Скачать презентацию ф и тютчев. Урок-презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Ф.И

ученицами 10 класса

МОУ СОШ № 81 п. ЮловскийСальского района Ростовской области

Слайд 2

Фёдор Иванович Тютчев(1803-1873)

  • Слайд 3

    Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

    В сей день счастливый нежность сына

    Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела,

    И луг поблёкнул и долина…

    Слайд 4

    Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

    Слайд 5

    Родители поэта

  • Слайд 6

    Отец Тютчева, Иван Николаевич,

    радушный,гостеприимный и добро-

    сердечный хозяин-помещик, не

    стремившийся к служебной карьере.

    Мать Тютчева,

    Екатерина Львовна,

    <урожденная Толстая>,

    Женщина умная,но нервная и впечатлительная.

    Слайд 7

    Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

    Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий.

    Амалия Лерхенфельд

    ЭлеонораПетерсон

    Эрнестина Дернберг

    Елена Денисьева

    Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадёжность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрылась в стихах, посвящённых Е.А.Денисьевой.

    Слайд 8

    «Еще томлюсь тоской желаний…»

    1826 году Тютчев вступает в брак с Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер.

    В 1838 г., после смерти первой жены, Тютчев заключает брак с красавицей Эрнестиной Дернберг,урожденной баронессой Пфеффель.

    Слайд 9

    Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

    Первая любовь

    Слайд 10

    Я помню время золотое,

    Я помню сердцу милый край.

    День вечерел; мы были двое;

    Внизу, в тени, шумел Дунай.

    За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

    Слайд 11

    «Я встретил Вас и все – былое…»

    Он пережил пылкое увлечение Амалией Лерхенфельд, которой и посвятил стихотворения:

    «Я помню время золотое…»

    «Я встретил Вас и все - -былое…»

    Слайд 12

    «Любила ты, и так, как ты любить –Нет никому еще не удавалось»…

    Е.А.Денисьева – последняя любовь Тютчева.

    Слайд 13

    Слайд 14

    «На бесконечном на вольном просторе…»

    Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева.

    Природа у Тютчева

    изменчива,

    динамична,

    очеловечена,одухотворена,

    многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

    Слайд 15

    Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

    Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

    Слайд 16

    Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

    Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

    Слайд 17

    Ещё в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят –

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут и блещут и гласят…

    Они гласят во все концы:

    «Весна идёт, весна идёт!

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперёд!»

    Слайд 18

    Ветры тёплого порывы,

    Дальний гром и дождь порой…

    Зеленеющие нивы

    Зеленее под грозой.

    Вот пробилось из-за тучи

    Синей молнии струя –

    Пламень белый и летучий

    Окаймил её поля.

    Неохотно и несмело

    Солнце всходит на поля.

    Чу, за тучей прогремело,

    Принахмурилась земля

    Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

    Слайд 19

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора –

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера…

    Слайд 20

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован, –

    Не мертвец и не живой –

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован

    Лёгкой цепью пуховой…

    Слайд 21

    Денисьевский

    Последняя любовь

    О, как на склоне наших лет

    Нежней мы любим и суеверней…

    Сияй, сияй, прощальный свет

    Любви последней, зари вечерней!

    Полнеба обхватила тень,

    Лишь там, на западе, бродит сиянье,--

    Помедли, помедли, вечерний день,

    Продлись, продлись, очарованье.

    Пускай скудеет в жилах кровь,

    Но в сердце не скудеет нежность…

    О ты, последняя любовь!

    Ты и блаженство и безнадежность.

    Любила ты, и так, как ты, любить –

    Нет, никому ещё не удавалось!

    О господи!.. И это пережить…

    И сердце на клочки не разорвалось…

    Слайд 22

    Гражданская лирика Тютчева

    За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

    Не плоть, а дух растлился в наши дни,

    И человек отчаянно тоскует…

    Он к свету рвётся из ночной тени

    И, свет обретши, ропщет и бунтует.

    Счастлив, кто посетил сей мир

    В его минуты роковые!

    Его призвали всеблагие,

    Как собеседника на пир.

    Он их высоких зрелищ зритель…

    Слайд 23

    С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

    После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

    Но муза, правду соблюдая, Глядит – а на весах у ней Вот эта книжка небольшая, Томов премногих тяжелей.

    Последние годы жизни

    Слайд 24

    Памятник Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Презентацию на тему "Биография Ф.И. Тютчева" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 7 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    Слайд 2

    Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии в родовой дворянской семье. Его отец, Иван Николаевич,- по характеру добрый и мягкий человек,- сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника. Мать будущего поэта, Екатерина Львовна (урождённая Толстая),- женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

    Слайд 3

    С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы. Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству. Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности». Осенью 1819 года Тютчев стал студентом словесного факультета Московского университета, который окончил в 1821 году со степенью кандидата. В эти годы он сблизился с будущими любомудрами: писателем Владимиром Одоевским, литературным критиком Иваном Киреевским, поэтом Дмитрием Веневитиновым.

    С.Е.Раич учитель Ф.И.Тютчева

    Слайд 4

    В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре он получил приглашение на должность сверхштатного сотрудника русского посольства в Баварии и 11 июня 1822 года выехал в Мюнхен. В 1839 году Тютчев совершил самовольную поездку в Швейцарию по личным делам. За этот проступок он был уволен с дипломатической службы и лишён звания камергера. Пять лет Тютчев жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения, а в 1844 году вернулся В Россию. Его восстановили на службе в Министерстве иностранных дел, вернули звание камергера и в 1848 году назначили старшим цензором при министерстве. Спустя десять лет Тютчев стал председателем Комитета иностранной цензуры.

