Самый большой подводный корабль. Самая большая в мире атомная подводная лодка «Тайфун
Олегу Кулешову показалось мало обойти вокруг тяжелого атомного ракетного крейсера ТК-208 «Дмитрий Донской». Специально для «Защищать Россию», вместе с фотоаппаратом, он полез внутрь самой большой подлодки в мире.
Чтобы попасть внутрь крейсера, нужно войти через выпуклость в рубке, которую называют «прилив». Пройдя несколько трапов вверх, сухопутный посетитель оказывается под командирским мостиком у верхнего рубочного люка.
Верхний рубочный люк ведет прямо на главный командный пункт (ГКП), он же центральный пост. ГКП встречает множеством мониторов, пультов управления рулями, общекорабельными системами, ракетным и радиотехническим вооружением. Это - мозг корабля. Фотографировать здесь нельзя. Если по коридору пройти дальше, можно попасть в кают-компанию.
Когда подводная лодка в море, здесь питаются офицеры. Когда лодка стоит у причала, в кают-компании проходят различные совещания, а также просмотр фильмов.
С осени 2007 года в кают-компании ТК-208 находится экспозиция, посвященная Куликовской битве. Она появилась благодаря шефству над АПЛ «Дмитрий Донской» Государственного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области.
Куликовская битва состоялась в сентябре 1380 года. Несмотря на то, что до конца монголо-татарского ига оставался еще ровно век, именно битва, заставившая войска Мамая повернуть вспять, положила начало освобождению Руси.
По легенде на битву, состоявшуюся в междуречье Дона и Непрядвы, русского князя Димитрия Ивановича, позднее получившего прозвище Донской, благословил Сергий Радонежский.
В экспозиции представлены наконечники стрел русских воинов XIV века, а также колчан со стрелами.
Булава из экспозиции не просто экспонат, а важный инструмент, с помощью которого проводят обряд посвящения в подводники. «Дмитрий Донской» является единственным подводным крейсером, где булава заменяет традиционную кувалду в обряде.
Обряд посвящения проходит каждый, кто впервые погрузился под воду, независимо от должности и звания. «Перворазнику» необходимо выпить плафон (0,3−0,5 л) забортной морской воды. После этого он должен поцеловать булаву (на обычных субмаринах ее заменяет раскачивающаяся кувалда). Самое главное - не получить по зубам (для этого надо целовать булаву/кувалду на излете). Исполнивший виртуоз получает удостоверение подводника и - в зависимости от настроя экипажа - презент в виде воблы, хотя бывают и памятные печати на обеих половинах мягкого места.
Подводник, служивший на аналогичной «Дмитрию Донскому» «Северстали», вспоминает, что обряды проходили всегда весело: «…бесстрашные турбинисты целовали кувалду, обмазанную смазкой пожирнее. Устраивали в море концерты и театрализованные представления - на Северном полюсе Нептун с русалкой и чертями ходили по лодке и раздавали всем удостоверения о покорении полюса». 5 апреля 2000 года верховному главнокомандующему России Владимиру Путину, находящемуся на борту АПЛ К-18 «Карелия», предложили стакан забортной воды с глубины 50 м. Президент с улыбкой выслушал: «Вас приветствует Нептун, царь морей, большой шалун», выпил залпом и закусил сушкой. Кувалду предлагать не рискнули.
Для физического отдыха экипажа внутри лодки есть салон, спортивный зал, солярий, сауна, обшитая дубовыми досками, бассейн 4×2 и глубиной 2 метра, который может заполняться как пресной, так и забортной водой с возможностью подогрева.
Подводники ходят в сауну постоянно, но чаще на базе. В море режим службы всегда напряженный - не до саун.
В бассейне, когда лодка в море, вода забортная, а в базе только пресная.
В салоне командира три помещения. Первое - зал для переговоров.
Второе - каюта командира.
В каюте Олега Цыбина висит Андреевский флаг, под которым тогда капитан второго ранга совершил первый выход в море в должности командира.
