Боги денег, богатства и удачи в греческой мифологии. Бог богатства у греков

Век Астреи

Слепое счастье

Рука Немезиды

Немезидой (Νέμεσις) греки называли богиню мести и сурового правосудия. Изображали они её в виде крылатой женщины с уздой и мечом в руках, как божество вездесущее, карающееза нарушение общественных и моральных норм.

В настоящее время слово «Немезида» применяется со значением «справедливое возмездие»; а под «рукой Немезиды» подразумевается сила и власть государственного суда.

Существует такое крылатое выражение, как «четыре "k"». Имеются в виду четыре немецких слова, начинающихся на одну букву: Kinder, Kuche, Kirhe, Kleider (дети, кухня, церковь, наряды).

Так, некогда германский император Вильгельм II отозвался о феминистическом движении и вообще об идее женского равноправия, сказав, что немецкая женщина обязана знать лишь «детей, кухню, церковь и наряды».

Однако, немецкий император, вероятно, запамятовал, что древние связывали золотой век человечества именно с женщиной. Кроме того, в античности опять-таки в женских руках было счастье и возмездие.

Век Астреи

Выражение «Век Астреи» сегодня можно встретить только в старых-старых книгах, и то довольно редко. В сегодняшней повседневной речи намного чаще говорят «золотой век».

Так, кем же всё-таки была Астрея и почему мы употребляем словосочетание «золотой век»?

В мифах древности Астрея была богиней справедливости, дочерью всемогущего Зевса, отца богов и людей, и богини правосудия Фемиды.

Богиня Астрея была послана родителями жить на землю для того, чтобы помочь людям жить честно и справедливо. Однако, не вынеся их преступлений, она вознеслась на небо. Вот тогда-то и кончился «Век Астреи», «золотой век», то есть золотое время сказочного счастья. Позднее этим выражением стали характеризовать счастливую полосу жизни или пору радости.

Что же касается богиня Астреи, то она с тех пор так и сияет на небе в созвездии Зодиака под именем Девы.

Слепое счастье

Очень часто в музеях скульптуры и живописи можно увидеть изображение молодой женщины, катящейся куда-то на крылатом колесе, символизирующем неустойчивость и переменчивость мира. Это древнегреческая богиня Тюхе (Тихи) - богиня случая и удачи, изобилия и счастья, с которой римляне отождествляли свою богиню Фортуну. В руках у неё рог изобилия, а глаза закрывает повязка: именно поэтому счастье и считается слепым.

Древние полагали, что удача человека не зависит ни от каких других причин, кроме как от случайности. Кроме того, любое счастье недолговременно. Не случайно богиня летит по миру с закрытыми глазами, сыпля из рога изобилия свои дары: глядишь, они попали и на тебя… Однако, «колесо Фортуны» повернулось, и богиня уже далеко…

Конечно, сегодня мы понимаем, что наше счастье в наших руках, благодаря положительному настрою и мыслям (не в ущерб другому), которые разворачивают колесо Фортуны в твою сторону...

скачать

Реферат на тему:

Тюхе



Тю́хе (Тихе, Тихэ, Тихея греч. Τύχη , «случайность», то, что выпало по жребию) - в греческой мифологии богиня случая и удачи.

В древнеримской мифологии ей соответствует Фортуна. Тюхе не встречалась в классической мифологии, а появилась только в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе. Она символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жизни.

Имя Тюхе, океаниды и спутницы Персефоны, впервые встречается в гомеровском гимне к Деметре , но этот персонаж не имеет ничего общего с богиней Тюхе.

У Архилоха Тюхе находится рядом с Мойрой; у Пиндара она - дочь Зевса и тоже близка мойрам. Павсаний соглашается со словами Пиндара, что Тюхе - одна из Мойр и она сильнее своих сестер . У орфиков Тюхе ассоциируется с Артемидой .

Тюхе персонифицируется в драмах Еврипида и выступает важной движущей силой в эллинистической драме. Действующее лицо комедии Менандра «Щит». Её статуя работы Праксителя в Мегарах . Статуя в Коринфе . Некоторые считают ее созвездием Девы .

Тюхе на реверсе монеты Гордиана III.


