Причины вызывающие социальные конфликты. Социальный конфликт


Лекция:


Социальный конфликт


Несмотря на то, что конфликты оставляют неприятные воспоминания, избежать их полностью невозможно, потому что это один из способов взаимодействия людей. В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается в различных конфликтных ситуациях, возникающих даже по незначительному поводу.

Социальный конфликт – это способ социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве противоположных интересов, целей и способов действий индивидов или групп .

По своему отношению к конфликту люди разделились на две группы. Одни воспринимают его как стресс и стремятся к ликвидации причин конфликта. Другие считают естественной и неизбежной формой человеческих отношений и убеждены в том, что человек должен уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Субъектами конфликта являются не только сами противоборствующие стороны, но и

  • подстрекатели, побуждающие людей конфликтовать,
  • пособники, подталкивающие участников своими советами, технической помощью к конфликтным действиям,
  • посредники, стремящиеся предотвратить, остановить или разрешить конфликт,
  • свидетели, наблюдающие за происходящими событиями со стороны.

Предметом социального конфликта является какой - либо вопрос или благо (деньги, власть, правовой статус и пр.). А причины лежат в социальных обстоятельствах. К примеру, причиной конфликта между работником и работодателем могут стать неблагоприятные условия работы. В основе конфликта лежат объективные или субъективные противоречия . Первые, в отличие от вторых, обусловлены процессами, не зависящими от воли и сознания сторон. Возникновению конфликта способствует какой - либо незначительный повод , возникающий случайно или созданный специально.

Последствия социального конфликта

Несмотря на нежелательность конфликтов, они всё же выполняют необходимые для общества функции. Социальные конфликты являются позитивными если

  • информируют о болезненности какой-либо части общественной системы, о существовании социального напряжения и мобилизуют на решение имеющихся проблем;
  • стимулируют изменения и обновления общественных отношений, социальных институтов или всей общественной системы в целом;
  • усиливают групповую сплочённость или побуждают субъектов конфликта к сотрудничеству.

Негативными сторонами конфликта являются

    создание стрессовых ситуаций;

    дестабилизация социальной жизни;

    отвлечение от решения своих должностных задач.

Виды социального конфликта
Виды социальных конфликтов
По продолжительности
кратковременный, долговременный и затяжной
По частоте
разовый и повторяющийся
По уровню организации
индивидуальный, групповой, региональный, локальный и глобальный
По типу отношений
внутриличностный, межличностный, межгрупповой и межнациональный
По содержанию
экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, идеологический, религиозный и др.
По факторам
рациональный и эмоциональный
По степени открытости
скрытый и явный
По форме внутренний (с самим собой) и внешний (с другими людьми)

Этапы социального конфликта


В своём развитии социальный конфликт проходит четыре этапа или стадии:

    Начинается конфликт с предконфликтной ситуации , состоящей из двух фаз. На скрытой (латентной) фазе конфликтная ситуация только формируется, а на открытой фазе стороны осознают возникновение конфликтной ситуации и чувствуют напряжение.

    Далее следует этап собственно конфликта . Это основная стадия конфликта, которая также состоит из двух фаз. На первой фазе у сторон формируется психологическая установка на борьбу, они открыто отстаивают свою правоту и стремятся подавить противника. А окружающие люди (подстрекатели, пособники, посредники, свидетели) своими действиями формируют условия протекания конфликта. Они могут обострять, сдерживать конфликт или оставаться нейтральными. На второй фазе возникает перелом и переоценка ценностей. На данной фазе существует несколько вариантов поведения сторон конфликта: доведение его до пика напряжения, взаимные уступки, либо полное разрешение.

    Выбор третьего варианта поведения свидетельствует о переходе конфликта на этап завершения противоборства.

    Послеконфликтый этап характеризуется окончательным урегулированием противоречий и мирным взаимодействием сторон конфликта.

Способы урегулирования социальных конфликтов

Какие же существуют способы урегулирования конфликта? Их несколько:

  • Избегание - уклонение от конфликта, замалчивание проблемы (данный способ не разрешает конфликт, а лишь временно смягчает или задерживает его).
  • Компромисс - решение пробле­мы путём взаимных уступок, удовлетворяющих все противоборствующие стороны.
  • Переговоры - мирный обмен предложениями, мнениями, аргументами, направленными на поиск совместного решения существующей проблемы.
  • Посредничество - привлечение третьей стороны для урегулирования конфликта.
  • Арбитраж - обращение к авторитетному органу власти, наделённому специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы (к примеру, администрация учреждения, суд).

Одним из условий развития общества является противостояние разных групп. Чем сложнее структура общества, тем сильнее оно раздроблено и тем больше риск возникновения такого явления, как социальный конфликт. Благодаря ему и происходит развитие всего человечества в целом.

Что такое социальный конфликт?

Это наивысшая стадия, при которой развивается противостояние в отношениях между отдельными личностями, группами, в целом всего общества. Понятие социального конфликта означает противоречие двух и более сторон. Кроме того, различают и внутриличностное противостояние, когда у человека имеются потребности и интересы, противоречащие друг другу. Данная проблема насчитывает не одно тысячелетие, а в ее основе лежит положение, что одни должны стоять «у руля», а другие подчиняться.

Что является причиной социальных конфликтов?

Фундаментом являются противоречия субъективно-объективного характера. К объективным противоречиям относят противостояние между «отцами» и «детьми», начальниками и подчиненными, трудом и капиталом. Субъективные причины социальных конфликтов зависят от восприятия ситуации каждым отдельным индивидом и его отношения к ней. Ученые конфликтологи выделяют самые разные основания для возникновения противостояния, вот основные:

  1. Агрессия, которую могут проявлять все животные, в том числе и человек.
  2. Перенаселенность и факторы окружающей среды.
  3. Враждебное отношение к обществу.
  4. Социальное и экономическое неравенство.
  5. Культурные противоречия.

Отдельно взятые индивиды и группы могут конфликтовать из-за материальных благ, первостепенных жизненных установок и ценностей, полномочий власти и т.д. В любом поле деятельности может возникнуть спор из-за несовместимых потребностей и интересов. Однако, не все противоречия перерастают в конфронтацию. О ней говорят только при условии активного противоборства и открытой борьбы.

