Конфликт подростков в школе ситуации. Способы разрешения школьных конфликтов (из опыта работы)

ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик - ученик»

Разногласия между детьми - обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

    соперничество

    обман, сплетни

    оскорбления

    враждебность к любимым ученикам учителя

    личная неприязнь к человеку

    симпатия без взаимности

    борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт - не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель - родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

    разные представления сторон о средствах воспитания

    недовольство родителя методами обучения педагога

    личная неприязнь

    мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон - самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы? Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель - ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми. Причины конфликтов между учителем и учениками

    отсутствие единства в требованиях учителей

    чрезмерное количество требований к ученику

    непостоянство требований учителя

    невыполнение требований самим учителем

    ученик считает себя недооцененным

    учитель не может примириться с недостатками ученика

    личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать - составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы - лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой - все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

    Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .

    Второй момент - анализ ситуации без превратности .

    Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

    Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу - выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

    Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе - явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное - копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев - важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

ИЛИ

Конфликт (лат. Conflictus - столкновение) -

1. Cтолкновение противоположных сторон, линий, сил, государств; серьезное разногласие.

2. Противоречие, на котором строятся взаимоотношения между персонажами литературного произведения. (Словарь иностранных слов. М., 2006 г).

Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект . Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный. В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может выступать отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два и несколько лиц (межличностный конфликт). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые, межорганизационные, классовые, межгосударственные. В особую группу выделяют межнациональные конфликты. Конструктивным конфликт может быть тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р.Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (противоборство) - сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество , направленное на поиск решения, удовлетворяющее интересы всех сторон; компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание , заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но, не настаивая на своем; приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.

Философы понимают конфликт как категорию, отражающую стадию развития категории "противоречие", когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента, взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия. Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. В отечественной и зарубежной конфликтологии существует множество классификаций видов конфликтов.

Специфика педагогического конфликта.

Особое место занимает педагогический конфликт. Он существенным образом отличается от того, о чем мы говорили выше. Здесь заведомо субъекты конфликта неравны по уровню развития. Педагог - человек, обладающий большим жизненным опытом, у него развита способность к осмыслению ситуации. Ребенок же имеет небольшой жизненный опыт, поведение его импульсивно, воля слаба, способность к аналитической деятельности развито слабо. Именно поэтому педагог должен умело довести его до логического завершения так, чтобы оно позволило личности ребенка подняться на новый уровень развития.

Принципиальное отличие этих конфликтов состоит в том, что в них интересы педагога как субъекта конфликта оборачиваются на интересы ребенка. Ребенок, в силу слабого развития своего самосознания, живет и действует исходя из ситуативного интереса, интереса типа "хочу здесь и сейчас".

Противоречие складывается не между двумя субъектами, а между двумя интересами различного характера. Это не знает ребенок, но знает педагог, носитель интересов ребенка, оттянутых по времени и неактуальных для ребенка на данный момент, заполненный сиюминутными интересами.

В педагогическом конфликте "ситуативный интерес" ребенка противостоит предъявляемой педагогом социокультурной норме, которая, однако, должна быть непременно реализована ребенком в "интересах развития". Столкновение перенесено в поле интересов ребенка целиком, потому что педагог - это профессиональное лицо, деятельность которого направлена на достижение именно интересов ребенка - но с ориентацией на его развитие, вхождение в культуру, требующих от ребенка усилий. Когда мы говорим, что интересы педагога в конфликте оборачивается на интересы воспитанника, мы и хотим сказать, что конфликт разворачивается на одном поле. И тогда конфликт выглядит как-то странно: он есть и его нет, потому что нет столкновения противоречащих интересов двух субъектов, а на самом деле есть противоречия интересов одного и того же субъекта, то есть, ребенка. Схематическая картинка конфликта педагогического модифицируется и выглядит уже не так безупречно красиво (Схема):

