Справочный материал по истории огэ. Огэ по истории

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор школы Зам. Директора по УВР На заседании М. О.

«МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл - Мажалык» _______________ _________________

____________________ «___»_________20__г. ________________

2014-2015 учебный год

Рабочая программа

курса подготовки к ОГЭ по истории России для 9 класса.

Монгуш Шончалай Очуровна

Пояснительная записка:

Программа курса подготовки к ОГЭ по истории России составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Курс предназначен для учащихся выпускного класса, которые готовятся к поступлению в высшие учебные заведения.

Цель курса - углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.

При этом решаются задачи:

    формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;

    создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету;

    развитие у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности.
    Курс подготовки к ОГЭ по истории России рассчитан на 40 часов. В течение учебного занятия учащиеся работают индивидуально или парами, организуется повторение исторического материала по заявленной теме (основные даты, события, понятия, персоналии, причинно-следственные связи), совместная работа над проблемными задачами и тестовыми заданиями разноуровневого характера. Это позволяет учащимся продвигаться от простого к сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа, сопоставления, оценки информации. Учащиеся при этом получают возможность провести своего рода исследование, осуществить самостоятельный поиск решений, обмениваться мнениями, приходя к верному решению.
    Занятия носят обучающий и развивающий характер. Требования к знаниям и умениям учащихся.

По завершении курса обучающиеся должны знать:

    основные понятия и термины, используемые в исторической науке;

    основные этапы и особенности исторического процесса в России;

    России в различные периоды её истории;

    основные хронологические рубежи, календарные даты истории России.

После изучения курса обучающиеся должны уметь:

    применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;

    сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;

    осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;

    теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;

    совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;

    классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии, работать с картографическими источниками, генеалогическими таблицами и др.

    решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.

Тематический план

Вводное занятие.

Раздел I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Раздел II. Русь в IX – начале XII в.

Раздел III. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Раздел IV. Российское государство во второй половине XV – XVII в.

Раздел V. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

Раздел VI. Россия в XVIII – первой половине XIX вв.

Раздел VII. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

Раздел VIII. Российская культура в XVIII – начале ХХ в.

Раздел IX. Советская Россия – СССР в 1917–1991 гг.

Раздел X. Современная Россия

Раздел XI. Работа с частью «С» ОГЭ по истории

Программа подготовки к ОГЭ по истории для 9 класса

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Вводное занятие

РАЗДЕЛ 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э.

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество

Отработка заданий разделов ОГЭ по истории А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8

РАЗДЕЛ 2. Русь в IX – начале XII в.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства

Владимир I. Крещение Руси

Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах

РАЗДЕЛ 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Политическая раздробленность Руси.

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский

Начало объединения русских земель. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва

Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

Отработка заданий разделов ОГЭ по истории А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8. Работа с бланками..

РАЗДЕЛ 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в.

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири в ОГЭ по истории)

Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский

Россия при первых Романовых

Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права

Церковный раскол. Никон и Аввакум

Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин

Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России

Отработка заданий разделов ОГЭ по истории А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8. Работа с бланками.

РАЗДЕЛ 5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров

Отработка заданий разделов ОГЭ по истории А9, А10, А21, А22, В1-В8. Работа с бланками.

РАЗДЕЛ 6. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Абсолютизм Создание регулярной армии и флота. Северная война

Диагностическая работа № 1 (СтатГрад)

Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя

Социальные движения. Е.И. Пугачев

Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков

Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский

Отечественная война 1812 г.

Движение декабристов

Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы

Начало промышленного переворота

Присоединение Кавказа. Крымская война

Пробный ОГЭ по истории на бланках Федерального Центра Тестирования в конце первого семестра

РАЗДЕЛ 7. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества

Общественные движения второй половины XIX в.

Россия в военно-политических блоках

Промышленный подъем. Формирование монополий. С.Ю. Витте

Русско-японская война

Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума

П.А. Столыпин. Аграрная реформа.

Россия в Первой мировой войне

Отработка заданий разделов ОГЭ по истории А5-А9, В1-В8. Работа с бланками.

РАЗДЕЛ 8. Российская культура в XVIII – начале ХХ в.

Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.

Наука и образование. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев.

Литература и искусство.

Отработка заданий разделов ОГЭ по истории А9, А10, В1-В8. Работа с бланками.

РАЗДЕЛ 9. Советская Россия – СССР в 1917–1991 гг.

Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи

Гражданская война. Красные и белые. «Военный коммунизм»

Новая экономическая политика. Образование СССР

Поиск путей построения социализма. Формирование централизованной (командной) экономики. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.

Коренные изменения в духовной жизни.

Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии.

СССР в системе международных отношений в 1920–1930-х гг.

СССР во Второй мировой войне. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Битва за Москву

Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны

Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции.

