Ворона перелетная или зимующая. Какие птицы улетают осенью

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №69 Выборгского района г.Санкт-Петербург.

Группа №5 (старшая)

Проект по экологическому воспитанию

«Перелетные птицы»

Проект подготовили воспитатели:

  • Кириллова Н.Ю. 1 кв. кат.
  • Харенкина Н.В. 1 кв.кат.

Октябрь 2015 г.

Паспорт проекта.

Тип проекта:

По числу участников - групповой.

По характеру контактов – в рамках ГБДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.

Сроки исполнения:

Краткосрочный (одна неделя)

Участники проекта:

  • Воспитатели группы:

Кириллова Н.Ю, воспитатель I кат.

Харенкина Н.В., воспитатель I кат.

Актуальность проекта :

Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах, об их повадках.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель проекта:

Обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.

2.Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».

3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • интерес детей
  • расширение кругозора
  • проявление творчества и двигательной деятельности
  • использование полученных знаний в жизни перелетных птиц

Продукты проекта:

Книжка своими руками «Перелетные птицы»

Взаимодействие с семьей:

Консультации для родителей по изготовлению страничек для книжки

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный.

1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.

2.Изготовление дидактических игр.

3.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.

4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.

2 этап: реализация проекта.

  1. Проведение бесед с детьми (см приложение №1).
  2. Исследовательская деятельность(рассматривание птиц на прогулке, поиск материалов для книжки)
  3. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-развивающих игр (см приложения №2).
  4. Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме (см приложение №3).
  5. Рассматривание картин
  6. Творческо-продуктивная деятельность(рисование - см приложение №4, аппликация/лепка).
  7. Наблюдение за птицами на участке детского сада (см приложения №5).
  8. Совместная работа детей с родителями (см приложение №6).

3 этап: заключительный

  1. Обработка результатов по реализации проекта
  2. Участие в групповом конкурсе «Репортажи о перелетных птицах»
  3. Самопрезентация детьми страниц для книги своими руками «Перелетные птицы»
  4. Выставка детских работ «Птицы в парке» (из пластилина).
  5. Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц.
  6. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им.
  7. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Приложение 1.

Рассказать детям о перелетных птицах.

Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.

Перелетные птицы - птицы, улетающие зимой в теплые края.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Жаворонок - маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

Утка - птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Грач - перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Журавли - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Скворец - певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Соловей - неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

Цапли - живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.

Приложение №2.

Русские народные игры:

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Пчелки и ласточка

Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

Ко мне в огород лазят!

Ты бы делал забор выше,

Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

Гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Вы, серые гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Где, гуси, бывали?

Га-га-га, га-га-га!

Кого, гуси, видали?

Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего.

Самого большого

А, гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком «га-га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

«Утка-Гусь».

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» - кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.

Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим

Дидактические игры:

  • «Разбери птиц» (классификация птиц на перелетных, зимующих, оседлых)
  • «Четвертый лишний» (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.
  • Д/и «Какой, какая?» Цель: учить ребенка употреблять в речи прилагательные и расширять знания о перелетных птицах.
  • Д/и «Кто у кого?» Цель: учить называть птенцов перелетных птиц, как в единственном, так и во множественном числе (скворец – скворчонок – скворчата).
  • «Кто как кричит?» Цель: учить детей называть звуки, которые издают птицы (журавль – курлыкает).
  • «Я начну, а ты закончи». Цель: учить детей продолжать описывать птиц. (Птица с буровато-серым опереньем, свои яйца подбрасывает в чужие гнезда, много ест, уничтожает вредных насекомых).
  • «Кроссбух».

Зачеркнуть повторяющие буквы, выписать буквы, которые остались по одной. И составить слово.

Ч Ж И = ЧИЖ

Приложение №3.

Загадки о перелетных птицах .

  • Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

  • Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

  • Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

  • Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

  • Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

  • Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

  • В синем небе голосок

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

  • По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

  • Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу... (иволга)

  • Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

  • Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

  • На месте - дворец,

Во дворе - певец... (скворец)

  • Маленький мальчишка,

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)

Пословицы и поговорки.

