Презентация на тему двигательная система человека. Презентация на тему: Опорно- двигательная система человека

ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Назовите составные части нервной системы.

головной и спинной мозг

2. Продолжите предложение: Благодаря головному мозгу мы можем...

двигаться, видеть, думать, слышать, говорить, сохранять в памяти всё, что воспринимакм

3. Из чего состоит головной мозг?

из огромного числа нервных клеток

4. Что необходимо для нормальной работы мозга?

большое количество кислорода

5. Назовите главную функцию спинного мозга.

спинной мозг отвечает за разнообразные движения человека


ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

6. Как называется соединение головного и спинного мозга со всеми органами человека.

головной и спинной мозг соединены НЕРВАМИ со всеми органами человека

7. Что вы знаете о нервах?

нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон,

те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания).

8. Дополните предложение: В работе нервной системы участвуют ____ пара нервов от спинного мозга и ____ пар нервов, которые связаны с головным мозгом.



КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ

СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Костно-мышечная система организма человека обеспечивает

различные движения руками и ногами, головой, телом.

Её называют также

опорно-двигательным аппаратом .

В него входят кости и мышцы.


СКЕЛЕТ – ОПОРА ТЕЛА

Кости образуют скелет – твёрдый каркас (остов) тела. В организме более 200 костей, и именно они позволяют удерживать тело и все его органы в определённом положении.

1 – череп

2 - грудная клетка

3 – кости руки

4 – позвоночник

5 – тазовая кость

6 – кости ноги


Утверждают, что кость твёрже кирпича, прочнее чугуна.

Несмотря на это, мы должны беречь костную систему своего организма.

Если в костях не хватает кальция, фосфора, то они теряют прочность, становятся ломкими. В этом случае увеличивается опасность перелома кости.

Чтобы этого не произошло, нужно правильно питаться.

Правильное питание для укрепления костей

мясо

творог

молоко

фрукты

овощи


Мышцы называют

МЫШЦЫ

гибким скелетом

мягким остовом тела.

Мышцы прикрепляются к костям.

В теле человека около 600 мышц. и каждая из них участвует в выполнении какого–либо движения.

От состояния мышц зависит физическая сила человека.

Работой мышц управляет

нервная система .

Нервы связывают мышцы

с головным и спинным мозгом.

1 – мышцы руки

2 – мышцы грудной клетки

3 – мышцы спины

4 – большие ягодичные мышцы

5 – мышцы шеи

6 - мышцы ноги


МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ

Мышцы состоят из упругой мышечной ткани . Они могут напрягаться и расслабляться. Обычно если одни мышцы сокращаются, то другие в это время расслабляются.

Мышечная ткань состоит из клеток , содержащих тонкие волокна - миофибриллы .

ВИДЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ

ГЛАДКАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СКЕЛЕТНАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СЕРДЕЧНАЯ


ФУНКЦИИ МЫШЦ

1. Лобная мышца морщит кожу на лбу.

2. Круговая мышца глаза закрывает глаза.

3. Круговая мышца рта сжимает губы.

4. Дельтовидная мышца двигает плечевую кость в разных направлениях.

5. Большая грудная мышца прижимает руку к телу и поворачивает ее.

6. Двуглавая мышца плеча сгибает руку.

7. Наружная косая мышца живота удерживает на месте органы брюшной полости.

8. Четырехглавая мышца бедра разгибает колено во время ходьбы и бега.

9, 10. Икроножная мышца приподнимает пятку и сгибает колено.


Размер и форма мышц различны. От мышц и скелета зависит форма человеческого тела.

1. Самые маленькие прикреплены к мельчайшим косточкам, расположенным в ухе.

2. Самые крупные мышцы те, на которых ты сидишь - большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.

3. Самые сильные мышцы - жевательные, находящиеся в нижней части щеки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

1. Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у соседа. Результат запишите в тетради.

2. Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки в том же месте. Результат запишите в тетради.

3. Сравните результаты, полученные в первом и втором измерениях. Объясните разницу в этих результатах.

4. Согните руку в локте, а потом выпрямите Объясните, какие мышцы сокращаются (напрягаются), а какие – расслабляются.

ВЫВОД:

короче

толще

При сокращении мышцы становятся ________ и ________, а при расслаблении - _________ и _________.

длиннее

тоньше


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Догадайся, о чём говорит мимика смайликов.

обида

задумчивость

грусть

радость

испуг

удивление


Когда мышцы

активно работают,

организму становится жарко.

Это происходит потому,

что клетки мышц

во время работы

расходуют много кислорода

питательных веществ, вырабатывая тепло.


МЫШЦЫ НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ

Если человек проводит много времени лёжа или сидя, не выполняет разнообразных движений, не тренируется, не делает зарядку,

то его мышцы становятся дряблыми и слабыми.

КАК УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ

заниматься утренней зарядкой

заниматься спортом

играть в подвижные игры

заниматься активным

отдыхом на природе

помогать взрослым

следить за правильной осанкой


ОСАНКА ЧЕЛОВЕКА

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

Правильная осанка помогает мышцам и суставам, хорошей работе сердца, свободному движению крови по телу.

Правильная осанка – залог вашего здоровья.



ОБОБЩИМ

ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Кости и мышцы составляют опорно-двигательную систему.

  • Они являются опорой нашего тела,
  • защищают внутренние органы от повреждения,
  • позволяют совершать различные движения.

Оцени свою работу!

Старался, у меня всё получилось!

Старался,

но были ошибки.

