Пасха. История блюд, фото и пасхальные рецепты

Па́сха (творожная пасха ) - особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году - на праздник Пасхи . Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).

Традиция и символика

Оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма - пасочница . В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.

Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста , копья , трости , проросших зёрен, ростков и цветов - символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие - дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.

Способ приготовления

Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй , влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз - на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.

Вместе с другими пасхальными блюдами (куличами , бабами , крашеными яйцами) пасху освящают в церкви и подают к праздничному столу.

  • В Санкт-Петербурге есть Церковь Пресвятой Троицы XVIII века , известная как «Кулич и пасха» , так как сама церковь имеет форму кулича, а колокольня - пасхи. Церковь имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами , а внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами ; колокольня - вид четырёхгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Такой своеобразной архитектурой храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Вяземскому .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пасха (блюдо)"

Ссылки

  • на сайте Православие.Ru
  • // Российский Этнографический Музей

Отрывок, характеризующий Пасха (блюдо)

– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?

Па́сха (творожная пасха, на церковнославянском - «млеко огустевшее», то есть творог) - особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году - на праздник Пасхи.

Оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма - пасочница. В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.
Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов - символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие - дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.

Для пасхи полагается брать творог самого лучшего качества - свежий, сухой и однородный. Другие ингредиенты включают сливочное масло, сливки или сметану, изюм. Иногда в пасху добавляют миндаль, другие пряности, яйца. Пасху украшают изюмом, цукатами, орехами и т. п.

Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй, влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.

Вместе с другими пасхальными блюдами (куличами, бабами, крашеными яйцами) пасху освящают в церкви и подают к праздничному столу.

Рецепт

Для приготовления пасхи вам понадобится:

Творог 18% - 250 г
Масло сливочное - 70 г
Яйца перепелиные (желтки) - 2 шт
Сахар - 50 г
Сметана 20%-жирности - 30 г
Ванилин - 1 щепотка
Изюм (предварительно вымоченный в воде) - 20 г

Для украшения:

мед
мята
свежие ягоды

В отдельной миске взбиваем миксером творог, сливочное масло (размягченное), сахар, перепелиные желтки. Затем добавляем сметану и продолжаем взбивать до тех пор, пока масса не приобретет "пышную", но плотную консистенцию. Добавляем в миску изюм, предварительно вымоченный в воде (10-15 минут), и смешиваем с массой. В самом конце добавляем щепотку ванилина. Пасха готова.

Отмечают Пасху в разных странах по-разному, но всегда весело и интересно. Пасха - это особо почитаемый христианами праздник. С греческого πάσχα дословно переводится как «прохождение мимо» и символизирует Воскрешение Иисуса Христа. Так согласно библейским писаниям Иисус Христос был обвинен в нарушении иудейского закона и приговорен к смерти через распятие на кресте. Однако Сын Божий оказался выше земной смерти и воскрес через три дня после своих похорон. Это знаменательное событие переросло во всемирный христианский праздник, ибо «Христос воскресе!».

Обратите внимание, что в 2013 году католическая Пасха придется на 31 марта, а православная - на 5 мая.

Традиционная еда на Пасху

Традиционно на Пасху готовят куличи, бабы, творожные пасхи и пасхальные яйца. Эти продукты освещаются в церкви, дарятся друг другу и используют для разговения.

Пасхальные яйца являются знаком Воскрешения Господня. Как правило, на Пасху яйца варят вкрутую и красят в красный цвет, т.к. это цвет божественной победы жизни над смертью. Так согласно священному писанию, святая Мария Магдалина, преданная последовательница Иисуса Христа, подарила императору Тиберию неожиданный подарок - куриное яйцо как знак воскрешения Сына Божьего. Император не поверил мироносице, сказав, что как это яйцо не может стать красным, так и мертвый не может воскреснуть. При его словах подаренное яйцо окрасилось в красный цвет, став неоспоримым подтверждением воскресения Христа. Со временем же пасхальные яйца стали красить и в другие цвета (как правило, яркие), а также расписывать христианскими символами, узорами и рисунками.