В одно перо и птица не родится.

Видно птицу по полету.

Соловья баснями не кормят.

У всякой пташки свои замашки.

Летать умеет тот, кто умеет садиться.

Птицу видать по полету.

Стихи о перелетных птицах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Удод

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.

Скворец

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Прилетай же!

М. Карим

Милый скворушка-скворец,

Прилетайте же наконец!

Для тебя я дом построил -

Не скворечник, а дворец

Приложение №4.

Конспект занятия по рисованию «Жаворонок».

Цели:

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.

Учить детей рисовать птицу в движении.

Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.

Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.

Развивать навыки рисования цветными карандашами.

Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.

Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.

Посмотрите на эти картинки. Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.

(Показ наброска рисунка мелом на доске.)

Воспитатель:

У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья).

Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а

Четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.

Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относит-ельно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше, жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.

А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки

А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.

2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.

3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний – рыжевато-белого.

В заключение – короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Приложение №5.

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели :

Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

Развивать наблюдательность, память;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела, И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» -Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут

Все пригодится им для дома,Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки -Их желторотые птенцы

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?

♦ Как вы им помогаете?

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц происходят осенью?

♦ Каких птиц вы еще знаете?

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке.

Цели:

Воспитывать положительное отношение к труду;

Учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

«Лови - бросай».

Цели:

Учить ловить мяч, не прижимая его к груди;

Бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

«Салки».

Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.


Перелетные птицы:

  • чибис;
  • дрозд певчий;
  • малиновка;
  • жаворонок;
  • мухоловка;
  • зяблик;
  • зорянка;
  • садовая камышовка;
  • зимородок;
  • горихвостка;
  • удод;
  • выпь;
  • трясогузка;
  • иволга;
  • славка черноголовая;
  • лебедь;
  • гусь;
  • утка;
  • грач;
  • журавль;
  • глухарь;
  • рябчик;
  • пищуха;
  • клест.

Картинки с названиями для детей, на которых изображены птицы, улетающие на юг зимой, чаще всего представляют журавлей. А ведь огромное количество пернатых покидает место обитания, кроме этих птиц, и они это делают не сразу, а каждый вид в определённое время.

Некоторые перелётные птицы: картинки с названиями и указанием очерёдности полёта на юг

Раньше всех покидают место жительства птицы, пища которых – только насекомые. Это логично, ведь именно насекомые начинают прятаться или погибать с наступлением холодов.

Перелётная птица трясогузка, фото

За ними устремляются в южные края те пернатые, пища которых – цветы, семена, плоды. Они делают это несколько позднее, чем насекомоядные, это и понятно: плоды и семена доступны в пищу очень долго, пока не станет совсем холодно и на земле не будет солидного снежного покрова.

В это же время улетают птицы, у которых летом смешанное питание, а осенью только растительная пища.

Например, это чиж – тли и других мелких насекомых осенью уже нет, и он полностью переключается на семена.
Перелётная птица чиж, фото


И последними спасаются от холода птицы, живущие на водоёмах, когда поверхность рек и озёр покрывается льдом. Среди водоплавающих птиц, кстати, отмечается тенденция к условной перелётности: если зима тёплая и вода не замерзает, они никуда не летят.
Водоплавающие перелётные птицы: картинки


Среди пернатых, питающихся растительной или „живой“ пищей на суше, тоже может наблюдаться условная перелётность. К примеру, это сойки и свиристели: чем южнее они живут, тем реже они покидают место обитания зимой.

