Нормативы учебной недели. Роспотребнадзор разъяснил, сколько должны учиться дети

Depositphotos/racorn

Информацию о распределении учебной нагрузки в общеобразовательных школах областное управление ведомства разместило на своем сайте.

С начала учебного года в адрес управления поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах, — говорится в сообщении. Гигиенические требования к образовательному процессу в школах регламентируются документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать максимальную величину недельной нагрузки .

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и 11 классов и классов компенсирующего обучения также должно быть организовано в первую смену.

Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

— для учеников первых классов — не более четырех уроков и один день в неделю — не более пяти уроков, за счет урока физкультуры;

— для учеников вторых-четвертых классов — не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе;

— для учеников пятых-шестых классов — не более шести уроков;

— для учеников седьмых-одиннадцатых классов — не более семи уроков.

Научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10:00 — 12:00. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для учащихся первых классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке; вторых-четвертых классов — на вторых-третьих уроках; для учащихся пятых-одиннадцатых классов — на вторых-четвертых уроках.

Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Уровень работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале учебной недели, в понедельник, и в конце, то есть в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса. Обучение «первоклашек» должно проводиться с соблюдением дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

— используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по четыре урока по 35 минут каждый; в январе-мае — по четыре урока по 45 минут каждый;

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

— вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее десяти минут, для организации питания детей после вторых и третьих уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.

Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста школьников, рекомендуется проводить не менее трех уроков физкультуры в неделю. Занятия физкультурой рекомендуется ставить в числе последних уроков. После них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Ведомство уточняет, что в случае нарушения этих требований в школах можно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.

Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. Сколько детей максимально может быть первом классе? Сколько детей в классе. Интересует начальная школа, дочь идет в первый класс, если ничего не измениться, то детей будет 33...

Сколько детей в классе. Интересует начальная школа, дочь идет в первый класс, если ничего не измениться, то детей будет 33, это в этом году Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. Решение о приеме в первый класс такого ребенка...

Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. Итак: ЕГЭ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?В следующем учебном году уже и четвероклассников ждут Начальная школа за 3 года.

В начальной школе учитель много давала "сверх программы" и из разных источников. учебная нагрузка в 1-ом классе. Подскажите, если можно, с сылками. У нас в школе еще В МЭИ в те годы было очень прикольное автоматизированное Начальная школа: допустимые...

учебная нагрузка в 1-ом классе. Подскажите, если можно, с сылками. У нас в школе еще внеурочка была с маками Нагрузка в специализированных школах. Хочу узнать как в других школах. Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования.

Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. Требования Министерства образования. Где можно узнать нормативы по физической культуре? Особо наглые мамы договариваются о части уроков (музыка, физкультура) в общем классе.

Нормативы по физкультуре в 4 классе. Общее развитие. Образование детей. Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. Где можно узнать нормативы по физической культуре?

Раздел: Школьные проблемы (максимальная численность детей в классе начальной школы). Начальная школа - количество детей в классе. В других классах 24 и 25 человек. Уже устали писать и ждать, чтобы в школе произошли какие-то перемены, департамента они не боятся, так...

учебная нагрузка в 1-ом классе. Подскажите, если можно, с сылками. На второй неделе 1-го класса сформировалось следующее расписание: понедельник - 5 уроков (дополнительный - ИКТ), вторник - 6 уроков (4 урока, потом окно, на 6-ом уроке - немецкий язык), среда - 5 уроков...

Начальная школа: допустимые нагрузки. Где можно узнать нормативы по физической культуре? Оценка по физкультуре при освобождении. в начальной школе в 1 год в триместре >.

1 сентября 2012. Каникулы. Образование детей. Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. нас так же предупредили, что в 1м классе будет 2 дня по 5ть уроков. ну куда жаловаться?

Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. нас так же предупредили, что в 1м классе будет 2 дня по 5ть уроков. ну куда жаловаться? нормы -первый класс - количество уроков. Сколько уроков в день может быть у первоклассника?

Добрый день! подскажите кто знает допустимую норму часов в 5 классе при шестедневке. У нас с 1 сентября с каждым днем увеличивается Учебный план составляет каждая школа для себя согласно той программе, которая утверждена. И эта программа обязательна для всех...