Примечания
  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.515, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.446; См. Нонн. Деяния Диониса II 669
  2. Гимны Гомера V 420
  3. frg. 8 Diel
  4. Pind. Ol. XII
  5. Павсаний. Описание Эллады VII 26, 8
  6. Орфика, фр.204 Керн; Орфические гимны LXXII
  7. Павсаний. Описание Эллады I 43, 6
  8. Павсаний. Описание Эллады II 2, 7
  9. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 9; Гигин. Астрономия II 25, 2

Литература

  • Тахо-Годи А. А., Греческая мифология, 132 статьи // Мифы народов мира. Т. 2. - М.: Сов. энциклопедия, 1982
  • Тахо-Годи А. А., Природа и случай как стилистические принципы новоаттической комедии, в сб.: Вопросы классической филологии, 1971, № 3-4, с. 217-72
  • Синицын А. А. 1998: Фукидид и понятие судьбы - Tyche у греков в V в. до н. э. - elar.uniyar.ac.ru/jspui/handle/123456789/1513: Авт. дисс… к.и.н. Саратов.
  • Strohm Н., Tyche. Zur Schicksalauffassung bel Pindar und den trühgriechischen Dichtern, Stuttg., 1944.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 13.07.11 17:51:34
Похожие рефераты:

Тихе была богиней счастья - ее чтили во многих городах, которые охотно отдавались под ее опеку, ее прославляли поэты.У нее было несколько имен: Тюха, Тихе, Тихея. Тихе считают сестрой нереид, привлекательных морских нимф, другие—дочерью Прометея, а еще некоторые—дочерью самого Зевса. В греческой мифологии было в определенной мере обычаем в спорных случаях Зевса, общего праотца богов и людей, считать отцом. Тихе была богиней счастья—ее чтили во многих городах, которые охотно отдавались под ее опеку, ее прославляли поэты, к ней обращались с сердечными молитвами осиротевшие люди. Под ее присмотром корабли доплывают до безопасных пристаней, благодаря ей в войне наступает перемирие, которое выбивает из рук людей окровавленное оружие.
Почему именно ее мы называем покровительницей Горгиппии? А потому, что в период великой греческой колонизации, в период когда пошатнулась безоговорочная вера в предопределенность судьбы, когда эллинов волновал вопрос «что ждет их на незнакомом берегу - смерть или светлое будущее?» именно Тихе стала считаться покровительницей городов воздвигнутых вдали от родины. Даже высокий головной убор богини изображали в виде городских оборонительных стен.
От этой непостоянной богини, которую по мифологии опасался сам Зевс, потому что она могла в корне изменить все его приказания, в жизни горгиппийцев зависело буквально все:
- пойдет ли дождь среди ясного неба;
- сядет ли холодный туман на цветущие сады;
- нападут ли волки на мирно пасущиеся стада;
- споткнется ли противник во время борьбы, наступив на каменную осыпь.
С раннего детства жители Горгиппии знали, что эта богиня может как одарить несметными богатствами из «Рога изобилия» понравившегося ей человека, так и отобрать последнее у бедняги, который ей чем-то не угодил.
На территории современной Анапы и в ее окрестностях найдено несколько скульптурных изображений богини. Самая большая из них найдена во время раскопок одного из домовладений на территории музея-заповедника. Статуэтка располагалась в домашнем алтаре в подвале дома, неподалеку от которого была найдена табличка, первыми словами которой являются «Добрая Тихе…». Даже не находясь рядом горгиппийцы старались задобрить своенравную богиню и не только потому, что они ее боялись, а потому, что у нее было замечательное качество - она могла исполнять желания, любые, самые несбыточные.
У гостей анапского археологического музея есть уникальная возможность - загадать перед статуей Тихе самое заветное желание, ведь если быть достойным милости богов и почаще о себе напоминать - все в вашей судьбе будет замечательно.

) - в древнегреческой мифологии божество случая, богиня удачи и судьбы . В древнеримской мифологии ей соответствует Фортуна . Тюхе не встречалась в классической мифологии, а, как отмечает А. А. Тахо-Годи , появилась только в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе . Она символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность .

Ей стали поклоняться в Афинах в V веке до н. э. , и её культ особенно распространился в эпоху эллинизма . Ряд городов, в частности Антиохия и Александрия считали её своей богиней-покровительницей .

Тюхе персонифицируется в драмах Еврипида и выступает важной движущей силой в эллинистической драме . Действующее лицо комедии Менандра «Щит». Её статуя работы Праксителя в Мегарах . Статуя в Коринфе . Некоторые считают её созвездием Девы .

