Нормативно-правовое регулирование землепользования и застройки в городских поселениях. Виды территориальных зон

Территориальные зоны РФ – это площади, которые объединяются возможностью застройки определенными объектами. В их пределах действуют режимы разрешенного использования, установленные законодательными и иными нормативными актами. Территориальные зоны населенных пунктов, в которых проживает большое количество людей, называют многофункциональными. В них размещаются объекты складского, производственного назначения, общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры.

Классификация

Она проводится в зависимости от назначения. Так, выделяют территориальные зоны:

  1. Жилой застройки.
  2. Производства.
  3. Общественно-делового назначения.
  4. Транспортной и инженерной инфраструктуры.
  5. Рекреации.
  6. Сельскохозяйственного использования.
  7. Специального назначения.
  8. Для размещения военных объектов.

У каждой категории на генпланах и схемах свое обозначение. Дополнительно к приведенному списку могут устанавливаться и другие виды территориальных зон в зависимости от местных условий. Обозначение однотипных площадей внутри каждой из них могут различаться. В состав территориальных зон могут входить улицы, дороги, набережные, проезды, бульвары, скверы, водоемы и прочие объекты. В их пределах могут также существовать площади, на которых действуют специальные градостроительные регламенты и ограничения использования.

Жилая застройка

Такие территориальные зоны используются для размещения сооружений различной этажности. Здесь могут находиться многоквартирные или индивидуальные дома. Территориальные зоны земель под жилую застройку могут включать в себя отдельно стоящие объекты культурно-бытового и социального обслуживания граждан, культовые здания, стоянки для автомобильного транспорта, коммунальные, складские, промышленные сооружения, функционирование которых не оказывает негативного влияния на окружающую среду.

Обозначения

Территориальная зона земельного участка, предназначенного для жилого строительства, может идентифицироваться на генпланах и схемах следующим образом:

  1. Коллективные садоводства – Ж1.
  2. Малоэтажная застройка коттеджного типа, блокированные или отдельно стоящие индивидуальные дома – Ж2.
  3. Смешанная застройка малой этажности – Ж3.
  4. Среднеэтажные дома – Ж4.
  5. Строения в 9 и более этажей – Ж5.

ОДЗ

Общественно-деловые территориальные зоны используются для размещения объектов:


В пределах ОДЗ могут располагаться жилые дома, гостиницы, многоэтажные или подземные гаражи. В генпланах территориальная зона земельного участка для размещения общественно-деловых объектов имеет следующие обозначения:

  1. Д – все указанные выше типы застройки с включением жилых сооружений, инженерной инфраструктуры, связанной с их обслуживанием.
  2. Д1 – многофункциональные комплексы.
  3. Д2 – объекты здравоохранения, среднего и высшего профобразования, культуры, административные и научно-исследовательские центры, культовые здания.
  4. Д3 – многофункциональная общественно-деловая застройка на вновь формируемых территориях.
  5. ДИ – все указанные в перечне типы объектов, включая сооружения для водного транспорта, жилые дома и инфраструктуру, обслуживающую их.
  6. ЖД – общественно-деловая застройка с размещением жилмассивов.

Расположение производств

Промышленные территориальные зоны используются для размещения складских и коммунальных, транспортных и инфраструктурных объектов, обеспечивающих функционирование предприятий. Собственники производств осуществляют благоустройство за свой счет. На промышленных территориях устанавливаются санитарно-защитные зоны. В них не допускается размещение дошкольных и общеобразовательных учреждений, жилых домов, объектов здравоохранения, физкультурно-оздоровительных, спортивных комплексов, огороднических, дачных, садоводческих кооперативов и предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию. На генпланах промышленные территориальные зоны обозначаются:


Дополнительные категории

Производственные зоны включают в себя подзоны:

  1. П1. Здесь располагаются промышленные предприятия I класса вредности. На этих территориях допускается развитие сопутствующих и вспомогательных производств, организаций меньшего уровня опасности.
  2. П2. В пределах этой подзоны размещаются предприятия II класса вредности.
  3. П3. Здесь располагаются организации, относящиеся к III классу опасности.
  4. П4. В границах этой подзоны размещаются предприятия IV кл. вредности.
  5. П5. На этой территории находятся организации V класса опасности, включая те, которые не имеют санитарно-защитных зон.
  6. П6. На этой территории располагают сооружения коммунально-складского назначения. К ним относят товарные станции, торговые/овощные базы и прочие объекты.

