Это синтез приспособления и творчества. Под приспособлением в гештальте понимается взаимодействие потребностей организма с окружающей средой. Творчество – это способность искать и находить новые решения, самое подходящее, лучшее из возможного, исходя из того, что имеется "под рукой" или с помощью добывания нового. Творческое приспособление – это способность соединять одно с другим, и устанавливать баланс между потребностями организма и тем, что даёт среда. Развитие творческого приспособления у клиента является важной частью работы гештальт-терапевта.

Техники гештальт-терапии

Немного забавно, что довольно большая часть психологов, и не только, определяет гештальт-терапию по различным методам. Так, например, наверняка известная большинству читателей техника диалога с пустым стулом, метафорически представляющим кого-то значимого в жизни клиента, была заимствована Перлзом, в конце его жизни, из психодрамы Морено.

Важно понимать, что любые техники – это лишь способы реализации самой сути гештальт-терапии, её фундаментального подхода, и в общем, при достаточном навыке, гештальт-терапевт может использовать любую технику и из других подходов, лишь бы они были совместимы с методом и актуальны к происходящему здесь и сейчас. Техники в гештальт-подходе не самоцель. Гештальт-подход, в основном, ориентирован на работу по осознанию ("awareness") происходящего на границе контакта, и возможности осуществления или восстановления способности к творческому приспособлению в контакте со средой.

Благодаря такой высокой пластичности, формы, которые терапия может принимать, меняются с каждым новым клиентом, обеспечивая индивидуальный подход, подчёркивая уникальность каждого человека, его жизненного опыта. Также процесс и форма терапии могут меняться в зависимости от личности, индивидуального опыта, чувственности каждого отдельного терапевта.

И всё же, существуют базовые техники, постоянно, так или иначе применяющиеся в работе гештальт-терапевтами.

И первая из них это экспериментирование, сердцевина метода. Помимо высокой эффективности обеспечивает уникальное своеобразие гештальт-терапии. В ходе терапии клиенту предлагается не просто рассказывать, о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа "здесь и теперь".

Так, например, терапевт может:

  • Сфокусировать клиента на осознавании, предложив, например, заметить, почувствовать и осознать какой-либо феномен, происходящий в текущем процессе терапии, например, дыхание, эмоции или телесные проявления.
  • Предложить осуществить метафору, которую клиент может употребить ("Я чувствую себя под прессом!", "Я как будто в клетке", "Хочу, чтобы со мной общались как с ребенком").
Терапевт может попросить усилить или сделать акцент на выявленном феномене, благодаря чему можно получить информацию, "о том, что произойдет" в ситуациях, которые трудно или невозможно смоделировать в действии.

Для того чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации или "застывшие" ситуации, разрешение которых кажется невозможным могут использоваться некоторые формы проекции. Экспериментирование даёт широкие возможности для глубокого исследования границ собственного "Я" и контакта: ограничений проявления себя, границ самовыражения, способов прерывания контакта, ощущений, движений, ценностей и т.д.

Здесь и теперь

Этот принцип стал символом, лозунгом гештальт-терапии, по которому она однозначно опознаётся в среде психологов. Однако, наблюдается некоторое недопонимание этого принципа: бытует мнение, что для гештальт-терапии с её принципом "здесь и сейчас", совершенно не интересны прошлое и будущее клиента. Конечно же, это не так: прошлое, несомненно, важно также как и настоящее и будущее. Более того, "здесь и сейчас" это не "мантра", которую надо вдалбливать клиенту.

Принцип "здесь и сейчас", или "здесь и теперь", это рабочий инструмент терапевта необходимый, чтобы обратить внимание, клиента на то, что "именно теперь ты вспоминаешь" или что "именно теперь ты предвосхищаешь события". И если благодаря экспериментированию клиент может открыть доступ к каким-то решениям и к осуществлению творческого приспособления, то только в настоящем это может произойти.

