Пророчество о воскресении. Ветхозаветный евангелист: Исайя

ТРИ ЛЮТЫХ ИГА. ЗЛО РАСТЕТ...

"О судьбе же державы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще - жидовском. Будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни ее, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от святого царя.
Но потом свершатся надежды русские. На Софии, в Царьграде, воссияет крест православный, дымом фимиама и молитв наполнится Святая Русь и процветет, аки крин небесный".
Невозможное человекам, возможно Богу, - ответствовал Авель, - Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения Русского. - И восстанет в изгнании из дома твоего Князь Великий, стоящий за сынов народа твоего. Сей будет Избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце Русское. Облик его будет державен, светел, и никто же речет: "Царь здесь или там", но "это он". Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит свое призвание... Имя его трикратно суждено в Истории Российской. Пути бы иные сызнова были на Русское горе...
- Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное, - предсказал Авель далее. Вернется к истокам древней жизни своей, ко временам Равноапостольного, уму-разуму научится беседою кровавой. Дымом фимиама и молитв наполнится и процветет аки крин небесный. Великая судьба предназначена ей. Оттого и пострадает она, чтобы очиститься и возжечь свет во откровение языков...
«Восстанет избранник Божий. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское...». Монах-провидец Авель, 1796 г.

"Будет некогда царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого царя и самодержавия, но Бог царя возвеличит...
До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе..."
"Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременный жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние".
"Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил "Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня"...
Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь... хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их..." "Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского... У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие - сих врата адовы не одолеют".
"Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: "Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское - Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут". И все это - все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией..."
Преподобный Серафим Саровский, 1825-32гг.

"Европейские народы всегда завидовали России и старались сделать ей

зло. Естественно, что и на будущие века они будут следовать той же

системе. Но велик Российский Бог. Молить должно великого Бога, чтоб Он

сохранил духовно-нравственную силу нашего народа - Православную веру...

Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание

Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро.

Некому остановить и противостоять...

Нынешнее отступление попущено Богом: не покусись остановить его

немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя

достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности

избегнуть влияния его...

Постоянное благоговение перед судьбами Божиими необходимо для

правильного духовного жительства. В это благоговение и покорность Богу

должно приводить себя верою. Над судьбами мира и каждого человека неусыпно

бдит Промысел Всемогущего Бога, - и все совершающееся совершается или по

воле, или по попущению Божию...

Предопределений Промысла Божия о России никто не изменит. Святые Отцы

Православной Церкви (например, святой Андрей Критский в толковании на

Апокалипсис, глава 20) предсказывают России необыкновенное гражданское

развитие и могущество... А бедствия наши должны быть более нравственные и

духовные".

Святитель Игнатий Брянчанинов, 1865 г.

"Если и в России, ради презрения Заповедей Божиих и ради ослабления

правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет

благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение

того, что сказано в Апокалипсисе Иоанна Богослова"

Преподобный Амвросий Оптинский, 1871 г.

"Современное русское общество превратилось в умственную пустыню.

Серьезное отношение к мысли исчезло, всякий живой источник вдохновения

иссяк... Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей

смело выдаются за последнее слово просвещения...

Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов

сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не

образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам все в толк

не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не

видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем... Вдохнув в себя

этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня".

"Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы

привели нас в чувство... Выходит, что и мы на пути революции. Это не

что Бог поругаем не бывает".

"Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие

слабеют... Что ж, сидеть сложа руки? Нет! Молчащее пастырство - что за

пастырство? Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей. Следует

нарядить писак и обязать их писать... Надо свободу замыслов пресечь...

Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения

запретить под страхом смертной казни!"

Святитель Феофан Затворник, 1894 г.

"Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до сих пор,

то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжелое время мы

переживаем! Теперь университеты наполнены евреями, поляками, а русским

места нет! Как может помогать таким людям Царица Небесная? До чего мы

Интеллигенция наша - просто глупа. Несмысленные, поглупевшие люди!

Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу,

забыла все Его благодеяния, отпала от него, сделалась хуже всякой

иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и

Он оставил вас Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного,

дикого произвола. Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями

действуют заодно, которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с

поляками они поляки, - те не христиане, и погибнут, если не раскаются..."

"Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь

овец Своих от рук Ваших!.. Он преимущественно назирает за поведением

архиереев и священников, за их деятельностью просветительною,

священнодейственною, пастырскою... Нынешний страшный упадок веры и нравов

весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и

вообще священнического чина".

"Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Наши враги, вы знаете, кто:

евреи... Да прекратит наши бедствия Господь, по великой милости Своей! А

вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую

Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие - единственное условие

благоденствия России; не будет Самодержавия - не будет России; заберут

власть евреи, которые сильно ненавидят нас!"

"Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и

гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению. Судьбы

Божие праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Не

напрасно Тот, кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на Свою

наковальню подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся,

молись, плачь горькими слезами перед твоим небесным Отцом, Которого ты

безмерно прогневала!.. Русский народ и другие населяющие Россию племена

глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо и

Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле.

Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники-сатанисты на

минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и

погибель из не дремлет (2Петр. 2.3). Десница Господня найдет всех

ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем поэтому предаватья

унынию, видя все ныне происходящее в мире..."

"Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей.

На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь

новая - по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую

Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь!

Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие

Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за

то, что он русский".

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. 1906-1908 гг.

ВСЕ ИДУТ ПРОТИВ РОССИИ

"Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся... Ад

разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Это

время - не за горами...

До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас...

Антихрист явно идет в мир, но этого в мире не признают. Весь мир находится

под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми

душевными качествами человека. Это сила посторонняя, злая сила. Источник

ее - дьявол, а люди злые являются только орудием, посредством которого она

действует. Это - предтечи антихриста.

В Церкви у нас нет теперь живых пророков, но знамения есть. Они и даны

нам для познания времен. Ясно видны они людям, имеющим духовный разум. Но

этого в мире не признают... Все идут против России, то есть против Церкви

Христовой, ибо русский народ - Богоносец, в нем хранится истинная вера

Христова".

