Просветление – это изначальное состояние сознания. Кто такие просветленные люди и как их распознать

| Просветление. Некоторые признаки и критерии

Просветление. Некоторые признаки и критерии

(Изложено на основе текстов Ведической традиции и высказываний Просветленных)

Духовный поиск многих искателей начинается с прояснения основополагающих терминов. Одним из таких наиболее часто используемых терминов является «». От «правильного» толкования Просветления во многом зависит выбор Пути духовным искателем.

Почему так происходит? Потому, что часто отождествляют с Плодом практики, то есть с целью, к которой будет стремиться духовный искатель. Если неверно выбрана цель достижения, то и результат практики будет соответствующим.

Через понятие Просветления одни самоутверждаются и тем самым укрепляют свое неведение, другие искренне заблуждаются, третьи укрепляются в идее независимости эго, четвертые оправдывают свои клеши и недисциплинированность.


Эго всегда найдет способ выдать желаемое за действительное. Мы не подозреваем насколько оно хитро, изощрено, как тонко оно умеет маскироваться, строить защиту, мимикрировать и убеждать ум. Оно может делать обманные ходы, ставить ложные цели, и делать все ради своего самоутверждения. Но кого оно может обмануть? Только самого себя.

Часто утверждают, что подразумевает переход в состояние отсутствия эго. Только тот может называться просветлённым, у кого нет эго.

Часто связывают с различными измененными состояниями сознания, которые иногда возникают в дхьянах или при созерцании. Измененные состояния даруют некоторую расширенность, спонтанность, ясность, открытость, глубину. И тогда эго начинает усиленно искать их.

Многие понимают как избавление от страданий, но это поверхностный уровень понимания. Когда мы становимся на путь духовного совершенствования - первое что с нами происходит - мы избавляемся от страданий обычного человеческого существа. Почему? Потому что мы перестаем жить категориями, понятиями этого мира.


В дзэн Просветлению соответствует термин сатори, пробуждение ото сна неведения, что является очень важным событием в жизни человека. Уничтожение неведения не есть уничтожение многообразия, это уничтожение отождествления с многообразием. Когда многообразие неспособно больше вводить в заблуждение.

На самом деле это преобразование человека в сторону божественности, выход за пределы человечности.


Наша человечность, мир людей почти всегда состоит из ограниченного воззрения. же связано с освобождением от прарабдха кармы и любой кармы вообще и тогда сознание выходит за пределы времени, пространства манушья локи (человеческого мира), для него открываются бесконечные миры божественных существ. И душа начинает свой путь за пределы всего.

Многие понимают как самоцель. И тогда эго создает себе образ Просветления как такой желанной вещи и начинает фантазировать на эти темы. Эти фантазии складываются в умственную картину мира. Начинаются оценки, обсуждения - этот просветлен, а этот нет.


Но это все ум, основа эго.

На самом деле нужно его (эго) убедить в том, что это не самоцель, это - всего лишь красивый цветок на пути, а цель садханы - вне всех понятий о Просветлении, это Абсолют, Бог.

Абсолют не нуждается в Просветлении , потому что он никогда не омрачался. Просветляется наш обусловленный ум, но Брахман не имеет к этому отношения. Истинное дается как милость, происходит, а не достигается умом и эго. И оно не цель, Просветление только некий факт узнавания того, что всегда было, узнавания Абсолюта. Узнали вы об этом или нет - для самого Абсолюта - неважно. Это важно только для ума, тела. И истинное - это когда ты понимаешь это, то есть, когда само становится незначительным фактом по сравнению с Абсолютом.

Признаки Просветления

Адекватно описать мир Просветленного для людей обыденного двойственного мира невозможно. Людям обыденного мира видно только тело Просветленного, но не его знание. Глаза других людей, не являющихся Просветленными, не могут видеть сущность Просветленного, ибо их ум не способен проникнуть в знание которым обладает джняни. Они могут видеть тело, слышать голос, оценивать слова, но все это не имеет никакого значения с точки зрения Просветленного, поскольку он всем этим не является и пребывает в трансцендентном сознании за пределами тела, слов и речи.

Это не только знание - джняна, это еще и шакти - духовная сила, и просветленный это также тот, кто обладает шакти (шактиман).


Первая сила, которая появляется у Просветленного, это сила мудрости (джняна шакти), благодаря ей он может проявлять ясность, давать ответы на любые вопросы, создавать философские системы и разъяснять их, видеть суть причин и следствий.

Вторая сила - это сила самоосвобождения, сила внутренней свободы (сватантрийя шакти), благодаря которой Просветленный может освобождать свое сознание от любых энергий, связей, отношений, сохраняя его чистым, незапятнанным (нираджана). Сила внутренней свободы возникает благодаря силе мудрости и черпает свое вдохновение из брахма ахам бхавы - чистого пространства сознания просветленного.


Третьей силой Просветленного является сила намерения (иччха шакти), благодаря которой он может из пустоты притягивать события, материализовывать вещи, воплощать задуманное (санкальпа сиддхи).


Четвертая сила - это сила управлять реальностью, сила божественного всемогущества, владычество Просветленного (айшварья шакти), благодаря которой он влияет на грубые и тонкие миры.

Наконец, пятая сила это способность действовать, совершать многообразные деяния (крийя шакти) - творить, поддерживать, разрушать, сокрывать, низводить божественное.

Достигший Просветления реально использует эти силы.

« Когда я смотрю на учеников, я думаю о Брахмане, сияющем, непостижимом, что уже сияет внутри них, таким образом, ученики естественно пробуждаются, силой одной связи со мной. » Вселенная джняни, Свами Вишнудевананда Гири

И все же, как сравнить свой духовный уровень с духовным уровнем достигшего Просветления ? С этой целью святые и риши передали нам свое видение состояния Просветления в древних трактатах Ведической традиции.

"Тот, кого не могут затрагивать почести и оскорбления, потери и обретения, тот-мудрец из лучшей категории. Лучший из мудрецов способен без всяких колебаний дать полные ответы на вопросы, касающиеся реализации и самых возвышенных истин...


Например, джняни, который осознал высшую сущность, приложив самые малые усилия, может продолжать придерживаться своего прежнего образа жизни, хотя его ум при этом уже неприступен, и его взгляды невозможно поколебать. Он напоминает мирского человека во всех делах. Как тогда он может быть оценен другими?
Но как бы там ни было, один джняни узнает другого сразу же, подобно тому, как эксперт может оценивать драгоценные камни с первого взгляда...»
Даттатрейя, " ", гл.XXI

Важно понимать, что все высказывания о Просветлении предназначены не для нашего сравнения кого-либо с кем-либо, а только для сравнения нашего собственного мироощущения с мироощущением Просветленного.

Один из признаков Просветления джняни (знающего, Просветленного) есть его внутренняя чистота, его чистое видение. Речь достигшего Просветления становится полностью чистой, его мысли становятся чистыми, его эмоции всегда чисты.

Иногда он может в качестве игры проявить эмоции для помощи другому, но даже в этом случае сам достигший Просветления всегда свободен от них.

""Мудрецы знающие себя, обретают бесстрашие, бесстрастие и сияют в собственном великолепии. Они всегда самодостаточны и внутренне находятся в удовлетворенном состоянии.
Мудрец видит сознание как сущность всего, как вездесущего Бога всего сущего, бесформенного, но наполняющего собой все формы"

"Это мудрец, освобожденный еще в этой жизни, который оставил все мотивированные чем-либо действия, свободен от обусловленности и отвернулся от всех желаний и надежд"

""Даже когда кажется, что он занят каким-то делом в этом мире, его сознание совершенно не отвлечено"
"Двойные силы привлекательности и отвращения совершенно не затрагивают его"

"Состояние того, кто освободился в этой жизни, словами можно выразить еще так: турья или "глубокий сон в пробуждении", состояние полной свободы. Но следующее за этим состояние недоступно для описания словами. Оно за пределами турья".


Достигший Просветления никогда не переживает ни гнева, ни алчности, ни зависти, ни страха. Он смотрит на всех как на воплощение Божественного. Просветленный всегда возвышен. Его ум очень тонок, ясен и остр, хотя он не считает себя ученым.


Просветленного забавляет мирская серьезность людей, придающих большое значение уму и эго, хотя он относится к другим с состраданием.

« 51. Так, растворив двойственные понятия, [джняни] превосходит иллюзорную Майю и становится единым с Брахманом, как вода с водой или молоко с молоком.

69. Употребляющий любую пищу, одевающийся как угодно и живущий где угодно - освобожден тот, кто ощущает себя душой всех существ. »

Достигший Просветления видит Божественность повсюду, даже там, где другим видна лишь обыденность. Он мыслит абстрактно, чисто, широко, масштабно, глобально, парадоксально.

"Тот, кто победил себя, остается в спокойствии и удовлетворенности, выполняя то, что должно быть выполнено и избегая того, чего следует избегать.
Его разум находится в спокойствии, наслаждается наблюдением себя и не заинтересован во внешних событиях и наблюдениях....."
"Тот, для кого радость не радость и страдание не страдание, и есть освобожденный.
Тот, чье сердце не взволновано, даже когда он испытывает удовольствия, и есть освобожденный.
Тот является освобожденным, кто наслаждается чистым сознанием, так же, как и обьективным миром."

Просветленный всегда вне ума, вне мыслей, никакие оценки ума, концепции, суждения, теории не довлеют над ним.

Его интеллект очень высок,хотя он не придает этому никакого значения, т.к. его внутренняя мудрость еще выше, а интеллект просто слуга этой мудрости. Не бывает глупых просветленных .

Достигший Просветления способен часами, сутками легко без всякой подготовки говорить на темы философии, темы божественных истин и Бога. Ничего другого его не интересует в этом мире и если он поддерживает другие темы, то только из вежливости или чтобы помочь другому, в его пробуждении.