Раздел: Уроки, продленка (норма учебных часов для учеников). Нормы учебной нагрузки для учеников ср. школы. Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных уставом школы на основе рекомендаций Надо отметить...

Наполняемость классов.. Школа. Ребенок от 7 до 10. Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. Решение о приеме в первый класс такого ребенка принимает учредитель данной школы.

Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. Также по новым санитарным нормам допускаются 35 минутные уроки в начальной школе По себе сужу (ходила и в муз. школу, и в худ. школу, и на плавание, и на фиг. катание, и И надо много учить...

Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. Учебные нагрузки не должны превышать следующих норм: 1-й класс, первая четверть - по три урока каждый день и обязательный динамический час Сколько часов в неделю в школах с...

Начальная школа: допустимые нагрузки. Требования Министерства образования. Отечественная средняя школа понижает интеллектуальный уровень детей, приходящих из начальной школы. Вывод: надо убить и начальную школу.

Нагрузка в начальной школе. ...затрудняюсь выбрать раздел. Образование детей. Там написано, что "предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе во втором классе 25 часов", "при Это в санитарных нормах указано, смотрите ссылку.

Пред-шко-ла Классы 20,5 Занятия, факультативы, курсы по выбору (в старших классах профи-лирующие предметы прикладные курсы) 1,5 - Индивидуальные и груп-повые консультации, занятия активно-двига-тельного характера -

Учебная неделя может быть 5-дневная и 6-дневная. Пятидневная неделя более утомительна, так как выполнение учебного плана планируется на более короткий срок, чем при 6-дневной неделе. Кроме того, с целью предотвращения увеличения числа уроков сокращаются, как правило, часы на физкультуру и предметы эстетического воспитания, что, не обеспечивая должного отдыха между уроками с трудными предметами, резко усиливает нагрузку на детей. Двухдневный перерыв между учебными неделями приводит также к нарушению динамического стереотипа у детей и значительному удлинению периода врабатывания в начале следующей недели. В связи с этим в общеобразовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов не допускается введение 5-дневной недели. Нежелательно также ее использование в начальной школе.

Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов утра, а при обучении 6-летних детей – не ранее 9 часов. Более раннее начало, не соответствуя биоритмологическому оптимуму организма, препятствует эффективному процессу обучения и быстро приводит к развитию утомления. В общеобразовательных организациях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов углубленного обучения должны обучаться в первую смену.

Оптимальная продолжительность урока в школах для учащихся средних и старших классов составляет 45 минут. Для первоклассников такая продолжительность утомительна вследствие чрезмерной статической нагрузки при сиденье. Кроме того, способность к активному вниманию поддерживается лишь в течение 30-35 минут, после чего работоспособность резко снижается. В связи с этим в первых классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. В сентябре планируется три урока 35 - минутной продолжительности; со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый; со второго полугодия уроки - по 45 минут. Спаренные урокинедопускаются, за исключением уроков трудовогообучения. Для учащихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.



Количество уроков как при 5-дневной, так и при 6-дневной неделях не должно превышать пяти уроков в день в начальной школе и шести - в основной школе. При составлении школьного расписания должна учитываться динамика работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели . Днями с наиболее низкой работоспособностью являются понедельник и пятница: в понедельник происходит только лишь врабатывание в учебную деятельность, а в пятницу утомление, появившееся в предшествующие дни недели, становится наиболее выраженным. В субботу обычно наблюдается некоторый подъем работоспособности («конечный порыв»), обусловленный положительными эмоциями вследствие предвкушения предстоящего отдыха. Наиболее работоспособными являются вторник и среда, в четверг появляются первые признаки утомления. Высокопродуктивные дни должны быть загружены более чем остальные, трудными и утомительными предметами, тогда как в понедельник и пятницу целесообразно изучать менее трудные дисциплины. Не рекомендуется в эти дни проводить контрольные работы, а также давать чрезмерно сложный и большой объем материала. Трудность предметов определяется по специальным шкалам (шкалы Агаркова В.И.,1986 и Сивкова И.Г., 1975, табл.9.9., 9.10.), в баллах. Обычно к наиболее трудным предметам для старших классов, относят математику, языки, физику, химию, для младших классов – математику, языки, природоведение, литературу. Однако показано, что не менее выраженное утомляющее действие оказывают предметы, которые учащиеся только начинают изучать. Например, в начальной школе это- чтение, история, природоведение, в средних классах – информатика, география и история, в старших классах – литература, география, профильные дисциплины.

