День рождения сергия радонежского по новому стилю. Сергиев посад

Биография и эпизоды жизни Сергия Радонежского. Когда родился и умер Сергий Радонежский, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты о святом, изображения и видео.

Годы жизни Сергия Радонежского:

родился 3 мая 1314, умер 25 сентября 1392

Эпитафия

«Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его».

Евангелие от Иоанна, 5:35

Биография

Мало святых так высоко чтятся на русской земле, как преподобный Сергий Радонежский (при крещении — Варфоломей): чудотворец, монах, подвижник и основатель Троицкого монастыря. И этого никак не умаляет тот факт, что за давностью срока и в отсутствие достоверных источников историки не могут прийти к единому мнению даже относительно года рождения святого. Сергий Радонежский стал символом служения не только богу, но и ближним, своему Отечеству.

По всей вероятности, Сергий Радонежский был рождён в семье боярина, под Ростовом, в нынешнем селе Варница. Известная легенда касается неспособности будущего святого к грамоте: в житии говорится, что мальчик, посланный искать лошадей, увидел святого старца, молившегося богу. Мальчик попросил помолиться за то, чтобы он научился грамоте, и старец выполнил его просьбу, а затем предрёк, что отныне отрок будет знать грамоту лучше всех других детей — и это пророчество сбылось. С тех пор Сергий Радонежский считается в том числе и покровителем тех, кто находится в учении.

Согласно информации биографа Радонежского, Епифания Премудрого, ещё до 12 лет мальчик начал поститься и посвящать много времени молитве. Затем семья его обеднела и перебралась в Радонеж. Варфоломей стремился к монашеской жизни, но прислушался к просьбам родителей подождать их смерти. После этого печального события он отправился в Хотьково-Покровский монастырь, к брату Стефану, с которым позднее основал пустынь посреди Радонежского леса. Там, на холме Маковец, братья построили церковь Св. Троицы, которая стала впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Здесь Варфоломей принял постриг в возрасте 23 лет.

Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад

Сергий Радонежский основал и другие монастыри — Благовещенский, Высоцкий, Георгиевский. Настоятелями каждого из них были его ученики, которые и сами основывали монастыри впоследствии. В те времена Россию раздирали княжеские междоусобицы, но преподобный Сергий со смирением и кротостью часто уговаривал врагов пойти на мировую. Благодаря ему почти все князья согласились подчиниться московскому, Дмитрию Донскому, и только в силу этого объединённое русское войско победило в Куликовской битве.

Согласно Епифанию Премудрому, Сергий Радонежский, доживший до глубокой старости, предвидел свою кончину ещё за полгода и передал игуменство своему ученику Никону. Останки преподобного обретались в основанном им монастыре. Через 30 лет после кончины святого его мощи и даже одеяние были обретены нетленными, что было сочтено за высшее проявление божьей милости.

«Святой Сергий Радонежский», картина В. Нестерова 1891-1899 гг.

Линия жизни

3 мая (16 мая по старому стилю) 1314 г. Дата рождения Сергия Радонежского.
1330 г. Переселение в Радонеж.
1335 г. Постройка церкви Святой Троицы.
1342 г. Основание на месте церкви обители, будущей Троице-Сергиевой лавры.
1382 г. Временное переселение в Тверь из-за нашествия войска Тохтамыша.
25 сентября (8 октября по старому стилю) 1392 г. Дата смерти Сергия Радонежского.
5 июля (18 июля по старому стилю) 1422 г. Обретение мощей.

Памятные места

1. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, основанный в 1427 г. на месте, где стоял дом родителей Сергия Радонежского.
2. Село Радонеж (Московская область), где отрок Варфоломей жил до смерти родителей и ухода от мира.
3. Свято-Троицкая Сергиева лавра, основанная святым, где хранятся его мощи.
4. Храм-памятник Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля, построенный в 1913-1918 гг., ныне — памятник федерального значения.

Эпизоды жизни

Личность Сергия Радонежского в народном сознании всегда была связана с чудесными событиями. Считается, что святой и сам совершил множество чудес с помощью молитвы, и, кроме того, ему были явлены множество видений. Первое житие святого, написанное Епифанием Премудрым, иноком Троице-Сергиевой лавры, изобилует пересказами подобных событий. Впоследствии к нему были добавлены и рассказы о посмертных чудесах, которых насчитывалось гораздо больше.

Официальная канонизация Сергия Радонежского не производилась никогда. Преподобный старец настолько почитался в народе, что его святость была принята сама собой. Митрополит Иона называет Сергия преподобным в грамоте 1450 г, и это самое раннее документальное свидетельство о признании его как святого.

В 1919 г. в целях пропаганды советское правительство вскрыло мощи святого. О готовящемся вскрытии узнал Павел Флоренский, и с его помощью голова Сергия Радонежского была отделена от тела, и на её место поместили голову князя Трубецкого. Во время Второй мировой войны мощи были вывезены далеко в тыл, и только после их возвращения в 1946 г. голова преподобного была помещена на место.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры

Завет

«Внимайте себе о всем братия моя, всех молю, имейте страх Божий, чистоту душевную, любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие…»


Документальный фильм «Сергий Радонежский. Земное и небесное».