Просветленный живет в своем сакральном мире, своем чистом измерении, допуская в него лишь тех, кто открыт и избран божественной силой. Он сам не ищет публичности среди людей, но он хорошо известен и уважаем среди истинных садху, святых и других джняни.

Там где другие видят грязь, Просветленный видит незапятнанную чистоту. Там, где другие видят яд, он видит нектар. Там, где другие видят уродство, Просветленный видит божественную красоту. Там, где другие видят недостатки, он видит игру Божественного во всем.

"Его разум находится в спокойствии, наслаждается наблюдением себя, и не заинтересован во внешних событиях и наблюдениях."..
"Для просветленного нет никаких глупцов. Зачем тратить время, обсуждая несуществующее?..."
"Тот, кто находится в неведении, воспринимает мир как имеющий начало и конец. Просветленный вообще его не видит потому , что он не был создан и потому не существует."..
Йога-Васиштха, гл. 6-21.

Достигший Просветления не переживает нечистых мыслей и не ищет компаний. Он всегда одинок и живет один, чтобы всегда быть один на один с Богом, не отвлекаясь на другое. И если он общается, то лишь с теми, кто готов слушать Дхарму, служить Дхарме.


Ему не интересны ни дела людей, ни их планы потому, что он поглощен Божественным.
Внутри него поселилось непоколебимое чистое видение. Просветленный благословляет проклинающих его и молится за них, желая им счастья и удачи, поскольку он видит Божественный свет в каждом.

« Для него даже камни становятся друзьями и деревья в лесу - родственниками; даже когда он живет посреди леса, животные становятся его знакомыми и родными. Отсутствие гармонии становится гармонией, печаль - великой радостью, и даже погруженный в интенсивную деятельность, он ощущает внутреннее молчание. Он видит совершенное бездействие в действии. Пробужденный, он находится в глубоком сне . Ж ивой, он также хорош , как и мертвый.
Он делает все и ничего. Он наслаждается, не пробуя удовольствия. Он - лучший друг любого. Он свободен от жалости к другим, но полон сочувствия. Свободный от стремлений, он кажется желающим чего-то. Он кажется счастливым или несчастным в соответствующих ситуациях.
Он не оставляет то, что естественно, и играет свою соответствующую роль в этой драме жизни.
Он сострадает печалящимся и радуется со счатливыми, но ни то ни другое не загрязняет его сердца. » Йога-Васиштха, гл. 6.20.

Достигший Просветления не слушает мирскую мудрость, ни свой ум, ни умы других, так как поглощен Божественным светом, Божественностью, которая его как бы пропитывает. Он не привязан ни к этой жизни, ни к другим людям, ни к стереотипам общества, но всегда поглощен созерцанием Божественного.

Просветленного не впечатляет ни хула, ни похвала и он одинаково воспринимает то, что люди называют счастьем и горем. Все для Просветленного имеет единый вкус. Он полон внутреннего божественного величия, хотя сам держится скромно.

Достигший Просветления непонятен обычным людям. Его действия запредельны, спонтанны и интуитивны, он не имеет чувства делателя, он играет в недеянии. Просветленный обладает внутренним божественным светом, который ведет его в жизни, дарует непреходящее, никогда не исчезающее ощущение радости - брахма-ананды.

Просветленный не ищет чужого внимания, богатства и славы, но он и не отрицает ничего, что приходит к нему само, без усилий, ведь он находится во всеприятии.

«Я формы лишен и обличья, Я всемогущ, я во всем и всюду, я неизменен,Нет для меня освобожденья, нет для меня и оков. Я - Бытие-Сознанье-Блаженство, я - Шива, я - Шива!»


Просветленный просто естественно живет, не имея личности, играет не действуя, не выбирая. Он не участвует в спорах, дебатах мирских людей, никому ничего не доказывает, т.к. видит только свое сознание вокруг. У Просветленного всегда мало желаний, он всегда самодостаточен, гибок и легок.
Достигший Просветления не имеет никаких ограничений, пребывая в совершенной распахнутости Ума, подобного пространству.

« Когда я смотрю на бескрайнее небо, я думаю не о небе,

а о Брахмане, который есть суть неба,

когда я вижу океан, катящий свои волны,

я думаю не об океане, а о Брахмане, что внутри.

Когда я вижу горы, деревья, реки, холмы и облака,

я думаю не о них, а о Брахмане, что внутри,

поэтому горы для меня - не горы,

а реки для меня - не реки,

Нет разницы между возникновением чувств, страстей или мыслей или их невозникновением.
Подобно тому, как лев видит свое отражение в озере, когда пьет воду, и не сомневается, что он - лев, Просветленный обретает истинное понимание в недвойственности. Чувствам и мыслям уже не придается никакого значения, они не более чем игра энергии на поверхности абсолютного Сознания.

Мысли и страсти абсолютно неотделимы от естественного состояния, они - само его выражение, а потому их нет нужды контролировать, освобождать, ведь они изначально чисты.

Само возникновение мыслей - это выражение творческой игры пробужденного осознавания. Растворение мыслей и эмоций является самопроизвольным, не требующим усилий, вернее сказать, растворения не требуется вовсе, т.к. изначально все растворено в пространстве света великой Мудрости осознавания.

Достижение Просветления не предполагает ни неадекватного поведения, ни экзальтированных состояний, ни громогласных заявлений миру (если на то нет особого благословения), ни изменения внешнего статуса или поведения, ни получения каких либо дополнительных привилегий или статусов, потому что истинная цель духовного искателя - не искать Просветления для себя, а служить Божественной воле, проводить Божественную волю, служить делу просвещения, Просветления и Освобождения всех живых существ в сансаре.

Напротив, даже достигнув какого либо уровня Просветления, предписывается много лет хранить его в тайне или просто никак не выражать.

Просветленному все равно, кто просветлен, а кто не просветлен. Он во всем видит только Бога везде и всегда и не видит вообще других людей, существ, самих по себе вне Бога. Для Просветленного все просветлены и все есть одно, Единое.

Как проверить просветлены вы или нет?

Спросите с ебя искренне: «С вят ли Я?»

или

Задайте себе вопрос: «Для чего я живу?»

Скорее всего ваш ответ будет отличаться от ответа Просветленного: «Я живу лишь ради Тебя, я не могу прожить без Тебя ни секунды». «Тебя» означает Бога, высшее «Я».

Кто скажет «я просто живу…», то это будет означать ответ ума (ахамкары), заключенном в теле.

Ахамкара, заключенная в теле, должна подчиниться высшему «Я». Высшее «Я» - это всего лишь понятийное название. В нем, на самом деле, не существует какой--то отдельной личности. Парабрахман вне двойственности. Но чтобы его осознать, ум вновь и вновь должен ему подчиняться, настраиваться на него. Если он это делает, у него никогда нет никаких проблем.

Проблемы могут быть у тела, ему надо есть или спать; у праны - пране надо быть сбалансированной. Но у ума не может быть проблем, если он находит своего хозяина и полностью, безраздельно ему предается.

Предается ли ум высшему «Я» внешним способом, через поклонение, или внутренним, через созерцание и естественную осознанность, не так уж важно. Хотя естественная осознанность - метод более высокий. Если же вы чувствуете замешательства, трудности или проблемы, это значит, что вы просто не живете ради Всевышнего источника, ваш ум не хочет этого, он отвернулся, и он о нем не помнит.

В серьезных духовных школах оценить "степень Просветления" ученика может только его Учитель.

Критерии Просветления

Неверно было бы представлять Просветление как одноразовый акт. Будто нечто раз и мгновенно произошло. И все остановилось и застыло. И больше нет никакого движения, углубления, развития.
На самом деле Просветление - это вечный, бесконечный процесс движения к совершенству.

Мы растем, эволюционируем все дальше и дальше и этому нет конца. От человека к садху, от садху к джняни, от джняни к сиддху, от сиддха к дэвате, от дэваты к маха-дэвате, от маха-дэваты - к Творцу Вселенных. Духовный рост не прекращается никогда.

Если Вы до сих пор на Земле и как бы ни были просветлены, у вас всегда есть участки ума, тела, праны, которые требуют дальнейшей работы.


Ведь ваше тело еще не тело божества, оно обычное, из плоти и крови, а значит нет смысла останавливаться. Ведь ваша джняна, сватантрия, иччха, айшварья, крийя-шакти еще не набрала силу и не сравнялась с Шакти Шивы или Даттатрейи.


Вы ведь еще не стали великим шактиманом, Демиургом, хранителем вселенной, конструктором миров не так ли?


Просветление это процесс, когда Бог постепенно становится все более и более в центр нашей жизни, вытесняя эго, клеши и омраченные состояния. Поэтому в серьезных учениях говорят о стадиях, и каждый наш опыт легко классифицируется, если эту классификацию делает опытный мастер.

Всегда найдется тот, кто находится выше вас, мудрее, у кого больше силы разума.
Если ваше эго захочет почивать на лаврах и заявить о своем полном Просветлении, посмейтесь над ним и спросите себя: равен ли я по мудрости, по силе энергии, по своим качествам бхагавану Даттатрейе? Шиве? Вишну? Брахме? Или хотя бы сильному садху, джняни или сиддху?

Как сказал один святой: "Кто не глупец перед Господом"?

И вы увидите все игры, в которые пыталось играть эго обыгрывая тему "своего" просветления.
Т.н. просветление - это всего лишь первый шаг ребенка, прозрение к истинному Воззрению.
Это первое пробуждение нашей джняна-шакти.


Но многие люди придают своим духовным опытам очень много значения потому, что считают это завершением садханы и всего духовного пути.