Преподобный Варсонофий Оптинский, 1910 г.

"Ереси распространятся повсюду и прельстят многих. Враг рода

человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить

к ереси и избранных. Он не будет грубо отвергать догматы Святой Троицы,

Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет

искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учения Церкви, и самый дух

его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее

искусные в духовной жизни.

Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и

благочестие будет в пренебрежении... Посему, сын мой, как увидишь

нарушения Божественного чина в Церкви, отеческого предания и

установленного Богом порядка, - знай, что еретики уже появились, хотя,

может быть, и будут до времени скрывать своЯ нечестие или будут искажать

Божественную веру незаметно, чтобы ещЯ более успеть, прельщая и завлекая

неопытных в сети.

Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо

бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай их, сих волков в

овечьей шкуре, по их горделивому нраву и властолюбию...

Горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством

и ради любви к покою готовы подчиниться еретикам... Не бойся же скорби, а

бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с

Христом...

Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и

обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо

всем каяться и молиться горячо... Явлено будет великое чудо Божие... И все

щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и

воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом

предназначенным..."

Преподобный. Анатолий Оптинский. 1917 г.

"Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался суд Божий над

живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека,

которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше...

А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Надо много и

много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание

спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа

о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а

стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес,

а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит

Бог милость Свою над Россией...

Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали

русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы,

предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские

люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому,

что и в России (во время революции - ред.), и о войнах услышите и будут

войны - вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являет

Свою чудесную милость.

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо

Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест

Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и

будет, как маяк во тьме для всех".

Схииеромонах Аристоклий Афонский. 1917-18 гг.

"Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом богата, и в

Оптиной будет еще 7 светильников, 7 столпов. Если в России сохранится хоть

немного верных православных, Бог ее помилует. А у нас такие праведники

Преподобный Нектарий Оптинский, 1920 г.

"Вы меня спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних

временах. Я не говорю об этом от себя, но то, что мне было открыто

старцами. Приход антихриста приближается и уже очень близок. Время,

разделяющее нас от его пришествия, можно измерить годами, самое большое -

десятилетиями. Но перед его приходом Россия должна возродиться, хотя и на

короткий срок. И царь там будет избранный Самим Господом. И будет он

человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что о нем

нам было открыто, мы будем ждать исполнения этого откровения. Судя по

многим знамениям, оно приближается; разве что из-за грехов наших Господь

отменит его и изменит Свое обещание".

"В России будет восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь

предызбрал будущего царя. Это будет человек пламенной веры, гениального

ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви

Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных

архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут

устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место...

Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь

мир удивится.

Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия,

что прежде было, уже не будет. Самим Богом будет поставлен сильный царь на

престоле".

Святитель Феофан Полтавский, 1930 г.

Пройдет гроза над Русскою Землею.

Народу русскому Господь грехи простит

И Крест святой Божественной красою

На Божьих храмах снова заблестит.

Открыты будут вновь обители повсюду

И вера в Бога всех соединит

И колокольный звон всю нашу Русь Святую

От сна греховного к спасенью пробудит.

Утихнут грозные невзгоды

Своих врагов Россия победит.

И имя русского, великого народа

Как гром по всей вселенной прогремит!

Преподобный Серафим Вырицкий, 1943 г.

"Русские люди будут каяться в смертных грехах, что попустили

жидовскому нечестию в России, не защитили Помазанника Божия - царя, церкви

православные и монастыри, сонм мучеников и исповедников святых и все

русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие...

Когда появится малая свобода, будут открывать церкви, монастыри

ремонтировать, тогда все лжеучения выйдут наружу. На Украине сильно

ополчатся против Русской Церкви, ее единства и соборности. Эту еретическую

группировку будет поддерживать безбожная власть. Киевский митрополит,

который недостоин сего звания, сильно поколеблет Церковь Русскую, а сам

уйдет в вечную погибель, как Иуда. Но все эти наветы лукавого в России

исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская...

Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее

Царство. Окормлять его будет царь православный - Божий Помазанник. В

России исчезнут все расколы и ереси. Евреи из России выедут встречать в

Палестину антихриста, и в России не будет ни одного еврея. Гонения на

Церковь Православную не будет.

Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное и ужасное

предантихристово время. Просиял великий полк исповедников и Мучеников...

Все они умоляют Господа Бога Царя Сил, царя Царствующих, в Пресвятой

Троице славимого Отца и Сына и Святаго Духа. Нужно твердо знать, что

Россия - жребий Царицы Небесной и она о ней заботится и сугубо о ней

ходатайствует. Весь сонм святых русских с Богородицею просят пощадить

В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое

время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского

православного царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе будет

Россия самое мощное царство в мире. А другие все страны, кроме России и

славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и

муки, написанные в Священном Писании

Война третья Всемирная будет уже не для покаяния, а для истребления.

Где она пройдет, там людей не будет. Будут такие сильные бомбы, что железо

будет гореть, камни плавиться. Огонь и дым с пылью будет до неба. И земля

сгорит. Будут драться и останется два или три государства. Людей останется

очень мало и тогда начнут кричать: долой войну! Давай изберем одного!

Поставить одного царя! Выберут царя, который будет рожден от блудной девы

двенадцатого колена. И Антихрист сядет на престол в Иерусалиме".

Преподобный Лаврентий Черниговский Конец 1940-х гг.

РОССИЯ ЖДЕТ БОГА!

В 1959 году журнал Канадского филиала православного братства преп.

Иова Почаевского "Православное обозрение" опубликовал видение одного

старца, рассказанное им епископу канадскому Виталию (Устинову),

впоследствии ставшему митрополитом РПЦЗ. Этот старец в тонком сне видел

Господа, Который сказал ему:

"Вот, я возвеличу Православие в земле Русской и оттуда оно воссияет на

весь свет... Коммуна исчезнет и развеется, как прах от ветра. Она попущена

для того, чтобы сделать в России один народ с одним сердцем и одной душой.