    Слайд 5

    Мюнхенский период творчества (1822-1844)

    Во время пребывания в Мюнхене Ф.И.Тютчев увлёкся немецкой философией и поэзией. Среди его друзей были философ Ф.Шеллинг и поэт Г.Гейне. В 1836 году он опубликовал в пушкинском «Современнике» 24 стихотворения: «Видение» (1829), «Бессонница» (1829), «Весенние воды» (1830), «Цицерон» (1830), «Осенний вечер» (1830) и др. Ф.И.Тютчева заметили в литературных кругах, но широкому читателю его имя осталось неизвестным.

    Мюнхен 1830

    Слайд 6

    Петербургский период творчества (1844-1846)

    По свидетельству современников, Ф.И.Тютчев скептически относился к своему творчеству и никогда не мечтал о слав великого поэта. В 1850 году Н.А.Некрасов напечатал в своём журнале тютчевские стихи, уже опубликованные ранее в пушкинском «Современнике». Здесь же появилась статья самого Некрасова «Русские второстепенные поэты», в которой он дал высокую оценку творчеству Ф.И.Тютчева: «Стихотворения господина Фёдора Тютчева принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии». Период конца 1840-х до середины 1860-х годов- самый плодотворный в творческой биографии Тютчева. В это время были написаны стихотворения: «Слёзы людские, о слёзы людские…» (1849), «Поэзия» (1850), «Есть в осени первоначальной…» (1857) и др. В 1854 году по инициативе друзей был издан его первый поэтический сборник.

    Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

    1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
    2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
    3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
    4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
    5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
    6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
    7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
    8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

    Жизнь и творчество Федора Ивановича Тютчева (5 декабря (23 ноября) 1803 – 15 июля (27 июля) 1873 )


    О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии.

    И. С. Тургенев

    Без Тютчева нельзя жить

    Л. Н. Толстой


    «Душа хотела б быть звездой…»

    Тютчев-поэт

    Тютчев-Философ Тютчев-дипломат


    Самые популярные произведения Тютчева:

    • «Умом Россию не понять...»
    • «Есть в осени первоначальной...»
    • «О, как убийственно мы любим...»
    • «Нам не дано предугадать...»
    • К. Б. («Я встретил вас - и всё былое...»)
    • Последняя любовь («О, как на склоне наших лет...»)
    • Осенний вечер («Есть в светлости осенних вечеров...»)
    • «Она сидела на полу...»
    • Весенняя гроза («Люблю грозу в начале мая...»)
    • «Не то, что мните вы, природа...»

    «Где мыслил я и чувствовал впервые…»

    Ф.И.Тютчев родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в 1803 году в культурной старо-дворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.


    Родители поэта

    Мать Тютчева, Екатерина Львовна Толстая.

    Отец Тютчева, Иван Николаевич Тютчев.


    Братья и сестры Ф.И. Тютчева

    • 9 июня 1801 года в Овстуге у Тютчевых родился первый сын, Николай. А 23 ноября 1803 года - Феденька, которому суждено стать великим поэтом. Считается, что имя ему дали в честь старенького дяди, Федора Остермана, на чье наследство претендовала Екатерина Львовна, маменька поэта. Привыкшая к роскоши Москвы, она вскоре перебирается в древнюю столицу. Здесь у нее появляется на свет третий сын, Сергей (1805 г.), дочь Дарья (1806 г.), сын Дмитрий (1809 г.) и сын Василий (1811 г.). Все трое младших сыновей умерли в младенчестве, у Тютчевых остается только трое детей: Николай, Федор и Дарья.

    Детство поэта

    В раннем возрасте Тютчев обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению.


    «Таков поэт – и ты презрел поэта!»

    Тютчев получил хорошее домашнее образование, которым руководил С.Е.Раич-поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы.


    « Своей волшебною струною смягчай, а не тревожь сердца!»

    Под влиянием своего учителя С.Е.Раича Тютчев рано приобщился к литературному творчеству.


    Учёба в Москве.

    С 1819-1821гг. Тютчев учится в Московском университете.

    Слушает лекции профессора А.Ф.Мерзлякова

    по теории словесности и истории русской литературы.


    Служба в коллегии иностранных дел. Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22года. В 1836 г. в журнале «Современник» были напечатаны стихи Тютчева «Стихотворения из Германии».


    «Я встретил Вас и все – былое…»

    Мюнхенский период – пора светских успехов и сердечных мечтаний Тютчева.

    Он пережил пылкое увлечение Амалией Лерхенфельд, которой и посвятил стихотворения:

    «Я помню время золотое…»

    «Я встретил Вас и все - -былое…»


    АМАЛИЯ КРЮДЕНЕР

    Родилась в 1808 г. Знакомство с Тютчевым состоялось, когда ей было 15 лет. Последняя их встреча произошла в 1870 году.

    Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

    1870 г.


    ЭЛЕОНОРА БОТМЕР

    Ещё томлюсь тоской желаний, Ещё стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Ещё ловлю я образ твой… Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда.

    Умерла 27 августа 1838 года вследствие перенесённых испытаний во время пожара и гибели у берегов Пруссии парохода “ Николай I” , на котором Элеонора Тютчева вместе с дочерьми следовала к мужу в Турин.

