Презентация к уроку по истории изобразительного искусства на тему "Художественная культура первобытного мира. Каменный век: Мезолит

МАОУ ДОД «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Разработчик: Григорьева Т.Н.

Задонск, 2014


Мезолит (Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

  • Перемена в области искусства:
  • Главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
  • Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
  • Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
  • Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным.
  • Используются локальные цвета - красный или черный.


  • Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы:
  • Каменная Могила в Украине;
  • Кобыстан в Азербайджане;
  • Зараут-Сай в Узбекистане;
  • Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

  • Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
  • Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения. При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

  • Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями. Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.

Грот Зараут-Камар

  • Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.

  • Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигуры с поднятыми и натянутыми луками.
  • Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.

  • "Что означает

слово Шахты,

В.А.Ранов, - я не

знаю. Возможно,

оно происходит

от памирского

слова "шахт",

что значит скала".


Сцена охоты. Испания.

  • Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит (Новокаменный век) с 6 по 2 тыс. до н.э.

  • Неолит - новокаменный век, последняя стадия каменного века. Периодизация . Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время.

Достижения и занятия

  • 1. Новые черты общественной жизни людей: - Переход от матриархата к патриархату. - В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу. - В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон. - Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. - Стали появляться армии и профессиональные воины. - Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

  • 2. Началось разделение труда, формирование технологий: - Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством. Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались. - В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный, развиваются прядение и ткачество. В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.



  • Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год. Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Дом в Чатал-Гуюке. Реконструкция.

  • Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.



Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).


  • Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях. Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири. Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


  • На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
  • «Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.

Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешество-вавшим вместе со Страленбергом по Сибири.


  • Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
  • Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.

Лоси. Томская писаница. Сибирь. Неолит.

  • Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами. На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.

Наскальная живопись бушменов. Неолит.

  • - Острота и точность рисунка, грация и изящество. - Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии. - Стремительность жестов, движений.

«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

  • Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.

Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.

  • Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Выводы

  • Наскальная живопись мезолита и неолита Между ними не всегда можно провести точную грань. Но это искусство очень отлично от типично палеолитического: - Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций. - Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму. - В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.

  • - В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).
  • Мелкая пластика: - Появляются новые сюжеты. - Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

приручение огня, каменные орудия - Средний Палеолит выход из Африки - Верхний Палеолит праща Мезолит - микролиты, лук, каноэ Неолит - Ранний неолит сельское хозяйство, скотоводство - Поздний неолит керамика Энеолит (Медный век) - металлургия, лошадь, колесо " width="640"

Достижения

  • Палеолит - Нижний Палеолит приручение огня, каменные орудия - Средний Палеолит выход из Африки - Верхний Палеолит праща
  • Мезолит - микролиты, лук, каноэ
  • Неолит - Ранний неолит сельское хозяйство, скотоводство - Поздний неолит керамика
  • Энеолит (Медный век) - металлургия, лошадь, колесо

Неоли т (греч. νέος - «новый» + λίθος - «камень») - новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.

Определяющими элементами неолитической культуры являлись глиняная посуда (керамика), лепившаяся от руки, без гончарного круга, каменные топоры, молотки, тёсла, долота, мотыги (при их производстве применялись пиление, шлифовка и сверление камня), кремнёвые кинжалы, ножи, наконечники стрел и копий, серпы (изготовлялись методом отжимной ретуши), микролиты и рубящие орудия, возникшие ещё в мезолите, всевозможные изделия из кости и рога (рыболовные крючки, гарпуны, наконечники мотыг, долота), и из дерева (долблёные челны, вёсла, лыжи, сани, рукоятки разного рода).

Неолитические поселения располагались, прежде всего, поблизости от мест, обеспечивающих существование людей, - вблизи от рек, где ловили рыбу и охотились на птицу, вблизи от полей, где выращивались злаки, если племена уже занимались земледелием. Скара. Брей

Распространились кремнёвые мастерские, а в конце неолита - даже шахты для добычи кремня и в связи с этим межплеменной обмен сырьём. Возникли примитивные прядение и ткачество. Характерные проявления неолитического искусства - разнообразный вдавленный и расписной орнамент на керамике, глиняные, костяные, каменные фигурки людей и животных, монументальные расписные, врезанные и выдолбленные Наскальные изображения (писаницы, петроглифы). Погребальный обряд становится более сложным; сооружаются могильники. Захоронения бывают 2 видов: полное погребения, и погребение черепов(головавместилище души). ф

В эпоху Неолита начинают строиться города. Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. Стали появляться армии и профессиональные воины. Началось социальное расслоение, разделение труда, формирование технологий и т. д. Можно сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

Духовная жизнь Из-за распространения с/х деятельности на первый план выходит женщина, устанавливается матриархат. Распространяются культы растений. Плоды и злаки- суть божества. Земледелиепроцесс творчества. То же- металлургия. Возделывание металлауподобление богам. (У Шумеров- «ан-бар» , «ан» -небо, «бар» -огонь) Появляются идолы, мужчины для перехода во взрослую жизнь проходят обряд инициации.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Неолит" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Новые системы координат

В эпоху неолита человек вышел из пещеры и начал осваивать открытые пространства.

