Религия как социальный институт. Структура религии

Человеческое общество - чрезвычайно сложная структура. Обеспечить его функционирование, да и вообще существование тоже непросто. Многие факторы даже внутри социума, как это ни парадоксально, направлены на его дезинтеграцию. Основой же существования тех или иных человеческих общностей являются которые представляют собой своеобразные опоры, поддерживающие единство.

Религия как социальный институт - одна из важнейших среди этих опор. Такое значение обусловлено тем, что религия самым тесным образом связана с духовными переживаниями людей, которые в конечном итоге апеллируют к самым, пожалуй, глубинным понятиям о жизни и смерти.

Существует ряд характерных признаков, которым отвечает религия как социальный институт и религия как способ осознания мира. Среди них можно выделить следующие, являющиеся основными:

Существование определенной группы людей, объединенных верой;

Наличие предметов, признаваемых святыми, и системы священных символов;

Соблюдение совокупности сформулированных норм, определяющих то или иное мировоззрение и поведение;

Выполнение комплекса ритуалов или аналогичных действий.

Фактически, религия не существует в обществе в «чистом» виде. Она принимает ту или иную форму организации - церковь. В рамках определенной церкви происходит уточнение и конкретизация каждого из приведенных выше признаков в зависимости от ряда факторов. На формирование церкви может влиять определенный временной период, сложившаяся политическая ситуация, достигнутый верующими культурный уровень. Например, этими факторами было обусловлено 20 столетий назад, а также последующий его раскол на множество самостоятельных церквей.

Существуя в обществе, являясь с одной стороны результатом его функционирования, а с другой - опорой и поддержкой, церковь выполняет различные социальные функции. Религии мира существуют не ради самих себя, но ради верующих. Множество ученых-теологов, деятелей культуры и религии в качестве наиболее важной функции называют способность веры объединять людей, консолидировать общество. Такой подход основывается на том, что в ходе совместного участия в ритуалах люди испытывают схожие чувства, проникаются духом единства, а в повседневной жизни они руководствуются идентичными нормами поведения.

Конечно, это не единственная функция, которую выполняет религия как Очень важно то, как она регулирует жизнь общества. Определяя ряд норм, церковь старается предотвратить среди людей аморальные поступки, охраняет стабильность существующей ситуации, если она приемлема, а в противном случае - выступает с активной критикой, помогает определить пути выхода из кризиса и избежать жертв.

К сожалению, наряду со всеми положительными аспектами, одним из существенных негативных факторов в современном мире является именно церковь. Как социальный институт она объединяет людей, но это объединение не носит глобального и всеобщего характера. Да, каждая конкретная религия может быть едина внутри себя, но между различными церквями могут идти жесточайшие схватки. Эта особенность получила название дисфункции религии, то есть действия, направленного против общества.

Подводя определенный итог, стоит отметить, что религия как социальный институт на данном этапе развития является, пожалуй, необходимым фактором единства. Даже несмотря на то, что она может приносить вред, положительного воздействия гораздо больше. Развитие человеческих отношений и рост толерантности позволят объединить людей даже разных вероисповеданий, так как в основе каждого из них, на самом деле, лежат очень схожие

Религия - совокупность ценностей, норм и правил поведения, относящихся к сфере трансцендентного; форма организации социального взаимодействия, ориентированного на сакральное (священное). Религия представляет собой один из способов придания смысла социальному действию.

Теории религии. Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех «классиков» социологии: К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Эмиль Дюркгсйм рассматривал религию с позиции структурного функционализма. Ученый дал определение религии, противопоставляя понятия «сакральное» и «профанное» (мирское). Сакральные объекты и символы, утверждает он, рассматриваются вне обыденных аспектов существования, образующих область мирского.

Сакральное - (от англ, sacral и лат. sacrum - священное, посвященное богам) в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Противопоставляется прфанному - светскому, мирскому

Э. Дюркгейм подчеркивал, что религии никогда не представляли собой только набор верований. Для любой религии характерны постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды , в которых принимают участие группы верующих.

Ритуал - (лат. ritualis - обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») - совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал.

Обряд - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». С точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряды характеризуют как традиционные действия человека. Обряды, связанные с рождением, инициацией, свадьбой, смертью, называются семейными, а, например, сельскохозяйственные - календарными обрядами.

Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды отвлекают людей от забот мирской жизни и переносят их в сферу, где царят возвышенные чувства и где они могут ощутить слияние с высшими силами. Эти высшие силы, которыми якобы являются тотемы, божественные существа или боги, являются в действительности отражением влияния коллектива на личность.

Обряды и ритуалы, с точки зрения Э. Дюркгейма, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. Это является причиной, по которой обряды обнаруживаются не только в стандартных ситуациях проведения регулярных богослужений, но и при всех важнейших событиях, связанных с переменами в социальном положении человека и его близких, например, при рождении, заключении брака или смерти. Ритуалы и обряды такого рода встречаются практически во всех обществах. Дюркгейм делает вывод, что коллективные обряды, совершаемые в те моменты, когда люди оказываются перед необходимостью приспособиться к значительным изменениям в их жизни, укрепляют групповую солидарность. В малых культурах традиционного типа, утверждает Дюркгейм, почти вес стороны жизни буквально пронизаны религией. Религиозные обряды, с одной стороны, порождают новые идеи и категории мышления, а с другой - укрепляют уже сложившиеся ценности. Религия является не только последовательностью чувств и поступков, она фактически определяет способ мышления людей в культурах традиционного типа.

В отличие от Э. Дюркгейма, который обращал внимание на интегрирующую функцию религии, К. Маркс, рассматривая религию с позиции конфликтологического подхода, видел в ней, прежде всего, средство социального контроля. Он разделял взгляд на религию как на свойственное людям самоотчуждение. Часто высказывается мнение, будто бы К. Маркс отвергал религию, но это не соответствует истине. Религия, по его мнению - «сердце бессердечного мира, прибежище от жестокой повседневной реальности». С точки зрения К. Маркса, религия в се традиционных формах должна исчезнуть. Знаменитое высказывание К. Маркса «религия есть опиум для народа» можно трактовать следующим образом: религия обещает, что награда за все тяготы земной жизни будет получена в загробном мире, и учит смиряться с существующими жизненными условиями. Возможное счастье в загробной жизни, таким образом, отвлекают внимание от борьбы с неравенством и несправедливостью в жизни земной. В данном случае, К. Маркс обращает внимание на прикладную функцию религии: религиозные верования и ценности часто служат оправданием имущественного неравенства и различий в социальном положении. Например, тезис о том, что «кроткому воздается», предполагает, что следующие этому положению занимают позицию покорности, непротивления насилию.

М. Вебер, с позиции «понимающей» социологии, предпринял масштабное исследование существующих в мире религий. Немецкий социолог, в первую очередь, акцентирует внимание на исследовании взаимосвязи между религиозными и социальными изменениями. М. Вебер, в отличие от К. Маркса, утверждает, что религия не обязательно является консервативной силой, напротив, социальные движения, имевшие религиозные корни, часто приводили к разительным переменам в обществе. Так, протестантизм повлиял на формирование капиталистического развития Запада.

Типы религиозных организаций. Для всех религий характерно наличие общин верующих, но способы организации таких общин весьма разнообразны. Специфика социологического изучения христианства состоит в том, что церковь и секта рассматриваются как дихотомия, а не как отдельные и не связанные друг с другом феномены. Понятие дихотомии «церковь-секта» было введено в социологию религии немецкими учеными М. Вебером и Э. Трель- чем. Также подробно анализируют церковь и секту, их сходные характеристики и различия такие социологи религии, как Р. Нибур, Б. Уилсон и другие.

Церковь и секта представляют собой наиболее крупные религиозные организации, упорядочивающие религиозную деятельность и религиозные отношения в обществе. На протяжении длительного периода времени церковь и секта сосуществуют, находясь в тесной связи с фактической ситуацией в обществе и его развитием. При этом различия этих религиозных организаций носят как формальный, так и содержательный характер.

Исходя из концепций Вебера и Трельча, можно представить основные характеристики церкви и секты. Церковь - это крупная религиозная организация, которая признает значение государства и других светских институтов в поддержании социального порядка, имеет иерархическую организацию, основанную на духовенстве. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей, так как принадлежность к ней определяется не свободным выбором индивида, а традицией (фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе обряда крещения индивид автоматически включается в данную религиозную общность). Кроме того, в церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.

