Эссе на тему “Без многого может обойтись человек, только не без человека” – (Л. Берне)”

«Без многого может обходиться человек, но только не без человека» , К. Бёрне

Выполнила: Яковлева Екатерина, 10 класс, МОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова

Руководитель: Китаева Татьяна Константиновна, учитель истории и обществознания

Я выбрала высказывание Карла Людвига Бёрне - немецкого публициста и писателя 19 века, остроумного и язвительного полемиста. На мой взгляд, афоризм: «Без многого может обходиться человек, но только не без человека», поднимает острые социальные вопросы взаимодействия и коммуникации людей, сущности человеческого бытия. Я думаю, что знаменитый писатель был прав, человек – биопсихосоциальное существо и одной из многих его социальных потребностей является - общение. Общение с людьми особенно в наше время является одним из определяющих факторов в жизни каждого. Но это общий, более широкий взгляд на проблему, актуальную и в наши дни. Мне же кажется, что в этом афоризме речь шла не только обо всём обществе, как о важном факторе существования, а о родных и близких для нас людях – семье, друзьях. Они раз за разом принимают нас такими, какие мы есть, с ошибками, поражениями, плохим настроением и проблемами. Ведь не зря в понятие «семья» ключевыми словами являются общность, помощь, ответственность: семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Приведу личный пример: не так давно со мной произошла не очень приятная ситуация - я поссорилась с близким мне человеком. В голове бушевала тогда вся гамма чувств, я была обижена, подавлена, расстроена. Мы так и не помирились, а спустя пару дней я узнала, что у этого человека в тот момент были проблемы, ему фактически не с кем было поговорить по душам. Когда я это услышала, первая мысль была от обиды: «Ну и что, тоже мне причина, можно и без близких людей отлично прожить». Но потом мне вспомнились все слёзы и вся боль, что были у меня после ссор с друзьями, жгучее чувство потери. В ту же секунду я поняла этого человека, ощутила вину и желание поскорее с ним поговорить. Эта ситуация невольно натолкнула меня на раздумья, способен ли человек жить, если рядом с ним нет людей, которые его любят и готовы быть рядом в худшие из дней. На свете немало тех, кто груб с окружающими, кто оскорбительно честен и не готов идти на компромиссы. Может быть, это означает, что дома такого человека ждёт любящая семья или верные друзья, и он защищен их любовью, поэтому не считает нужным выбирать выражения в общении с другими, посторонними людьми. Именно от близких он, как и любой другой человек, черпает силы жить, оставаться собой, воспринимать каждый новый день не как трагедию, а как новые возможности или просто время, полное приятных событий. Люди, которым есть к кому идти в трудный момент, слабо осознают всю ценность такого дара. Воспринимая это как должное, мы забываем, что наш мир из цветного разом превратится в чёрно-белый, если из него уйдут близкие. Человеку в жизни необходимы не только общество и окружающие, но и те, кто любит его и кого любит он сам. В моей жизни были ситуации, когда одиночество разъедало изнутри, как кислота. Это было худшее, что вообще со мной случалось, до сих пор я, вспоминая это, невольно вздрагиваю и с облегчением понимаю, что всё прошло. Я искренне надеюсь, что такого в моей жизни больше не будет, ведь на свете просто не существует ничего, что может помочь в этот момент. Жизнь тогда теряет смысл, и я уверена, что чувства подобного рода обуревают не только меня, но и всех людей. Действительно, человек может обойтись без многих материальных благ, но может ли человек обойтись без человека? Мой ответ – нет, «человек без людей» - это парадокс, а наша жизнь без них – рисунок простым карандашом, а не яркими красками.

