Сохранение традиционной музыкальной культуры родного края. Музыкальная культура родного края

«Музыкальные звуки» - Цель исследования: Результаты исследования: наша гипотеза подтвердилась: «Все вокруг звучит кроме тишины». Гипотеза исследования: Играть в музыкально-дидактическую игру «Звуковые коробочки». Понять причины возникновения музыкальных и немузыкальных звуков: колебание предметов. Прослушать рассказ музыкального руководителя о происхождении музыкальных и шумовых звуков.

«Музыкальный образ» - Австрийской. Ф. Лист. Русской. Музыкальный образ. Какой образ раскрыт в вальсе «Минутка» Шопена? Польской. Музыкальное вступление к крупному музыкальному произведению. Основоположники н а ц и о н а л ь н о й м у з ы к и. 5 Музыка в живописи. 4 Музыка в поэзии. 1 Музыкальная характеристика. 2 О чём хотел рассказать композитор?

«Казахские музыкальные инструменты» - Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Но шертер был намного меньше и отличался более сильным звучанием. Внешне шертер напоминал кобыз. Уран - духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Жетыген - древний семиструнный щипковый инструмент. Настройка струн была связана с длинным устройством инструмента.

«Музыкальные формы» - Фраза Д. Фраза Д1. Музыкальная композиция. Второе предложение. Первое предложение. Сонатная форма – состоит из трёх разделов. Содержание музыкального произведения неотделимо от формы. Фраза В. Вариация – с латинского означает изменение. Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения произведения.

«Музыкальные уроки» - Можно разучить песни и станцевать вместе с друзьями. Проблемы: Программы для работы с музыкой на компьютере. Программы для пения караоке. Позволяют наглядно представить результат своих действий. Программы для сочинения музыки. Музыкальные проигрыватели. Музыкальные энциклопедии. Ребята развивают память, логику, творческое мышление, муз. слух.

«Музыкальный театр» - Драматические спектакли древности также не обходились без музыки. Содержание: История оперного творчества Деятели оперного творчества Оперные произведения. Кризис испытывала и испанская придворная опера - так называемая сарсуэла. сочетаются с признаками романтической драмы. Типические черты итальянской комической оперы нашли блестящее выражение в творчестве Дж.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Музыкальная культура" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Выполнила Бородина Алина

Музыкальная культура

Слайд 2

Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

Слайд 3

9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры:

1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.

Слайд 4

Слайд 5

3) Церковь. Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

Слайд 6

Слайд 7

Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси. В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.

Слайд 8

В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.

Слайд 9

Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось “партесное пение” – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно должны были отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов (написал концерт в честь полтавской победы – 12 голосов), Николай Бавыкин.

Слайд 10

В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

Слайд 11

С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Валерия Малина
    Музыкальная культура родного края как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников

    МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Гражданственность и патриотизм… Доступны ли эти понятия детям? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ : дошкольникам доступно чувство любви к родному дому , семье, родному городу , родной природе , к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания .

    Известно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны, для них характерны яркие впечатления. Именно музыкальное искусство является инструментом воздействия на тонкий духовный мир ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки , воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая гражданско-патриотические , нравственные качества – какая это благодатная и вместе с тем важная задача!

    Сегодня мы можем говорить и об актуальности данной темы : не секрет, что наша страна переживает не только экономический кризис, но и кризис семьи и семейного воспитания . Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали поколения, возросла агрессия в обществе, произошло обесценивание духовных устоев. Поэтому очень важно с раннего детства прививать детям нравственные правила, патриотические настроения, возвращать в жизнь ребенка традиции и обычаи нашего народа. Отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.

    Работая музыкальным руководителем в детском саду, я понимаю необходимость обращения к истокам народного искусства . Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре . Знакомясь с русским фольклором, песенным творчеством, традициями, обычаями, дети учатся любить тот уголок Родины, в котором живут, бережно относиться к родной природе , уважать и гордиться своей историей. Не забываем и о богатом культурном наследии Кубани . Ведь становление человека как гражданина , патриота должно начинаться с его малой Родины – родной улицы , родного города , края . Любовь к большому надо прививать с малого.

    На музыкальных занятиях в средней и старших группах детского сада я широко использую различные формы приобщения детей к музыкальной культуре кубанского края . Дети слушают народные песни в исполнении Кубанского хора, с удовольствием исполняют казачьи песни, музицируют на простейших народных инструментах . Стараюсь добиваться, чтобы дошкольники были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, музыкальных игр , активно включались в работу по подготовке к праздникам и развлечениям. Результатом этой работы становятся традиционные для нашего детского сада праздники «Осенняя ярмарка» , «Масленица» , «Яблочный Спас» , развлечения «Мы ребята –казачата» , «Казачьи игры» .