При этом в каждой серьезной традиции существует конкретный способ проверки уровня духовного искателя, передаваемый в традиции мастеров. Прохождение этого теста не зависит от желания ученика, т.е. оно предписывается традицией. Если же ученик его не проходит у своего коренного Гуру, то в традиции учения он не может быть признан мастером, Просветленным.


Чтобы ни думал ученик по поводу своих достижений, ему присваивается только та стадия, которая дается ему мастером при тестировании, т.е. ученик не может самостоятельно заявить о достижении какой либо стадии, если она не подтверждена, какие бы опыты он не переживал. Так же он не может заявить, что он Просветленный вне стадий или вне соответствующего учения.


Если он так делает, то он выпадает из линии передачи того или иного учения. Такой порядок заведен сознательно мастерами древности дабы избежать заблуждения, обольщений и своеволия учеников в толковании того или иного учения. не отмечают в сангхе специально, но может происходить высказывание знаков уважения садху, если коренной гуру дает этому садху каким либо образом признание его реализации, присваивает статус, титул и т. д.

Не признается как вечное, некое застывшее состоянии в относительном (ну а в абсолютном, как известно, мы уже и так - Брахман).

В разных школах (системах) существуют условные разделения на уровни или стадии пути к Просветлению .

Полное означает окончание круга воплощений (рождений и смертей). Принято считать, что Просветление наступает после достижения состояния самадхи. Однако и самадхи бывают разные..

Савикальпа-самадхи

В савикальпа-самадхи есть видоизменения в уме (викальпы), но не преодолена двойственность субъекта и объекта, сохраняется тонкое усилие для поддержания самадхи. Савикальпа-самадхи переживается при медитативной поглощенности (дхьяне). Продолжительность самадхи зависит от прилагаемого усилия. Вплоть до восьмого уровня дхьяны остается тонкая двойственность, и потому савикальпа-самадхи не является Освобождением. Когда внимание к источнику «Я» нарушается, осознавание исчезает.

Истинным моментом входа в савикальпа-самадхи считается остановка дыхания, замедление сердцебиения и пульса и потеря ощущения веса тела. Благодаря мастерству в савикальпа-самадхи, йогин может покидать свое тело по желанию, отправляясь в миры богов.

Нирвикальпа-самадхи

«В самадхи йог не знает ни запаха, ни вкуса, ни формы, ни прикосновения, ни звука, он не осознает ни себя, ни других. В самадхи йог не осознает различий между теплом и холодом, болью и удовольствием, честью или бесчестием». Сватмарама, « » (4.108-4.110)

«Полное погружение в блаженство, переживаемое при осознании себя, есть нирвикальпа-самадхи». Шри Ади Шанкарачарья, « »

В нирвикальпа-самадхи ум больше не воспринимает различий (викальп) и погружен в свет недвойственного источника «Я», где нет деления на субъект и объект. Переживание недвойственной Пустоты и Ясного Света, с остановленным дыханием и пульсом, является истинным моментом нирвикальпа-самадхи. Благодаря этому самадхи йогин становится бессмертным в теле Сознания (Джняна-дехам).

В этом самадхи самоосознавание временное, эго не уничтожается полностью, хотя нет усилий. Йогин пребывает в трансе, когда сознание тела отсутствует и, хотя есть осознавание исконного Света «Я», йогин не может действовать в мире или воспринимать внешнюю реальность. Когда йогин возвращается в тело, его иллюзия «я» (эго) появляется вновь.

Для йогов-монистов-шиваитов - это достижение нирвикальпа-самадхи, предельное достижение, иногда именуемое "параматма-даршан", видение "Я" (согласно йога-сутре Патанджали).

Сахаджа-самадхи

Сахаджа-самадхи является тем искомым состоянием, которое ищет и в котором пребывает йогин.


«Постоянное и без усилий пребывание в изначальном состоянии - это Сахаджа. Тот, кто приучил себя к естественной медитации и наслаждается ее блаженством, не выйдет из состояния самадхи, какую бы внешнюю работу он не выполнял, какие бы мысли к нему ни приходили. Таково сахаджа-нирвикальпа» . Бхагаван Шри Рамана Махариши

«Сахаджа» означает «естественное», «нирвикальпа» - «без различий». Например, в Лайя-йоге практика сахаджа-самадхи является главной практикой, практика же других видов самадхи считается полезной, однако недостаточной для Освобождения. Для савикальпа-самадхи требуется усилие, нирвикальпа-самадхи прекращается, когда тело и ум выходят из транса, но в сахаджа-нирвикальпа могут совершаться действия, однако йогин не покидает единства с Источником. Это состояние Просветления - мудреца (джняни), когда эго окончательно уничтожено.

Находясь в сахаджа-самадхи, йогин при жизни находится в другом измерении Реальности, теперь он находится в состоянии самого зеркала, а не отражения.

«Естественное состояние (сахаджа авастха) является наивысшим, созерцание и сосредоточение находятся в середине, мантры и молитвы пребывают внизу, жертвенное поклонение ниже всех».

«Куларнава Тантра»

Если знаком Просветления является испытание сахаджа-самадхи: непрерывное осознавание в бодрствовании, осознанность во сне со сновидениями и во сне без сновидений, то знаками окончательного освобождения является переживание в медитации пяти тонких пространств (Вьома-панчака), описываемых в Адвайя-тарака упанишаде:
- пространство без качеств (гуна-рахита-акаша);
- высшее пространство (парамакаша);
- великое пространство (махакаша);
- пространство семени элементов (таттва-акаша);
- пространство солнца (сурья-акаша).

"Эти пять пространств являются знаком освобождения. Тот йогин, который реализовал их, полностью освобождается от закона кармы и становится подобным с этим пространством..."

Опыт этих пространств является внутренне-внешним знаком реализации (мадхья-лакшья).
Просветление наступает при переживание первых видов пространства,
а окончательное освобождение - когда эти переживания пережиты полностью и трансформировали элементы тела.

"Если йогин не знает в своем теле шесть чакр, шестнадцать адхар, две лакшьи, и пять пустот, как он сможет достичь успеха?" Горакша-йога" Ятиндранатх.

Пустоты были перечислены выше, это и есть эти пространства. Шестнадцать опор(адхар) - это те места в теле, на которых следует удерживатьь свое внимание во время сосредоточения: два больших пальца на ногах, муладхара-чакра, задний проход(анус), половой орган, нижняя часть живота(чрево), пупок, сердце, горло, язычек, небо, язык, межбровье(аджна), нос, основание носа, лоб(лалата). Они перечисляются в тексте, приписываемому Горакшанатхе,"Сиддха-сиддханта-паддхати".


Что касается "лакшьи" (признака, знамения), то обычно упоминают не два, а три лакшьи.
Бахир(бахья)-лакшья - внешнее знамение, связано с садханами бхучари-мудры и акша-мудры.
Цель техник бахир-лакшьи это пробуждение тонких нади в области верхних чакр.
Проявления этого знамения заключается в видение синего света в межбровье и золотого в области макушки.


Мадхья-лакшья - промежуточный знак, который связан с переживанием трех малых видов пространств в теле - чидакаша, хридакаша, дахаракаша и пяти великих пространств-вьоман.


Наконец, внутренний знак антар-лакшья связан с проявлениями различных знаков звука и света, а также синего пространства в области анахата-чакры и межбровья, именуемого «синий жемчуг» - нила-бинду, говорится в Адвайя-тарака Упанишаде.

Почему достигший Просветлени я свободен от кармических реакций, от причинно-следственных связей?
Дело в том, что Просветленный живет погруженным в Источник всех переживаний, а его сознание утвердилось в Сахасрара-чакре. Чем бы ни занимался Просветленный, его ветры-праны не отклоняются, сознание и прана всегда остаются в чистоте Нерожденного. Что бы ни делалось на уровне тела, ума и речи - это не проникает в подсознание тонкого тела(тайджаса) и в сверхсознание причинного тела(праджня) Просветленного.

В других традициях, например в традиции учения Лайя-йоги, существуют устные наставления («О шестнадцати стадиях нарастании луны внутреннего осознавания»), в которых детально описывая стадии восхождения сознания при практике созерцания. Просветлению здесь соответствует восьмая стадия - Рождение .


«Когда нагая осознанность, подобная пространству, набрала силу,
естественно наступает самоотдача, цели отпускаются,
а надежды отсекаются в великом недеянии -
тогда йогин рождается как бессмертный ребенок в мире Единого…»

Признаки реализации:

«Малое рождение» - брахма-ахам-бхава, сознание недвойственности, подобное пространству, непрерывно удерживается во сне со сновидениями, но утрачивается во сне без сновидений.

«Великое рождение» - замкнут «круг дня и ночи», т.е.осознание недвойственности удерживается во сне со сновидениями и во сне без сновидений. Реализована бескачественная просветляющая пустотность (гуна-рахита-акаша), но глубокие уровни света еще не раскрыты.
Йог становится достигшим состояния «авьякта-пракрити» и называется «пракрити-лайян».

это святость. А святость означает полное предание себя Богу, растворение эго в божественном источнике, полную самоотдачу (атма-ниведана), с тановление чистым каналом Бога, его медиумом и непрерывное исполнение Божественной воли телом речью и умом.


Нет никаких Просветленных "гуляющих"самих по себе, вне Бога, потому что само Просветление это и есть нисхождение света божественного благословения (ануграха), ибо свету неоткуда больше исходить кроме как от Бога.

При этом, имея в виду корень «свет» в слове Просветление, этот божественный свет как бы отражается Просветленным, изливаясь на все, что его окружает.

Святые говорят « Не ищите П росветления, сдайтесь на милость Бога, станьте проводником божественной воли 24 часа сутки и П росветление само придет к вам.»