Очистив его огнем, Я сделаю его Моим народом... Вот, Я простру десницу

Свою и Православие из России воссияет на весь свет. Настанет такое время,

когда дети там будут носить на плечах своих камни для постройки храмов.

Рука Моя крепка и нет такой силы ни на небе, ни на земле, которая

противостала бы ей".

мира. Краткое обозрение пророчеств и предсказаний". В ней, в частности,

содержится такое предсказание, сделанное в беседе одним из современных

старцев в сентябре 1990 года: "Приблизились последние дни Запада, его

богатства, его разврата. Внезапно постигнут его бедствия и пагуба.

Богатство его неправедное, злое, угнетает весь мир, и разврат его как

разврат нового и худшего Содома. Наука и техника его - безумие нового,

второго Вавилона. Гордость его - гордость богоотступническая, сатанинская.

Все дела его - на потребу антихриста. Им овладело "сборище сатанинское"

Гнев Божий огненный на Запад, на Вавилон его! А вы восклоните головы

ваши и возрадуйтесь, страдальцы Божии и все добрые, смиренные, терпевшие

зло в уповании на Бога! Возрадуйся, народ православный многострадальный,

оплот Востока Божиего, страдавший по воле Божией за весь мир. Тебе, ради

избранных в тебе, даст Бог силу на исполнение великого и конечного

обетования Сына своего Единородного Возлюбленного о последней проповеди

Евангелия Его в мире перед концом мира, во свидетельство всем народам!

Надменность и злорадство Запада о нынешних бедствиях России обратятся

еще большим гневом Божиим на Запад. После "перестройки" в России начнется

"перестройка" и на Западе, и там откроется невиданный раздор:

междоусобица, голод, смута, падение властей, развал, анархия, моры, голод,

людоедство - невиданные ужасы накопленного в душах зла и разврата. Господь

даст им жать то, что сеяли много веков и чем угнетали и развращали весь

мир. И поднимется на них все злодейство их.

Россия выдержала свое искушение, ибо имела в себе мученическую веру,

милость Бога и избрание Его. А Запад этого не имеет и потому не

выдержит...

Россия ждет Бога!

Русскому народу нужен только вождь, пастырь - Царь, избранный от Бога.

И он пойдет с ним на любой подвиг! Только Помазанник Божий даст высшее и

сильнейшее единение русскому народу!"

ВСЕ ВРАГИ ПРАВОСЛАВИЯ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ

В 2001 году группа самарских священников и мирян во главе со своим

архипастырем архиепископом Сергием посетила Святую Гору. Впечатления от

альманаха "Духовный собеседник" за 2002 год. Нередко во время встреч со

святогорскими насельниками речь заходила о судьбах России

В частности, в греческом монастыре Ватопед особо принял Самарского

архиерея 85-летний старец монах Иосиф (Иосиф-младший), ученик почившего в

Бозе знаменитого Иосифа Исихаста. Этот подвижник ныне живет в келии

неподалеку от монастыря и окормляет обитель. О. Кирион, который

сопровождал владыку в качестве переводчика, после этой встречи рассказывал

"У старца на лице написана благодать. Он сказал нам о судьбах мира и

грядущих грозных событиях. Господь долго терпел беззакония наши, как перед

великим потопом, но теперь наступает предел долготерпению Божию - пришло

время очищения. Переполнена чаша гнева Божия. Господь попустит страдания

для уничтожения нечестивых и богоборцев - всех тех, кто сделал современные

беспорядки, вылил грязь и заразил народ. Господь попустит, что они с

ослепленными умами будут уничтожать друг друга. Много будет жертв и крови.

Но верующим бояться не надо, хотя и для них будут скорбные дни, скорбей

будет столько, сколько Господь попустит для очищения. Ужасаться этого не

надо. Потом будет всплеск благочестия в России и во всем мире. Господь

своих покроет. Люди вернутся к Богу.

Мы уже стоим на пороге этих событий. Сейчас все начинается, потом у

богоборцев будет следующий этап, но они не сумеют осуществить свои планы,

Господь не допустит. Старец сказал, что после всплеска благочестия будет

близок конец земной истории".

Не лишил старец своей беседы и прочих русских паломников.

"Мы молимся, - говорил он им, - чтобы русский народ пришел в то свое

нормальное состояние, которое было до разрушения, потому что мы имеем

общие корни и переживаем за положение народа русского...

Такое ухудшение сейчас - общее состояние во всем мире. И это состояние

есть именно тот предел, после которого уже начинается гнев Божий. Мы

достигли этого предела. Господь только по милости Своей терпел, а теперь

уже терпеть не будет, но по правде Своей станет наказывать, потому что

пришло время.

Будут войны, и мы будем испытывать большие трудности. Сейчас власть во

всем мире захватили евреи, и цель их - искоренить христианство. Гнев Божий

будет таков, что все тайные враги Православия будут уничтожены. Специально

для этого посылается гнев Божий, чтобы их уничтожить.

Испытания не должны нас ужасать, мы всегда должны иметь надежду на

Бога. Ведь так же страдали тысячи, миллионы мучеников, так же страдали и

новомученики, и поэтому мы должны быть готовы к этому и не ужасаться.

Терпение, молитва и упование на Промысл Божий должны быть. Будем молиться

за возрождение христианства после всего того, что нас ожидает, чтобы

Господь действительно дал нам силы возродиться. Но этот вред пережить

Испытания давно начались, и надо ждать большого взрыва. Но после этого

уже будет возрождение...

Сейчас начало событий, тяжелых военных событий. Двигателем этого зла

являются евреи. Их дьявол понуждает начать, чтобы уничтожить семя

Православия в Греции и в России. Это для них главное препятствие к

мировому господству. И они понудят турок все-таки прийти сюда в Грецию и

начать свои действия. А Греция хотя и имеет правительство, но как такового

на самом деле его как бы и нет, потому что оно не имеет силы. И турки

придут сюда. Это будет момент, когда Россия тоже двинет свои силы, чтобы

отбросить турок.

