Точное определение слову декаданс. Что такое декаданс? Мы сбежим из зоопарка

Декаданс - слово французского происхождения. Обозначает упадок, распад, разложение укладов общества. Как понятие было введено в обиход историками Франции в XIX веке.

История образования

Изначально этим понятием обозначались события, происходившие в Римской империи в период II-IV веков. На фоне упадка экономики, формирования противоречий в социуме, снижения уровня нравственности и политических противоречий активно развиваются и процветают направления культуры и искусства.

Писатели, философы, художники и музыканты тех времен продвигают в массы оккультизм, мистику. За счет неудовлетворенности текущим положением в произведениях происходит идеализация старины, придание ей романтического оттенка. Даже стиль разговора в обществе возвращается к стилю старых времен.

Ярким примером произведений того времени становится «Золотой осел» Апулея. В произведении описаны приключения представителя знати на фоне колдовства, иронических реплик и безнравственного эротизма. Все это показывает, насколько хуже стали моральные принципы общества.

За счет того, что в творчестве появляется примесь мистического, можно смело отметить, что общество постаралось отрешиться от обыденности, политики и экономических проблем. В произведениях присутствует некая сила, которая исполняет желания человека, потворствует его низменным порывам.

Позже, в конце XIX века, подобные настроения поразили мастеров и философов Европы. Произошел новый упадок в общественных проявлениях, изменились политические веяния. В рядах творческого бомонда поселились апатия, чувствительность и болезненное восприятие происходящего. В произведениях появились сюжеты о смерти, вечной любви и красоте окружающего мира. Образы героев эпатажны: нескрываемый эротизм и чувственность, мистический взгляд на вещи, вера в символику.

К концу XIX века общество развивалось быстрыми темпами, в сознании людей появилось много информации, которую можно было применить на практике. Поэтому декаданс принял форму запутанных и завуалированных проявлений . Его уже нельзя назвать направлением искусства в полной мере — это настроение времени.

Проявление декаданса в искусстве

  • Литература в рамках декаданса включает в себя направления по типу неоромантизма, модерна и символизма. Произведения приняли пышные формы за счет возвышенных эпитетов, сравнительных оборотов и ярких образов. Стиль написания не имеет определенного характера: это и меланхолия, и агрессивное отношение, и ностальгия. На фоне общественного упадка, в стихах Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Варлена, Артюра Рембо показан упадок божественного. Прозу декаданса стоит изучать на примере «Соломеи» Оскара Уайльда. В ней есть и эротика, и тревожность мыслей, и обращение к библейским мифам. В литературе, также известны Шарль де Монтескье, Виктор Гюго, Шарль Бодлер, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Николай Добролюбов.
  • Драматургия. Прослеживается стремление каждого человека к счастливой жизни, поиск пути в рамках бытия. Ярчайшее произведение тех времен — «Синяя птица» Мориса Матерлинка.
  • Живопись. Картины того времени нарисованы густыми красками, лица людей холодные, печальные. Здесь, как и в литературе, каждый художник самостоятельно выбирал стиль. Произведения отражали и мифические сюжеты, и библейские сцены и реалистичные события. Над своими произведениями в то время трудились Михаил Врубель, Ромейн Брукс, Данте Габриэль Россетти, Франс фон Штук.
  • Музыка. В период декаданса были пересмотрены мифы, сказки, баллады, легенды. В произведениях стало важным выразить настроение нового времени, степень изменения жизни, отречься от стандартов. Музыка для балета приобретает новые формы - она теперь делает акцент на костюмы, движения героев, декорации. Знамениты произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Дягилева, Иоганна Штрауса, Александра Бородина, Игоря Стравинского, Балилла Прателла, Луиджи Руссоло, Клода Дебюсси.

Декаданс современности

В наше время декаданс продолжают почитать и освещать для общества. В начале столетия в Санкт-Петербурге прозаик Маруся Климова и художник Тимур Новиков провели фестиваль искусств «Темные ночи» в стиле декаданс. Позже эту идею подхватили журналист Владимир Преображенский и группа «Бостонское чаепитие» и провели новый москвоский фестиваль .

