Технологическая карта. Сорока и ее сынок

Асель Кожасова
Занятие по художественной литературе. Чтение М. Алимбаева «Уроки вежливости»

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательная область : «Социум»

Раздел : Художественная литература .

Тема : Чтение М . Алимбаева «Уроки вежливости »

Цель : Знать простые нормы и правила поведения.

Задачи :

Формировать правильное поведение, на примерах героев художественной литературы ;

Развивать умение строить взаимоотношения на основе положительного поведения героев произведения;

Воспитывать культуру поведения, через литературное произведение .

Словарная работа : вежливость .

Оборудование : стихотворение, картинки с изображением героев произведения.

Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный Организационный момент

Дети становятся в круг под запись песни «Дорогою добра» , становятся в круг «Круг радости» .

Дорогие дети, я приглашаю вас в круг, «Круг вежливых слов » . Тот, у кого в руках окажется этот красивый мяч скажет вежливое слово , а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову .

Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов , возьмитесь за руки и скажем вместе : «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

Дети встают в круг и улыбаются друг другу.

Дети по очереди произносят вежливые слова .

Дети берутся за руку.

Организационно-поисковый Беседа

Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова ?

Дети, вежливые слова помогают найти друзей : я могу подойти и сказать : «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

- Вежливые слова помогают мирить, если я обидела друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости, пожалуйста»

- Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите, пожалуйста»

Скажите, где дети могут учиться вежливым словам ?

Почитаем

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам прочитаю замечательное стихотворение М. Алимбаева «Урок вежливости » , а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить вежливые слова из этого стихотворения.

Биллингвальный компонент

Дети, а вы знаете, как можно на казахском языке сказать «уроки вежливости » ?

«Урок вежливости »

Слон муравью уступает дорогу :

Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей : - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу :

Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил : - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя .

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал : - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Вопросы :

Ребята, какие вежливые слова , вы услышали в этом стихотворении?

Кому слон уступил дорогу?

Поблагодарил ли муравей слона?

Как вы думаете, кому за вежливость пожелали жить долго ?

Дети, вы знаете, что в каждом произведении есть смысл, то есть то, что нам хотел сказать автор. А в произведении М. Алимбаева , какой смысл хотел передать нам автор?

Игра «Вежливые слова »

Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова » . Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете.

Дети похлопайте!

Прыгайте!

Дети, пожалуйста, подойдите к столами нарисуйте, пожалуйста, цветы.

А теперь мы с вами соберем все цветы вместе.

Как вы, ребята, назвали такой букет?

Правильно, можно назвать букет «Вежливых слов »

Дети отвечают на вопросы.

Дети с интересом слушают воспитателя и высказывают свое мнение.

Дома учат родители, по телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя, в мультфильмах, сказках, книгах.

Дети повторяют 3 раза слова на казахском языке

Дети внимательно и с интересом слушают.

Дети отвечают на вопросы :

Муравью

Орел пожелал жаворонку

Что нужно быть вежливыми и др .

Дети играют в игру

Дети стоят.

Дети стоят.

Дети выполняют.

Дети собирают букет из цветов.

Дети предлагают свои варианты названия букета.

Рефлексивно-корригирующий - Ребята, мы с вами узнали, что добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова , мы радуем людей и нас все хорошо понимают.

И напоследок доскажите словечки :

Если ты обидел и не прав, то срочно скажи…

И в Астане и в Павлодаре на прощание говорят.

Круг «От сердца к сердцу»

Встаньте дети, пожалуйста, в круги повторяйте за мной слова :

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро - длится»

Дети слушают внимательно

Дети заканчивают фразы

Извини, я не прав

До свидания

Дети становятся в круг и повторяют за воспитателем.

Предполагаемый результат :

Воспроизводят : художественное произведение

Понимают : смысл произведения

Применяют : полученные знания

Публикации по теме:

Дидактическая игра по художественной литературе Дидактическая игра по художественной литературе

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников. Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка.

Интегрированное занятие по художественной литературе и рисованию во второй младшей группе «Колобок ждет в гости» Білім беру саласы/Образовательные области: «Коммуникация», «Творчество», «Социализация». Блімдері/Раздел: «Художественная литература»,.

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе в старшей группе - Чтение чувашской легенды «ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА» Программное.

Конспект занятия для детей старшей общеобразовательной группы «Уроки вежливости» Урок вежливости Цель: Сформировать у детей навыки вежливости, через знакомство с творчеством С. Я. Маршака. Задачи: Формировать у детей.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кто что любит

Всыплем зёрен петушку

Бросим косточку Дружку

Кролику – листок капусты,

А корове – травки вкусной

Мышке мы оставим корку,

Пойло вынесем телёнку

Сварим каши всем цыплятам,

Молочка нальём котятам

Продолжение «Кто что любит»-2

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кто что любит - 2

Отнесём овса коню,

Нарвём овцам лебеду.