Как видим весь конфликт переместился в поле интересов ребенка, и там разворачивается борьба, именно там протекает столкновение. Педагог созидает такое столкновение, инициирует напряженную духовную работу ребенка. Педагог, переводящий конфликт в поле интересов ребенка, содействует его духовному развитию, а педагог, исходящий из своих персональных интересов (то есть, позабывший о профессиональном назначении), обрисовывающий поле своих личных интересов, либо подавляет разум и волю ребенка, либо инициирует дикое своеволие ребенка. Сейчас редко услышишь фразу " поставить ребенка на место". А жаль, потому что хорошо бы научиться ставить ребенка на высокое и достойное место рядом с учителем, рядом с человечеством, на уровне культуры нашего века. Впрочем, уточним формулировку во избежание неточности: не ставить его на место, даже достойное, а помогать ему, занимать достойное место - вот стратегическая задача педагогического конфликта.

Платье педагогического конфликта столь же пестрое и многоцветное, как платье всех перечисленных выше конфликтов. Однако у него есть то, чем он принципиально отличен от всех вышеназванных, разворачивающихся в педагогических сферах жизни, - оба субъекта имеют один и тот же интерес, и за него идет борьба в ходе столкновения педагога с детьми. Похоже на парадокс, но парадоксами полна педагогическая деятельность.

Стоит призадуматься, каков смысл в предложенных характеристиках конфликта. В высшей мере примечательно, что практика игнорирует теоретический анализ, полагается больше на интуицию, на традиционные способы реагирования при возникновении конфликтов. Разумеется, финал подобного непрофессионального выбора деструктивен: конфликты разрушают отношения и ухудшают течение воспитательного процесса. Логика "здравого смысла" продуктивна, так как она предлагает исходить лишь из поверхностного явления, не усугубляя суть. И только научно-теоретический анализ позволяет произвести существенную оценку происходящего.

Формула решения школьных конфликтов.

Иначе разрешаются педагогические конфликты.

Педагог в силу своего профессионализма и опыта способен видеть оба интереса: и ситуативный и развития. Его задача состоит в том, чтобы показать ребенку два плана интереса. Сделать это помогают три операции:

    Нужно огласить ситуативный интерес ребенка: " Я понимаю, что ты сейчас хочешь:"

    Довести до логического конца предвидение результата: ":но тогда ты:(возможный результат)"

    Спроецировать его интерес на взаимоотношения с людьми.

В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер.

Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе. В этом принятии его другими складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытаясь демонстрировать что-то свое, оригинальное.

Послушание сменяется самостоятельным активным действием, а как он действует, зависит от того, каков его прошлый опыт поведения и общения. В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер взаимодействия с ними значительно усложняется.

Следовательно, увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется объективными причинами, а именно: обострением противоречий в кризисный период психического развития подростка.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в школе и способы решения этих конфликтных ситуаций: конфликт на уроках, с кем сидеть, озорство на уроках, "трудные" в классе, лидерство девочек.

Конфликт на уроке.

Некоторые ученики 9 класса на протяжении всего учебного года пытаются срывать уроки учителям. В этом классе роль лидеров выполняют ряд девочек, которые подчинили себе остальную половину класса и многие одноклассники не могут им противостоять. Они нахальны и грубы. Делается это следующим образом. Ученики не слушают объяснения учителей, высказываются не по теме разговора, кричат, перебивают учителя и своих одноклассников. Проявляя свои лидерские качества в школе, они очень сильно боятся своих родителей. Они хотят, чтобы их уважали, не давая ничего взамен.

Многие учителя выгоняют с урока, некоторые делают им замечания, ставят неудовлетворительные оценки в дневники.