Таблица 9.9 Шкала трудности предметов для младших школьников (Агарков В.И.,1986) Таблица 9.10 Шкала трудности предметов для старших щкольников (Сивков И.Г., 1975)
Предмет Балл Предмет Балл
Математика Математика, русский язык (национальная школа)
Русский (национальный) язык Иностранный язык
Природоведение Физика, химия
Русская (национальная) литература История
История Естествознание, география
Рисование и музыка Физическая культура
Труд Труд
Физическая культура Черчение
Рисование
Пение

Если графически отобразить сумму баллов по предметам в каждый из дней недели, то при правильно построенном расписании в кривой выделяются два подъема – в среду и пятницу, или один подъем – в среду или четверг (рис.9.2).

Нерациональным считается расписание, в котором нагрузка равномерно распределена по дням недели, или же преобладает в понедельник и субботу.

Предупреждения утомления нужно добиваться не только путем рационального распределения нагрузки и трудных предметов в течение недели, но и в каждый из дней недели. Наиболее трудные предметы нужно давать в период стабильно высокой работоспособности – на втором или третьем уроках, предметы средней трудности или же предметы, при изучении которых нагружается вторая сигнальная система (русский язык, литература, география и др.) – в начале учебного дня. Занятия физкультурой, трудом, пением, рисованием рекомендуется проводить на 3-4 часу, когда появляются первые признаки утомления. Реализация потребности в двигательной активности, а также переключение с умственной деятельности на физическую способствуют активному отдыху школьников на этих занятиях. Отрицательное действие на работоспособность учащихся оказывают сдвоенные уроки и сочетание двух или трех трудных предметов подряд.


Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначе­ния (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Урок, так же как и учебная неделя и день недели должен строиться в соответствии с кривой работоспособности: максимальную нагрузку дают к середине занятия, снижая ее к концу урока.

С целью повышения работоспособности, интереса к предмету, лучшего усвоения новой информации, снижения монотонности урока в учебном процессе достаточно активно применяют технические средства обучения (ТСО): видео- и кинофильмы, звукозаписи, компьютерные технологии. Однако урок не должен быть загружен ТСО, так как их использование увеличивает нагрузку на центральную нервную систему, зрительный и слуховой анализаторы. В связи с этим количество уроков с применением ТСО в течение недели не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов - 4-6. На уроках чтения использование звуковых технических средств допустимо только в качестве наглядных звуковых пособий.

Компьютерные технологии разрешается применять в обучении со второго класса. Длительность работы на компьютере на уроках письма во втором классе должна быть не более 20 минут, в третьем классе - не более 26 минут; на уроках математики во втором классе - не более 15 минут, в третьем - не более 20 минут.

Обязательным компонентом в структуре учебного дня являются перемены , позволяющие снять напряжение и предупредить утомление активным отдыхом. Перемены должны быть после каждого урока. Продолжительность их должна быть не менее 10 минут, а большой перемены, устраиваемой обычно после 2 урока, – 30 минут. Возможно также проведение двух 20-минутных больших перемен вместо одной 30-минутной. Наиболее эффективное воздействие на организм учащегося оказывают перемены, проводимые на свежем воздухе в подвижных играх.

В режиме дня школьников, в отличие от дошкольников, появляется новый компонент – домашние занятия , продолжительность которых возрастает с 1-2 часов в младших классах до 4 часов и более - в старших. Большой объем и сложность материала, задаваемого для изучения самостоятельно, неумение рационально организовать работу, затруднения в понимании темы приводят к значительному увеличению затрат времени на выполнение домашних занятий за счет резкого сокращения времени пребывания детей на свежем воздухе, и, как следствие, - к снижению активной двигательной деятельности и сопротивляемости организма. Для предупреждения негативных проявлений чрезмерной нагрузки домашними занятиями необходимо соблюдать допустимую их продолжительность (табл.9.7), а также выработать определенный стереотип выполнения. Нельзя приступать к занятиям сразу же после школы и приема пищи. 1,5-2 часа до занятий нужно использовать вначале для подвижных игр, а затем, в завершение отдыха - для спокойных прогулок на свежем воздухе. Приготовление уроков целесообразно начинать в одно и то же время и через каждые 40-45 минут делать короткие перерывы. Если выполнение занятий требует 2-3 и более часов, оптимальным является более длительный перерыв с пребыванием на свежем воздухе.