Современный декаданс стремится к тому, чтобы стать отдельным направлением, «Куртуазным декадансом». Он представляет собой сообщество дизайнеров, музыкантов, танцоров, художников, погруженных в атмосферу эзотерики, мистицизма, изящества, аристократизма. Фактически, это интерпретация декаданса в стиле арт-хаус.

Декаданс

Декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

Обозначение декаденства

Из этих терминов - «модернизм» (от фр. moderne - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века , а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров , «Этапы неоромантического движения»).

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм ». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов , Искусство и общественная жизнь).

История

В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По . Идея декаданса восходит к 18 веку, к Монтескьё , а далее, после Дезире Нисарда - французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard ) - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд .

Как литературное движение декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом .

Идеи декадентства

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм , индивидуализм , аморализм , отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Авторы-декаденты

Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Оскар Уайльд , Ш. Бодлер , Мария Корелли , П. Верлен , Метерлинк , Гюисманс , Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х - 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы , как Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской, Ф. Сологуб , Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также «ранний» Брюсов .

Декадентское движение сегодня

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён . В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .

Примечания

Ссылки

Литература

  • Камилла Палья. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности. - Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006, с. 624-643
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Декавиль, Поль
  • Декалитр

Смотреть что такое "Декаданс" в других словарях:

    декаданс - а, м. décadence f. <лат. decadentia упадок. 1. Упадок, культурный регресс. Уш. 1934. А есть мнение, что в истинно гениальных натурах (не талантливых, а гениальных) никакого упадка (décadence) быть не может. 1852. А. Серов Ст. о муз. 1 217.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Декаданс - Декаданс ♦ Décadence Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник… … Философский словарь Спонвиля

    декаданс - см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. декаданс сущ., кол во синонимов: 5 … Словарь синонимов

    ДЕКАДАНС - [дэ], декаданса, мн. нет, муж. (франц. de cadence) (книжн.). Упадок, культурный регресс. || То же, что декадентство (редк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДЕКАДАНС - (от лат. decadentia упадок) англ. decadence; нем. Dekadenz. Процесс соц. упадка, при к ром институты утрачивают функцию соц. контроля и общество теряет свою целостность. Сопровождается распространением гедонизма, сексуального индивидуализма.… … Энциклопедия социологии

    декаданс - то же, что декадентство. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. декаданс [дэ], декаданса, мн. нет, м. [фр. de cadence] (книжн.). Упадок, культурный регресс. || То же, что декадентство (редко). Большой словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка

В течение многих веков человечество играет в игры. Homo Ludens, человек играющий, творит историю, подчиняя ее правилам игры. Безобидные солдатики в будущем превращаются в камуфлированных представителей армии, а обычные «дочки-матери» дают основу для понимания уже собственного ребенка. И конечно же, одной из излюбленных игр человечества, еще со времен падения Римской империи, можно назвать игру в декаданс.

«Ты будешь мертвая принцесса, а я твой верный пес ». Группа «Агата Кристи»

Развитие искусства во многом напоминает движение маятника. Торжество разума в эпоху классицизма приедается, и наступает сумбурная эпоха романтизма, приправленная вычурным барокко. Однако после нескольких лет пестования романтического героя — уникальной личности в уникальной ситуации — со всеми ужасами и странностями , двоемирием Гофмана, вычурностью Новалиса — приходит отрезвление. И вновь маятник качнется в сторону реализма. Однако мы помним, что реализм — это не игра, а стремление к игре всегда заложено в природе человека. Поэтому маятник стремительно раскачивается, маятник увлекает человека туда, где нет места рациональности и взвешенности реализма. И в конце XIX века, во многом предвещенный , декаданс торжествует и медленно завоевывает Европу и Россию. Давайте называть вещи своими именами. Конечно, декаданс — это не течение и не направление. Декаданс — это упадок, это культурный регресс в общественной жизни, творчестве, искусстве. Однако больше века назад понятие декаданса тесно слилось с модернизмом и стало обозначать особое самовыражение, особый стиль.