В честь Тюхе назван астероид (258) Тихея , открытый в 1886 году.

Напишите отзыв о статье "Тюхе"

Примечания

Литература

  • // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . - 2-е изд. - М . : Советская Энциклопедия , 1988. - Т. 2: К-Я. - С. 515.
  • Тиха // Реальный словарь классических древностей = Reallexikon des klassischen Altertums: Лейпциг: BG Teubner Verlag, 1855: [пер. с нем. ] : в 3 т. / авт.-сост. Ф. Любкер . - М . : Олма-Пресс , 2001. - Т. 3. - С. 446. - ISBN 5-224-01511-1 .
  • Нонн. Деяния Диониса II 669
  • Синицын А. А. 1998: : Авт. дисс… к.и.н. Саратов.
  • Strohm Н., Tyche. Zur Schicksalauffassung bel Pindar und den trühgriechischen Dichtern, Stuttg., 1944.

См. также

Отрывок, характеризующий Тюхе

В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
«Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».

Кто бог богатства у греков? Он у них не один. Древнегреческая мифология поражает своей многогранностью. В ней сочетаются моральность, этические принципы и культура многих европейских народов. Мифология отличается особым мышлением, изучением мира и места человека в нем. За помощью во всех начинаниях древние греки обращались к могущественным божествам, направляющим их на правильный путь и дарившим им удачу во всем. Кто боги богатства у греков? Именно о них и пойдет речь в статье.

Отношение к богатству в Древней Греции

В Древней Греции скептически относились к богатству: считалось, что заработать деньги гораздо проще, чем заслужить доброе имя и славу. В древнегреческой мифологии нередко встречаются случаи, когда бедный человек из народа брал верх над богатой аристократией, которая не имела авторитета и уважения среди греков. Прежде чем Греция стала экономически развитым государством, приоритет отдавался нематериальным сферам: медицине, философии, науке и спорту.

Позже начало активно развиваться сельское хозяйство, ремесло и торговля. Именно тогда на первый план пантеона вышли древнегреческие боги богатства, плодородия и торговли: Деметра, Меркурий, Гермес и Плутос.

Сначала древние греки выращивали зерновые культуры, но с развитием торговли это стало неприбыльным занятием, и предприимчивый народ начал торговать культурами, которыми богата Греция, - оливковым маслом и виноградом. Вместе с развитием торговли стали появляться денег.

Параллельно развивался рабовладельческий строй: рабы были предметом торговли, их труд применялся в ремесле.

Бог богатства у греков - Плутос. С его появлением становится популярным такое понятие, как "деньги". К ним относились уважительно и старались сохранить каждую монету. Каждый полис вытачивал свои собственные деньги, и торговля растянулась далеко за пределы Греции. Передвижными посредниками выступали странствующие колонии, следы которых были найдены в Черном море, недалеко от нынешнего Севастополя, Керчи и Феодосии.

С развитием экономики появились перекупщики, меняющие деньги среди полисов. Они делали ставки под проценты, давали взаймы и принимали вклады. У банкиров собирались огромные суммы, и они имели возможность зарабатывать на перекупках.

Как было сказано ранее, первой богиней, имеющей отношение к обогащению, была Деметра.

Деметра

Деметра - одна из наиболее влиятельных и уважаемых богинь Греции. Это богиня богатства и плодородия. В ее честь повсюду в Греции проходили празднования и почести, особенно в месяцы посевов и сбора урожая. Считается, что без содействия и воли Деметры не будет урожая: земледельцы обращались к ней за помощью и благословением на посевы, а женщины просили плодородия и возможности выносить ребенка. Интересной особенностью является то, что Гомер уделял очень мало внимания этой богине: она практически всегда оставалась в тени даже менее могущественных богов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в ранние годы в Греции преобладали другие способы обогащения, а земледелие перешло на первый план гораздо позже, вытеснив разведение скота. Расположение богини сулило земледельцу сопутствующие погодные условия и богатый урожай.

Согласно легендам, Деметра была первой, кто вспахал землю и посеял в ней зерна. Греки, ставшие свидетелями этого, были уверены, что зерна испортятся в земле, но спустя некоторое время взошел урожай. Деметра научила людей ухаживать за посевами и взращивать зерно, а позже подарила им другие культуры.