Вискаса дадим мы кошке

Купим шоколад Алешке.

Всыплем зерен петушку, Бросим косточку Дружку, Кролику – листок капусты, А корове – травки вкусной. Мышке мы оставим корку, Пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, Молока нальём котятам. Отнесем овса коню, Нарвем овцам лебеду. Вискаса дадим мы кошке, Купим шоколад Алешке.

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 211 ОАО «РЖД»

Конспект занятия по заучиванию стихотворения «Кто, что любит»» в средней группе с использованием ИКТ

Составил: старший воспитатель Галеева О. А.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.

Цель НОД: побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью презентации – мнемотаблицы.

Задачи:

1. Образовательный аспект

Создать ситуацию для ознакомления детей с новым стихотворением и заучивания;

Помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

2. Развивающий аспект:

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, интонационной выразительности речи.

3. Вызвать интерес к поэзии, пробудить эстетические чувства.

Методы и приемы.

1. Наглядный: (показ, демонстрация)

2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

3. Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций о домашних животных, чтение художественной литературы, загадки о животных, словесные и дидактические игры: «Кто, что ест?», «Кто как кричит?» игры, сюжетно-ролевая игра «У бабушки в деревне».

Ход НОД:

Воспитатель.

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки,

Это наша….(Бабушка)

Правильно, бабушка.

Кто был у бабушке в деревне?

Какие домашние животные живут у бабушке в деревне?

А кто из вас знает, как надо ухаживать за животными, чтобы они были здоровыми и довольными?

Правильно их надо хорошо кормить.

Посмотрите я принесла корзинку, а в корзинке разные продукты для бабушкиных животных?

Давайте с Вами посмотрим, что тут лежит

Воспитатель обращает внимание детей на презентацию (1 слайд ).

Посмотрите, сколько много разных продуктов. А все ли животные любят эти продукты? Можно ли косточкой кормить телёнка, и будет ли котёнок есть конфеты?

Давайте посмотрим, что любят разные животные кушать.

Что мы дадим петушку? (2 слайд ).

Правильно - Всыплем зерен петушку (повторяют 2-3 ребёнка)

А что мы бросим собачке? (3 слайд )

Правильно. Бросим косточку Дружку , (повторяют 2-3 ребёнка)

А чем угостим кролика? (4 слайд )

Правильно. Кролику – листок капусты . (повторяют 2-3 ребёнка)

А что же ест коровка? (5 слайд )

Правильно. А корове – травки вкусной . (повторяют 2-3 ребёнка)

Что ест маленькая мышка?

М ышке мы оставим корку (6 слайд ) (повторяют 2-3 ребёнка)

Телёнка кормя пойлом. Пойло это такая жидкая каша, её дают телёнку – ведь он еще маленький и не может есть травку. Пойло вынесем телёнку (7 слайд)

А маленьким цыплятам мы сварим кашу (8 слайд )

- Сварим кашу всем цыплятам (повторяют 2-3 ребёнка)

Что дадим котятам? (9 слайд )

Правильно. Молока нальём котятам (повторяют 2-3 ребёнка)

А что будет есть конь? (10 слайд

- Отнесём овса коню ) (повторяют 2-3 ребёнка)

Что едят овцы?

Овечки тоже любят траву, которая называется лебеда. (11 слайд)

Нарвём овцам лебеду (повторяют 2-3 ребёнка)

Взрослая кошка что очень любит? (12 слайд

Верно. «Вискаса» дадим мы кошке .) (повторяют 2-3 ребёнка)

А что любят больше всего дети? Ну конечно же конфеты. Что мы подарим внуку Алешке? (13 слайд)

Правильно шоколадку. Купим шоколад Алёшке . (повторяют 2-3 ребёнка)

А теперь давайте посмотрим на картинку, и расскажем стихотворение все вместе.

Воспитатель рассказывает стихотворение. А дети подсказывают последние слова.

Затем дети (2-3 ребёнка) по очереди рассказывают стихотворение с опорой на картинку – (слайд 14; 15). Воспитатель следить за интонационной выразительностью, и правильным произнесением слов и согласованием их.

Физкультурная минутка : «Кто как ходит?»

Воспитатель предлагает детям поиграть - «превратиться» в тех животных которых он будет называть:

Как бегает маленькая мышка? (дети согнувшись на носочках тихо бегают по группе)

Как скачет лошадка? (дети и бегают с высоким подниманием колен)

Как прыгает кролик? (дети прыгают на двух ногах) и т.д.

