Что за возраст 33. Закон циклов и ритмов

Приблизительно две тысячи лет назад в городе Иерусалиме казнили молодого человека 33 лет отроду, бродячего проповедника. Это невеликое, как тогда казалось, событие стало одним из краеугольных камней будущей европейской цивилизации. Молодого человека звали Иегошуа (в греческом произношении, Иисусом). Последователей его учения было немного, но со временем их число увеличивалось. Приверженцы этого учения считали Иисуса сначала пророком, потом царем-мессией, а еще позже – Богом-создателем мира, спустившимся с небес на грешную землю, чтобы в очередной раз навести здесь порядок и исправить людей.

Перевод с греческого

«Мессия» по-гречески «христос». Так что « Иисус Христос » – это утверждение « Иисус – Мессия », а совсем не фамилия Иисуса, как думают некоторые не слишком образованные христиане.

Рассказы о жизни и деятельности Иисуса, евангелия (что в переводе с греческого означает «благая весть»), повествуют о многих чудесах, совершенных богочеловеком, о мученической и позорной смерти его телесного воплощения и о чудесном воскресении, доказавшем его Божественную сущность. Четыре из этих евангелий являются основой священного для христиан корпуса книг, называемых Новый завет.

Основа европейской культуры

Благодаря своей исключительной важности для христиан эти книги многократно и подробно прокомментированы. Многие понятия из Евангелий и многие евангельские рассказы стали каноническими и смыслоопределяющими для европейского сознания. Большую часть европейской культуры невозможно понять, если не знать содержания Нового завета. «Пьета» Микеланджело, «Явление Христа народу» А. Иванова, «Страсти по Матфею» И. С. Баха, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Последнее искушение Христа» – только несколько примеров, подтверждающих эту мысль.

Возраст Христа - что это?

Выражение « возраст Иисуса Христа » – одно из таких евангельских понятий, вошедших в обыденную жизнь. Это – время земной жизни Иисуса, то есть 33 года.

Цифра характерная. Во-первых, это середина человеческой жизни. Во времена Иисуса (да и гораздо позже) продолжительность земной жизни оценивали в 60 с небольшим лет. Помните, как начинается «Божественная комедия» Данте?

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Это писал Данте, которому было 35 лет, то есть недалеко ушедший от «возраста Христа»

Во-вторых, издавна, да и сейчас тоже, годам, завершающим каждый из десятилетних циклов взрослого мужчины приписывались определенные свершения. В частности, возрастом максимальной силы считались 20 лет, а возрастом максимального ума – 30 лет. Так что Иисус из Назарета (родившийся, что тоже очень важно для евангельского сказания, не в этом галилейском городе, а на родине царя Давида, в Вифлееме) закончил свой земной путь, и в расцвете сил, и на максимуме умственных способностей, даруемых природой мужчине. Что вносит в евангельский рассказ дополнительные скорбные нотки: сколько ожиданий, связанных с его жизнью, оказались не сбывшимися!

Так или иначе, человек, воспитанный в европейской культуре, достигнув рубежа 33 года, чувствует себя немного «не в себе»: задумывается над жизнью и подводит первые итоги своего пребывания на земле. Как жил, правильно ли жил и чего достиг за 33 года? Иногда подобное подведение итогов радует. Ого, как взлетел, ого, сколько сделал! А впереди еще ого, сколько возможностей!

Однако чаще всего случается иначе. Оглядываясь на прошедшие годы, мужчина не радуется. Помните, как подвел печальные итоги своего существования Остап Бендер из «Золотого теленка»?

Мне 33 года - возраст Иисуса Христа, а что я сделал? Учения не создал, учеников разбазарил, бедного Паниковского не воскресил!

Кризис среднего возраста - ничего страшного!

Подобные грустные рассуждения частенько знаменуют собой нелегкий период в мужской жизни, который иногда называют еще «кризисом среднего возраста».

Что характерно, для этого кризиса? Переоценка ценностей и осознание новых целей. Человек уже взрослый, он доказал это и себе, и окружающим. Юность кончается, молодой человек уже не брызжет гормонами во все стороны, его симпатии и антипатии вполне определились, а характер уже не взрывной, устоявшийся.