Тогда вы не буддист и не христианин, не индуист и не джайнист, не даос, вы не мужчина и не женщина, не мать и не сын, не человек, не русский и не хинду - вы иллюзорное тело Бога, вы медиум Бога, его глашатай, его чистый канал, проводник (дэв-вахини), и у вас нет личных целей в жизни, кроме как только служить Богу, безупречно исполнять Божественную волю.

Надо сказать себе так: пусть Просветление придет или не придет, пусть Гуру, если надо, когда нибудь мне скажет об этом, или не скажет, я же просто буду скромно делать свою садхану, свое служение, не ожидая никакого признания, никаких выгод, никаких привилегий. Я буду каждую секунду отдавать всего себя Всевышнему источнику, своему внутреннему божеству. Я не буду иметь никаких других целей в жизни.

« Желать Просветления - значит никогда его не достичь.
Достичь Просветления - значит его можно потерять.
Поэтому, желай не желая, стремись не стремясь.
Будь свободен даже от самого понятия Просветления.
Научись быть, а не стремиться.
Пребывать, а не желать.
»

) – это замечательное состояние, но дать ему точное описание очень сложно, потому что оно находится вне слов и понятий. Слова только искажают его. Поэтому, не цепляясь к самим словам, посмотрите в том направлении, куда они указывают.

Помните, что слова, описывающие явление, – это всего лишь ярлыки. Ярлык и явление – не одно и то же. Поэтому слова не могут передать точный смысл явления, но могут указать направление, куда нужно смотреть. Это как дорожный указатель, говорящий о том, что вы въехали в город – но указатель и город отнюдь не одно и то же. Учитывайте этот момент во избежание лишних проблем.

Это состояние чистого неограниченного сознания – оно было таким, пока вы не надумали о себе всякой всячины. «Неограниченного» – означает «не имеющего никаких границ, размеров, ограничений». Слова, мысли, понятия, представления, убеждения, мировоззрения – это всё ограничения.

Просветление – это истинная природа духовного существа, то есть Вас. Она неизменна, вечна и бесконечна. Меняется всё, кроме вашей изначальной природы, которую человек просто забыл. ВОТ ПОЧЕМУ ЛЮБОЙ МОЖЕТ ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ. На самом деле, "достижение просветления" - это не совсем правильное выражение. Как можно достичь того, что и так есть? Более правильно было бы сказать, что нужно освободиться от иллюзий, которые мешают видеть Истину.

Большинство техник, ведущих к просветлению, убирают стереотипы мышления и поведения, умственные ограничения и ложные представления о жизни (иллюзии), страхи и беспокойства, убеждения, которые не дают , присутствовать (просто быть) и воспринимать.

Нельзя сказать, что просветление – это состояние радости или блаженства, потому что это было бы ограничивающим заявлением: это бы означало, что все остальные эмоции и ощущения исчезают.

Просветление не избавляет ни от каких эмоций и ощущений тела. Человек не становится роботом или растением. Просветление избавляет от эго, которое, отождествившись с телом, умом , и еще кучей вещей, считает, что эти эмоции и ощущения испытывает оно (эго), создавая себе таким образом страдания. Когда эго исчезает, эмоции и ощущения остаются, сознание их воспринимает, но не говорит «это мои ощущения», «я это чувствую» и т.д. – отсутствует отождествленность с телом . Также правда, что количество и интенсивность неприятных эмоций резко уменьшается. По крайней мере, это верно для данного пути. Мысли, эмоции и ощущения возникают и исчезают, не оставляя следа. Они не "зависают", не имеют длительности существования, как раньше. Каждый новый миг приносит новые восприятия, избавляя от того, что было мгновение назад. В какой-то момент может возникнуть ощущение грусти, но уже через пару секунд вы осознаёте, что на лице сияет улыбка, а грусть исчезла бесследно. Это к примеру.

Также нет отождествленности с умом : вы не можете больше сказать «я подумал», «я решил», «я сделал вывод» - это не будет соответствовать истине. Вы, скорее всего, скажете так: «пришла мысль», «возникло решение», «вывод такой». По крайней мере, будет ощущение, что теперь это так. Вы не воспринимаете себя как ум, вы скорее – присутствующее сознание, наблюдающее ум, Хотя, конечно же, многие просветленные продолжают пользоваться привычными для людей словами типа «я», «мне», «думаю» и т.д.

Для просветления также характерно и жизни в целом.

. Остается ли ум после просветления? Функциональный ум – да, остается, потому что ум и тело – это своего рода один механизм. Функциональный ум – это просто механизм, обеспечивающий выживание тела. Он не осознает себя, он просто работает, выполняя конкретные функции. Это ум тела, как у животного.

Другой , который и есть «эго» - исчезает. , вечно болтающая сущность, выносящая суждения, оценки, сравнения, постоянно о чем-то беспокоящаяся и спорящая сама с собой. Эго ощущается как «я» и считает себя чем-то вроде центра сознания. Задайте себе вопрос , и эго выдаст ответы. Все ответы на этот вопрос представляют собой отождествления.

Когда исчезает эго, остается чистое воспринимающее сознание и тело с его функциональным умом. Отождествления с умом и телом исчезают. Вы продолжаете быть с телом и умом, но понимаете, что не являетесь ни тем, ни другим. Откликаясь на имя, вы понимаете, что имя – это просто ярлык, прикрепленный к этому телу-уму, которое вы воспринимаете. Отождествление с именем также исчезает.

Полная духовная свобода, к которой так стремятся в различных практиках – это синоним просветления. Это пробуждение от иллюзий, в которые человек был вовлечен. Это чистое присутствие, свидетельствование, и невовлеченность в них. Это как настоящее пробуждение от ночных сновидений: во сне вы были вовлечены и неосознанны, сновидение казалось настолько реальным, что вопрос его реальности просто не возникал. Но вот вы проснулись и поняли, что это было нереально, это просто была иллюзия.

Просветление – это состояние вне дуальностей, вы не находитесь в их ловушке. Это важная часть описания просветления.

К сожалению, словами трудно описать просветление, так как имеет место значительное искажение, поэтому существует так много заблуждений о просветлении. С этим ничего поделать нельзя. Не думайте, что где-то существует единственно точное описание просветления – нет. Есть просто указатели, которые направят в нужную сторону, но чтобы полностью понять что это, нужно быть этим.

Просветление представляет собой состояние, которое в общих чертах можно описать так:

Осознанное присутствие в моменте здесь и сейчас (подробнее в статье "Здесь и сейчас");
- Привычное состояние – отсутствие отождествлений с чем угодно, будь то тело, разум, дух, игровая роль или что-то еще;
- Безмятежность, нирвана, блаженство;
- Полное приятие как есть происходящего (отсутствие отождествленности с "я", которое не принимает);

Понимание устройства ума и жизни (Работа ума: ловушки и хитрости);
- Легкость в общении с людьми;
- Отсутствие "кнопок", с помощью которых другие могли бы вами манипулировать;
- Способность ясно видеть и эффективно использовать "кнопки" других людей (не факт, что вы станете их использовать);
- Полное отсутствие "Я", чувства личного авторства (подробнее на высших уровнях, см. также Иллюзия личной причинности);
- ЕДИНСТВО. Постижение Высшей Реальности (Истины);

Википедия дает следующее определение просветления: состояние полной осознанности не человеческой сущности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим. Также википедия утверждает, что просветление достигается за счет понимания ошибочности волеизъявления, благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом и отождествлений и становится чистым свидетельствованием.

Желаю успехов!

Сайт "Путь к Просветлению"

Просветление (пробуждение) - это состояние сознания, которому дать точноеописание очень сложно, так как оно находится вне слов и понятий. Слова могут только исказить его суть.Нужно осознавать, что слова, описывающие что-либо, - этолишьярлыки. Они не могут передать ощущение, запах или вкус, а лишь могут заставить нашу фантазию работать и придумать искаженный вариант описываемого. Поэтому слова не могут передать точный смысл, но могут указать направление, куда нужно смотреть.

Просветление - изначальное состояние сознания

Просветление - это лишь состояние сознания в его первоначальном виде, то есть когда сознание не находится под контролем Эго. Это состояние чистого неограниченного сознания - оно было таким в раннем детстве, но поскольку у нас в детстве не было осознанности, то и остаться в этом состоянии мы не смогли. В результате мы день за днем впитывали чужие знания, постулаты, правила, мировоззрения и другие ограничения ума, со временем принимая их за свои, и тем самым заперли себя в клетку Эго-ума. Любые слова, мысли, понятия, знания, представления, убеждения, постулаты, мировоззрения - это всё ограничения сознания и продукт Эго-ума.

Истинная природа любого существ

Каждый из вас уже просветлен, поэтому достичь просветления не получится. Нельзя достичь того, что у вас и так уже есть. Как ни странно, но для просветления нужно лишь перестать отождествлять себя со своей личностью. Вы не личность - вы бессмертная душа. Личность это продукт Эго-ума - набор иллюзий о добре и зле, плохом и хорошем, о том каким нужно быть, а каким быть ни в коем случае нельзя, а так же свои собственные представления о себе и окружающих и многое другое. Если у вас есть представление о том, как всё должно быть, вы никогда не увидите, как все обстоит на самом деле.

Лишь полная осознанность

Просветление - не является состоянием радости, всепоглощающей любви, всепрощения, блаженства и т.д. Также бытие просветленным не означает, что вы будете знать смысл жизни, соединитесь с Высшим Я, познаете тайны мироздания и тому подобное. Просветленный точно такой же человек с руками и ногами, чувствами и эмоциями. Вся разница в том, что он ОСОЗНАН. Он прекратил быть роботом, слепо следующим за своими автоматически проявляющимися эмоциями, перестал быть подверженным ожиданиям и как следствие живет в “здесь и сейчас”.