Кризис — это пошло, кризис сопровождается истериками и депрессиями (Великими депрессиями, например, массовыми самоубийствами строителей Эмпайр стейт билдинг). Декаданс же — это стильно, это эпатажно.

Попробуем нарисовать образ современного декадента. Заглянем в недалекое прошлое. В последнюю четверть XIX столетия общественность во Франции обратила внимание на Верлена и Рембо, воспевающих алкоголь и трагическую судьбу под колебания той же общественности по поводу нетрадиционного отношения обоих к такой, казалось бы, традиционной вещи, как любовь. Тогда же стал весьма актуален и Шарль Бодлер с его «Цветами зла», и Гюисманс, который вывал образ героя, убегающего от действительности и прячущегося в своем эстетствующем мирке, где удивительная чеканка на столовом серебре способна заменить ему все впечатления об окружающем мире.

Ничтоже сумняшеся, декаданс перешагнул через океан и отправился в Европу. Декадентство Оскара Уайлда, к примеру, до сих пор воспринимается как эталон проявления эстетизма, приведшего, впрочем, к обвинению в содомии и двум годам в Рэдингской тюрьме. Впрочем же, без этого бы мир не увидел гениальную « », так любовно, в лучших традициях декаданса, впоследствии показанную Романом Виктюком.

Не обошел декаданс и Россию. О, можно сказать, в России он задержался! Ведь его развитие пришлось во многом на начало XX века, когда упадок прослеживался во всем, бурля и изливаясь в запрещенных сходках. Упиваясь идеями Ницше, теориями Шопенгауэра, молодые поэты создавали новое, поистине декадентское искусство, начиная от религиозно-культурного ренессанса и заканчивая революционными воззваниями. Начинался Серебряный век. Русское декадентство бунтовало против канонов. «Старшие символисты» — Брюсов, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт — пытались всеми силами оторваться от настроений общественности. Можно сказать, что тогда и начинает складываться образ современного декадента под демонстративные угрозы Нины Петровской револьвером Андрею Белому. Или когда добропорядочный семьянин Валерий Брюсов («...я увидел скромного молодого человека с короткими усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Такие молодые люди торговали галантерейным товаром на Сретенке ») становится лидером модернистов и стремится возглавить новое движение в литературе.

Предчувствие гибели, начало нового века воспринималось не только поэтами, ведь если до революции 1905 года декаданс, как новая игрушка, крутился только в среде новаторов символизма, то после этого года, когда общественные устои серьезно пошатнулись, декадентство как стиль жизни «хлынуло в народ». Тогда «демоническая женщина» Тэффи начала заламывать руки и томно закатывать глаза, тогда символом русской интеллигенции становится бальмонтовский художник, гибнущий в силу своей утонченности.

Катехизис декадента

Истинный декадент проповедует презрение к обыденным проявлениям человеческой жизни. Только далекое прошлое, экзотические страны и эпохи могут стать достойной альтернативой «тюрьме своего века». Иначе декадент должен быть подвержен смертной тоске и томиться в предчувствии гибели, пока не появится возможность сбежать (хотя бы мысленно) в те самые лелеемые времена и эпохи. Впрочем, к будущему настоящий декадент тоже испытывает сильное и неподдельное отвращение. Такая активная ненависть утомляет декадента, поэтому большую часть своего времени тот проводит в одиночестве, замыкаясь в себе, предпочитая только полузвуки, полунамеки, полутона. Ведь декадент — это существо высшего порядка, существо с обнаженными нервами, понявший сущность бытия и не могущий противостоять общественной машине. Болезненная нервозность заставляет декадента предпочитать сумерки, двойственные переживания, неясные намеки. Никогда не разговаривайте с декадентом четко и по существу, ведь тогда вы станете ему просто безразличны.