Третье помещение в салоне капитана - каюта флагмана (или старшего на борту).
Удивительно, но на АПЛ «Дмитрий Донской» есть своя фотолаборатория.
Напротив фотолаборатории висит 4-й номер фотогазеты «Перископ». Делает ее редколлегия в составе одного человека.
«Ты лжец, Нам-Бок, ибо все знают, что железо не может плавать»
/Джек Лондон/
Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.
Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.
Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).
Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.
Причина данного парадокса очевидна:
Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.
В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент - 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.
Якорь подводного ракетоносца пр. 941 "Акула"
Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора "Нью-Джерси"
А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн.
Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!
Большая разница
В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.
Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки. О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.
Малышка С-189 на фоне "Мистраля"
Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?
Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.
*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»
Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:
Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе
Самая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула»).
Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».
Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).
В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)
А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».
Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же - «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!
Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».
При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок - около 11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.
Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой !
Можно долго восхищаться акульим видом:
"Акула" и один из РПКСН семейства 677
Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне исполинской рыбины
Причина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…
Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.
Погрузка 90-тонной "кузькиной матери"
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39
Огайо
Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» - неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?
Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.
Убийца авианосцев
Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).
Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.
Для того, чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.
"Батон" и Акула
Два "батона"
Но насколько оправданно было строительстве подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…
Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например –
Щука-Б
Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное до появления американских АПЛ типа «Сивулф».
Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).
В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.
Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» - непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).
Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!
Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.
В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.
Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».
Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).
Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца" - не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)
Недостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: бОльшие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие - лодка громче шумит. А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом…
Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» - целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.
Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.
Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.
Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа "Сивулф"
Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, "Акула" не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа "Нимиц" или ТАВКР "Адмирал Кузнецов" - размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом
Маленькая рыбка слева - ДЭПЛ "Варшавянка"
Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ
Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 "Северодвинск" (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию "Акулы"
Статье требуется доработка наждачкой
Статье требуется доработка по причине: Карточка, вводный абзац, содержание, оформление .
История
Проект 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН). Разработаны в одном из ведущих советских предприятий в области проектирования подводных лодок, в конструкторском бюро «Рубин», в городе Санкт-Петрбург. Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире и до сих пор одни из самых мощных.
В декабре 1972 года, было выдано тактико-техническое задание, на проектирование, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.
ТК-208 является первой построенной подлодкой данного типа. Она была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года. Ее выход на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском корабля на воду, в носовой части было нанесено изображение акулы. Потом нашивки с акулой начали появляться и на форме экипажа. Хоть проект и был начат позже, чем американский проект, крейсер все равно вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было построено и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был сделан.
Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив:
«Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система - «Тайфун» имеется и у нас».
Брежнев не просто так назвал «Акулу» «Тайфуном», он сделал это, для того чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16000 тонн.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён одновременный пуск 20 ракет Р-39.
Главный конструктор проекта Сергей Никитич Ковалев
Серге́й Ники́тич Ковалев (15 августа 1919, Петроград - 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) - генеральный конструктор советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР - с 1981), доктор технических наук.
Биография
Сергей Никитич Ковалёв родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде.
В 1937-1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте. Из-за Великой Отечественной Войны закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте.
В 1943 году, после того как закончил институт, был распределен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (позже стало называться Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). В 1948 году был переведен в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора. C 1954 года становится главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617.
С 1958 года является Главным (впоследствии Генеральным) конструктором атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941. На «Севмаше» только по проектам Ковалева, было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по всем проектам Ковалева было построено 92 подводные лодки.
Сергей Никитич Ковалев умер в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни.
Награды
Почетные звания
Ордена и медали
Премии
Конструкция
Энергетическая установка подводных лодок была выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в двух разных, укрепленных корпусах. Реакторы были оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения, а также для контроля состояния реакторов, подлодка была оснащена импульсной аппаратурой. Также при проектировании в ТТЗ был включен пункт об обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально построен совершенно новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире. Корабли этого проекта обладают большим запасом плавучести - более 40 %. В полностью погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.