Известные перелётные птицы: картинки, названия, основные места зимовок

Кукушка обыкновенная . Из Средней Азии и Сибири эти птицы устремляются в южную часть Сахары в Африке. Из Англии и северной Европы кукушки обыкновенные летят на юг Африки, долетая даже до ЮАР.
Скворцы российские, украинские и скандинавские летят на юг Европы. Иногда они доставляют большие неудобства жителям южных европейских стран зимой. К примеру, в Италии в зимние месяцы они так шумят, что перекрывают гул транспорта в городах.
Если говорить о журавлях , то ареал их перелёта очень широк. Кавказ, долина Нила, север и запад Индии, Ирак – вот далеко не все места зимовки журавлей.
Соловьи почти все летят на зиму в Африку, в основном в западную, но стараются останавливаться в странах южнее экватора.
Лебедь – самое большое пернатое, живущее на воде, и самая крупная перелётная птица. Российские лебеди на зимний период улетают к Средиземному и Каспийскому морям, на юг азиатских побережий.
Ласточк и, все их разновидности – перелётные. С Запада они летят зимовать в Африку южнее Сахары, восточные – в Китай и зоны, примыкающие к Гималаям.
Грачи , населяющие практически всю Евразию от Скандинавии до тихоокеанского побережья, улетают зимой относительно недалеко. Грачи российские устремляются в Турцию, из Европы – в Италию и Францию, поволжские – в основном в Казахстан.
Смотрите видео про перелетных птиц.

Согласно статистическим данным, на территории России более 60 видов птиц, улетающих на зимовку в теплые края. Сезонные миграции являются прерогативой всех перелетных птиц без исключения. Переселения совершаются как на дальние, так и на довольно близкие расстояния. Чтобы понять, какие виды пернатых являются перелетными, необходимо уяснить, что их миграции зависят от того, чем они, собственно говоря, . Больше всего в природе насекомоядных птиц. Баланс им составляют плотоядные и зерноядные птицы.

С наступлением холодов все насекомые, которыми с удовольствием лакомятся многие птицы, исчезают. В связи с этим пернатым приходится улетать туда, где никогда не бывает снега, где обилие вкусных насекомых не заканчивается круглый год. К таким перелетным птицам относятся зарянки, зяблики, и, конечно же, «весенние вестницы» - ласточки.

Ласточки питаются довольно крупными насекомыми, среди которых стрекозы и майские жуки. Они вылавливают их на лету. Зимуют они на средиземноморском побережье. Любопытно, что некоторые из них вообще летят в жаркую Африку. Поэтому в России ласточек встретить просто невозможно.

Зимой замерзают реки и озера, что представляет большую угрозу, например, для плотоядных цапель, питающихся лягушками и рыбой. Им тоже приходится покидать родные края. Страдают и «вегетарианцы», питающиеся травами и семенами, поскольку зимой все это покрыто белым полотном снега. Одними из самых известных «травоядных» перелетных птиц являются теплолюбивые журавли.

Если внимательно наблюдать за журавлями, то можно заметить, что уже в сентябре они готовятся к отлету. В это относительно раннее для переселения время они уже собираются в стаи. Журавли покидают родные края до самой весны, прощаясь с людьми своим красивым гортанным криком. Для полной объективности стоит отметить, что улетают не все виды журавлей. Это делают лишь те, кто вынужден гнездиться и размножаться в северных районах России.

Кто остается зимовать?

Зимовать остаются лишь те птицы, которые сумели «найти общий язык» с человеком. Их называют оседлыми. Наиболее известные из них – , . Дело в том, что они приспособились питаться отходами, найденными на свалках и в мусорных баках. Кроме того, человек подкармливает их, прибегая к помощи специальных кормушек.

Птичий «компас»

Учеными доказано, что перелетные птицы прекрасно ориентируются в географии своих переселений. Они могут чувствовать не только широту, но и долготу, ориентируясь по солнцу и звездам. Это одна из версий данного птичьего феномена.

По другой версии, перелетные птицы возвращаются в места своих постоянных гнездовий, ориентируясь на магнитное поле Земли. В журнале Nature на эту тему была опубликована соответствующая . Кроме того, это было документально подтверждено учеными-орнитологами, которые окольцовывали перелетных птиц, а затем наблюдали их в одних и тех же местах в течение нескольких лет подряд.

Однако, несмотря на это, до сих пор среди орнитологов и исследователей нет единого мнения о работе так называемого птичьего «компаса».