Все это порождает в среде декадентов крайний эскапизм — стремление скрыться от реальности. Еще бы, не так часто мы можем наслаждаться сумерками и полунамеками. Однако эскапизм совсем не безобидное занятие. Вот, например, Людовика II Баварского, известного своим покровительством Вагнеру и постройкой самого известного замка в Баварии (ставшего, кстати, символом «Диснея»), из-за его болезненного эскапизма признали сумасшедшим и попытались стремительно убрать с теплого королевского места. Надо ли говорить, что эскаписту Людовику это, как ни странно, не пришлось по вкусу?

Шоу должно продолжаться?

«Мы были дерзки, были дети ». В. Брюсов

Современное искусство требует концерта, современная публика требует шоу. Декаданс с его позерством, натянутостью, болезненностью и скрытой во всем этом неуловимой тайной становится прекрасным вариантом для создания шоу — полноценных фестивалей. Где же еще могут объединиться сотни приверженцев декадентства, найти себе братьев по упадничеству, послушать тематическую музыку и насладиться в полной мере эпатажной публикой и эпатажной программой?

Декадентский салон «Бархатное подполье» является «оазисом красоты, утонченности, изысканности». Салон (или, точнее, — фестиваль) с 2005 года ежегодно проходит в Москве, отвечая стремлениям светского общества к утонченности и красоте как к «чему-нибудь эдакому». Конечно, нетривиальная идея объединила вокруг себя талантливейших представителей московской богемы — модельеров, дизайнеров, художников, музыкантов. Последователи дендизма, эстетизма и декадентства предпочитают экстравагантность и изысканность, и можно сказать, что «Бархатное подполье» ежегодно удивляет взыскательную публику.

Салон-фестиваль приглашает на свои собрания всех, кто предпочитает манерность и изысканность, ведь здесь собираются представители куртуазного декаданса. Ненавязчивый джаз, романсы Вертинского, изысканное шампанское в сочетании с бархатными костюмами и дорогим парфюмом гостей разбавляется нарочитой эпатажностью и маньеризмом приглашенных участников.

На V, юбилейном, фестивале «Подполья» эта эпатажность была в самой крайней степени представлена музыкальными исполнителями. К примеру, Владимир Веселкин, бывший шоумен группы «АукцЫон», поразил чопорных зрителей перформансом на грани фарса, который был посвящен гардеробщице Ольге. Яркое выступление включало в себя и обнажение на сцене, и в меру концептуальную музыку, и, конечно же, обращение к зрителям, благосклонно наблюдавшим выступление. Поп-музыка в стиле конца 70-х годов в Америке гармонично сочеталась с полупрозрачными колготками и множеством цепочек, составивших сценический костюм Владимира. А откровения о рок-н-ролле, высказанные со сцены в толпу, пришедшими воспринимались крайне благосклонно.

За игровую эстетику и традиционное черно-белое восприятие мира на декадентском фестивале отвечал музыкально-хореографический коллектив «Пьеро». Черно-белые клетчатые Мальвины медитативно ломаются под так любимые декадансом песни о бренности и мучительности сущего.

Завсегдатаи фестиваля — группа «Бостонское чаепитие». До прихода к куртуазному декадансу коллектив перепробовал множество различных направлений. Собственно, лидер группы Владимир Преображенский и является организатором и идейным вдохновителем самого фестиваля. Как признается сам Владимир, на стыке куртуазности и маньеризма рождается новый мир, где можно использовать виртуальные мистификации, безумные театральные перформансы, мистическую готику и эстетство. Поэтому именно их выступление на закрытых фестивалях привлекает истинных и стилизованных аристократов. Развивая традиции «Пикника» и «Агаты Кристи», «Бостонское чаепитие» лидирует по популярности среди представителей московского артхауса.