Человек стал ощущать себя фиксированной точкой в пространстве.

Появилась привычная нам четырехчленная система координат на плоскости: впереди, позади, направо и налево.

Произошло формирование языка.

Появились абстрактные мышление и понятия.

Просветление

Слайд 3

Новая модель мира

В неолите оформляется «простейшая модель человеческого существования – горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм).

Точка первотворения содержит в себе бесконечность всего космоса. Круг можно рассматривать как развертку точки в сферическую волну бесконечного радиуса – он так же ограничен (внутренняя площадь) и бесконечен (отсутствие начала и конца внешней границы) как точка.

Солнцегриб

Из серии «Жернова времени»

Слайд 4

В неолите «высшей этической ценностью является целостность, полнота и нерасчлененность вселенской жизни; все, что начинало быть, определялось как «хорошо», небытие подразумевалось как «плохо» (Ж. Джумабаев).

Так кельтский бог Дагда, чье имя означает «хороший бог», «хорош во всем» – всемогущ, всеведущ, обладает котлом, всегда полным еды, и от которого «никто не ушел голодным» (Т. Пауэлл).

Бог Дагда

Образ человека совпадает с пространством мифологического космоса, что зафиксировано в мифах о первочеловеке-великане (Пуруша, Имир, Паньгу), из тела которого творится вселенная. Проецирование человеческой сущности на природу приводит к ее тотальному одушевлению.

Слайд 5

Слово. Миф. Сказка

В эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений малых фольклорных форм, сказок. К этому периоду относятся: мифы творения; циклические мифы (солярные, лунарные, аграрные, растительные); мифы борьбы с хтоническими персонажами предыдущей Вселенной. Особенностью первых мифопоэтических текстов является то, что они записаны на языке визуальных знаков и долгое время передавались устно. Самыми древними фольклорными текстами являются заговоры.

Стандартный набор сюжетных ходов сказок включает: запрет; нарушение запрета; кару; путешествие в иной мир; испытание; возвращение с дарами.

Слайд 6

Обряды. Танцы

Постоянные элементы обряда: культ природы (использование символических растений); огня (очистительные действия); еды (совместные трапезы); магия слова и звука (шумное поведение); гадания; ритуальный смех. Так же стандартен сценарий праздников. Все праздники преследуют одну цель – перевести мир из состояния «старого» в «новое», из хаоса в космос и таким образом как бы являются одним и тем же повторяющимся ритуалом.

Танец Солнца

Слайд 7

Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто. 1837

Роспись из Рока дельс Морос в Когула. Лльейда, Испания

Танец алеутов Танец долганов

Слайд 8

Орнаментальные «тексты»

Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике. Керамический сосуд является наглядным примером того, как из хаоса глины и воды при помощи огня формируется тело (тулово) космоса формы. Единая форма сосуда демонстрирует целостность мира, а нанесенный на нее орнамент – принципы мерности этого мира. Примером круговой структуры являются любые композиции плоских сосудов.

Неолитический сосуд с плетенкой. Личина на неолитическом сосуде Вознесеновка, Нижний Амур

Фатьяновская ямочно-гребенчатая керамика. Волго-Окское междуречье

Сосуд эпохи неолита

Фрагменты ямочно-гребенчатой керамики

Дипилонская ваза

Слайд 9

Японская веревочная керамика неолита – дземон

В керамике неолита количественно преобладают знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность водной стихии – хаоса, из которого возник космос.

Керамика периода трипольской культуры

Слайд 10

На основе архетипа Мирового древа в неолитической орнаментике впервые формируется более сложная ритмическая единица – симметричная геральдическая композиция, которая демонстрирует единство мотива (категория пространства) и ритмико-метрической структуры композиции (категория времени), когда «одно и есть другое» (Л.М. Буткевич).

Мировое дерево

Слайд 11

Мегалитическая архитектура

В мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции космоса – космогенез.