Игра проводитесь под весёлую музыку.

Ребята пока мы рассказывали стихотворения, наши животные захотели есть. Давайте покормим их. Дидактическая игра «накорми животных» Слайд 14; 15.

Какие мы сегодня молодцы. Бабушке помогли, всех животных накормили, и стихотворение выучили.

Занятие окончено.


ПОКУДА СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ

Лишь раз воды из родника пригубишь –

Всего лишь раз в родном лесу побудешь –

К нему всегда душой тянуться будешь.
И, в первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

М.Алимбаев

НА ДЖАЙЛЯУ

Там высокая трава,

Славно в ней валяться!

Рядом – неба синева,

Выше не забраться!

Хоть прохладны вечера –

В юрте сладко спится,

И до самого утра

Дом родной мне снится.

Я прилягу на траву,

Полог чуть приподниму, -

Ягодки в траве,

В чистой мураве!

К.Баянбаев

* * *
О родная земля, дай от силы своей
Мне частицу одну, чтобы стал я

Ты ведь мне и семья, и родня,

И опора моя до последнего дня,

И последний приют для меня.
А.Тажибаев
* * *

О, Казахстан! О, Родина моя!
Смотрю на степи и не вижу им конца,

Любуюсь я красотами природы

И нет на Родине моей плохой погоды.
Как ты прекрасен, Казахстан, весной:

Цветущие сады и степи

Покрыты и луга травой

И блеск на талом снеге!
А наши горы, как они красивы!

Как гордо возвышаются над степью

и равниной

И вниз бежит река потоком бурным,

И как порой бывает небо хмурым.
О, Казахстан, как ты велик!

Люблю тебя за твой могучий лик:

За степи, горы, реки и моря,

За то, что ты – Родина моя!
З.Айтикина

КАРАГАЧ

на кургане, где ветер поет,

где слышится волчий плач,

вцепившись корнями

в сердце мое,

стоит карагач.

Ломают бури,

но он упрям -

маяк пустынных степей,

развернув навстречу ветрам

плечи черных ветвей.

О.Сулейменов

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

О родная земля, я тобою был создан,

Ты живительной силой вспоила мечты

И вошла в меня так,

Словно утренний воздух

Опьяняющей свежести и чистоты.
Где бы ни был – тебя вспоминаю я

Прокляни, не прощай, если за суетой

Позабуду, как ты из-за насыпи снежной

В дни войны беспокойно следила

За тебя уходил я туда, где опасно,

Где я голову мог поминутно сложить.

Что священней тебя,

Что на свете прекрасней,

Что величием можно с тобою сравнить?

Нет священней тебя ничего на планете.

Так с улыбкой в грядущее смотрит заря.

О, позволь за судьбу твою быть мне в

Сделать краше тебя – это долг мой, земля.

А.Сарсенбаев

МОЙ КАЗАХСТАН

Ты слышишь? –
Песня!..

Вольная, степная

звенит все громче

в небе голубом:

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!»
Ты сыновьям своим,

как воздух, нужен.

О, Казахстан!

Будь счастлив твой народ!

Бок о бок с ним,

навек сердечно дружен,

немецкий брат мой

счастливо живет.
Когда пришел сюда он

в эти степи, -

нашел прием он теплый и

И начал жить –

в великой дружбе с теми,

кто трудно жил

под кровом юрт.
Казахом он по-братски был привечен,

не чувствовал себя

шагал мой брат по жизни

во весь рост!
И, высветляя зори новой жизни,

он каждодневно труд свой отдает

во славу нашей Матери-Отчизны

и звучные стихи о ней поет!
Послушай песню –

звенит все громче в небе голубом:

«Цвети, моя республика родная!

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!..»
К.Вельц

ПЕСНЯ О КАЗАХСТАНЕ

Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь ели, словно мачты,

Утром смотрят на восток.

По горам вприпрыжку скачет

Белогривый ручеек.

С Алатау вниз по склонам

В белой пене, как в снегу,

Он бежит к лугам зеленым,

Кувыркаясь на бегу.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Молодой пшеницы волны

На ветру шумят весной,

Лес березовый наполнен

Золотом и синевой.

Посмотри, порой весенней

От тюльпанов степь красна.

И душа от их цветенья

Светлой радости полна.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь, овцы тучным стадом

По джайляу потекли.

Поспеши окинуть взглядом

Красоту родной земли.

Назову столицу раем

В зелени карагачей.