Творожная пасха - это блюдо с творогом, приготовленное в виде конуса (для этого используется специальная форма для выпечки - пасочница). Конусообразная форма блюда олицетворяет Гроб Господень. Часто творожная пасха украшается буквами «ХВ», означающими «Христос Воскресе», а также образами крестов, копий, проросших зерен и цветов, подчеркивающих страдания и воскрешение Сына Божьего. Творожная пасха готовится из сухого однородного творога, сливочного масла, сливок (сметаны), изюма. Для придания блюду особого вкуса можно использовать также миндаль, цукаты, орехи и т.д.

Кулич - это хлеб цилиндрической формы, приготовленный из дрожжевого теста (яйца, сахар, сливочное масло, изюм). Для придания куличу праздничности часто применяют сахарную пудру или глазурь. Можно также добавить ваниль, кардамон и мускатный орех. Кулич считается «светским» подобием церковного хлеба артоса. Артос (просфора) - это хлеб из кваса и дрожжей, символизирующий единство всех людей на земле и использующийся во время причастия. На артосе, как правило, изображен терновый венец - знак Воскрешение Христова. Артос в домашних условиях можно хранить в течение года. Считается, что этот церковный хлеб может помочь верующему в случае его болезни.

Баба - это пирог из песочного теста, который готовят на Пасху католики. По форме баба напоминает перевернутый вверх дном горшок с отверстием в центре. Предполагается, что такую форму баба унаследовала от горшка, в котором в старину выпекалась. Отверстие же в центре делалось для того, чтобы тесто лучше пропеклось. Основными ингредиентами бабы являются яйца, дрожжи, изюм. Сверху баба покрывается слоем ванили, сахарной пудры или шоколадной глазури. В отличие от пасхи, у этого пирога очень легкая консистенция. Для того, что получить такую консистенцию нужно очень хорошо взбить яйца.

Пасхальная трапеза

В разных странах существуют свои кулинарные пасхальные традиции празднования.

Пасха в России

В России Пасху встречают яйцами, пасхами и куличами. Со словами «Христос Воскресе - Во истину Воскресе» обмениваются друг с другом традиционными пасхальными яствами.

Кулич - это символ Пасхи, поэтому его готовят с соблюдением особого ритуала. Так ночью с четверга на пятницу для кулича месят тесто. В пятницу кулич выпекается и хранится вплоть до субботы. В ночь с субботы на воскресение кулич освещается в церкви. А, уже начиная с воскресения вплоть до Радуницы, можно вкушать этот сладкий хлеб и угощать им друзей и знакомых. Также с куличом связана особая примета. Если кулич у хозяйки получился красивым, пышным, то значит, весь год семья будет жить в достатке. Особо подходят в России и к процедуре разрезания кулича. Кулич разрезают не вдоль, как обычный хлеб, а поперек. Это делается для того, чтобы «куполом» кулича можно было покрыть оставшийся мякиш.

Пасхальные яйца православные христиане также готовят заранее. Традиционно яйца окрашиваются в красный цвет. Для покраски яиц, как правило, используют луковую шелуху. Яйца варятся в луковой шелухе на медленном огне около 20 минут, благодаря чему они приобретают насыщенный бронзовый оттенок. В старину пасхальные яйца выкладывали на красивое блюдо, украшенное зеленью, ростками пшеницы и цветами. Пасхальные яйца были первым блюдом, которое верующие вкушали утром в воскресение. Причем этому следовал особый ритуал. Прежде чем съесть яйца их разбивали друг о друга, как бы подчеркивая начало новой жизни и воскрешение.

Помимо основных пасхальных блюд, на пасху в русских семьях иногда готовят «барашка» из сладкого теста со сливочным маслом. Песочный «барашек» как бы напоминает о жертве Иисуса Христа, принесенной им за грехи людские. Основными ингредиентами «барашка» являются мука, сахар, яйца, маргарин, ваниль. Для создания особого вкуса иногда добавляют чернослив, белый шоколад, кокосовую стружку.

Пасха в Италии

Символом итальянской пасхи является куриное яйцо. В праздничный день верующие со словами «Urbi et Orbi» дарят друг другу яйца, причем не обязательно настоящие. Отличным подарком на Пасху будет и шоколадное яйцо с сюрпризом внутри.