Выход из сложившей ситуации может быть следующим. Провести индивидуальные беседы с родителями данных учащихся, работа психолога в данном коллективе просто необходима, координация действий учащихся, вовлечение их в плодотворную работу школы. Основное и главное не позволять "панибратства" с их стороны, держать их на "расстоянии", учителю необходимо лояльно и терпеливо относиться к данной ситуации не срываясь на крик и не пуская ситуацию на самотек. Ведь здесь помимо их основных качеств личности влияют так же особенности их возраста, выйдя из переходного возраста, они не могут проявить себя как более взрослые люди в силу своих психологических особенностей.

"Трудные" в классе.

Этот конфликт произошел в 7 классе. Ученик, не имеющий авторитетной позиции, не имеющий по поведению и обучению успешного положения, решил завоевать хорошее расположение среди более успешных детей. Для самореализации, он выбрал ребят более успешных в обучении, но не входящих в " авторитетную группу". Это были девочка и мальчик. По отношению к девочке применялось словесное унижение, физические действия, мальчик подвергался преследованиям, его поджидали после школы, где он подвергался избиению, было моральное унижение. Хотя для немногих школ, это может быть нормальное явление, как средство самореализации и самовыражения подростка. Ситуация была взята под контроль, как родителями обиженных детей, так и классным руководителем и психологами.

В этой ситуации необходима помощь психолога для мальчика который проявлял некорректные действия по отношению к своим одноклассникам, ситуация должна быть взята под контроль, если не будет рассмотрена данная ситуация, это может плохо сказаться на отношении ребят. А так же беседа классного руководителя с родителями этих детей, должна быть проведена беседа с учащимися класса о нецелесообразности данной ситуации.

"Субкультура".

Это началось в 7 классе, когда три подружки, увлекаясь музыкальными направлениями, решили примерить на себя образ субкультуры "Эмо". Выражалось это следующим образом, ужасная подводка на детских глазах, неприбранные волосы, одежда в этом стиле. Такой внешний вид немного шокировал учителей, их просили сменить внешний вид, но девочки настаивали на своем продолжая посещать уроки в таком виде. В классе они держались длительное время обособленно. Ученики, которые длительное время с ними общались, до их перевоплощения, перестали с ними разговаривать, их преследовали, дразнили. Девочки перестали учиться.

Родители не могли понять, что происходит с детьми. Проводились неоднократные беседы с одноклассниками, с целью погашения конфликтной ситуации, работа психолога, как с классом, так и с отдельными представителями дала результат. Конфликтная ситуация была взята под контроль родителями этих детей, а так же администрацией и классным руководителем. Прошло длительное время. На данный момент девочки остаются приверженцами этого движения, но ребята уже приняли своих одноклассниц в "измененном" виде, общение ребят продолжается. В таких ситуациях не нужно преследовать ребенка упрекать его в принадлежности, к какой - то культуре, это форма поиска себя, как личности. Главное это понять родителям и учителям и умело координировать действия своих детей. Если их преследовать и заставлять делать, то, что хотят взрослые, можно только сломать ребенка, и ничего хорошего в этом нет.

Лидерство.

Однажды 8 классе, нужно было выбрать командира класса. На классном собрании одна девочка предложила свою кандидатуру, весь класс согласился, по принципу, "хоть кто только не я". Но прошло какое - то время, девочка не может справиться с возложенными на себя обязанностями, по ряду объективных причин. Тогда классный руководитель предложила собраться еще раз и переизбрать командира класса. На собрании ребята предложили кандидатуру мальчика, на что тот ответил: "Если вы меня выберете, то пожалеете". Но все - таки командиром класса, этот мальчик остался. Так как у мальчика были скрытые лидерские качества, то в дальнейшем они проявились на одном из мероприятий.

У этого командира класса возникло не восприятие своего коллектива, он ничего не хотел делать, надеясь, что его сменит кто - то другой. Но этого не произошло. Когда в очередной раз кл. руководитель спросил у командира почему была не выполнена, та или иная работа в классе. Ученик ответил " А я и не просился в командиры. Ненужно было меня избирать", при этом он хлопнул по столу. Учитель выгнала ученика из класса. Прошло какое - то время отношения между учителем и учеником были налажены.

