Религиозные нормы примеры христианской веры. Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал

1.2 Религиозные нормы: понятие, функции

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран (“арабский судебник”) и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели”.

В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой “тотем”- своего идола. В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти “царей”, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно.

Религия является регулятором публичных отношений. Устанавливаемые хоть какой религией правила поведения представляют собой особенный вид социальных норм - религиозные нормы, а не компонент нравственности, права либо каких-то других социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения - это только одна из её составных частей. Не считая того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и остальных “священных” книжек характерна “рассредоточенность” составных частей религиозных норм, отсутствие у почти всех из их индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление “стиха”, в каком излагается только правило поведения, со всей религиозной нормой. Религиозные нормы владеют всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, к примеру, заповеди библейского декалога, которые в разных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важная часть “закона божьего”. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в одного бога, “соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и других публичных отношений. Заповеди предписывают совсем определенные деяния либо воздержание от осуждаемых религией поступков. Религиозная норма имеет общий характер, который проявляется в последующем.

Во-1-х, религиозная норма выступает как масштаб, эталон для поведения верующих людей в той либо другой обстановке, как идеал определенных отношений. Во-2-х, её предписания относятся не к конкретному индивидуму, а к наиболее либо менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) либо к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т.д.). Предусматривая конкретные варианты поведения в обычных жизненных ситуациях, религиозные нормы действуют на волю и сознание людей, сформировывают их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие публичные дела, проявляющиеся прежде всего в действиях либо бездействии их участников. Одна из специфичных индивидуальностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие дела, которые находятся вне сферы действия остальных социальных норм, - отношения, возникающие при отправлении культа.

Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые нужно делать вопреки требованиям всех других норм вплоть до прямого запрета следовать крайним (к примеру, ограничение нормами Ветхого завета и Ислама деяния обычая кровной мести). Любая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, просит от собственных последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения собственных предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, невзирая на несоответствие их указаний взорам, желаниям верующего. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов числились тотемические предки, духи. Потом в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, в конце концов, в монотеистических религиях - бог. В “священных” книжках разных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, к примеру, они называются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”.

Но связь религиозных норм с религиозными идеями и представлениями не постоянно видна. Не во всех религиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение. В таковых вариантах о наличии указанной связи свидетельствуют специальные средства обеспечения выполнения религиозных предписаний: угроза сверхъестественной карой и обещание заслуги от сверхъестественных сил. Выполнение религиозных норм обеспечивается также наказаниями, применяемыми к нарушителю священнослужителями - церковное наказание. С возникновением страны и права к этому добавляется уголовное наказание за религиозные преступления, а потом и неблагоприятные гражданско-правовые последствия в вариантах несоблюдения неких религиозных норм.

Функция «значения», является основной функцией религии в понимании Вебера, Дюркгейма и многих современных социологов религии. Религия - то, что делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом «значением». Это происходит благодаря тому, что «религия дает картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, все то, что делает жизнь трагической и неудачной, сокрушает надежды, «ломает судьбу, которая могла бы быть совсем другой», все это оказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе «последней или конечной реальности», которую предлагает религия в своей картине мира. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности, «потерянным» становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, если человек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему просто случайно повезло.

И в этом случае жизнь также лишена значения. Если жизнь теряет значение, то это, может быть, самое страшное несчастье и нечто худшее, чем смерть. Особенность религиозного взгляда на мир, которая дает возможность справиться с этой угрозой, в том, что каждое отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его предельном, конечном значении.

Религиозное миропонимание, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремления. С этой функцией религия может справиться в том случае, если она не только ориентирована на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности. Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Она помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Эта объединяющая и способствующая самоопределению человека функция религии особенно сильно действует в доиндустриальных обществах. Американские социологи религии полагают, например, что сегодня в плюралистическом американском обществе ни одна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.

Сакрализуя нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку все же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств - очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.

По словам видного современного социолога П. Бергера, религиозные нормы обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл. Религия представляет собой как бы «священную завесу», освящая нормы и ценности человеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира. Делая определенные выводы можно сказать что, религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов - Библии, Коране, Ведах, в устных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных организаций, порядок отправления культовых обрядов. Например, к религиозным нормам относятся: обязанность мусульманина совершать пять раз в день молитву, обязанность православного христианина соблюдать пост.

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций

Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерно неоднородность конфессиональной сферы, многообразие религиозных организаций. Новая религиозная ситуация...

