Суриков картины с названиями и описанием презентация. Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен

Слайд 2

«Я ИСЧЕЗАЮ...» - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым... А до этого - сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника. Портрет П.Ф.Суриковой, матери художника1887 Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника 1888 Автопортрет 1902

Слайд 3

Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве.1888 Портрет Е.В.Суриковой 1908 Портрет А.И.Сурикова 1887-1890 Пейзаж с фигурой брата В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году. ПОРТРЕТЫ

Слайд 4

Вид Москвы1908 Зима в Москве 1884-1887 Иллюминация Москвы 1882 Вид на Кремль1913 МОСКВА в творчестве В.И.СУРИКОВА В 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах, мечтал вернуться в Красноярск.

Слайд 5

Вид Красноярска1887 Енисей у Красноярска 1909 Енисей Горы близ Красноярска 1909 Окрестности Красноярска1890-1914 Старый Красноярск 1914 Вид на Красноярск с сопки1890-е КРАСНОЯРСК – родной город художника Василий Иванович часто ездил в Красноярск, где проводил лето

Слайд 6

ВЕЛИКИЕ ПОЛОТНА ВЕЛИКОГО ЖИВОПИСЦА

Слайд 7

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) Первая самостоятельная работа В.И.Сурикова. Один из вариантов картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова

Слайд 8

Василий Суриков о своих Стрельцах: "Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было...". В своих картинах он не судит и не выносит приговор. Он как бы зовет нас пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах человеческих и судьбах народных. В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. «Утро стрелецкойказни» (1878)

Слайд 9

В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова - Авдотья Васильевна Торгошина «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 году. «Боярыня Морозова» (1881-1884)

Слайд 10

«Переход Суворова через Альпы» (1899) В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, В. И. Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году - в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

Слайд 11

«Взятие снежного городка» (1894) 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 годаСуриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

Слайд 12

Музей-усадьба В.И.Сурикова, Красноярск МУЗЕИ и ХУДОЖЕСТВЕННЫЕГАЛЕРЕИ, в которых можно увидеть произведения В.И.Сурикова Государственная Третьяковская Галерея, Москва Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

Слайд 13

МУЗЕЙ-УСАДЬБА В.И.СУРИКОВА Музей создан в 1948 году в честь 100-летия со дня рождения художника. Музей расположен на территории усадьбы Суриковых В этом доме 12 января (по старому стилю) 1848 года родился Василий Иванович Суриков

Слайд 14

В конце 2002 года на территории усадьбы был установлен памятник В. И. Сурикову (скульптор Юрий Злотя)

Слайд 15

«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел кругом его и холодную квартирушку, и пустые его комнаты… Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом» Илья Репин Илья Репин. Автопортрет Илья Репин. Портрет Сурикова

Слайд 16

Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Его имя присвоено Московскому художественному институту. На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В.Д.Кирхоглани)

Слайд 17

"Разумеется, Суриков - русский художник. Он не чувствует и не любит абсолютной красоты форм, и он в погоне за общим поэтическим впечатлением подчиняет чисто формальную сторону содержательной… По краскам не только «Морозова», но все его картины прямо даже красивы. Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи." А.Н.Бенуа

Слайд 18

Посмотреть все слайды





































1 из 36

Презентация на тему: СУРИКОВ Василий Иванович

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

"Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая самостоятельная картина Сурикова. С нею он дебютировал на академической выставке

№ слайда 5

Описание слайда:

В 1874г. Суриков получил денежную премию за эскиз "Пир Валтасара".

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Художник много путешествовал по России, ездил в Сибирь, на Волгу, в Крым. Посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, Швейцарию, Испанию. С 1881 по 1907 Суриков В.И.- член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Действительный член Академии художеств (с 1893), с 1895 – академик. Почетный член Московского общества любителей художеств (с 1903).Суриков В.И. Автопортрет. 1913

№ слайда 8

Описание слайда:

Уже в ранние академические годы молодой художник проявил незаурядные способности в композиционном построении и колорите. Но собственный стиль обрел лишь в Москве. "Я как в Москву приехал, прямо спасен был [...]", – рассказывал художник. В Москве он попал в центр русской народной жизни, нашел свой путь.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже «читаются» как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове...» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». смысл.

№ слайда 11

Описание слайда:

Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.

№ слайда 12

Описание слайда:

Его картина "Утро стрелецкой казни" (1881), показанная на 9-й выставке передвижников, проникнута духом "древней русской красоты и живым ощущением истории". Содержание полотна отражает заблуждения народа, его героическую самоотверженность и страдания.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

Художественный музей имени Сурикова Основан в 1958 году как Краевая Художественная галерея. Три основных раздела - русское искусство 18-20 веков, современное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство. Уникальная коллекция произведений Василия Сурикова, научная библиотека. Общий фонд - около 13 тысяч экспонатов.

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Все - за исключением одной. В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", выразившее его тогдашнее состояние. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. "Академические" же его работы во многом отвечали программе тогдашнего академического образования. Они неизменно отмечались премиями. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". В качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", 1874, которая - при всем своем бросающемся в глаза академизме - уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.

№ слайда 28

Описание слайда:

Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества - великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой выставке. Могучая картина!" - писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.

№ слайда 29

Описание слайда:

Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу". Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. У картины есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров этого ряда, - в ней нет народа, толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре "семейной драмы". Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. - тем более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой", гениальным "пассионарием".

№ слайда 30

Описание слайда:

Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра - шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: "Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Боярыня Морозова - центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа - сочувствующие ей.

№ слайда 31

Описание слайда:

Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", опубликованная в 1872 году. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение. "Как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось", - признавался он. Но художник все-таки нашел его. Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина: "Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них там молитвенный дом был. И вот приехала к ним начетница с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила". Это-то лицо и решил повторить наш художник.

№ слайда 32

Описание слайда:

Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", - признавался Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в "прощеное воскресенье", последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь снег прорвется". По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры - друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки.

