Условия поступления в суворовское. Как поступить в московское суворовское военное училище

История вопроса

В 1943 году решением Советского правительства были созданы суворовские училища, «по типу дореволюционных кадетских корпусов» . Их создание являлось одной из мер по восстановлению народного хозяйства и несло в основном социальную функцию – устройство сирот, детей красноармейцев, краснофлотцев, партизан.

Детей принимали с 10-11-летнего возраста, срок обучения был семилетним. В 1956 году требование по приёму в СВУ преимущественно сирот было снято, срок обучения был значительно сокращён, и более полувека (с 1956 по 2008 годы) был двух-трехлетним. В СВУ в те годы поступали 15-летние юноши, которые уже достаточно понимали в жизни и «повесить им на уши лапшу» было проблематично. Как результат, 30-40% выпускников СВУ не связывало свою судьбу с военной службой (данные на 2008 год).

Когда стало очевидно, что СВУ в прежнем виде себя изжили, и вопрос реформы кадетского образования начал активно осуждаться. Предложения звучали разные. В 2008 году, под сурдинку военной реформы А.Э. Сердюковым и присными была предпринята попытка максимально демилитаризировать обучение в СВУ и передать всё это беспокойное хозяйство из Минобороны в Министерство образования. Но тут активно возмутилась общественность в лице отставного генералитета: письма Президенту, запросы в Госдуму, общественные слушанья – в общем, любимые занятия людей, у которых нет личной жизни.

Общественность была услышана. Осознав, что в российском обществе эта форма образования очень востребована и престижна, Минобороны России стало действовать в соответствии с принципом «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить». И вот уже создаются «президентские кадетские училища» и ежегодно открываются новые. Также Минобороны возвратило в свой состав ряд региональных общеобразовательных учреждений (Аксайский казачий и Омский кадетские корпуса, Северо-Кавказское СВУ).

Сейчас у Минобороны России 22 общеобразовательных учебных заведения (суворовские училища, кадетские корпуса, президентские кадетские училища), в которых обучаются 12,7 тысячи воспитанников. Это больше, чем во времена СССР, численность армии которого была в три раза больше Армии России. Срок обучения увеличили до семи лет. Ещё шесть СВУ в системе МВД, один кадетский корпус – в системе ФСБ России.

В 2008-2012 годах конкурса в СВУ практически не было, так как принимали только детей военнослужащих и гражданского персонала, и только Минобороны России. При этом Минобороны позиционировало суворовские училища как составную часть социального пакета военнослужащих, проходящих службу в отдалённых регионах.

В 2013 году, «по многочисленным просьбам трудящихся» был открыт приём всех желающих, и маятник качнулся в другую сторону: на младших курсах Московского СВУ учится 73% жителей Москвы и Московской области. Аналогичная картина в Санкт-Петербургском СВУ: две трети кандидатов – из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить своих детей – и чтоб образование получил, и чтоб к дисциплине был приучен, и чтоб под дурное влияние не попал. Небольшая часть неисправимых романтиков мечтает, чтобы сын пошёл по стопам отца и продолжил офицерскую династию.

Конкурс высокий, 3-5 человек на место. Экзамены, психологическое тестирование, медкомиссия в значительной мере позволяют отобрать способных ребят, которые будут хорошо обучаться, успешно закончат СВУ и поступят в военные вузы. Например, в 2013 году у ребят, поступивших в Московское СВУ, средний балл за окончание 4 класса был не ниже 4,5.

В результате поступают ребята, чьи родители смогли подготовить их к поступлению – либо по причине того, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но парадокс в том, что этим ребятам такие заведения в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие.

И самое печальное, что те категории населения, для которых в 1943 году создавались СВУ, при нынешних условиях поступить в них не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность чаще всего недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.

Зачем это нужно Минобороны?

— Так-то оно так, — молвил солдат, — да вот что ты с меня за это запросишь, старая карга? Ведь не даром же ты для меня стараешься!

— Ни гроша я с тебя не возьму, — отвечала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его там позабыла моя бабка, когда спускалась туда в последний раз.

(Г.Х. Андерсен)

«Нашей стране нужны талантливые, образованные, неравнодушные люди, которые смогут ставить стратегические цели и добиваться их достижения. Именно такие навыки прививаются нашим суворовцам, нахимовцам, кадетам и воспитанницам. Наши довузовские учреждения, без сомнения, готовят интеллектуальную, творческую и управленческую элиту российского общества».

(Т.А. Фральцова)

«Образовательные учреждения подобного рода призваны обеспечить новый подход к воспитанию будущих защитников Родины. В стенах кадетских учреждений осуществляется воспитание в духе преданности Отечеству, формируется система нравственно-духовных ценностей и чувство долга, гражданской ответственности и патриотически-государственного мировоззрения, что делает их базисом для формирования будущей российской элиты не только военной, но и гражданской».

Министерству обороны Российской Федерации приходится выполнять стоящие перед ним задачи в области обороны страны в очень сложной социально-демографической ситуации.

Во-первых, за 15 лет XXI века качество жизни в России изменилось больше, чем за вторую половину века ХХ-го. Бум информационных технологий, цунами социальных сетей, глобализация. Сложившееся в России общество потребления агрессивно насаждает, с одной стороны, индивидуализм, превосходство над другими, стремление превратить жизнь в нескончаемую череду удовольствий и другие подобные «ценности», с другой стороны – страх перед болезнями, старостью, смертью. Под это выстроена вся система тотальной рекламы, направленная на максимальный рост потребления и фактический запрет на более осмысленные ценности.

Дивный новый мир предоставляет детям намного больше возможностей получения разностороннего образования и проведения досуга, чем было в своё время у их родителей. Нынешние школьники родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое состояние многих российских семей значительно выросло. Повысилась мобильность наиболее активной части населения, в результате чего растёт индустрия туризма и прочих развлечений.

Как бы не брюзжали представители старших поколений, нынешние молодые люди ничуть не хуже их самих в этом возрасте – они просто ДРУГИЕ. Многие работодатели, особенно в крупных городах, обеспокоены тем, что молодые специалисты предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, но не наоборот. Они хотят большей отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают «гибкий» график, склонны часто менять место работы. У них превалирует стремление к неформальному стилю общения, комфортному психологическому климату, свободному графику, наконец, к развлекательной составляющей в любой деятельности.