Деметра - дочь Кроноса и Реи, единственная девочка в семье. Ее братья - могущественные Аид, Посейдон и Зевс. С братьями у Деметры были странные отношения: она недолюбливала Посейдона, а Аида вовсе ненавидела. С Зевсом у Деметры был брак, подаривший дочь Персефону.

Деметра и Персефона - древнегреческие боги богатства и плодородия

Персефона переняла эстафету своей матери и стала богиней плодородия и земледелия. Деметра очень любила свою единственную златовласую дочь и передавала ей свою мудрость. Та отвечала матери взаимностью.

Однажды случилось невероятное горе, подкосившее Деметру: ее дочь похитили. Сделал это бог подземного царства Аид, брат Деметры. Разрешение на это дал сам Зевс, пообещавший брату свою дочь в качестве супруги.

Ничего не подозревающая Персефона прогуливалась со своими подругами по зеленым лугам, и тут ее похитил будущий супруг. Он упрятал девушку глубоко под землей, а убитая горем мать скиталась по землям, разыскивая ее. Деметра не ела и не пила несколько месяцев, урожайные пастбища высохли, а дочь все не появлялась. Зевс рассказал о договоре Деметре, но та отказалась делить любимую дочь с братом, которого ненавидела с самого детства.

Зевс обратился к Аиду с просьбой вернуть дочь матери, но тот согласился с одним условием: две трети года Персефона будет проводить со своей матерью плодородия, а на одну треть года она будет спускаться в подземное царство, проглотив перед этим зернышко граната. Таким образом древние греки объясняли смену сезонов и посевных.

Деметра и Триптолем

Триптолем - тоже бог богатства у древних греков. Однажды богиня плодородия решила передать дар сыну царя Елевсина - Триптолему. Она научила его вспахивать землю, обрабатывать ее и дала зернышки для посевов. Триптолем трижды вспахал плодородные райские земли и закинул в них зернышки пшеницы.

Через какое-то время земля принесла богатый урожай, который благословила сама Деметра. Она дала Триптолему горсть зерна и магическую колесницу, что могла перемещаться по небу. Она попросила своего наставника ступать по всему миру, обучая людей сельскому хозяйству и раздавая плодородные зерна. Тот выполнил указания богини и выдвинулся в путь.

Везде, где побывал бог богатства (в это описывается именно так) на своей колеснице, простирались поля с богатым урожаем. До тех пор, пока он не прибыл в Скифию, к царю Линха. Царь решил забрать все зерна и славу Триптолема себе, убив его во сне. Деметра не могла допустить смерти своего помощника и прибыла ему на помощь, превратив Линха в рысь. Тот убежал в лес, а в скором времени и вовсе покинул Скифию, а бог денег и богатства у греков - Триптолем - продолжил свой путь, обучая людей сельскому хозяйству и земледелию.

Плутос

Древнегреческий бог богатства Плутос - сын Деметры и титана Иасиона. Согласно мифам влюбленные Деметра и Иасион предались искушению на острове Крит и зачали Плутоса на трижды вспаханном поле. Увидев влюбленную пару, Зевс пришел в бешенство и испепелил отца Плутоса молнией. Воспитанием мальчика занимались богини мира и случая - Эйрена и Тихе.

Считается, что Плутос, бог богатства, был слепым и одаривал людей произвольно, не обращая внимания на их внешние данные или статус в обществе. Одаренные Плутосом получали невиданные материальные блага. Ослепил бога Юпитер, который побаивался того, что Плутос будет несправедлив и необъективен при распределении богатств. Поэтому удача в материальном плане может настигнуть как плохих, так и хороших людей.

В искусстве бога богатства изображают в виде младенца с в руках. Чаще всего младенца на руках держит либо богиня фортуны, либо богиня мира.

Чаще всего имя Плутоса связано с Деметрой и Персефоной. Он сопутствует и помогает всем, к кому благосклонна богиня плодородия.

Греческий бог богатства Плутос ввел такое понятие, как "блага". Люди начали бережно относиться к материальным благам: откладывать деньги и приумножать их. Ранее греки не придавали особого значения материальным ценностям, их не беспокоило благоустройство и уровень жизни.

Комедия «Плутос»

Комедия была написана и поставлена древнегреческим комедиографом Аристофаном. В ней греческий бог богатства Плутос изображен как слепой старик, не способный правильно распределить богатства. Он одаривает нечестных и подлых людей, из-за чего сам теряет все свои богатства.