Перлз много раз повторял, что "ничего не существует кроме настоящего"; имея в виду, что настоящее содержит в себе прошлое и будущее. Именно поэтому нет постоянной необходимости возвращаться в прошлое, потому что оно уже здесь, обличено в жизненный опыт, разворачивающийся прямо здесь и сейчас.

Работа со сновидениями

Когда-то, благодаря подходу к снам, для Перлза пробил час славы в его последние годы жизни. Он рассматривал сон, как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое "экзистенциальное послание", с которым спящий обращается к самому себе. Эта работа немного театрализована, частично взята из психодрамы, что, однако только добавляет не только эффектности, но и эффективности.

Телесная работа

Гештальт-терапевт использует целостный подход к опыту клиента. И это значит, что терапевт принимает в расчет как телесные, так и эмоциональные проявления, наравне с когнитивными процессами и другими феноменами клиента, с которыми терапевт работает, и может пользоваться этим, чтобы быть в контакте с клиентом.

Это также значит, что терапевт не разделяет то, мы обычно привыкли разделять: что "тело" – это одно, а "ум" – это другое. "Телесность" или "эмоции" представляют собой частные проявления опыта человека. При патологических процессах эти проявления могут быть нарушены или закрыты и, конечно, их нельзя рассматривать по отдельности, если цель нашей работы в восстановлении их целостности.

Практическая подготовка и обучение гештальт-терапевтов

Всё обучение гештальт-терапии проходит в атмосфере бережности и безопасности, создаваемой тренерами. Благодаря атмосфере безопасности, неспешности, студенты имеют возможность не только получить качественную подготовку в психотерапии, но и глубоко познать себя, собственные границы, возможности, проработать трудности, мешающие комфортно и счастливо жить. Подготовка гештальт терапевта проходит в течение двух основных и одного дополнительного цикла.

Первый цикл представляет собой закрытую терапевтическую группу, где один раз в месяц, в течение полугода, происходит базовое обучение основам метода сочетанное с групповой психотерапией, занимающей большой объём времени. Такой способ обучения через погружение в метод эффективен, в силу того, что за время обучения в группе каждый участник проходит интенсивную терапию, прорабатывая собственные внутренние трудности, получая ценнейший опыт контакта с собой и другими, одновременно с этим изучая базовые основы гештальт-терапии и тут же применяя их на практике.

Второй цикл занимает от двух до четырех лет, в зависимости от того, как составлена учебная программа, и включает в себя 20 блоков по три дня. В этом цикле происходит основное обучение гештальт-терапии, методу, техникам, основам психологического консультирования. Этот этап одновременно позволяет углубить уже полученные знания и навыки, и кроме того частично, но в гораздо меньшей степени продолжить работу над самим собой при помощи гештальт-терапии в группе, и заложить практические и теоретические основы гештальт-терапии. Каждая фаза обучения представляет собой сочетание преподавания научных основ, прожитого опыта и обучения на практике.

В конце второго цикла студенты, решившие стать гештальт-терапевтами, проходят сертификацию, представляющую собой теоретический и практический экзамен. Для допуска к экзаменам, студенту необходимо регулярно сдавать одному из тренеров протоколы выполненных упражнений в специальных минигруппах, традиционно называемых тройками. Такие группы формируются в конце первого блока второго цикла, и в них студенты работают до завершения обучения.

Кроме того, за время обучения так же необходимо пройти около 80 часов личной терапии и супервизии, посетить некоторое количество (разное, в зависимости от выпускающей организации) интенсивов и конференций. Эти требования также необходимо выполнить для того, чтобы быть допущенным к сертификации.

Третий, дополнительный цикл, открыт после завершения двух предыдущих циклов и экзаменов для тех, кто хочет углубить своё профессиональное образование, получив практические знания работы с терапевтической группой и различными сложными темами, специфическими запросами, требующими дополнительных знаний и навыков.

