Развитие речи дошкольников по методу ушаковой. Методики выявления уровня развития речи дошкольников (ушакова о.с, струнина е.м.) уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в

В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Методика О.С. Ушаковой состоит из трех серий с заданиями (Приложение №1).

Iсерия - задания на выявление уровня развития словаря и грамматики;

IIсерия - задания на выявление уровня развития звуковой культуры речи;

IIIсерия - задания на выявление уровня развития связной речи.

Вопросы задавались детям в индивидуальном порядке и оценивались по 3-х бальной системе по методике О.С. Ушаковой. Результаты занесены в сводную таблицу обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход обследования

I серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1-2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1-2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2-3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-2 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка.

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

2) называет два слова (словосочетания);

3) называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2) называет 2-3 слова;

3) подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) называет 2-3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).

Аналогичные вопросы задаются цро других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака - щенок - щенки, много щенят; корова - теленок - телята - двое телят; лошадь - жеребенок - жеребята - много жеребят; овца - ягненок - ягнята - много ягнят).

1) Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, ле-совичок.)

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом игла.

1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II серия заданий (звуковая культура речи).

1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)

2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь? (Черепаха, курица.)

3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро - медленно, тихо - громко - шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».

1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2) отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

III серия заданий (связная речь).

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

Результаты: низкий уровень 1-25баллов, средний уровень 26-50баллов, высокий уровень 51-75баллов.

При диагностическом обследовании детей выявлено, что у дошкольников есть проблемы со словарным запасом, недостаточный уровень развития связной речи, несформированность навыков грамматически правильной речи. У 25% (5 человек) детей группы речь развита на низком уровне, 75% (15 человек) воспитанников имеют средний уровень развития речи. Высокого уровня развития речи у детей выявлено не было. Для наглядности поместим результаты диагностики на график и сводную таблицу развития детей.


Методика проводится в несколько этапов. В основу методики входят усвоение простейшего материала и техник, которые в последующем переходят в сложные занятия. Однако постепенное усложнение задач для малышей проходит незаметно. И уже после нескольких занятий можно увидеть положительные результаты.

Именно постепенно усложненные задачи очень хорошо усваиваются ребенком и очень эффективно влияют на дальнейшее его речевое развитие.

В дошкольных учреждениях используют массу методик, которые помогают малышам активно развиваться и совершенствовать свои знания и умения. Однако есть некоторые детки, которые нуждаются в индивидуальном подходе, где будет четко выявлена проблема и решение ее будет зависеть от правильно подобранной методики и техники.

При определении проблемы должны учитываться следующие факторы:

  • Возраст ребенка;
  • Особенность;
  • Навыки и умения малыша.

Кроме того, следует изучить генетические предрасположенности. Например, если у одного из родителей в детстве было речевое отставание или другие речевые проблемы. Это все поможет направить методику на эффективный результат.

Техника речевого развития дошкольников

Каждая техника по методу Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности ребенка, которые подразумевают выполнение определенных заданий и упражнений.

Таким образом, учитывая психологическое состояние ребенка, его наработанных навыков и умений возможен положительный результат.

На сегодняшний день некоторые методы активно применяются на практике в детских садах и даже дома. Для наиболее эффективного речевого развития требуется постоянное участие со стороны родителей.

Ушакова О.С. разработала методические пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, в которой подробно описывается каждый этап и метод работы с ребенком. Вся методика разработана на совершенствования и коррекции речи малыша.

В каждой методике преследуется определенная цель и структурированный план, который предполагает обучение от простых упражнений к более сложным. Во всех процессах обязательно учитываются причины, по которым ребенок имеет те или иные отклонения, не позволяющие малышу полноценно развить свою речь.

Такими факторами могут быть:

  • Недостаточное внимание со стороны взрослых. То есть с ребенком мало общаются, не читают ему книги, не озвучивают происходящие действия;
  • Ребенок, у которого рассеянное внимание;
  • · Дети с психологическими особенностями. Это могут быть генетические заболевания, врожденная речевая заторможенность.