№ слайда 33

Описание слайда:

Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго - целых четыре года. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых - по праву рождения - всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума. Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории, ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом.

№ слайда 34

Описание слайда:

Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом - он был создан по мотивам известной народной песни. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности"; от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Я. Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает - видимо, со слов автора - ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Фотография 1906 г.

№ слайда 35

Описание слайда:

Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности.Тема картины - трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь - в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".

№ слайда 36

Описание слайда:

Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году - в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. "Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное", - сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, совершенно необычном для батальных произведений. Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. "Главное у меня в картине - движение, - объяснял свою работу Суриков, - храбрость беззаветная". Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе - ключевое слово.


1-4кадр
Будущий великий русский художник родился в городе Красноярске 12(24) января 1848 года в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова в прошлом казака «большого полка», как именовались потомки сподвижников Ермака, они сражались с полчищами Кучума, а потом осели на новых землях на постоянное жительство. Предков Сурикова считают одними из основателей города.. Мать, Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина, также принадлежала к старинному казачьему роду. Имена Суриковых и Торгошиных (предков художника со стороны матери) упоминаются в списках бунтовщиков, выступивших против сибирского воеводы Дурново в конце XVII века. В честь деда Сурикова, казачьего атамана, один из островов на Енисее назван Атаманским.
Уже самые ранние впечатления от окружающей природы и близких людей активно формировали самобытный сильный суриковский характер. Не осталась для него бесследной художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом В 1856 году Василия Сурикова определили в красноярское приходское училище, а год спустя он был переведен в первый класс уездного училища, где и состоялась встреча, во многом определившая его дальнейший жизненный путь. Учителем рисования в уездном училище был Николай Васильевич Гребнев, получивший художественное образование в Московском училище живописи и ваяния.
Годы его юности легкими, однако, никак не назовешь. После смерти отца (1859) семья Суриковых оказалась в трудном материальном положении, матери будущего художника пришлось сдать верхний этаж дома жильцам, а самой искать заработка. Человек разнообразно одаренный, она многое умела: плела кружева, вышивала гладью, бисером и паpyсом. Мать, сестры и младший брат Сурикова Александр дружно делили между собой выпавшие на их долю тяготы. Кроме того, их объединяла любовь к музыке и пению, еще в юности Василий Суриков научился играть на гитаре и пронес любовь к этому инструменту через всю свою жизнь.

Три человека решили судьбу Василия Ивановича: учитель рисования Н. В. Гребнев, он первым заметил одарённость подростка; губернатор П. Н. Замятин, не сумевший согнать со своих бумаг нарисованную Васей муху, и золотопромышленник П. И. Кузнецов, давший немалую сумму денег на учёбу в "Академии художеств".
5 Кадр
В 1870 году им была исполнена первая значительная живописная работа - картина «Памятник Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге»
6 Кадр
К двухсотлетию со дня рождения Петра Великого Суриков создал цикл рисунков для показа на Политехнической выставке 1872 года по заказу М. Сидорова, красноярского купца первой гильдии, известного исследователя русского Севера, предложившего своего рода тематическое задание, цель которого состояла в том, чтобы напомнить потомкам об истинно прогрессивном смысле петровских преобразований. Из двух дошедших до нас графических листов следует выделить рисунок «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Петр I как лоцман провел от о.Котлин до дома генерал-губернатора» (Государственный литературный музей) и «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург» (ГРМ).
7 Кадр
Учился Суриков с увлечением, получал награды как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции. В то время его интересовали темы из древней истории: античность, Египет, Рим, первые века христианства. В 1874 году Суриков написал эскиз Пир Валтасара - яркую, смелую, выразительную, совсем не ученическую работу. Пир Валтасара и статья о нем были помещены в журнале Всемирная иллюстрация.
8 Кадр
На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста.» В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Суриков расширил тему, включив в композицию толпу - римских воинов и горожан, напряженно слушающих вдохновенную речь Павла. Картина вышла живой и выразительной. Правда, большой золотой медали, гарантирующей заграничную стажировку, Суриков по окончании Академии не получил, что вызвало возмущение его мастера П. Чистякова, уже тогда прозревавшего великую будущность своего воспитанника.

9 Кадр

Когда же через полгода Сурикову все-таки предложили поехать за границу, он отказался от этого, приняв заказ по росписи храма Христа Спасителя в Москве. Эта работа давала художнику материальную независимостьВообще, человек твердого характера и несгибаемой воли, Суриков умел отказывать. Забегая вперед, скажем, что он трижды (в 1893, 1901 и 1907 годах) отказывался от преподавания в Академии художеств и московском Училище живописи, зодчества и ваяния - творческая свобода была художнику милее

К написанию картин подходил серьёзно. Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры Одновременно Суриков выбирал место действия и писал памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях. Такой подход лишал их налета музейности и превращал в живую архитектуру "того настоящего". Много и упорно работал Суриков над композиционным построением каждой фигуры, группы, меняя ракурсы и повороты. Суриков говорил, что композиция - это математика. До нас дошли далеко не все эскизы к его картинам, но и того, что осталось достаточно, чтобы представить всю огромную подготовительную работу к каждому произведению. Так, к Боярыне Морозовой сохранилось тридцать пять эскизов, одиннадцать - к Покорению Ермаком Сибири, десять - к Степану Разину.
10 Кадр