Вертикаль менгира обозначила мировую ось и зафиксировала в самых общих чертах членение пространства на верх и низ.

В искусственных курганах человек воспроизвел природные формы горы.

Курган Нью-Гнейндж Ирландия

Менгир Бретань, Франция

В формах монолитных (Волконский) и составных (Большой Кичмай) дольменов люди неолита смоделировали пещеру, выведя ее из нутра горы.

Дольмен «Большой Кичмай». Краснодарский край

Дольмен «Волконский». Северо-Западный Кавказ

Слайд 12

Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из сокровенной толщи материи земли. Кромлех – наиболее сложная и многозначная модель, которая демонстрируют сам процесс становления бытия из первичной точки алтаря.

Кромлех в Стоунхендже Великобритания

Реконструкция (forums.civ.org.pl)

Слайд 13

Изобразительное искусство: всё во всем

Для изобразительного искусства важны качества полноты и целостности бытия. Рождение вселенной неолита отмечено лавинообразным ростом объектов изображения, количества сюжетов и изобразительных текстов.

Мир в неолитических петроглифах оживает и преисполняется неистовой жизненности. Мощь первичного импульса творения задает динамизм движению фигур и разворачиванию действия на вечном и неподвижном лоне камня.

Петроглифы. Мыс Бесов нос. Карелия, Россия

Слайд 14

Слайд 15

Принцип «всё во всем» нашел воплощение в образе богини-матери. Доминирование этого образа в изобразительных текстах неолита проявляется в большом количестве изображений богини и сюжетов, связанных с ней.

Фигуры богинь-рожениц из Чатал-Хююка. Турция

Статуэтка богинь на троне с острова Гозо. Мальта

Слайд 16

Совпадение пространства вселенной с первочеловеком отражено в магическом приеме покрытия фигуры человека символами природных стихий.

Стела из Керносовки. Украина

Состояние становления космоса проявилось в абстрактности форм неолитических изображений. Все исследователи отмечают при переходе от палеолита к неолиту процессы нарастания условности, «сворачивания» формы до простейших геометрических фигур, обнажение морфологической структуры. Теневые, темные на светлом, фигурки неолита передают не столько изображения феноменов жизни, сколько идеи этих феноменов, праидеи акта творения.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Слайд 2

    Новые системы координат

    В эпоху неолита человек вышел из пещеры и начал осваивать открытые пространства.
    Человек стал ощущать себя фиксированной точкой в пространстве.
    Появилась привычная нам четырехчленная система координат на плоскости: впереди, позади, направо и налево.
    Произошло формирование языка.
    Появились абстрактные мышление и понятия.

    Слайд 3

    Новая модель мира

    В неолите оформляется «простейшая модель человеческого существования – горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм).
    Точка первотворения содержит в себе бесконечность всего космоса. Круг можно рассматривать как развертку точки в сферическую волну бесконечного радиуса – он так же ограничен (внутренняя площадь) и бесконечен (отсутствие начала и конца внешней границы) как точка.
    Солнцегриб, и з серии «Жернова времени»

    Слайд 4

    Религия

    В неолите «высшей этической ценностью является целостность, полнота и нерасчлененность вселенской жизни; все, что начинало быть, определялось как «хорошо», небытие подразумевалось как «плохо» (Ж. Джумабаев).
    Так кельтский бог Дагда, чье имя означает «хороший бог», «хорош во всем» – всемогущ, всеведущ, обладает котлом, всегда полным еды, и от которого «никто не ушел голодным» (Т. Пауэлл).
    Образ человека совпадает с пространством мифологического космоса, что зафиксировано в мифах о первочеловеке-великане (Пуруша, Имир, Паньгу), из тела которого творится вселенная. Проецирование человеческой сущности на природу приводит к ее тотальному одушевлению.
    Бог Дагда

    Слайд 5

    Слово. Миф. Сказка

    В эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений малых фольклорных форм, сказок.

    К этому периоду относятся:

    • мифы творения;
    • циклические мифы (солярные, лунарные, аграрные, растительные);
    • мифы борьбы с хтоническими персонажами предыдущей Вселенной.

    Особенностью первых мифопоэтических текстов является то, что они записаны на языке визуальных знаков и долгое время передавались устно.
    Самыми древними фольклорными текстами являются заговоры.

    Стандартный набор сюжетных ходов сказок включает:

    • запрет;
    • нарушение запрета;
    • кару;
    • путешествие в иной мир;
    • испытание;
    • возвращение с дарами.
  • Слайд 6

    Обряды. Танцы

    Постоянные элементы обряда:

    • культ природы (использование символических растений);
    • огня (очистительные действия);
    • еды (совместные трапезы);
    • магия слова и звука (шумное поведение);
    • гадания;
    • ритуальный смех.

