Святыни и святые киево печерской лавры. Святыни киево-печерской лавры

 Святыни Киево-Печерской-Лавры (5)

Святыни Киево-Печерской-Лавры (5)

Мироточивая глава

ло. Благодарил же [я] Бога, что так преславно мое сомнение и неверие в это в уверенность привел, и, наполнив три немалых сосуда святым миром, взял я их себе, славя Бога, Который так премирно кости преподобных Своих сберегает и делает из них источник благодати. Спросил же: “Часто ли так вытекает святое миро из глав тех?” Пещероначальный же и отцы, стоявшие там, сказали: “Никогда так много не вытекает, а лишь как роса, и то не всегда выходит. Ныне же необычно это на удивление всем нам. Считаем, что ради тебя Бог это сотворил и показал тебе это предивное чудо”. Я же сказал: “Простите меня, отцы святые, я пока это чудо не видел, не верил, что и вправду есть то, чего сегодня свидетелем стал, а думал: хитростью вашей делается это, как оговаривают вас противники вашей церкви. Но ныне вижу и исповедую, что истинно есть [это] не человеческая хитрость, но сверхъестественный дар Бога, Который прославляет Своих святых. И славлю Того, Кто меня убедил и разоблачил тех, кто неправедное говорит на Его святых”. Три ж посудинки, полные мира, взял и вышел из пещеры, славя и благодаря Бога. Пробыв несколько дней в монастыре, пошел себе. Того же года 1621, на четвертой неделе по Воскресении Христовом, был я у пана киевского Гавриила Хойского, в граде его Хотыщи, [и] разболелся сильно, так, что и к смерти близок был. Болезнь бо была у меня огневица, которую “одрною” называют, и В1гутренняя, которую называют дизентерией. Не надеялся уже я выздороветь, и видя себя близким к смерти, позвал иерея и попросил, чтобы освятил меня елеем, по обычаю. Вместо же елея дал ему миро, что от святых

Молебен в Дальних пещерах с помазанием миром от мироточивых глав

глав истекает. Когда же, согласно обычая, вместо елея миром тем помазали меня - о великое милосердие Божие и святым Его дарована [сила] исцеления от Его дара! - внезапно в тот же час прекратилась болезнь, и совсем здоровый и целый стал, и сразу поднялся, и поныне, благодатью Божией и молитвами святых Его Печерских, здоровый. Это мое исцеление, благодатью Божией, от мира святого, что из глав святых Печерских, много благородных волынского воеводства видели, и сам вышеозначенный пан киевский является свидетелем великого благоволения Божия на мне, Ему же надлежит всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь”».

Немаловажным является то, что в советское время, когда монастырь был закрыт, святые главы прекратили мирото-чить. Это дало повод сотрудникам атеистического музея обвинять «служителей культа» в фальсификации этого чуда. Когда же монастырь в 1988 г. был открыт, мироточение возобновилось. Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, бывший в то время наместником Лавры, так рассказывает об этом чуде: «Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: “Отец Наместник, виноват, не досмотрел!” - “Что такое?” - “Да, вот, - объясняет, - убирал в пещерке с главами и не доглядел, как в один из сосудов попала вода!” Я сразу каким-то чутьем догадался, что дело тут не в воде. “Пошли”, - говорю. Захожу" в пещерку, открываю стеклянный сосуд. А из него в лицо - невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темно-коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Сердце забилось. Господи! Ты явил нам знак Своей небесной милости! Мощи ожили! Проснулись! Матерь Божия! Ты - наша Игумения. Это Ты являешь Свой покров Твоей обители! Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел

на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро!»

В декабре того же года в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института был проведен химический анализ мира, взятого от разных глав. Результаты анализа


показали: все образцы являются высокоочищенными маслами неизвестного происхождения, в которых в различной концентрации содержится белок, что свойственно только живому организму. Это биологическое вещество синтезировать искусственным путем невозможно.


ШИКЛА

«Какая великая радость для нашей родной земли быть уделом Божией Матери, третьим Ее уделом в православном мире. После сошествия Святого Духа - Пятидесятницы выпал Ей жребий нести Слово Сына Своего на Иверскую землю. Сказано про Афон, что Матерь Божия избрала это место. Но ни про одну землю не сказала Она так, как сказала о нашей Святой Киевской Руси: “Хочу Церковь себе воздвигнуть в Киеве и хочу жить в ней”. Явление этого дивного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы простирает над нами Ее материнский покров и постоянную любовь - молитвы о нашей обители, о нашем народе, о Святой нашей Соборной Апостольской Православной Церкви» (Наместник Киево-Печерской Лавры, архиепископ Вышгородский Павел).

Со времени своего основания Великая церковь (Успенский собор) Лавры благоговейно почитается народом как святыня. Строительство ее сопровождалось многими знамениями и чудесами. Место, на котором и сегодня стоит Успенский собор, было указано по молитвам преподобного Антония чудесным выпадением росы и схождением огня

Освящение Великой Печерской церкви.

Гравюра.из «Патерика Печерского» 1702 г.

с неба. Размеры и архитектура храма также были указаны храмоздателям посредством божественных откровений. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения была заложена игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. - последнем в земной жизни преподобного Антония. «Начата была церковь Печерская над основанием Стефаном игуменом; основание ее начал Феодосий, а над основанием продолжил Стефан; и окончена была она на третий год, месяца июля в 11-й день». В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие византийские зодчие, посланные Царицей Небесной из Константинополя в Русь для строительства

Великой церкви. Как повествует Патерик Печерский, их было четверо. К 1077 г. был выведен купол и над ним поставлен крест. Завершал строительство Успенской церкви преподобный Никон.

В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, также чудесным образом призванные Пресвятой Богородицей для росписи Успенского храма. Пять лет трудились они, и все эти годы Господь продолжал являть им дивные чудеса. В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, строительство Великой церкви было окончено. Ее наружное и внутреннее убранство отличалось красотой и великолепием. Иконостас и стены храма были покрыты росписью, золотом и разноцветной мозаикой, пол вымощен узорами из камней разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Составитель Киевского Синопсиса описывает ее следующим образом: «Оя же небеси подобная церковь... вся бо отъ злата мушею, сиречь камень-ми позлащенными, узорами и пестротинами различными предивно бяше высаждена, и иконами прекрасно роспи-сана. Помостъ церковный весь такожде отъ различныхъ шаровъ камешями и всякими узорами бысть насажденный; главницы же позлащенны бяху, а крест на верее церкве ве-лиюя ваги от самого злата соделанный поставленъ бысть».

Освящение Великой лаврской церкви состоялось в 1089 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В XIII-XVI вв. вокруг Великой церкви строились небольшие часовни. При реконструкции, проводившейся в конце XVII в., боковые часовни были объединены общими сводами и образовали приделы, значительно расширив храм. В XVIII в. фасады церкви были украшены барочным декором. В таком виде Успенский собор сохранился до середины XX века.

До революции 1917 г. в Великой церкви хранились многие святыни Лавры, в том числе:

1) икона Успения Божией Матери Киево-Печерская;

2) глава святого равноапостольного князя Владимира;

3) мощи свт. Михаила, первого митрополита Киевского, крестившего киевлян;

4) гроб прп. Феодосия, игумена Печерского;

5) частицы мощей всех преподобных отцов Печерских;

6) часть мощей апостола первомученика и архидиакона Стефана (указательный палец);

7) чудотворная икона Божией Матери Игоревская;

8) икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (с частицей мощей);

9) частицы мощей св. Иоанна Предтечи, а также пророков, апостолов, святителей, мучеников и многих других святых - греческих, сербских, молдавских и русских.