Два раза в год жители северных широт становятся свидетелями такого явления природы, как прилет и отлет перелетных птиц. В начале года это событие является символом наступления весны, а осенью – приближения холодов и морозов. На самом деле, однозначного ответа на вопрос, почему ежегодно птицы улетают на юг, нет даже у орнитологов. Существует несколько версий, объясняющих причины этого явления.

Инструкция

Например, О.Бондаренко, ученый, работающий в областях естествознания и неакадемической , связывает постоянные перелеты птиц с магнитным полем земли. Он объясняет это тем, что биологические процессы протекают в организме птиц с повышенной скоростью. Именно это обеспечивает их высокую мышечную массу и позволяет им . Те процессы, которые происходят ежегодно – высиживание и выкармливание птенцов, потеря жировой массы и изменение соотношения баланса между жиром и мышцами, заставляют их лететь , где влияние магнитного поля земли менее заметно. Набрав вес, они начинают чувствовать дискомфорт в низком магнитном поле и вынуждены опять лететь на .

Но более достоверной кажется теория о том, что большинству птиц просто нечего есть зимой и, кроме того, не все из них могут пережить холода. Поэтому дикие водоплавающие , ласточки, дрозды, скворцы, которые питаются насекомыми, просто лишаются зимой так необходимой для них пищи. Косвенным подтверждением этому является то, что те виды, которые могут обеспечить себе корм, никуда не улетают.

Те лесные птицы , которые питаются личинками насекомых, спрятавшимися в коре , или дикорастущими на кустах ягодами, вполне могут прокормиться в зимние месяцы. Некоторые виды адаптировались к в городах, и их пропитание совсем не зависит от . Это голуби, вороны, воробьи и синицы. Они приспособились к жизни рядом с и теперь не испытывают недостатка в корме ни зимой, ни .

Некоторые орнитологи считают, что тем фактором, который повлиял на приспособляемость птиц к условиям жизни в холодах, является риск выживания. Те виды птиц, у которых количество выживших при перелете особей будет больше, чем при морозной зимовке, выбрали такой способ сохранения вида. Другие, тем, для которых перелет грозит большой потерей особей, выбрали зимовку на родине.

Видео по теме

Источники:

  • О.Бондаренко. Почему птицы летят на юг в 2019

Осень и весна в умеренных и северных широтах характеризуются в том числе и тем, что многие виды птиц отправляются в далекие края или, наоборот, возвращаются к местам гнездования. Одни улетают очень далеко, путь других составляет всего сотню-другую километров, третьи – просто перебираются с места на место в пределах одного региона. Есть среди пернатых и оседлые. В путь-дорогу пернатые отправляются главным образом в поисках пищи.

Температура тела птицы составляет около 41°С. Этого вполне достаточно, чтобы птичка не замерзла даже очень холодной зимой, но лишь при условии, что рядом есть источник жизненной энергии. Как правило, отправляются в дальние края пернатые обитатели северных широт. Из улетают почти все птицы, из – примерно три четверти.

Очень важны сезонные изменения условий, в которых обитает тот или иной вид. Птицы, которые живут по соседству с людьми, всегда могут найти себе пропитание. Поэтому они и не стремятся в дальние страны. Даже самой лютой зимой в городах и селах остаются , воробьи, синицы. Много оседлых и среди лесных птиц. А вот обитатели полей и болот, как правило, улетают. Не менее серьезное обстоятельство – рацион. Насекомоядные птицы в основном улетают, многие , и падальщики – остаются.

Среди перелетных птиц есть свои рекордсмены. Например, полярная крачка. Когда в наступает зима, эта птичка отправляется через половину земного шара в Антарктиду, а через несколько месяцев возвращается обратно. Что касается птиц средней полосы России, их отлет начинается уже в конце августа. Первой исчезает из российских лесов кукушка. Кстати, это одна из немногих птиц, которые проделывают долгий путь в одиночку. Потом в странствия отправляются ласточки и . Холодный период они пережидают в африканских тропиках. Иволги, соловьи, коростели и удоды тоже отправляются в Африку, они предпочитают саванну. В Южную Африку перелетают .