    14 октября 1838 г. Он горюет о жене, которая умерла мученической смертью… (из «Дневника» В.А. Жуковского)


    «Еще томлюсь тоской желаний»

    В 1838 г. после смерти первой жены, Тютчев заключает брак с красавицей Эрнестиной Дернберг, урожденной баронессой Пфеффель.


    Всё отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему ещё молиться мог. 1873 г. " width="640"

    ЭРНЕСТИНА ДЁРНБЕРГ

    Э. Ф. Тютчевой

    Всё отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему ещё молиться мог.

    1873 г.


    «Умом Россию не понять…»

    Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину.

    Николай I одобряет политические публикации поэта.

    В 1848г. получает должность цензора при министерстве иностранных дел.

    В 1858г. назначается председателем «комитета цензуры иностранной».


    «Глашатай истины, пророк любви…»

    Художественный мир Тютчева:

    пейзажная лирика

    любовная лирика

    философская лирика


    Тютчев создал 400 стихотворений, его творчество можно разделить на три периода:

    1-й период - начальный, 1810-е - начало 1820-х годов , когда Тютчев создаёт свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии 18 века.

    2-й период - вторая половина 1820-х - 1840-е годы , начиная со стихотворения « Проблеск », в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма.

    3-й период - 1850-е - начало 1870-х годов . Этот период отделён от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, « Современное »), стихотворения «на случай» и пронзительный « Денисьевский цикл ». Журнал « Современник ».


    «На бесконечном на вольном просторе…»

    Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева.


    «Любила ты, и так, как ты любить – Нет никому еще не удавалось»…

    Любовь в творчестве Тютчева -

    «и блаженство, и безнадежность»,

    напряженное, трагическое чувство,

    несущее человеку страдание и счастье,

    «поединок роковой» двух сердец

    Е.А.Денисьева – последняя любовь Тютчева.


    ЕЛЕНА ДЕНИСЬЕВА

    О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность.

    Родилась в 1826 году. Знакомство с Тютчевым состоялось в конце 1840-х годов.

    Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось, О Господи! …и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…

    О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!


    Чем была любовь в жизни Тютчева?

    Жизненной потребностью

    Испытанием для личности

    Несбыточной мечтой, сном

    Источником творческого вдохновения

    Отражением исторических процессов


    Чем является любовь в лирике Тютчева?

    Страстью

    Противоборством

    Страданием

    Трагедией

    Велением рока, судьбы


    «О, вещая душа моя…»

    «У Тютчева … поэзия была той психической средой, сквозь которую преломлялись сами собой лучи мысли и проникали на свет Божий…»

    Аксаков.


    С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

    Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

    Жизнь поэта угасает 15 июля (27 июля) 1873 в Петербурге в Царском Селе Тютчев скончался. После смерти поэта вышло издание его стихотворений.

    Разделы: Литература

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
    2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
    3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
    4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

    Оборудование:

    • презентация – Приложение1 ;
    • музыкальная композиция «Времена года» П.И.Чайковского;
    • романс «Я встретил вас».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Ход урока.

    Сообщения подготовленных учащихся по биографии Ф.И.Тютчева.

    Консультант 1.

    Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

    В сей день счастливый нежность сына
    Какой бы дар принесть смогла!
    Букет цветов? – но флора отцвела,
    И луг поблёкнул и долина…

    Консультант 2.

    Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

    Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

    Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

    О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

    Я помню время золотое,
    Я помню сердцу милый край.
    День вечерел; мы были двое;
    Внизу, в тени, шумел Дунай.

    За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

    С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

    Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

    В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Многие были здесь знакомы Тютчеву. Но самой радостной встречей для него стала встреча с Амалией, которая с мужем приехала тоже на лечение.

    Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

    Я встретил вас – и всё былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое –
    И сердцу стало так тепло…

    Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.» (Крюденер. Баронессе)

    Ещё недавно ходили пластинки с записью романса в исполнении И. Козловского, и на этикетках значилось: «Автор музыки неизвестен». Но благодаря музыковедам удалось доказать, что композитор, написавший музыку, очень близкую той, что поёт Козловский,- Леонид Дмитриевич Малашкин.

    «Лирическое завещание» Фёдора Ивановича Тютчева остаётся любимым романсом и молодых исполнителей, и молодых слушателей.

    Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

    Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

    Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

    Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

    «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    Гремят раскаты молодые.
    Вот дождик брызнул, пыль летит,
    Повисли перлы дождевые,
    И солнце нити золотит.

    Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

    Ещё в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят –
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут и блещут и гласят…
    Они гласят во все концы:
    «Весна идёт, весна идёт!
    Мы молодой весны гонцы.

    Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. Она нас выслала вперёд!»

    Неохотно и несмело
    Солнце всходит на поля.
    Чу, за тучей прогремело,
    Принахмурилась земля.
    Ветры тёплого порывы,
    Дальний гром и дождь порой…
    Зеленеющие нивы
    Зеленее под грозой.
    Вот пробилось из-за тучи
    Синей молнии струя –
    Пламень белый и летучий
    Окаймил её поля.

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…

    Есть в светлости осенних вечеров
    Умильная, таинственная прелесть:
    Зловещий блеск и пестрота дерев,
    Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит –
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    И стоит он, околдован, –
    Не мертвец и не живой –
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Лёгкой цепью пуховой…

    Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий.

    Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадёжность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрылась в стихах, посвящённых Е.А.Денисьевой.

    В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

    Звучат стихи, посвящённые Элеоноре Петерсон.

    В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.

    В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

    Звучат стихи, посвящённые Эрнестине Дернбнрг.

    Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

    Звучат стихи, посвящённые Елене Денисьевой.

    Последняя любовь
    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней…
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    Полнеба обхватила тень,
    Лишь там, на западе, бродит сиянье,--
    Помедли, помедли, вечерний день,
    Продлись, продлись, очарованье.
    Пускай скудеет в жилах кровь,
    Но в сердце не скудеет нежность…
    О ты, последняя любовь!
    Ты и блаженство и безнадежность.
    Любила ты, и так, как ты, любить –
    Нет, никому ещё не удавалось!
    О господи!.. И это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…

    Философская лирика.

    Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе ещё один путь. Если для Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – всё пространство, – писал Тютчев. Смерть же он считает единственным исключением, которое увековечивает

    По Тютчеву, мир, окружающий человека, едва ему знаком, едва освоен им, а по содержанию своему он превышает практические и духовные запросы человека. Мир этот глубок и таинствен. Поэт пишет о «двойной бездне» – о бездонном небе, отражённом в море. Тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу.

    Сон – способ проникновения к тайнам сущего, сверхчувственного познания секретов пространства и времени, жизни и смерти.

    Как океан объемлет шар земной,
    Земная жизнь кругом объята снами...
    Настанет ночь – и звучными волнами
    Стихия бьёт о берег свой.
    Истинная жизнь человека – жизнь его души:
    Лишь жить в себе самом умей –
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно – волшебных дум…

    Гражданская лирика
    Счастлив, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие,
    Как собеседника на пир.
    Он их высоких зрелищ зритель…

    За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

    Не плоть, а дух растлился в наши дни,
    И человек отчаянно тоскует…
    Он к свету рвётся из ночной тени
    И, свет обретши, ропщет и бунтует.

    Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удручённому тяжёлой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию:

    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа –
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа!

    А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

    Слёзы людские, о слёзы людские,
    Льётесь вы ранней и поздней порой…
    Льётесь безвестные, льётесь незримые
    Неистощимые, неисчислимые, –
    Льётесь, как льются струи дождевые,
    В осень глухую, порою ночной.

    Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    Последние годы жизни.

    С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

    После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

    Но муза, правду соблюдая,
    Глядит – а на весах у ней
    Вот эта книжка небольшая,
    Томов премногих тяжелей

    Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

    Вопросы и задания:

    1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
    2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
    3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
    4. Назовите основные темы лирики Тютчева.
    5. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
    6. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?
    7. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
    8. Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.
    9. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
    10. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?

    «Как слово наше отзовется…»

    Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева


    Федор Иванович Тютчев.

    1803 – 1873 гг.

    Нам не дано предугадать,

    Как слово наше отзовется,-

    И нам сочувствие дается,

    Как нам дается благодать...

    Ф.И.Тютчев

    Вот наш патент на благородство,-

    Его вручает нам поэт;

    Здесь духа мощного господство,

    Здесь утонченной жизни цвет.

    В сыртах не встретишь Геликона,

    На льдинах лавр не расцветет,

    У чукчей нет Анакреона,

    К зырянам Тютчев не придет.

    Но муза, правду соблюдая,

    Глядит - а на весах у ней

    Вот эта книжка небольшая

    Томов премногих тяжелей.

    А.Фет. На книжке стихотворений

    Тютчева. Декабрь 1883

    Ф. И. Тютчев. Портрет работы

    художника С. Александровского. 1876


    Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству

    Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта. Неизвестный художник. Конец XVIII в.века

    Мать поэта принадлежала к известному в летописях роду графов Топстых.

    Иван Николаевич Тютчев, отец

    поэта. Художник Ф. Кюнель. 1801

    Герб рода Тютчевых

    Федор Иванович был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 г. 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Хотя в родословной и не показано, откуда "выехал" их первый родоначальник, но семейное предание выводит его из Италии, где, говорят, и поныне, именно во Флоренции, между купеческими домами встречается фамилия Dudgi. В Никоновской летописи упоминается "хитрый муж" Захар Тутчев, которого Дмитрий Донской, пред началом Куликовского побоища, подсылал к Мамаю со множеством золота и двумя переводчиками для собрания нужных сведений, - что "хитрый муж" и исполнил очень удачно.

    Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк


    Итак, опять увиделся я с вами,

    Места немилые, хоть и родные,

    Где мыслил я и чувствовал впервые

    И где теперь туманными очами,

    При свете вечереющего дня,

    Мой детский возраст смотрит на меня .

    Ф.И. Тютчев

    Овстуг Орловской губернии – родовая усадьба Ф.И.Тютчева

    Ф.И. Тютчев в детстве. Копия с портрета К. Барду. 1805–1806

    Раннее детство Федора прошло в Овстуге. Домашним учителем русской словесности и воспитателем Тютчева с 1813 по 1819 год был поэт, переводчик и журналист С. Раич (Семен Егорович Амфитеатров), тогда студент Московского университета, по словам И.С. Аксакова, «человек в высшей степени оригинальный, бескорыстный, чистый, вечно пребывающий в мире идиллических мечтаний, сам олицетворенная буколика, соединявший солидность ученого с каким-то девственным поэтическим пылом и младенческим незлобием».