Божественная литургия на руинах Успенского собора в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Начало 1990-х гг.

На хорах Великой церкви находилась лаврская ризница, в которой хранилась драгоценная священная утварь и облачения.

После революции 1917 г. началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. В 1919-1920 гг. в Киеве окончательно устанавливается власть большевиков, и их декрет «Про отделение Церкви от государства и школы от Церкви», принятый 20 января (2 февраля) 1918 г., лишил монастырь прав юридического лица. Лавра и церковное имущество ее скитов перешли в ведение исполкома - в отдел по ликвидации имуществ религиозных установлений (ОЛИРУ), а жилые здания и весь комплекс лаврских построек, не имевших непосредственного отношения к Церкви, переданы в отдел социального обеспечения Городского совета (Собес). На территории Лавры был основан инвалидный городок, населенный преимущественно деклассированными элементами. Так называемые «инвалиды» безнаказанно уничтожали бесценные лаврские памятники, грабили иноков, оскверняли святыни.

В течение 1921-1922 гг. происходило изъятие ценностей из ризницы Успенского собора, лаврских церквей. Монахов, пытавшихся спасти древние реликвии, заключали под стражу. А в 1922 г. в стенах Лавры был устроен антирелигиозный музей.

17 января 1930 г. Киево-Печерская Лавра как действующий монастырь была закрыта. Уже к тому времени все ценности Лавры, хранившиеся в обители, частично были украдены, частично перешли в ведение музея. В 1941 г.,

когда Киев был оккупирован немецкими войсками, взрыв огромной силы уничтожил Великую церковь, с тех пор утрачена и главная ее святыня - образ Успения Пресвятой Богородицы, находившийся над царскими вратами иконостаса. Долгие годы на месте Успенского собора, одного из самых великих и дорогих для православного сердца храмов, стояли руины - как символ разрушительности безбожного режима.

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание возрождаемой Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, восстановленный из руин в том виде, в котором он существовал с XVIII по XX в. Восстановление Успенского соне только как архитектурного сооружения, но и как

Восстановленная из руин Великая церковь Лавры


действующего храма, несомненно, имеет величайшее значение и глубокий духовный смысл для всего православного мира.

В самом центре Киева находится большой монастырь - Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется… под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, - пещерным.

Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (Мощи - это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. - Ред.) киевских святых - от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.
Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси…

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы - служители древнерусских богов - Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.
Хозяин дома - Тур - сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов - суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.
А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!
Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира - княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.
Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».
Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги - Тор и Один - воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести - принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…
Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:
- Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.
Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг - христианин? Конечно, он долгое время прожил
в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя - Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.
Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство - вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.
Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов - отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.
А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…
В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел - со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.
Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна


Святой равноапостольный князь Владимир

Антоний - отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот - шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного
времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!
Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство - даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.
Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков - монах-славянин. По всему видно - местный. Только сильно загорел на южном солнце.
И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.
На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.
В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

Преподобный Антоний Печерский
Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…
Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества - Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.
Потом зашел в свою келью - и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.
Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.


Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли - Община.
- Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, - громко произнес Дионисий.
- Воистину воскрес Христос! - неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.
Так кто же сказал, что монахи - все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, - Киево-Печерском патерике - немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…
Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку,
сам готовил себе лепешки.
Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.
Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли - вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Вся правда об Илье Муромце

Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, - это куда ближе от Киева… Точно неизвестно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко - Муромец.

Илья Муромец
Когда-то он славно сражался - все тело в ранах. Но никогда не было в нем злобы и жажды крови. Славе великого ратника и воинским чинам он на старости лет предпочел смиренное служение монаха. Теперь у него новое поле боя - собственная душа…
В наши дни нам немного известно о реальной жизни великого богатыря. Одно можно сказать точно: еще при жизни славился он не только военными подвигами, но и монашескими добродетелями - смирением, молитвой. Недаром после кончины его стали почитать как Божьего угодника, а чуть позже причислили к лику святых как преподобного Илию Печерского, или же Илию Муромца.
В советские безбожные годы старались лишний раз не упоминать о том, что у былинного богатыря был реальный прототип, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Но именно тогда начались научные исследования, которые позволили подтвердить церковное предание.
Реконструкция внешности, исследование прижизненных ран, сложные анализы на определение возраста мощей… Все это подтвердило: действительно, преподобный Илия Муромец жил в XI-XII веках, действительно, он был выше всех современников - 177 сантиметров. Таким ростом сейчас не удивишь, но в то время средний рост был не более 165 см. Да и телосложение было у Илии весьма могучим.
Более того, как и говорится в былинах, Илия действительно долгое время не мог ходить - страдал болезнями ног. Зато потом прославил себя в битвах, о чем свидетельствуют многочисленные раны. Преподобного Илию на иконе изображают как монаха, опершегося на меч. Воин-богатырь, ставший воином духа.


Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Первый мученик революции

Поздним холодным январским вечером 1918 года несколько людей с оружием в руках вывели из ворот Лавры человека в монашеском облачении. Их предводитель в матросской бескозырке чувствовал свою безнаказанность. Кто ему помешает? Кто теперь в городе власть?
Вот уже почти год как свергли царя, бывшая Российская империя все больше увязала в страшной
гражданской войне, где по разные стороны предстояло оказаться соседям, друзьям и даже ближайшим родственникам.
Вот и предводитель людей с оружием, забравший из Лавры человека в монашеском облачении, тоже надел бескозырку - хочет походить на революционного матроса. Или он действительно матрос? Или просто бандит, решивший прикинуться представителем новой власти? Сегодня вряд ли можно это узнать точно.
Все смешалось в то смутное время. Но человек в монашеском облачении идет спокойно. Это - митрополит Киевский Владимир. И ему не привыкать смотреть в глаза смерти. Помнится, был он епископом в Самаре, и когда весь город прятался по домам во время страшной холерной эпидемии, владыка Владимир лично ходил исповедовать людей, умиравших в холерных бараках. Потом в Тифлисе (Так раньше называлась столица Грузии - Тбилиси. - Ред.), когда при похожей эпидемии он устраивал в храмах столовые для нуждающихся, на него бросился с ножом какой-то безумец. Разве он испугался и решил отказаться от своего служения, посмотрев тогда в глаза смерти?
Нет. Уже после, будучи митрополитом Московским, он лично проповедовал среди рабочих, не боясь спорить с воинственными революционными агитаторами.
А сейчас его ведут вдоль лаврской стены по ночной и холодной улице. Видимо, пришло его время…
На следующий день, 26 января, всюду, даже в большевистской газете «Известия» появится сообщение о трагедии. «От рук неизвестных лиц» убит Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Считается, что Киевский митрополит сталпервым священнослужителем, убитым в годы революции и Гражданской войны. Впереди страну ждали непростые годы. Тысячам людей Церкви предстояло пострадать за свою веру. Многие из них так же, как и митрополит Владимир, были затем причислены к лику святых…
Но смерть их не была бессмысленной, ведь теперь все они молятся за нас на Небесах. И гибель первого мученика революции тоже была не напрасна, как не напрасна была когда-то гибель варягов Феодора и Иоанна.
Несмотря на все усилия, в смутном двадцатом веке не удалось разрушить Лавру. Не удалось разрушить и Церковь. Вопреки воле убийц смерть владыки Владимира лишь укрепила в христианах их веру. Почему?
Наверное, потому, что кроме злой человеческой воли в нашем мире действует еще и добрая воля всемогущего Бога.
***
Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.
Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.
Потом еще не раз Лавру сжигали и грабили. Но она пережила все. И борьбу между Польшей и Москвой. И очередные нашествия на Киев, которых было немало.
Были в ее истории времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда были люди, которые помнили, для чего пришли в монастырь. И всегда находилось здесь место монашескому подвигу. Начало которому почти тысячу лет назад положил загоревший под южным солнцем монах по имени Антоний.