Они хотят получить от жизни максимум разнообразных впечатлений и удовольствия. Вместо того, чтобы карабкаться по единожды выбранной карьерной лестнице, многие молодые люди стараются получить более широкий опыт в нескольких сферах. Они намного меньше идеологизированы и, как правило, отказываются заниматься тем, что им неинтересно. И если какое-то занятие им не нравится, они тут же его бросают. В прошлом веке подобное непостоянство осуждалось, ценностью считались упорство и целеустремлённость, но сегодня это уже не так.

Очень сложно вписать эти социологические особенности в рамки воинской службы, связанной с тяготами и лишениями. В принципе, по всем соцопросам в любой стране всего 14–15% мужчин склонны к военной службе, дисциплине, существовании внутри четкой иерархии, где существует необходимость выполнять разные скучные, неприятные и даже опасные обязанности, а также беспрекословно исполнять любые бестолковые приказы. Налагаемые на военнослужащих строгие ограничения права выезда за границу также отталкивают наиболее образованную и мобильную часть молодёжи от пополнения рядов офицерского корпуса.

Во-вторых, произошла глубокая поляризация российского общества по имущественному положению, образовались явно выраженные полюса богатства и бедности, что повлекло за собой отчужденность значительной части населения и появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе – в сфере обороны страны.

СМИ кроме госпропаганды, рассчитанной на каких-то недоумков, не менее тупой рекламы и сериалов для престарелых домохозяек; заполнены набившими оскомину «скандалами, интригами, расследованиями»: тусовки в Куршавеле, яхты и виллы на Лазурном берегу; астрономическое воровство губернаторов и министров; шапито на Охотном Ряду, заполненное звёздами шоу-бизнеса, спортсменами и чьими-то любовницами; один министр обороны, как оказалось, «разваливал армию»©, другой (более эффективный) в армии вообще не служил – он сразу стал генералом и героем России; и прочая, прочая, прочая.

Нахождение в такой информационной среде каких-либо патриотических чувств не вызывает. В результате очень мало толковых ребят — выпускников сильных столичных школ, желают стать военными.

В-третьих, стоит отметить заметное ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовки современных школьников. Многие ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой/компьютером/планшетом. Две трети детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. У многих развивается гиподинамия. По данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины – различные функциональные отклонения, более трети – болеют чем-то хроническим.

Одни говорят, что это школа так пагубно влияет: неудобная мебель, тяжелые портфели, непосильная учебная нагрузка. Другие уверяют, что и раньше подростки не были вполне здоровыми, просто тогда медицина не так щедро раздавала диагнозы. Истина где-то посередине. Но в результате, половина допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов общефизической подготовки.

В-четвёртых, Россия вместе со всей Европой сползает в очередную «демографическую яму». Стенания высших военачальников на тему «подвели нас бабы, товарищи» раздаются уже не первое десятилетие.

И где же Министерству обороны взять тех здоровых и интеллектуально развитых молодых людей, которые сделают защиту завоеваний капитализма делом всей своей жизни, и будут выполнять воинский долг «мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни»? Конкурса в военные вузы нет, особенно в те, где требуется ЕГЭ по физике/химии, а также в лётных и военно-морских. Причины: кандидаты на ЕГЭ не набирают нужного проходного балла; не проходят по состоянию здоровья; не укладываются в нормативы по физподготовке; на психологическом отборе получают IV группу.

Эксплуатируя стремление родителей переложить воспитание детей в наиболее сложном, переходном возрасте на казённые плечи, Минобороны пытается ориентировать детей в самом раннем возрасте на военную службу. А семилетний срок обучения, с точки зрения Минобороны, имеет неоспоримые преимущества. Дети легче поддаются воспитанию, развитию волевых качеств и формированию активной гражданской позиции. Многие личностные ценности формируются в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте человек ещё воспринимает уклад жизни и модель своего поведения как должные и не относится к ним критически. В этот период формируется система ценностей, с которой человек проживает всю жизнь.

Условия обучения в закрытом военно-учебном заведении характеризуются чёткой регламентацией распорядка дня, расписания занятий и регулярным питанием, что создаёт благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ специалистами Военно-медицинской академии в результате многолетних наблюдений отмечается систематическое улучшение показателей функционального состояния организма у воспитанников СВУ-КК: у старшекурсников наблюдаются существенно более высокие значения показателей функции внешнего дыхания, динамометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, и даже умственной работоспособности по сравнению с первокурсниками.

Психологическое тестирование с момента поступления в училище до окончания обучения выявляет четкую тенденцию стабилизации самооценки воспитанников, рост самокритичности и требовательности к себе, принципиальности и целеустремлённости, повышения уровней нервно-психической устойчивости и адаптации воспитанников к учебе и военной службе. Вместе с тем, те же исследования выявляют у воспитанников старших курсов снижение самостоятельности, ответственности и осознания долга.

Зачем это нужно родителям?

Как себе представляют кадетскую систему образования родители, можно из следующих цитат Интернет-переписки. В личном общении родителями высказывались похожие суждения.

«Сестра собирается отдать своего сына в Суворовское училище, чтобы мужик вырос и всё в этом духе. Ну, я полностью «за» обеими руками в этом случае. Суворовское всё-таки это и самостоятельность, и хорошая физическая подготовка, и характер будет мужским. Выучка таких училищ превращает обычного сопляка в настоящего мужика. Представляете, их там так тренируют круто, они вот могут с вертолёта на лету выпрыгнуть с высоты второго этажа, а потом бежать, стрелять».

«Сколько помню своего отца, он постоянно «котировал» Суворовское и Нахимовское училища. Ну он бывший военный, поэтому знает в этом толк. Говорил, что даже самые хилые ребята с соплями по колено из этих учебных заведений выходят настоящими суровыми мужиками. Там дрессировка что надо! Но опять же, в рамках разумного, без жестоких издевательств».

«Самый высокий общий уровень подготовки по результатам обучения показывают «суворовцы» и прочие кадеты. Учатся они по «старым» лекалам, им позволено не соблюдать (точнее пренебрегать при необходимости) современные стандарты Минобрнауки при определении предметов и «почасовки». Почему? Потому что там стоит цель – подготовить потенциальных офицеров с достаточным багажом теоретических и практических знаний. Т.е. Суворовские училища не делают бизнес на детях. Им нужен результат. Если вы изучите их расписание дневное, то увидите, что у них всегда 6 уроков в день, вне зависимости от возраста учащегося. На выходе мы получаем физически и психически здоровых выпускников, общий уровень которых выше на пару порядков, чем у выпускников всяких лицеев и УВК. Аккуратное письмо, грамотная устная и письменная речь, отличное знание истории Отечества, самый высокий средний бал по техническим и математическим наукам в России. Дальнейшее (второй иностранный, латынь, правоведение) зависит только от них и от их выбора. Но самое главное – у них есть БАЗА. У школьников из обычных школ есть только бессистемный набор знаний «по верхам»».

