Проект презентация на тему обустройство русской избы. Презентация на тему "крестьянская изба"

Наталья Дриллер

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
«В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» (А.С.Пушкин)
Для освещения горницы пользовались лучиной.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.
После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Пословицы и поговорки
Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!
Гость в дом - хозяину радость.
Красному гостю – красное место.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Дом красится хозяином.

Загадки
Ходит, ходит, а в избу не заходит (дверь)
Сквозь стену торчок (сучек)
Маленький мальчик всем под ноги смотрит (порог)
Черная курица сидит на красных яйцах (котелок)
Маленький пузатенький, а весь дом бережет (замок)
На улице рогато, а в избе гладко (углы избы)
Не на полу, не на полке, и в дом глядит, и на улицу (окно)

Используемые источники:
Вернадский Г.В. Киевская Русь. М.: Аграф, 1999 г.
Терещенко А. В. Быт русского народа. – М.: Наука, 1997г.

1 слайд

2 слайд

Изба на территории музея в Покровском монастыре в Суздале. ИЗБА, срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме. В Древней и Московской Руси избой называли присутственное место; первоначальное название в 16 веке (Поместная изба, Посольская изба).

3 слайд

Постройка избы Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. И при этом каждый крестьянин верил в традиции предков. При строительстве было важно место расположения дома. Люди считали, что если дом построить на «несчастном месте» (где проходила дорога, стояла баня, где прежде хоронили людей), то у жителей дома не будет благополучие, будут ссоры, недуги… Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.

4 слайд

Общий вид избы Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье. К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения. Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником". Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни.

5 слайд

Внутреннее пространство избы Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

6 слайд

Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей.

7 слайд

8 слайд

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие.

9 слайд

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

ВНУТРЕННИЙ МИР

РУССКОЙ ИЗБЫ


1 . Из какого материала строили избы на Руси?


1 . Из какого материала строили дома на Руси?



2. Как называлась часть крестьянского дома,

сделанная из обработанных бревен?



3. С какими символическими понятиями

связывали крестьяне разные части дома?



ИЗБА – комната отапливаемая печью

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»



БОЖНИЦА

Главное украшение дома была икона.

Иконы ставились на полочку-божницу.

Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.



ПЕЧЬ-душа дома,

главный оберег семьи,

семейный очаг.

ПЕЧЬ – жилище

домового.



ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой

размещались горшки, чугунки, домашняя утварь





С чего начать рисунок русской избы?

  • Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь…
  • Продумать компоновку рисунка.
  • Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен.

Приступаем к практической части урока, внимательно прочитайте задание.


Последовательность построения перспективного изображения избы

Выполняя практическую работу обращайтесь к тесту на слайде. На первом уроке по этой теме вы должны выполнить линейное построение рисунка избы и начать расположение предметов быта в графике.




Красный угол

стол

скамейка


Не красна изба углами,

а красна пирогами!


Презентация подготовлена по программе Б.М.Неменского к уроку ИЗО в 5 классе на тему «Внутренний мир русской избы».

Рядная планировкаТип застройки деревень, при котором все дома
стоят в ряд, прямо или криволинейно, повторяя
очертания берега или дороги. Главные фасады
домов при таком типе застройки смотрят «на
солнце», «на лето» или «на воду».
Рядные застройки имели глубокое
рациональное зерно. Поворот окон на юг давал
возможность максимально использовать
естественное освещение и свести до минимума
освещение избы открытым огнём в летнее
время.

Рядная застройка

Клеть – простейшая деревянная
конструкция, представляющая собой
крытый прямоугольный в плане сруб.

Венец

Венец
Брёвна или брусья одного ряда деревянного
сруба. Связанные между собой, они
образовывали прямоугольники или
многоугольники. Связки между брёвнами
вырубались различными способами без
применения гвоздей.
Повторяющиеся по форме и размерам связки
брёвен («венцы») укладывались друг на друга,
формируя сруб. От количества венцов зависела
высота сруба.

Виды рубок стен:

А - «в охряпку»; б - «в крюк»; в - «в погон»; г - «в иглу»; д -«в реж»; е- «в
охлоп»; ж - «в обло»; з - «в обло с шипом»; и - «в косую лапу»; к - «в лапу с
присеком или шипом»; л - «в шип», «в полдерева»,
«в перевязку»; м - «в забир», «в столб», «в стойку»

Рубка «в обло» («в чашу»)

Рубка «в обло» («в чашу»)
Один из древних способов связки брёвен в углах
венцов. При этом в каждом бревне вырубалась
круглая чаша, в которую перпендикулярно
укладывалось следующее бревно. Каждая связка
имела равный по размерам выпуск брёвен. Выпуски
придавали устойчивость всей конструкции сруба,
предотвращали сруб от вымерзания.
Первоначально для соединения венцов вырубались
круглые чаши в верхней стороне каждого бревна, а
позднее в его нижней стороне. Это
способствовало лучшему сохранению сруба, так
как вода в меньшей степени затекала в чашу. ?