В этой ситуации необходимо разобраться, что повлекло к таким действиям со стороны ученика, почему он так поступил. Эту ситуацию нужно разбирать непосредственно с этим учеником не прибегая к помощи посторонних лиц. Важно, чтобы и учитель и ученик поняли, почему произошел этот конфликт, кто был прав, а кто виноват.

Хотелось привести анализ педагогических ситуаций.

    Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д.);

    Что предшествовало возникновению ситуации;

    Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

    Ситуация глазами ученика и учителя;

    Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);

    Что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

    Основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

    Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика,

    Выборы средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты.

В начальных классах конфликты меду учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте – такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга.

По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку.

Пример конфликтной ситуации между учениками можно хорошо проследить на примере известного художественного фильма «Чучело». Там главная героиня становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается жестоким гонениям со стороны своих одноклассников. Чтобы девочка не делала, к ней уже крепко прикрепилось обидное прозвище — чучело.

К сожалению, подобные ситуации довольно часто встречаются и в реальной жизни. Когда один ученик становится ненавистным всему классу, ему становится невыносимо и далее существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочитают менять место своей учебы вместо того, чтобы постараться что-либо изменить в себе.

Причиной ненависти со стороны одноклассников могут стать доносы ребенка учителям. Практически в каждом классе учится настоящий ябеда, который при первом удобном случае с удовольствием закладывает всех своих друзей школьному руководству. Класс должен быть единым коллективом. Больше всего дети ценят в своих друзьях преданность.

Если кого-то из учащихся замечают в кляузничестве, его немедленно заносят в список настоящих предателей. К сожалению, нередки случаи, когда против таких доносчиков одноклассники пускают в ход не только оскорбления, но и кулаки. Детям кажется необходимым проучить ябеду, чтобы впредь он изменил линию своего поведения. Учителя, конечно, должны пресекать любое рукоприкладство в классе и за его пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников.

Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном случае стараются указать остальным ребятам на свое место. Такое высокомерное поведение ребенка моет вылиться в серьезный конфликт, и обидчик будет непременно наказан. Тем более, что всегда двоечников гораздо больше отличников, а они всегда друг за друга горой.

Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам. Конфликтная ситуация подогревается еще и учителями, которые прилюдно начинают хвалить одних и стыдить других.

Кроме того, отличники обычно не любят давать списывать, а, значит, автоматически записываются двоечниками в личные враги. Некоторые ребята умудряются даже подставлять отличников. Например, можно незаметно подменить контрольную работу зазнайки либо прилюдно осмеять его прямо посреди урока.

Также идут в ход различные насмешки – приклеить на спину лист бумаги с обидными словами, неожиданно убрать стул прямо из-под своего недруга, подложить на сиденье пирожок с повидлом – список различного рода шуток неиссякаем и зависит лишь от бурной фантазии ребенка.

Тем не менее, далеко не всегда отличники становятся изгоями класса. Некоторые ребята умудряются хорошо учиться, и при этом уделять достаточно внимания своим школьным друзьям. Двоечник всегда оценит, если одноклассник постарается ему помочь подтянуть все хвосты. Несмотря на юный возраст, ученики уже хорошо умеют по-настоящему ценить преданность и хорошее отношение к себе.

Если конфликт происходит прямо во время урока, учитель всегда вмешается в ситуацию и угомонит разбушевавшихся одноклассников. Но как быть, если драка происходит за пределами школы? Ученику могут нанести настоящие увечья, а разнять дерущихся школьников будет некому. Чаще всего, во время таких стычек наблюдается тенденция невмешательства одноклассников.

То есть ученики будут стоять и молча наблюдать картину, как их сверстники дерутся. Родителям все время следить за своим чадом практически нереально, тем более, если школьник учится уже в старших классах. Именно поэтому необходимо с раннего детства вложить в своего ребенка правильные понятия о жизни, научить его, как необходимо дружить и находить общий язык со своими сверстниками.