Бывает, что в момент кризиса среднего возраста человек решается кардинально изменить свою жизнь. И бывает, что такой «рывок» оказывается удачным. В тридцать лет с небольшим еще можно поменяться.

Что мы все о мужчинах да о мужчинах? В промежутке между тридцатью и тридцатью пятью годами меняются и женщины. Те, кто раньше был настроен на замужество и вопрос этот решили, и детей уже родили и вырастили из младенчества. Теперь можно, и еще не поздно, заниматься своей карьерой. Те же из женщин, кто был до тридцати лет нацелен на делание карьеры, уже достигли определенных результатов. Значит, можно больше внимания уделить личной жизни, семье, детям.

Почему именно возраст Христа - тридцать три года имеет для людей достаточно большое значение, не тридцать четыре и не двадцать три. Почему, когда Тебе вот вот исполнится или исполнилось тридцать три подводится определенная черта и человечество называет этот отрезок жизненного пути- возраст Христа. Человек задумывается над своей жизнью, начинает осмысливать - чего достиг, что стоит, а правильно ли жил все эти годы и туда ли ты шел.

Не только потому, что больше двух тысяч лет назад Христос умер и воскрес в этом возрасте, а потому, что подходя к этому периоду своей жизни, практически каждый, человек на подсознательном уровне осознает, что эта точка конца отсчета большого периода своей жизни и новая неизведанная точка, новый отсчет, новый этап развития - немного пугающая своей неизвестностью, но это новый уровень развития твоего пути.

Почему именно тридцать три года - новый виток твоего развития? Все очень просто, потому как Ты уже пережил первый серьезный « кризис среднего возраста», по статистике - середина жизни. Для некоторых он проходит незаметно и более менее гладко, для других «кризис» влечет за собой серьезные изменения в жизни, переоценку ценностей. Как правило эти перемены происходят в период с 28 до 32 лет, когда наиболее ярко идут процессы переоценки ценностей и целей, поиска места в обществе взрослых, окончательно решаются конфликты юношеского периода, приобретаются новые обязанности, приобретается более зрелый взгляд на привычные вещи, иное понимание своего места в жизни, человек обретает мудрость. Зачастую в этот период человек решается кардинально поменять свою жизнь. Старое уходит и освобождает место для нового развития личности.

Мужчины, как правило, в этот этап своей эволюции меняют работу, образ жизни, однако их сосредоточенность на карьере не меняется. Основным мотивом ухода со старой работы, как правило, является недополучение морального удовлетворения на данном месте занятости,- неудовлетворяет заработная плата, обстановка в коллективе и т.д.

Женщины же в период тридцатилетия меняются приоритеты. Если в период 20-30 лет женщина была настроена на замужество и рождение, воспитание детей, то теперь в этот период дети подросли и наступила возможность больше врмени уделять своему профессиональному росту. Если же женщина до тридцати лет была нацелена на построение карьеры, то переходя этот порог она все чаще задумывается о создании гармоничных, семейных отношений и реализации своего предназначения- рождения детей.

Переходя возрастной порог тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса зрелого человека, он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение его надежд и мечтаний, и усердно трудится для этого. И благополучное преодоление порога кризиса середины жизненного пути и подхода к рубежу тридцати трех лет во многом зависит от эффективности разрешения своих задач и осознания такого понятия как - « Кто-Я есть».

Если провести аналогию между христианской и индуисткой культурой то перед возрастом Христа, происходит кризис среднего возраста, а тридцать два года играют как правило, в этом периоде заключительную роль. Так вот период под название - «тридцать два года» в индуисткой культуре посвящен чакре - Вишудха. «...... Вишудха-чакра - это видение самой сути, ощущение главной точки. Вишуддха - это центр творческого прозрения, центр экстаза, центр пророческих видений, центр таланта. На вишудхе возникают гениальные догадки. Вишудха - безощибочный поиск выхода в запутанном положении. Вишудха - это всплеск, это сверхпонимание и сосредоточенность на основном...."И поэтому именно в этот период важно понять, ощутить свою внутренюю суть. В этот год человеку важно понять кто он, что представляет из себя, осознать свои внутренние сильные и слабые стороны. Человек должен понять, принять себя. В этот год у большинства людей завершается период смены мировозренческой точки зрения, переосмысления себя, своего бытия. И после того как человек осознал себя он переходит на новый уровень своего развития как личности. Вот поэтому человек вступивший в пору «возраста Христа» и благополучно завершивший период своего самопознания, как бы закрывает свой прошлый жизненный этап и начинает свою жизнь с новой точки отсчета, переходя на более зрелый уровень своего развития.