У меня

не получилось,




Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве Защитная создаёт полости тела защиты внутренних органов Формообразующая определяет форму и размеры тела Опорная опорный остов организма Кроветворная красный костный мозг – источник клеток крови Обменная кости – источник Ca, F и других минеральных веществ. Функции


Формообразующая определяет форму и размеры тела. Защитная создаёт полости тела для защиты внутренних органов. Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве. Энергетическая превращает химическую энергию в механическую и тепловую. Функции








Шейные позвонки (7) Грудные позвонки (12) Поясничные позвонки (5) Крестцовые позвонки (5) Копчиковые позвонки (4-5) Поперечные отростки позвонков Шейный лордоз Грудной кифоз Поясничный лордоз Крестцовый кифоз Позвоночный канал Тело позвонка Межпозвоночное отверстие Крестцовый канал Позвоночник








Тазовые кости Бедренные кости Большая берцовая кость Малая берцовая кость Предплюсна Плюсна Фаланги 6 Хрящ 4 Суставная головка 1 Суставная впадина 2 Надкостница 3 Суставная сумка 5 Суставная жидкость Пяточная кость Нижняя конечность Надколенник 7



















Функционально мышцы подразделяют на: - произвольные Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. -непроизвольные Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.






Некоторые соматические мышцы выполняют в организме функции, не связанные с движениями частей скелета. Эти мышцы имеют своеобразную форму, особое расположение и точки прикрепления. Однако по своему тканевому составу, микроскопическому строению, механизмам работы и способам регуляции они не отличаются от обычных скелетных мышц.


















Мышцы в живом организме никогда, даже при покое, не бывают полностью расслаблены, они находятся в состоянии некоторого напряжения - тонуса.тонуса Мышечный тонус поддерживается редкими импульсами, поступающими в мышцы из центральной нервной системы. Благодаря мышечному тонусу поддерживается устойчивость и положение.





















Каждая стопа состоит из 26 костей, соединенных между собой при помощи связок и мышц, а также имеет по 61 рецептору, которые отвечают за работу конкретного органа человека. Связки – это своеобразные соединительные ленты, которые стягивают при помощи мышц косточки между собой, придавая форму стопе. На подошвенной поверхности стопы имеется также защитная плотная широкая связка – подошвенный апоневроз. Строение стопы






Клиническая картина При статистическом плоскостопии появляются болевые участки: 1. В подошве: центр свода и внутренний край пятки. 2. В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями. 3. Под внутренней и наружной лодыжками. 4. Между головками предплюсневых костей. 5. В мышцах голени (перегрузка). 6. В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики). 7. В бедре (перенапряжение широкой фасции). 8. В области поясницы (компенсаторное усиление лордоза).


Постоянная головная боль искривление позвоночника(сколиоз или скифосколиоз) защемление межпозвонковых дисков деформация стопы (вырастание «болезненной косточки» на большом пальце) нарушение кровообращения нижних конечностей, отек и боль лодыжек появление изменений в области коленных суставов Последствия плоскостопия


Здоровая стопа – путь к здоровью На подошве стопы находятся нервные окончания, которые посылают нервные импульсы в органы, за которые они отвечают. Восточная медицина, при болях в этих органах можно советует избавиться от них путем массажа этих участков или иглоукалывания.


Консервативное лечение В начальных стадиях рекомендуют тепловое лечение (ножные ванны), ограничение нагрузки, рациональную обувь, массаж, ЛФК, ходьбу босиком по неровной поверхности и песку, ходьбу на цыпочках, прыжки, подвижные игры. При выраженном плоскостопии - стельки-супинаторы с моделированием свода, ортопедическую обувь. Профилактика (рациональная обувь, массаж, ходьба босиком, физкультура) плоскостопия предупреждает последнее. Оперативное лечение Пересадка (при тяжелых формах плоскостопия, постоянных сильных болях) сухожилия длинной малоберцовой мышцы на внутренний край стопы, при костных изменениях – клиновидная или серповидная резекция таранно-пяточного сустава, выбивание клина из ладьевидной кости. После операции накладывают гипсовую повязку на 4-5 недель.


Самомассаж Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать, поколачивать концами пальцев. Массируйте голень от голеностопного сустава к коленному, преимущественно внутреннюю поверхность голени. Стопу следует поглаживать и растирать тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы надо массировать от пальцев к пятке; полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.


Как подобрать обувь при плоскостопии Обязательно - кожаный верх. Желательно и кожаная подошва; каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода; носок широкий; хорошее качество кожи; подошва гибкая, никаких платформ; также можно использовать специальные ортопедические стельки и супинаторы (ортезы)

Презентация на тему "Опорно-двигательная система человека" используется при изучении темы в курсе биологии 8 класса. Так же рекомендую её для повторения материала при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ или для самостоятельного изучения материала, если ученик пропустил занятия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Опорно-двигательная система человека

Функции опорно-двигательного аппарата человека Опорная -Двигательная -Защитная Рисунки Леонардо да Винчи (1452-1519) из анатомического атласа

Строение кости Плотное вещество Губчатое вещество Костный канал (содержит нервы и сосуды) Микроскопическое строение 1 – Костный канал 2 – Клетки (остеоциты) 3 – Канальцы (содержат отростки остеоцитов) 4 – Костные пластинки (состоят из солей кальция и белка) Губчатое вещество кости образовано костными перекладинами, перекрещивающимися в направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение губчатого вещества также обеспечивает прочность и легкость костей. Промежуток (ячейки) между перекладинами в губчатом веществе головок трубчатых костей заполнен красным костным мозгом,

Рост костей В длину - за счет ростовой пластинки, состоящей из хряща, расположенной между эпифизом и диафизом В ширину- за счет надкостницы, клетки которой на внутренней поверхности делятся и образуют костную ткань Рост костей начинается во внутриутробном состоянии и продолжается до 22-25 лет Скорость обновления костной ткани у детей достигает 30-100% в год и осуществляется на 100% её поверхности. Это существенно отличается от перестройки костной ткани у взрослых.