Конфликты ученик – ученик в школе происходят из-за чего угодно. Кто-то косо посмотрел, одноклассник увел девушку либо не дал списать во время контрольной – причины разногласий между учениками могут быть такими же, как и во взрослой жизни. В школе можно враждовать с некоторыми учениками, но также и обрести друзей на всю оставшуюся жизнь. Главное – несмотря ни на что, всегда оставаться человеком и стараться помогать своим одноклассникам в трудную минуту.

Конфликт меду учениками – довольно частое явление. Родителям необходимо обязательно научить свое чадо, как с достоинством выходить из подобных ситуаций, чтобы еще больше не усугубить конфликт.

Мир детских взаимоотношений сложен и противоречив, и очень грустно, если родители смотрят на жизнь ребенка в школе сквозь розовые очки. Приходится признать, что помимо дружбы, общих интересов и увлечений в детском и юношеском коллективе существуют обиды , неприязнь, споры и конфликты. Попробуем разобраться, почему возникают неприятные ситуации, что служит пусковым механизмом, в чем может заключаться помощь взрослых людей и, что немаловажно, когда именно родителям стоит вмешаться в конфликт. Итак, обо всем по порядку.

Что такое конфликт

Конфликты в школе, виды и решения

Мы привыкли к негативному смыслу понятия «конфликт» и обозначаем этим словом вражду и противостояние людей из-за несхожести и несовпадения их интересов, целей и норм поведения . Именно о таком деструктивном виде конфликта мы и поговорим сегодня. Однако справедливости ради надо отметить, что существует и другое определение, в соответствии с которым конфликт представляется важным компонентом развития общества и не приводит к негативным результатам. Это конструктивный конфликт, результатом которого является приобретение всеми заинтересованными сторонами ценного позитивного опыта, очень важного для дальнейшего развития.

Школьное сообщество – это определенный социум, нормальная жизнь которого невозможна без конфликтов и столкновения интересов. Чаще всего возникают конфликты между учениками, а также между учителем и учеником. Реже встречаются конфликты между родителями ученика и учителем. Разберемся, в чем же их особенности.

Конфликт «ученик – ученик»

Конфликты в школе

Причинами развития такой ситуации могут быть обиды, обман, оскорбления , соперничество за авторитет, личная неприязнь или, напротив, симпатия, но безответная. А еще дети часто недолюбливают «учительских любимчиков».

К счастью, чаще всего дети сами разрешают конфликты между собой, тем самым постепенно накапливая опыт общения в коллективе. Но все же помощь взрослых порой бывает очень даже нужна. Однако надо по возможности давать ребенку уроки самостоятельности , поэтому вмешиваться в конфликт не следует до тех пор, пока он полностью не разрешится. Исключение могут составить разве что совершенно экстраординарные случаи, когда без вмешательства старших ситуация буквально заходит в тупик.

Обычно бывает достаточно спокойно поговорить с ребенком, объясняя ему, что в жизни подобных столкновений интересов бывает предостаточно, и надо научиться находить оптимальные пути решения проблемы. Очень важно в доверительной обстановке дать школьнику возможность понять мотивы поведения его оппонента, замечательно, если он сумеет поставить себя на его место и понять, что двигало противником. Тогда в будущем школьник сумеет сделать выводы и научится улаживать конфликты без взаимных оскорблений и обид.

Конфликт «ученик – учитель»

Конфликты в школе

В конфликтах такого рода основную роль играют сложившиеся взаимоотношения между преподавателем и школьником , к тому же видятся они едва ли не каждый день и от данного вида общения никуда не деться. Причиной конфликтных ситуаций может стать чувство неполноценности и недооцененности ученика либо, напротив, его грубость и непослушание. С другой стороны, ученика могут не устраивать завышенные требования учителя, его непостоянство в этих самых требованиях, а также невыполнение учителем своих собственных обещаний.