«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» , С. Паркинсон

Выполнила: Васюта Анастасия, 11 класс, МОУ СОШ № 26

Руководитель: Голубева Лидия Ивановна

По моему мнению, С.Паркинсон в своем высказывании имел ввиду то, что одним из страшнейших пороков в современном мире и на протяжении всей истории человечества является равнодушие. Но какой источник у этого порока? Толпа. Слившись с общей массой, человек теряет свою индивидуальность, собственное мнение, самого себя. Человек подчиняется общему мнению окружающей его массы. «Толпизм» действительно делает вполне образованных и интеллигентных людей, похожими на «человеческое стадо». Толпа религиозных фанатиков в печально известную Варфоломеевскую ночь убивала всех, не разбирая кто перед ней – католик или гугенот. Как сказал Х. Артега-и-Гасет: «Масса – это множество без особых достоинств». Человек не может двигаться вперед, развиваться внутренне и развивать что-либо или кого-либо вокруг себя, находясь в толпе. Психология толпы проста и незатейлива. И порой опасна. Либо толпа, видя лишь цель своего лидера, сметает все на своем пути и перешагивает через все моральные принципы (как пример можно рассмотреть геноцид, холокост и другие националистические нарушения прав человека, когда «массы давят массы»). Либо, в толпе без ярко-выраженного лидера селится паника, которая приводит к истерии или к массовому сумасшествию. Толпы футбольных фанатов устраивают массовые беспорядки: поджоги, драки, акты вандализма, не задумываясь о последствиях. Попадая в толпу, человек поддается стихийному напору и сливается с большинством. Или теряется и, возможно, это еще более трагично – его топчут (в прямом и переносном смысле). Он становится узником жестокости и ограниченности людей. Но что создает толпу? Что заставляет людей подчиняться «закону толпы»? Я думаю, это вечная проблема одиночества. Ища выход из окружающей пустоты, человек естественно стремится к людям, не задумываясь, действительно ли ему это нужно. Но одиночество скорее приводит в толпу. А порождает «толпизм» во многом ограниченность и нежелание развиваться самостоятельно, недаром одаренные, талантливые люди в большинстве своем одиноки. К сожалению, явление толпы достаточно часто захлестывает молодежь. Еще не до конца сформировавшиеся и не нашедшие себя, молодые люди под воздействием юношеского максимализма окунаются в серую или наоборот чересчур пеструю массу (именно под напором массовости многие начинают курить в очень раннем возрасте; действует принцип: «Все курят – и я буду!»). Итак, «толпизм» – это, прежде всего деградация, которой нет места в жизни цивилизованного человека.

"Надо стоять на своих собственных ногах и глядеть в лицо миру… Видеть мир таким, каков он есть, и не бояться его." Бертран Рассел

Ученицы 9 «Б» класса Роговской Алины МОУ «Гимназия №5»