Родители воспитанников считают, что СВУ-ПКУ-КК практически не отличаются от закрытой частной школы для мальчиков, но в отличии от частной школы, здесь всё бесплатно:

  • дети находятся под круглосуточным присмотром и охраной, а не шляются по улицам;
  • качественное образование, за выполнением домашних заданий следит воспитатель;
  • бесплатное 5-ти разовое питание;
  • физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) — тоже бесплатно;
  • дети бесплатно ездят на экскурсии и в музеи, бесплатно занимаются в 20 кружках по интересам, бесплатно учатся танцевать и т.д.;
  • надежда на то, что из хлюпика там сделают настоящего сурового мужика;
  • престижно же!

В общем, зачем платить деньги за обучение сына в хорошей школе (особенно если их не хватает на выплату кредитов), если можно сделать это в СВУ-ПКУ-КК абсолютно бесплатно. Кроме того, многие родители не готовы в свободное время АКТИВНО заниматься воспитанием детей. По итогам опроса «Левада-Центра» (август 2014 года), активный отдых – удел меньшинства: только 8% участников опроса регулярно посещает спортивные залы и фитнесс-центры, ещё меньше играет в волейбол, баскетбол, футбол; лишь 9% посещают театры и музеи; всего 6% ходят на курсы, лекции или занимаются самообразованием.

В то же время 79% россиян проводят всё своё свободное время перед телевизором и смотрят, как правило, три главных государственных телеканала. Точно такие же цифры приводил и Институт социологии РАН в 2008 году в своём исследовании «Малообеспеченные и бедные в современной России».

В суворовские училища попадают дети, ненужные своим собственным родителям, которые стараются пристроить их в «добрые руки» на казенные хлеба. Многие даже готовы доплачивать за место для ребенка, очевидно, полагая, что отдают его в элитное учебное заведение, которое сделает из него настоящего мужчину. Кроме того, для некоторых родителей возможность отдать детей в заведения такого рода – это еще и дань традициям и богатой истории учебных заведений.

При этом училища остаются казармами, такими же закрытыми системами, как любая воинская часть, которая живет по своим законам. Поэтому, если ребенок столкнулся с трудной, неразрешимой для него ситуацией, ему просто некуда пойти – командование не будет его защищать, а родители выслушают, но все равно вернут обратно.

(В.Д. Мельникова, член Общественного

совета при Минобороны России)

Нужно ли это детям?

«Я вспомнил Киевский [кадетский] корпус, со всей его внешней дисциплиной, тяжелой моральной атмосферой и своеобразным нравственным «нигилизмом», закон которого «не пойман — не вор» означал почти то же, что и «все дозволено». […] Далеко стоял от нас и плаксивый болезненный ротный командир, полковник Матковский, всецело погруженный в дела цейхгауза. Что до воспитателей, то это были престарелые бородатые полковники, ограничивавшиеся дежурствами по роте, присутствием на вечерних занятиях и проведением строевых учений. Все они жили в стенах корпуса, были многосемейны и, казалось, ничего не имели общего ни с армией, ни вообще с окружающим миром. […]

Когда, через несколько лет, на полях Маньчжурии я ломал себе голову, силясь понять истинные причины наших поражений, то в числе других показательных примеров нашей военной системы передо мной неизменно вставала картина майского парада на Марсовом поле – эта злая насмешка, этот преступный самообман и бутафория, ничего общего с войной не имевшая ».

(А.А. Игнатьев. «50 лет в строю». М., Воениздат, 1986 г.)

«Как построена система образования в нашем престижном региональном кадетском корпусе, куда определяет своих отпрысков местная элита в расчете на их будущий карьерный рост. Подростки живут на полном государственном обеспечении, усиленно питаются и усваивают основы политической лояльности. Для более эффективного усвоения учебного материала кадеты разбиты на пятерки (почти по Достоевскому), которые борются между собой за баллы, отстающие испытывают двойной прессинг – со стороны воспитателей и своих сокурсников, которые слабости и недостатки не прощают. На выходе получается стерильный системный человек, разновидность мамелюка и хунвейбина. Как Вы думаете – кому нужен такой управленческий слой в России?»

Как только отменили право внеконкурсного поступления выпускников СВУ в высшие военно-учебные заведения, общественность сразу подняла вой – и неспроста. Ибо более высокий («на голову выше», «на 10-15 пунктов», «на два порядка») уровень общеобразовательной подготовки воспитанников оказался мифом. Желаемое за действительное выдавали либо начальники училищ, либо родители суворовцев (в основном мамы), но данные объективного контроля указывают на очень и очень средний уровень образования в СВУ.

Например, в интервью газете «Тверская, 13» (№ 40 от 02.04.2015, стр. 9) начальник Московского СВУ генерал-майор запаса Касьянов А.М. заявляет: «по итогам ЕГЭ по основным дисциплинам, учитываемым при поступлении в вузы, выпускники училища на 10-15 пунктов превышают средние общероссийские показатели» .

Представляете, на 10-15 пунктов выше! Однако, при подробном анализе результатов ЕГЭ в Московском СВУ за 2014 год (они изложены в Акте самообследования, который доступен на официальном сайте МсСВУ в разделе «Нормативно-правовая документация») выяснится, что профессор Касьянов А.М. попросту лукавит: по русскому языку, математике, физике, обществознанию баллы МсСВУ превышают среднероссийские всего на 1,5 – 3 балла по стобалльной шкале. Это в пределах статистической погрешности.

По истории, действительно, балл МсСВУ выше среднероссийского на 12,5, зато по иностранному языку – на 10 баллов ниже. Стобалльников в 2014 году в МсСВУ не было, лишь один выпускник набрал 98 баллов (по русскому языку). По другим предметам максимальный балл был 77. Медалистов в 2014 году в МсСВУ не было вовсе. В любом районе любого региона нашей необъятной Родины найдутся школы с гораздо лучшими результатами. Для сведения, Московское СВУ в 2014 году было признано лучшим довузовским образовательным учреждением Минобороны России.