Взаимосвязь права с другими социальными регуляторами

Применительно к области религиозных норм, проблема взаимосвязей между нормами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер морали и социальных соглашений. Это, несомненно, объясняется тем...

Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений

Религия - это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом...

Источники права

Как источник права религиозные тексты представляют собой свод религиозных норм (канонов), которым государство придает общеобязательную силу. Такое закрепление происходит в результате тесного взаимодействия государства с церкви...

Нормы морали и нормы права

Нормы права и религии

Организации как субъекты административного права

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ, Федеральных законах «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»...

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Под обычаями понимают правила поведения людей, которые в результате продолжительного времени входят в привычку и регулируют, таким образом, поведение членов общества, т.е являются привычными или обычным нормами...

Право в системе социального регулирования

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру...

Право в системе социальных регуляторов

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.)...

Правовые и религиозные нормы в Российской Федерации

В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой “тотем”- своего идола. В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти “царей”, верховных (часто - военных) вождей...

Правовые и религиозные нормы: проблемы взаимодействия

Религия определяется как взаимоотношение человека (или группы людей) с предметом (предметами) его поклонения, которое характеризуется определенным мировоззрением и соответствующим поведением и действиями...

Проблемы современной трактовки прав человека в исламе

Для того чтобы разобраться с этой внешней противоречивостью, необходимо выделить в шариате правовую и религиозную основы. Общеизвестно, что жизнь человека в исламском праве регламентируется двумя аспектами. Во-первых, ибадат (араб...

Соотношение норм права и иных социальных регуляторов

Для того что бы в дальнейшем с уверенностью говорить о таком явлении как социальная норма, необходимо для начала разобраться в самом понятии норма. Если говорить о норме, как об общем понятии...

Многие люди верят в нечто великое и разумное, что управляет Вселенной. В разное время и в разных религиях эта высшая сила называется по-разному, однако это не меняет смысла. В христианской религии человек должен соблюдать заповеди, и тогда он может надеяться на то, что попадет в рай. В традиции мусульманства верующий должен жить правомерно, и тогда после смерти он также должен попасть к Аллаху. Что касается буддизма, то в этой религии людям необходимо постигать законы кармы, делать добро. В таком случае через множество перерождений, когда будут отданы все «долги», человек попадает в Нирвану.

Цель религий - улучшение человека

Можно привести немало примеров религиозных норм. В каждой из религий имеются свои пути, которые позволяют достичь просветления, блага в загробной жизни. С помощью этих путей человек имеет возможность прожить благочестивую жизнь, получить заступничество высших сил. Во всех священных книгах, по сути, людям предлагается одно и то же послание - «человек должен становиться лучше». Если же он будет вести себя «плохо», то будет наказан высшими силами, подобно тому, как наказываются малые дети.

Молитва в православии

Одна из основных религиозных норм, присущая, по крайней мере, двум из мировых религий, - это молитва. В мусульманстве верующий совершает намаз. В христианской традиции также обязательно обращение к богу. Молитва, по мнению многих верующих, является бесценным даром небес для человека, позволяющим обуздать беспокойный ум. Она позволяет установить тесную связь между грешными людьми и высшими силами.

При этом в православии верующий человек, которых хотел бы правильно соблюдать эту религиозную норму, должен молиться правильно. Верующий должен молиться дома, а также в храме. Святые отцы учат, что если человек не будет совершать молитвы в повседневной жизни, он не станет ходить и в храм; с другой стороны, тот, кто в стенах церкви читает священные тексты рассеянно, не сможет правильно возносить прошения высшим силам и дома. Именно поэтому выполнение данного примера религиозной нормы по канонам православия должно проводиться и дома, и в стенах храма.

Намаз

Обязательны моления и в мусульманстве. В данной традиции молитва называется намазом, и включает в себя строго определенные телодвижения, сопровождаемые чтением небольших молитвенных формул, а также сур из Корана. Намаз является одним из ярких примеров религиозной нормы. Мусульманин должен исполнять ее пятикратно в течение дня. При этом перед намазом необходимо выполнить ряд обязательных действий - омыть руки и ноги, очистить молитвенное место, привести мысли в порядок. Все молитвы должны исполняться только на арабском языке. Пятикратная молитва чтится всеми правоверными мусульманами как завет, данный человеку самим Аллахом.