Руководитель: Евсюткина Валентина Михайловна Г. Хабаровска

Вряд ли найдётся человек, который в первую секунду после прочтения этой цитаты, не согласится с идеей высказывания. Ведь многие окружающие постоянно твердят о «правильности» этой мысли. Но почему же тогда, в истории много примеров людей, отвернувшихся от общества и попытавшихся создать свой «идеальный» мир, вдали от человеческих пороков и недостатков? Замечая негармоничность и несправедливость жизни, одни, решив, что создать новое общество легче, чем улучшить существующее, организовывали утопические коммуны. На протяжении всего человеческого существования были такие люди. Вспомните, сколько известных философов, разочаровавшихся в жизни, старались осуществить свои задумки о безупречном мире? Примеры Роберта Оуэна, покинувшего английское «образованное общество» и организовывавшего в Америке коммунистическую производительную общину «Новая гармония», Эманоила Бэлэча́ну, румынского землевладельца и мыслителя, превратившего своё имение в фаланстер «Сельскохозяйственное и мануфактурное товарищество» (своеобразный вариант коммуны), показывают, что полноценная, гармоничная жизнь замкнутого «безукоризненного» общества невозможна. Такие искусственно созданные и оторванные от мира «организмы» не могут существовать и развиваться независимо от проблем и событий реальной жизни. В современном обществе тоже существуют желающие создать свой нереальный мир, но чаще это люди, замкнувшиеся в себе и зациклившие свою жизнь на алкоголе, наркотиках, компьютерных играх, то есть на вещах, способных создать иллюзию мира без проблем и забот. Я думаю, что такие люди – последователи отшельников. Но если раньше самовольные изгои уходили в лес, чтобы быть наедине с природой, современные «отшельники» остаются один на один с их зависимостью. Существует ещё один путь создания «совершенного» общества – религиозные секты. Сейчас люди, в надежде на лучшую жизнь, готовы иногда отдать всё, что имеют, незнакомым людям, которые часто оказываются мошенниками. Я считаю, что попытки спрятаться от проблем и несовершенства мирового общества бесперспективны. Разберём все три способа искусственного создания нового мира: политический, индивидуальный и религиозный. Начнём с политического. Как показывает история, организации, бегущие от несправедливости существующего общества, создают внутри себя ещё большую несправедливость, иногда даже диктатуру. Рассмотрим пример, который знают все – построение коммунизма, которое начиналось под лозунгами, достойными «идеального» мира, а закончилось – тоталитарным обществом. Теперь обратимся к индивидуальному пути – люди, оказавшиеся заложниками своей зависимости, просто физически не могут продолжить нормальное существование и нередко заканчивают очень печально. Религиозные же секты – это путь гибели личности человека. Основатели сект задавливают характер попавшего туда и заставляют подчиняться себе. Поэтому я думаю, что не надо пытаться создавать свои «безупречные» мирки, а чтобы развиться до собственного понятия успешного человека, надо следовать совету Рассела: смело вторгаться в мир, не бояться сложностей и неудач, иметь свою жизненную позицию и уметь отстаивать собственные убеждения. Ведь развивая себя, мы улучшаем общество, повышая свою нравственность, мы формируем более высокие моральные принципы в обществе, уделяя внимание своему образованию и культуре, мы делаем наше общество значимее! У каждой личности есть выбор, как найти место в этой жизни. Я выбрала путь Бертрана Рассела –идти навстречу миру. А в заключении, я бы хотела написать своё стихотворение, сочинённое несколько месяцев назад, которое в периоды сомнений и отчаяния напомнит мне о моём выборе:

Покинуть этот мир легко,

Мечтой забывшись, растворится…

Ведь, если мысли далеко

И так приятны, что не спится,

Ты забываешь обо всем,

Что утром в голове кружится.

И ты уже ни жив, ни мертв,

Живя мечтами, явь ты губишь…

Из моря мыслей не всплывёшь,

Если иллюзий не разлюбишь…

И что! Пусть невозможно сложно

Утопию покинуть ради

Не склонной к вере и пощаде

Реалии, счастливой ложно.

Но ты живи, борись, страдая,

Или из глаз струя густая

Живых, горячих слёз польётся,

Когда не жил, а умирать придётся…

Я полностью согласна с мнением Л. Берне. Ведь в жизни нам необходимо огромное множество различных вещей и предметов. Они способствуют улучшению наших условий существования, реализации задуманных планов и идей. Однако, даже без всех этих, казалось бы, абсолютно необходимых вещей человек может обойтись.

Человек - это биопсихосоциальное существо, представляющее собой высшее звено в развитии живых организмов на Земле, создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса. В нашей жизни он выполняет особые роли. Ведь у человека есть важнейшие жизненные потребности, которые человек в одиночестве удовлетворить не сможет. К таким потребностям относятся: потребность в воспроизводстве рода, потребность в безопасности, в средствах существования, в знаниях и т.д. Объединение людей в группы для удовлетворения таких потребностей, носит название социальные институты. Виды социальных институтов: государство, семья, образование, религия, производство.

Для дальнейшего существования на планете, человеку просто необходимо объединяться с другими людьми. Только вместе и сообща они могут достигнуть большего. Вспоминая историю происхождения многих цивилизаций и их дальнейшее существование и развитие, мы смело можем утверждать об этом.