Результаты ЕГЭ Санкт-Петербургского СВУ МВД РФ в 2014 году тоже практически равны среднероссийским: математика – 40,2 балла, русский язык – 61 балл, обществознание – 52,2. Из 44 школ Кировского района Санкт-Петербурга СВУ МВД находится на 37 месте. Интересующихся данными по другим СВУ-КК Санкт-Петербурга (там их шесть) отсылаю к сайту shkola-spb.ru, где приводятся сравнительные результаты ЕГЭ.

И, как уже говорилось, попытки сравнивать СВУ со средними российскими показателями некорректны в принципе. В СВУ-ПКУ-КК осуществляется конкурсный отбор, и сравнивать их нужно с теми общеобразовательными заведениями, в которые также осуществляется конкурсный отбор – с языковыми гимназиями и прочими физматлицеями.

Хотя ЕГЭ и подвергался критике, другой единой линейки в реальной жизни нет, а поступление и в военные вузы, и в гражданские, осуществляется по его результатам.

По опыту своей учёбы в военном училище, офицерской службы, бесед с однокашниками никакого превышения уровня общеобразовательной подготовки суворовцев не отмечалось. Несколько более высокий уровень начальной военной подготовки суворовцев ко 2 курсу высшего военного училища нивелируется. Особенно если училище – инженерное.

Отдельно стоит отметить качественный состав командования и воспитателей училищ. В СВУ образца 1943 года большинство офицеров-воспитателей были фронтовиками, которые учили суворовцев первых наборов тому, что необходимо на войне.

«Сейчас качество учебы и уровень воинской дисциплины в ряде суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов, мягко говоря, не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет Минобороны. Только в прошлом (2007) году 739 суворовцев, нахимовцев и кадетов были отчислены из учебных заведений, в том числе 139 - из-за грубых нарушений уставных норм и личной недисциплинированности, включая дедовщину. При этом укомплектованность средних учебных заведений Минобороны офицерским составом сегодня (в 2008 году) составляет около 80%. Из них 20% не имеют опыта службы в войсках, не получили профессионального образования воспитателей, еще более 40% преподавателей не проходили даже курсы по усовершенствованию своих профессиональных навыков» («Интерфакс», 2008 г).

Что изменилось с тех пор? Только то, что все офицеры-воспитатели за это время были с военной службы уволены и продолжают работать на прежних должностях в качестве гражданского персонала Минобороны. Возраст их за то же время увеличился на семь лет. Командуют многими заведениями «лица преклонного возраста». Например, возраст начальников Московского СВУ и ППКК ФСБ России – под 70, Санкт-Петербургского и ряда других СВУ – под 60. Спешу заверить, что к каждому из них по отдельности я отношусь с величайшим уважением.

Но такое количество собранных вместе пенсионеров превышает критическую массу, в результате чего неумолимо срабатывает сформулированный Ф. Энгельсом закон природы – закон перехода количественных изменений в качественные. У всех них большущий стаж педагогической деятельности. Но когда они в последний раз командовали реальным армейским подразделением и видели живого солдата? Многие ли участвовали в боевых действиях последних лет? Уверен, что каждый из них отлично знает, как обустроить Россию, навести порядок на Украине и победить американский империализм.

Но ни один из них не способен поднять в атаку взвод контрактников. Стоит ли слушать таких воспитателей, когда они будут давать жизненные советы? Разве что, если хочется стать таким же, как они.

Высокий конкурс и психологическое тестирование при поступлении способствуют тому, что многие воспитанники СВУ-ПКУ-КК обладают высоким умственным потенциалом. Однако развитие способностей выше среднего уровня в большинстве случаев требует индивидуального подхода, а индивидуальность в военной среде поощряется крайне редко – здесь работают законы коллективного выживания. И ещё, многие отмечают непереучиваемость выпускников СВУ: если что-то было «вбито» в «кадетке» – это навсегда.

Вот характерный отзыв: «Со сроком службы эти различия на первый взгляд не заметны, но есть что-то такое, что не исчезает из их рогового отсека до седых волос. Такое ощущение, что их мозжечок превращается в дерево (только у одних это палисандр, а у других – банальный дуб)» .

В СВУ вроде бы физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) – но занимается в них едва ли треть суворовцев, в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Минобороны участвует и того меньше – всего 6% воспитанников. Физподготовка остальных в объёме трёх обычных уроков физкультуры в неделю.

Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как практические знания, умения и навыки в самом деле очень важны, количество проведённых в казарме лет вряд ли принесёт сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу. На последующих ступенях обучения и военной службы всем будет глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК, а также баллы ЕГЭ и оценки в аттестате. Они немного помогут при поступлении в военный вуз, и на этом их роль полностью завершена. И уж мало кому этот факт будет интересен после принятия свежеиспечённым лейтенантом первой офицерской должности. Скорее, это будет лишний повод для упрёков за упущения по службе.

Вроде бы, суворовское училище, как модель идеальной армии, даёт возможность воспитаннику испытать лично все прелести военной службы и сделать осознанный выбор – поступать в военный вуз, или нет. Но весь уклад жизни в СВУ, и тем более в ПКУ кардинально отличается от того, с чем воспитанникам предстоит столкнуться в реальной офицерской жизни, где гораздо больше не только свободы, но и ответственности и самодисциплины.

Распорядок же кадетского корпуса куда как больше похож на пребывание в воспитательной колонии. Заформализованность повседневной жизни, увольнения раз в месяц и другие, не подлежащие изменению, догмы превратились в наглую самодовлеющую силу. Такая система обучения лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками военной машины.

Воспитанникам прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшим чинам и презрение к низшим кастам («шпакам») , а также ценности армейской среды и основы поведения в ней. Всё это соответствует предназначению СВУ-ПКУ-КК – «подготовка к военной или иной государственной службе».

Настоящие знания даёт человеку реальная жизнь, путешествия и общение с другими людьми. Так ради чего юноше, который мечтает стать офицером, проводить СЕМЬ ЛЕТ своего единственного детства в казарме?

21 комментарий на «“Стоит ли поступать в суворовские училища и кадетские корпуса?”»

