Звуковая культура речи для детей дошкольного возраста. Картотека игр по зкр

Программные задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звуков З — Ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  2. Учить детей различать звуки З — Ж на слух и в произношении.
  3. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Умение называть слова с заданным звуком.
  4. Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.
  5. Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.

Минутка вхождения в занятие (хоровое проговаривание)

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре —

Говорим всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

  1. Мотивационно-побудительный этап

— Ползёт жук по дорожке. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: Ж – Ж – Ж…

Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…

Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны.

Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

  1. Организационно-поисковый этап

2.1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

Упражнение на активизацию мышц губ:

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

Упражнение для формирования правильного речевого выдоха.

Вдох через нос, выдох через рот.

Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом - без опоры).

Сопровождение пальчиковыми фигурами.

“Комар – сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

“Жук” — сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.

Установление сходства и различия между звуками (использование зеркал)

Воспитатель: Что делают губы, когда мы произносим звуки З и Ж?

Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.

Воспитатель: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?

Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.

Воспитатель: А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.

Дети: При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.

2.2 Работа со звуками :

Проговаривание чистоговорок

За – жа – за – открываю я глаза.

Жу – зу – жу – Тузика я привяжу.

Зы – жи – зы – испугались мы грозы.

Зда – жда – зда – ходят часто поезда.

Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.

Проговаривание слогов по графическому обозначению (карточки по количеству детей, разной степени сложности)

“З” — символ зелёного цвета.

“Ж”символ синего цвета.

2.3 Физкультминутка

Воспитатель называет слова-паронимы.

Дети на слова со звуком “З” делают махи руками, как комары, издавая звук “з-з-з…”, на слова со звуком “Ж” — прыжки, имитация движений жука “ж-ж-ж…”.

Пожар – базар

лежать – лизать

разок – рожок

зевать – жевать

коза – кожа

звать – ждать

2.4 Игра «Назови слова со звуком З или Ж»

Правило: дети по очереди называют слова со звуком З или Ж. За правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры все участники подсчитывают полученные фишки.

2.5 Игра « Продолжи по образцу»

Правило: воспитатель называет слово, дети называют слово соответственно образцу. Образец: кружить – закружить.

Бежать – (забежать),

визжать – (завизжать),

жать – (зажать),

ржать – (заржать),

ржаветь – (заржаветь),

жмуриться – (зажмуриться),

журчать – (зажурчать),

жечь – (зажечь),

жужжать – (зажужжать).

2.6 Разучивание скороговорки по мнемотаблице

На зеленой на лужайке
Очень дружно жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться.







Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи "Зимний калейдоскоп" в подготовительной к школе группе

Программное содержание: Создать условия для формирования звуковой культуры речи, обобщения знаний воспитанников о звуко-слоговом анализе слова.
Образовательные задачи:
– Закреплять умение дифференцировать звуки на слух (изолированно, в слогах, в словах).
– Закреплять понятия: «гласные звуки», «согласные звуки», «твёрдый/мягкий согласный звук».
– Упражнять в определении места звуков «Л – Ль» в начале, в середине и в конце слов.
– Упражнять в анализе и синтезе слов.
Развивающие задачи:
– Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
- Развивать фонематический слух; уточнить представления детей о текущем месяце времени года.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать.
– Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию педагога, умение выслушивать ответ товарища.
Оборудование: видео «Чёрно-белый мир», «Калейдоскоп с музыкой», «Артикуляционная гимнастика»; фонограмма «Метель»; песня «Разноцветный мир»; предметные картинки, «Снежок», перфокарты, фломастеры, снежинки, клей, кисточки, заготовки с контуром буквы Л, крупа (гречка, пшено, рис).

Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобы и огорчения.
Воспитатель: Прежде, чем сесть на стульчики, хочу вас предупредить, что они заколдованы, чтобы их расколдовать, нужно определить 1-й звук своего имени и правильно выбрать условное обозначение на стульчике. Но сначала вспомнить, каким цветом обозначают гласный звук - (красным) , твердый согласный – (синим) , мягкий согласный – (зеленым).
Н

I]а стульях по одной предметной картинке и «ловушка»).
(Обратить внимание на ребенка в группе без настроения. Спросить, не случилось ли у него что-то неприятное. Сказать ему, что его пасмурное настроение навеяло меня на грустную сказку).
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран:
Жила-была Фея, которая умела делать много добрых дел и обладала волшебной силой.
(Фильм «Черно – белый мир»).
Однажды, путешествуя по одному городу, она повстречала грустных, мрачных, невеселых детей. У всех был хмурый взгляд, опущенная голова. Оказалось, представляете, что их страна не имеет цветных красок. Она вся черно-белая. Есть только черный и белый цвет. Можете себе это представить? Жители не видели цветных красок. А где и в чем можно увидеть яркие цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель: (В руках калейдоскоп). Это моя самая любимая игрушка в детстве.