Именно индивидуально подобранная техника, позволяет наладить правильный, а главное эффективный процесс речевого развития у малыша. Именно правильное диагностирование проблемы, значительно повышают шансы полноценного развития малыша.

На что стоит обратить внимание родителям

Каждый родитель должен помнить, что развитие ребенка в большей степени зависит от них. И своевременное определение какой-либо речевой проблемы можно устранить.

Именно в дошкольном возрасте ребенку будет легче наладить свою речь, научиться пользоваться новой информацией и красиво формулировать предложения.

Каждый малыш уже с раннего возраста начинает издавать различные звуки и слоги, а уже к полутора годам может сказать некоторые несложные слова. Дети в трехлетнем возрасте уже спокойно формулируют предложения, и могут объяснить, что им нужно или что им не нравиться.

Если родители отмечают, что малышу легче выражать свои мысли с помощью жестов или плача, то стоит обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше это сделать, тем быстрее получиться устранить проблему.

Не стоит родителям полагаться на то, что малыш со временем выговориться. Следует помочь ему, и тогда он сможет полноценно общаться и жить в социуме.

Как помочь ребенку развить речь в домашних условиях?

Прежде всего речевое развитие ребенка зависит от самих родителей. При правильном общении и достаточном внимании можно избежать нежелательных проблем:

  • Родителям следует правильно разговаривать с ребенком, даже если он очень маленький. Не коверкайте речь, каждая ситуация или предмет должны быть сказаны четко и правильно;
  • Постоянно читать малышу книги и рассказывать сказки;
  • Во время игры говорить, как называется тот или иной предмет;
  • Просить ребенка, чтобы он повторил за вами несложные слова;
  • При неправильном произношении или формулировке попробовать исправить его;
  • Больше петь песенок. Именно песенная форма способствует быстрому запоминанию слов;
  • Разговаривать с ребенком везде. Даже если Вы чем-то заняты каким-то делом, в процессе можно рассказывать малышу о проделанной работе. В этом случае, малышу будет даже интересно. Это может провоцировать его к каким-то вопросам или действиям;
  • Во время игр использовать множество игрушками и различными предметами.

Все это станет верным помощником в речевом развитии дошкольника.

На сегодняшний день практически в каждом детском саду имеются логопедические группы, где основной задачей перед специалистом стоит развитие речи ребенка и устранение недостатков.

Стоит помнить, что правильная речь дошкольника является основным критерием его готовности к школе.

Основные признаки, определяющие готовность к школе

Существует несколько основных критериев, по которым можно определить готов ли малыш к школе или нет:

  • Ребенок должен уметь слушать собеседника;
  • Правильно воспринимать информацию;
  • Уметь выразить свои действия;
  • Отображать информацию;
  • Использовать свои речевые знания как средство воздействия;
  • Пересказать небольшой текст или сказку.

Все эти моменты определяют, что ребенок сможет полноценно учиться и развиваться.

Все методики речевого развития ребенка подразумевает помощь родителей. То есть занятия с одними специалистами не дадут стопроцентного результата без участия родителей.

Та или иная программа должна закрепляться и прорабатываться в домашних условиях. Если соблюдать все рекомендации и уделять полноценное внимание малышу, то уже в скором времени ребенок начнет радовать своих родителей своими умениями и навыками.

Каждое занятие должно происходить в форме игры. Иначе ребенок может попросту отказаться от обучения. Если малыш устал, то можно отложить поставленные задачи на другое время.

Всем детям очень нравиться общение и активные игры. Поэтому больше уделяйте малышам времени, разговаривайте с ними и играйте.

его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает

и содержание литературных произведений, начиная с произведенийустногонародноготворчества,атакжесодержаниекартин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами («командами») предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д.