Соболезнования

«Вот добрый и блаженный старец наш покинул нас, ко Господу отошел, сиротами оставил нас… Он ушел туда, где ждет его великая награда и воздаяние за все его труды и подвиги, ушел с миром ко Господу, Которого возлюбил!..»
Автор жития святого, игумен Никон (Рождественский)

«Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч».
Историк Владимир Ключевский

«Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрел народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской лавры, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви».
Историк Николай Костомаров

«Он был именно выдающимся общественным деятелем. Он понял поворотный момент в истории Русской Земли и повернул её ход в должном направлении, взяв на себя великую ответственность за исход битвы на Куликовом поле. Он благословил на неё князя Дмитрия и его рать. Надо было почувствовать и понять этот решающий поворотный момент и положить свой духовный авторитет на Чашу весов истории. И Он это сделал».
Русский религиозный философ Елена Рерих

«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука - все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному».
Павел Флоренский

Сергий Радонежский; преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (в миру Варфоломей). Родился 3 мая 1314 года или в мае 1322 года - умер 25 сентября 1392 года. Монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Дни памяти:

25 сентября (8 октября) - преставле́ние (кончина);
5 (18) июля - обре́тение мощей;
6 (19) июля - Собор Радонежских святых.

Основной первичный источник сведений о преподобном Сергии - «житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым», которое входит в «число вершин русской агиографии» и «является ценнейшим источником сведений о жизни Московской Руси XIV века». Одна из особенностей этого первоисточника - отсутствие прямых указаний на год появления на свет будущего святого, другая - насыщенность чудесами.

«Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария» , - сообщает Епифаний Премудрый.

В повествовании Епифания не указано точное место рождения преподобного, сказано лишь, что до переселения из Ростовского княжества семья преподобного проживала «в деревне в той области, которая находится в пределах Ростовского княжества, не очень близко от города Ростова» . Принято считать, что речь идёт о селе Варницы под Ростовом. Будущий святой получил при крещении имя Варфоломей в честь апостола Варфоломея.

Первый жизнеописатель будущего святого, Епифаний Премудрый, указал год его появления на свет, пользуясь характерной затейливой формулировкой: «Хочу также сказать о времени и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого, славного и державного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе вселенском; родился он в земле Русской, в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла» .

В результате исследователи сталкиваются с нелегкой проблемой интерпретации этих данных, и дата рождения преподобного, в отличие от места его рождения, вызывает значительные разногласия. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В частности, В. Е. Рудаков в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывает: «Ни в житии Сергия, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322-м гг. Наиболее вероятным представляется 1314 г.» .

В сочинениях церковных историков XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Современные варианты жития в качестве дня его рождения дают 3 мая 1314 года. Современные светские исследователи, как отмечает К. А. Аверьянов, также не единодушны по вопросу о дате рождения Сергия Радонежского: «По мнению Н.С. Борисова, это событие произошло 3 мая 1314 г., по данным В. А. Кучкина – 3 мая 1322 г., а на взгляд Б. М. Клосса – в конце мая того же 1322 г.» .

Рассматривая данную проблему, К. А. Аверьянов приходит к выводу, что «будущий святой родился 1 мая 1322 г.».

Кирилл и Мария, родители преподобного, имели трех сыновей: «первый Стефан, второй - этот Варфоломей, третий Петр…» В свой срок (хотя Епифанием он не указан, некоторые современные жизнеописания говорят про семилетний возраст) юного Варфоломея отдали обучаться грамоте, но учёба не продвигалась: «Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно» .

Старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться» . Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так описывает обучение Варфоломея: «Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию» .

Как сообщает Епифаний, ещё до достижения двенадцатилетнего возраста Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился», что послужило источником некоторых разногласий между сыном и матерью, которую беспокоили такие подвиги её сына.

Через какое-то время сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Епифаний указывает в своем житии, каким образом отец преподобного утратил свое богатство: «Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе» .

Но наихудшим бедствием стало «великое нашествие татар, во главе с Федорчуком Туралыком, и после него год продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю великому Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское также отошло к Москве». Несладко пришлось «городу Ростову, а особенно князьям ростовским, так как отнята была у них власть, и княжество, и имущество, и честь, и слава, и все прочее отошло к Москве». Назначение и приезд в Ростов московского воеводы Василия сопровождался насилием и многочисленными злоупотреблениями москвичей. Это и побудило Кирилла к переселению: «собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж».

Остается добавить, что достоверность этого рассказа историки (например, Аверьянов) под сомнение не ставят.

Мнения о том, когда произошло переселение, высказывались различные: или около 1328 года, или около 1330 года (согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона»). Согласно же Аверьянову, переселение произошло гораздо позже, в 1341 году.


Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Ма́ковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

1342 год считают датой образования обители (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ; Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года). Запретив просить подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.

С начала 1370-х годов положение обители меняется: около 1374 года умерла вдова Ивана Калиты княгиня Ульяна, в удел которой входил монастырь, и Радонеж отошёл князю Владимиру Андреевичу, став его «вотчиной». С этого времени князь Владимир часто посещает монастырь, организует снабжение его всем необходимым (ранее инокам нередко приходилось голодать).

К периоду 1364-1376 годов исследователи относят введение в монастыре общежития - вместо устава скитского (особножительства). Эта реформа связывается с посланием Вселенского Патриарха Филофея, который также прислал игумену крест, параман и схиму. Проведение общежитийной реформы встретило активное противодействие: у части братии возникла мысль «яко не хотети Сергиева старейшинства»; свои права предъявил старший брат Сергия Стефан, сторонник особножития: «И кто есть игумен на месте сем? Не аз ли прежде седох на месте сем?» (слова, изречённые, согласно «Житию», Стефаном). Вследствие конфликта, Сергий временно покинул обитель и основал небольшую обитель на реке Киржач (ныне Благовещенский монастырь).

Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей: Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников.

Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно пятидесяти монастырей.

Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

По смерти святителя Алексия, Сергий предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но Дмитрий желал иметь митрополитом своего духовника спасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356, нижегородского - в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия, битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием : «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены» . Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий, согласно Епифанию, ответил: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».

Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь». Отметим тот факт, что Сергий, согласно Епифанию, своим ответом (вопреки распространенному мнению) не предрёк великому князю безусловную победу и спасение от смерти, поскольку этот ответ содержал слова «если Бог поможет тебе» и по этой причине не был пророчеством. Лишь позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог».

Упомянутую выше битву с Мамаем традиционно отождествляют с Куликовской битвой (в числе прочих источников об этом говорится в словаре Брокгауза и Ефрона). Существует также версия (которую высказал В. А. Кучкин), согласно которой рассказ «Жития Сергия Радонежского» о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 год) и связан с Куликовской битвой как с более масштабным событием уже впоследствии, в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище»).

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий отправил на битву двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.

Согласно Епифанию Премудрому, жизнь преподобного Сергия сопровождалась многочисленными чудесами.

В частности, как сообщает Епифаний, одно из этих чудес предшествовало рождению будущего святого: «Когда ребёнок ещё был в утробе матери, однажды - дело было в воскресенье - мать его вошла в церковь, как обычно, во время пения святой литургии», и перед чтением Евангелия «внезапно младенец начал кричать в утробе матери». Перед пением «Иже херувимы» крик повторился: «внезапно младенец начал вторично громко кричать в утробе, громче, чем в первый раз», - а в третий раз младенец громко закричал после возгласа иерея: «Вонмем, святая святым!» .

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес . Историк церкви Е. Е. Голубинский в своей работе перечисляет следующие чудеса преподобного:

Изведение источника . Поскольку «монахи оказались вынужденными приносить себе воду издалека», возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся обильный источник воды.
Воскрешение отрока . Один местный житель, имея тяжко больного сына, понёс его к преподобному Сергию. Но когда он вошёл к преподобному в келью и попросил молитв о больном, сын его умер. Убитый горем ушёл за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим - и по его молитве дитя ожило».
Исцеление бесноватого вельможи .
Исцеление больного бессонницей , который «в продолжение двадцати дней не ел и не спал».
Наказание лихоимца , который «заставил одного бедного соседа своего уступить ему борова» и «не хотел платить за него денег». Сергий обратился к обидчику обличением и услышал в ответ обещание не только «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, но исправить и всю свою жизнь», о котором вскоре забыл, и свиная туша была изъедена червями, «хотя время было зимнее».
Исцеление греческого епископа . «Слушая многие рассказы о преподобном Сергии, он не хотел верить им…» Но при встрече с преподобным «на него напала слепота», «и неволею исповедал он преподобному свое неверие», после чего преподобный Сергий вернул ему зрение.

Как сообщает Епифаний Премудрый, в трудах, воздержании и молитве преподобный достиг глубокой старости и о смерти своей предуведомил братию монастыря.

Перед самой смертью Сергий Радонежский «тела и крови Владыки причастился». Кончина пришлась на 25 сентября 1392 года.

Историк церкви Е. Е. Голубинский писал о Сергии, что «он приказал было положить свое тело не в церкви, а вне ее, на общем монастырском кладбище, вместе со всеми другими». Такое его приказание весьма огорчило монастырскую братию. В итоге «она обратилась со спросом и за советом к митрополиту Киприану», который, «по рассуждении … приказал положить его в церкви на правой стороне».

Современный исследователь А. Г. Мельник считает, что именно стремление «утвердить почитание игумена Сергия» было причиной нежелания «монастырской братии хоронить его вне церкви» и что погребение Сергия в церкви было зачатком его почитания.

Напомним, что в 2018 году Сергиев Посад стал победителем федерального конкурса и получил многомиллионный грант на благоустройство Левонадпрудной улицы. Проект первой очереди благоустройства территории подготовила местная специализированная компания «Графит», он успешно прошел все необходимые экспертизы.

«Маршрут представляет пешеходную зону, соединяющую музей игрушки

и Келарскую набережную, что увеличивает пропускную способность как музея, так самой набережной. Маршрут разбит на два этапа. Первый – это лестница, по которой можно подняться наверх- до смотровой площадки, с которой будет открываться впечатляющий вид на лавру. Предусмотрено, что ей смогут пользоваться и маломобильные группы граждан. Длина подъема, за счет перепада высот, составляет почти сто метров, его ширина позволит разъезжаться двум детским коляскам», — сообщил представитель компании-проектировщика Андрей Каримов.

Территорию Левонадпрудной осветят: проектировщики использовали три вида различных светильников, в том числе и ландшафтную подсветку. Горка для зимних массовых катаний останется на прежнем месте, а вот детская площадка будет несколько расширена. Асфальт заменят на шлифованный бетон. Как сообщил Андрей Каримов, старые деревья сохранят, но к ним добавятся новые зеленые насаждения. По требованию главного управления региональной безопасности, пешеходный маршрут будет оборудован пятью камерами видеонаблюдения, также на Левонадпрудной появится Wi-Fi. Стоимость проекта оценивается в 50 млн. рублей.






Сотрудники ОГИБДД УМВД России по Сергиево-Посадскому району провели акцию «Цветы для автоледи».

Цель мероприятия – поздравить женщин-водителей с праздником 8 марта и напомнить правила дорожного движения.

Инспекторы дорожно-патрульной службы останавливали транспортные средства, которыми управляли автолюбительницы, дарили им букеты тюльпанов и открытки с пожеланиями счастья и удачи на дорогах. Правоохранители также напоминали о безопасности на дороге.