Участники социального конфликта

Прежде всего, это люди, стоящие по обе стороны баррикад. В ходе сложившейся ситуации они могут быть как физическими, так и юрлицами. Особенности социального конфликта в том, что он базируется на определенных разногласиях, из-за которых и сталкиваются интересы участников. Есть еще и объект, который может иметь материальную, духовную или социальную форму и который каждый из участников стремится получить. А непосредственным их окружением является микро- или макросреда.


Социальный конфликт – плюсы и минусы

С одной стороны, открытое столкновение дозволяет обществу эволюционировать, добиваться определенных соглашений и договоренности. В результате отдельные его члены учатся приспосабливаться к незнакомым условиям, принимать во внимания желания других индивидов. С другой стороны, современные социальные конфликты и их последствия предсказать нельзя. В случае самого тяжелого развития событий общество может полностью разрушиться.

Функции социального конфликта

Первые – конструктивные, а вторые – деструктивные. Конструктивные носят положительный характер – разряжают напряженность, проводят изменения в социуме и др. Деструктивные несут разрушения и хаос, они дестабилизируют отношения в определенной среде, уничтожают социальное сообщество. Позитивная функция социального конфликта заключается в укреплении общества в целом и отношений между его членами. Негативная - дестабилизирует социум.

Стадии социального конфликта

Стадиями развития конфликта являются:

  1. Скрытая . Натянутость в общении между субъектами нарастает из-за стремления каждого улучшить свое положение и достичь превосходства.
  2. Напряжение . Основные стадии социального конфликта включают напряженность. Причем чем больше мощь и превосходство доминирующей стороны, тем она сильнее. Непримиримость сторон приводит к очень сильной конфронтации.
  3. Антагонизм . Это следствие высокой напряженности.
  4. Несовместимость . Собственно, само противостояние.
  5. Завершение . Разрешение ситуации.

Виды социальных конфликтов

Они могут быть трудовыми, экономическими, политическими, образования, социального обеспечения и т.д. Как уже было сказано, могут возникать между отдельными людьми и внутри каждого. Вот распространенная классификация:

  1. В соответствии с источником возникновения – конфронтация ценностей, интересов и идентификации.
  2. По последствиям для социума основные виды социальных конфликтов делятся на созидательные и разрушительные, успешные и провальные.
  3. По степени влияния на среду – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, острые, масштабные, региональные, локальные и др.
  4. В соответствии с расположением оппонентов – горизонтальные и вертикальные. В первом случае спорят люди, стоящие на одном уровне, а во втором начальник и подчиненный.
  5. По способу борьбы – мирные и вооруженные.
  6. В зависимости от степени открытости – скрытые и открытые. В первом случае соперники воздействуют друг на друга косвенными методами, а во втором переходят к открытым ссорам и спорам.
  7. В соответствии с составом участников – организационные, групповые, политические.

Способы разрешения социальных конфликтов

Самые эффективные способы разрешения конфликтов:

  1. Избегание конфронтации . То есть один из участников уходит со «сцены» физически или психологически, но сама конфликтная ситуация остается, так как не устранена причина, ее породившая.
  2. Переговоры . Обе стороны пытаются найти точки соприкосновения и путь к сотрудничеству.
  3. Посредники . включают и привлечение посредников. Его роль может играть как организация, так и частное лицо, которое благодаря имеющимся возможностям и опыту делает то, что нереально было бы сделать без его участия.
  4. Откладывание . По сути один из оппонентов лишь на время сдает свои позиции, желая накопить силы и вновь вступить в социальный конфликт, пытаясь вернуть утраченное.
  5. Обращение в арбитраж или третейский суд . При этом противостояние разбирается в соответствии с нормами закона и права.
  6. Силовой метод с привлечением военных, техники и вооружения, то есть по сути, война.

К каким последствиям приводят социальные конфликты?

Ученые рассматривают это явление с функционалистской и социологической точки зрения. В первом случае конфронтация несет явно негативный характер и приводит к таким последствиям, как:

  1. Дестабилизация социума . Рычаги управления больше не работают, в обществе царит хаос и непредсказуемость.
  2. Последствия социального конфликта включают и участников на определенных целях, заключающихся в победе над противником. При этом все остальные проблемы отходят на второй план.
  3. Потеря надежды на дальнейшие дружественные отношения с оппонентом.
  4. Участники конфронтации отстраняются от общества, они чувствуют неудовлетворенность и т.п.
  5. Рассматривающие противостояние с социологической точки зрения считают, что у этого явления имеются и положительные стороны:
  6. При заинтересованности в положительном исходе дела наблюдается сплочение людей и укрепление взаимопонимания между ними. Каждый чувствует свою причастность к тому, что происходит, и делает все, чтобы у социального конфликта был мирный исход.
  7. Обновляются существующие и образовываются новые структуры и институты. Во вновь появившихся группах создается определенный баланс интересов, который и гарантирует относительную стабильность.
  8. Управляемый конфликт дополнительно стимулирует участников. Они разрабатывают новые идеи и решения, то есть «растут» и развиваются.

Социальный конфликт – необходимое условие развития общества, результат несовместимости взглядов отдельных лиц. Конфликт позволяет обнажить и решить различные проблемы общества, или свести его к анархии.

Неоднородность общества, различия в положении и благосостоянии неизбежно приводят к появлению и обострению социальных конфликтов. Рассмотрим основные понятия, сущность и причины социальных конфликтов подробнее.

Что это такое

Социальный конфликт – результат развития социальных противоречий, выражающийся в противостоянии различных социальных групп.

Такое противостояние может возникнуть в любой социальной группе. Его можно назвать одним из необходимых условий развития общества. Ведь этот процесс и состоит из конфликтов и их преодоления.

Основной источник социального конфликта – это сама структура общества. Чем она сложнее, тем больше раздроблено общество. Возникают новые группы, социальные слои, имеющие собственные системы ценностей, цели и методы их достижения. Все это ведет к возникновению новых конфликтов.

Вместе с тем, сложная структура общества предлагает и многочисленные способы разрешения этих конфликтов, механизмов для нахождения консенсуса. Основная задача общества – минимизировать возможные негативные последствия социального конфликта и разрешить накопившиеся проблемы.

