Вечерняя служба в церкви во время поста. Посты православной церкви

В какие дни нужно постараться быть в храме?

В 2018 году Великий пост начинается 19 февраля. Церковь предлагает верующим провести эти дни в более углубленной, покаянной молитве.

Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина . Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз - в Великую Среду (4 апреля), после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей , прекращаются до дня Пятидесятницы .

Пятая суббота (24 марта) Великого поста - празднование Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста), накануне, в пятницу вечером (23 марта), служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице. Шестая суббота (31 марта) - воспоминание воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на трапезе разрешается вкушение рыбной икры).

Во все воскресенья Четыредесятницы совершается Литургия Василия Великого, причем в первую неделю (25 февраля) по окончании Литургии также совершается молебное пение в честь Торжества Православия . Второе воскресенье (12 марта) посвящено святителю Григорию Паламе - учителю Церкви, сформулировавшему богословие благодати. Накануне третьего воскресенья, недели Крестопоклонной (11 марта), на утрене на великом славословии выносится для поклонения Честной и Животворящий крест Господень. В четвертое воскресенье (18 марта) Четыредесятницы Церковь вспоминает преподобного Иоанна , игумена горы Синайской, автора знаменитого аскетического труда «Лествица», а в пятое (25 марта) - подвиг преподобной Марии Египетской . В праздник Благовещения (7 апреля) на трапезе разрешается рыба.

Последнее воскресенье перед Пасхой - Вход Господень в Иерусалим , Вербное воскресенье (1 апреля). В этот день совершается Литургия Иоанна Златоуста и освящаются вербы.

В первые четыре воскресенья Великого поста также правится особая служба - вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). Богослужение это западного происхождения, служит для постоянного напоминания о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе.

В первые три дня Страстной седмицы (10,11,12 апреля) совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене этих дней (первая из них совершается в воскресенье вечером) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи», а на отпусте произносятся слова «Грядый Господь на вольную Страсть».

Великий Четверг (5 апреля) - воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. В этот день совершается вечерня с Литургией Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных. По окончании Литургии при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером в четверг совершается Утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних , одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Великая Пятница (6 апреля) - день строгого поста. Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными, Литургия не служится. После полудня - вечерня с выносом Плащаницы , после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы», во время которого происходит целование Плащаницы.

Вечером в пятницу или в ночь на субботу совершается утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя. В саму Великую Субботу (7 апреля) служится Литургия Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (28 глава Евангелия от Матфея). После Литургии - освящение пасхальных яств.

В пасхальную ночь богослужения начинаются полунощницей с чтением канона Великой Субботы пред Плащаницей. Перед этим во внебогослужебное время в храме читаются Деяния Святых апостолов. После полунощницы служится Пасхальная заутреня с Пасхальным каноном прп. Иоанна Дамаскина, а затем - Пасхальная Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Мария Сеньчукова

В преддверии самого главного праздника в христианстве – Светлого Воскресения Христова идет время испытаний и душевного очищения – период Великого поста. Традиции проведения богослужений в Великий пост отличаются от служб вне великопостного периода. Все службы направлены на очищение и сосредоточение на покаянии – , которые мы совершили. Давайте более подробно рассмотрим, что такое пассия в Великий пост.

что это?

Значение определения «пассия» переводится с латинского как "страдание", а с церковнославянского – как "страсть". Пассия в православии – что это такое? Это особые богослужения, имеющие важное значение, своеобразная последовательность песнопений, ведающих о страдании и испытаниях Христа. Пассия считается последним из возникших служений. Она служится всего лишь четырежды за год, и именно в период великопостного богослужения: во второе и третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, обязательно вечером. В период прочтения каждой из пассий произносятся главы из Евангелия, которые просвещают слушателей о Христе и страданиях его. При последованиях пассий люди традиционно стоят с зажженными свечами. По завершению службы молящиеся поклоняются Распятию и Кресту Христову, которые располагаются посредине храма.

Немного о том, что такое пассия в Великий пост, уже описано выше. Далее расскажем, как проводятся последования с соблюдением определенных традиций. Пассия – это определенного рода богослужение, включающее в себя песнопения православные.