События будут развиваться так: когда Россия пойдет на помощь Греции,

американцы и НАТО постараются воспрепятствовать этому, чтобы не было

воссоединения, слияния двух православных народов. Поднимут и еще силы -

японцев и другие народы. На территории бывшей Византийской империи будет

большое побоище. Только погибших будет около 600 миллионов человек. Во

всем этом будет активно участвовать и Ватикан, чтобы воспрепятствовать

воссоединению и возрастанию роли Православия. Но это обернется полным

уничтожением ватиканского влияния, до самого основания. Так повернется

Промысл Божий...

Будет попущение Божие, чтобы были уничтожены те, кто сеет соблазны:

порнографию, наркоманию и т. п. И Господь так ослепит их умы, что они

будут уничтожать друг друга с ненасытностью. Господь попустит это

специально, чтобы провести большую чистку. Что касается того, кто

управляет страной, он недолго будет, и то, что теперь творится, будет

недолго, а потом сразу война. Но после этой большой чистки будет

возрождение Православия не только в России, но и по всему миру, большой

всплеск Православия.

Господь даст Свое благоволение, благодать так, как это было вначале, в

первые века, когда люди с открытым сердцем шли к Господу. Это продлится

три-четыре десятилетия, и потом быстро наступит диктатура антихриста. Вот

такие ужасные события мы должны пережить, но пусть они нас не ужасают,

потому что Господь Своих покроет. Да, действительно, мы переживаем

трудности, голод и даже гонение и многое такое, но Господь Своих не

оставит. И те, кто поставлен у власти, должны понуждать своих подданных

больше быть с Господом, больше в молитве пребывать, и Господь Своих

покроет. Но после большой чистки будет и большое возрождение..."

Услышали паломники и еще об одном удивительном откровении. Рассказал

им о нем, с благословения старших, послушник русского Свято-Пантелеимонова

монастыря Георгий:

"Видение было явлено в этом году одному насельнику Святой горы Афон в

день убиения царской семьи - семнадцатого июля. Пусть имя его останется в

тайне, но это чудо, которое может поразить весь мир. Он советовался со

старцами Афона, думая, что, может быть, это духовная прелесть, но они

сказали, что это - откровение.

Он увидел огромный-преогромный корабль, выброшенный на скалы в

полутемный мрак. Он видит, что корабль называется "Россия". Корабль

наклоняется и вот-вот должен рухнуть со скалы в море. На корабле тысячи и

тысячи людей, которые находятся в панике. Они уже думают, что должен

наступить конец их жизни, помощи ждать неоткуда. И вдруг на горизонте

появляется фигура всадника, он мчится на коне прямо по морю. Чем ближе

всадник, тем яснее видно, что это - наш Государь. Он, как всегда, одет

просто - в солдатской фуражке, в солдатском мундире, но видны знаки

отличия. Лицо его было светлым и добрым, а глаза говорили, что он любит

весь мир и пострадал за этот мир, за Православную Русь. Яркий луч с неба

освещает Государя, и в этот миг корабль плавно спускается на воду и

ложится на свой курс. На корабле видно великое ликование спасенных людей,

которое невозможно описать".

В разделе с 25 по 32 главу пророческие речи обращены против других народов: краткая против аммонитян, моавитян, идумеев, филистимлян и большие отделы, посвященные Тиру с Сидоном и Египту. Обратите внимание на главы с 26 по 28, посвященные Тиру. Сначала говорится о самом городе и предвозвещается его разрушение и то, что он будет как голая скала стоять над морем, что, кстати сказать, в конце концов и случилось. Отдельная глава посвящена царю тирскому, и здесь слова против царя тирского, конечно, тоже очень знаменательны: «И было ко мне слово Господне; сын человеческий, скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то что вознеслось сердце твое, и ты говоришь: я – бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим […] то Я приведу на тебя иноземцев, и они обнажат мечи свои против красы твоей, сведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых […] и было ко мне слово Господне: сын человеческий, плачь о царе тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, ты находился в Эдеме в саду Божием, твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями, и все нанизанное на тебе приготовлено было в день сотворения твоего, ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, Я поставил тебя на то, ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней и совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония, и Я низвегнул тебя, как нечистого с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней, от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою, за то Я повергну тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор, и извлеку из среды тебя огонь, который пожрет тебя, превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех видящих тебя: все знавшие тебя среди народов изумятся о тебе и сделаешься ужасом и не будет тебя вовеки » (Иез. 28:1-19). В смысле историческом, речь может идти о тирском царе Хираме, современнике Давида, при этом раю уподобляется Иерусалим. Но некоторые черты этого образа позволяют, вслед за преподобным Ефремом Сирином, сказать, что «в духовном, таинственном смысле, слова сии могут быть приложены к диаволу, который украшен был всеми духовными лепотами, как самоцветными камнями, и с Херувимами помазан святостью, но, по гордости сердца своего, забыл Творца своего и ниспал с горы Божией» .

8.12. Пророчества о Пастыре и Новом Завете

Следующий раздел начинается с 33 главы. Он содержит в себе пророчества, которые были сказаны уже после падения Иерусалима. Раздел начинается с того, что Иезекиилю напоминается о том, что он страж дома Израилева, что он отвечает за то, чтобы слово Божие было возвещено людям. И если он не будет обличать беззаконника, то кровь беззаконника взыщется с него.

В 12-й год после переселения приходит один из спасшихся из Иерусалима и говорит: разрушен город. С того момента, как умерла его жена, пророк был безмолвен, как это ему и было сказано. Когда же пришел этот вестник из Иерусалима, разрешились уста его.

Пророк произносит обвинительную речь против пастырей Израиля. Это тема для нас не нова, мы ее уже видели в книге пророка Иеремии, но здесь она обретает некоторую, если хотите, полноту. «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей. И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, и что вы – овцы Мои, овцы паствы Моей; вы – человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог » (Иез. 34:1-2; 10-16; 23-25; 30-31). В ближайшем историческом смысле речь может идти о Зоровавеле. Но дальше, когда пророк возвращается к этой теме, он говорит, что Давид будет князем у них вечно (Иез. 37:25), это речение на Зоровавеле не исполнилось, но исполнилось на Христе. Пастырем изображали Иисуса Христа пророки Исаия (40:10-11) и Иеремия (23:5-6).