Как над ней светло играет

Океан живых лучей!
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Н.Пфеффер

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date:

Топ/ Группа/ Group: В-22

Пән/ Предмет/ Subject: Методика развития речи.

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Подготовка к выразительному чтению в детской аудитории.

Сабақтың үлгісі/ Тип занятия/ Typeofthelesson: Практическое

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kindofthelesson:

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives:

білімдік / образовательная/ educational: Формировать умение составлять вопросы различной степени сложности для анализа произведений, учитывая возрастные особенности детей

дамытушылық/ развивающая/ developing : Продолжать развивать умение работать с программой, хрестоматиями по детской литературе

тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: Воспитывать интерес к художественной литературе как средству развития речи дошкольников.

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources выписки из программы, тексты произведений, критерии оценивания, стикеры, презентация.

Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

    Организационный момент

    Актуализация знаний

    Практическая работа

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход занятия

    Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Goodmorning

Организационный момент.

Единые требования: отсутствующие, внешний вид. (2мин)

    Актуализация знаний Подведение к теме урока в форме ответов на вопросы:

Стратегия «Вопрос по кругу» (первый вопрос Почему М.Алимбаев - поэт?... Следующий вопроч формулируется взависимости от ответа на предыдущий....Потомучто пишет стихи. Почему он пишет стихи? и т. д.) 7 мин

Сообщение темы урока, знакомство с планом, знакомство с правилами работы в группах, с критериями оценивания.

    Жаңа сабақты түсіндіру. Тема: Подготовка к выразительному чтению в детской аудитории.

План:

    Анализ произведений для старшей группы из программы «Біз мектепке барамыз» М. Алимбаева, А. Дуйсенбиева. Подготовка к выразительному чтению в детской аудитории

    Составление вопросов для анализа стихотворения с детьми старшей группы

Работа в ходе занятия

Первый вопрос – работа с программой программы «Біз мектепке барамыз», хрестоматией по детской литературе казахстанских авторов. Выбирают 4 произведения (по 2) М Алимбаува и А Дуйсенбиева, делятся на 4 подгруппы, каждая подгруппа анализирует произведение в течении 10 мин. Затем представитель от каждой подгруппы представляет свой анализ в другой подгруппе, 10 мин все фиксируют основные моменты в тетради. Возвращаются в свою подгруппу готовятся к выразительному чтению в детской аудитории. После 5 мин подготовки выразительно читают произведения. Осуществляется взаимооценивание.

Второй вопрос – на стикерах каждая подгруппа (по 3мин) записывает вопрос для анализа стихотворения с детьми; передает стихотворение в другую подгруппу, которая пишет свой вопрос и т.д. пока стихотворение не вернется в домашнюю подгруппу, где вопросы расставляются по степени сложности, корректируются (5 мин) и представляются спикерами всей группе (по 3 мин). Дается оценка вопросам наиболее точно отражающим содержание стихотворения (по1мин).

Бекіту

Заполнение таблицы (5мин)

знал

узнал

Хочу узнать

V . Үй тапсырмасы

1. Подготовить материал на основе практики на тему «Работа с книгой вне занятий» (2 мин)

VI . Әдебиет/ Литература/ Literature :

    А.М.Бородич «Методика развития речи»

    Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»

    Л.П.Федоренко, М.Ф.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

    Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов.

    Программа воспитания и обучения «Біз мектепке барамыз»

знал

узнал

Хочу узнать

Критерии оценивания выразительности чтения

критерий

Чтение монотонно, без пауз и логических ударений

Не уместно использует логисемкие ударения,

Читает очень тихо (слишком громко)

Эффективно и обоснованно пользуется выразительными возможностями речи для передачи содержания произведения

Эмоциональность чтения произведения

Не использует в ходе чтения мимику, жесты, не выражает никаких эмоций

Чрезмерная (низкая) эмоциональность мешаев восприятию художественного произведения

Эмоционально и мимически передает смысл и характер произведения, обращает внимание на реакцию окружающих.

Учет возрастных особенностей детей

Обращает минимум внимания на аудиторию, читает для себя

Учитывает возрастные особенности, образность мышления дошкольников

Критерии оценивания работы членов подгруппы

критерий

Выполнение ролевых обязанностей

Не выполняет обязанности

Увлекается, не всегда выполняет возложенные на него обязанности, что влияет на общий результат

Постоянно помнит о своей роли в подгруппе;

Выполняет все правила работы в подгруппе

Участие в обсуждении проблемы и решении задач

Пассивен, не участвует в работе

Задает простые вопросы вопросы, не предлогает идей, соглашается со всем, не умеет убеждать

Задает вопросы конструктивного характера; предлогает идеи, пути решения задач.