Жизненный цикл социального конфликта включает четыре стадии:

  1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост напряженности в отношениях между субъектами.
  2. Конфликт.
  3. Попытки разрешения конфликта.
  4. Завершение противостояния и послеконфликтная ступень.

Сущность и теория

Проблема социальных конфликтов насчитывает многие тысячелетия. Однако до Адама Смита вся проблема сводилась к тому, что одни должны править, другие подчиняться, а государство должно осуществлять управление.

Адам Смит впервые указал на природу конфликта, как социальной проблемы. По его мнению, в основе социального конфликта лежит классовая и экономическая борьба.

С тех пор появилось множество теорий, объясняющих суть противоречий:

  1. Согласно приверженцам социально-биологической теории , конфликтность человека объясняется агрессией, присущей всем животным.
  2. Сторонники социально-психологической теории связывают возникновение социальных конфликтов с перенаселенностью и другими факторами окружающей среды. Однако эта теория не объясняет, в какой именно момент возникает явный конфликт.
  3. По мнению функционалистов , социальный конфликт – это дисфункция по отношению к обществу. При идеальной системе противоречий быть не должно.

Причины социального конфликта

В основе каждого конфликта лежит множество явных и скрытых причин. Главные социальные предпосылки для противоречий – это социальное неравенство (всегда есть богатые и бедные, начальники и подчиненные) и культурная разнородность (существование в обществе различных ценностных ориентиров, поведенческих систем и т.д.).

Причин, почему возникают социальные конфликты, очень много. Рассмотрим основные:

  1. Идеологические причины. Есть определенная система идей и ценностей, определяющая доминирование и субординацию. Взгляд на эту систему у участников может различаться.
  2. Различные ценностные ориентиры . Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника. Конечная цель – удовлетворение собственных потребностей – у многих участников одна. Вследствие этого возникает взаимодействие противоположных интересов (каждый хочет удовлетворить именно свои потребности) и возникает конфликт.
  3. Социальные и экономические причины . Связаны с распределением богатства и власти, если кому-то из участников кажется, что его обделили. Это одна из самых распространенных причин возникновения социального конфликта.
  4. Прочие причины : различие поставленных задач, введение инноваций, соперничество между группами и лидерами.

Структура

Конфликт представляет собой многомерный процесс с развитой структурой. Каждая конкретная конфликтная ситуация имеет собственные объективные и субъективные составляющие.

Их можно рассмотреть более подробно, начиная с объективных:

  1. Субъекты конфликта . Каждый социальный конфликт – это, прежде всего, невозможность достичь взаимопонимания между конкретными людьми. Это верно как для межгосударственного конфликта, так и для семейного. В каждом случае главные действующие лица – люди, выступающие, в зависимости от ситуации, как физические либо юридические лица.
  2. Предмет . Это противоречие, лежащее в основе конкретного конфликта, то, из-за чего происходит столкновение интересов участников.
  3. Объект . Это некая ценность, которую стремятся получить все субъекты. Форма может быть любая: материальная (деньги или другой ресурс), духовная (какая-либо идея), социальная (власть). В каждом конкретном случае выделить объект конфликта нелегко. Он не всегда встречается в чистом виде, зачастую это смесь минимум двух форм.
  4. Микросреда и макросреда . Это условия, в которых приходится действовать сторонам. Микросреда – это непосредственное окружение участников. Макросреда – это принадлежность к определенным социальным группам.

В каждом отдельном конфликте есть также субъективные составляющие. Это тактика и стратегия поведения каждой стороны, восприятие определенной ситуации и т.д.

Виды и классификация

Различные социологические школы выдвигают собственные классификации конфликтов. Чаще всего встречается следующая типология:

  1. По причинам возникновения . Причины могут быть как объективные, так и субъективные.
  2. По особенностям социальных разногласий . Такие конфликты различаются по времени действия и характеру разногласий, сфере проявления и т.п.
  3. По влиянию конфликта на окружающих . Формы конфликтов различаются по времени протекания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), остроте, масштабности.
  4. По особенностям конкретных участников . Конфликт может быть коллективный, межэтнический и т.д.
  5. На основании степени открытости различаются скрытые и открытые социальные конфликты. Скрытые конфликты не влекут за собой внешнюю агрессию по отношению к сопернику и проходят с использованием косвенных методов воздействия. В открытых конфликтах происходят явные столкновения – ссоры, споры.
  6. Наиболее известно деление конфликтов на горизонтальные и вертикальные . Это деление происходит исходя из положения оппонентов. Вертикальный конфликт бывает между начальником и подчиненным, горизонтальный – между людьми, находящимися на одном уровне. Прежде всего, это трудовые споры.
  7. Исходя из состава участников , разделяют межличностные типы конфликтов, групповые, организационные, политические и т.д. В межличностных конфликтах противостояние идет между людьми, не относящимися к какой-либо социальной общности. В групповых – между отдельными социальными группами. Политические конфликты могут возникать как внутри общества (внутриполитические), так и на международном уровне (внешнеполитические).

Стоит учесть, что любая попытка классифицировать конфликты достаточно условна. На практике можно встретить, к примеру, вертикальный закрытый межличностный конфликт с уникальным набором свойств.

Роль и функции

В общественной жизни социальный конфликт играет двоякую роль. С одной стороны, благодаря конфликту общество развивается, достигаются определенные соглашения, договоренности. С другой стороны, последствия открытого столкновения для общества непредсказуемы.

Конфликт имеет множество частных функций. Благодаря адаптивной функции индивиды приспосабливаются к новым обстоятельствам. Благодаря инновационной функции повышается осведомленность участников о плюсах и минусах друг друга.

В целом, функции социального конфликта можно разделить на две большие группы:

  1. Конструктивные . Включают в себя положительные функции: разрядка напряженности, проведение социальных изменений и т.д.
  2. Деструктивные . Сюда относятся функции, несущие негативный характер: дестабилизацию отношений, сложившихся в определенной социальной среде, разрушение социального сообщества.

Последствия

Последствия конфликта могут рассматриваться с двух противоположных точек зрения:

  1. Функционалистской.
  2. Социологической.