При правильной работе над собой в период «кризиса среднего возраста», как правило, выясняется, что человек знает существенно больше того, что он видел и пережил в своей жизни. Интуиция подсказывает ему решение в тех ситуациях, в которых он никогда не бывал. Он знает "все", видит даже мелочи, тонкости, частности, которые он никак не мог встретить до этого. Приходит мудрость и к ним все чаще идут за советами и поддержкой.

Если же человек не хочет осознавать, что период «юношеского масимализма» закончился, и пора переходить на новый уровень своего развития - зрелости, то вступив в «возраст Христа» он неизбежно столкнется с мыслями: "Мне тридцать три, а кто я такой? Чего я хотел? Чего искал? Кого я любил? " Не стоит бежать впереди паровоза, но и вечно тешить себя иллюзиями: «я мелкая сошка и от меня ничего не зависит, я не несу никакой ответственности...»- не получится. Всему свое время и в этом случае или человек переходит на новую ступень своего развития, или в конце концов отрывается от мира, действует неадекватно ситуации, обретая неустойчивое равновесие, человек становится непонятным для окружающих и начинается его деградация, как личности, что приводит к достаточно печальным последствиям.

Каждый человек делает свой собственный выбор в своей жизни.

В современном мире суеверия продолжают влиять на повседневную жизнь людей. Некоторые из них связаны с празднованием дней рождения в определенные годы жизни. К примеру, современные мужчины и женщины опасаются праздновать сорокалетний юбилей, потому что он напоминает о 40 днях после смерти. Также люди в определенный момент задаются вопросом, можно ли мужчине отмечать 33 года и не приведет ли это к роковым последствиям. Считается, что 33 года – возраст, которого в земной жизни достиг , прежде чем принял мученическую кончину.

Сколько лет было Христу?

В современной библеистике важное место занимает попытка реконструкции земной жизни Христа. Для этого ученые сопоставляют иудейские и греко-римские источники с Новым Заветом.

Дату рождения Иисуса помещают между 6-м и 4-м годами до н.э. В Раннее Средневековье Дионисий Малый допустил ошибку, когда высчитывал год рождения Спасителя. Из-за этого год, с которого отсчитывается наша эра, не соответствует реальному году рождения Христа.

История Христа не содержит большого количества дат, и некоторые события можно датировать только приблизительно. Начало его проповеди помещают между 27-м или 29-м годами нашей эры. А арест и мученическую смерть – между 30-м и 36-м годами. Таким образом, в Писании нет прямого указания на возраст Христа на момент мученической кончины.

Исследования сохранившихся источников о I веке н.э. показывают, что 36-й год – самая верхняя дата, когда могло быть распятие Христа. Расчеты даты еврейской Пасхи, упоминаемой в Евангелиях, заставили ученых предполагать, что распятие могло быть в 30-м или 33-м годах. Таким образом, Христос мог быть в возрасте 33 лет на момент ареста, суда и казни.

Единственное указание на земной возраст Спасителя дается в Евангелии от Луки. Он пишет, что Христос начал проповедь, когда ему было около тридцати. Сложно сказать, когда появилось представление о возрасте Христа в 33 года. Известно, что в европейском Средневековье было суеверие, что проклятый человек не может пережить этот возрастной рубеж.

Сегодня среди суеверных людей распространено представление, что достижение «возраста Христа» отмечать нельзя. Считается, что празднование достижения возраста, когда Сын Божий принял мученическую кончину, может привести к неприятным последствиям. Многие верят, что пышно отпраздновав это событие, человек может вскоре умереть.

Обычно считается, что праздновать достижение указанного возраста нельзя только мужчинам, но некоторые женщины тоже придерживаются этого суеверия в отношении себя. Достоверной статистики нет, и здесь все зависит от веры человека в приметы и суеверия.

Если мужчина не хочет пышно праздновать 33-й день рождения, он может провести этот день в кругу семьи. Оптимальным вариантом будет поход в ресторан, куда можно пригласить членов семьи и нескольких наиболее близких друзей.