    Добрый день, Геннадий! Во время прочтения Вашей статьи узнала «в лицо» многие факты из жизни Кронштадтского морского кадетского военного корпуса, где уже 2 года учится мой сын. Все 2 года нас обоих терзают сомнения, а именно, для чего все эти тяготы и лишения, а так же унижение и, нередко, равнодушие. Нахожусь в подвешенном состоянии, решение о продолжении или возвращении сына домой не приняла.

    Всем — Добрый день! Геннадий, спасибо за статью! Я — мама кадета. Полностью согласна с Вашим негодованием в отношении фальсификации » элитности» нынешнего кадетского образования. Причем дело касается как уровня подготовленности кадет по общеобразовательным предметам, так и военно-патриотической подготовки. К сожалению, кадетское образование, каким оно увиделось нашими глазами,скорее можно назвать декоративным, чем основательным. Современные виды презентационных публичных предоставлений информации рисуют красивую, привлекательную обложку несовершенному содержанию и качеству кадетского образования. За современным фасадом и напичканной модными интерактивными средствами обучения инфраструктуры училища, к сожалению, абсолютно неосвоенные и неработающие технологии дифференцированного обучения, способные обеспечивать эффективное образовательное и воспитательное развитие. К тому же, отсутствие заботы о дальнейшей судьбе кадет после окончания училища, тем самым, снимает ответственность с учреждения за качество результатов. И получается, что период пребывания в училище больше напоминает срок отбывания в воспитательной колонии, где отсутствие должной свободы для полноценного самосовершенствования замещается массовым приобщением к строгой субординационной дисциплине, которая если и пригодится, то только для службы в армии. Вы правы, говоря о том, что невысок и уровень физической подготовки. Большое разнообразие спортивных секций впечатляют только на бумаге. На самом же деле, этот ресурс не служит для решения задачи -выстраивание индивидуальной траектории физического совершенствования, а служит лишь для того, чтобы красиво презентовать училище как элитное, где все якобы плавают, борются,бегают, прыгают, стреляют…Ничего подобного! Кто-то плавает, потому что уже умел плавать, кто-то бегает, потому что уже хорошо бегал и т.д.. А кто особо не отличается мастерством, ходят на уроки физкультуры 2-3 раза в неделю и заняты каким-нибудь доп-ом типа «шахматы», в лучшем случае, или «бальные танцы», что «очень полезно» для общего культурного развития кадета! А многие — как не умели подтягиваться, так и не умеют, как не умели плавать, так и не умеют… Так и в чем же тогда элитность и качество? Ну, а если кто-то желает возразить: — А что ж он у вас ничего не умеет? Так я отвечу вопросом:- А кто и где должен научить мальчика тому, что необходимо ему для того, чтобы стать защитником и патриотом своей страны? Я, по своей родительской наивности, предполагала, что государство, готовя достойное молодое поколение, способное к гражданской самоотдаче, будет заинтересовано в хороших, а не в удовлетворительных результатах. А получается, что пребывание в кадетке — ради пребывания.Но мне совсем не хочется, чтобы мой ребенок, имеющий хороший интеллектуальный и физический потенциал,научился лишь хорошо заправлять кровать, рапортовать,маршировать и на выходе был неконкурентноспособен. А столкнувшись с реальным фактом очень посредственных знаний кадета 8 курса по математике и русскому языку, я пришла в ужас от того, что отбирая по конкурсу ребят при поступлении, после окончания обучения выдают, в основном, кандидатов, пригодных лишь для прохождения службы в армии.И в чем тот самый заявленный » на порядок выше»? Тогда получается прав Геннадий спрашивая, для чего проводить семь лет в казарме. Я вот тоже задумываюсь над этим вопросом. Интересно, а волнует этот вопрос государство, финансирующих всю эту бутафорию?

    Сложилось впечатление, что у автора был неудачный опыт поступления в СВУ, либо комплекс, возникший на первых курсах ВВУ в отношении того, что кадеты все-таки «каста» в хорошем смысле этого слова. Ведь многие доводы, с помощью котрых он пытается подтолкнуть к мысли о том, что учеба в СВУ(КК)- это потерянное время+изменение психики и личности, для многих является лишь плюсом.

    Геннадий, добрый день!

    Вы очень аргументированно рассуждаете. Что бы Вы могли сказать об Оренбургском президентском военном училище? У нас стоит мучительный выбор между Московским Суворовским и Оренбургским. Ребенок идет в разнос. Отец не занимается совершенно, я работаю. Потратили целое состояние на репетиторов, тренеров и пр. И самостоятельность давали, и контроль. Все пробовали. Я вижу, что он стремится к дисциплине, организованному распорядку, уважает силу. Кругом преподаватели и даже большинство тренеров по секциям и кружкам женщины! Когда давали самостоятельность, уроки сделаны из рук вон плохо, за пять минут, и весь день перед телевизором. В доме отключены все антенны, убраны компьютеры… Физически уже с сыном просто не справляюсь (даже до этого, к сожалению, доходит)…

    • Добрый день.

      В отношении Оренбургского ПКУ информации у меня немного.
      Оно было самым первым из создававшихся ПКУ, поэтому в него было вложено много денег, со всей области собрали лучших учителей etc. Учебно-материальная база намного лучше, чем в Московском СВУ. Опять же, начальник не отставной генерал, а вполне себе гражданское лицо, профессор истории Машковская Т. О. В меньшей степени представлена «военщина». По результатам прошлого года Оренбургское ПКУ стало вторым в рейтинге довузовских образовательных учреждений Минобороны, уступив только Пансиону воспитанниц МО.
      Однако идея, что в кадетском или суворовском училище воспитают настоящего мужчину — достаточно спорная. Армейская дисциплина основана на слепом подчинении — приказы не обсуждают, их выполняют. Такое отсутствие выбора приводит к отсутствию самостоятельности и ответственности в принятии решений. Та же самая история с распорядком дня: тебя разбудят, накормят, приведут в строю на занятия. И вообще: «Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит!» И стремление родителей определить ребёнка в такую своеобразную «продлёнку» с режимом 24/7 — это страх перед тем, что в обычной гражданской жизни ему придётся совершать самостоятельный выбор и отвечать за свои решения и свои ошибки. Но ведь без сформированного чувства ответственности не может вырасти настоящий мужчина!

      Добавлю свежие результаты по ЕГЭ в 2015 году.

      Средние баллы по ЕГЭ в Московском суворовском военном училище:
      — русский язык — 63 (средний балл по России — 65,8);
      — математика — 37 (РФ — 49,6);
      — физика — 49 (РФ — 51,2);
      — обществознание — 53 (РФ — 53,3);
      — история — 49 (РФ — 46,7);
      — английский язык — 50 (РФ — 64,8).