Представительницы прекрасного пола поблагодарили полицейских за приятную неожиданность и обещали не нарушать Правила дорожного движения.






Московская областная Дума приняла закон о преобразовании Сергиево-Посадского муниципального района в городской округ.

Как сообщается на сайте Московской областной Думы, будут объединены территории городских поселений Краснозаводск , Пересвет, Сергиев Посад , Скоропусковский , Хотьково , сельских поселений Березняковское , Васильевское , Лозовское , Реммаш , Селковское , Шеметовское . Прекращается статус муниципального образования городского поселения Богородское .

Городской округ с объединённым бюджетом начнёт работать с 1 января 2020 года.






Сейчас идет Масленичная неделя. Это переход из зимы на весну. Каждый день имеет свое особое обрядовое значение. Понедельник-это “встреча”. В понедельник делали соломенную куклу и пекли первые блины. Вторник-”заигрыш”. В этот день знакомили неженатых друзей. Среда- ”лакомка”. Так что сегодня прямая дорога к теще на блины. Четверг- “разгул”. Девушки угощали блинами понравившихся молодых людей. Пятница-”тещины вечерки”. Чем лучше угостят в пятницу тещу, тем реже она будет приходить в гости! Всем зятьям -на заметку! Суббота-золовкины посиделки! В этот день навещали сестёр мужа, а они старались поразить родственников своим кулинарным мастерством. Воскресенье- проводы Масленицы. До обеда водили последние хороводы вокруг соломенного чучела. После чего его сжигали. Второе название Масленицы-Прощенное воскресенье. Считается, что в этот день надо просить прощение у близких.


Ну, а всех-всех-всех, кто хочет сделать проводы Масленицы интересными и запоминающимися, ждут в Торговых рядах 10 марта.







В Год Театра в России Сергиево-Посадский музей-заповедник представляет выставочный проект «Театр по обе стороны кулис».

6 марта по 19 мая 2019 года Сергиево-Посадский музей-заповедник и Музей-усадьба Останкино представляет совместный проект - выставку «Магия старинного театра».

Магия театра создаётся искусством архитектора и театрального художника, создающего декорации, бутафорию и сценические костюмы, драматурга, актёров и музыкантов.

Музеем-усадьбой Останкино предоставлен основной комплекс экспонатов конца XVIII - начала ХХ вв., который дополнен отдельными значительными произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, в том числе подлинным эскизом декорации К.А. Коровина к опере «Садко».

Мир старинного театра «оживет» благодаря разнообразным экспонатам: портретам, эскизам декораций, чертежам театральных зданий и редчайшим предметам старой бутафории, фрагментам сценических костюмов и др.

Выставка расскажет о частных российских театрах и прежде всего, о периоде расцвета лучшего крепостного театра России – Останкинского театра графа Н.П. Шереметева, представит редчайшие предметы бутафории частного (дворянского) театра С.С. Апраксина, фрагменты костюмов начала ХХ в. из спектаклей Оперы Зимина.

Посетитель выставки узнает о магии старинного спектакля с его зрелищностью, совершенной театральной машинерией не только на примере графических материалов, но и «живой машины», создающей шумовой сценический эффект – «машины грома».

Поскольку старинный отечественный театр был в основном музыкальным, особый интерес на выставке представляет уникальный подлинный музыкальный инструмент начала ХIX в. – виолончель работы «русского Страдивари» Ивана Батова.

На выставке можно будет увидеть и «персоны» - портреты графа Н.П. Шереметева и его лучших актрис Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и Татьяны Шлыковой-Гранатовой.

Дополняют экспозицию произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства с модными на протяжении всего XIX столетия театральными сюжетами: предметы фарфора лучших европейских и российских заводов, каслинское чугунное литье, вышивки бисером, веера, картины, гравюры.

Более 100 экспонатов представлено на выставке, многие из которых - это застывшая история, замершие мгновения жизни спектакля.

В рамках проекта «Театр по обе стороны кулис» будет представлена и тема провинциального театра XX века, посвященная страницам театральной истории Сергиева Посада, с которой предстоит познакомиться на выставке «Любите ли вы театр?» - эта выставка откроется 13 марта 2019 г. в 14.00 в Краеведческом корпусе музея (Овражный пер.,9а).





Март – месяц неоднозначный: погода сейчас заставляет нас чувствовать себя не в своей тарелке. Доколе это будет продолжаться? Посмотрим, что говорят синоптики.

Эта неделя в плане погоды будет пробовать себя в различных амплуа. Во вторник столбик термометра начнет ползти вверх и достигнет отметки +4, ночью температура воздуха опустится до -2. А вот в среду ожидается нечто невероятное: с +1 днем похолодает до -12 ночью. Подозреваем, что метеозависимые прочувствуют на себе это сполна. В четверг снова начнет теплеть, ожидается до -2 днем. В пятницу температура снова пойдет в плюс: столбик термометра затормозится на +4 и днем, и ночью. Оттепель продлится и в субботу, ожидается от +2 до +5.





Со 2 по 8 января на «Дороге к храму» пройдёт бесплатный театральный уличный фестиваль. Ф естиваль объединит тысячи жителей Сергиево-Посадского района и подарит настоящее чудо под необъятным куполом Рождества. Интерактивные программы, новогодние фотозоны и празднично украшенная «Дорога к храму» сохранят прекрасные моменты новогодних каникул!