На каждой проводимой пассии проводится прочтение определенных глав из повествований, записанных в Евангелии, а именно:

  • Первая пассия предполагает прочтение двадцать шестой и двадцать седьмой главы от Матфея.
  • На второй пассии читаются четырнадцатая и пятнадцатая главы от Марка.
  • При совершении третьей пассии произносятся главы от Луки: двадцать вторая и двадцать третья.
  • Четвертая пассия включает прочтение восемнадцатой и девятнадцатой глав от Иоанна.

Для проведения богослужения в центре храма помещается Распятие, напротив него устанавливают зажженные свечи. Также в середину помещается Евангелие. К распятию верующие прикладываются по окончанию богослужения и в самом его начале. Очень важно, чтобы чтение молитв начинал настоятель храма. Он проводит служение первой пассии, после чего служение продолжают священники в зависимости от чина. Молящиеся стоят, склонившись на колени, держа в руках свечи. Благодатная тишина оказывает определенное влияние и делает сопричастным каждого находящегося в этой атмосфере человека. Первоначально слушаются пения текстов хора, а уже после переходят к прочтению определенных отрывков священного сказания.

Также на пассии произносятся трогательные тексты, которые включаются в богослужение, проводимое в Великую Пятницу – день телесной смерти Господа.

Обязательным является прочтение проповеди батюшкой, которая посвящена Великой и Страшной, Спасительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа. Произнесение проповеди молящимися слушается с особым чувством, нередко проповедь приводит к яркому проявлению эмоций у людей, на глазах появляются слезы. Воспеваемые тексты вызывают у слушателей глубокие душевные переживания и способствуют сопереживанию Господу.

После окончания прочтения пассии и проповеди следует продолжение хорового пения, когда звучат слова «Поклоняемся страстям Твоим Христе». Они сопровождаются всеобщим земным поклоном. По завершению богослужения все молящиеся следуют к Распятию с целью преклониться пред ним.

Православные русские христиане с большим благоговением относятся к служениям пассий, так как они оказывают значительное влияние на верующих. В процессе богослужения верующие обретают душевное спокойствие и умиротворение.

Вопрос, что такое пассия в Великий пост, не требует специальных разъяснений и дополнительного определения важности этих богослужений для православных христиан. Такие службы настраивают людей на определенный лад и направляют на путь, необходимый для достижения истинного покаяния и очищения души от грешных и недобрых мыслей. Это столь же важно, как и очищение путем воздержания от пищи, а также является подготовительным мероприятием к Пасхе Христовой. Молящиеся очищают душу и обретают спокойствие, . Претерпевая лишения и духовное воздержание, люди, следующие по пути Господа, приближаются и возносятся выше и ближе к нему, тем самым не цепляясь за бренные нужды и осознавая всю важность мира и душевных ценностей (моральное превыше материального), стараясь максимально искупить совершенное плохое в жизни и греховные действия и мысли. Чем больше испытаний претерпевает человек при жизни, тем больше очищается он духовно перед Господом и тем счастливее и чище будет его душа после упокоения.

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

– Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас - мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее - насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание - болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

– помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

– также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

– Самое главное для христианина во время – провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых наша цель – очищение души – достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) – это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что – не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни – так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» – о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин – это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый – в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму – построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению – ко вниманию.

Сверх сил в эту – первую – неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста – не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы – чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

– Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу – изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

– С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», – ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» – для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей – принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». – «Что вы хотите?» – «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу – ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

Праздник Светлого Христова Воскресения испокон веков отмечают все православные христиане. Этот праздник считается самым большим и предшествуют ему 48 дней поста (во время которого проводятся Службы Великого поста по дням). Это время в церковной жизни богато на особенные богослужения, которые призваны объединить и вдохновить христиан на подвиг Великого поста.

Прощёное воскресенье

Прощеное, или сыропустное воскресенье выпадает на последний воскресный день перед началом службы Великого поста. На службах читают отрывок Евангелия из «Нагорной проповеди», в котором говорится о прощении всех обид во имя искупления грехов. Именно из-за этих воскресных служб у православных христиан появилась традиция просить прощения и прощать.