Подземные святыни Киево – Печерской Лавры, какие тайны они хранят.

Почти тысячу лет назад днепровскому Иерусалиму уготовано было стать духовным началом, из которого выросла Печерская лавра, третий удел Богородицы. Именно из нее поднялось мощное древо монашества Руси. Здесь, начиная с первых веков после Крещения, покоятся нетленные мощи более сотни святых, стяжавших в этих местах подвигами и трудами небесные венцы. По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.

Люди и пещеры

При посещении Киево-Печерской Лавры богомольцы, паломники и туристы в первую очередь стремятся посетить пещеры. Место, это очень необычное. Пещеры имеют много ходов, некоторые из них – в рост человека, а кое-где такие низкие, что приходится нагибаться. Даже сейчас, когда стены укреплены и освещены, ходить в одиночестве там немного жутковато. И представить себе жизнь монахов, годами, жившими в темноте и безмолвии, наедине с собой и Богом, нам, сегодняшним просто невозможно…

Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения. Длина Ближних пещер, доступных сегодня для паломничества - 383 м, Дальних - 293 м. В обоих комплексах есть по три подземные церкви с позолоченными иконостасами. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 годом.

Со временем маленькие пещерки первых монахов-отшельников были объединены между собой и превратились в составляющую часть огромного комплекса, который сейчас известен как Дальние или Феодосиевы пещеры. А та часть, которую заложил преподобный Антоний, уйдя от братии на другой холм, называется Ближние или Антониевы пещеры. За почти тысячелетнюю историю монастыря в нем подвизались тысячи монахов, но прославлены церковью как святые, прежде всего те, чьи подвиги описаны в древних редакциях Киево-Печерского патерика и чьи мощи остаются нетленными сотни лет. К собору Печерских святых причислены также подвижники, которые при жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи в полном или почти полном виде перенесены из других мест. Иконы и таблички с именами помещены у 122 раки и затвора, из них 73 - в Ближних и 49 - в Дальних пещерах.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу . Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.

То, что в Лавре жили не просто монахи, а выдающиеся подвижники, очевидно. Это был духовный институт, где монахи только по обличью, рясе и клобуку - не задерживались. Святые люди Лавры обладали при жизни уникальными способностями, дарами прозорливости, исцеления и многих чудотворений. Те, к мощам которых мы сейчас прикладываемся, были настоящими воинами Христовыми, победителями в схватке с ордой тьмы, в ежедневном подвиге, превышающем человеческие силы и даже понимание. Годами они жили в темноте сырых пещер на одной просфоре и воде, носили на утружденных телах вериги и мечом молитвы отгоняли искушения лукавого. Сама природа тела, грубые «кожаные ризы» полученные при изгнании из рая настолько утончались от таких подвигов, что по милости Божьей они могли духовными очами созерцать своего Творца. Потому и зовутся они богоносные и духоносные отцы.

За сотни лет существования Лавры в ее хрониках разного времени описано множество удивительных историй - исцелений от мощей и изгнания бесов. «Святые гробы» на протяжении веков жаждут увидеть паломники со всего света. В ХVI-ХVII веках о них писали многие путешественники. «Уроженец веронский» Александр Гваньини делился в своих записках впечатлениями об огромных подземельях, где находятся гробницы с телами достойных мужей. С не меньшим удивлением о них рассказывал посланник немецкого императора Эрих Лясота, польский историк Станислав Сарницкий и другие просвещенные люди.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Подземное чудо

Археологическая наука в 70-90 годы минувшего века сделала полезное исследование лаврских подземелий. Например, в 70-е годы, когда в Ближних пещерах проводился ремонт и замена электроосвещения, под чугунными плитами пола обнаружили неизвестное раньше захоронение. Находка ученых подтолкнула к масштабному исследованию пещер, в стенах которых нашли по два-три яруса неизвестных раньше захоронений. Сейчас пещеры каждый день проветривают, а когда идет дождь, закрывают, чтобы туда не попадала вода.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и невоцерковленные. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами. Зерна пшеницы, которые прикладывали к мощам, а затем проращивали, отличались от контрольных повышенной всхожестью и ускоренным развитием до 30%. А зерна, облученные дозой радиации в 10 000 рад, побывавшие возле мощей, дали всходы не хуже, чем не облученные и росли быстрее. При проведении сравнительного анализа проб воздуха подземных церквей и воздуха, взятого непосредственно из саркофага с мощами преподобных Агапита и Варлаама, было обнаружено, что окисляемость воздуха в раках с мощами почти в десять раз меньше! Чашки с осемененными микробами, которые пять минут стояли на мощах, снижали число колоний в 6-7 и даже в 10 раз. Более того, отмечалось полное исчезновение наиболее опасных болезнетворных бактерий.

Московский врач и скульптор, сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин провел пластическую реконструкцию внешности выдающихся подвижников, и в результате была создана галерея скульптурных образов Нестора Летописца, Ильи Муромца, врача безмездного Агапита, иконописца Алипия и других. Например, рост былинного богатыря Ильи Муромца - 177 см, который в то время считался высоким. Медэкспертиза установила, что герой преданий обладал развитой мышечной системой, а в конце жизни долгое время страдал от болезни позвоночника. Кроме того, у преподобного были переломы ключицы и ребер, а умер он от проникающего ранения грудной клетки колющим предметом, вероятно, копьем. Многие монахи хворали разными ревматическими заболеваниями, что было следствием длительного пребывания в пещерах. Тела изучали и на предмет выявления антисептических веществ, использующихся при бальзамировании, и ни в одном случае консервирующие компоненты не нашли. А между тем самые древние мощи в Лавре датируются ХI веком.

В труде соборного монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например. «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу, ты, послушав святую литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь... И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился. Тотчас же начал славить Бога и благодарить святого Марка Печерского, молитвами которого исцеление принял». Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа по имени Вольский в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». «Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же Вольский весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Ночь в пещере

Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского». Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита. Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений». Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал: «Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».

После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо». После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Один человек, в истовых поисках Бога объехал все континенты. Он не раз бывал в Африке, Европе, летал в Северную и Южную Америку, искал в Азии. Десять лет он с упоением, переходящим в остервенение, истово искал следы Творца по джунглям, горам, ашрамам и древним индейским капищам. После всех рискованных практик и поисков он остался цел, хотя и не совсем невредим. Однако сказано: пути Господни неисповедимы. Так и путь этого человека, который живет в четырех километрах от Киево-Печерской лавры, лежал к ее вратам через весь земной шар. Когда в унынии он пришел в пещеры и получил помощь от преподобных, с ним случился шок. Теперь каждый раз, выходя из пещер, он повторяет: «Мощи - это мощь!»