Функционалисты рассматривают конфликт, как негативное явление, дестабилизирующее социум. Они выделяют следующие возможные последствия:

  1. Дестабилизация общества. Возникновение хаотических процессов с непредсказуемым результатом. Перестают работать механизмы управления.
  2. Отвлечение участников конфликта от прочих проблем, концентрация на определенных интересах и победе над противником.
  3. Невозможность дальнейшего сотрудничества с оппонентом.
  4. Отстранение участников конфликта от общества, неудовлетворенность и т.д.

Приверженцы социологической точки зрения, например, Дарендорф, считают, что при соблюдении определенных условий можно добиться положительных результатов. К позитивным последствиям можно отнести:

  1. Разрешение проблемы оптимальным способом, который могут принять все заинтересованные стороны. Это сплотит людей и укрепит их взаимопонимание. Если каждый участник будет чувствовать, что он имеет отношение к решению проблемы, он будет участвовать и в реализации этого решения.
  2. Обновление существующих и создание новых механизмов и институтов. Образуются новые социальные группы, соблюдается определенный баланс интересов. Это обеспечивает относительную стабильность.
  3. Дополнительное стимулирование участников. Управляемый конфликт между людьми приводит к разработке новых идей, решений. Не участвуя в конфликтах человек перестает развиваться.

Пути разрешения

Чтобы проанализировать способы разрешения социальных конфликтов, нужно разобраться с тем, как себя ведут участники конфликта. От их характеристики зависит стратегия разрешения социального конфликта.

  • Уклонение – у участника нет желания конфликтовать, активно работать для достижения собственных целей. Такой участник может и сам устраниться от конфликта.
  • Приспособление . Участники готовы сотрудничать, идти навстречу другой стороне и одновременно работать над собственными интересами.
  • Конфронтация . Интересы других сторон не учитываются, каждый участник стремится добиться только своих целей и навязать свое мнение другим.
  • Сотрудничество . Каждый участник работает над осуществлением своих интересов. Однако готов работать над поиском решения конфликта в команде с другими участниками.
  • Компромисс . Этот стиль основан на уступках. Каждый участник ограничивается частичным достижением своих целей и в чем-то уступает остальным. Этот стиль предпочтительнее остальных, т.к. позволяет частично удовлетворить желания всех заинтересованных сторон.

Итогом конфликта может быть полное либо частичное его решение. Первый вариант означает полное устранение причин конфликта. Во втором случае решается лишь часть проблем, остальные могут проявиться позднее.

Примеры в обществе из истории

Классическим примером социального конфликта является студенческая забастовка во Франции в 1968 году. Причины – несовпадение ценностей студентов-шестидесятников и старого французского генерала де Голля.

Еще одна причина – «реформа Фуше», заключавшаяся в ускоренной подготовке специалистов без устранения недостатков в образовательной системе. Вслед за студентами прошли массовые забастовки рабочих, служащих, инженеров.

В конечном счете, президент добился частичного разрешения конфликта, использовав страх населения перед очередной революцией. Но уже через год он ушел в отставку.

Видео: Социальный конфликт и пути его решения

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой соци­альной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама со­циальная структура общества с ее жесткой дифференциацией раз­личных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцированно об­щество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несов­падающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, цен­ностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Однако в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения кон­фликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не до­пустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.

Конфликт (от лат. соп flictus ) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни (например, конфликт по поводу материаль­ных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных уста­новок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирова­ния), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных, в том числе эмоционально-психологических различий и т. д.). Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отноше­ний, социального взаимодействия. Конфликт по сути является од­ним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимо­действие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, на­правленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоре­чия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отож­дествлять. Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. Интенсивность, по мнению Р. Дарендорфа, означает «вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов». Форма столкновений - насильственная или ненасильственная - зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разреше­ния конфликта и какие цели преследуют субъекты противоборства.

Итак, социальный конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимо­действия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причины социальных конфликтов, их классификация, функции.

Конфликт является сложным многомерным явлением. Как социальный феномен, он сохраняет тенденцию к осложнению, обновлению структуры, фак­торов, которые его порождают. Разные типы конфликтов, взаимодействуя, до­полняют друг друга, приобретая новые черты. Это обусловлено динамизацией и осложнением системы социальных отношений. Конфликты различаются по масштабам и типам, причинами и следствиям, составу участников и про­должительности, по средствам урегулирования и т.п. По формам проявления различают: социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, семейные, воинские, юридические, бытовые и прочие типы конфликтов.

По функциям различают положительные (конструктивные) и отрицательные (деструктивные) конфликты.

По принципу целесообразности - нецелесообразности: закономерные (неминуемые), необходимые, вынужденные, функционально неоправданные.

Рассмотрение конфликтов в динамике дает возможность определить их разновидности:

На этапе возникновения: стихийные, запланированные, спровоцированные, инициативные;

На этапе развития: кратковременные, продолжительные, затяжные;

На этапе устранения: управляемые, ограничено управляемые, неуправляемые;

На этапе затухания: спонтанно прекращающиеся; прекращающиеся под действием средств, найденных противоборствующими сторонами; разрешаются посредством вмешательства внешних сил.

По составу конфликтующих сторон конфликты могут быть:

1. Внутриличностные. Они являются сугубо психологическими, ограничи­ваются уровнем индивидуального сознания.

В большинстве - это острое отрицательное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, которое отображает ее противоречивые связи с социальной средой. Сопровождается такой конфликт психоэмоцио­нальным напряжением, психологическим стрессом, ослаблением деловой и творческой активности, отрицательным эмоциональным фоном общения, зани­жением самооценки.

В этом контексте выделяют:

Мотивационный (между "хочу" и "хочу"),

Моральный (между «хочу» и «надо»),

Нереализованного желания (между "хочу" и "могу"),

Ролевой (между «надо» и «надо»),

Адаптационный (между «надо» и «могу»),

Неадекватной самооценки (между "могу" и "могу") виды конфликтов.
Как правило, внутриличностпые конфликты являются сферой научного интереса психологии.

1. Межличностные и групповые. В любом межличностном конфликте за­действованы, по меньшей мере, две стороны. По своему содержательному наполнению такие конфликты бывают:

Ресурсными

Ценностными.

Ресурсные конфликты связаны с распределением материальных благ, тер­ритории, времени и т.п.