В отличие от церкви, секта - это небольшая добровольная религиозная группа, которая создается на основе принципа исключительности, требует от своих членов полного подчинения и подчеркивает свою отдсленность от общества. Ее характерные черты - добровольное членство, восприятие своих установок и ценностей как исключительных, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, харизматический тип лидерства.

Понятие деноминации было введено в социологию религии Р. Нибуром в работе «Социальные источники деноминациолизма». Этот тип религиозного объединения соединяет в себе черты церкви и секты. Чаще всего, от церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, признание возможности духовного возрождения и спасения души для верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, исключительность установок и ценностей.

Исследование деноминации и ее отличия от секты также проводилось английским социологом Б.Уилсоном. Исходя из критики концепции деноминации Нибура, он акцентирует внимание на том, что не все секты проходят деноминационализацию. На этот процесс влияют различные факторы: происхождение, руководство и первоначальная организация секты.

Церковь, секта и деноминация представляют собой традиционные формы религиозной организации. Их характеристики подробно разработаны в теоретическом и эмпирическом плане, а термины достаточно четко определены. Однако на современном этапе развития общества все большее распространение приобретает другой тип религиозной организации - новые религиозные движения. Они, по мнению английского социолога религии А. Баркер, «предлагают религиозное или философское мировоззрение или средство, с помощью которых может быть достигнута какая-либо высшая цель, например, трансцендентальное знание, духовное просветление, самореализацию или „истинное* 4 развитие» .

Характеризуя социальную природу возникновения НРД, исследователи отмечают, что их наибольшая активность проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в «переломные» периоды истории, связанные с глубокими изменениями экономики, политических настроений, общего мироощущения человека. Сопутствующее этим явлениям усиление недоверия к официальной идеологии и господствующей религии способствует увеличению количества новых религиозных движений, предлагающих своим адептам другое осмысление социальных проблем и пути их возможного разрешения.

Функции религии. К наиболее значимым функциям религии как социального института относятся: интегративная; регулятивная; психотерапевтическая; коммуникативная.

  • 1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюрктеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюрктейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.
  • 2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.
  • 3. Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с культовой деятельностью - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
  • 4. Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение для верующих протекает в двух планах: общение индивида с богом (богами, духами и т.д.), общение адептов внутри группы (друг с другом). «Богообщение» считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с «ближними» приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции религии как социокультурного института носят универсальный характер, могут проявляются в любом типе религиозной практики.

Существенной особенностью современного этапа развития религии, прежде всего в Западных странах, является процесс секуляризации. Секуляризация трактуется как процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с этим ослабление влияния религии на различные социальные институты - образование, экономику, политику и др. Признаками секуляризации могут также служить ослабление роли религиозных санкций в качестве средства социального контроля, отделение церкви от государства, распространение научного атеизма, превращение религиозной веры в частное дело индивида.

  • Баркер А. Новые религиозные движения: практическое введение. СПб.: Наука, 1997. С. 166.

Религия как социальный институт

Главным толчком к появлению религии как социального института послужило формирование нового вида социальной деятельности – религиозной. Она проявляется в том, что имеется определенная социальная потребность в религиозной деятельности, которая связана с обеспечением стабильного и устойчивого развития и существования общества.

Институциализация религии произошла при определенных условиях. Среди них выделяются следующие предпосылки:

  • Появление новых, ранее несуществовавших религиозных сообществ;
  • Потребность в социальной религиозной деятельности;
  • Наличие ряда социальных, экономических и политических условий, в которых возможна реализация данной религиозной деятельности.

Замечание 1

Также религия как социальный институт возникла в связи с быстрым развитием организационных религиозных структур. Таким образом, в обществе появились новые религиозные нормы и некоторые регуляторы социального поведения, которые потребовали формирование религиозного социального института. Данные нормы и ценности интернализируются индивидами, воспринимаются в качестве новых социальных норм. На их основе формируется система новых религиозных потребностей, ценностных ориентаций личности, ее ожиданий.