Со временем этот искатель с изумлением обнаружил, что Божьи угодники живы духом. Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали просящих, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Современнику, у которого одно горе - от ума, (точнее его захламленности ненужной информацией), а другое - от маловерия, полезно помнить историю, случившуюся однажды с самим начальником Дальних пещер. На Пасху 1463 года при лаврском архимандрите Николе, Дионисий по прозвищу Щепа спустился в пещеры во время пасхальной утрени покадить преподобным. Когда он дошел до места, называемого община, его так переполнила радость, что окуривая кадильницей святые мощи, он в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!» И в ответ ему, разорвав тишину подземелья, из гробов громогласно грянули преподобные: «Воистину воскресе!» Благая весть эхом прокатилась по всем пещерам. В страхе и изумлении затрепетало сердце монаха. Это чудо так потрясло Дионисия, что после случившегося он удалился в затвор до конца своих дней. Сейчас его мощи находятся в Дальних пещерах.

Мироточивые главы.

В 1988 году, когда Киево-Печерская лавра восстановила свою молитвенную деятельность, монахи заметили, что с этого дня здесь замироточили главы и мощи святых, находящихся в ней! Тогда миро собиралось в чаши - его было так много! Видимо, Силы Высшие так реагировали на возвращение святынь церкви.

В российской истории, когда большевики уничтожили сотни храмов и убили десятки тысяч священников, главы и мощи святых в Киево-Печерской лавре мироточения не являли. Имена 24 святых, покоящихся здесь, неизвестны, но известно, что здесь находятся мощи Ильи Муромца, преподобного Нестора Летописца, автора, мощи преподобного Лонгина и Феодосия Печерского и глава Папы Римского Климента, она была подарена князю Владимиру по случаю принятия христианства.

В фильме Алексея Макеева, прошедшего по телеканалу ОРТ летом 2004 года, молодой архимандрит Киево-Печерской лавры Нифонт достал из чаши останки главы святого, которая первая начала мироточить. Перед праздником Вознесения Господня в 1988 году замироточила седьмая глава святого. Причем, когда главы мироточат, они становятся мягкими, как воск, а когда перестают мироточить, их кости становятся твердыми. Обычно чудесные исцеления приходящих сюда людей происходят в момент мироточения этих глав, если люди прикасаются к ним лбом и губами с молитвой и крестным знамением.

В декабре 1988 года ученые лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института провели химический анализ образцов миро, взятого из чаш с мироточивыми главами. Результаты анализов показали (эксперименты проводили ученые Ю.В. Хмелевский, И.И. Бабрик, И.В. Концевич), что все образцы являются высоконасыщенными маслами, не имеющими примесей высших жирных кислот. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле, в них не был выявлен неорганический фосфат. Это свидетельствует об отсутствии процесса распада органических веществ в миро. В образцах обнаружили до 73 миллиграммов белка на 100 милиграммов миро. Такой показатель свойствен только живому организму. Этот феномен вряд ли требует глубоких научных исследований, работы в этой области не проводились более тридцати лет, ведь Чудо Божие все равно никогда не будет объяснено наукой, его просто нужно принять в сердце, поверить в него, как и поверить в Христа.

Останки глав святых Киево-Печерской лавры обладают еще одним свойством - способностью изгонять бесов. В этом фильме старушка кричит, проклинает кого-то, ей на голову поставлена чаша со святыми мощами. Архимандрит Нифонт поясняет: Химический анализ показал, что под воздействием святых мощей менялся состав химических элементов. Как в растительном, так и в живом организме баланс химических элементов влияет на химические процессы. Вероятно, в результате этих реакций у пшеницы увеличивался рост, а у людей происходят исцеления.

После этих экспериментов киевские ученые поняли, что сила Святого Духа реальна! Что от икон идут благодать и исцеление, что нательный крест защищает от злых сил, а мощи святых исцеляют людей и убыстряют рост растений.

Этими феноменами несколько лет занимается академик Павел Васильевич Флоренский, внук ученого и священника Павла Флоренского, погибшего в сталинских лагерях. Тот в свое время писал:

Ученые, в том числе академик Павел Флоренский, после этих экспериментов в Киево-Печерской лавре не нашли ответа, почему даже высохший труп обыкновенного человека - это отнюдь не благоухание, а возле мощей святых праведников нет ни запаха тления, ни разложения, рядом с ними - благоухание. Это таинство никогда науке не постичь, в это нужно просто верить.

Народный духовный целитель ВИКТОРИЯ.

Добро пожаловать на мой сайт. celitel .kiev .ua

26 лет ко мне приходят люди, каждый со своими проблемами. После сеансов получают: исцеление, самых сложных заболеваний, встречают вторую половину, выходят замуж, женятся, муж, жена возвращается в семью, находят роботу, налаживается бизнес, у бездетных рождаются дети, уходит страх испуг особенно у детей, бросают пить,курить снимается негативная энергетика (порча сглаз), очищается жилье, офисы, машины.
.Моя методика- искренняя молитва к Богу, Пресвятой Богородице, и ко всем святым, за тех, кто обращается ко мне за помощью. Магией гаданием ворожбой не занимаюсь.

Звоните, пишите, я сделаю все возможное, чтобы быть для вас полезной. Принимаю лично, и оказываю помощь дистанционно желающим с других городов. Нет таких проблем и заболеваний, от которых невозможно избавится.
У меня есть опыты работы по скайпу с эмигрантами, проживающими во Франции, США, Швеции, Греции, Германии, Турции, Израиле, России, Швейцарии, Кипра, Японии.

В мире случайностей нет, вы зашли на мой сайт, у вас проблемы, вам нужна помощь. Звоните .

Телефоны в Украине.

E - mail/ почта : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Скайп - обращались ли Вы к целителям.

  • - что вас интересует (проблемы: со здоровьем, личные, семейные, бизнес, порча, страхи и т.д)
  • - отправить фото по электронной почте, и позвонить.
  • Список чудотворной лаврской иконы Успения Пресвятой Богородицы

    В подвесном киоте над Царскими вратами Крестовоздвиженской церкви

    «Слово о создании церкви Печерской» свт. Симона (†1226), епископа Владимиро-Суздальского, постриженника Лавры, гласит, что в 1073 г. к прпп. Антонию и Феодосию пришли зодчие из Константинополя, столицы Византии, и спросили, где нужно строить новый храм обители? Подвижника ответили: «Где укажет Господь». Зодчие удивились: «Будучи предупреждены о кончине, почему не выбрали место, давая нам столько золота?» Преподобные попросили: «Объясните нам, что все это значит?» Гости рассказали, что однажды утром в их дома явились благообразные юноши с вестью: «Царица зовет во Влахерну!» (Влахерна – район Константинополя, где с V в. стоял храм с ризой Пресвятой Богородицы и один из царских дворцов). Царица молвила зодчим: «Хочу воздвигнуть в Киеве на Руси Свою церковь». И велела им взять золота на три года. На вопрос зодчих, к кому идти в чужой стране, были указаны двое у трона, внешне похожие на основателей Лавры: «К этим Антонию и Феодосию». Зодчие возразили: «Тогда зачем, Госпожа, даешь золото на три года? Прикажи им, чтобы они кормили нас и поили. А как наградить нас, рассудишь Сама». «Этот Антоний, благословив начало, перейдет отсюда в вечную жизнь, а тот Феодосий преставится после него на следующий год. Итак, возьмите с собою в избытке золота, а уж почту вас, как не сможет никто: дам вам, чего не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9) . И Сама приду, чтобы увидеть церковь, и буду в ней жить» – сказала Царица и вручила зодчим частицы мощей святых мучеников для закладки в основание. Затем добавила: «Выходите наружу, чтобы увидеть размеры». Увидев изображение храма в воздухе, зодчие вернулись и спросили о названии церкви. Царица сказала: «Будет церковью Богородицы». И дала им икону со словами: «Пускай она будет наместной». Выслушав все, прп. Антоний молвил, что Сама Пречистая явилась зодчим во Влахерне, а два мужа, похожие на него и прп. Феодосия – это тайна, ведомая одному Богу. Затем, по молитве прп. Антония, Господь указал место для храма рядом знамений. В первый день на этом месте не выпала роса, в другой выпала только здесь, а в третий сюда сошел огонь, сжег зелень и образовал углубление вроде канавы.