Условия экипажа
На «Акулах» членам экипажа обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок условия для проживания. За небывалый комфорт «Акул» прозвали «плавучей гостиницей», а моряки называют «Акулу» «плавучим Хилтоном». При проектировании подлодок проекта 941, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда размещена в обшитых пластиком под дерево 2-местных, 4-местных и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.
На «Акуле» имеется и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело–тренажерами и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Правда, кое-что из этого не работало уже с самого начала. Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.
Представители
Название | Заводской номер | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Текущий статус |
---|---|---|---|---|---|
ТК-208 «Дмитрий Донской» | 711 | 17 июня 1976 | 23 сентября 1980 | 12 декабря 1981, 26 июля 2002 (после модернизации) | Модернизирован по проекту 941УМ. Переоборудован под новую БРПЛ «Булава». |
ТК-202 | 712 | 22 апреля 1978 (01 октября 1980) | 23 сентября 1982 (24 июня 1982) | 28 декабря 1983 | В 2005 году разделан на металл при финансовой поддержке США. |
ТК-12 «Симбирск» | 713 | 19 апреля 1980 | 17 декабря 1983 | 26 декабря 1984, 15 января 1985(в состав СФ) | В 1998 году исключён из состава ВМФ. 26 июля 2005 года доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы». Утилизирована |
ТК-13 | 724 | 23 февраля 1982 (5 января 1984) | 30 апреля 1985 | 26 декабря 1985 (30 декабря 1985) | 15 июля 2007 американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация. В мае 2009 году разделан на металл. В августе 2009 года шестиотсечный блок с реакторами переведен из Северодвинска на Кольский полуостров в губу Сайда для долговременного хранения. |
ТК-17 «Архангельск» | 725 | 24 февраля 1985 | август 1986 | 6 ноября 1987 | Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации. |
ТК-20 «Северсталь» | 727 | 6 января 1987 | июль 1988 | 4 сентября 1989 | Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации. |
ТК-210 | 728 | - | - | - | Не закладывался. Готовились корпусные конструкции. Разобраны в 1990 году. |
ТК-208 «Дмитрий Донской»
ТК-208 «Дмитрий Донской» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула», вооруженный баллистическими ракетами, предназначен для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника. Модифицирован по проекту 941УМ. Оснащён ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. «Дмитрий Донской» - самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула»
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
16 марта 1976 | |
25 июля 1977 | |
29 декабря 1981 | |
9 февраля 1982 | |
Декабрь 1982 | Переход из Северодвинска в Западную Лицу |
1983-1984 | Пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19 в состав которого входит Р-39 (советская твердотопливная баллистическая ракета подводных лодок) |
3 декабря 1986 | Занесена на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей Военно-Морского флота |
18 января 1987 | Занесена на Доску почета передовых частей и кораблей МО СССР |
Август 1988 | Испытание по программам «Грунт» и «Россыпь» |
20 сентября 1989 | Перешла в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У |
1991 | Сворачивание работ по проекту 941У |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
1996 | Возобновление работ по проекту 941УМ |
1989-2002 | Проведена модернизация по проекту 941УМ |
7 октября 2002 | Присвоено наименование «Дмитрий Донской» |
26 июня 2002 | Выход со стапелей |
30 июня 2002 | Начало швартовых испытаний |
26 июля 2002 | Повторно введена в состав Северного флота |
2008 | Проведен ремонт и модернизация на ОАО ПО «Севмаш» |
Сентябрь 2013 | Сообщалось о планах пусков МБР Р-39 «Булава» с «Дмитрия Донского» для подтверждения технических характеристик ракеты |
9 июня 2014-19 июня 2014 | Выход с территории ОАО ПО «Севмаш» в море |
21 июля 2014 | Вернулась на территорию Беломорской Военно-Морской базы после проведения государственных испытаний РПКСН 955 «Борей» и К-551 «Владимир Мономах» |
30 Августа 2014 | Вместе с ПЛАРК К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» и МПК-7 «Онега» проекта 1124М «Альбатрос» вышел в Белое море |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-208 «Дмитрий Донской» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 27 узлов (50 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 320 метров |
400 метров | |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 165 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 турбины по 45000 л/с |
Основное вооружение
ТК-202
ТК-202 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Второй корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