Первая неделя Святой Четыредесятницы (Великого поста)

Четыредесятница начинается в Чистый понедельник. Если не считать Вербного воскресенья, на весь пост выпадает 5 воскресений, на каждое из них приходится особый праздник (некое напоминание о событиях из жизни Христа). Что касается богослужения, то на протяжении всего поста не проводят литургии по понедельникам, вторникам и четвергам: они считаются наиболее строгими в соблюдении правил поста. Исключения составляют лишь большие праздники церкви. В эти дни проводятся лишь утренние и вечерние службы, основная тематика которых — стяжать волю и не дать демону искусить дух православного. По средам и пятницам проводятся литургии Преждеосвященных даров. Каждую субботу проводится богослужение Иоанну Златоусту. По воскресеньям служат литургию святому Василию Великому, так же её служат в четверг и субботу, на неделе перед Пасхой.

На протяжении первых четырех дней во всех православных церквях читают Великий канон преподобного Андрея Критского.

На пятый день поста служат литургию Преждеосвященных даров. Вначале читают канон о святом великомученике Феодоре Тироне. После этого в зал выносят «коливо» (вареная каша с медом) и служитель благословляет его особой молитвой, чтобы после раздать этот дар всем прихожанам.

В течение первого воскресенья проводят Торжество православия. Этот праздник был установлен еще во времена царицы Феодоры в 842 году. Знаменует он духовную победу христиан на 7-м Вселенском соборе. По окончании литургии священник читает молебен посередине церкви в окружении ликов Марии и Спасителя.

Вторая, третья и четвертая недели Святой Четыредесятницы

Во второе воскресенье сорокадневного поста в Русской Православной Церкви вспоминается святитель Григорий Палама. Он был архиепископом Фессалонитским и жил в XIV веке. Его учения заключались в идее, что за благие деяния в христианской жизни Спаситель озарит благодатным светом всех, кто верует, и ниспошлет им своё благословение.

На третье воскресенье сорокадневного поста проводится Великое славословие и выносят священный крест для поклонения. Но выставляют крест не только для поклонения: в первую очередь, прихожанам напоминают о подвиге Иисуса. А эти напоминания, в свою очередь, воодушевляют и укрепляют прихожан в вере для продолжения поста. Это святое распятие оставляют на поклонение только до пятницы. Именно из-за этого события третье воскресенье Святой Четыредесятницы называют Крестопоклонным воскресеньем.

В четвёртое воскресенье вспоминают святого Иоанна Лествичника, который написал о правилах добрых деяний, что приводят верующих к Престолу Божию.

Накануне пятого четверга совершают «стояние пресвятой Марии Египетской», ещё его называют «Марииным стоянием». Это утренняя служба, на которой читают Великий Канон святого Андрея Критского. Именно этот канон читают и в начале сорокадневного поста. Также на этом богослужении читают и «жизнь пресвятой Марии Египетской». К слову, Мария Египетская до прихода ко Христу была великой грешницей, но её истинное покаяние должно и поныне быть образцом несказанного милосердия Божьего.

Благовещение

Благовещение — один из самых знаменательных праздников христианства. Он посвящён известию о грядущем приходе Спасителя. Сам Архангел Гавриил спустился с небес в этот день, чтобы принести известие Божьей Матери Иисуса Христа. Обычно праздник этот выпадает на время большого поста, хотя иногда и совпадает с праздником Великой Пасхи. В этот день пост можно ослабить. Допустимо добавлять в блюда растительное масло и кушать морепродукты.

Пятая неделя Святой Четыредесятницы

На пятую субботу совершают Похвалу Матери Божией. В храмах читают величественные акафисты Матери Божьей. Данная служба читается для того, чтобы утвердить прихожан в вере.

На пятое воскресенье приходится «следование пресвятой Марии Египетской». Храмы преподают в лике Марии Египетской эталон чистого раскаяния. Делается это с целью убеждения душевно страждущих в силе неизреченного милосердия Божьего.

Шестая неделя Святой Четыредесятницы

Шестую субботу поста еще называют Лазаревой. Службы в этот день отличаются необычной душевностью и ценностью. На литургиях православные прихожане вспоминают, как Иисус Христос воскресил Лазаря. В утренние службы поют тропари по Непорочным.

В воскресенье Светлый праздник Входа Господня в Иерусалим. Также этот праздник носит название Вербного воскресенья. На ночных службах сначала читают Евангелие, а после поют «Воскресение Христово». Читают 50 псалом из Евангелия, освящаясь молитвой и освященной водой. Также освящают и ветви вербы. После освящения их раздают всем молящимся. С этими вербами нужно отстоять всю службу при горящих свечах. Этот символизирует торжество жизни над всепоглощающей, но извечно проигрывающей вере смертью.