В таких ситуациях решение проблемы ложится на плечи взрослых людей. В любом случае мудрость старших должна привести к тому, что конфликт не разовьется в серьезную проблему, родители и учитель должны суметь уловить момент назревания конфликта и сделать все возможное для его погашения в самом начале.

Даже если ребенок неправ, даже если он манкирует своими ученическими обязанностями, плохо учится и не выполняет задания, ни в коем случае нельзя повышать на него голос, потому что это вызовет ответную негативную реакцию. Про командный тон лучше забыть. Все дело в том, что непослушного и неконтролируемого ребенка, как и неуверенного в себе и робкого, можно вдохновить на хорошую учебу исключительно верой в его способности и постоянной готовностью прийти на помощь. А самое важное – взрослые обязаны уметь слушать и слышать ребенка, ведь ни один конфдикт не развивается беспочвенно, на все имеются свои, порой глубоко скрытые причины.

Школьные конфликты


школьный конфликт дисциплина ученик

Введение

Понятие школьных конфликтов

Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика

Заключение

Список литературы


Введение


Школа - это важная ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, "являются обычным делом для школы". Основные поводы для конфликтов между учениками - грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого "подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…".

Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку.

Второй центральный конфликт "ученик - учитель". Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при оценке знаний; 4) завышенные требования.

Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление.

Целью данной работы будет изучение конфликтов в школьной среде.

В процессе ее достижения предполагается решение ряда задач:

рассмотреть понятие школьных конфликтов;

изучить уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностику;

Объектом данной работы являются конфликтные ситуации в процессе обучения.

Предметом, соответственно, будет значение и роль конфликтных ситуаций.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.


1. Понятие школьных конфликтов


Конфликт - чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни - между людьми, социальными группами, классами, государствами.

Конфликт (лат. coflic us - столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др.

В книге Чарльза Ликсона "Конфликт. Семь шагов к миру" приводится такое определение конфликта: "Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней мере, два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы".

Так, например, межличностный (межгрупповой) конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых (взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.

Мы в своей работе рассмотрим школьный конфликт. Конфликт в школе - явление многоплановое.

В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов "лидируют" мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18.9% юношей и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц.

Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы. Отправив детей в школу, некоторые родители вздохнули с облегчением: можно и отдохнуть, ведь теперь львиная доля забот о воспитании ляжет на плечи педагогов. Но расслабляться не стоит. Очень скоро у ребят появляются новые проблемы, одна из которых - школьный конфликт, без которого не обходится ни один учащийся. А у учащихся 1, 5 и 10 классов они просто неизбежны в силу того, что происходит процесс адаптации на новой ступени обучения.

Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. Первую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.

Период №1:

Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни, происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную, меняется его социальная позиция. Из ребенка он превращается в школьника, возникают новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация в школе может длиться от нескольких месяцев до 1,5 года.

Только ученик привык к новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период.

Период №2:

Ученик переходит в 5-й класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учителя начальных классов, как правило, опекают своих ребят, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.

Период №3:

В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема. Нужно решить, куда идти после 9-го класса: продолжить учебу в школе, и какой выбрать профиль или поступить в какое-то другое учебное заведение? Таким образом, для многих молодых людей 9-й класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь со всеми ее заботами и проблемами.

Период № 4:

Окончание школы, выбор профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, школа, обеспечивая базовое образование, еще недостаточно готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтный: неудачи, срывы и проблемы.

Во вторую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками. Чаще всего мотивационные конфликты возникают по причине учеников из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. О чем чаше всего говорят в учительской? Конечно же, об учениках: "Они не хотят учиться! Они ничего не умеют и ничего не понимают! Не слушаются!" Нетрудно догадаться о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, о несправедливых оценках, неуважении к ученикам. Конечно же, учителя устают, а ребята не хотят учиться.

Третью группу конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей друг с другом, учителей и администрации. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.