Церковь отрицательно относится к любым суевериям и приметам. И отношение священнослужителей к празднованию 33-летия не будет отличаться от отношения к празднованию любого другого дня рождения. Вероятно, если день рождения не приходится на период поста, священнослужитель скажет, что можно скромно отметить этот день, не предаваясь излишествам.

Избегание празднования этой даты жизни основывается не на вере и сомнениях человека в своей праведности, а на греховных суевериях. В Святом Писании 33 не упоминается как число, к которому нужно относиться по-особому. А мистические представления, связанные с ним, не имеют ничего общего с христианством.

Возможно, отталкиваясь от представлений о земной жизни Спасителя в 33 года, мужчины оценивают собственную жизнь. «Возраст Христа» с их точки зрения – время подведения определенных жизненных итогов и оценки того, чего они сумели достичь.

Ответить на вопрос, можно ли мужчине отмечать 33 года, каждый должен сам. Как говорилось выше, в Святом Писании и христианском учении в целом ничего не говорится относительно этого возраста. Представления о каре человека, празднующего достижение 33-летнего возраста, относятся к области суеверий и не могут быть ориентиром для .

«У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности». А.В. Толстых
- Чтобы понять особенности определенного возраста, нужно знать особенности предыдущих и последующих лет, чтобы видеть динамику событий и оценить насколько неразрешенные проблемы предыдущего периода имеют влияние в настоящем и могут сказаться в будущем.
Возраст 33 года соответствует началу второго возрастного цикла в жизни человека (от 28 до 56 лет), первой его стадии (от 28 до35 лет) формирования системы взаимоотношений.
В это время для человека становятся особо актуальны вопросы взаимоотношений в коллективах. Причем существует пять типов коллективов: родственные, семейные, производственные, друзья, единомышленники. Человек обучается объединять и согласовывать свои действия с действиями других для достижения как индивидуальных потребностей, так и общих целей коллектива. Сохраняя при этом свое индивидуальное «Я» и раскрывая свои творческие способности.
Предлагаю рассмотреть характерные особенности развития человека в период 28-35 лет по годам.
ü Возраст 28–29 лет связан с окончанием первого возрастного цикла (0-28 лет) и началом следующего (28-56 лет), он связан с началом перехода от молодости к зрелости. Этот переходный, один из наиболее сложных периодов в жизни человека, часто называют кризисом «смысла и цели жизни».
Потребность в согласовании личных и коллективных интересов приводит человека к перестройке всей его системы отношений на программу нового образа жизни. Изменяется отношение к питанию, быту, здоровью, материальным ценностям. Альтруистическая позиция понемногу вытесняет эгоцентрическую, личные цели корректируются стратегией развития социальной группы, к которой принадлежит человек.
Возникает потребность в формировании более глубоких взаимоотношений с другими людьми.
Перед человеком встает проблема определения своего места, роли, поведения в системе семейных и социальных отношений, эффективной адаптации в области профессиональной деятельности.
Разрешение этого кризиса может растянуться на несколько лет и максимально проявиться годам к 33. Неслучайно возраст 33 года окутан столькими легендами и мифами. Действительно, в этом возрасте, или около того, известны случаи гибели молодых, талантливых людей.
Кризисов такого уровня в жизни человека три: 28 лет, 56 лет и 84 года. Но, если в 56 и 84 года мы воспринимаем более высокую смертность как нормальную, то в 28-35 лет она неестественна. Человек в разгаре лет, на максимуме своих творческих сил и возможностей вдруг уходит из жизни, часто нелепым, случайным образом. Почему?
Чем ярче и гениальней личность, чем больших результатов она достигает в самореализации, тем сложнее ей сделать переход в новое качество, связанное с новым возрастным циклом. Тем сложнее ей адаптироваться к социальной среде и научиться согласовывать свою деятельность с окружающими. Тем сложнее ей вписаться в социальные нормы.
Не вписываясь в программу своего возрастного цикла, человек перестает понимать цели и смысл жизни вообще. Если это достигает критической отметки (когда человек, вместо того, чтобы перестроиться и увидеть новые возможности и перспективы в своей жизни, продолжает упорствовать в своем прежнем отношении к ней), он может погибнуть. В этом общая причина смерти многих молодых людей, хотя повод их гибели может быть разный (но не повод играет решающую роль).