Осознанность избавляет от контроля Эго-ума, который, отождествившись с умом и телом, подменяет прямое восприятие нами реальности своим её видением, то есть вся информация как поступающая к нам, так и генерируемая нами, проходит через фильтры Эго-ума. Когда Эго-ум теряет контроль, эмоции и ощущения остаются и сознание их воспринимает, но перестает отождествлять себя с ними, перестает переживать их и тревожиться из-за них. Вы находитесь в состоянии “Я есть”, а в “Я есть” нет никаких переживаний и тревог. “Я то-то и то-то” - это и есть переживание. “Я есть”- это существование. “Я есть”- это осознавание.

В этом состоянии нет комплексов и страхов, озабоченности и опасений, непрощения и обид, претензий и зависти, недоверия и ненависти, жалости и злости, жертвенности и вины, но не стоит полагать, что отсутствие этих состояний автоматически означает любовь ко всему. С чего вдруг вы должны полюбить гипотетического Васю, которого с детства ненавидели или боялись? Вам просто “гипотетический Вася” станет неинтересен и как следствие, быстро исчезнет из вашего поля зрения. Вы будете с "трепетом" относиться к любой жизни, но это не любовь.

Восприятие вне дуальностей

Просветление - это целостное восприятие мира, то есть восприятие вне дуальностей, поскольку нет Эго-ума, который делил всё на хорошее и плохое, красивое и уродливое и т.д. Вы воспринимаете вещи такими, какими они и являются. Вам же не приходит в голову давать атрибуты планете Земля? Вы воспринимаете планету, как планету, а вот Мир уже бывает злым и добрым, справедливым и не справедливым, почему так?

Полная свобода, к которой так стремятся в различных эзотерических практиках - это синоним просветления.Это пробуждение от иллюзий и осознание себя. Это чистое присутствие, свидетельствование, наблюдениеигр жизни и невовлеченность в них.

Очевидно, что не каждому нужно просветление в данный момент и не всякий к нему готов. Любая душа должна пройти свой путь прежде, чем понять, что никакого пути не было и нет, и принять необходимость просветления через осознание себя.

Я для этого использовал систему “Байбак” и думаю, что вряд ли будет придумано что-то более эффективное, быстродейственное и простое, но в любом случае техника - это лишь инструмент. Без четкого намерения обрести свободу, или лучше даже сказать без внутренней необходимости этой самой свободы, - ни одна техника не приведет к ней.

“Пускай методы не волнуют вас. Если вы искренни и честны, если ваше желание свободы подлинное, даже неправильные методы могут привести к ней. Вы должны быть искренним, серьезным и честным. Не стоит волноваться о методах. Внутреннее Истинное Я сознательно само по себе. Если вам не известны точные методы, оно станет вести вас. Когда вы приближаетесь, оно уже знает о том, кто идет к нему, и оно выйдет навстречу, чтобы принять вас как следует. Будьте честным и не волнуйтесь о методах.”

"Информация, положенная в основу Ииссиидиологии, призвана в корне изменить всё ваше нынешнее видение мира, который вместе со всем, что в нём находится, - от минералов, растений, животных и человека до далёких Звёзд и Галактик - в действительности представляет собой невообразимо сложную и чрезвычайно динамичную Иллюзию, не более реальную, чем ваш сегодняшний сон".

    Литература

Вступление

Психология и эзотерика насыщены различными понятиями и практиками, среди которых есть очень увлекательная тема, описывающая состояние просветления самосознания . Авторы эзотерических учений дают широкий диапазон лишь вольных интерпретаций этому понятию. Психологи и психотерапевты более глубоко и последовательно излагают свое представление о нем в виде классификаций и методологий, основывающихся не только на теоретических догадках и предположениях, но и имеющих в своей основе опыт работы с пациентами.

Описание просветления сознания в современных исследованиях

Термин «просветление сознания» связан с исключительно позитивными проявлениями мыслей и эмоций человека. Согласно ряду трактовок в западных переложениях восточных учений (например, в тренинге «ЭСТ» ), просветление - это принятие реальности такой, какая она есть, то есть оно заключается в прекращении всяких попыток строения концепций либо интерпретаций непосредственно (чувственно) переживаемой реальности. В частности, следует признать автоматичность и неуправляемость своей системы «тело-ум», признавая за «собой» возможность только наблюдать и принимать эту систему, соглашаясь со всеми её решениями.

Согласно работам индийского философа Ошо , просветление является высшей точкой самореализации существа, происходящего с ним в результате внутреннего поиска.

Согласнонаучной трактовке термина: просветление - это наступившая ясность мыслей, сознания ; резкое полное осмысление ситуации.

Американский психолог и парапсихолог Чарльз Тарт последовательно описывает процесс, предваряющий просветление; он состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых этапов . Состояние приближения человеческого сознания к просветлению, по его мнению, не может произойти без таких развитых и активных в нем качеств, как стремление к самопознанию и самосовершенствованию, получение нового опыта посредством приумножения знаний, касающихся не только повышения профессионализма в той или иной сфере творчества, но и личностного роста. По его мнению, процесс просветления состоит из отдельных «скачков», создаваемых действием измененных состояний сознания (ИСС) . Он считает, что ориентироваться между такими состояниями помогает знание, специфичное для тех или иных состояний сознания. Признание личностью того состояния сознания, в котором она сейчас находится, оценка его преимуществ и слабых сторон, ведущее к оптимальному использованию этого состояния, является важным аспектом для достижения просветления в пределах данного состояния. Когда, например, человек знает, что в состоянии гнева принять умное и логичное решение он не способен, то для этого требуется выйти из этого состояния и суметь вызвать соответствующее спокойное состояние.

К раскрытию вопроса просветления сознания я вернусь после детального рассмотрения трактовки ИСС с позиции психологии и ииссиидиологии, поскольку считаю его раскрытие важным для понимания сути исследуемой проблемы.

Измененные состояния сознания - основа психодинамики личности

По своей сути просветление сознания и есть измененное состояние. В литературе термин ИСС принято соотносить с состояниями, при которых эпизодически (в целом или частично) с достаточной устойчивостью искажается самовосприятие, восприятие другого объекта, восприятие окружающего в целом, что приводит к чувству нереальности. Эти случаи преходящи, могут длиться от нескольких минут до нескольких дней, но могут возникать и на протяжении всей жизни. Нарушениям могут быть подвержены чувства, относящиеся к самым разным областям - к пространству, времени, сознанию, идентичности, ощущению реальности. Может затуманиваться зрение, образы казаться большими или меньшими, цвета ярче или тусклее; телесные чувства варьируют от ощущения покалывания до оцепенения и омертвения; могут изменяться тактильные и вкусовые ощущения. Возможны переживания изолированности отдельных частей тела или разума от тела, что сопровождается чувством отчуждения от себя или от окружения. Лица с подобными нарушениями способны, как правило, осознавать и регистрировать изменения, происходящие с ними или окружающим миром .

Проявления измененных состояний многообразны; некоторые из них настолько распространены, что имеют собственные обозначения: микропсия, феномен Исаковера, феномен deja vu, деперсонализация, дереолизация . Тесно связанные состояния, влияющие на сознание и идентичность, такие, как состояния диссоциации, транса, гипноза, замешательства, амнезии, ступоры, раздвоение личности, отличаются от предшествующих примеров тем, что предполагают меньшее осознание расщепления «я». Искажения функций «я», при перечисленных состояниях, возникают как защита «я» (зачастую посредством фантазий) от восприятий и представлений, несущих в себе угрозу на сознательном или, что более вероятно, на бессознательном уровне . «Я» расщепляется на сохранную наблюдающую часть и на часть переживающую.

Феномены изменённого «я» могут возникать как у здоровых, так и у психически неуравновешенных людей. В повседневной жизни они проявляются в периоды кризисов, а при психоаналитическом лечении - когда вплотную к поверхности подступили инстинктивные импульсы, неприемлемые для «я»-идеала .

Согласно В.Н.Мясищев у , психические состояния, в том числе и ИСС, имеют промежуточное положение в феноменологии психических явлений и расположены между более динамичными психическими процессами и относительно стабильными свойствами личности. Они выступают фоном психической деятельности и отражают особенности характера личности, а также соматический статус человека .

Согласно У.Джеймсу, состояние сознания есть «совокупность мысленных объектов» .

Согласно разработкам Л.И.Спивака и Д.Л.Спивака , изменённые состояния сознания можно типологизировать и подразделить следующим образом:

    искусственно вызываемые : индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками — галлюциногенные грибы, дурман, марихуана, кактусы пейотль и Сан-Педро, можжевеловый дым, алкоголь, химические препараты) или процедурами (например, сенсорной депривацией, холотропным дыханием);

    психотехнически обусловленные : религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, осознанные сновидения, гипнотический транс, медитативные состояния;

    спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковые переживания в спорте, околосмертный опыт различной этиологии) .

Интерпретация ИСС с позиции знания ииссиидиологии

Сознание личности человека можно гипотетически разделить на узкие составные части его интересов, каждый из которых избирательно проявляет свою разнокачественную активност ь. Каждый такой интерес отражает собой какой-то ограниченный набор представлений, позволяющий личности испытывать некие конкретные переживания о самой себе и об окружающем мире. Проявляясь в зависимости от конкретики обстоятельств, эти интересы компонуются в единый взаимосвязанный комплекс - «УУ-ВВУ-конгломерат» , в большей или меньшей степени согласованный внутри себя по каким-то организующим его признакам. Каждый процесс обдумывания или действия сопровождается чередой сменяющихся конгломератов, но не проявлением лишь одного .

Общая суть такого конгломерата может включать различные категории жизненных ценностей (интересов, представлений), зависящих от социальной, культурной, политической, национальной, расовой принадлежности человека, а также его вероисповедания, различных взглядов на научную информацию, семейные ценности и прочего .