И здесь, как раз в связи с явлением Пастыря, снова говорится о Завете. В результате того, что Господь даст им этот Новый Завет, они и узнают, что Он – Господь Бог их. Свойством Нового Завета будет близость Бога, пребывание Бога с людьми и богопознание.

В контексте этих слов пророка Иезекииля, совершенно по-другому звучит притча о добром пастыре из 10-й главы Евангелия от Иоанна. Взятая вне библейского контекста, она становится милой пасторалью, где овечки пасутся, пастух охраняет их от волков. Но для людей, которые были знатоками Писания, слова о Пастыре звучали грозным приговором. Давид здесь – это Христос. Если Пастырь уже пришел, значит, кончилось время Ветхого Завета. Вожди Израиля лишаются своей власти и посреднических функций, овцы им более не подвластны. Только безумие слушателей Христа и их противление не дало им этого усвоить.

Затем говорится о суде над теми, кто Израиль притесняет, дастся пророчество о возвращении израильтян, о том, что Сам Господь их соберет и что сделает Он это не ради них, а «сделаю Я это ради имени Моего ». Очень важный здесь открывается момент. Казалось бы, все рухнуло, всех вернули туда, откуда когда-то вышел Авраам, но оказывается, что Господь верен Себе. Оказывается, что неверность человеков не упраздняет Его Завета, что Господь все равно сделает то, что Он хочет сделать: Я вас избавлю, Я вам дам землю, Я буду вашим Богом, Я вас умножу, Я дам вам Свое благословение. Мы видим, что все это сохраняется по-прежнему и здесь, даже в условиях рассеяния, в условиях кажущегося проклятия. Господь подчеркивает, что делает это не по причине превосходства избранного народа над всеми прочими, но по Собственной милости, ради Себя: «И пожалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришел. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев » (Иез. 36:21-29, 32). Речь идет о Новом Завете. Как и у пророка Иеремии, подчеркивается, что результатом Нового Завета будет то, что человек переменится, что его не будет больше так тянуть на греховный путь, что Господь очистит его и закон Свой сделает внутренним содержанием его жизни, сделает человека храмом Духа Святаго, «Дух Мой вложу в вас », говорит Господь.

8.13. Пророчество о Воскресении

Возвращение из плена, возрождение страны есть прообразы Нового Завета, когда будет одержана Христом победа над смертью. Раскрывается это посредством видения о сухих костях. Иезекииль видит поле, усеянное сухими костями, и Господь спрашивает, «оживут ли кости сии? И сказал я: Господи Боже, Ты знаешь это » (Иез. 37:3). И тогда Бог повелевает пророчествовать на эти кости, и вот он видит, как происходит шум и движение и собираются кости между собой и покрываются плотью и сказал Он: «Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище » (Иез. 37:9-10). Здесь сразу вспоминается сотворение человека. Как сотворен человек? Персть и дух, который вдыхает Господь в него, – и становится человек душею живою. И здесь мы видим в каком-то смысле новое сотворение человека: из мертвых костей собирает Господь телеса и снова дух входит в них и снова их оживляет, «и так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву, и узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас из гробов и вложу в вас дух Мой и оживете и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь » (Иез. 37:12-14). Здесь в исторической перспективе показывается то, что снова будет жить этот народ на своей земле, а в пророческой перспективе, конечно же, речь идет о воскресении. Этот текст уникален по своему богослужебному употреблению. Содержащая его паремия единственная, которая читается на утрене, а не на вечере или часах. Такое исключение сделано только для утрени Великой Субботы. После великого славословия читается именно этот отрывок из книги пророка Иезекииля о воскресении и восстании сухих костей, именно из-за его наглядности, яркости и невозможности истолковать его по-другому.

Господь говорит о том, что соберет рассеянных Израиль и Иуду вместе, как два жезла, сложенные в одну руку, и что они не будут больше враждовать, не будут оскверняться идолами. «А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. ; и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки » (Иез. 37:24-28). Эти слова подтверждают, что Новый Завет будет Заветом вечным, Заветом непреходящим в отличие от Ветхого Завета.

Новый Завет, как известно, говорит прежде всего об Иисусе Христе. При этом новозаветные авторы постоянно утверждают, что во Христе исполнились ветхозаветные пророчества. Но где именно в Ветхом Завете говорится о Христе, и откуда мы знаем, что это о Нем - ведь имя напрямую не названо?

Расписание или знак?

Прежде всего, надо признать: в Ветхом Завете мы не находим таких строк, которые выглядели бы математически точными доказательствами правоты Нового Завета. Пророк Исайя или царь Давид никогда не говорили: «В таком-то году в городе Вифлееме у Девы Марии родится сын Иисус, Он сотворит много чудес, а потом будет распят у стен Иерусалима и на третий день воскреснет».

Но разве было бы хорошо, если бы они так сказали? Вряд ли, ведь тогда у людей не осталось бы свободы, а вера предполагает свободный выбор: ты можешь принять слова пророка, а можешь их отвергнуть.

Именно поэтому далеко не все видят в Ветхом Завете пророчества о Христе. Во времена евангелистов именно этот вопрос разделил еврейский народ: одни увидели в Писании, которое они знали (Новый Завет ведь еще не был написан) подтверждение всему, чему учили последователи Иисуса из Назарета, и стали христианами. Другие решили, что Он тут ни при чем – именно такое восприятие до сих пор отделяет иудаизм от христианства.

Что же это за пророчества, в которых можно увидеть, а можно и не увидеть Христа? В книге К. С. Льюиса «Серебряное кресло» (из цикла о Нарнии) есть точный образ: лев Аслан, отправляя двоих ребят в опасное путешествие, сообщает им о знаках , которые помогут им в пути. Но не дает им точной карты. Он говорит примерно так: «На одном из камней в этом разрушенном городе вы увидите надпись. Поступите согласно ее повелениям». И добавляет: «Знаки, которые ты увидишь в Нарнии, будут не совсем такими, как ты представляешь. Вот почему так важно помнить знаки наизусть, не обращать внимания на их внешнюю оболочку». Действительно, надпись в разрушенном городе оказывается такой огромной, что прочесть ее можно только с высоты, а ребята, утомленные дорогой, рассеиваются, забывают о знаках, не пытаются соотнести их с тем, что видят вокруг себя, поэтому не могут их распознать – и путь их оказывается куда более длинным и опасным.