Умение взаимодействовать с товарищами

Не вступает во взаимодействие

Не проявляет активности или не обращает внимание на членов коллектива, считает свою точку зрения удинственно правильной

умеет убеждать, соглашается с мнением других

Критерии оценивания вопросов

критерий

Умение задавать вопросы разного уровня

Вопросы знаниевого характера

Вопросы, направленные на понимание и применение

Вопросы аналитического и оценочного характера

Художественная литература

Цель : формирование у старших дошкольников устойчивого интереса к литературе как виду искусства, воспитание грамотного читателя; обогащение речи детей образным языком фольклора и детской художественной литературы, ориентация ребенка на собственное литературное творчество, выражения мыслей и чувств.

Задачи:

1. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание.

2. Учить определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

3. Формировать навыки анализа художественного текста на доступном ребенку уровне и усвоение в простейшем изложении некоторых понятий из теории литературы, дающих представление об особенностях произведения и способствующих развитию эстетического вкуса читателя.

4. Разучивать часть программных произведений (стихотворения, малые фольклорные жанры), учить передавать близко к тексту произведения (пересказывать).

5. Знакомить с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей, носителей национального языка или писателей, - жителей конкретного региона.

6. Воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом.

7. Обучать способам исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам, развивать их творческие способности.

8. Приобщать старших дошкольников к истокам литературного искусства казахского народа.

9. Прививать навыки бережного и аккуратного обращения с книгой.

Содержание раздела «Художественная литература» включает в себя такие направления, как:

Произведения для пересказа.

Творческое рассказывание.

І квартал

Произведения для чтения и рассказывания.

Устное народное творчество: Из казахского фольклора: «Колыбельная», «Тай-тай», «Жареная пшеница (игра)». Казахские народные сказки: «Ку-бала», «Джигит и волчица», «Хан и бедняк», «Находчивый визирь». Русские народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Глупый волк», «У страха глаза велики», «Маша и медведь». Сказки народов мира: «Три поросенка» (английская народная сказка), «Айога» нанайская (народная сказка), «Три сестры» (татарская народная сказка).

Ибрай Алтынсарин «Чувство жалости сильнее боли»; Жанибек Карбозин «Алыча»; Мадыхат Турежанов «Сила жизни»; Лев Толстой «Птичка».

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Мои игрушки»; Оразакын Аскаров «Наша собака»; Сергей Баруздин «Бревно».

Произведения для пересказа.

Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Лисица и петух». Русские народные сказки: «Репка».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Мадыхат Турежанов «По заслугам»; Евгений Чарушин «На нашем дворе»; Лев Толстой «Лгун»; Константин Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». Валентина Осеева «Лекарство».

Произведения для разучивания.

Устное народное творчество:

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Приметы осени»; «Эхо», Кастек Баянбаев «Юрта»; Ануарбек Дуйсембиев «Дети земли»; Алексей Плещеев «Осень»; Ирина Токмакова «Дуб».

Творческое рассказывание.

Обучать умению придумывать продолжение и окончание рассказа воспитателя по темам: «Осень», «Мой друг». Поощрять творческую инициативу детей.

ІІ квартал

Произведения для чтения и рассказывания.

Устное народное творчество: Казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Счет», «Белый бочок – серый бочок (игра)», «Прятки».

Казахские народные сказки: «Старик и дяу», «Добрый и злой», «Джигит и мыстан», «Будущий батыр» (притча).

Русские народные сказки: «Морозко», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка».

Сказки народов мира: «Пых» (белорусская народная сказка), «Не силой, а умом» (белорусская народная сказка), «Кукушка» (ненецкая народная сказка).

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ:

Ибрай Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка»; Дукенбай Досжанов «Ардак, сын табунщика»; Мадыхат Турежанов «Теленок»; Константин Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Привычка кота»; Кабдыкарим Идрисов «На джайляу»; Кадыр Мурзалиев «Сам»; Сергей Есенин «Береза».

Произведения для пересказа.

Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Лиса и коза». Русские народные сказки: «Заяц-хваста», «Еж».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ:

Мадыхат Турежанов «Я его простил»; Лев Толстой «Два товарища»; Константин Ушинский «Лекарство», «Сила не право»; Валентина Осеева «Плохо».

Произведения для разучивания.

Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Не знает ли щенок об этом?»; Ануарбек Дуйсембиев «На вечерней заре»; Кабдыкарим Идрисов «Мой край»; Иван Суриков «Первый снег»; Евгения Трутнева «С Новым годом!»; Иван Никитин «Здравствуй, гостья зима!»

Творческое рассказывание.