Виды костей I- Воздухоносная(решётчатая) кость II- Длинная (трубчатая кость) III- Плоская кость IV- Губчатые кости V - Смешанные кости

Сустав Повреждения суставов и костей Растяжение связок (боль, отек, иногда кровоизлияние под кожу) Первая помощь: обездвижить сустав (тугая повязка, минимизировать нагрузку), приложить лед Вывих и перелом (боль, отек, невозможность движений, изменение конфигурации сустава и/или конечности) Первая помощь: обездвижить сустав (наложить шину, прибинтовать ногу к другой ноге или руку к туловищу, фиксировать руку косынкой), дать обезболивающее, приложить лед, доставить к травматологу Головка плечевой кости (стрелка) смещена вниз и внутрь относительно суставной впадины (рентгенограмма)

Мозговой отдел Лицевой отдел Скелет. Череп. Большое затылочное отверстие, через которое полость черепа соединяется со спинномозговым каналом

Скелет. Позвоночник, грудная клетка, конечности 7 позвонков 12 позвонков 5 сросшихся позвонков 4-5 сросшихся позвонков отростки дуга позвоночный (спинномозговой) канал тело Ребра (12 пар) костная часть Грудина Ребра(хрящевая часть) 5 позвонков

Скелет руки и плечевой пояс Скелет ноги и тазовый пояс

Рост костей регулируется соматотропином,который синтезируется гипофизом. При его врожденном дефиците наблюдается карликовость, при избытке – гигантизм. Если после завершения периода роста этого гормона выделяется много, то развивается состояние, которое называется акромегалия (только у взрослых людей) У взрослых людей рост кости в длину и её утолщение прекращаются, но обновление костного вещества продолжается всю жизнь. Согласно Книге Рекордов, Султан Кёсен - самый высокий человек в мире из ныне живущих, достигающий высоты 246.5 см. А непалец Чандра Данги является самым маленьким человеком в мире,его рост составляет всего 54.6 см

Сравнение скелета человека и скелета человекообразных обезьян А - Особенности анатомии человека а - череп с короткой лицевой частью и большой округлой мозговой коробкой. б - Небольшие челюсти, маленькие зубы. в - длинные пальцы руки, позволяющие точно захватывать мелкие предметы. г - короткая поясница. д - широкий короткий таз. е - ноги длиннее рук. ж – стопа имеет свод, большой палец ноги расположен параллельно прочим пальцам и помогает во время ходьбы переносить вес тела. Б - Особенности анатомии гориллы а - череп с выступающей вперед удлиненной лицевой частью. б - массивные челюсти с большими клыками, крупными коренными зубами. в - короткий большой палец и длинные прочие пальцы рук. г - поясница сравнительно длиннее, чем у человека. д - удлиненный таз. е - ноги короче рук. ж - отставленный в сторону большой палец ступни приспособлен для хватания Свод стопы обеспечивает амортизацию при движении

Виды мышечной ткани

Строение мышц Волокна миокарда поперечно-полосатые, но имеют перемычки друг с другом, благодаря чему нервный импульс распространяется по мышце мгновенно. Миофибриллы (актин и миозин) расположены неупорядоченно (сокращение происходит медленно) Клетки скелетной мышцы под микроскопом (видна поперечная исчерченность и ядра)

Основные скелетные мышцы

Нарушения опорно-двигательной системы Хорошо и равномерно развитые мышцы являются условием формирования правильной осанки. Норма Патологический лордоз Патологический кифоз Сколиоз Плоскостопие





























Включить эффекты

1 из 28

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Данная работа посвящена опорно-двигательной системе человека, ее строению и функциям. В работе подробно рассмотрены кости и ткани опорно-двигательной системы, их строение и функции, подробно обозревается опорно-двигательная система человека.

  • Строение и функции
  • Строение тканей и костей
  • Химические вещества костей
  • Опорно-двигательная система человека

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Кассихина Татьяна Александровна

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Презентация подготовлена Кассихиной Татьяной Александровной, учителем биологии, химии МОУ СОШ д.Городище

Слайд 2

Строение и функции

  • Скелет
  • Мышцы
  • Опорная
  • Двигательная
  • Защитная
  • Кроветворная
  • Слайд 3

    Строение тканей

    Разновидность соединительной;

    Большое количество межклеточного вещества, пропитанного минеральными солями;

    Клетки остеоны, звездчатой формы.

    Мышечной:

    Скелетная, длинные мышечные волокнами со множеством ядер и белком миозином, способным растягиваться и скручиваться, придавая поперечную исчерченность волокну.

    Слайд 4

    Строение костей

  • Слайд 5

    Строениедлинной трубчатой кости

    • Головки костей
    • Трубчатая часть
    • Надкостница
  • Слайд 6

    Лабораторная работа

    1. Рассмотрите распилы костей в головке и трубчатой части.
    2. Обратите внимание, чем заполнены головки трубчатой кости
    3. Как расположены костные пластинки
    4. Вспомните из своего опыта, чем заполнена трубчатая часть кости
    5. Сделайте записи.
  • Слайд 7

    Рост кости

    • В длина – за счет хряща
    • В толщину – за счет надкостницы
  • Слайд 8

    Химические вещества костей

    • Органические
    • Неорганические
  • Слайд 9

    Скелет человека

  • Слайд 10

    Отделы скелета

    • Скелет головы – череп
    • Скелет туловища: позвоночник, грудная клетка
    • Скелет свободной конечности:
    • верхней: плечо, предплечье, кисть;
    • нижней: бедро, голень, стопа;
    • Скелет поясов конечностей:
    • верхних: лопатка, ключица;
    • нижних – таз.
  • Слайд 11

    Скелет черепа

    • Мозговой
    • Лицевой
  • Слайд 12

    Скелет туловища

    Грудная клетка:

    1) грудина;

    Слайд 13

    Отделы позвоночника

    1. - шейный отдел
    2. - грудной отдел
    3. - поясничный отдел
    4. - крестцовый и копчиковый отделы
  • Слайд 14

    Скелет верхней конечности

    • Пояс верхней конечности
    • Свободная верхняя конечность
  • Слайд 15

    Скелет нижней конечности

    • Пояс нижней конечности
    • Свободная нижняя конечность
  • Слайд 16

    Скелет пояса верхней конечности

    • Ключица
    • Лопатка
  • Слайд 17

    Скелет пояса нижней конечности

    • Таз – три парысросшихся костей:

    Подвздошных,

    Лобковых,

    Седалищных

    Слайд 18

    Типы соединения костей

  • Слайд 19

    Строение сустава

    Задание: Сделайте в тетради схематичный рисунок сустава и подпишите его части.