Место зимовки скворцов, дроздов, грачей, зябликов, трясогузок – Южная Европа. Они отправляются в Италию и страны Пиренейского полуострова. Гуси улетают сравнительно недалеко, излюбленное место их зимовок – Крым и берега Каспийского моря. Черноморское побережье и Средиземноморье привлекают речных чаек.

Перечень перелетных птиц достаточно велик. В него входят разные виды пеночек и камышевок, мухоловок, дроздов, ласточек, овсянка, зарянка, журавль, жаворонок и ряд других птиц. К оседлым птицам относятся дятлы, вороны, галки, сороки, и т.д. Но понятие оседлости по отношению к пернатым относительно. Даже птицы, которые постоянно живут в одних и тех же климатических условиях, периодически перемещаются с места на место. Такие птицы называются кочующими. Их перелеты не связаны с сезонами, они полностью зависят от того, насколько доступны источники пищи.

Видео по теме

Сложно себе представить, что в морозы какая-то птица может выводить своих птенцов, но это действительно так. И это даже не пингвины. Эти птицы обитают в России, и среди хвойных лесов они образуют пары и строят гнезда. Все дело в том, что в ходе эволюции они приспособились особым образом обогревать свое жилище и потомство, поэтому холода им не страшны.

Инструкция

В России зимой, в морозы, птенцов выводят очень интересные птицы - клесты. Малыши появляются чаще всего в январе-марте. Такие странные сроки для размножения ученые во многом объясняют рационом клестов. Дело в том, что эти птицы употребляют в пищу семена, которые они добывают . Зимой в лесу шишек очень много, поэтому клесты и предпочитают размножаться именно в это суровое время. Клюв клестов внешне напоминает клещи. Отсюда и появилось название этой птицы. Таким клювом очень удобно доставать семена из шишек хвойных деревьев.

Всем известно, что температура в России зимой зачастую опускается ниже минус 20-30оС. Выводить потомство и сохранить его в тепле в таких невероятно сложно. Гнезда клестов внешне напоминают корзиночки, птицы тщательно утепляют их изнутри. Для этого клесты используют мох и различные растительные волокна, они вплетают все это в дно и стенки гнезда.

Еще одной особенностью клестов, которая помогает им получать здоровое потомство в зимнее время года, является то, что самка теплом своего тела неустанно согревает кладку. Как только она откладывает первое яйцо, то больше практически не покидает гнезда, и это не зависит от сроков появления последующих яиц. Клесты не дожидаются окончания кладки, они сразу начинают высиживать птенцов.

Поражает и забота отца-клеста о своей семье. На протяжении всего времени высиживания яиц именно он добывает пищу себе и приносит ее самке. Даже в то время, когда птенцы уже вылупились, но еще слишком малы, самка не покидает гнезда, и заботливый отец продолжает кормить ее и свое потомство. Птенцы клестов довольно долго остаются в гнезде, примерно три-четыре недели. Там они согревают друг друга теплом своих тел. Родители-клесты старательно выкармливают драгоценное потомство кашицей из , которая образуется у птиц в зобах.

Видео по теме

Обратите внимание

По причине того, что клесты питаются семенами хвойных деревьев, в их организме очень высок процент содержания смолы. После смерти трупик птицы практически не разлагается, а превращается в своеобразную крошечную мумию.

Перелетные птицы – это те представители пернатых, которые из привычных мест обитания улетают на зимовку на юг. Причем один и тот же вид можно считать как перелетным, так и оседлым.

Инструкция

Все дикие птицы условно делятся на две группы: оседлые и перелетные. Вы можете заметить, что оседлые остаются на зимовку в своем привычном месте обитания, а перелетные с наступлением холодов отправляются на юг. Какие птицы считаются перелетными?