Учить придумывать описательные и повествовательные рассказы на предложенную воспитателем тему ("Красавица Зима", "Мой четвероногий друг", «Зимние радости»), составлять связный последовательный сюжет, использовать в речи образные слова, эпитеты, сравнения.

ІІІ квартал

Произведения для чтения и рассказывания.

Устное народное творчество: Казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Айголек», «Сказка», «Пастух». Казахские народные сказки: «Четыре друга», «Каражай», «Находчивый мальчик», «Золотоволосый Тотамбай», «Караглыш», «Аксак-Кулан» (казахская легенда). Русские народные сказки : «Снегурочка», «Лесичка-сестричка и серый волк», «Сестрица-Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц». Сказки народов мира : «У солнышка в гостях» (словацкая народная сказка), «Два жадных медвежонка» (венгерская народная сказка), «Поспешишь – людей насмешишь» (польская народная сказка).

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Мади Алимбетов «Солнце на ладони»; Мадыхат Турежанов «Помощь», «Белый козленок»; Утебай Турманжанов «Белый верблюжонок»; Эдуард Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»; Евгений Чарушин «Волчишко».

Стихотворения: Жараскан Абдирашев «Признание»; Ануарбек Дуйсембиев «Пропажа»; Жаркен Бодешев «Яблоко»; Расул Гамзатов «Мой дедушка»; Елена Благинина «Посидим в тишине».

Произведения для пересказа.

Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Грубая благодарность». Русские народные сказки: «Золотое яичко», «Теремок».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Сафуан Шаймерденов «Инет»; Евгений Чарушин «Воробей»; Лев Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья»; Константин Ушинский «Васька», «Не ладно скроен, да крепко спит»; Валентина Осеева «Хорошее»; Наталья Калинина «Про снежный колобок».

Произведения для разучивания.

Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.

Стихотворения: Ануарбек Дуйсембиев «Зимняя забота»; Музафар Алимбаев «Ослик пляшет»; Кастек Баянбаев «Скворечник»; Абубакир Кайранов «Бабушка»; Кадыр Мурзалиев «Белый камушек»; Ольга Высотская «Разговор с весной»; Евгения Трутнева «Мамин день»; Платон Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата».

Творческое рассказывание.

Обучать умению придумывать рассказы на темы из жизни "Моя мама ", "Праздник весны – Наурыз ", по наблюдениям «Веселая капель» , по картинкам "Весна", "Большая вода" И. Левитана.

І V квартал

Произведения для чтения и рассказывания.

Устное народное творчество: Казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Вороны», «Обманщик», «Петух». Казахские народные сказки: «Меткий стрелок», «Мудрая девушка», «Аби и Таби», «Сердце» (притча).

Русские народные сказки : «Мужик и медведь», «По щучьему велению». Сказки народов мира : «Старый кошелек» (латышская народная сказка), Ш. Перро «Подарки феи».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Ибрай Алтынсарин «Клочок ваты»; Мадыхат Турежанов «Соловьи»; Эдуард Шим «Солнечная капля»; Виталий Бианки «Хвосты».

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Уроки вежливости»; Косжан Мусрепов «Упрямая кошка»; Георгий Ладонщиков «Медведь проснулся»; Корней Чуковский «Айболит и воробей»

Произведения для пересказа.

Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Лиса и журавль». Русские народные сказки: «Колобок», «Лиса и рак».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Мадыхат Турежанов «Маленький садовод»; Лев Толстой «Ученый сын»; Константин Ушинский «Кукушечка»; Евгений Пермяк «Для чего руки нужны»; Яков Тайц «По ягоды»; Виталий Бианки «Лис и мышонок».

Произведения для разучивания.

Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Рисунки на асфальте», Ануарбек Дуйсембиев «Лето», Кастек Баянбаев «Земляника»; Алексей Плещеев «Сельская песенка»; Сергей Есенин «Черемуха»; Платон Воронько «Пирог».

Творческое рассказывание.

Закреплять умение применять имеющиеся художественно-речевые навыки при составлении сюжетных и описательных рассказов на тему предложенную воспитателем («Мой дедушка», «Лето – веселая пора» и т.п.).

В результате освоения программного материала по художественной литературе к концу года дети должны :

Уметь слушать и слышать художественный текст;

Эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

Выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста;

Отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации;

Знать наизусть программные произведения (стихотворения, малые фольклорные жанры);

Запоминать отдельные слова, выражения из текста; выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;

Узнавать и называть некоторые литературные жанры;

Участвовать в коллективных показах небольших театральных постановок;

Проявлять интерес к книгам, называть несколько известных литературных произведений, а также произведений казахстанских писателей, национального фольклора;

Уметь бережно и аккуратно обращаться с книгой.