    С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева. Художник Б. Бельтюков. 1985


    Годы учебы

    В 1821 году Ф.И. Тютчев досрочно окончил

    словесное отделение Московского университета

    зачислили на службу в Государственную коллегию

    в Мюнхен, на должность сверхштатного чиновника

    русской дипломатической миссии в Баварии.

    Московский университет

    Более 20 лет поэт провел в Германии

    и Италии на дипломатической службе

    Граф А. И. Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в Мюнхене. "Судьбе угодно было вооружиться последней рукой Толстого(вспоминает Федор Иванович в одном из писем своих к брату лет 45 спустя), чтоб переселить меня на чужбину".

    Аксаков И. С. Федор Иванович

    Тютчев. Биографический очерк

    Государственная коллегия иностранных дел


    ... Тютчев один, без руководителя, переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития,

    от юности до зрелого мужества,

    и возвращается в Россию на водворение, когда ему пошел уже пятый десяток лет.

    Аксаков И. С. Федор Иванович

    Тютчев. Биографический очерк

    На чужбине...

    Природа – это жизнь, мертвой природы нет. И в неорганической материи бьется пульс жизни, теплится Мировая Душа

    Ф.В. Шеллинг

    В Мюнхене он познакомился и подружился с Генрихом Гейне Генрихом Гейне, часто беседовал с философом Ф.В. Шеллингом и другими учеными из Мюнхенского университета. В дневнике П.В. Киреевского сохранился отзыв Шеллинга о Тютчеве: «Это превосходнейший человек, очень образованный человек, с которым всегда охотно беседуешь».

    Ф.В. Шеллинг

    Мюнхен. Фотооткрытка

    1890 –х годов

    Генрих Гейне

    Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит.

    Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и с замком, и тобой.

    И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал.

    Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.

    И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

    Ф.И. Тютчев. Неизвестный

    художник. 1819–1820

    Элеонора Ботмер, первая жена поэта. Художник И. Штилер. 1830-е

    Окунувшись разом в

    атмосферу стройного и

    строгого немецкого

    мышления, Тютчев

    быстро отрешается от

    всех недостатков,

    которыми страдало

    тогда образование у

    нас в России, и

    приобретает обширные

    и глубокие сведения.

    И.С.Аксаков

    В 1826 г. Ф.И. Тютчев

    женился на баварской

    аристократке, графине

    Ботмер, их салон

    сделался средоточием

    местной интеллигенции…

    «Мне благодатью ты б была…»

    Эрнестина Дернбер – вторая жена Ф.И.Тютчева

    В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской

    миссии в Т у рине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла

    жена. В 1839 он вступил в новый брак с Эрнестиной Дернберг,

    с которой прожил до конца дней своих и посвятил ей немало

    произведений…

    К.В. Пигарев. выдающийся тютчевед, писал о создании стихотворения «Не знаю я, коснется ль благодать…»: «Листок бумаги, на котором были написаны эти стихи, Тютчев вложил в принадлежащий его жене альбом-гербарий. Не замеченные ею, эти стихи много лет пролежали между страницами альбома, и лишь в 1875 году, через четверть века после их написания и через два года после смерти их автора были случайно обнаружены той, к которой они относились». В нем, в период накала любовной страсти к Денисьевой, Тютчев называет жену свою, Эрнестину Федоровну- земною благодатью. Истерзанный противоречиями, Тютчев пишет: Не знаю я, коснется ль благодать, Моей души, болезненно- греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была…

    Эрнестина Федоровна Тютчева -

    Дернбер. Портрет работы

    Й. Штилера. Мюнхен. 1833

    Именно Эрнестине Дернберг посвящены стихотворения Ф.И.Тютчева:

    влюбленной…», «Не знаю я,

    коснется ль благодать…».

    «Его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина»

    Из письма Э. Дернбер к дочери

    Тютчева Д.Ф. Тютчевой

    Начало творчества:

    А.С. Пушкин и Ф.И. Тютчев:

    В поле литературного зрения Пушкина Тютчев попадает в 1826- 1827 гг. когда в 1827 г. в альманахе Раича и Ознобишина "Северная лира« Тютчев помещает пять стихотворений за своей полной подписью и одно за подписью Т

    Уже в 1836 году, в III и IV томах пушкинского «Современника» были опубликованы 16 стихотворений Тютчева под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и подписанные «Ф.Т.»

    Тропинин В. А.

    Портрет А. С. Пушкина. 1827.

    Пушкинский журнал «Современник»

    Издание 1836 года

    ... Я передал несколько ваших вещей, тщательно мною разобранных и переписанных. Вяземскому; несколько дней спустя неожиданно захожу к нему около полуночи и нахожу его вдвоем с Жуковским; они читают ваши стихи и находятся под впечатлением поэтического чувства, которым дышат ваши стихи. Я был восхищен, очарован: каждое слово, каждое размышление, Жуковского в особенности, доказывали все больше, как хорошо они почувствовали все оттенки и всю прелесть мысли простой и глубокой. Во время этой встречи было решено отобрать пять или шесть стихотворений для опубликования их в одном из номеров пушкинского журнала, т. е. три или четыре месяца спустя, а потом постараться опубликовать стихи отдельным томиком. Через день со стихами познакомился также Пушкин; я его потом видел, - он ценит их как должно и отзывался мне о них весьма сочувственно". Ив. Гагарин "Русский архив", 1879, кн. II, стр. 120-121.