Видеозапись «Калейдоскоп с музыкой»).
Это такая труба, в которую смотришь, а там совершенно неповторимые и удивительные узоры. Как она называется?
(Ответы детей).
Ты крутишь трубу в руках, а узоры начинают меняться, переливаться. Совершенно завораживающее зрелище. И меня всегда интересовало, кто же их складывает? Как вы думаете?
(Ответы детей).
Оказывается это всего лишь цветные кусочки стекла, отражающиеся в зеркалах. Цветные кусочки стекла создают чудесные и неповторимые узоры. И радостно, и весело, и расставаться не хочется с этим миром красоты и волшебства.
(На мольберте черно-белый круг из 5 геометрических сегментов).
Воспитатель: У невеселых человечков узор калейдоскопа выглядит так. Вам нравится? Почему не нравится? А что бы вы сделали, чтобы он стал красивым?
(Ответы детей).
(Подвести к тому, чтобы украсить его яркими «стекляшками» из калейдоскопа).
Чтобы раскрасить чёрно-белый узор, необходимо выполнить задания.
Воспитатель: В чем отражаются стекляшки в калейдоскопе?
(Ответы детей).
Я предлагаю Вам взять зеркала – и отразить там свою улыбку.

1.
Артикуляционное упражнение.

(Видео)
Воспитатель: Первое игровое задание выполнено, мы можем открепить черно-белый кусочек от круга на мольберте.
Хотите ли Вы, чтобы появился еще один яркий кусочек узора калейдоскопа? В этом нам поможет «Звуковой замок». Поиграем со звуком Л.
2. Игра «Определите место звука в этих слове».

Воспитатель:
У вас на стульчиках – кармашки. Возьмите картинки.
Внимательно посмотрите на неё и определите место звука Л в слове. Сначала поместят свою картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета на картинке находится в начале слова.


Следующими размещают картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета находится в середине слова.
(Выходят-размещают картинку).
Последними те, у кого данный звук находится в конце слова.
(Выходят-размещают картинку).
Воспитатель: Что мы знаем про звук Л?
(Согласный, звонкий, твердый, (на экране схема). На письме обозначается буквой «Л».
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, в именах которых встречается звук Л.
(Ответы детей).
Воспитатель: Мы можем открепить ещё один кусочек от черно-белого круга.
(Звучит фонограмма метель).
Воспитатель: Что Вы услышали? В каком месяце частые метели?
(В феврале).
С помощью снежка назовите слова, которые соответствуют данному месяцу: (Снежный, вьюжный, поземка, снег, метель, ветер).
Как много вы назвали «зимних» слов. Предлагаю самые длинные слова разделить на слоги.
3. Игровое задание: « Деление на слоги».
Воспитатель: Мы справились с этим заданием и сможем убрать ещё один кусочек от черно-белого круга. Вот видите, как преображается черно-белый круг в яркий узор калейдоскопа.
Метель – вьюга принесла волшебные снежинки. Я вижу по вашим глазам, как хотите быстрее увидеть весь узор калейдоскопа, а для этого я предлагаю поработать с волшебными снежинками. Присаживайтесь за столы. При заполнении перфокарт мы будем пользоваться схемой условных обозначений звуков, она лежит перед вами.
(Гласные – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные –зеленым).
4. Работа с перфокартами.

