Гибридные политические режимы. Гибридные политические режимы и их влияние на политические конфликты

Гибридные режимы – политические режимы, заключающие в себе черты авторитаризма и демократии. К их разновидностям относятся диктократия, демократия, делегативная демократия и др.

Диктократия - разновидность переходного (гибридного)политического режима. Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации: правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу; предпочтение отдается политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, напр., в Кении и Кот - дИвуаре, а также в ряде др. африканских государств.

Демократия делегативная - одна из разновидностей гибридных режимов. Понятие Делегативной демократии было введено в политическую науку аргентинским политологом Г. ОДоннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма. Его отличительными чертами являются: 1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится высшим толкователем интересов нации; 2) низкий уровень институализации власти; 3) отсутствие каких-либо ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы; 4) наличие гражданских прав и свобод; 5) формальный характер законодательной власти; 6) радикальный характер политики, проводимой общенациональным лидером; 7) отсутствие механизмов согласования интересов. Делегативная демократия отличается от представительной отсутствием горизонтальной подотчетности исполнительной власти. В представительной демократий существует как вертикальная подотчетность власти (выборы), так и горизонтальная (система разделения властей, «сдержек и противовесов»). Отсутствие горизонтальной подотчетности при Делегативной демократии обусловлено низкой степенью институализации власти. Поскольку Делегативная демократия является промежуточным типом политического режима, существуют две потенциальные альтернативы его развития. Одна из них сводится к регрессии Делегативной демократии и откату к авторитаризму; другая - к постепенной институализации режима и переходу к представительной демократии. В настоящее время понятие Делегативной демократии используется некоторыми политологами для характеристики режима, сложившегося в современной России.


Вопрос 32. Понятие и содержание функции государства. Функции и задачи государства. Функции государства и отдельных его органов.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов (Л.А. Морозова).

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

· потребностей и интересов населения;

· экономических возможностей общества;

· нравственного и культурного уровня общества;

· профессионализма государственных служащих и структур и др.

В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д. (Л.А. Морозова).

Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.

Гибридные государства стали очень популярны после второй мировой.
Быть демократическим стало модно, но поскольку для десятков недавно возникших государств, что выросли на обломках распавшихся империй, реальная демократия была недоступна пониманию масс и неприемлема по содержанию для элит. Элиты быстро "догадались", что демократии можно имитировать. Так, чтобы фасад был демократичным, а внутри более-менее привычное и понятное полицейское государство, слегка задекорированная диктатура.

Гибрид - политический режим, сочетающий в себе элементы институциональной демократии и авторитарной практики.


Ни климат, ни ресурсы не имеют такого значения, как политические институты. Они способны устроить рай и ад в любой точке Земли.

Макс Вебер выделял три основания, по которым власть признается легитимной со стороны управляемых масс:

Традиционное монархическое основание
Монархический тип легитимации основан на традиции и признании священной воли Божьей.

Харизматическое революционное
Харизматическая легитимация характерна для революционных лидеров: я правлю, потому что я великий вождь и учитель, меня волна революции вынесла! Нетрудно заметить, что харизматический тип является плодом распада религиозного сознания. То есть в Бога мы уже не верим, но еще готовы верить в сверхчеловека. В Гитлера, в Ленина, в Муссолини: «Сей муж судьбы, сей странник бранный, пред кем унизились цари». Это действительно переходная модель на пути распада религиозного сознания как массового явления.

Процедурное
В этом смысле появление гибридных режимов является плодом следующего перехода — к процедурному типу легитимации.
Процедурный тип называется правовым — это красивый термин. Или бюрократическим — это менее красивый термин. «Я правлю, потому что я прошел определенную процедуру». Грубо говоря, собрал документы, произвел описанные в законе манипуляции — вот поэтому я руководитель на тот срок, который в законе прописан. Поскольку в Бога и героев мы больше не верим, то начинаем верить в закон и процедуры.

Сейчас большинство населения Земли живет не при демократиях и не при тоталитарных моделях, которые почти сошли с исторической сцены, а при гибридном правлении. Просто если раньше фашизоидный лидер изображал монарха, насколько хватало доверчивости у народа, то сейчас гибриды изображают демократии. Потому что это необходимо, чтобы быть легитимным в современном мире.