В пределах зон П3-П6 допускается размещение организаций, работа которых касается создаваемой или выполняемой производственной деятельности. Деловые учреждения обычно формируют сектор СЗЗ между источниками промышленных выбросов и началом жилмассива. Площади санитарно-защитных зон для предприятий I-II классов могут изменяться в соответствии с решением Главного санитарного врача России либо его заместителя, для производств III-V кл. – по постановлению главврача субъекта либо уполномоченного им лица.

Транспортная и инженерная инфраструктура

Эти территориальные зоны используются для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций автомобильного, железнодорожного, морского, речного, трубопроводного, воздушного транспорта и связи, а также обслуживающего оборудования. Обязательным условием при расположении объектов является соблюдение определенных расстояний между ними и жилмассивами, рекреационными и общественно-деловыми комплексами, а также иных требований, направленных на предупреждение негативного влияния на окружающую среду. В случае если объекты выступают в качестве источников опасности или вредного воздействия на здоровье граждан, они переносятся за границы территориальных зон жилой застройки. Благоустройство площадей, предназначенных для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, осуществляется их собственниками. В обязанности субъектов также входит создание санитарно-защитных зон.

Рекреационные объекты

Они располагаются на соответствующих территориях. В их пределах находятся сады, парки, городской лес, пляжи и прочие объекты, используемые для отдыха граждан. В рекреационные зоны также могут включаться ценные и особо охраняемые природные комплексы. В их пределах запрещено строительство и расширение функционирующих складских, коммунальных и производственных объектов. Исключениями являются сооружения, используемые для обеспечения работы оздоровительных и рекреационных комплексов. На генпланах такие зоны могут обозначаться:


Площади сельскохозяйственного назначения

В пределах черты города и сельской местности выделяют пашни, виноградники, сады, пастбища, огороды, а также территории, занятые с/х строениями, сооружениями, зданиями. На этих площадях может осуществляться сельскохозяйственная деятельность до изменения категории их использования в соответствии с правилами застройки и генпланом. Зоны могут иметь следующие обозначения:

  1. С – сельскохозяйственные угодья, теплицы, питомники, производственные объекты с\х назначения. Здесь же могут располагаться инженерная, социальная инфраструктура.
  2. С1 – теплицы, питомники сельскохозяйственные угодья.
  3. С2 – производственные объекты с/х назначения, включая инженерные коммуникации, социальную инфраструктуру.
  4. С3 – дачное хозяйство и садоводство.

Акватории

Международными правовыми актами определяется такое понятие, как зона территориальных вод. Ключевые положения, регламентирующие акваторию, установлены в Конвенции ООН 1958 г. В соответствии с документом, выделяется расстояние в 12 миль (22.2 км), отсчитываемое от линии максимального отлива – территориальное море – прилежащая зона к континентальной части государства. В России ее ширина установлена в 12 миль. Около 30 стран придерживаются ранее действовавшего лимита в 3 мили. Вся площадь территориального моря, его недра и дно, воздушное пространство над ним принадлежат прибрежному государству. Вместе с этим, согласно Конвенции, признается право на мирный проход иностранных судов в этой акватории. Данное положение является компромиссным решением вопроса о суверенитете государства и интересах международного плавания. Проход будет считаться мирным, если не будет нарушаться безопасность и добрый порядок прибрежной страны. Движение судов зарубежных государств должно осуществляться непрерывно и быстро. При проходе корабли обязаны соблюдать правила прибрежной страны, установленные в соответствии с международными нормативными актами.

ЗТР

В РФ предусмотрены зоны территориального развития, формирование которых регламентируется федеральным законодательством. Определение ЗТР установлено в п. 1 ст. 2 ФЗ №392. В качестве нее выступает часть территории региона страны, на которой резидентам предоставляются государственные меры поддержки. ЗТР формируются для ускорения развития соответствующего региона в социальном и хозяйственном плане. Создание благоприятных условий направлено на привлечение инвестиций. Территориальные экономические зоны формируются в пределах одного МО. Допускается создание ЗТР на нескольких муниципальных образованиях, если они выступают как городские округа или административные районы. При этом МО могут граничить друг с другом, но должны располагаться в одном регионе. Линии ЗТР определяются по пределам муниципальных образований, на которых они располагаются.