    Слайд 20

    Виды повреждения скелета

    • Растяжение связок
    • Вывих сустава
    • Перелом кости:

    Открытый
    - Закрытый

    Слайд 21

    Строение мышцы

    http://old.college.ru/biology/course/content/chapter10/section1/paragraph2/theory.html

    Слайд 22

    Формы мышц

    А) Веретенообразная

    Б) Двуглавая

    В) Двубрюшная

    Г) Лентовидная

    Д) Двуперистая

    Е) Одноперистая

    Слайд 23

    Основные группы мышц

    По функциям:

    • Жевательные
    • Мимические
    • Дыхательные

    Скелетные: сгибатели и разгибатели

    По расположению:

    • Мышцы головы
    • Мышцы туловища
    • Мышцы конечностей
  • Слайд 24

    Особенности опорно-двигательной системы

    • Стопа имеет свод
    • Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба
  • Слайд 25

    Повторим

  • Слайд 26

  • Слайд 27

    Повторим

  • Слайд 28

    Источник флеш

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок биологии на тему

    Задачи:

    I . Проверка знаний.

    II. Изучение нового материала

    Записи в тетради:

    Скелет - опора

    Мышцы - движение

    Кроветворение.

    Материалы для учителя:

    Функции:

    Записи в тетради :

    Строение ткани

    Записи в тетради : Строение костей

    Бедренная позвонки лопатка

    головки кости

    трубчатая часть

    хрящ

    надкостница

    Вопрос:

    Запись в тетради:

    Лабораторная работа «Рассмотрение распилов костей»

    Чем заполнены позвонки?

    Записи в тетради:

    Материалы для учителя

    Строение костей

    Форма костей

    Рост костей

    Записи в тетради:

    Химические вещества костей

    Органические Неорганические

    Записи в тетради

    Отделы скелета

    Материал для учителя

    Скелет верхней конечности

    Скелет плечевого пояса

    Скелет нижней конечности

    Скелет тазового пояса

    Записи в тетради

    Типы соединения костей

    Сустав Полусустав Шов

    Материал для учителя

    Соединения костей

    беседа,

    8. Строение мышцы. – рассказ учителя , .

    Задание:

    Записи в тетради

    Строение мышцы:

    - мышечные пучки и волокна;

    - сухожилия;

    Задание:

    Записи в тетрадь

    Группы мышц

    По расположению По функциям

    Мышцы головы - мимические

    – записи в тетрадь

    Записи в тетрадь

    Особенности:

    Мозговой отдел черепа больше лицевого

    Пятый палец противопоставлен остальным

    Кости и мышцы нижних отделов более развиты

    Стопа имеет свод

    Материал для учителя

    В связи с прямохождением:

    Массивные пяточные кости;

    III. Подведение итогов.

    Урок биологии на тему

    «Общая характеристика опорно-двигательной системы» 8 класс

    Разработан Кассихиной Татьяной Александровной учителем биологии, химии МОУ СОШ д.Городище Немского района Кировской области

    Цель урока: дать общее представление о строении и функциях опорно-двигательной системы.

    Задачи:

    - обучающие: познакомиться с тканями образующими опорно-двигательную систему, частями, функциями и особенностями опорно-двигательной системы в процессе работы с мультимедиа презентацией;

    - развивающие: развитие умения наблюдать натуральные объекты и делать выводы из наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями;

    - воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к своему здоровью и его сохранению на основе приобретенных знаний.

    Оборудование: распилы костей (раздаточный материал), таблицы "Строение костей и типы их соединений", "Скелетные мышцы", "Скелет", "Череп человека", мультимедиа презентация.

    Урок рассчитан на два спаренных учебных часа.

    I . Проверка знаний.

    II. Изучение нового материала

    1. Состав и основные функции скелета: - беседа, работа со слайдом презентации и таблицами, запись схемы в тетради.

    Записи в тетради:

    Состав и основные функции скелета

    Скелет - опора

    Мышцы - движение

    Кроветворение.

    Материалы для учителя:

    Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые вместе с костями и их соединениями образуют опорно-двигательный аппарат. Кости и соединения костей составляют пассивную часть опорно - двигательного аппарата, а мышцы, выполняющие функции сокращаться и изменять положение костей - активную часть. �Скелет представляет собой совокупность костей, образующих в теле человека твердый остов, обеспечивающий выполнение ряда важнейших функций. Скелет и образующие его кости, имеющие сложное строение и химический состав, обладают большой прочностью. Они выполняют в организме функции опоры, передвижения, защиты, являются депо солей кальция, фосфора и др. �Опорная функция скелета состоит в том, что кости поддерживают прикрепляющиеся к ним мягкие ткани (мышцы, фасции и другие органы), участвуют в образовании стенок полостей, в которых помещаются внутренние органы. Без скелета тело человека, на которое действуют силы притяжения (силы тяжести), не могло бы занимать определенное положение в пространстве. К костям прикрепляются фасции, связки и т.п., являющиеся элементами мягкого остова, или мягкого скелета, который также принимает участие в удержании органов возле костей, образующих твердый скелет (остов).�Кости скелета выполняют функции длинных и коротких рычагов, приводимых в движение мышцами. В результате части тела обладают способностью к передвижению. Скелет образует вместилища для жизненно важных органов, защищает их от внешних воздействий. Так, в полости черепа находится головной мозг, в позвоночном канале - спинной мозг; грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды; костный таз - органы половой и мочевой систем и т. д. �Кости содержат значительное количество солей кальция фосфора, магния и других элементов, которые участвуют в минеральном обмене. В состав скелета входит более 200 костей, из ник 33 - 34 непарные, остальные парные; 29 костей образуют череп, 26 - позвоночный столб,25 костей составляют ребра и грудину, 64 кости образуют скелет верхних конечностей и 62 - скелет нижних конечностей. Позвоночный столб, череп и грудную клетку относят к осевому скелету, кости верхник и нижних конечностей называют добавочным скелетом. http://www.anatomus.ru/oporno_dvig.html