Изгнание захватчиков с советской земли

Итоги Великой Отечественной войны. Советские полководцы. Г.К. Жуков.

Послевоенное восстановление хозяйства.

«Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев.

«Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы

Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка

Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической и культурной жизни. М.С. Горбачев.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ

Отработка заданий разделов ОГЭ по истории А11-А22, В1-В8. Работа с бланками.

РАЗДЕЛ 10. Современная Россия

Образование Российской Федерации как суверенного государства.

Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Принятие Конституции Российской Федерации

Российская Федерация в 2000 – по настоящее время: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев

РАЗДЕЛ 11. Работа с частью «С» ОГЭ по истории

Работа с текстом. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос (разделы С1-С2 в ОГЭ по истории)

Развитие навыков использования принципов структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником, а также при рассмотрении фактов, явлений, процессов (разделы С3-С4 в ОГЭ по истории)

Составление плана. (раздел С5 в ОГЭ по истории)

Отработка заданий разделов ОГЭ по истории А16-А22, В1-В8. Работа с бланками.

Пробный ОГЭ по истории на бланках Федерального Центра Тестирования в конце второго семестра

Литература:

    Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

    Владимирова О.В.история: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». М.:АСТ: Астрель, 2009.

    Самое полное издание типовых выриантов реальных заданий ОГЭ: 2010./История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова. –М.:АСТ:Астрель,2009.

    А.Э. Безносов, Ю.В. Кушнерёва. История. Россия и мир: Тесты.9-11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2009.

    Л.Н. Степанова, Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2009.

    В.М. Кадневский. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.

    А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.

    История: Тесты для 9 кл. Варианты и ответы централизованного тестирования. - М.: Центр тестирования ФИПИ, 2009-2010гг.

    А.Б. Драхлер. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2008.

    1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие/Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2009.

    Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.-М: Школьная пресса. 2003.

Вопрос о том, как сдать ОГЭ по истории, волнует немногих, потому что из-за сложности предмета и объема материала, мало кто после окончания 9 классов находит в себе смелость пойти на приступ этого экзамена. История числится среди дисциплин по выбору, обязательными же являются математика и русский язык. Всего придется сдать четыре экзамена.

Структура и оценивание

Особенность ОГЭ по истории состоит в том, что дети успевают изучить исторические периоды вплоть до XIX века, а составители экзамена включили в задание XX столетие. Общая информация ОГЭ 2018 года не имеет отличий от прошлогоднего варианта. Здесь предусмотрено две части с 35 заданиями (30 и 5 соответственно):

  1. Часть, где нужно выбрать правильный вариант, либо же ответить кратко, соблюдая последовательность цифр или слов
  2. Часть, где требуется развернутый ответ.

Чтобы преодолеть минимальный порог и получить тройку по ОГЭ с истории, достаточно набрать 13 баллов, выполнив, к примеру, первых 13 заданий. Правильно ответив на первых 30 вопросов, вы уже сможете претендовать на пятерку, для которой понадобится от 35 баллов и выше, вплоть до максимального количества - 44 пунктов.

Как правильно спланировать подготовку?

Всем известно, что решив готовиться к экзамену заранее, можно существенно облегчить себе жизнь во время сдачи. Поэтому, прежде всего, важно подумать, как подготовиться к ОГЭ по истории. Это можно сделать самостоятельно, исходя из выученного материала и уроков в школе. А обучением с нуля лучше заниматься на соответствующих курсах, либо с репетитором.

Чтобы вы не решили, хорошая подготовка требует усердного труда и спланированных действий, которые заключаются в следующем:

  • определение нынешнего уровня знаний;
  • составление правильного курса и постановка целей на будущее;
  • выбор качественных пособий и сборников для подготовки (обязательно разработанных и одобренных ФИПИ).

Поскольку структура ОГЭ по истории 2018 года не имеет никаких изменений и нововведений, то готовиться можно по любым прошлогодним тестам для 9-класников по этому предмету.

Особое внимание следует обратить на объем информации: сейчас ни к чему перегружать себя дополнительными и сложными данными. Лучше всего, когда темы разделены по историческим периодам, а для их быстрого закрепления используются соответствующие тематические подборки. Стоит приобрести и сборник с полноценными вариантами, но решать их будет легче и правильнее после освоения всего курса истории России, иначе можно лишь запутаться.

Также не увлекайтесь схемами и таблицами, используйте их лишь в качестве помощников. Обязательно уделите внимание картам и изображениям, задания с ними обычно вызывают проблемы у школьников.

Следуя этим советам, и выделив на изучение и усовершенствование несколько часов, занимаясь 2-3 дня в неделю, вы перестанете переживать о том, как сдать ОГЭ по истории, а хороший результат не заставит себя долго ждать.

