Жостовская роспись. Жостовская роспись раскраска для начинающих, картинка

Жостовская роспись – русское народное изобразительное искусство, определяющееся в росписи металлических подносов. Раскраска перекликается с тагильской росписью, хотя, по сути, является поздним ответвлением от нее к началу 19 века.

Первая самостоятельная мастерская была создана примерно в 1825-ом году Осипом Вишняковым в селе Жостово в Московской области. Он занимался изготовлением разнос из папье-маше и металла с использование лаков, а наряду с ним существовала мастерская по «переделке подносов» Ивана Митрофанова. По цепочке начали открываться новые мастерские. Ремесло по производству подносов имело свои спады и подъемы. Дело в том, что с приходом советских устоев, рисунки часто подвергались упрощению, что не очень хорошо сказывалось на самих работах, ведь от мастеров требовалось повторяющаяся стилистика орнамента, что не являлось принципом именно этого прикладного искусства. Сейчас ситуация остается на стабильном уровне.

По сей день ведется массовое производство подносов расписанных этой техникой, в современном искусстве чаще поддерживаются и развиваются старые традиции древних ремесел. Неудивительно, что роспись подносов из Жостово процветает, так как созданная годами техника разрисовки поистине завораживает объемными шедеврами.


Характерные признаки

Декоративная роспись подносов жостовскими мотивами — это великолепные цветочные букеты, чаще всего на черном или красных фоне. Техника сопровождается полной импровизацией, в основном большие распущенные цветы и широкие листья. Цветы не повторяются в точности как в природе, но имеют основное строение натурального цветка, тем самым создавая грань между реальностью и вымыслом, добавляя больше нежности и яркости цветочных букетов. Реже, но все же встречаются птицы и животные, а также силуэты посуды и людей

В старинные времена преобладали золотые и серебристые цвета, сейчас работы набрали ярких красок.

Для изготовления подносов используют сталь. Перед началом росписи изделие нужно подготовить к работе. На подносы наносят грунт, шлифуют, лакируют черным цветом несколько раз. Каждый слой сушат.

Техника рисования композиций

Чем рисуют такое чудо? Для росписи используют такие материалы, как краски на масляной основе, кисти натуральные, золотая паста, заготовка металлического подноса, лак, льняной масло для исправления ошибок, ну и сопутствующие инструменты — стаканчик для вод, линейка и палитра для смешивания красок.

Рисунок наносят прямо на фон поэтапно. Композиции могут представлять собой букеты или располагаться по краям подноса. Как рисовать и и какие цвета можно использовать? В жостовской росписи используют многие цвета, в основном красные, розовые, синие, зеленые и обязательно нужен будет белый и черный цвета для полного завершения картины, придавая объем лепесткам.

Первым этапом работы будет так называемая «замалевка» . Используется широкие мазки главных цветов, это основа для будущих цветков и листьев.

Затем рисуются тени коричневым или более темным оттенком, вместе с тем с другой стороны высветляем более светлым оттенком. Фото ниже.

Вот еще фото вариантов цветов, которые можно включать в работу. Цвета варьируются мастером, в зависимости от пожеланий. На этом рисунок не заканчивается, работы еще много, ведь данный вид росписи должен выглядеть объемным и красочным. В дальнейшем наносятся блики, штриховки на листьях и на фоне, прожилки и ажурные края. Самый ответственный шаг в работе — «прокладка» : плотное корпусное письмо. Формы букета обретают плоть, акцентируются, осветляются, реализуется контрастный или более гармоничный цветовой строй всей композиции. С помощью тонких мазков, композицию собирают в единый букет. Поднос в конце работы обрамляют геометрическими узорами золотой и белой краской.


Стиль жостовских подносов отлично дополнит декор кухни, просто шикарно смотрится и может быть преподнесен как сувенир на память друзьям из других стран. Сервировка стола с такими подносами добавят красочности и теплоты в любой дом. Картинки подносов с красным и другим фоном с преобладанием золотых рисунков.

Краткая справка

Искусство Жостово

Жостовская роспись - русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Возник в начале XIX в. главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.

Классический стиль жостово предполагает несколько цветочных композиций:

Букет в раскидку

Венок

Ветка с угла

Букет собранный

Мастера жостово используют маслянную краску. Техника жостово бывает двух видов: станковая и лессировочная.