Воспитатель: Предлагаю друг у друга проверить выполненные задания. Если сделано все правильно - в правом нижнем углу приклейте еще одну снежинку.
Воспитатель: Наступило время убрать ещё один кусочек от черно-белого круга.
Сделать наш мир разноцветным поможет веселая игра.
Физкультминутка «Разноцветная игра». (Аудиозапись)

Воспитатель: Обратите внимание на узор. На нем остался последний кусочек чёрно-белого узора. Чтобы увидеть яркий загадочный узор калейдоскопа, попрошу вас украсить букву Л.
5. Упражнение на развитие мелкой моторики « Укрась букву Л» .
(Детям на выбор предложена крупа трёх видов (пшено, греча, рис), если времени не хватает, можно перенести на вечер)
Воспитатель: Предлагаю вам, на выбор, заготовки с буквами. Вы можете также выбрать любую крупу. Присаживайтесь за столы и приступайте к работе. Букву нужно обильно намазать клеем и посыпать крупой, немножко придавив её.
(Во время упражнения рассказ воспитателя о международном дне родного языка).
21 февраля ежегодно отмечается международный день родного языка. Этот праздник впервые в нашей стране отмечается на государственном уровне. На протяжении веков наш язык и наша культура были сильнейшими факторами для сохранения русских национальных и духовных ценностей во всем мире».
Воспитатель: У кого из вас в имени встречается звук Л? (если нет у детей, то может быть есть в имени мамы или папы). Кому вы подарите эту красивую букву.
Воспитатель: Мы можем убрать последний кусочек чёрно-белого узора. У нас получилось создать из цветных стекляшек чудесный и неповторимый узор.
(Видеозапись «Калейдоскоп с музыкой»).
Воспитатель: Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия.
Рефлексия:
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? Выполняя, какое задание вам было трудно и почему?
А мне очень понравилось, с каким настроением вы сегодня работали. Вы очень старались и были активными. Все задания выполняли старательно и внимательно. Вижу, что настроение …. тоже улучшилось. На память о нашей встрече примите, пожалуйста, эти калейдоскопы. Я уверена, что у вас всегда будет прекрасное настроение. Спасибо вам всем!

Название: «Проделки Шапокляк ». Звуковая культура речи: звук Ш.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, звуковая культура речи, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №6
Месторасположение: г. Задонск, Липецкая область

«Проделки Шапокляк». Звуковая культура речи: звук Ш.

1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

2. Развитие фонематического восприятия и слуха.

3. Умение находить слова со звуком [ш].

4. Воспитание умения слушать других.

  1. Организационный момент.

1)приветствие:

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.

2)психогимнастика:

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятье не зевать,

На все вопросы отвечать.

  1. Сообщение темы занятия.

Ребята! Я принесла в группу шкатулку с сюрпризом и положила на полочку, а её здесь нет.

Куда же она подевалась?

(на планшет приходит смс сообщение (звук))

Извините, меня мне пришло электронное письмо, я обязательно должна его прочесть.

Ребята, пишет нам Шапокляк, вы её знаете? Из какого она мультфильма?

Письмо: Я решила немного пошутить над вами, игру я спрятала, а куда, вы узнаете, выполнив мои задания.

Ребята, но все задания я вам сразу не прочту, это условия Шапокляк, как только будет выполнено 1-е задание, откроется второе.

1-е задание от Шапокляк:

Шапокляк хочет выяснить, знаете ли вы:

— Какие бывают звуки?(гласные и согласные)

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласный звук- воздух можно долго тянуть, согласный звук не тянется.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

— 1-е задание выполнено, можем приступить ко второму.

Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы выполнить второе задание, нам необходимо чётко произносить звуки, в этом нам поможет артикуляционная гимнастика.

  1. «Погладь кошку». (языком проводим по нёбу вперёд, назад рот приоткрыт)
  2. «Лошадки» (цокаем)

Пройдите к стульям, и послушайте задания:

2-е задание от Шапокляк:

А с какого звука начинается имя Шапокляк? [ш].

Как шумит море? Как шуршит лес? Как шипит змея? (Ш-ш-ш).

Какой звук объединяет эти слова? (звук [ш]).

Характеристика звука.

Как вы думаете, кокой это звук?

— Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит.

Ребята, а звук [ш] необычный, у этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, он всегда твердый.

Подберите слова которые начинаются на звук [Ш].

Молодцы, с этим заданием вы справились, теперь мы сможем прочесть письмо дальше.

Ребята, подойдите пожалуйста к мольберту (чистый с магнитами, рядом стул на котором лежат картинки).

3-е задание «Мы со звуком Ш играем».

— Вы правильно подобрали слова, а теперь найдите расположение звука [Ш] в словах от Шапокляк.

— Возьмите каждый по одной картинке и определите место звука [Ш] в слове.

Мы со звуком Ш играем

И картинки подбираем:

Карандаш, машина, шишка,

Шляпа, бабушка, малышка,

Ландыш, дедушка, подушка,

Мишка, шорты и лягушка.