    Невторостепенный «второстепенный» поэт

    • 1844 год - возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция»,

    «Папство и римский вопрос». 1854 год - выход первого сборника стихотворений Тютчева.

    Ф.И. Тютчев. Художник

    И. Рехберг. 1838

    Если стихи его увидели свет, так только благодаря случайному, постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в пять и в четырнадцать лет, хотя в поэтическом его творчестве и не было перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, то есть когда ему пошел уже шестой десяток лет, именно со времени первого издания его стихотворений редакцией журнала "Современник" при содействии И. С. Тургенева.

    И.С.Аксаков, первый биограф Тютчева

    муж старшей дочери поэта - Анны.


    Лирика Ф.И. Тютчева

    Философичность – основа лирики поэта

    Философская или метафизическая лирика

    «Летний вечер»

    «Как океан объемлет шар земной...»

    «Проблеск»

    «Фонтан»,

    «На камень жизни роковой...»,

    «Сон на море»,

    «Безумие»,

    «Видение»

    Денисьевский

    цикл

    «Она сидела на полу…»

    «О, как убийственно

    мы любим…»

    «Последняя любовь» «Близнецы»

    «Когда в кругу

    убийственных забот».

    «На Неве»

    «Как ни дышит полдень

    знойный»

    «Предопределение»

    Политическая

    лирика

    1. Знамя и слово 2. Глядел я, сто я над

    Невой 3. Русская география 4. Рассвет 5. Ужасный сон

    отяготел над нами 6. Ты долго ль будешь за туманом 7. Славянам

    Лирика (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта Большой Энциклопедический словарь (БЭС)


    Как шатко все, в чем правды нет! - политическая лирика

    Русская география

    Москва и град Петров, и Константинов град- Вот царства русского заветные столицы... Но где предел ему? и где его границы- На север, на восток, на юг и на закат? Грядущим временам судьбы их обличат... Семь внутренних морей и семь великих рек... От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... Вот царство русское... и не прейдет вовек, Как то провидел Дух и Даниил предрек.

    Принципы власти как единства интересов личности, народа, государства, основанного на духовно-нравственных и исторических началах («Божественная власть, Божья правда») отражены в одном из последних стихотворений Тютчева: Лишь там, лишь в той семье народной, Где с властью высшею живая связь слышна И где она закреплена, Взаимной верою и совестью свободной, Где святы все ее условья И ей народ одушевлен.. .

    «Наполеон III» (1872).

    «Град Петров…»

    «В стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» сны названы особой «стихией», неодолимо влекущей к себе человека».

    В.Я. Брюсов (Изд. Маркса. С. XLII)

    Философская лирика

    «Как океан объемлет шар земной….»

    хаос и космос в лирике Тютчева

    Как океан объемлет шар земной,

    Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами ‎Стихия бьет о берег свой. То глас её: он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил чёлн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем, пылающею бездной ‎Со всех сторон окружены. 828–1830 гг.

    «Последние четыре стиха удивительны:

    читая их, чувствуешь невольный трепет»

    Н.А. Некрасов

    В знаменитом стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» (1830) спящее человечество приобщается к космосу и постигает красоту и гармонию мирозданья. Стихотворение это начинается уподоблением жизни человечества, «объятой снами», земному шару – сфере, охваченной, «объятой» океаном. Восприятие духовной сферы как обладающей материальными свойствами нередко

    проявляется в творчестве Тютчева

    литературы: в 4 томах. – Л.: Наука, 1982. –

    Т. 3: Расцвет реализма. – С. 403–426.

    Красота мирозданья и здесь воплощается в образе сферы.

    … Сферический образ космоса призрачен, – ведь небо лишь отражается в воде, и полное совпадение верха и низа сферы – иллюзия. Однако эта иллюзия, этот созданный мечтой образ соответствует реальности. Подобно тому как «океан объемлет шар земной», а сны и мечты – земную жизнь, звездное небо составляет оболочку земного шара с его материальным бытием и духовной сферой,

    окружающей человека. Для самого Тютчева космическая тема была естественным и необходимым порождением его взгляда на природу и взаимоотношения человека с нею

    Лотман Л.М


    Летний вечер

    Уж солнца раскаленный шар

    С главы своей земля скатила,

    И мирный вечера пожар

    Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами.

    Река воздушная полней

    Течет меж небом и землею,

    Грудь дышит легче и вольней,

    Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.

    «Грудь дышит легче и вольней…»

    Статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850), – первый критический очерк о творчестве Тютчева, появившийся в печати, – содержала утверждение, что Тютчев, волею обстоятельств оказавшийся в положении второстепенного поэта, по сути дела является первоклассным художником, уход которого из литературы должен расцениваться как большая потеря. Некрасов заявлял: «Мы решительно относим талант г. Ф. Т–ва к русским первостепенным поэтическим талантам»

    Лотман Л.М. Тютчев // История русской литературы: В 4 томах. – Л.:

    Наука, 1982. – Т. 3: Расцвет реализма. – С. 403–426.


    Ф. И. Тютчев как поэт - философ

    Silentium!*

    Молчи, скрывайся и таи

    И чувства и мечты свои –

    Пускай в душевной глубине

    Встают и заходят оне

    Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи.

    Как сердцу высказать себя?

    Другому как понять тебя?

    Поймет ли он, чем ты живешь?

    Мысль изреченная есть ложь.