Многие не знают что такое жостово. В наши дни это искусство осовременилось и обретает не стандартные подходы к росписи. Нанести роспись можно куда угодно. Например, я сделала роспись в стиле жостово .

Это будет стильно, ярко и неординарно. А можно сделать близким необычный подарок своими руками. Уверена, они будут в восторге и даже полюбопытствуют, что это такое.

_______

Техника жостовской росписи

Нам понадобиться:

1) Краски масляные

2) Льняное масло

3) Пинен (разбавитель №4)

4) Кисти: кисть синтетика круглая (№8, №10), колонок (№2)

6) Палитра (не бумажную)

Нет палитры? - воспользуйтесь блюдцем или керамической плиткой.

Перед началом работы по поверхности стоит пройтись тонким слоем Льняного масла, для достижения наилучшего эффекта !

Итак, как рисовать жостовский букет ?

Замалевок

Разбеленными красками намечаю общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен.

Очень важно сначала работы определиться с композицией. Обязательно должно быть большие бутоны цветов, средние и маленькие - это очень важно не только в жостово .

Если сложно составить композицию самому, то можно взять за основу именно эту, представленную автором.

Тенёжка

На просохший замалевок лессировочными красками наношу тени. Этот прием погружает букет в глубину тона, что очень важно в дальнейших этапах.

Что такое лессировочными красками? - полупрозрачные краски.

Бликовка

На этом этапе делаю наложение бликов. Этим самым выявляю объем и свет, завершает лепку форм.

Чертежка

Этим приемом быстро и легко очерчиваю лепестки и листья, семена в чашечках цветов.

Сначала можно потренироваться на палитре. В любом случае всегда можно намотать на черенок кисточки тряпочку, пропитанную разбавителем, и стереть неудачный штрих.

Замалевок

Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

Тенежка

На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. Сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.

Прокладка

Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.

Бликовка

Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.

Чертежка

Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.

Привязка

Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Орнамент

Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключённого в золочёную рамку. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать, как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса. Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.

Жостовская роспись и её техника письма как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Начинается жостовская роспись с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Иногда живопись, она же жостовская роспись светится особым мерцающим светом. Это мастер использовал в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос. Ярко выразительны средства искусства Жостово. Ему присущи своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта.

Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.

Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы - как реальные, так и рождённые фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами - эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.

Этот вид росписи, получивший название в честь подмосковной деревни, известен по всему миру. Даже далёкие от искусства люди безошибочно отличат жостовский поднос в многообразии народных промыслов. Букеты из цветов , ягод и фруктов, словно взрыв, появляются из тёмного фона, переливаются множеством красок и готовы вот-вот исчезнуть. Поймать это прекрасное мгновение и запечатлеть с помощью мягких кистей и красок - в этом и состоит мастерство художника.

Расписной поднос надолго останавливает взгляд, заставляя рассматривать каждый лепесток, прослеживать изгибы веточек и травки, угадывать среди цветов изящные фигурки птиц. Наблюдать за работой живописца можно бесконечно: движения его руки точны и ловки, а из-под послушной кисти мгновенно расцветают бутоны. Кажется, жостовская роспись подносов не представляет труда. И это действительно было бы так, если б работе не предшествовали годы обучения и развития навыков.

Приобщиться к творчеству жостовцев поможет поэтапное описание работы над росписью. Возможно, в каком-то из шагов и спрятан главный секрет мастерства?

Подносы обычных форм (круглые и прямоугольные) изготавливаются из листового железа, с помощью станков. Листы разрезаются , прессуются, затем на них выдавливаются бортики и тщательно загибается острый край. При создании уникальных форм используется ручной труд коваля - кузнеца, работающего с холодным металлом.

Готовые подносы отправляются в цех шлифовки и грунтовки, где их покрывают несколькими слоями грунта и просушивают. Грунт придаёт цвет фону, чаще всего он чёрный. Очень парадно смотрятся красные или зелёные фоны.

Наконец, поднос попадает в цех раскраски . У художника не бывает образца, жостовский букет создаётся только фантазией.

Следующий этап - орнаментовка или «уборка». Тонкой кистью наносится орнамент вдоль бортиков, что завершает композицию. Это делает другой мастер, чья рука привычна к мелкой и точной работе.

В заключение поднос отправляют на покрытие несколькими слоями специального лака. В результате он становится гладким и блестящим.