(разбираем слова) .Дети определяют правильность выполненного задания.

Чистоговорка- физкультминутка.

А сейчас немного поиграем. Я буду говорить, а вы внимательно слушать, повторять и выполнять движения.

Ша-ша-ша- нет карандаша.(«не знаю»)

Шо-шо-шо- нам гулять хорошо. (маршируем)

Шу-шу-шу- я сижу и не шуршу. (сидят на корточках, обхватив колени)

Ши-ши-ши- притихли малыши. (пальчиком «грозим», показываем маленький рост).

Ребята, а в нашей игре вы слышали звук [ш].

Кто запомнил и сможет назвать слова со звуком [ш].

4-е задание: игра: «Разложи картинки».

Ребята, а сейчас давайте пройдём к столу, и прочтём письмо дальше.

Сядьте ровно, спинка прямая.

Перед вами подносы, посмотрите что там…(называют)

Чем отличаются дома?(одноэтажный и двухэтажный)

(На столе на каждого ребёнка лежат картинки, и два домика.

5-е задание: «Посели жильцов». В одноэтажный домик вы должны положить картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, в которых нет звука [ш]. Но в начале давайте проведём пальчиковую гимнастику.

пальчиковая гимнастика:

Кошка мышку не поймала,

Мышка в норку убежала

И от страха там дрожит,

Кошка мышку сторожит.

Картинки: кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик. (1 ребёнок выполняет задание у доски)

С каким звуком слова вы поместили в одноэтажный дом? (звук [ш])

В двухэтажный?

6-е задание: Игра «Назови картинку».

Ребята, а сейчас подойдите ко мне. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду, вы его сможете найти на картинке, которые находятся на доске.

Выставляются картинки: (читаю предложения, дети находят картинку- продолжение).

— на сосне растут- … (шишки), (повтори предложение)

— на орешнике - … (орешки).

Мы надули красивый… (воздушный шар)

— Ой, про письмо то мы забыли! Давайте прочтём его дальше.

7-е задание: «стихотворчество»

Шапокляк предлагает нам последнее задание, мы должны придумать окончание стихотворения.

Фокусник носит шляпу с секретом.

Вот поглядите-ка: шляпа пуста.

Как же оттуда, скажите при этом

……………………………………..

(Фокусник кролика сможет достать? Фокусник будет цветы доставать? Фокусник будет платки доставать?)

— Что носил фокусник? (шляпу)

На какой звук начинается? (ш).

— Ребята, я кажется догадалась где Шапокляк спрятала шкатулку с секретом.

А поиграем мы чуть позже.

6.Итог занятия.

Что нового вы сегодня узнали?

— Какое из заданий больше понравилось?

— Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.

Ирина Николаевна Пожалюк
НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [г] и [х]»

Тема : ЗКР. Дифференциация звуков «г» , «х» .

Цели : 1. упражнять детей в произношении звуков «г» и «х» отдельно, в слогах и в словах; учить слышать звук в слове , определять его позицию, называть слово на заданный звук .

2. Совершенствовать слуховое внимание, укреплять голосовой аппарат, совершенствовать речевое дыхание.

3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку и занятиям по звуковой культуре речи .

Словарная работа :

Обогащение : пароход, подсолнух, черепаха.

Закрепление : скороговорка, хата.

Активизация : халва, грач.

Материал к НОД : двусторонние карточки-фонарики с красной и синей сторонами.

Дети, А хотите поиграть со мной в игру, которая называется «Покатаемся на лошадках» ? Когда лошадки идут по дороге они цокают копытами вот так (образец) . Давайте, когда я скажу «поехали» вы приоткроете рот и будете щелкать кончиком языка, а когда скажу «остановитесь» вы перестанете щелкать. (Повторение упражнения 2-3 раза) .

Молодцы, ребята, С вами очень весело играть. А скажите-ка мне а какие бывают звуки ? (гласные и согласные) . Правильно. А с какими звуками вы познакомились на прошлом занятии (р, л) Какие же это звуки (согласные) . А какие еще согласные звуки вы знаете ? (Ответы детей) . Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новыми звуками «г» и «х» . Послушайте, как я их произнесу.

Дети, язычок у нас находится за зубами. Когда мы произносим звуки «г» или «х» , то звук вылетает вместе с воздухом, мы как бы выдыхаем. Давайте попробуем произнести сначала звук «г» , а затем»х». (Дети произносят звуки ) .