    Функции:

    Опора. Скелет служит жестким, устойчивым к сжатию каркасом тела. Он помогает телу сохранять определенную форму, обеспечивая опору для всей его массы, противодействуя силе тяжести и поднимая тело над землей. Это облегчает передвижение по суше. Внутренние органы оказываются закрепленными и подвешенными к скелету.

    Защита. Эндоскелет (внутренний скелет) человека защищает внутренние органы. Черепная коробка обеспечивает защиту головного мозга и органов чувств (зрения, обоняния, равновесия и слуха), позвоночник - защиту спинного мозга, а ребра и грудина - защиту сердца, легких и крупных кровеносных сосудов.

    Движение. Скелет, построенный из жесткого материала, служит местом прикрепления мышц. При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, и это приводит к различным движениям.

    Кроветворение. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G121

    2. Ткани, образующие О.-Д. систему.- актуализация и конкретизация знаний о тканях в процессе беседы, заполнение схемы в тетради на основе презентации.

    Костная ткань - разновидность соединительной ткани, ее роль в минеральном обмене веществ.

    Мышечная – разновидность скелетная, ее особенности.

    Записи в тетради :

    Строение ткани

    3. Типы костей: круглые трубчатые и плоские губчатые. Особенности строения, обеспечивающая их прочность и легкость. Строение кости: наружное плотное и внутреннее губчатое вещество, надкостница. Функции надкостницы, плотного костного вещества и губчатого костного вещества. - рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов, презентации, заполнение схемы с рисунком, выполнение ознакомительной лабораторной работы.

    Записи в тетради : Строение костей

    Длинные трубчатые Короткие трубчатые Плоские

    Бедренная позвонки лопатка

    головки кости

    трубчатая часть

    хрящ

    надкостница

    Вопрос: Подумайте, какие особенности строения костей обеспечивают их рост?

    Запись в тетради:

    За счет надкостница кость растет в толщину, а за счет хряща – в длину.

    Лабораторная работа «Рассмотрение распилов костей»

    1. Рассмотрите распилы костей, обратите внимание на строение головки кости и трубчатой части:

    Чем заполнены головки кости и трубчатая часть?

    Чем заполнены позвонки?

    Как расположены костные пластинки?

    Чем заполнено пространство между костными пластинками?

    2. Сделайте необходимые записи.

    Записи в тетради:

    В головках костей расположены костные пластинки, которые располагаются в направлениях наибольшего растяжения и сжатия. Пространство между ними заполнено красным костным мозгом- органом кроветворения. Трубчатая часть полая и заполнена желтым костным мозгом – тканью богатой жиром

    Материалы для учителя

    Строение костей

    Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60-70 кг (масса тела взрослого человека). Поэтому кости должны быть прочными. Кости выдерживают растяжение почти также, как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.

    Мягкие части кости не делают ее менее прочной. Клетки костной ткани живут как бы одной семьей, соединяясь друг с другом отростками, как мостиками. Кровеносные сосуды, пронизывая кость и доставляя костным клеткам питательные вещества и кислород, не снижают надежной твердости кости.

    Межклеточное вещество на 67% состоит из неорганических веществ, в основном из соединений кальция и фосфора. Различают компактное (плотное) и губчатое вещество. Компактное вещество образовано плотно прилегающими костными пластинками, формирующими сложно организованные цилиндрические структуры. Губчатое вещество состоит из перекладин (балок), образованных межклеточным веществом и расположенных дугообразно, соответственно направлениям, по которым кость испытывает давление силы тяжести и растяжение прикрепляющимися к ней мышцами. Цилиндрическое строение плотного вещества и делают ее прочной и упругой.

    В трубчатых костях повышению их прочности служат и различия в структуре по направлению от центра к концам. Трубчатая кость в центре отличается большей твердостью и меньшей эластичностью, чем на концах. По направлению к суставной поверхности структура трубчатой кости меняется от компактной к плотной. Такое изменение строения обеспечивает главную передачу напряжения от кости через хрящ на поверхность сустава.

    Снаружи кость одета надкостницей, которую пронизывают кровеносные сосуды, питающие кость. В надкостнице имеется много чувствительных нервных окончаний, сама же кость нечувствительна.

    Полость трубчатых костей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заменяется желтым (жировой тканью).

    Форма костей

    Кости отличаются друг от друга по форме и строению. Выделяют кости трубчатые, плоские, смешанные и воздухоносные. Среди трубчатых костей различают длинные (плечевая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (кости пясти, плюсны, фаланги пальцев). Губчатые кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Они имеют форму неправильного куба или многогранника и располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с подвижностью (например, надколенник).

    Плоские кости участвуют в образовании полостей, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости крыши черепа, грудина).

    Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих разное происхождение. К смешанным костям относятся позвонки, кости основания черепа.

    Воздухоносные кости имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Таковы, например, некоторые части черепа: лобная, клиновидная, верхняя челюсть и некоторые другие.