Функциональное зонирование

Оно проводится для обеспечения рационального формирования пространственной и планировочной структуры местности. Установление функциональных зон во многом способствует предотвращению негативного воздействия существующих на территории производственных факторов на здоровье населения. Выделяют следующие категории местности:

  1. Селитебную. Она предназначена для размещения жилых районов, зеленых насаждений, общественных центров.
  2. Промышленную. В ее пределах располагаются производственные предприятия.
  3. Коммунально-складскую. Она предназначена для депо, гаражей, мест хранения грузов и прочих объектов аналогичного назначения.
  4. Рекреационную. Здесь располагаются парки, пляжи и прочие места для кратковременного отдыха граждан.

Также в пределах населенного пункта предусматривается зона внешнего транспорта для грузовых и пассажирских станций, пристаней и так далее. Кроме этого, в черте города предусматриваются площади, находящиеся за пределами застройки. Здесь располагаются питомники деревьев, подсобные хозяйства, кладбища, а также резервные участки, которые временно используются для различных целей. Все площади, которые принадлежат городу, ограничиваются чертой поселения.

Пригород

В крупных населенных пунктах на территориях, прилегающих к ним, формируется особая зона. Пригород необходим для обеспечения дальнейшего развития города. Здесь размещаются преимущественно объекты хозяйственного обслуживания. Пригород может оказывать влияние на микроклимат населенного пункта. На его территории могут размещаться плодоовощные базы, фермы и прочие объекты сельскохозяйственного назначения, обеспечивающие граждан продуктами питания. Пригород является также местом отдыха. Здесь часто располагаются детские лагеря, дачи, санатории, пансионаты. Кроме этого, в пригороде размещаются коммунальные сооружения, перерабатывающие предприятия. Во всех пригородных зонах проходит лесопарковый пояс. В соответствии с профилем города в структуре могут выделяться и другие площади. Например, в населенных пунктах научной направленности предусматривается зона исследовательских институтов, вузов, конструкторских бюро. В крупных ПГТ выделяются селитебная и производственная площади. В последней, по сути, объединяются коммунально-складская и промышленная зоны. Особое значение имеет грамотное планирование местности. Все зоны должны располагаться с учетом территориального развития, необходимости и возможности создания СЗЗ и разрывов между жилмассивами и промышленными объектами.

  • 1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
  • 2. В состав жилых зон могут включаться:
  • 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
  • 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
  • 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
  • 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
  • 5) зоны жилой застройки иных видов.
  • 3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
  • 4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:
  • 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
  • 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
  • 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
  • 4) общественно-деловые зоны иных видов.
  • 5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
  • 6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
  • 7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
  • 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
  • 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
  • 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
  • 8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
  • 9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
  • 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
  • 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
  • 10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
  • 11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
  • 12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
  • 13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
  • 14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
  • 15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основными территориальными зонами, которые указаны в Земельном и Градостроительном кодексах Российской Федерации, являются жилые, производственные и региональные. Но на самом деле формируется некоторое число других зон по различным признакам.

Функциональное зонирование

Функциональное зонирование городских территорий и земель поселений позволяет легко учитывать требования к наиболее рациональному землепользованию. Сюда входят как нормативные параметры вроде целевого назначения участка, его возможных предельных размеров, коэффициента застроенности, доли открытых пространств и озеленения. Территория города при этом делится на зоны в зависимости от характера использования.

Территория земель поселений зонируются следующим образом:

  • · земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • · земельные участки, предоставленные для жилищного строительства;
  • · земельные участки, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства);
  • · земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них индивидуального жилищного строительства;
  • · земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • · земельные участки, предоставленные юридическим лицам для ведения садоводства;
  • · земельные участки, предоставленные физическим лицам для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества или животноводства;
  • · земли в пределах поселений, отнесенные к производственным территориальным зонам и зонам инженерных и транспортных инфраструктур;
  • · земли в пределах поселений, отнесенные к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

К тому же каждая форма жизнедеятельности населения - труд, быт, отдых - выдвигает свои требования к организации городского пространства. Генплан любого города, который определяет развитие города и основных его структурообразующих элементов, предполагает наличие плана зонирования земель. Данный графический документ сопровождается пояснительной запиской, которая представляет укрупненное функциональное зонирование территории. Это своеобразный каркас, который определяет дальнейшие перспективы развития.