Впервые фестиваль уличных театров «Под куполом волшебства» порадует жителей нашего района! Ежедневно со 2 по 8 января на пешеходной зоне «Дорога к храму» жителей и гостей города ждет насыщенная программа. Незабываемые шоу со спецэффектами покажут театры светового перформанса «Светлые лица» (г. Москва), авторский театр «Эскизы в пространстве» (г. Москва) и «Театральный ковчег» (г. Сергиев Посад). Следите за афишей, присоединяйтесь к празднику и будьте уверены, чудеса случаются!

Программа фестиваля:







Больше трети россиян попросили бы у Деда Мороза в подарок на Новый год здоровья себе и свои близким. Чаще всего такой подарок хотели бы получить люди в возрасте от 60 лет и старше.

Предновогодние ожидания опубликовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Второе место в «списке желаний» - мир во всем мире. Его «получить» хотел бы каждый десятый из числа опрошенных. Примерно столько же россиян попросили бы у Деда Мороза денег и материального благополучия.

Еще у Деда Мороза наши сограждане хотели бы «получить» понижения цен на всё, благополучия в семье, путешествие для своей семьи в следующем году, а также закрыть все кредиты.






В Подмосковье в конце уходящего года ожидается значительное потепление. По прогнозам синоптиков, столбики термометров не опустятся ниже минус 5 градусов. А вот атмосферное давление, напротив, понизится до 15 мм ртутного столба.



«Погода в новогоднюю ночь будет лучше, чем в прошлую новогоднюю ночь», — заявил журналистам научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

В начале следующей недели к столице будет направляться атмосферный фронт с северо-запада. С первым днём 2019 года этот атмосферный фронт будет проходить непосредственно через Москву, температура не изменится, ночью около — 10, днем от — 3 до — 8 градусов, пишут Метеоновости.

Ранее в сюжете: В Москве с начала зимы выпало около полуметра снега

2 и 3 января ожидается снег, днём температура — 1.-6 градусов. 4 января Москва окажется во власти циклона: пройдёт обильный снег, температура понизится до — 4.-9 градусов.






Учёные выяснили, что посещение кино, музеев и театров ослабляет симптомы депрессии.


Для своего нового исследования психологи из Университетского колледжа Лондона использовали лонгитьюдное обследование взрослых жителей Великобритании ELSA (English Longitudinal Study of Ageing), которое велось на протяжении 10 лет. Дейзи Франкурт (Daisy Fancourt) и ее коллеги проанализировали данные в общей сложности по 2000 участникам обоих полов старше 50 лет.

В статье, опубликованной в журнале British Journal of Psychiatry, учёные сообщают, что даже умеренно интенсивная «культурная жизнь» — посещение кинотеатров, музеев и так далее — снижает риск развития депрессии на 32 процента, а если делать это хотя бы раз в месяц, то уже на 48 процентов.

По мнению психологов, причиной этого позитивного эффекта может быть целый ряд факторов, сопутствующих таким «выходам в свет»: встречи с друзьями и знакомыми, появление новых социальных связей, яркие положительные переживания, снижение чувства изоляции и одиночества. Всё это может благоприятно сказываться на снижении уровня кортизола — гормона, связанного с хроническими воспалительными процессами, который проявляет избыточную активность у страдающих депрессией.

Возможно также, что посещение культурных мероприятий прямо ведет к выработке дофамина, усиливающего позитивные эмоции. «Так же, как мы стараемся следовать рекомендации "не меньше пяти" фруктов и овощей в день, — говорит Дейзи Франкурт, — следует ввести в расписание регулярные посещения культурных событий, которые поддержат здоровое состояние и старение».






Всех жителей и гостей Сергиева Посада и района 5 января 2019 года приглашают в городской парк «Скитские пруды» на рыболовный фестиваль « Мормышка ».


Администрация Сергиево-Посадского муниципального района приглашает всех желающих принять участие в фестивале и показать свои навыки.

Участником праздника-фестиваля может стать любой желающий (граждане РФ, иностранные граждане), подавший заявку на участие. Участники соревнований, возрастом до 14 лет допускаются к соревнованиям в сопровождении ответственных лиц.

Основными местом ловли на фестивале «Мормышка» является средний Скитский пруд. Зона ловли заранее подготовлена организаторами фестиваля и обозначена сигнальными лентами. Места ловли определяются участниками самостоятельно, непосредственно в процессе ловли. Расстояние между участниками в процессе ловли не должно быть менее 5 метров друг от друга. Либо должно обговариваться участниками отдельно, если расстояние меньше указанного в правилах.

Ловля осуществляется на одну зимнюю удочку. Ловля рыбы производится на мормышку. Длина мормышки не более 15 мм. Крючок впаянный, размер крючка не более №8 по международной классификации, допускается оснащение бисером. Насадки животные, растительные, кроме живых, мёртвых и искусственных рыб, их частей, икры и муравьиных яиц. Прикормка без стационарных кормушек. Во время соревнований разрешено использовать не более 2 флажков, либо других опознавательных знаков, для обозначения занятости лунок. Лунки, не обозначенные флажками, либо иными опознавательными знаками, считаются свободными.

После сигнала «Старт» можно сверлить неограниченное количество лунок. К ловле приравнивается любое использование лунок, включая сверление и прикармливание.

Не разрешается оставлять в воде удочки с мормышками. Количество запасных удочек не ограничено. Буры должны находиться в вертикальном положении, ножами вниз (забурены в лёд). До начала соревнований (команды "Вход в зону") ножи у буров должны быть зачехлены.

Не запрещается гостям фестиваля давать советы конкурсантам.

Победители фестиваля награждаются памятными подарками и дипломами.