Медитация в буддизме

Медитацию также можно назвать примером религиозной нормы в данной традиции. Ведь для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума, в котором и кроется первопричина страданий человека. Победив ум, буддист может прийти к просветлению, а если ему этого сделать не удастся, то он упадет в пропасть бесконечных желаний и тяжкого страдания. Работа над собой в буддийской традиции осуществляется при помощи регулярных, длительных медитаций.

Другие религиозные нормы буддизма

В буддизме есть немало правил. Считается, что, соблюдая их, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Основными нормами буддизма для мирян являются следующие: вести простую и скромную жизнь, сохранять супружескую верность, не врать, не убивать, а также воздерживаться от употребления наркотиков. Большинство из перечисленных норм можно встретить и в других религиозных традициях.

Необходимость трудиться

Буддизм призывает человека к активным практическим действиям. Считается, что если человек не желает трудиться, несмотря на силы и молодость, у него нет никаких шансов стать просветленным. Деятельность человека должна быть гармоничной, не вступать в противоречие с внешним миром. Кроме того, в буддизме существует понятие «счастье богатства». Это ощущение приходит к человеку в том случае, когда он смог ценой тяжелого и длительного труда добыть свое сокровище. Тогда его богатство приносит ему радость.

Труд является также и примером религиозной социальной нормы в православии. Трудолюбие является добродетелью в данной традиции. Считается, что в сочетании с молитвой и постом работа способна освободить верующего от скверны. Благословение на труд было дано богом еще во времена Ветхого Завета, когда Адаму было заповедано «хранить и возделывать сад».

Примером религиозной нормы является труд и в мусульманстве. Труд для любого верующего является ежедневной обязанностью, задачей, поставленной на каждый день. Работа представляет собой не только обязанность всех пророков и божьих посланников; это еще и обязательное условие поклонения высшим силам. Человек обязательно должен трудиться, ведь если он не потратит свои силы на благое дело, то обязательно израсходует свою энергию на нечто скверное.

Воздержание в пище у мусульман

Пост является одним из важнейших примеров религиозной нормы из жизни мусульман. Тот, кто хочет исполнить данное действие, должен придерживаться ряда правил. Во-первых, не принимается пост у того, кто не принадлежит к мусульманской религиозной традиции. Во-вторых, желающий поститься должен быть в здравом уме. Также он должен достичь половой зрелости. Поститься может только тот, кто физически может это сделать. К примеру, освобождается от обязанности поститься пожилой или больной человек, беременная женщина. При условии соблюдения этих условий пост для человека является необходимым. Одним из важнейших постов для мусульман является священный месяц Рамадан. Каждый мусульманин должен держать пост в это время. Необходимо воздерживаться от питья, еды, курения от рассвета и до заката.

Православный пост

В ответ на вопрос «Приведите примеры религиозных норм» можно рассказать и о важности поста в жизни православного верующего. Воздержание в православной церкви бывает однодневным и многодневным. К первой категории относится пост по средам и пятницам. К многодневным постам в первую очередь относят Великий пост. При этом физический пост должен соединяться с духовным. Верующий человек обязан воздерживаться от пустых разговоров, ненужных зрелищ, от всего, что может возбудить его чувственность и рассеять разум.

Соотношение религии и права

Религиозно-правовые нормы - это исторически сложившаяся форма правовых норм, источником которых является воля высшего создания (божества), которая выражается в священных текстах. Вся совокупность религиозно-правовых норм, базирующаяся на религиозном праве, носит название религиозно-правовой семьи. Есть немало примеров, как соотносятся религиозные и правовые нормы. Как правило, соблюдение первой категории предписаний не является принудительным. Человек исполняет законы своей религии по желанию. Однако в некоторых случаях правила, относящиеся к обеим категориям, совпадают, и являются обязательными для исполнения. Примером религиозной нормы права может быть запрещение воровства или убийства. Как светское право, так и религиозное, предусматривает наказание за эти деяния. Есть также и государства, где законы религии совпадают с законами государства. К примеру, это Саудовская Аравия, некоторые мусульманские страны.

Ношение головного убора в православии

Тем школьникам или студентам, которым нужно назвать 3 примера религиозных норм, необходимо выбрать для себя любые предписания из той или иной конфессии. Например, практически в каждой религии одной из важнейших норм является запрет на убийство, воровство. Также ярким примером подобной нормы является обязательность ношения головного убора в храме для православных женщин и ношение хиджаба для мусульманок.