    Предлагаю сценарий праздника для подготовительной группы, посвящённого Дню народного единства «Родной край собирает друзей» . Это ещё один шаг к формированию у дошкольников первого чувства патриотизма : гордости за свою Родину, любви к родному краю , уважения традиций.

    Сценарий праздника, посвщённого Дню народного единства .

    РОДНОЙ КРАЙ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ

    Цель : формировать основы гражданственности , патриотизма.

    Задачи :

    Расширять представления детей о родной стране .

    Вызвать интерес к истории своей страны.

    Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине.

    Воспитывать любовь к родному краю .

    Ход праздника

    Под песню «У нас Родина одна» (сл. М. Гуцериева, муз. В. Дробыша) в зал входят дети. Перестроение с флажками. После выполнения упражнения все рассаживаются на места. Выходят чтецы стихов :

    1. У каждого листочка,

    У каждого ручья

    Есть главное на свете –

    Есть Родина своя.

    2. Для ивушки плакучей

    Нет реченьки милей,

    Для беленькой березки

    Опушки нет родней .

    3. Есть ветка у листочка,

    Овражек у ручья…

    У каждого на свете

    Есть Родина своя.

    4. Страну, где мы родились,

    Где радостно живём,

    Края свои родные

    Россией мы зовём.

    (В. Карасёв)

    Ведущий : Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Четвертого ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства » . Значение этого праздника скрывается в его названии :

    ДЕНЬ НАРОДНОГО (народ – это мы с вами, наши родители, бабушки, дедушки, соседи, друзья) ЕДИНСТВА (когда мы все дружим, живем в согласии, понимании, уважении) .

    Что же нас всех объединяет?

    Это праздник нашего народа и нашей Родины.

    Выходит ребёнок, под музыку (на выбор музыкального руководителя ) читает стих :

    Здесь тёплое поле наполнено рожью,

    Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

    Сюда златокрылые ангелы Божьи,

    По лучикам света сошли с облаков.

    И землю водою святой оросили,

    И синий простор осенили крестом.

    И нет у нас родины, кроме России –

    Здесь мама, здесь храм,

    Здесь отеческий дом.

    (П. Синявский) .

    Дети исполняют песню «Россия» (сл. Л. Штоколовой, муз. Т. Барбакуц)

    Ведущий : Наш народ придумал множество пословиц и поговорок о Родине, родной стороне . А какие пословицы или поговорки знаете вы о своей стране?

    Дети :

    Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Жить – Родине служить.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    Родина-мать, умей за неё постоять.

    Береги землю родимую, как мать любимую.

    Родная земля и в горсти мила.

    Человек без Родины, что земля без семени.

    Ведущий : Россия – богатая и гостеприимная страна. И проезжего, и прохожего угостить всегда рада :

    Встанем утром рано,

    Напечем блинов

    С творогом, сметаной,

    С мёдом. Будь здоров!

    С маслом и вареньем,

    Вот вам угощенье!

    Дети с ансамблем ложкарей исполняют русскую народную песню «Блины» .

    Выходят дети, читают стихи :

    1. Нет края на свете красивей ,

    Нет Родины в мире светлей!

    Россия, Россия, Россия –

    Что может быть сердцу милей?

    2. Кто был тебе равен по силе?

    Терпел пораженья любой!

    Россия, Россия, Россия,

    Мы в горе и счастье – с тобой!

    3. Россия! Как Синюю птицу,

    Тебя бережем мы и чтим,

    А если нарушат границу,

    Мы грудью тебя защитим!

    4. А если бы нас вдруг спросили :

    «А чем дорога вам страна?»

    Да тем, что для всех нас Россия,

    Как мама родная , - одна!

    (В. Гудимов) .

    Дети исполняют танцевальную зарисовку «Я люблю тебя, Россия!» (сл. и муз. Р. Гуцалюк) .

    Ведущий : Любовь к России у каждого из нас начинается с любви к родным местам , где ты родился и живёшь.

    Дети читают стихи :

    1. Мы весёлые ребята,

    Мы ребята - казачата,

    Любим вместе мы играть,

    Петь и весело плясать.

    2. Славу предков-казаков,

    Знаменитых вожаков,

    Умножать готовы мы,

    Только надо подрасти.

    3. Нет терпения ждать дня,

    Когда сядем на коня,

    Чтобы с шашкой и в седле

    Послужить родной земле .

    4. Вот такие мы ребята,

    Озорные казачата,

    Внуки славных вожаков –

    Знаменитых казаков!

    (Н. Дик) .

    Дети исполняют песню «Кубанские казаки» (современная казачья песня)

    Выходит девушка в традиционном казачьем костюме.

    Казачка :

    Я – казачка Кубани

    И характер мой крут.

    Жизнь – погони и скачки.

    Я - и пряник, и кнут.

    Знойной степи царица

    И полыни сестра.

    Я, как вольная птица,

    И сладка, и горька.