Регистрация на соревнования открывается в 9:00. Открытие фестиваля 5 января 2018 года в 11:00 в Городском парке «Скитские пруды».






Администрация Сергиево-Посадского района определила перечень площадок, где использование пиротехнического оборудования будет наиболее безопасным. Всего их на территории района будет 13 в разных поселениях.



Перечень площадок:

1. г. Сергиев Посад, Новоугличское шоссе, 62а (парковка возле поликлиники РБ);
2. г. Сергиев Посад, ул. Глинки, 207 (поле за ЖК «Гранд Парк»)
3. г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 95 (парковка ЖК «Виктория Парк»);
4. г. Сергиев Посад, ул. Центральная, 58 (площадка перед ОДЦ «Октябрь»);
5. г. Сергиев Посад, ул. Андрея Рублева (площадка перед ЖК «Троицкая слобода»);
6. г. Сергиев Посад, мкр. Семхоз, ул. Парковая (парковка перед КПЦ «Дубрава»);
7. п. Загорские дали, стадион;
8. п. Богородское, площадь у д.31а;
9. п. Мостовик, футбольное поле;
10. с. Васильевское, футбольное поле;
11. г. Краснозаводск, ул. Горького, 11;
12. г. Краснозаводск, ул. Театральная (парк за памятником);
13. г. Краснозаводск, поле между д. 3 по ул. 50-летия Октября и д. 9 по улице 40 лет Победы.

Начальник отдела по участию, предупреждению и ликвидации ЧС и решению вопросов ГО Дмитрий Сафонов ещё раз напомнил о правилах противопожарной безопасности: «Просим всех жителей быть предельно внимательными с пиротехникой, электрическим и печным оборудованием, особенно в деревенских домах, с открытым огнём. Особое внимание исправности приборов, перегрузки сети быть не должно, нужно соизмерять возможности «тройников». Также напоминаем о полезности автономных противопожарных датчиков, это может спасти жизнь».

Все 13 площадок для организованного запуска пиротехники находятся на достаточном отдалении от жилых домов. Отдел ГО и ЧС администрации района предупреждает о недопустимости запуска салютов и фейерверков в зоне плотной жилой застройки.






Американские ученые считают, что именно домашний плющ борется с канцерогенами в воздухе.


Исследователи из Университета Вашингтона в США доказали, что обыкновенный комнатный плющ является лучшим растением, которое эффективно очищает воздух от таких канцерогенов как хлороформ и бензол. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Environmental Science & Technology, данное растение вырабатывает белок, называемый 2E1, который превращается в молекулы и удаляет из воздуха опасные вещества, тем самым предотвращает развитие рака в организме человека.

По словам доктора Стюарта Странда, домашние растения пропускают воздух через свои листья, как вентилятор, и полноценно очищают его. В настоящее время команда ученых работает над модификацией растения, которое в будущем сможет расщеплять другие опасные молекулы в воздухе.






Сотрудниками МВД России в Сергиевом Посаде задержаны двое подозреваемых в мошенничестве.



«Сотрудниками ГУУР МВД России совместно с оперативниками ОМВД России по району Нагатино-Садовники города Москвы задержаны двое жителей Подмосковья, подозреваемые в мошенничестве», - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Ранее в полицию обратился представитель кредитно-финансового учреждения, который сообщил, что по результатам внутренней проверки выявлено хищение с расчетного счета умершей пенсионерки 2 миллионов рублей. Злоумышленник воспользовался доверенностью от её имени.

По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ.

«В результате оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками полиции на территории Московской области задержаны 36-летний мужчина и его 44-летняя сообщница, подозреваемые в противоправном деянии. В ходе обыска у них обнаружены документы, банковские квитанции и мобильные телефоны, имеющие доказательное значение по уголовному делу», - добавила Ирина Волк.

В отношении мужчины судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, женщина находится под домашним арестом.

В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на установление и документирование дополнительных эпизодов противоправной деятельности задержанных.





«Яндекс» опубликовал подборку самых странных запросов пользователей в 2018 году. Результаты исследования опубликованы на сайте компании. Пользователей, в частности, интересовало «как правильно вести инстаграм кота», «сколько голов у Фёдора Смолова».


Как отмечается, исследования проводятся по информации различных сервисов «Яндекса», при этом чаще всего используются данные поиска. «Иногда попадаются на глаза запросы, которые нарочно не придумаешь: трогательные, смешные, парадоксальные», - отмечается в сообщении. Уточняется, что запросы исследования приводятся в том виде, в каком были заданы.

В уходящем году встречались такие запросы, как «нога акинфеева обои», «зинаид зидан», «мстители война без конечностей», «фото девушек древнего египта», «нога Ибрагимовича фото бесплатно голая».

Также пользователей интересовало «как правильно вести инстаграм кота», «сколько голов у Федора Смолова», «ровные места в Сочи для проживания», «куда сходить где нет людей», «как вернуть себе расположение кота», «как сделать как будто на снимке перелом», «как добраться от масложирокомбината до седьмого неба», «как посветить день коту чтобы ему понравилось», «как развеселить самую грустную собаку».

Пользователи задавали вопросы о том, «зачем человеку кот», «как нарисовать мимолетное виденье», «как отомстить мужчине рыбе», «ровно 4 это сколько» и «могу ли я пожалеть что завела чихуахуа».

Кроме того, в перечень странных запросов вошли: «кому молиться чтобы все успеть», «что можно сказать вместо ага», «к чему снится доктор наук», «почему мои проклятия не действуют» .