Перелетные птицы регулярно перемещаются между местами гнездовий и местами зимовок. Причем совершать пернатые могут как на небольшие расстояния, так и на достаточно далекие, находящиеся от места их привычного обитания за тысячи километров. Чем меньше размер птички, тем меньшую дистанцию она способна осилить за один раз, хотя даже самые могут лететь без остановки 70-90 часов, преодолевая расстояние до 4000 км.

Некоторые виды птиц вы не можете однозначно отнести к оседлым или перелетным. Дело в том, что есть в поведении разных популяций одного и того же вида и птиц одной популяции. К примеру, крапивник, обитающий в Европе и приполярных Командорских и Алеутских островах, оседло, но канадский и североамериканский представитель кочует на незначительные расстояния. А крапивник, выбравший своим постоянным местом обитания северо-запад России, Скандинавию и Дальний Восток, с приходом холодов отправляется на юг.

Первым знаменует наступление весны и возвращается в привычное место обитания . Известно о 12 видах этих птиц, которые улетают на зимовку в Испанию, Францию, Италию, Грецию, Югославию, Турцию, Индию и Пакистан. Однако, обыкновенный скворец, или как его еще называют голубая сойка, может на одной и той же территории в зимнее время перемещаться на юг, а может жить и оседло, поэтому однозначно отнести его к перелетным м нельзя.

Почти одновременно со скворцами возвращаются в свои края грачи. Эту птицу из рода вы также не сможете отнести к перелетным, так как грач в южной части Евразии считается оседлым, а в северной перелетным. Ласточки считаются перелетными птицами. Они улетают за зимовку в Африку, Индонезию и Южную Америку. В конце марта вы можете заметить появление зябликов, а к концу апреля дроздов. В первой половине мая о своем возвращении может поведать . Эта птица известна своим чарующим пением, которым можно наслаждаться весь день, а также с вечерней зари и до утра.

К перелетным птицам вы можете отнести чибиса, трясогузку, малиновку, горихвостку, иволгу, лесного конька, пеночку-теньковку. Большинство перелетных птиц покидают нас стаями, но есть и такие, которые летят поодиночке либо небольшими группами. Очень летят журавли, выстраивающиеся клином. Вороны образуют цепочку. У некоторых представителей пернатых раньше времени «срывается» молодняк, а у некоторых самцы догоняют улетевших вперед самок. Но самое главное, что они всегда возвращаются, знаменуя .

Некоторые птицы с наступлением холодов покидают родные края, отправляясь в дальние путешествия в южные широты. Это прекрасное зрелище можно наблюдать каждую осень, и только прощальный крик перелетных птиц еще некоторое время будет напоминать о пернатых странниках.

Инструкция

Причины, по которым некоторые птицы улетают на юг, очевидны: зимой под снегом трудно искать пищу, а температура окружающего воздуха становится слишком низкой. Дело в том, что птицы – это животные с температурой тела, составляющей в среднем 40оС. Когда в регион приходят холода, некоторые птицы испытывают недостаток тепла, поскольку их перьев и пуха недостаточно, чтобы пережить лютые морозы. Но не все птицы мерзнут зимой! К примеру, холодов не боятся вороны, синицы, голуби. Они являются , т.е. не покидают родные северные широты, а зимуют вместе с человеком. Такие птицы находят еду близ помойных баков, в кормушках, поедают зимние ягоды на деревьях и т.д. Дело в том, что количество подкожного жира и перьев, а также строение их тела несколько отличаются от физиологии перелетных птиц.

Большинство перелетных птиц – это насекомоядные создания, рацион питания которых в зимний период сводится к нулю. Именно поэтому перелетные птицы отправляются туда, где никогда не выпадает снег, и их пища остается полноценной. К перелетным птицам относятся дрозды, грачи, галки, зяблики, зорянки, славки, овсянки, ласточки. В летнее время года эти птицы питаются крупными насекомыми (майскими жуками, ), зимой же встретить их в северных широтах просто нереально. К примеру, многие ласточки вообще улетают на средиземноморское побережье, а самые отчаянные из них – прямиком в Африку! Улетают на юг и прекрасные журавли. Уже в сентябре они собираются в дальнее путешествие. Эти красивые и грациозные птицы прощаются с людьми до самой весны, в это время в небе отчетливо слышен их красивый и гортанный крик, разносящийся по всему чистому и осеннему воздуху.