Ознакомлениедетейслитературой,пересказхудожественных произведений, обучение детей составлению коллективного рассказа способствует формированию не только этических знаний

и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей. Работа над смысловой стороной слова, семантическое обога-

щение словаря детей, их развивающаяся лексика может и должна включать введение в речь детей (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков человека, так же, как и эстетические качества и оценки.

Принципы обучения родному языку

Основныезадачиразвитияречи-воспитаниезвуковойкуль- туры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возрастаквозрастуидетпостепенноеусложнениекаждойзадачи именяются методыобучения.Удельныйвестойилиинойзадачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитиюречи,которыерешаютсявпредыдущейипоследующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.

Обогащать словарь через обогащение представлений

Так,всевоспитателизнают,чтонеобходимопополнятьсловарь детей новыми словами. Они стараются называть детям все окружающие их предметы, игрушки. Однако далеко не все заботятся о том, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение. Особенность словарной работы заключается в том, что она нераз-

рывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников, а значит, такая работа осуществляется в разных видах ознакомления детей с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Всё это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.

Работа над пониманием слова

Однако для развития речи детей важно не только увеличение запаса слов, но и формирование точного понимания их значения иправильного всмысловом отношенииупотребления.Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами. Известно, что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Однако речь дошкольника имеет существенное отличие от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые им слова. Зачастую ребенок сам пытается осмыслить слова, вкладывает в их содержание свойственное его опыту понимание.(МножествопримеровтомусобралК.И.Чуковский.) Поэтому в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения (смысла) слов, развитие точности словоупотребления. Это в дальнейшем определяет культуру речи.

Приемы развития речи

Для решения этих задач служат речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей и пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.

Среди словесных приемов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они формируютудетейпрактическиенавыки:умениебыстровыбрать

из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слова. Подобные упражнения не требуют предметов и игрушек. В них используются уже знакомые слова.

В упражнениях большое место отводится такому приему как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание их мыслительной деятельности, вопрос должен вызывать умственную активность детей. Ставя перед детьми вопросы, взрослый не просто добивается воспроизведения знаний, аучитдетейобобщать,выделятьглавное,сравнивать,рассуждать. Надочащезадаватьтакиевопросы,как«Можнолитаксказать?», «Как сказать лучше?», «Почему ты думаешь, что так можно сказать?», «Скажи всем, как ты это понимаешь» и т.п.

Игра - самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место. Можно влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается речь ребенка, грамматически оформленная речь. Но взрослый не должен ставить перед играющим ребенком дидактические цели, связанные с освоением форм и функций речи. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.

Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние, существуют и дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы. Например, игры, помогающие освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у детей умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушке, по картинке (составить сюжет, развернуть его в соответствии с замыслом).

Дидактическаязадачаоблеченавигровыеситуации,вкоторых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложениюмыслей.Виграх«Найдемигрушку»,«Угадай,чтовруке?» ребенокотыскиваетзнакомыйемупредмет,азатемрассказывает

о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).

Критерии оценки речевого развития дошкольника

Высокий уровень развития речи дошкольника включает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, ответить, возразить, спросить, объяснить;

- знаниенормиправилречевогоэтикета,умениепользоваться ими в зависимости от ситуации.

Вопросы и задания

1. Что такое «чувство языка»?

2. Нужно ли обучать детей родному языку? Почему?

3. Как связано развитие речи дошкольника с другими сторонами его личностного развития?

4. Какие компоненты включает в себя система обучения родному языку?

5. Перечислитекритерии,покоторымоцениваетсяразвитость речи дошкольника.

Литература

1.СохинФ.А. Психолого-педагогическиеосновыразвитияречи дошкольников. М., 2002.

2. ГвоздевА.Н. Вопросыизучениядетскойречи.Спб:«Детство-

Пресс», 2007.

3. Леонтьев А.А . Язык, речь, речевая деятельность. М.: «КомКнига», 2007.

4. Алексеева М.М ., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку. М., 1997.

5. УшаковаО.С. Теория и практика развития речи дошкольни-

ка. М.: «Сфера», 2008.

Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников

Что такое фонетика?

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

Лингвисты-Р.А.Аванесов,Г.О.Винокур,В.А.Богородицкий, И.Л. Бодуэн де Куртене, А.Н. Гвоздев, Л.Р. Зиндер, А.А. Потебня, Ф. де Соссюр, А.И. Томсон, Л.В. Щерба - рассматривают звуковую сторону языка с разных точек зрения По Ф. Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеютсмысловуюсторону(значение)иматериальную(они-ряд звуков). Такой двусторонностью обладают знаки, у которых есть обозначаемое(смысл)иобозначающее(материальнаяданность). Звуки и их сочетания являются обозначающими. Звуковые единицы языка - звук, слог, такт, фраза - связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слогсостоитизнесколькихзвуков,такт-группаслогов,объеди- ненная одним ударением, фраза (или синтагма) состоит из нескольких тактов, объединенных интонацией. Эти единицы речи, которые обладают самостоятельной протяженностью, называют линейными. Кроме линейных, различают просодические единицы речи. Просодия - от греческого «просодиа», ударение. Просодические единицы речи связаны с ударением и элементами интонации: мелодикой, силой произношения, темпом речи. Ударение, в свою очередь, бывает фразовым, логическим, эмоциональным.

От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи. Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука (это артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства языка) и вос-

приятия (перцептивные качества языка). Все эти единицы взаимосвязаны.

Фонологические средства языка

А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоенияотдельныхзвуковречиребенкутребуетсяразноевремя. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.

Артикуляционная сторона речи

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова).

Л.С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой. Д.Б. Эльконин писал: «Очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с нимусвоениеграмматическогострояневозможнывнеовладения звуковой системой языка» (1989, с. 374). Последнее, по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка. «Овладение звуковой стороны языка включает два взаимосвязанныхпроцесса:формированиеуребенкавосприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи» (там же).

Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов (Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, М.И. Попова). Отметим также, что методика обучения дошкольников чтению,разработаннаяД.Б.Эльконинымиегопоследователями, основана на действии со звуковой стороной языка (Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова, Г.А. Тумакова). Обучениечтениюначинаетсясвведенияребенкавзвуковуюдействительность языка, «чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии» (Л.Е. Журова, 1974,

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата (Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, В.И. Рождественская, Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков,М.Ф. Фомичева, Г.А.Тумакова). Многиеисследователиподчеркивают роль развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Карпова). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к формированию произвольности речи (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Е.М. Струнина, Г.А. Тумакова, М.М. Алексеева).

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Л.В. Щерба подчеркивал, что изучение грамматики живого, произносимогоязыкаприучаетученикакнаблюдениюнадсобственной речью: понимая значение слова, он связывает его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных;детиначинаютзадумыватьсянадрольюударенияврусском языке, значением интонации.

Интонация

Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает упражнения, проводимые со всеми элементами фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна ролькаждогоэлементазвуковойкультурыречи,особуюрольпри этом играет интонационная характеристика произносимой речи. Мастера устного рассказа считают диапазон интонаций, расширяющих смысловое содержание речи, беспредельными. А учителя школы считают формирование интонационных навыков важными и для восприятия письменной речи.

Некоторыеисследователисвязываютречевоеразвитиеребенка с процессом овладения интонационной системой языка (Н.М. Аксарина, М.И. Кольцова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, О.И. Яровенко).

М.М. Бахтин, рассматривая предложение как единицу языка, подчеркивал, что оно обладает особой грамматической интона-

цией - законченности, пояснения, разделения, перечисления. Особое место он отдает интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной. А экспрессивную интонацию предложение приобретает только в целом высказывании. Итак, интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности.

Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией,строитьинтонационныйрисуноквысказывания,передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

Речевой слух

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка одновременно с интонационной стороной речи развивается и речевой слух - ощущение высоты тона, сила звука, чувство тембра и ритма.