Ценностные конфликты разворачиваются в плоскости взаимоисключающих культурных традиций, стереотипов, верований (между родителями и детьми). Причины их разнообразны. Всю их совокупность социологи свели в несколько групп:

Ограниченность ресурсов;

Разные аспекты взаимозависимости;

Отличие целей;

Отличие представлений и ценностей;

Отличие в жизненном опыте и поведении;

Неудовольствие коммуникацией;

Личностные черты конфликтантов.

Межличностные конфликты классифицируют:

По сферам их развертывания (деловые, семейные, бытовые, венные и т.п.);

По результатам (конструктивные и деструктивные);

По критерию реальности их разделяют на:

Настоящие (конфликт существует объективно и воспринимается аде­
кватно);

Условные (конфликт зависит от внешних обстоятельств, которые легко
изменяются);

Смещенные (за явным скрывается другой конфликт);

Латентные (существует конфликтная ситуация, но конфликт не проис­
ходит);

Ошибочные (не существует объективных оснований для конфликта. Он
происходит лишь в связи с ошибками восприятия и понимания).

3. Конфликты в организациях. По составу участников их разделяют на такие категории:

Личность - личность (межличностные),

Группа - группа (межгрупповые),

Личность - группа.

По источникам конфликтной энергии (причинам) конфликты делятся на:

Структурные (их связывают разногласия относительно задач, которые решают стороны, например, между бухгалтерией и другими подразделениями).

Инновационные (любая инновация поднимает утраченный ритм, традиции, привычки, в определенной мере затрагивает интересы многих сотрудников, что может спровоцировать конфликт).

Позиционные (касаются определения первенства, значимости, лидерства, аутсайдерства). Локализованные в сфере символического признания (кто есть главнейший?).

Справедливости (возникают на основании расхождений относительно оце­нок трудового вклада, распределения материальных и моральных вознаграж­дений и т.п.).

Соперничество по поводу ресурсов (традициоиен для организаций; в кон­фликт перерастает тогда, когда исполнители, между которыми распределяется определенный ресурс, ставят его в зависимость от выполнения собственных служебных обязанностей);

Динамические (имеют социально-психологическую природу, часто возни­кают в новых коллективах, где не существует четкой неформальной структуры, где еще не определился лидер).

Организационным конфликтам, как правило, способствуют недостатки в организации трудовой деятельности, управленческие ошибки, неблагоприят­ный социально-психологический климат в коллективе.

Межгрупповые конфликты. Могут происходить между разными по Размерам и составу группами. Наиболее часто их порождают: неудовлетворенная потребность, социальное неравенство, разная степень участия в власти, несоответствие интересов и целей.

Социологию, прежде всего, интересуют социальные конфликты, к которым она относит конфликты между обществом и природой.

Экономические и трудовые,

Социального планирования,

Внутриполитические,

Воинские,

Межкультурные и межнациональные,

Этнические,

Межгосударственные и т.п.

К межгрупповым конфликтам большей частью приводят:

- межгрупповая враждебность. Так 3. Фрейд утверждал, что она сущест­вует в любом взаимодействии групп. Главной ее функцией является объеди­нение группы;

- объективный конфликт интересов, неизбежность которого обусловлена естественными интересами его субъектов;

- групповой фаворитизм, сущность которого состоит в старании оказывать содействие участникам собственной группы наперекор интересам тех, кто принадлежит к другим группам.

Одним из наиболее распространенных видов межгруппового конфликта является трудовой конфликт, в основе которого лежат: условия работы, система распределения ресурсов, принятые договоренности.

Его провоцируют преимущественно бездейственность и забюрократизированность администрации, игнорирование или незнание работодателем норм трудового законодательства и труда. С ним связаны также, низкие социальные гарантии работникам, низкая зарплата, ее несвоевременная выплата и др.

Более сложными и тяжело регулируемыми являются межэтнические кон­фликты, которые, как правило, имеют многолетнюю предысторию, порожда­ются комплексом социально-экономических, политических, культурных, этно­психологических проблем.

Политические конфликты разделяют на межгосударственные и внутри­политические. Их особенностью является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене.

Среди внутриполитических конфликтов выделяют:

Классовые,

Между политическими партиями и движениями,

Между ветвями власти,

Борьбу за лидерство в государстве, партии, движении.

Межгосударственные конфликты порождает комплекс причин. Их основу составляет столкновенье национально-государственных интересов. Субъектами конфликтов выступают государства или коалиции. Такие конфликты являются продолжением внешней, а иногда и внутренней политики государств-участников. Они несут угрозу массовой гибели, локально и глобально влияют на международные отношения. Их разделяют на:

Конфликты идеологий:

Конфликты, целью которых является политическое господство, защита экономических интересов, территориальной целостности и т.п.

Функции конфликтов.

По своей природе конфликт может быть носителем как конструктивных, так и деструктивных тенденций, которые предопределяют его позитивные и негативные функции.

Позитивные функции конфликтов:

Выявляют назревшие проблемы;

Стимулируют исправление недостатков;

Способствуют обновлению жизни;

Снимают напряжение в обществе;

Способствуют объединению людей.

Негативные функции конфликтов:

Могут создавать стрессовые ситуации;

Могут дезорганизовать жизнь людей;

Могут разрешить социальные связи;

Могут вызвать раскол общества.

3. Социологическая теория конфликта

Ученым, доказывающим возможность структурно-функционального конфликта, был американский социолог Льюис Альфред Козер (1913-2003). Его работа "Функции конфликта" (1956) положила начало разработкам социологической теории конфликта. В последующих работах "Социальный конфликт и теория социального изменения" (1956), "Этапы изучения социального конфликта" (1967), "Конфликты: социальные аспекты" (1968) он развил основные положения теории социального конфликта

Обращение Л. Козера к проблеме конфликта связано с его пониманием предназначения социологии в преобразовании общества. Американский социолог рассматривал конфликт и порядок как два равнозначных социальных процесса. При этом в противовес другим социологам, которые видели только негативные последствия конфликта, Л. Козер подчеркивал, что конфликт продуцирует одновременно как негативные, так и позитивные последствия. Поэтому он ставил перед собой задачу - определить условия, при которых последствия конфликта могут быть либо негативными, либо позитивными.

Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определял конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), которое возникает из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника.

Предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, по мнению Л. Козера, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых. Основные причины конфликта - дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

Л. Козер подразделял социальные конфликты на реалистические и нереалистические. К реалистическим конфликтам он относил те конфликты, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистические же конфликты - это те коллизии, где участники оказались в плену антагонистических эмоций и страстей, и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Л. Козер считал, что конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе. Он заявлял, что социолог должен выявить те социальные контексты и социальные условия, в которых социальный конфликт помогает "скорее выздоровлению, чем загниванию общества или его составляющих". Социолог обращал внимание на то, что многие современные ему коллеги далеки от понимания необходимости и признания позитивной роли конфликта как элемента социальных отношений. Они склонны видеть в нем лишь разрушительный феномен. Ему была ближе точка зрения Г. Зиммеля, согласно которой "конфликт - это форма социализации".

Конфликт понимался Л. Козером как процесс социального взаимодействия людей, как инструмент, с помощью которого возможно формирование, стандартизация и поддержание социальной структуры. В его представлении социальный конфликт способствует установлению и сохранению границ между группами, реанимации групповой идентичности, предохранению группы от ассимиляции.

Рассуждая о позитивных функциях конфликта, американский социолог характеризует среди них такие, как группосозидающие и группосохраняющие функции. Благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между его антагонистическими сторонами. Согласно его мнению, важными оказываются коммуникативно-информационная и связующая функции, поскольку на основе выявления необходимой информации и установления коммуникации, вслед за которыми становится реальным партнерское взаимодействие, может происходить замена враждебных отношений дружественными. Среди позитивных функций конфликта, рассматриваемых Л. Козером, следует отметить созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплоченности группы и такую функцию, как стимулирование социальных изменений.

Конфликт, по мнению Л. Козера, реализуя позитивные функции, способствует разрядке напряженности, стимулирует социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей. Американский социолог ссылался на "парадокс Зиммеля", согласно которому важным средством сдерживания конфликта является выяснение возможностей его участников до реального наступления самой конфликтной ситуации, что позволяет смягчить ее последствия. Это теоретическое положение сегодня имеет большое практическое значение и в международных отношениях, и во внутренней жизни стран, переживающих сложные, в том числе переходные, процессы.

Л. Козер выделял два типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам. Первый тип - твердые или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминание о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения конфликтов. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных ситуаций имеет жесткий, репрессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства. Второй тип социальных систем - гибкие. В них существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет совершенствовать навыки разрешения конфликтов, выявлять в конфликтах конструктивные элементы. Твердо-жесткие системы постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными.

В работе "Функции конфликта" американский социолог пришел к выводам, касающимся анализа конфликта как на внутригрупповом, так и внегрупповом уровнях и связывающим его с социальными структурами, институтами и социальной системой. Он считал, что дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы. Л. Козер утверждал, что анализ различных типов конфликта и социальных структур привел его к заключению, что конфликт бывает дисфункционален для тех социальных структур, которые недостаточно или вовсе нетерпимы по отношению к конфликту и в которых сам конфликт не институционализирован. Острота конфликта, грозящего "полным разрывом" и подрывающего основополагающие принципы социальной системы, напрямую связана с жесткостью ее структуры. Равновесию подобной структуры угрожает не конфликт как таковой, а сама эта жесткость, способствующая аккумуляции враждебных чувств и направляющая их вдоль одной оси, когда конфликт все-таки вырывается наружу.

Л. Козер был одновременно критиком и последователем К. Маркса. Он также рассматривал общество как подвижное равновесие противостоящих сил, порождающих социальное напряжение и борьбу. Для него классовая борьба - это источник прогресса. А социальный конфликт - это ядро. Базис общества - это не отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства, а надстройка - это культурная суперструктура, охватывающая социальные, политические и духовные процессы. Люди по факту рождения принадлежат к различным классам, они не могут выбрать или сменить социальную принадлежность. Таким образом, классовая борьба и классовые роли предопределены заранее и социальная мобильность невозможна. Л. Козер считал, что многие положения марксистской теории конфликта верны для раннего капитализма, а современный капитализм характеризуется рядом новых черт, позволяющих регулировать возникающие конфликты.

Ральф Густав Дарендорф (1929-2009) - англо-немецкий социолог, политолог и политический деятель, автор теории "конфликтной модели общества", которая представлена в работах "Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе" (1957), "Общество и свобода" (1961), "Очерки но теории общества" (1968), "Конфликт и свобода" (1972), "Человек социологический" (1973), "Современный социальный конфликт" (1982).

Теория "конфликтной модели общества" возникла у Р. Дарендорфа как реакция на универсальные претензии интеграционизма структурно-функционалистской теории и альтернатива марксизму. Выступая против консенсусной теории общества Т. Парсонса, социолог утверждал, что порядок и стабильность следует рассматривать как патологии общественной жизни. Отрицая понятия "страта" и "слой", Р. Дарендорф пользуется понятием "класс". В отличие от марксистов основой определения классов он считает не наличие или отсутствие собственности, а отношения господства и подчинения, точнее участие или не участие во властных отношениях. При этом "господство в одной ассоциации не означает и не обязательно предполагает господства во всех других ассоциациях, к которым принадлежит" человек и "наоборот, подчинение в данной ассоциации не означает подчинения в других". Являясь одновременно членом нескольких ассоциаций и занимая там разные позиции, выполняя различные социальные роли, человек участвует сразу в нескольких, не зависящих друг от друга социальных конфликтах. Отсюда окончательное определение классов по Дарендорфу: классы - это "конфликтующие социальные группировки или группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно координированных ассоциациях".

Р. Дарендорф полагал, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников. Наличие противоречивых отношений он объяснял различием интересов. Поэтому для выяснения природы конфликта, по его мнению, следует понять, какие интересы не совпадают, какова степень этого несовпадения и как осознают их сами участники конфликта. При этом требуется соблюдение одного важного условия: стороны конфликта должны характеризоваться заметной идентичностью, т.е. вступающие в конфликт должны принадлежать к определенным социальным группам, организациям, институтам.