Как только возникает конкретика жизни, требующая внимания от личности, тут же в конгломерат «формируются» те интересы, которые в наибольшей степени (субъективно в каждый такой момент) соответствуют данным обстоятельствам и «могут участвовать» в процессе обдумывания, принятия решения, чувственного переживания, оценки, анализа, критики, обсуждения.

Поскольку конкретика внешних объективных обстоятельств постоянно меняется, то и переструктурируются конгломераты личности, каждый раз включая в себя новую совокупность интересов или их оттенков. Можно сказать также, что перед нами человек с уникальным конгломератом, отличающимся от череды реализованных как за миг до этого, так и после.

Конгломераты, однажды проявившись, впоследствии не дублируют друг друга в неизменном виде, но, пройдя каждый раз этап получения опыта в виде своеобразного микросинтеза (в процессе психоментального переживания вносится частица новой информации и ее переживания, не присущего «владельцу» этого конгломерата ранее), по-своему видоизменяются и представляют собой уже некоторое отличие в пределах данного интереса. Интересы могут компоноваться в конгломераты абсолютно непредсказуемо, сообразно тому, каких решений и реакций требует от человека та или иная жизненная ситуация. Весь их диапазон для одной личности (в пределах какого-то временного промежутка жизни человека) можно заключить в некоторую общую совокупность, на крайних полюсах которой могут находиться даже совершенно противоположные, противоречащие друг другу интересы и представления.

Конкретику промежутка времени в жизни человека важно учитывать, поскольку комплекс основных увлечений человека может меняться в процессе жизни. 5 лет назад, сейчас и 20 лет спустя, это будет все тот же один человек, но если посмотреть более детально на предмет его интересов со всей его конкретикой, взаимосвязями, то можно сказать, что это три разные личности. Хотя порой нам кажется, некоторые люди со временем совершенно не меняются. Все дело в качестве и скорости процессов получения опыта каждым из нас.

Продолжая раскрытие темы конгломерата, замечу, что противоречащие друг другу интересы и представления внутри одного конгломерата порой заставляют личность испытывать моменты затруднений в принятии решений или формировании какой-то конкретной точки зрения. Такая несогласованность взглядов может приводить человека даже к разного рода психическим отклонениям, внутренним диалогам и даже спорам. Однако в категорию измененных состояний также входят и те, что лишены внутренних противоречий, а являются целостными, но нетипичными для большинства людей состояниями. Взять, например, способность человека медитировать или видеть ауру других людей. Такая способность расценивается обществом как сверхъестественная и из-за этого подпадает под категорию нетипичных, а значит измененных. Но люди, которые научились или обладают этими способностями с рождения, не относят свои способности к чему-то необычному - они просто к ним привыкают. Точно так происходит с людьми, например, имеющими с рождения психические отклонения, занимающие свое место в классификации клинических ИСС . Поэтому можно сделать вывод о субъективности в применении этого термина .

Почему с человеком могут вдруг возникать такие внутренние противоречия, и от чего зависит внезапность и длительность их проявления? На все эти и другие вопросы возможно будет получить ответ в результате подробного изучения «Основ Ииссиидиологии» и комментариев к ним.

Психическая трансмутация одного измененного

состояния сознания в другое

Далее для более полного раскрытия главного вопроса реферата - просветления сознания, добавлю еще одно понятие - трансмутация . Важно понять, что этот акт является своеобразным, переходным механизмом, «переключающим» сознание человека с одного ИСС в другое. Этот термин встречается в некоторых науках:

    трансмутация в алхимии — превращение одного металла в другой; обычно подразумевалось превращение неблагородных металлов в благородные; осуществление трансмутации являлось главной целью алхимии, для достижения которой велись поиски философского камня; в метафизическом смысле, касающемся и духовной сферы — преобразованию подвластен не только материал, но и личность ;

    трансмутация в физике — превращение атомов одних химических элементов в другие в результате радиоактивного распада их ядер либо ядерных реакций; в настоящее время в физике термин употребляется редко ;

    трансмутация в генетике — генные мутации, вызванные абсорбированным в тканях организма радионуклидом; иногда термин используется для обозначения любых генных мутаций .

Трансмутация в ииссиидиологии означает необратимое преобразование какой-то части УУ-ВВУ-конгломерата вследствие нарастания критической массы каких-либо состояний (уже мешающих личности или наоборот подводящих к какому-то важному открытию) и как следствия этого - возникновения потребности (чаще неосознанной) в обретении какого-то нового опыта и знания взамен существующим представлениям. Как результат этого импульса происходит (кардинальная) смена представлений внутри одного интереса .

Раскрывая вопрос об ИСС, я уже упоминала о постоянном внутриконгломератном информационном изменении, но речь тогда велась мною о постепенности этого процесса.

Это явление трансмутации (как сам акт, так и его следствие), как правило, не осознается личностью , поскольку не может подтвердиться экспериментально и иметь какие-либо доказательства собственного существования, а мы только пока можем быть наблюдателем его. Для более детального углубления в суть вопроса и понимания всех введенных ранее понятий, приведу следующий пример.

Мужчина русской национальности преподает математику в университете, имеет умеренно правые политические взгляды (либерал-консерватор), женат, растит сына, атеист, ходит в театр каждые выходные, любит читать художественную литературу, а также интересуется новостями квантовой физики, имеет довольно ограниченный круг друзей и не любит шумных сборищ, его хобби - выращивание роз.

Исходя из этого краткого описания, уже можно сложить приблизительный образ такого человека (типаж со своеобразным стереотипом поведения) и его жизненную позицию в том или ином проявлении субъективной действительности. Замечу также, что каждый человеческий типаж в своей основе имеет определенную компоновку интересов, отличающихся между собой уже в зависимости от специфики самого типажа. Примерно схожей совокупностью черт одновременно могут быть наделено большое количество людей и в таком случае можно сказать, что их характеристики присущи какому-то одному типажу.

Когда наш преподаватель математики чем-то занимается или принимает решение, то может привлекать в этот процесс различные обоснования своего выбора. А эти обоснования весьма обширны. Он может, например, действовать с позиции своего эгоизма, чтобы его выбор более-менее как-то совмещался с его представлениями и критериями о самом себе. В противоположность этому он также может подключить и более высоконравственные представления, то есть мыслить с позиции альтруизма по отношению к другим людям. Он также способен мыслить в состоянии агрессии или ненависти, - например, понесет ли его обидчик заслуженное наказание, а если он уже сам принял решение «наказать», то возникают следующие представления - каким образом теперь избежать ответственности и так далее.

В конкретике жизни он может заниматься воспитанием сына, объясняя ему важность постановки приоритетов в жизни, при этом подключая определенную часть своих представлений (исходя из личного опыта), касающихся именно этого аспекта жизни. В процессе объяснения его могут также посещать и совершенно новые оттенки мыслей, ранее не свойственные прежним его представлениям. Это объяснение в общем случае будет составлять квинтэссенцию всех его знаний и представлений на данный период времени и отражать его мировоззрение. Хотя по ходу самой беседы он, вероятно, сможет выразить только какую-то его часть.

При этом мгновение за мгновением один конгломерат сменяется другим , окрашенным уже немного другими оттенками чувств и мыслей. Одни проявления как бы задают тон для последовательности следующих реализаций качественно других УУ-ВВУ-конгломератов. Немаловажную роль в этом играет гормональная активность физиологических систем человека в каждой конкретной ситуации. Выброс в кровь тех или иных гормонов порой бывает определяющим в принятии того или иного решения.

Влияние конкретного конгломерата на выборы человека происходит в момент, когда в какой-то конкретной ситуации его принципы и представления в наибольшей степени согласуются с творческими целями и задачами , вот тогда и создаются условия для их поочередного проявления. Выбор обязательно обусловлен многосторонним участием различных УУ-ВВУ-конгломератов. «Составные части» в виде жизненных убеждений человека компонуются между собой, что каждый раз заставляет реагировать его на конкретные обстоятельства строго определенным образом.

В результате таких разнообразных реакций меняется не только особая компоновка представлений в каждый последующий конгломерат, - каждое мгновение происходят изменения с самими представлениями. Ведь если бы они не менялись, мы бы всегда принимали одинаковые решения.

Насколько эти изменения могут быть существенны за конечный промежуток времени, в такой степени можно судить о наличии трансмутационного процесса. Смысл заключается в том, чтобы сделать свой выбор настолько кардинально (относительно усредненного уровня для данного интереса), чтобы необратимо преобразовать какую-то часть прежних представлений, закрепившись в этих состояниях через конкретные выборы.

Вернемся к нашему примеру с преподавателем математики. Какие из его представлений могут претерпевать глобальные изменения, и при каких обстоятельствах? Например, представим, что в юности, проходя обучение в университете, он задался целью самостоятельно вывести какое-то сложное и длинное уравнение. На тот момент времени эта задача воспринималось им практически неосуществимой, но интуиция подсказывала, что шансы есть, требуется только расширить свой кругозор путем получения дополнительных знаний. На протяжении нескольких лет он периодически возвращался к своему увлечению и каждый раз уже с новым уровнем знаний, полученных для этой цели из различных источников. Таким образом происходило накопление узкопрофильной информации в пределах одного интереса, пока не стало достаточным (критическим) для разгадки поставленной задачи. К его первоначальным представлениям присоединилось необходимое количество составных элементов (добавились новые детали), и на заключительном этапе решения его «вдруг осенило», и ответ как бы сам собой нашелся. Это событие сопровождалось испытанным чувством радости, восторга, гордости и воодушевления, обретением некой уверенности в собственных силах и возможностях, и удивлением , - как он мог раньше не догадаться и затрудняться с таким простым решением!