Тон, тембр, паузы, разные типы ударений - являются важными средствами звуковой выразительности речи.

Темп речи

Среди общих характеристик звуковой культуры речи внимание исследователей привлекал такой показатель, как темп, который имеет самое непосредственное отношение к развитию произносимой речи. В литературе имелись лишь беглые указания на повышенную скорость речи дошкольников в связи с недостаточным развитием контроля за своей речью и слабостью тормозных процессов у дошкольников.

А.И.Максаковымбылапредпринятапопыткапроследитьвозможности дошкольников в регуляции темпа речи. Полученные данные свидетельствовали о том, что дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его, темп во многом зависит от содержания высказывания,егосложности.Привоспроизведениидетьмипростых, легких по содержанию рассказов скорость речи взрослого

не оказывала существенного влияния на точность и последовательность передачи текста ребенком. При использовании более сложных текстов правильно передали его лишь те дети, которые слушали рассказ в замедленном темпе. Был сделан вывод о том, что темп речи взрослых имеет немаловажное значение для точного и правильного восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста.

Таким образом, важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из этих элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста: от темпа речи, ее громкости во многом зависит понимание его содержания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. В конечном итоге от осознания звуковой стороны речи во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя.

Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребенка. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.

Возрастные особенности становления звуковой стороны слов

Принципы работы с детьми младшего дошкольного возраста

Воспитаниезвуковойкультурыречидетеймладшегодошкольного возраста (3–4 года) включает, прежде всего, работу по обучению правильному звукопроизношению.

даетсясучетомтрудностиихпроизнесенияипоследовательности их появления в процессе речевого развития (А.И. Максаков, Г.А. Тумакова).

Исследователи подчеркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением следует работать над всеми элементами звуковой стороны речи - над темпом речи, силой голоса, интонацией.

В этих умениях заложено наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Работа над интонационнойвыразительностьюречипомогаетизбежатьтаких недостатковвысказывания,какмонотонность,нерасчлененность речи,нечеткостьдикции,замедленный(илиубыстренный)темп, так как от звукового оформления речи зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказы­ ­вания.

В младшем дошкольном возрасте необходимо научить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирований четкой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.

Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов - [м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Для работы с произношением используются игры и упражнения, направленные на развитие умения детей дифференцировать родственные по месту образования звуки ([п] и [б], [т] и [д], [ф] и [в]) в небольших речевых единицах - слогах: па-па; ба-ба; то-то, до-до и т.п. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.