      Таким образом, результаты (по сравнению со среднероссийскими) ещё хуже, чем в прошлом году.
      По математике, например 80% суворовцев-выпускников показали результаты ниже среднероссийского уровня, по физике, русскому языку и английскому языку таких было по 66%. Говоря простым языком, уровень общеобразовательной подготовки большинства выпускников Московского СВУ в 2015 году хуже, чем у среднего российского школьника.

      Неудивительно, что лишь 10% выпускников Московского СВУ поступало в те военные вузы, где требуются фундаментальные знания в той или иной области: Военно-космическая академия, ВА РВСН, филиал Военно-воздушной академии, Военно-медицинская академия, Академия ФСБ России.
      Около 30% выпускников по-честному направилось в Рязанское воздушно-десантное и Московское общевойсковое.
      А остальные приняли мужественное решение защищать Родину в глубоком тылу: 40% было направлено в Военный университет, другие — в училища тыла и Таможенную академию.

      Средние баллы по ЕГЭ в Казанском суворовском военном училище отличаются непринципиально:
      — русский язык — 55,5 (средний балл по России — 65,8);
      — математика — 46,6 (РФ — 49,6);
      — физика — 36 (РФ — 51,2);
      — обществознание — 54 (РФ — 53,3);
      — история — 58 (РФ — 46,7);
      — английский язык — 45 (РФ — 64,8).

      А тем временем законодатели озабочены: в мае с.г., выступая на круглом столе в Первом московском кадетском корпусе, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров предложил вернуться к ранее действовавшей системе поступления суворовцев в вузы (в командные училища во времена СССР они принимались без экзаменов).

      Я Вам никак не хамила в своем комментарии, а писала свою объективную оценку из собственного опыта!!! Если у Вас не сложилась жизнь и карьера то это не значит, что кто-то кроме Вас в том виноват. Нужно просто больше трудится, и не завидовать другим. Может быть Вас в детстве мама не долюбила?

      • Обиженный тон, обилие восклицательных знаков и ответ в стиле «сам дурак» являются верным признаком того, что реальное положение дел я описал предельно точно.
        Повторюсь, что Ваши иллюзии собраны из экранных сюжетов и общей радостной истерии вокруг ВС России.
        Удалась ли моя карьера? Сказать сложно — уволился подполковником, не самое высокое звание. А вот содержания в моей службе хватит на троих: службу начал рядовым по призыву; военное училище окончил с отличием; сменил девять мест службы, в том числе два за пределами России; служил и в ВДВ, и в Пограничных войсках; пять с половиной лет в «горячих точках»; 36 лет выслуги.
        А зависть мне присуща, как и остальные шесть «смертных грехов». Но я с этим борюсь.

    • Бездоказательная оценка, не содержащая ни единого аргумента.
      Про Краснодарское ПКУ мне ничего известно не было, поэтому ознакомился с результатами самообследования КПКУ (доступны на его официальном сайте). Впечатление – тихий ужас.
      В ноябре 2013 года была проведена независимая ВНЕШНЯЯ экспертиза качества знаний воспитанников КПКУ. По физике из 119 проверенных восьмиклассников 21 воспитанник получил «двойки», 64 – «тройки». И ни одной «пятёрки».
      Ещё печальнее результаты по английскому языку: из 124 проверенных восьмиклассников «двойки» получили 66 человек, а «тройки» — 32.
      У пятиклассников результаты оказались получше, но это школьный багаж, а никак не заслуга училища, в котором они на тот момент отучились всего два месяца.
      Конечно, учебно-материальная база КПКУ впечатляет, особенно на фоне сельских школ. Новые спальные корпуса, физкультурно-оздоровительный комплекс, бассейн, ледовый каток. Однако 14 спортивных секций не очень-то и способствуют высокому уровню физподготовки воспитанников: уровень физподготовки 25% кадет оценивается как низкий.
      Офицером командир у Вашего племянника быть никак не может, ибо военнослужащих в штате КПКУ, как и других кадетских и суворовских училищ МО РФ, нет.
      Говорить о качестве образования в кадетской IT-школе в Санкт-Петербурге пока рано, т.к. она не только не выпустила ни одного человека, но ещё и не начинала занятия. Результат увидим только через два года, но мне почему-то кажется, что он будет таким же, как и в кадетских классах школы № 145 Санкт-Петербурга, которая с 1997 года работает в тесном сотрудничестве с Военной Академией связи им.Буденного (по результатам ЕГЭ — 36 место из 47 школ Калининского района).
      Так что мой Вам совет – не отвлекайтесь от просмотра сериалов по телевизору, благо никто Вам теперь не мешает.

      С авторам статьи во многом не согласна. Говорю об этом из собственного опыта: племяник отучился уже 1 год в Краснродарском кдетском президентском корпусе, сын поступил в IT-школу при академии связи Санкт-Петербург. Уровень обучения в Краскодарской кадетке очень высок. В отличие от большинства государственных школ есть все предметы: и физика и химия. Ни для кого не секрет, что даже в Москве в некоторых школах нет этих предметов…. А что говорить про сельские школы!!! Командир у племяника молодой офицер. Очень грамотный, заботливый и отвественный. Есть также классная руководитльница: женщина, она им там как мама …. Для того что бы поступить в кадетку Краснодар и Санкт-Петербурга нам не понадобились не связи, ни деньги. А отдали мы их туда не для того, что бы сложить с себя отвественость, а для того чтобы мальчишки получили хорошее, качественное образование, что бы они стали просто хорошими людьми… А то можно подумать автор статьи не знает, что твориться в старших классах наших школ и на улицах ….

    • Привет, Артем! Именно такой вывод и я сделал. Статья не моя честно говоря. Геннадий помогает.
      А вот с кнопками косяк вышел, они через 21 день появятся только. Мой косяк. Они теперь плагином выводятся. Придется таки в файлы новой темы лезть. Спасибо, что заметил!

В честь легендарного полководца Александра Васильевича Суворова в нашей стране в 1943 году были основаны первые суворовские училища. Их целью являлась подготовка новых квалифицированных кадров для службы в вооруженных силах.

Эти военные учебные заведения и сегодня распахивают свои двери для ребят, мечтающих о карьере военного. Но стать кадетом суворовского училища не так просто. Для этого нужно соответствовать определенным требованиям.