Однако на генеральный план оказывает влияние и изменения социально-экономических условий. Особенно сильно данное влияние сказывается на транспортной и инженерной инфраструктурах. Однако территориальное экономическое зонирование зависит от кадастрового деления города. Экономические зоны города выделяются по их градостроительной ценности. Отличаются они, прежде всего, удобством проживания, а значит и стоимостью объектов.

Территориально-экономическое зонирование

Для осуществления территориально-экономического зонирования проводят комплексную экономическую оценку, разделяя городское пространство на территориально-экономические оценочные зоны, представляющие собой однотипные участки с примерно одинаковой качественной, социальноэкономической и экономической ценностью, ограниченные преградами (как естественными, так и искусственными). При этом учитываются наличие водоемов, зеленых зон, крупных дорог, газопроводов высокого давления, полос отчуждения железнодорожных путей, высоковольтных линий.

В различных оценочных зонах устанавливаются свои базовые ставки земельного налога и арендной платы. Ведь зоны различаются архитектурной планировкой, транспортной инфраструктурой, инженерным обустройством, коммунальным обслуживанием, природными факторами. Однако периодически возникают те или иные факторы, которые могут повлиять на оценку городских земель в некоторых оценочных зонах, что может приводить к введению системы поправочных коэффициентов, снижающих или повышающих базовые ставки платежей.

Городское пространство характеризует городские земли в соответствии с осуществляемыми на них видами деятельности, т.е. с целевым назначением по общепринятой классификации. Есть административные, торговые, жилые, культурные и промышленные земли. Организация городского пространства зависит от размеров и формы города. По форме есть города компактные, вытянутые, многоядерные и расчлененные. Размеры определяют по численности населения: малые, средние, большие, крупные, крупнейшие и города-миллионеры.

Все это помогает контролировать и использовать рационально городское пространство, направлять спрос, стимулировать развитие. В то же время происходит контроль за расчетами за пользование землей и элементами инфраструктуры, защита социальных прав при изменении форм собственности.

Строительное зонирование.

Селитебная территория может иметь застройку разной этажности. Такая застройка наиболее эффективна. Этажность принятых к массовому строительству зданий зависит от величины города, уровня развития в нем предприятий строительной индустрии, природных особенностей, архитектурно-конструктивных решений, экономических требований. Этажность жилой застройки определяется на основе технико-экономических обоснований с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований и местных условий.

В крупных и крупнейших городах селитебная территория застраивается жилыми домами повышенной этажности -- 9, 12, 16 и более, поскольку в таких городах ограничен резерв территории и большая плотность населения. В других городах этажность застройки принимается до пяти этажей, а здания в девять этажей и выше строят в исключительных случаях. В районах повышенной сейсмичности и расположенных на высоте 1000 м и более над уровнем моря этажность застройки ограничена четырьмя этажами, а в отдельных случаях даже двумя.

В крупных и крупнейших городах дома в один-два этажа индивидуального пользования располагаются в зеленой пригородной зоне, специально предусмотренной для этого вида строительства.

До недавнего времени в городах существовало разделение территории на зоны с разной этажностью застройки -- строительное зонирование: зона многоэтажной застройки в пять этажей и более; зона 2…3-этажной застройки; зона 1…2-этажной застройки с приусадебными участками.

Однако технико-экономические расчеты доказывают преимущество смешанной застройки с точки зрения затрат на строительство, инженерное оборудование и благоустройство. В настоящее время смешанная застройка зданиями различной этажности применяется довольно широко. Таким образом, можно создать более выразительные и разнообразные ансамбли, чем при одноэтажной застройке. Смешанная застройка придает индивидуальность, обогащает силуэт и пространственную организацию жилых районов и позволяет выгодно использовать сложный рельеф, выявить интересные особенности ландшафта. Лучшим соотношением высот зданий повышенной этажности к низким в смешанной застройке является 1:3 или 1:2. Тогда здания большой этажности приобретают роль акцентов композиции групп жилых домов и микрорайонов.