Итак, мы убедились, что школьная жизнь насыщена педагогическими конфликтами. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, часто конфликтуют группа мальчиков и девочек и т.д. Поэтому каждому необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения.

В конфликте необходимо выделять субъекты конфликта (участников), вторым элементом является объект, вызывающий данную конфликтную ситуацию. Определить его в каждом конкретном случае крайне не просто. Чтобы люди могли вступить в конфликт, они обязательно должны действовать. Для того чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение целей. Такие действия называют инцидентом. Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.

Школьные конфликты очень разнообразны и почти не поддаются классификации.

Очень трудно найти критерии, по которым их можно было бы объединить в определенные однородные группы. Школьный конфликт почти всегда индивидуален, так как мы имеем дело с еще неустоявшейся психикой ребенка, и поэтому невозможно предугадать, в каком направлении развернется течение конфликта.

Существуют различные уровни развития конфликтных ситуаций, подробнее их мы рассмотрим во втором параграфе.


2. Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика


Выделяют следующие уровни развития конфликтных ситуаций:

Низкий уровень - деструктивный: школьник неверно воспринимает ситуацию рассогласования как конфликтную, в оценке конфликта наблюдается неправильное соотношение объективного и субъективного, налицо ложный конфликт; гибкость ума отсутствует; мотивации конфликта сопутствуют неуправляемые чувства гнева, ненависти, раздражения, злобы.

Тенденция вступления в конфликт актуализируется во всех случаях разногласия с оппонентом, при этом природа конфликта не принимается во внимание; конфликтное поведение реализуется в одном стиле соперничестве, отсутствие умений и навыков управления конфликтной ситуацией делает этот выбор устойчивым.

Средний уровень - непродуктивный: в анализе и оценке ситуации противоречия у школьников непоследовательно проявляется адекватное понимание конфликта; ситуативно (референтность оппонента) гибкость ума позволяет объективно воспринимать ситуацию как конфликтую или неконфликтную и находить оптимальные модели дальнейшего конфликтного поведения; эмоциональный фон - обида, нетерпение, чувство ущемления собственного достоинства; предпочитает не вступать ни в какие конфликты, от споров уходит, из стилей поведения в конфликтной ситуации выбирает приспособление.

Высокий уровень - продуктивный: школьник понимает причины и содержание ситуаций рассогласования, отличает предметные и непредметные конфликтные ситуации, может сформулировать объект конфликта; сознательно управляет конфликтом, использует оптимальный подход к выбору конфликтных стратегий; успешно контролирует отрицательные эмоции; с желанием проявляет в отношениях с окружающими коммуникативные и альтруистические эмоции; охотно отстаивает свои интересы в конструктивном споре, внимателен к эмоциональному благополучию оппонента.

Есть разные способы диагностики уровня конфликтности личности. В качестве примера мы приведем следующий тест.

Выберите один из трех предлагаемых вариантов ответа на вопросы и запишите его, например, в таком виде: 1 - А, 2 - Б, 3 - В.

Вы склонны к доминированию, то есть Вы подчинить своей воле других?

Б - Иногда.

Знаете ли Вы тех людей в коллективе, которые Вас побаиваются, а возможно ненавидят?

Б - Затрудняюсь ответить.

Кто Вы в большей степени?

А - Умиротворяющий.

Б - Принципиальный.

В - Предприимчивый.

Часто ли Вам приходится выступать с критическими суждениями?

А - Часто.

Б - Периодически.

В - Редко.

Что для Вас было бы на первом месте, если бы Вы возглавили новый коллектив?

А - Создал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в нее целеобразности.

Б - Изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами.

В - Советовался и общался бы с людьми.

Г- Начал бы размышления о монархии в России или как на Руси хорошо живется

В случае неудач, какое для Вас состояние наиболее характерно?

А - Пессимизм.

Б - Плохое настроение.

В - Обида на себя.

Вы отстаиваете и соблюдаете традиции Вашего коллектива?

Б - Скорее да.