Такие птицы как ястребы, коршуны, и зимородки улетают в теплые края поодиночке. Но большинство перелетных птиц, все же, покидают родные северные широты целыми стаями. Например, журавли выстраивают в небе грациозный и красивый клин, а утки образуют косые ряды. К перелетным птицам относятся и такие пернатые как чибисы, иволги, пеночки, скворцы, жуланы, соловьи, цапли, лебеди, удоды и трясогузки. На родину перелетные птицы возвращаются в разное время: кто-то раньше, а кто-то позже. Например, вестниками весны называют ласточек, хотя бытует мнение, что первыми в родные края , все же, грачи. Издревле возвращение олицетворяло приход весны и тепла. Такая репутация весенних гонцов сделала этих птиц народными любимцами: их радостно , стараются подкормить.

Оседлые, кочующие и перелетные – эти три основные группы птиц выделяют в зависимости от того, как они перемещениями реагируют на смену времен года. Если оседлые живут весь год в одной и той же местности, кочующие постепенно откочевывают к югу, то перелетные зимуют далеко от основных мест обитания.

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки . Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Речевая игра «Скажи наоборот»

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?» по теме «Зимующие птицы»

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей. Все эти картинки в хорошем качестве и разрешении есть в презентации в конце статьи. Презентацию можно скачать бесплатно.

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам.

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет)

В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.

Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.

Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель) На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала: «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные приметы о зимующих птицах

В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:

А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.

Презентация для детей»Зимующие птицы»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в высоком качестве для распечатки или показе детям на экране вы можете , а также в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы » Документы» под видеозаписями сообщества).

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Я люблю наблюдать за косяками улетающих журавлей. Есть в этом что-то печальное и в то же время красивое. Интересно видеть, как они сначала сбиваются в кучу на воде, долго кричат, затем сначала взлетает вожак, за ним другие, и выстраивается клин, улетая все дальше и дальше. Прощайте, птицы! Возвращайтесь снова!

Почему птицы путешествуют

Птицы вынуждены перелетать, так как ищут более благоприятные условия для жизни в зависимости от времени года. С приходом холодов большинство насекомых, которыми они питаются, погибают, и птицам не хватает корма. Поэтому они летят туда, где теплая зима и много еды. Они меняют место жительства, чтобы как можно больше особей их вида выжило в период зимы. Весной же птицы возвращаются на свои привычные места, чтобы вывести птенцов, окрепнуть и затем осенью, снова улететь. Но не все птицы путешествуют. Например, вороны и воробьи ведут оседлый образ жизни. Им хватает еды и зимой, так они не брезгуют кормиться на свалках и помойках в черте населенных пунктов.


Какие птицы перелетные

Кроме журавлей, есть еще очень много птиц, улетающих зимой на юг. Это ласточки, дрозды, скворцы, дикие гуси, цапли, утки, грачи и многие другие. Летят же птицы в такие места, которые примерно схожи с тем местом, где они жили до этого. Например, если птицы жили в лесу, то на новом месте они также поселяются в лесной зоне, если жили на реках возле зарослей, то и там находят подобное место. Но как они находят дорогу? Ученые предполагают, что птицы ориентируются:

  • днем по солнцу, а ночью по звездам;
  • по магнитному полю Земли;
  • по местности;
  • а также помнят запахи и двигаются по ним;

Вы никогда не задумывались, почему одни птицы, улетая, выстраиваются клином, а другие летят беспорядочной стаей? Дело в том, что птицы своими крыльями создают вокруг себя воздушные вихри и чем больше особь, тем сильнее воздушный поток, и птицам, летящим сзади, очень трудно.


Поэтому крупные птицы, выстраиваясь клином, уже не мешают друг другу. У маленьких птичек такие воздушные потоки слабые, поэтому они могут размещаться в стае хаотично.