Наряду со зданиями повышенной этажности в 16, 24 этажа в Москве проектируются 4-, 9- и 12-этажные дома. Однако в районах малоэтажной застройки 4-, 5-этажными домами возникает необходимость увеличения ее плотности, повышения эффективности использования земли.

В этих условиях требуется увеличить этажность застройки либо применением методов достройки существующих зданий, либо строительством новых домов на месте разобранных. Это возможно лишь в том случае, когда такая реконструкция не повредит соблюдению всех санитарно-гигиенических и противопожарных требований для соседних зданий.

В схеме строительного зонирования Государственного градостроительного кадастра территории Москвы выделяются зоны преимущественной и смешанной застроек. В каждой из них различают застройку низкоплотную (не более 5 тыс. м2/га), среднегоготную (более 5 тыс. м2/га) и высокоплотную (более 10 тыс. м2/га). В преимущественной застройке имеется шесть градаций: - 1… 2-этажная или высотой не более 10 м; - 3…4-этажная или высотой не более 15 м; - 5…7-этажная или высотой не более 35 м; - 8… 10-этажная или высотой не более 50 м; - 11… 17-этажная или высотой не более 50 м; - более 17 этажей или высотой более 50 м.

Различают малоэтажную, пониженную, среднеэтажную, повышенную, многоэтажную и контрастную смешанную застройки. Преимущественной считается застройка, если заявленная этажность занимает более 1/3 территории.

Ландшафтное зонирование

Ландшафтное зонирование - оценка больших по площади территорий и отдельных его элементов методом ландшафтного анализа. На основе ландшафтного зонирования проводится функциональное зонирование.

Ландшафтное зонирование городских земель предусматривает деление территории с учетом сочетания природных элементов поверхности земельных участков -- рельефа, почвы, растительности, водных объектов и т.п. с городской застройкой -- зданиями, дорогами, магистралями, инженерными сооружениями и оценку больших по площади территорий или отдельных элементов ландшафта методом ландшафтного анализа (оценка насаждений, рельефа местности, экспозиции склонов, наличия видовых точек, выявления потенциальных возможностей по обогащению пейзажа). На основе ландшафтного анализа проводится определение функциональных зон.

Примеры ландшафтного зонирования: техногенный; горнопромышленный; рекультивированный; горнопромышленный; сельскохозяйственный; лесохозяйственный; водохозяйственный; промышленный; ландшафт поселений; рекреационный; заповедный.

Виды территориальных зон

Линœейная схема

Замкнутая схема

представлена древнегреческими агорами, римскими форумами, площадями итальянского Ренессанса. Основные ее свойства - отсутствие сквозных перспектив, це­лостность нерасчлененного главного пространства ансамбля, организация проездов вдоль его сторон. Сквозной проезд через центральную часть пло- щади, как и сквозные перспективы разрушают замкнутую композицию. В современном городе потоки транспорта затрудняют создание таких структур.
Размещено на реф.рф
Площади, застроенные по периметру, иногда настолько обширны, что уже не воспринимаются как замкнутые. Достичь замкнутости пространства возможно, в случае если проезды вынесены вовне и площадь сформирована как пешеходный остров, ʼʼомываемыйʼʼ потоками транспорта. В этом случае крайне важно тонко чувствовать про­порциональные соотношения всœех композиционных элементов, чтобы не уничтожить пространственную целостность, как это случилось при реконструкции Манежной площади в Москве (рис. 38).

встречается в храмовых комплексах Древнего Египта (аллея сфинксов вела к об­рамленному пилонами входу, за ко­торым следовали колоннады двора и гипостильного зала). В Москве круп­ным современным ансамблем с такой структурой является Новый Арбат (рис. 37). Принятый за основу принцип осœевой перспективы, устремленной к высотному зданию (гостиница Укра­ина), известен давно. Тем не менее улица производит сильное впечат­ление благодаря своей целостности и законченности.

2. Виды территориальных зон посœелœений

На территориях городских и сельских посœелœений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов:

жилые зоны;

общественно-деловые зоны;

производственные зоны;

зоны инженерной и транспортной инфраструктур:

рекреационные зоны;

зоны сельскохозяйственного использования;

зоны специального назначения:

зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Органы местного самоуправления городских и сельских посœелœений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды, законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры, иным законодательством Российской Федерации.

Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельскихпосœелœениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населœения. Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления.

3. Графически показать звездообразную схему планировочной организации посœелœений.

1. Планировочная структура ᴦ. Санкт-Петербурга

Древнерусские города по типу плана подразделялись на круглые, рассчитанные на круговую оборону (рис. 22, а); полукруглые, примыкав­шие тыльной стороной к воде (река, озеро, море) (рис. 22, б); сегментные, занимавшие перешеек между вод­ными преградами (имели мощные укрепления с двух противоположных сторон) (рис. 22, в); секторные, зани­мавшие мыс между сливающимися реками, оврагами и т.п. (рис. 22, г). В основном они имели трехчастную структуру: крепость, торг, посад. Со временем разрастаясь, приобретали кругообразную форму.

Серьезные перемены в градостро­ении произошли в первой полови­не XVIII в. Новая государственная политика Петра I и реформа армии и флота способствовали усилению роли стратегического фактора и за­рождению нового, регулярного гра­достроительства. К тому времени уже возник тип города-крепости с системой оборонительных бастионов, в предместье которого размещались жилые кварталы с регулярной пла­нировкой и домами, поставленными по ʼʼкраснойʼʼ линии (граница улицы).

Наиболее ярко отражает развитие градостроительной мысли того вре­мени история создания Петербурга. Город был основан в связи с необхо­димостью создания нового торгового узла для связи Востока и Запада, с одной стороны, и системы морской и сухопутной обороны - с другой стороны. В связи с этим город был максимально приближен к побе­режью Финского залива и всœе зда­ния и сооружения ориентированы на пространство Невы и ее протоков, что повлияло на характер планиро­вочной структуры.

Изначально вся застройка строго регламентировалась в отношении площади участка под здание, его этажности и даже материала стен (преимущественно камень). Был выполнен целый ряд проектов архитекторами-иностран­цами Д. Трезини и Ж.Б. Леблоном, однако решить проблему объеди­нения частей города в единое целое не удалось, в т.ч. и по эконо­мическим причинам. Планировочную структуру города определяла крайне важно сть установления связей между городом-крепостью и крупны­ми архитектурными комплексами, которые стали приобретать градо­образующее значение. Первая такая связь -дорога от Адмиралтейства к Александро-Невской лавре (будущий Невский проспект) стала фактором, повлиявшим на дальнейшее развитие структуры города. Вслед за этим была проложена дорога (Вознесенский проспект), соединившая Петербург с его пригородами; появился второй луч будущего знаменитого трехлучия. Город получил уникальную воз­можность свободного роста с учетом особенностей ландшафта.

Созданная в 1737 ᴦ. Комиссия о Санкт-Петербургском строении, в со­став которой входили талантливые зодчие П. Еропкин, М. Земцов, И. Ко­робов и Д. Трезини, решила вопрос о местонахождении центра города и утвердила трехлучие - Невский проспект, Гороховая улица и Воз­несенский проспект (рис. 23). Новый шпиль башни Адмиралтейства, уста­новленный незадолго до создания Комиссии (выполненный по проекту И. Коробова), был признан главным ориентиром базовых магистралей. Комиссия создала проект развития города, преодолевавший раздроблен­ность его планировочной структуры. В нем город рассматривался как ар­хитектурно-пространственное целое, композиция которого составлена из отдельных районов, связанных пря­мыми улицами, ориентированными на высотные доминанты. Впоследствии проводилась детальная проработка планировочной концепции П. Ероп­кина. В данный период В. Растрелли соз­дал свои шедевры - Зимний дворец, Смольный монастырь, дом Строга­новых и др., не только украсившие город, но и в значительной степени определившие его лицо.