02 февраля 1977 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
25 июля 1977 | Отнесена к подклассу тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТРПКСН) |
28 декабря 1983 | Вступление в строй Военно-Морского флота СССР |
18 января 1984 | Включена в состав Северного флота |
28 апреля 1986 | Попадание в трал рыболовецкого судна |
20 сентября 1989-1 октября 1994 | Средний ремонт в городе Северодвинск на ФГУП «Звёздочка» |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
28 марта 1995 | Выведена из боевого состава Военно-Морского флота и поставлен на отстой в губе Нерпичья, в городе Заозерск |
2 августа 1999 | Отбуксирована в город Северодвинск |
1999-2003 | Находилась в городе Северодвинске на ФГГП «Звездочка» в ожидании разделки на металл |
2003-2005 | Разделана на металл. Реакторные отсеки отбуксированы на отстой в губу Сайда |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-202 | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 метров |
Предельная глубина погружения | 480 метров |
Автономность плавания | 180 суток |
Экипаж | 160 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 150 МВт 2 гребных вала по 50 тыс лс на валу |
Основное вооружение
ТК-12 «Симбирск»
ТК-12 «Симбирск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Третий корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
19 апреля 1980 | |
21 мая 1981 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
17 декабря 1983 | Спущена на воду |
22-25 августа 1984 | Первый выход в море в рамках заводских ходовых испытаний |
13-22 ноября 1984 | Государственные испытания с испытанием ракетного комплекса |
27 декабря 1984 | Вступление в строй Военно-Морского флота СССР |
28-29 декабря 1984 | Осуществила переход к месту постоянного базирования в губу Нерпичья (Западная Лица) |
12-18 июня 1985 | Перешла из губы Нерпичья в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» |
7 августа-3 сентября 1985 | |
4-10 сентября 1985 | Испытания отдельных функций навигационного комплекса в акватории Белого моря |
21 сентября-9 октября 1985 | Выполнена поход в высокоширотные районы |
4-31 июля 1986 | Проведен межпоходовый ремонт на «Севмашпредприятии» |
1-18 августа 1986 | Выполнила программу расширенных акустических испытаний |
Август-сентябрь 1986 | Первый из кораблей этого проекта совершил поход на Северный полюс |
1987 | Присвоено звание «Отличный корабль» |
27 января 1990 | Выведена в резерв 1-й категории для предстоящего ремонта |
9 февраля 1990 | Пришла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта |
10 апреля 1990 | Выведена в резерв 2-й категории из-за проведения операции по перегрузке активных зон реактора |
Ноябрь 1991 | |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
1996 | Выведена в резерв. Поставлен на прикол в губе Непричья |
2000 | Исключена из состава Военно-Морского флота |
Ноябрь 2001 | Получила неофициальное название «Симбирск» |
Июль 2005 | Отбуксирована из пункта постоянного базирования в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы» |
Июнь-апрель 2006 | С борта корабля утилизировано отработавшее ядерное топливо |
2006-2007 | Разделана на металл. Реакторные отсеки были загерметизированы, спущен на воду и отбуксирован для длительного хранения в губу Сайда |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-12 «Симбирск» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 27 узлов (50 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 320 метров |
Предельная глубина погружения | 380 метров |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 168 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тысяч л.с. |
Основное вооружение
ТК-13
ТК-13 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Четвертый корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
23 февраля 1982 | Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) |
19 января 1983 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
30 апреля 1985 | Спущена на воду |
26 декабря 1985 | Подписание приемного акта об вступлении подлодки в строй |
15 февраля 1986 | Включена в состав Северного флота с постоянным базированием в губе Непричья |
Сентябрь 1987 | Подлодку посетил Генеральный Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев |
1989 | Завоеван приз ГК Военно-Морского флота по ракетной подготовке |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
1997 | Выведена из боевого состава Военно-Морского флота |
15 июня 2007 | Подписан контракт на утилизацию |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-13 | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 27 узлов (50 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 320 метров |
Предельная глубина погружения | 400 метров |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 165 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тыс. л.с. |