Теория витрин объясняет наличие законодательных институтов, потребностью в имитации демократии, как для своих граждан, так и для внешних партнёров. Следующая теория делает акцент на двух угрозах для гибрида - элитных расколах и массовых протестах. Избежать их помогает кооптация посредством регулярных выборов, в результате чего несистемная оппозиция становится системной и получает ограниченный доступ к преимуществам политической элиты.

Теория формы иначе объясняет наличие законодательных институтов в гибридах. Хотя законодательные органы не получают права принимать наиболее серьёзные решения, они могут развивать законодательство в вопросах среднего и низового уровня инвестиций, гражданских договоров, отдельных аспектов бизнеса, так как легислатуры в любом случае функционируют в том или ином ключе.

Легизм, культ писаного права.
Исполнительная ветвь власти контролирует законодательную власть. В гибридных режимах создаётся масса законов и происходит непрерывное изменение правового поля. Выделяются базовая и психологическая причины такой неустойчивости нормативной системы.
Сущность базовой причины заключается в удобстве для власти постоянно изменять законы. Так, незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому с внесением изменений законно расширяется карательная политика.
Психологическая причина заключается в быстром закрытом механизме законотворчества, влекущем финальный продукт низкого качества, который a posteori подвергается экспертной оценке и изначально уже нуждается в изменении.
Продукт законотворчества содержит намеренную неопределённость и обеспечивает появление коррупции. Она институционализирована и существует в правовом поле, являясь не нарушением, а соблюдением норм. Принцип «нарушение закона, вписанное в закон» максимально свойственен гибридам. Не включение нормы в правовой акт невозможно, так как необходима имитация институтов. Однако сразу после включения такой нормы гибридные режимы ищут пути её неисполнения.

Кощеева игла гибридности.

Нет у гибридов легального механизма передачи власти!
Если бы он был, они были бы демократиями. Они решают эту проблему кто во что горазд. Наиболее находчивые — те, где имеются доминирующие партии. Например, Мексика. Правящая партия выигрывает выборы раз за разом, а внутри выращивает свою элиту и передает постепенно власть новым поколениям функционеров, прошедших, тем не менее, некоторую выборную тренировку. Это немножко вариант КПСС, но без фанатизма. При этом другие партии тоже существуют, и они какие-то доли тоже могут выигрывать. Этот партийный механизм позволяет режиму сохраняться практически бесконечно, и если есть секрет долголетия, то он в этом.

Наиболее ломкие из режимов — персоналистские. Они концентрируют власть в руках одного человека и его ближайшего окружения, а дальше начинаются мучения: наследник, преемник… Дети есть — детей нет… А преемника нельзя предъявлять слишком рано, чтобы его не сожрали другие, надо сохранять интригу. А пока ты ее сохраняешь, уставшие ждать элиты могут тебя самого стукнуть по лбу табакеркой…
Это придает гибридам неустойчивость, которой они всеми силами стремятся избежать, но неизбежно именно к ней приходят.

Их уязвимое место — это действительно сомнительная легитимность. Они стремятся к легитимности процедурного типа, но до конца не могут ее достигнуть, потому что выборы у них обычно фальсифицируются, пресса несвободна, открытой политической дискуссии не существует. Поэтому они всегда чувствуют, что сидят немного не по правде. И они стараются добирать эту недостающую легитимность другими инструментами. Отсюда и заигрывание с религией.

Но в чем благословение гибридности?
Она более гибка и адаптивна, чем автократия.

Гибрид, как гусеница, может переползти тот порог, о который разбиваются автократии, — в силу того, что он такой мягкий, неопределенный, кольчатый и может имитировать практически любую форму.
У системы есть свой коллективный разум: она хочет сохраниться.
А поскольку это все-таки не демократия, и у нее нет ни нормальной ротации, ни кадровых лифтов, то новых управленцев она берет неподалеку.

Поскольку цель гибридного режима — не завоевание мира, а всего лишь собственное выживание , то он не может позволить себе путы идеологии. Режим должен быть свободен и говорить нечто невнятное, чтобы в любой момент отползти назад или прыгнуть чуть вперед с целью самосохранения.