Этапы институциализации религии

Религия как институт формировалась не стремительно. Этот процесс занял достаточно большой промежуток времени, и религии, а также религиозным организациям пришлось пройти несколько ключевых этапов, чтобы достигнуть полной институциализации и вобрать в себя все признаки социального института.

Процесс институциализации религии включает в себя следующие ключевые этапы:

  1. Возникновение социальной потребности в религиозной деятельности, в участии в религиозной организации для удовлетворения своих желаний и нужд;
  2. Формирование общих религиозных норм и целей. Институт не может состоять из одного человека – это, прежде всего, взаимодействие многих индивидов. Соответственно, у них должна быть одна общая цель, единые мотивы ее достижения, и общие нормы, которые будут регулировать религиозные отношения;
  3. Появление практического применения религиозных норм и правил, а также процедур, которые непосредственно связаны с ними. Применение вышеуказанных норм возможно лишь в непосредственном религиозном процессе. Например, во время молитвы, богослужения или определенного религиозного таинства (крещения, причастия и других);
  4. Формирование системы санкций для поддержания религиозных норм и правил – это наличие единого документа, писания, в котором предусмотрены правила, а также система поощрений (или наказаний в случае неподчинения). В различных религиях существуют свои документы – Библия, Коран, Завет или иные документы, в которых предусмотрены основные правила, заповеди;
  5. Формирование ключевых статусов и ролей в рамках религии как социального института (патриарх, епископ, священнослужители, монахи);
  6. Создание отдельных религиозных организаций и учреждений, в которых существует своя иерархия, система вероисповедания, а также свои правила, свободы членов организации и учреждения.

Признаки религии как социального института

Социальный институт религии, и в целом процесс ее институциализации обладает рядом ключевых признаков, которые отделяют его от остальных социальных институтов.

Во-первых, в социальном институте религии существует свой особенный тип регламентации отношений. При этом особом типе регламентации механизмы регуляции поведения приобретают обязывающий (обязательный) характер. Благодаря регламентации обеспечиваются такие процессы, как регулярность, четкость и некоторая предсказуемость в деятельности социального института религии.

Во-вторых, в социальном институте религии существует определенность функций, а также прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия, которая регламентирована специальными документами, контролирующими всю религиозную деятельность и взаимодействия между участниками.

В-третьих, права и обязанности участников религиозных взаимодействий обладают такими качествами, как обезличенность и деперсонификация. Это значит, что нормы для всех общеобязательны, они распространяются на каждого члена религиозного сообщества и вероисповедания, независимо от пола, возраста, уровня образования, профессионального и социального статуса.

В-четвертых, выполнение религиозных функций строго разделяется между участниками религиозных отношений в зависимости от социального статуса и роли. Происходит специальная подготовка кадров для выполнения религиозной деятельности. Сюда же входит функционал религиозных учреждений, зданий, особенности предметов культа, которые для каждого вероисповедания носят свою значимость и роль.

Функции социального института религии

Религия как социальный институт выполняет свои особые функции. они классифицированы следующим образом:

  • Мировоззренческая функция религии;
  • Компенсаторская функция религии;
  • Функция социальной самоидентификации;
  • Социально-регламентирующая функция;
  • Функция социального контроля;
  • Адаптационная функция;
  • Охранительная функция;
  • Социально-критическая функция.

Реализуя данные функции, религия вырабатывает определенную картину мира, сакрализирует культурные ценности, что ведет к стабильности в обществе. также религия помогает убеждать человека и поддерживать его в сложных условиях (потеря близкого человека, тяжелая болезнь), в чем реализуется еще одна ее функция – психотерапевтическая. Благодаря религии человек идентифицирует себя в обществе, находит свое предназначение, что помогает ему налаживать социальные связи на основе общности религии и вероисповедания. В этом реализуется коммуникативная функция религии, что помогает личности идентифицировать себя в среде себе подобных. Таким образом, религия выступает в качестве полноправного социального института, одного из древнейших, с очень богатой историей и разнообразным функционалом.