Рубка «в обло»

Рубка «в чашу» («в обло»)

Рубка "в лапу" - способ соединения углов
бревен без остатка. Обычно применялся
при строительстве культовых построек.

Сруб "в режь"

Сруб "в режь"
Тип сруба, в котором брёвна уложены не плотно, а на
некотором расстоянии друг от друга и связанные между
собой не по всей длине, а только в углах. Большой зазор
между брёвнами (брусьями) способствовал лучшей
проветриваемости сруба.

Устройство северной русской избы

Изба, отапливаемая по-чёрному. Печь в курной
избе не имела дымохода. Во время топки печи
дым заполнял всё пространство избы,
поднимался вверх и выходил через волоковые
окна и деревянный дымоход наружу.
Несмотря на минусы в процессе эксплуатации,
курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и
копоть оседали на стенах, защищая брёвна от
проникновения влаги. Печь долго хранила тепло,
требовала меньше дров. Сруб курной избы
служил дольше.

Курная («чёрная», «рудная») изба

Интерьер курной избы

Печь с трубой и дымник

Изба

ИЗБА
СЕНИ
ПОВЕТЬ

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных
районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров.
Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и
снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное
помещение имело хозяйственное назначение. Здесь
хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли
содержать птицу и скот.

Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте)

Горница («горняя» - находящаяся на
«горнем», возвышенном месте)
Парадное помещение в крестьянском жилище.
Во второй половине XIX века обустраивалась без
печи и эксплуатировалась как жильё только в
тёплое время года. Летом в хорошо освещённой
горнице женщины занимались рукоделием. Здесь
же выделялось спальное место для молодожёнов.
На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне
обустраивают в горнице печи-голландки, что
значительно расширяет функции помещения.
Часто горница служила местом для приема и
размещения гостей.

Поветь («повить», в южных районах – «сарай»)
– верхний ярус крытого двора, служивший для
хранения сена (сеновал).
Помещение повети использовали и для хранения
земледельческого инвентаря. Здесь же в
непогоду проводили некоторые виды
сельскохозяйственных работ.

Взвоз – наклонный бревенчатый
помост (накат), ведущий с «улицы» на
поветь. По такому настилу лошадь
поднималась на поветь вместе с
телегой, гружённой сеном.

Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с
особой несущей конструкцией, обустраиваемой из
горизонтально уложенных брёвен («слег»).
Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада
сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша
строилась без единого гвоздя и имела очень прочную
конструкцию.

Система «по потокам и по курицам»

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой)
крыши. Это еловые брусья – крюки, на
которых лежат потоки.
Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой)
крыши.
Тес, который укладывали на крышу, в
нижней части упирался в поточное
(предварительно выдолбленное для стока
воды) бревно.

Охлупень (шелом)

Выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию
безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились
верхние торцы кровельного тёса, наружная часть
охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец
охлупня оформлялся сакральным коником
(вырубаемое в виде коня или птицы украшение).
Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние
языческие верования славян о природе. Конь
символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме
того, коник являлся обережным символом. В народе
верили: «Конь на крыше – в избе тише».

Причелина

Доска, защищавшая торцы бревенчатых слег
от излишней влаги. В северных районах
причелины богато украшались резьбой.
Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты,
солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации
причелин, рассматривались крестьянами не только как
украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев
дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.

Полотенце

Полотенце

Короткая, украшенная сквозной резьбой доска,
закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца
украшалось солнечной розеткой, символизировавшей
движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде
дома располагались три полотенца, закрывавших
верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на
востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе,
олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.

Подзор – доска с резным нижним краем,
размещавшаяся под скатами домовой
кровли, на крыльцах, на лавках.
Функционально закрывала грубые стыки
конструкций и служила декоративным
элементом. Прототип позднейшего карниза.

Лемех

Притолока

Верхний и
иногда
боковой
брус в
дверном
проёме.

Косящатое окно

Окна с "затесами" - окна, где округлость бревна
вокруг оконного проема стесывалась, и иногда
на стесы наносили несложные резные узоры.