Музафар Алимбаев

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ

Слон муравью уступает дорогу:

Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы, ата, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил: - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Музафар Алимбаев – казахстанский писатель, поэт и переводчик.
Родился в селе Маралды Шарбактинского района Павлодарской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации окончил Казахский государственный университет имени С. М. Кирова, работал заведующим отделом журнала «Пионер», заведующим отделом художественной литературы и заместителем главного редактора газеты «Казах адебиеты». Был главным редактором детского журнала «Балдырган». В 1952 году выпустил первую книгу - «Песни о Караганде». Автор текстов современных казахских песен и текста первого гимна Республики Казахстан. Участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Хикмета, Тихонова, Суркова, Баруздина и эпоса «Манас» на казахский язык.

Музафар Алимбаев награжден медалями Советского Союза, Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.

Не знает ли щенок об этом?

Серый Маленький щенок Сжался в конуре В комок. Он дрожит. Морозно! Вьюжно! А лежит! Побегать нужно! Вот побегал бы, Как мы, Не боялся бы Зимы!

Дети земли

Есть белые дети,

Есть чёрные дети,

Есть жёлтые дети

На нашей планете.

Вся наша земля –

Как большой детский сад,

Где каждый друг другу

Сестра или брат.

Пусть общими будут-

Навеки,навеки!-

И небо,и море,

И горы и реки,

И снег,и тюльпаны,

И красное знамя.

Пусть будут все дети

Навеки друзьями.

В доме бабушки в Алматинской области, где родился и воспитывался Ануарбек Дуйсенбиев, частым гостем был Жамбыл. И звучала домбра, и пел старый акын свои песни-раздумья, послушать которые собирался весь аул. А потом и сам Ануарбек подражал акыну: мастерил из дощечки и проволоки самодельную домбру, тренькал на ней и пел про все, о чем думал.

Именно тогда в его душу запало чувство преклонения перед поэтическим искусством, уважение к слову и сознание его силы. Первые стихи были опубликованы в газете «Казакстан пионери», где работал поэт.

Он один из создателей республиканского детского журнала «Балдырган», где проработал тринадцать лет.

Он перевел на казахский язык произведения Джанни Родари, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и др. Его книги издавались на русском, украинском и киргизском языках.

Зимняя забота

Белый снег лежит кругом:

На крыльце на лавке.

Ходят куры босиком,

Поднимают лапки.

Не пойду играть в снежки

Целую неделю -

Буду шить им сапоги,

Чтоб не заболели!

ЗАДАНИЕ

1.Познакомтесь с некоторыми фактами биографии и творчества авторов

2.Выпишите из программы произведения данного автора

3.Проанализируйте предложенное произведение

4.Подготовьтесь к выразительному чтению

5.Составьте вопросы для анализа произведения с детьми.

0 Литературная гостиная Музафар Алимбаев

Название: Литературная гостиная Музафар Алимбаев
Класс: 4
Год: 2012

Цель: Углубленное изучение творчества Музафара Алимбаева

  • познакомить со стихотворением «Юрта»; формировать умение работать с персональным компьютером, с дополнительными источниками информации;
  • развивать выразительные средства языка, способствовать развитию активного словарного запаса;
  • воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину;

воспитывать культуру межличностного общения, интерес к предмету

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический, видео метод, программированный, проблемный

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование: выставка книг, рисунки детей, фотогалерея, музыка, ПК

Ход урока:

  1. I. Организация класса(Звучит народная музыка, слайд №1)

II.Учащиеся весь урок заполняют лист активности (самооценка).

III.Актуализация знаний (слайд №2)

1)Из какого стихотворения эти строки?

2)Прочти наизусть.

3)Определи тему стихотворения.

(На экране у уч-ся задания, выбирают знакомые стихотворения).

Покуда сердце бьется……… 1класс

Наша Родина Казахстан……

Родник земли родной…….. 2класс

Кто если не ты?...........

Я сын степей………………

Глаза голубые земли……… 3класс

(На экране учебники за 1,2,3 класс)

Сегодня мы продолжим изучать жизнь и творчество аксакала Казахстанской поэзии Музафара Алимбаева. В любом школьном учебники, хрестоматии вы найдете его яркие, легко запоминающиеся строки, над которыми не властно

(На доске учебник 4 класса)

IV.Формирование новых знаний

1) –Вы прочитали стихотворения М.А.Как вы думаете, какая тема затронута в этих произведениях?

Тема Родины, любви к родной земле, патриотизма.