В России на сегодняшний день существует множество институтов и сообществ, занимающихся профессиональной подготовкой или переподготовкой гештальт-терапевтов, отличающихся и по подходу к обучению, и по качеству образования. Среди них всех особо выделяются четыре больших института:

1. – одно из ведущих российских учебных заведений, отвечающих за образовательные программы по гештальт-подходу и психодраме. Созданный в 1996 году Нифонтом Борисовичем Долгополовым, МИГиП является соучредителем Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов (АРГИ), Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России (ФПТИР) и входит в четверку базовых российских институтов как в области обучения гештальт-методу, так и психодраме.

Институт состоит в основных международных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии и психодрамы: FEPTO (Federation of Europian Psychodrama Training Organisation) – Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, FORGE (International Federation of Gestalt Training Organization) – Федерации Организаций, Преподающих Гештальт-терапию, AAGT (The Association for the Advancement of Gestalt Therapy) – Ассоциации Развития Гештальт-терапии, IAGP (International Association for Group Psychotherapy and Group Processes) – Международной Ассоциации Групповой Психотерапии, EAGT (European Association for Gestalt Therapy) – Европейской Ассоциации Гештальт-терапии. МИГИП создал свои центры и представительства института во многих городах России и за ее пределами.

2. Общество практикующих психологов "Гештальт-подход" , основанное в начале 90х годов Даниилом Хломовым, ставящее своими целями поддержку и развитие Гештальт-терапии на основании программы "Московский Гештальт Институт" в соответствие со стандартами МГИ и EAGT; МГИ так же имеет развитую сеть представительств по России.

3. вырос из СПб Центра гештальт-терапии, основанного в 1994 году. Занимается подготовкой специалистов в области психотерапии, организационного и психологического консультирования, так же состоит в основных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии имеет представительства в городах России.

4. . ВЕГИ существует с 1996 года. Программы Института разработаны в соответствии с принятыми в России стандартами для повышения квалификации, переквалификации и специализации в области Гештальт-терапии и Гештальт-консультирования. Восточно-Европейский Гештальт Институт встроен в международную систему организаций, практикующих гештальт и обучающих гештальт-подходу в консультировании, бизнесе и организационном развитии.

Заключение

Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Благодаря концепции целостности, в гештальт-терапии существует огромное уважение к человеку, к каждому его проявлению и через это открывается возможность для принятия и поддержки.

Использование феноменологического подхода, принципа "здесь и сейчас", позволяет клиенту самостоятельно, без дополнительных интерпретаций терапевта, чувствовать и понимать происходящее с ним и вокруг него, замечая особенности своего контакта со средой, выстраивая границы, чувствуя происходящее на границе контакта.

Гештальт-терапия, возможно, сейчас развивается не так быстро, как другие подходы, но этот вид терапии широко распространен и активно влияет на другие направления. Основываясь на совокупности человеческого опыта во всех его аспектах: телесном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном, гештальт-терапия имеет огромный потенциал и остается ведущим видом психотерапии.

Список литературы:

1. "Эго, голод и агрессия" – Фредерик Перлз.
2. "Внутри и вне помойного ведра" – Фредерик Перлз.
3. "Гештальт-терапия" – РобинЖан-Мари.
4. "Построение и разрушение гештальтов" – РобинЖан-Мари.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн , желаю Вам психического здоровья.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.

Современная экзистенциальная психотерапия имеет множество направлений, одним из которых является Гештальт терапия.

Целью данной терапии является осознанность личности в стремлении повышения самооценки, наполненности и осмысленности жизни, повышение действий, которые направлены на улучшение общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Жизненные ситуации

Чтобы понять суть данной концепции, можно взять за пример жизненные ситуации, которые могут встречаться у каждого человека:

  • Женщина проводит все свое время на работе, и даже дома все разговоры связаны с ее деятельностью. Мужа обижает такая ситуация.
  • Мать, которая постоянно занята проблемами своих детей, отвлекаясь на посторонние мысли, допустила ошибку в рабочей документации.
  • В прогулке по улице ваша голова занята мыслями заняты о разбитых чувствах или упущенном романе, не заметив сигнала светофора, вы идете на красный свет.