«Ростелеком» объявляет о начале приёма заявок на курс лекций о работе с данными для начинающих специалистов в области инженерии данных (data engineering) и управления данными (data governance) — «Ростелеком. DataTalks». Проект ориентирован на молодых специалистов и студентов последних курсов технических вузов.


Образовательная программа стартует 28 февраля 2019 года.

Поиск талантов «Ростелеком» осуществляет совместно со своими партнерами в сфере больших данных: компаниями Accenture, DIS Group, Human Factor Labs, Adastra, Qlik, ArenaData. По результатам успешного прохождения курса слушатели смогут присоединиться к команде «Ростелекома» или командам компаний-партнёров.

Первая программа состоит из 12 обзорных лекций, которые позволят аудитории познакомиться с инженерией данных и управлением данными, получить базовые навыки по методам построения хранилищ данных и инструментам, узнать про современные подходы к обработке больших данных, извлечению информации из большого объёма данных, научиться грамотно их использовать для того, чтобы помогать бизнесу.

Преподаватели курса расскажут о работе с мастер-данными: справочными и клиентскими, как и с помощью каких инструментов и процессов повысить качество данных в системах. Как выстроить процесс предоставления информационных сервисов (BI-отчетов, витрин данных) в большой компании, то есть, как наладить процесс от получения верхнеуровневых требований заказчика до получения готового сервиса.

Приём заявок продлится до конца февраля 2019 года. Обучение в рамках первого сегмента бесплатное. Курс начнется 28 февраля 2019 года и закончится 8 апреля 2019 года. Максимальное число участников — 100 человек.

Подать заявку, а также ознакомиться с условиями приема и образовательной программой курса можно на официальном сайте: Datatalks.rt.ru .






Федеральная налоговая служба (ФНС) и министерство спорта согласовали проект новой антитабачной концепции, в рамках которого планируется снизить потребление табака до 5% за 30 лет, после этого начнётся его вывод из легального оборота, передает ТАСС.


«Проект концепции согласовали ФНС и Минспорт. Документ допускает, что после 2050 года сигареты постепенно будут выведены из оборота в РФ», – говорится в сообщении.

Минздрав планирует снизить долю курящих россиян с 30,9% (показатель в 2016 году) до 5% в 2040–2050 годах.

Пока документ находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. Проектом новой стратегии запланировано снижение потребления табака на 0,5 процентных пункта ежегодно.






Депертамент здравоохранения Москвы рекомендует москвичам и жителям Подмосковья не объедаться мандаринами в новогодние праздники из-за возможной аллергической реакции. Также следует в умеренных количествах употреблять в пишу красную икру, а также шоколад и изделия из него.


Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила победитель профессионального конкурса «Специалист года» фестиваля «Формула жизни» 2018 г., заведующая Центром аллергологии и иммунологии больницы №52 департамента здравоохранения Москвы, врач аллерголог-иммунолог, кандидат медицинских наук Дарья Фомина.

«Что касается приятных спутников наступающих праздников — икра, мандарины и шоколад относятся к группе продуктов, которые могут быть истинными аллергенами. Они вызывают аллергический ответ у чувствительных пациентов, являясь причинами пищевой аллергии — съел всего лишь дольку мандарина, аллергическая реакция проявила себя зудом и высыпаниями. У людей, не страдающих аллергией, реакция на эти продукты будет зависеть от количества съеденного. Причем выраженность и время проявления первых признаков такой псевдоаллергии зависят от количества: чем больше съел, тем сильнее реакция. Очевидное решение проблемы в этом случае: не стоит злоупотреблять мандаринами, красной икрой и шоколадом, знайте меру во всем», — сказала Д.Фомина.

Она добавила, что в случае появления симптомов можно принять антигистаминный препарат, а затем при первой возможности лучше отправиться на приём к врачу аллергологу-иммунологу, поскольку аллергическая реакция может быть затяжной или двухфазной и через некоторое время дать о себе знать еще более яркими симптомами. Она подчеркнула, что приступ анафилаксии требует незамедлительного вызова «скорой помощи».

«Но если совладать с желаниями в атмосфере безудержного веселья все же не удалось, будьте внимательны к тревожным сигналам своего организма. Наиболее тяжелая системная реакция – анафилаксия – требует экстренной помощи, здесь помогут только квалифицированные действия бригады «скорой помощи», — пояснила Д.Фомина.





Каждый образованный человек в нашей стране, хоть немного интересующийся историей, знает имя — Сергий Радонежский. Биография и его жизненный путь говорят о том, что это был выдающийся духовный деятель 14 века. Он очень многое сделал не только для русской церкви, но и для всей русской культуры того времени. Его вклад в историю невозможно переоценить.

Историю Руси 14 века проходят по учебникам для 4 класса, и многое к окончанию школы забывается. Поэтому кратко напомним основные вехи жизни преподобного Сергия.

Ранние годы

Основным источником о жизни русского святого является житие, написанное его учеником, Епифанием Премудрым. В своем сочинении Епифаний приводит много интересных фактов и подробностей из жизни Сергия. Но вот на вопрос о точной дате рождения дается весьма уклончивый ответ.

Сообщается, что на свет будущий подвижник появился во времена правления византийского царя Андроника. И более никаких точных дат не приводится.

Светские историки и церковные деятели не пришли к единому мнению по поводу даты рождения. В современном житии преподобного дается дата 3 мая 1314 года. Историки считают датой либо 1314 год, либо 1322.

Кстати, «Житие» вообще не приводит никаких дат, что создало много проблем для историков. Впрочем, в церковной литературе обычно дат и не бывает, а среди исторических источников, за такое долгое число лет, потеряться может многое.