    Не живу я иначе,

    Не к душе мне покой.

    Я казачка Кубани.

    И не спорьте со мной!

    (С. Прилепская) .

    Ребята! Пришла я к вам не с пустыми руками – приготовила для вас подарки. Но прежде хочу проверить вашу смекалку, узнать, достойны ли вы называться казачатами. Загадаю я вам загадки, а вы найдите на них ответы.

    1. Голове не будет страха,

    если есть на ней … /папаха/

    2. Что удобней для ноги :

    туфли или… /сапоги/

    3. В ножнах спит, а не в постели.

    Как огонь, горит на деле.

    И надёжна, и остра.

    Казаку в бою - сестра.

    /шашка, сабля/

    4. Кто в бою надёжный друг,

    Знает своё дело?

    С казаками на врагов

    наступает смело?

    5. Он, как ветер, как огонь.

    Лучший друг – любимый…

    6. Вымыл руки и лицо,

    вылил воду за крыльцо

    И повесил на крючок

    вышиванный… /рушничок-полотенце/

    Казачка : Молодцы, ребята! Вот вам от меня в подарок кукла – оберег. В народе зовут ее «берегиня» , потому что она оберегает дом от всяческих бед.

    Казачка прощается с детьми.

    Девочки исполняют казачий танец с платками.

    Ведущий :

    Вот они последние станицы,

    И вся Кубань встаёт перед тобой.

    Ты видишь, как пшеница золотится,

    Ты слышишь, как о берег бьёт прибой…

    И, если даже родом ты не здешний,

    Однажды побывав у нас, поймёшь,

    Какой природой славен край наш вешний,

    Какой красой особенно хорош!

    Дети исполняют финальную песню «Кубань моя» (совр. казачья песня)

    Множество молодёжных организаций нацелены на восстановление интереса учащихся к культурному богатству страны. Одним из способов привлечь внимание детей к историческому достоянию является введение обзорного курса в школьную программу. Музыкальная культура родного края - как раз один из таких предметов. Вначале будучи экспериментальной, дисциплина твёрдо укоренилась в современном быте многих областей России. Она предполагает не только воспитание в детях уважения к уникальности традиций, но и поощрение самоопределения и патриотизма.

    Что такое музыкальная культура родного края?

    Впервые о таком предмете задумались в 80-х. С 1983 года в Приморье начали появляться музыкальные и танцевальные труппы, поддерживаемые местными музыкальными кружками. С тех пор в истории России появилось много важных дат и имён.

    В 2000 году было принято решение организовать школьную программу таким образом, чтобы дети узнали больше о традициях родного края, и в расписании начальной школы появился новый предмет. Задачи музыкальной культуры родного края включают в себя формирование целостного восприятия музыкального творчества отдельных регионов, а также поощрение участия молодых людей в общенародных действиях.

    Для кого?

    Несомненно, воспитывать чувство любви к родине необходимо с раннего возраста. Изначально программа была одобрена в начальной школе и на протяжении всего обучения в учебных заведениях с музыкальным уклоном. Позже предмет занял место в ряду общеобразовательных дисциплин многих школ по всей территории России. Однако популярной дисциплина "Музыкальная культура родного края" не стала и вернулась к первоначальной полусамодеятельной форме. Главной ошибкой стало отсутствие качественно подготовленной программы, а преподаватели оказались психологически не готовы к ведению нового предмета.

    Современный вид

    Сейчас родного края изучается в режиме, принятом на уровне самоуправления субъектов РФ. Например, в Чебоксарах - с 5-го по 9-й класс. Музыкальная культура родного края (фото снято на межкультурном фестивале языка) поощряет любую творческую инициативу молодого поколения в этой области.

    В течение 33 часов в год дети учатся толерантности в отношении культур и обычаев всех народностей, населяющих регион. Особенно интересной является предлагаемая подросткам программа «Музыкальная культура родного края». 7 класс - время, когда детям предлагают проводить собственные исследования в области этнографии, которая также является важным атрибутом уроков.

    Особенно важно помнить, что предмет создан для просвещения молодёжи, а не для выполнения плана. Следует максимально разнообразить программу, чтобы ученики приходили на урок пусть даже раз в неделю, но с удовольствием.

    Ответвления

    Музыкальная культура родного края (Урал является прямым доказательством) приобрела одобрение в некоторых районах неспроста. В середине ХХ столетия началось активное возрождение казачьего движения, что не могло не отразиться на культуре региона. Характерная музыка и песни стали исполняться организованными коллективами. Важной особенностью этого направления является то, что казачья культура сочетает в себе русские, украинские, татарские и другие элементы, что соответствует задачам предмета.