Таким образом человек, живя внутренним миром, думая о ненужном для него, проживает постороннюю жизнь. Его воспоминания и мысли не дают находиться в реальном времени, проживать настоящие эмоции.

Или же наоборот повседневная суета отдаляет человека от его мечты или поставленной цели. Вместо того, чтобы сосредоточиться на этом, мы совершаем ненужные, суетные поступки.

Мы живем либо в воспоминаниях, которые порой приносят нам страдания, либо гонимся за фантомом – мечтой, которая вряд ли осуществиться. Как итог — это приводит к разводам, инфарктам, болезням, язвам или увольнению с работы. Освоив технику гештальт терапии, вы сможете фильтровать ненужные для вас ситуации.

Историческая справка

Данное учение было разработано Фрицем Перлзом (1893-1970). Он был психиатром с большим стажем, разрабатывал методику лечения людей с психическими заболеваниями. Но уже при жизни ученого и по настоящее время гештальт терапия из психотерапевтического учения выросла во что-то большее. Сейчас данную терапию применяют во всех сферах жизни, так как она помогает разрешить тяжелые ситуации в жизни.

Сам Фриц Перлз утверждал, что человек — это целостное создание, а не собранные его части. Физические, духовные и социальные аспекты должны сливаться в единую личность.

Каждая проблема должна решаться исходя не из причины, а из ее осознания. Стоит задавать вопрос о том, что чувствует человек в данный момент и как это можно изменить, а не искать виноватых и не задумываться, почему так произошло. Терапия Перлза направлена на осознание жизни в данную минуту, здесь и сейчас, жить полноценной жизнью в настоящий момент, а не прошлым или будущим.

В 1951 году Фриц Перлз с двумя своими коллегами Полом Гуденом и Ральфом Хефферлином пишет свой труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». В 1952 был учрежден Гештальт институт в американском городе Нью-Йорке. Еще в 1913 году ученый начинает изучать медицину с философской точки зрения. Настольной книгой у Фрица Перлза была «Психоалнализ» Фрейда.

Что такое Гештальт терапия?

Занимается ею гештальттерапевт. Путем внушения он фокусирует пациента на состояние «здесь и сейчас», обращая его в каждый момент настоящего. Человек начинает осознавать себя в реальном времени, у него появляется чувство ответственности, он начинает переживать чувства и эмоции сейчас и здесь.

Основные методы Гештальт терапии при работе с клиентами:

  • Фокусировка энергии.
  • Осознание ответственности.
  • Арт-терапия. Применение творчества и искусства в данном лечении.
  • Монодрама. Здесь используются ролевые игры, постановки, что позволяет человеку прожить драматические ситуации по-новому.
  • Пересечение работы с другими видами психотерапии, например техника «горячий стул».
  • Гештальт-молитва и др.
  • Телесно-ориентированная терапия. Она позволяет познать свое тело и понять, что душа и тело — это единое целое.

Существуют и другие способы работы с пациентами, но выше были представлены основные методы техники гештальт терапии.

Принципы данной методики

Основу данного учения составили следующие понятия и принципы:

  • Целостность. Стоит понимать, что человек — это целостное создание. Деление его на психику, душу и тело не способно помочь ему в осознании своего внутреннего мира.