    Взрывая, возмутишь ключи, -

    Питайся ими - и молчи.

    Лишь жить в себе самом умей –

    Есть целый мир в душе твоей

    Таинственно-волшебных дум;

    Их оглушит наружный шум,

    Дневные разгонят лучи, -

    Внимай их пенью - и молчи!..

    * Молчание! (лат.).

    М.Чюрленис. Истина

    Соотнесите стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!» и картину М.Чюрлениса «Истина»

    Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические.

    Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность.

    У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли.

    И.С.Аксаков.

    Вопросы и задания к стихотворению «Silentium»

    Определите, к какому жанру лирики относится данное стихотворение?

    Какова, по – вашему, его главная мысль?

    Что характерно для внутреннего мира лирического героя? Что его тревожит?

    « Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» «Есть целый мир в душе

    твоей…» - для поэта важны чувства, мечты, мысли, душевные движения.

    Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа

    внешнего мира?

    Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.

    Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни?

    Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?

    Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни?

    Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?

    Какие средства художественной выразительности использует поэт?

    Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

    Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня?

    Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

    Вывод: В тютчевской парадигме слово - это “мысль изречённая”, но слово человеческое всё же не Божественное, а “наше”: оно не может выразить всей полноты мира. Но даже несовершенное “слово наше” - “благодать”, ниспосланная свыше сила, дарованная человеку. Благодать, сила выразить свою мысль словом, даётся человеку вместе со способностью “сочувствия”, то есть умения со-чувствовать , проникать в чувства других живых существ, принимать в себя их радость и боль. “Слово наше” появляется только благодаря “сочувствию” и несёт в себе отзвук переживаний всего мира. “Мысль изречённая”, ставшая “словом нашим”, отзовётся в другом разумном существе, но каким будет этот отзвук - человеку предугадать не дано. В стихотворении, по словам И.С. Аксакова, «так хорошо выражена вся эта немощь поэта - передать точными словами, логической формулой речи внутреннюю жизнь души в ее полноте и правде…» Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические. Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность.


    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать –

    В Россию можно только верить.

    Эти бедные селенья,

    Эта скудная природа –

    Край родной долготерпенья,

    Край ты русского народа!

    Не поймет и не заметит

    Гордый взор иноплеменный,

    Что сквозит и тайно светит

    В наготе твоей смиренной.

    Удрученный ношей крестной,

    Всю тебя, земля родная,

    В рабском виде царь небесный

    Исходил, благословляя.

    З. Серебрякова. Пейзаж. Село Нескучное

    Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно.

    И.С.Тургенев

    Глубокое постижение жизни России, вера в духовные силы народа, обострённое патриотическое чувство свойственно гражданской лирике Тютчева. Родина, народ, родной язык становятся духовно-нравственной опорой для личности.


    Стихи о природе

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора –

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера...

    Где бодрый серп гулял и падал колос,

    Теперь уж пусто всё - простор везде,-

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко ещё до первых зимних бурь –

    И льётся чистая и тёплая лазурь

    На отдыхающее поле...

    О Тютчеве не спорят; тот, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии.

    И.С.Тургенев

    Гр. Мясоедов. Осенний пейзаж

    Стихотворения г. Ф.Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф.Т.

    написал очень немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного

    таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства

    Н.А. Некрасов «Русские второстепенные поэты». «Современник». 1850 г


    «В ней есть душа,

    в ней есть свобода…»

    Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

    Вы зрите лист и цвет на древо: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?

    Неспособность проникнуться любовью к природе и стремлением понять ее язык Тютчев рассматривает как убожество, признак нравственной неполноценности.

    Стихотворение утверждает идею суверенности природы и направлено как против вульгарных материалистов, проповедующих безоглядное произвольное вторжение человека в мир природы, подчинение ее воле человека, так и против церковного догмата о природе как «слепке» воли бога.

    Лотман Л.М. Тютчев // История русской

    литературы: в 4 томах. – Л.: Наука, 1982.

    Г. Мясоедов. Лесной ручей.


    ПОЛДЕНЬ Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг

    Тютчевские стихи о природе наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок. Природа для Тютчева - это что-то величественное, бесконечное.

    С. Брусилов. Подмосковный полдень


    МОРЕ И УТЕС

    И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет, и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот... Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила - И пучину взворотила И поставила вверх дном? Волн неистовых прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой,- Но, спокойный и надменный, Дурью волн не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан!

    И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв... Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой - Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой... Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она - И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна...


    «Денисьевский цикл»

    Она сидела на полу

    И груду писем разбирала,

    И, как остывшую золу,

    Брала их в руки и бросала.

    Брала знакомые листы

    И чудно так на них глядела,

    Как души смотрят с высоты

    На ими брошенное тело...

    О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой!

    О, сколько горестных минут,

    Любви и радости убитой!..

    Стоял я молча в стороне

    И пасть готов был на колени,-

    И страшно грустно стало мне,

    Как от присущей милой тени.

    Ф.И. Тютчев.

    Не раз ты слышала признанье: "Не стою я любви твоей". Пускай мое она созданье - Но как я беден перед ней...

    Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе...

    Когда, порой, так умиленно, С такою верой и мольбой Невольно клонишь ты колено Пред колыбелью дорогой,

    Где спит она - твое рожденье - Твой безыменный херувим,- Пойми ж и ты мое смиренье Пред сердцем любящим твоим.