    В описаниях Лавры XIX-XX вв. говорится, что икона, принесенная зодчими из Константинополя, написана на кипарисной доске, находится в круглом подвесном киоте над Царскими вратами Успенского собора обители и периодически опускается на лентах для лобзания молящимися. Есть предание, что в 1718 г. российский царь Петр I, узнав о случившемся в Лавре пожаре, спросил, спасена ли эта икона, и, получив утвердительный ответ, молвил: «Спасена и Лавра!» В 1922 г. представители гражданских властей сняли с иконы ризу и направили ее в фонд помощи голодающим. В годы Великой Отечественной войны икона была утрачена.

    В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах имелся список утраченной иконы, который тоже пользовался почитанием. Он датируется первой половиной XIX в. Ризу для него изготовили в 1877 г. Перед вторым закрытием в Лавре действующей обители, ее наместник епископ Нестор (Тугай) спрятал икону в доме знакомых, а позже передал митрополиту Киевскому Иоанну (Соколову), который держал святыню в своем кабинете. С 1977 г. икона помещалась над Царскими вратами собора св. князя Владимира Киеве, в 1988 возвращена в Лавру. Празднование в честь иконы совершается 3(16) мая в память о принесении из Константинополя и 15 (28) августа в день Успения.

    Мощи Киево-Печерских святых

    Лабиринты Ближних и Дальних пещер

    Киево-Печерскими святыми называют, прежде всего, тех прославленных Церковью угодников Божиих, подвиги которых, как насельников Киево-Печерской Лавры, описаны в древних редакциях «Киево-Печерского Патерика», и мощи которых долго пребывали на территории обители в пещерах и Успенском соборе. При этом к сонму, или Собору Киево-Печерских относят и тех святых, кто в земной жизни не подвизался в Лавре, но чьи мощи, в полном или почти полном виде, перенесены сюда извне и в восприятии верующих образовали с мощами местных подвижников единое собрание святынь. На старых иконах Собора Киево-Печерских, сонм, обычно включает еще ряд святых, чтимых в Киеве столь же повсеместно: св. равноап. князь Владимир – Креститель Руси, свв. князья Борис и Глеб – первые прославленные Церковью на Руси подвижники, св. вмц. Варвара – единственная из самых известных по имени мучениц, мощи которой почивают в Киеве, будучи, по словам ряда церковных авторов XVII в., принесены в здешний Златоверхий монастырь св. Архангела Михаила из Византии. С недавнего времени к Собору Киево-Печерских стали относить и тех святых, кто подвизался в Лавре после древнерусской эпохи, независимо от места пребывания мощей. Мощи большинства Киево-Печерских святых, прославленных Церковью, лежат в пещерах Лавры. Сведения о месте пребывания некоторых мощей в пещерах на сегодня утрачены. Вблизи места пребывания под спудом мощей прп. Антония в Ближних пещерах установлен символический кенотаф. Подобный кенотаф установлен в Дальних пещерах в память пребывания в них в 1074-1091 гг. мощей прп. Феодосия до перенесения в Успенский собор (в 1240 скрыты под спудом). Остальные мощи в пещерах лежат в деревянных раках или «затворах», как именуют здесь древние погребальные ниши, и имеют при себе икону и табличку с именем святого. Иконы и таблички помещены при 121 раке и «затворе», из них 72 в Ближних пещерах и 49 в Дальних.

    Мироточивые главы

    Дальние пещеры

    Кроме мест, где лежат мощи известных по имени святых, в Дальних пещерах есть помещение с главами безымянных угодников Божиих, издавна источающими целебное миро. Мироточение от мощей святых наблюдалось в истории Церкви не только в Лавре: другим известным примером можно назвать мощи свт. Николая Мирликийского в городе Бари (Италия). Самое раннее упоминание о мироточении в пещерах Лавры находим в записках Мартина Грюневега, львовского купца, посетившего обитель в 1584 г.: «Есть там и несколько глав, от которых из зубов источается миро в сосуды. Его считают весьма целебным». Судя по схеме подземелья, начертанной Грюневегом на полях рукописи, купец видел это в Ближних пещерах. В 1621 г. некто Александр Мозель, грек родом и врач по профессии, пожелал увидеть мироточивые главы, ибо верил слухам, будто иноки тайком подливают миро и обманывают паломников. По благословению священноначалия Лавры, Мозелю показали в Ближних пещерах две главы на стеклянных блюдах. Когда гость взял одну из них и стал поворачивать в руках, дабы проверить, нет ли в ней тайных приспособлений, неожиданно из сухой костной ткани в верхней части главы, в месте, где не было никакого отверстия, началось столь обильное мироточение, что вострепетали даже иноки. Врач раскаялся в своем неверии. В том же году от помазания миром, которое Мозелю подарили на память о чуде, исцелился вельможа Гавриил Хойский. В 1630 г. Мозель поведал про оба чуда настоятелю Лавры архимандриту Петру Могиле, будущему митрополиту Киевскому. Годом ранее у о. Петра попросила мира от глав и исцелилась ослепшая католичка Марина Пашковская. Взяв у Пашковской остатки мира, исцелилась и некая госпожа Щенютинская, тоже страдавшая болезнью глаз. Перечисленные чудеса свт. Петр Могила описал в своих заметках, опубликованных в XIX в. В них упомянуто также исцеление самого Мозеля при помазании миром от лаврских глав. Издатели печатного «Киево-Печерского Патерика» 1635 г. поместили в книге особое слово «О главах святых Печерских, из которых миро святое источается» с упоминанием об исцелениях Мозеля и Пашковской. В пояснениях к плану Ближних пещер 1638 г. имеются строки: «глав пара, миро святое источающих», «снова пара глав, святое миро издавна источающих». Француз Гийом Левассер де Боплан, служивший тогда в Польше, писал о пещерах Лавры: «Три мироточивые главы заключаются в чашах. Исходящее из них миро исцеляет от многих болезней». Голландский художник Абрагам ван Вестерфельд посвятил в 1651 г. лаврским мироточивым главам один из своих киевских рисунков, изображая пещерную нишу со шкафом, где эти святыни покоились в сосудах. Архидиакон Павел Алеппский из Сирии посетил Лавру в 1654 г. и позже вспоминал о Ближних пещерах (1653): «Мы преклонили колена перед главами святых, целовали их и их чело, от которого исходила благодать. Они желты как золото. Они помещаются в отдельных стекляных сосудах. Но двенадцать глав других подвижников лежат вместе в одной пещере кучей одна на другой». В печатном «Патерике» 1661 г. редакторы сохранили измененное «Сказание о мироточивых главах», без исцелений Мозеля и Пашковской, так как издание вышло после перехода Украины от католической Польши к православной России. Описания второй половины XVII – начала XX вв. отмечают мироточивые главы в обоих лабиринтах. В 1876 г. академик живописи Федор Солнцев писал: «Мой знакомый доктор Савенко не верил, чтобы из глав могло истекать миро и притом безпрерывно… Поэтому, как только случилось быть ему в Киеве, не преминул относительно этого сделать опыт, разумеется, с разрешения монастырских властей. Опыт состоял в том, что Савенко взял одну из мироточивых глав, вытер ее насухо сукном внутри и снаружи, точно так же вытер и сосуд, обвязал все это протечною бумагою и запечатал. Дверь комнаты, где оставлены были мироточивые главы, тоже запечатали. На другой день Савенко пришел, сам распечатал главу и в сосуде оказалось миро». К концу ХХ в. из специально оборудованных мест для хранения мироточивых глав осталось только одно, в Дальних пещерах, против подземной церкви Рождества Христова. Когда в ХХ в. иноки вынуждены были временно оставить Лавру, мироточение от глав иссякло, но при возрождении обители в 1988 г. чудо возобновилось. В том же 1988 г. миро исследовали в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института и констатировали, во-первых, отсутствие в жидкости следов распада органических веществ, во-вторых – наличие белка при показателях, присущих лишь живому организму.

    Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана (†I в.)

    Крестовоздвиженская церковь

    Святыню принес в Лавру в 1717 г. из Нямецкого монастыря в румынской части Молдавии свт. Пахомий, архепископ Романский (†1724), который следующие семь лет, до самой кончины, жил на покое в подчиненной лаврскому ведению Китаевской пустыни под Киевом (ныне в черте города). В 1830 г. для перста св. Стефана изготовили кипарисную раку, чей верх был украшен серебряным рельефным изображением угодника Божия во весь рост. Рака стояла в посвященном св. Стефану приделе Успенского собора. Придел этот упоминается с 1638 г. Позже для перста св. Стефана сделали серебряную раку. Еще одна рака, тоже серебряная, была изготовлена в 1912 г. После взрыва собора в 1941 г. ее нашли в завалах в 1952 и поместили в фондах Киево-Печерского заповедника. В 1989 г. заповедник не раз предоставлял раку монастырю для молитвенного поклонения. В 1990 г. отделенный от раки ковчежец с перстом св. Стефана был оставлен в обители. Тогда же для святыни вырезали деревянную раку и поставили ее в Крестовоздвиженском храме. Память св. Стефана празднуется 2(15) августа, 15(28) сентября и 27 декабря (9 января).

    Киевская-Барская икона Пресвятой Богородицы

    Крестовоздвиженская церковь

    В 1970 г. киевский священник Тимофей Шайдуров купил у двух православных пожилых женщин дом, где на чердаке оказалось много старых церковных вещей, ставших от времени непригодными. Прежние хозева разрешили о. Тимофею удалить из дома все непригодное, кроме куска мешковины, который, по их словам, был стершейся иконой. Священник не обнаружил на мешковине следов иконы, но отвез ткань к проживавшей в Киеве схимнице Анании. По православной традиции, ветхие иконы не сжигают, а пускают по реке. То же велела сделать и мать Анания своей послушнице Таисии. У реки Таисию заметил милиционер, и она не решилась отпустить ткань. Через полтора года Таисия, по просьбе м. Анании, натянула ткань на подрамник. В 1972 г. Таисия приняла монашество с именем Гавриила, и в том же году на ткани стали проступать изображения Пресвятой Богородицы и Младенца Спасителя. Дом матушки Гавриилы стали посещать многие верующие. Священники назвали чудесно обновляющуюся икону «Избавительницей», но позже стало ясно, что она похожа на так называемый Барский образ Божией Матери. На закате земной жизни матушка Гавриила, по совету многих, передала в 1992 г. святыню Лавре. Празднование в честь Барской иконы совершается 1(14) октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

    Крест прп. Марка Пещерника, Гробокопателя (†рубеж XI- XII вв.)

    Фонды Киево-Печерского заповедника

    «Послание» инока Лавры Поликарпа (†после 1226) к ее настоятелю архимандриту Акиндину, входящее в «Киево-Печерский Патерик», говорит о прп. Марке: «Известно, что упомянутый муж проводил житие в пещере. При нем святой Феодосий был вынесен из пещеры в святую и Великую церковь. Тот блаженный своими руками выкопал много пещерных могил, и на своих плечах выносил землю». Мощи прп. Марка лежат в Ближних пещерах, где их еще в 1594 г. видел немецкий посол Эрих Лясота. В 1629 г. настоятель Лавры архимандрит Петр Могила, будущий митрополит Киевский, записал услышанные из первых уст слова князя Павла Курцевича о том, как в 1621 этот вельможа католической веры, теряя зрение и вняв совету лаврской братии, помолился за Божественной Литургией в Ближних пещерах, омыл глаза водой из желоба в кресте прп. Марка, лежавшем на мощах святого, и обрел исцеление. Посетивший Лавру в 1701 г. старообрядческий священник Иоанн Лукьянов из Москвы писал: «И ходихом по пещере, и дивляхомся, и пихом воду с Маркова креста, что на себе нашивал преподобный, железный великой крест; желоват он сделан». «Описание» Лавры митрополита Евгения (Болховитинова) 1831 г. гласит: «При мощах его сохраняется медный крест длиною 6, а в поперечной линии 6/1 дюймов, с изображением Распятия Спасителева, на поперечной линии коего с правой стороны Божия Матерь, а с левой Иоанн Креститель, а вверху над Распятием преподобный Марк. На обороте, в средине Спаситель, по сторонам Коего по 6 апостолов, вверху Св. Феодор, а под ногами Св. Георгий. Крест сей внутри пустой, как предание гласит, служил преподобному Марку сосудом для пития. Богомольцы и ныне с верою из него пьют святую воду». Во второй половине XIX в. крест уже находился в ризнице Успенского собора Лавры, в конце столетия его вновь предлагали для целования, только на выходе из подземной Введенской церкви, дабы паломники не теснили друг друга при мощах прп. Марка. С советского времени крест пребывает в фондах Киево-Печерского заповедника. Ученые датируют крест второй половиной XI в. и полагают, что он изготовлен в Византии.

    В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. По словам Его Высокопреосвященства, «До сего дня святые угодники Божии, почивающие нетленными мощами в лаврских пещерах привлекают к себе и безмолвно дают уроки наставления. Своим житием они подают пример терпения и стояния за веру. Испытания они принимали с радостью…
    Молитвы святых о нас сильны перед Богом. Они не отделяются от нас расстоянием земли и Неба, но мы сами от них удаляемся безверием и леностью ко спасению.

    Если придёте в пещеры, станете с молитвой у любой раки со святыми мощами преподобных отцов печерских – свидетельствую о совершении многих чудес, которые творит Господь по их молитвам. Когда мы надеемся только на себя и гордимся, Господь не слышит нас. Но Он помогает нам всегда, когда это необходимо, если осознаем, что без Бога не можем ничего…» .

    На святых угодниках Божиих исполнились слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21) . По этой причине, по словам прп. Иоанна Дамаскина, святые «сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога» . Почитая святые мощи, мы поклоняемся Духу Святому, Который почивает в телах святых как в храме (см.: 1 Кор. 6, 19).

    Если действия Божии в верующих христианах могут быть более или менее сокровенными, то в святых эти действия проявляются с особенно разительной силой. Это наглядно объяснял преподобный Макарий Египетский: «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого» .

    По словам митрополита Павла, «Учась у преподобных отцов печерских переносить злобу дня, ненависть, которая царит в мире, можем с Божией помощью проявить образ любви и милосердия, и тогда увидят все, что мы «ученики Христовы» (см.Ин.13:35), дети Божии и наследники Царствия Небесного» .