Готовы услышать горькую правду о себе, сказанную в глаза?

Б - Скорее да.

Какие качества Вы стараетесь изжить в себе?

А - Раздражительность.

Б - Обидчивость.

В - Нетерпимость к критике в свой адрес.

Кто Вы в большей степени?

А - Независимый.

Б - Лидер.

В - Генератор идей.

Каким человеком считают Вас друзья?

А - Экстравагантным.

Б - Оптимистом.

В - Настойчивым.

С чем Вам чаще всего приходится бороться?

А - Несправедливостью.

Б - Бюрократизмом.

В - Эгоизмом.

Что для Вас наиболее характерно?

А - Недооценивание своих способностей.

Б - Объективная оценка своих способностей.

В - Переоценивание своих способностей.

Что приводит Вас к столкновению и конфликту с людьми?

А - Излишняя инициативность.

Б - Излишняя критичность.

В - Излишняя прямолинейность.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество набранных Вами баллов, используя приведенную далее таблицу. Отметим, что наиболее высокий уровень конфликтности предполагает наличие черт характера, обусловливающих продуцирование конфликтов, использование конфликтогенов общения и, безусловно, повышение конфликтности отношений в коллективе.

17 баллов - очень низкий уровень конфликтности.

20 - низкий уровень конфликтности.

23 - уровень конфликтности ниже среднего.

26 - уровень конфликтности несколько ниже среднего.

29 - средний уровень конфликтности.

32 - уровень конфликтности несколько выше среднего.

35 - уровень конфликтности выше среднего.

38 - высокий уровень конфликтности.

42 - очень высокий уровень конфликтности.


Признать существование конфликта. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с подростком по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, дети страдают, а открытого признания его нет. Каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого. Однако, совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить "с ходу" целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

Согласовать процедуру разговоров. Определить, где, когда и как начнутся "переговоры", т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.


Заключение


Конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален. И здесь значение имеет педагогическое мастерство и такт учителя, или руководителя, его гражданское лицо, а также его авторитета в глазах учащихся. Еще ни один человек, не обладавший уважением учащихся, не смог ликвидировать конфликтную обстановку или же ликвидировать конфликт.

Конфликт нельзя ликвидировать с помощью волшебной палочки. Тем более конфликт детский, так как он основан в основном на эмоциях, которые в детском возрасте у детей очень сильны: они вытесняют голос рассудка. Эмоции дают установку на определенный тип отношения, и с этим трудно справиться. Конфликт можно погасить, доказывая оппоненту, что его соперник - достойный человек, что он обладает большими достоинствами, что ему трудно, как и тебе, что он переживает по поводу случившегося. Иногда при этом будет внешнее согласие при внутреннем: "Ничего, переживет и не только это еще переживет". Понимание, что другой страдает, в данном случае может вызвать не чувство сострадания к нему, а чувство удовлетворения.

Если же школьные конфликты становятся нормой, то лечить надо не психологией, а режимом и дисциплиной. "Школа без дисциплины, что мельница без воды" - отмечал великий чешский педагог Я.А. Коменский. На первых порах надо привести массу, пораженную "демократией", в норму. Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками, между учениками и педагогами, если не научимся бесконфликтно жить в школьной среде.

Прежде всего, надо начинать с себя. Здесь возможна профилактика, в том числе и психологическая: надо учиться слушать другого, видеть себя глазами другого, уметь чувствовать за другого, уметь решать бесконфликтно вопросы, прийти к общему мнению, уметь правильно спорить.


Список литературы


1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991.

Чарльз Ликсон "Конфликт. ... Семь шагов к миру. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997 - (Серия "Гений общения").

3. Атаянц Н.Г. Психология конфликтов в средней школе: Моногр. - Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2002. - 124 с. - Библиогр.: 134 назв.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 211-212.

Н.М. Коряк и Ф.М. Бородкин и "Внимание, конфликт". СПб., 1994.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.