Пребывание на свежем воздухе – один из необходимых компонентов режима дня школьников, роль которого обусловлена его мощным оздоровительным, развивающим и закаливающим действием. Продолжительность его должна быть не менее 3-3,5 часов у младших школьников и 2-2,5 часов – у старших.

Благоприятное действие на организм оказывает отдых по собственному выбору в свободное от занятий время. Внеучебная деятельность разнообразна: участие в кружках, занятия музыкой, лепкой, хореографией, спортом, чтение книг, просмотр телепередач, игра на компьютере, посещение концертов, общественно-полезный труд, помощь на дому и т.д. Эта форма отдыха, при которой отсутствует элемент принуждения, формируются положительные эмоции, возникает чувство удовлетворения от выполненной работы, уверенность в себе, развиваются способности детей и др. Однако занятия по собственному выбору не могут быть неограниченными во времени и по степени нагрузки, превышение допустимых пределов, как правило, приводит к развитию выраженного утомления и нередко - серьезной патологии. Особенно это касается многочасового пребывания перед телевизором и глобального увлечения компьютером, приобретающего черты компьютеромании.

Занятия по собственному выбору не должны реализовываться за счет сокращения времени активного отдыха и сна. Продолжительность ночного сна у младших школьников должна быть не менее 10 часов, у учащихся средних классов - не менее 9 часов, а у старшеклассников – 8-8,5 часов. При этом у 6-летних школьников обязателен 1-часовой дневной сон. Дневной сон рекомендуется и 7-летним детям, а также учащимся различного возраста в периоды повышенных учебных нагрузок.

С начала учебного года в адрес Управление Роспотребнадзора по Томской области поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в школах регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать величину максимальной недельной образовательной нагрузки.

Классы

2-4кл.

8-9кл.

10-11кл.

при 6-ти дневной неделе, не более

при 5-ти дневной неделе, не более

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

Для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

Для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;

Для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на 2 уроке; 2-4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов - на 2-4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение «первоклашек» осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, для организации питания детей после 2 и 3 уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков, после уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Школьные факторы риска - условия обучения, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и так далее - негативно влияют на здоровье школьников. Специалисты связывают с этими факторами от 20 до 40% влияний.

Институт возрастной физиологии РАО принимал участие в разработке методики и осуществлении психофизиологического сопровождения эксперимента по внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе, и с октября 2001 г. по май 2004 г. провел мониторинговое исследование. Результаты, полученные из почти 2500 школ (из них городских школ около 70%) 56 субъектов РФ, были обработаны и проанализированы. Анализ касался режима дня и общей учебной нагрузки учащихся 1-2-х и 10-11-х классов (более 100 тысяч учащихся).

Режим дня считается рациональным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня сохраняет здоровье, создает условия для повышения учебной мотивации, способствует нормальному развитию ребенка.

Одни из важнейших показателей, характеризующих организацию учебного процесса, его адекватность и эффективность, - показатели режима дня, общей и учебной нагрузки учащихся. Анализ этих показателей мы проводили на основании специально разработанных анкет для учащихся и их родителей.

При анализе режима дня школьника учитывались следующие основные компоненты:

учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе;

приготовление уроков дома;

отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;

регулярное и достаточное питание;

гигиенически полноценный сон.

Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье).

Параметры режима дня школьника, которые более других показателей могут быть подвержены коррекции, оказались сопряжены с широким перечнем показателей состояния здоровья. Среди детей, выполняющих возрастные нормативы продолжительности пребывания на открытом воздухе, ночного сна, было выявлено меньшее число часто болеющих детей, а также детей, имеющих сниженную массу тела, низкие показатели динамометрии, морфофункциональные отклонения и хронические заболевания дыхательной, пищеварительной систем, нервно-психические расстройства, жалобы респираторного генеза. Среди данного контингента доля детей с нормальным физическим развитием оказалась больше. (См. таблицу.)