Согласно православной традиции, женщины должны носить платок в знак для ангелов. Также головной убор символизирует покровительство мужчины над женщиной. Когда-то ношение платка было принято только для замужних женщин. В православной семье женщина - это образ церкви, а мужчина - это образ Христа. Смысл ношения платка заключается в том, чтобы показать духовную красоту женщины. Покрытая платком голова является символом скромности, готовности соблюдать религиозную норму.

Хиджаб

В мусульманской традиции хиджаб символизирует чистоту и достоинство женщины. В действительности, данный вид одежды зародился еще до возникновения исламской религии. Девушки и женщины в Месопотамии носили платок, чтобы подчеркнуть свои социальный статус. Так богатые и уважаемые дамы отличались от тех, кто принадлежал к среднему классу. Сейчас большая часть мусульманок начинает одеваться в хиджаб по достижении половой зрелости. Данный тип одежды символизирует приверженность мусульманской традиции, определяет статус женщины в общении, свидетельствует о почтении своей веры. Считается, что хиджаб позволяет сберечь скромность не только девушкам, но и мусульманским мужчинам, охраняя их от ненужных взглядов на женщин. Таким образом, хиджаб позволяет видеть внутреннюю красоту мусульманки, а не внешность.

Головной убор в иудаизме

Иудаизм не относится к самым крупным мировым религиям, однако в нем можно также найти немало примеров религиозных норм. Например, ношение головного убора под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Головной убор символизирует послушание высшим силам и смирение. Постепенно ношение кипы стало признаком еврея -точно также, как и празднование шаббата или ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды).

Кипу носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, который еще пока не должен исполнять заповеди торы. Ответственность за это целиком и полностью лежит на его родителях. Женщина в иудаизме также должна носить головной убор, однако по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Если же они не закрывают их, то это расценивается как нарушение скромности.

Другое название кипы - ермолка. Ношение данного головного убора в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Если в христианской традиции мужчина не должен покрывать голову, то в иудейской - наоборот. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.

Правила этикета существуют не только в светском обществе. Нормы поведения в церкви - тоже можно отнести к особому этикету, называемому религиозным. Посещая церковь, вы должны придерживаться ее канонов и соблюдать религиозные нормы и правила. Ведь даже те люди, которые не соблюдают в повседневной жизни все предписания вероисповедания, хотя бы иногда посещают церковь. Поэтому каждому надо знать, как вести себя в церкви, о чем мы расскажем вам в нашей статье.

Основные правила посещения церкви.

Охватить тему «Как вести себя в церкви» полностью в рамках одной статьи невозможно, но, хотя бы основные требования церковных служителей к прихожанам можно обозначить.

Как вести себя перед посещением церкви.

    1. Вы не должны приходить в храм после того, как приняли алкоголь.
    2. Запрещается, посещая церковь, брать с собой животных.
    3. Когда вы собрались в церковь, вы должны быть одеты скромно и аккуратно. Для женщин непристойной считается одежда: короткие юбки и платья выше колена, шорты, майки, рукава должны быть обязательно, длиной не выше локтя. Тем более, нарушением религиозного этикета считается пляжные костюмы. Не рекомендуется перед посещением церкви украшать себя всякого рода драгоценностями.
    4. Женщинам следует быть в женской одежде. Им не следует приходить в храм с накрашенными губами и яркой косметикой на лице. И уж тем более, никаких духов и другой парфюмерии, даже со слабо выраженным запахом.
    5. Категорически запрещается женщинам посещение церкви в критические дни до полного их завершения.
    6. Следуя в храм, постарайтесь отвлечься от мирских проблем. Если вы выведены чем-то из равновесия, попробуйте успокоиться, прежде чем переступите порог церкви.
    7. Если вы хотите попасть на Богослужение, вам следует придти до начала его минут за двадцать. За это время вы сможете купить свечи, постоять у икон, приложиться к мощам.
    8. Прежде чем войти на территорию храма положено три раза перекреститься. Мужчинам необходимо при этом снять головной убор. После этого, по желанию, мужчина может снова надеть его, а при входе в храм - снять. К женщинам это правило не относится. Наоборот, они должны входить на территорию храма и в сам храм только в головном уборе. И надеть платок или что-то еще следует перед тем, как перекреститься.
    9. Помните, что креститься (совершать Крестные знамения) нужно без перчаток. Если в момент посещения вами храма нет поста, то с поклонами в пояс, если есть, то по религиозному этикету крестятся с земными поклонами.

Как себя вести на территории церкви.