Члены же клуба «Бархатное подполье» уверяют, что сами собрания больше похожи на встречи масонских лож. Атмосфера таинственности и избранности, умело нагнетаемая организаторами, в каминной зале с лепными украшениями не была явлена журналистам и фотографам. Попасть на первый фестиваль, неторопливо пить абсент, столь любимый декадентами XIX столетия, удавалось немногим, однако гости приезжали специально даже из Киева. Публике здесь была представлена не только музыкальная и развлекательная программа — специально для истинных декадентов на фестивале проводился спиритический сеанс (см. Катехизис декадента — полное погружение в прошлое и тоска по умершим), желающие могли насладиться стихами «проклятых поэтов» и медитативно поучаствовать в ритуально-мистических танцах.

Последующие салоны словно взяли своей целью как можно сильнее зацепить и шокировать искушенного декадента. Игры в фанты, проходящие на грани эротическо-сексуального развлечения, помогли гостям не заскучать во время лекций и круглых столов, призванных объяснить всем желающим этику и историю декадентства. Организаторы фестиваля пытаются осмыслить культурологический аспект гламура при помощи мини-лекций и круглых столов. А изучить вопросы в практическом смысле участникам и гостям помогали литературные шоу — например, чтение собственных одностиший Владимиром Вишневским — или выставка-показ винтажного белья 20-х годов прошлого века. Экспонаты были любезно предоставлены на одном из фестивалей театром «Шкатулка».

Ежегодно фестиваль «Бархатное подполье» предлагает поклонникам декаданса новую программу, удивляющую и эпатирующую публику. Да и само «Подполье» уже вышло из подвальных помещений, где проводились первые сборы, и уверенно завоевывает закрытые московские клубы. А об истории фестиваля и самого декадентского движения в столице вскоре можно будет прочитать в книге, приуроченной к десятилетию первого салона.

Мы сбежим из зоопарка

Санкт-Петербург, пристанище для всякого рода творческой интеллигенции, тоже не был обойден представителями декадентской тусовки. Идеи декаданса витали в воздухе уже с конца 70-х годов среди представителей андеграудных музыкантов и поэтов. Декаданс переворачивает восприятие, выступая как стремление находить красивое в уродливом, сдобренном щедрой долей пессимизма и стремлением к иному миру. Неудивительно, что именно декаданс становится спутником готического мироощущения. Однако фестивалем декаданса Петербург обязан все же литераторам и художникам. В 1999 году впервые был проведен фестиваль «Темные ночи». Его идейная вдохновительница Маруся, прославившаяся как писатель и переводчик, основатель движения «Аристократический выбор России», обладательница премии «За создание образа русского интеллигента с человеческим лицом» за свою книгу «Домик в Буга-Коломб», стала одним из основателей фестиваля. Однако в более узких кругах (а с другой стороны, может, и в более широких, ведь интернет-пространство отличается широкой резонансностью) Маруся Климова известна как скандальная блогерша, написавшая в своем ЖЖ о проведенной ею краже салатниц из «Ашана». Писательницу пытались призвать к ответственности ее читатели, но у них так ничего и не вышло, так что имя Маруси Климовой до сих пор покрыто не слишком этичным ореолом кражи французских салатниц.

Вторым же идеологом фестиваля «Темные ночи» становится Тимур Новиков, художник, яркий представитель ленинградского авангарда. Кредом этого тандема, как и основополагающим правилом фестиваля, становится утверждение, что «морали нет, а есть только красота». Умение находить красоту в безобразном, в эпатажном, шокирующем предлагали гостям Маруся Климова и Тимур Новиков, выставляя испорченное дурновкусие как сложившуюся систему, очаровывающую и завораживающую.

Первый фестиваль был проведен «Фабрикой грез Маруси Климовой» в зоопарке Санкт-Петербурга. В нескольких клетках и между вольерами собирались представители петербургского декадентского движения. Раскрашенные вызывающе яркой косметикой мужчины и женщины не слишком отличались друг от друга в отношении одежды — и те и другие щеголяли в ярких коротких юбках и нейлоновых колготках. На фестивале действовал принцип свободного слова, поэтому любой мог читать свои стихи и прозаические творения. Смелость в самовыражении любой желающий мог встретить на каждом шагу — один пока еще не известный модельер облачил свою модель в костюм из сырых яиц, который был незамедлительно и разбит по частям.