Полученные в результате мониторинга данные о внешкольной деятельности учащихся 1-х классов дают довольно интересную картину. Такой анализ позволяет четко выделить факторы риска, способные оказать отрицательное влияние на рост, развитие и состояние здоровья школьников, к которым следует отнести большой объем домашних заданий, значительную долю занятий, связанных со статической нагрузкой (ТВ, компьютер, чтение и так далее), недостаточный объем двигательной активности и пребывания на воздухе. Значительное число школьников (почти 70%) имеют суммарную статическую нагрузку от 4 до 6 часов и больше. Фактически это свидетельствует о выраженной гипокинезии большинства первоклассников.

Анализируя внешкольный режим старшеклассников, мы также выявили нарушения всех режимных моментов. Суммарная внешкольная статическая нагрузка старшеклассников составляет более 5 часов, а у 17% - более 7 часов. Если приплюсовать школьную нагрузку (6-7 уроков), то у всех старшеклассников можно отметить выраженную гипокинезию.

Проведенный анализ показателей сна, самоподготовки и прогулки выявил прямую зависимость между этими показателями: увеличение времени, отводимого на подготовку домашних заданий, приводит к уменьшению времени ночного сна и дневного отдыха.

Вместе с тем значительные нарушения режимных моментов часто обусловлены не только большим объемом программных заданий, но и неумением правильно организовать свою деятельность.

Один из наиболее негативных моментов в режиме дня современных школьников - сокращение времени ночного сна. Средняя продолжительность ночного сна у второклассников в рабочие дни недели составляет 9,44 часа, что недостаточно с физиолого-гигиенической точки зрения. Физиолого-гигиенические нормативы выдерживаются лишь в 6,97% случаев. Дефицит сна до 2 часов отмечен у 93,03% учащихся начальных классов, почти у 10% выявлен глубокий (более 2 часов) дефицит сна. Это весьма опасная тенденция, ведущая к переутомлению, невротизации и повышению риска развития множества серьезных заболеваний. Основные причины такого положения в 11% случаев - длительное приготовление уроков, в 64% - просмотр вечерних телепередач, игра на компьютере и так далее.

Продолжительность приготовления домашних заданий у 81,4-77,2% детей в рабочие и выходные дни не превышает допустимых нормативов. При этом выполнение домашних заданий в учебные дни в течение более 4,0 часа отмечено у старшеклассников в 16,0-19,0% случаев, в выходные - в 19,5-23,0% случаев. Дополнительное время на приготовление домашних заданий необходимо в первую очередь учащимся гимназий, лицеев и школ, работающих по экспериментальным программам.

Занятия по интересам включают в себя внешкольные занятия в музыкальной школе, в изостудиях, иностранными языками, эти занятия отнимают у десятиклассников от 2 часов 12 мин до 3 часов 39 мин в 36,5-39,7% случаев.

В свободное от учебных и внешкольных занятий время школьники 10-х классов играют в компьютерные игры, читают художественную литературу, смотрят телевизионные передачи. Художественную литературу в учебные и воскресные дни читают одинаково часто, но продолжительность чтения в выходные дни в 39,0-58,6% случаев возрастает на 1,0-2,5 часа соответственно. Следует отметить, что среди занятий по интересам наибольшее количество времени уделяется работе или играм на компьютере - до 4,0-6,5 часов за компьютером проводит каждый четвертый школьник.

Частота и длительность просмотра телепередач в выходные дни увеличивается, средняя продолжительность составляет 1 час 48 мин. Но от 15,6% до 24,2% юношей и девушек проводят у телевизора от 3 и более часов.

Большая часть старшеклассников не соблюдает режим дня, и по мере взросления эта группа увеличивается. Мы установили, что среди старшеклассников режим дня соблюдается только в 30,0-40,0% случаев. По нашим данным, и досуг современных школьников не способствует сохранению здоровья. Он крайне однообразен и нерационален. Анализ результатов анкетирования, проведенного нами среди школьников, показывает, что, независимо от места проживания и материального положения семьи, преимущественным видом досуга становится просмотр телевизионных передач и работа на компьютере.

На занятия по интересам (занятия в музыкальной школе, иностранными языками и так далее) лишь 28,0% старшеклассников тратят от 1,5 до 2,0 часа. Средняя продолжительность таких занятий составляет 3,17 часа. Следует отметить, что среди занятий по интересам наибольшее количество времени уделяется работе или играм на компьютере - от 4,0 до 6,0 часа за компьютером проводит каждый третий старшеклассник.