    1. Категорически запрещается на территории храма курить, оставлять мусор, громко смеяться и шуметь, а также плевать и сморкаться на землю.
    2. Не разрешается на территории церкви выгуливать домашних животных.
    3. Если вы хотите сделать фото или видео обряда или записать что-то на диктофон, вы должны попросить на эти действия разрешения настоятеля храма.

Как вести себя в церкви.

    1. Как и на территории, в самой церкви правилами религиозного этикета запрещается громко разговаривать, смеяться, что-то жевать. Руки нельзя держать в карманах или за спиной.
    2. Не поворачивайтесь спиной к алтарю и не ходите по храму без надобности, как в музее.
    3. Если вы хотите поставить свечу или приложиться к мощам или святым образам, сделайте это так, чтобы не побеспокоить других молящихся людей.
    4. Разговаривать в храме следует только по необходимости. Увидев знакомых, поздоровайтесь с ними кивком головы, все разговоры оставьте до окончания посещения церкви. И еще: в храме не приняты рукопожатия при встрече.
    5. Посещая храм с детьми, вы должны объяснить им, как себя следует вести в церкви, что там нельзя бегать, шуметь, громко смеяться и баловаться. Если ваш ребенок заплакал, постарайтесь его успокоить или выйдите с ним из церкви.
    6. Если у вас появилась потребность подпеть церковному хору, вы должны это делать тихо, чтобы не отвлекать окружающих от молитвы. И ни в коем случае не пытаться перекричать других людей при общенародном пении.
    7. Во время Богослужения в церкви дозволяется сидеть только тем, кто не может стоять из-за болезни или сильной усталости. Но даже сидя, вы должны помнить, что религиозным этикетом не допускается поза «нога на ногу».
    8. Когда священник читает Евангелие, во время «Херувимской» и на Литургии нельзя перемещаться по храму и разговаривать.
    9. Правила религиозного этикета не рекомендуют делать замечания людям, которые ведут себя неправильно, лучше следить за своим поведением. Если уж возникла крайняя необходимость, то сделать это нужно тактично и деликатно, не привлекая всеобщего внимания.
    10. Не следует покидать церковь до окончания Богослужения без серьезной на то причины.
    11. Когда вы уходите из храма, на выходе повернитесь к нему лицом и совершите Крестные знамения. Выходя за калитку с территории, сделайте то же самое.

Как вести себя со священнослужителями.

Согласно правилам религиозного этикета, в беседах со священнослужителями, к ним следует обращаться по имени так, как оно звучит в церковнославянском языке. Например: Иван - Иоанн, Алексей - Алексий и так далее. Запомните, что, обращаясь к священнослужителю, нельзя допускать фамильярностей, только на «Вы», несмотря на то, что, в молитвах к Богу, мы говорим «ты»: «благослови», «помилуй». Не следует обращаться к духовенству, не называя имени. Например, слово «отец» само по себе, без имени, несет другую смысловую нагрузку. В данном случае звучит фамильярно.

Среди духовенства существуют свои ранги и обязанности. У диакона, к примеру, нет благодатной силы, которая присуща священнику, даваемая ему во время рукоположения. Поэтому диакон не может совершать таинства, совершать требы без священника. Религиозный этикет не рекомендует обращаться к нему с просьбами об этом. Однако, обратиться за помощью или советом вполне допустимо. К диакону обращаются без упоминания имени: «отец диакон».

Переступая порог церкви, забудьте на время светские приветствия: «Здравствуйте или добрый день». Приветствуют священнослужителей словами: «Благословите!». При этом ладони надо сложить правую над левой, чтобы получить благословение священника, который налагает на вас Крестное знамение и произносит одну из двух фраз: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», накрывая ладони прихожанина своей правой рукой, которую последний целует. Существуют и другие виды благословения. Прихожанин должен поцеловать руку священника, щеку его и опять руку, но это приемлемо только для мужчин. Или священнослужитель накладывает Крестное знамение на склоненную голову прихожанина и совершает возложение ладони. Благословение возможно и на расстоянии.

Люди, не часто посещающие церковь, совершают такую ошибку: они накладывают на себя Крестное знамение, прося благословения у священника. Получается, что они на него крестятся. Если вы хотите знать как правильно вести себя в церкви, вам следует помнить, что это неправильно, что у испрашивания благословения и его преподания разные значения. Умение просить благословения и ответная положительная реакция служителя - есть основа религиозного этикета.

Религиозные нормы.