Страстная неделя (Вербная седмица)

События этой недели посвящаются воспоминаниям об испытаниях, казни и погребении Господа. 6 дней православные держат строгий пост, стараясь вознестись молитвами к Всевышнему. Исходя из значимости происходивших деяний, все дни этой недели называют великими. Стоит отметить, что более всего молебнов и песнопений происходит в течение последних трёх суток.

На протяжении трёх дней этой недели все действа посвящены воспоминаниям о последних диалогах Иисуса Христа со своими учениками. Что касается богослужений, то в утреннее время, следом за шестопсалмием и «Аллилуей», поют тропарь «Се Жених грядет в полуночи». Следом за каноном поют «Чертог Твой вижду, Спасе мой». На протяжении этих дней проводят литургии.

В четверг служители вспоминают Тайную вечерю и проводят таинство Святого Причащения, православные христиане стремятся причаститься. Также в этот четверг после вечерней службы читаются все 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием.

В пятничную вечернюю службу служители выносят из алтаря и возлагают на середину церкви Плащаницу Иисуса Христа. Этот ритуал отображает победу Иисуса над грехами и смертью, его бесконечную веру в человечество и людской долг ему за искупление собой грехов.

В утреннюю субботнюю службу под колокольный звон и торжественные песнопение «Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас…», плащаницу проносят на глазах у прихожан вокруг церкви, провожая этим каждый год Христа в иной мир.

На этом службы Великого поста завершаются.

Мария Сергеевна Красовицкая – старший преподаватель кафедры литургического богословия в Православном Свято-Тихоновском Университете, автор курса лекций по литургике.

Каждый богослужебный день есть нерасторжимое единство богослужения времени и того, как, какая и в какое время совершается в этот день литургия, как в этот день нам является таинство Евхаристии. Если в период пения Октоиха тут нет большого разнообразия, то в период пения Триоди возрастает разнообразие форм явления Евхаристии среди служб церковного дня. Об этом мы и поговорим.

Итак, Евхаристия в дни Великого поста. Подчеркнем, что основным ограничением поста не являются ограничения в пище, ее количестве и качестве, ограничения в развлечениях, ограничения в свободном времени (которое в большей степени отдается молитве), наибольшая строгость - это ограничение в совершении Евхаристии. Нам важно здесь не просто уразуметь установленный порядок, а почувствовать вкус постного богослужения так же остро, как мы знаем вкус белого хлеба или вкус черного; мы должны узнать это глубже, чем просто разумом. Когда вникаешь в смысл предписаний Устава, богослужение расцвечивается совершенно новыми красками: приходя в храм на Светлой седмице, когда каждый день совершается литургия, понимаешь, чего мы лишены постом и что нам приносит Пасха.

Итак, в посту правилами свв. Отцов, правилами Вселенских соборов запрещено совершение полной литургии в будничные дни. Еще в IV веке 49 правилом Лаодикийского собора постановлено “не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений”. В будние дни Великого поста совершается то, что мы с вами называем литургией Преждеосвященных Даров. Первые упоминания об этой литургии относятся к концу VI - началу VII века. Есть основания считать, что она возникла (разумеется, не в теперешнем своем виде) в Антиохии в конце V - начале VI века. А в середине VI века была принята Константинополем, откуда и распространилась по всей Вселенной Церкви.

Для благодарственных молитв, читаемых после Преждеосвященной, назначается тропарь и кондак свт. Григорию Двоеслову, Папе Римскому (VI век). Сейчас в церковном сознании литургия Преждеосвященных Даров связана именно с его именем; свт. Григорий поминается на отпусте этой литургии. Безусловно, но не является автором литургии Преждеосвященных Даров; но именно он ввел ее совершение в Римской Церкви (сейчас римо-католики совершают Преждеосвященную только раз в год - в Великую Пятницу). Свт. Григорий упорядочил этот чин, возможно, что-то добавив (что именно - неизвестно). Поэтому не зря именно он вспоминается на этой литургии.

Немного о Григории Двоеслове. Двоесловом (от греч. διαλογος) его называют как автора диалогов о жизни италийских отцев. Диалог - это разговор по крайней мере двоих, поэтому он и называется Двоесловом. Он был папой Римским и трудился, очевидно, над упорядочением церковных распевов. Как с именем Иоанна Дамаскина в Восточной Церкви связывается система осмогласия, так на Западе с именем Григория Двоеслова связан знаменитейший григорианский распев. Конечно же, не он один сочинил все памятники этого пласта музыкальной культуры, однако самая культура связана с его именем, с его временем, с его трудами. Надо сказать, что григорианский распев очень выделяется из всей западной музыкальной культуры. Он необыкновенно красив, и услышав его, нельзя не почувствовать его глубинное единство с унисонным пением Восточной Церкви.

Григорий Двоеслов был канонизован довольно поздно, и в нашем Типиконе он вообще не упоминается, но в Четьих-Минеях под 12 марта есть его житие, и оно излагается первым, а святой, соответствующий этому числу в Типиконе, упоминается вторым. 12 марта - день преставления Григория Двоеслова, и в Минее есть ему служба. Сейчас сложилась совершенно уникальная ситуация: в день памяти Григория Двоеслова не совершается Преждеосвященная литургия. В Соловецком календаре указана Преждеосвященная для этого дня, но в Москве, в тех приходах, где доводилось бывать, Преждеосвященная в этот день не совершалась. Такова наша церковная действительность. Но если для церковного народа этот вопрос встанет, то он может встать и для священноначалия и как-то разрешиться. На Афоне обязательно служат в этот день Преждеосвященную, причем, если память свт. Григория выпадает на субботу или воскресенье, то его служба переносится на один из будничных дней ради Преждеосвященной.

Трулльский собор своим 52 правилом формулирует порядок совершения Преждеосвященной литургии в дни Великого поста уже иначе. Там говорится так: “Во все дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и недель, и святого дня Благовещения (ранее даже на Благовещение, выпавшее на будний день, служили литургию Преждеосвященных даров), святая литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров”. Это означает, что в будние дни Великого поста можно совершать только литургию неполную, только Преждеосвященных Даров, а в субботу и воскресенье - литургию полную. Возникает противопоставление полной литургии и неполной. Мы недостаточно остро чувствуем порой разницу между литургией полной (например, Иоанна Златоуста) и литургией неполной, Преждеосвященной, ведь мы можем прийти исповедоваться и причаститься в обоих случаях. Необходимо не только разумом, но и всем существом почувствовать разницу того, что совершается на одной и на другой литургии.

Сейчас имеются два чина полной литургии - Василия Великого и Иоанна Златоуста (литургия ап. Иакова в России совершается в очень редких случаях и, кажется, только в Петербургской Академии; в Греции же, напротив, на память ап. Иакова ее служат почти во всех храмах). Это литургии, на которых совершается таинство Евхаристии. Главное, что связывает членов Церкви, это их общее дело - Божественная литургия (греческое слово λειτουργια означает “общее дело”); на ней совершается таинство Евхаристии - приготовление, приношение, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и причащение верующих Св. Дарами.

Преждеосвященная же литургия является, по сути дела, вечерней, за которой верные причащаются освященными заранее Святыми Дарами. Можно предложить такое сравнение: например, к больному человеку домой приходит батюшка, чтобы причастить его запасными Св. Дарами. В этом случае преложение Даров совершилось на литургии в храме, а причащают ими уже после окончания службы, через какой-то промежуток времени. Здесь надо проявлять очень большую осторожность в терминах: нельзя сказать, что на Преждеосвященной литургии таинство Евхаристии не совершается. Ведь если мы причащаемся Св. Христовых Тайн за Преждеосвященной, то участвуем и в Евхаристии; просто таинство оказалось растянутым во времени: преложение Даров совершилось в неделю, а причащаемся мы в один из будних дней седмицы. Больной человек, к которому пришел батюшка, приобщается так, как он может, и мы в будни Великого поста участвуем в Евхаристии так, как это разрешено Уставом.

По Иерусалимскому Уставу, Преждеосвященная совершается в среду и пятницу, а в прочие дни - при полиелейном празднике. По Студийскому Уставу, Преждеосвященная литургия совершалась во все пять будних дней (этот остаток Студийского Устава сохранялся в Киево-Печерской Лавре вплоть до ее закрытия), и это важно знать, потому что мы с вами воспринимаем Преждеосвященную в среду и пятницу как нечто особенное, нечто из ряда вон выходящее, а на самом деле в любой будний день св. Четыредесятницы возможна литургия Преждеосвященных Даров. Она и совершается в такие дни в определенных случаях, о которых речь впереди. И потому нужно Преждеосвященную ощущать как нечто нормальное для будничного дня, а вот полная литургия в будний день может совершаться постом только в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Совершение Преждеосвященной литургии, причащение запасными Св. Дарами не нарушет поста как воздержания от ежедневной полной литургии. Здесь я отсылаю вас к труду о. Александра Шмемана ““, в котором он ярко и ясно говорит о двух значениях причащения в жизни человека и о двух значениях поста.

Итак, полная литургия в посту совершается только в неделю и субботу, а также на праздник Благовещения, на какой бы день седмицы он ни пришелся. В среду и пяток каждой седмицы Великого поста, а также в четверг пятой седмицы, в день Обретения главы Иоанна Предтечи, в день Сорока мучеников Севастийских и храмового святого, если они придутся на понедельник, вторник или четверг - в эти дни совершается литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров совершается также в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице.

Совершение Преждеосвященной в дни памяти Обретения главы Иоанна Предтечи и Сорока мучеников дает нам образец (а Типикон - это и есть книга образцов) для полиелейной службы другим святым, новым, или другим празднованиям. Так, например, в некоторых храмах назначают Преждеосвященную в день Державной иконы Божией Матери, и вообще назначение дополнительной Преждеосвященной литургии - вещь возможная, не противоречащая Уставу. У нас это делается робко, осторожно и редко, и это правильно: в церковной жизни надо быть осторожным. Но все-таки история свидетельствует о том, что во все пять будничных дней можно совершать Преждеосвященную литургию, а не только в среду и в пятницу.

Перейдем к более конкретному рассмотрению последования Преждеосвященной литургии. Для этого необходимо начать с того богослужения, которое ей предшествует, а здесь имеется трудность: у нас на приходах вечерня служится с утра, а утреня, как правило, вечером. Мы же стараемся прежде всего говорить об Уставе, а уже потом о его нарушениях. Возьмем для примера пяток (пятницу); в этот день надо совершать литургию Преждеосвященных Даров. Какие службы ей предшествуют?

На приходах в четверг утром совершался чин изобразительных и вечерня. Эта вечерня уже относится к пятнице, и по Уставу она должна совершаться хотя и не вечером, но все же где-то в середине дня. Но мы не можем в середине дня собраться в храм, поэтому она у нас совершается утром. Так что богослужебный день пятка начался уже давно: в четверг утром мы совершили изобразительны и вечерню, и эта вечерня уже относится к пятнице. Затем по церковному кругу следует повечерие, которое очень редко совершается на приходах. В некоторых храмах в четверг вечером служат великое повечерие, утреню (разумеется, великопостную) и первый час, а в некоторых только утреню и первый час. По мысли Устава, утреня должна быть с утра, и между повечерием и утреней, конечно, должна быть полунощница, но на приходах все это редуцируется. Утреня пятка, конечно же, должна быть утром, но в большинстве храмов мы присутствуем на ней вечером. И, наконец, собственно пятница, когда утром в храмах совершается третий, шестой и девятый час, чин изобразительных и вечерня, на которой служится литургия Преждеосвященных Даров.

Налицо особый порядок служб, примечательный тем, что совершается чин изобразительных. Этот чин совершается в двух случаях: когда литургии в этот день нет вообще и когда литургия служится на вечерне или после вечерни. Рассмотрим первый случай, когда литургии нет. Ее может не быть по двум причинам: по нужде церковной, когда нет хлеба и вина (например, в обители прп. Сергия были такие случаи) или нет священника, и когда литургии не положено по Уставу. Например, в наше время в Великом посту в понедельник, вторник и четверток литургия не совершается, и тогда совершается чин изобразительных, который как бы изображает литургию (отсюда его название). Начальная его часть содержит знакомые всем песнопения: Благослови, душе моя, Господа, Хвали, душе моя. Господа, Во Царствии (великопостные изобразительны начинаются сразу с Во Царствии Твоем ).