Свой славный творческий путь Василий Иванович начал картиной "Утро стрелецкой казни". Кто такие "стрельцы"? Это царская армия, созданная Иваном Грозным для несения пограничной, гарнизонной службы и подавления внутренних мятежей. Жилось им несладко: жалование 5 рублей в год, и то не доплачивали целых 32 года, взятки и побои начальства - всё это вызывало недовольство, они восставали неоднократно, но не против царя - батюшки, а только с требованием наказать злодеев - начальников.На картине - финал последнего восстания стрельцов в 1698 году. Молодой царь Пётр I был за границей, а царевна Софья, рвавшаяся к власти, наобещала стрельцам хорошей жизни, а потом предала их. Началась жестокая расправа: били плетьми, вешали, рубили головы. Жанр исторической живописи в XIX веке был очень популярен. Как правило, картины на исторические темы, выстраивались по всем канонам классического искусства: красиво и гладко выписанные, они чем-то напоминали театрализованные постановки на исторические темы. С картиной Сурикова было иначе: подлинный XVII век, грозный и беспощадный, смотрел на зрителей с полотна. Художнику удалось достичь такой потрясающей силы выразительности, что не оставалось сомнений: "сам это видел".
Справа на картине, рядом с виселицами, разгневанный Пётр. Слева телеги со стрельцами, их видно сразу по белым рубахам смертников и свечам в руках. Это сильные, красивые, мужественные люди, не сломленные пытками, верящие в правоту своего дела. Особенно выделяется стрелец в красной шапке. Его горящий взгляд перекрещивается со взглядом царя, он ещё полон азартом борьбы, несмотря на связанные руки и колодки на ногах.
Наступила скорбная минута прощания с родными: онемела от горя старушка - мать, плачут от страха дети, рыдает молодая жена: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой выставке... Могучая картина!» - так писал И. Е. Репин П. М. Третьякову, задумавшему приобрести это произведение,
Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни. Действительно, стрельцы, их жены, дети, матери, народ в картине, сочувствующий осужденным, написаны с большей выразительностью, чем царь Петр. Но ведь Петр I - это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Рыжебородый стрелец с ястребиным профилем был написан с могильщика Ваганьковского кладбища Кузьмы, которого нашел Репин. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди С.В. Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане - со своей дочери Ольги. Когда Василий Иванович уже заканчивал работу над Стрельцами, к нему приехал Репин, посмотрел картину и предложил написать хотя бы одного казненного. "Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла, - как увидела, так без чувств и грохнулась.
Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: "Что вы, картину всю испортить хотите?" - "Да чтобы я, говорю, так душу свою продал!"

11 Кадр

К 1881 году, когда картина Утро стрелецкой казни предстала перед публикой, Суриков был молод, полон творческих планов, счастливо женат и имел двух дочерей: Ольгу и Елену. Его жена Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову. Познакомились они еще в Петербурге. И Суриков, и Елизавета Августовна очень любили органную музыку и часто по воскресеньям приходили в костел Святой Екатерины на Невском проспекте слушать хоралы Баха, исполнявшиеся во время мессы. Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в Петербурге, встречался с Елизаветой Августовной, был представлен ее отцу Августу Шаре, который держал небольшое предприятие по торговле бумагой. Суриков мечтал поскорее закончить работу в храме Христа Спасителя, которая не захватила его, стать материально независимым и жениться. Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Суриков ничего не сообщил родным в Красноярск: он боялся реакции матери на известие, что женится на француженке.
После свадьбы молодые поселились в Москве. Суриков с головой ушел в работу над Утром стрелецкой казни. Он был наконец свободен от материальных забот, от бытовых хлопот его освободила жена, впрочем, в быту он всегда был крайне аскетичен и прост.

12 Кадр

Давно замечено, что первые три картины В. И. Сурикова своеобразно связаны между собой сюжетами, как звеньями одной цепи. По хронологии изображаемых в них событий первой должна была бы стать «Боярыня Морозова» (середина XVII века) и лишь затем «Утро стрелецкой казни» - исторический петровский поворот; картина «Меншиков в Березове» является ее завершающим звеном, ведь опалой и ссылкой Меншикова, по сути, заканчивалась эпоха Петра. Как известно, все три великие замысла возникли у Сурикова почти одновременно, а их общий исток лежал в его теперь уже далекой красноярской юности. Уже в 1881 году, едва завершив работу над «Стрельцами», он создал первый эскиз картины «Боярыня Морозова», исполнение которой Суриков, хорошо осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, а для того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал».
А «началась» картина «Меншиков в Березове», как всегда, с суриковского «озарения». «В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню - в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми... В избушке тесно было. И выйти нельзя - дожди... Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... - Меншиков! Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл. Сейчас кинулся назад в Перерву». Эскизов было исполнено три - один графический и два маслом,. Исследователи творчества художника (в первую очередь В. С. Кеменов) справедливо считают, что в него Суриков вложил особенно много личного. Старшую дочь Меншикова, Марию, Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны, для сына Меншикова позировал сын знакомых - Шмаровиных.
Суриков долго искал натурщика для центрального образа картины, Меншикова, и вдруг, уже после переезда в Москву, столкнулся на улице с человеком, при взгляде на которого сомнений не оставалось - перед ним сам светлейший князь. Неизвестный, оказавшийся брюзгливым и чудаковатым отставным учителем математики, долго не соглашался позировать, и художнику пришлось пойти на разные ухищрения, вплоть до подкупа прислуги. Наконец долгожданный этюд был получен.
Не сразу и не всеми Меншиков в Березове был оценен по достоинству, но Павел Третьяков первым увидел и "шекспировскую трагичность" картины, и ее необычайное колористическое совершенство. Он приобрел Меншикова за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную поездку.