С какого возраста принимают в суворовское училище?

Этот вопрос будущие кадеты задают одним из первых. Обычно набор осуществляется с 5-го класса, но в некоторых училищах могут быть и другие возрастные категории. Так Новочеркасское суворовское училище МВД России принимает учеников после 8 класса. Здесь они обучаются 3 года, после чего получают аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Те училища, которые проводят набор пятиклассников, осуществляют обучение в два этапа. Первый длится 5 лет и позволяет получить основное общее образование, второй - 2 года, после чего выдается такой же аттестат, как и после окончания 11 класса в обычной школе. Более подробно можно узнать по телефонам приемной комиссии каждого конкретного училища.

Процесс поступления в суворовские училища

При наличии документов об образовании и медицинского заключения о состоянии здоровья, будущий кадет лично пишет заявление на имя начальника училища. Пишут заявление и его родители. Кандидат проходит регистрацию, если есть право на получение льгот, оно прикладывается в виде документов, подтверждающих его.

Затем наступает момент вступительных испытаний (собеседование, экзамены, психологический тест). При успешной их сдаче кадет будет зачислен в училище, списки поступивших публикуются на сайте учебного заведения.

Требования к состоянию здоровья

Наряду с обучением кадеты суворовских училищ занимаются активной физической подготовкой. Поэтому и требования к состоянию здоровья воспитанников здесь высокие. Дети с хроническими заболеваниями и имеющие какие-либо патологии в развитии не смогут поступить в эти учебные заведения.

При поступлении нужно предоставить данные обследования, в котором будет указано текущее состояние здоровья ребенка. Обязателен осмотр следующих специалистов:

  • педиатр;
  • ортопед;
  • невропатолог;
  • офтальмолог;
  • детский кардиолог;
  • хирург;
  • стоматолог;
  • отоларинголог;
  • детский эндокринолог;
  • детский фтизиатр. Он должен выдать заключение с данными прививок Манту за все года.

Кроме обязательного медицинского обследования будущим воспитанникам придется пройти вступительные испытания на предмет проверки уровня их физической подготовки. При поступлении проводятся тесты:

  1. на «силу» - выполняется подтягивание на перекладине;
  2. на «выносливость» - бег на 1000 или 2000 м;
  3. на « быстроту» - бег на 60 или 100 м.

Нормативы отличаются в зависимости от возраста испытуемого.

Будущий кадет должен быть хорошо развит физически, поскольку во многих суворовских училищах программа физической подготовки включает в себя такие занятия как бокс, рукопашный бой, парашютный спорт и т. п.

Льготы

  • несовершеннолетние дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети военнослужащих Российской Армии, проходящих службу по контракту не менее 20 лет;
  • дети военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга;
  • дети военнослужащих, проходящих службу в зоне боевых конфликтов;
  • дети Героев России, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы.

Уровень знаний будущего суворовца

Для того чтобы поступить в суворовское военное училище всем соискателям нужно пройти тест на знание таких предметов, как русский язык, математика, иностранный язык. Все кандидаты должны показать уровень, соответствующий программе обучения, и владеть материалом за тот класс, после которого они пришли в училище.

Кроме этого все желающие поступить в суворовское училище должны пройти проверку на психологическую готовность кандидата к обучению.

Поступившие в училище наряду с обычными общеобразовательными предметами будут изучать такие дисциплины, как основы правовых знаний и начальная военная подготовка.

Для полноценного развития суворовцев во многих учебных заведениях предусмотрены занятия в секциях баскетбола, волейбола, в спортивно-стрелковой секции и секции тяжелой атлетики, а также самбо, тенниса, мини-футбола и множества иных секций.

Многие молодые люди после окончания 9 класса задумываются о поступлении в другие учебные заведения. Как поступить в Суворовское училище — достаточно распространенный вопрос среди мальчиков 13-15 лет и их родителей.

О правилах поступления и необходимых документах обычно имеется информация на сайтах учреждений.

У каждого из них свои правила и требования, но есть и общая информация, которая пригодится для поступления в любое из них.

Список Суворовских училищ на территории России

На территории России действует несколько учебных заведений, связанных с получением военной специальности после 4, 8 и 9 классов:

  1. В Москве работает Московское военно-музыкальное училище. Это учебное учреждение, которое позволяет получить среднее профессиональное музыкальное образование.
  2. Суворовское военное училище есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ульяновске, Уссурийске, Астрахани, Казани, Перми, Могилеве, Твери, Воронеже, Чите, Туле.
  3. Кадетские корпуса расположены в городах Омск, Новосибирск, Нижний Новгород, Уфа, Харьков.
  4. В Челябинске открыта школа-интернат с летной подготовкой.

Данные образовательные учреждения позволяют ученикам получить военные специальности, которые востребованы на рынке труда. Программы образования направлены не только на получение основной специальности, но также имеются дополнительные предметы, которые позволяют расширить спектр своих знаний.

Основные условия поступления

В каждом учебном учреждении имеются свои правила и требования к поступлению учеников. Однако, есть и общие на все училища.

Первым и самым главным для того, чтобы поступить, является наличие гражданства РФ. Это же правило действует и для поступающих в кадетские корпуса.

Принимают обычно детей после 4, 8 и после 9 классов.

Состояние здоровья также крайне важно для поступающих. С проблемами по здоровью в данные учебные заведения детей не берут, поскольку занятия требуют определенного уровня физической подготовки.

Перед поступлением проводится обязательная медицинская комиссия, которая и имеет решающую роль при поступлении. После заключения медицинской комиссии принимается решение о поступлении в суворовское училище приемной комиссией.

Со скольки лет принимают

На обучение принимают детей разных возрастов. В каждом учебном заведении имеются собственные требования.

В основном, принимают детей после 4 класса (10-11 лет), после 8 и 9 классов (14-15 лет) средней общеобразовательной школы и лицеев.

Примите к сведению: есть также важное дополнение, которое касается крайнего возраста ребенка. После 15 лет детей не принимают.

В некоторых учреждениях есть возможность приема после 5 класса. Это обговаривается индивидуально.

Когда и какие экзамены сдавать

Чтобы попасть на обучение, поступающий должен сдать вступительные экзамены. В каждом образовательном учреждении утвержден свой список необходимых документов, в том числе и требуемых экзаменов.