    Возрождение музыкальных традиций происходит не только на уровне народного творчества. Также проводятся праздники и фестивали, где каждый может наблюдать влияние музыкальной культуры на развитие региона, а также принять участие в концерте. Более того, концертная деятельность приветствуется в кругах молодёжи даже больше, чем среди взрослых.

    Сегодня отдельную часть в культуре занимают музыкальные инструменты. Как духовые, так и струнные экземпляры помещены в музеи. К примеру, гусли давно вышли из употребления, но они занимают важное место в истории струнных инструментов России. Таким образом, школьники получают важную информацию об истории развития музыки.

    Среди всего прочего также можно найти уникальные предметы. Например, в Якутии основным инструментом является варган (на фото), не относящийся ни к одной категории. Возможность научиться играть на инструментах также предоставляет программа.

    Особенности областей

    Музыкальная культура каждой из областей уникальна кругом рассматриваемых вопросов. Некоторые делают акцент на народной музыке, другие - на специфической игре на одном инструменте (Якутия). Несмотря на всё разнообразие, каждая область выполняет одну функцию - проявление уважения к традициям и их глубокое изучение.

    Музыкальная культура родного края Самарской области возвращается к классическому началу. Самара является одним из древнейших центров культуры, где проживало много представителей интеллигенции. Принимая это во внимание, программа делает акцент именно на истории развития музыки в России. Среди менее распространённых направлений можно выделить цыганские песни.

    В городе также находится Самарский государственный институт культуры, который проводит большое количество творческо-исполнительских проектов, подчёркивающих актуальность предмета во всех его обличьях.

    Ярославская область проводит фестиваль, посвящённый колоколам, который проводится на территории заповедника.

    Уникальность

    Предмет также является сугубо российской инициативой. Музыкальная культура родного края (Россия - это многонациональная страна) рассматривает индивидуальные особенности традиций каждой народности и их региональную совокупность.

    Во многих странах изучается одновременно несколько предметов этнографической направленности. Однако музыкальная культура родного края поддерживает процесс обучения в рамках малой родины. Несомненно, это позволяет ученикам получить больше информации о своем городе. Так как сегодня мы сталкиваемся с невежеством в отношении традиций родного края со стороны молодого поколения, крайне необходимо показать, что история также может быть захватывающей и интересной.

    Наряду с книгами, иллюстрациями и песнями проводятся концерты, которые не могут не вызвать интереса у детей. Также важно то, что предмет позволяет соединить в себе примеры разных эпох.

    Мероприятия

    На самом деле, помимо стандартного изучения музыки, школьники посещают различные мероприятия международного уровня. Так, например, некоторые области ввели обязательное посещений театра и филармонии два раза в полугодие. Эти же концерты посещаются иностранными туристами, что позволяет развивать языковые навыки на высоком уровне.

    Ни одно музыкальное мероприятие не проходит без национальных костюмов или танцев. Администрация культуры областей позволила максимально адаптировать выступления для восприятия школьников. Ежегодно 26 марта проводится Международный день театра, в котором принимают участие все деятели культуры.

    На Международный день музыки музыкальные школы устраивают концерты, на которые приглашаются участники оркестров и деятели культуры.

    Отношение учащихся

    Исследовательский проект "Музыкальная культура родного края", проведенный самими учащимися и их научными руководителями, взял на себя задачу ответить на вопрос: является ли дисциплина интересной для изучения? А может, единственная задача учеников - просто заработать оценку?

    По опросам учащихся было определено, что на разных ступенях обучения предмет является более или менее интересным. Для учеников старших классов материал адаптирован лучше, так что с выполнением творческих заданий проблем не возникает. Причина этого также может скрываться в том, что многие участники выбирают историю для сдачи Единого государственного экзамена, который также включает вопросы о культуре. На научно-практических конференциях музыкальная культура рассматривается как отдельная единица исторической секции, на которую подготавливаются презентации и интересные проекты.

    В любом случае, для того чтобы заинтересовать учеников младшего школьного возраста, учителю будет необходимо придумать творческие занятия.

    Однако больше всего недовольства вызывают контрольные тесты, которые даются в течение года. В этом вопросе родители учеников солидарны с самими учащимися. Они считают, что нельзя заменять практические и наглядные занятия тестами. Прежде всего необходимо пробудить интерес в детях.

    Стоит ли продолжать?

    Если встаёт вопрос о том, нужна ли музыкальная культура родного края в том контексте, который предлагается нам сейчас, то ответ определённо положительный. Однако если мы говорим об интересе учеников, то система однозначно требует коррекции.