  • Принцип создания и разрушения структур гештальт терапии. Он основан на потребностях и желаниях человека. Когда цель достигается, то происходит разрушение гештальта.
  • Смысл назакоченного гештальта, методы и техники терапии. Существуют в жизни людей и незавершенные жизненные ситуации, которые негативно сказываются на их психике. На сеансах гештальт терапевт помогает пациенту осознать свое незавершенное дело, мысленно его завершить или приблизить к завершению. Данный опыт человек переносит на повседневную жизнь, что позволяет ему справиться со множеством негативных ситуаций.
  • Контакт и его граница. У человека постоянно осуществляется контакт с видимыми вещами — окружающей средой, людьми, животными и т.д. Существуют и невидимые контакты — энергетические, биоэнергетические, психологические поля, наличие разной информации в жизни. Место соприкосновения человека со всеми этими видами называется границей контакта. Задача существующей терапии — создать благоприятные условия именно на границе таких контактов.
  • Осознание действительности. Здесь имеется в виду не то, что человек знает свою природу и окружающий мир. А осознание того, что он находится здесь и сейчас. Осознавать это не умом, а чувствами. Жить не с механическим сознанием, когда все ситуации и эмоции происходят неосознанно, а двигаться исходя из своего внутреннего содержания.
  • Нахождение здесь и сейчас. Понимать, что все важные моменты в жизни происходят именно сейчас. Находясь умом в прошедшем или будущем, мы упускаем настоящий момент. Прошлое уже далеко, а будущее еще не настало, поэтому человек пребывает в иллюзиях, забывая о настоящем.
  • Понятие ответственности. Это важное качество индивида, которое происходит из его осознанности. Если люди начнут осознавать настоящую действительность, то и чувство ответственности у них будет развито. Очень важно принять ответственность именно на себя, а не сваливать ее на других.

Гештальт-терапия – направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Ее отцом-основателем считается немецкий психолог Фридрих Перлз.

По сути своей теория гештальт-терапии стала котлом, в котором варится полезное блюдо из множества ингредиентов: крупы традиционного психоанализа, нескольких ложек гештальтпсихологии, изрядной порции психодрамы и мелко нарезанной телесно-ориентированной терапии. Все это приправлено выжимками еще из доброго десятка психологических концепций и направлений.

Гештальт (gestalt) с немецкого переводится как «образ», «фигура», «форма». Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт – целостный образ какой-либо ситуации. Конечно, это вольное изложение. Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением».

Гештальт-подход не рассматривает сферического коня в вакууме, то есть человека в отрыве от среды. Его позиция такова: люди являются целостными социобиопсихологическими существами; разделение тела и психики – искусственно; человек и все, что его окружает – единая структура, именуемая «поле организм/среда».

Есть контакт?

Базовые понятия гештальт-терапии – контакт и граница.

Контакт – процесс взаимодействия наших потребностей с возможностями среды. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой: для утоления жажды нужна вода, голода – пища, потребности в безопасности – защищенность с помощью кого-то или чего-то, потребность в общении невозможно удовлетворить без других существ.

Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. Человек обычно воспринимает ее как границу между тем, что внутри нашего тела, и тем, что вне его. Естественно, более ценным для нас является то, что внутри. Но границы эти зыбки и нечетки. Вода является частью внешней среды, но как оценивать выпитую воду?

На границах возникают два феномена: идентификация и отчуждение.

С первой связано деление на «свой»-«чужой», когда «свой» ближе, роднее и понятнее. Если кто-то обидел члена нашей семьи, идентификация вызывает обиду у нас. Любовь, дружба, партнерство и прочие позитивные отношения обычно существуют в пределах внутренних границ. За ними лежит чужое, отторгаемое.

При нарушенных границах, взаимодействие с окружающим становится ненормальным, и на уровне, где это произошло (телесном, эмоциональном, интеллектуальном), появляются нерешенные проблемы.

Когда возникает гештальт?

Утренняя чашка кофе, разговор со случайным попутчиком, отношения с родителями, влюбленность, ссора в магазине, прополка кабачков – все это гештальты. Вся наша жизнь состоит из них, больших и маленьких.

Формируется гештальт, когда у человека возникает потребность, которая в данный момент сильнее всего требует удовлетворения, и происходит контакт в внешним миром.

У гештальта есть начало и конец: возникает он помимо нашей воли в момент появления потребности или желания и заканчивается при достижении удовлетворения. Увы, потребности безграничны, а ресурсы ограничены и далеко не все желания исполняются.

В идеале цикл гештальта выглядит так:

  1. Возникновение потребности (хочется пить).
  2. Поиск возможности ее удовлетворить, оценка осуществимости этой возможности (ищем воду).
  3. Удовлетворение (пьем).
  4. Выход из контакта (жажда утолена - ставим пустой стакан на стол).