А теперь будьте очень внимательны. Я буду произносить звук «г» , а вы звук «х» и наоборот. (повторение упражнения 2-3 раза) .

А теперь поиграем в еще одну игру. Я буду произносить фразу, а вы должны будете повторить несколько раз последний слог последнего слова в этой фразе. Послушайте. Мне купили сапоги. Вы повторяете ги- ги-ги. Давайте продолжим.

Мне купила сапоги (ги-ги-ги) .

Одна нога (га-га-га) .

Я хожу по кругу (гу-гу-гу) .

Я сижу наверху (ху-ху-ху) .

Много смеха (ха-ха-ха) .

Хорошо. А теперь вы будете придумывать слова со звуками «г» и «х» . Ответы нескольких детей

Хорошо. А теперь давайте с вами придумывать слова со звуками «г» и «х» . Дети придумывают слова и за это получают фишки. Количество полученных фишек определяет победителя.

Молодцы. Послушайте, какое стихотворение я начну читать, а вы поможете мне его продолжить. Будьте внимательны. Это слово должно подходить по смыслу стихотворения и в нем должен быть звук «Г» .

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду (в гости) .

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык

Опрокинул (грузовик) .

Физкультминутка (игра малой подвижности) .

А теперь я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду называть слово, а вы будете поднимать фонарики красной стороной, если услышите звук «г» и синей, если услышите звук «х» .Будьте внимательны. (Слова : хорошо, горка, лампа, хлеб, яблоко, хворь, друг, ухо, пароход, смородина, верх, группа ).

Замечательно вы ребята справились с этим не простым заданием. Предлагаю вам теперь разучить несколько скороговорок. Сначала мы будем произносить слова медленно, а затем все быстрее и быстрее.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

У дверей хат стоит ухват

На каждую хату по ухвату.

У вас очень хорошо получается. Дома этим скороговоркам научите своих мам и пап. А сейчас будет задание для очень сообразительных детей. Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать и сказать, какой из звуков «г» или «х» есть в отгадке.

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает. (книга) .

Бел, да не сахар

Ног нет, а идет (снег) .

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит,

Под ним не зная страха

Гуляет (черепаха) .

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков (горох) .

Напомните мне, с какими звуками вы сегодня познакомились(«г» и «х» ). Какие это звуки ? (согласные) .

Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все мои вопросы, были внимательными и активными.

Публикации по теме:

Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: - закреплять знания детей о гласных звуках.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ» Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в словах, предложениях. Задачи: I. Закреплять правильную артикуляцию звуков. II. Развивать.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; - формировать.

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ИКТ «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Пик и Бим в плену» Бюджетное учреждение "Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического.

Екатерина Лопатина
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе «Звук [Р]»

Цель : Развивать фонематический и речевой слух.

Образовательные задачи : закрепить умение делить слова на слоги; упражнение в определении места согласного звука [Р] в слове ; упражнять в звуковом анализе слова

Развивающие задачи : Развитие фонематического слуха, развитие внимания, памяти и логического мышления.

Воспитательные задачи : Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование : различные картинки; мяч; конверт с письмом.

Психогимнастика. Дети, давайте поздороваемся с гостями. Мы говорим здравствуйте, что мы этим желаем людям? (ответы детей)

А сейчас мы с вами сделаем глубокий вдох – вдохнем радость, хорошее

настроение, удачу, а выдохнем разочарование, неуверенность, плохое настроение, уныние.

И так у нас с вами хорошее настроение и мы с улыбкой принимаемся за

Организационный момент.

Ребята, вы знаете, я сегодня в почтовом ящике детского сада нашла письмо.

Оно адресовано детям подготовительной группы «Капелька» , то есть нам, от старичка – звуковичка , поэтому мы можем смело его прочитать.

(Распечатывают и читают письмо)

«Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Капелка» .

Пишет вам старичок – звуковичок . Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Как у вас состоят дела со звуками и буквами ? Хотел бы проверить ваши знания. Я надеюсь, что вы готовы пройти испытания…

Я посылаю вам задания, если все выполните, вас ждет сюрприз.

Задания получите у воспитателя.

Я желаю вам успехов.

С уважением старичок-звуковичок »

Основная часть

И так ребята мы с вами знаем что, звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

Послушайте стихотворение и скажите, про какой звук мы будем сегодня говорить? Какой звук чаще всего встречается?