Противоположные интересы, определяющие суть конфликта, рассматриваются социологом как явные и неявные, очевидные и скрытые (латентные). Последние могут не всегда осознаваться участниками конфликта, что ставит в повестку дня в качестве одного из средств его регулирования необходимость четкого осмысления интересов обеих сторон в возникшей сложной ситуации. В этой связи Р. Дарендорф утверждал, что латентные интересы принадлежат социальным позициям. Они не обязательно являются осознаваемыми и признаваемыми представителями этих позиций, предприниматель может отклоняться от своих латентных интересов и быть заодно с рабочими, "немцы в 1914 г. могли вопреки своим ролевым ожиданиям осознавать симпатию к Франции".

С точки зрения Р. Дарендорфа, конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была. Основная социальная задача конфликта - стабилизация социальных процессов. В этом смысле конфликт позитивен. Чтобы использовать его в интересах общества и отдельных социальных групп, необходимо не разрешение и тем более не подавление его, а регулирование конфликта. Он считал, что социальные конфликты, т.е. систематически вырастающие из социальной структуры противоречия, "принципиально нельзя разрешить в смысле окончательного устранения". Регулирование социальных конфликтов является решающим средством уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Среди форм регулирования конфликтов Р. Дарендорф выделял три: примирение, посредничество, арбитраж. "Эти формы, - утверждал он, - являются выдающимся механизмом уменьшения силы классового конфликта".

Однако, заявлял социолог, конфликты не исчезают посредством их регулирования. Они не обязательно становятся сразу менее интенсивными. Но в такой мере, в какой их удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их "творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур". Для регулирования социальных конфликтов, утверждал Р. Дарендорф, необходимо соблюдение ряда условий. Должны существовать специальные социальные институты с соответствующими полномочиями, их решения становятся обязательными для конфликтующих сторон. Эти институты вырабатывают правила поведения, которые признаются конфликтующими сторонами, а власти максимально способствуют реализации арбитражных функций.

Понимая под конфликтом "структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп", Р. Дарендорф использовал их в качестве критериев выделения типов конфликтов. Он различал конфликты между различными ожиданиями применительно к одной роли, между ролями, внутри социальных групп, между группами. При этом речь идет о конфликтах не только реальных, но и потенциальных групп, которые с точки зрения несения ими конфликтогенных начал Р. Дарендорф называл квазигруппами. Ранжируя конфликты: конфликт противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения одного другому, конфликт целого и части, социолог выделял 15 типов конфликтов. Кроме того, он обращал внимание на конфликты между отдельными странами и группами стран, внутри общества в целом.

Р. Дарендорф полагал, что конфликтная модель общества является ведущей и объясняющей практически все сколько-нибудь значимые социальные процессы. Эта модель базируется на следующих трех положениях.

1. В каждом обществе несогласия и конфликты повсеместны.

2. Каждое общество базируется на насилии одних его членов над другими.

3. Конфликты являются следствием изменений в обществе и сами ведут к ним.

Для Р. Дарендорфа суть социального конфликта - борьба различных групп за власть, борьба, которая выступает как антагонизм между властью и сопротивлением ей. Сам конфликт порождается властью, являющейся следствием неравного положения людей в обществе, в котором одни имеют ее, а также силу и деньги (поэтому командуют), другие - не имеют этого ничего (поэтому вынуждены подчиняться). Главное, к чему призывал социолог, - не доводить социальные конфликты до социальных потрясений.

Р. Дарендорф вторил Г. Зиммелю и Л. Козеру, утверждая "политику свободы политикой жизни с конфликтом". Повсеместно распространена оценка Р. Дарендорфа как представителя диалектической теории конфликта в духе традиций диалектического подхода К. Маркса. В постиндустриальном обществе основное противоречие социальной системе перемещается, по его мнению, из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения и основной конфликт связан с перераспределением власти.

Р. Дарендорф определял конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности. Его внимание было сосредоточено на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, что означало, как правило, образование конфликтных групп, аналитически проходит в три этапа.

Первый этап связан с возникновением каузального фона латентных, но реально противоположных друг другу и потому конфликтных интересов, представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квазигрупп.

Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квазигрупп в фактические группы (группы интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции.

Для проявления конфликтов необходимо выполнение определенных условий:

Технических (личные, идеологические, материальные):

Социальных (систематическое рекрутирование, коммуникация);

Политических (свобода коалиции).

Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, т.е. в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т.д.). Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.

Формы социальных конфликтов изменяются в зависимости от действия переменных и факторов вариабельности. Выделяется переменная насильственности, под которой подразумеваются средства, выбираемые борющимися сторонами, чтобы осуществить свои интересы. На одном полюсе шкалы насильственности находятся международная война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом - беседа, дискуссия и переговоры в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними находится большое количество поливариантных форм взаимодействия: забастовки, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драки, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т.д.

Переменная интенсивность относится к степени участия сторон в данных конфликтах. Она определяется значимостью предмета столкновения. Р. Дарендорф пояснял данное положение следующим примером: борьба за председательство в футбольном клубе может проходить бурно и даже с применением насилия, но она, как правило, не означает для участников так много, как в случае конфликта между предпринимателями и профсоюзами по поводу заработной платы.

Важным параметром, влияющим на уровень интенсивности конфликта, является социальный плюрализм, т.е. напластование или разделение социальных структур. Для сложных обществ характерно сочетание множества интересов и конфликтов, представляющих собой некий уравновешенный механизм, предотвращающий нестабильность. Интенсивность конфликта снижается по мере того, как структура общества становится плюралистической. Пересечение интересов разнообразных социальных институтов порождает множество разнообразных конфликтов, за счет чего снижается их интенсивность.

По мнению Р. Дарендорфа, метод подавления конфликта является неэффективным способом обращения с конфликтами. В той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить, возрастает их потенциальная "злокачественность", и тогда взрыв предельно насильственных конфликтов является лишь делом времени. Во всей истории человечества революции представляют доказательства этого тезиса. Метод подавления социального конфликта не может использоваться в течение продолжительного срока, т.е. периода, превышающего несколько лет.