13 Кадр

Суриковы ехали через Берлин, Дрезден, Кёльн, останавливаясь в каждом из этих городов для осмотра картинных галерей. В Париже художник с семьей задержался надолго. Кроме сокровищ Лувра, Сурикова интересовало современное французское искусство. Есть свидетельство Натальи Поленовой, что уже в свой первый приезд в Париж Суриков видел и оценил картины импрессионистов: "Пришел Суриков, уже две недели живущий тут без всякого знакомства... Первый раз ему пришлось вчера вылить свою душу человеку, вполне ему сочувствующему... Все твердит, что для него графин Manet выше всякой идеи". Интерес к современному французскому искусству не мог затмить искреннего восхищения Суриковым картинами великих итальянских и испанских мастеров: Тициана, Веронезе, Веласкеса. Он писал Чистякову: "Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное, неизменяемое наслаждение может доставлять, если он непосредственно, горячо передан с природы. В этой тайне меня особенно убеждают старые итальянские и испанские мастера..."
Из Франции Суриковы отправились в Италию. Они посетили Милан, Флоренцию, Неаполь, Рим, Венецию, Помпею. Всюду художник часами пропадал в музеях. И в поездке Суриков много работал. Его итальянские акварели удивительно красивы. Художник избегал резкого солнечного света, открытых цветов, предпочитая рассеянное освещение, серебристый "холодок". Вместе с тем особое внимание уделено влиянию световоздушной среды на цвет и форму предметов.
Сравнительно недолгая (всего около семи месяцев) поездка была весьма напряженной. Уже в мае 1884 года Суриковы возвратились в Москву. Главный же результат его первой поездки в Европу состоял в том, что он еще тверже, чем прежде, укрепился в своем стремлении работать над сюжетами из русской истории. Дома его ждала «Боярыня Морозова».
14 Кадр

Следующая картина Сурикова "Боярыня Морозова" переносит нас в эпоху раскола русской церкви - шестидесятые годы XVII века. Патриарх Никон, человек властный, высокомерный и жестокий решил реформировать церковь: многое изменить в церковных книгах, обрядах, поклонах, двоеперстие заменить троеперстием. Его деятельность вызвала ненависть и активный протест многих верующих. Их стали называть раскольниками или староверами.
Защищая старую веру, раскольники были глубоко убеждены, что они защищают общенародные святыни. Ведь старая вера помогла Руси избавиться от татарского ига, от немецких псов - рыцарей и польской шляхты. Это придавало им силу, мужество и бесстрашие в борьбе с реформами Никона. Начались жестокие гонения: староверы были преданы анафеме - церковному проклятию, многих пытали, казнили, протопоп Аввакум, возглавлявший это движение, был сожжён на костре.
Его ближайшей сподвижницей была Федосья Прокопьевна Морозова - главная героиня картины Сурикова "Боярыня Морозова".

Художник не соблазнился изобразить какой-нибудь жестокий эпизод её жизни, например, пытку. Он избрал такой момент, который ставил Морозову лицом к лицу с народом. Народ - всегда главный герой в его полотнах. Композиция картины была навеяна воспоминаниями об одной из улиц в Красноярске, по которой часто возили приговоренных на эшафот. А живописную тему "подсказала" Сурикову увиденная как-то ворона с отставленным, скорее всего, перебитым крылом, сидящая на снегу. Художника поразил контраст сизо-черного, геометрически правильного пятна со сверкающим и переливающимся всеми оттенками розоватого, голубоватого и фиолетового снега.
Картина огромна по размерам и прекрасна по колориту, она напоминает издали дорогой разноцветный ковёр: бархат, парча, вышивки шёлком и серебром на нарядах барышень: И резкое, чёрное, трагическое пятно в центре картины, оно делит толпу надвое.
Морозову везут по Москве "на позорище", закованную в цепи в мрачной монашеской одежде. Её правая рука с двуперстным знамением - это знамя раскола, символ истинной веры. Измученное лицо озарено горящим взглядом не сломленного пыткой человека.
Картина словно разделена на 2 части. Справа от саней, там, куда смотрит боярыня - церковь и стоят те, кто вышел из неё: странник, нищая, юродивый, монашка, набожные боярышни со своей "мамкой" - для них вера в жизни очень важна. На лицах женщин жалость, сострадание, сочувствие, нищая старушка на коленях, юродивый с двуперстием, он один не боится выразить единодушие с крамольной боярыней, о которой представители её сословия говорили, что она для них страшнее Стеньки Разина.
Слева от саней - люди, равнодушные, а иногда и враждебные Морозовой.
Особенно попик с ехидной ухмылкой беззубого рта и подвыпивший купчик.
На картине много детей. Желая подчеркнуть трагичность момента Суриков показывает улыбку непонимания на круглом розовощёком лице мальчика, стоящего возле саней, недоумение, растерянность или просто детское любопытство остальных.
Морозову уморили голодом в земляной яме, запретив охранявшему её часовому даже разговаривать с преступницей.
Содержание картины гораздо глубже, чем изображение эпизода из жизни этой необыкновенной женщины. Суриков глубоко раскрыл в ней исторический смысл раскола в народной жизни, показал его как протест против насилия, жестокости, нетерпимости представителей власти.
15 Кадр

Самую большую трудность для художника представляло лицо главной героини. Он часто посещал старообрядческое Преображенское кладбище, искал подходящие женские лица. Было найдено много интересных образов, но вот самой Морозовой не было. "Как я ни бился, - рассказывал сам художник, - а лицо это мне не удавалось. Толпа вышла выразительною и яркою, - я это чувствовал... Мне нужно было, чтобы это лицо доминировало над толпою, чтобы оно было сильнее ее и ярче по своему выражению, а этого-то передать и не удавалось".
Снова и снова искал художник. И, наконец, как и в случае с Меншиковым, - неожиданная удача. Сурикову помогли знакомые московские старообрядцы. Лицо Морозовой было найдено, и, как вставил художник его в картину, "оно всех победило". "Боярыня Морозова" - высшее достижение Сурикова-колориста. Самое светлое пятно в картине - иссиня-бледное лицо боярыни, самый темный фрагмент - ее одежда

16 Кадр

Существовало множество эскизов картины, каждый по - своему хорош.
17 Кадр

Едущие, именно "едущие", сани, чего так долго добивался художник, в сочетании с изображенной со спины идущей рядом с санями сестрой Морозовой, княгиней Урусовой, и бегущим мальчиком в полушубке с болтающимся рукавом, придают динамизм всей композиции.
Суриков тщательно прорисовывал снег. По следам от саней и углублениям в снегу от ног бегущего мальчика, видно, что снег подтаял и отдаёт великолепным сочетанием красок, он словно живой.
18 Кадр

Каждый герой рисовался по - несколько раз и у каждого был свой прототип. Юродивого он писал с продавца огурцов, заставив его позировать прямо в снегу, смазав ему ноги водкой.
Все портреты он прикреплял к холсту и смотрел «приживаются» ли они на картине. В наше время реставраторы нашли на полотне много дырочек от иголок, которыми он её крепил.
19 Кадр
У картины есть несколько интересных эффектов. Например, «Эффект оборотня». Сначала кажется, что мальчик у церкви грозит боярыне кулаком, на самом деле, он держится за окно и очень напуган.
20 Кадр
Интересно, что если зеркально повернуть картину, покажется, что сани едут быстрее.