Для понимания природы религии, ее места и роли в общественной жизни большое значение имеет описание и анализ тех функций, которые она выполняет в качестве социального института. В этом вопросе среди социологов нет полного единодушия, но, правда, нет и глубоких разногласий. Характерной особенностью выполняемых религией функций в обществе является их латентный характер, так как явно или скрыто религиозный институт провозглашает цели и задачи, имеющие главным образом внутрирелигиозный смысл и значение. В христианстве, например, главной целью деятельности церкви объявляется спасение человечества от грехов, проповедь покаяния и смирения ради вечной загробной жизни и др. В буддизме главной целью религиозной деятельности объявляется "просветление" и освобождение от страданий через угашение страстей.

Социологический анализ функций религии в обществе базируется на объективной позиции незаинтересованного наблюдателя, и благодаря этому становится возможным зафиксировать неявные, неосознаваемые самими верующими последствия их деятельности для общества и культуры.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни. Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни. В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает, или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.) В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, "происки сатаны" в человеческом мире). В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея - "все мы - христиане"). Но тот, же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день). Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители.

С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе :

  • а) интегративную;
  • б) регулятивную;
  • в) психотерапевтическую;
  • г) коммуникативную.

Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ .

Интегративная функция религии выполняет важную стабилизирующую роль так как, во-первых, будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого она сама является; во-вторых, если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущая им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи и нравы.

2. Регулятивная функции религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. Религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями. В любой религии обязательно существует весьма значительный компонент общечеловеческих ценностей и гуманных моральных норм, которые, например, предписывают верующему-христианину "возлюбить ближнего", уметь "прощать своих врагов", любить семью и детей, честно выполнять мирские обязанности и т.п. Такого рода моральные заповеди во многом совпадают с господствующими в обществе нормативами поведения, причем последние своим происхождением зачастую обязаны именно религиозной морали.

Эффективное действие регулятивной функции религии особенно ощутимо в тех случаях, когда воспитание и первичная социализация человека осуществляется под влиянием религиозных идей и ценностей. Имеется в виду не строго религиозное воспитание и образование, а включение религиозной морали и ценностей в воспитательный процесс в качестве одной из составных его частей. В таком случае в общественном поведении человека религиозные нормы и заповеди будут органически сочетаться с требованиями общественной морали. Передаваясь из поколения в поколение как один из существенных атрибутов семейного и общественного воспитания, религиозная традиция способствует нормативной регуляции поведения людей в обществе. Регулятивная функция религии поддерживается церковной организацией, особенно, если во главе ее стоят авторитетные священнослужители, пользующиеся уважением и признанием в обществе. Моральному авторитету церкви в современном обществе в значительной степени способствует ее миротворческая, и благотворительная деятельность, моральная и финансовая поддержка различных культурно-образовательных мероприятий.

  • 3. Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов. Этим объясняется тот факт, что к религиозной вере часто тянутся люди, пережившие личные трагедии, обремененные жизненными невзгодами, болезнями и т.п. Необходимо отметить, что и сам характер проведения культовых действий - совместные молитвы и песнопения, обрядовые и магические действия священнослужителей способны породить у верующих положительные эмоции. Возьмите, к примеру, обряд похорон. Уход из жизни близкого человека всегда трагичен для родных и друзей. Религиозный обряд похорон, отпевание, затем регулярно проводимые поминальные дни имеют своей целью ослабить у людей боль утраты, способствуют, кроме того, сплочению и взаимной поддержке людей. Исключительно важна психотерапевтическая функция религии для индивида, ибо общественная жизнь, в силу ее чрезвычайной сложности, вызывает немало отрицательных эмоций и переживаний. Индивидуальные молитвы или участие в церковном богослужении, как правила, способны уравновесить психику индивида, придать ему чувство спокойствия и уверенности. В этом одна из причин сохранения религиозной традиции в современном индустриально развитом обществе, где общественно-трудовая деятельность человека подчинена формально-рациональным правилам поведения и требует большого психического напряжения. Поэтому утрата религией центрального места в духовной жизни человека, оттеснение ее на периферию, что свойственно современному обществу, по мнению ряда ученых, могут иметь негативные последствия для человеческого сознания и психики. На это обстоятельство обращает внимание П. Бергер, считающий, что современный человек, отказываясь от религии, вынужден страдать от чувства "бездомности", одиночества. "Бездомным сознанием" называет он духовный мир современного человека, утратившего глубинные связи с окружающей его природой, космосом, которые обеспечивала ему религия .
  • 4. Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы. Результатом общения верующих, особенно "богообщения" является возникновение сложного комплекса религиозных чувств радости, умиления, восторга, восхищения и др., которые близки к эстетическим переживаниям, создают определенную положительную установку, формируют мотивацию верующих к общению. Общение верующих в мирской жизни, внекультовая деятельность также имеют ряд особенностей, связанных с тем, что верующий человек обязан подчинять свои земные интересы, чувства и стремления более значимым для него религиозным ценностям и заповедям.