    Так же стандартен сценарий праздников. Все праздники преследуют одну цель – перевести мир из состояния «старого» в «новое», из хаоса в космос и таким образом как бы являются одним и тем же повторяющимся ритуалом.
    Танец Солнца

    Слайд 7

    • Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто. 1837.
    • Роспись из Рока дельс Морос в Когула. Лльейда, Испания.
    • Танец алеутов.
    • Танец долганов.
  • Слайд 8

    Орнаментальные «тексты»

    Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике. Керамический сосуд является наглядным примером того, как из хаоса глины и воды при помощи огня формируется тело (тулово) космоса формы. Единая форма сосуда демонстрирует целостность мира, а нанесенный на нее орнамент – принципы мерности этого мира. Примером круговой структуры являются любые композиции плоских сосудов.

    Слайд 9

    Керамика периода трипольской культуры

    В керамике неолита количественно преобладают знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность водной стихии – хаоса, из которого возник космос.
    Японская веревочная керамика неолита – дземон

    Слайд 10

    Мировое дерево

    На основе архетипа Мирового древа в неолитической орнаментике впервые формируется более сложная ритмическая единица – симметричная геральдическая композиция, которая демонстрирует единство мотива (категория пространства) и ритмико-метрической структуры композиции (категория времени), когда «одно и есть другое» (Л.М. Буткевич).

    Слайд 11

    Мегалитическая архитектура

    В мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции космоса – космогенез.
    Вертикаль менгира обозначила мировую ось и зафиксировала в самых общих чертах членение пространства на верх и низ.
    В искусственных курганах человек воспроизвел природные формы горы.
    В формах монолитных (Волконский) и составных (Большой Кичмай) дольменов люди неолита смоделировали пещеру, выведя ее из нутра горы.

    Слайд 12

    Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из сокровенной толщи материи земли.
    Кромлех – наиболее сложная и многозначная модель, которая демонстрируют сам процесс становления бытия из первичной точки алтаря.
    Кромлех в Стоунхендже Великобритания, р еконструкция

    Слайд 13

    Изобразительное искусство: всё во всем

    Для изобразительного искусства важны качества полноты и целостности бытия.Рождение вселенной неолита отмечено лавинообразным ростом объектов изображения, количества сюжетов и изобразительных текстов.
    Мир в неолитических петроглифах оживает и преисполняется неистовой жизненности. Мощь первичного импульса творения задает динамизм движению фигур и разворачиванию действия на вечном и неподвижном лоне камня.
    Петроглифы. Мыс Бесов нос. Карелия, Россия

    Слайд 14

    «Газетный камень». Штат Юта, США

  • Слайд 15

    Принцип «всё во всем» нашел воплощение в образе богини-матери. Доминирование этого образа в изобразительных текстах неолита проявляется в большом количестве изображений богини и сюжетов, связанных с ней.
    Фигуры богинь-рожениц из Чатал-Хююка. Турция
    Статуэтка богинь на троне с острова Гозо. Мальта

    Слайд 16

    Совпадение пространства вселенной с первочеловеком отражено в магическом приеме покрытия фигуры человека символами природных стихий.
    Состояние становления космоса проявилось в абстрактности форм неолитических изображений. Все исследователи отмечают при переходе от палеолита к неолиту процессы нарастания условности, «сворачивания» формы до простейших геометрических фигур, обнажение морфологической структуры. Теневые, темные на светлом, фигурки неолита передают не столько изображения феноменов жизни, сколько идеи этих феноменов, праидеи акта творения.
    Стела из Керносовки. Украина

    Слайд 17

    Дорожка в небо

    В оформлении статьи использованы картины художника Юрия Лисовского.

    Посмотреть все слайды


    Новокаменный век Новый каменный век- неолит продолжался с 5 до 3 тысячелетия до н.э. В этот период на берегах Ангары и Лены, на побережье Байкала жило уже много племен. Археологи открыли на территории области 500 стоянок периода неолита. Кроме поселений, обнаружено около 300 неолитических могильников, в некоторых из них было по 3-5 погребений, а в отдельных -до 40 и более. Уникальный могильник обнаружен на территории стадиона « Локомотив» в Иркутске, в его погребениях найдено до 1000 разнообразных предметов, характеризующих хозяйство, культуру и религиозные воззрения живших тогда людей.