Если обратиться к Левицки и Вэю, то есть три фактора, которые направляют гибридные режимы на ту или иную дорогу:
Первый фактор это leverage, т. е. влияние, которое оказывает на страну ее ближайший крупный торговый и финансовый партнер. Если этот партнер — демократия, то, соответственно, режим будет демократизироваться, а если диктатура, то он должен либо тоже стать диктатурой, либо развалиться, стать failed state.
Второй фактор это linkage, то есть вовлеченность. Это то, насколько режим изолирован — или, наоборот, втянут в отношения со всем остальным миром.
Третий фактор это внутренняя организационная структура. Это то, насколько режим строит у себя демократические институты, даже если они не совсем работают. Чем больше он их построил — тем больше шансов демократизироваться. И это то, насколько у него эффективный правоохранительный и репрессивный аппараты. Они будут гнуть режим в авторитарном направлении.

На практике довольно мало случаев, когда гибрид преобразуется в тиранию.
Но в основном не для того гибриды становятся гибридами, чтобы обменять это счастливое существование на тоталитарную крепость. Потому что они для того все имитируют, чтобы ездить в развитые страны, чтобы торговать и получать товары…
Они не хотят обратно.
Они чувствуют угрозу.
А концентрация власти, при всей ее соблазнительности, ведет к тому, что ты становишься легкой жертвой либо переворота, либо массовых волнений.
После чего наступает этап failed state, но это уже другая история.

Теория гибридных режимов говорит о политической структуре, не об экономической.
Все гибриды предполагают рыночную экономику.

Она может быть сильно огосударствлена, она может несправедливым образом раздаваться друзьям правителя, — но тем не менее там нет полного монополизма и полного огосударствления. Ни в одной из этих стран нет экономики советского типа. Соответственно, возможности для адаптации у них есть и в экономической сфере тоже.
Но поскольку они боятся будущего и очень хотят остановить время (а еще лучше — чуть-чуть повернуть его назад), то им легче отстать.
Особенно на этом повороте, который, похоже, сейчас делает человечество. Они стремятся контролировать конкуренцию и публичный дискурс, они не доверяют креативному классу, они предпочитают опираться на более отсталые и менее образованные слои. Кроме того, они все верят в игру с нулевой суммой, не верят в кооперацию — и они молятся на ресурсы.

Все это готовит их на роль идеальной жертвы XXI века.

Практическая политология: пособие по контакту с реальностью Шульман Екатерина

Гибридные режимы: царство имитации о сущности гибридных политических режимов как современной модификации авторитаризма

Гибридные режимы: царство имитации

о сущности гибридных политических режимов как современной модификации авторитаризма

Недавно новый венгерский премьер Виктор Орбан порадовал научный мир, заявив, что хорошо бы построить в Венгрии нелиберальную демократию на российский манер. А то либеральная модель как-то себя исчерпала. При этом он довольно проницательно заметил, что «самая популярная тема размышлений сейчас – как работают системы, которые не являются ни западными, ни либеральными, ни тем более либеральными демократиями».

Действительно, нет ничего актуальнее в современной политической науке, чем изучение гибридных режимов. Терминов для них имеется множество, что отражает неустоявшийся характер предмета исследования: нелиберальные демократии, имитационные демократии, электоральный авторитаризм, нетираническая автократия.

Что полезного может дать практике передовой край науки? Природу гибридных режимов важно понимать хотя бы во избежание навязчивых исторических аналогий и траты времени на ожидание, когда же за окном наступит фашизм или взойдет заря советской власти.

Исторический пессимизм всегда в моде. Считается, что главный урок XX в. в том, что в любой момент все может стать хуже, чем было, и никакая цивилизованность не предохраняет от внезапного приступа одичания. Но «хуже» и «лучше» – термины оценочные. А популярные рассуждения про «дно, в которое постучали» и прочие хроники грядущего апокалипсиса звучат убедительно, но рациональной основы под ними не больше, чем в обычае плевать через левое плечо и боязни сглаза. Принимать на такой основе решения не менее опрометчиво, чем руководствоваться оптимистическим «авось пронесет».