В результате такого цикла гештальт завершается (разрушается). Процесс возникновения и завершения гештальта может занять секунду, минуту, часы, годы или всю жизнь. Но внешние или внутренние события могут помешать этому процессу. Цикл остановится на какой-то фазе, произойдет разрыв границы контакта и возникнет незавершенная ситуация.

Незавершенный гештальт может стать многотонным сизифовым камнем ощущения вины перед умершим родственником или картонной папочкой несдержанного по мелочи обещания. Суть остается одинаковой – прошлое мешает реализовываться настоящему.

Наши страхи, зависимости, конфликты, кризисы и стрессы можно представить в виде ящика, заполненного незаконченными гештальтами. Если ящик не забит доверху чем-то тяжелым, то с ним легко передвигаться. Но чем тяжелее груз, тем нужнее помощь психолога.

Дело в том, что незавершенные гештальты могут вызвать сбои в работе механизмов, защищающих нашу психику от перегрузки.

Что может сломаться?

    Проекция – это тенденция перекладывать на окружающую среду ответственность за то, что берет свое начало в человеке. К ней прибегают, сталкиваясь с неприятием ряда своих потребностей и чувств, которые проще приписать внешнему миру. Нормальная проекция помогает устанавливать контакты и понимать других людей, патологическая постоянно проявляется не к месту и в ряде случаев подменяет собой реальность.

    Ретрофлексия – стремление делать себе то, что хотелось бы получить от других или сделать с другими. При патологических проявлениях ретрофлексии возникают психосоматические болезни, стремление причинить себе боль, высшей формой ретрофлексии является самоубийство.

    Интроекция – включение во внутренний мир человека оценок, мотивов и установок других людей без критического к ним отношения. Для ребенка интроекция является важнейшим инструментом идентификации себя как члена общества и дальнейшего познания мира. Патологическая же интроекция возникает, когда идеи, привычки или принципы воспринимаются целиком, без проверки на несовместимость с уже существующим опытом.

    Конфлуэнция (слияние) – состояние отсутствия границы контакта, когда человек теряет осознание себя. В норме временное слияние существует у матери и младенца, у влюбленных. Здоровая психика при этом через время возвращается на круги своя и самоидентифицируется. При патологической конфлуэнции невозможны нормальные контакты с другими людьми, так как присутствует постоянное желание контролировать их поведение сверх необходимости.

Гештальт должен быть завершен!

Гештальт-терапия считает накопление незакрытых гештальтов одной из главных причин формирования неврозов. В числе прочего она занимается «починкой» механизмов контакта и устранении невротических препятствий к ним. В процессе гештальт-терапии мы заново переживаем прерванный гештальт, получая возможность закончить его, т е. избавиться от причин возникновения невроза.

Мой первый опыт работы в гештальт-группе так и остался самым ярким. Наверное, это отзвуки ошеломляющего ощущения «Работает!».

Обозначив проблему (необъяснимую физиологически тошноту), после рассказа придуманной мной сказки, я услышала первый звоночек – нежелание идти на работу и попытка скрыть это от переживавшей за меня бабушки. Потом был «пустой стул» – я вела диалог с воображаемой бабушкой. Началось все с внешнего «не могу рано вставать» и закончилось обвинениями в плохом отношении бабушки к моей маме. Высказать все это в действительности пожилому больному человеку я бы не смогла, а здесь выговорилась.

Прошло несколько сеансов, было принято решение сменить работу, тошнота больше не приходила. Если бы до участия в группе кто-то сказал, что плохое самочувствие связано с подавлением негатива в сторону бабушки, я бы его самого послала даже не к психологу, а сразу к психиатру.

Особо ценным оказалось то, что грамотный гештальт-терапевт в процессе не дает никаких советов и ни к чему не подталкивает. Его роль заключается в провокации, вызове реакций, а проигрыш ситуаций «здесь и сейчас», позволяет иначе взглянуть на себя, свои ощущения и переживания. Гештальт завершен, да здравствует гештальт!

Источник - журнал «Будь здорова»