Ежедневный просмотр телепередач у половины старшеклассников составляет по времени в среднем 2,35 часа, но от 15,3% до 35,1% юношей и девушек проводят у телевизора 3 и более часов.

Таким образом, в свободном от учебных и внеклассных занятий времяпрепровождении у учащихся старших классов преобладает статический компонент. В состоянии относительной неподвижности старшеклассники проводят значительную часть своего времени бодрствования (78,0-97,0%).

Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также зависит от организации учебно-воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся и др.

Оценивая расписание уроков в школах, в первую очередь мы обращали внимание на соответствие продолжительности учебного дня и недели возрастным функциональным возможностям детей и подростков. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность центральной нервной системы, высокая работоспособность, профилактика переутомления и охрана здоровья учащихся. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: дети проводят без движения и в школе, и дома не менее трети суток бодрствования.

Негативное влияние на здоровье детей школьного возраста оказывает перегрузка учебными занятиями в школе и дома. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени - ведущие факторы невротизации, особенно в начальной школе.

Начальная школа

(1-2-е классы)

По нормативным документам у первоклассников не должно быть более 3-4 уроков в день, что в совокупности с суммарным временем перемен составляет около 3-3,5 астрономического часа пребывания в школе.

По нашим данным, учебная нагрузка в школе у первоклассников (уроки и факультативы) составляет в среднем 4 ч 02 мин, то есть уже превышает нормативы. В зависимости от вида образовательного учреждения первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономического часа в день. Как правило, наибольшие нарушения выявляются в тех школах, где применяются усложненные варианты учебных программ и педагогических технологий.

Общая учебная нагрузка, учитывающая суммарную учебную нагрузку в школе и время на приготовление уроков, у первоклассников составляет в среднем 5 часов 38 мин (с вариантами от 5 часов 08 мин до 7 часов 12 мин) (по нормативам - не более 4,5 часа). Общая статическая нагрузка, включающая занятия в школе, самоподготовку, внешкольные занятия музыкой, иностранными языками, чтение художественной литературы, просмотр телепередач, составляет в среднем 6 часов 40 мин. Все последние годы мы отмечаем значительное увеличение времени, которое дети проводят за компьютером и перед телевизором. Это еще больше увеличивает статическое, позное напряжение первоклашек. Время относительной неподвижности первоклассников в среднем равно 7 ч 48 мин в будние дни (от 6 ч 12 мин до 8 ч 24 мин), то есть в режиме дня учащихся 1-х классов треть суток занимает статический компонент.

От начала к концу учебного года у учащихся первых классов значительно увеличивается время, отводимое на самоподготовку, в два раза возрастает время, используемое на внешкольные занятия. Одновременно наблюдается тенденция снижения времени, предназначенного для сна и прогулки на свежем воздухе как в будни, так и в выходные дни.

Большая продолжительность и частота самоподготовки как в будние, так и в выходные дни может свидетельствовать о том, что на уроках отводится недостаточно времени на закрепление нового материала вследствие перегруженности учебных программ или завышенных требований педагогов, стремящихся работать на опережение, и о необходимости дополнительных упражнений детей вследствие их сниженных морфофункциональных возможностей.

Таким образом, все увеличивающаяся учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика. А это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания.

Например, у второклассников на протяжении учебной недели превышение нормативов базисного объема учебной нагрузки составляет в гимназиях и лицеях в среднем 28,0%, в городских общеобразовательных школах - 17,5%, в сельских школах - 9,0%.

У 6,0%-7,0% учащихся вторых классов городских образовательных учреждений продолжительность учебных занятий составляет 6-8 уроков, что вызывает особую тревогу.

Общая учебная нагрузка, учитывающая суммарную учебную нагрузку в школе и время, которое тратят ученики младших классов на самоподготовку, составляет в среднем:

5 часов 38 мин (от 3 часов до 6 часов 48 мин) - в первых классах;

6 часов 48 мин (от 4 часов до 9 часов 30 мин) - во вторых классах.

Неравномерное распределение учебной нагрузки при пятидневной учебной неделе приводит к увеличению общей нагрузки и еще большим нарушениям внешкольного режима, чем при шестидневной учебной неделе. В частности, при пятидневной учебной неделе второклассники на 10% чаще превышают время, допустимое для приготовления домашних заданий.