Глухая (плоская) резьба по дереву

Один из распространенных видов резьбы.
Применялась для украшения жилья: оконных
наличников, дверей, фасадов. Данный вид
резьбы характеризуется непрорезным (или
глухим) фоном, а также рисунком,
остающимся практически на одном уровне с
доской. Глухая резьба по дереву бывает
геометрической, состоящей из кружков,
треугольников, различных четырехугольников
и прочих фигур и элементов.

Дом-четырёхстенок

Классический вариант крестьянского
жилища. Состоит из утеплённого сруба
(собственно избы) и пристроенных к нему
сеней, защищающих вход от непогоды.
Данный тип построек рассматривается как
простейший вариант, от которого берёт
начало эволюция деревянного
домостроения. Как правило,
строительством четырёхстенного жилого
дома ограничивались беднейшие
крестьяне.

Дом-четырёхстенок

Дом-шестистенок (изба с прирубом)
В эволюции деревянного домостроения занимает
промежуточное место между домомчетырёхстенком и пятистенком. В момент
расширения жилой части к основному срубу
пристраивался «прируб». Расстояние между
срубами составляло 20-40см.
Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он
имел шесть стен, две из которых были параллельны,
а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название
дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой
части перестраивался хозяйственный двор. Затем
дом заново перекрывался крышей.

Дом-шестистенок

Дом-пятистенок

Тип дома, передняя изба которого имеет
капитальный бревенчатый переруб в срединной
части, образующий два помещения внутри
одного сруба. В плане жилая часть имела пять
стен, две из которых располагались параллельно
улице, а три – перпендикулярно. К избе попрежнему пристраивались сени и большой
хозяйственный двор.
Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во
второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия
такие дома встречались редко.

Дом-пятистенок

Четверик - в русской каменной и деревянной архитектуре
четырехугольное в плане сооружение или составная часть
композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в
сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на
четверике").
Восьмерик – восьмигранный в плане сруб, являвшийся
самостоятельным сооружением или его частью.
«Восьмерик на четверике» - популярный конструктивный
тип здания в русском церковном зодчестве. При этом
нижняя часть представляет собой кубический объём (в
деревянном зодчестве - сруб), а верхняя -
поставленный на него восьмигранник. Выше может быть
расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное
распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках.

Особенности рубки «в обло»

Для рубки домов необходимо применять
высококачественную древесину, не зараженную
жуками-древоедами и грибком. Заготавливают
бревна нужной длины и диаметра и желательно
одинаковой толщины. Если это невозможно, то
подбирают деревья по верхнему отрубу диаметру с допустимой разницей между
диаметрами до 30 мм. Из таких бревен легче
рубить сруб. Комлевые стороны бревен
стесывают с внутренней стороны до толщины,
равной верхнему диаметру, придавая их концам
форму овала. Теску бревен выполняют от























Конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные. Бывает изба-богатырь – широкий могучий дом, а другая изба высокая, скаты ее крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку- бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев и т.д.




В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Л. Мей


Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом. Стены прежде не оклеивали, занавесок не вешали, пол застилали самодельными половиками. Изба содержалась в исключительной чистоте. Дважды в год (обычно на пасху и крещение) устраивали большую уборку. Каждую субботу мыли полы (не крашенные), столы, лавки, обтирали стены, "воронцы", полки. Особенно тщательно мыли порог в избу. По его чистоте сваты судили о чистоплотности будущей хозяйки.





Мебели в избе было немного, да и разнообразием не отличалась – стол, лавки,сундуки и посудные полки. Посуду хранили в настенных шкафчиках - "наблюдниках", для ложек делались специальные коробки из лучины; деревянную и медную утварь держали на " воронцах". Рядом с входом стоял ушат, над ним висел рукомойник. Иногда в избе ставили деревянную кровать, на которой спали взрослые.




Обязательным атрибутом в убранстве крестьянского дома были прялки. Их веслообразные лопасти украшали резьбой и растительным орнаментом в коричнево-золотых тонах. Прялка была обязательна в составе приданного невесты, считалась дорогим подарком отца - дочери и брата - сестре.




Ещё в 18 веке характерной особенностью жилищ крестьян была "топка по-чёрному", т.е. печи не имели выводных труб. Для вывода дыма делались потолочный дымоволок и круглая дымница из дуплистого дерева или дощечек. Русская печь - явление сравнительно позднее. ПЕЧЬ-основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг. ПЕЧЬ – жилище домового. ПЕЧЬ – душа крестьянского дома Само слово «изба « произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.




«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»