Игры для развития артикуляционного аппарата

Дудочка и колокольчик

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты - дудочка и колоколь-

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи
детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для
воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий.
Пособие адресовано воспитателям детского сада.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитание звуковой культуры речи
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Формирование грамматического строя речи
МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Словарная работа
МЛАДШАЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Развитие связной речи
МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Развитие образной речи
МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Общие речевые умения и навыки
Формирование грамматического строя речи.
Рекомендации к проведению обследования
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова
Ассоциативный метод выявления уровней речевого развития дошкольника
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Методика выявления понимания смысловых оттенков слова
Методика выявления особенностей развития связной речи
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Методика выявления уровня развития образной речи1
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи
Диагностика семантического развития детей четвертого года жизни
Выявление уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В основу предлагаемой в пособии методики положены научные теории и взгляды психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина. Ученый считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребенка на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения. Существенную роль здесь также играют явно
«неподражательные» элементы - обобщение языковых и речевых явлений и их осознание, которое может формироваться как неосознаваемое обобщение, как «чувство языка». Следует подчеркнуть, что при этом подражание остается фактором речевого развития, однако в основе последнего лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.
Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития , постепенного осознания языковых явлений.
И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф.А. Сохин подчеркивал связь этого, осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Научные положения, выдвинутые и обоснованные ученым, послужили исходным пунктом для большой группы исследований.
Результаты исследований, проведенных Ф.А. Сохиным, его сотрудниками и учениками, сегодня широко используются в практике работы детских садов нашей страны.
Подготовленные учеными книги и пособия служат учебным и практическим материалом для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и университетов, педагогических колледжей и училищ, работников дошкольно-образовательных учреждений.
На основе проведенных исследований подготовлены программа развития речи дошкольников и целый ряд научных и методических пособий для всех возрастных групп детского сада: «Развитие речи дошкольника» (М.: РАО, 1990); «Проблемы изучения речи дошкольников» (М.: РАО, 1994) (к
65-летию Ф.А. Сохина); «Занятия по развитию речи» (М.: Просвещение, 1993, 1998); «Придумай слово» (М.: Просвещение, 1996, 2001); «Вопросы изучения речи дошкольников» (М.: РАО, 1998) (к
70-летию Ф.А. Сохина); «Развитие речи дошкольников» (изд. Института психотерапии, 2001) и др.
Ежегодно в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО проводятся конференции, посвященные памяти Ф.А. Сохина, на которых его коллеги, ученики, аспиранты обсуждают актуальные проблемы речевого развития детей на современном этапе.
Сотрудниками Института дошкольного образования и семейного воспитания получены данные, которые показывают, что выпускники детских садов, прошедшие обучение по методике, разработанной под руководством Ф.А. Сохина, намного успешнее своих сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в области развития речи - устной и письменной. Именно эффективность разработанной методики поставила вопрос о возможности (и необходимости) ее совершенствования.
В настоящем пособии раскрываются теоретические основы методики, задачи и программа развития речи дошкольников, представлены конспекты, речевые игры, упражнения, методические рекомендации, сценарии. Оно подготовлено на основе педагогических исследований, проведенных в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработаны теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду. Результаты исследований послужили основой и принципиально нового программного содержания обучения родному языку детей на протяжении всего дошкольного детства. Это содержание способствует формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля. Все это придает процессу речевого развития ребенка творческий характер.
Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа , хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным по своей природе. В процессе обучения родному языку возможно и необходимо решать задачи умственного, эстетического и нравственного развития. Прежде всего, развитие речи органически связано с умственным развитием.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.
Взрослый может помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказываний. А для этого надо ясно осознавать, каковы приоритетные линии развития каждой речевой задачи в том или ином возрасте. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений

дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.
Взрослый расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений - все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.
Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами. Известно, что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Однако речь дошкольника имеет существенное отличие от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые им слова.
Зачастую ребенок сам пытается осмыслить употребляемые им слова, в соответствии со своим опытом. Множество тому примеров собрал К.И. Чуковский. Поэтому в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения (смысла) слов, над развитием точности словоупотребления, что в целом определяет в дальнейшем культуру речи.
При решении этих задач значительное место должно занять специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Среди приемов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение , различать оттенки в значении слов. Подобные упражнения проводятся без предметов и игрушек тогда, когда усвоено название этих предметов и игрушек. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приему, как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя перед детьми вопросы, взрослый не просто добивается воспроизведения знаний, а учит их обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.
Надо чаще задавать вопросы типа «Можно ли так сказать?», «Как сказать лучше?», «Почему ты думаешь, что так можно сказать?», «Скажи всем, как ты это понимаешь» и т. п.
Игра - самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение.
Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающие влияние на речь, в методике имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).
Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. В играх «Найдем игрушку», «Угадай, что в руке?» ребенок отыскивает знакомый ему предмет, а затем рассказывает о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий.