Редьку, репку, огурец

Ест для крепости борец!

Канарейка ест варенье.

Говорит, для оперенья. (Ответы детей)

Правильно! Сегодня мы будем говорить про звук Р .

Какие слова вы запомнили с данным звуком ? (дети по очереди отвечают)

Воспитатель. А теперь, ребята, вы готовы выполнить задания старичока – звуковичока ? (ответы детей) .

Ну тогда приступим. И так первое задание.

Надо охарактеризовать звука «Р» :

- Звук «Р» какой : гласный или согласный (ответы детей) (согласный) .

(при образовании согласного звука выдыхаемый воздух во рту встречает различные препятствия, и от этого получается шум; при образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно)

А ещё какой? Звонкий или глухой (ответы детей) (звонкий)

Почему он звонкий? (ответы детей) (Потому, что он произносится с голосом)

Он мягкий или твёрдый? (ответы детей) (Твёрдый)

Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?

Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий?

А гласные?

Скажите, кто или что может рычать? (ответы детей)

А давайте попробуем все вместе порычать?

Молодцы! Справились с первым заданием.

Воспитатель. А вот второе задание.

Сейчас мы поиграем в игру «Эхо» . Я буду называть слова, а вы будете повторять за мной, как эхо, последний слог :

Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры,

кобра (ра, метро (ро, шары (ры, кора (ра) .

И это задание выполнено.

Воспитатель. Третье задание. Если вы услышите в слове звук [Р] надо хлопать в ладоши, а если не услышите то поднять руки вверх.

Ура, нора, зима, кора, весна, гора, дыра, шапка, гитара, пантера, детвора, жара, музыка, баран, блины, пироги, рыба, города, пират, парад, окно, Марат, аромат, кофта, ураган, метель, Буратино, барабан, шкаф, таракан, пароход, телефон, хоровод, муравей.

И это задание вы выполнили.

Физминутка

А теперь давайте немного отдохнем и разомнемся.

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Повтори еще разок!

Воспитатель.

Давайте присядем за столы и выполним четвертое задание и поиграем в игру «Где спрятался звук Поиграем? Итак я называю вам слово, а вы определяете к какой части слова находится звук [Р] в начале , середине или в конце. Кто готов, поднимаем руку.

1Родина 2Курок 3Тигр

1Ручей 2Норка 3Театр

2Крокодил 2Курица 3Забор

1Река 2Карамель 3 Светофор

2Трамвай 2Барабан 2Зебра

И с этим заданием справились.

Воспитатель. И последнее задание.

(Звуковой анализ слова : рыбак.)

Пальчиковая гимнастика на букву «Р» - Рыбки (старшая, под. группы )

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала : "Нырять здесь легко!" Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

Вторая сказала : "Ведь здесь глубоко". Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .

А третья сказала : "Мне хочется спать!" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями – дрожь.)

А пятая крикнула : "Здесь крокодил!

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Из чего состоит слово? (из слогов) . А как определить сколько слогов в слове? (Ответы детей) (Надо посчитать гласные) .

Правильно, ведь мы знаем правило : сколько в слове гласных, столько и слогов. Сейчас мы с вами сделаем схему слова : рыбак. Положите перед собой длинную «полосочку - слово» .

А теперь давайте все произнесём слово рыбак на распев. Сколько вы услышали гласных? (ответы детей) Значит, сколько слогов в слове? -А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам : ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.

Какой первый слог? «ры» . Какой первый звук в слоге «ры» ? (звук «Р» ).

- «Р» - какой звук ? Каким цветом мы его обозначаем (ответы детей) (синим) . Положите синий кубик под первой короткой полоской.

Какой второй звук в слоге ры ? (звук «ы» ).

- «ы» – какой звук ? (ответы детей) (гласный) . Каким цветом обозначим? (ответы детей) (красным) .

Второй слог - бак разбираем по аналогии.

Сколько слогов в слове? (два) . Сколько гласных звуков ? (два) . Сколько согласных? (три) . Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?

Дети : От слова РЫБА.

А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА? (ответы детей)

(рыбалка, рыбный)

Ребята, мы со всеми заданиями справились.

Заданий больше нет и старичок - звуковичек прислал вам разукрашки с буквой Р.

Рефлексия.

1. А каком звуке мы сегодня говорили ?

2. Как вы думаете, мы справились с заданием?

3. А что для вас было самым интересным?