В качестве примера, подтверждающего позицию автора, хочу привести истории многих катастроф, в результате которых люди оказывались вне общества. Так вот, человек, оказавшись вне общества, попадает в сверхэкстремальную ситуацию, когда ему самостоятельно приходилось удовлетворять свои потребности. Как известно, выживших в таких условиях история знает единицы.

Или взять, к примеру, Библию, священную книгу в иудаизме и христианстве. Согласно тексту там написанному, Бог создал Адама и Еву. Он создал два человека. Ибо только так они могли выжить и продолжить род человеческий. В одиночку этого бы не получилось. Получается, что с момента создания человека, он был окружен другим человеком.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проблема поднятая автором, актуальна и сегодня и будет актуальна всегда, так как жизнь человека без другого человека немыслима.

Данным высказыванием Берне хотел сказать, что человек не может существовать обособленно от других: от людей, от всего общества в целом.

Человек- существо социальное, общественное. Социальные потребности одни из самых важных для людей. Каждый из нас нуждается во взаимодействии, в контакте с людьми. Без этого невозможно представить нашу жизнь. Общаясь с людьми человек приобретает различие социальные роли- гражданин, семьянин, трудящийся.

Благодаря окружающим индивид превращается в личность, приобретает социально значимые черты, без которых невозможно его существование в современном мире. Приобретая социальные роли, мы, люди, берем на себя ответственность достойно выполнять их не только ради себя, но и ради общества.

С высказыванием Берне трудно не согласиться. В газете «Жизнь общества» я прочитала статью о ребенке, мать которого посадила его на цепь, лишила контакта с миром, людьми. Через несколько лет, когда его обнаружили, то увидели значительное отставание в развитие, он не мог связно говорить, выполнять то, что могут его сверстники. Таким образом, мы видим, что человек не может жить полноценно вне общества.

На уроке литературы я познакомилась с романом Булгакова «Мастер и Маргарита», который рассказывает нам о женщине, которая живет в достатке, роскоши, но вокруг нее нет человека, который бы понял ее, поэтому Маргарита не видит смысла в своей жизни. Встретив Мастера, жизнь Маргариты наполняется смыслом, она понимает, что нашла родственную душу, ради него она отказывается от материальных благ. Пример Маргариты из романа Булгакова служит ярким доказательством, что никакие материальные блага не смогут заменить радость человеческого общения

Таким образом приведенные аргументы показывают, насколько важно взаимодействие людей друг с другом, что доказывает правильность высказывания Берне.

Обновлено: 2018-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Насколько мне известно из курса обществознания, потребности – это нужды человека в чём либо. Потребности можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и т.д.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и т.д.) и духовные (потребности в познании, знаниях, элементах духовной культуры). Первые формируют и обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма, но существует целый ряд ситуаций, при которых человек не может в полной мере обеспечить удовлетворение фундаментальных потребностей.

Примером таких ситуаций могут быть тяготы военного времени, неурожаи и массовый голод. Безусловно, в те времена было много потерь, однако люди смогли пережить эти бедствия, ибо человек может приспособиться и к таким обстоятельствам, как война. Чего, однако, нельзя сказать о социальных потребностях, так как изначально люди устроены так, что не могут полноценно жить без себе подобных. Такая жизнь является ничем иным, как существованием и часто, человек, оставаясь на длительное время один, сходит с ума или просто погибает.

Ярким примером являются так называемые «дети-маугли», выросшие в условиях социальной изоляции. Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их реабилитации необычайно сложен, поскольку те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни и опыт социального поведения и общения.

Другим не менее показательным примером являются дети, выросшие в асоциальных условиях - дети из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются с раннего возраста в неблагоприятной обстановке, испытывают постоянный страх, отсутствие любви и заботы со стороны родителей. Такие дети оторваны от общества, они не ходят в школу; замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей; у них низкая самооценка; они употребляют алкоголь и наркотики. Безусловно, в конце концов, ни к чему хорошему это не приводит, и действительно жаль этих детей, ибо они знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать.