Традиционным для пасхального стола в Италии является и блюдо из барашка («паскалина») с жаренными артишоками. Его иногда подают вместе с салатом из латука, сладкого перца, оливок и артишоков. А для любителей остренького предлагают салат из помидор, чеснока и петрушки.

Существует в Италии и большое количество пасхальной выпечки.

Коломба (Colomba Pasquale) - итальянский пасхальный кекс, выпекаемый в форме голубки или креста. Для приготовления коломбы нужны мука, сахар, сливочное масло, яйца, дрожжи. Дополнительно может быть использована цедра апельсина, курага, изюм, цукаты. Коломба - это популярное итальянское лакомство, попробовать которое должен каждый.

Торта Паскулина (Тorta P asqualina) - это пасхальный пирог со шпинатом. Среди основных ингредиентов - мука, яйца, молоко, сливочное масло, шпинат, зубчик чеснока, рикотта, пармезан, оливковое масло. Торта Паскулина обладает особым пикантным вкусом, чем и полюбится любителям сытной сдобы.

Касатиелло ( Casatiello) или Тортано (Tortano) - это неаполитанский пирог с сыром. Отличительной особенностью этого пирога является то, что для его приготовления помимо традиционных продуктов используется копченное мясо (как правило, салями или пекорино романо) и сыр. Верхушка пирога украшается крестиком из теста.

Пастиера Наполетано ( P astiera N apoletana) - это еще одно сдобное неаполитанское пасхальное чудо, но в отличие от предыдущего варианта относящиеся к категории сладких блюд. Интересна начинка этого пирога. Итальянцы предлагают использовать для начинки зерна пшеницы, нежирное молоко, сыр рикотта, яйца, цедру лимона, сахар, апельсиновый ликер, засахаренные фрукты, изюм, корицу. Судя по ингредиентам, пирог не забываемый.

Касата Сичилианна ( C assata S iciliana) - это сицилийский бисквитный торт, имеющий необычную консистенцию. В составе рикота, цукаты, шоколадный или ванильный наполнитель. Все это пропитано фруктовым соком или ликером и украшено марципанами, леденцами, засахаренными фруктами и другими «маленькими радостями».

Пасха в Германии

Любят отмечать Пасху и в Германии. Символами светлой Пасхи у немцев являются пасхальные яйца и пасхальный заяц.

Яйцо у католиков - это символ жизненного возрождения. Поэтому считается, что съевший пасхальное яйцо обретает силу и заряжается здоровой энергией. С пасхальными яйцами связана целая легенда. Согласно легенде в праздничный день пасхальный заяц прячет пасхальные яйца в укромных местах. Найти же заячий клад является хорошим знаком. Поэтому маленькие дети любят забавляться поиском спрятанных разноцветных яичек.

Среди пасхальной выпечки в Германии особо известен кугельхопф (kugelhopf) или, говоря по-русски, «ромовая баба». В отличие от обычной песочной бабы, в этот пирог добавляется ром. Это придает кугельхопфу изумительный и неповторимый вкус.

Популярны также и претцели - маленькие, но безумно вкусные крендельки. Состав блюда достаточно простой, что позволяет приготовить его в домашних условиях. Это мука, вода, дрожжи, белок, тмин, растительное масло, соль, сода.

Приятного аппетита и светлой Вам Пасхи!

Как и другие основные праздники христианского календаря, Пасха - праздник торжественный, сопряженный со своими обрядами и ритуалами, многие из которых берут свое начало в древности. Особое место среди пасхальных обрядов занимают те, которые связаны с едой.

Фактически, для подавляющего большинства российских семей, вообще традиции и ритуалы Пасхи связаны исключительно с едой - в последние десятилетия остальные просто не передавались из поколения в поколение и часто забываются, а затем не вводятся заново в новых семьях. А ведь для того, что бы получить истинное удовольствие от праздника, необходимо понимать, что происходит, зачем и в какой последовательности. И традиционная праздничная еда тут не исключение.