И еще одна интересная деталь. Та надпись, которую они должны были прочесть, содержала всего два слова: «…подо мной», – это был остаток эпитафии древнего царя. Казалось бы, для путешественников эти слова не имели никакого смысла – но на самом деле под надписью был вход в подземелье, где и находился принц, которого они искали. Тот, кто составлял текст надписи, наверняка не догадывался, что она будет иметь второй, сокровенный смысл – но для Бога нет ничего случайного, и новый смысл, знак для путешественников Аслана, оставался сокрытым до тех пор, пока они сами его не раскрыли.

Итак, находим ли мы в Ветхом Завете подобные знаки ?

В ожидании Мессии

Прежде всего, нужно понять, что пророчества о Христе в Ветхом Завете – это не отдельные стихи или главы, а скорее, идеи, которыми пропитано Писание. Например, представление об искупительной жертве, кровь которой смывает грех с человека. Другая центральная идея Ветхого Завета – понимание Бога как единственного истинного Царя Израиля, Который однажды станет править Своим народом зримым образом и подчинит Себе при этом весь мир. Торжественный возглас «Господь воцарился!» звучит и в псалмах, и в пророческих книгах, и относится он именно к этому времени.

Однако Господь в Ветхом Завете невидим и недоступен для человека – как же Он может взойти на царский престол, поместиться во дворце? Разумеется, израильтяне понимали Его царствование не так материалистически. На физическом престоле, как ожидали они, воссядет избранный Господом царь. Поскольку символически это избрание изображалась как помазание оливковым маслом, то и своего идеального царя израильтяне называли Помазанником; на еврейском это слово звучит как «Машиах» (отсюда русское «Мессия»), а на греческом как «Христос».

Ты ли Христос? – спрашивали Иисуса на суде те, кто меньше всего был склонен видеть в нем Христа (). Примерно так же спрашивал Христа через своих учеников Иоанн Креститель: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? (Лк 7 :19). Такое ощущение, что Мессию жители Палестины в I веке от Р.Х. ожидали почти с тем же напряжением, с каким мы ждем незнакомого нам лично человека, с которым условились о встрече. Ну что же он запаздывает? Может быть, вот тот? Или этот? Подойти, спросить, что ли…

Откуда же они знали о приходе Мессии? Из Писания, которое сегодня мы называем Ветхим Заветом. Господь говорил Давиду о его потомке: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном (). Конечно, в историческом плане это пророчество относится к Соломону, любимому сыну Давида, который и построил храм в Иерусалиме. Но земной царь есть лишь наместник Царя Небесного, и в идеале отношения между ними должны стать отношениями отца и сына.

Кстати, именно из-за этих слов Господа израильтяне верили, что Мессия, как и вообще любой законный израильский царь, будет прямым потомком царя Давида. Поэтому и Матфей начинает свое Евангелие с родословия Иисуса, поэтому и те, кто Его принимал, именовали Его «сыном Давидовым».

А Псалтирь, носящая имя царя Давида, говорит о Боге и царе такими словами: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (). Уже в евангельские времена этот стих понимался как описание отношений царя-Мессии (Христа) и Бога. Эту цитату приводил Сам Иисус, спрашивая фарисеев: как может Давид называть Мессию Господом, если Мессия – потомок Давида, то есть его сын, как говорили в ту пору? Вопрос смутил их до такой степени, что они не просто не смогли на него ответить, но и впредь не задавали Иисусу каверзных вопросов ().

В самом деле, здесь нам приоткрывается тайна, которая не до конца была ясна даже самым ближайшим ученикам Иисуса: Мессия, с одной стороны, происходит по плоти от Давида, а с другой – неизмеримо больше его. То есть Он – Человек, но вместе с тем Он и Бог. Наверное, конкретно-исторический смысл этого псалма, связанный с земными царями, не включал в себя столь сложного богословского элемента, но если бы речь шла только об историческом царе, к чему было бы включать этот гимн в состав Священного Писания? Наверняка он имеет и более глубокое значение.

Многие подобные места в Писании уже ко временам Нового Завета воспринимались евреями как мессианские пророчества, указывающие на грядущего праведного царя. Но каким будет этот царь?

Победа или страдания?

Разумеется, все хотят видеть своих царей победителями. Не сказано ли и в том же самом псалме: положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? (). Нечто похожее есть и у других пророков: славный образ торжествующего царя, которому поклоняются и покоряются его былые враги. Но у того же Исайи мы встречаем и совсем другой образ: страдающего Мессию. Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ().

За эти строки и за многие другие пророчества о Христе Исайю даже называют «ветхозаветным евангелистом». Но как же так? Разве может Мессия быть одновременно и победителем, и побежденным? Судьей и подсудимым? Прославленным и презренным? Ответы на все эти вопросы были даны миру только в Новом Завете, а ветхозаветные пророчества не открывают нам этой тайны полностью, они – те самые знаки, что оказываются не совсем такими, какими ты их себе представлял. Но их все же слишком много, и тот, кто ищет добросовестно, наверняка опознает хотя бы некоторые из них.

Детали и подробности

Евангельское повествование о Христе, по сути, начинается с провозглашения Его Мессией. Архангел Гавриил, возвещая Марии о рождении Иисуса, говорит, что Он будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (). Обратим внимание, что здесь с самого начала речь идет о Мессии-победителе, и значит, последующие страдания и даже смерть Христа вовсе не означали ни Его поражения, ни какого-то умаления Его Царства.