Основное вооружение
ТК-17 «Архангельск»
ТК-17 «Архангельск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Пятый корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
9 августа 1983 | Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) |
3 марта 1984 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
12 декабря 1986 | Спущена на воду |
12 декабря 1987 | Прибыла в постоянное место базирование в губу Нерпичья (Западная Лица) |
19 февраля 1988 | Включена в состав Северного флота |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
17 июня 2001 | Убыла в город Северодвинск для ремонта |
18 ноября 2002 | Присвоено наименование «Архангельск» |
2002 | Окончен ремонт на «Севмашпредприятии» |
15-16 февраля 2004 | На подлодке в море вышел В. В. Путин с сопровождающими его лицами |
26 января 2005 | Выведена из состава сил постоянной готовности |
Май 2013 |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-17 «Архангельск» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 метров |
Предельная глубина погружения | 480 метров |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 180 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тысяч л.с. |
Основное вооружение
ТК-20 «Северсталь»
ТК-20 «Северсталь» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Шестой корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
12 января 1985 | Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) |
27 августа 1985 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
11 апреля 1989 | Спущена на воду |
19 декабря 1989 | Подписан приемный акт о вступлении в строй |
28 февраля 1990 | Включена в состав Северного флота |
Июнь 1990 | Приняла участие в учениях по определению демаскирующих факторов |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
11 октября 1994 | Убыла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта |
3-4 декабря 1997 | Заняла первое место на СФ по ракетной подготовке |
1998 | Заняла первое место на СФ по борьбе за живучесть |
20 июня 2000 | Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом присвоено наименование «Северсталь» |
2001 | По итогам года была объявлена лучшей подлодкой Северного флота |
29 апреля 2004 | Выведена в резерв |
2008 | Находилась в резерве до принятия решения об утилизации или перевооружении |
Май 2013 | Принято решение об утилизации |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-20 «Северсталь» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 метров |
Предельная глубина погружения | 480 метров |
Автономность плавания | 180 суток |
Экипаж | 160 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 173,1 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тысяч л.с. |
Основное вооружение
ТК-210
ТК-210 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Планировалась к закладке в 1986 году на Севмаше под заводским номером 728. Должна была стать седьмым кораблём в серии, однако из-за договора по ОСВ-1 строительство было отменено, а уже готовые корпусные конструкции были разобраны на металл в 1990 году.
Сравнительная оценка проекта 941 «Акула»
У Военно-Морского флота США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок, которые относятся к третьему поколению - «Огайо». Всего подлодок типа «Огайо» было построено 18, из них 4 были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». Первые атомные подводные лодки этой серии вступали в строй одновременно с советскими «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последующей модернизации, в том числе и с шахтами, запасом места и со сменными стаканами, на них используется один тип баллистических ракет - Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и их числу «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».
«Огайо», в отличие от проекта 941 «Акула» предназначены для боевых дежурств в открытом океане в тёплых широтах, в том случае, когда «Акулы» часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников Военно-Морского флота США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.
Предшественники «Акул» - подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США - в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодочный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.
В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные ракетные войска стратегического назначения.
После принятия в боевой состав Военно-Морского флота СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023-2026 годов.
3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта атомных подводных лодок «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около атомной подводной лодкой «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка Военно-Морского флота США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.