    Поэтому наиболее ценные для нас являются те примеры чудесной помощи Божией, которые относятся уже к нашему времени.
    ***
    р. Б. Галина молилась, чтобы ее сын поступил в аспирантуру на бюджет. Было всего 2 места, шансов никаких. В Дальних пещерах молилась возле святых Глав, в Ближних пещерах просила Нестора Летописца. Ее сын Михаил поступил в аспирантуру.
    2014 г.

    ***
    р. Б. Людмила в Ближних пещерах молилась младенцу мученику Иоанну. Зачала дитя. До этого 5 лет не могли зачать ребенка.
    2014 г.

    ***
    р. Б. Татьяна 10 лет не могла зачать дитя. После посещения Ближних пещер, где молилась младенцу Иоанну, зачала дитя.
    2014 г.

    ***
    Пишет грешная мать за помощь моей дочери Елене, которую дал Господь по молитвам к преподобному Ипатию – целебнику Киево-Печерской Лавры.
    Моей дочери поставили страшный диагноз и она уехала на лечение в Израиль. А я пошла в Киево-Печерскую Лавру и к угодникам Божиим Антонию, Феодосию, Ипатию целебнику, Агапиту и Всем святым Киево-Печрской Лавры.
    Просила помощи в излечении болезни и прощения наших грехов. Диагноз в Израиле не подтвердился, но врачи сказали, что вовремя обратились.
    Благодарю Господа и Угодников Божиих Печерских, Ипатия Целебника.

    ***
    Зі мною сталося чудо в Ближніх Печерах. 12 років тому на мені зажила рана за один день. Рана, яку лікували 2 місяці у лікарні. Також це повторилося у 2007 році. Я приїжджала спеціально прикластися до мощей Преподобних Печерських.
    Зараз я приїжджаю на рік 3-4 рази помолитися у Лаврі.
    Р. Б. Ніно

    ***
    В 2011 году перед операцией (онкология) приехала в Киево-Печерскую Лавру на поклонение святым мощам. Операция прошла успешно. В 2013 году снова приехала к святым мощам Преподобных Печерских.
    Приехала, чтобы поблагодарить.
    Р. Б. Ирина Россия. Москва.

    Ваше Высокопреосвященство, Владыка Павел! В пещерах покоятся святые мощи более 120 угодников Божиих. Читая Печерский Патерик, не перестаешь удивляться их подвигам и чудесам, которые, судя по количеству, в то время были нормальным явлением. Сейчас же, кажется, и святых отцов стало меньше, и про чудеса редко слышно… Так ли это?

    – Столько мучеников и исповедников было на протяжении 20 века! Да и в наше время их ничем ни меньше, но мы их не знаем. Почему? Сейчас меньше интересуются духовностью и их никто не видит.

    Нельзя сказать, что святых стало меньше, возможно их еще больше.

    Когда у подвижников спрашивали, есть ли в их время духовники, они отвечали, что есть. «Но почему они нам не явлены?» – удивились вопрошающие. «Потому что вы их не слушаете» – следовал ответ. Святых Русской Церкви не счесть ни в истории, ни современности. До сих пор православные терпят гонения за веру от сектантов и раскольников. Сегодня христиане, живущие в местах, где нет православных церквей – уже исповедники.

    Почему Господь явил сразу так много святых в XI-XII веках?

    – Потому что люди с горячей верой пришли к Богу и забыли о своих насущных земных проблемах. Они всем сердцем сошлись в единстве с Богом. Сколько бояр, сколько людей высшего общества уходили в монастырь в то время! Что их влекло? Их влекла любовь к Богу.

    И часто бывает, что не столько наша проповедь имеет значение, сколько наша жизнь. Преподобные в древности стяжали горячую веру, хотя не имели никаких учёных степеней.

    Мощи преподобных Печерских уже девять веков лежат в пещерах, но они продолжают проповедовать. Если бы люди не чувствовали от них благодати, они сюда не приходили бы.

    Люди чувствуют от них благодать и поэтому приходят к ним, получая наставления от примера их жизни и всё необходимое по их молитвам. Сегодня для верующих совершаются чудеса, а для неверующих и Воскресший Христос не приносит никакой радости. Есть чудеса и много чудес. А мы имеем столько преподобных и не верим, потому что окаменели сердца наши.

    То есть если бы сейчас люди обратились к Церкви, то и сейчас так открыто были бы явлены такие угодники и в таком количестве?

    – Вы знаете, есть много угодников Божиих, но Господь видимо попускает нам не видеть их из-за нашей холодной молитвы. Что такое молитва? Это беседа с Богом, это наша культура поведения, это наша одежда, это наше собрание на молитву. Мы одеваемся как попало на пир Царя, Которого мы телесными глазами не видим, но чувствуем Его присутствие. Как мы себя ведем во время молитвы? Толкаемся, ругаемся. Когда идет молитва, мы смотрим на телефоны, читаем сообщения. Вообще думаем о мире, но только не о благе своей души. И если бы мы молились как Симеон Новый Богослов, как Мария Египетская, то мы тоже подымались бы на полтора метра от земли. Святым отцам Киево-Печерским не нужно было света свечи в пещере. Им Свет Небесный освещал Псалтырь, которую они читали, и то ложе, которое они орошали слезами покаяния. Вот это молитва! Есть конечно люди, которые молятся горячо, потому что если бы не было праведников, то мир уже не существовал бы.

    «Где двое или трое собраны во имя Мое, Там и я посреди них» (Мф.18, 20). И я верю, что Христос всегда с нами на службе. И даже, если ты один беседуешь с Ним наедине, то Он рядом с тобой. Не надо искать Его где-то. Близость с Богом открывается в молитве сокрушенного сердца.

    Не стала ли молитва преподобных отцов о просящих их помощи менее действенна, чем при жизни этих святых?

    – Сегодня мы живем рядом с этими преподобными. Они не умерли – они живы, это мы умерли. Потому что мы забываем молиться им, мы ездим на Афон, и в другие святые места. А вот своих святых, которые свидетельствуют нам о Христе, мы не знаем.

    Господь сказал, что если зерно не умрет – оно не принесет плода. Если при жизни единицы людей знали угодников Божиих, то после смерти их знает весь мир, потому что Господь оставил их нетленные мощи. Если раньше преп. Агапит прятался от всех, то сегодня он проповедует всем. Все преподобные прятались в пещерах от народа. Сегодня они вместе с народом и народ на протяжении тысячи лет идет к ним, и их благодать не оскудевает. И подземелье стало небом, потому что там и мученики, и исповедники и подвижники, которых недостоин весь мир.

    В молитвах преподобным отцам Печерским прямо сказано, что мы отдалены от них не столько расстоянием, – сколько нашей греховностью.

    Владыка, как вы думаете, о чем людям следует, прежде всего, просить Печерских угодников Божиих?

    – В первую очередь, нужно просить о прощении своих собственных грехов, о покаянии. Мы думаем, что мы можем что-то изменить в этом мире. Ничего подобного, – пока мы не изменимся сами. Нам надо принять евангельские истины всем сердцем. Нужно молиться, чтобы Господь дал нам увидеть, прежде всего, свои грехи. Но мы видим только грехи других. Надо молиться о даровании веры. Если будет вера в Иисуса Христа нашего Спасителя, тогда все станет на свои места.