Настоящее пособие предлагает методику , конспекты, речевые игры и упражнения, которые можно проводить со всей группой, отдельными подгруппами детей и индивидуально с каждым ребенком.
Упражнения, связанные с выполнением движений, могут использоваться на физкультминутках, в повседневной жизни, на прогулке дневной и вечерней. В процессе подвижных игр, в ходе утренней гимнастики проводятся упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка.
Именно в движении эффективно усваиваются грамматические правила, передается тот или иной художественный образ, что влияет на ритмическую и произносительную выразительность исполнения детьми выученных произведений. В игре, сопровождаемой художественным словом, дети легко усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного слова.
В книгу включены некоторые конспекты, опубликованные ранее в пособиях для воспитателя:
Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1999; Придумай слово /
Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1996; Ушакова О.С, Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. - М., 1999.
В раздел «Диагностика речевого развития» включены методики выявления уровня речевого развития, разработанные в исследованиях О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.Г. Смольниковой,
Е.А. Смирновой, Л.Г. Шадриной, Н.В. Гавриш, А.А. Смаги, А.И. Лаврентьевой, Е.В. Савушкиной,
Т.М. Юртайкиной.
В целом представленное методическое пособие является частью «пакета» материалов по развитию речи дошкольников. Прежде всего, это программа по развитию речи дошкольников (автор О.С.
Ушакова), «Занятия по развитию речи» (авторы О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, АХ Арушанова,
А.И. Максаков), сборники игр и упражнений, наглядное пособие по развитию связной речи (серии сюжетных картин).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Д.Б.
Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, АН. Гвоздев, ВВ.
Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флѐрина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, А.М.
Леушина, О.И. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, выделяются три основных направления разработки психологопедагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное
(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана

достаточно полно. Исследования по разным проблемам развития речи в дошкольном детстве подтвердили необходимость изучения закономерностей и особенностей становления речи дошкольников и определили основные принципы содержания работы по развитию речи , обучению языку. Это формирование у дошкольников:
§ разных структурных уровней языковой системы (фонетики, лексики, грамматики);
§ элементарного осознания явлений языка и речи (ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста);
§ языковых обобщений в области грамматического строя речи (морфологии, словообразования, синтаксиса);
§ речевой активности, воспитания интереса и внимания к, родному языку, что способствует повышению уровня самоконтроля.
С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью система последовательного обучения на специальных занятиях по развитию речи включает:
§ отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника, и его методическое обеспечение;
§ вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - формирование языковых обобщений, в монологической речи - развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);
§ уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;
§ преемственность содержания и методов речевой работы между дошкольными учреждениями и начальной школой;
§ выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;
§ взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.
Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.
Анализ теоретических основ развития речи включает рассмотрение следующих вопросов: взаимодействие языка и речи, развитие языковой способности как основы владения языком, связь речи с мышлением, осознание явлений языка и речи ребенком-дошкольником; особенности развития речи - устной и письменной, диалогической и монологической - в разных типах высказывания (в описании, повествовании, рассуждении), а также характеристику категориальных признаков текста и способов связи предложений и частей высказывания.
Согласно А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему
(например, определение рода или числа), то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка.
Оно развивается и тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывании.
Подчеркнем, что это - творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации , происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой

способности, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.
Большую роль при этом играет осознание явлений языка и речи.
Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения родным языком в дошкольном детстве в нескольких направлениях. Начальные формы мышления дошкольника - наглядно-действенное и наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка. Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении - с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т. е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта.
Заметим, что до сих пор в ряде исследований и методических пособий по развитию речи сохраняется абсолютно неприемлемое положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается только на основе подражания, интуитивно, даже инстинктивно.
Исследования, проведенные в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, доказали, что овладение языком характеризуется прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Это осознание связано с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Поэтому необходимо формировать осознание явлений языковой действительности. Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольника
(СНОСКА: Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве// Избранные психол. труды. -М.:
Педагогика, 1989. - С. 374.). Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследованиях, выполненных в этом направлении.
Формулировка «обучение родному языку» нередко вызывает протест со стороны как школьных, так и дошкольных педагогов. Однако развитие речи с необходимостью включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи. Поэтому рассмотрение вопросов преемственности должно относиться и к формированию речевых навыков и умений, и к развитию этого элементарного осознания, т. е. к обучению языку.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, г. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа
(предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно- речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста
(сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания. Здесь существенное влияние оказывает прежде всего воспитание любви и интереса к родному языку его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества.
Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность , гордость и

уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами
(«командами»), предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т. д.
Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Обучение дошкольников родному языку, развитие речи предоставляют богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным аспектам обучения родному языку - воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков человека, эстетические качества и оценки.
Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольника включает:
§ владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
§ развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;
§ знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
§ умение читать (элементарное владение грамотой).