Родился Сергий в знатной и богатой боярской семье недалеко от города Ростова. Точное место неизвестно, но предполагают село Варницы. Отца ребенка звали Кирилл, а мать – Марией. При крещении сына назвали Варфоломеем. В семье были еще двое братьев, старший Стефан и младший Петр.

В годы жизни Варфоломея в Ростовском княжестве, это был один из тогдашних центров духовной и культурной жизни. Ростовское княжество 14 века соперничало по могуществу с Великим Новгородом. В нем были школы и библиотеки, что для Руси того времени считалось почти роскошью.

В то время самым передовым культурным языком считался греческий. Греческому обучали и в ростовских школах. Ученик Сергия Епифаний этот язык знал, скорее всего и его наставник тоже. Хотя прямых свидетельств и нет. Но по меркам того времени Сергий был одним из образованнейших людей. Так что не выучить греческий он не мог.

С семилетнего возраста, как и положено, Варфоломей пошел в школу. Но, как ни удивительно, учиться ему было тяжело. Грамота ребенку никак не давалась. И это при том, что оба его брата быстро научились читать и писать.

Варфоломея ругали и наставники, и родители. Но ничего не помогало. И тут случилось чудо. Так это событие описывает «Житие». Однажды маленький Варфоломей встретил таинственного чернеца, который молился под дубом. Ему мальчик и поведал о своей неспособности научиться грамоте и попросил помолиться за него.

Старец помолился вместе с ним, дал кусок просфоры и предрек, что мальчик будет знать грамоту лучше всех. Так впоследствии и вышло. Мальчик пригласил чудесного старца в гости и тот рассказал его родителям, что его сын отмечен свыше. И у него будет жизнь, отмеченная великими подвигами.

Легенда о встрече с таинственным старцем легла в основу знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею».

Когда Варфоломей уже подрос, семья его сильно обеднела. Время в тот век было на Руси неспокойное: постоянные войны, набеги и распри между князьями подрывали мир и благополучие страны. Но самым главным фактором стал захват власти Иваном Калитой. Ростовское княжество начало терять свое могущество и влияние. Центр силы смещался в княжество Московское. Ростовская знать теряла свои богатства и влияние. Так и отец Варфоломея почти разорился. К тому же в эти годы в Ростовском княжестве царил неурожай, который привел к голоду и массовому обнищанию. В результате было принято решение переехать.

Но историки указывают и другую причину – семья Варфоломея не уехала по собственной воле, а ее выселили в Радонеж. Ныне это Московская область. Так или иначе, но когда Варфоломею было лет 12, семья переехала. К этому времени он, видимо, уже отучился в ростовской школе и овладел полным курсом тогдашних знаний.

Основание монастыря

Еще будучи совсем юным, Варфоломей усердно молился и часто постился. Он решил стать монахом. Родители его, к тому времени уже пожилые, не были против в принципе. Но поставили условие: уйти в монахи только после их кончины. К этому времени оба брата уже жили отдельно, только Варфоломей оставался помощником и опорой родителям.

По обычаю того времени, его родители, когда совсем состарились, постриглись в монахи. И вскоре умерли. После их кончины Варфоломей направился в Хотьково, в Покровский монастырь. Там жил его старший брат, принявший монашеский постриг. Варфоломей предложил брату основать собственную пустынь строгого монашеского стиля. Что они и сделали. В глухом месте радонежского леса они построили келью. А затем на этом же месте и деревянную церковь. Церковь освятили во имя Троицы.

Но брату Варфоломея пустынная жизнь показалась слишком тяжелой и суровой. Он покинул пустынь и перебрался в Москву. А Варфоломей остался один. Он принял постриг от местного игумена Митрофана под именем Сергий.

Вскоре вокруг Сергия начинает образовываться маленькая монашеская община. Примерно в 1342 году основана обитель, впоследствии ставшая знаменитой Троице-Сергиевой Лаврой.

Куликовская битва

Авторитет Сергия, как духовного наставника, был так велик, что к его совету часто прибегали не только духовенство, но и князья. Сергий умел нужным словом наладить взаимопонимание даже среди врагов. Свои миротворческие таланты Сергий часто использовал, когда старался примирить враждующих князей. И это ему с успехом удавалось! Он сумел сплотить князей вокруг московского князя. Что было большой победой в такое время, когда усобицы на Руси почти не прекращались.

Благодаря миротворческой деятельности Сергия, практически все князья признавали московского правителя главным на Руси. Такое сплочение рядов было очень важным накануне битвы с Мамаем. И во многом предопределило победу русских войск.

Сергий не только благословил князя Дмитрия, прозванного впоследствии Донским, на битву. Но и отправил двух своих иноков, Пересвета и Ослябю на войну . Хотя по уставу монахам запрещалось брать в руки оружие, но в миру они были опытными воинами. И их опыт очень пригодился в битве.

После победы русских войск авторитет Сергия стал еще выше. Никаких письменных документов, написанных Сергием, до наших дней не дошло. Но он своим примером показывал, как нужно жить. Умер Сергий в своей обители 8 октября 1392 года.

Его вклад в духовную жизнь оценили не только деятели церкви, но и историки последующих поколений. Так Ключевский и Карамзин считали, что Сергий своим примером воспитывал нравственность у народа. Благодаря чему сплотил Русь, помог преодолеть раздробленность и страх перед завоевателями.

Для детей и школьников выложим видео с основными фактами биографии преподобного Сергия.

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. Понимал он эти идеи по-своему. В частности, он отверг мысль, что только иноки войдут в царство Божее. «Спасуться все добрые», - учил Сергий. Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России. Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого - мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж - город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.