21Кадр
Интересны контрасты в фигуре Морозовой. Бархат шубы пересекает железная цепь с оковами. А позолоченную вышивку сарафана – простая верёвка.
22 Кадр
Первоначально одежда сестры Морозовой была простой и неброской, потом для контраста художник изменил её образ. Картина была выставлена на XV передвижной выставке в 1887 году и вызвала живейший восторг всех присутствовавших на открытии. Рассказывал сам Суриков: "Помню, на выставке был. Мне говорят: "Стасов вас ищет". И бросился это он меня обнимать при всей публике... Прямо скандал. "Что вы, говорит, сделали?" Плачет ведь - со слезами на глазах".
23 Кадр

Третьяков купил Боярыню Морозову за пятнадцать тысяч рублей, и Суриков смог наконец-то осуществить свою заветную мечту - поехать на родину в Красноярск со всей семьей. Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на родину оказалась роковой для его жены. Тяжелая и неудобная дорога на перекладных и на пароходе подкосила и без того хрупкое здоровье Елизаветы Августовны, страдавшей пороком сердца. Сказалось и то, что отношения между матерью художника и его женой не сложились Елизавета Августовна тяжело заболела. Ее лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно.Известна история, как Суриков спустил с лестницы ЛН.Толстого за то, что тот приходил к его жене побеседовать о смерти. Восьмого апреля 1888 года ее не стало. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом. Он писал брату Александру: "Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить не могу". В это время он сблизился с Михаилом Нестеровым, который тоже пережил смерть горячо любимой жены. Нестеров вспоминал: "... в годы наших бед, наших тяжких потерь, повторяю, душевная близость с Суриковым была подлинная, может быть, необходимая для обоих..."

24 Кадр

В это тяжелое время Василий Иванович нашел утешение в религии, постоянно перечитывал Библию. Итогом мучительных размышлений Сурикова о жизни, о душе, о смерти явилась картина Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, которую художник писал для себя и не собирался выставлять. Лицо слепого на картине напоминало лицо самого Сурикова.

25 Кадр

Летом 1888 года к Сурикову приехал брат Александр. Он уговорил Василия Ивановича на время переехать с детьми в Красноярск, чтобы оправиться после тяжелой утраты. И вот летом 1888 года семья Суриковых отправилась в Сибирь. В Красноярске девочек определили в гимназию, и основная забота Василия Ивановича о детях отпала.
26 Кадр
Чтобы развлечь брата, Александр предложил ему написать картину на тему старинной масленичной казачьей забавы Взятие снежного городка. Василия Ивановича идея увлекла: он с удовольствием собирал материалы, искал лица для толпы на картине. Была даже построена специальная крепость изо льда и снега с башнями и зубцами, нашелся и казак, который взял ее. Работалось Сурикову легко, как никогда раньше, и картина вышла радостная, задорная. "Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи Теперь же друзья Василия Ивановича специально для него инсценировали ее в селении Лодейки. Суриков с большим азартом следил за тем, как один за другим молодые всадники пытались, преодолевая людской заслон, «взять» крепость - красивую постройку чуть ли не в рост человека из плотного снега - стену с зубцами и ледяными пушками. В картине показана не драма, но веселая народная забава, молодые наездники, красавицы-сибирячки в ярких праздничных нарядах. . Эта игра состоит в том, что через стену снежной крепости, плотно и красиво сложенной, с зубцами и ледяными пушками, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая, чуть не в рост человека, стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Сам Суриков, в беседе с Сергеем Глаголем, так рассказывал о своей картине: "В Снежном городке я написал то, что я сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи".
Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника - Доможилова; с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, - красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица).В санях так же видна фигура брата. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина (1891, Русский музей). И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодежь, девушки румяные, кровь с молоком. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Узор ковра, горящий своими цветами на солнце, вместе с изукрашенной зеленой дугой составляет основное красочное пятно картины. Черно-коричневый фон ковра, поднимая звучание цвета, резко отделяется от нежных оттенков снега и неба. Зимняя гамма, торжественно-приподнятая в Морозовой, в Городке звучит жизнерадостным перезвоном.
В картине "Взятие снежного городка" зародилась новая суриковская тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
27 Кадр

С этой порой связан и портрет своей доброй знакомой Е. А. Рачкаловой "Сибирская красавица", чьи потомки живут и сейчас в нашем городе, давшем миру одного из самых прославленных исторических живописцев.
28-29 Кадр