Галерея: цветы из Жостово (25 фото)




















Жестовская роспись для детей и взрослых

Оторвав чадо от компьютера, необходимо тут же предложить ему другую поглощающую деятельность. Раскраска подносов, подогреваемое рассматриванием фотографий готовых изделий, может надолго увлечь и ребёнка, и взрослого любителя рисования.

Сделать поднос в домашних условиях, конечно, трудно. Но освоить технику жостовской росписи и получить наслаждение от творчества доступно каждому. Яркий узор украсит разделочную доску , деревянную посуду, ёлочный шар или пасхальное яйцо. Но начать следует с тренировки - рисования на бумаге.

«Жостовская роспись» раскраска, выпускаемая книжной промышленностью, также может быть использована для обучения дошколят. Контуры здесь уже собраны по законам композиции или представляют отдельные элементы. Но увлекаться ею не стоит: принципы раскраски противоречат свободному духу жостовского узора.

Материалы и подготовка

Тренировать навыки каждого шага работы над росписью придётся долго, поэтому сначала ребёнок может использовать акварель, гуашь и обычные альбомы для рисования. Позже переходят на силуэты подносов, вырезанные из чёрного картона.

Когда основные элементы усвоены, можно приобрести разделочную доску или формы из папье-маше, на которые будет наноситься рисунок. Их покупают в художественных салонах или изготавливают самостоятельно. На фабрике в Жостово, в т. ч. через интернет, можно купить подносы-заготовки для росписи. Менее затратным приобретением станет обычное оцинкованное ведро или таз. Опасение испортить дорогостоящие изделия повысит ответственность начинающего художника перед каждым мазком.

Деревянные и бумажные изделия грунтуют специальными составами, подбирая цвет фона. Металлические предметы обезжиривают, зачищают и покрывают грунтом по металлу (удобно использовать аэрозоли чёрного или красного цветов). Особенно тщательно зачищаются предметы, бывшие в употреблении, так как жостовская роспись требует идеально гладкой поверхности.

Для работы используют масляные краски, их советуют смешивать с глянцевыми лаками, чтобы добиться выразительного изображения. Достаточно купить основные цвета:

  • краплак красный;
  • кобальт синий;
  • кость жжёная;
  • охра светлая;
  • изумрудная зелень;
  • титановые белила.

Для обучения подойдут недорогие наборы, но следует знать, что свойства масляных красок сильно отличаются в зависимости от состава. Для разведения краски понадобится льняное масло или скипидар.

Расположение жостовских цветов на бытовом предмете должно соответствовать форме украшаемого сосуда. На доске или ведре можно изобразить букет, а на бортиках миски или тарелки — бесконечную гирлянду из цветов.

Жостовская живопись - многослойная. Накладывание слоёв краски от тёмного к светлому создают объем и выпуклость рисунка. Разумеется, каждый слой наносится после полной просушки предыдущего.

Сначала следует освоить основные этапы создания изображения:

Анализируя готовые изделия, нужно обращать внимание на композицию, основные формы и стараться воспроизвести их в виде цветовых пятен . Делать карандашный набросок не рекомендуется, привязка к линиям только повредит работе воображения.

Элементы жостовской росписи

Обучение следует начать с простых, однократных мазков (листок). Соединяя три листка, получают «трилистник». Два зелёных мазка и один красный составляют бутон. Бутон сажают на стебелёк и окружают листиками - получается «веточка».

На следующем занятии осваивают широкие мазки, из которых составляются крупные цветы (розы и георгины), средние (маки, колокольчики, анютины глазки).

Нет задачи в точности воспроизвести цветок: изображение растений на жостовском подносе творческое, фантазийное и напоминает натуру только отдалённо.

Обучение и применение

Заметив увлечённость ребёнка рисованием, можно отдать его на специальные курсы жостовской росписи для детей. Лучшие из них , в том числе и для взрослых, проводятся в самом Жостово. Область применения знаний довольно широка. Кроме традиционных подносов, в стиле Жостово расписывают ткани, ногти, автомобили, создают модный дизайн кухонной мебели и стен.

Народные промыслы, связанные с изображениями цветущих растений, символизируют вечную жизнь, воскресение, любовь и радость. Любая мечта или пожелание могут быть выражены элементами росписи. Получившему жостовский букет от художника останется только разгадать послание, написанное таким необычным, ярким письмом.