К этому вопросу девятиклассникам и их родителям следует отнестись очень серьезно. Главное условие успешной сдачи экзамена – разработка верной стратегии деятельности, которую ученик будет использовать при подготовке к ОГЭ, а также во время испытания.

История – предмет особый, и для многих школьников при подготовке к ОГЭ по истории самое сложное – выучить даты. На это школьнику стоит обратить свое основное внимание. Если получится, найдите хронику исторических событий или выпишите даты из школьного учебника по истории, после чего эту информацию следует хорошо проработать. Выучите имена исторических деятелей и наиболее заметные в истории даты, научитесь ориентироваться во времени и событиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовиться к ОГЭ по истории?

Для школьников, которые в этом году пошли в 9 класс, совсем скоро наступит волнительная и ответственная пора, когда им придется сдавать первые государственные экзамены. Помимо обязательных предметов, девятиклассников ждут экзамены по выбору, одним из которых является экзамен по истории.

Как подготовиться к ОГЭ по истории ?

К этому вопросу девятиклассникам и их родителям следует отнестись очень серьезно. Главное условие успешной сдачи экзамена – разработка верной стратегии деятельности, которую ученик будет использовать при подготовке к ОГЭ, а также во время испытания.

История – предмет особый, и для многих школьников при подготовке к ОГЭ по истории самое сложное – выучить даты. На это школьнику стоит обратить свое основное внимание. Если получится, найдите хронику исторических событий или выпишите даты из школьного учебника по истории, после чего эту информацию следует хорошо проработать. Выучите имена исторических деятелей и наиболее заметные в истории даты, научитесь ориентироваться во времени и событиях.

Для успешной сдачи экзамена можно готовиться при помощи демонстрационных вариантов ОГЭ по истории, которые можно без труда найти в сети Интернет. Вам будет предложено три типа заданий. В первом из них необходимо выбрать правильный вариант, во втором – ответить кратко, а в третьем – дать развернутый ответ.

Как при подготовке, так и во время сдачи ОГЭ старайтесь выполнять задания по порядку. Если какой-либо вопрос вызывает затруднение, его лучше пропустить, а если останется время, то к пропущенному заданию можно вернуться.

Учащиеся, которые не знают, как подготовиться к ОГЭ по истории, могут воспользоваться онлайн уроками или дистанционными курсами, содержащими задания, максимально приближенные к реальным. Работая на курсах, школьник сможет отработать все виды заданий поэтапно (знание основных явлений и фактов, дат, терминов и исторических понятий, причин и следствий исторических событий), выявить пробелы в знаниях и устранить их, систематизировать и обобщить изученное. Достоинством такого способа подготовки к ОГЭ является то, что занятия обязательно сопровождаются поддержкой квалифицированных педагогов.


Подготовка к ОГЭ по истории должна включать не только заучивание дат и исторических событий. Очень важен правильный психологический настрой подростка, и в этом ему могут помочь родители. Самое главное для них – снизить тревожность школьника и обеспечить ему подходящие для занятий условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию?

Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию? Для этого существует множество эффективных способов. Однако, прежде всего, нужно выучить школьный материал. Данный пункт не отличается от стандартной по...

Как подготовиться к ОГЭ?

Такой способ проверки знаний учащихся, как ЕГЭ и ОГЭ, появился сравнительно недавно. Некоторые выпускники и их родители ошибочно полагают, что единый экзамен гораздо важнее, нежели основной госэкзамен...

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации - основному государственному экзамену (ОГЭ) по истории. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ОГЭ 2019 года.
Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.

Издание содержит задания разных типов по всем темам, проверяемым ОГЭ по истории, перечень ключевых вопросов, понятий. В конце пособия приведены ответы и критерии оценивания.
Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ОГЭ по истории, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, Задания, ответы, комментарии, Гевуркова Е.А., Соловьёв Я.В., 2018









Авторы заданий - ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ.
Пособие содержит 14 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена 2019 года, ответы ко всем заданиям и подробные критерии проверки и оценивания заданий с развернутым ответом.
Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся при подготовке к ОГЭ по истории.
Пособие предназначено для учителей и методистов, использующих тесты для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену, а также для самоподготовки и самоконтроля учащихся 9 классов основной школы.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, 9 класс, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г.

Вниманию выпускников 9 классов общеобразовательных организаций предлагается учебное пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ), которое содержит 10 вариантов экзаменационных работ.
Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности по всем разделам курса истории России: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», знание содержания которых проверяется в рамках ОГЭ.
Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (300 заданий части 1, 50 - части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ОГЭ знаниями, умениями и навыками.
В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и основное содержание ответов на задания части 2.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, 10 тренировочных вариантов, Артасов И.А., 2018

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ИСТОРИИ.
Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, 9 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект

Демонстрационный вариант №1 контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ИСТОРИИ, изучающих предмет на основе концентрической системы преподавания.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по истории.