Во второй половинœе XVIII в. рус­ское градостроительство переживало необычайный подъем. Подобных масштабов строительства новых, расширения и перепланировки существующих городов мировая история не знала ни до ни после. Этот градостроительный бум был вызван экономическим взлетом и изменениями в социальной струк­туре: усиление роли купеческого сословия, числа ремесленников и переход дворянства к новому образу жизни (дворянство, освобожденное от обязательной государственной службы после 1762 ᴦ., развернуло бурное строительство усадеб по всœей России). В 1775 ᴦ. была прове­дена административная реформа, в результате которой страна была расчленена на 50 губерний, а города, исключая столицы, подразделœены на три типа: 50 губернских, 493 уездных и 186 заштатных. Каждому городу были определœены свои администра­тивные функции, соответствующие им необходимые размеры и масшта­бы градостроительных мероприя­тий. Одновременно с этим активно осваивались земли на юге России. Все градостроительные проблемы в масштабе страны решала созданная в 1762 ᴦ. Комиссия о каменном стро­ении Санкт-Петербурга и Москвы (ее полномочия были расширены по­сле большого пожара в Твери). При проектировании посœелœений пред­полагалось обязательное примене­ние новой регулярной планировки (рис. 24) при условии использования системы старых ориентиров города: кремлей, соборов, колоколен, круп­ных монументальных зданий.

2. Состав жилых зон в планировочной структуре посœелœений.

Виды территориальных зон - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды территориальных зон" 2017, 2018.

1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

2. В состав жилых зон могут включаться:

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

5) зоны жилой застройки иных видов.

3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.


оглавление | вперед >>

Градостроительное зонирование территорий поселений;

Статья 35 (градостроительного кодекса) РФ Генеральные планы городских и сельских поселений

1. Генеральный план - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко - культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

2. В генеральном плане городского или сельского поселения определяются:

основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально - экономического развития, природно - климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;

зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;

меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.

3. Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.

4. Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.

5. При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко - архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры.

6. Генеральные планы городских и сельских поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.


7. Генеральный план городского или сельского поселения до его утверждения подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы, а также с заинтересованными организациями и населением (статьи 18 и 28 настоящего Кодекса).

В задании на разработку генерального плана городского или сельского поселения в целях учета государственных интересов определяется перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию с которыми разрабатывается и утверждается данный генеральный план.

Градостроительное зонирование как «…зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов».

Градостроительные регламенты – это устанавливаемые в пределах границ соответствующих территориальных зон: 1) виды разрешённого использования земельных участков и других объектов недвижимости; 2) предельные размеры земельных участков; 3) предельные параметры разрешённого строительства и реконструкции; 4) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Территориальное зонирование. Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 определяет зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование . Зонирование осуществляется посредством правового зонирования - деятельности органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса в генеральном плане городского или сельского поселения определяются зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон. Сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон включаются в государственный градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса).
Зонирование территорий населенных пунктов определяет разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве, т.е. использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом и ограничения на использование указанных объектов, а также сервитуты.
Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И во-вторых, в процессе зонирования регулируются сооружение и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены. Таким образом, территориальное зонирование - деятельность соответствующих органов в сфере планирования градостроительной деятельности по комплексному регулированию создания и использования объектов недвижимости и использования земельных участков путем подразделения территорий населенных пунктов на соответствующие зоны.

В ст. 40-48 Градостроительного кодекса определены виды территориальных зон и основные положения их правового режима.
Так, на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий. Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.
В территориальных зонах могут выделяться подзоны , особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ об охране окружающей природной среды, законодательством РФ об охране памятников истории и культуры, иным законодательством РФ. В состав территориальных зон могут включаться территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования таких территорий определяется органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 и 4 ст. 39 Градостроительного кодекса границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости. В территориальных зонах, в границах которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости.
Установление ограничений. Согласно п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса ограничения на использование территорий для градостроительной деятельности устанавливаются также в следующих зонах:
зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;
зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;
санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;
водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
зоны залегания полезных ископаемых;
территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;
зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;
иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Цель выделения таких зон - определение вида использования территорий и тем самым устанавление ограничений на их использование для градостроительной деятельности. В этих случаях ограничения касаются в первую очередь градостроительной деятельности, что, естественно, отражается и на режиме использования земельных участков. Установление таких зон не является зонированием, предусмотренным законодательством о градостроительстве. Задача режима в таких зонах - ограничить права лиц, использующих земельные участки, в целях, предусмотренных законодательством.

Статья 35. Виды и состав территориальных зон

1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

2. В состав жилых зон могут включаться :

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

5) зоны жилой застройки иных видов.

3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.