Атомная подводная лодка - это одно из самых мощнейших орудий, которое существует на сегодняшний день во всем мире. Стоит отметить, что субмарины являются одной из главных составляющих обороноспособности страны. В нашем сегодняшнем обзоре можно увидеть 7 самых лучших и эффективных подобных судов.
1. Атомная подводная лодка - Шань
Шань – это один из самых современных видов атомных подводных лодок, которые находятся на вооружении Китайской Народной Республики. На сегодняшний день уже сконструировано 3 подобных экземпляров. Скорость хода такого подводного гиганта составляет 65 километров в час. Также стоит отметить, что судно способно плавать автономно в течение 80 дней.
2. Атомная подводная лодка - типа Рубис, Франция
Рубис – это одна из лучших видов Французских атомных подводных лодок, изготовленных еще в 1979 году. Скорость хода данного суда составляет 47 километров в час. Данный экземпляр способен располагать на своем борту экипаж, состоящий из 57 человек.
3. Атомная подводная лодка - Виктор-3, СССР
Виктор-3 – это один из лучших видов атомных подводных лодок, которые были изготовлены в СССР. Всего за время производства было сконструировано целых 26 подобных экземпляров, но, к сожалению, на данный момент в эксплуатации находятся всего лишь четыре. Скорость хода этого суда составляет приблизительно 57 километров в час.
4. Атомные подводные лодки - «Щука-Б»
Щука Б – это одна из лучших во всем мире модель атомной подводной лодки, которая способна автономно плавать в течении ста дней. Всего в мире сконструировано 15 подобных экземпляров, а в эксплуатации на данный момент находятся всего лишь 9 из них. Скорость хода составляет приблизительно 33 узла. Вооружена Щука четырьмя 660 мм торпедными аппаратами и 533 миллиметровыми с общим боезапасом в 40 снарядов.
5. Атомная подводная лодка - Вирджиния, Соединенные Штаты Америки
Вирджиния – это один из самых эффективных видов атомных подводных лодок, которые находящихся на вооружении Соединенных Штатов Америки. Всего в мире насчитывается 7 подобных экземпляров. Скорость данной модели достигает 35 узлов. Что касаемо вооружения в этом образце установлены 4 торпедных аппарата с боезапасом в 26 торпед и 12 пусковых установок типа Томагавк.
6. Атомная подводная лодка - типа Астьют, Великобритания
Астьют – это вид одной из самых лучших и мощных подводных лодок, изготовленных в Великобритании. Всего в мире было создано 7 подобных экземпляров. Скорость хода этого суда составляет 29 узлов. Данная модель вооружена 6 носовыми торпедными аппаратами и имеет боезапас в 48 торпед.
7. Атомная подводная лодка типа - Сивулф, Соединенные Штаты Америки
Сивулф - это вид одной из лучших подводных лодок, находящихся на вооружение Соединенных Штатов Америки. За все годы производства было сконструировано всего лишь 3 подобных экземпляров. Скорость хода этой модели составляет 35 узлов. Данное судно вооружено 8 торпедными аппаратами 660 калибра и имеет боезапас в 50 снарядов.
А любителям военно-морских кораблей, наверняка будет интересно посмотреть на
В титановом корпусе подводного корабля нашпигованного электроникой, подчиняющегося воле специально подготовленной команды, находятся двадцать четыре ракеты весом в девяносто тонн каждая. В этой статье речь пойдет о колоссе эпохи холодной войны – атомном подводном крейсере. Мало кто знает, сколь огромен он был на самом деле.
Некогда самой большой атомной подводной лодке класса «Акула», высота которой 25 метров, а ширина более 23-х, было под силу в одиночку нанести практически любой стране мира фатальные повреждения. Сейчас два из трех ракетных крейсеров проекта 941 не способны похвастать подобной мощью. Почему? Они нуждаются в капремонте. А третий, «Дмитрий Донской», еще известен как ТК-208, недавно закончил процесс своей модернизации и сейчас оснащен ракетным комплексом “Булава”. В существующие шахты, предназначенные для 24-х ракет Р-39, вставлены новые пусковые стаканы. Новая ракета по своим размерам уступает предшественницам.