Зимой 1891 года картина «Взятие снежного городка» была показана на очередной выставке ТПХВ. А В. Суриков уже трудился над следующим полотном - картиной «Покорение Сибири Ермаком» (1895), которая, как всегда, потребовала от него огромных усилий - поисков композиции, живописного решения, собирания этюдного материала. Было создано много эскизов.В 1891-1892 годах художник вновь побывал на родине.
Изображая Ермака и его соратников, Суриков писал отнюдь не «историческую баталию», но, как всегда, «остановив» драму на предельно высокой точке ее напряжения, он показал казаков, сплоченных вокруг своего предводителя, спокойно делающими свое воинское дело, покоряющими Сибирь совсем не ради захвата новых земель, но для того чтобы обезопасить с востока границы русского государства. Прижатые к подножию высокого берега Иртыша, туземные воины - татары, остяки - яростно сопротивляются наступлению сплоченной казачьей массы. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. И вновь гениальным чутьем «угадал» художник самую суть событий далекой старины. Однажды, когда В.И. Суриков уже заканчивал Покорение Сибири, к нему в гости пришел издатель Петр Кончаловский с сыном Петром, который увлеченно занимался живописью. Кончаловские были в восторге от картины. Их поразили сплоченность и бесстрашие небольшого отряда Ермака, образ самого народного героя, чья "воля - непреклонная воля, воля не момента, а неизбежности", огромное татарское войско, "человеческий муравейник", точно и выразительно написанный Суриковым.
Покорение Сибири Ермаком было закончено в 1895 году. Картина, написанная в единой, очень красивой и благородной колористической гамме, прекрасно передающей атмосферу сумрачного осеннего дня, влажный воздух над Иртышом, была представлена на XXIII передвижной выставке в Петербурге. Выставку посетил сам император Николай II с Александрой Федоровной, который и приобрел картину за сорок тысяч рублей. В это время праздновалось 300-летие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Суриков случайно "попал в точку", оказавшись в неловкой для него роли официального живописца. В том же 1895 году Совет Академии присудил ему звание академика.
В самый разгар торжественных поздравлений и официальных обедов из Красноярска пришло страшное известие о смерти Прасковьи Федоровны Суриковой. Василий Иванович писал в письме брату в Красноярск: "Получил вчера твое скорбное письмо. Чего говорить, я хожу как в тумане. Слезы глаза застилают... Нет ее, нашей мамочки... Я заберусь в угол, да и вою. Ничего, брат, мне не нужно теперь. Ко всему как-то равнодушен стал". Но горе не сломило Сурикова, как то случилось после смерти жены. Он советовал Александру: "Одно, Саша, не давай волю отчаянию. Это и грешно (по нашей христианской вере), да и не поможет. Это я по прежнему своему горю сужу".

30-32 Кадр

Через некоторое время Суриков с дочерьми приехали в большую и дружную семью Кончаловских, живших, в отличие от Суриковых, открытым домом, где всегда было много талантливых и интересных людей, много молодежи. Ольга Сурикова уже тогда выделила Петра среди трех братьев Кончаловских.
Но никто не мог предвидеть, что через несколько лет Петр войдет в семью Суриковых, станет мужем Ольги и близким человеком для самого Василия Ивановича. Кроме того дочь в браке с Петром подарит ему замечательных внуков.

33 Кадр

Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: "Я задумал новую картину писать. Тебе скажу под строжайшим секретом: Переход Суворова через Альпы. Должно выйти что-нибудь и интересное".
Собираясь с духом перед тем, как приступить к новой большой картине, Суриков исполнил иллюстрации к четырехтомному изданию Царская и императорская охота на Руси, в котором участвовали также многие известные художники: Рябушкин, Серов, Васнецов. Суриков долго работал над композицией Суворова. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. Верный своему принципу всегда работать с натуры, Василий Иванович с дочерьми выехал на этюды в Швейцарию. Он писал Александру: "Льды, брат, страшной высоты. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. Эхо бесконечное".
В Москве, под влиянием швейцарских впечатлений Суриков снова и снова работал над композицией, в результате чего картина приобрела вертикальный формат. Художник срезал верх и низ полотна, отчего создается впечатление, что гора уходит бесконечно высоко вверх, а ее склон низвергается в бездонную пропасть. Такую гору должна преодолеть армия Суворова. По замыслу художника войско обрушивается прямо на зрителя, скатываясь с отвесной ледяной горы. "Я очень много думал над этой картиной. Мне хотелось создать образ Суворова как легендарного русского полководца, не знавшего поражений. Его солдаты знали только одно слово: "вперед". Это полководец, о котором и песню сложили, и сказку сказали. Говорите, штыки по уставу не сомкнуты; так ведь все походы Суворова были не по уставу", - так отвечал Суриков всем, кто указывал на недочеты картины: лошадь Суворова перед пропастью горячится, хотя должна идти тихо, штыки у летящих в пропасть солдат не примкнуты, хотя это подвергает опасности жизнь тех, кто следует за ними.
Переход Суворова через Альпы менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще Боярыне Морозовой и Взятию снежного городка.
Картина была выставлена на XXVII передвижной выставке в Петербурге в 1899 году и снова, как и Покорение Сибири, случайно попала к официальной дате - столетию альпийского похода Суворова. Картину приобрел император за двадцать пять тысяч рублей, что позволило Сурикову в 1899 году свозить дочерей на Кавказ, а в следующем, 1900 году, - в Италию.

34 Кадр

Вскоре Василий Иванович вернулся к одному из старых своих замыслов - к образу Степана Разина, о котором впервые задумался еще в 1887 году и даже исполнил красочный эскиз на широко известный сюжет - Стенька Разин и персидская княжна, от которого впоследствии полностью отказался. Первый эскиз на эту тему Суриков написал еще в 1887 году, возвращаясь с семьей из Красноярска в Москву по Волге. Тогда он временно отложил эту работу, а теперь, через тринадцать лет, по-новому увидел будущую картину.
Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, Суриков примерял на себе одежду, о чем свидетельствует фотография, на которой он предстает в облике Степана Разина. В 1901 году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он ответил: "Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу.., считаю для себя, как художника, свободу выше всего".
Весной того же года Сурикову пожалован орден Святого Владимира IV степени за картины Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы, а вскоре он получил от французского правительства извещение о том, что Люксембургский музей в Париже просит художника продать картину на историческую тему. "...Наконец-то помаленьку узнают, что я такое", - с гордостью писал он в Красноярск брату.
Летом 1901 года Василий Иванович впервые выехал на этюды без дочерей. Он писал им из Астрахани: "Это какая-то Венеция или Неаполь. Шумная жизнь на пристанях. Сегодня нарисовал лодку и наметил на другом рисунке гребцов (шесть весел). Думаю, завтра или послезавтра кончить этюд красками... Надеюсь привезти для начала работы кое-какие материалы".
Из поездки по Волге Суриков привез много этюдов и принялся за работу.
В картине, писанной с 1900 по 1908 год, сюжет разработан проще, тише, без буйства. Одна большая ладья, точно крыльями, поднятыми веслами рассекает волны и воздух. Над «Разиным» Суриков работал долго и упорно - герой, столь ему близкий, не поддавался воплощению. Каждое лето с 1900 по 1907 год художник проводил то на Каме, то на Волге, то на Дону, то в Сибири в своем обычном искании натуры. В 1907 году картина была выставлена, но после того вновь переделывалась» (Я. Тепин). Немалую сложность для стареющего мастера представляла композиция картины. Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, Суриков примерял на себе одежду, о чем свидетельствует фотография, на которой он предстает в облике Степана Разина