Позже фестиваль «Темные ночи» переместился в модный клуб с ожидаемым названием «Декаданс», уровень эпатажа стал менее буйным, остановившись где-то на смеси готики и гламура. Однако декаданс-фестивали в Москве и Петербурге до сих пор собирают аншлаги среди тех, кто считает себя истинным декадентом и, конечно же, тоскует по тем временам, когда декаданс находился на самом пике своего расцвета.

Поднимая вопрос о том, что такое декаданс, следует провести исследование истории появления самого определения. А родилось это понятие во Франции, и переводом его служат слова «упадок» и «разложение». Копнув поглубже, можно найти корень этого слова в латинском обозначении падения. Так декаданс? Кто и куда падает и что разлагается? И вообще, в отношении кого или чего следует употреблять данное понятие?

Оказывается, декаданс - это Иногда этим словом называют поведение человека, взгляды которого соответствуют декадансу. Возникло это направление на рубеже между 19 и 20 веками, когда исторический переворот общественной жизни подтолкнул людей творческих к переосмыслению своих творческих позиций. В этот период кризисных общественных явлений среди народа стали бродить упаднические настроения, неприятие жизни вообще, тенденции индивидуализма и чувства безысходности и безнадёжности. Искусство как бы нашло выход в отказе от политической и гражданской жизни общества, решив, что эта позиция - единственно верная, дающая настоящую свободу творчеству. Поэтому на вопрос, что такое декаданс, также можно дать ещё и такой ответ: уход от реальной действительности, отказ от отражения политики и гражданственности в своём творчестве.

Так что же тогда отображают декаденты? Любимые темы в этом художественном направлении - смерть и небытие, тоска по идеалам и духовности, мечта о прекрасном будущем вне действительности. Это направление развивалось в самых различных сферах искусства. Не обошло оно и литературу. Что такое декаданс в литературе?

Многие искусствоведы, рассматривая это направление, употребляют такие термины, как «неоромантизм», «модерн» и «символизм». Но стоит отметить, что все они не могут в полной мере осветить декаданс, являясь зачастую лишь частью общего движения. Считается, что декаданс в литературе восходит ещё к 18 веку, основоположником которого называют Монтескьё, а ближайшим по времени продолжателем - писателя и критика из Франции Дезире Низарда.

Однако многим критикам была не по душе литература подобного рода, и они практически сделали слово «декаданс» оскорбительным, травя Виктора Гюго и романтизм в целом. Однако время показало, что произведения как Гюго, так и приверженца рассматриваемого нами направления Эдгара Аллана По, до сих пор с упоением читаются современными людьми. Не забыты нами и Шарль Бодлер, и которые сделали из слова-оскорбления слово, использующееся как почётный знак.

Они считали декаданс отрицанием «банального прогресса». Среди русских декадентов «старшего поколения» (1880 - 1890 гг.) такие известные поэты и писатели, как А. Добролюбов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Коневской, Зинаида Гиппиус, и «ранний» Брюсов. Модерн в России также представляли предсимволист М. Минский, прозаик Л. Н. Андреев, И. Ф. Анненский.

Впоследствии идеи декаданса положили начало многие другим модернистским течениям в литературе. Они находят отражение у А. Блока и А. Ахматовой, у В. Брюсова и В. Кандинского, у И. Стравинского и многих других, названных ныне классиками русской литературы.

В наше время это течение начинает свой новый виток расцвета. В феврале последнего года прошлого тысячелетия Маруся Климова (писательница) и (художник) провели фестиваль декаданса под названием «Тёмные ночи». И это было только началом. В 1005 году в Клубе на Брестской в Москве снова прошёл фестиваль под руководством лидера группы «Бостонское чаепитие» журналиста Владимира Преображенского. Сегодня литературный декаданс отделился от светского, от готических и ретро-сайтов, виртуально очертив в интернете свою аудиторию. «Куртуазный декаданс» в современном мире скоро достигнет популярности декаданса в период его наибольшего расцвета - в конце 18 и начале 19 веков.