Во время решения уравнения преподаватель находился поочередно в трех состояниях: сначала он вошел визмененное состояние - пока размышлял и подставлял цифры - ничего не слышал и не видел вокруг, мысли нагнетали волнение; далее в момент нахождения решения он испытал второе состояние - с ним произошлатрансмутация , сопровождающаяся третьим состоянием просветления сознания, которую можно также характеризовать как озарение.

Если преподаватель решит поставить для себя следующую цель в виде нового уравнения, то подойдет к ее осуществлению уже с другим составом конгломератов, имеющим определенные изменения в отношении данного интереса, полученные в результате получения опыта реализации предыдущей цели.

Аналогичными по силе могут быть переживания череды воспоминаний событий из прошлого , внезапно открывающих новое их понимание; в результате смерти близкого и дорогого человека, когда вдруг наступает переоценка ценностей и потребность попросить прощения; при любом другом внезапном осознании того, что раньше было недоступно пониманию.

Трансмутации могут возникать у большинства людей, независимо от их уровня образованности или глубины познания в той или иной сфере науки, социального статуса или вероисповедания . Этот акт может происходить с различными УУ-ВВУ-конгломератами и касаться любых обстоятельств. Если здесь говорить об осознанности, то совершенно невозможно предугадать момент, в который все произойдет. Те состояния, которые для одного человека являются предпосылкой трансмутации, для другого - не представляют такого значения, а только являются основой для пребывания их в обычном состоянии.

Важно отметить, что трансмутационные процессы могут осуществляться в различных психоэмоциональных состояниях личности . От того, в каком из их разнообразия человек был накануне трансмутации (с негативной или позитивной окраской), будет зависеть направление смены и переструктуризации текущих его конгломератов и как следствие - углубление и закрепление сознания в новых представлениях. При этом возврат к прежним представлениям и сопутствующим психоэмоциональным состояниям в пределах данного интереса будет крайне затруднительным и потребует дополнительных энергозатрат и времени. К тому же, как я отмечала выше, возврат в ту же самую точку состояния невозможен из-за необратимости изменений внутри конгломерата.

Как это может быть ни парадоксально для читателя, не изучавшего ииссиидиологию (тему бессмертия в частности), но все пути развития, - и самые высоконравственные, и даже морально деградирующие, в конечном итоге, приводят человека, имеющего и реализующего большой потенциал низкой эмоциональности (что не исключает при этом его эволюции как личности), через множество смертей (которые сама личность не осознает, а продолжает существовать вечно уже в соседних сценариях развития) к Человеку с большой буквы, смысл будущего существования которого не вписывается в рамки сегодняшних усредненных представлений общества о счастье, творчестве, единстве, любви и многих других понятий.

Просветление сознания как осознанный акт

трансмутации изменённых состояний в просветленные

Анализируя приведенные ранее интерпретации ИСС из разных областей знания, можно условно разделить их на две категории - контролируемые ИСС (обладающие в большей степени осознанностью, более высококачественные) и неконтролируемые ИСС (менее качественные, заполняющие собой сознание и менее подвластные контролю со стороны сознания). В зависимости от активности того или иного ИСС или состава группы конгломератов человек по отношению к одной и той же повторяющейся в его жизни ситуации может испытывать совершенно разные и, порой даже противоположные, чувства и мысли. Зная эту особенность, и осознанно относясь к каждому своему выбору и внутреннему состоянию, можно научиться контролировать и управлять своими эмоциями.

Есть также состояния сознания, при которых внутри каждого сменяющегося конгломерата могут быть активны сразу два или несколько противоположных интересов. При этом, с одной стороны, может происходить переживание состояния, а с другой стороны, активизироваться процесс наблюдателя этого переживания. Менее устойчивые представления могут переходить под контроль более стабильной наблюдающей части сознания конгломерата, способной «производить с ними различного рода изменения». Здесь очень важно отметить, что существуют разные типы разбалансировки внутри конгломератов. В тех случаях, когда наблюдающая часть не в состоянии совладать с более дестабилизирующей сознание частью, или она вовсе отсутствует, можно назвать клиническими. В таких случаях требуется помощь и вмешательство со стороны психотерапевтов или психиатров, однако в саму возможность постепенной трансформации сознания такого человека они не верят даже гипотетически и пытаются «излечить» таких пациентов с помощью медицинских препаратов. В то время как ииссиидиология объясняет, что для того, чтобы уравновесить такую конфликтную конфигурацию, требуется включить в составляющие ее конгломераты необходимое количество недостающих фрагментов информации (и, как следствие, необходимый опыт), чтобы удовлетворить все те противоречивые интересы, которые заставляют человека быть ведомым ими и зависимым от них. Вопрос здесь только в количестве времени и затраченной энергии.

Если в сознании человека появится необходимость в собственном эволюционировании и развитии истинных Человеческих характеристик (гуманистических и разумных), то в таких критических ситуациях он уже сможет принимать решения с позиции более уравновешенных психоэмоциональных состояний и представлений на их основе.

Поэтому, первым фактором, способствующим просветлению, я бы обозначила присутствие в самосознании личности контролирующей части конгломерата. Его наличие стимулирует состояние (технику)разотождествления , описываемое в ииссиидиологии. Это своеобразное погружение в осознанность момента, когда, с одной стороны, есть понимание дефектности своего состояния через идентификацию его с определенной шкалой состояний и, с другой стороны, желание это состояние изменить. Из собственного опыта отмечу, что личность прибегает к технике разотождествления при возникновении различных негативных ситуаций, для выхода из них в сторону позитивного разрешения. Сюда можно отнести как внутренние, так и внешние конфликты, порой погружающие сознание в состояния аффекта, и доставляющие ему дискомфорт.

Я выделила слова осознанность и желание, подчеркивая тем самым значимость этих двух составляющих и ту важную роль, которую они играют в процессе достижения человеком состояний просветления сознания. На мой взгляд, для личности, погрузившейся в деструктивное состояние сознания - это наиболее эффективный способ выхода из него. Стоит только осознать и признать человеку факт наличия ложных мыслей и поступков по отношению к себе и окружающему миру и захотеть это обстоятельство изменить, как тут же запускается процесс переструктуризации его конгломератов и погружение в состояние, отличающееся от предыдущего ровно настолько, насколько способна его конфигурация продвинуться в своем интеллектуально-альтруистичном развитии на данном этапе своего эволюционного пути. В ииссиидиологии этот процесс также описывается термином «подчакрамная перефокусировка» . Это, по сути, та же трансмутация, только отличие состоит в объемах трансмутированной информации (групп интересов) . С каждой подчакрамной перефокусировкой фактически происходит отсекание повторного проявления тех же реакций и переживаний с их заменой уже другими.

Если, например, наш преподаватель математики, проснувшись с утра с новым осознанием, испытает потребность изменить свою жизнь и вступить в клуб байкеров, то некоторая часть его прежних взглядов и интересов действительно претерпит серьезные изменения. Но эти изменения будут являться уже подчакрамной перефокусировки, которая произошла в одночасье накануне такого осознания. По всей видимости, он подошел к такому решению не на пустом месте и не так внезапно, как может показаться. Может быть, в прошлом у него появлялись новые идеи и желания изменить свою жизнь, что свидетельствует о том, что критическая масса и степень реализованности в прежних интересах накопилась до такой степени, чтобы наступила реальная возможность окончательно исчезнуть из его конфигурации и уступить место совершенно новым. Он постепенно полюбит шумные сборища, которые раньше являлись для него источником раздражения и утомления, чтение художественной литературы уступит место прослушиванию музыки, а атеистские религиозные взгляды заменятся на христианские. Таким образом, типаж преподавателя, переструктурируясь на уровне каких-то интересов, постепенно смениться типажом байкера-математика.

Без соответствующей цели и знания человек может бесконечно испытывать и даже еще глубже погружаться в неконтролируемые негативные ИСС, не понимая, по какой причине они с ним происходят, что с ними делать, годами испытывая бесполезные страдания, порой ведущие к депрессиям и суицидам .

И наоборот, сопутствующим фактором для «душевного выздоровления» является желание всякий раз проявлять осознанность, что позволит наработать навык привлечения уравновешивающих конгломератов, способствующих разотождествлению и выходу на позитивизм .

Очень часто люди ловят себя на деструктивных проявлениях, о чем свидетельствует анализ на основании сравнения с присущими им более уравновешенными и интуитивно «верными» состояниями, соглашаются с мнением о своей ущербности и неспособности по сравнению с другими людьми из-за собственного бессилия (а скорее, лени). Ничего так и не предприняв на протяжении длительного времени, такие личности могут добиться только развития в себе деградационных процессов, ведущих в многочисленные, далекие от Человеческих (пояснение далее по тексту), направления развития, одним из следствий чего, с моей точки зрения, является проявление разнообразных видов клинических ИСС и, как результат их длительной активности, - многообразие психических расстройств и заболеваний.

Можно сделать следующий вывод: процесс просветления сознания прямо пропорционален степени осознанности личности в каждом переживании ИИС.

Еще одним не менее важным фактором по мнению Чарльза Тарта (в этом я с ним соглашусь), влияющим на осуществление процесса просветления сознания - является степень субъективизма восприятия окружающей действительности. Он считает, что очень важно воспринимать мир приближенно к реальному его проявлению, более точно идентифицируя все его проявления в своей системе восприятия. Чем более искаженно мы воспринимаем окружающую нас реальность, и ошибочно отождествляем наш субъективизм с действительной реальностью, тем дальше мы находимся от возможности испытать состояние просветления и тем вероятнее испытать всевозможные ИСС (трансмутации, а с ними и подчакрамные перефокусировки), относящиеся уже не к просветлению, а скорее, к помутнению сознания!