Гибридный режим – это авторитаризм на новом историческом этапе. Известно, в чем разница между авторитарным и тоталитарным режимами: первый поощряет в гражданах пассивность, а второй – мобилизацию. Тоталитарный режим требует участия: кто не марширует и не поет, тот нелоялен. Авторитарный режим, наоборот, убеждает подданных оставаться дома. Кто слишком бодро марширует и слишком громко поет, тот на подозрении, вне зависимости от идеологического содержания песен и направления маршей.

Гибридные режимы заводятся в основном в ресурсных странах, иногда называемых петрогосударствами (но их жизнеобеспечивающим ресурсом не обязательно является нефть). Это режимы, которым деньги достаются даром: не от труда народного, а от природного ресурса. Население гибридным режимам только мешает и создает дополнительные риски заветной мечте – несменяемости власти. В сердце таких режимов – мысль, которую в России почему-то приписывают Маргарет Тэтчер: хорошо бы иметь Х граждан для обслуживания трубы (скважины, шахты), а остальные бы куда-нибудь подевались. По этой причине режим опасается любой мобилизации: у него нет институтов, использующих гражданскую активность и участие.

Западные исследователи, назвавшие гибридный режим нелиберальной демократией или электоральным авторитаризмом, обращают внимание на одну его сторону – декоративность демократических институтов. В гибридных режимах проходят выборы, но власть не меняется. Есть несколько телеканалов, но все они говорят одно и то же. Существует оппозиция, но она никому не оппонирует. Значит, говорят западные политологи, это все декоративная мишура, под которой скрывается старый добрый авторитаризм.

На самом деле гибридный режим является имитационным в двух направлениях. Он не только симулирует демократию, которой нет, но и изображает диктатуру, которой в реальности не существует. Легко заметить, что демократический фасад сделан из папье-маше. Труднее понять, что сталинские усы тоже накладные. Это трудно еще и потому, что для современного человека «точеное насилие» и «низкий уровень репрессий» – морально сомнительные термины. Мы живем в гуманистическую эпоху, нас ужасают человеческие жертвы, по европейским понятиям ХХ в. ничтожные.

Гибридный режим старается решить свою основную задачу – обеспечение несменяемости власти – относительно низким уровнем насилия. Он не имеет в своем распоряжении ни морального капитала монархии, ни репрессивной машины тоталитаризма. Нельзя развернуть «маховик репрессий» без активного участия граждан. Но граждане гибридных режимов не хотят ни в чем участвовать. Характерно, что государственная пропаганда в гибридных режимах никого не мобилизует. Она объединяет граждан по принципу пассивности.

Посмотрите на российские 87%, которые одобряют всё, от военных вторжений до продуктовых санкций. На вопрос «одобряете ли?», они отвечают «да». Но при этом они ничего не делают. Они не записываются в добровольческие батальоны, не ходят на провоенные митинги. Они даже на выборы не особенно ходят, отчего гибридному режиму приходится бесконечно заботиться о ложной явке и фальсификации результатов. Из политически обусловленных активностей за этими людьми замечены лишь съем денег с банковских счетов, перевод их в доллары и закупка сливочного масла.

Пропаганда с головокружительной эффективностью формирует мнение именно тех людей, чье мнение не имеет значения. Не потому, что это якобы «второсортные люди», а потому, что их мнения не связаны с их действиями. Они могут обеспечить власти одобрение, но не поддержку, на них нельзя опереться.

Режим понимает своим рептильным мозгом (это не ругательство, а нейрофизиологический термин: самая древняя часть мозга отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением), что 87% одобряющих не являются субъектами политического процесса. Имеет значение только мнение активного меньшинства. Этим объясняется «парадокс законотворца»: зачем власть, располагающая, казалось бы, сплоченной всенародной поддержкой, никак ею не пользуется, а принимает все новые и новые законы репрессивно-оборонительного содержания?