    Владыка, есть люди, которые не могут по каким-либо причинам посетить Лавру. Можно ли получить помощь, призывая угодников Печерских в другом месте?

    – Конечно, молитва не имеет границ, не имеет таможен и вообще какого-либо препятствия, кроме дьявольского. Он старается всячески отвлечь нас от истины.

    Сейчас есть множество современных технологий. Есть Интернет, можно зайти посмотреть фотографии Лавры и храмов, передать имена, чтобы помолились. Все средства полезны, если они ведут ко спасению.

    Что Вы пожелаете тем богомольцам, которые первый раз спускаются в пещеры и тем, кто там бывает часто?

    – Я хочу попросить об одном – чтобы страх трепета никогда не оставлял вас. Никогда не оставайтесь глухими к своей совести. Не забывайте, что вы христиане, и получите вечную радость от Господа, Который всегда ждет нас.

    Пускай всем Господь дарует силы и здоровье. И пускай все преподобные Киево-Печерские, которых вы призываете, будут вашими помощниками и ходатаями. Это Божественный полк святых угодников!


    Поступление в институт
    Р. Б. Жанна молилась, чтобы ее сын поступил в институт на бюджет. В Дальних пещерах просила святого Феодосия. Сын поступил.


    Помощь в работе
    По молитвам преподобного отца нашего Арсения Трудолюбивого неоднократно получал дополнительный заработок, поскольку основной зарплаты на семью из 4-х человек не хватало. Иногда после посещения пещер и молитвы к преподобному Арсению заработок оказывался в несколько раз больше, чем я рассчитывал.
    Преподобный отче Арсение моли Бога о нас!!!


    Исцеление
    У отца архимандрита Давида была операция на голове. Протоиерей Иоанн Волощук помазал его маслом от Мироточивых глав отцов Печерских. На следующий день шрамов на голове практически не было видно.
    О. Давид – игумен монастыря Святой горы в штате Флорида.


    Исцеление ноги (сахарный диабет)
    Благодарю Господа и всех Отцов Печерских за Божию милость. Они исцелили мою маму. У нее сахарный диабет и врачи сказали, что необходима операция по удалению ноги. По воле Божией нам попало маслице от Мироточивых глав, помазали на ночь больную ногу, а утром все прошло. Нога стала здоровой. Врач сказал, что резать не надо.


    Зцілення очей
    Восени 2011 року відбулося загострення хвороби очей. Лікування проходила в Центрі Мікрохірургії ока, у лікаря стаціонарного відділення.
    Остаточного діагнозу не було встановлено, оскільки хвороба постійно прогресувала при кожному наступному огляді лікар ставила інший діагноз (коньюктєвіт, блефарит, запалення очного яблука). Під час останнього огляду виявили потемніння рогівки ока (парус). Збирався консиліум лікарів. Лікар сказала, що за 25-річний досвід роботи це був другий такий випадок. Лікування включало в себе ряд процедур: фізіопроцедури, антибіотики (4-го покоління), уколи. Результату це не дало. Після цього з її вуст пролунали такі слова: «Медицина безсильна… Мы использовали все возможные и известные мне средства..» І порекомендувала звернутися до «бабки». Хоча на той час ми з чоловіком не були особливо «сильні у вірі», все ж вирішили звернутись до православної Церкви. У Лаврі ми зустріли молодого послушніка, який порадив нам звернутись до отця-печерника за порадою, та за святим маслом від Мироточивих глав.
    Чернець провів з нами серйозну бесіду і наголосив, що без віри та без молитви саме масло нам не допоможе. Але після цього відвів нас до Мироточивих глав і дав змогу прикластися до них та помазав очі святим маслом.
    На наступний ранок ми з чоловіком помітили що запалення повністю пройшло (очі були ясні, не пекли, я могла сміливо дивитися на світло) У цей же день я пішла до лікаря. Який же був у неї здивований погляд!!! Вона почала мене розпитувати що мені допомогло, що дало такий результат??? Що останнє з її призначень я приймала. Я відповіла, що останні 3 дні я взагалі ніяких ліків не приймала, а звернулась до православної Церкви, та ходжу 3- й день у Дальні печери Києво-Печерської Лаври, молюся та слізно прошу у Господа прощення та допомоги.

    Мій чоловік як дитина, яка виховувалась у сім’ї лікарів теж переглянув свої погляди на життя. Після цього ми почали читати ранішні та вечірні молитви, ходити до церкви на всі великі свята, причащатися та сповідатися.
    Дякуємо Господу що привів нас до віри, до Лаври.
    Спаси Господи.

    Наталля Вікторівна (1986 р.н.).


    Помощь от захвата квартиры. Исцеления
    Р.Б. Фотиния неоднократно получала помощь в исцелении и житейских нуждах.
    В 2013 году была угроза захвата квартиры. Человек, который угрожал, занимался колдовством. С молитвой обратилась к преподобному Титу Воину (мощи почивают в Дальних Пещерах). Его предстательством избавилась от этой напасти.

    По молитвам к преподобному Агапиту Печерскому дважды получила исцеление от рака. В 2000-м году и в 2013.
    Помазываясь маслом от Мироточивых глав, и сейчас получаю исцеление колен, плеч, локтей.
    Благодарю Господа Вседержителя и Преподобных отцов Печерских.

    р. Б. Фотиния.
    г. Киев, 2014 г.


    Исцеление от рака
    Меня зовут Ираида. Мне 55 лет. Мне поставили диагноз «серометра», этот диагноз позже подтвердили в НИИ ПАГа и в институте рака. Все специалисты рекомендовали сделать операцию. В конце марта я пришла в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры и Господь управил так, что я приложилась к Преподобным и к Мироточивым главам. С тех пор моя жизнь изменилась, я стала прихожанкой Киево-Печерской Лавры. По благословению владыки Павла заказала молебен о здравии св. Агапиту, молебен служил о. Филлип. О. Елевферий соборовал меня в апреле 2013 года.
    В конце мая 2013 г. я срочно улетела к больной маме (ей 83 года, она упала и находилась в тяжелом состоянии). Я пригласила священника, ее исповедали, причастили и пособоровали, а через неделю освятили дом. И, Божией милостью, мама через 2 месяца поднялась и ходит. Врачи были очень удивлены, доктор сказал: «Вы у нас первая, кто поднялся после такой травмы и ходит».
    Слава Богу за все!!!
    Когда через несколько месяцев отсутствия в Киеве я вернулась и в конце сентября сходила на очередную консультацию, оказалось, что «серометры» нет. По молитвам к Преподобным Печерским, Божией милостью я получила исцеление.
    Слава Богу за Его великую милость ко мне и моей маме Пелагее.

    17.11.2013 Ираида.


    Исцеление от рака
    У р. Б. Ирины обнаружили полип в желудке. После гистологии оказалось рак. В Дальних пещерах заказала молебен о здравии. Сделали повторный анализ. Оказалось, что всё хорошо.


    Исцеление от рака
    Девочка Дарья. Рак крови и костного мозга (2008). 12 лет.
    Молились в Киеве в Киево-Печерской Лавре. Взяли миро от святых Мироточивых глав. Каждый день читали акафист Преподобным отцам Печерским. С таким диагнозом дети в онкологическом диспансере умирали.
    Даша перенесла сильнейшую химиотерапию и пересадку костного мозга. Поправилась. Сейчас 2014 год. Собирается замуж. Искушений много, но все преодолевается с молитвой.

    Слава Господу Богу!!!
    Р. Б. Дарья.
    Республика Беларусь.