На пути Плутосу попадается житель Афин, который возвращает ему зрение. Бог богатства снова видит, и это помогает ему справедливо вознаграждать людей по их заслугам. Плутос снова становится богатым и возвращает уважение народа.

Плутос в "Божественной комедии"

Плутос, бог богатства в греческой мифологии, был изображен в поэме «Божественная комедия», что была написана в 1321 году Данте Алигьери. Он был привратником на четвертом кругу ада и имел вид звероподобного демона. Он охранял круг ада, на котором были скупцы, расточители и алчные души.

Плутократия

В честь бога богатства был назван один из политических режимов - плутократия. Термин был введен в конце 19 века и характеризует форму правления, при которой государственные решения принимаются не по воле большинства (народом), а небольшой группой олигархических кланов, находящихся в тени. Таким государством правят в первую очередь деньги, а легитимно выбранное правительство полностью подчиняется состоятельным кланам.

Плутос и Плутон: древнегреческие боги денег, богатства и изобилия

В какой-то период в древнегреческой мифологии отожествлялись два божества - Плутон (бог подземного царства) и Плутос (бог богатства и изобилия). Объясняется это тем, что Аид обладает бесчисленными богатствами, хранящимися глубоко под землей. Также существует множество мифов, объединяющих этих богов.

Согласно более древним мифам Аид - брат матери Плутоса, Деметры, поэтому приходится ему дядей. Но в более поздних мифах утверждалось, что это одно божество. Это подтверждает и созвучность их имен: Плутос и Плутон.

Рог изобилия

Это символ нескончаемых богатств, произошедший из мифов Древней Греции. Рог принадлежит козе Амалфее, которая вскормила своим молоком маленького Зевса, скрывавшегося от своего отца Кроноса на острове Крит.

Существует и другая легенда о его происхождении. Геракл свернул рог речному богу во время боя. Он проявил милосердие и вернул рог его владельцу. Тот не остался в долгу и подарил миру рог изобилия, наполненный богатствами.

В искусстве этот символ изображается перевернутым верхом вниз, через отверстие в котором извергаются разнообразные плоды: фрукты и овощи, иногда монеты. Чаще всего рог изобилия держит в руках бог богатства у греков - Плутос. На некоторых скульптурах с этим символом изображена богиня правосудия - Фемида.

В Древней Греции чеканились монеты с изображением рога изобилия с обратной стороны. Это должно было привлекать новые деньги и помогать удерживать свое имущество.

В Средние века рог изобилия был преобразован в Святой Грааль, являющийся источником вечной жизни и богатств.

Меркурий (Гермес)

Меркурий - бог богатства, торговли и покровитель воров. Он изображается в шлеме и сандалиях с крыльями, примирительным жезлом и с мешком, наполненном золотыми монетами.

Бог богатства у греков Меркурий был позаимствован римлянами у греков после их завоевания. В Древней Греции Меркурия называли Гермесом. Изначально это был бог скота и скотоводства. Во времена Гомера он стал посредником между богами. Именно тогда он получил крылья на своих сандалиях и шлеме, чтобы быстро перемещаться, выполняя различные задания. У него также имелась примирительная палка из золота, с ее помощью он разрешал конфликты и споры.

С развитием сельского хозяйства он стал покровителем хлеба и зерна, позже, когда активно развивались рыночные отношения, - богом торговли и покровителем купцов. К нему обращались за помощью в перекупках, торговых сделках и в обменах товаром.

Считается, что именно Гермес, греческий бог богатства, подарил грекам цифры и научил их считать. До этого люди расплачивались на глаз, не придавая особого значения количеству денег.

Еще позже Гермес стал покровителем воров: его изображали с кошельком в руках или со связанными руками рядом с Аполлоном - намек на воровство.

Когда римляне завоевали Грецию, они позаимствовали бога Гермеса, переименовав его в Меркурия. У них это был бог процветания, обогащения, торговли и прибыли.

В наше время изображение Меркурия можно встретить на эмблемах банков, крупных торговых фирм и аукционных бирж.

Царь Мидас и золото

В Древнегреческой мифологии Мидас был царем Фригии. С самого детства он знал, что будет богатым и влиятельным человеком: ему на это указывали все знаки судьбы. Даже маленькие муравьи приносили зернышки и складывали их ему в рот.