    Е.И. Денисьева. Художник Иванов. 1850-е

    «Денисьевский цикл» это лирический дневник о самой глубокой и трагической, «последней любви» Тютчева к молоденькой, только что окончившей институт благородных девиц Елене Александровне Денисьевой. Этот роман 47 –летнего поэта, не скрываемый от света, принес много страданий любящим, но особенно горестной и тяжелой в этой ситуации была участь несчастной женщины. Рождались дети, и хотя Тютчев законно усыновил их, перед Денисьевой были закрыты двери всех бывших друзей и знакомых, она была изгнана из света и своей среды. Все перипетии этого бурного и трагического романа, который длился с 1851 года и до самой смерти Денисьевой в 1864 году, стали лирическим откровением поэта. Лучшие стихи, входящие в этот цикл, написаны уже после смерти Елены Александровны

    «Но в сердце не скудеет нежность...»

    ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

    0, как на склоне наших лет Нежней мы любим в суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, Помедли, помедли, вечерний день, - Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.

    С.Ю. Жуковский. Печальные думы

    Талант Тютчева, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить его, надо самому читателю быть одаренным некоторой тонкостью понимания, некоторой гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной

    Аксаков И. С. Ф. И. Тютчев.

    Биографический очерк

    Исследователь Г.А. Гуковский писал, что любовная лирика Тютчева тяготеет к объединению «в своего

    рода роман, близко подходящий по манере, смыслу, характеру, «сюжету», к прозаическому роману той же эпохи»

    «Мучительной отрадой» становится любовь в изображении Тютчева. Любовь светлая и

    благодатная оборачивается мучением «судьбы ужасным приговором» «и

    незаслуженным позором…» Судьба женщины, отдавшейся страсти, прослеживается в

    истории лирической героини «Денисьевского цикла».

    «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе её цвело». «убийственно мы любим…», «вернее губим», «все опалили, выжгли слезы» – таков словарь любовной лексики поэта

    Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

    Жизнь отреченья, жизнь страданья!

    В ее душевной глубине

    Ей оставались вспоминанья…

    Но изменили и оне.

    И на земле ей дико стало, Очарование ушло… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.

    И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!

    О, как убийственно мы любим! Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!…( 1851)

    О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея?

    Куда ланит девались розы,

    Улыбка уст и блеск очей?

    Все опалили, выжгли слезы

    Горячей влагою своей.

    Ты помнишь ли, при нашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой?

    И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!


    «Толпа вошла, толпа вломилась…»

    Чему молилась ты с любовью,

    Что, как святыню, берегла,

    Судьба людскому суесловыо

    На поруганье предала.

    Толпа вошла, толпа вломилась

    В святилище души твоей,

    И ты невольно устыдилась

    И тайн и жертв, доступных ей.

    Ах, если бы живые крылья

    Души, парящей над толпой,

    Ее спасали от насилья

    Бессмертной: пошлости людской!

    Между июлем 1850 и серединой 1851

    Е.И. Денисьева с дочерью Еленой Тютчевой. Фото 1862–1863

    Этот удивительный лирический роман "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой длился 14 лет. И после смерти любимой женщины от чахотки в 1864 году Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". «Во мне все убито: мысль, чувства, память, все не заживает»,-

    писал Ф.И.Тютчев к А.И. Георгиевском (мужу сестры Е..Денисьевой)

    Два лика любви…

    Весной 1823 года Тютчев

    влюбился в совсем ещё юную

    Амалию фон Лерхенфельд.

    Я встретил вас - и все былое

    В отжившем сердце ожило;

    Я вспомнил время золотое –

    И сердцу стало так тепло...

    Как поздней осени порою

    Бывают дни, бывает час,

    Когда повеет вдруг весною

    И что-то встрепенется в нас,-

    Так, весь обвеян духовеньем

    Тех лет душевной полноты,

    С давно забытым упоеньем

    Смотрю на милые черты...

    Как после вековой разлуки,

    Гляжу на вас, как бы во сне,-

    И вот - слышнее стали звуки,

    Не умолкавшие во мне...

    Тут не одно воспоминанье,

    Тут жизнь заговорила вновь,-

    И то же в нас очарованье,

    И та ж в душе моей любовь!..

    Е.А. Денисьева. Фото начала 1860-х

    О, как убийственно мы любим,

    Как в буйной слепоте страстей

    Мы то всего вернее губим,

    Что сердцу нашему милей!

    Давно ль, гордясь своей победой,

    Ты говорил: она моя...

    Год не прошел - спроси и сведай,

    Что уцелело от нея?

    Куда ланит девались розы,

    Улыбка уст и блеск очей?

    Все опалили, выжгли слезы

    Горючей влагою своей.

    Амалия Крюденер. Художник И.Штилера. 1838 г.

    1 апреля 1873 года в Петербурге тяжело больной Тютчев собственноручно написал дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

    Романс «Я встретил вас…»


    Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева

    Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков. С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.

    Кабинет Ф.И. Тютчева

    Лишь после смерти Ф. И. Тютчева этому месту суждено было стать хранилищем его наследия. В разное время сюда привезены автографы, книги, портреты, вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии

    Усадьба Мураново -

    музей-заповедник Ф.И. Тютчева


    «Самобытный, глубокий мыслитель…»

    Ф.И. Тютчев. Фото 1860–1861

    Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.

    И.С. Аксаков

    Могила Фёдора Ивановича Тютчева на Новодевичьем кладбище в Санкт - Петербурге