Экзамены проводятся в период с 1 по 15 августа ежегодно. Обычно сдают работы по русскому языку, математике, а также проходят отбор по физической подготовке.

В некоторых учреждениях существует отбор преимущество для тех, кто окончил школу на «отлично». Таким детям предоставляется возможность поступить без вступительных экзаменов.

Порядок поступления устанавливается в каждом учебном учреждении индивидуально.

Сколько стоит обучение

Каждое учебное учреждение предлагает собственную оплату за обучение.

Информацию об оплате образовательных услуг можно найти на сайте необходимого училища.

Стоимость зависит не только от выбранной специальности, но также и от региона, в котором находится заведение.

Учеба в Суворовском училище для девочек

Набор на учебу производится на конкурсной основе. Устроить ребенка можно независимо от пола.

Главным требованием является возраст не старше 15 лет.

Так же как и мальчики, девочки должны собрать полный пакет документов, после чего, на основании сданных экзаменов и результатов медкомиссии, производится поступление на курс по выбранной специальности.

В некоторых учреждениях проводятся специальные физические испытания, по результатам которых учеников определяют в подгруппы по здоровью.

Стоит отметить: обучение производится для обоих полов по абсолютно одинаковой программе.

Льготы при поступлении

Конкурсный отбор производится по факту сдачи экзаменов.

Если факультет платный, в таком случае должна быть произведена оплата за семестр обучения.

Во многих учебных учреждениях предпочтение отдается детям, которые имеют статус сирот, а также детям из многодетных семей. В таком случае ученику предоставляются льготы на обучение.

Помимо этого, льготы предоставляются тем, кто является ребенком военнослужащего, детям работников внутренних дел, детям погибших родителей при исполнении обязанностей, а также дочерям и сыновьям прокурорских служащих.

Документы и справки

Необходимые документы для поступления в данное учебное учреждение у каждого училища разные.

Однако, общим требованием является наличие паспорта или свидетельства о рождении гражданина РФ, заявление родителей или опекунов о поступлении, а также личное заявление от ученика, которое заполняется на имя директора.

Помимо этого, чтобы отдать ребенка учиться, потребуется психологическая характеристика ученика, заверенная печатью школы, а также две фотографии.

Также нужно сделать ксерокопии всех документов в двух экземплярах. Некоторые учреждения требуют наличие характеристики от педагога или завуча школы, заверенной школьной печатью. Образцы требуемых заявлений можно найти на сайтах учебных учреждений.

Перспективы учеников суворовских училищ

Конкурсный отбор очень высокий и поступить туда может не каждый ребенок.

Во время обучения большое внимание уделяется нравственной стороне. Ученики благородны и честны, они знают основы этикета и деловых отношений.

Такие знания позволяют им в будущем быть более востребованными в любой профессии и в обществе в целом.

После окончания выпускники обретают не только специальность офицера, но и многие другие специальности. Работа в военной сфере является очень сложной, но важной, поэтому все выпускники получают то образование, которое пригодится им на жизненном пути.

Поступление в суворовское училище позволяет ученику обрести востребованную военную профессию. Обучение требует высокого уровня физической подготовки. Специальность ученики выбирают самостоятельно, ориентируясь на собственные предпочтения. Для поступления требуется обязательная сдача экзаменов, а также необходимые документы и прохождение медицинской комиссии.

Средние военные учебные заведения не позиционируют себя как источник достаточного образования для профессионального военного. Одну из основных своих задач они видят в подготовке курсантов к поступлению в военные вузы.

Особенности образования в военных училищах

Довузовские образовательные учреждения Минобороны дают первичные знания и навыки военного дела, необходимые для более точного выбора военной специализации. Среднее военное образование развивает в молодых людях собранность и дисциплинированность, организаторский талант, выносливость и стойкость - все эти качества потребуются и в дальнейшей профессиональной подготовке, и в жизни. Плюс выправка!

Если мальчишки и девчонки с детства мечтают о профессии военного, они могут поступить в кадетские корпуса, куда берут ребят не старше 11 лет, и тогда военное образование само по себе станет учебным профилем. Вообще девочек берут не во все средние военные учебные заведения, а если принимают, то по квоте - не более 25% от общего состава. Барышни, решившие посвятить себя военной карьере, могут учиться в Пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ.

Профили военного среднего образования:

  • морской;
  • сухопутные войска;
  • железнодорожные войска;
  • воздушно-десантные войска;
  • ракетные войска;
  • казачий;
  • военно-технический;
  • военная юстиция;
  • военно-музыкальный.

Что такое Суворовское училище

Суворовское училище - это специальное учебное заведение для детей школьного возраста, в котором они учатся по программе среднего образования и параллельно готовятся к поступлению в высшие командные училища сухопутных войск. Первые специализированные военно-учебные учреждения появились во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, и получили название в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Выпускников суворовских военных училищ называют суворовцами.

Подробнее о суворовских училищах можно прочитать .

Требования к кандидатам

На момент поступления в довузовское военное учебное заведение школьник не должен быть старше определенного возраста, допустимые рамки могут меняться от года к году и устанавливаться конкретным училищем, поэтому информацию лучше уточнять на сайте выбранного учреждения. Ограничения строгие, изучать их стоит внимательно.

Менее требовательны к поступающим кадетские корпуса, которые принимают на учебу самых младших. Такие организации, несмотря на военные премудрости, которым они обучают, приравниваются по статусу к общеобразовательным школам, которые не имеют права проводить экзамены для поступления. В практике приема в кадетские корпуса вступительные испытания для детей часто заменяют предварительными летними сборами: если ребенок не выдерживает заданного режима, то стоит задуматься, годен ли он к последующему «полувоенному» образованию?

Подробнее о .

Экзамены

Если военное учебное заведение проводит вступительные экзамены, то по русскому ждет диктант, по математике - контрольная. Для школьных отличников число экзаменов может сократиться до одного, но его обязательно нужно сдать на пять. При меньшем балле - экзамены на общих основаниях.

Проверит приемная комиссия и физическую подготовку. Мягкий вариант: внимательное изучение оценок по физкультуре за последний год учебы и грамот о победах на спортивных соревнованиях, если они есть. Жесткий вариант: кросс 1000 м, бег 100 м, подтягивание (на отлично - 11 раз). По результатам вынесут вердикт: «готов к обучению» или «не готов к обучению». Также потребуется заключение психолога с рекомендацией к зачислению.

Читайте об в военных училищах.