    Форма и рельеф костей зависят от характера прикрепления к ним мышц. Если мышца прикрепляется к кости с помощью сухожилия, то в этом месте формируется бугор, отросток или гребень. Если же мышца непосредственно сочетается с надкостницей, то образуется углубление.

    Рост костей

    В процессе роста человека кости растут в длину и толщину. Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. В длину молодые кости растут за счет хрящей, расположенных между телом кости и ее концами. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-25 годам, у женщин - в 18-21 год. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G131

    4. Химический состав костей. Влияние минеральных и органических веществ на свойства костей. Изменение химического состава костей с возрастом. - рассказ учителя с демонстрацией презентации

    Записи в тетради:

    Химические вещества костей

    Органические Неорганические

    5. Отделы скелета человека. – рассказ по модели скелета, таблице или слайду презентации, заполнение схемы в тетради

    Записи в тетради

    Отделы скелета

    Материал для учителя

    Скелет верхней конечности : состоит из скелета свободной верхней конечности: плечевой кости, костей предплечья - локтевой и лучевой, запястья (8 косточек), пясти и фаланг пальцев.

    Скелет плечевого пояса : состоит из парных лопаток и ключиц.

    Скелет нижней конечности : состоит из и скелета свободной нижней конечности - бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой), костей стопы (предплюсна - 7 костей, плюсна и фаланги пальцев).

    Скелет тазового пояса : состоит из двух тазовых костей, каждая образовалась при сращении трех костей - подвздошной, седалищной и лобковой. http://aniavetisyan.volsk-sch11.edusite.ru/p54aa1.html

    6. Типы соединения костей: неподвижные, подвижные, полуподвижные. - рассказ учителя с привлечением знаний учеников из курса физики по теме "Применение рычага".

    Записи в тетради

    Типы соединения костей

    Сустав Полусустав Шов

    Подвижное -полуподвижное - неподвижное

    Материал для учителя

    Соединения костей

    Способ соединения костей зависит от их функций. Различают непрерывные соединения, прерывные соединения (суставы) и полусуставы.

    Непрерывные соединения имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Соединения костей крыши и лицевого отдела черепа называют швами. Выделяют зубчатые швы, когда зубчатой формы край одной кости крыши черепа соединяется с аналогичным краем другой кости. Полусуставы также представляют собой хрящевые соединения, но в толще хряща имеется небольшая полость. К ним относятся соединения позвонков, лобковых костей. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок.

    Суставы - непрерывные соединения костей, включающие следующие элементы: суставные поверхности костей, покрытые хрящом; суставную капсулу, или сумку; суставную полость; полостную жидкость. Сустав обычно укреплен связками. Суставная жидкость продуцируется клетками, выстилающими внутреннюю поверхность суставной сумки. Жидкость облегчает скольжение суставных поверхностей костей и служит питательной средой для суставного хряща. Количество полостной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико.

    Суставы различают по числу и форме суставных поверхностей костей и по возможному объему движений, т.е. по числу осей, вокруг которых может совершаться движение. Так, по числу поверхностей суставы подразделяют на простые (две суставные поверхности) и сложные (более двух). По форме - на плоские (межзапястные, запястно-пястные, предплюсно-плюсневые суставы), шаровидные (плечевой, тазобедренный), эллипсовидные (между затылочной костью и первым шейным позвонком) и т.д.

    По характеру подвижности различают одноосные (с одной осью вращения - блоковидные, например, межфаланговые суставы пальцев), двуосные (с двумя осями - эллипсовидные) и трехосные (шаровидные) суставы. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G132

    7. Виды повреждений скелета – беседа, запись схемы в тетрадь на основе презентации

    Растяжение связок Вывих сустава Перелом: открытый и закрытый

    8. Строение мышцы. – рассказ учителя , работа с учебником и презентацией, беседа, записи в тетради .

    Задание: Пользуясь текстом учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр. 51-52 найдите и выпишите основные части мышцы.

    Записи в тетради

    Строение мышцы:

    - мышечные пучки и волокна;

    - соединительнотканная оболочка;

    - сухожилия;

    - кровеносные сосуды и нервы.

    Формы мышц: веретенообразные, двуглавые, двубрюшные, лентовидные, двуперистые, одноперистые.

    9. Группы мышц по расположению и функциям. – рассказ учителя, работа с учебником и презентацией, записи в тетрадь.

    Задание: На основе учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр.52-54 найдите группы мышц по местоположению в теле человека и группы мышц, выделяемых по функциям. Запишите в виде схемы.

    Записи в тетрадь

    Группы мышц

    По расположению По функциям

    Мышцы головы - мимические

    Мышцы туловища - жевательные

    Мышцы конечностей - дыхательные

    10. Особенности опорно-двигательной системы. – записи в тетрадь

    Записи в тетрадь

    Особенности:

    Мозговой отдел черепа больше лицевого

    Пятый палец противопоставлен остальным

    Кости и мышцы нижних отделов более развиты

    Стопа имеет свод

    Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба.

    Материал для учителя

    В связи с прямохождением:

    Стопа человека имеет сводчатую форму,

    Массивные пяточные кости;

    Нижние конечности массивнее верхних;

    Таз расширенный, чашевидный;

    S-образный позвоночник имеет изгибы - два лордоза (изгибы, направленные вперед - шейный и поясничный) и два кифоза (изгибы, направленные назад - грудной и крестцовый);

    Грудная клетка расширена в стороны.

    В связи с трудовой деятельностью и развитием речи:

    Сформировалась рука с противопоставленным большим пальцем;

    Увеличился мозговой отдел черепа и появился подбородок.

    III. Подведение итогов.

    Скачать конспект

    Опорно-двигательная

    система человека.

    Гигиена ОДС.