    Однако, несмотря на некоторые сложности в преодолении стены между поколениями и историческими эпохами, дисциплина поддерживает важные задачи. Если они будут выполнены, мы с гордостью сможем говорить о патриотизме учащихся и их знании родной культуры. Как бы то ни было, час в неделю на протяжении пары лет стоит потратить на то, чтобы узнать свою страну и её историю лучше.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 61 г. Челябинска»

    Городская научно-исследовательская конференция юных краеведов в рамках Всероссийской программы «Отечество» «Край родной»

    Музыкальная культура родного края

    «Культурное наследие»

    Научный руководитель:

    Завьялова Анна Анатольевна,

    учитель музыки

    первой категории МБОУ «СОШ №61 г. Челябинска»

    Челябинск, 2018

    Содержание

    Введение

    Глава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска

    Глава 2 Исследование

    Заключение

    Литература

    Приложение 1 Детская хоровая студия «Радуга»

    Приложение 2 Опрос

    Приложение 3 Коллекция песен

    Приложение 4 Детские вокальные коллективы

    Введение

    В мире много интересного. С чем-то мы сталкиваемся каждый день. К примеру, нам привычно слышать музыку вокруг. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что такое музыка? Мы ведь ее не видим, но жить без нее не можем! А какая музыка звучит или рождена в моем родном краю? Вот и появился замечательный повод для исследования родной музыки.

    Мы начали с ответа на вопрос: что такое музыка? Для поиска полного, интересного ответа мы провели опрос одноклассников и своих знакомых из других классов. Ответы были разные, но большинство ребят считают, что музыка – это искусство, красивые звуки, мелодии, ноты, любимые песни. В словаре С.Ожегова приведено определение музыки как «организованные по высоте и времени звуковые последования».

    А что такое родной край? Одноклассники считают, что родной край – это Родина, родной город, область, в которой мы живем, кто-то считает, что родной край – это только то место, где человек родился. В Словаре эпитетов дано определение родного края как «место исконного пребывания кого-либо», в Юношеской энциклопедии сказано о месте, где протекали детство и юность, где проходят годы сознательной жизни. Получается, что с самого моего рождения с нами рядом родной край и замечательное искусство – музыка!

    Целью исследования стало: познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами нашего города и области.

    Задачи исследования:

      Найти информацию по данной теме.

      Познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами

      Провести исследовательскую работу. «Музыкальные коллективы города Челябинска».

      Подготовить коллекцию песен и музыкальных произведений о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области (тексты и CD -диск).

      Подготовить информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.

      Проанализировать полученный результат исследования.

    Гипотеза. Мы предполагаем, что уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен.

    Объект исследования : известные музыкальные коллективы и исполнители города Челябинска. Предмет исследования : песни, музыкальные произведения о малой Родине – Челябинске и Челябинской области в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений. Методы исследования : поиск и обобщение информации, опрос и анализ полученных результатов.

    Этапы исследовательской работы:

    I этап – подготовительный (сентябрь 2017 г., школа):

      Поиск информации по заявленной теме в сети Интернет;

      Создание информационно-методического банка по обеспечению исследовательской деятельности.

    II этап – основной (октябрь-ноябрь 2017 г., школа)

      Проведение опроса;

      Подготовка коллекции песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города;

      Подготовка информационного буклета для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.

    III этап – заключительный (декабрь 2017-январь 2018 г.)

      Формулирование выводов.

    Практическая значимость : проделанная работа будет полезна для учеников нашей школы, города, как на уроках музыки, так и в повседневной жизни. Позволит узнать талантливых людей нашего города, области, познакомиться с их творчеством. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися. Информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района позволит родителям выбрать коллектив и направить своего ребенка для раскрытия его исполнительских вокальных талантов.

    Термины, используемые в работе.

      ДШИ – детская школа искусств.

      ДК-Дворец Культуры

      Музыкальный коллектив - коллектив людей, объединенных общей целью или работой, которые, так или иначе, связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры) или люди, непосредственно к созданию музыки не причастные (художники, поэты, техники).

    Глава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска

    «Музыка – живая речь, чутко отражающая действительность, как и речь»

    Б. Асафьев

    У своих знакомых разного возраста мы спросили: «Каких композиторов, музыкантов- исполнителей, певцов нашей Челябинской области и г.Челябинска вы знаете?» Многие взрослые люди назвали известных музыкантов и композиторов Челябинской области: Градский А.Б, Ярушин В, Пахмутова А, Лоскутова Т, Режский С, Поплянова Е. Из исполнителей музыки известны Каплун Б, Риккер В.

    В ЧГИК при кафедре создан хор народной музыки «Песни Урала», неоднократный лауреат различных творческих конкурсов. Хор народной музыки "Песни Урала" с 1974 года. В сезонах 1998-1999, 1999-2000, 2001-2002, 2002-2003, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006 гг. имеет филармонический абонемент "А песня русская звучит!". Коллективом было подготовлено 28 сольных программ. Среди них: монографические концерты, посвященные творчеству И. Шутова, В. Горячих, Е. Родыгина, О. Ковалевой. Большой интерес для зрителя представляли фрагменты из праздников народного календаря "Рождество и Встреча Нового года", "Кузьминки", "Святки", "Ночь на Ивана Купала", "Петров день", "Семик", театрализация произведений уральского сказителя П. Бажова.