Указанные четыре функции религии как социокультурного института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики. Однако в условиях современного индустриального общества, когда влияние религии на общественную жизнь значительно ослабло, отмеченные функции религия все же продолжают действовать, но менее эффективно, чем в предшествующие исторические эпохи. Утрата религией своего центрального места в культуре, воспитании, образовании и других сферах приводит к тому, что на одно из первых мест выдвигается ее рекреационная функция. Это означает, что религия все в большей мере начинает функционировать как социальный институт, имеющий своей задачей устройство отдыха и развлечения для людей. От обычных досуговых учреждений религия отличается тем, что эта ее функция является подчиненной, вспомогательной по отношению к четырем основным.

Стремясь модернизировать религию, священнослужители превращают храмовые постройки в модернистские архитектурные сооружения, проводят богослужение в форме живого общения с верующими, привлекая иногда для этой цели популярные молодежные рок группы. Современная церковь наряду с другими культурными учреждениями активно участвует в духовной жизни общества, поощряет развитие отдельных видов искусства, музыки, литературы, спорта. Досуговая деятельность церкви приобретает особую ценность для пожилых людей, страдающих от недостатка внимания со стороны общества. Забота и внимание церкви к этой категории населения (в вашей стране эта деятельность церковных организаций так же получает распространение) безусловно, способствует сохранению ее авторитета и морального влияния в современном индустриальном обществе.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия выступает одной из форм самоорганизации общества и поэтому сохраняет свою значимость и в современном обществе.


1. Сущность социальных институтов

2. Развитие социальных институтов

3. Религия как социокультурный институт


ИНСТИТУТ (INSTITUTION) Этот термин широко используется для описания регу­лярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживае­мых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре обще­ства. Так же, как и "роль", "институт" означает установленные образцы поведения, однако он рассматривается как единица более высокого порядка, более общая, вклю­чающая множество ролей

Сущность социальных институтов

Взаимодействия как тип социальных связей выступают в различных формах. Но особую роль играют взаимодейст­вия, обеспечивающие удовлетворение наиболее важных ин­дивидуальных и общественных потребностей. Идет ли речь о безопасности человека или его образовании, здоровье или хозяйственной деятельности, научном поиске или отдыхе, развлечениях или дружбе - все эти явления, составляющие реальный каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гаранти­рованы от случайности, спорадичности, носят устойчивый, самовозобновляющийся характер. Институализированние в обществе противостоит хаотичному, нестабильному, неор­ганизованному, случайному.

Социальные институты - это великое социальное изо­бретение человека. Они не только обеспечивают достиже­ние главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.). Социальные институты дают основание надеяться не только на то, что та или инаяпотребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что данная цель будет достигнута на качественном уровне.

В предыдущем разделе мы достаточно подробно проана­лизировали социальную связь как таковую, принципы ре­гуляции социальных взаимодействий. Все это позволяет нам в данном случае сделать акцент лишь на том особом, специ­фическом, что характеризует институализированные фор­мы социальных взаимодействий.

Рассматривая социальные связи, мы упомянули об ут­верждении, что «человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, с обществом». Продолжая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей - наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее жизнеспособность. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлаженный и регулярный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности. Соответственно для социологии институты - одни из наиважнейших объектов анализа.

Благодаря чему же социальные институты приобретают такую устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов - предсказуемость, чет­кость в исполнении функций? Вначале порассуждаем на исторические темы.