Чтобы скачать презентацию перейдите по ссылке: Скачать презентацию

Полный текст материала Презентация "В.Суриков. Биография и картины" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

С 1875 В.И.Суриков –
классный художник 1-й
степени.
В 1877–1878гг.
работал над росписями
храма Христа
Спасителя в Москве на
сюжеты из истории
четырех Вселенских
соборов.

Суриков В.И.
Автопортрет. 1913
Художник много путешествовал
по России, ездил в Сибирь, на
Волгу, в Крым.
Посетил Германию, Францию,
Италию, Австрию, Швейцарию,
Испанию.
С 1881 по 1907 Суриков В.И.член Товарищества
передвижных художественных
выставок (ТПХВ).
Действительный член Академии
художеств (с 1893), с 1895 –
академик.
Почетный член Московского
общества любителей художеств
(с 1903).

Уже в ранние академические годы
молодой художник проявил
незаурядные способности в
композиционном построении и
колорите.
Но собственный стиль обрел лишь в
Москве. "Я как в Москву приехал,
прямо спасен был [...]", –
рассказывал художник.
В Москве он попал в центр русской
народной жизни, нашел свой путь.

Его картины передают дух истории,
отражают стихию народной жизни,
борьбу и страдания отдельной
личности, в судьбе которой
воплотилась трагедия исторических
перемен в обществе.

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков
закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня
Морозова» (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции
- об опале и сибирской ссылке самого могущественного из
«птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой
подвижницы во время церковного раскола - тоже «читаются» как
визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы
в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий
пространственный размах второй, где доминирует мотив
движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют
неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и
понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в
любом случае в их актуальной, - суровой и красочной -
разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его
полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская
изба в «Меншикове...» воспринимается как особый
одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей
некогда всесильного царедворца).«Утро стрелецкой казни»,
«Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют
вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие
снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал,
что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы».
смысл.

Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в
«Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства,
напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной
казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова)
представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль
безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на
мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.
Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири
Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан
Разин», 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство
режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного
рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в
Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах,
наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та
драматургическая сложность, которая придает особое
пластическое и психологическое богатство трем великим картинам
Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и
сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но
отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы
над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков
пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и
интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный
эстетический смысл.

Его картина "Утро стрелецкой
казни" (1881), показанная на 9-й
выставке передвижников, проникнута
духом "древней русской красоты и
живым ощущением истории".
Содержание полотна отражает
заблуждения народа, его
героическую самоотверженность и
страдания.

Утро стрелецкой казни. 1881г.

Меншиков в Березове. 1883.

Картина В.И. Сурикова "Боярыня
Морозова" повествует о расколе в русской
православной церкви в середине XVII столетия.
Против церковных реформ патриарха Никона
выступила оппозиция во главе с протопопом
Аввакумом Петровым, духовной дочерью и
сподвижницей которого была
боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова,
урожденная Соковнина.
Эта богатая и знатная женщина выступила
истовой сторонницей древнего благочестия и
активной противницей нововведений. В 1673
году Морозова была сослана в Боровский
монастырь, где и погибла в 1675 году.

Боярыня Морозова. 1887г.

Все последующие работы мастера
подтверждают очевидность отказа
художника от создания
академических полотен на
историческую тему и умение
передать дух исторических событий,
мир прошлого не только в бытовых
реалиях, но и в ощущениях.

В творчестве Сурикова наглядно
проявились черты национального
народного искусства большого стиля.
Его картины стали вершиной
развития исторического жанра в
русской и мировой живописи.

Взятие снежного городка. 1891 г.

Покорение Сибири Ермаком. 1895.

Степан Разин. 1906.

Переход
Суворова через
Альпы. 1899.

Посещение царевной женского монастыря. 1912г.

В 2008 году исполнилось 160 лет со
дня рождения великого русского
художника Василия Ивановича
Сурикова.
Его картины являются сокровищами
русской живописи.
Хранителем памяти о творчестве
красноярского художника является
Художественный музей имени
Сурикова.

Художественный музей имени Сурикова

Основан в 1958 году как
Краевая Художественная
галерея.
Три основных раздела русское искусство 18-20 веков,
современное искусство,
народное и декоративноприкладное искусство.
Уникальная коллекция
произведений Василия
Сурикова, научная библиотека.
Общий фонд - около 13 тысяч
экспонатов.
Дом – усадьба Сурикова

Пир Валтасара (1874)

Библейские сюжеты
Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты,
относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Все за исключением одной.
В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно
"Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", выразившее его
тогдашнее состояние. Почти два года после этого он вообще не
брал кисть в руки. "Академические" же его работы во многом
отвечали программе тогдашнего академического образования. Они
неизменно отмечались премиями. Впрочем, считать их
"принудительными" не стоит. Принудить к чему бы то ни было
Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось.
Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения
древней историей, называя три периода, последовательно
захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец,
"воцарившееся на его развалинах христианство".
В качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", 1874,
которая - при всем своем бросающемся в глаза академизме - уже
несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских
шедевров.

Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии"
Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в
Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее
хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь
участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по
повелению и под присмотром молодого царя Петра I.
В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе
прославившие его впоследствии качества - великолепного
колориста и изысканного "композитора" (так его называли
соученики по Академии).
Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила
художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской
живописи.
"Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на
всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой
выставке. Могучая картина!" - писал И. Репин П. Третьякову,
купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч
рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе
насущном, развязали ему руки для продолжения работы в
избранном направлении.

Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего
сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра
Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась
в Петербурге после смерти первого русского императора, и
сосланного вместе с семьей в далекий Березов.
Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его
обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под
Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба
тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И
стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И
вдруг... Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком
увидел. Только не знал еще, как княжну посажу".
Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной
"технологии" Сурикова. У картины есть одна особенность,
отличающая ее от других шедевров этого ряда, - в ней нет народа,
толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других
суриковских работ.
Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре "семейной
драмы". Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься
о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. - тем
более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой",
гениальным "пассионарием".

Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в
сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым
столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси.
Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым
шедевра - шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и
заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых
энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии
Морозовой.
Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию
душу, он писал ей: "Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же
твои молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась,
мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 года она
погибла от голода в земляной тюрьме.
Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно
живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом
архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы.
Боярыня Морозова - центральный образ этой картины, определяющий
всю ее композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей
вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева
группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа сочувствующие ей.

Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири
традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка
художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из
Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка,
видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни
Морозовой.
Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной
сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды
старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга
И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков",
опубликованная в 1872 году.
Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной
героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и
архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное
его выражение. "Как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько
времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось", признавался он. Но художник все-таки нашел его.
Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М.
Волошина: "Была у меня одна знакомая старушка - Степанида
Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке
жили - у них там молитвенный дом был. И вот приехала к ним
начетница с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в
садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех
победила".
Это-то лицо и решил повторить наш художник.

Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его
жены. Горе художника было столь велико, что он практически
перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда.
Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь,
подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от
тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся
полифонической композицией, насыщенностью колорита,
погруженностью в народную стихию.
"Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", - признавался
Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую
игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в
"прощеное воскресенье", последний день масленицы.
Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника:
"Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный.
И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я
много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди
снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь
снег прорвется".
По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры друзья живописца специально для него инсценировали полный
"вариант" игры в селе Лодейки.

Покорение Сибири Ермаком (1895)

Это полотно Суриков писал долго - целых четыре
года. Первые эскизы работы относятся к периоду
его летнего пребывания в Красноярске в 1891
году.
Темой для картины стало взятие в октябре 1582
года казаками легендарного Ермака столицы
Сибирского ханства Кашлыка.
В ходе этого сражения горсткой храбрецов,
прямым наследником которых - по праву
рождения - всегда ощущал себя сам художник,
было разбито огромное войско хана Кучума.
Картина явила собой очередное обращение
Сурикова к одному из судьбоносных моментов
русской истории, ознаменовавшемуся
присоединению к Руси богатейших территорий за
Уралом.

Степан Разин (1906)

Суриков во время работы
над картиной "Степан
Разин". Фотография 1906 г.
Первый эскиз к этой картине датируется
1887 годом - он был создан по мотивам
известной народной песни.
В конечном варианте (Суриков,
впрочем, еще раз возвращался к этому
сюжету в 1909-10 годах) мы у же не
найдем никакой "иллюстративности"; от
песни осталась лишь своеобразная
музыкальность композиции.
Я. Минченков, обсуждавший с
Суриковым эту работу на выставке 1906
года, где она была показана, так
описывает - видимо, со слов автора - ее
содержание: «Плывет с набега вольная
дружина. Везет отбитое в Персии и у
купцов добро. Песни и разгул. Один
Степан Тимофеевич далек от веселья;
задумался думой, как сделать вольным
русский народ. Едва скользит по Волге
лодка, под широким парусом полулежит
Степан с глубокой думой во взоре, и
дума та легла над всем широким
раздольем Волги»

Посещение царевной женского монастыря (1912)

Эта работа стала последним значительным произведением
Сурикова.
В отличие от других его исторических полотен, она не имеет
четкой привязки к какому-то историческому событию или к
какой-то конкретной исторической личности.
Тема картины - трагическая судьба русских царевен.
Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им
запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных
боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как
стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь в монастырь.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении
цветущей молодости изображенной царевны и
подчеркнутых ханжества и фальши монахинь.
В сущности, в этой работе он выступил выразителем
тогдашнего общественного мнения, критически
относившегося к монастырскому миру. Известна фраза
художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".

Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков
показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году - в столетнюю
годовщину изображенного на ней события.
Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Верный
своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию,
в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации"
своего полотна. "Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное",
- сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату.
При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие
композиционные задачи. Выполнив несколько композиционных
вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном
формате, совершенно необычном для батальных произведений.
Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто
лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя.
"Главное у меня в картине - движение, - объяснял свою работу
Суриков, - храбрость беззаветная".
Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем
полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении
распадающуюся на ряд великолепных выписанных
психологических типов.
Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг
под шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе - ключевое слово.

Cлайд 1

Cлайд 2

Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семье потомственных сибирских казаков Отец - коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать - Прасковья Фёдоровна Торгошина. В 1856 - 1861 учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева.

Cлайд 3

В январе 1878 года женился на Е. А. Шаре. 1888 Болезнь и смерть Е. А. Суриковой, жены художника. 1907 В. И. Суриков вышел из Товарищества передвижных художественных выставок. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Cлайд 4

Cлайд 5

Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881. Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж - вроде стрельца с молитвенной свечой в руке - становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И.Н.Крамским в письме к В.В.Стасову, 1884).

Cлайд 6

Cлайд 7

08.04.1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск. Там художник создаёт полотно «Взятие снежного городка». Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская - жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

Cлайд 8

В октябре 1895 г., будучи в Красноярске, Суриков задумал эту картину. Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Ф Ф.Спиридонов, которому в то время было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова, который также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году - в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.