Какое будущее у стратегических крейсеров?
На обслуживание одной подводной лодки из бюджета ежегодно выделяется 300 млн. рублей. Но стоит ли содержать такое мощное, но не нужное на сегодняшний день, оружие? Всего было построено шесть подводных гигантов, мы уже знаем, в каком состоянии находятся три из них, а что же стало с остальными? Из них вынули ядерное топливо, содержащееся в реакторных блоках, разрезали, герметизировали и захоронили в северной части России. Таким способом государство сэкономило бюджет, многие миллиарды могли бы уйти на содержание подлодок. Атомный крейсер появился на свет в ответ на действия США – введение подлодок класса “Огайо”, оснащенных двадцатью четырьмя межконтинентальными баллистическими ракетами.
К сведению, США ежегодно тратят 400 млрд. долларов на вооружение и модернизацию армии. У России эта сумма в десятки раз меньше, а стоит учесть, что территория нашей страны гораздо больше, чем Соединенных Штатов. С распадом Советского Союза, возникший хаос похоронил многие перспективные планы – у новых руководителей были на тот момент иные цели и задачи. Были утеряны три «Акулы» из шести, седьмая, ТК-201, так и не успела сойти с контейнера – ее разобрали еще на процессе сборки в 1990 году.
Уникальность самой большой подводной лодки сложно переоценить – это большое судно обладает высокой скоростью хода. Удивительно, но для таких габаритов подлодка бесшумна и обладает отличной плавучестью. Ей не страшны ледяные воды Арктики – «Акула» способна провести в состоянии подледного плавания многие месяцы. Корабль способен всплыть в любом месте – толщина льда не помеха. Подлодка наделена эффективной системой обнаружения противолодочных субмарин, запущенных противником.
Опаснейшая из субмарин
Сентябрь 1980 года – советская подводная лодка впервые коснулась водной глади. Размеры ее впечатляли – высота равна двухэтажному дому, а длина сопоставима с двумя футбольными полями. Непривычная величина произвела на присутствующих неизгладимое впечатление – восторг, радость, гордость. Испытания проходили в Белом море и районе Северного полюса.
Подводная лодка «Акула» способна на то, на что никогда не решится командующий атомной субмариной, принадлежащей странам НАТО, – передвигаться под толщей льда на мелководье. Ни одна прочая субмарина не способна повторить этот маневр – слишком велик риск повредить подлодку.
Военная стратегия современности показала неэффективность стационарных ракет – прежде чем они вылетят из пусковых шахт, по ним, замеченным со спутника, выпустят ракетный удар. Но свободно передвигающаяся атомная подлодка, оснащенная ракетной установкой, может стать козырной картой Генштаба Российской Федерации. Каждая подлодка оснащена спасательной камерой, способной вместить весь экипаж в чрезвычайной ситуации.
На подлодке созданы условия повышенной комфортности – офицерскому составу отведены каюты, в которых стоят телевизоры и кондиционеры, для прочего экипажа -предназначены маломестные кубрики. На территории подводной лодки размещены: бассейн, спортзал, солярий, но и это еще не все, есть сауна и живой уголок. Если повезет, и вы когда-либо увидите этого колосса вживую, то знайте – лодку, когда она в надводном положении, мы видим до верхней белой линии – все остальное скрыто толщей воды.
Востребованность АПЛ
Несколько раз поднимался вопрос о переводе подводной лодки с военной службы на мирную деятельность. Вероятно, и расходы на содержание окупились бы с лихвой. «Акула» способна перевозить грузы – до десяти тысяч тонн. Плюсы очевидны – подлодке не страшны шторма или морские пираты. Судно безопасное, быстроходное – в северных морях незаменимые качества. Никакие льды не помешали бы грузу добраться до северных портов. Этот плод многолетней напряженной работы ученых умов мог бы приносить пользу еще долгие годы.