Основное значение большинства религиозных норм - это их моральное содержание, вспомним заповеди. История помнит времена, когда религиозные нормы были равноправны с юридическими. Они были в основе государственного и политического регулирования и служили весомым аргументом в правовых, процессуальных и семейных отношениях.

Каждая религия имеет свой свод правил - религиозных норм, которые лежат в основе религиозного этикета. Религиозные нормы описаны в священных книгах: Ветхий и Новый Завет, Коран и так далее в зависимости от вероисповедания. Кроме того, они содержатся в различной духовной литературе. Эти нормы регламентируют всю деятельность религиозных сообществ, в них описано как должно происходить отправление обрядов, и каков порядок проведения церковных служб.

В некоторых мусульманских странах и в наше время Коран и Сунна регулируют не только религиозные нормы, но и остальные стороны жизни: правовые и моральные. Православная церковь сейчас не имеет такого большого влияния в христианских странах. Каждый человек вправе решить для себя верить или нет в Бога, соблюдать или нет церковные каноны.

По правилам религиозного этикета, каждый верующий человек должен соблюдать определенные нормы, а именно: не нарушать заповедей, постоянно посещать храм, молиться каждый день, соблюдать церковные праздники и посты. А еще все важные события в жизни: крещение, венчание, похороны, должны быть проведены строго по церковным правилам.

Религиозный этикет и религиозные нормы - строгий регламент. Но бывают случаи, когда они противоречат нормам государства и общества. Возьмем к примеру такую ситуацию, когда большой церковный праздник совпадает с будним календарным днем. Или нужно зайти в церковь, а одежда не соответствует церковному этикету. При желании всегда можно найти компромиссное решение этих нестыковок.

Икона в вашем доме.

В каждом доме, где живут верующие люди, должна быть икона. Какая это будет икона, одна или несколько, каждый решает сам. Для веры не существует разницы между иконами, будь то изображение на бумаге или ценная икона в роскошном окладе.

А вот место, где находится икона - важно. Это место должно быть почетным в доме. Правило, которое пришло к нам из стародавних времен, предписывало отвести место для иконы в красном углу. Что такое красный угол? Это правый угол комнаты напротив входа. Если нет возможности расположить икону на в этом месте, например, мешают какие-то коммуникации, то можно сделать специальные полочки и поставить на них иконы.

Не следует размещать иконы вблизи телевизора или ставить их на холодильник. Последнее возможно только при отсутствии других вариантов и только если обустроить для них место. Если красный угол комнаты занят, то допускается поместить икону на стене. Иконы должны присутствовать во всех комнатах жилища.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые устанавливаются различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеют обязательное значение для исповедующих определенную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также церковные службы. 1

Схематично виды норм, а также место религиозных норм в этой системе можно изобразить так: 2

Социальные нормы

Технические нормы

Религиозные нормы

Однако, другие источники, а именно Лебедев В.А. предлагает такую классификацию социальных норм:

Социальные нормы

По сферам действия

экономические

Нормы обычаев, традиций и ритуалов: складываются в процессах исторического развития, в определенной общественной сфере; в результате многократно повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаясь общественным мнением

Нормы общественных организаций: устанавливаются самими общ. организациями; закрепляются в их уставах и решениях; охраняются предусмотренными в их уставах мерами общ. воздействия

Виды социальных норм

Нормы морали: складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми.

Нормы религии: исходят из представлений людей о «о боге» как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития

Нормы права: устанавливаются и охраняются от нарушения государством.

Признаки религиозных норм:

1. Это разновидность социальных норм. Т.е. социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

Б) Общественные отношения, то есть отношения между людьми и коллективами;

В) Поведение людей. Таким образом, религиозные нормы формируют социальные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Религиозные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми.

В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении религиозных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных религиозных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность.Она проявляется в неоднократности действия религиозных норм: религиозная норма вступает в действия всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования.

4. Обязательность. Религиозные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

5. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

6. Системностьприсуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами религиозных норм.

7. Устанавливаются различными вероисповеданиями. Т.е. представляют собой результат деятельности не какой-либо одной конфессии.

8. Определяют порядок проведения церковных обрядов, ритуалов и т.п., т.е. содержат внутренний распорядок религиозной общины.

9. Живут в общественном сознании (а именно – в общественной психологии).

10. Имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия.

Таким образом, можно добавить, что в обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности в рамках нормативной системы общества, сохраняя при этом качества особых социальных регуляторов.