Если личность не такая яркая, или более гибкая, более открытая для перемен, входящим в ее жизнь, то кризис протекает не столь трагично. Однако, не все могут перестроиться, не всем удается перейти в мир взрослого человека. Тогда, продолжая взрослеть физически, человек, по сути, остается ребенком, с инфантильным отношением к жизни. Человек приспосабливается к новым условиям жизни, но саму жизнь воспринимает как агрессивную и полную неприятностей, в его проблемах постоянно кто-то виноват (помните, как ребенок, не вписавшись в поворот, ругает «злой, нехороший» стол, за то, что тот ударил его?). К сожалению, «детское» отношение к жизни достаточно распространенное явление.
ü Возраст 29–30 лет - сенситивный период для постижения духовной близости с другими людьми, приносящей взаимное удовлетворение и творческое вдохновение.
ü Возраст 30–31 год - актуализируется потребность в реализации ранее накопленных знаний, в формировании профессиональных умений и навыков, способствующих раскрытию способностей человека во всех видах его жизнедеятельности.
ü Возраст 31–32 года - наиболее благоприятный период для развития человека на основе обмена опытом с другими людьми в таких сферах жизнедеятельности, как: семейная, профессиональная, общественно-полезная и др. Такой подход способствует формированию у человека новых по качеству межличностных отношений, основанных на приятии чужого мнения и согласовании различных позиций.
Этот возраст связан с кризисом ложных установок, мировоззренческих убеждений и ответственности за свою жизнь. Человек либо обретает чувство уверенности, принимая ответственность за свою жизнь, отбрасывая ложную зависимость. Либо сохраняет инфантилизм: чувство зависимости от других.
В период от 28 до 32 лет наблюдается существенный сдвиг к позиции взрослого.
С одной стороны, он характеризуется ощущением компетенции, достаточно взрослым пониманием и принятием своих внутренних противоречий. С другой стороны, возникает рассогласование между мечтой человека и реальным социальным статусом, карьерой или семейным положением.
Одна из психологических ловушек этого возраста состоит в соблазне уйти в собственные чувства, что создает иллюзию жизни, возникает опасность отстраненности от реальности.
При позитивном выходе из кризиса формируется более разумная позиция: «Все, что я получаю, прямо связано с тем, как много усилий я готов приложить». Человек перестает верить в то, что все чудесным образом сложится и начинает вкладывать свою веру в регулярную работу в соответствующем направлении (карьера, семья). В то же время он начинает культивировать те интересы, ценности и качества, которые будут сохраняться и культивироваться в течение всей жизни.
ü Возраст 32–33 года - актуализируется потребность человека в признании социальной группой его профессионализма, культуры поведения, системы ценностей, что в свою очередь способствует расширению пространства сотрудничества.
ü Возраст 33–34 года - актуализируется потребность в реализации программы лидерства, что стимулирует человека к постижению опыта согласования и синхронизации действий с участниками созданного им коллектива. В этот период закладывается новая программа, ориентирующая человека на общественно-значимую деятельность.
ü Возраст 34–35 лет - актуализируется потребность человека в совершенствовании (или переосмыслении) системы ценностей, что помогает ему в последующем планировании своего развития.
Этот возраст связан с так называемым «организационным» кризисом. Здесь либо происходит интенсивное решение материальных проблем, профессиональное развитие, расширение социальных связей. Либо проявляется избегание реальности: отчужденность, замкнутость, разрозненность.
Многие хотят использовать свой «последний шанс» вырваться вперед: добиться признания, авторитета, занять руководящие посты. Каковы бы ни были достижения, мужчина в этом возрасте обычно испытывает спад, беспокойство, отягощенность заботами и считает, что его недооценили.
Постепенно начинает расти убежденность в том, что еще многое предстоит сделать. Если же этого не происходит, то человек погружается в мир своих чувств, отстраняясь от других проявлений жизни.
Чтобы успешно пройти этот кризис, человек должен повторно проанализировать свои цели и произвести переоценку ресурсов.
Данная периодизация дана на основе статьи «Акмеологический психофьючеринг или возрастная психология», размещенной на сайте Международной Научной Школы Универсологии.