Для комфортного пребывания, жизни и развития в обществе необходим речевой навык. Наиболее важно формирование такого фактора в период дошкольного возраста . Для этой цели существуют специальные программы, технологии и занятия. Оптимальная методика развития речи детей дошкольного периода позволяет освоить общение, научиться существовать в социуме. Это играет важную роль в полноценном познании окружающего мира, усвоении новой информации и применении знаний на практике.

Цель развития

Существует несколько ступеней формирования речевого фактора человека, но одним из самых важным периодов является дошкольный возраст. В этот момент дети стремятся к получению знаний о различных вещах и явлениях, к общению и активной деятельности в детском саду, в семье или обществе. Для эффективного развития важно обеспечить комфортные условия, а также технологии.

Каждая методика по развитию речи детей имеет определенную цель. Для эффективного решения какой-либо проблемы важно определить необходимый результат. Главной целью применения таких методов является развитие речевых навыков у детей. Также при этом осваивается не просто речь, а правильное общение, грамотное изложение. Подобные техники обучения направлены на решение следующих задач:

  • Совершенствование звуковой культуры речи у детей;
  • Пополнение, активация и применение словарного запаса;
  • Совершенствование грамматики речи;
  • Освоение связного и четкого произношения звуков;
  • Обучение детей родному языку;
  • Получение заинтересованности у ребенка к слаженному, художественному слову.

Основой построения любой методики является освоение простых навыков, а затем переход к более сложным знаниям. Такой подход позволяет осуществлять обучение детей наиболее оптимально, а также способствует качественному приобретению и усвоению знаний.

Речевые навыки и развитие ребенка проходит несколько этапов. В возрасте трех лет, после накопления некоторого словарного запаса, происходит активное его использование. В данный момент необходима методика развития речи. Таким образом, можно эффективно закрепить полученные ребенком знания, способствовать заинтересованности в процессе образования и качественному усвоению данных.

В детском саду используются различные методы, которые способствуют активному развитию, коррекции и совершенствованию навыка речи. В случаях, когда присутствуют какие-либо проблемы, необходим индивидуальный и правильный подход. Для этой цели следует учитывать возрастную категорию детей, особенности развития речевого фактора и применяемые технологии.

Методы и технологии

Различные технологии для развития речи детей предполагают выполнение особенного подхода. Таким образом, осуществляется воздействие на навыки, психологическое состояние и практическое использование знаний. Существуют методы, которые применяются в детском саду, а также в домашних условиях. Участие родителей в данном процессе способствует полноценному обучению и образованию ребенка.

Для осуществления процесса существуют различные пособия. Одним из самых популярных является книга Ушакова О. С., которая предназначена для педагогов. Такая технология развития речи детей направлена на совершенствование звукового произношения. Также метод для детей более старшего возраста в детском саду предусматривает полноценный подход к обучению, применение всех навыков на практике.

Каждая методика развития речи детей дошкольного периода имеет четкую цель и план осуществления. Технология Ушакова также предполагает структурированный подход, то есть обучение начинается от простых моментов к сложным. В таком процессе важно учитывать причины, которые мешают оптимальному формированию речевых навыков. Таковыми являются следующие факторы:

  • Недостаток уровня внимания родителей;
  • Односложный тип общения взрослых с ребенком;
  • Индивидуальные особенности психологического развития.

Различные технологии развития речи детей позволяют осуществить правильный и оптимальный процесс обучения. Такие действия применяются в детском дошкольном учреждении, а также в школе. Эффективная диагностика влияющих причин - это важное обстоятельство для развития речи детей.