Ииссиидиология на этот счет предлагает свои критерии состояний, помогающих более точно и объективно ориентироваться в процессах, происходящих с нами в окружающем мире. Существует базовый Человеческий фактор , отличающий нас от животного, растительного и окружающего биологического мира в целом. Он определяется основополагающими характеристиками, в основе которых такое качество психики, какинтеллект , и такое социальное поведение, как . Интенсивное взаимодействие и сочетание этих двух составляющих присуще только Человеку. Их прочная адаптация в процессах жизненного творчества будущего Человечества порождает производные качества - высокоинтеллектуальный альтруизм и высокочувственный интеллект . Чем менее эгоистична основная цель в жизни, которую выбирает человек, тем больше она способна воплощать в себе высокочастотные представления общепланетарной Идеи всеобщего Существования, главными признаками проявления которой - для людей! - являются именно высокоинтеллектуальный альтруизм и высокочувственный интеллект.

Далее, формируются более сложные для восприятия и идентификации с уже имеющейся базой человеческих морально-нравственных критериев, качествагуманитарная свобода и иммунитантная ответственность . Второе понятие подразумевает безусловное состояние насущной потребности личности отвечать не только за свои поступки и действия и их последствия, но также и «персональную Ответственность» за выборы других людей; готовность к любым актам самопожертвования ради скорейшего достижения общего для всех людей блага, ради беззаветного Служения высочайшей гуманитарной Идее и наиболее высококачественного воплощения ее в условиях окружающей действительности; тип персональной Ответственности, которая свободна от любых признаков ограничения свободы выбора любого человека .

Активность УУ-ВВУ-конгломератов, включающих в себя вышеперечисленные качества в виде представлений, может в значительной степени ускорить процессы его перехода на уровни просветления сознания, несущие новые интуитивные знания и догадки, раскрывающие множество тайн и вопросов, не доступных ранее из-за дестабилизирующих факторов соответствующих частей конгломератов.

Выводы

Подводя итог своего реферата, в качестве вывода отмечу, что просветленными можно назвать те измененные состояния, при которых происходит сочетание в конгломерате более высоких интеллектуально-альтруистичных интересов, что и причисляет их к категории Человеческих по сравнению с другими, проявляющимися в иные периоды, и требующих от личности решения обыденных эгоистично-направленных вопросов. Таким образом,просветленное состояние сознания - это самая высокая психоэмоциональная характеристика ИСС, которая только может быть свойственна конкретному человеку в его проявлениях на данном этапе его жизненного творчества.

Случается так, что большую часть своей жизни люди находятся в неосознанном состоянии, погружаясь в свои низкоэмоциональные состояния и совершая на их основе свои выборы. Искаженно воспринимающие реальность под давлением этих состояний, они могут бесконечно долго пребывать в неосознанности, перескакивая с одного состоянии на другое, так и не испытав в своей жизни возвышенных моментов радости от прозрения. По моему мнению, ориентация на два вышеперечисленных качества - альтруизм и интеллект, может помочь справляться со своими нежелательными эмоциями и строить множество различных мотиваций, необходимых для работы с процессами разотождествления и осуществления трансмутаций и достижения просветления в Человеческом направлении развития.

Кроме того, явление трансмутации из спонтанного (при определенных интеллектуально-психических усилиях) может перейти в осознанный и контролируемый процесс (то же самое относится к некоторым ИСС и подчакрамной перефокусировке), что само по себе уже означает эволюционный процесс роста личности в процессе ее самосовершенствования.

Эта осознанность подобна осмысленной медитации, своеобразной настройке человека на те свои высокочастотные глубинные слои самосознания, которые возможно активизировать в сознании, сделать их доступными в данный субъективно критический миг жизни для того, чтобы с их помощью запустить механизм резкого скачкообразного безвозвратного перехода с тех уровней активности, которые уже не устраивают личность.

Это становится возможным при глубоком изучении принципов собственного мышления, методик управления собственными состояниями, описанных во множестве специальной литературы, таких, как, например, учения - Дианетика и Транссерфинг, методики НЛП. Но, на мой взгляд, неподготовленное сознание, имеющее недостаточно жизненного опыта (рационального альтруизма ) или множество недопониманий, противоречий внутри, склонно к однобокости интерпретаций вышеприведенных областей знаний, ориентиры которых именно в Человеческом направлении развития в связи с этим, можно считать сомнительными. В отличие от этих разнообразных методик, ииссиидиология определенным образом включает в структуру своего знания одновременное стимулирование высокочувственной интуитивной составляющей, без которой, по мнению ее автора, очень сложно удерживать вектор Человеческого направления развития.

Каждое из понятий, раскрытых мною несет гораздо более глубокий и разносторонний смысл (в контексте ииссиидиологии), поэтому может являться самостоятельным предметом для дальнейшего анализа и рассуждений.

Надеюсь, что вся та информация, которой я поделилась в этой статье, поможет лучше разобраться людям, находящимся в поиске себя и той своей просветленной части, которая пока что слабо проявляет активность в самосознании.

Статьи похожей тематики:

Список литературы:

1 - Люк Рейнхарт, Трансформация. Путь к полноценной жизни / Переводчик: Х. Безымянный, Издательство: ГАЛАКТИОН, ISBN 5-891731-45-2; 2005 г.

2 - Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. «Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь».

3 - Психоаналитические термины и понятия: Словарь /Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина.

4 - Мясищев В. Н. Проблемы личности в психологии медицине / Актуальные вопросы медицинской психологии. — Л., 1974. — С. 5-25.

5 - Джеймс У. Воля к вере/ Пер. с англ. — М.: Республика, 1997. — С. 360.

6 - Чарльз Тарт, Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека.

7 - Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. — Т. 1, N 4, 1996. С. 48—55.

8 - Орис О.В., Ииссиидиология. Бессмертие Доступно Каждому, том 11.

9 - Орис О.В., Ииссиидиология. Бессмертие Доступно Каждому, том 15, том 16, «Классификация уровней самосознания человека».

10 - Орис О.В., Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому, 15 том.

11 - Орис О.В., Основы Ииссиидиологии, 3 том (словарь терминов).

На пути самопознания, поиска истины, духовного роста и развития человек способен проходить, условно говоря, 7 основных стадий просветления разума. Каждая из стадий может состоять из сотен и тысячи уровней. Рассмотрим 7 основных условных стадий просветления разума.

1 стадия просветления разума. Достижение понимания на уровне интеллекта состояния жажды постоянного обучения в благодарности за любой опыт, знак или явление.

У такого человека проявлена способность воспринимать всех людей как...

Обязательно ли нужно думать, чтобы уцелеть в этом мире?

Твой разум - это инструмент, орудие труда. Он существует и предназначен для того, чтобы ты мог пользоваться им для решения определённых задач, но как только задача решена – ты можешь убрать его на место.

А раз так, то я бы сказал, что примерно 80 - 90 процентов совокупного потока мыслей не только повторяются и являются бесполезными, но в силу своей дисфункциональности часто имеют еще и негативную природу, причем по большей части они...

ПРЕДИСЛОВИЕ Я лентяй.

Лень не позволяет мне поверить, что просветление требует усилий, строгой дисциплины, диеты, воздержания от курения и прочих образцов добродетели. Пожалуй, это звучит не очень-то хорошо, но, прежде всего, я хотел бы быть честным, а уж потом вежливым.

Хоть я и трудился, чтобы написать эту книгу, но только ради того, чтобы избавить себя от дальнейших разговоров на эту тему.

Есть определенная вероятность, что для кого-то эта книга окажется именно тем, что нужно...

Мы равные существа, а Вселенная - это наши отношения друг с другом. Вселенная состоит из существ одного типа: все они живут и все они сами определяют способ своего существования.

Итак, это все, что вам нужно знать, чтобы понять эту книгу или написать свою собственную.

Вселенная состоит из одного-единственного типа “чего-то там”, чему нельзя дать...

Опишу своё видение того, что такое просветление и в чём состоит его суть. На мой взгляд, просветление – это разотождествление с образом своего «я» в уме и осознание единства со всем, что существует в сознании. Просветление – это просто исчезновение привязки к образу «я», как к точке собственного самоосознавания.

После того как произойдёт освобождение от привязки, сознание само автоматически занимает своё место, возвратившись на исходную позицию, и открывается нам как истинное Я тем всем, кем...

Просветление - ядро всех религий. Однако зачастую у нас складывается довольно странное представление о том, что это такое. Мы отождествляем состояние просветленности с состоянием совершенства, спокойствия, доброты и принятия. Но это не так.

Я хочу задать несколько вопросов, касающихся некоторых неприятных состояний. Я не хочу сказать, что этим состояниям нужно противостоять или пытаться их изменить. Я не хочу сказать, что мы не должны испытывать в этих состояниях сильных чувств или...

Сразу оговорюсь - это только моя точка зрения. Для многих она будет спорной, даже ужасной, но я её никому не навязываю. Просто озвучиваю свои мысли. И мои рассуждения относятся именно к той категории просветлённых, о которой я пишу. Но ни в коей мере не ко всем огульно. Люди вкладывают разные смыслы в слово «просветление».

Также прошу заметить, что, говоря о себе, я имел ввиду ЯКОБЫ «просветление», именно в кавычках. Я говорю здесь о тех, кто, достигнув самой малости, объявляет это конечной...

Разум. Что же это такое с космической точки зрения? Разум - это индивидуальное сознание, идущее в настоящий эволюционный момент только своим путем. Закон Космоса гласит: " Каждое сознание имеет право на свое мышление и свою точку зрения".

Этот закон именуется законом Свободной Воли. Каждое индивидуальное сознание, находящееся в любом теле, находится на своем месте, на своей эволюционной ступени. И ее опыт отличен от опыта другой сущности. Поэтому так часто мнения людей не совпадают между...


К духовным телам человека относятся: буддхическое, атмическое. монадическое. Это тела, составляющие суть Души духовного человека. Душа человека не является...