Пасхальные куличи

Традиционно выпекаются в Страстной четверг, в день, когда, согласно Библейским преданиям, Христос преломил (то есть разделил) со своими учениками последний раз хлеб и сообщил, что «сие есть тело Мое, за вас ломимое», после чего вскорости и был предан Иудой.

Однако хлеб, как символ тела, являлся таковым задолго до Христа, и некоторые исследователи утверждают, что Христос использовал древнюю уважаемую традицию для того, чтобы подчеркнуть важность происходящего момента и в символическом виде показать ученикам то, с Ним будет происходить в ближайшее время.

Пасхальные куличи - образ одновременно и тела Христа и, одновременно, символ матушки-земли, которая дает нам всем жизнь физическую. Таким образом, пасхальный кулич - это как бы объединение и духовной, и физической составляющей нашей жизни и ежегодное напоминание об этом.

Для того, чтобы кулич был не рядовым, а значимым традиционным пасхальным блюдом, необходимо помнить о правилах его изготовления - замешивания опары, вымешивания теста, выпекания, и правилах его съедания. Так, опара замешивалась непременно с молитвой и в особом состоянии покоя, тишины и отсутствия суеты. Важно и последующее расстаивание теста - ведь это в определенном смысле уже символ здоровья и долголетия. Кроме этого, в процессе всего приготовления куличей в доме соблюдается особая атмосфера таинства и священнодействия: не открываются окна, по возможности не открывается входная дверь, соблюдается тишина и благостное настроение.

Есть и свои традиции для того, как есть кулич. Выпеченные куличи будут есться в течение как минимум недели после Пасхи (до Радоницы включительно), поэтому они должно особенно тщательно храниться. И первая после Великого Поста трапеза будет начинаться именно с пасхального кулича. Режется кулич также особым образом: по возможности главой семьи, после возвращения из церкви, освящения кулича и яиц. Режется кулич чаще колечками, и шапка кулича съедается в последнюю очередь, так как в случае, если кулич не был съеден в один присест, она выполняет роль крышки, помогая сохранить кулич свежим и не подсохшим.

У этого блюда много вариаций: и крашенки, и капанки, и писанки, и просто яйца, сваренные в луковичной шелухе. Символ яйца прост и незамысловат, с одной стороны, и могуч и непознаваем с другой. Яйцо суть символ жизни. Новой жизни.

" И, поскольку Пасха это праздник воскресения Христа из мертвых, то есть восстановление жизни после смерти, то яйцо, известное с самых древних времен, как символ жизни, было использовано Марией Магдалиной в качестве подарка, который символизировал воскресение Христа.

Для крашения используются свежие куриные яйца. Желательно мелкие, ведь раньше, до существования инкубаторов и гормональных подкормок для птиц, курицы начали нестись заново как раз незадолго до Пасхи, и первые яйца после зимней «спячки» были небольшие. Сейчас мелкие яйца несут те курочки, которые несутся в первый раз и еще не положили целью своей жизни нестись без перерыва.

Красятся яйца чаще тогда же, когда выпекаются пасхальные куличи - в Страстной четверг. Как и для приготовления полноценного обрядового кулича, яйца изготавливаются только в специальном, практически молитвенном состоянии. Решать, в какое время готовить яйца, хозяйке: главное, что бы это происходило без надрыва и не под гнетом обязательств.

Творожные пасхи (на переднем плане)

Па́сха (творожная пасха, паска ) - особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году - на праздник Пасхи . Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).

Традиция и символика

Оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма - пасочница . В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.

Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста , копья , трости , проросших зёрен, ростков и цветов - символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие - дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.

Способ приготовления

Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй , влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз - на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.

Вместе с другими пасхальными блюдами (куличами , бабами , крашеными яйцами) пасху освящают в церкви и подают к праздничному столу.

  • В Санкт-Петербурге есть Церковь Пресвятой Троицы XVIII века , известная как «Кулич и пасха» , так как сама церковь имеет форму кулича, а колокольня - пасхи. Церковь имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами , а внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами ; колокольня - вид четырёхгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Такой своеобразной архитектурой храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Вяземскому .