Бесспорно, с изречением Л. Берне нельзя не согласиться, так как человеку нужен другой человек, ибо именно он может разделить чувства и переживания, оказать посильную помощь, поддержать в трудных ситуациях. Нельзя обойти вниманием тот факт, что именно общение играет важную роль в удовлетворении одной из биологических потребностей - репродуктивной потребности, так как общение помогает людям лучше узнать друг друга, найти общие интересы, максимально сблизиться, заложив основу брака.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в основе всего лежит общение, а при отсутствии другого человека оно невозможно. Значит прав был Л. Берне, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека» и я с ним полностью согласен.

Эссе на тему “Без многого может обойтись человек, только не без человека” – (Л. Берне)” обновлено: 2 декабря, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Тема эссе:

«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
(Л. Берне)

Выполнила: Гасанова А.

ученица 11 класса

МКОУ «СОШ №12»

Руководитель : Шамхалова С.Р.

учитель обществознания

МКОУ «СОШ №12»

Избербаш - 2015г.

Введение. Высказывание известного немецкого публициста и писателя Людвига Берне, «без многого может обойтись человек, только не без человека», является верным и не согласится с ним невозможно. Актуальность данного высказывания заключается в том что, человек существо социальное и ему необходимо общение. А общение является основным фактором формирования и становления личности.

Основная часть . В ходе изучения обществознания мы познакомились с разными видами потребностей: биологическими, социальными, духовными.

Из всех потребностей биологические обеспечивают жизнедеятельность человека, и в случае необходимости они приспосабливаются к определенным трудностям (голод, война, разруха, болезни и т.д.).

Если говорить о социальных потребностях, то мы понимаем, что человек не может полноценно жить без людей, не может приспособиться к одиночеству. Он, оставаясь на длительное время один может сойти с ума или просто погибнуть. Для обоснования своих доводов хочу привести несколько аргументов:

    Персонаж из произведения Р. Киплинга - это Маугли, ребенок выросший среди волков и ими воспитанный. В реальной жизни такие дети как Маугли, которые жили вне человеческого общества с раннего возраста проявляют поведение, характерное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их социализации сложен, особенно у тех детей, которые в раннем возрасте (пять-шесть лет)не имели связи с обществом. Они не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, понятно общаться с другими людьми. Даже годы, проведенные в дальнейшем среди людей, где они получали достаточно заботы, не помогли им стать полноценными членами общества. Это свидетельствует о том, как важны для развития ребенка его первые годы жизни для формирования социального опыта и социального поведения.

  1. Еще один аргумент в пользу того что человек не может жить без себе подобных, Это персонаж из произведения Даниэля Дефо - Робинзон Крузо. Оказавшийся после кораблекрушения на необитаемом острове Робинзон долгих 28 лет ждал встречи с людьми. По идее он должен был бы погибнуть или сойти с ума. Но если хорошенько вдуматься в содержание произведения от можно понять, что героя от одиночества и не минуемой гибели спасло именно возможность «разговаривать» с попугаем, а потом и с туземцем. Это и дало шанс Робинзона Крузо.
  2. Пример из жизни. Субъект – ребенок, воспитывается в неблагополучной семье, лишён родительской заботы и общения, оторван от общества, часто не посещает школу, замкнут, понижена, самооценка. Все это впоследствии, приводит к тому, что они употребляют алкоголь и наркотики, начинают вести асоциальный образ жизни. Ребенок не выдерживает эти трудности и итоге часто их судьба заканчивается трагично.

Заключение. Изречение Л. Берне это истина, с которым нельзя не согласиться. Мы люди и нам нужны другие люди, чтобы общаться, делиться сними своими переживаниями, оказывать посильную помощь, оказывать поддержку в трудных жизненных ситуациях.

Основываясь на вышеизложенном делаю следующие выводы:

в основе существования человеческого общества лежит общение, а общение возможно только при присутствии двух и более лиц. Это значить, что человек в одиночестве обречен на погибель, а Л. Берне был прав, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека».