Вербное воскресенье история возникновения праздника презентация. Презентация на тему "вербное воскресенье"

Ольга Волченкова
Беседа с детьми о Вербном воскресенье и презентация

Беседа с детьми о "Вербном Воскресении" и презентация.

Цель беседы :

Приобщить детей к истокам русской народной культуры, познакомить с православным праздником,обычаями и традициями русского народа. Воспитывать любовь к своей стране и русской культуре.

Воспитатель: Ребятки посмотрите какой сегодня солнечный денек. А вы знаете.

Если верба зацвела,

Значит к нам весна пришла.

Светит солнце, тает снег,

Птицы прилетели

Под распахнутым окном,

Песню нам запели.

Дети подумайте и скажите какие праздники у нас весной? (ответы детей)

Слайд первый

За неделю до Пасхи мы встречаем вербное воскресение. Согласно преданию именно в этот день Сын Божий Иисус Христос въехал в Иерусалим. Жители Иерусалима встречали своего долгожданного гостя веточками пальм .

Слайд второй

К сожалению, у нас это дерево не растет, но его прекрасно заменила верба . Почему именно верба? В России за неделю до пасхи обычно еще холодно, и лишь верба выпускает из своих почек на веточках бело-серые, пушистые живые шарики.

Слайд третий

Взяв букетики с пушистыми белыми шариками, всей семьей отправлялись с утра в церковь, постоять на службе, освятить букетики вербы , чтобы они весь год потом озаряли наше жилище небесной святостью.

Слайд четвертый

Верба с древности почитаема у нашего народа и считается чудесным растением. Освященная в церкви, она охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града

. Слайд пятый

А еще по поверию в Вербное Воскресение веточкой вербы , принесенной из церкви, нужно касаться всех своих близких и родных – для здоровья . При этом приговаривать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля».

Слайд шестой

Приметы на Вербное Воскресение

Если в этот день дует ветер, то погода будет ветреной весь год

Спокойная солнечная погода обещает теплое безветренное лето и богатый урожай.

Холодный, но ясный день давал надежду на урожайность яровых.

Вербное воскресенье без заморозков повышает шанс на обилие фруктов.

Количество распустившихся сережек также служило показателем будущего урожая.

А еще в этот день принято мысленно призывать любимого человека, и встреча обязательно состоится.

[Слайд седьмой

Воскресенье Вербное, празднует народ.

Значит, лето хлебное будет в этот год,

В этот день, как водится, чествуют Христа,

Мысли благодатные, и душа чиста.

Поздравляю всех с наступающим Вербным Воскресением!

Публикации по теме:

Беседа по ПДД с детьми в средней группе Цель: Продолжать знакомить детей с улицей её особенностями, закрепить правила поведения нa улице. К детям в гости приходит Незнайка. Добрый.

Беседа с детьми «Эта спичка невеличка» Программное содержание: 1. Довести до понимания детей предназначение спичек в доме. 2. Разъяснить их опасность, если попадут в неумелые.

Беседа с детьми «Грачевник» (17 марта) ГРАЧЕВНИК (17 марта) Ц е л и: приобщать детей к культуре русского народа; воспитывать интерес к окружающему миру. Ход беседы: I. Основная.

Беседа с детьми «Мамин праздник» Беседа с детьми: «Мамин праздник» Цели: Формировать любовь, нежность и уважение к самому родному человеку на Земле – маме; Умение ценить.

Беседа с детьми «Светлый праздник Пасха» «СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК, ПАСХА» Пасха - это очень радостный и светлый праздник, воспевающий Жизнь и Любовь. Пасха провозглашает, что смерти нет,.

Беседа с детьми «Сокровища моря» Беседа с детьми «Сокровища моря» Цель: уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания,.

Беседа с детьми «Витамины укрепляют организм» Цели: познакомить с понятием "витамины",закрепить знания о необходимости в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся.

МОУ «Авчуринская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

по ОПК и ОРКСЭ

«Вербное воскресенье»

Подготовила: Гурова Г.Н.

учитель начальных классов

Авчурино 2014 г.

Тема: Вербное Воскресенье.

Цель: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.

Задачи:

Знакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Вербное воскресение;

Прививать интерес к духовному наследию земли русской средствами поэзии;

Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, видеоролик, раздаточный материал (приложение 1).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

l. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

ll. Вступительная беседа.

Наступила весна.

Какое дерево первое распускает почки весной? Поможет ответить

(Слайд 2)

Загадка: Ранней весною

Серые мышки в ряд

На веточке сидят.

(Верба) (Слайд 3)

Правильно, это верба.

Вот эти веточки.

У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник – светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. А за семь дней до Пасхи мы празднуем Вербное Воскресение. (Слайд 4)

Кто знает про этот праздник?

Откуда вы знаете об этом празднике?

Сегодня мы поговорим о празднике «Вербное воскресенье» (Слайд 5)

Почему его отмечают, вы узнаете в конце урока.

Целью нашего занятия будет узнать историю этого праздника.

III. Работа по теме:

История этого праздника неразрывно связана со словами Иерусалим, Спаситель, верба. (Слайд 6)

Как они могут быть связаны между собой?

Иерусалим – это древний город, столица Иудейского царства (слайд 7)

Спаситель – это Иисус Христос. (слайд 8)

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?»

А вот почему здесь слово ВЕРБА мы сейчас разберёмся, (слайд 9)

У вас на столах лежит текст, прочитайте его, и обратите внимание на незнакомые слова, они у вас подчёркнуты, (слайд 10)

Вход Господень в Иерусалим.

апостолов

Мы славим это событие в тропаре праздника так:

Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

2). Вопросы по тексту:

Почему этот текст так называется?

Как же связаны слова Иерусалим, Спаситель и верба?

Какие встретились незнакомые слова?

Словарик

Апостол – ученик Иисуса Христа, избранный Им для особого проповеднического служения.

Тропарь – церковное песнопение, составленное в честь какого-либо праздника или святого.

Осанна – торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом, моление о помощи.

«Осанна в вышних» - это просьба о спасении, адресованная Господу.

Благословление – молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку.

Грядый - грядущий - приближаться, приходить, неожиданно появляться.

- Что означает фраза: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». (слайд 11)

«Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!»

Беседа по тексту:

Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня? (В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они были в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.)

Чем прославился Иисус Христос? (Иисус исцелял больных, кормил голодных, воскресил из мёртвых Своего друга Лазаря, совершил много чудес.)

Почему люди радовались встрече с Иисусом Христом? (Слава об Иисусе Христе постепенно распространилась на всю Палестину. Люди хотели увидеть человека, который удивлял всех своими чудотворными действиями, исцелениями людей, мудростью и пророчеством.)

Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников».
Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: « осанна Сыну Давидову

Как приветствовали его люди? (постилали перед ним свои одежды и пальмовые ветви, встречая Его словами: «Спасение! Слава Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!»

- В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
- Почему этот праздник называется ещё и Вербным Воскресеньем? (В Иерусалиме

встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.)

Как официально называется этот праздник? (Этот праздник официально называется Вход Господень в Иерусалим.)

Когда отмечается этот праздник? (Отмечается он в воскресенье, которое предшествует пасхальному. Неделя после вербного воскресенья до Пасхи называется страстной.)

3). Работа с иконой Входа Господня в Иерусалим. (слайд 12)

Почему мы относим это событие к празднику? Разве Господь никогда раньше не бывал в этом городе? – Был. Он не раз посещал Иерусалим в великие праздники. Так в чём же особенность этого посещения? Почему именно оно так значимо для христиан? Вот на эти вопросы мы попытаемся найти ответы, рассматривая икону праздника .

Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.

Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?

Посмотрите, как много людей изображено на ней, однако взгляд сразу обращается к фигуре Христа. Мы видим Его в сопровождении учеников. Господь, сидя на молодом осле, въезжает в Иерусалим. Вот на втором плане справа видны дома и башни этого великого города. Из стен города навстречу Христу вышло великое множество народа. Эти люди очень рады Его видеть. Друг другу они передают весть о том, что недавно Господь сотворил невероятное чудо: воскресил из мертвых Лазаря, вот уже четыре дня, как погребенного. Люди приветствуют Господа пальмовыми ветвями и радостными криками: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» В знак особого уважения к Христу они устилают Его путь ветвями, а также своими одеждами. Посмотрите, ребята, – взгляд Христа обращен к Апостолам. Всеведущий Господь, конечно, знает о том, что совсем скоро всему этому веселью придет конец. Уже через несколько дней Его схватят стражники по приказу первосвященников и осудят на смерть, будут бить Его и убьют. И только потом, претерпев Крестные муки, на третий день после Своей смерти Господь воскреснет.

Да, Спаситель все это знает. И приближаясь к Своим Крестным страданиям, Христос думает не о Себе, а о Своих учениках. О том, чтобы хватило им мужества увидеть Его претерпевающим мучительную и позорную казнь – и не потерять своей веры в Него.

А вот ещё одна важная деталь – жест правой руки Христа. Посмотрите: Сам Господь обращен к ученикам, а рукой указывает на Иерусалим, к которому они приближаются. Господь хочет еще раз, перед вступлением в город, указать ученикам ту цель, ради которой Он на этот раз входит в столицу Иудейского царства: добровольно, по Своей воле принять Крестную смерть. Образ Креста уже присутствует на этой иконе. Посмотрите, ребята, – в центре иконы изображено дерево. Это дерево есть образ Крестного древа, которое уже готовится Спасителю. Итак, Господь грядёт на вольные страдания, на Крест. Он умерев как Человек, воскреснет как Бог. Смерть не сможет удержать Его в своих оковах, и оковы эти будут разорваны и разрушены. (слайд 15) В этом – смысл этого святого праздника – Входа Господня в Иерусалим.

Вербное воскресенье было тихим праздником, без гуляний, т.к. наступала Страстная неделя.

Вербное Воскресенье связано с вербой не просто так. Верба – это символ здоровья, силы, возрождения и красоты. Верба дезинфицирует стены нашего дома, ее кора впитывает в себя боли наши, худое дыхание.

Многие поэты посвящали свои произведения вербе.

Приметы и народные поверья:

С давних времён существовало поверье, о том, кто его коснётся, когда оно распускает почки, не будет болеть весь год.

Поэтому в Вербное воскресенье почками вербы кормили скотину, чтоб не болела, а маленьких детей шутливо стегали веточками вербы и приговаривали: «Как верба растёт, так и ты расти», а кто болеет – «Верба – хлест, бей до слёз, бьём, чтобы были здоровы». Давайте и я вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.

5). А знаете ли вы … ?

Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.

Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.

Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.

Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.

Если болит голова, то положите под повязку на голове, размятую веточку вербы. Боль пройдет.

Впрок насушенная вербная кора станет целительным лекарством.

Веточки вербы в доме хранятся до следующего года.

6). Виртуальный букет:

Но главное приношение Богу в этот день (как, впрочем, и всегда) – наши молитва, добрые дела и чистые сердца.

А что вы можете пожелать мне, друг другу, людям в преддверии Великого праздника?

Здоровья, удачи, успехов, мира, Любви, милосердия, доброты, честности, Радости.

IV. Подведение итогов:

Какая цель была поставлена нами в начале занятия?

Мы её достигли?

Что же за праздник – Вербное Воскресенье?

Что вы запомнили? Что тронуло вас более всего?

С приходом весны весь Божий мир, вся природа пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля покрываются свежей травкой, и скоро, куда ни взгляни, - увидишь первые душистые цветы. Берёзовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, поёт весне свои звонкие песни и славит Бога-Творца.

Наш урок я хочу закончить словами:

Ветку вербы в вазочку поставлю,

У иконы я зажгу свечу.

Воскресенье Вербное прославлю

И молитовку тихонько прошепчу.

Научиться верить невозможно.

Верить постоянно – тяжкий труд.

Я молюсь за тех, кто в жизни сложной

Верят искренне и верою живут.

Вход Господень в Иерусалим.

За несколько дней до праздника Пасхи Иисус Христос шёл с учениками в Иерусалим. Неподалёку от города они остановились. Иисус отправил двух апостолов в ближайшее селение и велел найти там молодого ослёнка, отвязать его и привести к Нему.

Они так и сделали. Иисус сел на молодого осла и на нём въехал в Иерусалим. У ворот города собралось множество народу. Все слышали, что Иисус исцелял больных, кормил голодных, воскресил из мёртвых Своего друга Лазаря, ходил по водам, совершил много чудес.

Весь город радовался встрече с Иисусом Христом. Люди приветствовали Его, махали зелёными ветками деревьев, бросали их на дорогу, устилая путь Господу.

В память о том дне христиане в южных странах приходят в храм с ветками пальмы. А мы – с ветками вербы. Потому этот праздник называется ещё и Вербным Воскресеньем.

Мы славим это событие в тропаре праздника так:

Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

С Вербным Воскресением!

Что б вам жить без бед!

Воскресенье Вербное празднует народ.

Значит, лето хлебное будет в этот год.

В этот день, как водится, чествуют Христа.

Мысли благодатные и душа чиста…

Всюду поздравления: счастья, долгих лет!

С Вербным Воскресением!

Что б вам жить без бед!

Cлайд 1

Вербное Воскресение Вербохлест, бей до слез. Там недалечко красно яечко. Русская приговорка.

Cлайд 2

На Руси, как снег растает, и в природе - тишина. Первой верба оживает, безыскусна и нежна. Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут, После водоосвященья окропить ее несут. И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Cлайд 3

В последнее воскресенье перед Пасхой, согласно православному календарю, Господь вошел в Иерусалим. На Руси этот праздник называют Вербным воскресеньем.

Cлайд 4

Согласно Библии, В ЭТОТ день Иисус на молодом осле – символе кротости и миролюбия – торжественно въехал в ворота Иерусалима. Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию. Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои одежды и пели. Джотто. Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим. Русская икона.

Cлайд 5

В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865. На Руси в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти». После праздничной службы с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В 1697 г. обряд был упразднен.

Cлайд 6

В церквях в этот день проводятся всенощные бдения: прихожане молятся, как бы встречая Господа, держа в руках ветки вербы, цветы и горящие свечи.

Cлайд 7

В конце службы верба освящается святой водой. Считается, что верба обладает огромной целительной силой и помогает избавиться от всего плохого, что скопилось в доме за год. Освященные вербы принято хранить в доме весь год рядом с иконами.

Cлайд 8

Верба хлыст, Бей до слез. Не я бью, Верба бьёт. Будь здоров Как верба. Самым главным обычаем этого праздника является хлестание вербой своих детей старшим из семьи с определенными словами: Делалось это для того, чтобы дети были здоровыми и послушными. Вербохлест, бей до слез. Там недалечко красно яечко. Русская приговорка.

Cлайд 9

В Вербное воскресенье устраивались вербные базары, на которых можно было купить сладости, игрушки, книги, а также пучки вербы с привязанным к ним бумажными ангелочками. В некоторых местах нашей страны в этот день пеклись лепешки или бублики, которые после освящения в церкви давались всем членам семьи и скотине, чтобы никто не болел в течение года.

Cлайд 10

Открытое занятие внеурочной деятельности

Тема: В ожидании праздника. Вербное Воскресенье

Цель занятия:

1.Познакомить учащихся с историей и традициями праздника «Вербное Воскресенье», с народными традициями празднования Вербного Воскресенья.

2. Формировать у учеников общечеловеческие духовные ценности на примере анализа восприятия произведения русской художественной литературы.

3.Воспитывать любовь к малой родине, ее природе, уважение к верованиям и традициям русского народа. Обогатить духовный мир учащихся.

Тип занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе: 21

Используемое оборудование: Мультимедиа-проектор; компьютер;

Используемые ЦОР: Мультимедийная презентация

Ход урока:

I. Организационный момент – приветствие гостей, рассаживание на свои места. Слайд1

II .Повторение ранее изученного материала. Определение темы занятия.

У.- Выполнив это задание, мы сможете узнать тема нашего занятия, а так же повторить материал прошлых занятий. Отгадайте загадки и составьте слово из первых букв отгадок)

Презентация. Слайды 2-6

Если ребята затрудняются, то дается следующая загадка)

В- Каждый год приходит к нам

Праздник в каждый дом и храм.

Новость, слышанная всеми:

Бог родился в

Ответ: Вифлееме

Е- Из ребра сотворена,
Нам праматерь всем она.
Плод запретный съела с древа.
Имя женщине той – (Ева)

В саду Эдемском было чудо,

Что мудрости плодом наречено.

На ветви гибкой быстро зрело,

Его срывать запрещено.

А кто запрет нарушил? (Ева)

Как раскинулась по небу,

Словно бы из сказки небыль!

Как ее увижу в полдень -

Так обет Господень вспомню.

Разноцветная дуга -

Нам на радость РАДУГА

Р- Пахнет смолою и плюшками,

Детскими снами, хлопушками

Елочки маленькой ствол.

Дарит Господь РОЖДЕСТВО

Кто придумать этот мир

Так чудесно смог?

Жизнь Кто людям подарил,

Ну, конечно,БОГ

Б- Голубь белый над главой,

Вспомни все и дай ответ:

Было это или нет?

Чье благоволение

В день БОГОЯВЛЕНИЯ?

В жизни вечен, в любви бесконечен.

Ярче солнца светит, крепче мамы любит.

Ответ:Бог

А- Он ходит-бродит неприкаянно,

Бог наказал неправду Каина.

Лицом он темен - это правильно,-

Наказан за убийство АВЕЛЯ .

Бог сказал: Мы сотворим

Человека словом сим,

Из обычной красной глины,

И дадим мужское имя.

И Господь, по слову, дал

Имя первенцу АДАМ

У: Какое слово у вас получилось? ВЕРБА

С каким праздником связано это слово? (вербное воскресение).

Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

Тема сегодняшнего занятия:В ожидании праздника. Вербное Воскресенье

Слайд 7

III. Знакомство с новым материалом.

Этот праздник отмечается в конце четыредесятницы, в последнее воскресенье перед Пасхой, сразу после Лазаревой субботы. События, празднуемые в эти дни тесно связаны между собой.

Слайд 8(отрывок из фильма «Воскрешение Лазаря»)

1. (В расположенном недалеко от города Иерусалима селинии Вифания жили две сестры, Марфа и Мария, и их брат Лазарь. Эту семью очень любил Иисус Христос. И вот однажды Лазарь заболел и умер. )

Слайд 9

-Ребята, как вы думаете, почему Господь сказал, что болезнь Лазаря не к смерти, а к славе Божией?

Иисус пришел в Вифанию, через четыре дня после смерти Лазаря.. Спаситель подошел к пещере, в которой положили тело умершего, и громко сказал: «Господи, силою твоею говорю, Лазарь, выйди из пещеры!" И на глазах удивленных людей вышел живой Лазарь, обвитый погребальными пеленами.

До Иерусалима от Вифании всего три километра. Поэтому вскоре множество народа стало приходить из Иерусалима к дому Лазаря, чтобы увидеть его воскресшим. Многие поверили, что Иисус Христос действительно Сын Божий. После воскрешения Лазарь прожил ещё 30 лет и был епископом на о.Крит.

Слайд 10

На другой день после этого события Господь отправился в Иерусалим. За Ним следовали Апостолы и множество народа. Когда Христос прошел половину пути, к Нему привели молодого осленка. Христос сел на него и продолжал путь дальше.

Слайд 11 (отрывок из фильма «Вход Господень в Иерусалим»)

Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня? Слайд 12

В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.

Иисуса Христа сопровождали около двух тысяч человек. Отовсюду слышались радостные голоса народа: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

-Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова?

Это означает: «Даруй спасение, Сын Давидов, даруй спасение, Боже, живущий на небесах!

Все радовались и только сам Иисус был грустный. Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.

Одеждою и пальмами

Украшена дорога.

Какое ликование!

Какая благодать!

Торжественно, со славою

Встречают люди Бога,

Чтобы потом Его...

Распятию предать!

3.– А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?

Слайд 13 (отрывок из фильма «Почему Вербное воскресение?)

(В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки. На службе священник окропляет веточки святой водой, потом их приносят домой и хранят около икон.)

Слайд 14

Подлинное название Вербного воскресения - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное воскресение, Пальмовое воскресение.

Слайд 15 (песня «Верба»)

4. Работа с отрывком рассказа А.О.Ишимовой «Божья верба»

Учитель. А хотите узнать, почему верба первая зацветает? У вас на партах лежат листики, на которых напечатан отрывок из рассказа Александры Осиповны Ишимовой "Божья верба".

"...Как распяли Христа на кресте - пошел трус (землетря­ сение) по земле, отемнело небо, гром ударил, вся трава к зем­ ле приникла; а кипарис весь темный-растемный стал; ива на берегу к самой воде ветви опустила, будто плачет-стонет... А верба и не вынесла скорби - к земле склонилась и увяла...

Три дня, три ночи прошли - воскрес Господь-Батюшка н аш Милосердный. И шел Он тем путем, смотрит: кипарис от горя потемнел, ива - плачет-стонет. Одна осина прежняя сталась; завидела Его, задрожала всеми листочками, да с той п оры так и дрожит доднесь, и зовут ее в народе осиной горьк ою... А увидал Христос, что верба завяла и иссохла вся, поднял Он ее, Милостивец, и зацвела верба краше прежнего. Ну, говорит Господь, за твою любовь великую и скорбь будь же вестницей Моего Воскресения. Зацветай раньше всех на земле, еще листвой не одеваючись!"

У: За что Господь наградил вербу?

Д е т и. За то, что она Его сильно оплакивала, даже завяла.

5.Знакомство с историей праздника.

Христиане празднуют Вербное воскресенье с III века, а на Руси праздник появился и стал отмечаться лишь в Х веке.

Слайд 16 (отрывок из передачи «В гостях у Дуняши»)

В этот день в московском Кремле на площадь перед Успенским собором через Спасские ворота шел крестных ход к храму Василия Блаженного. В процессии на санях, украшенных искусственными цветами и плодами, в том числе финиками, символизирующими пальмовые ветви в Иерусалиме, провозили иконы.

Слайд 17

В Вербное воскресение после службы Патриарх садился на осла, а царь вел этого осла под уздцы.

Этот обычай назывался «шествием на осляти» и показывал, что земной царь служит Небесному Царю- Иисусу Христу.

Слайд 18(отрывок из передачи «В гостях у Дуняши»)

Слайд19-20

За неделю до Пасхи открывались Вербные базары, где продавались букетики из веточек с почками, к которым привязывали бумажных ангелочков – «Вербных херувимов». Тут же можно было полакомиться сладостями, купить книги или игрушки для детей. А также устраивались представления, разыгрываемые фольклорными театрами.

6. Народные обычаи и традиции, связанные с Вербным Воскресением.

Слайд 21

На Руси было принято хранить освященные веточки вербы в доме в течение всего года в переднем углу, за иконами.

IV. Закрепление пройденного материала.

Слайд 22

Работа в парах.

- Разгадайте кроссворд. Разгадай кроссворд и в клетках прочтешь слово, относящееся к теме сегодняшнего занятия.

Какое слово получилось в кроссворде?

Обитель.

Давайте подберем синоним к этому слову.(Монастырь).

Перед вами на фотографии « Марфа-Мариинская обитель или Марфа-Мариинский женский монастырь, который находится в Белгороде, совсем рядом от нашей школы.

Название этого монастыря связано с темой нашего занятия.

Кто из вас догадался чем?

Правильно, он назван в честь сестер Воскресшего Лазаря, Марфы и Марии.(православная церковь включает сестер Лазаря в число жен-мироносец). Ответы:

(1.купол 2.верба 3.кулич 4.четки, 5.свеча 6.колокол)

Работа в группе
Игра « Отгадай предмет»

На столе в каждой группе стоит шкатулка, а внутри лежит предмет, о котором вы слышали на сегодняшним занятии.

Правила игры такие: вы незаметно для других групп посмотрите предмет, обсудите с товарищами и расскажете другим группам о этом предмете не называя его. А другие ребята попробуют отгадать.

1.ослик 2.пелена 3.пальмовая ветка и верба

Слайд 23 (песня) изготовление открытки

Слайд 24.

VI. Итог занятия.

На ваших партах лежат голубые листики, с вопросами викторины по материалу нашего занятия.

Как встречали люди Иисуса Христа?

Когда в Православной Церкви празднуется Вход Господень в Иерусалим?

Почему этот праздник еще называют Вербным воскресением,

Какие еще названия есть у праздника?

Викторина

Викторина «Воскрешение Лазаря.

    Сестер святого Лазаря звали:

    Мария

    Марфа

    Магдалина

    Спаситель провел с ним четыре дня после его воскресения

    Христос воскресил Лазаря на четвертый день после его смерти

3. Спаситель сказал, что болезнь Лазарю послана:

    В наказание за его грехи

    Чтобы прославить Бога

    Из-за неправильного образа жизни

    Молодого осла

    Старую ослицу

    Кроткого ягненка

    «Здравствуй!»

    «Почет»

    «Слава»

    Нежность и кротость

    Приход весны

    Пальмовые ветви

VII. Рефлексия. Слайд 25

Ребята хорошо работали на уроке. Давайте подарим нашим гостям наши открыточки с веточками освященной вербы.

Просмотр содержимого презентации
«вебноеt»

Азбука православия

Внеурочная деятельность


Каждый год приходит к нам

Праздник в каждый дом и храм.

Новость, слышанная всеми:

Бог родился в

Вифлееме


Из ребра сотворена, Нам праматерь всем она. Плод запретный съела с древа. Имя женщине той


Как раскинулась по небу,

Словно бы из сказки небыль!

Как ее увижу в полдень -

Так обет Господень вспомню.

Разноцветная дуга -

Нам на радость

Радуга


Кто придумать этот мир

Так чудесно смог?

Жизнь Кто людям подарил,

Ну, конечно,


Он ходит-бродит неприкаянно,

Бог наказал неправду Каина.

Лицом он темен - это правильно,-

Наказан за убийство

АВЕЛЯ


Тема занятия: В ожидании праздника. Вербное Воскресенье .






ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

В последнее воскресенье перед Пасхой, согласно православному календарю, Господь вошел в Иерусалим. На Руси этот праздник называют Вербным воскресеньем.



  • Вербное воскресение
  • Неделя Ваий
  • Цветоносное воскресение
  • Пальмовое воскресение

Александра Ишимова

« БОЖЬЯ

ВЕРБА »



«Шествие на осляти»

После праздничной службы с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В 1697 г. обряд был упразднен.




В Вербное воскресенье устраивались вербные базары, на которых можно было купить сладости, игрушки, книги, а также пучки вербы с привязанным к ним бумажными ангелочками. Они назывались “вербными херувимами ”.



Кроссворд

  • 1- купол
  • 2-верба
  • 3-кулич
  • 4-чётки
  • 5 –свеча
  • 6-колокол


Викторина

  • Сестер святого Лазаря звали:
  • Мария
  • Марфа
  • Магдалина

2. Святого Лазаря называют Четверодневным потому, что:

  • Спаситель провел с ним четыре дня после его воскресения
  • Христос воскресил Лазаря на четвертый день после его смерти

3. Спаситель сказал., что болезнь Лазарю послана:

  • В наказание за его грехи
  • Чтобы прославить Бога
  • Из-за неправильного образа жизни

4. Спаситель, перед тем, как войти в Иерусалим, попросил учеников привести Ему:

  • Молодого осла
  • Старую ослицу
  • Кроткого ягненка

5. «Осанна» по-русски означает:

  • «Здравствуй!»
  • «Почет»
  • «Слава»

7. Вербные веточки, которые мы освящаем в храме в Вербное воскресенье, символизируют:

  • Нежность и кротость
  • Приход весны
  • Пальмовые ветви














Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Русская приговорка.

Слайд 2

На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.
Первой верба оживает, безыскусна и нежна.
Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,
После водоосвященья окропить ее несут.
И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках
Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Слайд 3

В последнее воскресенье перед Пасхой, согласно православному календарю, Господь вошел в Иерусалим.

На Руси этот праздник называют Вербным воскресеньем.

Слайд 4

  • Согласно Библии, В ЭТОТ день Иисус на молодом осле – символе кротости и миролюбия – торжественно въехал в ворота Иерусалима.
  • Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию.
  • Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои одежды и пели.
  • Джотто. Вход Господень в Иерусалим
  • Вход Господень в Иерусалим. Русская икона.
  • Слайд 5

    В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865.

    На Руси в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти».

    После праздничной службы с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника.

    Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В 1697 г. обряд был упразднен.

    Слайд 6

    В церквях в этот день проводятся всенощные бдения: прихожане молятся, как бы встречая Господа, держа в руках ветки вербы, цветы и горящие свечи.

    Слайд 7

    • В конце службы верба освящается святой водой.
    • Считается, что верба обладает огромной целительной силой и помогает избавиться от всего плохого, что скопилось в доме за год.
    • Освященные вербы принято хранить в доме весь год рядом с иконами.
  • Слайд 8

    Верба хлыст, Бей до слез. Не я бью, Верба бьёт. Будь здоров Как верба

    Самым главным обычаем этого праздника является хлестание вербой своих детей старшим из семьи с определенными словами:

    • Делалось это для того, чтобы дети были здоровыми и послушными.
    • Вербохлест, бей до слез. Там недалечко красно яечко.
    • Русская приговорка.
  • Слайд 9

    В Вербное воскресенье устраивались вербные базары, на которых можно было купить сладости, игрушки, книги, а также пучки вербы с привязанным к ним бумажными ангелочками.

    В некоторых местах нашей страны в этот день пеклись лепешки или бублики, которые после освящения в церкви давались всем членам семьи и скотине, чтобы никто не болел в течение года.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Спасибо за внимание!

    Презентацию выполнила
    Федорова А.С.
    учитель музыки
    моу сош № 44 имени народного учителя
    СССР Лавровой Г.Д.
    Нижний Тагил
    2010

  • Слайд 14

    Список литературы:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    МБСКОУ СКОШ № 36

    Константина Фёдоровича Юона

    «Мартовское солнце»

    Интернетресурсы:

    Эпиграф к уроку:

    Вероника Тушнова

    Цели:

    Слово учителя.

    Сообщение о хужожнике.

    Константин Федорович Юон

    Примерный план сочинения

    I К.Ф. Юон – мастер пейзажа

    Словарная работа:

    Написание сочинения

    Примерное сочинение

    пейзаж «Мартовское солнце».

    Радостно ждать и ощущать приближение весны. морозный мартовский воздух!

    МБСКОУ СКОШ № 36

    Г. Озёрска Челябинской области

    Художественное описание картины

    Константина Фёдоровича Юона

    «Мартовское солнце»

    учитель русского языка и литературы

    Интернетресурсы:

    Тема. Сочинение-описание по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце»

    rudocs.exdat.com›docs/index-23889.html

    Сочинение по картине. Описание картины К.Ф. Юона «Мартовское...

    detskiysad.ru›Описание картины к.Ф

    Учитель русского языка и литературы

    school18.gorono.ru›teac/razvitie.doc

    Материал для сочинения по картине К.Ф. Юона "Мартовское солнце"

    tashkoo.beon.ru›…sochinenija-po…juona…martovskoe…

    Художественное описание картины Константина Фёдоровича Юона «Мартовское солнце»

    Эпиграф к уроку:

    Как счастье внезапное – оттепель эта.�Весны дуновеньем земля обогрета.�Ещё не начало весны, а предвестье,�и даже ещё не предвестье – намёк,�что будет,�что рядом,�что срок недалёк.

    Вероника Тушнова

    Цели:

    1. обучать словесному описанию картины;

    2. развивать связную речь учащихся;

    3. учить умению высказывать мысли, используя безличные предложения;

    4. развивать чувство прекрасного.

    Слово учителя.

    В седьмом классе мы познакомились с художником Константином Фёдоровичем Юоном, когда работали над сочинением по его картине «Конец зимы. Полдень». В этом году мы встречаемся с художником вновь. Давайте вспомним некоторые страницы его биографии и творчества.

    Сообщение о хужожнике.

    Константин Федорович Юон родился (12) 24 октября 1875 года в Москве. Судьба всячески благоволила ему - он прожил долгую жизнь, у него был на редкость счастливый брак, окружающие любили его, ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал.

    Невзгод было меньше – это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.

    Его картины были замечены еще на ученических выставках – публика раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны на самых разных выставках. Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь.

    Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.

    На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона.

    Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры («Троицкая лавра зимой», «Весенний солнечный день», обе 1910; «Мартовское солнце», 1915). Большой известностью пользуется его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921).

    Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом, и где он работал с 1908 по 1958 года. Скончался художник Константин Федорович Юон 11 апреля 1958 года.

    Известный русский художник Юон Константин Фёдорович жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачёво. Он любил рисовать портреты, памятники архитектуры и пейзажи любимых мест. Пейзажи родного Подмосковья запечатлены на картинах Юона "Мартовское солнце. Лигачёво", "Весенний солнечный день", "Конец зимы. Полдень"

    Особенности пейзажного творчества Константина Федоровича Юона полно выразились в картине "Мартовское солнце". Картина запечатлевает тот радостный момент, когда наступает первая весна, названная М.М.Пришвиным "весною цвета".

    Примерный план сочинения

    I К.Ф. Юон – мастер пейзажа

    II.Сюжет картины «Мартовское солнце»

    А) Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?

    Б) Что вы видите на переднем плане картины?

    Г) Какие детали организуют композицию картины?

    Д) С какой целью в пейзаж включена жанровая сцена?

    III. Настроение, вызванное картиной.

    Словарная работа:

    Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.�Создает – пишет (но не описывает и не рисует)�Картина – полотно, репродукция.�Блестит – искрится, сияет, сверкает.�Поражает – удивляет, изумляет.

    Весело на душе, приятно ощущать, радостно рассматривать, долго ждать, хочется вдохнуть, надо надеяться.

    Написание сочинения

    Примерное сочинение

    Константин Фёдорович Юон – замечательный живописец, пейзажист. Его картины праздничны. Радостно рассматривать его солнечный пейзаж «Мартовское солнце». В картине художник с большим мастерством передаёт приподнятое настроение от встречи с первым весенним месяцем. Давно в природе ожидается приход весны.

    Живописец запечатлел на полотне то состояние природы, когда еще не растаяли сугробы и хрустит под сапогами снег, но в ярко-голубом небе, в прозрачном воздухе уже носится едва уловимое ощущение весеннего тепла. Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца и незаметно тает. Деревья радуются приходу весны, но они пока еще не готовы обзавестись роскошной листвой. Просто все понимают, что мартовское солнце – это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу.

    На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они вносят в картину жизнь и движение. Снег отчетливо оставляет следы лошадиных копыт и кажется, будто мы слышим потрескивание снежных корок. Крестьянские ребятишки только что выехали из села. Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играясь с чьим-то отбившимся от двора ярко-рыжим жеребенком, будто призывая его вернуться назад, домой.

    В центре картины стройные белоствольные берёзы. От деревьев падают длинные синеватые тени. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок! Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут над деревьями. Яркие краски полотна - сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого – помогают живописцу передать ощущение первого весеннего тепла и света. Все это вместе задает тему пейзажа – тему радостного и торжественного пробуждения природы.

    В своей картине художник по - новому трактует традиционный русский пейзаж. темы. Красочная декоративность не исключает пространственной глубины, жизненности. Обычная для Юона ритмическая построенность композиции отличается здесь особым совершенством. Художник сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви и другие детали.

    Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить и самый пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природу Подмосковья.

    Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает каждый человек в конце зимы. Всё истомилось. Всё ждёт тепла и света, но как же жаль уходящей зимы с её красотой, с её забавами. Радостно ждать и ощущать приближение весны. В воздухе висит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им. Хочется во всю грудь вдохнуть скрипучий морозный мартовский воздух!

    Скачать конспект