Во втором случае чин изобразительных совершается, когда литургия назначена на вечерне. Надо сказать, что Устав - это знание синтетическое, а не аналитическое. На самом деле, про Устав нельзя слова сказать без знания всего контекста этого слова. Поэтому когда мы в начале курса говорим о службах церковного дня, то нам нужно знать многое из того, о чем мы будем говорить в конце курса. Мы целый год говорим о разном, но говорим как бы об одном. Важнейший вопрос - это соединение Евхаристии и служб церковного дня. И еще один вопрос, который очень важен в курсе Устава - это особенности положения вечерни среди служб дневного круга. Вечерня занимает совершенно особое место, она стоит на границе двух дней. Само название вечерни связано с вечером, с уходом астрономического дня; ее богослужебная тема - ожидание Мессии, а вершина службы - новозаветный текст “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…” тот, который был произнесен в момент встречи Ветхого и Нового Завета, когда чаяние Израиля исполнилось, пришел Спаситель мира и ветхозаветный праведник Его узнал. Сама эта тема, безусловно, связана с закатом: закат дня, закат солнца, закат древнего мира, исполнение Ветхого Завета. Вся служба имеет как бы завершающий, уходящий характер; она может быть очень праздничной, но, по сравнению с утреней, она имеет другой оттенок - что-то кончается, что-то завершается, уходит. И она, безусловно, связана с днем уходящим, хотя по Уставу вечерня и начинает новый богослужебный день. Мы говорим, что воскресное богослужение начинается в субботу вечером, богослужение четверга начинается в среду на вечерне. И вечерня оказывается на границе двух дней: она завершает уходящий и начинает новый богослужебный день.

Школьная литургика делит вечерню так: до Сподоби, Господи вечерня относится к уходящему дню, а после Сподоби, Господи - к наступающему. Это и правильно, и неправильно, потому что до Сподоби Господи уже пели стихиры на Господи, воззвах , которые говорят о теме наступающего дня. И в то же время после Сподоби Господи тема вечера, тема ухода дня не исчезает, она остается. Но все же такое деление оправдано: как мы помним, в прощеное воскресенье на вечерне именно на Сподоби, Господи происходит перелом - переход от непостного богослужения к постному. И дело не в том, чтобы вечерню разрезать, как батон хлеба, на две части, а в том, чтобы почувствовать внутри нее это натяжение, напряжение связи двух дней. В вечер великого праздника (например, первого дня Пасхи) возглашается великий прокимен: “Кто бог велий, яко Бог наш…” Великий прокимен возглашается не ради Светлого понедельника, а ради уходящего первого дня Пасхи, хотя формально эта вечерня начинает следующий день; между тем, что-то связывает ее и с днем уходящим.

Совершение Преждеосвященной литургии на вечерне, и вообще совершение литургии на вечерне яснее всего показывает, что вечерня связана с двумя днями и к двум дням относится. В Великую Субботу литургия совершается на вечерне, и это литургия не первого дня Пасхи, а Великой Субботы, потому что вечерня завершает уходящий день. После вечерни литургия совершается в особые дни года: в Великую Субботу, в Великий Четверг, в и Крещенский сочельники. Также если Благовещение попадет на будний день Четыредесятницы, то полная литургия тоже совершается на вечерне. Преждеосвященная литургия всегда совершается на вечерни. Что это значит?

Реально мы с вами чувствуем, что служба чуть длиннее, чем просто полная литургия. На самом деле мы бы должны это чувствовать острее и сильнее, потому что вечерня в эти дни должна совершаться пополудни (в 3-4 часа дня). И поэтому целый день мы с вами пребываем в совершенном посте - ведь чтобы участвовать в Евхаристии, надо ничего не есть (на литургическом языке это называется совершенным постом, в отличие от поста аскетического, когда нельзя есть определенных видов пищи). В 3-4 часа пополудни начинается девятый час, изобразительны, вечерня и литургия; таким образом причастие будет уже ближе к вечеру. Назначение литургии на вечерне - это не формальность, а предписание, полное глубокого смысла: оно выделяет определенные дни года, которые чада церковные должны провести в совершенном посте, в напряженном ожидании литургии и Причастия Св. Тайн. Эти дни несут на себе совершенно особую печать, и мы с вами, хотя и не постимся до вечера, должны это знать. Сейчас во многих Православных Церквах в странах Запада Преждеосвященную литургию совершают именно вечером, как того и требует Устав. Надо заметить, что в этом случае на службу могут прийти те, кто работают днем. Ведь человек, работающий пять дней в неделю, порой может так и не побывать ни на одной преждеосвященной за весь Пост. Священный Синод Московской Патриархии в 1968 году вынес следующее определение:

Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным.

При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость.

«Литургика: Курс лекций». М.С. Красовицкая. М., 1999. 2004 2