    Мои сверстники тоже знают наших композиторов, но число знающих ребят гораздо меньше, чем среди взрослых. Наших Челябинских исполнителей музыки ребята знают мало, но вот Борис Каплун ребятам известен, т.к. его исполнение в мюзиклах для детей слышали многие. Из тех исполнителей вокальной музыки, кто поет в городе сегодня, известны детям Шереметьев В, Хрусталёв М. На городских праздниках на площади вокальные коллективы часто поют русские народные песни. Они всегда кажутся родными и близкими, словно их сочинили где-то рядом с нами, и знакомы мы с ними чуть ли не с колыбели, поэтому многие дети считают, что народные песни относятся к музыке родного края. Вот что делает красота русской народной песни!

    Сколько же замечательных людей из мира музыки прославили наш родной край, музыку родного края! В песне А.Куницына «Челябинск – ты моя любовь!» очень красивая, задушевная, и слова очень добрые, тёплые о родном городе и его людях:

    « Город синий, синий-синий

    От небес и от озер

    Разгорелись все рябины

    Словно праздничный костёр

    Сколько красок, сколько света

    Я и средь многоцветья

    И пою, и пою тебе... »

    И вот уже я представила не только город с пятиэтажными домами, но и множество озёр, большие горы, яркое солнце в синем, мирном небе… Какое простое человеческое счастье – жить в родном краю рядом с любимыми людьми, ходить в любимую школу, учиться, дружить, петь, танцевать, слушать родные мелодии, видеть свою любимую малую родину, родной край!

    Культурно-образовательный потенциал Челябинской области, города Челябинска и нашего родного Металлургического района – очень богат вокальными коллективами:

    • Вокально-хореографический ансамбль "Ералаш" (МБУДОД «МЦДТ г. Челябинска)

    • Вокальный ансамбль «Вдохновение»(ДШИ №5 г. Челябинска)

      Младший хор хорового отделения «Колокольчик»(ДШИ №5 г. Челябинска)

      Детская хоровая студия «Радуга» (приложение 1) ДК ПАО ЧМК г. Челябинска)

      Образцовый ансамбль русской песни «Марьюшка» (ДДК Данко г. Челябинска)

    Каждый ребенок с раннего детства имеет возможность развить свой исполнительский талант.

    Глава 2 Исследование

    В рамках исследования мы обобщили информацию о детской хоровой студии «Радуга» (приложение 1), которая будет интересна учащимся.

    Нами была подготовлена музыкальная коллекция в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города (приложение 3).

    Для того чтобы выяснить уровень информированности учащихся 5 класса и их родителей мы провели опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?». Опрос проводился посредством анкетирования (приложение 2). В опросе приняли участие 45 учащихся и 50 родителей.

    В результате проведенного опроса получены следующие результаты:

    1)На вопрос «Что такое музыка?» ответили - 34 ребёнка из 45 (75%) и 50 родителей (100%) знают, что такое музыка.

    2)На вопрос «Что такое родной край?» все дети и родители дали правильный ответ (100%).

    3) На вопрос «Как часто вы слушаете музыку?» все дети ответили – часто 45(100%), родители: иногда 10(10%),часто 40(90%).

    4) Вопрос «Какое направление в музыке вы предпочитаете?»:

    Народное - 15(33%) детей, 10(10%) родителей.

    Джаз - 10(22%) детей и 15 (30%) родителей.

    Электронная музыка - 10(22%)детей, 13(26%) родителей.

    Рок - 10(22%) детей,12(24%) родители.

    5) На вопрос «Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека?» 30(67%) детей ответили - да, 50(100%) родителей - да.

    6) На вопрос «Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой?» 22(50%) ребёнка ответили - да, 10(10%) родители – да.

    7) На вопрос «Кто прививает вам любовь к музыке?» 30(67%) детей ответили - педагоги, 50(100%) родителей – педагоги.

    8) На вопрос «Знаете ли Вы композиторов Вашего города?» 15 детей (33%) ответили - да, 25(50%) родителей - да

    9) На вопрос «Знаете ли Вы музыкантов Вашего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 50(100%) - да

    10)На вопрос «Знаете ли Вы гимн своего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 12(24%) -да

    11) На вопрос «Бываете ли Вы на праздниках своего города?» 45(100%) детей ответили - часто, родители 50(100%) - часто

    12) На вопрос «Что такое ДК?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают

    13) На вопрос «Что такое ДШИ?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают

    Выводы. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.

    По итогам анализа анкетирования было принято решение – подготовить буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района, чтобы у каждого была возможность заниматься вокалом, хоровым пением, развитием исполнительских способностей у педагогов – профессионалов.

    Заключение

    В результате исследования, мы пришли к выводу, что нужно больше интересоваться музыкальной культурой своего города. Узнавать историю, биографию исполнителей. А так же слушать и посещать выступления музыкальных коллективов.

    В данном исследовательском проекте мы познакомились с историей возникновения музыкальных коллективов Челябинска и их творчеством.

    Гипотеза исследования подтвердилась: уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.

    Практическая значимость исследования заключается в подготовке коллекции музыкальных произведений. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися.

    Так же нами был создан буклет, где родители и дети могут подробно ознакомиться с вокальными коллективами Металлургического района г.Челябинска.

    Литература

      http://www.rusprofile.ru/id/1273191

    Приложение 1

    Детская хоровая студия «Радуга»

    В 1990 году детская хоровая студия "Радуга" начала свою работу на базе Центра детско-юношеского творчества Металлургического района.

    Воспитанники детской хоровой студии «Радуга» с успехом осваивают на только хоровое искусство, но и в рамках факультативного курса посещают занятия по актерскому мастерству, хореографии и занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, аккордеон, баян).

    Репертуар хора насчитывает более 400 произведений. Это народные песни, произведения русской и зарубежной классики, песни современных российских и зарубежных композиторов. В "золотом фонде" "Радуги" такие произведения, как "Соловушка" и "Ночевала тучка золотая" П.И.Чайковского, русские народные песни "Ты река ли, моя реченька", «У нашей берёзы» и "Как пойду я на быструю речку", "Летите, голуби!" И.Дунаевского, «Благослови душе моя Господа» М. Ипполитова - Иванова, «Канон» Б.Бриттена, "Мама" В.Гаврилина из вокального цикла "Земля", "Песня о земной красоте" Я.Дубравина из вокального цикла "О земной красоте"…Эти произведения особенно любимы педагогами и ребятами, их знают все поколения "Радуги". Концертная деятельность хора "Радуга" интересна и насыщенна.

    За время своей работы хор, ансамбль и солисты "Радуги" приняли участие более, чем в 600 концертах, на которых присутствовало около 150 тысяч человек. В Академическом театре оперы и балета им.М.Глинки, Зале камерной и органной музыки на Алом поле, во Дворцах культуры и Детской филармонии, музыкальном колледже имени П.И.Чайковского,- в лучших концертных залах России и нашего города звучали голоса ребят хора "Радуга". "Радугу" знают и любят в цехах и профилакториях металлургического комбината, Центре социальной защиты Металлургического района, в спецшколе для "трудных подростков" и Доме ветеранов, в интернате для инвалидов.

    Участники хора «Радуга» побывали с гастролями в Москве, Коломне, Санкт-Петербурге, Самаре, Геленджике, Заречном и Каменске-Уральском Свердловской области, Цвиккау (Германия). Хор «Радуга», вокальный ансамбль и шоу-группа – неоднократные лауреаты и обладатели Гран-При городских и областных конкурсов и фестивалей «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие блёстки Южного Урала», «Звонкие голоса», «Лейся песня», Всероссийского конкурса «Металлинки». Вокальный ансамбль, шоу-группа и солисты студии «Радуга» – активные участники районных и городских праздничных мероприятий. В лучших концертных залах России звучали голоса участников студии «Радуга».

    Хор "Радуга" дважды принимал участие в исполнении произведений крупной формы вместе с народным коллективом капеллой "Металлург" (рук. В.Д.Стрельцов), исполняя детские хоры в кантате челябинского композитора М.Смирнова "Слава народу – победителю!" и в оратории С.Прокофьева «Иван Грозный».

    Детская хоровая студия «Радуга», ее ансамбли и солисты неоднократно награждались Почетными грамотами Лауреатов, Дипломантов Всесоюзных, областных, городских конкурсов, смотров и фестивалей детско-юношеского вокально-хорового искусства, ежегодных городских фестивалей искусств школьников «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие голоса», «Звонкие блёстки Южного Урала», Всероссийского конкурса «Металлинки» в городе Старый Оскол, фестиваля «Поющий май» в городе Заречный Свердловской области.

    Юкова Раиса Давыдовна является организатором городского конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Звонкие голоса» в Металлургическом районе, всякий раз превращая конкурс в настоящий праздник Песни, Музыки, Дружбы. Хор «Радуга» под руководством Раисы Давыдовны неоднократно становился ядром сводного хора детей Металлургического района.

    В настоящее время в коллективе работают выпускники студии «Радуга» студенты дирижерско-хорового и вокального отделения Челябинского музыкального колледжа и института Музыки им. П.И. Чайковского.

    В 2004 году вокально-хоровой ансамбль «Радуга» удостоен Гран-при VIII Международного хорового конкурса «Звучит Москва», участвовал в концерте Лауреатов в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

    В 2006 году хор «Радуга» стал Обладателем Серебряного Диплома Международного конкурса им. Роберта Шумана в г. Цвиккау (Германия).