Однажды во владения Мидаса попал Силен - учитель Диониса. Он заблудился в лесу, когда Дионис вел свое войско через Фригию. Царь Мидас увидел это и подлил вина в ручейки, проходившие через лес. Силен напился воды, смешанной с вином, и сразу же опьянел. Неспособный выбраться из леса, он долго по нему блуждал, пока Мидас его не встретил и не отвел к Дионису.

Счастливый Дионис предложил Мидасу загадать любое желание. Тот пожелал «золотое прикосновение»: чтобы все, к чему притронется его рука, становилось золотым.

Дионис покорился желанию царя, и тот устроил пышное празднование, накрыв стол разными напитками и блюдами. Но за столом он понял, что умрет от жажды и голода, ведь еда и напитки в его руках становились золотом.

Царь кинулся к Дионису с просьбой лишить его дара, и тот приказал ему выкупаться в реке Пактол. Мидас потерял способность превращать все в золото, а река после этого стала золотой.

В наше время выражение «прикосновение Мидаса» означает способность быстро зарабатывать деньги «из воздуха» и быть успешным во всех начинаниях.

Кайрос

Кайрос - почитаемое божество у древних греков. Он был покровителем шанса - счастливого мига, который может подарить удачу и процветание, если вовремя за него ухватиться. Он всегда где-то рядом с Хроносом - покровителем последовательности времени. Но в отличие от Хроноса Кратоса очень сложно встретить и уловить: он появляется лишь на секунду и мгновенно исчезает.

Греки верили, что Кайрос может указать им на счастливый миг, в который удача им улыбнется, а боги будут благосклонны во всех начинаниях.

Бог бесшумно и быстро перемещается среди простых смертных, столкнуться с ним лицом к лицу - большая редкость и удача. В этот момент главное - не растеряться, схватить Кайроса за длинный чуб и попросить у судьбы всего, что пожелаешь. Упускать шанс - большой грех, так как он дается всего один раз в жизни.

Кайроса изображают молодым юношей с крыльями за спиной и в сандалиях. На голове у него - длинный золотой локон, за который его можно попытаться ухватить. В руках у Кайроса - весы, что свидетельствует о том, что он справедлив и посылает удачу тем, кто упорно трудится и желает успеха.

Тюхе

В древнегреческой мифологии это богиня удачи, счастливой судьбы и покровительница случая. Тюхе - дочь океана и Тетии (матери богов и покровительницы всех рек).

Тюхе стала культовым божеством, когда у простых людей пошатнулась вера в богов и в их способности. Древние греки верили, что Тюхе сопровождает людей с рождения и на протяжении всех их жизни. Многие города считали Тюхе своей покровительницей, ее изображение чеканили на монетах, а ее статуи украшали дома.

Изображали богиню в короне и с основными атрибутами: колесом (символизирующим переменчивость удачи, отсюда выражение «колесо фортуны») и рогом изобилия. Часто Тюхе держит на руках маленького Плутоса - бога богатства, которого она воспитывала на острове Крит втайне от его

Фортуна

Когда римляне завоевали Грецию, они переняли богиню Тюхе, назвав ее Фортуной. Это богиня удачи, счастья, процветания и успеха.

Согласно мифологии Фортуна сбросила с себя крылья, прибыв в Рим, и пообещала остаться там навсегда. Со временем культ Фортуны стремительно развивался, затмевая остальных богов. Ее благодарили за посланную удачу и даже за неудачи и горе. Также ее называли Перворожденной, Счастливой, Доброй и Милосердной. Всех младенцев и новорожденных посвящали ей, ее прикосновение определяло дальнейшую судьбу человека.

Позже, когда морально-этические устои начали постепенно разрушаться, богиня Фортуна стала покровительницей домашнего очага, любви и семейного счастья как у женщин, так и у мужчин.

Фортуна украшала а в искусстве изображалась в виде женщины с рогом изобилия на плече, из которого извергаются богатства - фрукты, овощи и золото. Иногда она держала в руках колесницу или стояла на носу корабля. Это символизировало переменчивость судьбы.

Многие греческие боги богатства и удачи по сей день живут в мифологии. Есть ли в этом доля правды или миф всегда остается мифом? У каждого свое мнение по этому поводу. В любом случае это интересно и познавательно.