    Человек научился делать новые орудия труда и усовершенствовал старые. К деревянной основе лука снаружи стали прикреплять две костяные пластинки. Это значительно повышало его упругость и пробивную силу. Охотничьими орудиями были также копья с острыми наконечниками и ножи треугольной формы. Для изготовления оружия и орудий труда вместо кремнистого сланца стали употреблять зеленый нефрит- очень прочный и вязкий камень, который почти не поддавался раскалыванию. Нефрит распиливали пилами из серого песчаника и шлифовали. Одно из немногих в мире месторождений нефрита находится в Саянских горах, по верховьям Иркута, Китоя и Белой. С топором, сделанным из нефрита, человек смелее ходил на дикого зверя, мог быстрее и прочнее возводить жилища, всевозможные изгороди, ловушки для зверей. Несколько позднее человек при помощи топора и тесла научился делать плоты, лодки и другие средства передвижения. На охоте человеку помогала собака. Люди рвали черемшу, собирали карлик, дикую гречку, выкапывали клубни саранск.


    Возрастало значение рыболовства. Первобытный человек использовал длинную палку, на конце который прикреплялись два или три костяных острия, и такой острогой на мелких перекатах он бил осетров и другую крупную рыбу. Люди научились плести сети для ловли рыбы. Это подтверждают найденные во время археологических раскопок каменные грузила. Зимой рыбу ловили в проруби с помощью каменных рыбок- приманок или гарпунов. Изобретение сложного лука позволило неолитическому человеку более эффективно охотиться на животных, создавать запасы пищи на зимний период. Это привело к изготовлению глиняной посуды(керамики). Керамика делалась лепным способом, без гончарного круга, который в Прибайкалье появился довольно поздно. Самые ранние неолитические круглодонные сосуды имеют на внешней поверхности рельефные оттиски мелкоячеистой плетеной сетки. Более поздние сосуды покрыты штриховыми или шнуровыми линиями.


    Древние люди нашего края в качестве временного жилья нередко использовали пещеры. Наибольшее их количество сохранилось до нашего времени по берегам Байкала, Ангары, Лены и их притоков. В некоторых пещерах обнаружены остатки очагов, кострищ, каменные орудия, черепки глиняной посуды, фигурки рыб из камня и кости. Наиболее интересными являются пещеры, расположенные в 60 км от Нижнеудинска по реке Уде. В них обнаружены кости вымерших животных: шерстистого носорога, пещерного медведя и других. Общая длина пещер достигает 500 м.


    Шишкинские писаницы археологический памятник, состоящий из наскальных рисунков, выполненных в период от эпохи позднего неолита до XIX века. Комплекс расположен вдоль берега реки Лена, вблизи поселка Качуг Иркутской области. Он насчитывает более трех тысяч рисунков, а его протяженность составляет около 3,5 километров. На скалах изображены различные животные, мифические существа, картины о путешествиях, военных походах и праздниках. Фигуры нарисованы охрой, либо выбиты на скале. Петроглифы находятся под угрозой уничтожения, в первую очередь в результате вандальной деятельности человека.


    Стоянки неолита найдены на западном побережье Байкала. Наиболее полно изучены следы человека в бухте Саган- Заба. На белокаменной скале можно увидеть древних воинов, лебедей, оленей, шаманов, взрослых и детей, семьями и в одиночку, в различных позах и положениях. Писаницы Саган- Заба рассказали о том, как жили люди, чем занимались.


    Основной фигурой наскальных изображений был лось. Рисунки наносились на скалу красной краской- охрой или прочерчивались каким- то острым предметом, затем выбивались по контуру или вышлифовывались. Возле «писаных скал», начиная с неолита, совершались жертвоприношения.


    Средняя продолжительность жизни в то время колебалась в пределах 30 лет. Рост человека составлял см. Это были физически сильные люди. Главенствующее положение в роде занимала женщина, к ее советам прислушивались все члены рода. Женщины занимались собирательством, изготовлением одежды, выделкой шкур, приготовлением пищи. Главной заботой женщины было продолжение рода, воспитание здоровых и умелых детей. Деления на бедных и богатых еще не было, но к концу ново каменного века появляются захоронения, в которых больше орудий труда и средств для охоты. Очевидно, это были захоронения вождей племен, шаманов или умелых охотников. Итак, в период неолита хозяйственный уклад остается охотничье-рыболовецким, совершенствуются орудия труда, появился сложный лук, стали делать глиняную посуду, главенствующее положение продолжала занимать женщина, укреплялись родственные связи.