Поражая разнообразием и разноцветьем, расплескиваясь на черной или цветной глади роспись образует яркие цветочные узоры, украшенные тончайшими деталями. Изысканные розы и алые маки, простые ромашки и трогательные васильки, помпезные пионы и лучистые астры сочетаются с неизвестными, но от этого не менее прекрасными цветами. Птицы и бабочки, различные ягоды и фрукты выглядят как живые на таких простых и обыденных предметах, как подносы. Сколько не ищи, не найдешь ни одного одинакового подноса - каждый из них уникален! Откуда к нам пришло подобное искусство, как делают такие прекрасные вещи, где можно взять уроки жостовской росписи? Об этом и об особенностях росписи по металлу, характерных для мастеров из подмосковного Жостова, расскажет эта статья.

История возникновения лаковой живописи

Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.

Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.

Как лаковая роспись попала в Россию?

Европейские купцы в XVI-XVII веках, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили прекрасные образцы расписных лакированных изделий к себе на родину. Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных по форме и назначению восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских государств начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.

Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.

Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу.

Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу

Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше - табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.

С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали изготавливать предметы из папье-маше, а перешли на производство и роспись металлических подносов.

Близость к столице позволяла промыслу обходиться без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также по приемлемым ценам закупать необходимые материалы.

История развития промысла

Начиная с 30-х годов XIX века изготавливать и украшать лаком металлические подносы стали практически во всех окрестных деревнях. В это время жостовская роспись переживала пик своей популярности. В послереволюционные годы спрос на продукцию жостовских мастеров резко снизился, что привело к объединению разрозненных художников в небольшие профессиональные артели.

В 1928 году все небольшие артели из Троицкого, Новосильцева, Жостова и других окрестных селений объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с управляющим центром в Жостово.

Наиболее тяжелым временем для жостовской росписи, как и для большинства других народных промыслов, стали 40-50-е годы прошлого века. Именно в это время значительно уменьшился выпуск подносов, но в несколько раз увеличилось производство несвойственных промыслу детских товаров. Жостовская роспись для детей - это маленькие деревянные и металлические подносики, ведерки и лопатки, украшенные отдельными элементами.

Современная история

Хрущевская «оттепель» внесла позитивные изменения в жизнь промысла. В 1960 году артель «Металлоподнос» была реорганизована и получила свое сегодняшнее название — Жостовская фабрика декоративной росписи. Внимание со стороны правительства, активная совместная работа мастеров и ученых, участие на различных как отечественных, так и зарубежных выставках позволили промыслу выйти из многолетнего кризиса.

Особенности становления

Как уже говорилось, жостовская роспись развивалась под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Но жостовские мастера, первоначально обрабатывавшие и украшавшие различные предметы из папье-маше, сумели перенести все свои технологические находки на металлические подносы. Для их грунтовки они использовали собственные составы, а также особенные копаловые лаки.

Не меньшее влияние на развитие промысла оказал и расположенный неподалеку центр лукутинской лаковой миниатюры. На дальнейшее стилистическое становление жостовской росписи оказали влияние ростовская финифть и цветочные мотивы ивановских ситцев, а также росписи по фарфору, выполнявшиеся на подмосковных фабриках.

Из чего и как делают подносы?

Современные жостовские подносы производятся двумя способами: методом штамповки и ковки.

Из обычного листового железа на специальных механических прессах делают заготовки для подносов стандартных форм и размеров. Затем на электрическом прессе посредством специальных пресс-форм и комбинированного штампа проводят закатку краев - бортовку. А чтобы борта подноса стали жесткими, выполняется их вальцовка.

Художники жостовской росписи могут работать не только со стандартными формами подносов. На их выбор существует 26 типовых форм, из которых подбирается наиболее соответствующая замыслу. Затем, если она уникальна, за дело принимается коваль (кузнец), изготавливающий кованый поднос. Для этого из нескольких металлических листов ручными ножницами вырезается скобка, которая в последующем, под воздействием молота, вытягивается и выбивается. При закатке в края подноса вкладывают специальную проволоку, которая обеспечивает его прочность, а затем сам край выравнивают молотом.

Как подносы готовят к росписи?

После того как подносы обрели форму и были завальцованы, их грунтуют с обеих сторон замазкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. Как только загрунтованный поднос высушится в специальном шкафу, мастер-грунтовщик шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой замазки. Раньше поднос покрывали в два слоя черным грунтом, состоящим из каолиновой глины, керосина, голландской сажи и растительного масла. Каждый слой обязательно высушивался и шлифовался. Сегодня традиционный способ грунтовки не применяется, вместо него используется наносимый из пульверизатора коричневый фабричный грунт. После просушки загрунтованный поднос шпаклюют и высушивают. Затем зашпаклеванный поднос вручную шлифуется пемзой.