А дальше идет множество деталей и подробностей; особенно много внимания уделяет им евангелист Матфей. Значимой оказывается буквально каждая деталь, причем не только для евангелиста, но и вообще для всех. Когда царь Ирод хочет выяснить, где родился новый Царь (причем сам Ирод понимает Его царство исключительно в политических терминах и видит в Мессии угрозу собственному правлению), то его советники обращаются ни к чему иному, как к книге пророка Михея: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (). А когда Иосиф и Мария бегут в Египет и через несколько лет возвращаются домой, то евангелист приводит слова пророка Осии: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего ().

Кстати, между этими двумя пророчествами – немалая разница. Михей явно говорит о некоем правителе, его слова относятся к Мессии вполне однозначно. Но слова Осии в контексте его книги проще понять так: речь идет о самом народе Израиля, который был в египетском рабстве, но Господь вывел его оттуда. То есть некоторые из пророчеств, в Евангелии отнесенных ко Христу, изначально могли иметь иной исторический смысл. Это нормально. Более того, если Мессия – идеальный царь и идеальный израильтянин, то понятно, что некоторые события из его жизни будут так или иначе повторять события из жизни других царей и всего израильского народа.

Но особенно много пророчеств связано с Распятием и Воскресением Христа. Чуть ли не каждая деталь крестной смерти находит свое отражение в словах пророков. Это и крестная смерть, когда Христа прибили ко кресту, а Его одежду делили по жребию (). И уксус, который Ему дали пить на кресте (). И гробница богатого человека, в которую положили Его мертвое тело (). Это, наконец, рассказ о тридцати серебряных монетах, которые Иуда получил за свое предательство, а потом в ужасе от совершенного бросил их в Храме на пол, и на них купили землю горшечника ().

Есть в Ветхом Завете и пророчества о Воскресении Христовом и о всеобщем воскресении. Ведь еще задолго до рождения Мессии было написано: Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ().

Наконец, есть в Ветхом Завете и некое подобие хронологии – таинственная книга Даниила. В ней говорится, что от восстановления Иерусалима до появления Мессии должно пройти семь седмин и шестьдесят две седмины (). Правда, срок этот можно отсчитывать от разных событий, и пророчества Даниила трактуются разными толкователями очень по-разному, но издавна существовало и такое понимание: между восстановлением Храма после вавилонского плена и явлением Христа народу прошло шестьдесят девять седмин, или 483 года.

«Ты – Христос, Сын Бога Живого!»

Обратим внимание и на то, как в Евангелии люди узнают в Иисусе долгожданного Мессию, Христа. Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ().

Он не провозглашает себя Мессией – Он задает открытый вопрос, и только после того, как Петр (другие, видимо, не смогли или не посмели это сформулировать) назвал Его полным мессианским титулом, Христос подтверждает его правоту и добавляет: человек не может сам додуматься до этого, ему эту тайну открывает Бог.

При этом никак не умаляется свобода человека принять или отвергнуть эту тайну. Пророчества, как мы уже выяснили, не имеют силы математических доказательств, и каждое из них можно объяснить случайным совпадением, а то и неточным переводом… Именно поэтому многие знатоки Ветхого Завета не видят в нем Христа. Собственно, такова позиция иудаизма: часть пророчеств иудеи относят к приходу Мессии, который, с их точки зрения, еще не состоялся, а часть – к кому-то или чему-то еще. Например, 53-ю главу Исайи, о страданиях Мессии, они прилагают к народу Израиля в целом. А мусульмане, почитая Иисуса (Ису) как великого пророка, вовсе не считают Его Сыном Божьим, да и вообще мессианские идеи чужды исламу.

Более того, в иудаизме то и дело возникали люди, которые объявляли себя мессиями. Наиболее известен Сабатай (или Шабтай) Цви, живший в XVII веке в Османской империи и в конце концов принявший под угрозой смерти ислам (но даже это не смутило наиболее рьяных его последователей). Назывались и другие имена…

Подобные идеи всегда использовались и в политической борьбе за власть, и в идеологических войнах за умы людей. Но если мы действительно знаем имя Того, Кто воцарился над всем миром, Кто принес нам исцеление от греха и смерти и Кто примиряет нас с Богом, то эти манипуляции нам уже не особенно важны – ведь самое главное мы уже знаем.

Пророчество о Воскресении

Господь в видении вывел пророка Иезекииля в поле, полное человеческих костей, обвел его вокруг поля и спросил: «оживут ли кости сии? И сказал я: Господи Боже, Ты знаешь это » (Иез. 37, 3). И тогда Бог повелевает пророчествовать на эти кости, и вот Иезекииль видит, как происходит шум и движение и собираются кости между собой и покрываются плотью. «Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище » (Иез. 37, 9–10).

Здесь сразу вспоминается сотворение человека. Как сотворен человек? Господь вдыхает в лицо человека дыхание жизни, и он становится душею живою (Быт. 2, 7).

И в видении пророка Иезекииля усматривается новое сотворение человека: из мертвых костей Господь собирает тела, и снова дух входит в них и снова их оживляет, и «так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву, и узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас из гробов и вложу в вас дух Мой и оживете и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь » (Иез. 37, 12–14). Здесь в исторической перспективе показывается то, что снова будет жить этот народ на своей земле, а в пророческой перспективе, конечно же, речь идет о воскресении.

Следует отметить, что раздел Иез. 37, 1–14 – видение оживления сухих костей – читается в качестве паремии в Великую субботу (перед Плащаницей, после великого славословия) как пророчество о всеобщем воскресении мертвых, начало которому, по апостолу Павлу (1 Кор. 15, 20), положено воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

Из книги Труды автора Сурожский Митрополит Антоний

О Воскресении Христовом{233} Говорить о Воскресении мне кажется всегда очень трудным. Говорить о Страстях, о трагедии жизни Спасителя, говорить об Его учении относительно легко в том отношении, что можно ссылаться на всечеловеческий опыт: мы все знаем, что такое смерть,

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

О ВОСКРЕСЕНИИ Мр. XII, 18. Потом пришли к нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили его, говоря: 1И подошли к нему саддукеи; они говорили ему, напротив, что не быть пробуждению жизни, и стали спрашивать его.ПРИМЕЧАНИЕ1) У Матфея (XXII, 23) сказано: ?? ???????? ?? ?????