    В 2007 году хор «Радуга» удостоен Диплома III степени на Международном конкурсе хоровых коллективов «Поющий мир» в г. Санкт-Петербурге.

    За многолетнюю плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей, высокий профессионализм и творческие достижения коллектив педагогов детской хоровой студии «Радуга» не раз был отмечен и награжден почетными грамотами, благодарственными письмами

    Приложение 2

    Опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?»

    1)Что такое музыка? ______________________________________________

    2)Что такое родной край? __________________________________________

    3)Как часто вы слушаете музыку?

    Часто________

    Иногда_______

    Никогда_______

    4)Какое направление в музыке вы предпочитаете?

      Народная музыка______

      Джаз______

      Электронная музыка

      Рок____

    5)Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека? Да_______Нет______

    6) Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой? Да_______Нет_______

    7) Кто прививает вам любовь к музыке? __________________________________

    8)Знаете ли Вы композиторов Вашего города? Да________Нет_________

    9)Знаете ли Вы музыкантов Вашего города? Да________Нет_________

    10)Знаете ли Вы гимн своего города? Да________Нет_________

    11)Бываете ли Вы на праздниках своего города?

    Часто________

    Иногда_______

    Никогда_______

    12)Что такое ДК? _____________________________________________________

    13)Что такое ДШИ? ___________________________________________________

    Приложение 3

    Коллекция песен в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска

    Гимн Челябинской области
    (В. Алюшкин)
    Наш край величавый,
    с петровских времён
    Ты светом великих побед озарён,
    Священным металлом,
    рукой трудовой,
    Веками ты служишь России родной.

    Озёр твоих синих, лесов и полей
    Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
    Надежда России, её часовой,
    Хранишь ты любимой Отчизны покой.

    Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
    Наш Южный Урал – честь и слава страны.

    Город начинается
    (А. Горская)
    В самом сердце древнего Урала
    Ты найди
    Челябинск миллионный.
    Город начинается с вокзала,
    С нашего Советского района.,
    С привокзальной площади и сквера,
    Где сегодня строится метро,
    А ещё с твоей и нашей веры
    В справедливость, разум и добро.

    Город начинается, послушай,
    С самой лучшей улицы Свободы,
    Город начинается с «катюши»,
    Уходившей с нашего завода.
    У Поклон-горы святое место,
    Пусть война лишь в памяти и снах,
    Но идут с букетами невесты
    К матери, скорбящей о сынах.

    Только в Челябинске

    (А. Горская)
    Только в Челябинске озеро Смолино,
    Только в Челябинске речка Миасс,
    Только в Челябинске солнышка вдоволь,
    Солнышка вдоволь и снег – про запас.

    Только в Челябинске мы с тобой дома,
    Как ни хвали его, как ни брани.
    Только в Челябинске столько знакомых,
    Столько знакомых, друзей и родни.

    Город славного Урала

    (М. Гроссман)
    Город славного Урала
    Будто вылит из металла,
    Будто кован кузнецом
    Город славного Урала –

    Со своим чуток усталым
    И особенным лицом.
    На посту забот и боя
    В отгремевшие года

    Мы сроднились с ним судьбою,
    И над нами голубое
    Небо мира и труда.
    Наш Урал кует и косит,

    Печи день и ночь горят,
    И огромен сил заряд, –
    Никогда не шел в обозе
    Гордый город Танкоград!

    Указ торжественный читая,
    Отечество благодарим,
    И детям огненного края,
    Мы нашим детям говорим:

    – Вам продолжать работу эту,
    Чтоб и о вас народ запел,
    И принимать вам эстафету
    Орденоносных наших дел.

    Так пусть цветут ребячьи лица, –
    Твои объятия нежны,
    Орденоносная столица
    Орденоносной стороны!

    Мой город
    (В. Богданов)
    Город мой. Возвышаясь огромно,
    Смотрит вдаль широко и светло.
    И ложится румянец от домен
    На его трудовое чело.

    И под небом уральским недаром,
    Поднимаясь во всю красоту.
    Он суровость обрел сталевара
    И рабочую взял прямоту…

    Переулок Электродный,

    Закоулочек Стальной...

    Тут у нас в любые годы

    Не стояли за ценой.

    Кислородный

    И Прокатный,

    Ферросплавная,

    Труда...

    Сразу каждому понятно,

    Расшифруешь без труда.

    За названьями – реальность,

    Город с трудною судьбой...

    В стих входи,

    Документальность –

    Ярче выдумки любой...

    Образцовый ансамбль русской песни "Марьюшка" (Руководители: Кирьянова Ольга) ДДК ДАНКО Челябинск, ул. Электростальская, д. 33