Только после этого на поднос наносится черная краска на скипидарной основе, а после очередной просушки его покрывают в 2-3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передают художнику на роспись.

Как делают цветные фоны на подносах?

Жостовская фабрика декоративной росписи, кроме подносов с традиционным черным фоном, выпускает изделия, на которых имеются красные, синие, зеленые и голубые фоны. Для их создания на поверхность подноса наносят тонкий слой светлого лака. Пока он не просох, присыпают его бронзовым или алюминиевым порошком. После того как металлизированный фон просохнет, его окрашивают лессировочными красками нужного цвета, благодаря чему получается интенсивный и насыщенный, но и одновременно мерцающий, как бы просвечивающий, фон.

Роспись по цветному фону требует изменения как колористических особенностей, так и технических приемов. Так, блики лишь слегка обозначаются, а тени немного прорисовываются.

жостовских подносов

Жостовские мастера выполняют роспись специальными беличьими кисточками и масляными красками, разведенными скипидаром и льняным маслом. Каждый художник одновременно работает над несколькими произведениями. Для выведения орнамента используется белая краска с лаком (гульфарба), присыпаемая порошком из алюминия, либо так называемое твореное золото - разведенный в скипидаре или прозрачном лаке золотой порошок.

Жостовская роспись выполняется в два этапа: замалевка и выправка. На этапе замалевки художник широкой кистью прорисовывает основной силуэт композиции на рабочей поверхности подноса. Для ее выполнения используются разбавленные (разбеленные) краски. Затем поднос с нанесенной замалевкой просушивается в течение 12 часов в

После этого мастер приступает к выправке и прорисовывает светлые места, накладывает цветные тени и прописывает блики, которые придают объем композиции. Тычинки цветков и прожилки листочков вырисовываются тонкими линиями. Крупные элементы жостовской росписи, такие как большие цветы, связывают с более мелкими стеблями, травинками и другими частями композиции. Самым последним наносят орнамент на борта.

Законченную работу трижды полируют бесцветным лаком и просушивают в печах, после чего вручную отполировывают поверхность до зеркального блеска.

Основные мотивы росписи

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов, в которых ритмично чередуются большие садовые и более мелкие полевые цветы. Как правило, основу композиции составляют несколько крупных цветов, таких как роза, астра, пион, георгин или тюльпан, окруженные россыпью небольших цветов и бутонов и связанных между собой тонкими стебельками, веточками и листиками. Кроме крупных садовых цветов, некоторые художники выводят на первый план композиции скромные фиалки, ландыши, вьюнки или анютины глазки.

Букеты как садовых, так и полевых цветов могут дополняться изображением фруктов, ягод, птиц и бабочек. Иногда живописцы изображают на подносах только натюрморты из фруктов или грозди ягод, таких как рябина.

Кроме цветочных композиций, создается и сюжетная жостовская роспись, фото которой вы можете увидеть ниже. Как правило, она изображает сценки из жизни простых людей, пейзажи, ландшафты, а также лошадиные тройки. По большому счету, жостовская роспись (картинки представлены в статье) - это действительно настоящее искусство.

Выразительные средства жостовского прикладного искусства

Первоначально композиции для подносов заимствовались из живописных полотен, но вот их интерпретация у каждого художника была своя. Сегодня мастера реализуют ставшие уже классическими композиции, но и стремятся найти новые.

Следует отметить, что в каждом произведении жостовской росписи композиции вписаны в плоскость и связаны с формой подноса, в них прекрасно переданы условные глубина и объемность нарисованных объектов. Важным выразительным средством жостовского искусства является ритмическое и цветовое равновесие рисунка.

Можно ли научиться?

Узнать что такое жостовская роспись, как рисовать в этой технике, можно в самом Жостово. На фабрике, изделия которой славятся по всему миру, проводятся экскурсии по музею подносов и мастер-классы по лаковому рисунку. Практически в каждом городе есть туристическое агентство, предлагающее экскурсии на фабрику, где можно увидеть, как делается жостовская роспись. Мастер-класс по ней также предусмотрен программой. Поездку на экскурсию в Жостово можно организовать и самостоятельно, предварительно связавшись с музеем и уточнив часы его работы.