    МОУ Щаповская СОШ

    Структурная часть

    опорно-двигательной системы

    Активная

    Пассивная

    Двигательная

    обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве

    Защитная

    создаёт полости тела защиты внутренних органов

    Формообразующая

    определяет форму и размеры тела

    Опорная

    опорный остов организма

    Кроветворная

    красный костный мозг – источник клеток крови

    Обменная

    кости – источник Ca, F и других минеральных веществ.

    • Формообразующая
    • определяет форму и размеры тела.

    • Защитная
    • создаёт полости тела для защиты внутренних органов.

    • Двигательная
    • обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве.

    • Энергетическая
    • превращает химическую энергию в механическую и тепловую.

    Рентгенограмма скелета человека

    (skeletos)

    Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых

    тканей в организме, служащих

    опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от

    механических повреждений.

    Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных.

    Пояс верхней

    конечности

    свободной

    конечности

    Грудная клетка

    Позвоночник

    Скелет свободной

    нижней конечности

    Пояс нижней

    конечности

    Скелет свободной

    нижней конечности

    Отделы скелета

    Лобная кость

    Теменная кость

    Височная кость

    Нижняя челюсть

    Скуловая кость

    Верхняя челюсть

    Клиновидная

    Затылочная

    Слезная кость

    Носовая кость

    Решетчатая кость

    Шейные позвонки (7)

    Грудные позвонки (12)

    Поясничные позвонки (5)

    Крестцовые позвонки (5)

    Копчиковые позвонки

    Поперечные отростки позвонков

    Шейный лордоз

    Грудной кифоз

    Поясничный лордоз

    Крестцовый кифоз

    Позвоночный канал

    Тело позвонка

    Межпозвоночное отверстие

    Крестцовый канал

    Позвоночник

    Истинные ребра

    Грудино-реберные

    Хрящевые части

    Ложные ребра

    Реберная дуга

    Колеблющиеся ребра

    Грудная клетка

    Плечевая кость

    Локтевая кость

    Лучевая кость

    Кости запястья

    Фаланги пальцев

    Пояс верхней

    конечности

    Кости пястья

    Верхняя конечность

    Тазовые кости

    Бедренные кости

    берцовая кость

    берцовая кость

    Предплюсна

    4 Суставная головка

    1 Суставная впадина

    2 Надкостница

    3 Суставная сумка

    5 Суставная жидкость

    Пяточная кость

    конечность

    7 Надколенник

    Скелет человека имеет ряд отличий от скелета млекопитающих животных:

    а) Преобладает мозговой отдел, менее развиты челюсти

    Мозговой

    б) позвоночник имеет 4 изгиба

    Поясничный

    Копчик (рудиментарный орган)

    Крестцовый

    в) грудная клетка расширена вниз и

    в стороны

    г) большой палец

    противопоставлен другим

    д) широкий таз - опора внутренним органам

    е) массивные кости нижней конечности,

    сводчатая стопа

    Мышцы человека

    Всего в теле человека около 600 скелетных мышц, которые составляют 40% всего веса тела.

    У новорожденных и у детей мышцы составляют не более 20-25% веса тела, а в старости их доля уменьшается до 25-30%

    от веса тела.

    Мышцы, мускулы (musculi) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

    Скелетные (соматические) мышцы

    Функционально мышцы

    подразделяют на:

    Произвольные

    Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно).

    Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др.

    • непроизвольные
    • Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже.

      Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.

    Основные поверхностные мышцы

    Функция мышц зависит от мест их прикрепления

    Приведение

    Вращение наружу

    Отведение

    Вращение внутрь

    сгибание

    разгибание

    Некоторые соматические мышцы выполняют в организме функции, не связанные с движениями частей скелета.

    Эти мышцы имеют своеобразную форму, особое расположение и точки прикрепления.

    Однако по своему тканевому составу, микроскопическому строению, механизмам работы и способам регуляции они не отличаются от обычных скелетных мышц.

    Прикреплены к коже лица. Они нужны для выражения эмоций и для речи.

    Мимические мышцы

    Глазодвигательные мышцы

    Эти мышцы обеспечивают движения глазного яблока.

    • Мышцы языка, гортани, глотки и начального отдела пищевода участвуют в глотании.
    • Мышцы языка и гортани нужны для речи.

    Мышцы головы

    Разделяет грудную и брюшную полости. Вместе с межреберными мышцами обеспечивает дыхание.

    Диафрагма

    Мышцы тазового дна

    Поддерживают органы таза. Круговые волокна этих мышц охватывают прямую кишку и мочеиспускательный канал, образуя замыкатели – сфинктеры.

    У человека хорошо развиты мышцы, удерживающие тело в разогнутом (вертикальном) положении.

    При расслаблении этих мышц тело сгибается под действием силы тяжести.

    Работа мышц

    Мышцы выполняющие одни и те же движения, называют синергистами,

    а противоположное - антагонистами.

    Работа мышц антагонистов

    Работа мышц

    Статическая

    Динамическая

    Величина работы зависит от силы мышц (F=mg) и их длины.

    Сила мышц прямо пропорциональна поперечному сечению всех мышечных волокон данной мышцы.

    Мышцы в живом организме никогда, даже при покое, не бывают полностью расслаблены, они находятся в состоянии некоторого напряжения - тонуса .

    Мышечный тонус поддерживается редкими импульсами, поступающими в мышцы из центральной нервной системы.

    Благодаря мышечному тонусу поддерживается устойчивость и положение.

    Тонус – состояние длительного удерживаемого незначительного

    напряжения мышц.

    Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.

    Атрофия – потеря работоспособности

    в результате длительной бездеятельности мышц.

    При длительном сокращении наступает постепенное снижение работоспособности мышц.

    Такое состояние носит название мышечного утомления.