Разновидностью подавления конфликта является метод отмены конфликта, под которым понимается радикальная попытка ликвидации противоречий путем вмешательства в соответствующие социальные структуры. Но социальные противоречия объективно невозможно разрешить в смысле окончательного устранения. "Единство народа" и "Бесклассовое общество" - это только два примера подавления конфликтов под видом их разрешения.

Наконец, метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:

Осознание конфликта, его естественной природы;

Регулирование конкретного предмета конфликта;

Манифестирование конфликта, т.е. организация конфликтных групп как условие для его возможного успешного урегулирования;

Соглашение участников на определение "правила игры", в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему.

"Правила игры", типовые соглашения, конституции, уставы и т.п. могут быть эффективны только в том случае, если они не отдают предпочтения одному участнику в ущерб другому.

"Правила игры" касаются способов, которыми социальные субъекты намериваются решать свои противоречия. Р. Дарендорф предлагал ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем.

1. Переговоры. Данный способ предполагает создание органа, в рамках которого конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью обсуждения проблем конфликта и принятия решений установленными способами (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно).

2. Посредничество. Наиболее мягкая форма участия третьей стороны в регулировании конфликта на основе добровольного соглашения его непосредственных участников.

3. Арбитраж представляет собой обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер. Последний вариант практикуется в тех ситуациях, когда необходимо сохранение формы государственного правления и обеспечения мира в области международных отношений.

С точки зрения Р. Дарендорфа, конфликт является движущей силой изменений, но он не должен быть войной между народами или гражданской войной. В рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

– столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Существует несколько точек зрения на конфликт в общественных отношениях, крайние позиции сводятся к следующим:
1) конфликт в общественных отношениях присутствует всегда (в разных формах). Конфликт между отдельными элементами социальной структуры – нормальное состояние общества. Опасными являются только конфликты в острой стадии развития. Задача участников конфликта – понять противоположную сторону и сблизить позиции сторон путем поиска компромисса. Эта точка зрения характерна для конфликтологического подхода;
2) конфликт опасен для общества. Его необходимо гасить всеми возможными методами и любой ценой необходимо достигать компромисса. Компромисс, соглашение между противоположными, различными позициями, мнениями, направлениями и т.д., достигнутый путем взаимоуступок. После достижения компромисса необходимо переходить от конфликта к сотрудничеству. (Сотрудничество - взаимовыгодное развитие процесса.). Эту точку зрения условно можно обозначить функционалистской.
Между этими крайними точками зрения существует ряд других.
Исходя из разного понимания роли конфликта в обществе, эти два подхода по-разному рассматривают взаимовлияние сотрудничества и конфликта. С точки зрения конфликтологического подхода сотрудничество возникает непосредственно из структуры конфликта. Успешное разрешение конфликта в любом случае ведет к сотрудничеству, в той или иной форме. С точки зрения функционального подхода сотрудничество совсем не вытекает из структуры конфликта. Сотрудничество возникает только в случае его успешного разрешения, в противном случае конфликт переходит в латентную (скрытую) фазу и затихает, при этом никакого сотрудничества сторон не возникает.
Большинство социальных конфликтов возникает из-за того или иного основания социального неравенства или, если точнее, из-за социальной дифференциации в этих основаниях.
Основные признаки конфликта:
1) наличие ситуации, которая воспринимается противоположными сторонами как конфликтная;
2) наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
3) взаимодействие конфликтующих сторон и результаты этого взаимодействия;
4) использование давления и силы.
Основные причины конфликта:
1) распределение ресурсов;
2) взаимозависимость людей и организаций;
3) различия в целях и задачах;
4) различия в представлениях и ценностях;
5) коммуникативные различия (различия в способах и методах взаимного общения).
Структура конфликта и этапы его развития. Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу с ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2) информационную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т. д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором. ,
Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т.д. Именно этот образ, т.е. идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.
Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Вообще возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.
Функции конфликта (по Л.Козеру)
1. Установление четких границ конкретной группы.
2. Централизация принятия решений в группе.
3. Интеграция группы.
4. Мягкие конфликты предотвращают более жесткие.
5. Мягкие конфликты позволяют легче измениться всей социальной системе, заменить старые отжившие и создать новые необходимые социальные нормы.
Единая типологизация конфликтов в социологии отсутствует. Выделение отдельных типов зависит от критериев, на которых они строятся.
В зависимости от направленности конфликтов их подразделяют на горизонтальные, происходящие между объектами, находящимися на одном уровне социального пространства, и вертикальные, возникающие между участниками, занимающими разные статусные позиции.
Ситуация конфликта может завершиться либо победой одной из сторон в конфликте, либо достижением определенного компромисса. В том случае, если в конфликте победила одна из сторон, не исключено, что конфликт просто перейдет в скрытую (латентную) фазу. Как правило, у проигравшей стороны возникает жажда реванша, что чревато переходом через некоторое время конфликта вновь в открытую фазу.
Универсальные способы разрешения конфликтов
1. Институализация и структурирование конфликта, т.е. установление норм регулирования, правил, которые могут предусматривать запрет на применение насильственных действий и на привлечение новых участников, а также привлечение для разрешения конфликта авторитетных лиц, которым доверяют обе стороны.
2. Легитимация процедуры разрешения конфликта, т.е. признание всеми сторонами правомерности и справедливости порядка действий по разрешению конфликта.
3 Редукция конфликта, т.е. его ослабление путем перевода на более мягкий уровень противоборства.
Экстремизм, компромисс, толерантность. При разрешении конфликта необходимо стремиться найти определенный компромисс. При этом немалое значение имеет толерантное отношение сторон конфликта друг к другу. Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Заметные трудности в урегулировании конфликта возникают в том случае, когда по крайней мере одна из сторон занимает экстремистскую позицию – крайнюю позицию в каком-либо вопросе, заключающуюся в нежелании идти даже на малейшие компромиссы
Социальное законодательство и в целом социальная политика государства должны стремиться к локализации существующих конфликтов и недопущению возникновения их острых очагов, так как в подобных случаях возникает общественная нестабильность.
Социальные конфликты в России, как и в других странах мира, достаточно разнообразны. Их можно разделить, на глобальные и локальные по интенсивности и площади распространения. Глобальные конфликты, как правило, более интенсивны, затрагивают значительную долю населения страны, протекают на значительной площади.