Может быть, свежие законы имеют целью нащупать это активное меньшинство? У них есть второе гражданство, или они как-то связаны с общественными организациями… А может, это блогеры. Или те, кто ходит на митинги и курит в ресторанах? Как их нащупать, как придушить – не слишком, а слегка? А еще лучше убедить, что они ничтожные отщепенцы и что хорошо бы им уехать. Гибридный режим никогда своих граждан не удерживает – напротив, поощряет активное меньшинство к отъезду.

Гибридные режимы довольно устойчивы и живучи. Они пользуются преимуществами почти рыночной экономики и частично свободной общественной среды и потому не разваливаются за день, как классические диктатуры. Это надо знать и ожидающим ремейка развала СССР, и тем, кто ждет его внезапного возрождения. На 16-м году правления удариться об пол и обернуться бравым фашистом так же затруднительно, как убиться об стену и возродиться лучезарным либералом.

Из этого не следует, что гибридный режим стабилен. Он жаждет стабильности и ради нее готов на любые потрясения. Корень кажущегося противоречия лежит в механизме принятия решений – кощеевой игле гибридного режима.

Последовательно отрезая и забивая мусором все каналы обратной связи, режим вынужден действовать во многом на ощупь. Для связи с реальностью у него остается телевизор, разговаривающий сам с собой; элиты, подобранные по принципу некомпетентности; плюс внутреннее чувство вождя, чье сердце должно биться в унисон с народным, но за долгие годы пребывания в изоляции может перейти на свой ритм. Поэтому режиму приходится постоянно угадывать, будет ли его действие приемлемым для внешней и внутренней аудитории. Когда режим ошибается, у него нет никаких рычагов исправления ошибки. Гибридный режим заднего хода не имеет: он устойчивый, но не маневренный.

Появление имитационных демократий – не результат порчи демократий неимитационных. Это плод прогресса нравов, который уже не позволяет применять насилие так широко и беспечно, как это было принято еще 50 лет назад. Если «лицемерие – дань, которую порок платит добродетели», то имитация – это налог, который диктатура платит демократии.

Из книги Достаточно общая теория управления автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги Магический кристалл фантазии автора Амнуэль Песах

6. Модификации приемов В практической работе преподаватели курсов РТВ (развития творческого воображения) пользуются еще несколькими способами активизации воображения, которые, в сущности, представляют собой модификации приемов, описанных выше. В некоторых случаях это

Из книги Военная Россия автора Кротов Яков Гаврилович

Из книги Мужчина – модель для сборки автора Ястребов Андрей Леонидович

Имитации мужчин. Бесполезные фигуранты Венера уже получила паспорт. Она уже взрослая. Пора ей подобрать половозрелого мужчину.Вокруг тебя начинают нарезать круги косяки ухажеров. Их верительные грамоты начертаны на гербовой бумаге, красиво оформлены, со всякими там

Из книги Завтра будет война автора Буровский Андрей Михайлович

Гибридные автомобили В конце 90-х г. прошлого века в мире появилось много так называемых гибридных автомобилей, где для создания тяги используются оба вида двигателей: ДВС и электрический.Толчком для их появления стало принятие в США Акта о чистом воздухе. Тогда сенаторы

Из книги Газета Завтра 977 (34 2012) автора Завтра Газета

Из книги Как выжить и провести время с пользой в тюрьме автора Лозовский Виталий

Тюремные режимы. Крытники. Централы После отделения рассылки с вопросами-ответами, материал будет идти в определенной первоначальным планом последовательности.Для того, что бы нам с вами вести более предметный разговор, расскажу немного об общем устройстве тюрем и

Из книги В ожидании людоедов; Мутное время и виды на будущее автора Аверкиев Игорь Валерьевич

Анатомия авторитаризма Питался он исключительно верой, надеждой и любовью. Дефицит новой социальности Во время форсированного перехода общества от одного способа существования к другому «дефицит новой социальности» (вызванный её относительно недавним историческим

Из книги Черная мантия [Анатомия российского суда] автора Миронов Борис Сергеевич

СПЕЦИАЛИСТЫ УБЕЖДЕНЫ В ИМИТАЦИИ ПОКУШЕНИЯ (заседание сорок четвертое) В следовательском ремесле есть свои поэты. Стремясь хоть как-то украсить трудную жизнь сыскаря, то и дело роющегося в мусоре и грязном исподнем, они ухитрились ввести в терминологию своей профессии