    Активный отдых - лучшее средство

    для снижения утомления

    Гиподинамия неблагоприятно

    отражается на здоровье людей.

    Гигиена ОДС

    а- нормальная осанка;

    б- кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина);

    в- плоская спина;

    г- плосковогнутая спина;

    д- кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина)

    Основные типы осанки

    Неправильная осанка

    Затрудняет

    работу лёгких,

    сердца, ЖКТ

    Уменьшается

    ЖЕЛ, снижается

    обмен веществ

    Появляются

    головные боли,

    повышается утомляемость

    Формирование осанки

    Равномерное упражнение и гармоническое развитие всех мышечных групп

    Правильно подобранная мебель для занятий и обувь (для предупреждения плоскостопия)

    Режим труда и отдыха

    Плоскостопие

    КЛАССИФИКАЦИИ

    По этиологии

    Паралитическое

    Рахитическое

    Статическое

    травматическое

    По характеру деформации

    Поперечное

    Продольное

    Сочетание продольного и поперечного

    Каждая стопа состоит из 26 костей , соединенных между собой при помощи связок и мышц, а также имеет по 61 рецептору , которые отвечают за работу конкретного органа человека.

    Связки – это своеобразные соединительные ленты, которые стягивают при помощи мышц косточки между собой, придавая форму стопе.

    На подошвенной поверхности стопы имеется также защитная плотная широкая связка – подошвенный апоневроз .

    Строение стопы

    Причины плоскостопия

    • избыточный вес
    • неудобная обувь
    • нерациональные нагрузки
    • травма стопы и голеностопного сустава
    • некоторые врожденные состояния (косолапость)
    • Тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения
    • перенесенный в детстве рахит

    Уже в начале заболевания,

    можно заметить некоторые

    симптомы:

    • Быстрая утомляемость при ходьбе.
    • Боли в стопах и голенях, усиливающиеся к концу дня.
    • Пастозность стопы, отечность в области лодыжки.

    Клиническая картина

    При статистическом плоскостопии появляются болевые участки:

    1. В подошве: центр свода и внутренний край пятки.

    2. В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями.

    3. Под внутренней и наружной лодыжками.

    4. Между головками предплюсневых костей.

    5. В мышцах голени (перегрузка).

    6. В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики).

    7. В бедре

    (перенапряжение широкой фасции).

    8. В области поясницы

    (компенсаторное усиление лордоза).

    • постоянная головная боль
    • искривление позвоночника(сколиоз или скифосколиоз)
    • защемление межпозвонковых дисков
    • деформация стопы
    • (вырастание «болезненной косточки» на большом пальце)
    • нарушение кровообращения нижних конечностей, отек и
    • боль лодыжек

    • появление изменений в
    • области коленных суставов

    Последствия плоскостопия

    Здоровая стопа – путь к здоровью

    На подошве стопы находятся нервные окончания, которые посылают нервные импульсы в органы, за которые они отвечают.

    Восточная медицина, при болях в этих органах можно советует избавиться от них путем массажа этих участков или иглоукалывания.

    Консервативное лечение

    В начальных стадиях рекомендуют тепловое лечение (ножные ванны), ограничение нагрузки, рациональную обувь, массаж, ЛФК, ходьбу босиком по неровной поверхности и песку, ходьбу на цыпочках, прыжки, подвижные игры. При выраженном плоскостопии - стельки-супинаторы с моделированием свода, ортопедическую обувь. Профилактика (рациональная обувь, массаж, ходьба босиком, физкультура) плоскостопия предупреждает последнее.

    Оперативное лечение

    Пересадка (при тяжелых формах плоскостопия, постоянных сильных болях) сухожилия длинной малоберцовой мышцы на внутренний край стопы, при костных изменениях – клиновидная или серповидная резекция таранно-пяточного сустава, выбивание клина из ладьевидной кости. После операции накладывают гипсовую повязку на 4-5 недель.

    Самомассаж

    Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать, поколачивать концами пальцев. Массируйте голень от голеностопного сустава к коленному, преимущественно внутреннюю поверхность голени.

    Стопу следует поглаживать и растирать тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы надо массировать от пальцев к пятке;

    полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.

    Как подобрать обувь при плоскостопии

    • Обязательно - кожаный верх. Желательно и кожаная подошва;
    • каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода; носок широкий;
    • хорошее качество кожи;
    • подошва гибкая, никаких платформ;
    • также можно использовать
    • специальные ортопедические стельки и супинаторы (ортезы)

    Источники информации

    • Разумов В.П. Учебник анатомии и физиологии человека.
    • М. «Госуд. медиц. изд-во». – 1933 г.

    • \Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – М. «Медицина». – 1975 г.
    • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. М.: «Просвещение». – 1995 г.
    • Общий курс физиологии человека и животных. Ред. А.Д. Ноздрачев.
    • М.: «Высшая школа», т.1. 1985 г.

    • Харрисон Д., Уайнер Д., Таннер Д., Барникот Н. Биология человека. Пер. с английского.
    • М.: «Мир». 1968 г.

    • Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. М.: «Просвещение». 1975 г.
    • Домашняя медицинская энциклопедия. Ред. В.И. Покровский.
    • М.: «Медицинская энциклопедия». 1993 г.

    • Биология. Справочные материалы. Ред. Трайтак Д.И. М.: «Просвещение». 1994 г.
    • Беляева Л.Т. и соавторы. Биология. М.: «Просвещение». 1975 г.
    • CD-диск «Мое тело. Анатомия и физиология человека.Интерактивная энциклопедия», (электронное учебное издание), Фирма «Новый диск», Издательский центр «Новый диск», 2006 г.
    • 2 CD-диска «Анатомия. 9 класс. Образовательный комплекс», (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.
    • CD-диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.
    • www.nature.ru
    • www.ru.wikipedia.org
    • www.cnshb.ru