Неравномерность распределения нагрузки по дням недели при пятидневной учебной неделе приводит к увеличению продолжительности каждого учебного дня на один час, а то и на два часа, и при сохранении общей недельной нагрузки в школе (количества учебных часов) - к более частому несоблюдению внешкольного режима. Количество детей, у которых домашние задания занимают 3 часа и более, в лицеях и гимназиях выше, чем в других образовательных учреждениях. В классах с дополнительными уроками информатики или иностранного языка школьники 2-х классов на 13% чаще не выдерживают гигиенические нормативы по приготовлению домашних заданий.

Любое увеличение учебной нагрузки (введение информатики, иностранного языка) изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым ежедневно увеличивая утомление школьников и снижая их адаптивные возможности.

При соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается.

Старшая школа

(10-11-е классы)

Так же, как и у младших школьников, при пятидневной учебной неделе время, затрачиваемое на домашние задания, у старшеклассников увеличивается, а число старшеклассников, занимающихся от 5 до 8 часов, возрастает по сравнению с шестидневной учебной неделей.

В классах, где максимально допустимая учебная нагрузка находится в пределах нормы, параметры внешкольного режима также в большей степени соответствуют возрасту школьников. При возрастании школьной учебной нагрузки среди старшеклассников возрастает число нарушений в режиме всего дня.

Общая учебная нагрузка от 10-го к 11-му классу в среднем возрастает на 1,0-1,5 часа в день при средней учебной нагрузке 9,8 часа и 10,2 часа соответственно у 10-классников и 11-классников.

В 27% школ базисная учебная нагрузка в 11-х классах во все дни недели соответствует гигиеническим требованиям, не превышая 5-6 уроков. Однако 73% учащихся выпускных классов имеют продолжительность школьных занятий до 7 уроков: превышение гигиенических нормативов учебной нагрузки в школе составляет от 15,6% в гимназиях и лицеях до 7% в общеобразовательных школах. При этом большая часть (73%) старшеклассников посещает факультативные занятия (с индивидуальными колебаниями от 2 часов до 20 часов в неделю). Средненедельное время факультативных занятий составляет 6,17 часа. Таким образом, даже по средним величинам времени факультативных занятий превышение гигиенических норм составляет 2,17 часа. Количество школьников, у которых домашние задания занимают 4 часа и более, в лицеях и гимназиях выше, чем в других образовательных учреждениях. Наибольшее время для выполнения домашних заданий у старшеклассников требуют задания по химии, иностранному языку, литературе (от 48 мин до 63 мин). Вообще выполнение заданий только по одному предмету часто требует от 2 до 3 часов (особенно это касается учеников профилированных классов, гимназий, то есть тех образовательных учреждений, где предъявляются повышенные требования). Это свидетельствует о слишком большом объеме учебной программы и о недостатке времени на закрепление нового материала на уроках, а значит, о скрытой интенсификации учебного процесса (то, что не выполнено на уроке, переносится на домашние задания).

Средняя суммарная учебная нагрузка в школе варьируется от 8 часов 45 мин до 11 часов 35 мин. Только на учебную работу школьники вынуждены расходовать значительную часть суточного времени бодрствования (12,5-13 часов), предназначенного для других видов деятельности и дневного отдыха учащихся.

Общая статическая нагрузка, учитывающая уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия, составляет в среднем 9 часов 45 мин. Если к этому времени добавить среднее время просмотра телепередач - 1 час 36 мин, то без движения десятиклассники проводят в среднем 11 часов 21 мин.

Исследования Института возрастной физиологии РАО в очередной раз подтверждают значительное превышение учебной нагрузки во многих школах, особенно в тех, где применяются усложненные варианты программ и педагогических технологий.

Формирование школьного компонента и составление расписания уроков должны осуществляться не только исходя из возможностей педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной биологической кривой работоспособности учеников с учетом физиологической цены каждого урока, соотношения уроков со статическими и динамическими видами деятельности.

Любое увеличение учебной нагрузки (например, дополнительное введение информатики и иностранного языка во вторых классах) изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым увеличивая ежедневное утомление школьников и снижая их адаптивные возможности.