Возьмем институт образования. Овладение определен­ными знаниями, накопленными предыдущими поколения­ми, является одним из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха лично­сти. Но как институт образование сложилось не сразу. Ро­дители от случая к случаю передавали какие-то знания, навыки своим детям. Дети нередко сами подглядывали: кто за кузнецом, кто за ткачом и т. д. Но насколько надежен этот путь овладения знаниями, накопленным опытом? Насколь­ко он дает необходимый уровень подготовки, насколько он охватывает достаточное число (всех) молодых людей?

Образование как институт отличается от спорадических, случайных социальных связей по поводу передачи знаний прежде всего такими чертами как а) постоянное и глубокое взаимодействие между участниками этой связи, в отличие от случайных, поверхностных контактов; б) четкое опреде­ление функций, прав и обязанностей, обеспечивающее вы­сокую степень срабатываемости, взаимодействия каждого из участников связи (учителя и ученика); в) регламентация и контроль за этим взаимодействием; г) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; д) концентрация ими своих усилий прежде всего на этой дея­тельности (профессионализация) и т.д. и т.п. - вот только несколько элементов, которые составляют принципиальные преимущества образования как института от образования, которое осуществлялось в спорадических формах.

Институализация социальных связей достигается:

1. Особым типом регламентации. Как и всякая социаль­ная связь, институт основывается прежде всего на социальном регулировании взаимоотношений. В социальных инсти­тутах механизмы регуляции приобретают более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное по­ведение и препятствующими, удерживающими от нежелатель­ного.

2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каж­дый должен выполнять свою функцию, а потому и каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожида­ния. Невыполнение обязанностей ведет к применению сан­кции. В результате поведение личности в рамках социаль­ного института обладает большой предсказуемостью, а дея­тельность институтов - регулярностью, самовозобновляемостью.

3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечиваются также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельностьинститута, замещает выбывшего. Для того, чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обя­занности и права. Данные права и обязанности представля­ют собой исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения участника институализированных соци­альных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как предуказания данного социального института, обще­ства. Тем самым обеспечивается относительная независи­мость функционирования социального института от случай­ных обстоятельств, его устойчивость и способность к само­возобновлению.

4. Выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций. В этих целях общество может осуществлять спе­циальную подготовку людей для выполнения ими профес­сиональных обязанностей. Тем самым обеспечивается вы­сокая эффективность институтов.

5. Для выполнения своих функций институт имеет уч­реждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Каждый институт должен обла­дать необходимыми средствами и ресурсами. Институт здравоохранения обладает такими учреждениями как боль­ницы, поликлиники, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, квалифика­ции врачей, доверия со стороны клиентов и т.д.

Перечисленные признаки социального института свиде­тельствуют о том, что именно в рамках института социаль­ное взаимодействие как глубокое, сопряженное взаимодей­ствие между людьми по поводу того или иного предмета связи (образования или здоровья, труда или науки) приоб­ретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачест­венный характер.

Институализированные социальные связи могут быть формальными и неформальными. Так, институт дружбы имеет многие признаки социального института. Дружба - один из элементов, который характеризует жизнь любогообщества, становится обязательным устойчивым явлением человеческого общества. Регламентация в дружбе достаточ­но полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей - своеобразные формы со­циального контроля в институте дружбы. Но эта регламен­тация никак не оформлена в виде законов, административ­ных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, длительность знакомства), но нет учреждений. Она имеет четкое разграничение, в том числе от любви, взаимоотно­шений с коллегами по службе, братских отношений, но здесь нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.

Формальные социальные институты имеют общий при­знак - взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регла­ментов, положений. Если социальные институты - могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты - это достаточно прочный и гибкий ме­таллический каркас, определяющий прочность общества.

Социальные институты различаются и по типу потреб­ностей, задач, которые они решают.

Экономические институты, т.е. наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности. Иначе говоря, - институализированные экономические связи. Сюда следует отне­сти все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собствен­ность, денежное обращение, трудовая деятельность, рынок и т.д.).

Политические институты, т.е. институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение. Для этих институтов характерна нацеленность на выполнение функции мобилизации возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности: государство, армия, полиция, партия. К этим политическим институтам примыкают общественные движения, объединения, клубы. Здесь, как нигде, распространены строго определенные институализированные формы деятельности: митинги, де­монстрации, выборы, предвыборные кампании.