(Звучит музыка, ученик читает стихотворение)

Лишь раз воды из родника пригубишь -

Всего лишь раз в родном лесу побудешь -

К нему всегда душой тянуться будешь.

И первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

(На экране: родник, лес, знамя, Родина.

2) Знакомство с биографией (читает уч-ся)

1 ученик

Музафар Алимбаев родом из Павлодара, учился в Павлодарском педучилище, степи Прииртышья вдохновляли его.

Учась в Павлодарском педучилище начал живо интересоваться богатством лексики русского языка. Начал собирать казахские и русские пословицы, составлять для себя русско-казахский словарь.

2 ученик

Имя Музафар – арабского происхождения оно означает «Победитель».Быть может, отец будущего поэта желал видеть сына сардаром-полководцем, но он стал поэтом. С детства он заучивал поэзию великого Абая, на запоминал народные поэмы «Енлик-Кебек» и «Калкаман-Мамыр».По просьбе матушке превозили ему из города книжечки набранные арабским шрифтом - сказки Толстого, стихи Пушкина и Лермонтова. Позднее он их перевел на казахский язык.

1 ученик

В 1958 году в Казахстане в первые начал издаваться журнал для ребят «Балдырган». Музафар Алимбаев стал главным редактором журнала, в котором проработал 28 лет. «Балдырган» стал центром развития казахской детской литературы и школой молодых поэтов и писателей.

2 ученик

Лучшие стихи М.А. переложены на музыку, среди них есть ставшие подлинно всенародными.

(На доске «Маралдым», «Ясноликая», «Белый сокол», «Чудной же ты, джигит», «Он наш учитель».

В 1984 году удостоился звания лауреата государственной премии имени Абая.

В 1994 году присвоено звание народного писателя.

3) Дополнения уч-ся –опережающее задание

(На доске выплывает фотогалерея, уч-ся выбирают фото и рассказывают о нём)

Ответы уч-ся

Павлодарцы любят и ценят своего земляка. Подарком на 80-летие М.А. стал научный проект на сайте одной ученицы Павлодарской школы.

Если мы изучим творчество народного писателя М.А., духовный мир каждого из нас, граждан Казахстана, станет богаче.

Во время службы в армии всего 3 с половиной месяца он был рядовым, потом стал замполитрука, проводил полит беседы на русском языке, выступал на собраниях. Был заместителем командира минометной батареи, воевал на Калининском

фронте, политруком вошёл в Берлин. Ему грозила военная карьера.И тут выручило поэтическое слово.Осенью 1948 года Музафар Алимбаев был демобилизован по просьбе казахстанского правительства.

М.А. перевел пословицы и поговорки 58 народов земли. В 1978 году вышла его книга жемчужница слов.

У казахов есть пословица «С кем молодым вышел перед народом, с тем и седину приобретай».М.А. скоро справит золотую свадьбу. Шапау-апа –историк. Она и первый критик, и читатель и помощник. Жизнь посвятила и мне и детям – сказал Музафар Алимбаев.

Учитель

Музафар Алимбаев писал:

«Писатель должен быть мыслителем, философом. Оценить прошлое, разобраться в настоящем, думать о будущем

Музафар не стал сардаром-полководцем, но он стал победителем: он победил Великую войну, вернувшись с неё живым, и победил великое расстояние - от сердца поэта к сердцу своего читателя.Большая любовь к родной земле делает его произведения искренними и незабываемыми.

Отправим наши пожелания, рисунки,творчество М.А.(слайд №)

4)Знакомство со стихотворением «Юрта»(Звучит музыка, читают уч-ся наизусть)

Вопрос перед чтением:

Какое чувство наполняло поэта, когда он писал это стихотворение?

5) Ассоциации к слову юрта

верное жилище кочевников

восхищение человеком,который

создал юрту

воспоминания об отце

сердце казаха

Мир - огромная юрта

любовь к родным степям

Давайте определим, какие это приёмы и способы.

V.Работа в микрогруппах (слайд №)

обращение

сравнение

восклицание -накал чувств. Стой!

вопрос - Когда это было?

повторение, обращение

сравнение

восклицание

метафора

олицетворение

восклицание

сравнение

восклицание

8)Обобщение

Кто определил главную мысль произведения?

9) Какая пословица подходит к этому стих-ию?

v Нет краше Родины нашей

v Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей

v Дорог даже дым над очагом родным

VI.Рефлексия

Учитель предлагает учащимся завязать ленточку на шанырак юрты и сказать афоризм,

запомнившийся на уроке

(Звучит кюй Курмангазы, уч-ся выходят и становятся, образуя макет юрты)

VII.Итог урока (самооценка уч-ся)

Подведение итогов по шкале активности