Из книги «Белая книга» нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине - 2 автора Министерство иностранных дел РФ

Нарушения права на свободу выражения мнения и убеждений, в том числе политических. Запугивание и похищение политических оппонентов Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.)Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение;

Из книги Достаточно общая теория управления автора СССР Внутренний Предиктор

11. Манёвры и балансировочные режимы, принципы сопоставления и выявления подобия Теперь вернемся к замкнутым системам. Устойчиво управляемая система может находиться либо в балансировочном режиме, либо в режиме манёвра. Один и тот же, реально протекающий режим может быть

Из книги Периферийный авторитаризм. Как и куда пришла Россия автора Явлинский Григорий Алексеевич

Новый облик российского авторитаризма Рассматриваемые в совокупности, вышеописанные тренды формируют новый облик российского авторитаризма, который формируется здесь и сейчас как логическое продолжение тех его черт, которые сформировались в предшествующий период, но

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

Дмитрий Дейч. Критика гибридных форм Выход книги «Литература 2:0: статьи о книгах» (НЛО, 2011) стала поводом для разговора Дмитрия Дейча (Тель-Авив) с Александром Чанцевым об искусе колумнизма, трансгрессии культуры, российско-японской общности, правой альтернативе

Из книги Практическая политология: пособие по контакту с реальностью автора Шульман Екатерина

Устойчивость гибридных режимов – где Кощеева игла о предпосылках трансформации гибридного режима в полноценную демократию Всех интересуют прогнозы, но надо помнить, что торговля предсказаниями – низший сорт интеллектуальной деятельности. Дело науки –

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократические режимы, предпочитают говорить о гибридных режимах, сочетающих в себе как элементы демократии, так и авторитаризма. Тем самым подчеркивается, что в современном мире осталось достаточно мало режимов, опирающихся исключительно на силу и авторитарные методы правления. Большинство недемократических режимов стремится легитимизировать себя в глазах населения с помощью введения отдельных демократических процедур. При этом самими процедуры остаются под контролем правящих элит. К разновидностям гибридных режимов относятся диктократия и демократура.

Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации. Это означает, что правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу. Такой режим отдает предпочтение политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов, в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, например, в Кении и Кот-д’Ивуаре, а также других африканских государствах.

Демократура же предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элите. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 1980-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав.

Гибридным можно назвать и режим делегативной демократии, описанный Г. О’Доннеллом. Делегативная демократия как политический режим полностью соответствует критериям полиархии, сформулированным Р. Далем. Однако в отличие от представительной демократии, при указанном режиме электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных лишь конституционным сроком ее полномочий и существующими отношениями власти. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, получает власть для управления страной так, как он это считает нужным. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает.

«Лидер должен исцелять нацию, объединяя ее разрозненные части в гармоническое целое. Поскольку плоть политики недужна, а раздающиеся голоса лишь свидетельствуют об этом недуге, делегирование предусматривает право (и обязанность) давать горькие лекарства, которые восстановят здоровье нации. С этой точки зрения только голова тела все знает, президент и самые доверенные его советники – альфа и омега политики. Определенные проблемы нации могут быть решены только с использованием высокотехнологичных критериев. Техницизм, особенно в экономической политике, нуждается в защите его президентом от многостороннего противодействия общества.

В то же время очевидно, что любое противодействие – со стороны конгресса, политических партий, групп интересов, уличной толпы – необходимо игнорировать. Правда, эти органистические представления слабо увязываются с сухими аргументами технократов, и тогда мифу делегирования приходит конец: президент изолирует себя от большинства политических институтов и организованных интересов и в одиночку несет ответственность как за успешность, так и за провалы своей политики» (Г. О’Доннелл).

Еще по теме 12.5. Типы гибридных режимов:

  1. Американская стратегий «смены режимов» и изменение ситуации в зоне Персидского залива в результате уничтожения режима Саддама Хусейна
  2. Территориально ограниченное пространство, в котором устанавливается специ-альный режим хозяйствования для местных и иностранных предприятий и граждан и особый режим управления и контроля правительства, называется...