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Б. О воскресении нечестивых «Там дух фанатизма властвует над определенной категорией людей, соблюдающих день субботний. Они лишь слегка и небольшими глотками пьют из источника истины и не знакомы с духом вести третьего ангела. И с ними ничего нельзя сделать, пока не

Из книги Творения. Том 2 автора Сирин Ефрем

В. О специальном воскресении «Могилы откроются, и „многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12:2). И все, умершие в вере в весть третьего ангела, выходят прославленными из могил, чтобы услышать Божий

Из книги Сочинения автора Эфесский Марк

О воскресении мертвых Как в полночь, когда все спят, при внезапном великом шуме с неба, ужасных громах, страшных молниях и землетрясении приходят в страх все, делавшие зло, и, размыслив об этом, начинают ударять себя в грудь, лежа на ложах своих, потому что некуда им бежать и

Из книги Сочинения автора

О Воскресении Учение о воскресении никак не почиталось у Эллинов достойным обсуждения. Да и как было бы оно возможно, когда большинство из них полагало, что душа не продолжает существовать после разлучения с телом. Евреи же недалеки были от этого верования. Ибо некоторые

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

О воскресении плоти Пер. Н. Шабурова и А. Столярова. 1. Воскресение мертвых-упование христиан. Благодаря ему мы - верующие. Истина заставляет верить этому, истину открывает Бог. Но толпа насмехается, мня, что ничего не остается после смерти. И, однако, приносит жертвы

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава 46. 1–12. Пророчество о поражении египтян при Евфрате. 13–28. Пророчество о завоевании Египта халдеями 1-12 Пророк обращается с призывом к египетскому войску, стоявшему под предводительством фараона Нехао при г. Кархамисе у Евфрата. Пусть египтяне снаряжаются и

Из книги Трактаты автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

Глава XXVIII. Пророчество на Тирского царя и Сидон. 1-10. Грех и кара царю. 11-19. Плач над ним. 20-26. Пророчество на Сидон 2 Царем Тирским тогда был Итобаал II (И. Фл. С. Арр, 1, 21), но так как царь в Тире пользовался незначительною властью и влиянием и ничего неизвестно о каких-либо

Из книги Иисус, прерванное Слово [Как на самом деле зарождалось христианство] автора Эрман Барт Д.

Глава XVI. Воскресение Христа (1-8). Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и ее выступление пред учениками с вестью о воскресении Христа (9-11). Явление Христа двум ученикам и возвещение последними вести о воскресении в среде апостолов (12-13). Явление Христа двенадцати

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Из книги Реинкарнация в мировых религиях автора

Повествования о воскресении Ни в одном другом сюжете различия между каноническими евангелиями не прослеживаются отчетливее, чем в повествованиях о воскресении. Студентам-первокурсникам я часто предлагаю выполнить простое упражнение: составить список всего, что

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Радость о воскресении Известно, что Гоголь полагал, что первый том Мертвых душ будет всего лишь первым камнем, заложенным для постройки грандиозного здания из трех томов, на протяжении которых мертвые души преобразятся и воскреснут. Радость о воскресении - тема,

Из книги автора

Вопрос о воскресении В стихах Корана очень часто встречаются упоминания о воскресении, которые с равной долей вероятности могут относиться и к реинкарнации. Например, в суре 20:55/57 приводятся слова Бога, обращенные к Моисею: «Мы сотворили тебя из земли, и Мы вновь обратим

Из книги автора

Пророчество о Воскресении и его значении Когда Ефрем говорил, все трепетали. Он был высок в Израиле; но сделался виновным через Ваала – и погиб.2 И ныне прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего по понятию своему, – полная работа

Слова Символа веры “воскресшаго в третий день по писанием ” заимствованы из 1 Кор. 15, 4:

“… Он погребен был и… воскрес в третий день, по Писанию”.

Словами “по писанием ” “означается, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета“ 7 ,

“… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились” (Ис. 53, 6).

“… Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление” (Пс. 15, 10; Деян. 2, 27).

В Ветхом Завете есть указание, что Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Прообразом тридневного Воскресения было, по словам Самого Господа, трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита:

Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” (Мф. 12, 40).

Действительность Воскресения Христова

Воскресение Иисуса Христа - событие настолько не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам, которых Сам Господь несколько лет готовил к восприятию этой истины. Даже после того как было обнаружено, что гроб пуст, ни у кого из учеников, за исключением Иоанна Богослова, не возникает мысли о Воскресении. Ап. Фома упорствовал в своем неверии даже после того, как более десятка учеников Христа свидетельствовали ему о явлениях Воскресшего.

Факт Воскресения Христа из мертвых подтверждается:

а) пустотой гроба;

Сразу после погребения вожди иудейского народа пришли к Пилату и просили его приказать “охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых ” (Мф. 27, 64). После Воскресения, когда гроб оказался пуст, те же первосвященники и фарисеи подкупили воинов, несших стражу у гроба, сказав им:

скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали” (Мф. 28, 13).

б) наличием во гробе погребальных одежд;

Сама по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не осталось погребальных одежд. Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно. Вероятно, именно это обстоятельство заставило ап. Иоанна Богослова уверовать в действительность Воскресения (Ин. 20, 6–8).

в) явлениями Воскресшего ученикам;

В книгах Нового Завета описывается десять явлений Воскресшего ученикам. Кроме того, говорится о явлениях ученикам в течение сорока дней по Воскресении с целью научения их тайнам Царствия Божия (Деян. 1, 3).

Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете:

И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку” (Зах. 14, 4).

Об исполнении этого пророчества говорят евангелисты Марк и Лука:

“… Господь, после беседования с ними, вознесся на небо” (Мк. 16, 19).

И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо” (Лк. 24, 51).

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их” (Деян. 1, 9).

О событиях Вознесения, несомненно, знали и другие ученики:

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий” (Ин. 3, 13).

Он же есть и восшедший превыше всех небес” (Еф. 4, 10).